Системный подход в обучении цветоведению студентов художественно-графического факультета тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Кузьмина, Ирина Петровна

  • Кузьмина, Ирина Петровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 178
Кузьмина, Ирина Петровна. Системный подход в обучении цветоведению студентов художественно-графического факультета: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2008. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кузьмина, Ирина Петровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

1.1. Принципы системного подхода в обучении.

1.2. Анализ систем обучения цветоведению в художественном образовании.

1.3. Разработка модели освоения цветоведения студентами художественно-графического факультета, основанной на системном подходе к обучению.

ГЛАВА 2. ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В

ОБУЧЕНИИ ЦВЕТОВЕДЕНИЮ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

2.1. Определение критериев художественно-творческого развития студентов художественно-графического факультета.

2.2. Внедрение системного подхода в обучение цветоведению студентов художественно-графического факультета.

2.3. Результаты внедрения модели освоения цветоведения студентами художественно-графического факультета.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Системный подход в обучении цветоведению студентов художественно-графического факультета»

В соответствии с современными требованиями эстетического развития школьников определяющее значение приобретает проблема формирования художественно-педагогических компетентностей будущих учителей изобразительного искусства. Развитие у студентов системного мышления, умения рассматривать проблемы комплексно стало осознанной потребностью профессионального образования. Тенденция к взаимодействию различных наук, интеграция учебно-воспитательного процесса стимулируют создание новых моделей обучения, нацеленных на развитие творческой инициативы, самостоятельности, конкурентоспособности и мобильности будущих специалистов, готовых к самореализации в различных областях творческой деятельности.

Эти изменения нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании», Концепции модернизации отечественного образования на период до 2010 года (В.И. Байденко, Г.Б. Корнетов, А.Н. Новиков, Л.Г. Семушина, Ю.Г. Татур и др.) [96]. Новая образовательной парадигма нацеливается на переориентацию оценки результатов образования с позиции понятий «подготовленность», «образованность», на «профессиональную компетентность» обучающихся. Такое понимание проблемы значительно шире смысла, которое вкладывается в понятия знание, умение, навык, и определяет иной смысловой ряд, предполагающий переход к осмыслению и практическому применению имеющихся представлений в конкретной деятельности в реальном социуме.

Современная система подготовки художника-педагога призвана учитывать изменяющуюся социокультурную ситуацию и ориентировать все обучение на формирование художественно-педагогических способностей студентов к профессиональной деятельности. Освоение выразительного языка изобразительного искусства (формы, пространства, ритма, композиции, цвета и др.) является приоритетной задачей профессионального образования студентов художественно-графического факультета.

Компьютеризация образования, развитие культуры и искусства, новые достижения педагогики и психологии значительно расширили возможности художественного образования детей и юношества, предопределили развитие содержательных основ курса «Цветоведения» в системе подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

Изучение цвета на художественно-графическом факультете традиционно рассматривается в качестве важной составляющей всей системы подготовки художника-педагога. Освоение различных художественных материалов и техник, знания по живописи, композиции, художественному проектированию и компьютерной графике, умения анализировать и интерпретировать произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства связаны с цветоведением. Развитие навыков художественного восприятия у студентов, их умений пользоваться цветом как средством художественного выражения являются основой формирования художественно-педагогической компетентности будущего учителя.

Интеграционные процессы в области современного художественного образования предусматривают системное взаимодействие специальных дисциплин. Для нашей работы в области системного подхода представляют интерес научные труды отечественных философов И.В. Блауберга, М.С. Кагана, В.Н. Садовского, А.Г. Юдина и др., которые нацеливают исследователя на раскрытие целостности образовательного процесса, выявление многообразных типов связи и сведение их в единую картину.

Педагогический аспект данной проблемы рассматривался в трудах С.И. Зиновьева, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина и др. Они обращали внимание на целесообразность внедрения системного подхода в профессиональную подготовку будущего специалиста. Взаимодействию компонентов содержания образования, реализации педагогических принципов обучения посвящены исследования В.В Давыдова, В.В. Краевского, Д.Б. Эльконина и др. Ученые обращали внимание на развивающий характер образовательного процесса, на необходимость эффективного использования воспитательного потенциала искусства.

Цвет является одним из важных средств художественной выразительности в изобразительном искусстве. Теоретики искусства, педагоги и психологи (Р. Арнхейм, А.Б. Бакушинский, Б.Р. Виппер, C.B. Кравков, С.П. Ломов, A.A. Мелик-Пашаев и др.) отмечали сложность процесса художественного восприятия. Они подчеркивали значимость творческого переживания, осмысления и оценки произведения искусства, указывали на то, что «умение видеть и переживать» требует усилия и подготовки. Практическое освоение средств художественного выражения, работа разнообразными художественными материалами являются важными условиями, способствующими развитию умений воспринимать художественно-образную основу произведения.

По мнению Г.В. Лабунской, цветовая выразительность работы, ее образность обуславливается художественно-творческими способностями учащегося, в основе которых лежит эмоциональное, эстетическое отношение к изображаемому. Для нас является важным вывод о том, что художник-педагог должен обладать не только тонким цветоразличением, но и развитым эстетическим отношением, при котором в цветах он видит определенные образы, настроения и выразительные возможности, вызывающие у него эмоциональную отзывчивость.

Принцип организации художественно-творческой деятельности учащихся в единстве художественного восприятия и продуктивного творчества нашел отражение в работах A.B. Бакушинского. Овладение материалом и средствами творческого выражения, воспитание способности восприятия-созерцания ученый рассматривал как неразрывные компоненты процесса формирования «культуры творческой личности». Учет принципа единства восприятия и творчества и ныне является важной основой методики преподавания специальных дисциплин в вузе.

Разработка методов преподавания изобразительного искусства в профессиональном и общем художественном образовании отражена в исследованиях H.H. Ростовцева, Л.Б. Рыловой, Б.П. Юсова и др. В исследованиях Л.Г. Савенковой и Е.П. Кабковой анализируется взаимосвязь социокультурных факторов в формировании современного художественного мышления учителя изобразительного искусства. Системный подход в обучении, основанный на взаимодействии разных видов художественной деятельности, может стать основой современной модели обучения цветоведению студентов художественно-графического факультета.

