Символ креста в истории культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Осташова, Наталья Владимировна

  • Осташова, Наталья Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 175
Осташова, Наталья Владимировна. Символ креста в истории культуры: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2004. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Осташова, Наталья Владимировна

Введение.3

Глава I. Символ креста в философии и культурологии XX века. 12

1. Понятие символа в философии символических форм

Э. Кассирера. 14

2. Идея символа в русской философии культуры.30

3. Философия и символика креста.40

Глава II. Крест в до- и не- христианских культурах.57

1. Мировое Древо как древнейший прообраз креста.57

2. Виды креста в древнейших культурах.71

3. Значение и использование креста в культуре древних славян.83

Глава III. Трансформация символа креста в христианстве.93

1. Крест как христианский символ: значение и смысл.93

2. Новгородские кресты как пример разнообразия форм и видов христианских крестов.125

3. Символ креста в геральдике и искусстве.137

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Символ креста в истории культуры»

Диссертация посвящена исследованию креста как символа и феномена культуры, многообразию форм, функций и значений, которые он приобретает в разные эпохи у разных народов.

В настоящей работе, являющейся одновременно теоретико-философским и историко-культурным исследованием, символ креста предстает как одно из смыслообразующих оснований человеческой культуры, явленное в различных формах в разные времена, видоизменявшееся и приобретавшее различные значения.

Понятие символа многозначно. Символ можно определить, исходя из сравнения с понятиями знака и образа. Тогда символ можно представить как образ, взятый в аспекте своей знаковости, и как знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. Символ нельзя «расшифровать» усилием рассудка, он неотделим от структуры образа, не существует в качестве некой рациональной формулы, которую можно «вложить» в образ и затем извлечь из него. В рамках такого подхода можно сказать, что отличие символа от знака в том, что для знаковой системы многозначность есть помеха, мешающая рациональному функционированию знака, тогда как символ тем содержательнее, чем он более многозначен. Сама структура символа направлена на то, чтобы представить через единичное явление целостный образ мира. Отличие символов от знаков, в которых означающее более «однозначно» соотнесено с определенным означаемым, и которые поэтому представляют более узкие рамки для постижения и выражения истины, приводит к тому, что символы часто используются для выражения сложных и глубоких истин религиозного и духовного порядка. Смысл символа не дан, а задан и раскрывается в динамике его восприятия. Этот смысл нельзя разъяснить, сведя к однозначной логической формуле, а можно пояснить, соотнеся с работой всей семиотической системы. Отсюда подход, принятый в диссертационном исследовании, предполагает рассмотрение символа креста во взаимосвязи различных отношений с другими символами, анализ различных его функций, выявление многообразия смыслов, которые выражает символ, исходя из семиотической системы, в которой он функционирует.

В истории культуры символ креста явился соединением «верха» и «низа», тленного и вечного планов бытия. Различные формы креста были символом власти и могущества, надежды на спасение во многих древних культурах.

В IV в. крест превращается в официальный символ христианства; все дальнейшее развитие европейской культуры, в том числе и славянских культур, связано с образом креста, получившим распространение в живописи, геральдике, архитектуре, литературе и т.д. О многообразии форм, видов и значений креста свидетельствуют новгородские кресты, которые предстают в работе в качестве отдельно выделенного предмета историко-культурного исследования.

Крест относится к той группе символов, которая связана с визуальными образами. Как таковые, они принадлежат к визуальной системе коммуникации. В визуальных символах форма более непосредственно соотнесена со значением, чем в вербальном языке. Существование визуальной и вербальной систем коммуникации предполагает их взаимодействие, символ в культуре приобретает определенное словесное объяснение, мифологему. Визуальные символы, благодаря непосредственному воздействию на сознание, обладают своеобразной «магией». Неслучайно именно визуальные символы в древнейших культурах представлялись эманациями высших сфер бытия.

В настоящее время интерес к символике обусловлен популярностью геральдических и иных знаков, а также ф распространением рекламы, активно использующей традиционные символы.

