Смешанные браки как социальная проблема капиталистического общества (критический контент-анализ современных буржуазных социологических исследований) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.02, кандидат философских наук Асанова, Умут

  • Асанова, Умут
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1985, Фрунзе
  • Специальность ВАК РФ09.00.02
  • Количество страниц 187
Асанова, Умут. Смешанные браки как социальная проблема капиталистического общества (критический контент-анализ современных буржуазных социологических исследований): дис. кандидат философских наук: 09.00.02 - Теория научного социализма и коммунизма. Фрунзе. 1985. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Асанова, Умут

Вв еде ние .3

Глава I. Критика методологических основ буржуазной социологии смешанных браков.

§ I. Понятие смешанных браков.11

§ 2. Социальная обусловленность проблем смешанных браков.37

§ 3. Роль смешанных браков в буржуазном обществе.56

Глава П. Проблемы функционирования смешанных семей в капиталистическом обществе.

§ I. Тенденции заключения смешанных браков. 79

§ 2. Характер внутрисемейных отношений.103

§ 3. Проблема социализации детей и разрешения их этнической идентификации.128

§ 4. Распад семейных отношений.143

3 а кл гач е н и е .167

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория научного социализма и коммунизма», 09.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Смешанные браки как социальная проблема капиталистического общества (критический контент-анализ современных буржуазных социологических исследований)»

Актуальность темы. Современная историческая эпоха характеризуется, как было отмечено на июньском (1983г.) Пленуме ЦК КПСС, "небывалым по своей интенсивности и остроте противоборством двух противоположных мировоззрений, двух политических курсов - социализма и империализма. Идет борьба за умы и сердщ миллиардов людей на планете. И будущее человечества зависит в немалой степени от исхода этой идеологической борьбы"^. Важным направлением борьбы социалистической идеологии против буржуазной является критика капиталистической действительности, аргументированное доказательство кризиса буржуазного общества. На ХХУТ съезде КПСС особо подчеркивалось: "Требуется осмыслить некоторые новые явления в мире капитала, в частности особенность нынешнего этапа общего кризиса капитализма"^. В этой связи глубокую актуальность приобретает осмысление кризиса такой важной стороны капиталистического общества как национальные и расовые отношения в сфере семьи. В постановлении ЦК КПСС "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии" указывается: "Пропаганда призвана убедительно раскрывать антинародную сущность империализма, его политики и идеологии, неспособность буржуазного общества устранить социальные язвы, национальную и расовую несправедливость110. Эти социальные пороки определяют сложность, трудности и проблемы функционирования прежде всего смешанных семей. Поэтому изучение кризиса смешанных семей в современном капиталистическом обществе

1 Материалы Пленума ЦК КПСС, 14г-15 июня 1983 года. - М., 1982, с. 7.

2 Материалы ХХУТ съезда КПСС. М., 1981, с. 79,

3 Материалы Пленума ЦК КПСС,14-15 июня 1983года, с. 74, имеет существенное значение как в целях контрпропаганды, так и в целях получения практического материала для обличения капитализма, а тем самым обоснования преимуществ социалистического строя.

Исследование проблемы основывается, главным образом, на критическом анализе современных буржуазных концепций. Поэтому актуальность темы определена и необходимостью конкретного подхода к их критике, ибо известно, что борьба марксистско-ленинской науки против буржуазной эффективна тогда, когда, избегая общих критических фраз о "кризисе", "идеализме", "субъективизме", "эмпиризме", исследуется конкретное проявление их в буркуазных трактовках изучаемого явления.

Актуальность исследования смешанных браков как социальной проблемы буржуазного общества обусловлена и необходимостью дальнейшего углубления и развития материалистического понимания истории. Обоснование кризиса смешанных семей предполагает исследование причин кризиса и тех следствий, к которым приводит сам этот кризис, т.е. необходимость анализа диалектики взаимодействия буржуазного общества и смешанных семей. Очень важна в этом отношении мысль Ф. Энгельса о том, что "развитие материалистического понимания хотя бы на одном единственном историческом примере представляло собой научную работу, требовавшую многолетних спокойных занятий, ибо ясно, что одними фразами тут ничего не сделаешь,что только при помощи большого, критически проверенного, в совершенстве усвоенного исторического материала можно разрешить такую задачу"*. Отнюдь не претендуя на исчерпывающее решение этой задачи даже на примере своей темы, автор лишь намечает необходимость та

I Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 13, с. 492. кого исследования и пытается хотя бы в общих чертах, исходя из принципа материалистического понимания истории, осмыслить тенденции развития и проблемы смешанных браков в мире капитала.

Таким образом, изучение проблем смешанных браков в буржуазном обществе актуально, во-первых, как средство доказательства кризиса национальных и расовых отношении капитализма; во-вторых, как условие предметной критики методологических предпосылок буржуазной социологии и выявления их научной несостоятельности.

