Система культурно-интеллектуального обмена в арабо-мусульманском мире XVII – начала XVIII в. (на примере творчества ‘Абд ал-Гани ан-Наблуси) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат наук Краюшкин Никита Романович

  • Краюшкин Никита Романович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2020, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 249
Краюшкин Никита Романович. Система культурно-интеллектуального обмена в арабо-мусульманском мире XVII – начала XVIII в. (на примере творчества ‘Абд ал-Гани ан-Наблуси): дис. кандидат наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова». 2020. 249 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Краюшкин Никита Романович

Введение

Глава I. Жизнь и эпоха 'Абд ал-Гани ан-Наблуси (1641-1731)

1.1. Вопрос об упадке арабо-мусульманской культуры XVI-XVШ столетий в отечественной и зарубежной историографии

1.2. Семья и окружение сирийского суфия

1.3. Творческий путь дамасского мистика

1.4. Путешествия 'Абд ал-Гани ан-Наблуси

1.5. Последние годы жизни в ас-Салихийе

Глава II. Великая Сирия в системе накопления и передачи религиозного знания арабо-мусульманского мира

2.1. Сирийский караван паломников в священные города Аравии: вариации маршрутов и мотивации путешественников

2.2. «Путешествия в поисках знания» в османской культуре как механизм установления социальных контактов

2.3. Паломничества к могилам мусульманских «святых» и формирование исторической памяти Великой Сирии в османскую эпоху

2.4. Антисуфийская полемика и дилемма принятия новшеств в Османской Сирии

Глава III. Механизм налаживания научных контактов в Египте и Хиджазе

3.1. Складывание египетского пути каравана паломников в Мекку и Медину в османскую эпоху

3.2. Мусульманское паломничество в культурно-интеллектуальной и общественной жизни Каира

3.3. Священные города Хиджаза в системе трансляции религиозного знания мира ислама

Заключение

Библиография

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Система культурно-интеллектуального обмена в арабо-мусульманском мире XVII – начала XVIII в. (на примере творчества ‘Абд ал-Гани ан-Наблуси)»

Введение

Постановка проблемы. После османского завоевания Великая Сирия1, Египет и историческая область на северо-западе Аравийского полуострова -Хиджаз - заняли одно из ключевых мест в культурно-интеллектуальной и общественной жизни Османской империи. Особая значимость этих земель определялась наличием на их территории глубоко почитаемых мусульманских святынь, памятников исламского прошлого и пользовавшихся всеобщим признанием центров образования. В то же время удобное географическое расположение Великой Сирии и Египта на перекрестке паломнических и торговых путей в Мекку и Медину благоприятствовало развитию движения пилигримов. Унаследованные османскими учеными от классической эпохи ислама культ знания, интерес к богословским спорам и стремление повысить уровень личной образованности предопределяли то, что многие богомольцы проводили в странствиях определенную часть своей жизни. В это время они слушали лекции известных интеллектуалов, обменивались книгами и узнавали о последних достижениях мусульманской мысли. Поддержка исламских институтов османскими властями способствовала тому, что унаследованная ими от мамлюков система культурно-интеллектуального обмена была усовершенствована и стала одним из центральных механизмов идейного сплочения общества. Консервативная религиозная политика позволяла османским султанам претендовать на роль лидера всего мира ислама.

Тем не менее, в мировой историографии относительно долгое время господствовали представления о застойном характере арабо-мусульманской культурной традиции в османскую эпоху. Ее рассматривали, в частности, в качестве духовного наследия «средневековой» исламской цивилизации, в которой получило распространение «схоластическое» знание, питаемое активной деятельностью последователей мистико-аскетического направления

1 Великая Сирия (араб. [Билад] аш-Шам) - исторический регион на Ближнем Востоке, общее пространство которого приблизительно соответствует территориям Сирийской Арабской Республики, Ливана, Иордании, Израиля и Палестины вместе взятых.

в исламе - суфизма. Как считалось, по этой причине османские мыслители руководствовались в научной деятельности преимущественно принципом таклида, предполагавшего не выработку принципиально новых подходов к исследуемым проблемам, а тщательное изучение и комментирование для потомков произведений их предшественников, живших во времена «золотого века» ислама. Культурная стагнация стран Ближнего Востока объяснялась также произошедшей вследствие османского завоевания «утечкой умов», когда представители арабской интеллектуальной элиты на протяжении нескольких поколений предпочитали отправляться на заработки в центральные провинции империи. Исходя из вышеперечисленных факторов, исследователи зачастую характеризовали XVI-XVШ вв. в истории арабо-османского мира как период культурной стагнации, «переходный этап», длившийся до начала европейского колониального проникновения и Нахды -арабского Возрождения XIX столетия.

Вместе с тем жизнедеятельность ряда османских интеллектуалов выбивается из подобной схемы. Среди них особенно часто выделяются египетский суфий 'Абд ал-Ваххаб аш-Ша'рани (1491-1565) и дамасский мистик 'Абд ал-Гани ан-Наблуси (1641-1731). Однако, если взглядам аш-Ша'рани в отечественной науке было уделено определенное внимание еще в начале XX в.2, то о творчестве ан-Наблуси российскому читателю до сих пор известно достаточно мало. Несмотря на появление в последние десятилетия исследований, посвященных анализу жизненного пути сирийского суфия, в интеллектуальной истории Сирии, Египта и Хиджаза XVII - начала XVIII в. до сих пор сохраняется ряд «белых пятен». Привлечение в настоящей диссертации слабо изученного или практически неосвоенного источникового материала позволяет провести комплексный анализ различных аспектов культурной жизни центральных арабских провинций Османской империи.

2 Шмидт А. Э. 'Абд ал-Ваххаб аш-Ша'араний (973/1565 г.) и его Книга рассыпанных жемчужин. СПб.: Имп. Акад. наук, 1914.

Актуальность темы диссертации в значительной степени обусловлена традиционным характером османского общества, где лица, входившие в круг служителей культа и хранителей религиозного наследия, занимали особое, привилегированное положение. Причем понятие «богословы» ('улама', ед. ч. 'алим) в арабской терминологии включает в себя не только собственно мусульманских теологов, но и правоведов, служителей культа, например, предстоятелей на молитве (а 'имма, ед. ч. имам) и проповедников (хуттаб, ед. ч. хатиб), преподавателей медресе, мусульманских мистиков - суфиев и др. Изучение их деятельности позволяет рассмотреть механизм воспроизводства культурной традиции ислама, базирующийся на системе интенсивного интеллектуального обмена. В свете возросшего сегодня внимания академического сообщества к проблемам функционирования и взаимодействия цивилизаций в человеческой истории изучение путей передачи духовной традиции 'улама' в Великой Сирии, Египте и Хиджазе представляет особый интерес.

Научная новизна и оригинальность работы состоит в том, что культурная жизнь Сирии, Египта и Хиджаза ХУП-ХУШ вв. до их пор не получила надлежащего освещения в отечественной исторической науке. Так, в пособии по истории арабо-мусульманской философии под редакцией А. В. Смирнова интеллектуальное наследие постклассического ислама ограничивается деятельностью тунисского мыслителя Ибн Халдуна (13321406) и персидского мистика Муллы Садры (1571-1636)3. Кроме того, несмотря на то, что отдельные составляющие исследуемой тематики затрагивались в трудах, посвященных развитию османского общества в ХУП-ХУШ вв., в российском востоковедении отсутствует отдельное исследование, посвящённое анализу системы культурно-интеллектуального взаимодействия мусульманских богословов в рассматриваемую эпоху. Оригинальность

3 История арабо-мусульманской философии. Под ред. А. В. Смирнова. М.: Академический Проект, 2013. С. 101-213. Такой же точки зрения придерживается Е. А. Фролова (Фролова Е. А. История арабо-мусульманской философии. Средние века и современность. М.: ИФ РАН, 2006. С. 129-143).

диссертации во многом определяется также тем, что работа написана на основании источников либо впервые вводящихся в научный оборот, либо недостаточно освоенных отечественными и зарубежными востоковедами. Центральное место среди них занимают четыре трактата-«путешествия» 'Абд ал-Гани ан-Наблуси.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные выводы могут быть использованы при дальнейшем изучении религиозных институтов Османской империи, а также систематизации представлений о малоисследованном механизме межличностного взаимодействия на базе большого паломничества в Мекку (хадж), «путешествий в поисках знания» (рихла) и паломничеств к могилам мусульманских «святых» (зийара).

Практическая значимость работы связана с тем, что ее теоретические положения и оценки могут быть применены при составлении новых учебных курсов и написании программ по истории арабских стран в османский период. Кроме того, собранный в диссертации фактический материал, почерпнутый из трактатов с описанием путешествий мусульманских богословов, может быть полезен при подготовке пособий для вузов востоковедного и религиоведческого профиля.

Объектом данного исследования является сеть социальных контактов мусульманских богословов и официальных властей Великой Сирии, Египта и Хиджаза XVII - начала XVIII в. Предмет диссертации - механизм культурно-интеллектуального обмена в арабо-мусульманском мире Нового времени как постоянная величина общественной жизни Османской империи.

Целью диссертационной работы является комплексный анализ системы межличностного взаимодействия между представителями мусульманской духовной элиты и османскими властями путем выявления особенностей функционирования исламских институтов Великой Сирии, Египта и Хиджаза XVII - начала XVIII столетия.

