Сказочные сферы русского модерна: на примере музыкального и изобразительного искусств тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат наук Маркелова, Елена Евгеньевна

  • Маркелова, Елена Евгеньевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Саратов
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 164
Маркелова, Елена Евгеньевна. Сказочные сферы русского модерна: на примере музыкального и изобразительного искусств: дис. кандидат наук: 17.00.09 - Теория и история искусства. Саратов. 2013. 164 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Маркелова, Елена Евгеньевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I. МИФ И СКАЗКА В КОНТЕКСТЕ ИСКУССТВА РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ

§ 1. Причины актуализации мифа и символа на рубеже Х1Х-ХХ веков

§2. Мифологические интенции рубежа Х1Х-ХХ веков и стиль модерн

§3. Сказка в художественном творчестве рубежа Х1Х-ХХ веков

И. ПРИНЦИПЫ ТРАКТОВКИ СКАЗКИ В ИСКУССТВЕ

РУССКОГО МОДЕРНА

§1. Коннотации фольклорной сказки и стиль

модерн

§2. Претворение символики сказки в произведениях «нового»

стиля

III. ОСОБЕННОСТИ ПРОЧТЕНИЯ ОБРАЗОВ СКАЗКИ В ИСКУССТВЕ РУССКОГО МОДЕРНА: ДЕКОРАТИВНО-

ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

§ 1. Декоративность как видовая черта сказочных произведений стиля

модерн

§2. Орнаментальность как прием в сказочной иконографии произведений

русского модерна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сказочные сферы русского модерна: на примере музыкального и изобразительного искусств»

ВВЕДЕНИЕ.

Стиль модерн - притягательное для исследователя явление в истории культуры последних десятилетий XIX - начала XX века. Он стал своеобразной художественной проекцией противоречивого духа времени рубежа веков и воспринял его философско-эстетические установки. Образцы искусства этого времени демонстрируют роскошь и истончение художественной материи, знаменуя зенит и замыкание целой эпохи на пороге Новейшей истории.

При исследовании феномена модерна с любых позиций в качестве первоочередной возникает проблема границ самой дефиниции «модерн» в пространстве иных художественных вершин и устремлений своего времени, в частности, символизма.

Связь между модерном и символизмом подвижная, гибкая. Бесспорно, эти художественные явления связаны между собой. Оба они питались из одного корня, отражали дух эпохи, эпохи, которая «мыслила» символами. Это касалось и повседневной жизни. Искусствовед Н. Тамручи выразила это в следующем: «В эпоху модерна всё, что составляет среду бытия человека, начиная с дома и кончая кухонной утварью, приобретает некую самостоятельную духовность, второй нефункциональный смысл, что действительно способствовало превращению жизни в подобие мистерии. Облик предметов становится таковым, что внушает невольную мысль о неисчерпаемости своего значения в мире вещных реальностей; он уводит за пределы материального в мир иносмыслов» [181, с. 111-112].

Тем не менее, исследователи до сих пор не могут дать однозначного ответа на вопрос о родстве модерна и символизма. Например, В. Турчин отмечает, что это «... два полюса одного явления, но по сложившейся традиции противопоставленные друг другу терминологически» [187, с. 30]. Иные, проводя параллель между символизмом и модерном, апеллируют к понятию Серебряный век, считая его основной категорией этого времени. Так, И. Азизян полагает, что концептуальное самосознание эпохи Серебряного века,

3

ознаменованное рождением символизма и модерна, характеризуется двумя основными параметрами: синтезом искусств и поиском нового стиля. Считая культуру Серебряного века диалогической, исследователь отмечает, что её основу составляет именно диалог символизма и модерна, ведущий к диалогу не только «с предыдущими историческими культурами, но и последующими, в том числе культурой XX века» [2, с. 32].

Ряд авторов высказывают предположение, что «модерн - пластический аналог символизма» [82, с. 234]. Это мнение М. Киселёва подразумевает разноуровневость, иерархичность в отношении данных двух понятий.

По мысли некоторых учёных, символизм и модерн соотносятся как содержание и метод. Д. Сарабьянов, говоря о традиционной связке «форма -содержание», отводил символизму внутренний, смысловой слой художественных произведений, и считал, что модерн был способом их стилевой, «материальной» реализации [158]. Это мнение разделяет Т. Левая [94].

Исторический параллелизм судеб символизма и стиля модерн лишний раз заставляет задумываться о природе и характере этих явлений.

По этому поводу Е. Кириченко пишет, соотнося архитектуру модерна и поэзию символизма: «Родство архитектуры модерна и поэзии символистов глубже лежащего на поверхности очевидного сходства...» [79, с. 325]. Она отмечет единство поэтики, общность мотивов и проблематики стиля модерн и символизма: «всё это рождается из общности философской и социальной платформы» [79, с. 325].

Близкая позиция излагается в словаре «Стили в искусстве» А. Власова [37, с. 254]. Автор считает, что оба эти явления - и стиль модерн, и символизм -порождение единой, общей эпохи - эпохи модерна. В основе символизма и модерна - общее миропонимание. Определяющие символизм черты -стремление к мистике, ирреальности, таинственности, туманности ощущений -отражение духа той эпохи - не в меньшей степени присущи и произведениям стиля модерн.

Безусловно, каждая из приведённых выше точек зрения по-своему верна и имеет место в искусствоведческой практике. Однако, на наш взгляд, наиболее точно взаимосвязь модерна и символизма отражена в исследовательских позициях А. Русаковой и М. Воскресенской.

А. Русакова указывает на символистское содержание стиля модерн, признавая символизм как мировоззренческую концепцию этого стиля. «В своих наиболее характерных "чистых" образцах модерн в изобразительном искусстве воплощал и основные концепции символизма, и положения, бывшие как бы ответвлениями его главных теоретических посылок (например, многоаспектную идею Красоты с большой буквы)» [142, с. 50].

Общий для стиля модерн и символизма - символический - тип мышления отмечает и М. Воскресенская1: «... с символизмом его (стиль модерн - Е.М.) роднит не столько близость сюжетных мотивов и образов, сколько общность метода, а значит - восприятия и отражения мира» [40, с. 62].

Таким образом, установки символизма во многом предопределяли пути стиля модерн - особенно в изобразительных искусствах . Он не просто перенимал способ конструирования художественного целого с помощью образов-символов, но и «питался» его философской сущностью.

Символизация как установка философствования и художественного высказывания повлекла за собой возникновение в произведениях «нового» стиля определённой тематической общности, пристрастие к общим сюжетам и мотивам, в результате чего образовалась собственная иконография, среди которой существеннейшую часть занимает сказка.

1 По мнению М. Воскресенской, символический тип мышления, а также нередко общие темы и идеи - это единственное родство между стилем модерн и символизмом. В остальном же автор разграничивает эти понятия, возводя их в ранг самостоятельных и равноценных явлений [см.: 40].

Отмечается также видовая избирательность символизма и стиля модерн. Модерн сложился в архитектуре, дизайне и декоративно-прикладных искусствах, символизм - в поэзии, музыке, живописи, театральном искусстве.

К сказке обращались многие композиторы и художники рубежа веков. По-видимому, магия сказки была созвучна магии рубежного времени. К сожалению, в современном отечественном искусствознании вопрос претворения сказочного жанра в стиле модерн мало изучен. Частично этой проблемы касались В. Логинова [100], Л. Михайленко [110], Д. Сарабьянов [154-158], И. Скворцова [166], Ю. Финкелынтейн [194] и другие авторы, однако эта тема не стала объектом всестороннего специального изучения, что и определяет актуальность данного исследования.

