Система наказаний по мусульманскому уголовному праву тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.08, кандидат юридических наук Халиль Хикмат Хусейн

  • Халиль Хикмат Хусейн
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ12.00.08
  • Количество страниц 174
Халиль Хикмат Хусейн. Система наказаний по мусульманскому уголовному праву: дис. кандидат юридических наук: 12.00.08 - Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право. Москва. 2008. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Халиль Хикмат Хусейн

Введение.

Глава I. Понятие и общие основы системы наказаний по мусульманскому уголовному праву.

§ 1. Понятие системы наказанияпо мусульманскому уголовному праву.

§ 2. Общие ocuqBbi системы наказаний в мусульманском уголовном праве.

Глава II. Классификация наказаний по мусульманскому уголовному праву, их виды.

§ 1. Понятие и критерии классификации наказания по мусульманскому уголовному праву.

§2. Наказания категории «худуд».

§3. Наказания категории «кисас и «дийа».

§ 4. Наказания категории «тазир» (исправительные наказания).

Глава III. Современные тенденции развития уголовных законодательств и систем наказания в арабских странах.

§ 1. Особенности действующих уголовных кодексов арабских стран.

§ 2. Характерные черты системы наказания арабских стран, придерживающихся норм мусульманского уголовного права.

§3. Специфика системы наказания в арабских странах, разрабатывающих собственные уголовные кодексы по западно-европейской системе уголовного права.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право», 12.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Система наказаний по мусульманскому уголовному праву»

Актуальность темы исследования. Одним из наиболее крупных явлений средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право. Это правовая система, которая со временем приобрела мировое значение и стала одной из основных правовых систем мира.

Проблематика системы наказаний в теории мусульманского права на сегодняшний день'далеко не разрешена. Она продолжает оставаться одной из важнейших предметов исследования не только в юридической, но и в социальной и других областях науки. Данная проблематика приобретает особую актуальность в связи с тем. что наказание считается наиболее эффективным уголовно-правовым средством борьбы с преступностью.

Наказание в соответствии с нормами мусульманского права направлено на защиту пяти основных ценностей ислама - религии, жизни, разума, собственности и продолжения потомства. Указанные ценности выступают в качестве основных объектов охраны мусульманского права.

В последние годы российские и зарубежные исследователи все чаще обращаются к изучению мусульманского права, в том числе и уголовного. Интерес к этой проблематике представляется вполне закономерным, если учесть глубокое влияние, которое оказало мусульманское право на историю государства и права целого ряда стран мира. В современных условиях при регулировании многих важных сфер общественных отношений традиционное мусульманское право вытеснено вновь принятым законодательством.

О значении проблематики системы наказаний свидетельствует еще один немаловажный показатель. По традиционному мусульманскому уголовному праву наиболее суровые наказания «худуд», «кисас и дийа» прямо установлены в Коране и Сунне. Тем не менее, возникает вопрос об эффективности установленных в мусульманском уголовном законе санкций, угрозы наказанием в предупреждении преступлений, в побуждении правосубъектных лиц к законопослушанию. Кроме того, насколько применяемые наказания эффективны с точки зрения достижения целей наказания: в исправлении и перевоспитании осужденного, в предупреждении совершения им новых преступлений и на этом примере совершения преступления иными лицами.

В настоящее время мусульманское деликтное право сохранило свои позиции универсально, в своем традиционном виде в Саудовской Аравии, Йемене, Судане и частично в Объединенных Арабских Эмиратах.

В действующих уголовных кодексах этих стран, например, Йемена и Судана зафиксированы такие виды уголовного наказания как (забивание камнями, отсечение определенных частей тела, возмездие, цена крови и др.). А в большинстве остальных арабских стран мусульманское уголовное право ограничивалось включением отдельных его норм в уголовное законодательство, в частности установление уголовной ответственности за изготовление, хранение, продажу и употребление спиртных напитков, нарушение мусульманского поста, за азартные игры, за прелюбодеяние и другие деяния, хотя установленные меры наказания за эти преступления (лишение свободы и штраф) не соответствуют исходному мусульманскому праву.

Наблюдается и отрицательное последствие самых распространенных видов наказания, связанных с лишением свободы, фигурирующих в приговорах судов арабских стран, что привело к поиску альтернатив подобным наказаниям.

Важность и недостаточная разработанность этих проблем определили необходимость специального изучения особенностей мусульманского законодательства по исследуемому кругу вопросов, что и обусловило разработку обозначенной темы.

Предметом диссертационного исследования являются нормы традиционного мусульманского права и современного уголовного законодательства ряда арабских стран и их отражение в уголовно-правовой теории в работах арабских и российских ученых .

Объектом исследования являются закономерности становления и развития системы наказания по традиционному мусульманскому уголовному праву и официальному уголовному законодательству арабских стран.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является проведение сравнительно-правового анализа норм мусульманского шариатского уголовного права. норм официального уголовного законодательства отдельных арабских стран о системе наказания, выявление наиболее характерных тенденций развития мусульманского права в этой области и обозначение особенностей уголовного законодательства отдельных арабских стран.

