Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, доктор педагогических наук Ломов, Станислав Петрович

  • Ломов, Станислав Петрович
  • доктор педагогических наукдоктор педагогических наук
  • 2000, МоскваМосква
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 383
Ломов, Станислав Петрович. Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов: дис. доктор педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2000. 383 с.

Оглавление диссертации доктор педагогических наук Ломов, Станислав Петрович

Введение.

Глава 1. Вопросы цветоведения в истории развития живописи.

1.1. История концептуального развития теория цвета и света.

1.2. Психофизиологические функции восприятия цвета.

1.3. Физико-математическое моделирование цветового пространства в живописи.

Глава П. Педагогические задачи по гармонизации цвета на занятиях по живописи.

2.1. Индивидуальные особенности личности по восприятию цвета. Взаимодействие цвета и материи.

2.2. Закономерности цветообразования и условия измерения цвета.

2.3.Гармония цветового множества в станковой и декоративной живописи

Глава Ш. Системный подход научно-практического усвоения живописных знаний . Проблемный, поисковый и констатирующий этапы эксперимента.

3.1. Содержание пластической и цветовой подготовки будущих художников-педагогов на занятиях по орнаментальной композиции. щ 3.2. Конструирование учебных занятий по цветоведению.

3.3. Формирование художественно-творческой активности студентов на факультете изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Глава 1У. Учитель изобразительного и декоративно-прикладного искусства как носитель художественной культуры . Формирующий этап эксперимента.

4. 1. Академическая живопись в системе художественного образования

4. 2. Общее и специфическое в программном планировании учебных заданий по живописи на факультете изобразительного и декоративного искусства.

4.3. Живопись в системе новых информационных технологий.

Глава У. Научно-методические аспекты живописной подготовки художников-педагогов. Итоговый эксперимент.

5. 1. Педагогическое значение цветовой подготовки студентов факультетов изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Цели и задачи экспериментальной работы

5.2. Формирование живописных умений и навыков в период учебной и

Ш педагогической практики.

5.3. Эффективность системы оптимальных методов живописной подготовки . Итоги педагогических экспериментов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов»

г

Научно-методические аспекты подготовки учителей изобразительного искусства в целом рассмотрена достаточно широко и фундаментально. Частная же сторона живописной подготовки одного из главных видов Изобразительного искусства - декоративно-прикладного, народного творчества во взаимосвязи с педагогикой, в исследованиях специалистов встречается достаточно редко. Подготовка специалистов с квалификацией "Учитель декоративного искусства и народных промыслов" стала осуществляться совсем недавно, а именно с 1991 года на базе Московского педагогического университета был создан факультет ориентированный на народные художественные ремесла. ф Декоративно-прикладное искусство утилитарно по назначению и нравственно, эстетично по восприятию. А живопись, как эстетическая категория духовных ценностей, является "терапевтическим" инструментарием человеческих взаимоотношений с природой. И, как правило, она вводит в , глубину психофизиологического развития личности, решает задачи I внутреннего свойства индивида.

Вот, пожалуй, та разница, которая стоит между народным и светским искусством. Сбалансированность, взаимопроникновение этих форм нам представляется надо рассматривать в комплексе, системно.

Отсутствие целостного подхода к проблеме живописной подготовки учителей декоративного искусства и народных ремесел вызывает необходимость ее решения путем создания научно-обоснованной системы. В <С этой связи возникает потребность анализа имеющихся тенденций этого направления, деятельности мастеров народного творчества, художников-прикладников и педагогических работников.

Путь к общечеловеческой культуре лежит через национальные особенности в использовании прогрессивных народных традиций в художественном образовании, эстетическом и нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения.

В народном декоративно-прикладном искусстве с особой силой и наглядностью проявляется и материализуется сущность национальной народной художественной культуры.

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы Московской области представляют собой мощный золотоносный родник художественной жизни России. Гжель, Абрамцево, Мытищи, Жостово, Федоскино, Богородское, Сергиев Посад - это районы, где издревле сложились своеобразные и самобытные традиции живописного языка народного искусства. Художественное творчество этого региона формировалось веками и дошло до наших дней не только в произведениях народного искусства, но и в живой памяти сегодня живущих мастеров и умельцев. Не смотря на своеобразие и технологические особенности промыслов, в основе их развития лежит прочная живописная подготовка. Известно сколь серьезно было поставлено обучение живописи в училище братьев Строгановых, где осуществлялась адресная подготовка специалистов в области декоративного искусства и народных промыслов.

Особую значимость для нашего исследования в аспекте академической живописной подготовки специалистов декоративно-прикладного профиля и народных ремесел представляют исследования Н.Н.Ростовцева, В.С.Кузина,

A.С.Хворостова, В.В.Корешкова, Е.А.Ащепкова, В.А.Барадулина, Т.С.Шпикаловой, Ю.В.Максимова, Е.В.Шорохова, А.Д.Алехина и других.

В ходе исследования было проанализировано более двух тысяч трудов ученых в области дидактики, этнографии, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов: Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, О.А.Абдулина, С.И.Архангельского, Н.В.Кузьмина,

B.А.Сластенина, А.И.Щербакова, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, Е.И.Игнатьева, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, В.А.Александрова, Е.Э.Блюмквиста, С.В.Иванова, А.А.Люцидарской, С.Б.Рождественской,

Б.А.Рыбакова, Л.Н.Гумилева, И.Я.Богуславской, К.Г.Вагнера, В.М.Василенко, В.С.Вороновой, М.А.Некрасовой, А.Б.Салтыковой и других.

Анализ научно-методических работ и системно-практические исследования в местах народных промыслов показали, что специальных исследований, посвященных изучению методов академической подготовки в области декоративного искусства и народных художественных ремесел в их взаимосвязи с педагогическими принципами, практически нет. Такое положение дел долгое время объяснялось индивидуальным своеобразием народного мастера и основы изобразительной грамоты передавались "по живому" от мастера к ученику. Попытки некоторых специалистов систематизировать академическое образование мастеров народных промыслов встречали необоснованное сопротивление со стороны чиновников, радеющих за "секрет" промысла. Поэтому в силу ряда причин, несмотря на обширный круг специалистов, педагогов-художников декоративно-прикладного искусства и народных мастеров, занимающихся данной проблемой, не имеется теоретического обоснования и методического обеспечения. Редко встречаются и практические разработки, содействующие эффективной живописной подготовке, профилированные на декоративно-прикладную деятельность и народные художественные ремесла.

Известно, что фундаментальная живописная подготовка в целом художника-педагога положительно сказывается на его профессиональной педагогической и творческой деятельности. Специфика декоративного искусства и народного ремесла предъявляет к живописной грамоте свои требования, включающие в себя порой отличные от академической живописи задачи.

Таким образом, рассматриваемая нами проблема системы оптимальных методов живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных художественных ремесел в современных условиях приобретает особую актуальность. Она является значимой научной проблемой, имеющей педагогическое, народно-культурологическое и национально-эстетическое значение

Цель исследования состоит в научном обосновании системы оптимальных методов живописной подготовки учителя декоративно-прикладного искусства и народных ремесел.

Объект исследования - живописно-изобразительная и декоративная деятельность дошкольников, школьников, учащихся педучилищ, лицеев, колледжей, профессионально-технических училищ, студий, авторских мастерских в местах народных промыслов и студентов педвузов; овладение будущими художниками-педагогами основами живописно-изобразительного и декоративного искусства, профессиональными знаниями и умениями в области конкретного народного художественного ремесла; работа руководителей народных художественных коллективов, мастеров народных промыслов и учителей изобразительного и декоративного искусства.

Предмет исследования - система оптимальных методов живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов, т.е. цели, задачи, содержание, формы и методы обучения в системе художественно-графических факультетов; профессиональное мастерство и народная педагогика.

