Смычковые инструменты в истории музыкальной культуры Мексики: В период с XVI до второй половины ХХ в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Рубина, Мильнер Евгения

  • Рубина, Мильнер Евгения
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1995, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 268
Рубина, Мильнер Евгения. Смычковые инструменты в истории музыкальной культуры Мексики: В период с XVI до второй половины ХХ в.: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 1995. 268 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Рубина, Мильнер Евгения

Введение.

Глава i. пути распространения европейских смычковых хордофонов на территории мексики в xvi — xvii веках и особенности процесса их проникновения в музыкально-исполнительскую практику коренного населения страны

§ 1. Отношение к гипотезе о принадлежности некоторых рудиментарных хордофо нов к музыкальным культурам мексиканских индейцев.

§ 2. Начальный период истории смычковых хордофонов в Мексике.

§ 3. Виды европейских смычковых хордофонов, распространенные в Новой Испании в XVI — XVII вв. Проблема музыкальной терминологии.

Глава II. формирование основ профессионального струнно-смычкового исполнительства в новой испании в xvii — начале xviii века

§ 1. Период распространения скрипки в Новой Испании и начало ее применения в профессиональной и народной музыке.

§ 2. Использование инструментов скрипичного семейства в новоиспанской культовой музыке XVIII века.

§ 3. Формы обучения игре на струнно-смычковых инструментах в Новой Испании в XVIII веке.

§ 4. Особенности техники новоиспанского струнно-смычкового исполнительства

§ 5. Новоиспанские дидактические работы XVIII века. Анонимный "Метод игры на скрипке": критика гипотезы о его аутентичности.

Глава III. развитие некультовых форм музыкальной культуры во второй половине xviii — начале xix века и связанные с этим прогрессивные явления в новоиспанском смычковом исполнительстве

§ 1. Краткая характеристика основных видов музыкального искусства в колониальный период. Европейские музыканты и их влияние на становление новоиспанской смычковой культуры.

§ 2. Роль творчества Х.М. Альданы и скрипачей Дельгадо в формировании основ новоиспанского сольного струнно-смычкового исполнительства.

§ 3. Струнно-смычковое исполнительство конца XVIII — начала XIX века; причины, сдерживавшие его развитие.

§ 4. Частные учебные заведения первой половины XIX века и их роль в подготовке исполнителей на струнно-смычковых инструментах.

Глава IV. новые явления в музыкальной жизни мексики, связанные с провозглашением независимости страны

§ 1. Изменения в культурной жизни Мексики после падения колониального строя. Создание Консерватории Мексиканского филармонического общества; ее роль в распространении музыкальных знаний и подготовке исполнителейструнников

§ 2. "Школы" европейских авторов, известные в Мексике во второй половине XIX — начале XX века. Первые дидактические работы мексиканских педагогов-струнников.

§ 3. Характеристика концертной жизни Мексики во второй половине XIX века. Роль зарубежных исполнителей в популяризации струнно-смычковых инструментов.

§ 4. Любительские музыкальные объединения и их вклад в активизацию культурной жизни страны. Женские оркестры.

§ 5. Зарождение практики квартетно-ансамблевого исполнительства.

§ 6. Концерт для виолончели с оркестром Р. Кастро.

Глава V. влияние мексиканского музыкального национализма на развитие струнно-смычкового исполнительства

§ 1. Творчество X. Каррийо и С. Ревуэльтаса и их роль в становлении национальной исполнительской школы.

§ 2. Мероприятия по совершенствованию системы музыкального воспитания в 30 — 40-х годах. Положительные перемены в подготовке исполнителей на струнно-смычковых инструментах, связанные с деятельностью J1.X. Саломы,

X. Рокабруны и педагогов-струнников европейского происхождения.

§ 3. "Американская школа игры на скрипке" С. Марти и "Размышления о скрипичной технике" С. Родригеса Тагле.

