Система профессионального обучения студентов художественно-хореографического отделения вуза как средство формирования этнического самосознания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Гафт, Александр Михайлович

  • Гафт, Александр Михайлович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2011, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 223
Гафт, Александр Михайлович. Система профессионального обучения студентов художественно-хореографического отделения вуза как средство формирования этнического самосознания: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Санкт-Петербург. 2011. 223 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Гафт, Александр Михайлович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ.

1.1 Полиэтничность современной России и проблемы коренных народов

Севера.

1.2 Возрастные этапы формирования этнического самосознания личности.

1.3 Этнокультурные особенности профессионального воспитания студентов.

1.4 Профессиональное воспитание средствами эгнохудожественного творчества в образовательном процессе вуза.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ХОРЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ.

2.1 Традиционная хореография коренных народов Севера как средство формирования этнического самосознания студентов.

2.2 Социально-педагогическая система профессионального обучения хореографии как средство формирования этнического самосознания студентов

2.3 Функционирование социально-педагогической системы профессионального обучения хореографии.

2.4 Исследование эффективности формирования этнического самосознания студентов в процессе профессионального обучения хореографии.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Система профессионального обучения студентов художественно-хореографического отделения вуза как средство формирования этнического самосознания»

Актуальность исследования.

Проблема изменений в национальной- идентичности — важный аспект формирования межэтнического взаимодействия нового типа в российском обществе. Задачи, поставленные в «Концепции государственной национальной политики РФ», в духовной сфере по распространению знаний об истории, культуре народов, населяющих Россию, сохранению исторического наследия и дальнейшего развития национальной самобытности народов в рамках евразийского национально-культурного пространства по обеспечению оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, укреплению и совершенствованию национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к их культуре, истории, языку являются своеобразной гарантией развития народов России.

Наряду с финансово-экономическими, производственными, информационными проблемами, в число острейших сегодня встают вопросы самоидентификации коренных народов Севера России, их ценностей, ментальных ориентиров, смыслов бытия, норм образа жизни, художественной деятельности, основных составляющих их жизнедеятельности. Арктическая цивилизация существует уже несколько тысячелетий, но только в Х1Х-ХХ вв. мировая наука открыла и сделала общедоступными выдающиеся явления культуры, созданные проживающими на Севере России народами.

Этнокультурные проблемы коренных народов Севера России совпали с переходом к рыночной экономике и реформированием социальной, политической и духовной сфер жизнедеятельности общества. Поиск путей сближения народов, их взаимопонимания и разумных компромиссов в той реальной степени, в какой это возможно без утраты собственной ментальности, является одной из главных проблем этнохудожественного творчества. Общим для этих народов является наличие танцевальной пластики, входящей в обряды и ритуалы, сохранившиеся в быту вплоть до сороковых годов XX века.

Обращение к проблематике этнического самосознания и поликультурного образования определяется тем, что именно они выступают основой, формирования культуры межнациональных отношений. Кроме того, развитие , национального образования является источником; резервом, условием; формой и средством развития национальной культуры. В современных условиях образование народов России превратилось из пассивного структурного компонента региональной системы образования в его субъект, призванный решать современные образовательные задачи, полно и разносторонне выполняя образовательный заказ общества в соответствии с решаемыми национальными, культурными и экономическими задачами. Рост этнического самосознания народов России в условиях современной парадигмы общественного развития характеризуется рядом особенностей, которые проявляются также в культурной и образовательной сферах жизни. С изменением социальной, экономической и идеологической ситуации, этнографической картины нашей жизни изменяется и место нашей народной культуры и ее этнопе-дагогическая направленность.

Функция образования, и в частности его содержания как основного средства обучения, воспитания и развития личности, вводится в ранг государственной политики в области образования и сформулирована в Законе РФ «Об образовании» следующим образом: «Защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства; содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами» [57]. В условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности и полиментальности российского социума для педагогической науки и практики на сегодня весьма актуальны проблемы национального образования и сохранения этнической культуры малых народностей.

Сегодня, в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения, государством перед системой образования ставятся стратегические задачи: обеспечение консолидации нации, выработка национального согласия по основным этапам становления и развития страны, воспитания гражданского патриотизма, основанного на признании культурного многообразия российского общества важнейшим национальным достоянием России. Неслучайно главной задачей обеспечения безопасности нации определено воспитание в общественном сознании установок социальной ответственности, толерантности и патриотизма через формирование ценностей многокультурного общества, воспитание установок возрождения национальных культур.

Национально и этнически ориентированное образование не является новым феноменом для многонациональной школы российского государства. В дореволюционный период в его разработку внесли вклад Каптерев П.Ф. [64], Стоюнин В.Я. [128], Ушинский К.Д. [138] и др. В 20-70-е годы XX в. проблема национального образования разрабатывалась Блонским П.П. [16], Гес-сеном С.И. [37], Крупской Н.К. [76], Сорокой-Россинским В.Н. [124] и др.

Теоретическим источником исследования служат фундаментальные труды отечественных социологов, этнографов, этнопедагогов и этнопсихологов Бороноева А.О. [152], Бромлея Ю.В. [20, 21], Волкова Г.Н. [26], Дробижевой Л.М. [48], Козлова В.И. [72], Огородникова Г.Н. [153], Платонова Ю.П. [23], Солдатовой Г.У. [122], Стефаненко Т.Г. [127] и др.

Проблемы сохранения и возрождения традиционной народной культуры, этнохудожественного образования исследовались в работах Генинга В.Ф. [35], Голошумовой Г.С. и Свининой Н.Г. [38], Дадиановой Т.В. [44], Кривых С.В. и Ясючени Е.Л. [75], Лыковой И.А. [82], Макарени А.А. [85], Мкртхмяна [89], Нилова В.Н. [99], Сикевич З.В. [119], Тишкова В.А. [134], Триодина В.Е. [137], Хакимовой Л.А. [143] и др.

Непосредственно вопросы развития традиционной культуры коренных народов Севера России являлись предметом изучения многих исследователей: Богораза В.Г. [17], Жорницкой М.Я. [54-56], Карабановой С.Ф. [65-66], Лукиной А.Г. [81], Мартынова М.Ю. [86], Нилова В.Н. [94-98], Петровой-Бытовой Т.Ф. [102-104] и др.

Необходимость специального изучения данной проблемы обосновывается социальными и собственно педагогическими факторами. К их числу можно отнести рост национального самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований, что, в свою очередь, часто приводит в такой многонациональной стране, как Российская Федерация, к межэтническим и межнациональным конфликтам. Ускорить развитие положительных тенденций и снизить по возможности рост постотрицательных факторов в процессе возрождения наций, этносов, регионов — новая социальная функция образования и всей системы воспитания детей и молодежи.