Гипотезой исследования являются предположения по обоснованию системы оптимальных методов живописной подготовки учителя декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов, а также в целом художника-педагога, с учетом следующих условий:

- определить место и значение знаний о цвете живописных умений в системе профессионально-педагогической подготовки студентов художественно-графических факультетов и факультетов декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

- разработать содержание, формы и методы преподавания комплекса живописных дисциплин (цветоведения, живописи, орнаментальной композиции) в системе интегрированных занятий по живописи, декоративному искусству и народным художественным промыслам;

- обосновать теоретические и методические подходы в изучении произведении традиционных художественных промыслов центральной части России для включения их в художественный процесс;

- включить в декоративно-прикладную и промысловую деятельность основы живописных умений и навыков;

- организовать систему учебно-творческих работ прикладного свойства с учетом системы живописных знаний, развивающих индивидуальные способности, и базирующихся на крепких традициях народного искусства.

Задачи исследования:

- определить основные разделы (части), составляющие систему оптимальных методов живописной подготовки учителя декоративного

Ф искусства, стимулирующие его активную творческую деятельность;

- разработать методические рекомендации по совершенствованию системы живописной подготовки учителя декоративного искусства и народных художественных ремесел;

I - разработать эффективные методы преподавания академической живописи и орнаментальной композиции в школе и вузе применительно к I поставленному предмету исследования;

- разработать методические рекомендации по вопросам изучения живописи и декоративного искусства в условиях межпредметных связей в школе и вузе;

- разработать требования (стандарты) к подготовке специалистов в 1 области живописи и декоративного искусства и народных промыслов;

1- систематизировать учебно-методическую документацию по живописи для школьников, студентов педучилищ и педвузов, учителей декоративно-прикладного искусства;

- теоретически обосновать и практически разработать систему учебных заданий по живописи и орнаментальной композиции с целью включения их в декоративно-прикладную деятельность;

- экспериментально апробировать разработанную систему учебных

4 J задании по живописи в условиях школы, студии, вуза и на этой основе предложить методические рекомендации по совершенствованию подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных ремесел.

Методологической и теоретической основой исследования явились: ведущие положения философии, психологии, педагогики, цветоведения, искусствоведения, этнографии; исследования социально-методологических проблем; современные учения о всестороннем развитии личности, о взаимосвязи народной педагогики и народного искусства, обучения и воспитания, формирования личности и ее развития; работы по живописи и

0 искусствознанию в области академического, классического, народного и

1 декоративно-прикладного искусства; документы, постановления и указы о народном образовании и культуре.

На разных этапах опытно-экспериментальной работы использовались следующие методы исследования:

- системный анализ научных основ цветоведения в живописных произведениях; анализ живописно-изобразительной и декоративно-прикладной деятельности школьников и студентов и ее влияние на формирование личности;

- изучение процесса создания произведений декоративно-прикладного свойства и роль живописной подготовки в их творческой оригинальности;

- знакомство с местами народных промыслов и обобщение методических д положений, сформированных в условиях народной педагогики; изучение, анализ и обобщение научных, методических и монографических работ по рассматриваемой проблеме, исторических и архивных документов, диссертационных исследований, периодических изданий и иностранной литературы;

- педагогические наблюдения, беседы с учителями, народными мастерами и умельцами, студентами и школьниками, анкетирование и интервьюирование

I учителей, руководителей и организаторов внеурочной деятельности учащихся;

- изучение и анализ учебных планов и программ для школ, кружков, студий, мастерских, профессионально-художественных училищ, вузов и педагогических учебных заведений;

- собственно-авторская живописно-творческая и экспериментальная работа;

- экспериментальная художественно-педагогическая деятельность по апробации системы методов живописной подготовки студентов декоративно-прикладного профиля и народных художественных ремесел.

Основной базой экспериментального исследования служили школы г.Москвы, Московской области и центральных регионов России (гг.Владимира, ф Новгорода, Тулы, Калуги, Рязани, Орла, Воронежа, Ростова-на-Дону, Курска и других).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены системообразующие принципы базовых законов цветоведения;

- дано определение цветовому множеству как развивающейся физической категории цвета, в основе которой лежит его волновая природа;

- определены возможности психологии восприятия цвета и света в их системной взаимосвязи и зависимости при формировании творческой личности; вскрыто индивидуальное своеобразие живописного видения окружающей действительности и установлены тенденции развития личности и ф ее роли в авторском отображении художественной картины мира;

- разработана система оптимальных методов живописной подготовки студентов прикладного профиля в условиях специальных мастерских с учетом индивидуальных качеств личности, ее творческих интересов и художественных потребностей.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- разработана система содержания, форм и методов живописной подготовки студентов прикладного профиля в условиях специальных мастерских (по орнаментальной композиции, цветоведению и академической живописи) с учетом индивидуальных качеств личности, ее творческих интересов и художественных потребностей;

- выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены системообразующие принципы базовых законов и закономерностей по орнаментальной композиции, цветоведению и академической живописи;

- дано определение цветовому множеству как развивающейся физической категории цвета, в основе которой лежит не только его волновая природа, а также квантовые и цифровые понятия;

- подтверждены возможности психологии восприятия цвета и света в их системной взаимосвязи и зависимости при формировании творческой личности; вскрыто индивидуальное своеобразие живописного видения окружающей действительности и установлены тенденции развития личности и ее роли в авторском отображении художественной картины мира.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем созданы, систематизированы и поэтапно разработаны содержание, формы и методы живописной подготовки специалистов в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Предложена система теоретических заданий, упражнений и рекомендаций по цветоведению и орнаментальной композиции в блоке академических занятий по живописи; выделены индивидуально-мотивационные компоненты живописной подготовки специалистов в условиях специализации; определены группы критериев при селективной организации живописных заданий.

В исследовании выделены типы художественно-живописных притязаний личности. Они показывают, что оптимальным условием освоения живописной грамоты является приоритетный вид художественно-творческой деятельности.

Практическую ценность имеют: разработанный, научно-обоснованный и внедренный в учебно-воспитательный процесс учебно-методический комплект заданий по орнаментальной композиции, цветоведению, живописи и специализированным живописным мастерским; рекомендации преподавателям и учителям изобразительного, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов по освоению цветоведения, развитию живописных качеств и художественно-творческой активности личности на занятиях академической живописи и уроках изобразительного искусства.

Созданный учебно-методический комплект включает: программы для общеобразовательных школ "Изобразительное искусство". 1-9 класс (в соавторстве);

- программы для школ с углубленным изучением изобразительного искусства "Живопись". 1-11 класс (в соавторстве);

ДШЕЦВ.!5°«11?СИ и изобразительному искусству для школ и вузов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе экспериментальной работы, которая была проведена на базе факультета Изобразительного искусства и народных ремесел Московского педагогического университета. Основное содержание и материалы исследования опубликованы в монографии, учебниках, учебных пособиях, книгах, статьях и других публикациях общим объемом 72 п.л. Основные положения проведенного исследования обсуждались на заседаниях кафедры живописи Московского педагогического университета, на научно-практических конференциях и заседаниях Научно-методического совета по художественно-графическим дисциплинам. Автор регулярно выступал с докладами и научными сообщениями на международных симпозиумах (Ольденбург 1996 г., Мюнхен

1998 г., Вельцхейм 2000 г.), семинарах, экспозиционно-выставочных мероприятиях в Орле, Липецке, Туле, Воронеже, Москве, Владимире, Ижевске и других городах.

Разработанные нами научно-методические рекомендации, учебные пособия и учебники по обучению основам живописи и цветоведения широко используются в практике работы на факультете изобразительного искусства и народных ремесел Московского педагогического университета, а также получили авторитетную апробацию в общеобразовательных школах и на многих художественно-графических факультетах педагогических учебных заведений Российской Федерации.

Структура диссертации: поставленные цели и задачи исследования, выдвинутая гипотеза и проведенный эксперимент на основе системного подхода в теории и практике обучения цветоведению и академической живописи обусловили структуру диссертации. Она состоит из введения, пяти глав, заключения и приложения. Объем основного текста составляет 345 страниц. В приложении три раздела - практические задания и упражнения по орнаментальной композиции и цветоведению; экспериментальные учебно-творческие работы студентов по живописи; анкеты к педагогическому эксперименту. Список литературы насчитывает 353 публикации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Ломов, Станислав Петрович

Результаты исследования свидетельствуют об эффективности предлагаемой методической системы.

Кроме проведенных контрольных работ было оформлено еще одно анкетирование студентов, при помощи которого мы выявили отношения студентов к дальнейшему использованию приобретенных навыков в будущей педагогической деятельности (таб.№8).

