Смысл человеческой жизни и проблема суицида: Опыт филос.-психол. исслед. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Гаджинская, 3. Г.

  • Гаджинская, 3. Г.
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1993, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 125
Гаджинская, 3. Г.. Смысл человеческой жизни и проблема суицида: Опыт филос.-психол. исслед.: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 1993. 125 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Гаджинская, 3. Г.

ВВЕДЕНИЕ.3

Глава I. СМЫСЛ И ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖНИ

КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМ . 18

§ I. Понятие смысла и сфера его применения . 22-

§ 2. Смысл человеческой гшзни и его возможные интерпретации . .30

§ 3. Объективный и субъективный компоненты смысла жизни . . . . .54

Глава П. СШСЛОКТРАТА ЛИЗНИ ИНДИВИДА. И СУИЦИД. . . 71

§ I. Человек как субъект саморазрушения . 73

§ 2. Ценность жизни и экзистенциальный вакуум . 94

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Смысл человеческой жизни и проблема суицида: Опыт филос.-психол. исслед.»

Глубокие перемены в мире проходят через жизнь людей, какая-то часть нашего бытия исчезает, уступает место новому. Процесс обновления общественных отношений в нашей стране проходит весьма болезненно. Когда жизнь людей предстает как тотально разрушенная непониманием и равнодушием, когда индивид утрачивает понимание своей социальной значимости, когда он лишен способности действовать самостоятельно, когда деятельность целых поколений объявляется социальной иллюзией, исторической ошибкой, то есть не может найти социального оправдания, тогда с наибольшей степенью остроты и проблематичности встает вопрос о смысле жизни.

Проблему смысла жизни без преувеличения можно отнести к числу наиболее фундаментальных философских проблем. Вопрос о смысле жизни вставал перед людьми в различные исторические эпохи, развитие истории преломляется в нем, так как в нем отражается ценностно-смысловая модель культуры, то есть те императивы, идеалы и нормы, которые приняты в том или ином обществе.

И все же вопрос о смысле жизни обладает особого рода универсализмом, так как сущностные основания его присутствуют в каждом ценностно-смысловом измерении любого исторического этапа. Поэтому вопрос о смысле жизни требует философского подхода.

Представления о смысле жизни играют обобщагаще-интегрирую-щую роль в развитии внутреннего мира личности. Поднимаясь над непосредственным движением потребностей, интересов, знаний личности представления о смысле жизни как бы стягивают все внутренние интенции личности в единую цепь, в единое звено, которое формирует и определенным образом задает каждое личное проявление.

Видеть смысл собственной жизни - это значит видеть себя на фоне иных возможностей бытия и видеть себя способным к воплощению этого смысла. Будучи глубоко личностным феноменом, представления о смысле жизни всегда содержат в себе нечто надындивидуальное, надличностное, связывая человеческую жизнь с мирозданием, с обществом^.

Может ли человек не задумываться над смыслом собственной жизни? Когда человек не сам ставит перед собой цели, не сам выбирает пути их достижения, то без осмысления своих конкретных поступков, он не может подняться до высшего философского мироосмысления.

Когда жизнь или ее оправдание заданы природной или социальной программой и подкреплены соответствующей духовной традицией, то, будучи человеком-винтиком, он не поднимается к целостному постижению жизни с точки зрения познания ее сущностных оснований.

Кризис смысла, кризис ответственности - это расплата за теорию и практику воспитания людей - "винтиков". Проблема смысла жизни человека, одна из наиболее фундаментальных философских проблем, довольно длительное время находилась на периферии магистрального развития отечественной философской мысли.

I. Трембач Э.С. Смысл жизни как мировоззренческая проблема. Дис. . канд. филос. наук. - Л., 1989. - С. 4.

Идеологическая борьба с "буржуазной" философией не давала возможности позитивного творческого поиска ответа на этот вопрос при обращении к зарубежной философии или к наследию русских философов религиозного направления. Научные исследования проблемы смысла жизни должны были лишь подтверждать существовавшие расхожие мировоззренческие клише, согласно которым смысл жизни человека состоит в служении обществу, заинтересованном участии в достижении исторических целей, приближении "светлого будущего". Нравственные ценности претерпели такие изменения и превращения, ценностные ориентации настолько трансформировались, что теперь многие даже не осознают необходимости выхода из создавшегося положения, будучи уверенными в правильности своих ценностных установок. Все это требует новой научно-исследовательской парадигмы, коренного поворота к изучению проблем, касающихся уяснения ценностно-значимого и преходящего в человеческой жизни, взаимосвязи общественного и индивидуального, вопросов личного выбора и личной ответственности, то есть вопросов, отвечающих на постижение смысла человеческого бытия.

Но у каждого времени свои "болевые точки". "Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты, - поэтому я и говорю об экзистенциальном ваку-«I уме"-1.

I. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. - С.24.

- 6

Проблемой утраты людьми смысла жизни, проявлениями экзистенциального вакуума дал о себе знать нравственный кризис ' и в нашей стране. Ощущение огромным числом людей бессмысленности той жизни, которую им приходится вести, нередко без возможности какого-либо реального выбора, и невозможность найти в ней позитивный смысл из-за разрушения старых ценностей и традиций, отсутствия равноценной им замены, отрицание ценности человеческой жизни, изоляция человека от мира людей и потеря своего значения для других, отсутствие культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим, неповторимым путем - этим объясняются пассивность и бесстрастность, равнодушие к собственной жизни и жизни других, приводящие к тем социальным паталогиям, которые являются в настоящее время болью нашего общества, - распро-! странение алкоголизма, разгул жестокой преступности, рост наркомании, самоубийства. На основании этого напряженные искания смысла жизни зачастую приобретают трагическую окраску. Жизнь объявляется бессмысленной и абсурдной, что зачастую приводит к суициду. Суицид - это намеренное лишение себя жизни. Актуальность темы диссертационного исследования в немалой степени обусловлена и остротой скрываемой в годы застоя суицидальной проблемы в нашем обществе, открывшейся информацией о возрастающем количестве самоубийств.

