Синестезия как проблема музыкальной педагогики: развитие слухо-зрительных интермодальных ассоциаций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Зеленина, Елена Олеговна

  • Зеленина, Елена Олеговна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 210
Зеленина, Елена Олеговна. Синестезия как проблема музыкальной педагогики: развитие слухо-зрительных интермодальных ассоциаций: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Санкт-Петербург. 2010. 210 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Зеленина, Елена Олеговна

Введение.

Глава I. Синестезия как научная проблема

1.1 Исторический аспект проблемы

Эмпирический этап формирования представлений о синестезии.

Становление научного подхода к синестезии.

1.2 Научные основы синестезии

Этимология понятия и природа феномена.

Механизмы функционирования.

1.3 Подход к синестезии в различных областях искусствознания

Литературоведение и область изобразительного искусства.

Музыкознание.

Глава П. Теоретические и методические основы эксперимента по исследованию слухо-зрительной синестезии

2.1 Подход к фиксации слухо-зрительных интермодальных ассоциаций

Методологический потенциал физики и акустики.

Методологический потенциал музыкознания.

2.2 Методы развития слухо-зрительных интермодальных ассоциаций в педагогике музыкального образования.

Цветозвуковые интермодальные ассоциации: визуализация регистрового и тембрового колорита.

Пространственно-слуховые интермодальные ассоциации: визуализация мелодического движения.

Глава Ш. Педагогический эксперимент: апробация технологий диагностирования и развития слухо-зрительных интермодальных ассоциаций (синестезия)

3.1 Условия и задачи эксперимента.

3.2 Диагностирование слухо-зрительных интермодальных ассоциаций в группе испытуемых, не имеющих специального музыкального образования: констатирующий этап эксперимента.

3.3 Диагностирование слухо-зрительных интермодальных ассоциаций в группе испытуемых, получающих музыкальное образование.

3.4 Развитие пространственно-слуховых интермодальных ассоциаций: формирующий этап эксперимента и его результаты.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Синестезия как проблема музыкальной педагогики: развитие слухо-зрительных интермодальных ассоциаций»

Актуальность исследования. В каждом виде искусства существуют свои специфические особенности, обусловленные материалом и способом отражения содержания. От репрезентативности или нерепрезентативности, по терминологии П.А. Успенского [167, с. 10], зависит уровень «читаемости» произведений искусства. Для понимания нерепрезентативного по своей сути музыкального искусства требуется сложная аналитическая работа подсознания и сознания, направленная на дифференциацию и обобщение основных элементов звуковой ткани произведения.

Процесс осознания развертывания музыкального развития основан на конкретизации составляющих его элементов, результатом которого является создание целостного (интермодального) образа. Механизмом, реконструирующим целостность образа, является синестезия (от греч. 8упа18Ше818 — со-ощущение).

Особенно важны для музыкального искусства слухо-зрительные интермодальные ассоциации. Актуальность их изучения определяется тем, что синестезия является фундаментом образного мышления, то есть лежит в основе и художественного творчества, и художественного восприятия. В силу этого приближение к пониманию природы и принципов функционирования феномена становится необходимым условием разработки проблем педагогики музыкального образования, связанных с развитием музыкального мышления и музыкального восприятия.

В настоящее время основой формирования художественного восприятия музыки считаются, прежде всего, развитые музыкальные способности и высокий уровень общей культуры. На методическое обеспечение соответствующих учебных дисциплин и направлено основное внимание. Включение в методический арсенал педагогики музыкального образования технологий развития интермодальных ассоциаций могло бы значительно расширить возможности решения этой центральной задачи музыкального образования.

Несмотря на свою актуальность, проблема синестезии еще не стала предметом серьезного внимания ни музыкознания, ни педагогики музыкального образования. Сколько-нибудь удовлетворительной теории, методики диагностирования и развития слухо-зрительных интермодальных ассоциаций пока не существует.

Объект исследования — область интермодальных ассоциативных представлений — синестезия.

Предмет исследования - развитие слухо-зрительных интермодальных ассоциаций в процессе музыкального воспитания.

Целью настоящего диссертационного исследования является обобщение научных основ синестезии и апробация теории в практике педагогической деятельности по диагностике и развитию слухо-зрительных интермодальных ассоциаций.

Задачи исследования:

- формирование представлений об истории научного осмысления синестезии;

- обобщение теоретических подходов к исследованию интермодальных ассоциаций;

- характеристика функции интермодальных ассоциаций в художественном творчестве и восприятии искусства;

- разработка теоретико-методологических подходов к развитию синестети-ческих представлений;

- экспериментальная апробация теоретико-методических принципов диагностирования и развития слухо-зрительных интермодальных ассоциаций;

- разработка рекомендаций по применению в музыкально-педагогической практике технологий развития слухо-зрительных интермодальных ассоциаций.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены: теоретическими основами исследования, которые явились обобщением широкого круга источников различных областей научного знания: философии, психологии, физиологии, нейрофизиологии, физики, гносеологии, педагогики, музыкознания, литературоведения, искусствоведения; методическим подходом, разработанным на основе научных достижений; адекватностью методов теоретического и эмпирического исследования целям и задачам работы; опытно-экспериментальной проверкой выводов и практических рекомендаций.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились семейный детский дом санаторного типа № 2 и музыкальное училище г. Иркутска.

Контингентом эксперимента - группы детей без специальной музыкальной подготовки 8-9 лет и студенты музыкального училища.

Гипотеза: Явление синестезии представляет собой естественную врожденную способность к интермодальному ассоциированию, которая не только не исчерпывает себя по мере взросления, но возрастает благодаря расширению обобщающих ассоциативных запасов памяти. Пространственно-слуховые и цветозвуковые-синестетические представления независимо от уровня музыкальной подготовки задействованы в музыкальном восприятии. В силу этого развитие слухо-зрительных интермодальных ассоциаций может стать эффективным средством формирования образного мышления.