В анкетировании приняло участие более 213 студентов.

На основании анализа полученных данных можно судить о положительной роли применения живописной наглядности в процессе обучения. 88% студентов ответили, что они владеют необходимыми навыками для преподавания в школе.

86% студентов отмечают также, что занятия в мастерских помогают лучше усвоить материал. Однако студенты испытывают и ряд трудностей, особенно при самостоятельном выполнении наглядных пособий к урокам, что свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования практических умений и навыков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существенная особенность современной методики обучения живописи заключается в вариативности подходов к решению вопроса о конкретных методах обучения живописи. Обучение основам живописи должно осуществляться во взаимодействии с обучением изобразительной грамоте как средства выражения проектной идеи и создания художественного образа. Особое внимание при этом обращается на цветоведение, главная задача которого состоит в изучении свойств цвета и осознании его прикладных * возможностей в формировании предметной и художественно-образной среды. I

Как уже отмечалось, сегодня, когда мы все живем в условиях развития новых информационных технологий, практически каждый специалист по роду своей профессии связанный с цветом, должен овладеть запасом знаний по гармонизации цвета. Художник-педагог тем более не может отказаться от солидной теории, хотя в творческой деятельности, работая чисто интуитивно и преследуя собственно эстетические цели, он может "нарушать" школу о цвете, дополняя ее новыми (субъективными) открытиями.

Таким образом, смысл живописной подготовки художника-педагога заключается в том, чтобы научить студента воссоздать цвета по возможности точно в системе учебных заданий и упражнений по живописи. В нашем исследовании мы расширили и значительно продвинули "теорию цветовых отношений" Г.В.Беды, введя новые принципы и условия в формирование знаний о цветовой гармонии, необходимые не только живописцам, но и специалистам в области телевидения, цветного кино и фотопечати, цифровых компьютерных информаторах и других жизненно важных областях.

На подтверждение гипотезы исследования и вытекающих из нее рекомендаций по организации системы оптимальных методов живописной подготовки учителя декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов, а также в целом художника-педагога, владеющего традиционными знаниями и новыми информационными технологиями по гармонизации цвета, была направлена специальная опытно-экспериментальная работа, которая позволила уточнить, конкретизировать и обогатить общую гипотезу исследования. В ходе нее было проверено предположение о том, какие средства и в каком сочетании являются оптимальными в системе подготовки художника-педагога для современной школы:

- определено место и значение преподавания живописных дисциплин в системе профессионально-педагогической подготовки студентов художественно-графических факультетов и факультетов декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

- разработаны содержание, формы и методы преподавания живописных дисциплин (цветоведения, живописи, орнаментальной композиции) в системе интегрированных занятий по живописи, декоративному искусству и народным художественным промыслам;

- обоснованы теоретические и методические подходы в изучении произведений традиционных художественных промыслов центральной части России для включения их в художественный процесс;

- включены в декоративно-прикладную и промысловую деятельность основы живописных умений и навыков;

- система учебно-творческих работ прикладного свойства организована с учетом системы живописных знаний, развивающих индивидуальные способности, и базирующихся на крепких традициях народного искусства.

Нами были решены следующие задачи исследования:

- определены основные разделы (части), составляющие систему оптимальных методов живописной подготовки учителя декоративного искусства, стимулирующие его активную творческую деятельность;

- разработаны методические рекомендации по совершенствованию системы живописной подготовки учителя декоративного искусства и народных художественных ремесел;

- разработаны эффективные методы преподавания академической живописи и орнаментальной композиции в школе и вузе применительно к поставленному предмету исследования;

- разработаны методические рекомендации по вопросам изучения живописи и декоративного искусства в условиях межпредметных связей в школе и вузе;

- разработаны требования (стандарты) к подготовке специалистов в области живописи и декоративного искусства и народных промыслов;

- систематизирована учебно-методическая документация по живописи для школьников, студентов педучилищ и педвузов, учителей декоративно-прикладного искусства;

- теоретически обоснована и практически разработана система учебных заданий по живописи и орнаментальной композиции с целью включения их в декоративно-прикладную деятельность;

- экспериментально апробирована разработанная система учебных заданий по живописи в условиях школы, студии, вуза и на этой основе предложены методические рекомендации по совершенствованию подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных ремесел.

Данная диссертационная работа адресована преподавателям вузов, студентам факультетов декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, художественно-графических и других педагогических факультетов, учителям общеобразовательных и средних художественных учебных заведений, научным работникам в области образования. Исследование не претендует на исчерпывающее решение такой многоаспектной проблемы, какой является цветовая и живописная готовность учителя изобразительного искусства, а представляет собой один из подходов к ее разработке. В ходе исследования определились другие вопросы, требующие своего рассмотрения. культурологический подход к разработке предметов изобразительного цикла, в которых основной акцент сделан на ведущий для данного учебного предмета компонент цветовой гармонии; влияние индивидуальной культуры цвета на становление творческой личности; информационно-технологические возможности цветовой гармонии.

Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук Ломов, Станислав Петрович, 2000 год

1. АБДУЛЛАЕВ С. Ф. Восточная миниатюра в системе высшего художественно-педагогического образования (история, теория и методика): Автореф. дис. . доктора пед. наук. М., 1996. - 34 с.

2. АБРАМОВА В. В. Формирование педагогической направленности студентов младших курсов художественно-графических факультетов в процессе преподавания спецдисциплин: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М.,1989.- 16 с.

3. АВЕРЬЯНОВ А.Н. Системное познание мира. М.: Изд-во Политич.лит-ры, 1985,- 123 с.

4. АВЕРЬЯНОВ В. В. Шелкография. Практическое пособие. М.: Гамма, 1998.- 110 с.

5. АГОСТОН Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. М.: Мир, 1982.- 181 с.

6. АЖГИХИН С.Г. Формирование живописных умений и навыков у студентов ХГФ в процессе теоретического и практического изучения технологии и техники многослойной масляной живописи: Автореф. дис. . канд. пед. наук.-М., 1996.-14 с.

7. АЗАРОВ Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. 448 с.

8. Активизация познавательно-творческой деятельности школьников на уроках изобразительного искусства: Сб. науч.тр. М.: НИИ школ МП РСФСР, 1975. - 164 с.

9. АЛЕКСЕЕВ С.С. О колорите. М.: Изобр. иск-во, 1974. - 158 с.

10. Ю.АЛЕХИН А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа :

11. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 160 с.11 .АЛЕХИН А. Д. Живопись раннего периода творчества Н.К.Рериха (до 1916 года): Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1970. - 27 с.

12. АЛЕХИН А. Д. Система подготовки учителя изобразительного искусства: Диссертация в виде научного доклада на соискание уч. степени доктора пед. наук: М., 1993. 32 с.

13. З.АЛИЕВ Ю. М. Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1992. - 16 с.

14. АЛ ПАТОВ М.В. Немеркнущее наследие. М.: Просвещение, 1991. - 302 с.

15. АНАНЬЕВ Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 1970. -486 с.

16. АНАНЬЕВ Б.Г. Человек как предмет познания.//Избр.психол.труды. М.: Наука, 1980. -т. 1.- 169 с.

17. АНТОНОВА Е.В. Орнаменты на сосудах и знаки на статуэтках Анаутской культуры./ Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье. М.: Науки, 1981,- 135 с.

18. АРНОЛЬДОВ А.И. Настоящее и будущее культуры: утраты, поиски, обретения. М.: Изд-во МГИК, 1992. - 45 с.

19. АРНХЕЙМ Р. Искусство и визуальное восприятие./ Пер.В.Н.Самохина. -М.: Наука, 1974.-68 с.

20. АРТЮШИН Л.Ф. Цветоведение. М.: Книга, 1982. - 200 с.21 .АРХАНГЕЛЬСКИЙ С.И. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований. М.: Наука, 1975. - 92 с.

21. Атлас цветов. Каталог /Вишняк Г.П и др.- М.: Мин-во легк.про-сти, Гос.комитет по делам изд-в, полиграфии и книж.торговли, 1986. 46 с.

22. Атлас цветов. М.: НИИ МВД СССР, 1981. 120 с.