В рамках исследования были поставлены следующие задачи:

1. проанализировать принятые в отечественном и зарубежном востоковедении подходы к изучению культурного развития арабских провинций Османской империи в Новое время;

2. рассмотреть на примере жизненных обстоятельств 'Абд ал-Гани ан-Наблуси эволюцию взаимоотношений регионального (дамасского) ученого сообщества со стамбульской религиозной элитой XVII -первой трети XVIII в.;

3. уточнить характерные особенности функционирования института хаджа в османскую эпоху по маршрутам сирийского и египетского караванов паломников;

4. выделить основные интеллектуальные центры Ближнего Востока, проследить направления, по которым совершались «путешествия в поисках знания» (рихлат фи талаб ал- 'илм), изучить мотивацию и цели пилигримов;

5. рассмотреть паломничество (зийара) к могилам мусульманских «святых» (аулийа') в качестве механизма формирования исторической памяти Великой Сирии;

6. осветить основные этапы становления и развития антисуфийского движения кадизадели в арабских провинциях Османской империи;

7. воспроизвести сеть контактов между «путешественниками в поисках знания» (талабат ал- 'илм) и на ее основе конкретизировать содержание культурного обмена в рассматриваемый период.

Безусловно, диссертация не претендует на полный охват всех относящихся к исследуемой проблематике тем. В частности, в силу специфики задействованной источниковой базы из тематики диссертации исключена проблема финансирования исламских институтов Сирии, Египта и Хиджаза в османскую эпоху, которая может стать предметом отдельного исследования.

Географические рамки исследования ограничены тремя

историческими регионами на Ближнем Востоке - Великой Сирией (аш-Шам),

Египтом и Хиджазом как главными паломническими центрами на Арабском

7

Востоке. В целях моделирования сети контактов мусульманских богословов этих областей с представителями других частей мусульманского мира также привлекались воспоминания паломников об их встречах с богомольцами из Османской Турции, Ирака, Магриба, Индии и Индонезии.

Хронологические рамки диссертации охватывают период «странствий в поисках знания» трех мусульманских паломников: мединского богослова Мухаммада Кибрита (ум. в 1659 г.), турецкого путешественника Эвлия Челеби (ум. ок. 1682 г.) и дамасского мистика 'Абд ал-Гани ан-Наблуси. Вместе с тем для более глубокого изучения развития института хаджа и движения кадизадели в османскую эпоху потребовалось обращение к фактическому материалу, относящемуся к XVI столетию. При сопоставлении исторического материала логика исследования потребовала также обращения к событиям второй половины XVIII - начала XIX в.

Положения, выносимые на защиту

1. В мировой науке сложились противоречивые взгляды на уровень развития арабо-мусульманской культуры в османскую эпоху. Несмотря на господствовавшие до недавнего времени представления об упадке исламской цивилизации в рассматриваемый период, практически все исследователи выделяли имена некоторых мыслителей, деятельность которых, по их мнению, была слабо затронута общим состоянием интеллектуального застоя мусульманского мира. Среди них особенно часто упоминалась личность 'Абд ал-Гани ан-Наблуси. Широта его научных интересов и интенсивность контактов с представителями османской ученой элиты позволяют говорить о многогранности культурно-интеллектуальной жизни арабских владений Османской империи в XVII-XVIII вв.

2. Институциональное оформление суфийских братств и повсеместное

распространение на Ближнем Востоке культа «святых» привели к

популяризации в Великой Сирии, Египте и Хиджазе доктрины

«единства бытия» (вахдат ал-вуджуд), приписываемой выдающемуся

8

мусульманскому мистику, «великому шайху» (аш-шайх ал-акбар) Ибн 'Араби (ум. в 1240 г.). Вместе с тем в рассматриваемую эпоху произошло также возрождение антисуфийских движений в лице последователей критика учения Ибн 'Араби - ат-Тафтазани (ум. в 1390 г.) и турецких богословов из числа кадизадели. Активные дебаты между суфиями и исламскими правоведами способствовали совершенствованию в арабо-османском мире ХУП-ХУШ вв. рационально-критического мышления.

3. В османскую эпоху среди жителей арабо-мусульманского мира утвердились суфийские представления о синтезе концепта познания божественной истины и получения «божественной благодати» (табаррук) у духовных учителей прошлого и настоящего. Вследствие этого взаимодействие между мусульманскими богословами шло главным образом во время совершения «путешествий в поисках знания» (рихла) и паломничеств к могилам мусульманских «святых» (зийара). Активная деятельность местных сообществ интеллектуалов утверждала среди мусульманских ученых культ религиозной памяти и представлений о том, что османская эпоха стала еще одним периодом в истории мирового триумфа ислама.

4. Несмотря на устоявшиеся в Османской империи маршруты в Мекку и

Медину, пути каждого отдельного паломника в священные земли

Аравии могли различаться в зависимости от жизненных

обстоятельств, личных интересов и социального статуса каждого

отдельного путешественника. Часть паломников предпочитала

передвигаться отдельными группами (кавафил, ед. ч. кафила),

другая - в составе организовывавшегося каждый год каравана

паломников (ракб). Для обеспечения безопасности пилигримов

османские власти организовывали восстановительные работы старых

укрепленных пунктов (маназил, ед. ч. манзил) и возводили новые на

двух основных маршрутах в Мекку и Медину - на пути сирийского

9

(дарб ал-хадж аш-шами) и египетского караванов пилигримов (дарб ал-хадж ал-мисри). В итоге, институт хаджа стал важным механизмом по укреплению единства империи.

5. Напряженная интеллектуальная атмосфера, царившая в Османской империи в рассматриваемый период, во многом обусловливалась деятельностью турецких богословов кадизадели и напрямую влияла на судьбу и взгляды 'Абд ал-Гани ан-Наблуси. В свете этого четыре путешествия дамасского суфия следует рассматривать в качестве продолжения его идейной борьбы за защиту мистической философии Ибн 'Араби и утверждения его авторитета среди мусульманских ученых Великой Сирии, Египта и Хиджаза. Практикой открытого обсуждения проблем мусульманского мистицизма во время научных собраний (маджалис, ед. ч. маджлис) ан-Наблуси способствовал оформлению нового социального пространства, объединявшего суфиев (12,3% от общего количества встреч в Великой Сирии), представителей ученого сообщества (50%), властей предержащих (6,5%), религиозной элиты империи (18,5%), местной «аристократии» (а 'йан) (9,8%) и простого народа ('амма) (2,9%).

6. Круг тем, интересовавших «путешественников в поисках знания», включал не только традиционные вопросы арабской филологии и спекулятивного мусульманского богословия, но и наиболее злободневные проблемы мира ислама. Используя классические комментарии по различным вопросам богословского знания ('илм) и религиозного права (фикх), исламские богословы стремились помочь современникам из различных уголков мусульманского мира в разрешении их жизненных трудностей, благодаря чему «путешествия в поисках знания» приобретали особую социальную направленность.

7. Антисуфийские взгляды XVII в., проповедуемые последователями

активизировавшегося в Стамбуле кадизаделитского движения,

достаточно быстро достигли Сирии и Египта. В результате, в регионе

10

сложилась взрывоопасная ситуация, которая могла привести к сложению местного протоваххабитского движения. Тем не менее, как показывает анализ источникового материала, социального катаклизма удалось избежать благодаря «космополитичности» мусульманского ученого сообщества, широте их взглядов и стремлению исламских богословов рациональным путем (тахкик) решить возникавшие теологические проблемы. В итоге, в арабских провинциях Османской империи сохранился традиционный механизм взаимодействия исламских институтов и государственных структур.

Степень достоверности и апробация результатов исследования. Основное содержание диссертации отражено в 1 1 публикациях, из них пять вышли в свет в рецензируемых научных изданиях, определенных п. 2.3. Положения о присуждении ученых степеней в МГУ имени М. В. Ломоносова4, и одна - в журнале РИНЦ5. Отдельные результаты работы докладывались на международных конференциях «Ломоносовские чтения» (2018-2019 гг.) и «Ацамбовские чтения» (ИСАА МГУ, 2019 гг.). Кроме того, диссертант выступал с докладами по теме исследования на ХШ и Х!У международных конференциях арабистов Института востоковедения РАН (Москва, 20182019 гг.) и на II международной конференции «Личность, общество и государство в истории Запада и Востока: всеобщая история и историческая наука в XX - начале XXI века», организованной Казанским (Приволжским) федеральным университетом совместно с Институтом всеобщей истории РАН (Казань, 2019 г.). Тезисы 5 устных выступлений были опубликованы в

4 Краюшкин Н. Р. Антисуфийская полемика в Османской Сирии накануне возникновения ваххабитского движения (1620 - 1730-е гг.) // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2020. № 2. С. 1827; он же. Богач - бедняк: два мусульманских паломника в Османском Каире ХУЛ в. // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение, издательство. 2019. №2 3. С. 42-52; он же. Взаимодействие основных центров мистического ислама в К-Х вв. // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2019. № 4. С. 146-155; он же. Дамасский суфий 'Абд ал-Гани ан-Наблуси и его «большое» путешествие по Великой Сирии конца ХУЛ в. // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 2019. № 2. С. 58-73; он же. Духовные лица османского Египта (по материалам трактата сирийского суфия 'Абд аль-Гани ан-Наблуси [1641-1731]) // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 2017. № 2. С. 38-47.

5 Краюшкин Н. Р. Феномен «путешествия в поисках знания» в османской культуре // Исторический вестник. 2019. Т. 29. № 3. С. 170-187.

сборниках докладов. Апробация настоящего исследования производилась также при чтении лекций и проведении семинаров по истории арабских стран в Институте стран Азии и Африки МГУ имени М. В. Ломоносова.

Теоретико-методологические основы и методы исследования исходят из принципа системности научного познания. В этой связи, механизм культурно-интеллектуального обмена в арабо-мусульманском мире XVII -начала XVIII в. рассмотрен как целостная система, функционирование которой обеспечивали представители различных групп населения. На основе анализа путевых заметок мусульманских паломников реконструируется жизненный путь и сеть контактов отдельных представителей османского ученого сообщества. Сравнительно-исторический метод предоставил возможность сопоставить паломнический опыт арабских пилигримов с опытом их европейских современников, посетивших страны Ближнего Востока в рассматриваемый период. При изучении института хаджа применены историко-генетический и проблемно-хронологический методы исследования, позволяющие проследить динамику его развития на конкретном историческом материале. Количественный анализ использовался при подробном рассмотрении сети межличностных контактов между представителями разных социальных групп османского общества и содержания культурного обмена.