Степень научной разработанности. В нашей отечественной науке проблема смешанных браков в буржуазном обществе, к сожалению, еще не нашла своего должного освещения. Можно отметить три направления исследований,в которых лишь в той или иной мере она затрагивается. Первое - исследования национальных отношений и межнациональных браков в условиях социализма. К ним относятся работы М.С.Джунусова, С.М.Абрамзона, К.Х.Ханазарова, А.И. Нарын-баева, О.А.Ганцкой, Л.Н.Терентьевой, А.Табалдиева, Р.Ачыловой, О.Мусаева, Л.П.Егурнева, кандидатские диссертации Н.П.Скачковой, Ю.К.Ванькаева, К.С.Дзагкоева, Л.Х.Салбиевой, Г.А.Непримеровой и др. Второе - исследования проблем буржуазной семьи вообще. Это - работы А.Г.Харчева, М.С.Мацковского, М.А.Кирилловой, В.В. Голофаста, Ю.А.Решетова, Т.В.Королевой и т.д. К третьему направ-лению-работы Г.Е.Глезермана, Ю.Д.Квашина, Д.Джексона, Э.Л.Нито-бурга, К.Лайтфута и др., отражающие проблемы расовых и национальных отношений капиталистического общества.

Диссертационная работа основана на критическом контент-анализе буржуазной социологической литературы. Поэтому автор счел целесообразным выделить те главные направления буркуазных исследований, которые явились объектом критической переработки. Так, это работы по общим проблемам семьи (Р.Хил, И.Рейс, Р.Флетчер, Е.Дайер, Д.Рейс, Р.Ушгьямсон и др.); работы, отражающие расовые, национальные, этнические процессы в условиях современного капитализма (М.Гордон, П.Берг, Ф.Фразиер, Д.Хоуп, К.Дойч, Р.Шермер-хорн, Д.Пиксли, А.Монтагю и др.); эмпирические исследования непосредственно смешанных браков (Л.Нелсон, Р.Риздон, Д.Голден, Д.Шнеп, А.Юи, ЛЛанселер, Ч.Кант, Р.Кеннеди, Т.Монахан, Р.Кол-лер, А,Гордон, М.Каннан, Э.Поттрефилд и др.).

Цель и основные задачи исследования. Основная цель исследования - на основе принципа материалистического понимания истории доказать функционирование межэтнических, межрелигиозных, межрасовых браков и семей как острой социальной проблемы капиталистического общества,а также показать неспособность буржуазной социологии служить научной базой для ее решения.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: I. дать критический контент-анализ методологических основ буржуазных концепций смешанных браков; 2. на основе критического контент-анализа статистического и социологического материала выявить проблемы заключения смешанных браков, внутрисемейных отношений, социализации детей и их этнической идентификации, распада смешанных семей.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологической и теоретической основой диссертации являются произведения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, материалы съездов и пленумов ЦК КПСС, Постановления ЦК КПСС и Советского правительства, речи и выступления руководителей партии и правительства по вопросам, касающихся проблем диссертации.

В работе использованы монографии и научные статьи советских ученых, материалы научных конференций и периодических изданий по проблемам семьи и расовых, национальных, этнических отношений буржуазного общества.

Основным методологическим принципом исследования является диалектико-материалистическое понимание общественного развития, согласно которому все общественные отношения необходимо рассматривать во взаимосвязи, взаимодействии, взаимообусловленности, но при решающей роли существующих в данном обществе экономических отношений. Диссертант, руководствуясь этим принципом, пытается не просто констатировать противоречия и трудности функционирования смешанных браков и семей, но и изучить механизм порождения их, выявляя агентов воздействия капиталистических отношений собственности. К необходимости такого анализа привела мысль Ф.Энгельса, высказанная им в письме Ф.Мерингу от 14 июля 1983 г. о том, что вопрос о путях влияния экономических отношений на остальные сферы общественной жизни должен быть объектом специального исследования*. В этой связи примечательно положение К.Маркса о том, что семья, которая была вначале "единственным социальным отношением", с развитием производительных сил становится сама "подчиненным отношением и должна тогда рассматриваться и изуо чаться согласно существующим эмпирическим данным . Поэтому после решения в первой главе методологических проблем взаимообусловленности смешанных семей и буржуазных общественных отношений,во второй главе серьезное внимание уделяется эмпирическим данным, конкретным фактам, доказывающим функционирование межнациональных, межрасовых ' , межэтнических семей как острой социальной

1 См.: Шркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.39, е.82.

2 Шркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т. 3, с. 27-28. проблемы капиталистического общества.

Важным методологическим принципом критики является не просто чисто негативное отношение к социологии смешанных браков в буржуазном обществе, а выявление "по всем вопросам. двух основных линий. .материалистической и идеалистической"-1-. Это положение В.И.Ленина чрезвычайно актуально в деле критики, как формы идеологической борьбы. Еще К.Маркс иронически замечал, что чисто негативная критика, отвергая ту или иную теорию,"поворачивается к ней спиной.и бормочет по ее адресу несколько сердитых и банальных фраз"2. Поэтому мы выражаем полное согласие со взглядами тех ученых, которые подчеркивают необходимость не только критики, но и усвоения и переработки той ценной информации, которая имеется в исследованиях социологов буржуазных стран0. Кроме этого представляется важным выявление борьбы взглядов самих буржуазных социологов. "От этого, - как писал В.И.Ленин, - всегда выигрывает материализм"^. Исходя из сказанного, мы пытаемся осветить борьбу самих буржуазных ученых во взглядах на проблемы смешанных браков и семей, выявить искаженное, иллюзорное отражение этого явления, дать соответствующую критику и вывести объективные тенденции развития смешанных браков и семей на основе марксистско-ленинского изучения данных буржуазной социологии.