Теоретико-методологической основой исследования стали труды ученых разных областей наук, обращавшихся к разработке проблемы синестезии.

Поскольку эмпирический метод познания феномена связан с трудами мыслителей Древнего мира, в качестве исходных источников выступили работы Аристотеля. В направлении обобщения выводного материала познания синестезии важными для данного исследования стали труды философов и мыслителей ХУП1 века: Г.Б. Лейбница, Д. Дидро, Э.Б. Кордильяка, И. Канта. Результаты экспериментального поиска цветозвуковой аналогии получили отражение в трудах физика И. Ньютона, деятелей искусства: Л.Б. Кастеля, JI.C. Термена, Г.И. Гидони, П. Гонзага и других.

В"основу настоящего исследования легли: научные теории» природных основ синестезии психологов, физиологов, XX века зарубежных стран и. России: Ш. Россинэ, Г. Анпцоца, А. Велле-ка, Э. Титченера, А. Бине, В.М. Бехтерева, С.В. Кравкова, И.М. Фейгенберга, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурии, Б.М. Величковского, В:П. Зинченко, А.И. Леонтьева, Р.Г. Натадзе, Б.Г. Ананьева;

- исследования в области механизмов функционирования синестезии отечественных,и зарубежных ученых, определяющие ассоциативную связь в качестве природной основы феномена: П.П. Лазарева, В.Н. Анисимова, МЛ. Блиновой; А. Шилтца, К. Трохи, В: Веринга, Р. Эмриха, Р. Кайтови-ча, П. Гроссенбахера.

Ценными для данной работы являются труды музыковедов, рассматривавших синестезию! в, одном« ряду с другими аспектами* музыкального мышления: Э.1 Ганслика, Р. Римана; В. д'Энди, Ж. д'Удина, Е.В. Назайкинского, Ю.Н. Parca, а также поднимавшие вопросы*слухо-зрительных представлений в непосредственной' связи со* спецификой музыкального языка: С.Н. Беляевой-Экземплярской, Б.Л. Яворского, Б.М: Теплова, К.В. Тарасовой, В.И. Кауфмана, А.Л. Готсдинера.

Поскольку пространственно-слуховой компонент синестезии проявляет себя в процессе осознания мелодического движения, важнейшее значение для данной работы имели музыковедческие труды, посвященные изучению закономерностей построения музыкальных произведений, в частности мелодии и ее развития: Э. Курта, Г. Конюса, Э. Ансерме, Б.В. Асафьева, Л.А. Мазеля, Ф.Г. Арзаманова, В.П. Бобровского, Ю.Н. Тюлина, Е.А. Ручьевской, В.А. Цуккермана.

Значимыми в контексте избранной проблематики являются работы исследователей и практиков: И.Л. Ванечкиной, И.А. Трофимовой, Л.П. Масло-вой, Т.А. Барышевой, А. Лопатиной, М. Скребцовой.

Основополагающие для настоящей работы теоретические положения содержат работы американского ученого Ч. Осгуда, создателя подхода к исследованию синестетических представлений, получившего название «метода семантического дифференциала», а также российского исследователя Б.М. Галеева, научно-экспериментальная деятельность которого-велась в области изучения феномена синестезии. Фундаментальные труды Б.М1. Галеева4 содержат развернутую классификацию синестезии, данные о наиболее распространенных типах, выводы о природе явления, теоретические и практические выкладки.

Новые подходы к пониманию синестезии как базового механизма художественного мышления нашли отражение в ряде работ Н.П. Коляденко. Монография ученого «Синестетичность музыкально-художественного сознания-(на материале искусства XX века)» является^ значительным исследованием» феномена в области формирования и интерпретации, смыслов» в музыкально-художественном сознании.

Положения, выносимые на защиту: синестезия (слухо-зрительные интермодальные ассоциации) является.способностью, присущей каждому человеку; способность к синестетическому ассоциированию не зависит от наличия музыкального образования, так как обусловлена генетическими факторами; способность к слухо-зрительному интермодальному ассоциированию в условиях применения эффективных технологий может интенсивно развиваться; исходя из естественной способности каждого человека к синестезии, слу-хо-зрительные интермодальные ассоциации как отвечающие за образное мышление должны быть признаны способностью, входящей в комплекс музыкальности; яркость проявления синестетических способностей зависит от расширения знаний, развития интеллекта.

Научная новизна настоящего диссертационного исследования заключается в том, что: представлено обобщение научного знания о синестезии, природе и механизмах ее функционирования; дана периодизация развития процесса познания феномена; охарактеризована природа и механизмы функционирования интермодальных ассоциаций; сформулировано определение синестезии; обобщен эмпирический и научно-экспериментальный опыт развития слу-хо-зрительных интермодальных ассоциаций в педагогике общего музыкального образования; разработано научно-методическое обоснование учебно-экспериментальной работы по развитию слухо-зрительной синестезии.

Теоретическая значимость исследования заключается: в обобщении* научного знания о синестезии, природе и механизмах ее функционирования, рассредоточенных в большом количестве работ из разных областей знания; разработке периодизации процесса познания синестезии; определении понятия синестезии; расширении имеющихся представлений о теории синестезии в педагогике музыкального воспитания и образования; доказательстве природных основ синестезии и возможности ее развития; в разработке научно-методического обеспечения диагностирования и развития слухо-зрительных интермодальных ассоциаций.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью применения сложившихся в рамках настоящей работы научно-методических принципов диагностирования и развития слухо-зрительных интермодальных ассоциаций в педагогике музыкального воспитания и образования с* целью направленного формирования ассоциативного механизма — центрального элемента художественного восприятия.