Первостепенное влияние на формирование авторской методики и выработку концептуальных подходов к исследованию религиозной и социально-политической истории арабских стран было оказано работами отечественных арабистов и османистов - Ф. М. Ацамбы, Н. А. Иванова, С. А. Кириллиной, В. Б. Луцкого, М. С. Мейера, И. М. Смилянской, И. М. Фильштинского. Кроме того, при анализе источникового материала использовались методы текстологической работы, сформулированные У. Эко. Особый интерес к субъективной стороне истории, в том числе к мотивациям и исторической памяти паломников, обусловлены обращением автора к работам

представителей школы «Анналов», главным образом М. Блока и Ж. Ле Гоффа.

12

Обзор источников. Источники, использованные в диссертации, подразделяются на несколько групп:

1. трактаты-«путешествия» 'Абд ал-Гани ан-Наблуси;

2. другие произведения богословско-юридической тематики, принадлежащие перу сирийского мистика;

3. путевые заметки мусульманских паломников XVII-XVIII вв.;

4. работы арабских авторов рассматриваемой эпохи по истории и географии стран Ближнего Востока;

5. травелоги европейских путешественников.

К главной группе источников относятся четыре трактата-«путешествия» дамасского суфия 'Абд ал-Гани ан-Наблуси, написанные в литературном жанре рихла (путевых заметок). Ан-Наблуси был известным литератором и поэтом, признанным авторитетом в вопросах религии, духовным лидером, влиятельным мистиком, окруженным множеством последователей и учеников. На сегодняшний момент ему приписывается 300 работ по различным областям знаний, из которых было издано около 60. Анализ интеллектуального наследия дамасского суфия как одной из центральных фигур эпохи помогает изучить характерные особенности инфраструктуры передачи знания на Арабском Востоке в XVII - начале XVIII в. После длительного духовного кризиса и уединенной жизни 'Абд ал-Гани совершил в 1689, 1690, 1693-1694 и 1700-1701 гг. четыре поездки по Великой Сирии, Египту и Хиджазу и оставил о них подробные воспоминания. Три «путешествия» 'Абд ал-Гани были опубликованы полностью, хоть и не всегда в форме последовательного критического издания6. Вместе с тем до сих пор третье странствие дамасского суфия с описанием его паломничества в Мекку и Медину не было напечатано целиком ввиду значительного объема этого

6 Ан-Наблуси, 'Абд ал-Гани. Ал-Хадра ал-унсиййа фи-р-рихла ал-кудсиййа (Дружеское сообщение о Иерусалимском путешествии). Бейрут: ал-Масадер, 1990; он же. Ат-Тухфа ан-наблусиййа фи-р-рихла ат-тарабулусиййа (Наблусский подарок о путешествии в Триполи). Каир: Мактабат ас-сакафа ад-диниййа, б. г.; он же. Хуллат аз-захаб ал-ибриз фи рихлат Ба'лабакк ва-ль-Бика' ал-'азиз (Золотые одеяния о путешествии в Баальбек и священную долину Бекаа). [Электронный ресурс] URL: https://www.alukah.net/library/0/125052/ (дата обращения 05.12.19).

произведения. Усилиями современного сирийского ученого Рийада 'Абд ал-Хамида Мурада в 1989 г. свет увидела первая часть трактата ан-Наблуси, посвященная описанию его странствия 1693-1694 гг. по Великой Сирии7. Параллельно в 1986 г. Ахмад 'Абд ал-Маджид ал-Хариди подготовил к публикации в Каире рукописный вариант третьего «путешествия» ан-Наблуси целиком8. Кроме того, при написании данной работы использовался также манускрипт с описанием хаджа 'Абд ал-Гани, хранящийся в Лейпцигском университете9.

Ан-Наблуси составил классификацию своих поездок, назвав их последовательно «малое», «среднее» и «большое». Четвертое путешествие дамасского суфия традиционно носит название «последнего». Целью первого странствия 1689 г., которое заняло тридцать пять дней, стало посещение наместника Ба'лабакка (Баальбека) Мухаммад-паши, а также суфиев и мусульманских богословов ('улама'), живших в долине Бекаа. Во время «последнего» путешествия в ливанский город Триполи 'Абд ал-Гани еще раз навестил эти земли. Вместе с тем маршрут «среднего» странствия 'Абд ал-Гани предполагал совершение «малого паломничества» (ал-хадж ал-асгар) в Иерусалим и ал-Халил (Эль-Халиль, Хеврон). В Палестине дамасский суфий совершил молитву у захоронения Ибрахима (библейского Авраама) и наладил контакты в местных ученых кругах, в том числе с представителями уважаемого рода ал-'Илми. Вскоре после возвращения в Дамаск ан-Наблуси решился на совершение «великого хаджа» (ал-хадж ал-акбар) в Мекку и Медину. На пути к священным городам Аравии он еще раз посетил Иерусалим, после чего отправился в Каир для поддержания контактов с Зайн ал-'Абидином ал-Бакри (ум. в 1696 г.), представителем одного из самых

7 Мурад, Рийад 'Абд ал-Хамид. Ал-Хакика ва-л-маджаз фи рихлат билад аш-Шам ва Миср ва-л-Хиджаз. Ал-'аллама 'Абд ал-Гани ан-Наблуси (Достоверное и образное описание путешествия по Великой Сирии, Египту и Хиджазу. Выдающийся ученый 'Абд ал-Гани ан-Наблуси). Т. 1. Дамаск: Дар ал-ма'рифа, 1989.

8 Ан-Наблуси, 'Абд ал-Гани. Ал-Хакика ва-л-маджаз фи-р-рихла ила билад аш-Шам ва Миср ва-л-Хиджаз (Достоверное и образное описание путешествия по Великой Сирии, Египту и Хиджазу). Каир: ал-Хайа ал-мисриййа ал-'амма ли-л-китаб, 1986 (далее - Хакика).

9 Ан-Наблуси, 'Абд ал-Гани. Ал-Хакика ва-л-маджаз фи-р-рихла ила билад аш-Шам ва-Миср ва-л-Хиджаз (Достоверное и образное описание путешествия по Великой Сирии, Египту и Хиджазу). 1820 (рукопись). URL: https://www.alukah.net/library/0/124642/ (дата обращения: 13.03.2019).

влиятельных семейств Египта. Затем он отправился по маршруту египетского каравана пилигримов в Мекку и Медину, после чего вернулся домой по маршруту сирийского паломнического маршрута. За 388 дней, проведенных в дороге во время «большого» путешествия, 'Абд ал-Гани сумел познакомиться со многими представителями османской интеллектуальной элиты, вследствие чего изучение его произведений, содержащих описание его странствий, составляет значительный интерес.

Во вторую группу источников вошли другие произведения 'Абд ал-Гани ан-Наблуси, связанные с его интеллектуальным творчеством. На страницах четырех «путешествий» дамасский суфий зачастую приводит краткое описание встреч с представителями различных социальных групп османского общества. В этой связи, для более глубокого изучения взглядов ан-Наблуси по тем или иным вопросам представляется необходимым привлечение иных произведений, принадлежавших его перу. Среди них центральное место занимают послания дамасского суфия в защиту практики курения табака10, ритуальных танцев суфийского братства ал-мавлавиййа11 и сама' - пения мистической поэзии под музыку12. Выбор этих произведений объясняется острой интеллектуальной полемикой в арабо-мусульманском мире в рассматриваемую эпоху, связанной с деятельностью последователей стамбульского проповедника Кадизаде Мехмета-эфенди (ум. в 1635 г.). Турецкий 'алим поставил под сомнение законность с точки зрения норм мусульманского права практики курения табака и питье кофе, а также совершения суфийских ритуалов, включавших пение мистической поэзии под музыку (сама'), поминание имени Аллаха (зикр) и почитание гробниц мусульманских «святых» (аулийа'). Изучение произведений 'Абд ал-Гани позволяет проследить динамику взаимодействия мусульманских схоластов

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Краюшкин Никита Романович, 2020 год

Библиография

Трактаты ан-Наблуси

1. Ан-Наблуси, 'Абд ал-Гани. Ал-'укуд ал-лу'лу'иййа фи-т-тарик ал-мавлавиййа (Жемчужное ожерелье братства ал-мавлавиййа). Бейрут: Дар ал-кутуб ал-'илмиййа, 2014. 80 с.

2. Ан-Наблуси, 'Абд ал-Гани. Ал-Фатх ар-раббани ва-л-файд ар-рахмани (Раскрытие Господа и щедрость Милосердного [Аллаха]). Бейрут: Дар ал-кутуб ал-'илмиййа, 2010. 152 с.

3. Ан-Наблуси, 'Абд ал-Гани. Ал-Хадика ан-надиййа шарх ат-тарика ал-мухаммадиййа (Влажный сад комментариев на трактат «Путь Мухаммада»). Стамбул: Мактабат ал-хакика, 2012. 608 с.

4. Ан-Наблуси, 'Абд ал-Гани. Ал-Хадра ал-унсиййа фи-р-рихла ал-кудсиййа (Дружеское сообщение о Иерусалимском путешествии). Бейрут: ал-Масадер, 1990. 400 с.

5. Ан-Наблуси, 'Абд ал-Гани. Ал-Хакика ва-л-маджаз фи-р-рихла ила билад аш-Шам ва Миср ва-л-Хиджаз (Достоверное и образное описание путешествия по Великой Сирии, Египту и Хиджазу). Каир: ал-Хайа ал-мисриййа ал-'амма ли-л-китаб, 1986. 711 с.

6. Ан-Наблуси, 'Абд ал-Гани. Ал-Хакика ва-л-маджаз фи-р-рихла ила билад аш-Шам ва-Миср ва-л-Хиджаз (Достоверное и образное описание путешествия по Великой Сирии, Египту и Хиджазу). 1820 (рукопись). URL: https://www.alukah.net/Hbrary/0/124642/ (дата обращения: 13.03.2019).