1 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т. 18, с. 356 , 358.

2 Марко К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.1, с. 420.

3 См.: Современная буржуазная философия. М.: Мысль, 1972,с. 15; Социология и идеологическая борьба. Критический анализ буржуазных социологических концепций. М.: Политиздат, 1978, с. 127; Харчев А.Г. и Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М.: Мысль, 1978, с. 21.

4 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т. 29, с. 255.

Исходя из наличия литературы, мы будем вести речь, главным образом, о США и Англии, ибо они являются одними из наиболее развитых в индустриальном отношении стран. Гкзвитие капиталистической интернационализации^ ташке семьи проходит в них в наиболее классической форме, показывая образец будущего для других, менее развитых капиталистических стран. По словам К.Маркса, "страна, промышленно более развитая, показывает менее развитой стране лишь картину ее собственного будущего"^.

Научная новизна исследования заключается, во-первых, в постановке самой проблематики и подходе к ее решению; во-вторых, в попытке на основе диалектико-материалистического анализа доказать кризис смешанных сшей в мире капитала; в-третьих, в использовании в качестве источников информации и объекта критического анализа, главным образом, тех работ буржуазных авторов, которые переведены самим диссертантом.

Практическая значимость работы состоит в том, что, во-первых, она содержит фактический материал о кризисе буржуазной семьи на примере проблем смешанных браков. Противопоставление этого материала тенденциям развития межнациональных семей в условиях социализма может способствовать более глубокому осознанию действительных преимуществ социалистического строя; во-вторых, результаты критического анализа конкретных примеров проявления субъективизма, эмпиризма, идеализма,апологетической сущности буржуазных концепций могут быть применены в лекциях, и практических занятиях по критике современной буржуазной социологии в курсе исторического материализма и научного коммунизма;

I Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т. 23, с. 9. в-третьих, данное исследование может способствовать воспитанию подрастающего поколения в духе классовой непримиримости к таким уродливым явлениям, как расизм, шовинизм, национализм, этим атрибутам буржуазного образа жизни, в духе воспитания патриотизма и социалистического интернационализма.

Апробация работы. Результаты исследования были изложены в выступлениях на Всесоюзной конференции "Национальное и интернациональное в социалистическом образе жизни" (май, 1981г.), Всесоюзной научной конференции, посвященной Ф.Энгельсу, республиканских научных конференциях молодых ученых (май 1977г.; октябрь 1981г.). Диссертация обсуждалась на кафедре исторического материализма Киргосуниверситета и секторе семьи и брака Института социологических исследований АН СССР. Основные положения диссертации отражены в тезисах конференций и научных статьях общим объемом около 3 п.л.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория научного социализма и коммунизма», 09.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория научного социализма и коммунизма», Асанова, Умут

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Критика современной буржуазной эмпирической социологии и ее методологических основ всегда была и остается одной из важных форм борьбы марксистско-ленинской теории против буржуазной идеологии, На нынешнем этапе общего кризиса капитализма, проникающего во все сферы общественной жизни, социальные противоречия отражаются прежде всего в условиях жизнедеятельности семьи, в частности, межнациональных, межрасовых, межэтнических семей. Будучи неизбежным порождением капиталистической интернационализации,они аккумулируют в себе все противоречия буржуазного общества. Искусственное забвение этих противоречий и вызывающих их причин составляет главное содержание апологетической функции современной буржуазной социологии.

Критический контент-анализ буржуазных теоретических и эмпирических исследований смешанных браков позволил выявить конкретное проявлением одной стороны, методологических издержек в концептуализации, а с другой, трудностей, сложностей, противоречий, т.е. проблем функционирования смешанных браков и семей в условиях капиталистического общества. Исходя из всего исследования, можно сделать следующие выводы:

I. Буржуазные социологи по существу искаженно представляют сущность национальных процессов и связанных с ними проблем смешанных браков. Игнорируется диалектическая связь факторов, обусловливающих их увеличение,а также обратного влияния смешанных браков на ассимилятивные процессы в буржуазном обществе. В оти сутствии диалектико-материалистического анализа этой взаимосвязи и проявляется научная несостоятельность буржуазной социологии смешанных браков.

2. Эмпирические факты, являющиеся результатов исследования буржуазной статистики и социологии смешанных браков, но переработанные на основе диалектико-материалистического понимания, представляют собой ценные источники для выведения основных закономерностей развития смешанных браков и семей, что мы и пытались делать в каждых разделах работы,

3. Широкое распространение межнациональных, межэтнических, межрасовых браков отражает одну из двух тенденций развития капиталистических наций, в частности, тенденцию "развития и учащения всяческих сношений между нациями, ломки национальных перегородок"*, что свидетельствует о положительном значении капиталистического общества.

4. Но наряду и одновременно с этой положительной тенденцией действует связанная с сущностью капиталистического общества отрицательная сила, оказывающая экономическое, правовое, нравственное, психологическое давление на межнациональные, межрасовые, межэтнические семьи.