В настоящее время существуют разные образовательные программы по изобразительному искусству в школе, предполагающие многообразные формы приобщения школьников к цветовой культуре (B.C. Кузин, С.П. Ломов, Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов и др.). Проведены научные исследования, раскрывающие особенности методики преподавания цвета детям разных возрастных групп (М.В. Дараган, Т.А. Копцева, Е.И. Коротеева, Ю.А. Полуянов, И.Б. Шешко и др.), разработаны комплекты наглядных пособий по цвету (Н.М. Сокольникова, С.И. Гудилина и др.), определены пути использования компьютерных технологий в художественном образовании (Т.В. Селиванова, Ю.А. Фильчакова, O.A. Ческидова и др.).

Проблема подготовки учителя изобразительного искусства для системы общего и дополнительного образования стала предметом исследования многих ученых. Формированию колористической культуры студентов посвятили свои работы A.C. Зайцев, A.B. Ефимов, Т.И. Наливина и др., овладению материалами и техникой живописи - Г.Д. Беда, Г.Б. Смирнов, Н.С. Боголюбов, A.A. Унковский и др. Особенности развития композиционного мышления студентов анализировали В.А. Фаворский, А. М. Родченко, Е.В. Шорохов и др.

История художественного образования отражена в исследованиях H.H. Фоминой, Н.В. Гросул, Н.И. Дружковой, Ю.П. Протопопова и др. В своих работах они выявляют зависимость результатов детского творчества от исторически сложившихся форм культуры. H.H. Фомина рассматривает детский рисунок как «культурное творчество, направленное на совершенствование личности». Это утверждение в полной мере распространяется и на результаты изобразительного творчества студентов художественно-графического факультета. Личностно-ориентированный подход в обучении цветоведению — и сегодня необходимое условие формирования профессиональной компетенции будущих учителей изобразительного искусства.

Актуальными для нашего исследования являются положения программ колористического образования учащихся БАУХАУЗа и Высших художественно-промышленных мастерских начала XX века (В. Гропиус, И. Иттен, В. Кандинский, К. Истомин и т.д.), основанных на изучении «первоэлементов» как структурных звеньев образовательного процесса. Развитие когнитивных способностей студентов, постижение эмоционально-образного языка изобразительного искусства остаются важными составляющими современной системы подготовки художника.

Анализ состояния практики преподавания цветоведения на художественно-графических факультетах педагогических вузов (H.H. Лукин, А.Н. Новикова, Д.М. Оверчук, A.A. Унковский, И.А. Хижняк и др.) показал, что несогласованность процессов учебно-познавательной и творческой деятельности, применение репродуктивных методов обучения, отсутствие взаимосвязи общехудожественных и специальных дисциплин приводит к разобщенности постижения студентами основ цветоведения. В результате студенты сталкиваются с обилием материала, накопившегося в той или иной области знаний, не связанных в систему, а обучение по каждой дисциплине ведется параллельно, без взаимопроникновения полученных знаний и навыков в другие дисциплины.

Проблема исследования.

Современному, развивающемуся обществу необходимы образованные, инициативные люди, творчески активные, проявляющие себя общественно и индивидуально, способные воспринимать и создавать художественные ценности. Колористическая подготовка студентов художественно-графических факультетов, нацеленная на развитие знаний, умений и навыков, не обеспечивает достижение поставленных задач. Традиционный подход к преподаванию цветоведения не способствует формированию целостных представлений студентов о цвете как средстве художественной выразительности. При этом остается нераскрытой проблема системообразующих связей в обучении специальным дисциплинам. Исходя из этого, возникает необходимость внедрения принципов системного подхода в обучение студентов основам цветоведения.

Выявленная проблема обусловила выбор темы данного исследования: «Системный подход в обучении цветоведению студентов художественно-графического факультета».

Объект исследования.

Художественно-творческая деятельность студентов художественно-графического факультета педагогического вуза.

Предмет исследования.

Процесс преподавания цветоведения студентам художественно-графического факультета на основе системного подхода.

Цель исследования:

Теоретически и методически обосновать принципы системного подхода в обучении цветоведению, выявить пути их реализации в образовательной практике студентов художественно-графического факультета.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогические подходы к обучению цветоведению в теории и практике художественного образования.

2. Разработать педагогическую модель освоения цветоведения студентами художественно-графического факультета, основанную на системном подходе к обучению, и определить условия ее внедрения в педагогическую практику.

3. Определить уровни сформированности художественно-педагогической компетентности студента в области цветоведения.

Гипотеза исследования.

На основе анализа научно-педагогической литературы по исследуемой проблеме и опыта работы со студентами на художественно-графических факультетах можно сделать предположение о том, что внедрение системного подхода в обучение цветоведению будет способствовать формированию художественно-педагогической компетентности будущих учителей изобразительного искусства, если: преподавание таких специальных дисциплин, как «Цветоведение», «Живопись», «Композиция» будет основываться на единстве содержания блочно-тематических связей; будет учитываться взаимосвязь четырех компонентов образовательного процесса: 1) освоение теоретических знаний в области цветоведения; 2) формирование навыков владения цветом в процессе работы с различными художественными материалами; 3) развитие способности воспринимать цвет и использовать его как средство художественной выразительности; 4) проявление художественной индивидуальности; студентами будут использованы проектные формы художественно-творческой деятельности с применением компьютерных технологий.

Методологические основы исследования: принципы системного подхода в образовании, нашедшие отражение в трудах философов И.В. Блауберга, М.С. Кагана, Э.Г. Юдина и теории развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина; теории визуального восприятия и формообразования в искусстве (Р. Арнхейм, Б.Р. Виппер, A.A. Мелик-Пашаев); положения теории и истории художественного воспитания о методах изучения результатов художественно-творческой деятельности детей и юношества (A.B. Бакушинский, Г.В. Лабунская); педагогические принципы и методы обучения художников в высших учебных заведениях (В. Гропиус, И.И. Иттен, В.В. Кандинский, В.А. Фаворский и др.).