7. Ан-Наблуси, 'Абд ал-Гани. Ас-Сулх байн ал-ихван фи хукм ибахат ад-духан (Примирение между братьями в вопросе дозволенности курения табака). Дамаск: Нинава ли-д-дираса ва-н-нашр, 2015. 178 с.

8. Ан-Наблуси, 'Абд ал-Гани. Ат-Тухфа ан-наблусиййа фи-р-рихла ат-тарабулусиййа (Наблусский подарок о путешествии в Триполи). Каир: Мактабат ас-сакафа ад-диниййа, б. г. 172 с.

9. Ан-Наблуси, 'Абд ал-Гани. Васа'ил ат-тахкик ва раса'ил ат-тауфик (Послания для совместного поиска истины). Лейден: Брилл, 2009. 560 с.

10. Ан-Наблуси, 'Абд ал-Гани. Джавахир ан-нусус фи халл калимат ал-фусус (Раскрытие смыслов гемм мудрости). Т. 1-2. Бейрут: Дар ал-кутуб ал-'илмиййа, 2008.

11.Ан-Наблуси, 'Абд ал-Гани. Диван ал-хака'ик ва-л-маджму' ар-рака'ик (Сборник божественных истин и изысканной поэзии). Бейрут: Дар ал-кутуб, 2001. 575 с.

12.Ан-Наблуси, 'Абд ал-Гани. Идах ад-далалат фи-с-сама' ал-алалат (Разъяснение смысла слушания музыки). Дар ал-байан, 2013. 222 с.

13.Ан-Наблуси, 'Абд ал-Гани. Кашф ан-нур 'ан асхаб ал-кубур (Раскрытие света могил «святых» праведников). Каир: Дар ас-асар ал-исламиййа, 2007. 71 с.

14.Ан-Наблуси, 'Абд ал-Гани. Китаб заха'ир ал-маварис фи-д-далала 'ала мавади' ал-ахадис (Сокровищница хадисов, собранных по имени их передатчиков). Т. 1-2. Каир: Мактабат дар аш-Ша'б, 1987.

15.Ан-Наблуси, 'Абд ал-Гани. Кифайат ал-гулам (Достоинства юности). Рукопись. 1877. 11 с.

16.Ан-Наблуси, 'Абд ал-Гани. Та'тир ал-анам фи та'бир ал-манам (Благоухание всего живого в толковании сновидений). Т. 1-2. Каир: Матба'а ал-истикама, 1964.

17.Ан-Наблуси, 'Абд ал-Гани. Хуллат аз-захаб ал-ибриз фи рихлат Ба'лабакк ва-ль-Бика' ал-'азиз (Золотые одеяния о путешествии в Баальбек и священную долину Бекаа). [Электронный ресурс] URL: https://www.alukah.net/library/0/125052/ (дата обращения 05.12.19).

18.Ан-Наблуси, Абд ал-Гани. Алам ал-малаха фи илм ал-филаха (Благоустроенность в вопросах сельского хозяйства). Матбаат нахдж ас-саваб, 1882. 271 с.

19.Ан-Наблуси, 'Абд ал-Гани. Канз ал-хакк ал-мубаййан фи ахадис саййид

ал-мурсалин (Сокровища разъясненной истины в словах и поступках

218

посланника Аллаха) (манускрипт). [Электронный ресурс] URL: https://www.alukah.net/library/0/102150/ (дата обращения 02.03.2020).

20.Nàbulusî, 'Abd al-Gham. Al-Wugud al-haqq wa al-hitâb al-sidq. Edition critique du texte arabe et présentation par Aladdin al-Bakri. Damas: Institut français d'études arabes de Damas, 1995. 86 p.

Арабские биографические словари

21.Ал-Газзи, Наджм ад-Дин. Ал-Кавакиб ас-са'ира би-л-а'йан ал-ми'а ал-'ашира (Биографии благородных лиц десятого века [по мусульманскому календарю]). Т. 1-4. Бейрут: Дар ал-кутуб ал-'илмиййа, 1997.

22.Ал-Маккар, Мухаммад б. Джум 'а. Китаб ал-башат ва-л-када' (Паша и кады Дамаска) // Вулат Димашк фи-л-'ахд ал-'усмани (Правители Дамаска в Османскую эпоху). Дамаск, 1949. С. 1-80.

23.Ал-Муради, Халил. Силк ад-дурар фи а'йан ал-карн ас-сани 'ашар (Жемчужный путь знатных лиц двенадцатого века). Т. 1-4. Булак: ал-Матба'а ал-мисриййа ал-'амира би-Булак, 1884.

24.Ал-Мухибби, Мухаммад Амин б. Фадлалла. Хуласат ал-асар фи а'йан ал-карн ал-хади 'ашар (Жизнеописания благородных лиц одиннадцатого века по мусульманскому летоисчислению). Т. 1-4. Бейрут: Дар ал-кутуб ал-'илмиййа, 2006.

25.Ал-Мухибби, Мухаммад. Нафхат ар-рихана (Дар базилика). Дар ихйа' ал-кутуб ал-'арабиййа. Т. 1-4. 1968.

26.Ал-Хамави, Мустафа. Фава'ид ал-иртихал ва-ната'идж ас-сафар фи ахбар ахл ал-карн ал-хади 'ашар (Сведения, собранные из путешествий, о быте и нравах XI века по хиджре). Т. 1-4. Дамаск: Дар ал-навадир, 2006.

Путешествия мусульманских и европейских авторов

27.Aл-'Aййашu, Aбу Салим. Ар-Рихла ад-'аййашиййа (Путешествие ал-'Аййаши). Т. 1-2. Абу Даби: Дар ас-Сувайди ли-н-нашр ва-т-таузи', 2006.

2S.Aл-Йа'кубu. Книга стран (Китаб ал-булдан) / Вступ. ст., пер., комментарии и указатели Л. А. Семёновой; Отв. ред. Д. В. Микульский. М.: Восточная литература, 2011. 365 c.

29.Aл-Харавu, 'Aли. Ал-Ишарат ила ма'рифат аз-зийарат (Справочник паломнических мест). Каир: Мактабат ас-сакафа ад-диниййа, 2002. 13S c.

30.Aс-Сувайдu, 'Aбдалла. Ан-Шфха ал-мискиййа фи-р-рихла ад-маккиййа (Мускусный аромат мекканского путешествия). [Электронный ресурс] URL: http://ar.lib.efatwa.ir/4054S/ 1/35S (дата обращения 24.01.2020).

31.Ибн ал-Хаурани. Ал-Ишарат ила амакин аз-зийарат (Справочник мест для паломничества). Дамаск: Мактабат ал-Газали, 19S1. 3S c.

32. Ибн Хордадбеx. Книга путей и стран. Пер. с арабск. яз. H. М. Велихановой. Баку: Элм, 19S6. 427 c.

33.Кuбрum, Mуxаммад. Рихлат аш-шита' ва-с-сайф (Путешествие зимой и летом). Бейрут, 1965. 362 c.

34.Лэйн Э. У. ^авы и обычаи египтян в первой половине XIX века. М.: Шука, 19S2. 436 c.

35.^сирХосров. Сафар-наме. Книга путешествия. М.-Л.: Academia, 1933. 206 c.

36. Челеби, Эвлия. Книга путешествия. Земли Закавказья и сопредельных областей Малой Азии и Ирана. М.: Шука, 19S3. 376 c.

37. Челеби, Эвлия. Книга путешествия. Крым и сопредельные области (извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века). Симферополь: Доля, 200S. 311 c.

3S.D'ArvieuxL. Mémoires du Chevalier d'Arvieux. V. 1-5. Paris, 1735.

39.Evliya Qelebi in Medina: the relevant sections of the Seyahatname. Edited with commentary and introduction by Nurettin Gemici; translation of the Ottoman Turkish text by Robert Dankoff. Leiden: Brill, 2012. 302 p.

40.Covel J. Extracts from the Diaries (1670-1679) // Early voyages and travels in Levant. London: Lincoln's Inn Fields. P. 99-288.

41.An Ottoman Traveller: Selections from the Book of Travels of Evliya Qelebi. Transl. and comment. by Robert Dankoff and Sooyong Kim. London: Eland, 2011. 520 p.

42.Lithgow W. The Totall Discourse of the Rare Adventures and Painfull Peregrinations of Long Nineteene Travayles from Scotland to the Most Famous Kingdoms in Europe, Asia and Africa. Glasgow: James MacLehose and Sons Publishers to the University, 1906. 512 p.

43.Maundrell H. A Journey from Aleppo to Jerusalem in 1697. Oxford, 1703. 194 p.

44.Ray J. A Collection of Curious Travels and Voyages. V. 1-2. London, 1738.

Разные источники

45.Ал-Газали, Абу Хамид. Воскрешение наук о вере. М.: Наука, 1980. 376 с.

46.Ал-Джабарти, 'Абд ар-Рахман. 'Аджа'иб ал-асар фи тараджим ва-л-ахбар (Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий). Т. 1-5. Иерусалим: Матба'а Баринтейф, 2013.

47.Ал-Джабарти, 'Абд ар-Рахман. Египет в канун экспедиции Бонапарта (1776-1798). Пер. с араб., предисл. и примеч. Х. И. Кильберг. М., 1978. 496 с.

48.Ал-Джабарти, 'Абд ар-Рахман. Египет в период экспедиции Бонапарта (1798-1801). Пер. с араб., предисл. и примеч. И. М. Фильштинского. М., 1962. 533 с.

49.Ал-Джазири, 'Абд ал-Кадир. Ад-Дурар ал-фара'ид ал-муназзама фи ахбар ал-хадж ва-тарик Макка ал-му'аззама (Собрание редкого жемчуга

в историях о хадже и пути в величественную Мекку). Т. 1-2. Бейрут: Дар ал-кутуб ал-'илмиййа, 2002.