Апробация. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования РГПУ им. А.И. Герцена. Основные положения изложены в ряде докладов на международных конференциях, а также отражены в 7 статьях и монографии. Материалы исследования были использованы при проведении лекций для студентов факультета музыки РГПУ им. А.И. Герцена.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (204 наименования) и двенадцати приложений. Общий объем рукописи составляет 210 страниц машинописного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Зеленина, Елена Олеговна

Заключение

Изучение синестезии как феномена и явления, актуального для музыкального искусства и педагогики музыкального образования, экспериментальная работа по развитию слухо-зрительных ассоциаций позволяют сделать следующие обобщения и выводы.

Со стороны истории вопроса выяснилось, что формирование и развитие теории интермодальных ассоциаций велось на уникальном по продолжительности и широте научном поле, охватывало разные области знания.

Представленный материал позволил дать периодизацию процесса развития научной мысли о синестезии. Были выделены четыре его этапа: накопление информации о синестезии (до начала XVIII века); появление выводного, обобщающего материал знания (до конца XVIII века); начало и широкое распространение научно-экспериментального изучения явления (ХЕК - середина XX века); формирование научного подхода (с середины XX века до настоящего времени).

Ретроспективный анализ специальной литературы, отражающий процесс познания, позволил уточнить содержание и границы изучаемого явления. Основными результатами анализа стали:

- выделение восьми основных теорий синестезии - патологической (Г.Закс), генетической (Ф. Гальтон), генетико-органической (А.Р. Лу-рия), эйдетической (Э. Иенш, Р. Валлашек), психофизиологической (Г. Анппоц), биохимической (Дж. Маршал), физиологической (П.П. Лазарев, В.Н. Анисимов) и ассоциативной (Т. Флурнуа, А. Бине, Э. Тит-ченер, А. Веллек и другие); определение в качестве ведущих в функционировании синестезии: процессов активизации лимбического отдела коры головного мозга, перераспределения нервных импульсов, диффузного и ассоциативного > механизмов. При этом подчеркнуто, что с научной точки зрения ассоциативная связь является наиболее вероятным механизмом функционирования синестезии (C.B. Кравков, Б.Г. Ананьев, Р. Кайтович, П. Гроссенбахер и другие); сформулировано определение явления синестезии как естественной, имеющей генетические корни, па уровне задатков присущей каждому человеку способности к интермодальному ассоциированию.

В области экспериментальной основным фактором, определившим направление данной работы, послужило выявление типологических особенностей синестетических представлений. Предметом экспериментального исследования стали индивидуальные цветозвуковые (синопсия) и пространственно-слуховые интермодальные ассоциации. Экспериментальное исследование было направлено на обогащение теоретико-методологического, методического и технологического арсенала педагогики музыкального воспитания и образования в области развития ассоциативного мышления - цветозвуковых и пространственно-слуховых интермодальных ассоциаций.

Итогом научного и научно-методического поиска стали: обобщение уже сложившихся приемов диагностирования цветозвуковых синестетических представлений на основе работ И.Л. Ванечкиной, И.А. Трофимовой, Л.П. Масловой, Т.А. Барышевой; разработка новых технологий развития пространственно-слуховых интермодальных ассоциаций, участвующих в осознании особенностей музыкального языка, в частности мелодического движения. Теоретической основой решения задачи послужили труды Э. Курта, Г.Э. Конюса, С.И. Танеева, Э. Ансерме, Б.В. Асафьева, Б.Л. Яворского, Л.А. Мазеля, В.П. Бобровского, В.А. Цуккермана, Е.В. Назайкинского Е.А. Ручьев-ской, Д.О. Лившица. В результате инновацией в этой области стали технологии развития пространственно-слуховых интермодальных ассоциаций методом графического моделирования как средства наглядного представления изучаемых явлений.

Содержание и направление настоящего исследования определялось гипотезой, согласно которой внедрение в методический арсенал музыкальной педагогики новых технологий способно значительно интенсифицировать развитие слухо-зрительных интермодальных ассоциаций. Подтверждением гипотезы стал педагогический эксперимент, констатирующий этап которого был проведен с участием двух групп учащихся: имеющих музыкальное образование и не имеющих такового.

Результаты диагностического этапа эксперимента: подтвердили естественную природу способности к интермодальному ассоциированию в обеих группах испытуемых; выявили возможность ее развития; определили тенденцию развития способности к интермодальному ассоциированию по мере взросления благодаря росту запасов ассоциативной памяти; обнаружили отсутствие прямой зависимости способности к синестети-ческому ассоциациированию от наличия музыкального образования; обозначили развитие слухо:зрительных интермодальных ассоциаций как эффективного средства формирования образного мышления.

Как показали итоги формирующего эксперимента, применяемые технологии способны значительно повысить эффективность музыкального воспитания и образования.

Действие механизма интермодального ассоциирования на основе графического моделирования проявилось и в интеллектуальном осмыслении стилистических особенностей музыкальных произведений. В группе учащихся музыкального училища была отмечена взаимосвязь ярких слухо-зрительных интермодальных ассоциаций с высоким уровнем общего интеллектуального развития.

Полученные данные экспериментального исследования свидетельствуют о том, что слухо-зрительные интермодальные ассоциации работают в системе музыкально-художественного восприятия, в силу этого должны быть признаны неотъемлемым компонентом комплекса музыкальности.

Соответственно подтвердилась и правомерность рассмотрения синестезии в качестве общезначимого компонента художественного восприятия, работающего как в воспринимающей, так и в художественно-творческой деятельности всех видов искусства. А это значит, что способность к интермодальному ассоциациированию в педагогике художественного воспитания должна быть осознана в качестве одной из фундаментальных его основ. Научные представления о феномене, могут сыграть значительную роль и в обогащении методического арсенала педагогики музыкального воспитания и образования.

Результаты научно-поисковой и экспериментальной работы, проведенной в рамках настоящего исследования, позволяют определить и возможные перспективы дальнейшего изучения и развития способности к интермодальному ассоциированию.