Одна из распространенных точек зрения сводится к тому, что основное число самоубийств совершают люди психически боль-j ные. Без ссылок на источники называется цифра до 70$. Ситуа-I ция же в действительности следующая: в настоящее время в быв-I шем СССР число самоубийств на 100 тысяч жителей составляет ; около 20, а в Москве несколько ниже, около 15. Психически боль 7 ные люди действительно совершают самоубийства чаще, чем здоровые. Однако в Москве, например, на долю психически больных приходится лишь 1Ъ% самоубийств1. Таким образом, подавляющее большинство покончивших с собой - психически нормальные люди. К такому же выво,пу пришли авторы, анализировавшие психическое здоровье жителей Чимкента (8,5% - психически больных).

Тенденции к самоубийству нельзя объяснить какой-либо одной особенностью общества или психического развития индивида. Такие факторы, как социальная изоляция, неспособность усвоить социальные нормы или достичь личных целей, ущербное чувство собственного достоинства, несомненно, имеют важное значение, но взятые в отдельности или даже в комплексе они не могут дать представления о картине в целом. Чисто социологические объяснения не учитывают внутренних конфликтов, вызванных внешними ситуациями. Аналогичным образом, одни лишь психологические интерпретации самоубийств также не в состоянии удовлетворить исследователей. Для полного понимания всей проблемы самоубийств, если это только вообще возможно, их необходимо рассматривать как социальный и психологический феномен. Проблему следует изучать в рамках данной культуры с учетом того, что ее экономические особенности, социальные

I отношения, преобладающие стили в отдельности или в сочетаниях могут либо способствовать, либо препятствовать самоубийствам как средству решения личных конфликтов. И здесь встает вопрос философского осмысления данной проблемы. i

Вопрос о самоубийстве до настоящего времени остается по

I. Киселёв А.С. Самоубийство как социальная проблема // Эхо планеты, 1990. - 1 9. - С. 4-11. существу недоуменным вопросом. Общество не приемлет самоуничтожения. Ненормально, когда человек уходит из жизни сам, сознательно отказываясь от того единственного и неповторимого случая Быть на этой земле, который нам дарован Творцом или природой.

Тот лжёт, - говорит Ж.-jiC. Руссо, - кто уверяет, что не боится смерти: всякий человек боится смерти; это - великий закон чувствующих существ, без которого все смертные существа вскоре были бы уничтожены. Боязнь эта - простое проявление природы, не только безразличное, но хорошее по существу и согласное с порядком вещей"-'-. И вместе с тем человечество ежегодно платит смерти определенную дань путем самоубийств. Больше того, статистика европейских стран показывает медленное, но неуклонное возрастание самоубийств в течение последнего столетия. Кажется невероятным, чтобы "венец творения" - человек - лишал себя высшего на свете блага - жить, подчас без видимых и понятных причин.

Отсюда понятен тот исключительно жгучий интерес, кото' рый вызывает к себе это печальное явление. Это не единичные i случаи, это целое общественное явление, которое при анализе представляет собой яркую группу фактов, при всем своем разно; образии в формах и мотивах выступающую как нечто общее, спло-i ченное, что резко вырисовывается на фоне переживаемой нами эпохи.

Состояние научной разработанности проблемы. Проблема смысла жизни человека, особенно в последние годы, привлекает к себе все более пристальное внимание представителей самых

I. Бруханский Н.П. Самоубийцы. - Л., 1927. - С.II. различных сфер знания - социологов, психологов, этиков, философов и др. Искусство, религия, мифология пытаются раскрыть целостность жизни, ее сущностные основания. Глубина исследования этой проблемы предполагает необходимость синтеза историко-культурного, литературно-художественного, религиозного сплетения.

В философии же проблема смысла жизни должна быть одной из основных, так как всякое философское учение так или иначе резюмируется в определенной концепции смысла жизни человека.

В философской мысли прошлого проблема смысла жизни не была специальным предметом целостного исследования. Лишь отдельные ее аспекты так или иначе затрагивались в работах общефилософского характера.

Поворот внимания к этой проблеме, специальные ее исследования начались в конце XIX - первой четверти XX века1. Философская глубина анализа видных русских философов и социо-" логов позволила высказать много ценных мыслей, не потерявших своей актуальности и сегодня.

I. Бердяев Н. Духовный кризис интеллигенции. - СПб., 1910; Он же. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. - М., 1916; Введенский А. Условие позволительности веры в смысл жизни. - // Введенский А. Философские очерки. - Прага, 1924. - С. 121—154; Дени I. Для чего жизнь? - СПб., 1898; Иванов-Разумник. О смысле жизни. - Берлин, 1920; Олэ-Ляпрюн. К вопросу о смысле жизни. - Харьков, 1898; Риккерт Г. Философия и смысл жизни. - СПб., 1912; Тареев м.М. Цель и смысл жизни. - М., 1902; Толстой Л.Н. Для чего мы живем? Мысли о смысле жизни. - М., 1906; Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. - м., 1918; Франк С. Смысл жизни. - Париж, 1925; Эйкен. смысл и ценность жизни, -Харьков, I9II; Экземплярский В.И. Христианское юродство и христианская сила. К вопросу о смысле жизни. - Киев, 1916.

В научной литературе советского периода 30-80-х годов проблема смысла жизни исследовалась в неразрывной связи с задачами коммунистического воспитания, где смысл жизни выступает не столько как научная проблема, сколько как декларируемая цель, к которой необходимо стремиться каждому человеку. Вместе с тем отечественная философская мысль располагает исследованиями, посвященными различным аспектам проблемы смысла человеческого бытия. Так, в ходе историко-философского анализа данной проблемы О.И.Джиоевым, И.Л.Зеленковой, Т.А. Кузьминой и другими исследователями1 показана взаимосвязь смысложизненных вопросов с основной философской проблематикой и специфика их решения в рамках наиболее влиятельных философских концепций прошлого и настоящего, сделаны ценные обобщения о конкретно-историческом подходе к пониманию смысла жизни.

Н.Я. Иванова, В.А. Капранов, А.Н. Корх, А.Г. Мысливченко, Ю.В. Согомонов, И.Т. Фролов и ряд других исследователей2 стремятся дать общефилософскую концепцию смысла жизни, считая, что в данной проблеме сфокусированы основные мировоззренческие вопросы человеческого существования, что и требует ее общефилософского анализа, не исключающего, естественно, ее социально-философских исследований.