В современных условиях развития самосознания народов России особое внимание педагогов работающих в сфере искусства и культуры обращено на изучение и сохранение традиционного фольклора отдельных народов, как основного фактора сохранения самобытной культуры коренных народов. В процессе познания традиций, истории, быта, традиционных видов искусства коренных народов Севера осуществляется этническое воспитание каждого отдельного индивида. Фольклор несёт в себе особенные возможности для развития и становления творческих качеств отдельной личности и творческого коллектива в целом.

Хореографическое искусство занимает особое место в традиционных праздниках и обрядах коренных народов Севера и является связующим звеном между музыкой и песней, драматическим представлением ж старинными сказаниями. Как одно из направлений фольклора хореографическое искусство коренных народов Севера имеет значительный педагогический потенциал и способствует воспитанию' подрастающего поколения в традициях своего народа. Кроме того, хореография вид искусства, позволяющий обучить молодёжь наиболее эффективным приёмам трудовой деятельности, элементам промыслового мастерства, правилам этикета, развить их творческие и физические данные.

Первые достоверные описания отдельных танцев, пластики движений в обрядах и ритуалах появились в конце XVIII - начале XIX вв. в работах Ве-ниаминова И.Е., Вознесенского И.Г., Врангеля Ф.П., Георги И.И., Гондатти Н.Л., Дитмара К.В., Загоскина Л.А., Крашенинникова С.П., Кастрена М:А., ■ Лессепса Ж., Линденау Я.И., Мака Р.К., Миддендорфа А.Ф., Сарычева Г.А., Сирелиус У.Т., Стеллера Г.В., Палласа П.С. и др. Среди современных исследователей этнохореографии - Жорницкая М.Я., Иванов Ф.С., Карабанова С.Ф., Каплин Н.С., Королева Э.А., Лукашкина Т.П., Лукина А.Г., Марголис Е., Мельник А.И., Мурашко М.П:, Нилов В.Н., Петров A.A., Петрова-Бытова Т.Ф., Рультынэут Е.А., Савин В.З., Скляр И.Г., Степанова Л.Г., Стручкова H.A., Тимашева Л.Е., Худяков С.Н. и др. [93].

По данным Нилова В.Н. [99], хореографическое образование в автономных округах представлено 165 начальными специальными учебными учреждениями — Детскими музыкальными школами и Детскими школами искусств. Из них только 11,5% имеют хореографические отделения, в которых учатся дети коренных малочисленных народов Севера России. В трех из десяти автономных округов есть средние специальные учебные учреждения с хореографическими отделениями: в Чукотском автономном округе (г. Анадырь, Национальный колледж культуры и искусств), Ханты-Мансийском автономном округе (г. Ханты-Мансийск, Колледж искусств), Ямало-Ненецком автономном округе (г. Салехард, Училище культуры и искусств). В 2001 году в Якутске открыт Арктический государственный институт культуры и искусств, а 2003 году в г. Ханты-Мансийске открыт филиал МГУКИ, где на хореографических отделениях учатся представители коренных малочисленных народов Севера России.

В настоящее время сложился новый уровень философского и психолого-педагогического осмысления совокупности вопросов, в контексте которых может рассматриваться проблема изучения, сохранения и развития хореографического искусства коренных народов Севера как средства формирования этнического самосознания. Необходимость собирания, сохранения, распространения и профессионального изучения этнохореографического искусства осознаются не только творческой интеллигенцией народов Севера, представителями администрации национальных регионов, но и определено в ФГОС ВПО при подготовке руководителей хореографических коллективов. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что в быту, культуре, профессиональном образовании и воспитании коренных народов Севера есть немало противоречий, которые препятствуют развитию этнического самосознания личности. К ним можно отнести противоречия между:

• необходимостью сохранять самобытную культуру коренных народов Севера и недостаточным включением в эти процессы систем общего, дополнительного и профессионального образования, не развивающих у молодёжи интерес к традиционной этнокультуре;

• потребностью формирования социально-личностных качеств студентов, в частности становления этнического самосознания, и отсутствием механизмов в процессе профессионального образования, естественным образом связанных с этнокультурой и этнопедагогикой;

• возможностями системы этнохудожественного образования, его эт-нопедагогическими резервами в формировании этнического самосознания личности и недостаточным теоретическим; обоснованием и методическим. . обеспечением профессионального обучения хореографическому искусству: необходимостью теоретического анализа развития хореографии корённых народов Севера России и; отсутствием^ систем; сбора, обработки, описания и оформления' хореографического?наследия? в образовательные, формы (программы, методики, пособия), используемые в профессиональном обучении'хореографии; . ' ■ '

• * - •

• запросом системы образования (общего; дополнительного, профессионального) в обеспечении, специалистами; способными решать задачи этнического воспитания, этнохореографического образования т отсутствием социально ориентированных педагогических систем подготовки педагогов-хореографов, обеспечивающих соответствующий уровень их этнографической, хореографической и психолого-педагогической подготовки.

Разрешение; названных противоречий определило проблему исследования: поиск этнопедагогических механизмов формирования этнического; самосознания как, социально: значимого качества личности в процессе профессионального обучения студентов художественно-хореографического? отделения вуза:

Актуальность и недостаточность теоретической и практической ¡разработанности проблемы,обусловили выбор темы диссертационного исследования! «Система профессионального обучения студентов художественно-хореографического отделения вуза как средство формирования этнического самосознания».

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить;эффективность, социально-педагогической системы профессионального обучения как средства формирования этнического самосознания; студентов (на< примере коренных народов Севера).

Объект исследования: процесс профессионального обучения студентов в вузе.

Предмет исследования: социально-педагогическая система профессионального обучения студентов художественно-хореографического отделения вуза как средство формирования этнического самосознания.