50.Ал-Кушайри, Абу-л-Касим. Ар-рисала ал-кушайриййа фи 'илм ат-тасаввуф (Послание о суфийской науке). Каир: Матаба' му'ассасат Дар аш-ша'аб ли-с-сихафа ва-т-тиба'а ва-н-нашр, 1989. 619 с.

51.Ал-Макризи, Таки ад-Дин. Китаб ал-мава'из ва-л-и'тибар фи зикр ал-хитат ва-ал-асар (Книга поучений и назидания в описании кварталов и памятников). Т. 1-3. Каир: Мактабат Мадбула, 1998.

52.Ал-Ну'айми, 'Абд ал-Кадир. Дарис фи та'рих ал-мадарис (Исследование по истории мусульманских школ). Каир: Мактабат ас-сакафа ад-диниййа, 1988. 959 с.

53.Ал-Ханбали, Муджир ад-Дин. Ал-Унс ал-джалил фи та'рих ал-Кудс ва-л-Халил (Задушевный рассказ об истории Иерусалима и Эль-Халиля) (рукопись). [Электронный ресурс] URL: https ://www.marefa. org/images/4/44/%D8%A7%D9%84%D8%A3 %D9%8 6%D8%B3_%D8%A7%D9%84%D8%AC%D9%84%D9%8A%D9%84_% D8%A8%D8%AA%D8%A7%D8%B1%D9%8A%D8%AE_%D8%A7%D9 %84%D9%82%D8%AF%D8%B3_%D9%88%D8%A7%D9%84%D8%AE %D9%84%D9%8A%D9%84.pdf (дата обращения 26.08.2020).

54.Ал-Мунзири, Закий ад-Дин. Мухтасар Сахих Муслим. Т. 1-2. Алматы: ТОО «Кэусар-саяхат», 2013.

55.Ан-Навави, Абу Закарийа Мухйи ад-Дин б. Шараф. Тахзиб ал-асма' ва-л-лугат (Обучение именам и языкам). Т. 1-4. Бейрут: Дар ал-кутуб ал-'илмиййа, б. г.

56.Ас-Самхуди, 'Али. Хуласат ал-вафа' би-ахбар дар Мустафа (Подробный рассказ об истории дома пророка Мухаммада). Медина: ал-Мактаба ал-'илмиййа, 1972. 671 с.

57.Ибн ал-Фарид. Шарх диван Ибн ал-Фарид (Комментарии на «Диван Ибн ал-Фарида»). Каир: ал-Матба'а ал-азхариййа, 1901. 418 с.

58.Коран. Перевод смыслов и комментарии Э.Р. Кулиева. М.: Эксмо, 2012. 1074 c.

59.Al-Ghazzi, Muhammad Kamal al-Din. Al-Wird al-Unsi wa-l-Warid al-Qudsi fi Tarjamat al-'Arif 'Abd al-Ghani al-Nabulusi. Edited by S. Akkach. Leiden: Brill, 2012. 860 p.

60.Al-Qushayri, Abu l-Qasim. Al-Qushayri's Epistle on Sufism: Al-Risala al-Qushayriyya fi 'Ilm al-Tasawwuf. Reading: Garnet Publishing, 2007. 498 p.

61.Birgivi, Imam. The Path of Muhammad (al-Tariqah al-Muhammadiyyah): A Book on Islamic Morals and Ethics. Bloomington: World Wisdom, 2005. 368 p.

62.Qelebi Katip, Haci Halife. The Balance of Truth. Trans. Geoffrey L. Lewis. London: George Allen and Unwin, 1957. 160 p.

Научная литература

63.Абд ас-Саттар Саййид Ахмед, Фролова О. Б. Сборник стихотворений сирийского поэта Абд ал-Гани ан-Набулуси (1641-1731) по рукописи, хранящейся в Восточном отделе библиотеки Ленинградского университета // Проблемы арабской культуры. М.: Наука, 1987. С. 1519.

64.Арберри А. Дж. Суфизм. Мистики ислама. М.: Сфера, 2002. 266 с.

65.Ацамба Ф. М. Вакфы Османского Египта в XVI - начале XIX в. (законодательные основы и условия функционирования) // Meyeriana. Сборник статей, посвящённый 70-летию М. С. Мейера. Т. 1. М.: Академия гуманитарных исследований, 2006. С. 47-72.

66.Ацамба Ф. М. Высшее мусульманское духовенство в политической жизни Османского Египта (XVIII - начало XIX вв.) // Вестн. Моск. унта. Сер. 13. Востоковедение. 1993. № 4. С. 33-55.

67.Ацамба Ф. М. Высшее мусульманское духовенство Египта в конце XVIII - начале XIX века (социальные функции, экономические позиции) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 1992. № 4. С. 40-57.

68.Ацамба Ф. М. Социальная структура городского населения в османском Египте // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 1997. № 3. С. 2755.

69.Ацамба Ф. М., Кириллина С. А. Религия и власть: ислам в Османском Египте (XVIII - первая четверть XIX в.). М.: Изд-во Московского университета Москва, 1996. 155 с.

70. Блок М. Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии. М.: Языки русской культуры, 1998. 709 с.

71.Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

72.Голъдциер И. Культ святых в исламе. Москва: Огиз, 1938. 180 с.

73..Жантиев Д. Р., Орлов В. В. Судьбы ваххабитского учения в предколониальном арабском мире (на примере сирийской и марокканской региональных моделей) // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 1997. № 4. С. 11-28.

74.Зеленев Е. И. Государственное управление, судебная система и армия в Египте и Сирии (XVI - начало XX века). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 419 с.

75.Зеленев Е. И. Мусульманский Египет. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. 370 с.

76.Иванов Н. А. Восток: новые подходы к изучению истории // Восток (Опеш). 1993. № 3. С. 5-12.

77.Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран. М.: Восточная литература, 2001. 287 с.

78.Иванов Н. А. Упадок Востока и установление мировой гегемонии Западной Европы // Восток (Опеш). 1994. № 4. С. 5-18.

79.Иванов Н. А. Труды по истории исламского мира. М.: Институт востоковедения РАН, 2008. 500 с.

80.История арабо-мусульманской философии. Под ред. A. B. Смирнова. М.: Академический Проект, 2013. 255 с.

81.Кириллина С. А. Османский Египет XVIII века в системе религиозного знания арабо-мусульманского мира // Вестник Московского университета. Сер. 13. 1998. № 4. С. 42-61.

82.Кириллина С. А., Орлов В. В., Сафронова А. Л. Основы и специфика традиционного образования в мусульманском мире // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2018. № 35 (54). С. 29-38.

83.Кириллина С. А., Родригес А. М. Ислам в судьбах египетско-аравийского субрегиона (XVIII - первая треть XIX века). М.: Изд-во Московского педагогического государственного ун-та им. В. И. Ленина, 1995. 194 с.

84.Кириллина С. А. Исламские институты Османского Египта в XVIII -первой трети XIX века. Lewiston; Queenston; Lampeter: The Edwin Mellen Press, 2000. 466 с.

85.Кириллина С. А. Сбережение и передача знаний в мире ислама: система высшего образования в Османском Египте XVIII столетия // Вестник Московского университета. Сер. 13. 2004. № 4. С. 3-32.

86.Кириллина С. А., Орлов В. В. Диалог интеллектуальных элит: марокканские алимы в Османском Египте (XVIII столетие) // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 2002. № 4. C. 100-107.

87.Кныш А. Д. Мусульманский мистицизм: краткая история. Пер. с англ. М. Г. Романова. СПб: ДИЛЯ, 2004. 464 с.

88.Ковельман А. Б. Ницшеанские парадигмы в гуманитарных исследованиях: Деррида, Аверинцев и другие // Вопросы философии. 2017. № 2. С. 18-30.

89.Ковелъман А. Б., Гершович У. Сокрытое и явленное в Талмуде. Очерк нефилософского мышления на исходе античности. М.: Индрик, 2016. 415 с.

90.Корбен А. История исламской философии. М.: Академический проект; Садра, 2013. 367 с.

91.Крачковский И. Ю. Избранные сочинения. Т. 1-6. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1957.

92.Крачковский Игнатий Юлианович. Над арабскими рукописями: листки воспоминаний о книгах и людях / академик И. Ю. Крачковский. Санкт-Петербург: Изд-во Тимофея Маркова, 2016. 317 с.

93.Краюшкин Н. Р. Антисуфийская полемика в Османской Сирии накануне возникновения ваххабитского движения (1620 - 1730-е гг.) // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2020. № 2. С. 1827.

94.Краюшкин Н. Р. Богач - бедняк: два мусульманских паломника в Османском Каире XVII в. // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 2019. № 3. С. 42-52.

95.Краюшкин Н. Р. В поисках духовного знания: дамасский суфий 'Абд аль-Гани ан-Наблуси и его путешествие по Великой Сирии 1693 г. // Ломоносовские чтения. Востоковедение. Тезисы докладов научной конференции (Москва, 16 апреля 2018 г.). М.: ТЕЗАУРУС, Языки Народов Мира, 2018. С. 277-279.

96.Краюшкин Н. Р. Взаимодействие основных центров мистического ислама в вв. // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2019. № 4. С. 146-155.

97.Краюшкин Н. Р. Дамасский суфий 'Абд ал-Гани ан-Наблуси и его «большое» путешествие по Великой Сирии конца XVII в. // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 2019. № 2. С. 5873.

98.Краюшкин Н. Р. Духовные лица османского Египта (по материалам трактата сирийского суфия 'Абд аль-Гани ан-Наблуси [1641-1731]) // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 2017. № 2. С. 38-47.

99.Краюшкин Н. Р. Духовные лица Османского Египта (по материалам трактата сирийского суфия 'Абд ал-Гани ан-Наблуси [1641-1731]) // Материалы Международного молодежного научного форума «Л0М0Н0С0В-2015». М.: МАКС Пресс, 2015. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).