1. Джиоев О.И. О некоторых типических постановках проблемы смысла жизни в истории философии //Вопросы философии. -1981. - № 6; Зеленкова И.Л. Проблема смысла жизни. - Минск, 1988; Кузьмина Т.А. Проблема смысла жизни в современной философии. - М., 1978; Фролов И.Т. О смысле жизни, смерти и бессмертии человека. - М., 1985.

2. Иванова Н.Я. Философский анализ проблемы смысла бытия человека. - Киев, 1980; Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М., 1984; Корх А.Н. Методологический аспект проблемы смысла жизни. Дис. . канд.филос.наук. - Днепропетровск,1986.

Связь проблемы смысла жизни с философской теорией личности исследуется Москаленко А.Т. и Сержантовым В.Ф.1.

Проблема бытия человека в деятельностно-смысловых аспектах представляется в методологическом отношении важнейшей в рамках смысложизненной проблематики, поскольку реализация смысла жизни человека осуществляется в форме социальной деятельности. Эта проблема явилась предметом исследования Ведана И.Ф.2.

К вопросу смысла жизни обращаются также психологи, психотерапевты, исследуя, в частности, проблемы девиантного поо ведения . Происходит объединение усилий философии и психоло4 паи в пошлинах решения вопроса смысла жизни .

В исследованиях Кобелянской Л.С., Ткачевой В.И., Капранова В.А., рассмотренных в русле проблем теории и истории религии, анализируются религиозно-идеалистические концепции смысла жизни0.

Шесте с тем малоразработанным аспектом проблемы смысла жизни остается вопрос "стоит ли жизнь того, чтобы жить?" и

1. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. -Новосибирск, 1989.

2. Ведин И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. - Рига, 1987.

3. Актуальные проблемы суицидологии. - М.: Моск.научно-исслед. ин-т психиатрии. - Т.92. - 1981.

4. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990; Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990; Он же. Луша человека. - М.,

1992.

5. Капранов В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека (критика религиозно-идеалистических концепций). - Л., 1975; Кобелянская Л.С. Смысл жизни: две точки зрения. -Киев, 1989; Рассел Б. Почему я не христианин. - М., 1987; Ткачева В.И. Проблема смысла жизни в современном русском православии // Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма. - Л., 1980. - С. 25-52. вытекающее отсюда философское осмысление проблемы самоубийства.

Знакомство с материалами и литературой, с социологическими исследованиями по суицидной- проблеме утверждает автора во мнении, что круг вопросов, касающихся самоубийства, изучен все еще недостаточно, нет их системной проработки на уровне тесного сотрудничества социологов, психологов, философов. Отсюда возник научно-исследовательский интерес к поставленной в диссертации проблеме.

В отечественной социологической и психологической литературе проблема самоубийства стала предметом теоретического исследования сравнительно недавно, и специально ей посвящено незначительное количество работ"'". В философии советского периода разработка суицидальной проблематики практически отсутствует .

Наиболее активно в нашей стране исследования тех или иных аспектов самоубийства проводились на рубеже XIX-XX вв. Бруханский Н.П., Вернадский В.А., Лихачев А.В., пытаются понять "размеры, которые это зло приняло, и причины, вследствие о которых оно возникло . Всестороннему исследованию подвергает о это явление профессор теологии А.Смирнов0. Связь между само

1. Актуальные проблемы суицидологии (Труды Московского НИИ психиатрии). - Т.82. - М., 1978; Научные и организационные проблемы суицидологии. Сб. научных трудов. - М., 1983; Пата-ки Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения // Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. - М.» 1981.

2. Вернадский В.А. Самоубийство среди воспитанников военно-учебных заведений. - СПб., I9II; Бруханский Н.П. Самоубийцы. Социально-психологическое исследование. -Л., 1927; Лихачев А.В. Самоубийство в Западной Европе и Европейской России. - СПб., 1882.

3. Смирнов А. Самоубийство и христианский взгляд на жизнь. -СПб., 1914. убийством и развитием цивилизации рассматривает Г.фон-Шель-'-, приходя к выводу, что эта связь не доказана и не выяснена. Попыткой исторического экскурса, анализа и сопоставления различных точек зрения являются исследования Ольхина П. и Кони 9

А.Ф. . С разных точек зрения рассматривается исследуемое явление в сборнике "Самоубийство" епископом Михаилом, философами и публицистами В.В.Розановым и А.В.Луначарским, историком Н.И.Кареевым, литературоведами Ивановым-Разумником и Ю.Н.Ай-хенвальдом .

Проблема самоубийства в различных ракурсах затрагивается в работах русских религиозных философов^.

Самоубийство было предметом размышлений таких мыслите-леи, как Давид 10м, Артур Шопенгауэр . Д. 10м, выступая против рассмотрения самоубийства как преступного действия и греха, отстаивает право человека на самого себя, право распоряжения своей жизнью. Бесплодным и безумным поступком считает самоубийство А.Шопенгауэр6.

1. Г.фон-Шель. Самоубийство и современная цивилизация //Брю-нетьер Ф. Источники пессимизма. - Одесса, 1893.

2. Ольхин П. Последние дни самоубийц. - СПб., 1863; Кони А.Ф., Самоубийство в законе и жизни. - М., 1923.

3. Самоубийство. Сборник статей. - м., I9II.

4. Бердяев Н.А. О самоубийстве. - Париж, 1931; Соловьев B.C. Нравственный смысл жизни в его предварительном понятии // Собрание сочинений В.С.Соловьева. - СПб., 1913. - Т.7; "Вехи". Интеллигенция в России; Сб. ст. 1909-1910 гг. -М., 1991.

5. Юм Д. Естественная история религии. Диалоги о естественной религии. О самоубийстве. - Юрьев, 1909.

6. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Антология мировой философии. В 4-х т. - П., 1971. - Т.З.

В зарубежной социологии и психологии наиболее значительным явлением в изучении проблем суицида является фундаментальное исследование главы французской социологической школы т

Э.Дюркгейма "Самоубийство"-1. Проблема самоубийства становится предметом научного и практического исследования экзистенциальной философии и психоанализа, представленных такими именами, как А.Камю, В.Франкл2.

