Система обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала XVIII - начала ХХ веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Максяшин, Александр Семенович

  • Максяшин, Александр Семенович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 155
Максяшин, Александр Семенович. Система обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала XVIII - начала ХХ веков: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Екатеринбург. 1998. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Максяшин, Александр Семенович

Введение.

Глава I Ретроспективный анализ взаимодействия системы обучения изобразительному искусству с горнозаводской промышленностью, художественными ремеслами и промыслами Урала XVIII - начало XX века.

1.1 Научно - теоретические проблемы изучения системы обучения изобразительному искусству.,.

1.2 Историко-культурологические особенности уральского региона.

1.3 Взаимосвязь системы обучения изобразительному искусству XVIII XX веков с горнозаводской промышлен ностью Урала.

1.4 Художественная подготовка кадров на Урале в конце XIX в начале XX веков.

Глава II Многоуровневая система обучения изобразительному искусству, структура учебных заведений Урала XVIII --XX веков.

2.1 Система обучения изобразительному искусству в

России XVIII - начало XX веков.

2.2 Художественная подготовка в учебных заведениях Прикамья XIX начало XX веков.

2.3 Учебные заведения Екатеринбурга второй половины

XIX века и Сибирско-Уральская художественно-промышленная выставка 1887 года.

2.4 Художники-педагоги Екатеринбурга и их деятельность: конец XIX - начало XX веков.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Система обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала XVIII - начала ХХ веков»

В современный период отечественная педагогическая наука активно обращается к изучению исторического опыта, что в свою очередь способствует решению многих задач по эстетическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. При этом ориентация делается на изучение лучших исторических традиций.

Исследование системы обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала в XVIII - начала XX веков - это направление к малоизученному пласту региональной художественно-педагогической науки. В данном контексте рассматриваются важные вопросы становления и развития художественного образования на Урале. Историческая и искусствоведческая науки, ограниченные в возможности ввести в оборот новые информационные сведения, сосредоточивали свое внимание преимущественно на специальных учебных заведениях - Академии художеств, Московском училище живописи, ваяния, зодчества, Строгановском училище технического рисования. Центральном училище технического рисования барона Штиглица, некоторых крупных художественных школах России и на их ведущих представителях.

Исторические и теоретические основы развития изобразительного искусства, соотносимые проблематике данного исследования, в значительной степени раскрыты в ряде работ Э.М.Белютина (79), Н.М.Молевой (77-80), Н.Н.Ростовцева (112-114), где и отражены проблемы обучения в специальных художественных учебных заведениях России XVIII - ХЕК веков.

В педагогической теории и практике отсутствуют специальные исследования особенностей исторического развития региональных школ. В частности, не нашло должного отражения в педагогических исследованиях художественное образование крупнейшего региона России - промышленного Урала. Существующие отдельные литературные источники, раскрывающие жизнь и творчество отдельных уральских художников, немногочисленны. К тому же в них творческая деятельность заслоняет другую важную сторону - педагогическую. Сведения носят частный, эпизодический характер. Поэтому, рассматриваемая проблематика имеет не только педагогическую значимость, но и историко-познавательную.

Актуальность исследования. Изобразительное искусство является эффективным средством художественно-эстетического воспитания личности о приобретения ее к духовной культуре. Способность понимать прекрасное в изобразительном искусстве и жизни, участия в создании прекрасного зависит во многом от художника-педагога и системного подхода в обучении изобразительному искусству, которое может осуществляться с помощью как общего расширения определенных знаний в художеств енном развитии, так и выработки практических навыков и умений.

Педагогическая наука основное внимание уделяла методическим аспектам современного состояния изобразительного искусства в общеобразовательной школе (Беда Г.В. "Основы изобразительной грамоты". JL, Просвещение, 1963; Горяева H.A. "Первые шаги в мире искусств''. М., Просвещение, 1991; Кузин B.C. "Основы обучения изобразительному искусству в школе". М., Просвещение, 1977; Шорохов Е.В. "Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства" М., Просвещение, 1977), Вопросам художественного развития школьников (Неменский Б.М. "Мудрость красоты". М., Просвещение, 1987; Сокольникова Н.М. "Основы рисунка, живописи, композиции". Обнинск, "Титул", 1996), психологии искусства

Игнатьев Е.И. "Психология изобразительной деятельности детей". М., Учпедгиз, 1961; Якобсон П.Н. "Психология художественного воспитания". М., Искусство, 1964), декоративно-прикладного и народного искусства (Шпикалова Т.Я. "Народное искусство на уроках декоративного рисования". М.} Просвещение, 1974) и др.

Урал - один из крупнейших регионов России с самостоятельной художественной культурой. И система обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала в свою очередь рассматривается как сложный и малоизученный процесс, непосредственно связанный с эволюцией образования. Период XVIII - начало XX веков явился временем интенсивного развития горнозаводской промышленности и художественных ремесел, находящихся в настоящее время в центре научного интереса многих исследователей.

Таким образом актуальность настоящего исследования обусловлена следующими обстоятельствами:

Во-первых, совершенствованием системы подготовки художников-педагогов в системе высшего профессионально-педагогичекого образования.

Во-вторых, необходимость учета использования практического опыта и теоретических посылок в системе подготовки художественно-педагогических кадров.

В третьих, необходимостью разработки учебно-методических пособий, способствующих совершенствованию региональной системы обучения изобразительному искусству.