В рамках поставленной цели в диссертации ставятся следующие задачи:

- показать общие и специфические черты норм традиционного мусульманского права о системе наказания;

- дать характеристику основных видов наказания, предусмотренных мусульманским правом;

- проанализировать факторы, оказывающие влияние на современное уголовное законодательство арабских стран в этой области;

- показать, насколько установленные в мусульманском законодательстве виды наказания соответствуют размерам и порядкам их применения в реализации принципов уголовного права;

- рассмотреть становление и развитие системы наказания в мусульманском государстве:

- раскрыть сущность системы наказания по мусульманскому уголовному праву на основе теснейшей связи юридических предписаний с мусульманской догматикой.

Методологической основой диссертационного исследования являются общенаучные методы познания: исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, системно-структурный, а также другие частные научные методы исследования. В основу диссертационного исследования положен диалектический метод познания. Переосмыслены традиционно-доктринальные основы мусульманского права, изучены уголовные законодательства арабских стран. При подготовке диссертации автор опирался на исходные положения Корана, Сунны и законодательства некоторых арабских стран.

Научная новизна диссертационного исследования заключается, прежде всего, в том, что в нём на основе изучения и обобщения широкого круга источников и литературы, впервые исследуется проблема системы наказания по мусульманскому уголовному праву.

Работа представляет собой комплексное исследование проблемы системы наказания по мусульманскому праву. Использование сравнительного метода позволило выявить общие черты, характерные для традиционного мусульманского права и уголовного законодательства ряда арабских стран по вопросам системы наказания.

Степень научной разработанности темы диссертационного исследования.

При разработке основных понятий и категорий наказаний в мусульманском уголовном праве автор опирался на положения Корана и Сунны как общие основы изучаемой работы, а также уголовное законодательство арабских стран. Одновременно широко изучены и использованы комментарии авторитетных мусульманских правоведов, таких как: Имам Малик Ибн Анас, Худжат аль-Ислам Мухаммад Аль-Газали, Альимам Ахмад Ибн Аль-Хусейн, Абу Иса аль-Термеди, Абу аль-Хасан Аль-Маварди, Аль-Хавез Ибн Хеджер Аль-Аскалани, Абдель Рахман Ибин Кудама, Камал ид-Дин Мухаммад Абдел Вахед. Аль-джасас, Ан-Навави, а-Армели.

В современной мусульманской юридической литературе имеются исследования, в которых затрагиваются вопросы, связанные с системой наказаний по мусульманскому праву. В частности, этим вопросам посвящены монографии Абдел Кадера Оде, Абдел Карима Зедана, Мухаммада Абу Захра, Абдел Азиз Амир, Ахмад Фатхи Бахнаси, Абдел Азиза Шараф и-Дин. Джунди Абдел Малика Бека, Мухаммада Аль-Фаделя, Юсифа Гетана, Субхи Махмасани и многих других.

Изучением теории и практики мусульманского уголовного права в юридическом смысле занимались и российские исследователи мусульманского права: С. Боронбеков, Л. Р. Сюкиянен. Г. М. Керимов. М. С. Хайдарова, А. В. Жуковский, В. А. Пихочев, М. Б. Поитровский, М. И. Садагдар. Д. Е. Беляев, а также западные авторы: Р. Давид, И. Шахт и др. Тем не менее, проблематика теории и практики мусульманского уголовного права остается недостаточно разработанной в российском и западном правоведении. В указанной литературе, по существу, обойдены такие принципиальные вопросы, как особенности системы наказания по мусульманскому традиционному уголовному праву, а также изменения, которые претерпевает мусульманское уголовное право в результате включения его положений в современное уголовное законодательство арабских стран.

Работы указанных и других юристов оказали несомненную помощь в построении структуры диссертации, последовательном анализе вопросов, в обосновании сделанных выводов и предложений по совершенствованию уголовного законодательства соответствующих стран.

Основные положения, выносимые на защиту.

На основе проведенного изучения системы наказаний по мусульманскому уголовному праву на защиту выносятся следующие положения: В теории мусульманского уголовного права и трудах арабских авторов отсутствует определение понятия «система наказания».

По определению автора, система наказания - это многоуровневая и интегративная совокупность имеющих общие цели, взаимодействующих между собой видов наказаний и их групп, в которых каждый вид наказания занимает определенное место.

2. В настоящее время очень немногие люди в состоянии осуществлять кисас в соответствии с нормами шариата, поскольку количество людей, обладающих соответствующими навыками, чрезвычайно мало, и по этой причине, в основном, приведение смертной казни в исполнение должно осуществляться представителем государства.

3. Мусульманское право действует в тесном контакте с иными элементами исламской системы, особенно с религиозными правилами поведения и обычаями, которые в целом обеспечивают жесткий контроль над взаимоотношениями и связями людей в социальной среде.

4. Воздействие норм традиционного мусульманского уголовного права на современные уголовные законодательства подавляющего большинства арабских стран является незначительным, уступая место правовым традициям западных государств, в особенности французскому праву.

5. Нельзя, однако, не заметить, что возрождение и применение таких видов наказания, которые характерны для мусульманского традиционного уголовного права, в ряде арабских стран привели к сокращению числа наиболее распространенных преступлений, таких как преступления против собственности, преступления против здоровья населения и общественной нравственности.