5. Агентами этой отрицательной силы буржуазного общества выступают расистская, националистская, шовинистическая политика и идеология, сконцентрированная в экономической, юридической, нравственной дискриминации представителей национальных меньшинств и небелого населения. Национальные, расовые предрассудки в общественном мнении, в традициях необходимо порождаются этими "силами" и сами, в свою очередь, неизбежно оказывают свое давление на весь процесс функционирования смешанных семей. Характер предбрачного знакомства представителей различных национальностей, этнических групп, рас, заключения брака между ни

I См.: Ленин В.И. Полн.собр.соч., т. 24, с. 122. ми, проблемы внутрисемейных отношений, воспитания детей и разрешения их нациошльной, расовой идентификации, распада смешанных семей преимущественно модифицированы этими объективными силами,

6. Противоречия функционирования смешанных семей, связанные с воздействием вышеназванных объективных сил, буржуазная социология пытается решить с помощью разнообразных семейно-терапев-тических, семейно-политических установок, теоретических концепций, якобы стабилизирующих семейные отношения.

7. Буржуазная семейная политика, выполняя апологетическую функцию, претендует на решение всех проблем смешанных браков, в частности, противоречий между условиями семейной жизнедеятельности различных классов. Но полное и окончательное разрешение этих антагонистических противоречий возможно лишь при революционном разрешении основного экономического противоречия капитализма. Как указывалось в постановлении о 60-летии образования СССР,"капитализм не способен решить им же порожденный "национальный вопрос"*.

Ликвидация национального гнета осуществляется лишь с ликвидацией социального гнета. Только социализм, освобожденный от социальных антагонизмов, создает объективные предпосылки для свободного развития межнациональных семей. Природа последних качественно отличается от природы смешанных браков в капиталистическом обществе.

Антиподами расизма, национализма, шовинизма на всех уровнях, имманентно присущих капитализму и являющихся мощными факторами порождения кризиса капиталистических смешанных браков, выступают социалистический■ интернационализм советского народа,

I 0 60-й годовщине.образования СССР. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982г. - М., 1982, с. 13. интернационалистская политика Коммунистической партии, свободное и равноправное развитие всех наций и народностей, что обусловливает качественно новые отношения в межнациональных семьях социалистического общества.

Выполненная нами работа представляет собой лишь попытку проникновения в сущность проблемы взаимовлияния национальных,расовых отношений и смешанных браков в буржуазном обществе. По мере возможности мы пытались установить причинно-следственную связь в каждом рассматриваемом вопросе диссертации. Следует отметить, что в процессе исследования возникла потребность в сопоставлении буржуазных смешанных браков с тенденциями развития межнациональных семей при социализме. Но объем диссертации,а также поставленная ею задача не позволили использовать сравнительный материал по советской социологии межнациональных браков. Нам казалось целесообразным сконцентрироваться на освещении сугубо исследуемой проблемы. Но данная диссертация не претендует на исчерпывающее изучение всех закономерностей развития смешанных браков и семей в мире капитала. Она требует комплексного к себе подхода, совместных усилий советских ученых как по вопросам семьи, так и по вопросам национальных отношений, ибо отражение истинного лица капитализма на основе конкретных исследований есть главное условие эффективности идеологической борьбы с буржуазным противником.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Асанова, Умут, 1985 год

1. Произведения основоположников марксизмаленинизма

2. Маркс К, К критике политической экономии. Предисловие.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 33, с. 5-9.

3. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс ф. Соч., 2-е изд., т. 3, с. 1-4.

4. Маркс К. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс ф. Соч., 2-е изд., т. 3, с. 4-76.

5. Маркс К. Письмо П.В. Анненкову, 28 декабря 1846 г. -Маркс К., Энгельс ф. Соч., 2-е изд., т. 27, с. 401-412.

6. Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 23, с. 5-22, 472-495, 725-773.

7. Маркс К. Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т. 19, с. 9-32.

8. Маркс К. Экономическо-фшюсофские рукописи 1844 года.- Маркс К., Энгельс ф. Соч., 2-е изд., т. 3, с. II4-I5I.

9. Маркс К. Проект закона о разводе. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т. I, с. I6I-I64.

10. Маркс К. К критике гегелевской философии права. -Маркс К., Энгельс Ы. Соч., 2-е изд., т. I, с. 334.

11. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 4, с. 419-459.

12. Энгельс Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс ф. Соч., 2-е изд., т. 4, с. 322-339.

13. Энгельс ф. Кйрл Маркс. "К критике политической экономии". Маркс К., Энгельс ф., Соч., 2-е изд., т. .3, с. 489-499.

14. Энгельс Ф. Карл Маркс. Маркс К., Энгельс ф. Соч., 2-е изд., т. 19, с. 3305-115.

15. Энгельс ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс ф. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 345-372.

16. Энгельс ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс ф. Соч., 2-е изд., т. 21, с. 28-378.

17. Энгельс Ф. Лвдвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. Маркс К., Энгельс ф. Соч., 2-е изд., т. 21, с. 269-337.

18. Энгельс Ф. Письмо Конраду Шмвдту, 27 октября 32890 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 37, с. 414-421.1338. Энгельс Ф. Письмо Йозефу Блоху, 21-22 сентября ЗВ90 года. Маркс К., Энгельс ф. Соч., 2-е изд., т. 37, с. 394-396.