Освоение музыкально-тематического материала в обозначенном теоретико-методологическом ракурсе является лишь началом разработки по существу новой области педагогики музыкального воспитания и образования. По нашему мнению следующими могли бы решаться задачи активизации механизмов синестезии в процессе восприятия художественного целого. С этой позиции одной из самых актуальных проблем развития художественного образования, в решении которой аппелирование к интермодальному ассоциированию могло бы сыграть большую роль, является постижение формы музыкального произведения как целого. Методологической основой решения проблемы является теория переменности функций музыкальной формы. Но, разработанная в музыкознании уже несколько десятилетий назад, она не находит широкого претворения в практике музыкального воспитания и образо

157 вания. Причина невостребованности может быть наиболее значительного открытия музыкальной теории XX века на наш взгляд может заключаться в том высоком уровне абстрактного мышления, на котором оно осуществлялось. Разработка приемов адаптации метода на основе интермодального ассоциирования могла бы ликвидировать пространство, отделяющее теорию от практики, и тем самым способствовать решению центральной задачи педагогики музыкального воспитания и образования — формирования творческого художественного восприятия.

В области искусствознания, связанной с изучением закономерностей художественного мышления, практика развития интермодальных ассоциаций и теория синестезии могли бы лечь в основу исследования тех мнемонических процессов, протекающих в сфере сознания и подсознания, которые обеспечивают творческую деятельность композитора и исполнителя.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Зеленина, Елена Олеговна, 2010 год

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2001.-272 с.

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х т. / Под ред. Бодалева A.A. -М.: Педагогика, 1980. Т. 1 -230 с.

3. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М.: Педагогика, 1982. -С. 7-31.

4. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л.: ЛГУ, 1961. - 456 с.

5. Аникеев И. Империя чувств // Вокруг света. 2001. - № 8. -С. 18-25.

6. Анисимов В.Н. Зрительная синестезия как фактор физиологического порядка. // Русский офтальмологический журнал. 1930. Т. 11. — № 2. — С.179-188.

7. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Медицина, 1975.-448 с.

8. Ансерме Э. Беседы о музыке. Л.: Музыка, 1985. — 104 с.

9. Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания. — М.: Советский композитор, 1986. — 225 с.

10. Арзаманов Ф.Г. Сергей Иванович Танеев преподаватель курса музыкальных форм. — М.: Музгиз., 1963. — 118 с.

11. Арзыбова Л.В. Символическое использование цвета как средства музыкально-эстетического развития младших школьников: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Воронеж, 2002. - 16 с.

12. Аристотель Метафизика: о душе // Сочинения в 4-х томах / Под ред. Асмуса В.Ф. М.: Мысль, 1975. Т. 1. - 448 с.

13. Арнхейм Р. Рационализация цвета // Новые очерки по психологии искусства. -М.: Просвещение, 1994. С. 225-234.

14. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971.-367 с.

15. Асафьев Б.В. Русская живопись. Мысли и думы. М.; JL: Искусство, 1966.-243 с.

16. Афанасьев В.В. Светозвуковой музыкальный строй. М.: Музыка, 2002. - 71 с.

17. Афанасьев В.В., Кропотов Ю.Д. Мозговые механизмы нейроте-рапии и арт-терапии. // Актуальные проблемы диагностики, лечения и профилактики заболеваний! — Спб.: ПМА, 2003. — Вып. 2. С. 240-241.

18. Бальмонт К.Д. Светозвук в природе и световая симфония Скрябина. -М.: Русское музыкальное издательство, 1917, 24 с.

19. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности: Учебно-методическое пособие. СПб.: изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 140 с.

20. Барышева Т.А. Психологические особенности эмоцональных отношений младших школьников к музыкальным текстам: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. — Л., 1989. — 17 с.

21. Басина Н., Суслова О. Занятия по курсу: Введение в язык искусства. // Искусство в школе. М., 1996. - № 4. — С. 53-59.

22. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. -М.: Русский книжник, 1923. 116 с.

23. Беляева-Экземплярская С.Н., Яворский Б.Л. Восприятие мелодического движения. Структура мелодии. М.: изд. ГАХН, 1929. - 92 с.

24. Бехтерев В.М. О болезненных ощущениях и соощущениях душевнобольных. // Обозрение психиатрии. — 1896. — № 1-2. С. 103-111.

25. Бине А. Вопрос о цветном слухе. // Homo musicus: Альманах музыкальной психологии. — М.: изд. гос. консерватории им. П.И. Чайковского, 1994.-С. 28-47.

26. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка, 1974. — 144 с.160

27. Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников. — М.;Л.: Просвещение, 1964, — 140 с.

28. Блудова В.В. Природа и структура художественного восприятия. // Эстетические очерки / Сост. Кондратов И.А. — М.: Музыка, 1977. Вып. 4. -224 с.

29. Бобровский В.П. О переменности функций музыкальной формы. М.: Музыка, 1970. - 228 с.

30. Бронфин Е. Джоаккино Россини. — М.: Советский композитор, 1973.-188 с.

31. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. Л.: Художник, 1983.-236 с.

32. Ванечкина И.Л. Предтечи Скрябинского «Прометея» на музыкальной сцене // Светомузыка в театре и на эстраде: Тезисы докладов научно-практического семинара. Казань: КАИ, 1992. — С. 10-11.

33. Ванечкина И.Л., Трофимова И.А. Дети рисуют музыку. Казань: ФЭН, 2000. - 119 с.

34. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М.: МГУ, 1973. - 246 с.

35. Волчек О.Д. Значение музыки и семантика ее звуков. — СПб: СПбИГО; ООО «Книжный дом», 164 с.

36. Выгодский Л.В. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошев-ского. — М.: Педагогика, 1987-341 с.

