Смысл жизни как предмет самоопределения "Я": онтологический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Рахматуллина, Шаура Мажитовна

  • Рахматуллина, Шаура Мажитовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Магнитогорск
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 129
Рахматуллина, Шаура Мажитовна. Смысл жизни как предмет самоопределения "Я": онтологический аспект: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Магнитогорск. 2009. 129 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Рахматуллина, Шаура Мажитовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. СМЫСЛ ЖИЗНИ В КОНТЕКСТЕ ИДЕИ «Я»: ТЕОРЕТИКО

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.

§ 1 Смысл жизни: онтологический и социокультурный аспект.

§ 2 Смысл жизни в контексте идеи формирования высокодуховной личности.

§ 3 Творческий потенциал идей смысла жизни.

ГЛАВА 2. СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ПРЕДПОСЫЛКА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Я»: ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.

§ 1 Смысл жизни как синтез рациональной и иррациональной сторон духовного «Я».

§ 2 Смысл жизни как тип мироосвоения и его модификации в культурном бытии.

§ 3 Многомерность «Я» и условия его самоопределения.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Смысл жизни как предмет самоопределения "Я": онтологический аспект»

Актуальность темы исследования может быть обоснована рядом следующих аргументов:

Во-первых, вопрос о смысле жизни, выступая глубинной основой человеческой мотивации, теснейшим образом связан с пониманием самой специфики человеческого существования, его природы и сущности.

Проблема смысла жизни ставится там, где возникает вопрос о целостности жизни, о целом, о взаимосвязи ее начала и конца. Как проблема смысл жизни есть лишь для того, кто задал цель осмыслить свою линию жизни, свое поведение.

Во-вторых, современная экзистенциальная ситуация выводит проблему смысла жизни на иной уровень, связанный с осмыслением жизнеутверждающих начал цивилизации в эпоху глобализации. В связи с этим идея самореализации человека, общества и всего человеческого рода становится как никогда актуальной, что вполне правомерно в условиях, когда угроза человечеству выступает продуктом неразумного и бессмысленного поведения большинства людей, превалирования в данном поведении нигилистических жизненных установок, доминирования потребительски-гедонистического принципа в самом жизнеустроении.

Смысл жизни - это не только ее понимание, но и самооправдание; при этом чистое существование не достаточно, его оно не удовлетворяет. Понятие смысла жизни включает убеждение, что жизнь дана для того, чтобы ее прожить и прожить творчески, т.е. устремляясь к ценностям всего человеческого рода. Сама по себе постановка данной проблемы свидетельствует о том, что возникает из сомнения в существовании такого смысла. Как известно, сомнение - одно из атрибутов философской рефлексии. Сомнение же, в свою очередь, предполагает, что сама действительность, возможно, абсурдна, разорвана и непоследовательна. Все другие, частные наши сомнения восходят, в конечном счете, к этому фундаментальному и часто радикальному сомнению.

Смысл жизни интегрально объемлет проблемность человеческого существования в единстве его рациональных и иррациональных моментов. Вопрос о смысле жизни - это проблема о том, является ли человеческая жизнь осмысленной, освещена ли она светом мышления, разума или, напротив, бессмысленна, лишена смысла, ни в коем случае не управляется разумом человека. Само по себе понятие «смысл» достаточно близко по своему значению к категории мысли, мышления; «мысль» и «смысл», буквально сливается в словах «осмыслить» и «осмысление». Значит, жизнь имеет смысл на том уровне, в каком она осмыслена, человечески значима и разумно организована. В данном своем контексте самореализации человека смысл жизни связан со способностью последнего к целеполаганию.

В третьих, многомерность феномена смысла жизни, как основания самореализации человека, не исключает, а органично содержит в себе, наряду с рациональной, и иррациональную составляющую. В иррациональном контексте смысл жизни, выступая в качестве самого глубокого или главного мотива человеческого существования, выражает не только разумную, но и неразумную, эмоционально-волевую сущность человеческого бытия. Поэтому смысл жизни не есть чисто «знаниевое» образование; его нельзя просто знать, а тем более доказать. Значение смысла несводимо к содержанию понятия, т.е. к обычной репрезентации предмета в знании (да и сама действительность не исчерпывается никакой логической «сеткой» понятий). Смысл выражает не значение, а значимость. «Значение» отвечает на вопрос: «Что это? Что это такое?» «Смысл» - на вопрос: «Для чего? Для какой цели?» Смысл не только указывает, но указывает, имея в самом этом указании некую цель.

Человек, будучи, по определению Э. Кассирера, «символическим животным, всегда есть смысложизненное существо. Смысложизненность есть его подлинная природа. Совокупность жизненных смыслов личности составляет ее мировоззрение. И хотя мировоззрение не строится по образцу теории как системы взаимообосновывающего знания, составляющие его смыслы, в значительной степени субординированы в соответствии со значимостью содержащихся в них целей. Это означает, что они есть одновременно ценности, причем как локальные, так и генеральные. Отнесение к генеральным, а затем и локальным смыслам есть оценка»1.