19. Энгельс ф. Письмо Францу Мерингу, 14 июля 3B93 г. -Маркс К., Энгельс ф. Соч., 2-е изд., т. 39, с. 82-86.

20. Энгельс ф. Письмо В. Боргиусу, 25 января ЗВ94 г. -Маркс К., Энгельс ф. Соч., 2-е изд., т. 39, с. 374-176.

21. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. -Маркс К., Энгельс ф. Соч., 2-е изд., т. I, с. 507-509.

22. Ленин В.И. философские тетради. Полн. собр. соч., т. 29,' с. 221-278.

23. Ленин В.И. Первоначальный набросок тезисов по национальному и колониальному вопросам. Полн. собр. соч., т. 41,с. I6I-I68.

24. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. -Полн. собр. соч., т. 24, с. 133-150.

25. Ленин В.И. О праве наций на самоопределение. Полн. собр. соч., т. 25, с. 255-320.

26. Ленин В.И. О национальной гордости великороссов. -Поля. собр. соч., т. 26, с. Ю6-110.

27. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма. -Полн. собр. соч., т. 45, с. 23-83.

28. Ленин В.И. Империализм и раскол социализма. Поля, собр. соч., т. 30, с. 163-379.

29. Ленин В.И. Марксизм и ревизионизм. Полн. собр. соч. т. 17, с. 15-26.

30. Ленин В.И. Великий почин. Полн. собр. соч., т. 39, с. 1-29.

31. Ленин В.И. Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов. Полн. собр. соч., т. I, с. 125-346.

32. Ленин В.И. О некоторых особенностях исторического развития марксизма. Полн. собр. соч., т. 20, с. 84-89.

33. Ленин В.И. Исторические судьбы учения Карла Маркса. -Полн. собр. соч., т. 23, с. 1-4.

34. Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма. -Полн. собр. соч., т. 23, с. 40-48.

35. Ленин В.И. Карл Маркс. Полн. собр. соч., т. 26, с. 43-81«

36. Ленин В.И. Капитализм и женский труд. Полн. собр. соч., т. 23, с. 336-337.

37. Ленин В.И. О карикатуре на марксизм и об "империалистическом экономизме".* Полн. собр. соч., т. 30, с. 125-126.

38. Ленин В.И. Письмо И.Ф. Арманд. 37 января ЗЭ15 г. -Полн. собр. соч., т. 49, с. 51-52.

39. Ленин В.И. Письмо Й.ф. Арманд. 24 января 1915 г. -Полн. собр. соч., т. 49, с. 54-57.

40. Официально-документальные материалы

41. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических республик. М.: Политиздат, 1978. - 62 с.

42. Программа коммунистической партии Советского Союза. -М.: Политиздат, 1976. 144 с.

43. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1977, с. 73-76.

44. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 3981.- 221 с.

45. О 60-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции. Постановление ЦК КПСС от 31 января 1977 г. М.: Политиздат, 1977. - 32 с.

46. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г.- М.: Политиздат, 1980. 15 с.

47. О 60-летии образования СССР. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 г. М.: Политиздат, 1982. - 31 с.

48. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

49. Материалы Пленума ЦК КПСС, Ю апреля 1984 г. М.: Политиздат, 1984. - 31 с.

50. Черненко К.У. Избранные речи и статьи. М.: Политиздат, 1984. - 670 с.3. Книги

51. Арманд И.ф. Статьи, речи, письма. М.: Политиздат, 1975. - 287 с.

52. Ачылова Р. Интернационализм основа ленинской национальной политики. - Фрунзе: Кыргызстан, 1981. - 164 с.3*3. Баграмов Э.А. КПСС партия интернационалистов. - М.: Политиздат, 1975. - 63 с.

53. Бенинг А., Райхельт Д. Буржуазные концепции общества и действительность. -М.: Прогресс, 1980. 234 с.

54. Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник. -М.: Наука, 1981, с. 71-126, 272-281, 747-756, 793-608.

55. Хаджиев К.С. США: эволюция буржуазного сознания. М.: Мысль, 198I. - 244 с.3.7» Глезерман Г.Е. Классы и нации. М.: Политиздат, 1977. - 303 с.

56. Грин Г. Что происходит в амерканских профсоюзах? -М.: Прогресс, 1978. 447 с.

57. Джаядильдин Н.Д. Природа национальной психологии. -Алма-4та: Казахстан, 1971. 304 с.

58. Джексон Д. Революционные тенденции в мировой политике и борьба черных американцев. М.: Прогресс, 1978. - 190 с.

59. Джунусов М.С. Общественный прогресс и национальные отношения. Алма-Ата: Казахстан, 1976. - 187 с.

60. Десев Л. Психология малых групп. М.: Прогресс, 1979. -164 с.

61. З^ЗЗЛрдцзр А.Д., Кочнев В.И., Семашко И.М. Индийцы и пакистанцы за рубежом. М.: Прогресс, 1979. - 164 с.■ »

62. Демографическое развитие семьи. (Под ред. А.Г. Вол. л . *кова). М.: Статистика, 1979. - 191 с.