Методы исследования: обобщение опыта работы педагогов-практиков в области цвета в педагогических и художественных вузах; анализ действующих программ по живописи, композиции, дизайну, цветоведению, а также методических и наглядно-дидактических пособий; наблюдение за деятельностью студентов в процессе работы с цветом; беседа и опрос студентов; анализ диагностических заданий на начальном и заключительном этапе опытно-экспериментальной работы; эксперимент в естественных условиях преподавания дисциплин живописного цикла в вузе; анализ результатов художественно-творческой деятельности студентов художественно-графического факультета педагогического вуза.

Научная новизна исследования:

Научно обоснована необходимость формирования художественно-педагогической компетентности студентов в области цветоведения на основе системного подхода. Раскрыты принципы системного подхода в обучении цветоведению: принцип приоритета конечной цели обучения, единства, связи, иерархии, функциональности, функционирования. Данные принципы находят отражение в цели обучения, в единстве четырех компонентов образовательной системы, во взаимосвязи дисциплин живописного цикла, единстве восприятия и художественного творчества, в создании авторских творческих работ и проектов.

Разработаны компоненты системного подхода в обучении студентов цветоведению, которые нацелены на освоение теоретических знаний в области цвета, формирование навыков владения цветом в процессе работы с различными художественными материалами, развитие способности воспринимать и использовать цвет как средство художественного выражения, проявление художественной индивидуальности.

Теоретическая значимость исследования:

Обоснована педагогическая модель освоения цветоведения студентами художественно-графического факультета, основанная на системном подходе к обучению.

Выявлены критерии анализа результатов художественно-творческой деятельности студентов: эмоционально-эстетическое отношение, опыт творческой деятельности с цветом, теоретические знания в области цветоведения и технический навык.

Выявлены уровни сформированности художественно-педагогической компетентности студента в области цветоведения: высший - художественно-образный, раскрывающий творческий подход студента к использованию цвета как средства художественного выражения, способного в суждениях и в продуктивном творчестве отражать индивидуальную позицию и эстетическое отношение; средний — раскрывающий частичное или слабо выраженное использование студентом цвета как средства художественного выражения, с суждениях и продуктивном творчестве авторская позиция выражается слабо; низкий — репродукгивно-подражательный, раскрывающий неспособность студента использовать цвет как средство художественного выражения его неготовность в суждениях и практической деятельности отражать собственные эстетические позиции.

Практическая значимость исследования:

Разработана и апробирована система заданий, основанная на принципах системного подхода в обучении цветоведению.

Скорректировано содержание программ специальных дисциплин «Цветоведение», «Живопись», «Композиция», в которых определено место компьютерных технологий в формировании навыков художественно-творческой и проектной деятельности студентов с цветом.

Разработанная система может быть использована при обучении студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов, а также в системе повышения квалификации учителей изобразительного искусства.

Достоверность исследования обусловлена всесторонним анализом проблемы при определении теоретико-методологических позиций; комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели, гипотезе и задачам исследования; экспериментальной проверкой выявленных заданий, способствующих формированию художественно-педагогической компетентности студентов в области цветоведения.

Этапы исследования.

На первом этапе (2002-2003 гг.) осуществлялось изучение философской, психолого-педагогической литературы, диссертационных работ по исследуемой проблеме, анализировался опыт работы в области преподавания цветоведения студентам с целью определения исходных позиций.

На втором этапе (2003-2005 гг.) была разработана модель освоения цветоведения студентами художественно-графического факультета, были определены критерии анализа результатов художественно-творческой деятельности студентов, осуществлялась опытно-экспериментальная проверка разработанной модели.

На третьем этапе (2005-2008 гг.) анализировались, обрабатывались и систематизировались результаты опытно-экспериментальной работы; уточнялась модель освоения цветоведения студентами художественнографического факультета, основанная на системном подходе в обучении; формулировались выводы и оформлялся текст диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось посредством выступлений на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии; лекций для учителей изобразительного искусства по цветоведению, отчетов на заседаниях Лаборатории истории художественного образования Института художественного образования Российской академии образования, путем публикаций научных статей, отражающих основные вопросы исследуемой проблемы.

Опытно-экспериментальная база исследования: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, художественно-графический факультет.

Положения, выносимые на защиту:

1. Внедрение принципов системного подхода в обучение цветоведению, основанных на междисциплинарной связи и четырехкомпонентном содержании образования, является важным условием формирования художественно-педагогической компетентности студентов в области цвета.

2. Разработанная в процессе исследования система заданий, объединенная блочно-тематическим принципом построения содержания колористического образования, направлена на развитие у студентов художественно-графического факультета теоретических знаний по цветоведению, умений и навыков владения цветом в процессе работы различными художественными материалами, способности воспринимать и использовать цвет как средство художественного выражения, их готовности к проявлению художественной индивидуальности.

3. Системный подход в обучении цветоведению студентов художественно-графического факультета обеспечивает преемственность и общность предметов художественного цикла, способствует их взаимодействию с другими дисциплинами. Целостность системы дает возможность педагогу вариативно интерпретировать содержание художественного образования по живописи, композиции, цветоведению при сохранении основных принципов. Внедрение инновационных технологий обогащает студентов новыми средствами реализации художественных замыслов, нацеливает их на создание индивидуальных и коллективных проектов с использованием компьютера.

Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Кузьмина, Ирина Петровна

Выводы по второй главе:

1. Совершенствование процесса художественного образования студентов художественно-графического факультета стало возможным в результате использования принципов системного подхода в обучении.

2. Проведенное комплексное констатирующее исследование позволило выявить: критерии анализа результатов художественно-творческой деятельности студентов: эмоционально-эстетическое отношение, опыт творческой деятельности с цветом, теоретические знания в области цветоведения и технический навык; уровни сформированности художественно-педагогической компетентности студента в области цветоведения: высший художественно-образный, раскрывающий творческий подход студента к использованию цвета как средства художественного выражения, способного в суждениях и в продуктивном творчестве отражать индивидуальную позицию и эстетическое отношение; средний -раскрывающий частичное или слабо выраженное использование студентом цвета как средства художественного выражения, с суждениях и продуктивном творчестве авторская позиция выражена слабо; низкий - репродуктивно-подражательный, раскрывающий неспособность студента использовать цвет как средство художественного выражения, его неготовность в суждениях и практической деятельности отражать собственные эстетические позиции.