Актуальность рассматриваемого исследования и введения в научный оборот фактов обуславливает возможность практического применения материалов в современной педагогической практике в процессе подготовки специалистов - художников-педагогов. Художественно-педагогическая проблематика выражена стремлением автора работы внести определенный вклад в историю промышленного Урала.

В своей основе система обучения изобразительному искусству носит практический характер, опираясь при этом на познание теории, исторического опыта, осмысление и усвоение основ изобразительной грамоты. Учитывая роль художников-педагогов в становлении и развитии системы обучения изобразительному искусству, общественную деятельность на Урале становится очевидным необходимость научного исследования, которое определяется интересами педагогической науки. Библиографический словарь - одна из основных работ, подготовленных к основном)' материалу диссертации, насчитывает более ста двадцати имен, (см.: "Новые имена в Художественной Культуре Урала; Художники-педагоги XVIII - начала XX века". Екатеринбург; Из-во. Урал. гос. проф. - пед. ин-та, 1997). Педагогическую и творческую деятельность этих людей расценивать не только с точки зрения социологической, документальной характеристики рассматриваемого периода, но и как явление научное, художественно-педагогическое.

Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования, наиболее объективные характеристики изучения системы обучения изобразительному искусству определены исследованиями по проблемам специальных художественных учебных заведений России. Методику подготовки художественных кадров и художественно-педагогическую систему Российской Академии художеств XVIII в. рассмотрели Э.М.Белютин (78-80), Н.А.Дмитреев (27), Н.М.Молева (77-80), Н.Н.Ростовцев (113-115), Н.П.Яворская (156). Ведущие провинциальные заведения Казани, Саранска, Арзамаса, Пензы, Нижнего Новгорода В XIX веке и определение их места в истории художественного образования России исследователи Т.В.Алексеева (1), Н.Д.Корнилов (56), Г.Г.Поспелов (108). Историю методов преподавания предмета рисования в России, применение педагогических идей и взглядов в XVIII -XIX столетиях изложили

A.Г.Венецианов, Г.А.Гиппиус (20), А.Е.Егоров, А.И.Иванов, И.Д.Прейслер (85), H.H. Ростовцев (113-115), А.П. Сапожников,

B.К.Шебуев и др.

Начало изучению и систематизации художественной культуры Урала в XVIII -XX веках, отражению творчества многих художников положили Е.И.Егорова (30), Н.В.Казаринова (44), ВАКаменский (45), А.Г.Козлов (51), Б.В.Павловский (92-94), И.А.Пронина (110111), Н.Н.Серебренников (120), С.П.Ярков (160-162).

В связи с вышеизложенным проблема исследования заключается в недостаточной разработанности системы обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала XVIII - начала XX веков и слабом использовании положительного исторического опыта в современный период.

Исследовангие выявило следующие противоречия, выражающиеся в необходимости овладения студентами специальности 54 06 00 - декоративно-прикладное искусство - знаниями по системе обучения изобразительному искусству на Урале XVIII - начало XX веков, с учетом их будущей профессиональной деятельности и в отсутствии единых концепций и методических рекомендаций по внедрению в учебный процесс основных положений системы обучения изобразительному искусству.

Цель исследования - выявить систему обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала в XVIII начале XX веков.

Объектом исследования - является обучение изобразительному искусству.

Предмет исследования - обучение изобразительному искусству на Урале в XVIII начале XX веков.

В основе диссертационного исследования лежит следующая гипотеза. Обучение изобразительному искусству студентов в современный период будет наиболее эффективным, если будут учтены особенности регионального обучения XVIII начале XX веков.

В соответствии с поставленной целью гипотезой определены задачи исследования:

1 Изучить степень разработанности проблемы в теории и на практике обучения изобразительному искусству на Урале.

2 Рассмотреть особенности периода XVIII начале XX веков.

3 Выделить критерии систематизации образовательных учреждений Урала, обучающих изобразительному искусству.

4 Построить модель системы обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала XVIII - начала XX веков.

Выявление и обоснование исторических особенностей системы обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала вызвана следующей необходимостью: в последние годы ведется интенсивный поиск новых методов в преподавании изобразительного искусства высшей профессионально-педагогической школой в процессе многоуровневой подготовки специалистов. И знание исторического опыта использования регионального художественно-педагогического мастерства позволит глубже понять и осознать прогрессивные тенденции развития, способствовать составлению новых учебно-методических разработок и обучению основам изобразительного искусства студентов. В свою очередь это может повлиять на их интеллектуальное развитие, на решение актуальных задач художественно-педагогического образования, на умение сосредоточить внимание на важнейших проблемах современности.

Методологической основой исследования системы обучения изобразительному искусству на Урале XVIII -начала XX веков явился анализ архивных материалов из фонда Центрального государственного архива древних актов (Москва), Центрального государственного архива Татарии, Государственных архивов Свердловской и Пермской областей, литературных источников и дореволюционной периодической печати ("Записки Уральского общества любителей естествознания", "Памятная книжка Оренбургского ученого округа", "Екатеринбургская неделя"), фундаментальных работ по теории и практике изобразительного искусства Е.М. Белютина (78-79), А.А.Беляеева (7), А.И.Бурова (9), И.П.Гинсбурга (18), Г.А.Гиппиуса (20), В.С.Кузина (59), Н.М.Молевой (77-79), И.АЛрониной (110-111), Н.Н.Ростовцева (113-115), АЕ.Терентьева (115), С.П.Яркова (160162).