100. Краюшкин Н. Р. Историческая память Великой Сирии в «путевых заметках» мусульманских паломников XVII в. // Всеобщая история и историческая наука в XX - начале XXI века: сборник статей и сообщений. Т. 2. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2020. С. 271-274.

101. Краюшкин Н. Р. Каир глазами мусульманских паломников XVII в. // Ломоносовские чтения. Востоковедение и Африканистика: тезисы докладов научной конференции (Москва, 15 апреля 2019 г.). Москва: Ключ-С, 2019. С. 298-300.

102. Краюшкин Н. Р. Споры вокруг дозволенности курения табака в Османской Сирии в раннее Новое время (1600-е - 1740-е годы) // Ломоносовские чтения Востоковедение и Африканистика: тезисы докладов научной конференции. М.: Ключ-С, 2020. С. 290-292.

103. Краюшкин Н. Р. Феномен «путешествия в поисках знания» в османской культуре // Исторический вестник. 2019. Т. 29. № 3. С. 170187.

104. Крол А. А. Маршруты хаджа из Египта в Хиджаз через Восточную пустыню и порт Айзаб в IX-XV вв. // Восток (Oriens). 2018. № 2. С. 2031.

105. Крымский А. Е. История новой арабской литературы XIX - начала XX века. М.: Наука, 1971. 794 с.

106. Куделин А. А. Египетский караван хаджа на рубеже XVII-XVШ вв. // Вестник Московского университета. Серия 13: Востоковедение. 2007. № 4. С. 59-76.

107. Куделин А. А. Организация власти в Османском Египте: механизм взаимодействия внутри треугольника «мамлюки - оджаки - османская администрация» (XVI - середина XVIII в.) // Вестник Московского университета. Серия 13: Востоковедение. 2009. №2. С. 21-37.

108. Куделин А. А. Социально-политический облик улемов Египта XVII-XVIII вв. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2011. №3. С. 47-62.

109. Куделин А. А. Эволюция социально-политических институтов Османского Египта (XVII-XVIII вв.). М.: РУДН, 2017. 180 с.

110. Кузнецов В. А. Жизнь до рождения: история в средневековой арабо-мусульманской системе знания // Одиссей: Человек в истории. 2012. С. 184-211.

111. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1997. 209 с.

112. Ле Гофф Ж. История и память. Пер. с франц. К. 3. Акопяна М.: Российская политическая энциклопедия, 2013. 302 с.

113. Ле Гофф Ж. Рождение чистилища. Екатеринбург: У-Фактория, М.: АСТ Москва, 2009. 537 с.

114. Луцкий В. Б. Новая история арабских стран. М.: Наука, 1966. 372 с.

115. Мантран Р. Повседневная жизнь Стамбула в эпоху Сулеймана Великолепного. М.: Молодая гвардия, 2007. 367 с.

116. Мейер М. С. Влияние «революции цен» в Европе на Османскую империю // Народы Азии и Африки. 1975. № 1. С. 96-107.

117. Мейер М. С. Модернизационные процессы в истории народов Востока // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 1992. №2. С. 3-9.

118. Мейер М. С. О соотношении светской и духовной власти в османской политической системе в ХУ1-ХУШ вв. // Ислам в истории народов Востока. М., 1981. С. 51-62.

119. Мейер М. С. Османская империя в XVIII веке. Черты структурного кризиса. М., 1991. 263 с.

120. Мец А. Мусульманский Ренессанс. М.: ВиМ, 1996. 536 с.

121. Орлов В. В. Интеллектуальная традиция предколониального алауитского Марокко (конец XVIII - начало XIX в.) // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 1998. № 4. С. 321.

122. Пинес Ш. Иудаизм, христианство, ислам: парадигмы взаимовлияния. М.: Мосты культуры, 2012. 366 с.

123. ПиотровскийМ. Б. Коранические сказания. М.: Наука, 1991. 217 с.

124. Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. М.: Наука, 1978. 372 с.

125. Сафронова А. Л. Историко-культурное наследие в формировании индийской идентичности: буддизм как общенациональное достояние // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 2013. №2 4. С. 54-69.

126. Смилянская И. М. Городской бунт (Сирия и Египет XVIII - начала XIX в.) // Восток. 1991. № 1. С. 23-31.

127. Смилянская И. М.Социально-экономическая структура стран Ближнего Востока на рубеже Нового времени (на материалах Сирии, Ливана и Палестины). М.: Наука, 1979. 252 с.

128. Смирнов В. Е. Роль военной организации в формировании и развитии социально-политической структуры османского Египта (XVI-XVIII вв.). Дис. на соиск. уч. ст. к-та ист. наук. М., 2009. 374 с.

129. Смирнов В. Е. Система организации и воспроизводства мамлюкского общества в османский период // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 1997. № 1. С. 78-102.

130. Смирнов В. Е. Мамлюкские институты как элемент военно-административной и политической структуры османского Египта // Одиссей: человек в истории. 2004. С. 144-169.

131. Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. М.: Наука, 1989. 328 с.

132. Филъштинский И. М. История арабской литературы X-XVIII века. М.: Главная редакция восточной литературы, 1991. 725 с.

133. Фролова Е. А. История арабо-мусульманской философии. Средние века и современность. М.: ИФ РАН, 2006. 199 с.

134. Халидов А. Б. Арабские рукописи и арабская рукописная традиция. М.: Наука, 1985. 304 с.

135. Хинц В. Мусульманские меры и веса с переводом в метрическую систему. Пер. с нем. М.: Наука, 1970. 147 с.

136. Шиммелъ А. Мир исламского мистицизма. М.: Садра, 2012. 536 с.

137. Шмидт А. Э. 'Абд ал-Ваххаб аш-Ша'араний (973/1565 г.) и его Книга рассыпанных жемчужин. СПб.: Имп. Акад. наук, 1914. 267 с.

138. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М.: Мысль, 1998. 609 с.

139. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. СПб.: Симпозиум, 2014. 285 с.

140. Элиаде М. История веры и религиозных идей: от Магомета до Реформации. М.: Академический проект, 2012. 676 с.

141. Якубович М. М. Кадизаделизм в крымском ханстве по данным Мухаммада ал-Кафауви // Восток (Oriens). 2016. №5. С. 64-71.

142. 'Abd al-Malik, Sami Saleh. The Khans of the Egyptian Hajj Route in the Mamluk and Ottoman Periods // The Hajj: Collected Essays. London: The British Museum. P. 52-64.

143. Akkach S. 'Abd al-Ghani al-Nabulusi, Islam and the Enlightenment. Oxford: Oneworld Publications, 2007. 152 p.

144. Akkach S. The Poetics of Concealment: al-Nabulusi's Encounter with the Dome of the Rock // Muqarnas: An Annual on the Visual Culture of the Islamic World. 2005. № XXII. P. 110-127.

145. Anawati G., Gardet L. Mystique musulmane: Aspects et tendances, expériences et techniques. Paris: Librairie Philosophique J. Vrin, 1961. 310 p.

146. Arberry A. J. Sufism. An account of the Mystics of Islam. London, New York: Routledge, 2008. 142 p.

147. Azra A. The Origins of Islamic Reformism in Southeast Asia: Networks of Malay-Indonesian and Middle Eastern 'Ulama' in the Seventeenth and Eighteenth Centuries. Honolulu: University of Hawai'i Press, 2004. 264 p.

148. Baer M. D. Honored by the Glory of Islam: Conversion and Conquest in Ottoman Europe. Oxford University Press, 2008. 350 p.

149. Bakri, Aladdin. Deux fatwas du Chaykh 'Abd al-Ghani al-Nabulusi (m. 1143/1731): Présentation et édition critique // Bulletin d'Etudes Orientales (1987-1988). P. 7-37.

150. Baldick, Julian. Mystical Islam. An Introduction to Sufism. New York and London: New York University Press, 1989. 208 p.

151. Baram, Uzi. Entangled Objects from the Palestinian Past: Archaeological Perspectives for the Ottoman Period, 1500-1900 // A Historical Archaeology of the Ottoman Empire: Breaking New Ground. New York: Kluwer Academic Publishers, 2002. P. 137-160.

152. Barbir K. K. Ottoman Rule in Damascus, 1708-1758. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1980. 235 p.

153. Cachia P. The Arch Rhetorician or the Schemer's Skimmer: a Handbook of Late Arabic badi' drawn from 'Abd al-Ghani an-Nabulsi's Nafahat al-azhar 'ala nasamat al-ashar: summarized and systematized by Pierre Cachia. Wiesbaden: Harrassowitz, 1998. 304 p.

154. Chih R. Rattachement initiatique et pratique de la Voie, selon le Simt al-majîd d'al-Qushshâshî (m. 1661) // Le soufisme à l'époque ottomane (XVI-

e-XVIII-e siècle). Institut français d'archéologie orientale du Caire, 2010. P. 189-208.

155. Chih R., Mayeur-Jaouen C. Le soufisme ottoman vu d'Egypte (XVI-XVIII siècle) // Le soufisme à l'époque ottomane XVI-XVIII siècle. Le Caire: Institut français d'archéologie orientale, 2010. P. 1-56.

156. Colloque international sur l'histoire du Caire, 27 mars - 5 avril 1969. Caire: Min. of culture of the Arab Rep. of Egypt, 1969. 474 p.

157. Cook M. Commanding Right and Forbidding Wrong in Islamic Thought. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. 724 p.

158. Currie J. Kadizadeli Ottoman Scholarship, Muhammad Ibn Abd al-Wahhab, and the Rise of the Saudi State // Journal of Islamic Studies. 2015. №3. P. 265-288.

159. Curry J. The Transformation of Muslim Mystical Thought in the Ottoman Empire: The Rise of the Halveti Order, 1350-1650. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2010. 352 p.

160. El-Rouayheb K. Islamic Intellectual History in the Seventeenth Century: Scholarly Currents in the Ottoman Empire and the Maghreb. Cambridge: Cambridge University Press, 2015. 416 p.