Гипотеза исследования: эффективность формирования этнического самосознания студентов повысится, если в образовательном процессе художественно-хореографического отделения вуза будет реализована социально-педагогическая система профессионального обучения, включающая:

- социально-культурную ориентацию обучения хореографии в контексте целостного восприятия поликультурного пространства России с учетом национальной специфики коренных народов Севера на всех этапах образовательного процесса вуза;

- построение образовательного процесса на основе закономерностей хореографического творчества коренных народов Севера (рост эмоционально-чувственного напряжения в танце, развертывание этапности хореографического действия, индивидуальность композиции и хореографического текста и ДР-);

- изменение содержания образования через наполнение этнохореографи-ческим содержанием учебных дисциплин; этнопедагогические технологии обучения, учебные практики, стажировки, экспедиции; реализацию этноху-дожественной творческой активности студентов, максимально используя при этом возможности ФГОС ВПО;

- организацию педагогической деятельности, ориентированной на реализацию принципа этнокультурного взаимодействия субъектов образования и среды и направленной на создание условий, обеспечивающих этнокультурные и этнопсихологические потребности личности в поликультурном пространстве России. и

Для достижения поставленной цели и проверки положений гипотезы были определены следующие задачи исследования:

1. Исходя из анализа философской, этнографической, искусствоведческой, психолого-педагогической и методической литературы, раскрыть понятия «этническое воспитание», «этническое самосознание личности», выявить этапы формирования этнического самосознания личности и механизмы закрепления этнокультурных традиций, становления этнокультурного самосознания в процессе профессионального обучения студентов художественно-хореографического отделения вуза.

2. На основе изучения социально-экономических условий проживания коренных народов Севера, их культурных и национальных традиций, а также практической деятельности в решении проблемы развития интереса молодежи к национальному искусству, актуализировать педагогический потенциал этнохореографического искусства как средства формирования социально-личностных качеств студентов, в частности становления этнического самосознания молодых представителей коренных народов Севера.

3. Разработать и апробировать в практике социально-педагогическую систему профессионального обучения студентов художественно-хореографического отделения вуза как средство формирования этнического самосознания с учетом возможностей ФГОС ВПО.

4. В процессе апробации разработанной системы выявить и раскрыть организационно-содержательные компоненты и направления образовательной деятельности художественно-хореографического отделения вуза с целью формирования этнического самосознания студентов.

5. Выявить критерии сформированности этнического самосознания студентов в процессе профессионального обучения хореографии.

Теоретико-методологической основой исследования явились труды учёных профессиональной педагогики и психологии, этнографии, народного хореографического, декоративно-прикладного и балетмейстерского искусства, а именно, в области:

- профессионального образования, профессионального воспитания и развития личности (Белов В.И., Беляева А.П., Берне Р., Ванюшкина JI.M., Выготский JI.C., Гейжан Н.Ф., Горшкова В.В., Дьяченко H.H., Зимняя И.А., Золотухина Н.Ф., Макареня A.A., Марон А.Е., Тонконогая Е.П., Триодин, В.Е., Ушинский К.Д., Хакимова JI.A., Юнг К.Г. и др.

- этнографии, этнопедагогики и этнокультурного образования (Бережно-ва JI.H., Бромлей Ю.В., Волков Г.Н., Гумилев JT.H., Кривых C.B., Кукушкин B.C., Набок И.Л., Тишков В.А., Хотинец В.Ю., Щуркова Н.Е., Janet P., Mead G.H., Touraine А. и др.);

- формирования самосознания в онтогенезе человека и идентификации личности (Ачкасов В.А., Дробижева Л.М., Козлова Т.З., Мухина З.С., Солда-това Г.У., Стефаненко Т.Г., Файзуллин Ф.С., Эриксон Э., Hobsbawm E.J. и* дрО;

- сохранения и развития этнохореографического искусства, обновления содержания, инновационных методов и форм обучения хореографическому наследию и подготовке специалистов в сфере традиционного хореографического фольклора (Богораз В.Г., Жиленко М.Н., Жорницкая М.Я., Касиманова Л.А., Карабанова С.Ф., Лукина А.Г., Мартынов М.Ю., Нилов В.Н., Петрова-Бытова Т.Ф. и др.).

В процессе решения поставленных задач, обобщении результатов исследования применялись следующие методы:

- теоретическое осмысление феномена этнического самосознания, исто-рико-генетический анализ литературы и современного состояния психолого-педагогической науки по изучаемой проблеме;

- обобщение передового педагогического опыта по формированию этнического самосознания студентов, обобщение собственного многолетнего опыта работы, анализ литературы, видео- и аудиоматериала по проблеме исследования; изучение этнохореографического искусства в местах компактного проживания коренных народов Севера; собирание, обработка и популяризация традиционного хореографического и драматического фольклора; создание и внедрение в образовательный процесс программного обеспечения; преподавания хореографического искусства коренных народов Севера;

- организация опытно-экспериментальной работы со студентами, включающей констатирующий, формирующий и контрольный этапы; сравнительный анализ опытно-экспериментальных данных.

Базы проведения исследования: студия при студенческом ансамбле танца коренных народов Севера «Энер», хореографическое отделение Ханты-Мансийского центра искусств, Ханты-Мансийский филиал московского государственного университета культуры и искусства.

Этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2002-2004 гг.) - исследовалось состояние проблемы сохранения культурного наследия коренных народов Севера в теории и практике: определение понятийного аппарата, гипотезы, методологии и методики организации исследования, цели, задач, структуры, содержания, условий образовательного процесса в системах дополнительного и высшего профессионального образования с целью формирования социально-личностных качеств, в том числе этнического самосознания личности; выявление критериев и показателей эффективности профессионального обучения хореографии.

Второй этап (2004-2008 гг.) — проектировалась социально-педагогическая система профессионального обучения хореографии как средство формирования этнического самосознания студентов; проводилась разработка и экспериментальная проверка теоретических положений: поиск и проверка целей, содержания, организационных форм и направлений работы в отдельных компонентах системы; разработка методики; исследования; проведение опытно-экспериментальной работы.

Третий этап (2008-2010 гг.) - заключительный этап педагогического эксперимента, в ходе которого были получены данные, подтверждающие* гипотезу исследования. Сформулированы , выводы по результатам; работы и оформлен диссертационныйгматериал. !

Положения, выносимые на защиту.

1. Концептуальными основаниями построения социально-педагогической системы профессионального обучения* студентов художественно-хореографического отделения вуза; являются: возможности ФГОС В ПО, позволяющие существенно обогатить образовательный процесс вуза этнохудожественным: содержанием {нормативно-образовательный аспект); этнокультурное взаимодействие субъектов образования и этнической среды, создание этнопедагогической среды региона(средовой аспект)', использование закономерностей хореографического творчества коренных народов Севера (кулътуротворческий аспект), в результате чего происходит формирование этнического самосознания студентов (личностный аспект).

Обучение: хореографическому и драматическому искусству коренных народов^Севера понимается нами как реализация собственных; потенциалов в народном творчестве и общении, усиление творческого начала.обучающего и. обучающегося, коммуникативных и рефлекторных способностей преподавателя и студента, потребности в позитивной самореализации; в свободном творческом самоосуществлении, которые направлены на признание культурного многообразия российского общества важнейшим национальным достоянием России. .