3. Разработанная в процессе исследования система заданий, объединенная блочно-тематическим принципом построения содержания колористического образования, была направлена на развитие у студентов теоретических знаний по цветоведению, умений и навыков владения цветом в процессе работы различными художественными материалами, способности воспринимать и использовать цвет как средство художественного выражения, их готовности к проявлению художественной индивидуальности.

4. Апробирована педагогическая модель освоения цветоведения студентами художественно-графического факультета, основанная на системном подходе. Выявлены условия ее внедрения в практику: включение личностно-ориентированного подхода к обучению студентов цветоведению содействовало формированию индивидуального видения и художественно-творческого развития каждого студента; организация занятий в музее изобразительного искусства, способствовало развитию когнитивной компетентности студентов в области истории изобразительного искусства, изучению приемов практического использования цвета как средства художественного выражения; внедрение в творческую работу студентов информационных и мультимедийных технологий, обеспечивало возможности расширения средств выполнения художественных замыслов при решении колористических задач.

5. Педагогический эксперимент привел к динамике художественно-творческого развития учащихся от низкого и среднего уровня до высшего — художественно-образного: высший - художественно-образный уровень — в экспериментальных группах продемонстрировало большинство студентов (94%), когда как в контрольных группах высокие показатели были лишь у половины студентов (51 %); показатель среднего уровня в экспериментальных группах значительно уменьшился, он составил 6%, а в контрольных группах остался практически без изменения (36 %); низкий - репродуктивно-подражательный уровень — в экспериментальных группах не был зафиксирован (равен 0 %), тогда как в контрольных группах этот показатель был равен 13 %.

6. Системный подход в обучении цветоведению студентов художественно-графического факультета обеспечивает преемственность и общность предметов художественного цикла, способствует их взаимодействию с другими дисциплинами. Целостность системы дает возможность педагогу вариативно интерпретировать содержание художественного образования по живописи, композиции, цветоведению, при сохранении основных принципов. Внедрение инновационных технологий обогащает студентов новыми средствами реализации художественных замыслов, нацеливает их на создание индивидуальных и коллективных проектов с использованием компьютера.

7. Высокий уровень творческого развития студентов экспериментальных групп свидетельствует о том, что реализация модели освоения цветоведения, основанная на принципах системного подхода, способствует развитию художественно-педагогической компетентности студентов, формирует их колористическую культуру, развивает эстетическое отношение к цвету, умение воспринимать и использовать цвет как средство художественного выражения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях реформирования системы высшего образования, переориентации оценки результатов образования с точки зрения понятий «образованность» на понятие «профессиональная компетентность» обучающихся, предъявляются высокие требования к уровню подготовки выпускников, в том числе и в области художественно-педагогического образования. Основное внимание при этом уделяется развитию художественно-творческих способностей будущих художников-педагогов. Проблема формирования художественно-педагогической компетентности студента в области цвета является одной из профессионально значимых и педагогически приоритетных на художественно-графическом факультете. Применение системного подхода в обучении цветоведению в Нижнетагильской социально-педагогической академии обеспечило рост художественно-творческого развития студентов, стало эффективным средством формирования «культуры творческой личности» будущего учителя изобразительного искусства.

Проведенное опытно-экспериментальное исследование позволило сделать ряд основных выводов:

1. В результате исследования были определены принципы системного подхода в художественном образовании: принцип приоритета конечной цели обучения, единства, связи, иерархии, функциональности, функционирования; выявлены пути их реализации в образовательной практике студентов художественно-графического факультета. Системный подход в обучении цветоведению нашел отражение: в качестве ведущей цели обучения, направленной на формирование художественно-педагогической компетентности студентов в области цвета; в единстве четырех компонентов образовательной системы; в интеграции содержания образования специальных дисциплин живописи, композиции, цветоведения); во взаимосвязи процессов восприятия и художественного творчества; в развитии индивидуальной траектории художественно-творческого роста каждого студента, способного создавать авторские работы и социально значимые проекты.

2. Анализ теории и практики обучения цветоведению в высших учебных заведениях позволил выстроить в процессе исследования систему учебно-воспитательных заданий, основанных на блочно-тематическом комплексе: ахроматические цвета, хроматические цвета, системы классификации цветов, цветовые взаимодействия, принципы гармонии цвета, эмоционально-эстетическое воздействие цвета. Системный подход в обучении цветоведению направлен на развитие художественно-педагогической компетентности студентов в области цвета, включающей в себя: теоретические знания по цветоведению; умения и навыки владения цветом в процессе работы различными художественными материалами; способность воспринимать и использовать цвет как средство художественного выражения; сформированность художественной индивидуальности.

3. Разработана и апробирована педагогическая модель освоения цветоведения студентами художественно-графического факультета, основанная на системном подходе; выявлены условия ее внедрения в практику: на занятиях по цветоведению, живописи и композиции использовались эвристические методики анализа и исследование цветовой палитры; применение проблемно-творческой ситуации способствовало самостоятельному изучению и изготовлению студентами цветных сенсорных эталонов, поиску вариативных ассоциативных рядов, созданию оригинальных композиций; занятия в музее, анализ результатов собственного творчества способствовали формированию культуры видения, развитию когнитивной компетентности студентов в области истории изобразительного искусства; применение инновационных форм работы с различными художественными материалами обогащали студентов опытом работы с цветом как средством художественного выражения; проектная деятельность с использованием компьютерных технологий нацеливалась на создание социально значимых проектов; личностно-ориентированный подход в обучении способствовал творческой индивидуальности студента.