161. Ernst C. Controversy over Ibn 'Arabi's Fusus: The Faith of Pharaoh // Islamic Culture. 1985. №59. P. 259-266.

162. Evstatiev S. The Qadïzadeli Movement and the Revival of Takfir in the Ottoman Age // Accusations of Unbelief in Islam: A Diachronic Perspective on Takfïr. Leiden: Brill, 2016. P. 213-243.

163. Faroqhi, Suraiya. Pilgrims and Sultans: the Hajj under the Ottomans, 1517-1683. London, New-York: I. B. Tauris & Co Ltd, 1994. 256 p.

164. Flügel G. Einige geographische und ethnographische Handschriften der Refaîja auf der Universitätsbibliothek zu Leipzig // Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft. 1862. № 16. P. 651-709.

165. Gaury, Gerald De. Rulers of Mecca. London: George G. Harrap & Co. Ltd, 1951. 317 p.

166. Gellens S. The search for knowledge in medieval Muslim societies: a comparative approach // Muslim Travellers: Pilgrimage, Migration, and the Religious Imagination (Comparative Studies on Muslim Societies). Los Angeles: University of California Press, 1990. P. 50-66.

167. Gibb H. A. R. 'Arabiyya // Encyclopaedia of Islam. Vol. 1. Leiden: E. J. Brill, 1986. P. 596.

168. Gildemeister J. Des 'Abd al-ghäni al-Näbulusi Reise von Damascus nach Jerusalem // Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft. 1882. № 36. P. 385-400.

169. Grehan J. Everyday Life and Consumer Culture in 18th Century Damascus. Seattle: University of Washington Press, 2007. 320 p.

170. Hartmann R. Die Straße von Damaskus nach Kairo // Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft. 1910. № 64. P. 665-702.

171. Hathaway J. The Arab Lands under Ottoman Rule: 1516-1800. London: Longman, 2008. 319 p.

172. Hathaway J. The Grand Vizier and the False Messiah: the Sabbatai Sevi Controversy and the Ottoman Reform in Egypt // Journal of the American Oriental Society. № 117, 4. 1997. P. 665-671.

173. Hodgson M. The Venture of Islam. Conscience and History in a World Civilization. V. 3. Chicago: The University of Chicago Press, 1974. 475 p.

174. inalcik, Halil. The Ottoman Empire: The Classical Age, 1300-1600. London: Weidenfeld and Nicholson, 1973. 272 p.

175. Kamada, Shigeru. Nabulusi's Commentary on Ibn Al-Farid's Khamriyah // Orient. 1982. Vol. XVIII. P. 19-40.

176. Knysh A. Ibn 'Arabi in the Later Islamic Tradition. New York: State University of New York Press, 1999. 449 p.

177. Knysh A. Ibrahim al-Kürän! (d. 1101/1690), an Apologist for "wahdat al-wujüd" // Journal of the Royal Asiatic Society. 1995. Vol. 5. P. 39-47.

178. Krstic T. Contested Conversions to Islam: Narratives of Religious Change in the Early Modern Ottoman Empire. Stanford: Stanford University Press, 2011. 280 p.

179. Lane A. Abd al-Ghani al-Nabulusi's Commentary on Ibn Arabi's Fusus al-Hikam: an Analysis and Interpretation. Thesis. 2001. 323 p.

180. Massignon L. Essai sur les origines du lexique technique de la mystique musulmane. Paris: Geuthner, 1922. 424 p.

181. Meri, Josef W. A Late Medieval Syrian Pilgrimage Guide: Ibn al-Hawrani's al-Isharat ila Amakin al-Ziyarat [Guide to Pilgrimage Places] // Medieval Encounters. 2001. №7. P. 3-78.

182. Nafi, Basheer. Tasawwuf And Reform in Pre-Modern Islamic Culture: in Search of Ibrahïm al-Kuranï // Die Welt des Islams. 2002. Vol. 42. P. 307355.

183. Nicholson R. Studies in Islamic Mysticism. Cambridge, 1921. 324 p.

184. Pagani S. Défendre le soufisme par des temps difficiles: Abd al-Ghani al-Nabilisi, polémiste anti-puritain // Le soufisme à l'époque ottomane (XVI - XVIII siècle). Le Caire, 2010. P. 309-336.

185. Pagani S. Il rinnovamento mistico dell'islam un commento di Abd al-Gani al-Nabulusi a Ahmad Sirhindi. Napoli: Università degli studi di Napoli L'Orientale, 2003. 297 p.

186. Pamuk, §evket. A Monetary History of the Ottoman Empire. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. 332 p.

187. Petersen A. The Archaeology of the Syrian and Iraqi Hajj Routes // World Archaeology. 1994. Vol. 26. No.1. Archaeology of Pilgrimage. P. 4756.

188. Petersen A. The Ottoman hajj route in Jordan: Motivation and Ideology // Bulletin d'études orientales. 2008. Supplément LVII. P. 31-50.

189. Rafeq, Abdul-Karim. The Province of Damascus, 1723-1783. Beirut: Khayats, 1966. 388 p.

190. Raymond A. Artisans et commerçants au Caire au XVIII-ème siècle. Vol. 1-2. Damas: Institut Français de Damas, 1973-1974.

191. Reichmuth, Stefan. The World of Murtada al-Zabidi (1732-91): Life, Networks and Writings. Cambridge: Gibb Memorial Trust, 2009. 288 p.

192. Sariyannis M. The Kadizadeli Movement as a Social and Political Phenomenon: The Rise of a 'Mercantile Ethic'? // Political Initiatives 'From the Bottom Up' in the Ottoman Empire. Rethymno, 2012. P. 263-289.

193. Schimmel A. As Through A Veil: Mystical Poetry in Islam. New York: Columbia University Press, 1982. 359 p.

194. Schlegell, Barbara von. Sufism in the Ottoman Arab world: Shaykh 'Abd al-Ghani al-Nabulusi (d. 1143/1731). Ph.D. diss. University of Pennsylvania, 1997. 333 p.

195. Sheikh, Mustapha. Ottoman Puritanism and Its Discontents: Ahmad al-Aqhisari and the Qadizadelis. Oxford University Press, 2017. 201 p.

196. Sirriyeh E. Sufis and Anti-Sufis: The Defence, Rethinking and Rejection of Sufism in the Modern World. London, Routledge Curzon, 1999. 188 p.

197. Sirriyeh E. Whatever happened to banu Jama'a? The tail of a scholarly family in Ottoman Syria // British Journal of Middle Eastern Studies. Vol. 28. № 1. 2001. P. 55-65.

198. Sirriyeh, Elizabeth. Dreams and Visions in the World of Islam: A History of Muslim Dreaming and Foreknowing. London and New York: I. B. Tauris, 2015. 256 p.

199. Sirriyeh, Elizabeth. The Mystical Journeys of 'Abd al-Ghanï al-Nabalusi // Die Weit des Islam. 1985. № 25. P. 84-96.

200. Sukkar, Ahmad. 'Abd al-Ghani al-Nabulusi of Damascus (d. 1143/1731) and the Mawlawi Sufi Tradition // Mawlana Rumi Review. Vol. 5. 2014. P. 136-170.

201. Tamari S. Between the "Golden Age" and the Renaissance: Islamic Higher Education in Eighteenth-Century Damascus // Trajectories of

235

Education in the Arab World: Legacies and Challenges. London-New York: Routledge, 2010. P. 36-58.

202. Tamari S. Teaching and Learning in 18th-Century Damascus: Localism and Ottomanism in an Early Modern Arab Society. PhD dissertation. Georgetown University, 1998. 203 p.

203. Tamari S. The Alim as Public Intellectual: Abd al-Ghani al-Nabulusi as Scholar-Activist // Intellectuals and Civil Society in the Middle East: Liberalism, Modernity and Political Discourse. London-New York: I.B. Tauris, 2012. P. 1-20.

204. Tamari S. The Land of Syria in the Late Seventeenth Century: 'Abd al-Ghani al-Nabulusi and Linking City and Countryside through Study, Travel, and Worship // Grounded Identities: Territory and Belonging in the Medieval and Early Modern Middle East and Mediterranean. Leiden: Brill, 2019. P. 111-134.

205. The Hajj: Pilgrimage in Islam. Cambridge: Cambridge University Press, 2015. 358 p.

206. Ulumiddin A. Socio-Political Turbulence of the Ottoman Empire: Reconsidering Sufi and Kadizadeli Hostility in 17th Century // Journal of Islamic Studies. 2016. Vol. 20. № 2. P. 319-352.

207. Umam, Khairul Zacky. Seventeenth-century Islamic Teaching in Medina: the Life, Circle, and Forum of Ahmad al-Qushashi. Riyadh: King Faisal Center for research and Islamic Studies, 2016. 42 p.

208. Voll J. Hadith Scholars and Tariqahs: An Ulama Group in the 18th Century Haramayn and their Impact in the Islamic World // Journal of Asian and African studies. 1980. Vol. XV: Issue 3-4. P. 264-273.

209. Voll J. Muhammad Hayya al-Sind! and Muhammad ibn 'Abd al-Wahhab: An Analysis of an Intellectual Group in Eighteenth-Century Mad!n // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London. 1975. Vol. 38. №1. P. 32-39.

210. Voll J. Scholars in Networks: 'Abd al-Ghani al-Nabulusi and His Travels // The Heritage of Arabo-Islamic Learning. Leiden: Brill, 2019. P. 333-351.

211. Waghid, Yusef. Islamic Education and Cosmopolitanism: A Philosophical Interlude // Studies in Philosophy and Education. 2014. Vol. 33. P. 329-342.

212. Winter M. Society and Religion in Early Ottoman Egypt. New Brunswick, N.J.: Transaction Books, 1982. 355 p.

213. WinterM. A Polemical Treatise by 'Abd al-Ghani al-Nabulusi against a Turkish Scholar on the Religious Status of the Dhimmis // Arabica. T. 35. 1988. P. 92-103.