Все это помогло определить проблематику исследования, отработать категориальный аппарат, позволяющий совместить интересы психологов, социологов и философов.

Отмеченные исследования углубляют разработку проблемы самоубийства, в известной мере восполняют пробел в ее исследовании. Но в целом проблема взаимосвязи смыслоутраты и самоубийства пока исследована недостаточно и представляет большие возможности и интерес дня научных изысканий. Насущной становится необходимость отражения в теории вопросов ценности человеческой индивидуальности, смысла индивидуального бытия, автономии и свобода личности.

Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность определили выбор темы данного диссертационного исследования.

Все это в совокупности обусловило цель диссертационного исследования: философское осмысление единства смысложизнен-ной проблематики с проблемой суицида. Достижение этой цели реализуется в следующих взаимосвязанных задачах работы:

- проанализировать понятие смысла жизни человека и связанного с ним категориального аппарата;

1. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. - СПб,,

1912.

2. Камю А. Бунтущий человек. - М., 1990; Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

- раскрыть научную методологию познания смысла жизни и его реализации человеком в процессе жизнедеятельности;

- показать диалектическую взаимосвязь, объективного и субъективного компонентов смысла жизни;

- выявить философские подходы к проблеме суицида в историко-философском контексте, определив их исходные привдипы и методологические основания;

- обосновать внутреннюю взаимообусловленность смыслоутра-ты жизни человека и суицида;

- поставить проблему утраты веры в ценность жизни как проблему ослабления в человеке воли к жизни, появления экзистенциального вакуума;

- представить идею права на жизнь как процесс осуществления взаимных прав и обязанностей индивида и общества.

Методологическая основа и теоретические источники исследования. Автором избрана методология философско-психологиче-ского уровня исследования проблемы. Основой исследования послужили положения о принципиальной познаваемости и специфике человеческого существования, о естественноисторическом характере развития человека и его сущности. В работе широко используются произведения диалектической мысли прошлого, труды известных отечественных философов, психологов и социологов. Значительное внимание было уделено работам русской и зарубежной философии, психологии и социологии, посвященным анализу проблемы смысла жизни человека, ценности человеческого существования, неповторимости его личности, суицида. Кроме того, автор опирается на материалы научно-теоретических и практических конференций, периодическую печать. Ряд теоретических положений основывается на социологических исследованиях ученых.

Замысел работы противоречит претензиям на окончательность сказанного. Напротив, работа претендует только на эвристический диалог и постановку гипотетической по содержанию одной из вечных философских тем.

Научная новизна исследования:

- предпринята попытка философско-дсихологического анализа взаимосвязи смысла жизни, его утраты и суицида;

- анализируется многозначность термина "смысл", сфера его применения, строится рабочая дефиниция понятия смысла в диссертационном исследовании;

- осуществляется концептуальный анализ различных трактовок категории смысла жизни в философской литературе, выявлены и исследованы соподчиненные категории, предпринята классификация концепций смысла жизни;

- проведен анализ и четкая дифференциация понятий объективного смысла человеческой жизни и субъективных представлений о нем;

- раскрываются различные деформации и отклонения в осознании смысла жизни; выявляются различного рода причины саморазрушения человека как личности, вычленяется и раскрывается зависимость самоубийства от взгляда человека на ценность жизни;

- в качестве специального объекта исследования в диссертации фигурирует явление самоубийства, впервые рассматриваемое не с психологических, социологических, а с философских позиций;

- рассматривается идея права на жизнь как права на смысл жизни.

Научно-практическая значимость исследования определяется проведенным в нем анализом методологических аспектов проблемы, направленностью теоретических выводов на решение актуальных проблем кризисной духовной ситуации, переживаемой сегодня страной. Основные положения диссертации могут представлять интерес для философов, психологов, а также быть полезны для дальнейшего развития и исследования широкого круга социально-философских проблем, связанных с определением смысла жизни и суицидной проблематикой. Результаты работы могут быть использованы 'при изучении частных аспектов смысла жизни - в рамках этики, психологии, психиатрии, в ходе анализа перспектив развития человека. Материалы диссертации могут быть использованы при проведении лекционных и семинарских занятий по общему курсу философии и психологии.

Апробация работы. Основные идеи диссертации изложены автором в двух научных публикациях. Диссертация обсуждалась на проблемной группе по социальной философии и на заседании Ученого Совета Гуманитарного центра РАУ и была рекомендована к защите.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Гаджинская, 3. Г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Осознание предназначения себя в этом мире - вечно дина-шзирующий фактор духовного развития человека. На вопрос о смысле жизни не может быть единого ответа. Как заметил русский философ Радлов Э.Л.,'- "Было бы, конечно, большой смелостью утверждать, что смысл человеческой жизни кем-^либо найден"-'-. Вопрос о смысле жизни человека - это вечно открытый вопрос, но приобретение привычки вопрошать себя о том, "зачем всё это?", можно считать одним из важнейших признаков духовно зрелой личности.

Обращение человека к самому себе, поиск решения извечных проблем человечества в преломлении через внутренний мир личности определили повышенный интерес к вопросам смысла жизни человека. Но новые идеи не должны превратиться в очередные установки, спущенные сверху, расхожие мировоззренческие клише, как это было в недавнем прошлом. ;двя мечтами о светлом будущем, мы разучились жить жизнью реальной, мы перестали думать об этой жизни и ценить её. Пизнь и достоинство сегодняшних людей, нынешних поколений приносились на алтарь счастья человека будущего. "Сойди с проторенной дороги и вдумайся в то, к чему тебя призывают. Дертвуй собой ради своих детей! И ты жертвуешь собой ради них, потому что они твои, продолжающаяся часть тебя, а они, в свою очередь, будут жертвовать собой ради своих детей, а те - ради своих, и так будет продолжаться без конца, бесплодная жертва, которая не нужна никому. Каждый из нас пришел в этот мир, чтобы осущест

I. Радлов Э.Л. Этика Аристотеля. - СПб., 1908. - С.Х1-ХП.

- Ill I вить своё "я", что же будет со всеми нашими "я"?." Зйзнь каждого человека сама по себе уже является самодостаточной ценностью, и если бы мы не превратили этот принцип в декларацию, то, может быть, сегодня деятельность целых поколений не объявлялась бы исторической ошибкой. Конечно, смело можно утверждать, что сегодня еще не созданы условия, обеспечивающие всестороннее развитие и реализацию сущностных сил человека. Но это не означает, что на данном этапе должны создаваться лишь условия для завтрашнего развития. Развитие человеческого потенциала сегодня - это и есть создание возможностей для преодоления человеком завтра ограничивающих его рамок. Поскольку человек - сам по себе цель, а его жизнь - сама по себе ценность.