Проблема смысла жизни есть «вечная» тема философского дискурса: так или иначе философия как рационально-системный тип мировоззрения центрируется вокруг данного вопроса. Учитывая рационально-иррациональную природу смысла жизни, можно отметить, что философия, взятая в ее целостном предназначении, должна не только и даже не столько заниматься познавательно-доказательным представлением смысла жизни, его умозрительным конструированием, сколько обнажать саму проблему смысла жизни и ту гамму возможностей ее решения, которая открывается перед человеком в том или ином жизненном контексте. В данной творческой перспективе философия говорит не столько о «что - смысле», сколько о «как - смысле»: как можно было бы поступать, вести себя, как выстраивать свою жизненную стратегию. Человек - субъект жизни, а значит, и ее смысла. В смысле жизни концентрированно выражается сам человек, его сущность. Именно поэтому, обретая смысл жизни, человек и самореализуется, находит свое предназначение.

Именно «вечный» характер проблемы смысла жизни позволяет обнажить фундаментальную тематику философской рефлексии — вопрос о соотношении универсального и исторического в бытии и познании человека. С одной стороны, смысл жизни человека, начиная с момента первого проблеска его сознания, является универсальной формой вопрошающего бытия человека, вплетенной в само «тело» его культурного существования. С другой стороны, универсальность смысложизненной формы вопрошания

1 Кассирер Э. Естественно научные понятия и понятия о культуре. // Вопр. философии. — 1995. - №8. - С. 67. на каждом историческом этапе наполняется конкретно-историческим содержанием в соответствии с деятельностью человека в его взаимоотношениях с миром. Смысл жизни подобен «птице Фениксу», возрождающейся из пепла: каждый человек в своем конкретно-историческом существовании «возрождает» в своей жизни этот извечный вопрос человеческого бытия и познания.

Поэтому, исследование онтологических и гносеологических аспектов анализа смысла жизни человека как предпосылки его самореализации, выступает актуальной темой философской рефлексии.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема исследования смысла жизни как категории философии имеет давнюю историю. В античной философии человек рассматривался как часть высшей космической гармонии. Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур задумывались над условиями достижения красоты человеческих взаимоотношений, осуществляющейся в единстве с космическим целым.

С переходом от античности к средневековью наблюдается переориентация воззрений на сущность и предназначения человека. Средневековая европейская философия видит смысл жизни в служении Богу. Именно божественное выступает наиглавнейшим условием самоопределения человека, всех его творческих потенций. Августин Блаженный, Альберт Великий, Фома Аквинский рассматривают смысл жизни контексте самоопределения духовной субстанции самоосознания. В дело вносятся новые акценты, когда Пьер Абеляр начинает интересоваться отдельными вещами, подчеркивая, как и еврейские мыслители (Габироль и М. Маймонид), что и в низшем найдется нечто наивысшее.

Представители немецкой классической философии связывали смысл жизни с нравственными проблемами, с этическим обоснованием идеализма. Они выявили основные элементы познавательной деятельности субъекта и особенности данной деятельности в широком контексте кристаллизации «смысла жизни». Исследования И. Канта, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля включают в себя широкий исторический, системный, аксиологический методы анализа. Так, согласно И.Г. Фихте, смысл, выступая как системное качество, приобретаемое индивидуумом на всем протяжении его жизненного пространства, задает, формирует феномен его личности, самого человека и его жизнь.

В новейшей отечественной литературе исследуется ряд аспектов проблематики смысла жизни. Наши отечественные исследователи проявляют особый интерес к экзистенциальному опыту русской философии конца XIX-начала XX вв. Они дают общую историко-философскую оценку данного опыта1. Экзистенциально-смысловое наследие русской философии осмысливается в контексте особенностей его персональных проявлений (например, у JI.H. Толстого, B.C. Соловьёва, Г.Г. Шпета"). Необходимо заметить, что современные отечественные авторы не замыкаются исключительно на русской экзистенциально-смысловой традиции, а обращаются к изучению концептуального базиса идеи смысла жизии .

Мы знаем, что осмысление существования в контексте проблемы судеб человека и мира является по своему глубинному содержанию поиском решения «вечных» вопросов о жизни, смерти и бессмертии. «Стремясь лучше понять современную специфику этих вопросов, исследователи рассматривают духовный опыт их понимания, содержащийся в истории культуры»4.

В данном примере мы с полной очевидностью наблюдаем, как совершается «приращение» духовного социокультурного опыта человечества в

1 Безносов В.Г. Русская философия конца XIX - XX вв. о смысле жизни и назначении человека. Смысл жизни в русской философии. - СПб.: Наука, 1995 С.88; Воронцов В.В. Симфония разума. Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов. - М.: Молодая гвардия, 1977 - С.65

2 Соина Р.С. Л. Толстой о смысле жизни: этические искания и современность. //Вопросы философии. -1985. - №11; Козырев А.П. Смысл любви в философии Владимира Соловьева и гностический параллелизм // Вопросы философии. - 1995.№7. - С. 89.

3 Судаков А.К. Любовь к жизни и запрет самоубийства в кантианской метофизике нравов. // Вопросы философии. - 1996. - №8 - С. 51.