2. Результатом реализации социально-педагогической системы профессионального обучения студентов художественно-хореографического отделения вуза являете я формирование этнического самосознания^ рассматривавмое как относительно устойчивая система осознанных представлений и оценок реально существующих этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаков жизнедеятельности этноса (осознание себя в качестве субъекта этнической общности, особенностей этнокультурной среды, тождественности с этнокультурной реальностью, социально-нормативная оценка этнической реальности), обеспечивающая ориентацию и полноценное функционирование в современном многонациональном социуме на основе этнических и общечеловеческих ценностей.

Такое понимание позволяет рассматривать формирование этнического самосознания студентов и весь процесс обучения и подготовки педагогахореографа для работы с хореографическими и этнографическими коллекти вами коренных народов Севера как целенаправленную деятельность педагогов, в ходе которой для студентов обеспечиваются условия осуществления« пробы своих сил в разнообразных видах творческой деятельности и общении, ведущих к приобретению знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего развития и самосовершенствования в сфере народного искусства, обогащению субъективного духовно-нравственного опыта.

3. Модель социально-педагогической системы профессионального обучения студентов художественно-хореографического отделения вуза рассматривается как социокультурный процесс этнического воспитания, выражающийся* в присвоении опыта предшествующих поколений, уходящий питающими его корнями в этнокультурные традиции народа, направленный на формирование этнического самосознания личности, способной к свободному духовному творчеству и восприятию достижений мировой и национальной культур.

Выделены организационно-содержательные компоненты образовательного процесса подготовки педагогов-хореографов: содержательный блок (наполнение этнохудожественным содержанием учебных дисциплин); деятельностный блок (этнопедагогические технологии обучения хореографии, собирание и обработка фольклора, учебные практики, стажировки в этнохудоже-ственных коллективах, этнографические экспедиции); событийный блок (организация этнохудожественного творчества и поощрение творческой активности студентов).

4. Обновление содержания профессионального обучения студентов с учетом возможностей ФГОС ВПО способствует формированию этнического самосознания средствами сохранения и развития национальной культуры коренных народов Севера; изучения этнических форм танцевального искусства, обрядов, традиций, народных праздников, спортивных игр; овладения студентами историко-культурным опытом этносов, возрождения этнических норм и отношений в семье, в народных сообществах; формирования социокультурного типа личности, этнической индивидуальности.

Потребность в этнохудожественном творчестве у студентов проявляется в желании не только выбирать из того, что рекомендуется и предлагается в процессе обучения, но и получать новые образцы творчества извне и создавать их самим. Включение студентов в систему новых для них социальных отношений, способствует определению своей этнической позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях, стимулируя, таким образом, формирование этнического самосознания.

Научная новизна исследования:

1. С позиций характеристики профессиональной деятельности педагогов-хореографов обоснована роль этнохудожественного творчества в формировании этнического самосознания студентов: формирование теоретических и ценностных основ традиционной культуры; сохранение народных праздников, обрядов, ритуалов, обычаев и традиций; возрождение музыкальных инструментов, песен и хореографической пластики, традиционного костюма и других форм декоративно-прикладного искусства; развитие сценического хореографического искусства на основе традиционной хореографии коренных малочисленных народов Севера и т.д.

2. Осуществлен; теоретический анализ: развития: хореографического и драматического искусства коренных народов; Севера« России;, выделены и систематизированы общие закономерности хореографического? творчества; методически обосновано их использование в образовательном процессе вуза с целью формирования; ценностей; поликульт.урного общества, воспитания установок возрождения национальных культур;, формирования этнического самосознания обучающихся;

3. С целью формирования социально значимых качеств личности в соответствии с требованиями ФГОС ВПО разработана модель социально-педагогической системы профессиональногог обучения студентов художественно-хореографического отделения вуза как средства формирования этнического самосознания через обращение к традиционной культуре коренных народов.Севера,.связанной с этническими?корнями прошлого, народными-календарными праздниками, старинными обрядами, народными играми и развлечениями, содействующими взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными^ расовыми, этническими, религиозными, и социальными группами.

4. Определены приоритетные направления создания этнопедагогической, среды: возрождение системы этнохудожественного профессионального обра- . зования, привлечение высококвалифицированных преподавателей профессионального. обучения, создание механизмов адресной поддержки профессионального обучения представителей коренных народов Севера России и др.

Теоретическая значимость исследования:

- внесен вклад в теорию профессиональной педагогики включением и обоснованием структуры и содержания системы профессионального обучения студентов художественно-хореографического отделения вуза, предусматривающей развитие их социально-личностных качеств;

- теория профессионального воспитания расширена введением понятий «этническое воспитание» за счет конкретизации процесса формирования этнического самосознания личности студента средствами хореографии коренных народов Севера;

- выявлены возможности ФГОС ВПО, позволяющие существенно обогатить образовательный процесс вуза этнохудожественным содержанием; определены функции (когнитивная, развивающая, воспитательная) и организационно-содержательные компоненты образовательного процесса подготовки хореографов: содержательный, деятельностный, событийный.

- выявлены критерии сформированности этнического самосознания студентов в процессе профессионального обучения хореографии: когнитивно-мотивационный, социально-деятельностный, эмоционально-волевой.

Практическая значимость исследования:

- раскрыто содержание педагогической деятельности, ориентированной на реализацию принципа этнокультурного взаимодействия субъектов образования и среды и направленной на формирование социально-личностных качеств студентов: владение культурой мышления, анализ социально значимых проблем, становление этнического самосознания.

- наполнены этнохудожественным содержанием программы профессионального обучения хореографии, разработаны программы и учебно-методические комплексы курсов «Танец народов Севера», «Драматическое и хореографическое искусство коренных народов Севера», входящие в основную образовательную программу подготовки бакалавра по направлению 071500 «Народная художественная культура»;

- разработана система сбора, обработки, описания и оформления в образовательные формы хореографического наследия как компонент социальнопедагогической системы, представлено учебно-методическое пособие «Методика собирания и обработки традиционного фольклора»;

- педагогической практике предложены методические пособия «Золотое наследие предков», «Музыка и танец в культуре обско-угорских народов»;

- разработаны методические рекомендации по организации процесса формирования этнического самосознания! студентов средствами этнохудоже-ственного творчества в образовательном процессе вуза.

Рекомендации к использованию: материалы исследования могут быть использованы в образовательном процессе учреждений профессионального образования художественной направленности с целью становления этнического самосознания студентов. Авторские программы, учебные и методические пособия реализуются как в профессиональном обучении хореографии, так и в дополнительном образовании для детей и юношества с целью развития интереса к традиционному искусству коренных народов Севера.

Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием социокультурного и системно-деятелъностного подходов; опорой на данные современной педагогической науки; целесообразным сочетанием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его предмету; целенаправленным анализом реальной педагогической практики и положительного опыта; комплексным характером поэтапного педагогического эксперимента; подтверждением концептуальной непротиворечивости использования методов исследовательской работы.

Обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, комплексом методов исследования, адекватных целям и задачам, опорой на эмпирические данные, их репрезентативностью, использованием статистической обработки данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные выводы и результаты исследования докладывались и получили одобрение на заседаниях кафедры хореографии Ханты-Мансийского филиала московского государственного университета культуры и искусства, на научно-практических конференциях и семинарах разного уровня:

- Межрегиональной научно-практической конференции «Социально-культурная деятельность, и народное художественное творчество: предмет исследования, профессия, образовательная программа», Томск, 2004;

- Межрегиональной научно-практической конференции «Непрерывное многоуровневое профессиональное образование в сфере культуры и искусстг ва: региональные особенности, традиции и новации», Ханты-Мансийск, 2005;

- Международной научно-практической конференции «Совершенствование качества профессиональной подготовки и переподготовки учительства в процессе формирования профессиональной элиты России», Москва, 2008;

- XXV всероссийских Менделеевских чтениях «Образование и культура как фактор развития региона», Тобольск, 2010;

- Региональной научно-практической конференции «Молодежь в социокультурном пространстве», Тобольск, 2010;

- Всероссийской научно-практической конференции «Специфика педагогического образования в регионах России, Тюмень, 2010;

- Межрегиональной научно-практической конференции «Образование в условиях системных изменений», Санкт-Петербург, 2010;

- Городской научно-практической конференции «Перспективы развития и инновации художественного образования», Санкт-Петербург, 2010.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Гафт, Александр Михайлович

Выводы по второй главе

Во второй главе представлена разработанная нами социально-педагогическая система профессионального обучения хореографии как средства формирования этнического самосознания студентов. Описаны организационно-содержательные компоненты образовательного процесса подготовки хореографов: содержательный блок (наполнение учебного плана специфическими дисциплинами) и этнопедагогические технологии обучения хореографии; дея-тельностный блок, представляющий собой собирание и обработку фольклора и учебные практики; событийный блок, направленный на организацию этнохудожественного творчества и творческой активности студентов. Данные педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности реализованной социально-педагогической системы обучения хореографии как средства формирования этнического самосознания студентов.

Современная хореография коренных народов Севера России представляет собой своеобразный сплав традиционной и новой сценической составляющей, базирующейся на сохранении и ревитализации её национальных черт, дальнейшее развитие которых может быть осуществлено лишь на основе взаимообогащения и обращения к истокам традиционных народных культур, и прежде всего фольклора.

Особая роль в сохранении и распространении в обществе традиций коренных народов Севера отводится сегодня сфере общего и профессионального образования. В связи с этим большое значение приобретает подготовка специалистов в области народного художественного творчества, которая ведётся во многих вузах культуры и искусств России.

Используя поливариативность хореографической деятельности и хореографического искусства коренных народов Севера как средства формирования этнического самосознания студентов, можно добиться серьезных успехов в эстетическом и профессиональном воспитании студентов, положительных результатов в формировании творческих качеств личности, а также устойчивого интереса к традиционному искусству коренных народов Севера.

Рассмотренные критерии эффективности социально-педагогической системы обучения хореографии как средства формирования этнического самосознания студентов носят общий характер и могут быть использованы при оценке любого вида хореографической деятельности. Вместе с тем можно проследить изменения в психологическом подходе к изучаемому предмету по мере перехода учащегося из учреждения дополнительного образования в учреждение высшего профессионального образования, из одной возрастной группы в другую. Рассмотренные критерии использовались нами в экспериментальной работе с учётом возрастных особенностей и возможностей учащихся и студентов и программных требований к объёму знаний, умений и навыков для каждой возрастной группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диссертационное исследование показало, что одной из актуальных проблем системы образования является, проблема поиска средств формирования этнического самосознания, развития этнокультурных потребностей студентов. Злободневность теоретической и практической разработки становления этниче-, ского самосознания обострена несколькими обстоятельствами: социально-демографическими подвижками, вызванными массовой иммиграцией; усилением процессов национально-культурного самоопределения; наличием агрессивных националистических настроений в обществе. Главной задачей обеспечения безопасности нации определено воспитание в общественном сознании установок социальной ответственности, толерантности и патриотизма через формирование ценностей многокультурного общества, воспитание установок возрождения национальных культур. Решение данных задач видится через разработку и реализацию социально-педагогической системы профессионального обучения хореографии как средства формирования этнического самосознания студентов.

Внесен вклад в теорию профессиональной педагогики включением и обоснованием структуры и содержания системы профессионального обучения студентов художественно-хореографического отделения вуза, предусматривающей развитие их социально-личностных качеств. Разработана социально-педагогическая система профессионального обучения студентов как средство I формирования этнического самосознания через обращение к традиционной культуре коренных народов Севера, связанной с этническими корнями прошлого, народными календарными праздниками, старинными обрядами, народными играми и развлечениями.

Исходя из возможностей ФГОС ВПО нового поколения определены функции (когнитивная, развивающая, воспитательная) и организационно-содержательные компоненты образовательного процесса подготовки хореографов: содержательный блок (наполнение этнохудожественным содержанием учебных дисциплин); деятельностный блок (этнопедагогические технологии обучения хореографии, собирание и обработка фольклора, учебные практики, стажировки в этнохудожественных коллективах, этнографические экспедиции); событийный блок (организация этнохудожественного творчества и поощрение творческой активности студентов).

Теория профессионального воспитания расширена введением понятий «этническое воспитание» за счет конкретизации процесса формирования этнического самосознания личности студента средствами хореографии коренных народов Севера. Обобщены компоненты этнического самосознания личности: когнитивный (знание об этнической культуре, традициях и обрядах своего народа), эмоционально-ценностный (этнокультурные и этнопсихологические потребности, мотивы, интересы), регулятивный (деятельности, поведения) и этапы становления этнического самосознания личности.

Осуществлен теоретический анализ развития хореографического и драматического искусства коренных народов Севера России, выделены общие закономерности хореографического творчества, их использование в образовательном процессе художественного вуза. Раскрыто содержание педагогической деятельности, ориентированной на реализацию принципа этнокультурного взаимодействия субъектов образования и среды и направленной на создание условий для формирования социально-личностных качеств студентов: владение культурой мышления, анализ социально значимых проблем, становление этни- • ческого самосознания. Определены приоритетные направления создания этно-педагогической среды: построение системы этнохудожественного профессионального образования, привлечение высококвалифицированных преподавателей профессионального обучения, создание механизмов адресной поддержки профессионального обучения представителей коренных народов Севера России и др.