6. Система наказаний по действующим уголовным законодательствам арабских стран, испытывающих влияние западно-европейского права, обнаруживает два принципиально отличающихся друг от друга подхода к построению системы наказаний: а) система наказания, не связанная с классификацией преступлений (например, ст. 37 УК Палестины включает 6 видов: смертная казнь; тюремное заключение; штраф; выплата компенсаций; залог с обязательством под гарантию не нарушать спокойствие и хорошо себя вести; передача под контроль инспектора по поведению в соответствии с приказом): б) в законодательстве большинства стран данной группы установлены три раздельные системы наказаний в зависимости от отнесения уголовного правонарушения к категории преступления, проступка или нарушения. За совершение преступления применяются уголовные наказания (смертная казнь; пожизненные и временные каторжные работы; пожизненное и временное заключение), за проступки - исправительные (арест, штраф и освобождение под залог), а в случае нарушений - полицейские (краткосрочный арест до недели и штраф).

7. Помимо наказаний уголовные кодексы ряда арабских стран (Иордания, Сирия, Ливан, Марокко и Алжир) предусматривают возможность назначения мер безопасности, которые могут быть применены, как правило, судом вне зависимости от совершения или несовершения преступления.

8. Особое место в системе наказаний занимает смертная казнь - высшая мера наказания. Несмотря на то, что в некоторых кругах наблюдается тенденция к отмене смертной казни, уголовные законодательства всех арабских стран придерживаются её применения и приведения в исполнение, ей придается особое превентивное значение.

9. Соглашаясь с отрицательной оценкой влияния наиболее распространенных видов наказания, связанных с лишением свободы, на большинство осужденных, диссертант считает, что необходим поиск альтернатив тюремному заключению. В качестве предлагаемых альтернатив автор называет штраф, принудительные работы без лишения свободы, наказания плетью, компенсацию и условное осуждение.

Теоретическое н практическое значение исследования заключается в том, что в нём содержатся концептуальные разработки, характеризующие понятие системы наказания, её классификация и виды по мусульманскому традиционному праву и современному уголовному законодательству арабских стран. Положения диссертации устраняют существующий в науке мусульманского уголовного права пробел по проблематике понятия и содержания системы наказаний, что позволяет использовать их в научных исследованиях, касающихся мусульманского уголовного права, в учебном процессе при изучении курса мусульманского и уголовного права арабских стран; кроме того, они могут служить основой при разработке спецкурсов.

Полученные результаты, а также выводы и предложения, содержащиеся в диссертации, могут быть учтены при реформировании действующего уголовного законодательства.

Апробация работы. Основные теоретические выводы были обсуждены на кафедре уголовного права и криминологии юридического факультета Дагестанского государственного университета. Они нашли отражение в 7 опубликованных и депонированных научных статьях, в том числе в издании, рекомендованном ВАК РФ.

Структура диссертации определена с учетом характера и специфики исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право», 12.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право», Халиль Хикмат Хусейн

Заключение

Мусульманское традиционное уголовное право - сложное социальное явление, имеющее долгую историю развития. Оно возникло в период разложения родоплеменного строя и становления раннефеодального государства на Аравийском полуострове. Мусульманское право как система юридических норм образовалась не сразу. В первый, начальный период развития ислама, когда процесс создания мусульманского государства еще не закончился, в едином комплексе юридические и иные правила поведения практически не различались. Только с середины X в., когда правоведение отделилось от мусульманской догматики, и формировались мусульманско-правовые толки.

Мусульманское право в целом, в том числе уголовное, хотя находится в тесной связи с религией ислама, но не сливается с ней. Поэтому мусульманское право можно рассматривать в качестве юридического явления, которое относится к правовой, а не религиозной системе. В связи с этим нормы мусульманского уголовного права отличаются от религиозных правил поведения обеспеченностью принудительной силой государства. Вместе с тем, мусульманское право тесно взаимодействует с религиозными и моральными нормами, с обычаями в единой системе религиозно-нормативного регулирования.

Изучение мусульманского уголовного права как самостоятельной правовой системы представляет собой не только исторический, но и общетеоретический интерес. Характерной чертой мусульманского уголовного права является то, что государство не участвовало в формировании большинства его норм. Оно выполнило свою роль косвенным путем санкционирования выводов мусульманско-правовых толков.

Сказанное позволяет прийти к следующим выводам:

Во-первых, в отличие от других систем, которые являются результатом деятельности человека, государственных органов система наказания, по мусульманскому уголовному праву - это результат божественного откровения, оно даровано людям Аллахом через его пророка Мухаммада.

Во-вторых, разрабатывая систему наказания, мусульманское уголовное право стремится к восстановлению социальной справедливости, защите благодеяний, нравственности, материальных и религиозных интересов общества и его членов и упорядочивает взаимные отношения членов общества, в то же время, отношения мусульманина с Аллахом, правовыми нормами.

В-третьих, система наказания, зафиксированная в источниках мусульманского уголовного права, далеко опередила другие законодательства в отражении основных принципов уголовного права, в первую очередь, принципа законности наказания, где на это указано в Коране.