Актуальность исследования обусловлена возросшим интересом к символике, символу как предмету философского, историко-культурного, семантического, психоаналитического анализа. В этом контексте исследование креста как одного из важнейших символов, явленного в разных культурах, представляет особый интерес и дает материал для более широких теоретических и эмпирических обобщений относительно роли и функционирования символов в культуре.

Такое исследование имеет и практическое значение. Символ f, креста, играющий важную роль в христианской культуре, вновь возвращается в современную Россию не только в религиозной, но и в государственной функции. Крест все чаще используется в орденах, медалях, эмблемах, гербах и иных знаках власти. Визуальные символы в настоящее время имеют влияние на сознание и поведение людей. В связи с этим возникает философско-культурологическая проблема изучения особенностей символа как феномена культуры и средства коммуникации.

В современном мире, визуальная система коммуникации играет все более важную роль и в культуре повседневности, например, в том, что для многих людей телевизионный экран представляет собой настоящую реальность. Символ креста используется в культуре г» повседневности часто как знак, значение которого существенно обедняется, символ профанируется.

Цель предлагаемой работы - показать историческую значимость и методологическую сложность креста как явления и символа культуры и человеческой деятельности, как формы ориентации человека в мире, обществе и собственной психологии.

Задачей диссертационного исследования является рассмотрение широкого комплекса проблем: от происхождения креста в различных культурах до его полисемантичности, проявившейся в процессе исторического развития культуры. Сложность и многосмысленность символа креста предполагает комплексный подход к его изучению. В предлагаемом диссертационном исследовании он рассматривается как полисемантический, полифункциональный объект, проявившийся в разных формах уже на самых ранних этапах человеческой истории. Это потребовало решения следующих конкретных задач: исследовать крест как древнейший универсальный символ человечества;

- представить эволюцию символа креста в некоторых культурах дохристианского периода истории;

- выявить смысл и значения символа креста в христианских и нехристианских культурах;

- рассмотреть крест как символ, которому может быть приписана способность, позволяющая человеку ориентироваться в мире, как организующий принцип творения мира из хаоса, разграничивающий зоны вселенной;

- исследовать рассмотрение креста в психоанализе, как феномена человеческого сознания и способа организации человеческой психики, как средства, направленного против хаотических порывов духа;

- проанализировать использование символа креста в повседневной, массовой и политической культуре, выявить механизмы его воздействия на поведение людей.

Объектом исследования является эволюция образа креста в истории мировой культуры в ее целостности, взаимосвязи и взаимовлиянии отдельных аспектов. Разные науки обращались к этому объекту, который приобретает разный смысл в зависимости от систем и подходов, в которых он функционирует.

Предметом исследования является крест не как вещь, т.е. физическое явление, а как один из основных и многообразно проявившихся в истории человеческой культуры символов, как культурный феномен, не только воплотившийся в разные времена в культуре разных народов, в различных формах и функциях, но и несущий различное смысловое содержание.

Состояние научной разработанности проблемы

Символ - одно из самых сложных и многозначных понятий, которое было предметом многочисленных исследований и интерпретаций на протяжении истории философской мысли. Особенно большое значение было присуще этому понятию в средневековой философии и теологии. В данной работе понятие символа рассматривается в рамках современной философии и культурологии XX века. В XX веке понятие символа становится одним из основных многообразно интерпретируемых понятий, не поддающихся однозначному определению. Понятие символа в современной философии и культурологии приобретает важное значение для исследования разнообразных феноменов культуры.

Э. Кассирер сделал понятие символа предельно широким. Вся духовная деятельность человека: язык, наука, миф, религия, искусство суть «символические формы», посредством которых человек постигает мир и упорядочивает окружающий его хаос. Символ, по Кассиреру, благодаря сочетанию двух принципов - универсальности и изменчивости - обладает универсальной значимостью, посредством символа происходит всякое оформление духа в его различных проявлениях. Человек в процессе символизирующей деятельности осуществляет познание мира, превращая предметы и явления природного мира в значения. Под познанием Кассирер понимает любую деятельность, за счет которой человек создает себе «мир». Символический подход Кассирера к различным культурным феноменам представляется наиболее плодотворным для исследования собственно символа креста. В отечественной традиции символ был предметом рассмотрения в работах таких разных исследователей как А.Ф. Лосев, П.А. Флоренский, Ю.М. Лотман, М.К. Мамардашвили и др.