214. Yamamoto, Naoki. Understanding the Multidimensional Islamic Faith through 'Abd Al-Ghani Al-NabulusT's Mystical Philosophy // Al-Jami'ah. 2013. Vol. 51. № 2. P. 390-407.

215. Zilfi, Madeline. The Kadizadelis: Discordant Revivalism in Seventeenth-Century Istanbul // Journal of Near Eastern Studies. 1986. № 4. P. 251-269.

216. Zilfi, Madeline. The Politics of Piety: the Ottoman Ulema in the Postclassical Age (1600-1800). Minneapolis: Bibliotheca Islamica, 1988. 288 p.

Литература на арабском языке

217. Ат-Тавил, Тауфик. Ат-Тасаввуф фи Миср иббана-л-'аср ал-'усмани (Египетский суфизм в османскую эпоху). Каир: Мактабат ал-адаб би-л-Джамамиз, 1946. 236 с.

218. Каххала, 'Умар Рида. Му'джам ал-му'аллифин: тараджим мусаннифи ал-кутуб ал-'арабиййа (Биографический словарь арабских авторов). Бейрут: Му'ассасат ар-рисала, 1993. 581 с.

219. Мурад, Рийад 'Абд ал-Хамид. Ал-Хакика ва-л-маджаз фи рихлат билад аш-Шам ва Миср ва-л-Хиджаз. Ал-аллама 'Абд ал-Гани ан-

237

Наблуси (Достоверное и образное описание путешествия по Великой Сирии, Египту и Хиджазу. Выдающийся ученый 'Абд ал-Гани ан-Наблуси). Дамаск: Дар ал-ма'рифа, 1989. 484 с.

Приложения

Приложение № 1. Усредненные показатели основных тем бесед

Книги; 3%

Табак, кофе; 2%

Фикх; 2% Хадисы;3%

Тафсир; 4,50%

Сны, предсказания, чудеса; 10%

Рис. 1.1. Основные темы бесед со всеми социальными группами в Великой Сирии, 1690 г.

Рис. 1.2. Основные темы бесед в Великой Сирии, 1693 г.

Рис. 1.3. Основные темы бесед в Египте, 1693 г.

Современные события; 4,02%

Таухид; 2,37% Кофе, табак; 1,20% Суфизм; 3,08%

Сны, предсказания, чудеса; 5,21%

Хадисы; 7,11%

Тафсир; 0,95%

Книги; 13,74%

■ 'Илм ■ Поэзия ■ Книги

■ Адаб ■ Фикх ■ Хадисы

■ Сны, предсказания, чудеса ■ Современные события ■ Суфизм

■ Таухид ■ Кофе, табак ■ Тафсир

Рис. 1.4. Основные темы бесед в Хиджазе, 1693-1694 гг.

Приложение № 2. Темы бесед с представителями социальных групп

'Илм Фикх Тафсир Хадисы Суфизм Адаб Поэзия Книги Сны, предска зания, чудеса Сама', зикр Табак, кофе

Муфтии (7) 13 3 7 - 17 17 40 3 - - -

Накиб ал-ашраф (4), сеййиды (18) 10 2,5 2,5 7,5 12,5 15 32,5 2,5 10 5

Улама (70) 20 3 7 4 17 5 22 7 7 5 3

Суфии (15), маджзубы (21) 2,5 27 2,5 19,5 24 19,5 5

Айаны (26) 11 — 3 3 17 3 34 3 13 13

Наместник и городов (хафизы, мутасаллим ы, мутавалли) (10) 9 27 9 55

Амма (8) 15 - 8 8 22 - 31 - 8 8 -

Таблица 2.1. Главные темы бесед с представителями различных социальных групп в «среднем» путешествии ан-Наблуси по Великой Сирии, 1690 г. (%)

| к § тЕт ь 3 £ X >> и § < С 3 £2 „ э Я И £ Я к игр1 л ш а "в £ - и 4> "ё" и и Ч ТВ ь

Муфтии (18*) 20** 1.4 3 3 11,3 К,5 20 К,5 5,7 3 3

Кади (К) 20 - - 10 20 - 40 - - 10 -

Накиб ал-ашраф (7), сеййидш (22) 3,2 - 3,2 25,9 32 13 13 3,2

Улама (87) 20 1 1,3 2,5 6,2 12,5 6,2 25 5 6,2 3,8 1,3

Суфии(16), маджзубы 13,9 3,4 - 3,4 17,3 6,9 24 - 13,9 10,3 6,9

Айапш{17) 25 12,5 - 10,4 - 14,6 12,5 6,2 2.1 12,5 4,2

Правители (вали, мухафигш. хаки-ми) Ас калана. Га:ш, Л атак ни, Сайдш, Триполи, Хомса(12) 7,14 42,Кб 7,14 14,29 21,43 7,14

Анна {5) 11,1 1 1,1 - 44,5 - 11,1 11,1 - - 11,1 -

Средняя частотность тем 17,25 9,4 1,? 7Д 13,7 7,1 22,35 5,5 7,5 5, К 3,1

+ Общее КП.1ИЧПЛ во встреч с предела ьнте.ш ми соинальиаЕЪ группы. * * Члст от пост ь обе ужде ши ч ем ы с предста аителд м н со i4ua.it мой гру ппы.

Таблица 2.2. Главные темы бесед с представителями различных социальных групп в «большом» путешествии ан-Наблуси по Великой Сирии, 1693 г. (%)

я И £ т4 О с. 3 V * £ г -а- «Б < •x — ь 1 X и л а = в - У I 5 б = 3 р а У1 ^

Муфгг НИ 11 КЗДН 24 ]9 - 5 - 14 24 - - 14

Ёгнюткнс улам« 54 20 5 1 Я 12 16 1 1 2

Суфм, ШЛЖЗуби 3 10 17 17 3 17 33

Налн 1\[)Ш1а 'Л.иышиа 54 ]] - и 11 11 ]] 11 -

20 - - - 20 50 10 - —

Зайн ал-'Абнлнн ал-Ьакри 14 1 6 3 9 14 31 9 5 к

Чниоилпки 22 - 1] - 11 34 22 - -

Таблица 2.3. Главные темы бесед с представителями различных социальных групп в «большом» путешествии ан-Наблуси по Египту, 1693 г. (%)

Адаб 'Илм Книги Поэзия Сны, предсказания, чудеса Современные события Суфизм Табак, кофе Таухид Тафсир Фикх, шари'а Хадисы

Улама 11,52 24,24 14,24 18,1 3,33 2,12 2,7 0,91 3,33 1,21 10,2 8, 1

Вали Дамаска Исма'ил-паша; шарифы Хиджаза; амир ал-хадж Египта Ибрахим-бек 5 5 - 20 25 40 5 - - -

Купцы 12,50 12,50 50 - - 25,00 - - - - - -

Муфтии и кади 8,83 29,41 - 29,41 5,88 - 2,94 - 2,94 - 14,71 5,88

Сирийцы 12 25 19 12 5 2 2 1 1 1 13 7

Суфии и маджзубы 6,25 25 6,25 12,5 25 - 12,5 12,5 - - - -

Таблица 2.4. Главные темы бесед с представителями различных социальных групп в «большом» путешествии ан-Наблуси по Хиджазу, 1693-1694 гг.

Приложение № 3. Линия времени Иерусалима и Дамаска (по материалам четырех путешествий 'Абд ал-Гани ан-Наблуси)

Приложение № 4. Маршруты сирийского и египетского караванов паломников в османскую эпоху (карта авторской работы)

Приложение № 5. Встречи ан-Наблуси в Сирии и Египте с представителями социальных групп

Четвертое путешествие 1700-1701 гг.

'3

14 28 013 17

0

Третье путешествие 1693-1694 гг.

29

87

22 17 12

I

Второе путешествие 1690 г.

7

22

70

36

26 10

8

Первое путешествие 1689 г.

01053б3

50

100

150

200

250

I Муфтии, кади Айаны

Саййиды Улама

Правители городов ■ Простой народ

Суфии

Рис. 5.1. Встречи ан-Наблуси в Великой Сирии во время четырех

путешествий

0

Вали Египта 'Али-паша 3,5

Египетские улама 33

Маджзубы 2,5

Муфтии и кади 3,5

Сирийцы 9,5

Суфии 42

Чиновники 6

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45

Рис. 5.2. Встреч ан-Наблуси в Египте, 1693 г. (%)

Приложение № 6. Культурные объекты Великой Сирии по городам

Захоронения

Мечети

Школы

Завии

I Хаммамы

5% 6%1

ДАМАСК ХОМС

ХАМА ТРИПОЛИ БЕЙРУТ ИЕРУСАЛИМ ГАЗА

Рис. 6.1. Особо привлекательные культурные объекты Великой Сирии по четырем

«путешествиям» ан-Наблуси

Газа Иерусалим Бейрут Триполи Хама Хомс Дамаск

3% 6% 3%

18%

70%

"Святые" суфии

12%

53%

60%

77%

33%

22%

33%

44%

8%

58%

10%

12%

45%

33%

Мусульманские богословы

Халифы и султаны

Семья и сподвижники пророка Мухаммада

Пророки и их родственники

0% 20% 40% 60% 80% 100%

Рис. 6.2. Наиболее почитаемые захоронения праведников ислама Великой Сирии XVII в. (по данным четырех «путешествий» ан-Наблуси)

Приложение № 7. Маршруты путешествий 'Абд ал-Гани ан-Наблуси

ХанИунис Эль-Халиль

Рис. 7.1. Маршрут «среднего» путешествия ан-Наблуси, 1690 г.

Рис. 7.2. Маршрут «большого» путешествия ан-Наблуси, 1693-1694 гг.

Рис. 7.3. Маршрут «последнего» путешествия ан-Наблуси в Триполи, 1700-1701 гг.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.