23. АШКЕНАЗИ Г.И. Цвет в природе и технике 4-е изд, перераб. и доп. М.: Энергоатомиздат, 1985. - 96 с.

24. БАБАНСКИИ Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

25. БАБАНСКИИ Ю.К Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

26. БАИМЕТОВ Б. Б. Основы изучения национального орнамента и методика его обучения на художественно-графических факультетах педагогических институтов (на материале Республики Узбекистан): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1992. - 16 с.

27. БАКУШИНСКИЙ А.В. Исследования и статьи: Изб.искусствовед.тр. М.: Сов.художник, 1981.-351 е.: ил.

28. БАТЧАЕВ О. М. Использование национальных традиций в подготовке учителя изобразительного искусства: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Ярославль, 1996. 16 с.

29. БАРБАРА А. Полный курс акварели для начинающих студентов художественных вузов. М.: Изобразительное искусство, 1999. - 210 с.

30. БАРДИН К.В. Исследование цветоразличительной способности в период школьного детства:Автореф. дис. . канд. психологич. Наук,- М., 1963.- 20 с.

31. БАРСКАЯ Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.: Просвещение, 1993. - 223 с.

32. БАРТРАМ Н.Д. Избранные статьи. Воспоминание о художнике. М.: Сов.художник, 1979. - 173 е.: ил.

33. БАСМАНОВ В.А. Тоновой и цветовой контрасты и методика их использования в обучении живописи: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1980. - 16 с.

34. БАУТРУК Т.Ю. Научно-методические основы обучения курсу художественных ремесел в системе профориентации учащихся 7-11 классов. (На примере Нижегородских промыслов): Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М„ 1997.-23 с.

35. БЕГАК Б.А. Воспитание искусством. М.: Просвещение, 1981. - 94 с.

36. БЕДА Г. В. Живопись как учебный предмет (проблемы теории и методики преподавания): Автореф. дис. .доктора пед. наук. М., 1972. - 30 с.

37. БЕ ДА Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. 2- изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - 239 с.

38. БЕДА Г.В. Цветовые отношения и колорит: Введение в теорию живописи. -Краснодар: Кн. изд-во, 1967. 184 с.

39. БЕДА Г.В. Живописный метод работы отношениями. Методические рекомендации. -Краснодар: Кн. изд-во, 1982. 30 с.41 .БЕДА Г.В. Живопись. Учебник для студентов ХГФ пединститутов. 2- изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 190 с.

40. БЕДА Э. Н. Обучение живописи на первоначальной стадии в системе художественно-графических факультетов педагогических вузов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1977. 16 с.

41. БЕЭГОДОВА Т. Г. Формирование основ художественного мастерства в процессе обучения живописи- на художественно-графических факультетах институтов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М. , 1974. - 25 с.

42. БЕЛЯВСКИЙ И.Г. Эстетическое восприятие живописи старшими школьникам: Автореф. дис. . канд. пед. наук (по психологии). М., 1965. -19 с.

43. БЕРНШТЕЙН М.С. К методике составления и проверки тестов. // Вопросы психологии. 1968. № 4, с.51-66.

44. БЕСПАЛЬКО В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977. - 120 с.

45. БЕСПАЛБКО В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. 190 с.

46. БОРОДУЛИНА Н.Ф. Роль генотипа и среды в психологических механизмах зрительной перцепции у младших школьников: Автореф. дис. . канд. психологич. наук. М., 1987. - с.

47. БОТОВА С. И. Искусство орнамента в процессе подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности (на факультете педагогики и методики начального обучения в педагогическом вузе): Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1995. 18 с.

48. БРИЛЛ Т. Световое воздействие на произведения искусств. М.: Мир, 1983.- 307 с.

49. Я.БУРОВ А.И. Эстетика: проблемы и споры. М.: 1974. - 326 с.

50. БУРЛИЛА Е.Я. Путь длиною в века. Беседы о преподавании художественной культуры. М.: Просвещение, 1994. - 246 с.

51. ВАВИЛОВ С.И. Глаз и солнце. М.: Наука, 1982. - 128 с.

52. ВАСИЛЬЕВ А. А, Теоретические и методические обоснования начальной стадии обучения пленэрной живописи при подготовке художника-педагога : Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1983. -17 с.

53. ВЕНЕВ И. Экспериментальные исследования развития восприятия цвета в дошкольном возрасте: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1965. - с.

54. ВЕРГИЛЕС Н.Ю. Исследование деятельности и функциональное моделирование сенсорного звена зрительной системы: Автореф. дис. . канд. пед. наук (по психологии). М., 1967. - 27 с.

55. ВИППЕР Б.Р. Статьи об искусстве. — М.: Изобразительное искусство, 1970. -120 с.

56. ВОЛКОВ Ю.А. Работа над живописными этюдами. Методическое пособие. М.: Просвещение, 1984. -25 с.

57. ВОЛКОВ П.П. Восприятие картины. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1976. -32 с.

58. ВОЛКОВ Н. II. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. - 263 с.61 .ВОЛКОВ П. П. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984. - 319 с.

59. ВОЛКОВ И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1982. 144 с.

60. Вопросы воспитания: Системный подход/ Под.ред. Л .И.Новиковой. М.: Прогресс, 1981,- 136 с.

61. ВОРОБЕЙ Ю.Л. Диалектика художественного творчества. М.: Изд-во МГУ, 1983.- 197 с.

62. ВОРОЖЕИКИНА О. И. Синтез искусств в формировании эстетического вкуса у младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1996. - 21 с.4i

63. ВЫГОТСКИИ Л.С. Воображение и творчество в школьном возрасте. М.; Л; Госиздат, 1930. - 79 с.

64. ВЫГОТСКИЙ Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 344 с.

65. ВЫГОТСКИЙ Л.С. Педагогическая психология / Под.ред.В.В.Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 480 с.

66. ГАЛЬПЕРИН П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы к курсу лекций. М.: Изд-во МГУ, 1978. - 118 с.

67. ГЕРЧУК Ю.Я. Основы художественной грамоты. М.: Учебная литература, 1998.-203 с.

68. ГЕТЕ И.В. Избранные сочинения по естествознанию. /Перевод И.И.Канаева. -М., 1957,- 250 с.

69. ГОРЯЕВА Н. А. Нравственно-эстетические основы приобщения школьников к народному искусству: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1991. - 18 с.

70. ГОРЕЛОВ Р. Г. Особенности обучения изображению пространства в рисунке и живописи на заочных отделениях художественно-графических факультетов педагогических институтов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., \91Ъ. - 23 с.

71. ГРАБАРЬ М.И., КРАСНЯНСКАЯ К,А. Применение -математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977. - 136 с.

72. ГРЕГОРИ Р.Л. Разумный глаз/ Пер.А.И.Когана. М. Наука, 1972. - 92 с.

73. ГРОМОВ Е.С. Художественное творчество. М.: Политиздат, 1970.-25-3 с.

74. ДАВЫДОВ В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1989.-96 с.

75. ДАВЫДОВ Ю.Н. Искусство как социологический феномен. М.: Искусство, 1968. - 124 с.

76. ДАВЫДОВ Ю.Н., РОДНЯНСКАЯ И.Б. Социология контркультуры. Критический анализ. М.: Наука, 1980. - 78 с.

77. ДАГИ И. А. Содержание и методы обучения основам декоративной композиции учащихся детских художественных школ: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1989. - 16 с.

78. ДАНИЛОВ А. В. Проблема взаимосвязи обучения и развития творческих способностей студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по живописи: Автореф. Дис. .канд. пед. наук. М., 1977, - 16 с.

79. ДАНИЭЛЬ С.М. -Картина классической эпохи. Проблемы композиции в западноевропейской живописи ХУП в. Л.: Искусство, 1986. - 199 с.

80. ДЕМИДОВ В.И. Как мы видим то, что видим. М.: Наука, 1979. - 136 с.

81. ДЕНИСЕНКО В. И. Научно-методические основы обучения рисунку и живописи на подготовительных отделениях художественно-графических факультетов педвузов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1985. - 16 с.

82. ДЖАДД Д., ВЫШЕЦКИ Г. ЦВЕТ В НАУКЕ И ТЕХНИКЕ. М.: Изд-во Мир, 1978. - 592 с.