В связи с этим, основной проблематикой данной работы стала сфера сказки в искусстве русского модерна.

В поле исследования - произведения-сказки А. Лядова, «позднего» Н. Римского-Корсакова, И. Стравинского, Н. Черепнина, композиторов, творчество которых отчётливо репрезентирует новые стилистические закономерности, что позволяет в той или иной мере причислить их к стилю модерн.

Живописный модерн в исследовании в большей степени представлен «сказочными» творениями М. Врубеля - одного из ярких представителей «нового» стиля.

Объект исследования - жанр сказки в искусстве русского модерна. Предмет исследования - специфика воплощения сказочных сюжетов в произведениях стиля модерн.

Цель исследования - показать созвучность модели сказки мировоззрению эпохи рубежа Х1Х-ХХ веков и эстетике стиля модерн. Основные задачи исследования:

• конкретизировать сущностные категории русского модерна;

• выяснить причины актуализации сказки в сюжетах русского искусства конца XIX - начала XX века;

• выявить резонирующие со стилем атрибуты сказочного жанра;

• выявить модификацию типологических черт сказки в искусстве русского модерна;

• проанализировать образную семантику «сказочных» произведений М. Врубеля, А. Лядова, Н. Римского-Корсакова, И. Стравинского, Н. Черепнина.

В качестве материала исследования избираются произведения, в которых сказочная сфера обретает различную степень конкретизации и различные масштабы:

• как основа либретто сказка представлена в операх Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (1900), «Кащей Бессмертный» (1902) и «Золотой петушок» (1908);

• в балетах И. Стравинского «Жар-птица» (1910), Н Черепнина «Марья Моревна» (1913); «Сказка о царевне Улыбе и Соловье разбойнике» (1916), «Зачарованная птица» (1923) авторы объединяют мотивы нескольких сказок, создавая, тем самым, новое сказочное произведение3;

• в качестве программы сказка используется Н. Черепниным в Эскизе для оркестра «Зачарованное царство» (1904), в произведении Шесть музыкальных иллюстраций к «Сказке о рыбаке и рыбке» А. Пушкина (1912) (впоследствии - балет «Золотая рыбка»);

• отдельные сказочные образы представлены в произведениях А. Лядова («Баба-Яга», 1904, «Волшебное озеро», 1908; «Кикимора», 1909); Н. Черепнина («Баба-Яга» из Фортепианного цикла «Четырнадцать эскизов к "Русской азбуке в картинках" А. Бенуа», 1910); в работах М. Врубеля {станковые полотна — «Прощание царя Морского с царевной

Основу либретто балета И. Стравинского «Жар-птица», сочиненного М. Фокиным, составили сказки об Иване-Царевиче, Жар-птице и сером волке, о Кащее Бессмертном и Царевне Ненаглядной Красе, а также мотивы ночных игр и хороводов зачарованных царевен из сказки «Ночные пляски»; балет Н. Черепнина «Марья Моревна» создан по мотивам сказок «Молодильные яблоки», «Сказка о трёх царствах», «Марья Моревна»; балет «Сказка о царевне Улыбе» - фантазия композитора на темы русских народных сказок и былин; в сюжете балета «Зачарованная птица» фигурируют мотивы сказок «Золотой петушок» и мотивы сказок о Жар-птице.

Волховой»,1898; «Царевна Волхова», 1898; «Богатырь», 1898; «Пан», 1899; «Царевна-Лебедь», 1900; «Снегурочка», 1900; «Тридцать три богатыря», 1901; «Жемчужина», 1904; майолика - Скульптурная сюита по мотивам оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» (Берендей, Лель, Мизгирь, Купава, Весна), 1899-1900; Садко, Морская царевна, Царевна Волхова (по мотивам оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»), 1899-1900; эскиз блюда «Садко», 1899).

Факультативно затрагивается ряд иных произведений:

• Корещенко А. Балет «Волшебное зеркало» (1903).

• Черепнин Н. Вокальный цикл «Фейные сказки» (1913).

• Васнецов В. Станковая картина «Сирин и Алконост» (1896).

• Бенуа А. Азбука в картинках («Баба-Яга») (1904).

• Билибин И. «Райская птица Сирин» (1905).

Основу исследуемых музыкальных и живописных произведений составляют сказочные сюжеты, заимствованные авторами как из фольклорных (волшебных), так и из литературных сказок. Однако художники и композиторы не делают принципиальных различий между этими двумя жанрами, выдвигая на первый план объединяющий их аспект волшебства

В качестве дополнительного материала привлекается литературное и эпистолярное наследие композиторов и художников.

Методологическая основа диссертации базируется на междисциплинарном подходе. В ряду задействованных исследовательских методов - историко-культурологический, музыкально-аналитический, сравнительный.

Исследование опирается на фундаментальные труды по русской и

зарубежной философии (Вл. Соловьёв, П. Флоренский, Н. Бердяев, Н. Фёдоров,

Г. Башляр и др.); мифологии (А. Лосев, Е. Мелетинский, М. Стеблин-

Каменский, Л. Леви-Брюль, Э. Тейлор, Б. Малиновский, М. Элиаде);

культурологии (Б. Вышеславцев, И. Азизян, М. Воскресенская, Е. Неёлов и др.);

фольклористике (А. Афанасьев, В. Пропп, Е. Аничков и др.); искусствоведению

8

(Д. Сарабьянов, Г. Стернин, Е. Борисова, Т. Володина, Е. Кириченко и др.); изобразительному искусству (С. Яремич, Н. Дмитриева, Н. Тарабукин, Д. Коган, М. Нащокина, П. Суздалев и др.); музыкальному искусству (Б. Асафьев, И. Вершинина, Т. Левая, М. Михайлов М. Рахманова, Б. Ярустовский и др.); литературоведению (У. Перси и др.), а также на наследие русских поэтов и теоретиков символизма (А. Белый, А. Блок, В. Брюсов, Вяч. Иванов и др.).

Степень изученности проблемы.

1. Стиль модерн затрагивается широким кругом научной литературы. В основном это труды, в которых рассматривается проблематика стиля, его разработанность в разных видах искусства и воплощение в индивидуальном творчестве художников.

Представление западноевропейских источников следует начать с теоретических работ У. Морриса [115] и Дж. Рёскина [137], где сформулированы основные эстетические принципы нового стиля.

Свое продолжение они находят в трудах бельгийского художника и архитектора А. Ван де Вельде («Возрождение современного прикладного искусства») [104], австрийского архитектора О. Вагнера («Moderne Architektur») [104], немецкого художника, графика, скульптора М. Клингера («Живопись и рисунок») [104].

В советском искусствознании изучение русского варианта стиля модерн началось в 20-е годы XX века - впервые в исследовательских трудах А. Фёдорова-Давыдова [192], затем А. Бакушинского [9] была предпринята попытка проследить проявления «нового» стиля в архитектуре, живописи, прикладных искусствах, скульптуре и графике. Однако до 1970-х годов русский Ар Нуво редко становился предметом искусствоведческого интереса. Среди единичных исследований в период с 1930-х до 1970-х годов можно выделить лишь статью Г. Недошивина (1938).

Для более полного и глубокого анализа содержания и художественных

особенностей стиля модерн важное значение имеет изучение наследия русских

поэтов и теоретиков символизма (А. Белого [15], А. Блока [31], В. Брюсова [32],

9

Вяч. Иванова [66]), а также литературы эссеистического характера, статей писателей, художников, критиков (А. Бенуа [18], С. Дягилева [59]).