§ 4. На пути к созданию мексиканского смычкового концерта. Скрипичные концерты М.М. Понсэ и К. Чавеса.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Смычковые инструменты в истории музыкальной культуры Мексики: В период с XVI до второй половины ХХ в.»

Настоящая диссертация посвящена одному из важнейших и пока, к сожалению, мало изученных вопросов истории музыки Мексики — смычковым инструментам. Разумеется, разрозненные сведения о смычковых хордофонах, а также имена некоторых исполнителей на них можно встретить в ряде трудов мексиканских и зарубежных авторов. Однако ни в одном из них проблема формирования смычковых инструментов и становления национальной школы исполнительства на них не выступает в качестве объекта специального исследования. Так, например, Г. Сальдивар неоднократно упоминает смычковые хордофоны, рассматривая процесс ассимиляции различных форм и жанров европейской музыки коренным населением страны в эпоху духовной Конкисты1. Интересные данные об использовании струнно-смычковых инструментов в новоиспанской культовой музыке XVII — XVIII вв. дают книги X. Эстрады2 и Р. Стивенсона3. Ценную информацию об участии исполнителей-струнников в культурной жизни Мексики в период с XVI — XX век сообщает в своей хронике. Э. де Олаваррия и Феррари.4 (Этот перечень можно было бы продолжить.) В то же время единственной до сих пор публикацией, касающейся интересующей нас темы, является небольшой очерк Р. Калеро "Происхождение струнных инструментов", публиковавшийся в популярном издании "Carnet musical" с конца 1959 по 1961 год.

Отдавая должное этой работе как первой и пока единственной попытке изучения вопроса о происхождении смычковых хордофонов и рассмотрения отдельных аспектов истории струнно-смычкового исполнительства Мексики, нельзя в то же время удовлетвориться тем, что данная тема, столь богатая именами, событиями и определенными достижениями, представлена только этой, скромной по размерам и целям, журнальной публикацией. К тому же в этой публикации существует немало противоречий в изложении, бездоказательных суждений.

См. Saldivar G. Historia de la música en México. México, 1987.

2Cm. Estrada J. Música y músicos de la época virreinal. México, 1973.

3Cm. Stewenson R. The Music in Mexico, A Historial Survey. 1952

4См. Olavarria у Ferrari E. de. Reseña histórica del teatro en México. México, 1961.

Так, например, Калеро никак не обосновывает тезис о том, что "легкость наших аборигенов в производстве смычковых инструментов и игре на них" (12, с. 543) объясняется знакомством мексиканских индейцев с техникой игры на "музыкальном луке" — инструменте, сама принадлежность которого к аутентичному се-веро-американскому инструментарию остается пока спорной. У Р. Калеро можно найти утверждение, заимствованное ею из книги С. Марти "Доколониальные музыкальные инструменты" (40, с. 150) (приводимое, впрочем, без указания цитируемого источника), в котором прямо говорится о том, что скрипки, изготовляемые индейцами племени чамула (chamula), являются "точными копиями скрипок XVI века, привезенных европейцами" (12, с. 113). Сказанное не согласуется с выводом, который делает та же Калеро в "Заключении" своего очерка, где со ссылкой на Г.Сальдивара пишет, что "скрипка появилась в Мексике в двух первых третях XVIII века" (12, с. 430). Упомянем также в работе Калеро многочисленные "информационные пробелы", касающиеся как отдельных личностей (исполнителей и педагогов, которые в разные года оказали определенное влияние на формирование национальной школы струнно-смычкового исполнительства), так и связанные с важными событиями в культурной жизни Мексики, имеющими то или иное отношение к теме смычковых инструментов.