Понятие «символ» - одно из самых многозначных в системе семиотических наук. Особенно перспективными можно считать исследования визуальных символов в семиологии Р. Барта и У. Эко. Понятие символа раскрывается через сопоставление со смежными категориями художественного образа, с одной стороны, и знака - с другой.

Лотман считал, что символ определить невозможно, но каждая семиотическая система «знает», что такое ее символ. Символ реально существует только внутри человеческого общения, постижение символа осуществляется в процессе диалога, вне которого можно наблюдать только пустую форму. Символ существует только в соотнесении с человеческим сознанием.

Смысл символа, согласно греческому определению, - быть разделением единого и единением двойственности. Э. Фромм проводит классификацию символов по степени их символичности: конвенциальные, случайные, универсальные. Именно к универсальным символам и относится крест. Как один из основных универсальных символов, крест обладает большими возможностями реализации в различных формах и смысловых вариантах, а также во взаимодействии с другими символами. Именно «простые» символы образуют символическое ядро культуры, и насыщенность ими позволяет судить о символизирующей или десимволизирующей ориентации культуры.

Несмотря на большой объем литературы, связанный с крестом, тема в контексте культурологического анализа является мало разработанной. Как символ в истории культуры, полисемантичный и многофункциональный крест не был предметом анализа. Крест - явление в истории культуры и принадлежит к древнейшим универсальным символам. Как символ он занимает одно из центральных мест в различных культурах народов мира с древнейших времен по настоящее время, обретая в истории разные формы своего проявления.

Согласно работам В.Н. Топорова и Флоренского, крест - явление космо-человеческое. У человека как конечного существа есть сознание о некоем целом, в которое он включен, и это сознание есть средство связи его индивидуального психического механизма с сознанием вообще. Символ - это выражение космического характера сознания. Есть предметная форма креста, а есть понятие символа креста, которое является связующим между миром тленным и вечным, низшим и высшим, здешним и иным. Соприкосновение «видимого» и «Божественного», «чувственного» и «умного», т.е. умопостигаемого есть принадлежность креста как символа.

В работе только затронута обширная тема богословского наследия, посвященного кресту. В частности, проанализированы определения символа креста в святоотеческой и богословской литературе.

Также богатая интерпретация символа креста разработана в литературоведении и истории искусства. Среди интересных и разнообразных подходов можно отметить работу X. Бельтинга «Образ и культ», идеи которой обсуждаются в диссертации.

Исследование функционирования визуальных символов в культуре нашло отражение в работах А. А. Грякалова, С.Н. Иконниковой, М.С. Кагана, Н.Е. Колосова, Б.В. Маркова, В.В. Прозерского, Б.Г. Соколова, М.С. Уварова. Проблема использования визуальных символов в современных масс-медиа рассматривается в работах В.М. Диановой, Е.Г. Соколова и др.

Методологические принципы исследования

Сложность и многозначность символа креста потребовала интеграции различных дисциплин. Теоретико-методологической основой исследования является сочетание общего философско-культурологического подхода с такими специальными методами гуманитарных дисциплин, как феноменология, герменевтика, семиотика, компаративистика, а также элементами системного и конкретно-исторического анализа.