Интерес к модерну возвращается лишь в последней четверти XX века, в статьях, а затем и в монографиях А. Берсеневой [22-23], Т. Володиной [39], JI. Монаховой [114], Д. Сарабьянова [158], В. Турчина [187-188]. В этих исследованиях затрагиваются как общие проблемы «нового» стиля в его западноевропейском варианте, так и национальные проявления.

Особое внимание следует обратить на ряд монографических работ Е. Кириченко [77-80]. Автор анализирует принципы пространственного построения композиционной системы стиля. Среди других историков архитектуры, внёсших немалый вклад в изучение «нового» стиля, следует назвать Е. Борисову и Т. Каждан [26], В. Кириллова [76] и М. Нащокину [118120].

Также следует отметить труд Е. Борисовой и Г. Стернина [27], в котором рассматриваются художественные процессы, протекавшие в русском искусстве на рубеже XIX-XX веков. В этой книге представлен аналитический и иллюстративный материал, демонстрирующий особенности архитектуры и прикладного творчества (мебели, ювелирного дела, изделий из серебра, фарфора, стекла). Здесь же - попытки найти ответ на вопрос, каким образом живопись входила в образно-содержательную систему русского модерна.

Особый круг научных исследований составляют искусствоведческие труды, в которых рассматриваются вопросы «нового» стиля в изобразительном искусстве. Это, прежде всего, работы Н. Дмитриевой [55], А. Русаковой [142, 143], Д. Сарабьянова [153-158], Г. Стернина [175-178], О. Юхниной [208].

В отечественном музыкознании теория стиля модерн ещё окончательно

не сложилась. Однако необходимо отметить авторов, исследования которых

наглядно показывают, что «новый» стиль занял в реестре общепризнанных

музыкальных стилей равноправное, столь же важное и существенное место, как

и его предшественники. Прежде всего, это Т. Левая, которой по праву

принадлежит первенство введения понятия «стиль модерн» в музыковедческий

10

обиход (А. Скрябин) [95], а также Б. Егорова (С. Рахманинов) [60], А. Коробова (В. Ребиков) [87], С. Савенко (И. Стравинский) [150, 151], Л. Серебрякова (И. Стравинский) [161], В. Чинаев (А. Скрябин и С. Рахманинов) [201].

Настойчивый интерес к модерну в последнее время принимает в изучении истории искусства всеобщий характер. Об этом свидетельствует возрастающее количество научных искусствоведческих и литературоведческих работ, посвященных различным проблемам стиля. Появляются диссертации, посвященные музыкальному модерну: JI. Михайленко «Стиль модерн и русские композиторы начала XX века» [110] (1997) и И. Скворцовой «Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX-XX веков» [166] (2010).

Можно констатировать постепенное повышение исследовательского интереса к проблемам литературного и театрального модерна. Отметим работы о литературном модерне О. Ковалёвой об Оскаре Уайльде [83], И. Корецкой [86], Н. Осиповой о Марине Цветаевой [89], У. Перси [128] и др. В статьях о театральном модерне признаки стиля «вскрываются» сквозь призму творчества выдающихся, но столь разных режиссёров начала века, как К. Станиславский и В. Мейерхольд.

2. В русской культуре рубежа XIX-XX веков сказке отведена особая роль. В творчестве многих композиторов, художников того периода она занимает одно из ведущих мест. Являя собой огромное пространство для исследования, сказка становится объектом изучения многих наук.

Типологические черты жанра волшебной сказки были описаны В. Проппом в его дилогии «Морфология "волшебной" сказки» [133] и «Исторические корни волшебной сказки» [132]. Автор полагает, что волшебные сказки определяются не по обобщённому признаку «фантастичности, волшебности», а по характерным особенностям композиции, которые отсутствуют в других сказочных жанрах.

Иной ракурс исследования русской волшебной сказки избирает Е.

Неёлов. В работе «Натурфилософия русской волшебной сказки» [123] дана

общая характеристика стихийной крестьянской «философии природы», которая

11

спроецирована на анализ натурфилософского содержания конкретного волшебно-сказочного сюжета (на примере сказки «Царевна Лягушка»),

В философской мысли проблеме сказки уделяется внимание в немногочисленных работах Б. Вышеславцева [42], И. Ильина [70], Е. Трубецкого [186].

Общими позициями указанных работ стало понимание сказки как первой дорелигиозной философии народа, в которой зафиксированы «неумирающие ценности человеческой жизни» (Е. Трубецкой). Прежде всего, это поиск «иного царства», достигнуть которого можно было только путём восхождения. В этом благодатном месте нет голода, болезней, смерти, там царят Красота и Гармония, вечный неудачник, не прикладывая усилий, становится любимцем судьбы, а на вершине мудрости и славы оказывается вор или дурак.

Выделяя из общей массы сказочных сюжетов класс волшебных сказок, мы опирались также на труды С. Адоньевой [1], А. Афанасьева [7, 8, 117], А. Веселовского [35, 36], Р. Волкова [38], В. Иванова, В. Топорова [69], Е. Мелетинского [105-109] и других.

Среди исследователей, изучающих сказку, - фольклористы, филологи, психологи, социологи и лингвисты, и, конечно, музыковеды.

Обобщение выявленных исследовательских трудов В. Егоровой [61], О. Комарницкой [85], Т. Левой [94], Н. Михальянц [113] показывает, что анализ сказочной специфики в русской музыке связан с определением:

• общих и типичных средств музыкальной выразительности в сфере сказки;

• условных семантических единиц в контексте сказки;

• композиционного строения сказочного произведения;

• жанровых черт, опирающихся на закономерности эпической драматургии;

• соотношения музыки и словесного источника.

Таким образом, волшебные сказки в достаточной степени изучены и

обладают устоявшимся жанровым каноном.

Литературной сказке стиля модерн посвящены диссертационные

исследования М. Гецевичюте «Прозаическая сказка в творчестве символистов:

12

1895-1917» [43], Е. Куприяновой «Литературные сказки Оскара Уайльда и сказочно-мифологическая поэтика романа "Портрет Дориана Грея"» [92], И. Даниловой «Литературная сказка A.M. Ремизова: 1900-1920-е годы» [50].

3. Несмотря на достаточно обширную исследовательскую литературу о стиле модерн и фольклорной сказке, вопрос воплощения сказки в произведениях русского модерна в искусствоведении изучен достаточно слабо.

В диссертации И. Поповой «Константные элементы волшебной музыкальной сказки: на примере несценических произведений русских композиторов рубежа XIX-XX веков» [129] музыкальный материал представлен композициями, хронологически совпадающими со временем модерна; однако ракурс исследования направлен на выявление инвариантных, структурообразующих элементов музыкальной сказки, при этом черты стиля совершенно не затрагиваются.

Также существует несколько работ, в которых сказочные сюжеты в творчестве композиторов «нового» стиля присутствуют в качестве исследовательского материала, но сама сказка не является объектом исследования. Так, произведения-сказки композиторов начала XX века В. Ребикова, Н. Черепнина в диссертации В. Логиновой «О музыкальной композиции XX века» [100] анализируются в соответствии с основной проблемой - выявлением характерных черт индивидуально-авторских стилей данных композиторов в контексте русского искусства той поры.