В архиве выявлен и изучен материал о жизни и деятельности многих художников-педагогов Пермской губернии и сделан анализ существующей системы обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала. Другой особенностью является то, что в исследовании использована дореволюционная периодическая печать и труды по проблеме художественного образования. Автор исходил из принципа историзма, рассматривая события и факты в тесной взаимосвязи с условиями конкретной исторической эпохи.

Установка на относительную полноту темы определили поисковый исследовательский характер работы. Все это позволяет заново пересмотреть мысль о функциональном значении уральской региональной художествено-образовательной системы обучения, развивающейся в общем русле русской национальной школы изобразительного искусства и лучшего зарубежного опыта.

В процессе исследования применялись различные теоретические и практические методы. Теоретические методы включали в себя анализ учебно-педагогической и методической литературы по проблеме, анализ учебно-методических материалов по художественному образованию. Практические методы включали в себя программные разработки отдельных положений материалов исследования и личный метод работы в течение 10 лет.

Основные этапы исследования.

На первом этапе (1987 - 1992) проводилось накопление эмпирических данных в процессе изучения архивных материалов и литературных источников.

На втором этапе (1993 - 1995) уточнялись границы исследования, разрабатывалась методическая основа, обобщался научно - справочный материал, анализировалась система обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала, определялась методическая основа исследования.

На третьем этапе (1996 -1998) обобщались, конкретизировались и корректировались результаты исследования, реализовывались данные задачи через теоретический анализ опубликованных по исследуемой теме работ.

Результаты исследования подтверждены теоретической обоснованностью исходных положений, комплексным применением методов исторического и научно-педагогического исследования, анализом значительного объема архивных источников и важных публикаций по материалам исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1 Уточнены сущность системы обучения изобразительному искусству на Урале в XVIII - начале XX веков и ее взаимосвязь с горнозаводской промышленностью, художественными ремеслами и промыслами.

2 Раскрыта система обучения изобразительному искусству в различных заведениях Урала, зависящая от их структуры и базового уровня подготовки учащихся.

3 Рассмотрена деятельность ведущих художников-педагогов Урала, повлиявших на расцвет художественной культуры региона.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении сущности и особенностей системы обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала XVIII - начала XX веков, что позволяет по-новому спроектировать процесс обучения в современных условиях.

Практическая значимость исследования состоит в том, что автором разработаны и внедрены в учебный процесс методические разработки по проведению учебных занятий по методу "Графика" в профессионально-техническом училище № 91 Екатеринбурга (отделение "Народные художественные промыслы", Уральском государственном профессионально-педагогическом и Уральском государственном педагогическом университетах при подготовке специалистов декоративно-прикладного искусства и социальных работников, связанных с художественно-творческой деятельностью.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и материалы диссертационного исследования нашли отражение в публикации автора, отражены на российских региональных и внутривузовских конференциях: "Искусство лаковой миниатюры и декоративной росписи по металлу" (Москва, 1987), "Художественная культура Пермского края и ее связи" (Пермь, 1989), "Художественный металл Урала" ( Екатеринбург, 1990), "Художественное образование на Урале" ( Екатеринбург, 1992), "Пермский край: прошлое и настоящее" (Пермь, 1997), "Россия и запад: взаимодействие индустриальных культур" (Нижний Тагил, 1996),

Материалы диссертационного исследования использовались автором в личном опыте работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1 Система обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала XVIII - начала XX веков.

2 Педагогические условия на основе исторического опыта подготовки художников-педагогов.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и приложения, включающего материалы из фондов государственных архивов и дореволюционной периодической печати (документы, фотографии, рисунки). Библиографический список включает 162 наименования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Максяшин, Александр Семенович

заключение

Анализ литературы и документов , касающихся системы обучения изобразительному искусству на Урале XVIII - начала XX веков, предполагает следующее заключение.

1 Изучена степень разработанности проблемы в теории и на практике обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала XVIII - начало XX веков и прослежено взаимодействие системы обучения с горнозаводской промышленностью, художественными ремеслами и промыслами. Изобразительное искусство в рассматриваемый период непосредственно повлияло на появление и успешное развитие новых художественных производств (чугунного литья, медно-посудного, бронзолитейного, камнерезного и гранильного, искусства украшения булатной стали, росписи по металлу керамики и др.), на укрепление новых для России культурно-просветительных связей между учебными заведениями различного типа с горнопромышленным производством, на функционирование художественно-промышленных и творческих выставок с участием художников педагогов.

2 Рассмотрены особенности периода XVIII - начало XX веков, характерные развитием новых экономических и культурных отношений, которые способствовали появлению в учебных заведениях Урала стройной системы обучения изобразительном}' искусству с ориентацией на реалистические познание и отображение жизненной действительности. Реалистические тенденции в системе обучения изобразительному искусству продолжают оставаться основополагающими в художественно-педагогическом образовании и в современный период.

3 Выделены критерии систематизации образовательных учреждений Урала, обучающих изобразительному искусству, в деятельности которых прослеживается выраженный региональный художественный комплект. В основу системы обучения была положена методелогиче-ская подготовка, ценность которой позволяла осознать тенденции развития изобразительного искусства, применить их к педагогической деятельности.

4 Построена модель системы обучения изобразительному искусству на современном этапе при подготовке художников-педагогов. Модель рассматривается и как способ познания педагогической деятельности, и как путь активизации творческой познавательной работы студентов. Все это позволяет лучше осознать систему обучения изобразительному искусству на Урале в XVIII начале XX веков, побуждает к поиску связи с современностью.