37. Гарбер Л.А. Психологическая характеристика образования цветовых образов при слушании музыки // Свет и музыка: Материалы третьей конференции. Казань: КАИ, 1975. - С. 205-206.

38. Галлеев Б.М. Поющая радуга. — Казань: Таткнигоиздат, 1980. —120 с.

39. Галлеев Б.М. Прибор для исследования пространственно-слуховых синестезий // Материалы третьей конференции «Свет и музыка». — Казань: КАИ, 1975. С. 212-216.

40. Галлеев Б.М. Синестезия // Эстетика: словарь. — М.: Политиздат, 1989.-С. 314-315.

41. Галлеев Б.М. Светомузыка в системе искусств. — Казань: Казанская гос. консерватория, 1991. — 88 с.

42. Галлеев Б.М. Содружество чувств и синтез искусств. — М.: Знание, 1982.-63 с.

43. Галлеев Б.М. Человек, искусство, техника. Казань: КГУ, 1987.264с.

44. Галлеев Б.М., Ванечкина И.Л. Проблемы синестезии в искусстве // Искусство светящихся звуков. Казань: КАИ, 1973. - С. 67-88.

45. Галлеев Б.М., Ванечкина И.Л. Поэма огня. Концепция светомузыкального синтеза А.Н. Скрябина. — Казань: изд. КГУ, 1981. — 168 с.

46. Галеева Б.М., Ванечкина И.Л. «Цветной слух» и «теория аффектов» // Сб. науч. трудов. Языки науки — языки искусства. — М.: Прогресс — Традиция, 2000. с. 139-143.

47. Ганслик Э. О музыкально-прекрасном / Пер. с нем. Ларош. — М.: изд. Юргенсона, 1910. — 162 с.

48. Гоголадзе К.А. Проблема отражения основных закономерностей музыки графическими средствами: Автореф. дисс. канд. искусствоведения. Тбилиси, 1987. - 25 с.

49. Гонзага П. Музыка. // Декоративное искусство СССР, 1970. -№ 12, С. 30-35.

50. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. — М.: ИВ Магистр, 1993.- 190 с.

51. Готсдинер А.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия. — Проблемы музыкального мышления / Под ред. Арановского М.Г./. — М.: Музыка, 1974. С. 1Ф-29.

52. Дасманов В.А. Звук и цвет. — Музыкальная новь, М.;Л.: 1924. —

53. Денисова Е.О. Пауль Клее и его влияние на современное композиторское творчество: Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. — М., 1997.-19 с.

54. Ермаков И. Римингтон. Свирель Пана, М.: 1913.-№5.-С. 16.

55. Заливадный М.С. Комбинаторные методы в изучении музыкальных синестезий // Прометей-2000. О судьбе светомузыки на рубеже веков: Материалы международной научно-практической конференции. — Казань: Фэн, 2000. С. 105-107.

56. Заливадный М.С. Электронная поэма: музыка и архитектура // Свет и звук в архитектуре: Тезисы докладов научно-практического семинара. Казань: КАИ, 1990. - С. 77-80.

57. Зинченко В.П. Величковский Б.М. Вугетич Г.Г. Функциональная структура зрительной памяти. — М.: МГУ, 1980. — 271 с.

58. Золочевсккий С.А. Какого цвета мир: Программа развития цветового восприятия детей 6-7 лет. М.: Аспектпресс, 1994. - 156 с.

59. Иенни Г. Зримые образы вибраций. — Курьер Юнеско. 1969. -№ 12.-С. 4-30.

60. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. Спб.: Азбука, 2001.-497 с.

61. Кант И. Критика способности суждения. // Сочинения в 4-х томах, М.: Наука, 2001. - 1115 с.

62. Кастанеда К. Собрание сочинений в 9-ти т: Киев: изд. София, 1995. Т. 1.-94 с.

63. Кауфман В.И. Цветной слух: к проблеме синестезии. — Труды института по изучению мозга им. В.М. Бехтерева. — Л.: изд. ин-та мозга, 1947. Т. 18.-С. 173-174.

64. Коляденко Н.П. Синестетичность музыкально-художественного сознания (на материале искусства XX века). — Новосибирск, 2005. — 392 с.

65. Конюс Г.Э. Метротектоническое исследование музыкальной формы. -М.: Гос. Муз. Издат., 1933. 36 с.

66. Конюс Г.Э. Статьи, материалы, воспоминания. - М.: Музыка, 1965.-143 с.

67. Кравков C.B. Взаимодействие органов чувств. -М., 1948. 128 с.

68. Кравков C.B. Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Гиппенрейтера Ю.Б., Михалевской М.Б. М.: МГУ, 1975. - 400 с.

69. Кудряшов А.Ю. Теория музыкального содержания. Спб.: Изд. Лань, 2006. - 432 с.

70. Куляшова A.M. Проблема развития музыкальных способностей младших школьников в отечественной педагогике 80-90 годов XX века. — СПб: Астерион, 2008. 160 с.

71. Курт Э. Основы линеарного контрапункта М.: Гос. муз. издат, 1931.-304 с.

72. Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. М.: Музыка, 1975. - 551 с.

73. Лазарев П.П. Ионная теория возбуждений. М.;Пг.: Гос.издат, 1923.-175 с.

74. Ландсбергис В.В. Об эстетически возможном в области музыкальной светописи и опыте искусства Чюрлёниса // Свет и музыка: Материалы третьей конференции всесоюзной школы молодых ученых. Казань, КАИ, 1975, С. 22-23.

75. Леонтьев А.Н. Развитие и функционирование сенсорных систем // Лекции по общей психологии. — М.: Смысл, 2000. С. 129-138.

76. Ливанова Т.Н. Западноевропейская музыка XVII-XVTII веков вряде искусств. М.: Музыка, 1997. — 528 с.164

77. Ливанова Т.Н. Статьи. Воспоминания. — М.: Музыка, 1989.429 с.