Отсутствием специальных научных исследований в этой области объясняется тот факт, что до настоящего времени не разработаны сами принципы изучения темы мексиканского струнно-смычкового исполнительства, не освещены и не определены важные вехи приближающейся к своему 500-летию рубежу истории смычковых инструментов Мексики. Так, например, не уточнен период появления в стране инструментов скрипичного семейства, не установлено время начала подготовки профессиональных исполнителей на них. Наряду с этим, еще не сказано последнее слово в дискуссии специалистов о возможном присутствии хордофонов в Мексике в "докортесову"1 эпоху, не классифицирована богатейшая музыкальная

Термин, образованный от имени завоевателя Мексики Э. Кортеса, (исп. precorte-siano), обычно используется для обозначения исторической эпохи, предшествовавшей Конкисте. иконография1, не достигнуто полной ясности в вопросе об определении инструментов виольного семейства, не атрибутированы должным образом смычковые хордофоны, получившие распространение в период испанского владычества.

Учитывая назревшую необходимость создания научно достоверной истории мексиканского смычкового искусства, автор настоящего исследования, базируясь на строго документированном материале, поставила перед собой следующие цели: исследовать происхождение и распространение смычковых хордофонов в Мексике; проследить процесс формирования национальной школы преподавания игры на струнно-смычковых инструментах; определить пути становления профессионального струнно-смычкового исполнительства; выявить особенности его развития на разных исторических этапах в их связи с социально-экономическим фактором.

Автор руководствовался комплексным подходом к исследованию истории смычковых хордофонов, соединяя органологический метод, изучающий инструмент с точки зрения его конструкции и музыкально-технических возможностей, с методом эстетико-музыкальным, рассматривающим эволюцию инструмента во взаимосвязи с художественно-историческим прогрессом музыкального искусст-ва.Следуя такой исследовательской методике, автор опирался как на основополагающие труды по инструментоведению К.Закса и его последователей, так и на идеи, развитые русскими музыкальными учеными, — среди них, прежде всего Б.Струве.

Другим, принципиально новым положением настоящего исследования является атрибутирование новоиспанских смычковых хордофонов в соответствии

Около трети представленного в настоящей работе иконографического материала публикуется и описывается впервые. с общеевропейской музыкальной терминологией. Использование нескольких названий для обозначения одного и того же струнно-смычкового инструмента, а также употребление музыкальных терминов, заимствованных из итальянского, французского и даже английского языков, нередко встречающееся в документах XVI — XVII веков, порой приводило исследователей к ошибочной идентификации инструментов, упоминаемых в этих источниках. К заблуждениям, наиболее распространенным в этой области, относится, например, отождествление виолы со смычковой виуэлой1.

Принимая во внимание, что исследуемая тема охватывает обширный материал, относящийся к большой по продолжительности исторической эпохе, автор настоящей работы стремилась выявить и подчеркнуть самое существенное и показательное для каждого из этапов развития мексиканского струнно-смычкового исполнительства. В основу периодизации смычкового искусства Мексики положена хронологическая система, применяющаяся для определения важнейших этапов истории музыкальной культуры страны:

Эта ошибка, которой не избежали Р.Стивенсон, Г.Сальдивар, Р.Калеро и X. Г. Контрерас Ариас, имеет свое логическое объяснение. Дело в том, что для определения инструментов виольного семейства в Испании и ее колониях в XVI — XVII вв. было принято название "смычковая виуэла" (исп. "vihuela de arco"). Поэтому, встречая итальянский термин "viola" в книге историографа Конкисты Б. Диаса дель Кастийо, который упоминает некоего Ортиса — "исполнителя на виоле и учителя танцев (см.: Diaz del Castillo В. Historia verdadera de la Conquista de la Nueva España. México, 1980, p. 572), перечисленные авторы без колебания относят названный инструмент к струн-но-смычковой группе, игнорируя тот факт, что до XVIII века итальянское "viola" переводилось на испанский язык как "vihuela", то есть щипковый инструмент, род гитары (см.: Casas C.de las. Diccionario Castellano-Toscano. Sevilla, 1650, p. 236). Эта, казалось бы, несущественная неточность приводит к тому, что время проникновения европейских смычковых хордофонов на территорию Мексики ошибочно определяется 1519 годом, когда состоялась военная экспедиция Э. Кортеса, одним из участников которой был солдат-музыкант Ортис.