4 Киселева М.С. Мера и вера (знание ожизни и смерти у древних славян и книжников Киевской Руси) // Вопросы философии. - 1995. - №8 - С.32. процессе историко-философской эволюции. Возрастание интереса к эсхатологическому уровню экзистенциальной проблематики закономерно приводит современных философов к рассмотрению смысла бытийных ориентации человека, в результате чего созидаются типологии данных ориента-ционных установок1.

Изучить адекватно типологию экзистенциально-смысловых ориента-ций не представляется возможным без глубокого исследования внутреннего мира человека. Достаточно пристальное внимание уделяется в нашей современной философии определению общих методолого-мировоззренческих основ исследования смысла жизни. Аналитическое соотнесение религиозных и научных взглядов на бытие человека в современном мире не может не уводить исследователей в плоскость эсхатологических размышлений. Не случайно, что в новейшей отечественной литературе проявился интерес к соотношению смысла жизни и судьбы2. "

Разработку онтологических и гносеологических аспектов исследования смысла жизни можно обнаружить в трудах современных отечественных философов - П.В. Алексеева, В.Н. Бондаренко, У.С. Вильданова, Б.С. Галимова, П.А. Горохова, А.Х. Давлеткулова, Е.В. Дегтярева, Э.В. Ильенкова, А .Я. Канапацкого, JI.H. Когана, Т.Ф. Кузнецовой,

B.А. Кутырева, А.В. Лукьянова, Л.А. Микешиной, С.А. Мухамедьянова,

A.Б. Невелева, М.А. Пушкаревой, З.Я. Рахматуллиной, В.Ф. Романова,

C.Л. Слободнюка, Н.Н. Трубникова, Ф.С. Файзуллина, И.Т. Фролова,

B.C. Хазиева, А.Н. Чанышева, В.Н. Ярской (Смирновой).

Однако, категория смысла жизни еще не получила, на наш взгляд, должного осмысления в онтологическом контексте. Стремлением ликвидировать или, хотя бы, значительно приуменьшить этот пробел и обусловлен выбор темы диссертационного исследования.

1 Кутырев В.А. Челове5к в мире: типы смысложизненных ориентации // Общественные науки. - 1990. -№2.-С. 90-95.

2 Чудновский В.Э. Философия смысла Г. Шпета // Вестник Моск. ун-та. - Сер. 7 Философия. - 1994, -№3. — С. 76-79.

Объект диссертационного исследования - смысл жизни как атрибутивная характеристика бытия и познания человека.

Предмет диссертационного исследования - смысл жизни в контексте идеи самоопределения «Я».

Цель и задачи диссертации заключается в анализе смысла жизни как предпосылки самоопределения человека. Эта цель конкретизирована в виде следующих задач:

• исследовать смысл жизни в контексте бытия человека и его социокультурной деятельности;

• проанализировать смысл жизни в контексте идеи формирования высокодуховной личности;

• выявить и исследовать творческий потенциал идеи смысла жизни;

• проанализировать смысл жизни в контексте рациональной и иррациональной сторон духовного «Я»;

• рассмотреть «смысл жизни» как тип мироосвоения, а также его модификации в культурном бытии;

• исследовать многомерность «Я» и особенности его самоопределения.

Методология исследования. Методологической основой диссертации выступает деятельностный подход, согласно которому «смысл жизни» развертывается по мере самоопределения человека как общественного субъекта. В диссертации получили реализацию принципы историзма, единства исторического и логического и метод системно-структурного анализа.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

• выявлено, что онтологический статус «смысла жизни» связан с процессом самоопределения «Я» как внутренне противоречивой духовной субстанции;

• обнаружено, что результат философского познания смысла жизни носит всеобщий характер, поскольку здесь органичным образом оказываются задействованными «ближнее» и «дальнее» «Я»;

• обосновано, что смысл жизни есть такой тип мироосвоения, который актуализирует процесс самоопределения духовной субстанции самосознания;

• доказано, что смысл жизни ориентирует человека не столько на сохранение образов прошлого, сколько на построение, воспроизведение данных образов в сознании, т.е. смысл жизни связан с творческой способностью, которую человек имеет при себе;

• обнаружено, что «смысл жизни» лишь тогда выступает как потенция бытия в социуме, когда возникает «зазор» между сущностью и существованием человека.

Апробация работы. Положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на аспирантских семинарах, теоретических семинарах кафедры философии Магнитогорского государственного университета (2005-2009 гг.). Теоретическое содержание работы было представлено в монографии, докладах и научных конференциях различного уровня (от внутривузовских до всероссийских и международных).

Результаты исследовательской работы использовались автором при разработке лекционных курсов по философии для студентов Магнитогорского государственного университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из двух глав по три параграфа в каждой, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Рахматуллина, Шаура Мажитовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Своего сознания личность достигает как в результате познавательного процесса, так и в ходе осуществления своей активной жизненной позиции, связанной с деятельностью во благо человеческого рода. Постановка человеком вопроса о смысле жизни возможна лишь в том случае, когда в нем пробуждается осознание своего «Я», т.е. когда он начинает задумываться над проблемой объективной значимости своего существования.