В-четвертых, система наказания, предусмотренная в Коране и Сунне, легла в основу наказания и мусульманского уголовного права. Мы считаем, что это положительный фактор, так как суровое наказание, на которое указывает Коран и Сунна за содеянное преступление, уменьшает количество совершенных преступлений в некоторых мусульманских странах. Поскольку основными источниками мусульманского уголовного права является Коран и Сунна, то основные положения мусульманского права достаточно устойчивы, постоянны, в отличие от современных уголовных законов.

В-пятых, система наказания в мусульманском уголовном праве определяется как установленный в абсолютно определенном виде шариатским законом, в отдельных случаях - обязательный для судов, исчерпывающий перечень видов наказания, а в остальных случаях система наказания определяется как соответствующий общим нормам шариата неисчерпывающий комплекс наказаний, применяемый по усмотрению суда, расположенный в определенном порядке в зависимости от степени их тяжести.

В-шестых, система наказания в традиционном мусульманском уголовном праве охватывает не только применяемые виды наказания за нарушенный порядок общественных отношений, но и виды наказаний за нарушения отношений мусульманина с Аллахом, т.е. отклонение от выполнения религиозных обязательств, таких как, молитва (сала), пост (саум) и милостыня (закат).

В работе особое внимание было обращено на понятия и критерии классификацию наказания мусульманскому уголовному праву. Выделение категорий, групп, подгрупп, видов определенных явлений или понятий по их отличительным признакам способствует более глубокому изучению, а, следовательно, расширению познания определения определенных свойств, признаков, черт исследуемого предмета в целом.

Классификация помогает в построении системы наказания, обеспечивая при этом реализацию некоторых специфических принципов их применения. Кроме того, классификация открывает возможности для правильного подхода к научным изысканиям путей повышения эффективности психологического воздействия тех или иных видов уголовного наказания.

Приводимая нами классификация наказания по мусульманскому уголовному праву по различным критериям, помогает лучше понять особенности мусульманского уголовного права в целом и, в частности, системы наказаний.

Наибольшее распространение получила классификация, согласно которой все виды наказания делятся на три группы. Первая из них включает наказания, которые точно определенны Кораном и Сунной - «худуд» применяемые за совершение наиболее общественно-опасных деяний или посягательства на так называемые «права Аллаха» (т.е. интересы всей мусульманской общины). Вторая, также точно установлена Кораном и

Сунной - «кисас и дийа», но применяемые за нарушение права отдельных лиц.

В отличие от «худуд», «кисас и дийа» подлежат помилование со стороны потерпевшего и могут быть заменены более мягким наказанием.

Третья группа составляет комплекс наказаний точно неопределенных Кораном и Сунной - «тазир». В таком случае шариат оставляет за судьей право выбрать из этого комплекса одно или более - наказание, соответствующее преступлению, личности, психологии преступника и обстоятельствам совершения преступления. Предоставление судье таких законных полномочий, бесспорно, облегчает ему возможность наказать преступника тем наказанием, которое защитит общество от преступления и исправит преступника.

Таким образом, нами была проанализирована система наказаний по мусульманскому уголовному праву, где мы показали их уникальность и специфику в процессе их становления и развития. Следует отметить, что в некоторых арабских странах (Саудовская Аравия, Йемен, Судан) формы наказания мусульманского традиционного права содержатся в действующих уголовных законодательствах. При этом важно отметить, что кодификации мусульманского уголовного права позволили установить совокупность всех видов наказаний, в том числе наказания категории «тазир», что составляет систему наказаний в целом. В большинстве арабских странах общей основой системы наказаний является уголовные законодательства в широком смысле слова. Действуют уголовные кодексы по европейскому образцу. Преимущественное влияние на развитие современного уголовного законодательства арабских стран (Иордании, Египта, Сирии, Ливана и др.) оказала западноевропейская система континентального права (французское уголовное законодательство), что выражается в построении системы наказания, где установлены три раздельные системы наказаний в зависимости от несения уголовного правонарушения к категории преступления, проступка и нарушения. На таком же принципе были установлены также три раздельные системы наказаний по традиционному мусульманскому уголовному праву (худуд, кисас и тазир). В меньшей степени оказала влияние англо-саксонская система права, где сохраняется довольно простая система наказания, не связанная с классификацией премтупления.

Следует отметить, что соответственно в УК арабских стран перечень видов наказания строился по принципу «от более сурового вида наказания, к менее суровому».

Вторым по значению фактором, оказавшим влияние на уголовные законодательства арабских стран, является традиционная система мусульманского права: система запретов, выражающихся в привлечении к уголовной ответственности за прелюбодеяние и употребление спиртных напитков в общественных местах, нарушение мусульманского поста, нарушение традиций религиозного характера, наказание которых выглядит сравнительно мягче. Хотя установленные меры наказания за эти преступления (лишение свободы и штраф) не соответствуют мусульманскому праву. Это значит, что в настоящее время ни в одной арабской стране мусульманское уголовное право не потеряло полностью своих позиций в качестве системы действующих правовых норм.