Научная новизна обусловлена тем, что в диссертационном исследовании символ креста представлен в многообразии перспектив его рассмотрения от религиоведения до семиотики и проанализирован в многообразии функций, выполняемых им в культуре. На защиту выносятся следующие положения:

- крест является древнейшим символом человечества, он представляет собой такую культурную универсалию, которая образует своеобразную арматуру, обеспечивающую устойчивость развития;

- изучение символа креста в различных культурах на протяжении истории человечества позволяет сделать вывод о том, что этот символ «разогревается» в неустойчивые периоды истории и «застывает» в форме эмблем и знаков, когда общество обретает устойчивую государственную и даже имперскую форму организации;

- с точки зрения философии культуры, крест - это, символ, во-первых, присущий различным культурам, во-вторых, позволяющий человеку ориентироваться в мире, в-третьих, выражающий идею творения мира из хаоса, разграничивающий зоны вселенной;

- символ креста - важнейший феномен человеческого сознания, реализующийся как способ организации человеческой психики, как средство, направленное против хаотических порывов духа;

- изучение символа креста в различных культурах позволило выявить особенности его форм и значений в языческих и христианских культурах. В частности, уникальность сохранившихся монументальных новгородских крестов обусловлена распространенностью этого типа крестов в северо-западном регионе, особенно в новгородской и псковской области, а также редкостью использованного материала (дерево);

- анализ использования символа креста в повседневной, массовой и политической культуре позволил обнаружить такие невербальные механизмы его воздействия на поведение людей, которые не поддаются методам, разработанным применительно к книжной культуре. Крест издавна воспринимался как медиум, делающий возможной коммуникацию человека с высшими силами бытия и, прежде всего, богом. Между тем, символ креста не является таким носителем информации, как допустим слово, его воздействие оказывается, так сказать, магнетическим. Именно это обстоятельство, возможно, объясняет его использование в современных масс-медиа.

Теоретическая и практическая значимость работы

Разработанные в диссертации методологические принципы анализа визуальных символов и иконических знаков применимы для историко-культурологического исследования не только креста, но и других знаков, символов, эмблем, гербов и медиумов коммуникации, возрождаемых в современной культуре в связи с развитием телевидения. Результаты работы и фактический материал могут быть использованы для разработки учебных курсов по философии культуры и культурологии, а также по искусствоведению и религиоведению. Материалы диссертации окажутся полезными для разработки специальных курсов, посвященных миру знаков и медиумов современной массовой культуры.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Осташова, Наталья Владимировна

Заключение

Символ креста в истории культуры - один из основных многообразно проявившихся символов. Мы находим этот символ в древнейших культурах человечества и как центральный религиозный символ в христианстве. Символ креста присутствует и в современной культуре повседневности, когда крест появляется в рекламных заставках на экранах телевизоров или в разнообразных эмблемах. Например, эмблема Красного креста — эмблема Международного общества, учрежденная в помощь раненым и больным, сегодня является повседневной медицинской эмблемой.

В дохристианских культурах символ креста был одним из наиболее распространенных символов. Он означал круговорот бытия -крест в круге, свастика, ориентацию в пространстве - как точка, от которой в разные стороны отходят четыре направления. Крест был символом солнца и огня, а также жизни, поэтому использовался как оберег от зла и символ спасения.

В христианстве идея креста находит наиболее полное выражение, крест становится символом единого Бога христианской религии. Крест отождествляется с Христом, его крестной смертью и обретением бессмертия. Бессмертие понимается в христианстве по-иному, чем в древнейших культурах. Христос победой на кресте утвердил достижение бессмертия, которое после него, однажды умершего и воскресшего, считается, согласно христианской религии, достижимой целью человечества. Христианство понимает бессмертие как полноту вечной жизни. В до-христианских верованиях бессмертие понималось в смысле передачи эстафеты жизни от поколения к поколению, как вечное кругообращение бытия. Христианство разрывает эту цепь и утверждает движение человечества вперед к концу истории, который понимается как обретение полноты жизни. Христианство создало исторический процесс. Крест в христианстве проходит множество трансформаций в религиозной и светской сфере культуры, оставаясь единым и неисчерпаемым символом. Развитие христианской культуры, как религиозной, так и светской, связано с символом креста, который нашел выражение в искусстве - архитектуре, живописи, литературе, геральдике и т.д.