Смысл жизни, выступая как системное, целостное качество, приобретаемое индивидуумом в его жизненном социокультурном пространстве, определяет феномен его личности, самого человека и его жизни.

Смысл жизни сохраняет строго интерсубъективное значение в коммуникативном действии, т.е. в тот именно момент, когда субъекты признают ничем не аккредитованное достоинство другого «Я». Тот, кто отталкивается от идеи нравственности, призван рассчитывать на согласие креативного if сообщества. Соответственно моя собственная идентичность может быть' устойчивой только в том случае, если я приобрету признание как личность, как духовное «Я».

Познавательная деятельность, выступая уникальным «каналом» связи человека с самим собой, является в то же время основанием выбора индивидом смысложизненной ориентации и служит способом постижения смысла жизни.

Как только прекращается познание смысла жизни, приостанавливается и жизнь. Мир остается чуждым тому, кто не стремиться познать себя, кто углубляет его творческое сознание. Необходимо поэтому стремиться не только к творчеству личности, к ее самоосуществлению, но и к самоопределению рода. Цель в жизни выступает «сердцевиной» человеческого достоинства и счастья человека. Человек, не имеющий цели, не находит радости ни в каком занятии. В данном отношении актуальна та мысль, что цель не является просто знанием. Данное знание должно быть дополнено стремлением. При этом цели сами по себе не могут наполнять жизнь человека смыслом, так как цель - это еще не действительность, а только возможность, имеющая объективную значимость. Смысл осуществляется лишь постольку, поскольку отражает закономерность реальной жизни. Цель не должна абсолютизироваться, а рассматриваться как «исток», лежащий в основе целеполагания. Кто «попадает» далее цели, тот промахивается, как и тот, кто не попадает в цель. Вместе с тем легко достижимая цель значительно ослабляет стремление к ней (включая сюда и познавательную деятельность).

В диссертации нами исследован смысл жизни как предпосылка самоопределения «Я». В данном отношении «смысл жизни» концентрируется на отдельном человеке, а также на социуме и в Абсолюте, который не обязательно есть Бог, а предполагает анализ системы ценностных ориентаций. Человек ищет смысл в условиях собственной смерти, особенно остро ощущая трагизм своего бытия в пограничных, экзистенциальных ситуациях, т.е. на грани между жизнью и смертью, между рациональным и иррациональным. Так, причина суицида преимущественным образом порождена утратой смысложизненных установок человека, но данная причина связана с разрушением мировоззренческих начал в личности, т.е. когда данная личность не может смотреть, анализировать мир целостным образом.

Проблема смысла жизни сегодня приобретает, действительно, глобальный масштаб. Первичное «включение» личности в смысловую культуру с необходимостью дополняется в то же время «усугубляется» вторичным ее подключением в более широкое и часто иначе структурированное культурное пространство. Духовная «пластичность» сознания личности раскрывается в процессе переработки сложнейшего комплекса разноплановых идей в единое целое.

Принцип историзма, от которого отталкивается автор, направляет его на ту мысль, что «смысл» при наполнении его нравственным содержанием может рассматриваться в качестве движущей силы социального и духовного развития.

Итак, в диссертации автором получены следующие результаты.

1. Онтологический статус «смысла жизни» раскрывается в процессе обоснования идеи самоопределения «Я». Это самоопределение включает в себя акты «самополагания» и «самоограничения». Думается, что «смысл» более всего связан с идеей «самоограничения», поскольку наталкивание на препятствия активизирует жизненную позицию личности.

2. Идея единства смысла жизни, существования и сущности человека приводит к той мысли, что существование человека не просто «предшествует» его сущности в акте экзистенциальной рефлексии, а творческим образом «воссоединяет» факт «запаздывания» мысли по отношению к экзистенции с самой экзистенцией как проявлением уникальности, самобытности «Я».

3. Результат философского познания смысла жизни носит всеобщий характер, поскольку здесь органичным образом оказываются задействованными «ближнее и дальнее», духовное «Я». Данный тезис вовлекает в философский дискурс осмысление идеи многомерности «Я» личности. В человеке существует огромное множество «Я»: трансцендентальное, абсолютное, духовное, эмпирическое и т.д. При этом каждое «Я» оказывается как бы «нагруженным» особым культурным, духовным смыслом. Но творчески перспективным все же выступает, на наш взгляд, тезис о единстве ближнего и дальнего. Только любя духовную, нравственную перспективу в человеке, мы «работаем» над его настоящим земным, эмпирическим (ближним) существованием.

4. Наконец, смысл лишь в том случае выступает как потенция социокультурного бытия, если возникает, в конечном счёте, некий «зазор» между бытием и существованием человека, т.е. современный человек призван не просто бытийно полно осуществлять свои желания, но, главным образом, он должен иметь их, т.е., потенциализируя при этом свое бытие, не отказываясь при этом от мысли творческой продуктивности идеи недо-воплощённого существования, т.е. сводит как «ядро» личности и ее существования в современном сложном мире.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Рахматуллина, Шаура Мажитовна, 2009 год

1. Аристотель. Сочинения /Сочинения: в 4-х т. Т.4.- М.: Мысль, 1984. -830с.