4. В процессе исследования определены уровни сформированности художественно-педагогической компетентности студентов в области цветоведения: высший, художественно-образный, раскрывающий творческий подход студента к использованию цвета как средства художественного выражения, способного в суждениях и в продуктивных видах деятельности отражать индивидуальное видение; средний - раскрывающий частичное или слабо выраженное использование студентом цвета как средства художественного выражения, низкий - репродуктивно-подражательный, раскрывающий неспособность студента использовать цвет как средство художественного выражения, как форму отражения собственных эстетических позиций.

Реализация на практике модели освоения цветоведения студентами художественно-графического факультета, основанной на системном подходе в обучении, привела к динамике художественно-творческого развития учащихся от низкого и среднего уровня до высшего — художественно-образного.

5. Высокий уровень творческого развития студентов экспериментальных групп свидетельствует о том, что реализация модели освоения цветоведения, основанная на принципах системного подхода, способствует развитию художественно-педагогической компетентности студентов, формирует их колористическую культуру, развивает эстетическое отношение к цвету, умение воспринимать и использовать цвет средство художественного выражения, что подтверждает выдвинутую гипотезу.

Теоретически обоснованную и экспериментально проверенную систему обучения цветоведению можно использовать при обучении студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов, а также в системе повышения квалификации учителей изобразительного искусства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кузьмина, Ирина Петровна, 2008 год

1. Абасов З.А. Системный подход при проектировании целей урока // Завуч, 2003. №2. - С. 68-71.

2. Аверянов А. Н. Системное познание мира. — М.: Политиздат, 1985. 175 с.

3. Аверянов А. Н. О природе взаимодействия. М., 1994. - 64 с.

4. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. -М.: Мир, 1982. 181с.

5. Агудов В.В., Плесский Б.П. Системный метод исследования и диалектико-материалистический метод // Философские Науки, 1977. -№ 8,-С. 52.

6. Азизян И.А. Цвет Культура - Цветовая культура // Техническая эстетика, 1981. - № 9. - С. 26-28.

7. Алексеев С.С. О колорите.- М.: Изобразительное искусство, 1974. -223с.

8. Алексеев С.С. О цвете и красках. М.: Искусство, 1978. - 189 с.

9. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. М.: «Советский художник», 1968. - 288с.

10. Алексеева В.В. Что такое искусство? Вып. 1.- Станковое искусство. О том, как изображает мир живописец, график, скульптор. -М.: Советский художник, 1973. — 162 с.

11. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001.-288 с.

12. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2т./Под ред.

13. A.JI. Бодалева и др. М., 1980.

14. Андреев В.Н. Эвристика для творческого саморазвития. -Казань, 1994. -247с.

15. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие: Пер. с англ.

16. B.Н.Самохина. М.: Прогресс, 1979. - 392 с.

17. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление.—М.: Политиздат, 1981.

18. Афанасьев В.Г. Системность и общество. — М.: Политиздат, 1980.

19. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1982.

20. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследований на материале пространственных искусств. — М.: Новая Москва, 1925.- 240 с.

21. Бакушинский A.B. Исследование и статьи. Избранные искусствоведческие труды. — М.: Сов. художник, 1981. 348с.

22. Бакушинский A.B.Исследования и статьи. — М.: Советский художник, 1981. 349с.

23. Басманов В.А. Тоновой и цветовой контрасты и методика их использования в обучении живописи. (Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук). -М., 1980.

24. Байденко В. И., Джерри ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования.- М., 2003.

25. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России, 2004, № 11.

26. Беда Г.В. Живопись. М.: Просвещение, 1986. - 190 с.

27. Беспалько В.П., Татур Ю.В. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие. — М.: Высшая школа, 1989. —144 с.

28. Берталанфи JI. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем.- М.: Прогресс, 1969. — С. 2382.

29. Берталанфи JI. Общая теория систем — обзор проблем и результатов//Системные исследования: Ежегодник, 1969. М.: Наука, 1969.-С. 30-54.

30. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.- М.: Воронеж, 1995.-352 с.

31. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.- 270 с.

32. Блауберг И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. — М.: Знание, 1969. 48 с.

33. Визер В.В. Система цвета в живописи: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2004. 190 с.

34. Вербицкий А.Л. Компетентностный подход и теория контекстного обучения — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

35. Виноградов Я. П. Проблемы цвета в архитектурном образовании // Архитектура СССР. 1981. - № 6.

36. Волков H.H. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984. — 320 с.

37. Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительного искусства / Сборник научных трудов под ред. Б.П. Юсова. М., 1981. - 158 с.

38. Воронина Е.В. Формирование колористического видения у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях пейзажной живописью в условиях пленэра. Диссертация канд. пед. наук 13.00.02. — М., 2004.

39. Выготский Л.С. Психология искусства. / Под ред. М.Г. Ярошевского М.: Педагогика, 1987. — 344 с.

40. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук. — М.: Мысль, 1975.

41. Герхард Ц. Учение о цвете. // Пер. с немецкого доцента Э.Н.Зеликиной — М.: Изд. Литературы по строительству, 1971

42. Гете И.В. Об искусстве. М.: Искусство, 1975.

43. Гете И.В. К учению о цвете (хроматика). // Иоганн Вольфганг

44. Гете. Избранные сочинения по естествознанию. — Д.: АН СССР, 1957.

45. Гиг Дж. Прикладная общая теория систем. М.: Мир, 1981.

46. Гольбах П.Система природы, или о законах мира физического и мира духовного. М., 1940.

47. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учебное пособие. Калининград: Калининградский университет, 2000. - 572с.

48. Грегори P.A. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. — М.: Прогресс, 1970.

49. Громыко О. В. Понятие и проект в теории развивающего образования. В.В. Давыдова // Известия РАО, 2000. № 2.

50. Губанов В.А., Захаров В.В., Коваленко А.Н. Введение в системный анализ. Учебное пособие — Д., 1988.

51. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М.: Логос, 2000.

52. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. — М.,1972. 472 с.

53. Дерибере Т. Цвет в деятельности человека. М.: Стройиздат, 1964.- 183 с.

54. Джусупов Ж.К. Художественно-творческое развитие студента в процессе индивидуальных занятий живописью на ХГФ педагогических вузов. (Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук). — М., 1999.

55. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики./Под ред. Скаткина М.Н. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.

56. Долгоаршинных H.A. Формирование представлений о гармонии цвета в учебно-воспитательном процессе начальной школы. (Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук). М., 1999.

57. Дружкова Н.И. Кандинский в Баухаузе. Теоретические основыхудожественно-педагогической деятельности; монография / Моск. Гос. Ун-т печати. М.: МГУП, 2006.

58. Емельянов СВ. Системы, целенаправленность, рефлексия // Системные исследования: Методологиченские проблемы: Ежегодник, 1981. -М.: Наука, 1981. С. 7-38.

59. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества.- М.: Академический проект, 2003.

60. Ермолинская Е.А. Взаимодействие искусств как условие активизации педагогического творчества учителя изобразительного искусства. (Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук).- М., 2004.

61. Ефимов A.B. Об изучении цвета в Японии // Техническая эстетика, 1976.- № 8.- С. 26-32.

62. Ефимов A.B., Скобелев В. Методика преподавания живописи в Московском архитектурном институте // Архитектура СССР, 1968. № 10.-с. 1-4.

63. Ефимов A.B. Колористическая культура. В обзоре: Современные тенденции полихромии в архитектуре. М.: ЦНТИ Госгражданстроя, 1979.

64. Ефимов A.B. Полихромия объектов дизайна в цветовой среде города.// Техническая эстетика, 1979. -№ 7. — С. 19-23.

65. Ефимов А. В. Связь между цветом и формой //Интерпресс график, 1979, № 3.

66. Загвязинский В.Н. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, 1987. 160с.

67. Загвязинский В.Н. Учитель как исследователь.- М.: Знание, 1980.

68. Зайцев A.C. Выразительные и изобразительные возможности цвета (Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук). — М., 1970.

69. Зайцев A.C. Наука о цвете и живопись.- М.: Искусство, 1986. — 158 с.

70. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1997. -123 с.

71. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Высшая школа, 2000.

72. Зимняя ИЛ. Личностно-деятельностный подход в обучении русскому языку как иностранному // Русский язык за рубежом, 1985, №5.

73. Зимняя ИЛ. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003, № 5.

74. Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе.-М.: Высшая школа, 1975.

75. Зинченко В.П. Зрительное восприятие и творчество // Техническая эстетика, 1975. — № 6-9.

76. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения развивающего обучения Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова): Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2002. - 431 с.

77. Иванова Н. С. Мигалина И. В. Основы архитектурного цветоведения: Уч.пособие. М.: МАРХИ, 1981.

78. Ивенс P.M. Введение в теорию цвета / Пер. с англ. — М.: Мир, 1964.-442 с.

79. Изобразительное искусство 1-9 классы / Под ред. Кузина B.C., Ростовцева H.H., Шорохова Е.В. и др. М: Просвещение, 1994. — 159 с.

80. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. — М.: Знание, 1968.

81. Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). -М, 1984.

82. История художественного образования в России проблема культуры XX века. — М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003.

83. История художественного образования в России в лицах, фактах, событиях, произведениях художественного творчества детей и подростков. Т.1. М.: Педагогика, 2002. — 473 с.

84. Иттен И. Искусство цвета.-М.: Д.Аронов, 2001. — 96 с.

85. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. — Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1991.

86. Каган М.С. О системном подходе к системному подходу/ Философские науки, 1973. № 6. — С. 37.

87. Канаев И.И. Очерки истории проблемы физиологии цветового зрения от античности до XX века. Л., 1971.

88. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. СПб.: Азбука, 2001.

89. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. Л.: Фонд «Ленинградская галерея», 1990.

90. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество.-М.: Педагогика, 1990. 142 с.

91. Качества знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М.Н. Скаткина, В.В. Краевского. — М.: Педагогика, 1979. — 132 с.

92. Киплинг Д.И. Техника живописи. М.: Сварог и К, 2000.

93. Кириллов Е.А. Цветоведение: Учеб. пособие для вузов по спец. «Хим. технология и оборуд. отделоч. пр-ва». М.: Легпромбытиздат, 1987. — 198 с.

94. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М., 1981.- 264 с.

95. Колористика. Упражнения с учебно-методическим материалом / сост. A.B. Новикова.- Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2005. 44 с.

96. Коник М. А. Колористическая композиция // ДИ СССР, 1973. — № 11.-С. 36-39.

97. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. //Официальные документы в образовании. — 2002. — №4.

98. Копцева Т.А. Формирование образного восприятия цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства (Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук). — М., 1990.

99. Коробка Ю.В. Теоретическое и методическое обоснование живописного понимания и видения цвета. (Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук). М, 1997.

100. Коротеева Е.И. Искусство и ты.: Учебник для 1 класса / Под ред. Б.М. Неменского. -М.: Просвещение, 1997. — 144 с.

101. Коротеева Е.И. Развитие способностей детей к художественно — творческой деятельности. — М.: Издательский дом РАО, 2005. — 204 с.

102. Кох Э., Вагнер Т. Индивидуальность цвета.- М: Антиполософия, 2000.

103. Кравков C.B. Цветовое зрение.- М: Академия наук СССР, 1951. — 176 с.

104. Крымов Н.П.Художник и педагог.- М.: Изобразительное искусство, 1989. — 93 с.

105. Кубасова Н., Ламперт Ф. Художнику-конструктору о цвете // Техническая эстетика, — 1964. — № 10.

106. Кузин B.C. Психология. — М: Высшая школа, 1982.

107. Кузьмин В.П. Гносеологические проблемы системного знания. — М.: Знание, 1983.

108. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. М., 1986.

109. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования — Л.: Издательство ЛГУ, 1980.

110. Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. -М., 1970.

111. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М., 1965. -207 с.

112. Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье. — М.: Педагогика, 1970. — 47 с.

113. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы философии, 1972. №9.

114. Леонтьев К.Л. Музыка и цвет. — М, 1961.

115. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.

116. Линней К. Система природы. — СПБ, 1864.

117. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.- 440 с.