-81. Предиспанский период (ок. 1500 г. до н.э. — 1521);

2. Колониальный период1 (1530 — 1810);

3. Период провозглашения Независимости до революции (1810 — 1910);

4. Националистический период (1910 — 1958);

5. Современный период (1958 — наст. вр.).

Предлагаемая диссертация одновременно подготовлена на русском и испанском языках, что, по мысли автора, должно сделать возможным ее использование в качестве учебного пособия в обеих странах. Автор также надеется, что его работа положит начало созданию специального курса "История смычкового искусства" в учебных музыкальных заведениях Мексики.

Иначе, "вице-королевский период" ("periodo virreinal").

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Рубина, Мильнер Евгения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой диссертации мы рассмотрели развитие мексиканского струнно-смычко-вого искусства на протяжении более чем четырехвекового периода, с 20-х годов XVI столетия до середины XX века.

На основании данных, представленных новоиспанским документальным и иконографическим материалом, нами были определены виды европейских смычковых хордофонов, получивших распространение в колониальную эпоху, отмечены сферы их применения, выявлены некоторые особенности способа игры на них, отличающие традицию, сложившуюся в Новой Испании, от современной ей европейской.

Появление скрипки и родственных ей инструментов открывает новую эпоху в новоиспанском струнно-смычковом исполнительстве, находит отражение в создании оригинальных инструментальных произведений как культовой, так и светской музыки. Знакомству новоиспанских струнников XVIII века с произведениями современного скрипичного репертуара способствуют музыканты, эмигрировавшие из Европы. Они же впервые вводят в преподавательскую практику отдельные теоретические руководства по обучению игре на скрипке, внося тем самым изменения в сложившийся в стране аудио-визуальный метод.

Следование процессу совершенствования системы музыкального образования ведет нас от примитивных "консерваторий" XVIII века, где навыки игры на струн-но-смычковых инструментах прививались учащимся на том элементарном уровне, которого требовал аккомпанемент религиозных вокальных сочинений, до Консерватории мексиканского филармонического общества, в которой скрипка, виолончель и контрабас были выделены как самостоятельные дисциплины, и, наконец, -к ее преемнику — Национальной консерватории, чьи преподаватели использовали в работе со студентами прогрессивные методы, разработанные представителями франко-бельгийской, немецкой и русской скрипичных школ.

Знакомство с творческими биографиями и особенностями исполнительского стиля мексиканских струнников, наиболее активно занимавшихся сольной деятельностью, таких как Х.М. Альдана, Ф. Дельгадо, В. Вийяльпандо, Л.Х. Моран, X. Каррийо, С. Ревуэльтас — позволяет дать объективную оценку отдельных достижений национальной школы струнно-смычкового исполнительства и одновременно выявить те обстоятельства экономического и социо-культурного порядка, которые тормозили ее становление.

Обращаясь к произведениям для струнно-смычковых инструментов, созданным в Мексике, мы отмечаем, что некоторый прогресс в исполнительском искусстве, наблюдаемый в 30 — 40-х годах XX столетия, повлиял на усиление композиторского интереса к этим инструментам, что привело к созданию ряда сочинений крупной формы, в том числе таких национально самобытных, как Концерты для скрипки с оркестром М.М. Понсэ и К. Чавеса.

В этой работе не нашло отражение мексиканское смычковое искусство второй половины XX века. Все многообразие явлений и тенденций, характеризующих различные сферы струнно-смычкового исполнительства в этот период, получит освещение во второй части нашего труда, посвященного той же теме, в которой специальный раздел будет уделен истории мексиканского квартетного исполнительства, получившего особенно активное развитие в последние три десятилетия нашего столетия.