Система обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала XVIII- начало XX веков сводилась к овладению техническими приемами рисования, развитию образного мышления, умение использовать полученные знания в жизненной действительности. При этом обращалось внимание на:

- выявление и развитие творческих способностей;

- умелое применение основ изобразительного искусства в профессиональной деятельности.

В основе культуры образовательно -воспитательного процесса средствами изобразительного искусства лежала содержательная концепция художественного познания мира, перенесенная в педагогику и методику. В связи с этим выделялись методические умения, наиболее полно отражающие специфику эстетического воспитания и художественного образования учеников средствами изобразительного искусства:

1 Выделялись воспитательные и учебные задачи при выполнении с учащимися учебно-воспитательных и творческих заданий на основе изобразительного искусства;

2 Отбирались художественные произведения изобразительного искусства для изучения на уроках;

3 Организовывался процесс воспитания учащимся, создавалась эмоциональная обстановка на занятиях изобразительным искусством;

4 Проводился анализ художественных особенностей изобразительного искусства в словесной и графической форме;

5 Формировалось осознанное отношение учащихся к системе изобразительно-выразительных средств изобразительного искусства;

6 Понимался и правильно объяснялся культурно-исторический смысл и эстетическая ценность произведений искусств;

7 Выполнялись различные виды педагогического рисунка;

8 Формировались изобразительные композиционные умения и навыки учащихся, необходимые для работы;

9 Контролировалось качество работы учащихся;

10 Использовались эстетические знания, художественно-графические умения и навыки, полученные учащимися в процессе работы в разных видах изобразительной деятельности;

11 Активно осуществлялась межпредметная взаимосвязь уроков изобразительного искусства с уроками трудового обучения;

12 Использовались различные приемы и методы обучения и эстетического воспитания.

Завершая исследования системы обучения изобразительному искусству на Урале необходимо указать характерные особенности, благодаря которым художественная культура региона стала своеобразным явлением в XVIII- начале XX века.

Во- первых, внедрение изобразительного искусства в учебный процесс государственных и частных учебных заведений было продиктовано как личными потребностями заводовладельцев, так и общественными интересами в целом, новыми экономическими, политическими и культурными отношениями, благотворно повлекших на развитие просвещения.

Во-вторых, система обучения изобразительному искусству базировалась на искусстве реализма. Художники педагоги (выпускники Академии Художеств и других специальных художественных учебных заведений России) успешно развивали основополагающие принципы рисунка, живописи, художественного труда на протяжении длительного периода времени.

Художники-педагоги с чувством высокой ответственности и гражданского долга отдавали себя работе в системе народного просвещения. Преподавание строилось на уважении к учителю, к сохранению лучших исторических и культурных ценностей.

Одна из особенностей системы обучения изобразительному искусству рассматриваемого периода - коллективный характер обучения. Но при этом подразумевался индивидуальный исход к раскрытию особенностей личности ученика, который выражался в овладении практическими навыками изобразительной грамоты и развитии художественного вкуса. Полноценное занятие изобразительным искусством подразумевало соблюдение определенных условий (учебный кабинет, пособия и т.д.).

Коллективное начало оказывало благотворное воздействие на создание творческой атмосферы, на проявление потенциальных возможностей каждого ученика. В коллективе педагогом лучше решались вопросы постановки учебных задач и контроля за самостоятельной работой учеников.

Одним из направлений в истории художественно-образовательной системы являлось использование традиционного проблемного обучения, которые тесно взаимодействовали с развитием творческого мастерства, с выработкой умений и навыков. Художниками-педагогами в процессе занятий не только объяснялся новый материал, но и ставились определенные задачи с условием их выполнения. Сочетание традиционного и проблемного методов обучения помогало более полной реализации принципа активности и сознательности, формирования мышления. Используемые методы обучения способствовали развитию творческой активности учеников. Выбор методов зависел от самого педагога. Один из распространенных методов, часто применяемых на рубеже ХГХ-ХХ веков, - самостоятельная работа над натурной постановкой с последующей проверкой результатов деятельности педагогом.

Положительную роль в системе обучения искусству сыграла Академия Художеств, осуществлявшая контроль за деятельностью учебных заведений Урала. Особенно это стало заметно в конце XIX века: учебные программы, методические обеспечение, система отчетности, подготовка педагогических кадров - это и другие важные вопросы находились в ведении Академии Художеств.

В исследовании отмечена положительная деятельность художников - педагогов Урала, которые стремились не только расширить знание своих учеников, но и развить художественные принципы эстетического воспитания. Многое из исторического наследия не потеряло актуальности в современный период.

К.Д.Ушинский (1824-1870), великий русский педагог по вопросам организации учебных заведений в России XIX века, теории воспитания и начального обучения, обобщая опыт зарубежной школы, отмечает: "Наши учителя рисования рисуют вообще лучше, чем зрителя в заграничных элементарных школах. Ученики и ученицы талантливые рисуют положительно лучше, чем за границей." (513,140).

Сохранившиеся немногочисленные живописные и графические работы из различных музейных собраний свидетельствуют о богатстве души художников, их мировоззрении, связи с общерусским и зарубежным искусством. Творческое наследие (к сожалению, не в полной мере изученное) представляет собой целостное явление, связанное с особенностями исторического развития России и уральского края.