Жизнь - огромное благо и великая обязанность. Но порой безысходность и отчаяние овладевают человеком, и мы видим, как умирает множество людей, так как, по их мнению, жизнь не стоит того, чтобы ее прожить. Но жизнь поправима, смерть -нет. Ничтожны все довода против самоубийства, кроме того, который называется жизнь.Если она не удержит от добровольной смерти, то кто же? Если она не уговорит, то большей убедительности никто и ничто не представит.

Вопросы ценности жизни, значимости жизни, смысла жизни человека не случайно связаны с вопросом смерти. Конечно, изучение смерти самой по себе не имело бы какой-либо ценности. Но смерть надо изучать для того, чтобы жить. Ответить на вопрос о том, как сделать жизнь более полноценной, можно лишь

I. Мигель Де Унамуно. О трагическом чувстве жизни у людей и народов // Философские науки, 1991. - $ 10. - С.122.

- 112 ответив на вопрос о том, что такое смерть, какова ее сущность, что необходимо сделать, чтобы она не наступала. Значение понимания смерти для понимания жизни отмечалось всегда. Смерть в современном мире многолика: это и угроза тотальной смерти, и войны по политическим, этническим, религиозным мотивам, жестокая преступность, рост самоубийств, достигший семи миллионов попыток в год в мире, самоубийства среди детей. Характеризуя ситуацию, сложившуюся в современном мире, надо отметить возрастание внимания со стороны общества к вопросам как жизни, так и смерти, множество возникших здесь проблем; пока не получивших последовательного решения.

В ходе диссертационного исследования перед нами вставали задачи философского осмысления различных аспектов проблемы жизни, смерти и бессмертия человека. Однако, решение этих проблем в данной работе намечено лишь пунктирно, поскольку, как представляется, они являются предметом специального исследования. Поэтому дальнейший анализ исследуемой проблемы, как представляется, целесообразно провести в следующих направлениях.

Во-первых, это - обширный комплекс вопросов, касающихся эвтаназии и "права на смерть". Эвтаназия - слово греческого происхождения, означающее быструю и легкую смерть. Но это не просто легкая, безболезненная смерть, а смерть, которая соответствует желанию самого умирающего и происходит при активном или пассивном содействии врача. Именно этим определяется как тот контекст - контекст медицинской практики, - в котором мо;кко осмысленно обсуждать проблемы эвтаназии, так и круг непосредственно причастных к ней лиц. Вместе с тем эта проблема требует философского осмысления, так как здесь затрагиваются и глубинные слои человеческого существования, и фундаментальнейшие ценности общества. Имеет ли жизнь для безнадежно больного, страдающего человека какой-то смысл, и имеет ли он "право на смерть"? Имеет ли право врач, лечащий медленно и трудно умирающего больного, не имеющего надежды на выздоровление, ускорить его смерть, облегчив тем самым его страдания?

Следующую область можно определить как культуру смерти и умирания, вопросы танатологии. Тогда как в нашей стране танатология ограничена рамками раздела медицины, в котором изучаются причины смерти, течение умирания и возможности врачебного вмешательства, на Западе, начиная с 50-х годов, танатология видит свою задачу в том, чтобы подготовить человека к смерти, в психологической поддержке умирающих и несущих утрату. Западная танатология как специфическое культурное явление включает не только биомедицинские, но и социологические, психологические, историко-этнографические исследования, сращена с философскими, религиозными, мистическими концепциями. Заметим, что создатель танатологии как особой науки Г.В.Шор также писал об "идеологии танатологии", но в дальнейшем танатология развивалась в нашей стране как узкая область медицины. В последние годы и в отечественной науке появились исследования, заполняющие пробелы в философском анализе вопросов танатологии. Но еще многие вопросы, представляющие большой интерес для исследователей, недостаточно разработаны. В частности, ждут своего разрешения и вопросы, связанные со смысложизнен-ной проблематикой. Страх перед смертью возникает в том случае, если человек не сумел реализовать себя как личность. При полноте прожитой жизни и осуществлении всего задуманного смерть представляется естественным завершением бытия индивида. И помыслы человека должны быть обращены к задачам максимального наполнения содержанием реальной жизни, данной природой. Признание смертности человека не обесценивает его жизнь, а напротив, наполняет её глубоким смыслом, так как именно понимание ограниченности во времени реализации своих планов и целей заставляет сделать более насыщенной каждую минуту жизни. Мгновения человеческой жизни неповторимы, из них слагаются часы, дни, вся жизнь человека» Осознание быстротечности жизни, её преходящего характера должно будить в человеке желание успеть сделать в реальной жизни как можно больше.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Гаджинская, 3. Г., 1993 год

1. Актуальные проблемы суицидологии. М.: Московский научно-исслед. ин-т психиатрии. - Т.82, IS78. - 238 с.

2. Актуальные проблемы суицидологии. М.: Московский научно-исслед. ин-т психиатрии. - Т. 92» 1981. - 264 с.

3. Анисимов С., Гурьев Г. Проблема смысла жизни в религии и атеизме. М.: Знание, 1981. - 64 с.

4. Апресян 10.Д. Современные методы изучения значений и некоторые проблемы структурной лингвистики // Проблемы структурной лингвистики. М., 1963.

5. Астафьев П.Е. Страдание и наслаждение жизни. СПб., 1885.

6. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М.: Политиздат, 1983. - 224 с.

7. Бэло Г. Этюды позитивной морали. СПб.: Мот, б.г.126 с.