EHEJlHOrPAOHü

1. Actas capitulares. — Archivo General de la Nación. XI, fol. 199 v. (8 c.)

2. Actas capitulares. — Catedral de puebla, XI (1640 — 1647), fol. 193. (6 c.)

3. Albertini R. Saludo a Silvestre Revueltas. — La Voz, Madrid, 24 de Septiembre de 1929. (le.)

4. Alvarez Coral J. Compositires mexicanos. México, 1971. (195 c.)

5. Antuñez F. La capilla de música de la Catedral de Durango. Siglos XVII y XVIII. México, 1970. (243 c.)

6. Armonía, organo de la Sociedad Filarmónica Mexicana. México, 1866. (86 c.

7. Bellinghausen K. El verso: primera manifestación orquestal en México. — Heterofonía 107, México, Julio-Diciembre de 1992. (3 c.)

8. Bernai Jiménez M. El Archivo musical del Colegio de Santa Rosa de Santa María de Valladolid: siglo XVIII. Morelia colonial. México, 1939. (174 c.)

9. Bernai Jiménez M. El primer conservatorio de América. — Nuestra Música, Ano VI, Num. 23, 3er trimestre, México, 1951. (12 c.)

10. Bosseur J.-Y. Music. Passion for an Art. New York, 1991. (225 c.)

11. Cabello Moreno A. Panorama musical de la ciudad de México. México 1975. (190 c.)

12. Calero R. Los instrumentos de arco. — Carnet Musical, Num. 178, Diciembre de 1959. (4 c.); Num. 181, Febrero de 1960. (3 c.); Num. 196, Junio de 1961. (3 c.); Num. 199, Septiembre de 1961.(4 c.)

13. Calderón de la Barca M. La vida en México. Durante una residencia de dos años

14. Campos R.M. El folklor y la música mexicana, México, 1928. (126 c.)

15. Carpenter A. La música en Cuba. México, 1972. (368 c.)

16. Casas C. de las. Diccionario Castellano-Toscano, Sevilla, 1650. (994 c.)

17. Castellanos P. Horizontes de la música precortesiana. México, 1970. (159 c.)

18. Contreras Arias J.G. Atlas cultural de México (Música). México, 1988. (232 c.)

19. Cheiner S. Silvestre Revueltas. - Heterofonía 55, vol. X, No. 4, México, Julio-Agosto de 1977. (3 c.)

-20220. Díaz del Castillo B. Historia verdadera de la conquista de la Nueva España. México, 1980. (338 c.)

21. Documentos para la historia de México, Quarta Serie, Tomo III. México, 1857. (756 c.)

22. Domínguez F. Investigación en Sonora, 1933. — Investigación folklórica en México, Materiales, vol. I. México, 1962. (373.)

23. Ember I. Music in Painting. Budapest, 1989. (156 c.)

24. Epistolario selecto de Carlos Chávez. México, 1980. (425 c.)

25. Escorza J.J. La enseñanza musical en la Nueva España; un acercamiento informal. — Heterofonía 96, México, Enero-Marzo de 1987. (5 c.)

26. Estrada J. La música de México. México, 1986. (182 c.)

27. Estrada J. Música y músicos de la época virreinal. México, 1973. (165 c.)

28. Frish U. El Concierto para violín y orquesta de Manuel M. Ponce. — Heterofonía 79, vol. XV, Segunda Epoca, No.4, México, Octubre-Noviembre-Diciembre de 1982. (6 c.)

29. García Morillo R. Carlos Chávez: vida y obra. México, 1960. (154 c.)

30. Grial H. de. Músicos mexicanos. México, 1964. (191 c.)

31. González Rodríguez L. El Noroeste Novohispano en la época Colonial. México, 1933. (204 c.)

32. Gorostiza C. Silvestre Revueltas. — El Imparcial, México, 5 de Febrero de 1929. (1 c.)

33. Herrera y Ogazón A. El arte musical en México, 1917. (156 c.)

34. Inquisición. — Archivo General de la Nación, vol. 1051, s.e., ff. 69 — 70 r. (7 c.)

35. Inquisición. — Archivo General de la Nación, vol. 1051, s.e., f. 72. (4 c.)

36. Lemmon A.E. Los jesuítas y la música Colonial en México. — Heterofonía 53, vol. X, No. 2, México, Marzo — Abril de 1977. (4 c.)