Разработаны методические рекомендации организации процесса формирования этнического самосознания студентов средствами этнохудожественного творчества. Наполнены этнохудожественным содержанием программы профессионального обучения хореографии; разработаны программы и учебно-методические комплексы; курсов «Танец народов; Севера»,. «Драматическое и хореографическое искусство коренных народов Севера». Разработана система сбора, обработки, описания и оформления в образовательные формы хореографического наследия, представлено учебно-методическое: пособие «Методика собирания и обработки традиционного: фольклора». Педагогической практике, предложень1 методические пособия «Золотое наследие: предков», «Музыка и танец в культуре обско-угорских народов».

Результаты педагогического эксперимента подтвердили^гипотезу, выдвинутую в начале исследования, и; показали, эффективность социально-педагогической системы профессионального обучения хореографии как средства формирования этнического самосознания студентов.

Полученные в исследовании выводы не претендуют/ на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и фактический материал требует дальнейшего изучения специфики и, особенностей становления этнического самосознания студентов в условиях преемственности целей; содержания, методов, организационных форм и средств этнокультурного образования. Результаты исследования позволяют спрогнозировать направления дальнейших исследований и разработки; стратегии управления системою взаимодействия учреждений; образования и культуры в решении проблем формирования этнического самосознания коренных народов Севера.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гафт, Александр Михайлович, 2011 год

1. Агаев А.Г. Нация, ее сущность и самосознание // Вопросы истории. -1967.-№7.- С. 25-37.

2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд. Казанского университета, 1988. - 73 с.

3. Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социологические исследования. 1990. - № 7. - С. 42-49.

4. Ачкасов В.А. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. - Том II. - № 1.-С. 45-56.

5. Батищев Г.С. Универсалии культуры глубинного общения / Режим доступа: http://www.countries.ru/library/questions/bat.htm

6. Белов В.И. Профессиональное воспитание: методология, теория, опыт. -СПб., 2000.-216 с.

7. Белов В.И., Беляев Н.Д. Организация профессионального воспитания в учреждениях профессионального образования. — СПб.: Изд-во ИПК СПО, 2003. -73 с.

8. Беляева А.П. Методология и теория профессиональной педагогики. -СПб., 1999. 325с.

9. Бердяев H.A. Национальность и человечество // Бердяев H.A. О человеке, его свободе и духовности. Избр. труды. М., 1999. — 376 с.

10. Бердяев H.A. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990. - 134 с.

11. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. — 202 с.

12. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -423 с.

13. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во воронежского университета, 1977. - 304 с.

14. Бехтерев В.М. Психика и жизнь. 2-е перераб. и доп. изд. СПб., 1904. -271с.

15. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы // Избранные педагогические произведения. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. С.101-144.

16. Богораз В.Г. Образцы материалов по изучению чукотского, языка и фольклора; собранных в Колымском округе. Известия Импер. Российск. Академии наук. т.Х. - № 3. - 1899. - С. 269-318.

17. Большая советская энциклопедия. Т.42. М., 1956. - С.54.

18. Большой энциклопедический словарь. М.: АСТ, Астрель, 2008. -1248 с.

19. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса / Послесловие Н. Я. Бромлей. Изд. 2-е доп. М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 440 с.

20. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. - 168 с.

21. Ванслов В.В. Балет как синтетическая разновидность искусства танца // Виды искусства в социалистической художественной культуре. М.: Искусство, 1984.-С. 170-180.

22. Введение в этническую психологию / Под ред. Ю. П. Платонова. -СПб., 1995.-128 с.

23. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. - 365 с.

24. Веретенников О.Ю. Методика исследования структуры самосознания. Применение репертуарного теста ролевых конструктов для исследования Я-концепции. — Мурманск, 2000. — 74 с.

25. Волков Г.Н. Этнопедагогика. — Чебоксары, 1974. — 153 с.

26. Вундт В.М. Проблемы психологии народов / Режим доступа:. http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Sociolog/Wundt/PsNarIndex.php

27. Выготский JliG. Психология искусства. М-,1968.- 322с.

28. Вяткин Б.Д., Хотинец В.Ю. Интегральная индивидуальность и этнические особенности человека. 11ермь: ГГГПУ, 1997. - 60 с.

29. Гаджиев А.Х. Проблемы марксистской этнической психологии. Ростов: Изд-во Рост, ун-та, 1982. - 178 с.

30. Гарнцев Mi А. Проблема* самосознания в западноевропейской философии (От Аристотеля до Декарта). Mr. МГУ, 1987. - 2Г4 с.

31. Гафт A.M. Методика^ собирания и обработки традиционного^ фольклора: Учебная программа. Ханты-Мансийск, 2009. - 40 с.

32. Гафт A.M. Танец народов Севера: Учебная программа;. — Ханты-Мансийск, 2008. 22 с.

33. Гейжан Н:Ф: Индивидуализация профессионального воспитания учащихся профтехучилищ. СПб., 1994. — 173 с. .

34. Генинг В.Ф. Этнический процесс первобытности. Свердловск, 1970. -93 с.

35. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. - 358 с.

36. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995: — 448 с.

37. Голошумова Г.С., Свинина Н.Г. Аспекты этнокультурного образования учащихся // Известия академии педагогических и социальных наук. — 2003'. Выпуск 7. - С. 192-200.

38. Горшкова В.В. Диалог в образовании человека. ,— СПб;: Изд-во СПбГУП, 2009. 192 с.

39. Громов Ю.И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актёра.- СПб., 1997.-440 с. '

40. Гумилев JT.H. Биография научной теории или автонекролог // Знамя. -1988. -№4.-С. 214-215.

41. Гумилев Л.Н. Психологическое несходство этносов // Психология национальной нетерпимости. Минск, 1998. - С 24-28.

42. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. - 85 с.

43. Дадианова Т.В. Пластичность как физиогномическая характеристика искусства и категория художественного творчества. Ярославль, 1993. - 130 с.

44. Декарт Р. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1950. - 429с.

45. Демакова И.Д. Воспитание в интересах гуманизации образования. -Ижевск, 1999.-168с.

46. Джеймс У. Психология. — М.: Педагогика, 1991. 242 с.

47. Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика // Советская-этнография. 1991. - №1. — С. 37-39.

48. Дьяченко М.И. Психология народов // Мир Психологии. — 1997. № 2. - С.77-78.