Помимо системы наказания, уголовное законодательство ряда арабских стран (Иордания, Алжир. Бахрейн и др.) предусматривает различные меры безопасности. (Помещение в психиатрическую больницу душевнобольных; направление алкоголиков и наркоманов в лечебницы: запрещение заниматься определенной профессиональной деятельностью; специальная конфискация имущества, а также временное или окончательное закрытие учреждения).

Теоретической основы введения таких хмер послужили концепции буржуазных школ уголовного права; социологической и новой социальной защиты. Их применение не является следствием совершения преступления.

Они имеют чисто превентивное значение, и применяются главным образом к лицам, в отношении которых есть опасения полагать, что они могут совершить преступления.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Халиль Хикмат Хусейн, 2008 год

1. Официальные документы и нормативные акты

2. Коран. Дамаск, 1411 Г.Х. (Год Хиджры)

3. Уголовный кодекс Омана 1974 №7

4. Уголовный кодекс Палестины 1936 №74

5. Уголовный кодекс Иордании 1960 № 16

6. Уголовный кодекс Египта 1937 № 58

7. Уголовный кодекс Сирии 1949

8. Уголовный кодекс Ливана 1949 в соответствии с законодательным указом №340

9. Уголовный кодекс Катара 2004 №11

10. Уголовный кодекс Кувейта 1960 №16

11. Уголовный кодекс Алжира 1966

12. Уголовный кодекс Судана 1991

13. Уголовный кодекс республики Йемена 1994 № 12

14. Уголовный процессуальный кодекс Иордании 1961 №9

15. Иорданский закон «о несовершеннолетних» 1968 №24

16. Федеральный уголовный кодекс объединенных арабских эмиратов 1987

17. Сборник решений кассационного суда Сирии 1982. т. 3, с. 2193

18. Уголовный закон о борьбе с взяточничеством в Саудовской Аравии 1412 х.

19. Уголовный закон об отмывании денег в Саудовской Аравии 1424 х.

20. Ал-Джарида ар-Расмийа ли-л-Джамихириа Ал-Либии. Траблус аль-Гарб. 1993 1995

21. Иорданский закон «об исправительно-воспитательных центрах» 2004 г. №921 .Уголовно-процессуальный кодекс Египта 1950 №150

22. Монографии, научные статьи на русском языке

23. Ал-Мансури И. Мусульманские праздники и обряды. М., 1998.

24. Арсанукаева М.С. Арабский халифат. Шариат (мусульманское право). М. 2002.

25. Астемиров З.А. Проблемы теории уголовной ответственности и наказания. Махачкала, 2000.

26. А. Боронбеков С. Шариат: его место и роль в формировании климата доверия, телерантного сознания и борьбе с экстремизмом в российском обществе. Рязань. 2004.

27. Васильев A.M. Некоторые особенности социально-политической структуры Саудовской Аравии // Народы Азии и Африки. 1980. №5. С. 62.

28. Департамент по международным экономическим и социальным вопросам. Международное образование уголовной политики. ST/ESA/SER/M; 32 37. 1976 - 1985. №33.

29. Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное право). М., 1967.

30. Дулина H.A. Танзимат и Мустафа рашид-паша. М., 1984.

31. Елаян Г.Ф. Основы мусульманского уголовного права. Махачкала, 2002.

32. Ю.Журавский A.B. Ислам. М., 2004.

33. Каримов Г.М. Шариат закон жизни мусульман. М., 1999.

34. Касаткин Д. Ислам в современном мире // Азия и Африка. Сегодня. 2006. №5. С. 76.

35. Кулиев Э.Р. Коран, перевод смыслов. Ульяновск. 2003.

36. JI.B. С. Ванденбург. Основные начала мусульманского права. М., 2005.

37. Лихачев В.А. Уголовное право в освободившихся странах. М., 1988.

38. Масаб али Сайд. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с наркотизмом в Йеменской республике и Саудовской Аравии: Автореферат дисс. кон. юрид. наук. Рязань, 2000 г.

39. Манна Аммар Абдуль Карим. Преступление и наказание по мусульманскому праву. М., 2007.

40. Новое время. М., 1975. №14. С. 16.

41. Новое время. М. 1985. №47. С. 14-15.

42. Поитровский М.Б. Энциклопедический словарь. М. 1990.21.11орохова В.И. Коран перевод смыслов и комментарии. М., 1997.

43. Рарог А.И. Уголовное право Российской Федерации, общая часть. М., 2001.

44. Сайид Муджтаба Мусави Пари. Воскресение умерших. Наказание и жизнь после конца света: лекции по мусульманской догматике. К.Н. 3/пер. под рук. Р. Алиева. Баку. 1994.

45. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право в правовых системах стран арабского востока в сб. государство и право развивающихся стран. М., 1976.

46. Сюкияйнен Л.Р.; Лихачев В.А. Мусульманское делектное право и уголовное законодательство стран зарубежного востока//мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984.

47. Сюкиянен П.Р. Мусульманское право. М., 1986.

48. Фролова И.Т. Философский словарь. М., 1991.28.хадджи Мурад. Каково оно исламское уголовное право // Новое дело. 1 декабря 2006. №47.

49. Хайдарова Т.С. Формирование и развитие мусульманского права в Арабском халифате в VII XIII вв. историко-правовые исследования: проблемы и перспективы. М., 1982.