8. Бергсон А. Творческая эволюция. М.: Изд. М.Булгакова, 1909. - 504 с.

9. Бердяев II. Духовный кризис интеллигенции. СПб.: Типогр. товарищества "Общественная польза", 1910. - 304 с.

10. Бердяев П. 0 назначении человека. Париж, 1931. - 383 с.

11. Бердяев П. 0 самоубийстве. М.: МГУ, 1992. - 23 с.

12. Бердяев Н. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. -М.: Моск. изд-во, 1916. 588 с.

13. Бернацкий В.А. Самоубийства среди воспитанников военно-учебных заведений. СПб.: Изд. журн. "Педагогический сбошик", I9II. - 73 с.

14. Бирюков Б.В. Кибернетика и логика. М., 1971. - С. 353.

15. Бирюков Б.В., Геллер Е.С. Кибернетика в гуманитарных науках. М., 1973. - С. 316.

16. Бокарев П.И. О смысле и цели жизни. М., 1969. - 25 с.

17. Бруханский Н.П. Самоубийцы. Социально-психологическое обследование. -Л.: Прибой, 1927. 109 с.

18. Бурно М.Е. Безвольная личность: выход из тупика. М.: Знание, 1987. - 64 с.

19. Буслов К.П. Назначение человека и смысл его жизни. М.: Знание, 1967. - 20 с.

20. Бычко И.В. В лабиринтах свободы. М.: Политиздат, 1976. - 160 с.

21. Введенский А. Условие позволительности веры в смысл жизни // Введенский А. Философские очерки. Прага, 1924. - С. I2I-I54-.

22. Ведин И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. Рига: Зинатне, 1987. - 212 с.

23. Вейнгольд 10.Ю. Категории человеческой сущности, сущности человека, его существования, жизненного призвания и смысла жизни в их отношении к всеобщему в объективной реальности. Белгород, 1981. - 158 с. Рукопись деп. в ИНИ0Н АН СССР, № 11934 от 29.12.82.

24. Великовский С.И. Философия "смерти Бога" и пантрагическое во французской культуре XX в. // философия, религия, культура. М.: Наука, 1982. - С. 43-104.25. "Вехи". Интеллигенция в России: Сб. ст. I909-I9I0 гг. -М.: Молодая гвардия, 1991. 462 с.

25. Вечные философские проблемы. Сб. научных трудов. Новосибирск: Наука, 1991. - 137 с.

26. Вольнова Г. Кто они, самоубийцы?// М.: Известия, 1990. -4 янв. А' 4. - С. 3.

27. Вревский Б.А. Смысл и эра разумного христианства. СПб.,

28. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 199I. - 367 с.

29. Гилинский1 .Я.И., Смолинский Л.Г. Социодинамика самоубийств. //М.: Социологические исследования. 1988. - № 15. -С. 57-64.

30. Гумницкйй Г.Н. Смысл жизни, счастье, мрраль. М.: Знание, 1981. - С. 64.

31. Гусейнов А.А. Введение в этику. М.: МГУ, 1985. - 208 с.

32. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии, 1986. № 3. - С. 101- 116.34о Г.фон-Шель. Самоубийство и современная цивилизация // Брюнетьер Ф. Источники пессимизма. Одесса, 1893. -223с.

33. Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка. -М., 1961. Т. 1У.

34. Джемс В, Прагматизм. СПб., 1910.

35. Джиоев О.И. О некоторых типических постановках проблемы смысла жизни в истории философии / Вопросы философии,1981. № 6. - С.153-163.

36. Дилигенский Г.Г. В поисках смысла и цели. М.: Политиздат, 1986. - 258 с.

37. Достовалова Г.А. Трактовка содержания категории смысла жизни в современной философской литературе. Курган,1982. 302 с.

38. Дрюкова A.M. Марксистское понимание смысла .жизни и его роль в формировании научного мировоззрения. Ростов-на-Дону, 1980. - 178 с.

39. Дрюкова A.M., Карпов М.М. Смысл жизни. Ростов-на-Дону: Ростовское книжное изд-во, 1982. - 64 с.

40. Духовная культура и формирование личности: материалы научной конференции /Под ред. Удачина Л.В. и др. Краснодар, 1989. - 102 с.

41. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. -СПб.: Типография Акц. Общ. Тип. Дела в СПб., 1912. -541 с.

42. Егидес П.М. Марксистская концепция смысла жизни. М.: Знание, 1966. - 47 с.

43. Егидес П.М. Смысл жизни в чём он?. - М.: Знание, 1963. - 48 с.

44. Елеонский Н.А. О конечной цели человеческой жизни. М., 1889. - 47 с.

45. Закатов А.А., Баринов А.В. Некоторые вопросы назначения судебно-психиатрической экспертизы при расследовании по Фактам самоубийств. Волгоград, 1981. - 15 с. - Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР £ 8271.

46. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. М.: МГУ, 1971. - 51 с.

47. Зеленкова И.Л. Проблема смысла жизни. Минск, 1988. -125 с.

48. Зеленкова И.Л. Проблема смысла жизни в русском этическом иррационализме конца XIX начала XX века: Автореф. дис. . канд.филос.наук. - Минск, 1978. - 24 с.

49. Иванецкий Г.А. В чем смысл и счастье жизни? Ялта: Крымполиграфис, 1927. - 64 с.

50. Иванова Н.Я, Философский анализ проблемы смысла бытия человека. Киев: Наукова думка, 1980. - 188 с.

51. Иванов-Разумник. О смысле жизни. Берлин: Изд-во "Скифы", 1920. - 28 с.

52. Иваншкин А.Я., Дубова Е.А. Эвтаназия: проблема, суждения, поиск альтернативы // Вестник АМН СССР. М., 1984. -Ж 6. - С. 72-77.

53. Камю А. Бунтуиций человек. М.: Политиздат, 1990. -415 с.

54. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. - С.122-319.

55. Капранов В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. Л.: ЛГУ, 1975. - 150 с.

56. Капранов В.А. О смысле жизни подлинном и мнимом. Пермь: Книжное изд-во, 1965. - 47 с.