78. Лившиц Д.О. Математика и музыка. Алма-Ата: изд. Казахстан, 1976.-79 с.

79. Ломов Б.Ф., Беляева A.B., Носуленко В.Н. Вербальное кодирование в познавательных процессах анализ признаков слухового образа. — М.: Наука, 1986. 128 с.

80. Лопатина А. Скребцова М. Природа глазами души. // Книга для занятий по духовному воспитанию в 5-ти кн. М.: ИПЦ Русский раритет, 1997. Кн. 2.-574 с.

81. Лопатина А. Скребцова М. Язык музыкальных инструментов, волшебные звуки музыки / Азбука мудрости // Книга для занятий по духовному воспитанию в 5-ти кн. М.: ИПЦ Русский раритет, 1997. Кн. 5 -С. 335-365.

82. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. // Из ранних произведений. -М.: Правда, 1990. С. 195-393.

83. Лукач Д. Своеобразие эстетического в 4-х т. / Общ. ред. Долгова K.M. М.: Прогресс, 1986. Т. 2. - 467 с.

84. Лурия А.Р. Взаимодействие ощущений. Синестезия. // Курс общей психологии. М.: МГУ, 1964. Лекция 3 (12) - С. 9-13.

85. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. — М.: МГУ, 1968,-68 с.

86. Лурия А.Р. Материалы по курсу лекций по общей психологии. — М.: изд. МГУ, 1975. 112 с.

87. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. — М.: Педагогика, 1988. 125 с.

88. Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. Воронеж: НПО Модэк, 1993.-160 с.

89. Люшер М. Цветовой тест Люшера / Пер. с англ. Никоновой А. — М.: Эксмо-пресс, 2002. 190 с.

90. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. М.: Советский композитор, 1991.-375 с.

91. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки. М.: Музыка, 1991.-79 с.

92. Мазель Л.А. О мелодии. М.: Музгиз, 1952. - 300 с.

93. Мазель Л.А. Статьи по теории и анализу музыки. — М.: Советский композитор, 1982. — 328 с.

94. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. — М.: Музыка, 1986.-527 с.

95. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений элементы музыки и методика анализа малых форм. Учебник спец. курса для муз. ВУЗов М.: Музыка, 1967. Ч. 1. - 752 с.

96. Майерс Ч. Два случая синестезии 1914 г. / Свет и Музыка: Материалы третьей конференции. Казань: КАИ, 1975. — С. 232-235.

97. Маслова Л.П. Педагогика (теория и практика). Новосибирск: НИПК и ПРО, 1997. - 136 с.

98. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки. // Восприятие музыки: Сб. статей • под ред. Максимова В.Н. -М.: Музыка, 1980. С. 178-195.

99. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 254 с.

100. Мейлах Б.С. Художественное восприятие как научная проблема // Художественное восприятие Сб. статей под ред. Мейлаха Б.С. — Вып. 1. — 1971.-С. 10-29.

101. Мессиан О. Вечная музыка цвета. Речь на конференции в Нотр-Дам. // Музыкальная академия. — 1999. № 1. - С. 233—235.

102. Михайлова Г.Л. Как звучит живопись // Теория музыки и музыкальная педагогика. — Владимир: изд. ВГПИ им. П.И. Лебедева-Полянского, 1981.-С. 78-92.104; Могилевская Г.Л; Познание прекрасного. — М.: Знание, 1971. 80 с.

103. Московская С. Звук и цвет. — СПб.: изд. Рамакришны, 1995.77 с. .

104. Музыкальная эстетика Германии XIX в 2-х т. / Сост. Михайлова A.B., Шестакова В.П. М.: Музыка, 1981. Т. 1.

105. Мурина Е.Б. Проблемы синтеза пространственных искусств. — М;: Искусство, ,1982. 192 с.

106. Назайкинский E.Bi Звуковой мир музыки; М.: Музыка^ 1988; —254с.

107. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. - 319 с.

108. Назайкинский Е.В. Ошузыкальном? темпе; М.: Музыка; 1965.95 с.

109. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1972. 383 с.

110. Назайкинский Е.В., Parc Ю. Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоник звука// Применение акустических методов исследования в музыкознании: Сб. статей под ред. Скребкова С.С. — М.: Музыка, 1964. С.79-100.

111. Назайкинский Е. В., Рагс Ю.Н. О художественных возможностях синтеза музыки и цвета. // Музыкальное искусство и наука: Сб. статей под ред. Назайкинского Е.В. М.: Музыка; 1970. Вып. 1. - С. 166—189.

112. Натадзе Р.Г. К вопросу о психологической природе интермодальной общности ощущений. // Вопросы психологии. — 1979, № 6. С. 49-57.

113. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. -М.: Классика XXI, 1999. 232 с.

114. Немов P.C. Общие основы психологии//Психология в 2-х кн.-М.: Владос, 1994. Кн. 1. 572 с.

115. Немов P.C. Психология: Учебное пособие для пед. ин-тов и училищ. М.: Просвещение, 1990. - 300 с.

116. Нордау М. Вырождение. / Пер. с нем. языка и под ред. Семент-ковского Р.Н. СПб.: типография Сойкина П.П., 1894. - С. 183-190. - 544 с.

117. Носуленко В.Н. Системный подход в исследовании слухового восприятия. // Психологический журнал. 1986. — № 5. С. 26-36.

118. Ньютон И. Оптика. / Пер. с 3-го англ. изд-я Вавилого С.Н. — М.: Гостехиздат., 1954. С. 158-263.

119. Общая психология / Под ред. Богословского В.В., Ковалёва А.Г., Степанова A.A. -М.: Просвещение, 1981. 383 с.

120. Орлов Г.А. Психологические механизмы музыкального восприятия. Вопросы теории и эстетики музыки / Под ред. Раабен Л.П. — Л.: Гос.муз.издат., 1963. Вып.2. С. 181—215.