50. ЗО.Чезаре Баккарна. О преступлениях и наказаниях. М., 1939. .

51. Шабанов А.Ф. Введение Садагдар М.И. Основы мусульманского права. М., 1968.

52. Абу Абдалла Мухаммад иби Исмаил Аль-Бухари. Сборник хадисов «Сахих аль-Бухари». Т. 4. Каир 1378 Г.Х.

53. Абу Иса Мухаммад ат-Тирмеди. Сборник хадисов «Сунан ат-Тирмеди». Каир, 1382 Г.Х.

54. Абдел Рауф Махди. Ас-Сиджн Ка джиза фи дуа ас-сияса аль-джинаия аль-хадиса// альканун ва-ль-иктисад. Каир 1978. №1,2.

55. Абу 'Али Мухаммад ал-Ханбали. Ал-ахкам ас-султанийа. Каир, 1966

56. Абу ал-Ма'ати Хафиз Абу ал-Футух. Ан-низам ал-'икаби ал-ислами. Каир, 1976.

57. Абу ал-Фадел Мухаммад ибн Ахмад. Бидайат ал-муджтахид ва нихайат ал-муктасид. Каир, 1395 г. х.

58. Абу ал-фидаа Исмаил ибн 'Омар. Тафсир «Ибн Касир», Каир, Т.З

59. Абу ал-Хасан Абу ал-Маварди. Ат-танких ал-мушба фи тахрир ахкам ал-мукана'а. Каир, 1395 г. х.

60. Абу Исхак Ибрахим аш-Ширази. Ал-мухазаб. Каир. Т.2

61. Ад-дуьстур Ахмад Йусуф. Би ал-та'зир би ал-мал фи ал-фикх ал-ислами. Каир, 1990

62. Ала'а ад-Дин Абу Бакр ибн Мае'уд. Бадаи' ас-санаи'. Каир, J 378 г. х.

63. Ала'а ад-Дин 'Али ал-Джамали. Ал-мухтарат. №500, Каир.

64. Ал-Имам аш-Шафи'и. Ал-умм. Бейрут, 1393 г. х. Т.б

65. Аль-Имам MycjiHM ибн Аль-Хаджадж. Сборник хадисов «Сахих Муслим». Т. 2, 4. Бейрут, 1390 Г.Х.41.

66. Ал-имам ибн Аби Зайд ал-Киравани. Ар-рисала. Каир, 1398 г. х.

67. Ал-Имам Малик ибн Анас. Ал-муватаа. Т.2

68. Ал-Имам Малик ибн Анас. Ал-мудавана ал-кубра. Бейрут, 1323 г. х. Т.16

69. Ал-Имам Махди Ахмад ибн Йахйа. Ал-бахр аз-захир. Каир, 1394 г. х. Т.5

70. Ал-Хаскави. Дурар ал-мухтар. Каир. Т.4

71. Ал-Хафиз ибн хадджар ал-Аскалани. Булуг ал-марам фи 'адалат ал-ахкам. Каир, 1352 г. х.

72. Ал-Хусейн Азами. Тафсир муджаз ли усул ва тарих ал-фикх ал-ислами. Багдад, 1948.

73. Аль-Ахбар. Каир. 3 июля, 1982.

74. Аль-Байадер ас-Сияси. Йерусалим, 1990. -№3,

75. Ар- Раи Ал-А'ам. Кувейт, 25 апреля, 2007.

76. Ар-рай ал-а'ам. Кувейт, 25 апреля 2007 г.

77. Ас-Сайид Сабик. Фикх ас-сунна. Каир, 1998. Т. 2

78. Ахмад ал-Дардил. Аш-шарх ал-кабир. Т.5

79. Ахмад аш-Шарбаси. Ал-кисас фи-л-ислам. Каир, 1964.

80. Ахмад Барак. Аль-укуба аридайа фишариа аль-Исламия ва аль-анзима аль-муасира // закон и справедливость. Рамалла 2006. № 5.

81. Ахмад ибн 'Али ар-Рази ал-Джасас. Ахкам ал-Куран. Каир, Т.З

82. Ахмад Фатхи Бахнаси. Ал-джараим фи ал-фикх ал-ислами. Бейрут, 1381 г. х.

83. Ахмад Фатхи Бахнаси. Ал-джараим фи-л-фикх ал-ислами. Бейрут, 1381 г. х.

84. Ахмад Фатхи Срур. Ал-канун ал-джинаи. Бейрут, 1991.

85. Аш-шайх Мари Йусуф ал-Макдиси. Далил ат-талиб ли-н-найл ал-маталиб фи ал-фикх ала мазхаб ал-Имам Ахмад. Каир, 1384 г. х.

86. Аш-шайх Мухаммад ибн Ибрахим ат-Татаи. Танвир ал-макала фи хал алфад ар-рисала. Рукопись Лг211. Фикх Малики, Дар ал-кутуб, Каир.

87. Джамал ад-Дин Абу Мухаммад ас-Санафи. Ал-мухтарат фи шарх ар-Рафи'и ва ар-равда. Рукопись №245. Фикх аш-Шафии. Дар ал-кутуб, Каир.