57. Кант И. Исследование степени ясности принципов естественной теологии и морали. Соч. в 6-ти т., - М.: Мысль, 1964. - Т.2. - С."243-276.

58. Кант И. Трактаты и письма. М.: Политиздат, 1980. 279 с.

59. Кессиди Ф.Х. Сократ. М.: Мысль, 1988. - 246 с.

60. Кобелянская Л.С. Смысл жизни: две точки зрения. Киев: Политиздат Украины, 1989. - 112 с.

61. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. - 25.2 с.

62. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984. - 336 с.

63. Кони А.Ф. Самоубийство в законе и жизни. М.:"Право и жизнь", 1923. - 26 с.

64. Коновалова Л. Этические проблемы жизни и смерти // Обществ, науки. М., 1989. - № I. - С. 212-217.

65. Корх А.Н. Методологический аспект проблемы смысла жизни: Автореф» Дис. . канд.филос.наук. Днепропетровск: ДГУ, 1986.168 с.

66. Корх А.Н. К вопросу об определении понятия "смысл жизни". Днепропетровск, 1983. - 14 с. - Рукопись предст. Днепропетровск. ун-ом. Деп. в ИНИОН АН СССР 5.08.83 № 13845.

67. Корх А.Н. Смысл жизни человека как объект анализа в домарксистской философии. Днепропетровск: ДГУ, 1985.37 с. Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР № 21668 от 18.07.85.

68. Костенко Г.В. Критика религиозной концепции смысла жизни: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1971. - 23 с.

69. Кузьмина Т.А. Проблема смысла человеческого бытия всовременной философии // Человек и его бытие как проблема современной философии. м.: Наука, 1978. - С. 13-60.

70. Кулешов В.Е. Научное понимание смысла жизни и его роль в формировании нравственных качеств офицера: Автореф. дис. . канд. филос.наук. М., 1992. - 20 с.

71. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. СПб., 1894. - 415 с.

72. Ламетри ji.O. Человек-машина // Сочинения. М.» 1976. -С. 183-244.

73. Леонтьев А.Н. Культура, поведение и мозг человека // Вопросы философии. М., 1968. - № 7.

74. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Наука, 1981. - 84 с.

75. Лихачев А.В. Самоубийство в Западной Европе и Европейской России. СПб., 1882. - 251 с.

76. Луканов Д.М. Джордж Сантаяна и экзистенциализм // Вопросы философии, 1961. I- 7. - С. 139-143.

77. Магницкий Ю.Г. Философские проблемы человека (на основе воззрений Ф.М.Достоевского и А.Камю): Автореф. дис. . канд. филос. наук. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 27 с.

78. Малахов В.А. Смысл жизни и нравственное отношение личности к миру. М.: Знание, 1986. - 64 с.

79. Малыгин Г.С. Диалектико-материалистическая концепция смысла жизни: А'втореф. дис. . канд.филос. наук. Иркутск, 1984. - 171 с.

80. Мигель де Унамуно. 0 трагическом чувстве жизни у людей и народов // Филосойские науки, 199I. J& 10. - С. 120- 131.

81. Минеев В.В., Нефедов В.П. Человек и его смерть. Красноярск, 1990. - 49 с.

82. Михеева И.Н. Психология морального конфликта // Мораль: противоречия и конфликты. М.: АН СССР, Ин-т филос.,1987. С. 46-59.

83. Мокиевский П.В. Ценность жизни. СПб., 1884. - 108 с.

84. Моральный выбор // Под ред. Титаренко А.И. М.: МГУ, 1980. - 344 с.

85. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. -Новосибирск: Наука, 1989. 205 с.

86. Мулуд Ноэль. Анализ и смысл. Опыт семантических предпосылок логики и эпистемологии. М.: Прогресс, 1979. - 347 с.

87. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. И.: Наука, 1972. - 190 с.

88. Назарова О.Н. О смысле жизни, его утрате и творении. -М.: Знание, 1989. 64 с.

89. Научные и организационные проблемы суицидологии. Сб. научных трудов. М.: Московский НИИ психиатрии, 1983. - 215 с.

90. Немировский В.Г. Концепции смысла жизни в массовом сознании молодежи: Методология и опыт социологического исследования. Вильнюс, 1989. - 56 с.

91. Немировский В.Г. Смысл жизни: проблемы и поиски. Киев, 1990.- 121 94. 'Нэсмелов В.И. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения. Казань, 1888. - С.309-636.

92. Никитин В.Н. Поговорим о смысле жизни. JT., 1980. -ИЗ с.

93. Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972. - 285 с.

94. Ожегов И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1983.

95. Ольхин П. Последние дни самоубийц. СПб., 1868. - 451 с. SO. Олэ-Ляпрюн. Ценность жизни. - Харьков, 1898. - 252 с.

96. Орлов В.В. Концепция человека в диалектическом материализме // Проблема человека в диалектическом материализме. Пермь, 1979.

97. Осичнюк Е.В. Идеал и деятельность. Киев: Изд-во при Киевском ун-те, 1981. - 184 с.

98. Паввлёнис Р.И. Проблема смысла: Современный логико-философский анализ языка. М.: Мысль, 1983. - 286 с.

99. Патаки Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантно-го) поведения // Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. М.,1981. С. 144-157.

100. Первушин А.В. Проблема смысла жизни в рамках анализачеловеческой целеполагающей деятельности: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1991. - 24 с.

101. Пикулык Н.Ф. Проблема смысла жизни в духовной культуре Древней Руси ХП-ХШ веков. Киев, 1987. - 68 с.

102. Попов Б.Г. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни. М.: Наука, 1986. - 96 с.

103. Поссе В.А. В поисках смысла жизни. Популярный философский очерк. Воронеж, 1922. - 63 с.

104. Проблема человека в западной философии / Сост. Гуревич П.С. М., 1988. - 221 с.

105. Психология формирования личности. М.: Наука, 1981. -365 с.- 122

106. НО. Психология личности. Тексты. М.: йзд-во Моск. ун-та, 1982. - 288 с.

107. Радлов 1.Этика Аристотеля. СПб., 1908. - С. Х1-ХП.

108. Размышления итератора Марка Аврелия Антонина о том, что важно для самого себя. Тула, 1882.