121. Орлов Г.А. Древо музыки. Вашингтон: H.A. Fager & Со; Спб.: Советский композитор, 1992. — 408 с.

122. Осгуд Ч. Суси Д. Танненбаум П. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам. // Семиотика и искусствометрия. / Сост. и пер. с англ. Лотман Ю.М., Петрова В.М. М.: Мир, 1972. - С. 278-297.

123. Очеретовская Н.Л. Содержание и форма в музыке. — Л.: Музыка, 1985.- 112 с.

124. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. — М.: изд. МГУ, 1983.- 176 с.

125. Петровская М. Творческие работы юных живописцев на уроках музыки. // Искусство в школе. 1996. — № 4. — С. 47—50.

126. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. — М.: Владос, 2001. 318 с.

127. Познавательные процессы и способности в обучении / Под. ред.

128. ШадриковаВ.Д. -М.: Просвещение, 1990. — 141 с.168

129. Пузырей A.A. Синестезия // БСЭ 3-е издание. М.: Сов. Энциклопедия, 1976. Т. 23, С. 419.

130. Рагс Ю.Н. Уровни и содержание музыковедческих измерений. // Эстетика: информационный подход. — М.: Смысл, 1997. Вып. 5. С. 19-46.

131. Раппопорт С.Х. Гносеологические проблемы художественного мышления: Автореф. дисс. . доктора философ, наук. Москва, 1968. — 38 с.

132. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972. — 168 с.

133. Речи, которые в публичном собрании императорской Академии наук читаны были апреля 29 дня 1742 года. / Пер. с лат. Теплова Г. — СПб: изд. академии наук, 1742. 31с.

134. Римский-Корсаков H.A. Статьи и материалы по вопросам истории музыки и эстетики // Римский-Корсаков H.A. Полн. собр. соч. Литературные произведения и переписка. / Под ред. Асафьева Б.В. — М.: Гос.муз.издат., 1963. Т. 2. 280 с.

135. Римский-Корсаков H.A. Основы оркестровки. М.;Л.: Музгиз, 1946.-122 с.

136. Розинер Ф. Искусство Чюрлёниса. М.: TERRA, 1993. - 408 с.

137. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. — М.: изд. академии наук СССР, 1957.-328 с.

138. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2-х т. М.: Педагогика, 1989. Т. 1.-485 с.

139. Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения в 3-х т./ Сост. и пер. с франц. Верцман И.Е. М.: Гослитиздат., 1961. Т. 1. - 651 с.

140. Ручьевская Е.А. Функции музыкальной темы. — Л.: Музыка, 1977.-160 с.

141. Сабанеев Л. Воспоминания о Скрябине. — М.: Классика — XXI, 2000.-289 с.

142. Сабанеев Л. О звуко-цветовом соответствии. // Музыка. 1911.-№9.-С. 199-200.

143. Самюэль К. Оливье Мессиан — о звуке и цвете. // Альманах музыкальной психологии. М.: изд. гос. консерватории им. П.И. Чайковского, 1994. - С. 76-90.

144. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения / Под ред. Катанова В.М. — М.: Госполитиздат, 1947. — 647 с.

145. Светомузыка в России и в СССР: Библиографический указатель (1742-1982) // Сост. Галлеев Б.М., Ванечкина И.Л., Сайфулин Р.Ф. Казань: КАИ, 1983.-45 с.

146. Слёзина И.Ф. Применение акустических средств в обучении глухих произношению. — М.: Педагогика, 1975. 142 с.

147. Синий всадник / Сб. статей под редакцией Кандинского В.В. -М.: Изобразительное искусство, 1996. 143 с.

148. Стендаль Ф. Жизнь Россини. М.: Аграф, 1999. - 448 с.

149. Стравинский И.Ф. Диалоги. Воспоминания. Размышления. Комментарии. / Под общ. ред. Друскина М.С. Л.: Музыка, 1971. - 414 с.

150. Стравинский И.Ф. Хроника моей музыкальной жизни. / Под общ. ред. и пер. с франц. Богданова-Березовского В.М. Л.: Музгиз., 1963. — 272 с.

151. Суровцева С.С. Исследование психофизиологических предпосылок развития творческих и музыкальных способностей старших школьников: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. СПб., 2004. — 26 с.

152. Тагиров Ф.А. О светомузыкальных экспериментах за рубежом // Свет и музыка: Материалы третьей конференции всесоюзной школы молодых ученых. Казань: КАИ, 1975. С. 122-125.

153. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. — М.: Педагогика, 1988.- 173 с.

154. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. — М.-Л.: изд. академии пед. наук РСФСР, 1947. — 326 с.

155. Теплов Б.М. Общие и специальные элементы музыкальной одаренности // Искусство в школе. — М., 1996. № 4. - С. 41-^7.

156. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного восприятия. // Советская психология. — M.;JI.: изд. академии пед. наук РСФСР, 1946.-№6.-С. 96-112.

157. Терентьева H.A. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. М.: Прометей, 1990. - 184 с.

158. Тиндаль Д. Звук. М.: Госиздат, 1922. - 295 с.

159. Титченер Э.Б. Учебник психологии в 2-х ч. / Пер. с англ. Болту-нова А.П. М.: Мир, 1914. Ч. 1.-264 с.

160. Тишунина Н.В. Западно-европейский символизм и проблема взаимодействия искусств: опыт интермодального анализа. — СПб. Изд. PI НУ им. А.И. Герцена, 1998. 159 с.

161. Тюлин Ю., Бершадская Т., Птыльник И., Пэн А., Тер-Мартиросян Т., Шнитке А. Музыкальная форма / Под общ. Ред. Тюлина Ю.Н. М.: Музыка, 1974. - с. 423.

162. Тюлин Ю.Н. Строение музыкальной речи. — Л.: Музгиз, 1962. —208 с.