К.Д.Ушинский отмечает, что "воспитание, созданное самим народом и основанное на родных началах имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах" (161,140). Система обучения изобразительному искусству естественно входила в жизнь горнозаводского Урала.: знание, умение, опыт и мастерство передавалось через сотворчество - от старших к младшим, от педагога к ученику. Изучение основ изобразительной грамоты помогало увидеть общность мировоззрения людей и через эту связь глубже почувствовать своеобразие художественного ремесла. Одновременно предлагались пути решения проблем, связанные с формированием художественного сознания личности.

Следует подчеркнуть, что место системы обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала XVII - начале XX веков не было исключительным. Она являлась лишь звеном в цепи многочисленных региональных школ России, основу которых составляла отечественная художественно-педагогическая система.

Целевую установку в рамках рассматриваемой проблемы можно сформулировать так: система обучения изобразительном}' искусству будет наиболее успешной, если учитывать особенности регионального обучения XVII - начале XX века. Это в свою очередь должно стать средством формирования гармонично развитой личности. Будущему художнику-педагогу необходимо соотносить свои знания и личный опыт с опытом историческим, что в свою очередь поможет в будущей учебно-педагогической деятельности. Нельзя забывать и о том, что преобразования в учебных заведениях Урала были направлены на демократизацию художественного образования. Это предавало вариативный и государственно-общественный характер.

Сама система обучения изобразительному искусству не могла решить всех проблем, но оказывала непосредственное влияние на развитие творческой личности. Эстетическую направленность системы обучения прошлого необходимо воспринимать и применять с учетом расширения эстетической сферы современной педагогической науки.

Л.Н.Толстой отметил: "Беда школ в том, что они не могут научить содержательной стороне и ограничиваются обучением формальным приемам и методам, что плодит массу негодной, формализованной художественной продукции" (44,133).

Концепция образования культурно-исторического типа в настоящее время ориентирована на новый подход в обучении изобразительному искусству. Это может стать основой новой технологии, связанной с пониманием современных социально-культурных новообразований как проявлений в особых з'словиях их исторических типов, с усвоения системы исторических образцов деятельности и сознания (научные, продуктивные формы).

Завершая исторический анализ системы обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала XVIII- начала XX века необходимо отметить ряд положительных факторов, непосредственно влиявших на приобщение к изобразительному искусству широких слоев населения. Это и заинтересованность общества и в профессиональной подготовке художника-педагога (носителя ценностей художественно-эстетической ориентации), и формировании художественного вкуса, умений и навыков личности ученика (будущего созидателя, мастера, творца). По этой причине система обучения тесно взаимодействовала с горнозаводской промышленностью и непосредственно влияла на развитие ряда художественных производств и выпускаемую продукцию.

Исследование исторического опыта системы обучения изобразительному искусству на Урале XVIII - начале XX веков на наш взгляд не снижает значимость работы. Наоборот, делает ее интересной и проблематичной в силу недостаточной изученности.

Научно-педагогические исследования по художественной проблематике убедительно свидетельствуют о необходимости продолжения поисков в этом направлении. Объясняется это специфическими особенностями изобразительного искусства, сущность которого заключается в следующем: произведения изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) способствует формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал личности (4,149).

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Максяшин, Александр Семенович, 1998 год

1. художники школы Веницианова.М., Искусство, 1959-203с.

2. Аутсбург Д. Рисование по американской системе. Спб., 1905,-23с.

3. Батер В.И. Рисование и лепка как средство художественного воспитания, Спб., 1910. - 32с.

4. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М., Изобразительное искусство, 1953. - 168с.

5. Баумгарт А. Руководство к современному преподаванию графических искусств. М., 1908. - 18с.

6. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Л., Просвещение, 1963. - 157с.

7. Беляев А.А. Деятельность Пермского общества любителей живописи, ваяния и зодчества. 1-я выставка картин. (Пермские губернские ведомости, 1910,№67523 марта. - с.4.

8. Будрин В.И. Щтидесятилетие существования Екатеринбургской ги^шазйи (1861-1911).Екатеринбур1^1911. -с.4.

9. Буров А.И. Эстетика: npaf демы щд^просы. М.^ 1975. -312с.

10. Вестник Оренбургского учебного округа. Уфа,1912.Вып.4. -5бс. И Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М., Искусство, 1950.-180с.

11. Врангель Г.Н. Ступин и его ученики (Арзамасская школа живописи). Русский архив, 1906,№3. -с. 16-18.

12. Вундерлихт Т. Методика преподавания рисования, М., 1895.- 31с.

13. Выставки советского изобразительного искусства: Справочник (1917-1932) М., Искусство. Т.1.-317с.

14. Выставки картин в Перми (Пермские губернские ведомости, 1911, №43, 25 февраля. - 8с).

15. Гербач B.C. Прописи и образцы для рисования по клеткам. Спб., 1912.-16с.

16. Герчук Ю.Я. Язык и смысл изобразительного искусства. М., Изобразительное искусство, 1994. - 14бс.

17. Гинзбург И. П.П.Чистяков и его педагогическая система. М., - Л., Искусство, 1940. -246с.

18. Голынец Г.В. Невьянская иконописная школа второй половины XVIII - XX веков и ее стилистические особенности //Из истории художественной культуры Урала, Свердловск, Изд-во Урал.гос.ун-та, -с.31-44.

19. Гиппиус Г.А. Очерки теории рисования как общего учебного предмета. Спб., 1844.-46С.

20. Город Екатеринбург, 1889.- 76с.