63. Иванов В. Идеология: характер и закономерности развития. -М.: Политиздат, 1977. 303 с.

64. Изменение положения женщин и семья. М.: Наука, 1977. - 210 с.

65. Исследование проблем молодежи в 1ДР. М.: Прогресс,3976. 458 о.3.3В. Калтахчян Н.М., Калтахчан С.Т. Ленинская теорил нации и ее фальсификаторы. М.: Политиздат, 1973. - 128 с.

66. Капырин П.И. Органическое единство интернационализма и патриотизма. М.: Политиздат, 1973. - 375 с.

67. Квашин Ю.Д. Иностранные рабочие в Западной Европе. -М.: Наука, 1976. 200 с.

68. Клейн Д. Экономические противоречия капитализма. -М.: Мысль, 1979. 275 с.

69. Королева Т.В. Семья и кризис моральных ценностей буржуазного общества. Минск, 1980. - 98 с.

70. Королева Ю.А. Конституция СССР правовая основа построения брачно-семейных отношений. - М.: Издательство Московского университета, 1981. - 192 с.

71. Куличенко A.M. Расцвет и сближение наций в СССР. Проблемы теории и методологии. М.: Мысль, 1981. - 444 с.

72. Критика буржуазных теорий национализма и расизма. -М.: Мысль, 1976. 286 с.

73. Лайтфут К. Права человека по-американски. М.: Прогресс, 1981. - 285 с.

74. Лаптенок С.Д. Нравственное развитие личности в семье.- М.: Знание, 1977. 64 с.

75. Матвеев Г.К. Советское семейное право. М.: Юридическая литература, ЗЭ78. - 240 с.

76. Метелица Л.В. Расцвет и сближение социалистических наций. М.: Просвещение, 1978. - 144 с.

77. Методология и методика критики современной буржуазной философии. Л.: Изд. Ленинградского университета, 1978.- 448 е.

78. Михаиличенко Н.И. Коммунистическая идеология и деятельность масс. Киев: Наукова думка, 1976. - IB7 с.

79. Михалюк В.Б. Легенды и права о женском труде. М.: Политиздат, 198I. - 62 с.

80. Муса ев 0. Межнациональные браки и семьи в советском обществе. Ашхабад, 1973. - 31 с.

81. Новиков А.И. Современная идеологическая борьба и ее классовая сущность. Л.: Знание, 1978. - 50 с.

82. Нитобург Э.Л. Негры США. М.: Наука, 1979. - 294 с.

83. Национальные отношения в развитом социалистическомобществе. (Под ред. М.И. Куличенко). М.: Мысль, 1977. - 335 с. « ,«

84. О национальном вопросе в капиталистических странах. Международное изд-во "Мир и социализм". - Прага, 1981« -285 с.

85. Осипов Г.В« Теория и практика социологических исследовании в СССР. М.: Наука, 1979. - 343 с.

86. Перло В. Расизм в экономике США. М.: Прогресс, 1978. - 309 с.

87. Пролетарский интернационализм мощное оружие революционного преобразования мира. - М.: Мысль, Д980. - 223 с.

88. Рабочая книга соиолога. М.: Наука, 1976. - 510 с.

89. Развитые капиталистические страны. Социально-экономический справочник. М.: Политиздат, 1979. - 335 с.3*43. Расы и общество. (Отв. ред. Ю.В. Бромлей). М.: Наука, 1982. - 350 с.

90. Рогачев П.М. и Свердлин М.Н. Патриотизм и общественный прогресс. М.: Политиздат, 1974. - 280 с.

91. Рясенцев В.Н. Семейное право. М.: Юридическая литература, 1971. - 286 с.

92. Соболь О.Н. Критика философских концепций американской культурной антропологии. Киев: Наукова думка, 1978. -93 с.

93. Соловьев Н.Я. Семья в социалистическом обществе. -М.: Политиздат, 1981. 62 с.

94. Социальная политика. (Под ред. А. Райкевич). М.: Прогресс, 1977. - 399 с.

95. Советский образ жизни: сегодня и завтра. М.: Молодая гвардия, 1976. - 256 с.

96. Современная буржуазная философия. М.: Мысль, 1972, о. 1-45.

97. Современный этап общего кризиса капитализма и мировые отношения. -М.: Мысль, 1980. 247 с.

98. Современный расизм как он^ есть^-М.: Политиздат, 1980. 347 с.

99. Социалистический интернационализм. Теория и практика международных отношений нового типа. М.: Политздат, 1979. - 422 с.

100. Халмухамедов М.Х. Национальный вопрос в вдеологиче-ском противоборстве двух систем. М.: Знание, 1976. - 48 с.

101. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР, М.: Мысль, 1979.- 367 с.

102. Харчев А.Г. и Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. -М.: Мысль, 1978, с. I-I50.

103. Харчев А.Г., Голод С.И. Профессиональная работа женщины и семья. I.: Наука, 3971. - 170 с.

104. Чуйко Л.В. Браки и разводы. М.: Статистика, 1975.- 175 с.

105. Янкова З.А. Городская семья. М.: Наука, 1979. -183 с.

106. Adams B.N. The American Family. A Sociological Interpretation. Chicago: Markham Publishing Company, 1972,p.1-14, 79-154, 208-233.