118. Лукин H.H. Обоснование системы методов формирования восприятия цвета в процессе преподавания живописи (при подготовке художника-педагога). (Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук). М., 1983.

119. Маковельский А.О. Демокрит. Баку, 1926.

120. Малевич К.С. Живопись и проблема архитектуры. // Малевич (1878—1935).Городской музей. — Амстердам, 1989. -152 с.

121. Малевич К.С. Художник и теоретик. М.: Советский художник, 1990.

122. Материалы конференций, совещаний. Цвет. Материалы. Дизайн. -М., 1989.-72 с.

123. Материалы конференций, совещаний. Современная наука о цвете и проблемы цветового проектирования. — М., 1989.

124. Марц JI. История дизайна. Пропедевтический курс ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа: Плоскостно-цветовой концентр // Техническая эстетика. -№ 12,1968-С. 25-27.

125. Масленников А.И. Система упражнений по освоению закона пропорциональности тоновых и цветовых отношений в живописи при подготовке художников-педагогов. (Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук). М., 1975.

126. Матюшин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М., 1972.

127. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981.

128. Мелик-Пашаев A.A. Ступеньки к творчеству. — М.: Педагогика, 1987.- 126 с.

129. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З.Н. Как оценивать художественное развитие ребенка // Искусство в школе, 2002. — №6. — С. 3-7.

130. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З.Н. Стремление к творчеству. (Художественное развитие ребенка в семье). — М.: Искусство в школе, 1995.- 142 с.

131. Мелик-Пашаев A.A. Возможно ли творческое задание? // Искусство в школе, 2001. — №3. — С.3-4.

132. Мелик-Пашаев A.A. Что раньше искусства или искусство // Искусство в школе, 2001. — №4. — С. 3-4.

133. Мелик-Пашаев A.A. О прошлом, настоящем и будущем нашей педагогики искусства // Искусство в школе, 1999. — №4. С. 3-6.

134. Мельников JI. Синтез цвета и музыки // ДИ СССР, 1975. - № 11.

135. Методология и методика педагогических исследований.-Тюмень: Изд. Тюменского университета, 1976. — 85с.

136. Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. — М.: Педагогика, 1973. — 299с.

137. Миронова Л.Н. Проблема психологического воздействия цвета и методика ее изучения в художественном вузе. Педагогика высшей школы. Вып. 3. — Минск, 1978.

138. Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск: Высшая школа, 1984. — 286 с.

139. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве. Минск: Беларусь, 2002.

140. Миронова Л.Н. Цветоведение. — Минск: Высшая школа, 1984. — 286 с.

141. Мисожников Б.Я. Феноменология текста (соотношение содержательных и формальных структур печатного издания). — СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001.

142. Молева Н., Белютин Э. Педагогическая система Академии художеств XVIII в. М., 1956.

143. Неменский Б.М. Искусство как опыт человеческих отношений // Искусство в школе, 1991. -№3 -С. 10-17.

144. Немич А. Цветовая система КОЛОРОИД // Техническая эстетика, 1982.

145. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже 21 века. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 303 с.

146. Никифорова О.Н. Исследование по психологии художественного творчества. М: Изд. МГУ, 1972.

147. Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1996.

148. Обучение и развитие. / Под ред.Л.В. Занкова. М., 1975. - 440с.

149. Оверчук Д.М. Теория и методика формирования колористического видения и передачи цвета у студентов художественно-графических факультетов. Диссертация канд. пед. наук. — М., 2003. — 212 с.

150. О'Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 256 с.

151. Орловский Г.И. Учитель изобразительного искусства и его работа. -М.: Просвещение, 1972.

152. Оствальд В. Цветоведение. М.-Л.: Промиздат, 1926.

153. Педагогика искусства и интеграция. Материалы международной конференции «Интеграция как методологический феномен художественного образования в изменяющейся России». — М.: РАО, 2000.-245 с.

154. Петрушевский Ф.Ф. Свет и цвет сами по себе и по отношению к живописи. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевита, 1983.

155. Пидкасистый П.И., Фидман Л.М., Горунов М.Г. Психолого-педагогический справочник преподавания высшей школы. М.: Педагогическое общество, 1992. — 354с.

156. Платонов К.К. О знаниях, навыках, умениях// Советская педагогика, 1963. -№11. -С.98.

157. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: Уч. пособие для высш. уч. заведений. М.: Логос, 2001.

158. Поварова В.П., Бородзюля И.А. Экспериментальный курс «Цветоведение» в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной // Техническая эстетика, №12. — 1978. С.12-14.

159. Подласый И.П. Педагогика. Кн.1. Общие основы, процесс обучения. -М.: ВЛАДОС, 2001.

160. Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение - ВЛАДОС, 1996.

161. Полуянов Ю.А. Формирование способности целостного восприятия цвета у детей // Вопросы философии, 1980. — №1.

162. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. — М., 1982.

163. Полуянов Ю.А. Мир красоты, красота мира// Мир детства: Младший школьник. М., 1981.

164. Программы для общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы: с краткими методическими рекомендациями / Б.М. Неменский, Н.Н. Фомина, Н.В. Гросул и др. М.: Просвещение, 1994. —174 с.

165. Приходько П.Т. Пути в науку. М.: Знание, 1973.

166. Психология цвета. Сборник под ред. С.Л. Удовик. — М.-Киев: Рефлбук-Ваклер, 1996.

167. Рабинович В.Л. Цвет в системе средневекового символизма// Природа, 1976. № 6.

168. Рабкин Е.Б. Атлас цветов. — М.: Медгиз, 1956. 153 с.

169. Рапопорт А. Различные подходы к построению общей теории систем: элементаристский и организмический// Системные исследования: Методол. пробл.: Ежегодник, 1983. — М.: Наука, 1983. С. 42- 60.

170. Рихтер Л. Основы учения о цветах. Для художников и деятелей художественной промышленности. — М Л, 1932.

171. Розенблюм Е.А. Художник в дизайн. М.: Искусство, 1974.

172. Российская педагогическая энциклопедия. — М.: Научное издание «Большая Российская Энциклопедия», 1999.