21. Гортов А.К. Методика рисования. Казань, 1897. -22с.

22. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., Наука, 1989. - 411с.

23. Демидов Н. Историческая записка о Екатеринбургской мужской гимназии (1861-1886). Оренбург, 1887. - 18с.

24. Дмитриев А.А. Очерки по истории губернского г.Перми. Пермь, 1889. - 123с.

25. Дмитриев В. Неуклюжие з'ченики. //Апполон. 1917, М^. - с. 12.

26. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1-3, М., Искусство, 1992.-ЗбОс.

27. Доклад Пермской губернской земской управы по кустарной промышленности. Пермь, 1908. - 162с.

28. Евдокимов И.й. Рисование. -М., Искусство, 1949. - 114с.

29. Егорова Е.И. Обучение крепостных живописцев в Прикамскях имениях Строгановых и Лазаревых. // Художественная культура Прикамья и ее связи. Пермь, "Пермская книга", 1992.- с.77-84.

30. Егорова Е., Субботин Е. Пермская библиотека Перми. //Уральский библиофил. Пермь, 1987. -с.86-87.

31. Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1917, №№ 1-22.

32. Екатеринбургская неделя. 1889, №1- с.46-82.

33. Записки Уральского общества любителей естествознания. Екатеринбург,! 887.T.X,XXIII. -315с.

34. Зверев А.В. Старейшие учебное заведение г.Перми. К 100-летию Пермской м>^жской гимназии: 1808-1908. Пермь, 1908. -24бс.

35. Извлечение из отчета о состоянии Пермского Алексеевского реального училища за 1884 год. Пермь, 1885. - 12с.

36. Из истории художественной культзфы Екатеринбурга - Свердловска. Свердловск, Изд-во Урал.гос.ун-та, 1974. - 93с.

37. Из истории Урала. Свердловск, Изд-во Урал.гос.З'н-та, 1971.- 340с.

38. Измайлов Курс рисования. М., 1880.- 48с.

39. Ильина Т,А. М. Педагогика, 1984.- 246с.

40. Иофа Л.Е. Города Урала. М., Наука, 1951. 4.1. - 189с.

41. История Урала с древнейших времен до 1861г. М., Наука, 1989. - 366с.

42. Казаринова Н.В. Крепостные и забытые живописцы Прикамья конца XVIII - первой половины XIX века. //Художественная культура Пермского края и ее связи. Пермь, Пермская книга, 1992. - с.63-77.

43. Казаринова Н.В. Художники Перми. Л., Художник РСФСР", 1987. - 192с.

44. Каменский В.А. Художники крепостного Урала. Свердловск, Уральский рабочий, 1957. - 168с.

45. Кардовский об искусстве. -М., Искусство, I960. - 48с.

46. Каталог картин художников выставки Пермского библиотечного общества им. Д.Д.Смышляева. Пермь, 1902. - 12с.

47. Кисунько В. О некоторых чертах становления историзма в русской культуре второй половины XIX века. М., Искусство, 1982. - с.62-84.

48. Климова Т.П. Воспитание эстетического вкуса средствами изобразительного искусства //Автореферат на соискание з^еной степени кандидата педагогических наук. Екатеринбург: Уральский гос.проф. -дед. ун-т, 1996. - с. 13.

49. Клингер М. Живопись и рисунок. Спб., 1908. - 72с.

50. Козлов А.Г. Творцы на>'ки и техники на Урале XVIII - начало XX века Свердловск. Средне-урал.кн.изд-во, 1981. -224с.

51. Комарова А. Графическая грамотность. - Спб., 1902. - 24с.

52. Кондаков СИ, Императорская Академия художеств. Спб., 1914. - 20бс.

53. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М., Просвещение, 1982. - 242с.

54. Коржакина Л.Ф. Творчество крепостного з^дожника И.С. Дощени- кова. //Художественная культура Пермского края и ее связи. Пермь, "Пермская книга", 1992ю - с.84-91.

55. Корнилов П.Д. Арзамасская школа живописи. Л., -М., Искусство, 1947. - 87с.

56. Крамской И.Н. Письма. М., Искусство, 1966. Т.2. - 286с.

57. Краткий словарь терминов изобразительного искусства, М., Искусство, 1959. - 8бс.

58. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М., Просвещение, 1977. - 112с.

59. Лангер В. Краткое руководство к познанию изящных искусств, основанных на рисунке. Спб., 1841. - 36с.

60. Максяшин А. Таланты минувших столетий. //Уральский рабочий, 1989, 5 марта.-С.4.

61. Максяшин А. Из жизни крепостного художника. //Уральский следопыт. 1985, №11. -с.30-32.

62. Максяшин А.С. Педагоги-художники Урала.(персонажи Пермской историиУ/Пермский край: Прошлое и настояш;ее. Пермь. Изд-во Перм.гос.ун-та, 1997. -с. 138-140.

63. Максяшин А., Егорова Е. Новые имена в художественной культзфе Урала: Художники-педагоги XVIII начала XX века. Екатеринбург. Изд-во Урал.гос.проф.- пед.ун-та,1997. - 49с.

64. Максяшин А. Рисование как дисциплина в учебных заведениях Урала XVIII - начала XX века. Екатеринбург, Изд-во Свердл.отд.Пед.об-ва России, 1994. -80с.

65. Максяшин А.С,, Егорова Е.И. Художники-педагоги Урала XVIII - начало XX века. Словарь. Екатеринбург. Изд-во Свердл.отд.Пед.обва России, 1994. -38с.