В современном мире крест - один из наиболее распространенных символов. Он связан не только с религиозной сферой, но и с государственной эмблематикой, а также повседневной и массовой культурой. Но в современном мире символ в своей повседневности утрачивает многогранность смыслов, присущую ему. Символ часто приравнивается к знаку. Так крест в современном мире часто воспринимается как отрицательный знак, означающий конец, смерть. При этом теряется богатство и многозначность, присущая кресту как символу. Крест, в основном, сохраняет отрицательное значение, если не затрагивать религиозную сферу. Мы говорим: «поставить на ком-то или на чем-то крест», т.е. предать забвению, забыть, оставить, чтобы больше не возвращаться. Так, например, в компьютере знак закрытия активного окна представляет собой косой крест, который, в данном случае восходит к известному пиратскому знаку, означающему смерть, уничтожение. Для многих современных людей крест несет отрицательный смысл, если он не связывается с религией. Например, косой крест, в основном ассоциируется с запретом на совершение каких-либо действий, а крест прямой воспринимается в качестве религиозного символа.

В то же время общество сейчас переживает всплеск интереса к образотворчеству, к эстетическому освоению действительности, это проявляется также в возрастании роли визуальных знаков, которые используются во всевозможной рекламе, на телевидении. Но при этом, теряется значение креста как основополагающего символа, выражающего целостность и единство различных проявлений человека в мире. О. Розеншток — Хюсси в своей книге «Язык рода человеческого» пишет, что крест - символ воссоединения человека и всех культур. Этот глубокий и значительный смысл, который вкладывает в него философ, может быть раскрыт при сохранении традиции понимать символы, а также уметь их интерпретировать и творчески преобразовывать.

Изучать символы мировой культуры - значит - изучать универсальный язык человечества. У П.А. Флоренского была идея (и он начал ее осуществлять) составить словарь основных символов культуры, по типу толковых словарей национального языка, где были бы собраны все значения, которые приобретают различные символы в культурах разных народов на протяжении всей мировой истории. Но при этом, нужно помнить, что во всех явлениях культуры, в том числе и в символах, присутствует элемент человеческой психики, который важно учитывать при исследовании таких символов как крест.

К.Г. Юнг писал, что человеку требуются идеи и убеждения, придающие смысл его жизни и позволяющие найти свое место во вселенной. По Юнгу, роль религиозных символов как раз и заключается в том, чтобы сделать жизнь людей осмысленной. Юнг писал также об утрате символической традиции в современном мире. В религии происходит сохранение традиции, в том числе и символической.

Символ создает человека как не-природное существо, а уникальное в своем отношении к миру, способности, желании его понять. И, быть может, крест в настоящее время не так влиятелен в мире как символ сакральный, а приобретает черты все более профанные, тем не менее, он присутствует в нашей жизни и на эту проблему присутствия символа креста в культуре, в частности повседневности, хотелось также обратить внимание.

В дальнейшем работа над темой может быть продолжена в контексте более углубленного исследования проявления символа креста во взаимодействии с другими символами в культуре, которое нашло выражение в геральдике, эмблематике и других формах. Тема символики креста поистине неисчерпаема, потому, возможно рассмотрение креста в более конкретном аспекте его проявления.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Осташова, Наталья Владимировна, 2004 год

1. Акафистник. Брюссель, 1981

2. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. В 3-х тт. СПб, 1994

3. Аргуэлес X. и М. Мандала. М., 1993

4. Афанасьев А.Н. Древо жизни. М., 1983

5. Барсов Н.И. Как учил о крестном знамении патриарх Иов. СПб, 1890

6. Барсов Т. Константинопольский патриарх и его власть над Русской Церковью. СПб, 1878

7. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. СПб, 1996

8. Барт Р. Мифологии. М., 1996

9. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994

10. Бельтинг X. Образ и культ. М., 2002

11. Библейская энциклопедия. М., 189112. Библия. М., 1993

12. Блок А. Роза и крест // Собрание сочинений в восьми томах. Т. 4. Москва-Ленинград, 1961

13. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Тт. 1-4. М., 1994.