88. Джунди 'Абд ал-Малик Бек. Ал-маусу'а ал-джинаийа. Бейрут. Т.565.3акарийа ал-Ансари. Асна ал-маталиб шарх рийад ат-талиб. Каир, 13131. Г. X.бб.Закарийа ан-Насири. Шарх ат-тахрир. Каир, 1322 г. х. Т.2

89. Ибн ал-Кайем. Зад ал-ма'ад фи худа хайр ал-'ибад. Каир, 1369 г. х. Т.2

90. Ибн Рушд. Бидайат ал-муджтахид. Т.2

91. Ибн хадджар ал-Аскалани. Субул ас-салам. Т. 4

92. Ибрахим ад-Дусуки аш-Шахави. Ал-хисба фи ал-Ислам. Каир, 1962

93. Ибрахим Дасуки аш-Шахави. Ас-сарика фи-л-ташри' ал-ислами. Каир, 1986

94. Ибрахим ибн Шамс ад-Дин ал-Малики. Табсират ал-хукам. Каир, 1302 г. х. Т.2

95. Иахйа ибн Шараф ан-Навави. Ал-манхаддж. Каир, 1934

96. Йахйа ибн Шараф ан-Навави. Равдат ат-талибин. Т.9

97. Йусуф Али Махмуд Гейтан. 'Укубат ал-катил фи-ш-шари'а ал-исламийа. Амман, 1995

98. Камал ад-Дин Мухаммад ибн 'Абд ал-Вахид (Ибн ал-Хамам). Шарх фатх ал-Кадир, т. н.

99. Камал ад-Дин Мухаммад ибн 'Абд ал-Вахид. Фатх ал-кадир. Каир, 1389 г. х.

100. Маджд ад-Дин ал-Файруз Адаби. Ал-камус ал-мухит. Каир. Т.2

101. Мансур Иунис Адрис. Шарх мунтаха ал-ирадат. Т.З

102. Махмуд Шалтут. Ал-ислам 'акида ва шари'а. Каир, 1972.

103. Муафак ад-Дин 'Абдалла ибн Кудама. Ал-кафи. Дамаск. Т.4

104. Мус'аб 'Али Сайд. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с наркоманией в Йеменской республике и Саудовской Аравии: Автореферат дисс. .канд. юрид. наук. Рязань. 2002

105. Муса ал-хадджави ал-Макдаси. Ал-икна'а фи фикх Ибн Ханбал.

106. Мустафа ал-Хен, Мустафа ал-Бага, Али аш-Шарбаджи. Ал-фикх ал-манхадджи ала мазхаб ал-имам аш-Шафии. Дамаск, 2002

107. Мустафа ас-Суйути ар-Рахбани. Маталиб ули Нуха. Дамаск, 1360. Т.б

108. Мустафа Ахмад аз-Зарка. Ал-мадхал фикх ал-'ам. Дамаск, 1387 г. х. Т.З

109. Мустафа Зайед. Ал-маслаха фи ат-ташри' ал-ислами. Каир, 1954

110. Мути 'Алла ал-Люхайби. Ал-'укубат ат-тафуидиа фи ду'а ал-Китаб ва ас-сунна. Каир, 1991

111. Мухаммад 'Али ас-Салим ал-Халаби. Шарх канун ал-укубат ал-урдуни, ал-кисм ал-'амм. Амман, 1993

112. Мухаммад 'Арафа ад-Дусуки. Хашйат ад-Дусуки 'ала шарх ал-кабир. Бейрут. Т.4

113. Мухаммад 'Ариф Мусгафа. Ал-худуд байна аш-шари'а ва ал-канун. Триполи, 1392 г. х.

114. Мухаммад Абу Захра. Ал-джарима ва-л-'укуба фи-л-фикх ал-ислами. 1990

115. Мухаммад аз-Заркани. Аз-Заркани 'ала ал-Мута'а. Каир, 1379 г. х. Т.5

116. Мухаммад ал-Балтажи. Ал-джинаийат ва 'укубатуха фи-л-ислам. Каир, 2003.

117. Мухаммад ал-Машхаддани. Усул 'илмай ал-иджрам ва-л-'икаб фи-л-фикхайн ал-вадии ва ал-ислами. Амман, 2002

118. Мухаммад ал-Фадел. Ал-мабади" ал-'амма ли-л-канун ал-джинаи. Дамаск, 1978

119. Мухаммад ал-Худари Бек. Усул ал-фикх. Каир, 1383 г. х.

120. Мухаммад ал-Худари. Ал-масулийа адж-джинайа фи-л-итида'а 'ала нафс ва ма дунаха фи ал-фикх аш-шафи'и. Каир, 1967

121. Мухаммад аш-Шербини. Магна ал-мухтадж. Каир, 1377 г. х.

122. Мухаммад аш-Ширбини ал-Хатиб. Магна ал-мухтадж. Каир, 1377 г. х. Т.З

123. Мухаммад Белтажи. Манхаддж Амар ибн ал-Хатаб фи-т-ташри'. Каир, 2002.