66. Максяшин А. Подготовка художников в горнозаводской школе росписи по металлу в конце XVIII - начале XX века. //Сб.научн.трудов ЩШ худож.пром-ти. М., 1990. - с.84-95.

67. Максяшин А. Тагильская, художественная. //Урал, 1988. №4. - с.148-151.

68. Максяшин А. Художественная школа в Нижнем Тагиле /первая половина ХК века Некоторые вопросы возникновения и разви-тия.//Художественная культура Пермского края и ее связи. Пермь, Изд.Пермская книга, 1992,-с.146-161.

69. Максяшин А. Уральское общество любителей естествознания и художественная выставка 1901 года //Памяти О.В.Клера. Екатеринбург, изд-во банка культурных информации, 1995. - с.65-68.

70. Малиновская В. Азбз'ка рисования, Кжев, 1905. - 18с.

71. Марийнская женская гимназия. К 50-летию юбилея. Пермь, 1912. - 42с.

72. Марков М. Искусство как процесс. М., Искусство, 1970. -142с.

73. Мартынов Н.А. О преподавании рисования. Спб., 1884. - 4бс. 1Ъ Мартынов Н.А. Курс рисования. Спб., 1984. - 62с.

74. Михалова И. Женское образование в Ирбите с 1775 по 1895 годы. Ирбит, 1897.-38с.

75. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. М., Искусство, 1991.-215с.

76. Молева Н.М., Белютин Э.М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. М., Искусство, 1956. -286с.

77. Молева Н.М., Белютин Э.М. Русская художественная школа первой половины XIX века. М., Искусство, 1963.- 186с.

78. Молева Н.М., Белютин Э,М. Русская художественная школа второй половины XIX - начала XX века. М., Искусство, 1967.-197с.

79. Мурзаев B.C. Творческое рисование для начальных школ. М., 1916.-Збс.

80. На выставке картин. //Пермские губернские ведомости. 1912, №50. -С.8.

81. Некрасов В. Реалисты. //Вечерний Екатеринбург. 1994, 8 сентября. -С.4

82. Ожигов СИ. Словарь русского языка. М., Наука, 1991.- с.245.

83. Орловский Г.И. О художественном образовании учителя рисования, М., Просвещение, 1961. - 78с.

84. О школе живописи.//Пермские губернские новости. 1888, №82. - сб.

85. О школе живописи. //Пермские губернские новости. 1888, №87. - C.8.

86. Основы эстетического воспитания. (под.ред.Н.А.Кушаева). М., Высшая школа, 1986.-212с.

87. Отчет о деятельности Пермского общества любителей живописи, ваяния и зодчества за 1911 год, Пермь, 1912. - 42с.

88. Павловский Б.В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала. М-, Искусство, 1975. -186с,

89. Павловский Б.В. Иван Кириллович Слюсарев. М., Искусство, 1958. - 78с.

90. Павловский Б.В. Крепостной художник-сатирик.//Урал, 1962, №12. -C.48-

91. Пальхау. Начальное рисование. Спб., 1906. - 24с.

92. Памятная книжка Оренбургского учебного окрзта на 1878, 1910, 1911, 1913, 1915гг. Оренбург, 1878-1915.

93. Педагогика (под ред. Ю.К.Бабанского). М., Просвещение, 1988. - 220с.

94. Первухин Л.П. Новая полная школа самообучения живописи. Теория дидактические и методические заметки и правила к школе черчения и рисования. М., 1888. - 48с.

95. Пермский наз^но-промышленный музей. Художественные выставки. (Каталог). Пермь, 1907.-1910.

96. Пермское общество любителей живописи, ваяния и зодчества: I- IV выставки картин. Пермь, 1911-1913.

97. Петров В. Сборник материалов по истории Императорской Академии художеств за сто лет ее существования. Спб., 1864-1866.4.1-3.

98. Писарев А. Предмет для художников. Спб., 1807.- 2бс.

99. Попов М.М. Иллюстрированная история методики преподавания, Спб., 1909.-64с.

100. Попова Н.А., Гудина Е., Потапова Л.И. и др. Воспитание искусством - Свердловск: Урал.Политехн.ин-т, 1982. - сб.

101. Популярная художественная энциклопедия. М., Искусство, 1986. - 186с.

102. Поровская Г.А,, Ершова Л.В. Методика эстетического воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства. М., Просвещение, 1990. -72с.

103. Пособие по рисованию. - М., Искусство, 1938. -66с.

104. Поспелов Г.Г. Провинциальная живопись XIX века. //История русского искусства. М., 1964.Т.8, ч.2. - 212с.

105. Программа средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. Начальные классы (I-IV). М., Просвещение, 1985. - 36с. ПО Пронина И.А. Декоративное искусство в Академии художеств. М., Искусство, 1983. - 162с.

106. Пронина И.А. Ученичество на Урале в системе художественной школы России XVIII - первой половины XIX века, //художественная культура Пермского края и ее связи. Пермь, 1992. - с.41-48.

107. РамазаноБ И.А. Материалы для истории х);дожеств в России. М., 1863.-68с. ИЗ Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка. М., Просвеш;ение, 1983. - 126с.

108. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М., Просвещение, 1995. - 240с.

109. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М., Просвещение, 1987. - 176с.

110. Сабанеев Е.А. Курс начального рисования. Спб., 1900. 4.I-IV. - 72с.