49. Дьяченко H.H. Профессиональное воспитание учащейся молодежи: Профпедагогика. 2-е изд., доп. -М.: высшая школа, 1988. — 151 с.

50. Дюркгейм Э. Социология образования / Под ред. B.C. Собкина и В.Я. Нечаева. М.: ИНТОР, 1996. - 163 с.

51. Ешич М.Б. Этничность и этнос как феномены различия и феномены развития // Мир психологии. 2004. - № 3 (39). - С. 24-37.

52. Жиленко М.Н. Танец как протокоммуникация // Режим доступа: http://gask.countries.ru/?pid=90

53. Жорницкая М.Я. Народные танцы Якутии. М., 1966. - 73 с.

54. Жорницкая М.Я. Отражение в современном хореографическом искусстве этнокультурных связей в СССР. М., 1975. - 59 с.

55. Жорницкая М.Я. Состояние и задачи изучения народного хореографического искусства в СССР. М., 1973. — 114 с.

56. Закон РФ «Об образовании» 1992 г. (ред. от 28.09.2010) / Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/

57. Зеньковский В.В. Социальное воспитание, его задачи и пути. -М., 1918.-86 с.

58. Зимняя И.А. Воспитание проблема современного образования в России (состояние, пути, решение). — М., 1998. - 82 с.

59. Золотое наследие предков: Методическое пособие по хореографии народа ханты Белоярского района / Авт.-сост. Н.Б. Костылева, A.M. Гафт, В.Б. Миронова. Ханты-Мансийск: Квадро, 2009. - 110 с.

60. Золотухина Н.Ф. Системный подход к профессиональному воспитанию студентов средних специальный учебных заведений: Дис. к. пед.н. — М., 2005.-169 с.

61. Каган М.С. Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема // Формирование российского интеллигента в университете. -СПб., 2000.-С. 38-42.

62. Кант И. Сочинения в шести томах. Т. 3. — М., 1964. 799 С.

63. Каптерев П.Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее основные периоды // Педагогика. 1992. - № 3,4. - С. 69-74.

64. Карабанова С.Ф. Современное танцевальное искусство народов Амура и его особенности // Культура народов Дальнего Востока СССР (XIX-XX вв.). -Владивосток, 1978. С. 35 - 45.

65. Карабанова С.Ф. Танцы малых народов юга Дальнего Востока как ис-торико-этнографический источник. М., 1979. - 74 с.

66. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! — М., 1996. — 143 с.

67. Карп П.М. О балете. М.: Искусство, 1976. - 224 с.

68. Касиманова Л.А. Художественное творчество как средство профессионального воспитания студентов в социокультурной среде вуза: Монография. СПб.: Экспресс, 2009. - 112 с.

69. Качанов IO.JL Начало социологии. СПб.: Алетейя, 1999. - 176 с.

70. Козлов В-И: Некоторые проблемы теории нации // Вопросы истории. -1967. № 1. - С. 91- 97.

71. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Советская этнография^ — 1974- —№ Т. — С. 37- 39:

72. Кондакова А.М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (Стандарты второго поколения). — М.: Просвещение, 2009. — 137 с.

73. Коренные малочисленные народы Российской Федерации: проблемы, приоритеты ишерспективы развития в XXI в. Национальный доклад. Mi, 1999.

74. Кривых C.B., Ясюченя Е.Л. Становление этнического самосознания студентов педагогического колледжа. СПб., .2008* - 108: с:

75. Крупская-Н:К. Педагогические сочинения. В 6-ти т. Mi: Педагогика;. 1980: -Т.4.-211 с:

76. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. — JI.: Изд. Ленинградского университета, 1970. 138 с.

77. Кукушин .В.С., Столяренко ЛЩ. Этнопедагогика и этнопсихология. -Ростов-на-Дону, 2000.,-486 с.

78. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Дж. Локк. Соч.: В 3 т. -М. 1985. Г. 1.-582 с.

79. Лосев А.Ф. Модернистская модель // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология, 1996. -№ 1. 136-139.

80. Лукина A.F. ТанцыЯкутии.-Якутск, 1989. 69 с.

81. Лыкова И.А. Декоративно-прикладной фольклор в системе отношений^ ребенка к миру (теоретический аспект) // Психолого-педагогические- аспекты совершенствования школьного воспитания. Пермь, 1996. — С. 22— 23.

82. Мавродин В.В. Формирование русской нации. Л.- 1947. — 71 с.

83. Макаревич P.A. Экспериментальная психология: теоретические основы, лабораторный практикум: Учебное пособие. — Минск: Университетское, 2000. 173 с.

84. Макареня A.A. Культуротворческая среда: статус, структура, функ-' ционирование. Тюмень: ТОГИРРО, 1997. - 66 с.

85. Мартынов М.Ю. Народы-ханты и манси в условиях техногенной цивилизации // Социологические исследования. — 2000. № 10. - С. 64-65.

86. Межуев В.М. Идея национального государства в исторической перспективе // Полис. 1992. -N 5-6. - С. 38-47.

87. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. -М.: Прайм-Еврознак, 2005. — 279 с.

88. Мкртхмян Ю.И. Основные компоненты культуры этноса // Методологические проблемы исследования этнических культуры. Ереван, 1978. - С. 4246.

89. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. -М., 1996. 142 с.

90. Мудрик A.B. Воспитание: категория и реальность // Известия Российской академии образования. 2005. - № 1. — С. 94-100.

91. Мухина З.С. Современное самосознание народностей севера // Психологический журнал. 1988. - Т. 9. - № 4. - С. 44-52.

92. Народы мира: Историко-этнографический справочник. М., 1988.

93. Нилов В.Н. Народы Таймыра и их хореографическое искусство. Вслед за солнцем. — Красноярск: КНМЦ, 2002. 56 с.

94. Нилов В.Н. Северный танец. Традиции и современность. 2-е издание. -М.: Северные просторы, 2005. 168 с.

95. Нилов В.Н. Традиционная хореография народов северной Азии: Монография. Владивосток: Прим. Полиграф., 2005. — 203 с.

96. Нилов В.Н. Хореография и игры командорских алеутов. Методическое пособие. Петропавловск-Камчатский: ОНМЦ, 2006. — 87 с.

97. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1988. - 749 с.

98. Патралов Б.С. Профессиональное воспитание учащихся: курс лекций / Б.С.Патралов; Науч. ред. И.П. Кузьмин; Всерос. ин-т повышения квалификации инж.-пед. работников и специалистов проф.-техн. образования. СПб. : ВИП-КПТО, 1994.-86 с.