124. Мухаммад ибн Язид Аль-Казвини. Сборник хадисов «Сунан ибн Мажа». Т. 2. Бейрут, 1363 Г.Х.

125. Мухаммад ибн 'Абдалла ат-Табризи. Мишкат ал-масбах. Дамаск, 1381. Т.2

126. Мухаммад ибн 'Али аш-Шаукани. Найл ал-автар. Каир, 1380 г. х. Т.4

127. Мухаммад ибн 'Али аш-Шаукани. Найл ал-аутар мин ахадис Сайид ал-Ахар. Каир, 1997.

128. Мухаммад ибн 'Али аш-Шаукани. Найл ал-аутар мин хадис ас-Сайид ал-Ахар. Каир, 1380 г. х. Т.7

129. Мухаммад ибн 'Али аш-Шаукани. Найл ал-аутар. Каир, 1380

130. Мухаммад ибн Абу Бакр ар-Рази. Камус мухтар ас-сихах. Каир.

131. Мухаммад ибн Абу Сахл ас-Сархаси. Ал-мабсут. Бейрут, Т.30

132. Мухаммад ибн Ахмад ал-Фаси. Ал-иткан ва ахкам фи шарх тухфат ал-хукам. Каир, Т.2

133. Мухаммад ибн Ахмад ал-Футухи. Мунтаха ал-ирадат. Кащз, Т.2

134. Мухаммад ибн Ахмад ар-Рамли. Нихайат ал-мухтадж. Каир, Т.8

135. Мухаммад ибн Ахмад ар-Рамли. Нихайат ал-мухтадж. Каир. Т.7

136. Мухаммад ибн Махмуд ал-Бабарти. Шарх ан-найа 'ала ал-хидайа. Т.4

137. Мухаммад ибн Мухаммад ал-Муграби. Мавахиб ал-джамил. Каир, 1329 г. х. Т.б

138. Мухаммад ибн Сахел ас-Сархави. Ал-мабсут. Бейрут. Т.26

139. Мухаммад Наим Фархат. Ат-ташри' ал-ислами. Каир, 1991

140. Мухаммад Сайид Рамадан ал-Бути. Тийар ал-масалаха фи аш-шари'а ал-исламийа. Дамаск, 1967

141. Мухаммад Субхи Ниджем. Усул 'илм ал-иджрам ва ал-'икаб. Амман, 2005

142. Мухаммед аз-Захри ал-Гамрави. Ас-сирадж ал-вахаддж. Каир, 1933

143. Низам Тауфик ал-Маджали. Ал-канун ал-джинаи ал-урдупи. Амман, 2005

144. Сайид Сабик. Фикх ас-суниа. Каир, 1998. Т.З

145. Салах ад-Дин ал-Мунджад, Йусуф Хури. Фатава ал-Имам Мухаммад Рашид. Бейрут, 1391 г. х. Т.б

146. Субхи ас-Салих. Ма'алим фи аш-шари'а ал-исламийа. Бейрут, 1978

147. Субхи Махмасани. Ал-мадхал ли ихйа' 'илм аш-шариа. Бейрут, 1962

148. Сулайман 'Абдел Муним. Ан-назарийа ал-'амма ли канун ал-'укубат. Бейрут, 2003.

149. Сулайман Мухаммад ат-Танави. Ас-сулутат ас-салах фи дасатир ал-'арабийа ал-му'асира ва фи-л-фикх ас-сийаси ал-ислами. Каир, 1979

150. Фатух 'Абдалла аш-Шадели. Асасийат 'илм ал-иджрам ва ал-'икаб. Александрия, 2000

151. Фикри Ахмад Указ. Фалсафат ал-укуба фи-ньшари'а ал-исламийа ва-л-канун. Каир, 1971

152. Халил ибн Исхак. Мустасар Халил. Бейрут, Т.8

153. Хасанен 'Убейд. Ал-хабс ал-касир ал-мудда. Каир, 2004

154. Худжат ал-Ислам Мухаммад ал-Газали. Ал-важиз фи-л-мазхаб ал-имам аш-Шафи'и. Каир, 1317 г. х. Т.2

155. Худжат ал-Ислам Мухаммад ал-Газали. Ал-васит фи-л-мазахиб аш-Шафи'и. Каир, 1997. Т.6 •

156. Шамс ад-Дин Мухаммад ал-Джавзийа. Ат-турук ал-хикмии фи ас-сийаса аш-шарийа. Каир, 1381 г. х.

157. Шамс ад-Дин Мухаммад ибн ал-Кайси ал-Джавзийа. Ат-турук ал-хакима фи ас-сийаса аш-шарийа. Каир, 1381 г. х.

158. Annuaire de Legisltion Française el étranger. T. 15.

159. G. Monnot. Ge que l'Islam n'est//communion, 5-6. 1991.

160. J. Pradel. Droit penal general ed. Cujas Paris, 2001.139. Le Monde oh., 1982.

161. Lebrun p. Decdonisation du droit penal algerien-jornal of African Law. L. 1979.

162. Schacht J. An Introduction to Islamic Law. N. Y., 1998.142. Syria Lois Domos, 1949.

163. The effect of Islamic Legislation on crime prevention is sandi Arabia. Rome. 1980.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.