83. ДЖУСУПОВ Ж. Н. Художественно-творческое развитие студента в процессе индивидуальных занятий живописью на художественно-графическом факультете педвузов: Автореф. дис. . канд. пед. Наук. М., 1991. - 16 с.

84. ДРАГУНСКИЙ В.В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. Минск: Харвест, 1999. - 448 с.

85. ДЬЮИ ДЖОН. Психология и педагогика мышления. Берлин, 1922. - 84 с.

86. ДЪЯЧЕНКО В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. - 160 с.

87. ЖЕГАЛОВА С.К. Русская народная живопись: Кн.для учащихся ст.классов. -М.: Просвещение, 1984. 153 с.

88. ЖивописьУСост. А.А.1ТТитов, В.Н.Ларионов.- М.: Просвещение, 1993.-172 с.

89. ЖУРАВЛЕВ В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. - 164 с.

90. ЗАЙЦЕВ А. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 19S6. - 15S с..ЗВЕРЕВ И.Д., МАКСИМОВА В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981. - 160 с.

91. ЭИСЬ А.Я. Эстетика: идеология и методология. М.: Наука, 1984. - 236 с.

92. ЭОРИЛОВА Л.С. Духовные идеалы личности: теория, история и современные проблемы формирования. Автореф. дис. . докт.культурологии М., 1999. - 50 с.

93. ЗОРИЛОВА Л.С. Исторические особенности становления духовных идеалов личности в России: Монография. Мл МГУК, 1997. - 240 с.

94. ИВАНОВА Н.С., МИГАЛИНА И.С. Основы архитектурного цветоведения: Учебное пособие. М.: МАРХИ, 1981. - 102 с.

95. Изобразительное искусство в учебно-воспитательном процессе: Методреком:.для деггских и юношеских коллективов изобразительного el декоративно-прикладного искусства. ~ М.: Просвещение, 1986. 112 с.

96. ИЛЬИНА Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М.: Высш.шк., 1993. - 336 с.

97. ИОФФЕ И.И. Синтетическая история искусств: Введение в историю художественного мышления. Л.: Искусство, 1933. - 156 с.

98. Искусство в системе культуры. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. - 256 с.

99. Искусство как фактор комплексного подхода к воспитанию. -Свердловск, 1978. 94 с.

100. Искусство и дета: Эстетическое воспитание за рубежом / Под ред.В.111естакова. М.: Искусство, 1969. - 272 с.

101. Исследование художественных интересов школьников/ Под общ.ред. Е-В.Квятковского, Ю.У.Фохта-Бабушюша. М.: Педагогика, 1974. - 160 с.

102. Искусство и эстетическое воспитание молодежи М.:Наука, 1981 - 335 с.

103. Искусство фактор эмоционально-нравственного развития школьников. - М.: Изд-во АПН СССР, 1986. - 120 с.

104. ПО. Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика. Кн.для учителя. В 3-х ч./ Сост. М.В.Алпатов и др. 4-е изд. - М.: Просвещение, 1987. - 230 с.

105. КИПЛИНГ Д.И. Техника живописи. М.: Искусство, 1950. - 310 с.

106. КИРЦЕР Ю.М. Рисунок и живопись. М.: Высшая школа, 1997. - 270 с.

107. КЛАБАРАРЭД Э. Чувство и эмоции. М.: МГХ, 1984. - 185 с.

108. КЛИМОВА Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделии. Цветное коклюшечное кружево. М.: Изобразительное искусство, 1991.- 224 с.

109. КОВАЛЕВ А.Г. Воспитание чувств. М.: Педагогика, 1971. - 94 с.

110. КОВАЛЬСКАЯ EX. Народное декоративное искусство как одна из основ художественно-педагогического образования: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1959. 19 с.

111. КОЗЛОВ Г. В. Освоение студентами художественно-графических факультетов традиций русской иконографии в процессе профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1998. - 20 с,

112. КОЗЛОВ В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: Легкая промышленность, 1987. - 246 с.

113. КОЛОКОЛЬНИКОВ В.В. Рисование в начальных классах восьмилетней школы. Л.: Учпедгиз, 1960. - 74 с.

114. КОМАРОВА Т.С. Обучение детей технике рисования. М.: Столетие, 1994,- 140 с.

115. КОМАРОВА Т.С. Дети в мире творчества М.: Мнемозина, 1995- 158 с.

116. КОН И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. М.; Просвещение, 1979.- 175 с.

117. КОНЫШЕВА Н. М. Формирование профессиональной готовности учителя к эстетическому воспитанию младших школьников в процессе его подготовки в педагогическом институте: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М„ 1979. 15 с.

118. КОРЕШКОВ В. В. Формирование личности учащихся в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды: Автореф. дис. канд. пед. наук:. М., 1994. - 37 с.

119. КОРЕШКОВ В.В. Эстетическая среда школы и личность учащегося. Учеб.пособие. М.: Изд-во Прометей; МПГУ им.В.ИЛенина, 1994. - 75 е.: ил.

120. КОРОБКА Ю. В. Теоретические к методическое обоснование живописного понимания и видения цвета: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1997. 16 с.

121. КОРОЛЕВ Ф.Ф. Системный подход к возможности его применения в педагогических исследованиях/УСоветская педагогика, 1970 №9 - С. 112124.

122. КОРОТЯЕВ Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. -М.: Просвещение, 1986. 207 с.

123. КОСТЕНЕВИЧ А. Рауль Дюфи. Л.: Искусство, 1977. - 191 с,

124. КРАВКОВ С.В. Глаз и его работа. М.:, 1950

125. КРЫЛОВ В. П. Методика обучения орнаментальной композиции на факультете изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1998. -25 с.

126. КРУПНОВ А.И. Психологические проблемы исследования активности человека//Вопросы психологии. 1984. - №3. - С.6-30.

127. КТУРЕЦКИИ В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. - 255 с.

128. КУБЫШКИНА Э. И. Проблема цвета в изобразительном творчестве школьников 1-У1 классов общеобразовательной школы (экспериментальное исследование) : Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1980. - 16 с.

129. КУДИН П.А., ЛОМОВ Б.Ф., МИТЬКИН А.А. Психология восприятия и искусство плаката. М. Плакат, 1987. - 208 е.: ил.

130. КУЗИН В. С. Психологический анализ "наброска" с натуры (экспериментальный анализ быстрых зарисовок и подвижных предметов) : Автореф. дис. . канд. пед. наук (по психологии). М., 1965. - 21 с.

131. КУЗИН В. С. Идейно-эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в советской школе: Автореф. дис. . доктора пед. наук. М., 1974. - 60 с.

132. КУЗИН B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -М.: Просвещение, 1977. 207 е.: ил.

133. КУЗИН B.C. Наброски и зарисовки. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1981. -160 с.:ил.

134. КУЗИН B.C. Психология. 4-е изд. - М.: Агар, 1998. - 256 е.: ил.

135. КУЗИН B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. -М.: Агар, 1999. 318 е.: ил.

136. КУЗИН B.C., КУБЫШКИНА Э.И. Изобразительное искусство. 1-2 кл.: Учебн. М.: Дрофа, 1995. - 240 е.: ил.

137. КУЛИКОВА И.С. Философия и искусство модернизма. М. Знание, 1974.- 124 с.

138. КУЗЬМИНА Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 114 с.

139. ЛАБУНСКАЯ Г. В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965. - 207 с.

140. ЛАПИНА Т.С. Этика социально активной личности. М.: Высшая школа,1974.-94 с.

141. ЛЕИТЕС Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-286 с.

142. ЛЕОНТЬЕВ А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971.-40 с.

143. ЛЕОНТЬЕВ А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат,1975.-30 с.

144. ЛЕОНТЬЕВ А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. -1983.-204 с.

145. ЛЕПИЛОВ К.М. Школьники-иллюстраторы. Петроград: Начатки знаний, 1924. - 48 с.

146. ЛЕРНЕР И.Я., СКАТКИН М.Н. Современный урок. М.: МИРОС, 1992. -38 с.

147. ЛИТЯЙКИНА О. Г. Проблемы эстетического воспитания в педагогических концепциях России конца XIX первой половины XX вв.: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 1997. - 26 с.