111. Сапожников А. Курс рисования. Спб., 1888. - 52с.

112. СемянникоБ В.В. Пермское общество любителей живописи, ваяния и зодчества 91909-1919) : Хроника деятельности. /Мз истории щ-дожественной культуры Урала. Свердловск, Изд-во Урал.гос.ун-та, 1988.-C.155-160.

113. Серебренников Н.Н. Урал в изобразительном искусстве. Пермь, "Пермская книга", 1957. -165с.

114. Сергей Дягилев и художественная' культура XIX - XX веков. Пермь, Пермская художественная галерея, 1989. - 184с.

115. Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка в г. Екатеринбурге // Неделя, 1887, №3,31.- с.22-23.

116. Сидоров А.А. Рисунок старых русских мастеров. М., Искусство, 1956.-15бс.

117. Советский энциклопедический словарь. М., Наука, 1985. - 485с.

118. Соколов Н. Новейшая рисовальная азб т^са. М., 1908. - 12с.

119. Соколов Б.А. Искусство рисунка. Л., Художник РСФСР, 198S', - 189с.

120. Соловьева A.M. Смирнов Г.Б. Алексеева Е.С. Учебный рпсуиок. М., Просвещение, 1953. -202с.

121. Спйцин А.А. Древность каменной чуди по коллекциям Теплоухо- ва,Спб., 1902-186с.

122. Стрекозин В.П. Актуальные вопросы начального обучения. М., Просвещение, 1976.- 172с.

123. Стрз^ов Д.М. О важное рисования. М., 1868. - 4бс.

124. Стрз'ков Д.М. О рисовании в России, М., 1878. - 42с.

125. Толстой Л.Н. Воспитание и образование е.//Пед.соч.М., Просвещение, 1953. - 189с.

126. Толстой Л.Н. Что такое искусство, М., Просвещение, 1985ю - 8бс.

127. Труды Всероссийского съезда художников. Пг., 1912.Т.2. - 275с.

128. Труды Пермской ученой архивной комиссии. Пермь, 1913.Вып.10.-210с. ГЗб труды съезда деятельности съезда кустарной промышленности. СПб., 1910.Т.2.-246с.

129. Удинцев А. Очерки развития народного образования в Ирбит- ском уезде Пермской губернии. Ирбит, 1892. - 82с.

130. Уральский торгово-промышленный адрес-календарь на 1913 год. ПермьД913.-146с.

131. Учитель рисовального художества или основательные правила, служащие к усовершенствованию юношества, обучающегося рисовальному искусству, М., 1816, - 7бс.

132. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., Просвещение, 1968. - б25с.

133. Флит Н.В. Школа в России в конце XIX - начале XX вв.: Государственные и частные гимназии, прогимназии, домашнее обучение, экстерном. Л., Экстерн, 1991, - 97с.

134. Фомина Н. Уроки прошлого - будуш;его. Художественное просвещение в России (1909-1912). //Искусство в школе. М., Просвеш;€Ние, 1992, №3-4..

135. Художник Владимир Андреевич Мамаев .//Пермские губернские ведомости. 1911, №170. - с.З

136. Художник живописец А.И.Шанин принимает заказы...//Пермские гз^ бернские ведомости. 1888, №51. - с.8.

137. Художники народов ССР. Биографический словарь М., Искз^ с- ство, 1976. -318с.

138. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М., Искусство, 1953. -214с.

139. Шишонко В. Описание начальных народнык училиш; в уездах: Екатеринбзфгском, Ирбитском, Шадринском и Камышловском Екатеринбургского района Пермской губернии. Пермь, 1878. - 212с.

140. Школа рисования и черчения. М., 1880. - 96с.

141. Школа рисования, живописи и прикладного искусства для всех. Спб., 1914. - в 9т.

142. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М,, Просвещ;ение, 1979. -4бс.

143. Шредер И.Н. Мастера рисования на память. СПб., 1878. -32с.

144. Штинова Г.Н. Структура и функции понятийно- терминологической системы педагогики и образования //Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Екатеринбург: Уральский гос. проф. - пед. ун-т, 1997 - с.21.

145. Шубинский B.C. Философское образование в средней школе. М., Просвеш;ение, 1991. - с.168.

146. Эстетическое воспитание в школе (вопросы системного подхода). М., Просвещение, 1980. - 186с.

147. Юхг А,И. Государственная деятельность В.Н.Татиптева в 20-х - начале 30-х годов XVIII века. М., Просвещение, 1985. - 124с.

148. Яворская Н. Академия художеств и художественное образование в России в XX веке. М., Искусство, 1959. - 24бс.

149. Ягужинский Сборник примеров для начинаюш;их рисовать с натуры. Спб., 1903. -42с.

150. Яковлев Б. Рисование как общеобразовательный предмет. Спб., 1896.-66с.

151. Янышев Н.М. Методическое руководство для обучения рисованию. Мелитополь, 1896. - 38с.

152. Ярков СП. Екатеринбургская художественно-промышленная школа (1902-1917).// Из истории художественной культ}фы Екатеринбурга-Свердловска. Свердловск, Йзд-во Урал.гос,ун-та, 1974. - с.4-23.

153. Ярков СП. Певец Урала. //Художник, 1987, №7. - с.31-32.

154. Ярков СП. Роль педагогов в системе об5Д1ения Екатеринбургской художественно-промышленной школы. //Из истории художественной культуры Урала. Свердловск. Изд-во Урал.гос.ун-та, 1988. - с.84-90.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.