2. Ананьев Ю.В. Культура как интегратор социума.: Автореф. дисс. д-ра филос. наук. Нижний Новгород, 1997. - 36 с.

3. Антошкин В.Н. Социальная психология в педагогике: Монография -Уфа: Изд-во БГПУ, 2000. 8,28 п.л.

4. Арзамасцев А. Смысл жизни // Ценности интеллигибельного мира. -Магнитогорск: МГТУ, 2004. С. 68-90.

5. Бадылкин, Л. Е. Жизненные ценности в «ФенЛю». Общество и государство в Китае: тез. и докл. М., 1979, - 4.1. - 94 с.

6. Баимбетов А.А. Криминальная статистика как показатель состояния общества. // Социол. исслед. 1997, - №8. - С 59-62.

7. Балашов А.Е. Жизнь смерть, бессмертие. М.: Academia, 1996. - 96 с.

8. Батай Ж. Внутренний опыт. СПб.: Аксиома: МИФРИЛ, 1997. - 333 с.

9. Баталов А.Ф. Варварство и цивилизованность как извечные формы экзистенции ( в соавторстве с Г.М. Шапошниковым). Екатеринбург: УГМА, 2001.-60с.

10. Ю.Бахтин М.М. Литературно критические статьи. М., 1986, - 632 с.

11. П.Бахтин М.М. Проблема творчества Достоевского. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - 511 с.

12. Бежин Л.Е. «Ветер и поток»: путь самореализации личности в средневековом Китае.(3-6 вв.) Народы Азии и Африки. 1980, - №4. - С. 106110.

13. И.Безант А. Сила мысли: (Момент истины о тех, кто знает).- М.: Эддар, 1998.- 190с.

14. Безносов В.Г. Русская философия конец XIX-XX в. О смысле жизни и назначении человека. Смысл жизни в русской философии. СПб.: Hayка, 1995.-650 с.

15. Белнап Н. Логика вопросов и ответов: Пер. с англ. Т. Стил Т. М.: Прогресс, 1981.-450 с.

16. Бердяев Н.А. О назначении человека. -М.: Республика, 1993. 382 с.

17. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. -480 с. - (Мыслители XX века).

18. Бергер Л.Г. Пространственный образ мира (парадигма познания) в структуре художественного стиля. // Вопросы философии.- 1994, №4 -С.124-130.

19. Бимель В. Мартин Хайдеггер сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. Челябинск: Урал ТД, 1998. - 286 с.

20. Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. М.: Сфера, 1997. - 471 с.

21. Божевников Ю.Т.Г. Помни о смерти, но постарайся жить долго. Омск: Омская гос. мед. академия, 1997. - 230 с.

22. Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность. М., 1994. - 344 с.

23. Бондаренко В.Н. Метафизическая концепция познания человека (поста- " новка проблемы) //Философия и история педагогики: Статья — Уфа, 2004. 1 пл.

24. Брагин Г.М. Философская компративистика. Магнитогорск: МГПИ, 1997.- 105 с.

25. Бродель Ф. Структура повседневности (возможное и невозможное): Пер. с франц. -в 3-х т. Т.1. - М.: Прогресс, 1986.

26. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика 1995. - 464 с. (Мыслители XX века).

27. Бубер М. Я и Ты: Пер. с нем. М.: Высш. Школа, 1993. -540с.

28. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. - 415с. (Мыслители XX века).

29. Вавилонская теодицея. Хрестоматия по истории древнего Востока: в 2-х т. -Т.1. -М., 1980.

30. Васильев JI.C. История Востока. / в 2-х т. Т.1. М.: Высшая школа, 1998.-495 с.31 .Введенский А.И. Условие позволительности веры в смысл жизни. Смысл жизни в русской философии. Конец XIX- начало XX века. -СПб., 1995. С. 34.

31. Ведин И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. Рига, 1987. - 234 с.

32. Вильданов У.С. Человек в трансцендентально-философской мысли Востока: гносеологический анализ. Монография — Уфа: РИО БашГУ, 2006.-418 с.

33. Вильданов У.С. Феномен мыслителя (от разума к мудрости). Уфа: БГУ, 2004. - 260 с.

34. Вишев И.В. Проблема личного бессмертия. Новосибирск.: Наука,1990.-248 с.

35. Вишневский Ю.Р. Социальный облик студенчества 90-х годов. Социол. исследования. 1997. - №10. С. 185.

36. Владимиров В. Смысл русской жизни М.: Алгоритм, Эскимо, 2006. 129с.

37. Вогралик В.Г. О сущности, смысле и цели жизни. Н.Новгород, 1996. -31с.

38. Волков В.В. О концепции практики в социальных науках. Социол. ис-след. 1997. - №6. С. 77-85.

39. Время и бытие человека. Сб.ст. / АН СССР, Ин-т филос. М.: ИФРАН,1991.- 163 с.

40. Воронцов В.В. Симфония разума. Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов. М.: Молодая Гвардия, 1977. 256-259с.

41. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч.: в 6-ти т. -Т.2. М., 1982. 347-348с.

42. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум в интерпретации Эдмунда Гуссерля // Вопросы философии. 1992. - №7. - С.116.135.

43. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентальному: Новая онтология XX в. М.: Республика, 1997. - 494 с. (Философия нового тысячелетия).

44. Гайсин Ф.А. Духовность-сущность человека. Уфа: Изд-во «Башкортостан», 1995. -119 с.

45. Гармонический человек. Сб.ст. -М.: Искусство, 1965. 322 с.

46. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Соч. М.; Л., 1929. - Т.1. 267с.

47. Гераклит. Фрагменты. Материалисты древней Греции. М.: Госполитиздат., 1955. 342-344с.

48. Гёте И.В. Избр. произв. в 2-х т.: Т.1. Уфа: Китап. Респекс, 1997.

49. Гиренок Ф.И. Ускользающее бытие. М.: ИФРАН, 1994. - 218 с.

50. Гившивили Г.В. Есть ли у естествознания альтернатива богу? // Вопр. философии. 1995. - №2. С. 85-88.

51. Гордон Л.А. Современные общественные преобразования в масштабе социального времени. // Социал. исслед. 1998. - №1. С 56-59.

52. Горохов П.А. Философия и И.В. Гёте. Екатеринбург: УрГУ, 2003. -338 с.

53. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека. М.: Политиздат, 1973.-320 с.

54. Грот Н.Я. Устои нравственной жизни и деятельности. Смысл жизни в русской философии. Конец XIX- начало XX века. СПб., 1995. 44с.

55. Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива: Материалы международной конференции, 14-15 нояб.1996 г. М., 1997. - 223 с.

56. Губман Б. Л. Эволюция неотомисткой концепции смысла истории. // Вопросы философии. 1998. - №3. С 64-65.

57. Гуревич П.С. «Страх молитва души» Современный апокалипсис. // Философские науки. - 1992, - №2. С. 38-40.

58. Гуревич П.С. Философский словарь. // М.: Олимп; ООО «Издательство ACT», 1997. - 320 с.

59. Давлеткулов А.Х. Нравственно-этические истоки эпоса «Урал-батыр»: Статья //Вопросы башкирской литературы (Литература. Фольклор. Литературное наследие): Статья Уфа, 1990. - 0,4 п.л.

60. Давлетшина Д.Г. Социальная память как основа нравственности человека. Авт-т дис. канд. филос. наук. Уфа, 2006. - 18с.

61. Дегтярёв Е.В. Человечество на пороге XXI века. Магнитогорск: МаГУ, 1999.- 118 с.

62. Делез Ж. Логика смысла. М.: Издат. центр «Академия», 1995. - 297 с.

63. Демидов A.M. Социокультурные стили в Центральной и Восточной Европе. // Социал. исслед. 1998. - №4. С. 155.

64. Демин М.В. Проблема ценности и ценностного отношения. / Изд. Моск.ун-та. Сер. философ. 1974. №2. С. 171.

65. Джеймс У. Воля к вере. М.: Республика, 1997. - 431 с. (Мыслители XX века).

66. Долгов К. М. От Киркегора до Камю. Философия. Эстетика. Культура. -М.: Искусство, 1990. 398 с.

67. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Элиста, 1993. - 672 с.

68. Егидес П.М. Марксистская концепция смысла жизни. -М.: Знание, 1966. -48 с.

69. Ермаков С.П. Тенденции и особенности структуры смертности населения России в современных условиях. // Социол. иссед. 1997. - №6. С.53-57.

70. Иванов В. Г. История этики древнего мира. СПб.: «Лань», 1997. 256с.

71. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 464 с. -(Мыслители XX века).

72. Камю А. Изнанка и лицо. Сочинения. М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998. -864с. (Серия «Антология мысли»)

73. Кант И. Критика чистого разума. Соч.: в 6 т. Т.З. - М., 1964. 68с.

74. Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. - 279 с.

75. Кареев Н.И. Мысли об основах нравственности. Смысл жизни в русской философии. Конец XIX- начало XX века. СПб, 1995. С. 68.

76. Карпов М.М. Смысл жизни человека. Ростов-на-Дону. 1994.-97с.

77. Карякин Ю.Ф. Культура как единственный способ одоления смерти. Россия и современный мир. М., 1997. - №2.

78. Кассирер Э. Естественно научные понятия и понятия о культуре. // Вопр. философии. 1995. - №8. С 31-35.

79. Кафка Ф. Реальность абсурда: Сб. произведений. Симферополь: «Реноме», 1998.-512 с.

80. Кессиди Ф.Х. Сократ. М.: Мысль, 1976. - 340 с.

81. Киселева М.С. Мера и вера (знание о жизни и смерти у древних славян и книжников Киевской Руси). // Вопросы философии. 1995. - №8. с. 95-99.

82. Коган Л.А. Жизнь и бессмертие. // Вопросы философии. 1994. - №9. С 56-57.

83. Коган Л.А. Жизнь как бессмертие. // Вопросы философии. 1994. -№12. С 41-47.

84. Коган Л. А. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. - 252 с.

85. Коган Л. А. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988. - 283 с.