В работах Л. Михайленко «Стиль модерн и русские композиторы начала XX века» [110] и И. Скворцовой «Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX-XX веков» [166] проблемная позиция заключается в распознавании характерных черт стиля модерн в русской музыке рубежа XIX-XX веков. Рассматриваются избранные явления музыкального искусства того времени, которые непосредственно связаны с «новым» стилем, отражают его эстетику, иконографию и типологию, то есть в целом отражают музыкальную поэтику стиля. Сфера сказки в этом случае не обособляется от круга анализируемых явлений.

Ю. Финкельштейн в диссертации «Балетное творчество Н. Черепнина в контексте идей эпохи» [194] рассматривает сказочные сюжеты сквозь призму жанра балета. Основная цель работы заключается в охвате балетного творчества Н.Черепнина как единого целого, в выявлении и рассмотрении авторской эволюции жанра.

В работе А. Садуовой «Импрессионизм в русской музыке рубежа XIX-XX веков: истоки, тенденции, стилевые особенности» [152] избран иной ракурс исследования: «сказки» А. Лядова, Н. Римского-Корсакова, И. Стравинского, Н. Черепнина рассматриваются с позиций импрессионизма.

«Сказочное» творчество М. Врубеля - яркого представителя русского Ар Нуво - частично затрагивается в монографии П. Суздалева «Врубель. Музыка. Театр» [179]. В книге анализируется роль музыки и театра в жизни и творчестве художника, его отношение к Н. Римскому-Корсакову, раскрывается взаимообогащение искусства двух великих творцов, а также характеризуются произведения-сказки М. Врубеля, созданные под впечатлением музыки Н. Римского-Корсакова.

Таким образом, несмотря на обширную литературу относительно рассматриваемого явления, в предлагаемой работе впервые предпринята попытка локализовать исследовательский взгляд на художественное воплощение сказки в контексте искусства модерн, что и определяет её научную новизну.

Теоретическая значимость исследования определяется следующим:

• его результаты способствуют расширению научно-исследовательской информации о роли сказочного жанра в искусстве русского модерна, раскрывают особенности воплощения сказки в творчестве композиторов и художников рубежа Х1Х-ХХ веков;

• методы анализа, обозначившиеся в работе, могут быть экстраполированы на исследования «сказочного» творчества других композиторов.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что оно может послужить:

• в качестве лекционного материала по курсу «Мировая художественная культура», «История русской музыки», «История искусства»;

• в качестве основы для дальнейшего теоретического и исторического осмысления художественных процессов в русском искусстве рубежа XIX— XX веков.

• в качестве источниковедческой базы для исследований, связанных с изучением изобразительного и музыкального искусства стиля модерн.

На защиту выносятся следующие положения:

1. «Тридевятое царство» русской волшебной сказки явилось моделью идеального Универсума в представлениях художников стиля модерн.

2. Сказка в художественном творчестве модерна имеет особую специфику воплощения (переакцентирование женского и мужского сказочных образов в произведениях «нового» стиля по сравнению с архетипом русской волшебной сказки, модификация семантики образов-символов сна, острова и ДР-)-

3. В отличие от солнечно-золотистой атрибутики сказки в сказочных произведениях русского Ар Нуво доминирующим аспектом является символика Луны.

4. Воплощая в своих произведениях сказочные сюжеты, композиторы находили различные приёмы музыкального «декорирования», среди которых условно можно выделить три вида «декоративной техники»: колористичность (звуковая краска), иллюстративность (звуковая «визуализация» образа), орнаментальность (звуковой рисунок).

5. Орнаментальность становится одним из ведущих приёмов символизации художественной материи в сказочной иконографии произведений русского модерна.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного

исследования обсуждались на кафедре гуманитарных дисциплин Саратовской

государственной консерватории (академии) им. Л.В. Собинова, а также на

Всероссийских научно-практических конференциях «Слово молодых учёных»

15

(г. Саратов 2010, 2011, 2012), IV Международной научно-практической конференции «Культура. Духовность. Общество» (г. Новосибирск, 2013) и отражены в шести публикациях, две из которых опубликованы в изданиях, рекомендуемых ВАК.

Структура диссертации. Диссертация включает в себя: Введение, три главы, Заключение, Список литературы.

Фундаментом Первой главы является обобщение известных сведений о возрождении общекультурного интереса к мифологическому мировосприятию на рубеже Х1Х-ХХ веков, сложившейся мифосистеме и философско-эстетических установках эпохи порубежья {первый параграф), а также, представление эстетики модерна в контексте мифотворчества рубежа Х1Х-ХХ веков {второй параграф). Включение данных фактов в диссертационное исследование понадобилось для того, чтобы осознать причины необычайной востребованности сферы сказки как «младшей сестры мифа» (Д. Сарабьянов), что составляет исследовательскую ось третьего параграфа.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Маркелова, Елена Евгеньевна, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адоньева С.Б. Волшебная сказка в контексте традиционной фольклорной культуры [Текст]. Дисс...канд. филологических наук. - Л., 1989. - 237 с.

2. Азизян И.А. Диалог искусств Серебряного века [Текст]. - М.: Прогресс-Традиция, 2001.-400 с.

3. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь [Текст]. Памятники древней письменности. Исследования. Тексты. М.: Индрик, 2003. - 440 с.

4. Асафьев Б.В. (И. Глебов). Русская живопись. Мысли и думы [Текст]. - Л.: Искусство, 1966. - 244 с.

5. Асафьев Б.В. Русская музыка. XIX - начала XX веков. [Текст]. Изд. 2-е. -М.: Музыка, 1979. - 344 с.

6. Асафьев Б.В. Симфонические этюды [Текст]. - Л.: Музыка. Ленинградское отделение, 1970. - 262 с.

7. Афанасьев А.Н. Языческие предания об острове-Буяне [Текст] // Афанасьев А.Н. / Временник Московского общества истории и древностей Российских. Книга 9. - М.: Университетская типография, 1851. - 24 с.

8. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу [Текст]. Т. I. - М.: Современный писатель, 1995. - 416 с.

9. Бакушинский A.B. Монументально-декоративные искания эпохи модерн. Врубель - Серов [Текст] // Искусство. - 1934. - № 4. - С. 160-168.

Ю.Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика [Текст]. Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. - М.: Прогресс, 1989. - 616 с.

П.Басманов А.И. Искусство и судьба Одри Бердслея [Текст] // Огонек. - 1987. - № 29. - С. 20-29.

12.Батракова С.П. Искусство и миф. Из истории живописи XX века [Текст] -М.: Наука, 2002.-215 с.

1 З.Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики [Текст]. - М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.

М.Башляр Г. Вода и грёзы. Опыт о воображении материи [Текст]. / Пер. с франц. Б.М. Скуратова. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 1998. (Французская философия XX века). - 268 с.

15. Белый А. Символизм как миропонимание [Текст]. - М.: Республика, 1994. -526 с.

16.Бену А. Символизм сказок и мифов народов мира [Текст]. - М.: Алгоритм, 2011.-464 с.

17.Бенуа А.Н. Азбука в картинках [Изоматериал]. - М.: Рипол-Классик, 1990. -34 с.

18.Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке [Текст]. - М.: Издательство «Республика», 1995. - 446 с.

19.Бенуа А.Н. В ожидании гимна Аполлону [Текст] // Аполлон. - 1909. - № 1. -С. 5-11.

20.Бердяев H.A. Кризис искусства. (Репринтное издание 1918 года) [Текст]. -М.: Интерпринт, 1990. - 48 с.