14. Бочкарева М.Н. Новгородские кресты из собрания Ростовского музея // В кн.: Культура средневековой Руси. Л., 1974

15. Брок М. Крест у язычников и христиан // Происхождение креста. Сб. статей. М., б/г

16. Буддистская символика. Л., 1991

17. Булгаков С.Н. Первообраз и образ. Соч. в 2-х тт. М.- СПб, 1999

18. Булгаков С.Н. Православие. М., 2001

19. Булгаков С.Н. Труды по троичности. Т.6. М., 2001

20. Вагнер Г.К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV-XV веков. М., 1980

21. Вейс Г. История культуры. М., 2002

22. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 2003

23. Великий Новгород в истории средневековой Европы. Сб. статей. М., 1999

24. Виденгрен Г. Мани и манихейство. СПб, 2001

25. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. М., 2000

26. Гадамер Г. Истина и метод. М., 1988

27. Генон Р. Символика креста. М., 2001

28. Генон Р. Символы священной науки. М., 1997

29. Герб и флаг России X XX века. М., 1997

30. Гете И.В. Тайны. Сказка. М., 1996

31. Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1928. М., 1992 (репринт)

32. Голан А. Миф и символ. М., 1993

33. Голейзовский Н.К. Семантика Новгородского тератологического орнамента // Древний Новгород. М., 1983

34. Голубинский Е.Е. История иконостаса // Православное обозрение. 1872.2

35. Голубинский Е.Е. История русской церкви: В 2-х тт. М., 18801881

36. Голубинский Е.Е. К нашей полемике со старообрядцами. М., 1905

37. Голубинский Е.Е. Смолич И.К. К вопросу периодизации истории Русской Церкви // Альфа и Омега. М., 1998. №3(17)

38. Голубцов А. Из чтений по церковной археологии и литургии. М., 1996

39. Гранин Д. Крест над городом // Реквием, 1998. №1

40. Гуляев А. История креста // Русский паломник, 1909. №9

41. Дамаскин И. Точное изложение православной веры. М.- Ростов-на-Дону, 1992

42. Дамаскин Иоанн. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Репринт, 1993

43. Дворянские роды Российской империи. Т. 1. Князья. СПб, 1993

44. Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб, 1999

45. Древо жизни // Мифы народов мира. T.l. М., 1987

46. Древо мировое // Мифы народов мира. T.l. М., 1987

47. Древо познания // Мифы народов мира. T.l. М., 1987

48. Жирмундский В. Драма А. Блока «Роза и крест». Издательство Ленинградского университета. Ленинград, 1964.

49. Записки Санкт-Петербургских религиозно-философских собраний. СПб, 1906

50. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт. Ленинград, 1991

51. Знаки и жетоны российского императорского флота 1696-1917. СПб, 2003

52. Иванов В.В. Очерки по истории семиотики в СССР. М., 1976

53. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие системы. М., 1965

54. Иконникова С.Н. История культурологических учений. В 3-х ч. СПб, 2001

55. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение божественной литургии. Репринт. М., 1993

56. История современной зарубежной философии. СПб, 1997

57. Каган М.С. Введение в историю культуры. СПб, 2000

58. Казин A.JI. Образ мира. Искусство в культуре XX века. СПб, 1991

59. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1991

60. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998

61. Кассирер Э. Философия символических форм. М.-СПб, 2002

62. Колосов Н.Е. Как думают историки. М., 2001

63. Крест // Мифы народов мира. Т.2. М., 1987

64. Крест // Словарь античности. М., 1993

65. Крест // Христианство. Энциклопедический словарь. T.l. М., 1993

66. Кузанский Н. Об ученом незнании // Сочинения в 2-х тт. T.l. М., 1979

67. Кузьмичев И.К. Лада, или повесть о том, как родилась идея прекрасного и откуда Русская красота стала есть. М., 1990