99. Петрова-Бытова Т.Ф. Народное хореографическое творчество на Крайнем Севере // Просвещение на Крайнем Севере. Сб. 25. СПб., 1992.

100. Петрова-Бытова Т.Ф. Секрет движения / Радуга на снегу: Сб. ст. М., 1972.-С. 59-64.

101. Петрова-Бытова Т.Ф. Четыре камчатских танца. Петропавловск1. Камчатский, 1964. — 38 с.

102. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1953. - 175с.

103. Полетаева Н.М. Культура здоровья: Учебно-методическое пособие. — СПб.: ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2005. 133 с.

104. Полунов А.Ю. Политическая индивидуальность К.П. Победоносцева // Вестник Моск. ун-та. Сер. 8: История. 1991. - N 2. - С. 28 - 34.

105. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" (с изменениями от 13 октября 2008 г., 18 мая, 17 июня, 2 сентября 2010 г.) // Российская газета от 5 апреля 2000 г., № 66.

106. Потребня A.A. Слово и миф. М.: Правда, 1989. - 622 с.

107. Прикот О.Т. Педагогика отождествления и педагогическая системоло-гия. СПб.: ТВПинк, 1995. - 163 с.

108. Психология. Словарь. М.: Политиздат. 1990. - 572 с.

109. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. -1991.-№1.-С. 57-67.

110. Русские: этносоциологические очерки / Под ред. Ю.В. Арутюняна. -М., 1992. 456 с.

111. Садовский В.Н. Основания общей теории системы. Логико-методологический анализ. — М., 1974. — С. 77-106.

112. Садохин А.П. Этнология. М., 2000.-334 с.

113. Сидоркин A.M. Методологические функции категории «Воспитательная система школы» // Основные направления повышения эффективности педагогической науки. Сборник научных трудов. — М.: НИИОП АПН СССР, 1990.-С. 73 -79.

114. Сикевич З.В. Этнический фактор в политических процессах современной России: дисс. . док. пед. наук. СПб., 1996. - 471 с.

115. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества // Советская этнография. — 1982. № 1. - С. 80-88.

116. Солдатова Г.У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение. М, 1988. - С. 339-340.

117. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. — М:, 1998. — 127 с.

118. Степанов E.H. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика.— Псков: ПОИПКРО, 1998. -263 с.

119. Стефаненко Т.Г. Компоненты этнической идентичности: когнитивный, аффективный, поведенческий // Мир психологии. 2004. - №. 3 (39): - С. 38-43.t

120. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность: от этнологии к социальной психологии Текст. / Т. Г. Стефаненко // Вестник Московского университета; Сер. 14, Психология. 2009. -N 2. - С. 3-17.

121. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1991. 147 с.

122. Сухарев A.B. Этнофункиональный подход к проблемам психопрофилактики и воспитания // Вопросы психологии. 1996. — № 4. — С. 81-92.130; Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1985.

123. Терешкович П.В. Нация / Составитель: Грицанов ■ A.A. // Новейший философский словарь: Энциклопедия. —Минск: В.М: Скакун, 1998. С. 896.

124. Титчинер Э.Б. Учебник психологии. Университетский курс. В 2 частях / Пер. с англ. А.П. Болтунова.-М. Мир, 1914. 142 с.

125. Тишков В.А. Культурная мозаика и этническая политика в России // Известия академии педагогических и социальных наук. — 2003. — Выпуск 7. С. 9-27. .

126. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.-73 с.

127. Ткаченко A.A., Корюхина A.B. К проблеме ратификации Российской Федерацией Конвенции МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих* племенной образ жизни в независимых странах» // Этнографическое обозрение. 1995. - № 3. - С. 34-481

128. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935 ; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940.

129. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 576 с.

130. Файзуллин Ф.С., Зарипов А.Я. Грани этнической идентификации // Социологические исследования. 1997. - № 8. - С. 40-47.

131. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. - 785 с.

132. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир восходящему: Развитие ребенка и его *отношений с окружающими. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. - 511 с.

133. Фромм Э. Бегство от свободы. -М., 1990. 169 с.

134. Хакимова JI.А. Художественное творчество как средство профессионального воспитания студентов в социокультурной среде вуза: дисс. . канд. пед. наук. СПб., 2006. — 175 с.

135. Хантингтон С.Ф. Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка (отрывки из книги) // Pro et Contra. Т.2, № 2 . M., 1997. - С. 142-144.

136. Хореографическое образование на стыке веков. Сборник докладов и тезисов Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 25-28 апреля 2003 года) / Отв. ред. В.Н. Нилов. М.: МГУКИ, 2003. - 162 с.

137. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. — СПб.: Алетейя,2000. 240 с.

138. Чебоксаров Н.Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых // Советская этнография. 1967. - №4. - С. 94-Г10.

139. Чешко С.В. Этнические меньшинства и национальная политика Российской Федерации // Расы и народы. 1997. - № 24. - М.: Наука, 1998. - С. 1224.

140. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учебное пособие для студентов / Под ред. Т.Н. Шамовой. М.: Владос, 2001. - 320 с.

141. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 48 с.

142. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1996. — 344 с.

143. Этническая психология / Бороноев А.О., Павленко В.Н. СПб, 1994. -134 с.

144. Этнопедагогика / Под ред. Т.Н. Огородникова. М., 1981. - 116 с.

145. Юнг К.Г. Проблема души современного человека. Это человек. Антология. М., 1995. - С. - 21 - 27.

146. Erikson Е. Insight and Responsibility. N.Y., 1964.

147. Erikson E. Psychosocial Identity // A Way of Lookingat Things Selected Papers / Edited by S. Schlein. N.Y., 1995.

148. Ethnic Identity: Cultural Continuities and Change / Ed. by G.de Vos., Romanucci-Ross. Chicago-London, 1982.

149. Hobsbawm EJ. Ethnicity and Nationalism in Europe Today // Anthropology Today. 1992. - Vol.8. - N1.

150. Janet P. La psychologie de la conduite // Encyclopédie franzaise. V. VIII. - 1940.

151. Laitin David V. Identity in formation: The Russian-Speaking Nationality in Estonia and Bashkortostan. Studies in Public Policy, Num. 249. University of Strathclyde: Glasgow, G11XH, 1995.

152. Macmillan dictionary of anthropology. L., - 1986. - P. 95-96. 145.

153. Mead G.H. The Social Psychology of George Herbert Meat / A. Strauss (Eds). — Chicago: University of Chicago Press, 1956.

154. Raja Roy Singh. Образование в условиях меняющегося мира // Перспективы. Вопрос образования. — 1993. № 1. — С 7-12.

155. Touraine A. Production de la société. Paris, 1973.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.