37. Lemmon A.E. Los jesuítas y la música en la Baja California. — Heterofonía 56, vol. X, No. 5, México, Septiembre — Octubre de 1977. (4 c.)

38. Lista de los instrumentos que están en el Colegio de los Infantes. México, 1793. — Archivo musical de la Catedral de México, s/n. (1 c.)

-20339. Lumholtz C. México desconocido, T. I. México, 1956. (827 c.)

40. Martí S. Instrumentos musicales precortesianos. México, 1955. (75 c.)

41. Martí S. Técnica básica para violin y viola (Basic violin-viola technique). Mérida, 1938. (76 c.)

42. Mayer-Serra O. Música y músicos de Latinoamérica. México, 1947 (1056 c.)

43. Mayer-Serre O. Panorama de la música mexicana. Desde la independencia hasta la actualidad. México, 1941. (196 c.)

44. Meierovich C. Jacobo Kostakovsky. — Heterofonía 82, vol.XVI, No. 3, México, Julio — Agosto — Septiembre de 1983. (23 c.)

45. Memoria de los instrumentos que tiene esta Santa Iglesia Catedral. México, 1975 — Archivo musical de la Catedral de México, s/n. (2 c.)

46. Memoria de los instrumentos que tiene esta Santa Iglesia Catedral. México, 1798. — Archivo musical de la Catedral de México, s/n. (2 c.)

47. Mora y Escobar, fray A. de la. Memoriales del Obispo de Tlaxcala (un recorrido ' por el centro de México a principios del siglo XVII). México, 1987. (265 c.)

48. Moreno S. La imagen de la música en México. — Artes de México, No. 148, Año XVIII. (143 c.)

49. Motolinía, fray Toribio de. Historia de las indias de Nueva España. México, 1963. (256 c.)

50. Motolinía, fray Toribio de. Memoriales. México, 1971. (131 c.)

51. Olavarría y Ferrari E. de. Reseña histórica del teatro en México. México, 1961. (3035 c.)

52. Pedrell F. Organografía musical antigua española. (Emporio científico e histórico.) Barcelona, 1901. (43 c.)

53. Peña F. Estudio historico sobre San Luís Potosí. San Luís Potosí, 1894. (206 c.)

54. Ponce M.M. Nuevos Escritos musicales. México, 1948 (58 c.)

55. Proceso inquisitorial contra Antonio Farfán, titiritero. San Miguel el Grande. — Boletín del Archivo General de la Nación. México, 1936. (4 c.)

56. Programa del Concierto de la OSN. México, 6 de Diciembre de 1944. (4 c.)

-20457. Programas generales de la Escuela de Artes y Oficios para varones. Toluca, 1901. (35 c.)

58. Rivera y Rivera R. Los instrumentos musicales de los maya. México, 1977 (47 c.)

59. Retrospestiva crítica en torno a Silvestre Revueltas. - Heterofonía 82, vol. XVI, No.No. 2 y 3, México, Abril - Septiembre de 19837 (56 c.)

60. Revueltas S. Carta a los compañeros-músicos. - El Nacional, México, 19 de Enero de 1938. (1 c.)

61. Rodríguez Tagle S. Consideraciones sobre la técnica del violín. San Luís Potosí, 1946. (320 c.)

62. Romero J. Galería de los músicos mexicanos. Agustín Caballero. - Carnet Musical, vol XV, No.No. 177, 178, 179, 180, 181, México, Noviembre de 1959 - Marzo de 1960. (5 c.)

63. Romero J. Galería de los músicos mexicanos. A. Amaya. - Carnet Musical, vol XV, No. 179, México, Enero de 1960. (2 c.)