21.Береснева В.Я., Яглом И.М. Симметрия и искусство орнамента [Текст] // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - М.: Наука, 1974. - С. 281-289.

22.Берсенева A.A. Европейский модерн: венская архитектурная школа [Текст]. -Екатеринбург: Литур, 1991. - 209 с.

23.Берсенева A.A. Архитектура модерна [Текст]. - Екатеринбург: Литур, 1992. - 136 с.

24.Бидерман Г. Энциклопедия символов [Текст]. - М.: Издательство «Республика», 1996. - 335 с.

25.Билибин И.Я. Народное творчество русского Севера [Текст] // Иван Яковлевич Билибин. Статьи. Письма. Воспоминания о художнике. - Л.: «Художник России», 1970. - 376 с.

26.Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX - начала XX века [Текст]. - М.: Наука, 1971. - 237 с.

27.Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. Архитектура. Живопись. Графика [Текст]. - М.: Галарт, ACT, 1998. - 360 с.

28.Блок A.A. О назначении поэта. Стихия и культура [Текст]. - М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2011. - 184 с.

29. Блок A.A. Владимир Соловьев в наши дни [Текст] // Блок А. Собр. соч. в 8 т. Т. 6. - М.-Л.: ГИХЛ, 1962. - 556 с.

30.Блок A.A. Записные книжки [Текст] // Блок А. Собр. соч. в 8 т. Т. 8. - М.-Л.: ГИХЛ, 1965.-663 с.

31.Блок A.A. Краски и слова [Электронный ресурс] // http://www.litres.ru.

32.Брюсов В.Я. Ключи тайн [Электронный ресурс] // http://www.stanford.edu.

33.Буслаев Ф.И. Сочинения по археологии и истории искусства [Текст] // Буслаев Ф.И. Сочинения. Т. 3. - Л.: Издательство Академии наук СССР, 1930.-242 с.

34.Вершинина И.Я. Ранние балеты Стравинского [Текст]. - М.: Издательство «Наука», 1967.-221 с.

35.Веселовский А.Н. Сравнительная мифология и её метод [Текст]. Собр. соч. Т. XVI. - М. - Л.: АН СССР, 1938. - С. 83-128.

36.Веселовский А.Н., Пропп В.Я., Польти Ж., Зоркая Н.М. На рубеже столетий (о трафаретах) [Текст]. - М.: Наука, 1976. - 89с.

37.Власов А.Г. Стили в искусстве [Текст]. Т. 1. - СПб.: Кольна, 1998. - 672 с.

38.Волков P.M. Сказка: разыскания по сюжетосложению народной сказки [Текст]. Т.1. - Одесса: Гос. изд. Украины, 1924. - 326с.

39.Володина Т.И. Модерн: проблемы синтеза искусств [Текст] // Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. Кн. 1. - М.: НИИ PAX, 1997. - С. 231-245.

40.Воскресенская М.А. Символизм как мировидение Серебряного века. Социокультурные факторы формирования общественного сознания российской элиты рубежа XIX-XX вв. [Текст]. - Томск: Издательство Томского университета, 2003. - 226 с.

41.Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике [Текст]. Изд. 2-е, испр. и доп. - Д.: Искусство, 1976. - 383 с.

42.Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер [Текст] // Вопросы философии. - 1995. - № 3. - С. 112-114.

43.Гецевичюте М.П. Прозаическая сказка в творчестве символистов: 1895-1917 [Текст]. Дисс...канд. филологич. наук. - Пермь, 2004. - 160с.

44.Гёте И. В. Избранные сочинения по естествознанию [Текст]. - М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 553с.

45.Гидо Р. Искусство и промышленность. Традиция и авангард [Текст] // Каталог выставки «Москва - Париж» в 2-х т. Т. I. - М.: Советский художник, 1981.-382 с.

46.Глебов И. Книга о Стравинском [Текст]. - Д.: «Тритон», 1929. - 399 с.

47.Гончаренко С.С. Зеркальная симметрия в музыке (на материале творчества композиторов XIX и первой половины XX века) [Текст]. - М.: Госмузиздат, 1961.-244 с.

48.Горфункель Е.И. Примерка. Тезисы о русском театральном модерне [Текст] // - Театр. - 1993. -№ 5. - С. 3-12.

49.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]. Вып. 4. -М., 1989.-350 с.

50.Данилова И.Ф. Литературная сказка A.M. Ремизова: 1900-1920-е годы [Текст]. Дисс.. .канд. филологич. наук. - СПб., 2008. - 246с.

51.Дейкун Л.А. К проблеме стиля модерн в музыке. Страницы творчества Н. Черепнина [Текст] // Русская музыкальная культура XIX-начала XX века. -М.:РАМ им. Гнесиных, 1994. - С. 79-95.

52.Демченко А.И. Статьи о музыке [Текст]. - М.: Издательство «Композитор», 2008.-368 с.

53.Дмитриева H.A. Михаил Александрович Врубель [Текст]. - Л.: «Художник РСФСР», 1984.- 180 с.

54.Дмитриева H.A. Михаил Врубель. Жизнь и творчество [Текст]. - М.: Детская литература, 1988. - 144с.

55.Дмитриева H.A. Символизм и модерн // Дмитриева H.A. Краткая история искусств. Кн. 2. — М.: Искусство, 1996.-С. 169-177.

56.Добролюбов Н. Собрание сочинений [Текст]. T. I. - М.: Гослитиздат, 1934. -675 с.

57.Дунаев М.М. Своеобразие русской религиозной живописи. ХН-ХХ век [Текст]. - M.: Филология, 1997. - 224с.

58.Дягилев С.П. Поиски красоты [Текст] // Мир искусства. - 1899. - T. I. - С. 36.

59.Дягилев С.П. Современное искусство [Текст] // Мир искусства. - 1903. - № З.-С. 22-24.

60.Егорова Б.Ф. Мотив острова в творчестве Сергея Рахманинова: к вопросу «Рахманинов и культура модерна» [Текст] // От века минувшего к веку нынешнему. Сб. статей. - Ростов: РГК им. C.B. Рахманинова, 1994. - С. 6474.

61.Егорова В.Н. Образ «нечистой силы» в операх русских и чешских композиторов // Миф в культуре: человек-не-человек [Текст]. М.: Издательство «Индрик», 2000. - С. 187-193.

62.Емшанова H.A., Ворончихин Н.С. Орнаменты. Стили. Мотивы [Текст]. -Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2004. - 90 с.

63.Ершова Г.Г. Древние майя: уйти, чтобы вернуться [Текст]. - М.: Ладомир, 2000. - 564с.

64.Есенин С.А. Ключи Марии [Текст] // Есенин С.А. Полное собрание сочинений. В 7 т.- М.: Наука; Голос, 1995-2002. - Т. 5. Проза, 1997. - С. 186-213.

65.Запорожец H.A. Лядов [Текст]. - М.: Музгиз, 1954. - 225 с.

66.Иванов В.И. По звёздам. Борозды и межи [Текст]. - М.: Астрель, 2007. -1137 с.

67.Иванов В.И. Стихотворения и поэмы [Текст]. - Л.: Советский писатель, 1978.-559 с.

68.Иванов В.И. Предчувствия и предвестия. Новая органическая эпоха и театр Будущего [Текст] // Лик и личины России. - М.: Искусство, 1995. - С. 85102.

69.Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы [Текст]. - М.: Наука, 1965. - 246с.

70.Ильин И.А. Духовный смысл сказки [Текст] // Одинокий художник / Сост. предисл. и примеч. В. И. Белов. - М.: Искусство, 1993. - 348 с.