163. Удин Ж.д'. Искусство и жест. Спб.: Аполаона, 1911. - 248 с.

164. Унковская A.B. Метода цвето-звуко-чисел. // Вестник теософии. 1909.-№ 1, С. 77-82.

165. Уолкер Д. Музыка и пары аммиака. — В мире науки, М., 1987. -№ 10. С. 82-87.

166. Успенский Б.А. Поэтика композиции. — М.: Искусство, 2001. —225 с.

167. Фейгенберг И.М. Видеть предвидеть — действовать: психологические этюды. -М.: Знание, 1986. - 158 с.

168. Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир. — М.: Просвещение, 1986.-157 с.

169. Холопов Ю.Н. Пуантилизм // Музыкальная энциклопедия в6.ти т. / Под ред. Келдыша Г.В. М.: Сов. Энциклопедия, 1978. Т. 4. - С. 483.171

170. Холопов Ю.Н., Ценова B.C. Эдисон Денисов. М.: Композитор, 1993.-228 с.

171. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства в 2-х ч. — М.: изд. Мое. гос. коне. им. П.И. Чайковского, 1990. Ч. 1. 138 с.

172. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. — М.: Музыка, 1980.-296 с.

173. Цуккерман В.А. «Камаринская» Глинки и ее традиции в русской музыке. -М.: Музыка, 1957. 197 с.

174. Чайковский П.И. о программной музыке. Избранные отрывки из писем и статей / Сост. Кунин И.Ф. M.;JI.: Гос.муз.издат., 1952. - 112 с.

175. Чайковский П.И. о симфонической музыке. Избранные отрывки из писем и статей / Сост. Кунин И.Ф. — М.: Гос.муз.издат., 1963. 312 с.

176. Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. М.: Музыка, 1989. - 221 с.

177. Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. — М.: Логос, 2002.-159 с.

178. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. —315 с.

179. Эйзепггейн С.М. Вертикальный монтаж. — Избранные произведения в 6-ти т. -М.: Искусство, 1964. Т. 2. С. 189-266.

180. Эйзештейн С.М. Неравнодушная природа Избранные произведения в 6-ти т. -М.: Искусство, 1964. Т. 3. С. 251-432.

181. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. — М.: Аквариум, 1999.-270 с.

182. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка // Избранные труды в 2-х т. / Под общ. ред. Шостаковича Д.Д. — М.: Сов. Композитор, 1972. Т. 1.-711 с.

183. Якобсон П.М. Психология и художественное восприятие // Художественное восприятие Сб. статей под ред. Мейлаха Б.С. — 1971. — Вып. 1.-С. 67-79.

184. Ястребцев B.B. Воспоминания. Римский-Корсаков 1886-1908 в 2-х т. Л.: Музгиз., 1959. Т. 1. - 527 с.

185. Anschütz G. Farbe-Ton-Forschungen. Leipzig, 1927. - 432 s.

186. Bernard С., Lehman К., Zwansmässige Lichtemptindungen durch Schall und verwandte Ersheinungen aut Gebiete der andern Sinnesemptindungen. / Sponsor Bleuler E., Leipzig, 1881. - 96 s.

187. Brust D. Music and the neurologist. A historical perspective. // Acad Sei. Columbia, 2001. Jun. 930(6). - S. 143-52.

188. Cytowic R.E. Synesthesia and mapping of subjective sensory dimensions // Neorology. 1989. Jun; 39(6). - S. 849-850.

189. Cytowic R.E. Synesthesia I. A review of major theories and their brain basis. // Brain and Cognitive. 1982. Jan. 1(1). - S. 23-35.

190. Cytowic R.E. Synesthesia II. Psychophysical relations in the synesthesia of geometrically shaped tast and colored hearing. // Percept Mot Skills. 1983. Feb. 56(1).-S. 118.

191. Cytowic R.E. The Man Who Tasted Shapes. New York: Jeremy Tarcher/Puntam, 2003. - 274 s.

192. Gonzague P.G. La Musique desyeux et l'optique thetral. St. Petare-bourg, 1807.- 102 p.

193. Grossenbacher P. Mechanisms of synesthesia: cognitive and physiological constraints. // Brain and Cognitive. 1982. Jan. № 1. - S. 36-49.

194. Hindemith P.A. Übungbuch fuk den zweistimmingen satz // Unterweisung im Tonsatz. Mainz: В. Schotts Söhne, 1940. Bd. 2 - 192 s.

195. Hubbard Т. Synesthesia-like mappings of lightness, pitch and melodic interval // Pub Med. indexed for Medline. Arisona, 1999.

196. Indy V.d', Cours de composition musicale Paris A Durant et fils 1912. V.l.-228 p.

197. Kurt E. Musiksychologie. Berlin, Max Hesse, 1931. - 324 s.

198. Marks L. Unity of the sense. New York: Academic Press. 1978.290 s.

199. Rossigneux C. Essai sur l'audition colorée et sa valeur esthetique. // Jornal de Psychologie Normale et Patholoque, Paris: Deuxieme Annee, 1905. V.2.-P. 193-215.

200. Rudmin F. Cappelli M. Tone taste synesthesia: a replication. // Jornal Article. - 1983. Feb. № 56 (1). - P. 118.

201. Schiltz K. Trocha K. Wieringa B. Emrich H. Johannes S. Münte T. Neurophysiological aspects of synesthetic experience. // Psychology. Hannover, 1996. Summer 109 (2). S. 219-238.

202. Sundermann H. Musical Graphics. The interrelationship of sound, color and movement. // International lighting review 1973. V. 24. № 1. -P. 24-29.

203. Wellek A. Zur Geschichte und kritik der Synästhesie Forshung. // Archiv fur die gesamte Psychologie. - Leipzig: Akademische Verlagsgesellschaft, 1931. Bd. 79.-S. 325-384.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.