109. S. Рассел Б. Почему я не христианин. М.: Политиздат, 1987. - 334 с.

110. Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. -М.: Политиздат, 1984. 144 с.

111. Резников Л.О. Гносеологические вопросы семиотики. Л., 1964.

112. Риккерт Г. Зилософия и смысл жизни. СПб., 1912.

113. Рожков II. Смысл-и красота жизни. Этюд из практической философии. М.: Книга, 1923. - 52 с.

114. Розанов В.В. Цель человеческой жизни // Вопросы философии и психологии. 1892. Т.14. - С. 135-167; Т.15. - С. I-3I.

115. Рубинштейн М.М. 0 смысле жизни: В 2-х ч. М.: Изд-во автора, 1927. - Ч. I. - 199 е.; Ч.П. - 270 с.

116. Рубинштейн М.М. Проблема смысла .жизни в философии Канта // Вопросы философии и психологии, 1916. Кн.134. -С. 252-267.

117. Сабиров В.Ш. Этический анализ проблемы жизни и смерти. М., 1987. - 94 с.

118. Садовников В.Н. Некоторые элементы проблемы ценности жизни // Вестник Ленингр. ун-та. История КПСС, философия, право. Вып. 3. 1985. % 20. - С. 44-49.

119. Садовников В.II. Смысл жизни и мировоззрение: Авторе®, дис. . канд. филос. наук. -Л., 1975. 24 с.

120. Самоубийства и искушения среди молодежи. Отчет о конференции, созванной в Европейском регионе. Копенгаген, 1977. - 93 с.

121. Самоубийство. Сборник статей епископа Михаила, проф. Н.И. Кареева, 10.И. Айхенвальда, Н.Я.Абрамовича, А.Я. Луначарского, В.В. Розанова и Иванова-Разумника. МГ, I9II. -150 с.

122. Саух П.10. Атеизм и религия о счастье и месте человека в мире. Днепропетровск, 1989. - 112 с.

123. Сартр Ж.П. Слова. IL : Прогресс, 1966. - 476 с.

124. Семенш В.А. Критика христианского учения о смысле и высшей цели человеческой жизни: Автореф. дне. . канд. филос. наук. Шнек, 1968. - 24 с.

125. Сержантов B.Q. Человек, его природа и смысл бытия. Л.: ЛГУ, 1990, - 359 с.

126. Смирнов А. Самоубийство и христианский взгляд на жизнь. -СПб., 1914. 32 с.

127. Совалев В.А. Мировоззрение как выражение смысла человеческого бытия /7 Человек как философская проблема и мировоззрение. Владимир, 1982. - С. 28-38.

128. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1984. -.1600 с.

129. Согомонов 10.В. Нравственные искания // Нравственная жизнь человека: искания, позиции, поступки. М.: Мысль, 1982.-С. 54-89.

130. Согомонов 10.В. 0 смысле жизни. Баку, 1964. - 67 с.

131. Соловьев B.C. Нравственный смысл жизни в его предвари-тел! " '1. СПб.тельном понятии /7 Собрание сочинений B.C. Соловьева. СПб., 1913. Т. 7. - С. 5-20.

132. Средневский И. Материалы для словаря древнерусского языка.- СПб., 1912.

133. Стечкин О.Л. Развитие представлений о цели и смысле жизни в домарксистской этике. Тула, 1971. - 141 с.

134. Стечкин О.Я. Цель и целеустремленность. М.: Политиздат, 1984. - 98 с.

135. Ткачева В.И. Проблема смысла жизни в современном русском православии ff Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма. Л., 1980. - С. 25-32.

136. Толстой Л.Н. Для чего мы живём. Мысли о смысле жизни. Собрал В.Г.Чертков. М.: Посредник, 1906. - 89 с.

137. Трембач Э.С. Смысл жизни как мировоззренческая проблема: Автореф. дис. . канд.филос.наук. Л.: ЛГУ, 1989.- 163 с.- 124

138. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1918. - 232 с.

139. Трубецкой Е.Н. Мировая бессмыслица и мировой смысл // Вопросы философии и психологии. 1917. Кн. 136.1. С. 81-104.

140. Трубников II.И. Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни (через смерть и время к вечности) // Философские науки. М., 1990. - № 2. - С.104-115.

141. Тугаринов П. 0 смысле жизни. Л.: Лениздат, 1961.

142. Франк С. Смысл жизни. Парнас, 1925. - 72 с.

143. Франкл 3. Человек в поисках смысла. и.: Протесс, 1990. - 368 с.

144. Фролов И.Т. О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. М.: Знание, 1985. - 64 с.

145. Фромм Э. Бегство от свобода. М., 1990.

146. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. -430 с.

147. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986. -- 238 с.

148. Фунтусов B.C. Гуманистический смысл принципа всеобщей связи: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Свердловск, 1989. - 18 с.

149. Хосе Ортега-и-Гассет. 0 спортивно-праздничном чувстве жизни // Философские науки, 1991. К 12. - С. 137-141.

150. Чернокозова В.Н., Чернокозов И.И. Основы коммунистической морали. М., 1974. - 78 с.

151. Черч А. Введение в математическую логику. М., 1962.

152. Шердаков З.Н. Смысл жизни как философско-этическая проблема // Философские науки, 1985. JJ 2. - С.41-50.

153. Шилов В.Н. К проблеме смысла жизни // Философские науки, 1985. -12.- С. 35-40.

154. Шинкарук В.И. Марксистский гуманизм и проблема смысла человеческого бытия // Вопросы йилософии, 1969. В 6. -С. 59-67.

155. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Антология мировой философии: В 4 т. М.: Мысль, 1971. - Т.З. -760 с.

156. Шор Г.В. 0 смерти человека: Введение в танатологию. -Л.: КУБУЧ, 1925. 272 с.

157. Эйнштейн А. уизика и реальность. М., 1965.

158. Экземплярский В.И. Христианское юродство и христианская сила. К вопросу о смысле жизни. Киев, 1916. -208 с.

159. Юм Д. Естественная история религии. Диалог о естественной религии. 0 бессмертии души. 0 самоубийстве. Юрьев, 1909. - 178 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.