71.История русской музыки [Текст]. Т. 9. - М.: Музыка, 1994. - С. 5-41.

72.Казакова Л.В. Орнамент в декоративном искусстве модерна как визуальная модель стиля [Текст] // Модерн и европейская художественная интеграция. Материалы международной конференции. - М., 2004. - С. 46-57.

73.Казин А.Л. Россия и мировая душа [Текст]. - СПб.: Санкт-Петербургский университет кино и телевидения, 2004. - 272 с.

74.Кандинский А.И. H.A. Римский-Корсаков [Текст] // История русской музыки. Т. П. Кн. 2. - М.: Музыка, 1979. - 310 с.

75.Качаева М.А. Сокровища русского орнамента [Текст]. Кн. 1. - М.: Издательство «Белые альвы», 2008. - 208 с.

76.Кириллов В.В. Архитектура русского модерна. Опыт формологического анализа [Текст]. - М.: Издательство МГУ, 1979. - 213 с.

77.Кириченко Е.И. Федор Шехтель [Текст, изоматериал]. - М.: Стройиздат, 1973.- 141 с.

78.Кириченко Е.И. Москва. Памятники архитектуры 1830-1910 годов [Текст, изоматериал]. - М.: Искусство, 1977. - 126 с.

79.Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910 годов [Текст]. - М.: Искусство, 1979. - 399 с.

8 О.Кириченко Е.И. Русский стиль: Поиски выражения национальной самобытности. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII - начала XX в. [Текст]. - М.: Галарт, 1998. - 430 с.

81.Кириченко Е.И. Эстетические утопии «серебряного века» [Текст] // Художественные модели мироздания / XX век. Взаимодействие искусств в поисках нового образа мира. - М.: Наука, 1999. - С. 21-41.

82.Киселев М.Ф. Панно и гобелен в искусстве русского модерна [Текст] // Модерн и европейская художественная интеграция. Материалы международной конференции. - М., 2003. - С. 58-68.

83.Ковалёва О.В. Оскар Уайльд и стиль модерн [Электронный ресурс]. Дисс...канд. искусствоведения. -М., 2002. - 241 с.

84.Коган Д.З. Врубель М.А. [Текст]. - М.: Искусство, 1980. - 355 с.

85.Комарницкая О.В. Драма, эпос, сказка, лирика в русской классической опере

XIX века [Текст] // Русская опера XIX века. - М.: Наука, 1993. - С. 5-28.

86.Корецкая И.В. «Аполлон» [Текст] // Русская литература и журналистика нач.

XX века. 1905-1912. Бурж.-либер. и модернист, изд. - М.: Наука, 1984. - С. 121-122.

87.Коробова А.Г. Пасторальные маски музыкального модерна. О некоторых страницах фортепианного творчества В.И. Ребикова [Текст] // Музыкальная академия. - 2006. - № 1. - С. 174-180.

88.Котляров Н.В., Рашковский Е.Б. Комментарий к публикации речи Вл. Соловьева «Несколько слов о настоящей задаче философии» [Текст] // Соловьев B.C. Соч. в 2-х тт. Т. 1. - М., 1989. - С. 13-17.

89.Краткая библиография работ по творчеству М. Цветаевой [Справочник] / Сост. E.JI. Кудрявцева. - М.: Музей М.И. Цветаевой в Болшеве: Издательский центр «Экспринт», 2002.

90.Кривцун O.A. Эстетика: Учебник [Текст]. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 434 с.

91.Крейд В.П. Встречи с Серебряным веком [Текст] // Воспоминания о Серебряном веке. -М.: Галарт, 1993. - С. 5-16.

92.Куприянова Е.С. Литературные сказки Оскара Уайльда и сказочно-мифологическая поэтика романа «Портрет Дориана Грея» [Текст]. Дисс... доктора филологич. наук. - СПб., 2008. - 431с.

93.Курбатов В.Я. Смирение и дерзновение Отца Сергия [Текст] // Истина и жизнь. - 2002. - № 11. - с. 32-35.

94.Левая Т.Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи [Текст]. — М.: Музыка, 1991. - 166 с.

95.Левая Т.Н. Скрябин и художественные искания XX века [Текст]. - СПб.: Композитор, 2007. - 184 с.

96.Левин Ю.И. Зеркало как потенциальный семиотический объект [Текст] // Труды по знаковым системам. - Тарту: Издательство Тартуского университета, 1988. - С. 6-24.

97.Леви-Брюль Л. Первобытное мышление [Текст] // Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. - М: Издательство МГУ, 1980. -С. 130-140.

98.Леви-Стросс К. Структурная антропология [Текст]. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 1983. - 512 с.

99.Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы [Текст]. Изд. 3-е, доп. - Л.: Наука, 1979.-360 с.

100. Логинова В.А. О музыкальной композиции XX века [Текст]. Дисс...канд. искусствоведения. -М., 2003. - 183с.

101. Лосев А.Ф. Диалектика мифа (Философские технологии) [Текст]. - М.: Академический проект, 2008. - 303с.

102. Лосева И.Н. Мифология и религия [Текст] // Вопросы научного атеизма. Вып. 30. - М.: Наука, 1982. - С. 112-125.

103. Малиновский Б.К. Магия, наука и религия [Текст]. - М.: Издательство «Рефл-бук», 1997.-289 с.

104. Мастера архитектуры об архитектуре. Зарубежная архитектура. Конец Х1Х-ХХ века [Текст]. - М.: Искусство, 1972. - 590 с. с илл.

105. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа [Текст]. Изд-е 3, репринтное. - М.: Издательство «Наука», 1976. - 407 с.

106. Мелетинский Е.М. Женитьба в волшебной сказке (её функция и место в сюжетной структуре) [Текст] // Мелетинский Е.М. Избранные статьи. Воспоминания. Отв. ред. Е.С.Новик. - М.: РГГУ, 1998. - С. 305-318.

107. Мелетинский Е.М. Миф и сказка [Текст] // Мелетинский Е.М. Избранные статьи. Воспоминания. Отв. ред. Е.С.Новик. - М.: РГГУ, 1998. - С. 284-287.

108. Мелетинский Е.М. О происхождении литературно-мифологических сюжетных архетипов. Arbor mundi. Мировое дерево. The World Tree [Текст] // Международный журнал по теории и истории мировой культуры. - М., 1993,-№2.-С. 22-39 .

109. Мелетинский Е.М., Неклюдов С.Ю., Новик Е.С., Сегал Д.М. Проблемы структурного описания волшебной сказки [Текст] // Труды по знаковым системам. IV. - Тарту: Издательство Тартуского университета, 1969. - С. 86135.

110. Михайленко JI.A. Стиль модерн и русские композиторы начала XX века [Текст]. Дисс... канд. искусствоведения. - М., 2005. - 163 с.

111. Михайлов М.К. А. Лядов. Очерк жизни и творчества [Текст]. - Л.: «Музыка», 1985.-208 с.

112. Михайлов A.B. Проблема характера в искусстве: живопись, скульптура, музыка [Текст] // Современное западное искусство. XX век. Проблемы комплексного изучения. - М.: Наука, 1988. - 366 с.

113. Михальянц H.A. История развития русской оперы-сказки [Текст]. -Минск: Беларусь, 1975. - 54с.

114. Монахова Л.П. Становление эстетического стереотипа предметных форм в период модерна [Текст] // Материалы по истории художественного конструирования.-М.: ВНИИТЭ, 1972.-С. 135-161.