148. ЛИХАЧЕВ Б.Т. Законы воспитания и их обусловленность законами развития./УСоветская педагогика. 1981. - №3,- С.86-93.

149. ЛИХАЧЕВ В.Д., ЛИХАЧЕВ Д.С. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л.: Наука, 1971. - -186 с.

150. ЛОМАЕВА Н.Н. Формирование образного мышления студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях композицией: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1998. 16 с.

151. ЛОМОВ С.П. Русские живописцы ХУШ-Х1Х веков. Учеб.пособие для шк. 2-е изд. - М.: Агар, 1992. - 80 с.

152. ЛОМОВ С.П., ЯШУХИН А.П. Живопись. Учебник для студентов ХГФ. -М.: Агар, 1999.-210 с.

153. ЛОМОВ СЛ., КРЫЛОВ В.П. Орнаментальная композиция на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Учеб.пособие для шк,- М.: Молодая гвардия, 1997. 97 с.

154. ЛОСЕВ А.Ф. Динамика мифа. М.: Искусство, 1930. - 278 с.

155. ЛОТМАН Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс// Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. -М. 1973.

156. ЛОТМАН Ю.М. Феномен культуры/'/ Труды по знаковым системам . -Тарту, 1979.-Вып. 10.-С. 18-24.

157. ЛУНАЧАРСКИЙ А.В. Статьи об искусстве. М.-Л.: Искусство, 1941. -664 с.

158. ЛУКИН Н. Н. Обоснование системы методов формирования восприятия цвета в процессе преподавания живописи (при подготовке художника-педагога) : Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1983. - 16 с.

159. ЛУКИН Я.Н. Состояние и задачи высшей художественной школы в делеподготовки кадров декоративно-прикладного и промышленного искусства, — Всб.: Вопросы художественного образования. Вып. XX. Л., 1977. С. 7.

160. Массовые виды искусства. М. - Искусство. - 1986. - 154 с.

161. МАСЛОВА Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.: Наука, 1978. - 206 с.

162. МАТЮШКИН A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности//Вопросы психологии. 1982. - №4. - С.5-17.

163. МАТЮШКИН A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Наука, 1972.-196 с.

164. МЕЛИК-ПАШАЕВ А.А. Способность к применению цвета в качестве выразительного средства как компонент художественной одаренности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1976. - 18с.

165. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб.пособие/Под ред.Т.С.Кокаровой. 2-е изд.дораб. - М.: Просвещение, 1985.-271 е.: ил.

166. Методические проблемы развития педагогической науки / Под.ред.П.Р.Атутова и др. М.: Педагогика, 1985. - 236 с.

167. Методы педагогических исследований. /Под.ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 255 с.

168. Методы системного педагогического исследования. /Под.ред. Н.В.Кузьминов- Л. Изд-во ЛГУ, 1980. 172 с.

169. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М.: Искусство, 1980.-224 с.

170. МИРОНОВА Л.Н. Цветоведение. Учебное пособие. Минск: Высшая школа, 1984.-286 с.

171. МОЛЕВА Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. М.: Просвещение, 1991. - 187 с.

172. МОЛК А.С. Теория информации и эстетической восприятие. М.: Наука, 1966.-83 с.

173. МОСИНА В.Р. Эстетическое восприятие старшеклассников на факультативных занятиях по изобразительному искусству (на материале русской живописи начала XX века) Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1995.-22 с.

174. МОСИНА В.Р. Методика изучения древнерусской живописи на факультативных занятиях в 10 классе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1993. -17 с.

175. МУХИНА 3.3., ШИТОВА В.Н. Архитектура, скульптура, живопись. М.: Знание, 1994.-40 с.

176. НАКАМУРА ЮДЗИРО, ЯМАГУТИ MACAO. Ти-но таби-э но идзанаи (Приглашение к путешествию в мир интеллекта). Токоио, 1981. 97 с.

177. НАКОВ А.Б. Русский авангард. М.: Искусство, 1991. - 190 с.

178. НАЛИМОВ В.В. Спонтанность сознания. М.: Прометей, 1989. - 220 с.

179. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Свод этнографических понятий и терминов. Вып.4. М.: Наука, 1991. - 167 с.

180. НЕБЫЛИЦИН В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психо-физиологии//Вопросы психологии. 1971. - № 6. - С. 18-27.

181. НЕКЛЮДОВА М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве концы XIX- начала XX века. -М.: Искусство, 1991. 395 с. : ил.

182. НЕКРАСОВА М.А. Народное искусство как часть культуры. И.: Изобразительное искусство, 1983. - 343 с.

183. НЕМЕНСКИЙ Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. - 253 с.

184. НЕПОМНЯЩИЙ В. М. Проблемы изображения пространства в рисунке и живописи : Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1972. - 22 с.

185. НОВИКОВА Л.И., КУРАКИН А.Т. Путь к творчеству. -М.: Просвещение, 1966. 136 с.

186. Новое педагогическое мышление (Сб.ст). /Под ред. А.В.Петровского. -М.: Педагогика, 1989. 278 с.

187. ОДНОРАЛОВ Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. М.: Просвещение, 1989.

188. О живописи. Сборник статей. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1959.-165 с.

189. ОРЛОВСКИЙ Г.И. Учитель изобразительного искусства и его работы. -М.: Просвещение, 1972. 79 с.

190. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. - 111 с.

191. Основы декоративного искусства в школе / Под ред. Б.В.Нешумова. Е.Д.Щедрина. М.: Просвещение, 1981. - 175 с.

192. Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Художественная роспись тканей.: Практ.пособие для руководителей школьных кружков./Под ред. В.А.Барадулина и О.В.Танкус. М.: Просвещение, 1978. - 428 с.

193. Основы художественного ремесла. Русские худож.лаки. резьба по дереву и др. : Практ.пособие для руководителей школьных кружков. М.: Просвещение, 1979. - 436 с.

194. Основы эстетического воспитания. Пособие для учителя /Под.ред.Н.А.Кушаева. М.: Просвещение, 1986. - 238 с.

195. Очерки психологии детей / Под ред. А.Н.Леонтьева и Л.И.Божович. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 190 с.

196. Педагогический словарь. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - Т. 1. - 774 с. -Т.2 - 766 с.

197. Педагогическая энциклопедия. М.: Сов.энциклопедия, 1965. - Т.2 - 912 с. 1966.-Т.3-841 с.

198. ПЕТРОВСКАЯ Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.бНаука, 1982. - 168 с.

199. ПЕТРОВСКИЙ А.В. О психологии личности. М.: Знание, 1971. - 64 с.

200. ПЕТРОВСКИЙ А.В. Вопросы истории и теории психологии/Избр.труды. М.: Педагогика, 1984. - 271 с.

201. ПИДКАСИСТЫЙ П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ и структура воспроизведения и творчества. М.: Педагогика, 1972. - 184 с.

202. ПЛАТОНОВ К.К. Проблема способностей. М.: Наука, 1972. - 246 с.

203. ПОГРЕБЬГССКАЯ Е.И. Оптика Ньютона. М.: Наука, 1981. - 135 с.

204. ПОНОМАРЕВ Я.А. Психология творчества М.: Наука, 1976. - 303 с.

205. ПОНОМАРЕВ Я.А. Фазы творческого процесса// Исследование проблемы психологии творчества. М.: Наука, 1983. - С.3-25.

206. ПОНОМАРЕВ Я,А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. - 280 с.

207. Проблемы развития целостности личности. Л.: Наука, 1984, - 153 с.

208. Психология цвета / Сборник под ред. С.М.Иващенко. М, 1996 .

209. Психология развивающейся личности/А.В.Петровский и др. М.: Педагогика, 1987. - 245 с.

210. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство; Начальные классы (1-3 классы). М.: Просвещение, 1985.

211. Программы средней школы. Изобразительное искусство: Начальные классы (1-4). М.: Просвещение, 1985. - 64 с.

212. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство: 1У-У1 классы. М.: Просвещение, 1985. - 18 с.

213. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы /Науч.рук. Б.М.Неменский. -М,: Просвещение, 1994. 173 с.

214. Программы общеобразовательных учреждений. Основы эстетической культуры / Науч.ред.Л.П.Печко. М.: Просвещение, 1995. - 46 с.

215. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-1 у кл. / Науч.рук.Т.Я.Шпикалова. -м.: Просвещение, 1992. 78 с.

216. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. У-УШ классы / Науч.рук. Т.Я.Шпикалова. М.: Просвещение, 1995. - 87 с.

217. Программы общеобразовательных учреждений. Рисунок. Живопись. Композиция, 1-11 классы (для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла). М.: Просвещение, 1995. - 94 с.

218. Программы общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура. 6-11 кл. / Ю.А.Солодовников, Л.М.Предтеченская. М.: Просвещение, 1994, - 96 с.

219. Программы общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура. IX кл. /Н.И.Киященко, Н.М.Сокольникова и др. Мю: Просвещение, 1995. - 23 с.

220. Программы общеобразовательных учреждений. Искусство: Сборник программ интегрированных курсов. 1-11 кл. -М.: Просвещение, 1995.-224 с.

221. Программа интегрированного курса "Искусство" / Рук. Н.М.Сокольникова. М.; Рекорд, 1997. - 135 с.

222. Программа "Основы живописи". 5-9 кл. Сб.прогр. для шк., гимн., лицеев. /Ломов С.П.и др. -М.: Дрофа, 1999. С. 15-25.

223. Программа "Живопись". 1-11 кл. Сб.прогр. для шк., гимн., лицеев. /Ломов С.П. и др. М.: Дрофа, 1999, - С. 23-31.

224. Программа "Живопись". Для фак-ов ДЛИ и народных промыслов./ Ломов С.П. и др. М.: Сигнал; МПУ, 1999. - 27 с.

225. Психология исследования творческой деятельности / Под ред. О.К.Тихомирова. М.: Наука, 1975. - 252 с.

226. Психология процессов художественного творчества / Под ред.Б.С.Мейлиха, Н.А.Хренова, М.: Наука, 284 с.

227. Психология рисунка и живописи: Вопросы психологического исследования формирования образа / Отв. Ред. Е.И. Игнатьев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. - 224 с.;ил,

228. Психологические исследования творческой деятельности / Отв.ред. О.К.Тихомиров. -М.: Наука, 1975. 253 с.

229. ПЭДХЕМ Ч,, СОНДЕРС Дж, Восприятие света и цвета. М.: Мир, 1978, -255 с.

230. РАЗИНА Т.М. Русское народное творчество. М.: Изобразительное искусство, 1970, - 255 с.

231. РАУШЕНБАХ Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. М.: Интерпракс, 1994. - 231 с.

232. РЕРИХ С.Н. Свет искусства. М.: межд.центр Рерихов, 1994. - 90 с.

233. РОЖКОВА Е Е., ХЕРСОНСКАЯ Е.П. Рисование: Кн. Для учащихся. У класс. М.: Просвещение, 1964. - 227 с.

234. РОЖКОВА Е Е. Изобразительное искусство в начальной школе. М.: Просвещение, 1980. - 96 с.

235. Роль искусства в развитии способностей школьников / Под ред. Е.К.Чухман. -М.: Педагогика, 1985. 142 с.

236. РОМАНОВА Е.С., ПОТЕМКИНА О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992.

237. РОСТОВЦЕВ Н. Н. Рисование с натуры как учебный предмет: Автореф дис. . канд. пед. наук. М., 1953. - 19 с.

238. РОСТОВЦЕВ Н. Н. Рисование. 1 класс. М.: Учпедгиз, 1957. - 133 с.

239. РОСТОВЦЕВ Н Н. Рисование П класс. М.: Учпедгиз, 1957.- 127 с.

240. РОСТОВЦЕВ Н Н. Рисование Ш класс. М.: Учпедгиз, 1961. - 110 с.

241. РОСТОВЦЕВ Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 2-е изд, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980. — 239 е.: ил.

242. РОСТОВЦЕВ Н. Н. История методов обучения рисованию: Зарубеж.школа рисунков. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

243. РОСТОВЦЕВ Н. Н. История методов обучения рисованию: Рус.и сов.школы рисунка. М.: Просвещение, 1982. - 240 е.: ил.

244. РОСТОВЦЕВ Н. Н., ТЕРЕНТЬЕВ А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М.: Просвещение, 1987. - 176 е.: ил.

245. Рисование на начальной степени обучения в связи с лепкой и черчением / В.И.Бейер, А.К.Воскресенский, К.М.Лепилов и др. 2-е изд. - Пг.: Начатки знаний, 1918. - -144 е.: ил.

246. РИЧИ К. Дети художники. - М.: Изд-во Саблина, 1911. — 84 с.

247. РУБИНШТЕЙН С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -704 с.

248. РУБИНШТЕЙН С.Л. Проблемы общей психологии. Изд. 2-е. - М.: Педагогика, 1976. - 416 с,

249. РЫБНИКОВА О. Н. Развитие восприятия произведений живописи у младших подростков: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1977. - 16 с.

250. РЫНДИНА JT. И. Научно-теоретическое обоснование системы упражнений в обучении живописи при подготовке художника-педагога (на примере живописи головы) :Автореф. дис. . канд. пед. наук.- М.,1980.- 16 с.

251. РЯЗАНЦЕВА И. М. Общеобразовательная функция орнамента в подготовке учителя изобразительного искусства: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1987. 16 с.

252. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под.ред.В.А.Ядова. Л.: Наука, 1979. - 264 с.

253. САТАЮВА Л. А. Формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук М., 1997 -16 с.

254. Семиотика и искусствометрия: современные зарубежные исследования. -М.: 1972. Вып.1. - 94 с.

255. СЕРОВ А. М. Произведения изобразительного искусства в учебно-воспитательной работе средней школы: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М„ 1953. 14 с.

256. СИРОМАРУ АКИО. Атарасий Кеику гидзуцу // Новое искусство воспитания. Токио, 1977. - С. 10-11

257. СКАТКИН М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. - 150 с.

258. СЛАСТЕНИН В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки,- М.: Просвещение, 1976.-160 с.

259. Содержание и методы обучения рисованию в школе / Под ред. А.П.Фомичева. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1957. - 104 с.

260. СОКОЛОВА Т.М. Орнамент почерк эпохи. - Л.: Аврора, 1972. - 170 с.

261. СОКОЛЬНИКОВА Н. М. Воспитание художественно-творческой активности учащихся 1-УП классов в процессе иллюстрирования литературных произведений на уроках изобразительного искусства: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1988. - 16 с.

262. СОКОЛЬНИКОВА Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.: Академия, 1999. - 365 с.

263. СОКОЛЬНИКОВА Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч.5 -8 кл. : В 4 ч. Обнинск: Титул, 1996. - 4.1. Основы рисунка - 95 е.: 4.2. Основы композиции - 79 с. 4.4. Краткий словарь художественных терминов. - 79 е.: ил.

264. СОКОЛЬНИКОВ Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986. - 136 с.

265. СОКОЛЬНИКОВ Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. -М.: Прометей, 1993. 128 с.

266. СОЛОВЬЕВА Б.А. Искусство рисунка. Л.: Искусство, 1989. - 255 е.: ил.

267. Социологические и социально-психологические аспекты изучения общих закономерностей функционирования искусства. М.: Наука, 1983. - 92 с.

268. Социология культуры. М.: Наука, 1978. - 112 с.

269. СТАРИКОВ М. М. Формирование творческого воображения у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях живописью: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1993. - 16 с.

270. СТЕПАНОВ В. Г. Анализ и синтез в процессе зрительного узнавания: Автореф. дис. . канд. пед. наук (по психологии). М., 1964. - 18 с.

271. СТЕПАНОВ Н.Н. Цвет в интерьере. Киев: Высшая школа. Головное изд-во, 1985. - 184 с.

272. СТОЛОВИЧ Л.Н. Жизнь. Творчество. Человек. М.: Политиздат, 1989. -93 с.

273. СУХОДОЛЬСКИЙ Г.В. Основы математической статистики для психологов. Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1972ю - 429 с.

274. СУХОМЛИНСКИЙ В.А. О воспитании. 4-е изд. - М.: Политиздат, 1982. -270 с.