68. Культурология // Под ред. Кагана М.С., Солонина Ю.Н. М., 2005

69. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993

70. Левит К. От Гегеля к Ницше. СПб, 2002

71. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. Изд-во Московского университета. М., 1982

72. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976

73. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991

74. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991

75. Лосский Н.О. Избранное. М., 1991

76. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995

77. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1999

78. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Уч. Записки Тартуского государственного университета. Выпуск 754. Труды по знаковым системам XXI. Тарту. 1987

79. Макарий, архимандрит. Древние кресты в Новгороде, поставленные на поклонение. Изв. имп. Археол. общ. Т.2. 1859

80. Макарий, архимандрит. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. 1-2. М., 1860

81. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб, 1903

82. Малиновский Б. Магия, наука и религия. «Рефл-бук», 1998

83. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М., 1997

84. Мамардашвили М.К., Пятигорский А. Символ и сознание. Метафизические размышления о сознании символике и языке. М., 1997

85. Марков Б.В. Знаки бытия. СПб, 2001

86. Марков Б.В. Разум и сердце: история и теория менталитета. СПб, 1993

87. Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб, 1999

88. Матюшина Г.И. Крест мастера Серапиона // Советская археология. 1970. №3

89. Мень А. Крест // Журнал Московской патриархии. 1960. №7

90. Миролюбов Ю. Сакральное Руси. Тт. 1-2, М., 1996-1997

91. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. М., 1987

92. Мосс М. Социальные функции священного. СПб, 2000

93. Мюллер Л. Древнерусские сказания о хождении апостола Андрея в Киев и Новгород // Летописи и хроники, 1973. М., 1974

94. Нейгардт А. Происхождение креста. М., 1975

95. Немоевский А. История креста // Происхождение креста. Сб. статей. М., б/г

96. Нильссон М. Греческая народная религия. СПб, 1998

97. Новгородский сборник. М., 198299. Новый Завет. М., 1998

98. Островский А.Б. Православные нагрудные кресты // Кунсткамера. Вып. 8-9. СПб, 1995

99. Ошар П. Символ креста // Происхождение креста. Сб. статей. М., б/г

100. Павиленис Р.И. Философия языка: проблема смысла // Вопросы философии. 1976. №3

101. Панченко А.А. Исследования в области народного православия. СПб, 1998

102. Петров М.Н. Крест под молотом. В. Новгород, 2000

103. Пирс Ч.С. Избранные философские произведения. М., 2000

104. Плюханова М. Сюжеты и символы Московского царства. СПб, 1995

105. Повесть временных лет // ПСРЛ. Т.1. М., 1997

106. Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. М., 2001

107. Православная икона. Канон и стиль. М., 1998

108. Православие: pro et contra. СПб, 2001

109. Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. СПб, 2000

110. Происхождение креста. Сб. статей. М., б/г

111. Пушкин А.С. Мирская власть // Собр. соч. в 10-ти тт. Т. 2, М., 1981

112. Рак И.В. Мифы древнего Египта. СПб, 1993

113. Рикер П. Время и рассказ. Т. 1-2, М.-СПб, 2000

114. Рикер П. История и истина. СПб, 2002

115. Рикер П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике. М., 1994

116. Розеншток-Хюсси О. Язык рода человеческого. М.-СПб, 2000

117. Руднев В.А. Древо жизни: Об истоках народных и религиозных обрядов. Л., 1989

118. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994

119. Рыбаков Б,А. Язычество древней Руси. М., 1988

120. Свенцицкая И.С. Тайные писания первых христиан. М., 1980

121. Светлов Р.В. Древняя языческая религиозность. СПб, 1993

122. Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб, 1993

123. Скрынников Р.Г. Крест и корона. Церковь и государство на Руси IX-XVII вв. СПб, 2000

124. Словарь символов. М., 1996

125. Современный философский словарь. М., 1996

126. Соколов Е.Г. Христианство: Пособие для преподавателей. СПб, 1995

127. Соленикова Е.В. Закладные кресты в архитектуре северо-запада России. СПб, 1996