107. The American Family: Dying or Developing? (Ed. by D.Reiss). N.Y.: Plenum Press, 1979, p.1-246.

108. Bard M. Family Crisis Intervention. From Concept to Implementation. US Department of Justice. Washington, 1974, Foreword.

109. Bernard R.M. The Melting Pot and the Altar. Minneapolis: University of Minnesota Press. - 1980, 162 p.

110. Berghe P.V.D. Race and Racism. A Comparative Perspective. N.Y., 1967, p.1-250.

111. Berghe P.V.D. Race and Ethnicity. Essays in Comparative Sociology. N.Y., L., 1970, p.1-250.

112. Black, Brown, White Relations. Race Relations in the 1970s, (ed.by C.V.Willie). N.J., 1977, p.100-180.

113. Carter H., Glick P. Marriage and Divorce. Cambridge: Harvard University Press, 1976, p.1-170.

114. Cannan M. Interracial Marriages in London. L., 1974, - 190 p.

115. The Columbia Encyclopedia. N.Y., L., 1963, p.1009,13153.75. Contemporary Marriage: Structure, Dynamics and The. rapy. Boston, 1976, p.1-100.

116. Contemporary Theories About the Family. N.Y., 1979, - 668 p.

117. Ciba Foundation. Caste and Race. Comparative Approach. L., 1967, p.1-50.

118. Day Sexual Life Betv/een Blacks and Whites. The Roots of Racism. L.-.Collins, 1974, - 353 p.

119. Degler C.N. Neither Black Nor White. Slavery and Race Relations in Brasil and the US. N.Y., 1971, p.1-200.

120. Deutch K.W. Nationalism and Social Communication. -L., 1969.

121. Dyer E.D. The American Family: Variety and Change. N.Yl: McGraw Hill Book Company, 1979, p.3-46, 203-278.

122. Emerson R. From Empire to Nation. Cambridge, 1960, p.1-100.3.83» Epstein J. Divorce. The American Experience. L., 1975, - 318 p.

123. Equalities and Unequalities in Family Life. N.Y., L-, 1977, - 200 p.

124. Eshleman R.J. The Family. An Introduction. Boston, 1974, p.100-330.

125. Everyman's Encyclopedia. Vol.5. L., 1967, p.216.

126. Family Mobility in Our Dynamic Society. Iowa State University, 1965, p.200-300.

127. Family Life Cycle in European Society. (Ed.by Quisinier). Paris, 1977, p.100-250.

128. Fletcher R. The Family and Marriage in Britain. -L.: Penquin Books, 1977, p.155-255.

129. Frasier F.F. On Race Relations. Chicago, 1968.

130. Gobineaux A. Selected Political Writings. Roots of Right. -L., 1970.

131. Gordon M.M. Assimilation in American Life: The Role of Race, Religion and National Origins. N.Y., 1964, p.84

132. Gordon A.I. Intermarriage: Interfaith, Interracial, Interethnic. Boston: Beacon Press, 1964, p.1-50.

133. International Studies in Sociology and Social Anthropology. Voll. Family and Marriage. (Ed. by J.Mogey). -Leiden, 1969.

134. Klineberge 0. Race and Psychology. Paris, UNESCO, 1951, p.400-450.

135. Kohn G. Nationalism. Its Meaning and History. -N.Y., 1955, p.1-40.

136. Maciver R.M., Page C.H. Society. L., 1961, p.250

137. Marriage: For and Against. N.Y., 1972, p.1-75.

138. Ачылова Р. Из истории межнациональных браков. В кн. Проблемы сближения социалистических наций в период строительства коммунизма. - Фрунзе, 1966, с. 15-21.

139. Ганцкая O.A., Терентьева Л.Н. Этнографические исследования национальных процессов Прибалтики. Советская этнография, 1965, £ 5.

140. Егурнев А.П. Межнациональные браки и их роль в сближении наций и народностей СССР. Научные доклады высшей школы. -Научный коммунисзм, 1973, № 4.

141. Кириллова М.А. Американские социологи о семье. Советская педагогика, 1964, № II, с. Ю1-110.

142. Кириллова М.А. Проблемы брачно-семейных отношений в буржуазной социологии семьи США. философские науки, 1965, 2, с. 96-102.

143. Кириллова М.А. О некоторых проблемах брака и семьи в современной социологии. Социальные исследования, вып. 4, - М.,1970, с. 166-178. -« • ♦ • *

144. Стельмашук Г.В. Права и свободы личности в современ^ ной идеологической борьбе. В кн.: Критика идеологии современного антикоммунизма. - Л., 1981, с. 78-88.

145. Табалдиев А. Типы смешанных браков и их социальное значение, В кн.: 0 некоторых понятиях теории наций. - Фрунзе, 1968, с. 4-10.

146. Федосеев П. Социалистический образ жизни важная черта развитого социализма. - Коммунист, 1976, № 15, с. 53.

147. Фурсова Л.П. Историография этнической истории Канады. -В кн.: Пути развития зарубежной этнологии. М.: Наука, 1983, с. 60-37.

148. Щепаньский Я. Семья как фактор общественного развития. Социологические исследования, 1977, В 12, с. 160.