275. ТАСТЕМИРОВ К. Методика обучения учащихся 1-7 классов гуашевой живописи: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1992. - 15 с.

276. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 207 с.

277. ТЕПЛОВ Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. М., 1947. - Вып. 11.- С.7-26.

278. ТЕРЕНТЬЕВ А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981.- 175 с.

279. ТЕРЗЯН С. С. Формирование зрительных представлений у студентов 1-3 курсов художественно-графических факультетов педагогических институтов в процессе обучения живописи: Автореф. дис. . канд. пед. наук,-М., 1990.- 17 с.

280. ТИХОМИРОВ А.К. Психология исследования творческой деятельности. -М.: Наука, 1975.-252 с.

281. ТОКАРЕВ С. Н. Особенности подготовки учителя мировой художественной культуры на базе учебного технологического комплекса: Автореф. дис . канд. пед. наук. Спб., - 1995. - 25 с.

282. Труды Всероссийского съезда художников Петроград, 1912 - Т. 1 -355 с.

283. УНКОВСКИЙ А.А. Живопись: Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980,- 128 с.

284. УШАКОВА Л. Г. Активизирующее воздействие занятий рисованием пейзажа на процесс развития творческих способностей студентов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1991 .-16 с.

285. ФАДЕЕВ Г.Н. Химия и цвет. М.: Просвещение, 1983.- 160 с.

286. ФЕДОРОВ С.А., СЕМЕНОВА М.Н. Изобразительное искусство. Ш класс. М.: Просвещение, 1967. - 96 с.

287. ФЕДОРОВ С.А., СЕМЕНОВА М.Н. Изобразительное искусство. 1У класс. М.: Просвещение, 1970. - 159 с.

288. ФЕИНБЕРГ Е.Л. Кибернетика, логика, искусство. М.: Наука, 1981. -124 с.

289. Философский словарь. М.: Полит.литература, 1987. - 348 с.

290. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред.В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1981. - 176 с.

291. Философский энциклопедический словарь / Сост. Л.Ф.Ильичев и др. -М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.

292. Формирование социально-активной личности учителя. М.: МГПИ им.В.И.Ленина, 1985. - 164 с.

293. Формирование социально-активной личности учителя./Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГПИ им.В.И.Ленина, 1986. - 170 с.

294. ФОХТ-БАБУШКИН Ю.У. Искусство и духовный мир человека. М.: Наука, 1982. - 143 с.

295. ФОХТ-БАБУШКИН Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М.: Наука, 1986. - 124 с.

296. ФРИЛИНГ Г., АУЭР К. Человек цвет - пространство. - М.: Стройиздат, 1973.- 117 с.

297. ХВОРОСТОВ А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1988. - 176 с.

298. Хрестоматия по физике: Учебное пособие для учащихся / Под ред. Б.И.Спасского. М.: Просвещение, 1982. - 223 с.

299. ХИЖНЯК Е. А. Развитие колористического видения у студентов художественно-графических факультетов на занятиях по живописи (старшие курсы): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1992. - 16 с.

300. Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1972. - 287 с.

301. ЦВЕТОВ В.Я. Пятнадцатый камень сада Реандзи- М.:Политиздат, 1986302 с.

302. ЦОЙГНЕР Г. Учение о цвете. М. Стройиздат, 1971.- 158 с.

303. ЧАРУШИН Е.И. Мой метод рисования с детьми // Дошкольное воспитание. 1943. - № 2. - С.22-25.

304. ЧЕРЕДОВ И.М. О дифференцированном обучении на уроках. Омск, 1973.-76 с.

305. ЧЕРЕПАНОВ B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989. - 150 с.

306. ШАМОВА Т.И. Активизация учения школьников- М.: Педагогика, 1982.-208 с.ij

307. ШАЦКИИ С.Т. Искусство как элемент детской жизни// Революция -искусство дети. Материалы и документы. 1917-1923. - М.: Просвещение, 1966. - С.145-168.

308. ШЕПТУЛИН А.П. Диалектика единичного, особенного и общего. М.: Высшая школа, 1973. - 271 с.

309. Школа изобразительного искусства В десяти выпусках. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изобраз.искусство, 1986 - 1996.

310. ШОРОХОВ Е. В. Теоретические и методические основы композиции как учебного предмета в системе художественно-педагогического образования: Дис. . доктора пед. наук. М., 1988. - 406 с.

311. ШОРОХОВ Е. В. Тематическое рисование в школе. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1975. - 79 с.

312. ШОРОХОВ Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. 2-е изд. М.: Просвещение, 1977. -109 е.: ил.

313. ШОРОХОВ Е. В. Композиция: Учеб. для студентов худож,-граф.фак.пед.ин-тов. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1986. 207 е.: ил.

314. ШПИКАЛОВА Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования : Пособие для учителей 2-е изд.- М.:Просвещение, 1979. - 190 с.

315. ШПИЛЬМАНН В. Системы упорядочивания цветов и цветовой дизайн в архитектуре / ВЦП. М.:, 1985. 17 с.

316. ШУГАЕВ В.М. Орнамент на ткани. М.: Легкая индустрия, 1969. - 87 с.

317. Энциклопедический словарь юного художника. М.: Педагогика, 1983. -415 с.

318. Эстетическое воспитание в школе : Вопр.системного подхода / Под ред.Б.Т.Лихачева. -М.: Педагогика, 1980. 136 с.

319. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М.: Просвещение, 1983.-303 с.

320. Этюды об изобразительном искусстве / М. Алпатов и др. М.: Просвещение, 1994. - 196 с.

321. ЮСОВ Б.П. Проблема художественного воспитания и развития школьников : Автореф.дис.докт.пед.наук. -М.,1984. -32 с.

322. ЯКОБСОН П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1984. - 85 с.

323. ЯКОБСОН К.В. Психология эмоций. М„ 1990.

324. ЯМАГУТИ MACAO. ТИ-НО ТАБИ-Э НО ИДЗАНАИ \Приглашение к путешествию в мир интеллекта. Токио, 1981. - 96 с.

325. ЯШУХИН А. П. Наглядность в обучении живописи на художественно-графических факультетах педагогических институтов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1971. - 20 с.

326. ЯШУХИН А.П. Живопись. Этюд с натуры. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1987.-77 с.

327. Alison Cole. Perspective. London, 1992. - 74 p.

328. Asthetic. Frankfurt am Mein, 1982. S.8-17.

329. Art Directors'undex to illustrator №9. Switzerland. 1989. - 95 p.

330. Beaux. Arts. Serie pratique. Principes de base bes beaux. Auts, - Amsterdam, 1990,- 116 p.

331. Feldman E.B. Becaming Human Through Art: Aesthetic experience in the School. The University of Georgia, 1970. - 389 p.

332. Gerritsen F. Theory and Hractico of Color. London: Studio Viesta Pablishers, 1975.

333. Harald Kuppers. Schule der Farben. Grundzuge der Farbentheorie fur Computeranwender und andere. DuMont Buchverlag Koln, 1992. - 187 p.

334. Harald Kuppers. Farbe. Munchen: Callwey Verlag, 1997. 195 p.

335. Jefferson B. Teaching Art to Children.- 2-d ed/ Boston: Allyn, 1963. - 286 p.

336. Jude Welton. Impressionism. London, 1993. - 64 p.

337. Peppin Anthea. Nature in art. Connecticut, 1992. - 89 p.

338. Peppin Anthea. Places in art. Connecticut, 1992. - 92 p.

339. Peter Vergo. Der Blane Reiter. Lausanne. - 1977. - 50 p.

340. Reed Herbert. Education through Art.- New rev. ed/ L.: Faber, 1958 - 328 p.

341. Ronald Pearsa 11. Aquerello, quazzo e tempera. Milano, 1991. - 92 p.

342. Schutz Е/ Kunst und die Wahrheit des Wirzlichen: Auner bunden zuz Asthttisehcn Erzidrung. Munster Z.W. 1982. 151 p.

343. The Arts: A Way of Knowing \ Edited by Malcolm Ross. University of Exeter. Pergamon Press, 1983. - 244 p.

344. Waters E., Harris A. Painting. London, 1994. - 45 p.

345. World of colour, Childcraft. World Book, Chicago, 1993. - 56 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.