173. Ростовцев H.H. История методов обучения рисованию: Русская и советская школа рисунка. М.: Просвещение, 1982. — 240 с.

174. РыковА.С. Модели и методы системного анализа: принятие решения. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

175. Савенкова Л.Г. Интеграция — важнейшее педагогическое условие реализации идеи педагогики искусства в современной общеобразовательной школе // Известия РАО, №4. 2001. - с.74.

176. Савенкова Л.Г. Богданова Н.В. Проблемы дидактики образовательной области «Искусство». Педагогические технологии и механизмы художественно-творческого развития детей: интегрированные формы обучения. — М., 2006. — 235 с.

177. Савенкова Л.Г. Педагогические условия интегрированного освоения изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Автореферат диссерт. доктора пед. наук. — М., 2001. — 48 с.

178. Садовский В. П. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1974.-280 с.

179. Садовский В.П. Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития// Системные исследования: Методологические проблемы: Ежегодник, М.: Наука, 1980.-С. 29-54.

180. Селезнева H.A. Качество высшего образования как объект системного исследования. Лекция-доклад. Изд. 3-е. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003.

181. Сенько Ю.В. Формирование научного стиля мышления.- М.: Знание, 1986.-80 с.

182. Серов H.B. Античный хроматизм. СПб.: Лисе, 1995. - 360с.

183. Серов Н.В. Цвет культуры. СПб.: Речь, 2004. - 120 с.

184. Серов Н.В. Хроматизм мифа. СПб: Всесоюзный молодежный книжный центр, - 352 с.

185. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов.-М.: Прогресс -Традиция, 2000.

186. Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник М.: Наука, 1987.

187. Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки. — М.: Просвещение, 1976. — 160 с.

188. Сластенин В.А., Ильин B.C. Перестройка высшего педагогического образования и формирование социально активной личности учителя: Межвузовский сборник научных трудов — М.: МГПИ им В.И. Ленина, 1987.

189. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков. -М.:ТЦ Сфера, 2004.

190. Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. -М.: Академия, 1999.

191. Степанов H.H. Цвет в интерьере. Киев: Висшая школа, 1985.

192. Стратегия модернизации общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.

193. Субетто А. И. Системологические основы образовательных систем. Ч. 1. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994.

194. Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве.- Ростов н/Д: Комплекс, 1998.

195. Сурина М.О., Сурин A.A. История образования и цветодидактики. Ростов н /Д.: МарТ, 2003. - 352 с.

196. Теория личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности.- Самара: Издательский дом «Бахрах», 1996. — 480с.

197. Теплов Б. М. Основы применения науки о цвете в архитектуре.// Сов. Архитектура, № 2. - 1929.

198. Теплов Б.М. Способности и одаренность. Психология индивидуальных различий.-М, 1982.

199. Туманов И.Н. Учебно-творческий подход подготовки художника-педагога в условиях развития современной художественной культуры. Диссертация док. пед. наук. — Волгоград, 2003.

200. Уваров В.М. Методы педагогического исследования. Нижний Тагил: НТГПИ, 2002.

201. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. — М., 1978.

202. Унковский A.A. Научно-теоретические проблемы методики обучения живописи при подготовке учителей изобразительного искусства: Диссертация канд. пед. наук. — М.: 1972. -153с.

203. Федоров Н.Т. Общее цветоведение. — М., 1939.

204. Фельдман В.А. Свет и чистота красок в живописи (принцип импрессионизма). Киев: Типография C.B. Кульженко, 1915.

205. Филласье Ж. Цвет как социальный феномен.// Техническая эстетика, 1979. - №9.

206. Философский словарь / Под ред. И.Г.Фролова. М.: Политиздат, 1991.-560с.

207. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура и развитие личности. — М.: Просвещение, 1987. 234 с.

208. Хижняк Е.А. Развитие колористического видения у студентов ХГФ на занятиях по живописи (старшие курсы): Диссертация канд. пед. наук. М.: 1992. - 187 с.

209. Художественное проектирование./ Под. ред. Б. В. Нешумова, Е. Д. Щедрина. -М.: Просвещение, 1979.

210. Хуторский A.B. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — М.: Издательство МГУ, 2003. — 416 с.

211. Цветоведение в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной.// Техническая эстетика, 1978. -№12.

212. Цойгнер Г. Учение о цвете. — М.: Изд-во литературы по строительству, 1971. — 159 с.

213. Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум. — М.: Харвест, 1999. — 312 с.

214. Шиянов Е. Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Диссертация док. пед. наук, 1991.

215. Школяр JI.B. Художественное образование в Росси: проблемы и перспективы // Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания. Часть III. М.: ИХО РАО, 2007. - С. 9-15.

216. Щегаль Г.М. Колорит в живописи. — М.: Искусство, 1957. -76 с.

217. Шпикалова Т.Я. и др. Изобразительное искусство: Творческая тетрадь. :1 класс начальной школы. — 4 изд. — М.: Просвещение, 2006.

218. Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. — Красноярск, 2002.

219. Юдин Э.Г. Системный подход и принципы деятельности. — М., 1978.-392 с.

220. Юдин Э.Г. Некоторые особенности развития системных исследований // Системные исследования: Методол. пробл.: Ежегодник, -М.: Наука, 1981. С. 7-23.

221. Юлеман М., Вайтман Ф. Обучение живописи. — М.: Парсифалы, 1998.

222. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». М.: Компания «Спутник +», 2004.

223. Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе // Известия РАО, 2001. №4. - с. 64.

224. Яшухин А.П., Ломов С.П. Живопись. М.: Изд-во Агар, 1999. -152 с.

225. Joseph O'Connor, Ian McDermott. The art of systems thinking. HarperCollins Publishers Ltd, 1997.

226. BailyK.D. Methods of Social Research N.Y., London, 1982.

227. Isaeva Т.Е. To the Nature of Pedagogical Culture: Competence -Based Approach to its Structure //Преподаватель высшей школы в XXI веке// Третья Международная научно-практическая интерконференция. Ростов-на-Дону, 2003.

228. White R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychological review, 1959. — № 66.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.