115. Моррис У. Искусство и жизнь. Избранные статьи, лекции, речи, письма [Текст]. -М.: Искусство, 1973. - 511 с.

116. Мясковский Н.Я. Н.К. Метнер. Впечатления от его творческого облика [Электронный ресурс] // http://aca-music.ru

117. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева [Текст]. В 3-х т. - М.: Гослитиздат, 1957-1958. - 562 с.

118. Нащокина М.В. Сто архитекторов московского модерна [Текст, изоматериал]. - М.: Жираф, 2000. - 302 с.

119. Нащокина М.В. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты [Текст]. - М.: Жираф, 2005. - 304 с.

120. Нащокина М.В. Московский модерн. Проблемы западноевропейских влияний [Текст, изоматериал]. Изд. 3-е, переем., испр. и доп. - СПб.: Коло, 2011.-792 с.

121. Недлер С.Г. Азбука орнамента [Текст]. - СПб.: Издание K.JI. Риккера, 1910.-37 с.

122. Неёлов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики [Текст]. -Л.: ЛГУ, 1986.-200 с.

123. Неёлов Е.М. Натурфилософия русской волшебной сказки: Учебное пособие по спецкурсу [Текст]. - Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 1989. - 86 с.

124. Неклюдов С.Ю. Образы потустороннего мира в народных верованиях и традиционной словесности [Электронный ресурс] // http://freemolitva.narod.ru.

125. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства [Электронный ресурс] // http//www.slovari.yandex.ru.

126. Орлова А.А, Римский-Корсаков В.Н. Страницы жизни H.A. Римского-Корсакова. Летопись жизни и творчества [Текст]. Вып. 3. - Л.: Музыка, 1971.-375 с.

127. Орнамент стиля модерн [Изоматериал] / Сост. и автор предисл. В.И. Ивановская. - М.: Издательство «В. Шевчук», 2007. - 192 с.

128. Перси У. Модерн и слово: стиль модерн в литературе России и Запада [Текст] // Серия «Символы времени» / Пер. с итал. - М.: Аграф, 2007. - 224 с.

129. Попова И.П. Константные элементы волшебной музыкальной сказки: на примере несценических произведений русских композиторов рубежа XIX— XX вв. [Текст]. Дисс...канд. искусствоведения. - М., 2002. - 211с.

130. Пожарская М.Н. Русские сезоны в Париже. Эскизы декораций и костюмов 1908-1929. [Текст, изоматериал]. - М.: Искусство, 1988. - 292 с.

131. Пропп В.Я. Фольклор и действительность [Текст]. - М.: Наука, 1967. -326 с.

132. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки [Текст]. - JL: Издательство Ленинградского университета, 1986. - 335 с.

133. Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни

волшебной сказки [Текст]. Собр. трудов В.Я. Проппа. - М.: Издательство

«Лабиринт», 1998. - 512с.

134. Пустыгина Н.Г. К изучению эволюции русского символизма [Текст] // Тезисы I Всесоюзной (III) конференции «Творчество A.A. Блока и русская культура XX века». - Тарту: Издательство Тартуского университета, 1975. -С.143-147.

135. Рахманова М.П. Николай Андреевич Римский-Корсаков [Текст]. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1995. - 240 с.

136. Ремизов A.M. Сторона небывалая: Легенды, сказки, сны, фантастика, исторические были-небыли: Сборник [Текст]. - М.: Русский путь, 2004. -488 с.

137. Рёскин Дж. Лекции об искусстве [Текст]. - М.: Б. С. Г. - Пресс, 2006. -230 с.

138. Римский-Корсаков А.Н. H.A. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество. В 5-ти выпусках [Текст]. Вып. IV. - М.: Музгиз, 1937. - 169 с.

139. Римский-Корсаков H.A. Летопись моей музыкальной жизни [Текст]. -Пб.: Типография Глазунова, 1909. - 368 с.

140. Римский-Корсаков H.A. Переписка с В.В. Ястребцевым и В.И. Вельским [Текст]. - СПб.: Русская культура, 2004. - 444 с.

141. Розанов B.B. Константин Леонтьев и его «почитатели» [Электронный ресурс] // http://dugward.ru.

142. Русакова A.A. Символизм в русской живописи [Текст]. - М.: Белый город, 2003.-328 с.

143. Русакова A.A. На повороте столетий [Текст] // Искусство и жизнь. - 1993.

- № 3. - С. 48-62.

144. Русакова A.A. Борисов-Мусатов [Текст, изоматериал]. - М.: Искусство, 1974.- 110 с.

145. Русакова Л.М. Образ мира в геометрическом орнаменте на полотенцах русских крестьянок Алтая [Текст] // Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири. - Новосибирск, 1987. - С. 99-125.

146. Русская мифология [Энциклопедия]. - М.: Эксмо, - СПб.: Мидгард, 2005.

- 784 с.

147. Русская литература XX века 1890-1910 [Текст] / Под ред проф. С.А. Венгерова. - М.: Республика, 2004. - 544 с.

148. Русские орнаменты [Изоматериал] / Сост. и автор предисл. В.И. Ивановская. - М.: Издательство «В. Шевчук», 2006. - 224 с.

149. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян [Текст]. - М.: Наука, 1981. - 480 с.

150. Савенко С.И. Игорь Стравинский [Текст]. - Челябинск: Аркаим, 2004. -243с.

151. Савенко С.И. Мир Стравинского [Текст]. - М.: Издательский Дом «Композитор», 2001. — 328 с.

152. Садуова А.Т. Импрессионизм в русской музыке рубежа XIX-XX веков: истоки, тенденции, стилевые особенности [Текст]. Автореферат... канд. искусствоведения. - Магнитогорск, 2011. - 27 с.

153. Сарабьянов Д.В. Русская живопись конца 1900-х-начала 1910 годов. Очерки [Текст]. - М.: Искусство, 1970. - 144 с.

154. Сарабьянов Д.В. Русские живописцы начала XX века. Новые направления

[Изоматериал]. - Л.: Аврора, 1973. - 206 с.

159

155. Сарабьянов Д.В. К определению стиля модерн [Текст] // Советское Искусствознание. - 1978. - Вып. 2. - М., 1979. - С. 32-39.

156. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ [Текст]. - М.: Советский художник, 1980. - 261 с.

157. Сарабьянов Д.В. Новейшие течения в русской живописи предреволюционного десятилетия (Россия и Запад) [Текст] // Советское искусствознание. - 1980. - Вып. 1. - М.: Советский художник, 1981. - С. 117-161.

158. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн [Текст]. - М.: Искусство, 1989. - 296 с.

159. Семёнова С.Г. Н.Ф. Фёдоров и его философское наследие [Текст] // Фёдоров Н.Ф. Сочинения. - М.: Издательство «Мысль», 1982. - С. 5-50.

160. Семёнова С.Г. Народное искусство и его проблемы. Очерки [Текст]. - М.: Советский художник, 1977. - 247 с.

161. Серебрякова JI.A. Некоторые черты стиля модерн в «Свадебке» Стравинского [Текст] // Музыка. Культура. Человек. - Свердловск, 1988. - С. 163-179.

162. Серебрякова JI.A. Образ бытия в художественной картине мира H.A. Римского-Корсакова [Текст] // Русская художественная культура второй половины XIX века. Т.2. Картина мира. - М.: Наука, 1991. - С. 227-258.