64. Romero J. La música en Zacatecas y los músicos Zacatecanos. México, 1963. (202 c.)

65. Romero J. Presencia francesa en la cultura musical de México. - Carnet Musical, vol V, No. 4, Suplemento Num. 1, México, Julio de 1949. (24 c.)

66. Sachs C. Hanbuch der Musikinstrumentenkunde. Berlin, 1930. (?)

67. Salazar A. La música en la sociedad europea, T. I. Madrid, 1942. (386 c.)

68. Salazar A. Música, instrumentos y danzas en las obras de Cervantes. - Nuestra Música, Año V, Num. 17, Suplemento No. 7, México, 1950. (15 c.)

69. Saldivar G. Bibliografía mexicana de musicología y musicografia. México, 1991. (341 c.)

70. Saldivar G. Historia de la música en México. México, 1987. (380 c.)

71. Sandí L. C. Chávez y la música en México. — Homenaje nacional a C. Chávez. México, 1978 (41 c.)

72. Sandí L. Problemas de la música sinfónica en México. — Nuestra Música, Año III, Num. 9, México, Enero de 1948. (8 c.)

-20573. Sandí L. Tribuna de L. Sandí. — Carnet musical, Num. 23, México, Marzo de 1939. (2 c.)

74. Santamaría F.J. Diccionario General de Americanismos. México, 1942. (1197 c.)

75. Sociedad Filarmónica mexicana. Conservatorio de música y declamación. Programa de los exámenes generales que tenrán lugar el més de Noviembre de 1873. México, 1873. (2 c.)

76. Spierer L. El Concierto para violín y orguesta de Hallfter. (Su enfoque instrumental) - Heterofonía 77, vol. XV, Segunda Epoca, No. 2, México, Abril - Mayo - Junio de 1982. (7 c.)

77. Stewenson R. Compositores de la época colonial. Antonio de Salazar. -Heterofonía 38, vol. VII, No. 5, México, Septiembre - Octubre de 1974. (4 c.)

78. Stewenson R. Hernando Franco, el más notable compositor renacentista de México. - Heterofonía Año II, Num. 11, México, Marzo - Abril de 1970. (3 c.)

79. Stewenson R. José Manuel Aldana en la Catedral Metropolitana. - Heterofonía 30, vol. 5, México, Mayo - Junio de 1973. (3 c.)

80. Stewenson R. La música en la Catedral de México. El siglo de Fundación. -Heterofonía 100-101, México, Enero - Diciembre de 1989. (5 c.)

81. Stewenson R. La obra del compositor Francisco Delgado. - Heterofonía 63, vol. XI, No. 6, México, Noviembre - Diciembre de 1978. (3 c.)

82. Stewenson R. Los sucesores de Juán Matías. - Heterofonía 65, vol. XII, No. 2, México, Marzo - Abril de 1979. (4 c.)

83. Stewenson R. Manuel Zumaya en Oaxaca. - Heterofonía 64, vol. XII, No. 1, México, Enero -Febrero de 1979. (4 c.)

84. Stewenson R. Relaciones de Carlos Chávez en Los Angeles. — Heterofonía 76, No.l, México, Enero — Febrero — Marzo de 1982. (8 c.)

85. Stewenson R. Primeros compositores nativos de México. — Heterofonía, vol. X, No. 3, México, Mayo - Junio de 1977. (3 c.)

86. Stewenson R. S.Martí, etnomusicólogo. - Heterofonía 60, vol. XI, No. 3, México, Mayo - Junio de 1978. (4 c.)

87. Stewenson R. The Music in México, A Historical Survey. New-York, 1952. (325 c.)

-20688. Струве Б.А. Процесс формирования виол и скрипок. Москва, 1959. (296 с.)

89. Torquemada, fray J. de. Los veintiún libros rituales y monarquía indiana. México, 1977. (768 c.)

90. Trabajos técnicos del Primer Congreso Nacional de Música Y reseña de los concursos musicales organizados por la Comisión Permanente bajo el patrocinio de la Universidad Nacional y de El Universal. México, 1928. (75 c.)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.