128. Спицын А. Заметки о каменных крестах, преимущественно новгородских. Записки отделения рус. и слав, археологии рус. археолог, общества. Т.5. Вып. 1. СПб, 1903

129. Срезневский И.И., Каменный крест у ц. Благовещения, что близ Аркажа монастыря в Новгороде. Христианские древности и археология. Кн. 5, СПб, 1862

130. Ставрографический сборник. Книга вторая. Крест в православии. М., 2003

131. Сэнтив П. Культ креста у северо-американских индейцев // Происхождение креста. Сб. статей. М., б/г

132. Тальберг И. История христианской церкви. (Репринт). М., 1991

133. Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000

134. Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб, 1994

135. Тафинцев А.И. Христианство. Новгород, 1991

136. Толковая Библия, или комментарий на все книги св. писания Ветхого и Нового Завета. Т.З. Новый Завет. Петербург 1911-1913 (Репринт. Стокгольм, 1987)

137. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995

138. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре Тт. 1-2. М., 1995-1998

139. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. СПб, 2000

140. Троицкий Н.Н. Крест-древо жизни // Светильник. 1914. №3

141. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. Берлин, 1922

142. Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. Три очерка о русской иконе. Париж, 1965

143. Тысячелетие крещения Руси: Международная церковно-историческая конференция. (Сб. ст.). М., 1988

144. Тысячелетие крещения Руси. Международная церковно-историческая конференция «Богословие и духовность». М., 1989

145. Уваров М.С. Архитектоника исповедального слова. СПб, 1998

146. Успенский Б.А. Царь и император: Помазание на царство и семантика монарших титулов. М., 2000

147. Успенский Б.А. Царь и Патриарх: Харизма власти в России. М., 1998

148. Успенский Б.А. Этюды о русской истории. СПб, 2002

149. Филимонов Г. Значение Луны под крестом // Сборник на 1866 год, изданный обществом древнерусского искусства. М., 1866 Отд. 1-е

150. Философия русского религиозного искусства. М., 1993

151. Флоренский П.А. Общечеловеческие корни идеализма. М., 1909

152. Флоренский П.А. Собрание сочинений. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М., 2000

153. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Тт. 1. М., 1990

154. Флоренский П.А. Сочинения в 4-х томах. М., 1994-1999

155. Флоренский П.А. Философия культа // Богословские труды. 1977. №17

156. Франк C.JI. Реальность и человек. СПб., 1997

157. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. Дополнительный том. «Рефл-бук» «Ваклер», 1998

158. Фрезер Д.Д. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1990

159. Хайдеггер М. Язык. СПб, 1991

160. Холл Мэнли П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. СПб, 1994

161. Христианство. Словарь. М., 1994

162. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1. М., 1993

163. Христианство и Русь. (Сб. ст.). М., 1988

164. Чепурнов Н.И. Наградные медали Государства Российского. М., 2002

165. Чичуров И.С. «Хождение Апостола Андрея» в византийской и древнерусской церковно-идеологической традиции // Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990

166. Шахматов А.А. Повесть временных лет. Пг., 1916

167. Шляпкин И.А. Древние русские кресты. 1. Кресты Новгородские до XV в. неподвижные и нецерковной службы. СПб., 1906

168. Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. СПб., 1998

169. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. М., 2000

170. Эмблемы и символы. М., 1995

171. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 2000

172. Юнг К.Г. Aion. Исследование феноменологии самости. «Рефл-Бук», «Ваклер», 1997

173. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991

174. Юнг К.Г. Архетипы бессознательного // Вопросы философии. 1988. №1

175. Юнг К.Г. Бог и бессознательное. М., 1998

176. Юнг К.Г. Человек и его символы. М., 1998

177. Янин B.JI. Летописные рассказы о крещении новгородцев: ( О возможном источнике Иоакимовской летописи) // ВИД. 1994. Т. 25

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.