163. Симонова С.А. Некоторые особенности архетипа героя в культуре Древней Руси [Текст] // Болховитиновские чтения - 2007. Культурное пространство России: прошлое, настоящее, будущее. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (16-18 октября 2007 года) / Отв. ред. Скрынникова O.A. - Воронеж: ВГАИ, 2007. - С. 8-16.

164. Синкевич В.А. Феномен зеркала в истории культуры: философское эссе [Электронный ресурс] // http://www.textfighter.org.

165. Синявский А.Д. Иван-дурак: очерк русской народной веры [Текст]. - М.: Аграф, 2001.-216 с.

166. Скворцова И.А. Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа

XIX-XX веков [Текст]. - М.: Издательство «Композитор», 2009. - 354с.

160

167. Скрынникова O.A. Опера «Кащей Бессмертный»: к вопросу о трактовке сказки в творчестве H.A. Римского-Корсакова [Текст] // Болховитиновские чтения - 2007. Культурное пространство России: прошлое, настоящее, будущее. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (16-18 октября 2007 года) / Отв. ред. Скрынникова O.A. - Воронеж: ВГАИ, 2007.-С. 123-128.

168. Скрынникова O.A. «Золотой петушок» - загадки мифа [Текст] // Музыкальная академия. - 2008. -№ 1. - С. 134-141.

169. Советский энциклопедический словарь [Текст]. - М.: Советская энциклопедия, 1980. - 1600 с.

170. Соловьёв B.C. Общий смысл искусства [Текст] // Соловьёв B.C. Соч. в 2-х тт. Т. 2. - М.: Мысль, 1990. - С. 69-84.

171. Соловьёв B.C. Первый шаг к положительной эстетике [Текст] // Соловьёв B.C. Соч. в 2-х тт. Т. 2. - М.: Мысль, 1988. - С. 548-555.

172. Соловьёв B.C. Три речи в память Достоевского [Текст] // Соловьёв B.C. Соч. в 2-х тт. Т. 2. - М.: Мысль, 1988. - С. 302-307.

173. Соловьёв B.C. Красота в природе [Текст] // Соловьёв B.C. Соч. в 2х тт. Т. 2.-М.: Мысль, 1990. - С. 276-332.

174. Стеблин-Каменский М.И. Миф [Текст]. - Л.: Наука, 1976. - 104 с.

175. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX веков [Текст]. - М.: Искусство, 1970. - 296 с.

176. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России начала XX века [Текст]. -М.: Искусство, 1976. - 222 с.

177. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов [Текст]. -М.: Искусство, 1988.-285 с

178. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX -начала XX века [Текст]. - М.: Советский художник, 1984. - 285 с.

179. Суздалев П.К. Врубель. Музыка. Театр [Текст]. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 368 с.

180. Суздалев П.К. Врубель. Личность. Мировоззрение. Метод [Текст]. - М.:

161

Изобразительное искусство, 1984. - 480 с.

181. Тамручи И.О. Проблема мифологизма в творчестве М.А. Врубеля: авторские мифы [Текст] // Советское искусствознание. - 1982. - Вып. 1. -М.: Советский художник, 1983. С. 111-112.

182. Тарабукин Н.М. Врубель [Текст]. -М.: Искусство, 1974. - 175 с.

183. Толстой JI.H. Письмо H.H. Те от 24 декабря 1893 года [Текст] // Толстой JI.H. Поли. собр. соч. в 90 тт. Т. 66. - М.: Гослитиздат, 1955. - С. 52-53.

184. Томпакова О.М. Николай Николаевич Черепнин: Очерк жизни и

творчества [Текст]. - М.: Музыка, 1991. - 113 с.

185. Тресиддер Д. Словарь символов [Текст]. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 448 с.

186. Трубецкой E.H. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке [Текст] // Литературная учёба. - 1990. -№2.-С. 110-118.

187. Турчин B.C. Социальные и эстетические противоречия стиля модерн [Текст] // Вестник Московского университета. Серия «История». - 1977. - № 6.-С. 54-61.

188. Турчин B.C. По лабиринтам авангарда [Текст]. - М.: Издательство МГУ, 1993.-248 с.

189. Тэйлор Э.Б. Первобытная культура [Текст]. / Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1989. - 573 с.

190. Уайльд О. Портрет Дориана Грея [Текст]. - М.: Искатель, 2013. - 256 с.

191. Уайльд О. Сказки [Текст]. - М.: Детская литература, 2012. -224 с.

192. Фёдоров-Давыдов A.A. Русское искусство промышленного капитализма. История и теория искусств [Текст]. Вып. 11. - М.: Мосполиграф, 1929. - 248 с.

193. Фёдоров Н.Ф. Сочинения [Текст]. М.: Издательство «Мысль», 1982. - 709 с.

194. Финкелыптейн Ю.А. Балетное творчество H.H. Черепнина в контексте идей эпохи [Текст]. Дисс.. .канд. искусствоведения. - М., 2012. - 325 с.

195. Флоренский П.А. Итоги [Текст] // Флоренский П.А. Соч. в 2-х тт. Т. 2. У водоразделов мысли. - М.: Правда, 1990. - С. 343-453.

196. Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств [Текст] // П. Флоренский. Избранные труды по искусству. - М.: Изобразительное искусство, 1996. - С. 299-309.

197. Флоренский П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии [Текст]. - М.: Мысль, 2000. - 446 с.

198. Флоренский П.А. История и философия искусства [Текст]. - М.: Мысль,

2000.-448 с.

199. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности [Текст]. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. - 800 с.

200. Чех А. Символ и миф: к проблеме генезиса [Текст] // Образ человека в картине мира. - Новосибирск, 2003. - С. 58-66.

201. Чинаев В.П. Из традиций в будущее [Текст] // Музыкальная академия. -1993.-№3. -С. 191-193.

202. Чистов К.В. Баба-Яга. Заметки по славянской демонологии [Текст] // Живая старина. - 1994. - № 2. - С. 55-57.

203. Шилкина М.М. Мотивы и образы драгоценных камней в русской поэзии рубежа XIX-XX веков [Текст]. Дисс...канд. филологических наук. -Волгоград, 2004. - 237 с.

204. Шонесси Э.Л. Китай. Земля небесного дракона [Текст]. - М.: АО БММ,

2001.-256 с.

205. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения [Текст]. Т. 4. - М.: Искусство, 1966.-792 с.

206. Элиаде М. Мифы и сказки [Текст] // Аспекты мифа. Пер. с франц. - М.: Академический Проект, 2000. - С. 181-187.

207. Эпштейн М.Н. Природа, мир, тайник вселенной... Система пейзажных образов в русской поэзии [Текст]. - М.: Высшая школа, 1990. - 304 с.

208. Юхнина О.Ю. Стиль модерн как художественное явление в культуре XX

века [Текст]. Дисс... канд. искусствоведения. - СПб, 2003. - 163 с.

163

209. Ярустовский Б.М. Игорь Стравинский [Текст]. Изд. второе, испр. и доп. -М.: Советский композитор, 1969. - 280 с.

210. Hamann R., Hermand D. Stilkunst um 1900 [Text]. - Berlin, 1967. - 856 S.

211. Laforgue J. Lettres // Nouvelle Revue Française. - Mars. - 1941. - P. 431-432.

212. Langer S. K. Philosophy in a New Key [Text]. - Cambridge, Mass., 1951. -248 P.

213. Schmutzler R. Art Nouveau - Jugendstil [Text], - Stuttgart, 1962. - 149 S.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.