149. Freeman L. Homogamy in Interethnic Mate Selection.- In: Sociology and Social Research. July, August, 1955? P-370.

150. Golden G. Patterns of Negro-White Intermarriage. -In: American Sociological Review, vol.19, April, 1954-, No 2, p. 144-147.

151. Heer D.M. The Trend of Interfaith Marriage in Canada, 1922-1957. In: American Sociological Review, 1962, No 27, p.245-250.

152. Heer D.M. Negro-White Marriages in the US. In: Journal of Marriage and the Family. 27, August, 1966, p.262-273.

153. Heiss J.S. Premarital Characteristics of the Religiously Intermarried in the Urban Area. In: A.S.R. 25 Febry-ary 1960, p.47-55.

154. Hunt C.L., Coller R.W. Intermarriage and Cultural Change: A Study of Fillipine-American Marriages. In: Social Forces, March, 1957, vol.35, No 3, p.223-230.

155. Kennedy R.J.R. Single or Triple Melting Pot? Intermarriage Trends in New Haven, 1870-1950. In: American Journal of Sociology 58, July, 1952, p.56-59.

156. Lanwagie B.N. Ethnic Boundaries in Modern States.- In: American Journal of Sociology. Vol.85, Sept. 1979, No 2, p.311-312.

157. McDowel S.F. Black-White Intermarriage in the United States. In: International Journal of Sociology of the Family. May, 1971» No 1, p.49-58.

158. Monahan T.P. Interracial Marriages in the United States. In: International Journal of Sociology of the Family. March, 1971, No 9, p.94-105.

159. McCenna M.G. The Melting Pot. Comparative Observations in the US and Canada. In: Sociology and Social Research. July, 1969, vol.33, No p.4-4-1.

160. Nelson L. Intermarriage Among Nationality Groups in a Rural Area of Minnesota. In: American Journal of Sociology, 4-8, March, 194-3, vol. XLVIII, No 5, p.585-592.

161. Risdon R. Interracial Marriages. A Study for Los-Angeles County. In: Sociology and Social Research. Nov.-Dec., 1954-, vol.39, No 2, p.92-95.

162. Schnepp G., Yui A.M. Cultural and Marital Adjustment of Japanese War Brides. In: American Journal of Sociology. July, 1955, vol. LXI, No 1, p.48-50.5. Диссертации

163. Ачшюва P. Межнациональные браки и семьи в СССР. -Дисс.канд.филос.наук. Л., 1968. - 210 с.

164. Ванькаев Ю.К. Роль гетерогенных семей в сближении социально-классовых груш и наций развитого социалистического общества. -Дисс.канд.филос.наук. М., 1979. - 160 с.

165. Голофаст В.Б. Проблема изменения семьи в, современной . американской социологии.Дис.канд.филос.наук. Л., I972.-2I0c.

166. Кириллова М.А. Американская социология о характере и функциях самьи в СЖ.Дисс.канд.филос.наук.-М.,1965. 215 с.

167. Королева Т.В. Проблемы брачно-семейных отношений в США. Дис с. канд.филос.наук. Минск, 1977. - 165 с.

168. Мусаев 0. Межнациональные браки и семьи в Туркмени-стане.Дисс.канд.филос.наук. Ашхабад, 1971. - 257 с.

169. Решетов Ю.А. Проблема семейных отношений в Швеции. Дисс.канд.филос.наук. -М., 1972. 205 с.

170. Непримерова Г.А. Межнациональные браки как объекткомплексного социологического исследования, Дисс. .«. канд. фи-лос, наук. М., 1979. - 151 с.

171. Табалдиев А. Диалектика двух тенденций в развитии нации и национальных отношений в советском обществе. Дисс. . д. филос. наук. Фрунзе, 1970.

172. Ачылова Р. Межнациональные браки и семьи в СССР. Авто-реф. Дисс. . канд. филос. наук. Л., 1968. - 20 с.

173. Ванькаев Ю.К. Роль гетерогенных семей в сближении социально-классовых групп и наций развитого социалистического общества. Автореф. Дисс. . канд. $илос. наук, М., 2979. - 18с.

174. Голофаст В.Б. Проблема изменения семьи в современной американской социологии. Автореф. Дисс. . канд. филос. наук.- М., 1972. 22 с.

175. Кириллова М.А. Американская социология о характере и функциях семьи в США. Автореф. Дисс. . канд. филос. наук,1. М., 1965. 16 с.

176. Королева Т.В. Проблемы семейно-брачных отношений в США. Автореф. Дисс. . канд. филос. наук. Минск, 1977. -14 с.

177. Непримерова Г.А. Межнациональные браки как объект комплексного социологического исследования. Автореф. Дисс. . канд. филос. наук. М., 1979. - 16 с.

178. Рассошенко Т.А. Семья и семейная система в политикеи идеологии Японии. Автореф. Дисс. . канд. истор. наук. М., 1978. - 20 о.

179. Решетов Ю.А. Проблемы семейных отношений в Швеции. Автореф. Диос. . канд. филос. наук. М., 1972. - 26 с.

180. Скачкова Н.П. Роль межнациональных браков и семей в сближении советских наций и народностей в период развитого сооциализма. Автореф. Дисс. . канд. рлос. наук. Алма-Ата, 1977. - 16 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.