86. Козырев А.П. Смысл любви в философии Владимира Соловьева и гностический параллелизм. //Вопросы философии. 1995. -№7. С.47-49.

87. Корбков Ю.Д. Что русскому хорошо, то немцу смерть: Особенности евразийского менталитета // Евразия. 2001. - № 2. - С. 19 - 26.

88. Кон Ф.Я. Предварительный отчет по экспедиции в урянхайскую землю. -Иркутск, 1903. 58с.

89. Кондаков Н. И. Логический словарь справочник. // -2-е изд. М.: Наука, 1975.-534 с.

90. Комаров В. К. О счастье и смысле жизни. Волгоград. -1966. - 450с.

91. Кувыкин В.А. Твой рай и ад: человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). М.: Логос: -СПб.: Алтейя, 1998.-353 с.

92. Кузнецов А.И. Внутренний мир человека. Екатеринбург: УрОРАН,1994.-289 с.

93. Курашов В.И. Экология и эсхатология (судьба человеческого существования с религиозной и научной точек зрения) // Вопросы философии.1995.-№3. С. 134.

94. Кутырев В.А. Разум против человека. (Философия выживания в эпоху постмодернизма). М.: ЧеРо, 1999,- 230с.

95. Кутырев В.А. Человек в мире: типы смысложизненных ориентаций. // Общественные науки. 1990. - №2. С 92-94.

96. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.:ТЕРРА - Книжный клуб, Республика, 1988. - 384 с. (Б-ка филос. мысли).

97. Ламетри Ж.О. Человек-машина. Соч. М., 1983. - 85с.

98. Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества. // Социол. исслед. 1997. - №3. С. 38-40

99. Левашов В.К. Динамика социально-политической ситуации: опы Социологического мониторинга. // Социол. исслед. 1997, - №3. С. 25-27.

100. Левин Б.М. Главные факторы алкоголизации общества в условиях социальных перемен. // Социол. исслед. 1997. - №4. С. 74.

101. Лоренц К. Агрессия. М.: Прогресс, 1994. - 250 с.

102. Лоренц К. Обратная сторона зеркала. М.: Республика, 1998. — 393 с.1. Мыслители XX века).

103. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. - 234 с.

104. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. - 368 с. Б-ка этич. мысли.

105. Лукьянов А.В. Идея метакритики «чистой» любви (философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики). Уфа: РИОБашГУ, 2001.-74 с.

106. Лукьянов А. В. Философия Иоганна Готлиба Фихте (1762 1814). -Оренбург, 1997.-252 с.

107. Лукьянов А.В. И.Г. Фихте о проблеме критериев духовного «Я» /Философские науки. 2002. - №6. - С. 81-89.

108. Лямцев П.П. Формирование человека как личности. Социально философский аспект. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1984. - 120 с.

109. Максимов A.M. Свобода как противоречие самобытия и инобытия. -Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1998.- 200 с.

110. Мамардашвили М.К. Классический и неклассические идеалы рациональности. М.: Изд-во «Лабиринт», 1994. - 90 с.

111. Мамардашвили М.К. Необходимость себя: Введение в философию. -М.: Лабиринт, 1996. 430 е.

112. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Изд-во «Лань», 1997. 384 с.

113. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М, 1956. 406с.

114. Марсель Г. Трагическая мудрость философии: Избр. работы М.: Изд-во гуманитар, литературы, 1995. - 215с.

115. Марциновский В.Ф. Смысл жизни Новосибирск: Посох; М.: Либ-рис.1996. -270 с.

116. Маслеев А.Г. Человеческое измерение Вселенной: космизм и антропоцентризм. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1996. - 109 с.

117. Маслоу А. Мотивационная личность. // Вестник МГУ, сер.7, философия, 1991,-№3,-С. 66-75.

118. Мень А. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. По книгам протоиерея Александра Меня. -М.: Мирос, 1994. 184с.

119. Мировоззренческие поиски современности (тематический сборник). /Отв. ред. В. Н. Финогентов. Уфа, 1998. - 128 с.

120. Моруа А. Прометей или жизнь Бальзака: Пер. с фрац., / Собр. соч.: в 6 т. -Т.4. -М., 1967. 354с.

121. Мухамедьянов С.А. Мудрость воспитания: Монография — Уфа: Изд-во БГПУ, 2001.-5 п.л.

122. Мясникова JI.A. Тайна и смысл индивидуального бытия. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1993. - 218с.

123. Мясникова Л.А., Начивигене В.Я. Опыт: обретение открытости и откровения. Екатеринбург: УрАГС, 1997. - 95 с.

124. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М.: Изд. Группа «Прогресс», 1993.- 280 с.

125. Невелев А.Б. События духа: от мысли к Лику. Челябинск: ЧГИИК, 1997.-204 с.

126. Неганов Ф.М. Рациональное и иррациональное: человек и бытие. -Уфа, 1996.-260 с.

127. Немцов А.В. Потребление алкоголя и смертность в России. Социол. исслед. 1997. - №9. С 78.

128. Никитин Е.П. Время бытия и время его познания. Время и бытие человека. М., 1991.-280 с.

129. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. -М. Изд-во ЭСК-МО-Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1997. 1056 с. - (серия «Антология мысли»).

130. Ницше Ф. Утренняя заря. Свердловск: Изд-во «Воля», 1991. -304с.

131. Огородников В.П. Цель, смысл, истина и свобода в жизни человека: Учеб. пособие. // СПб., 1997. - 41 с.

132. Киреленко Г.Г. О любви к жизни, о смерти и о «тайнах иного бытия»: СПб. М.: Знание, 1992. - 63 с.

133. Ожегов И. С. Русский толковый словарь. М. «Русский язык», 1984.- 895с.

134. Ортега-и Гассет. Что такое философия? М.: Наука, 1991. - 405 с.

135. Основы онтологии. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997.-280 с.

136. Панков В.Д. Пространственность человеческого бытия. Тамбов: Изд-во Тамбов, гос. ун-та, 1996. - 101 с.

137. Парадиз Е.А. Проблема смысла жизни : дис. канд. филос. наук ; Саратовский гос. ун-т .- Саратов, 1996. : с. 102-110.

138. Печчеи А. Человеческое качества. М., 1985. - 312 с.

139. Пищугина О. С. Проблема смысла жизни в контексте познавательной деятельности: опыт философского анализа: автреф. дисс. канд. филос. наук. Магнитогорск, 2006. - 19 с.

140. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -256 с.

141. Пономарев Л.И. Под знаком кванта. М.: Наука, 1989. - 368с.

142. Порудоминский В.И. Л.Н.Толстой и этика питания. Человек. 1992.-№3,-С. 127-139.

143. Попов Б.Н. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни. М.: Наука, 1986. -94 с.

144. Потемкин В.К., Симонов А.Л. Пространство в структуре мира. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. - 176 с.

145. Пригожин И. Время, хаос, квант. М.: Изд. группа «Прогресс», 1994.- 272 с.

146. Проблема человека в западной философии. Сб. М., 1988. - 544 с.

147. Проблема человека: опыт системного осмысления.- Владивосток: Дальнаука, 1997.- 145с.

148. Прокофьев П.В. Коммунистическая и религиозная этика о смысле жизни. -М., 1973.-89 с.

149. Психологический журнал. М., 1996. - Т.17. - №2. С. 78.

150. Рассел Б. Почему я не христианин? М.: Изд-во иностр. лит., 1985. -31 с.

151. Рахимов М.Г. В воспитании нового поколения / Учитель Башкортостана.// 2007. - №9. С. 5-6

152. Розанов В.В. Цель человеческой жизни. Смысл жизни в русской философии: Конец XIX начало XX века. /- СПб., 1995. С. 227.

153. Романов В.Ф. Онтология отчуждения. — Магнитогорск: МаГУ, 2004. -72 с.

154. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск: Изд-во Но-восиб. ун-та, 1997. - 296 с.

155. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. Проблемы общей психологии. М., 1976. 68с.

156. Руссо Ж-Ж. Об общественном договоре или принципы политического права. М.: Соцэкгиз, 1938. - Гл.8.

157. Руткевич М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества. // Социол. исслед. 1997. - №7.С. 177-180.

158. Рывкина Р.В. Социальные корни криминализации российского общества. // Социол. исслед.- 1997. №4. С. 143-146.

159. Рязанов Г.В. Путь к новым смыслам. М.: Гнозис, 1993. - 367 с.

160. Рязанцев С. Философия смерти. СПб.: СПИКС, 1994. - 317 с.

161. Салиев Р.З. Идеология и ценностные ориентации молодежи. // Социол. исслед.- 1997. №8. С 43.

162. Сафин В.Ф. Самоопределение личности: теоретические и эмпирические исследования. Уфа: Гил ем, 2004. - 258 с.

163. Селиванов А.И. Бытие и постижение развивающихся миров. Уфа: Изд-е Башк-го ун-та, 1998. - 360 с. ,

164. Силантьева М.В. Философия культуры Н. А. Бердяева и актуальные проблемы современности. М., 2005. - 220 с.

165. Смысл жизни. Антология (Общ.ред.и сост. Н.К.Гаврюшина). М.: Прогресс-Культура, 1994, -591с.

166. Слободнюк C.JI. Соловьиный ад. Трилогия вочеловечения: онтология небытия. С.-Пб.: Алетейя, 2002. - 372 с.

167. Замалеев А.Ф. Смысл жизни в русской философии: Конец XIX начало XX века. / Отв. ред. А.Ф. Замалеев.- СПб.: Наука, 1995. - 382 с.

168. Смысл жизни. Диалог мировоззрений: мат-лы симпоз., май 1991. -Н.Новгород: 1992.- 107 с.

169. Смысл жизни: Опыт философского исследования: Сб.ст.- М.: Изд-во РАУ, 1992.- 146 с.

170. Смысл жизни: Поиск и созидание(тематический сборник). /Отв. Ред. В.Н. Финогентов.- Уфа: 1997, 112с.

171. Собекея Р.Б. Философия любви: основания самореализации человека. Автореф. дисс. д-ра филос. наук. - Уфа, 2007. - 35 с.

172. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: 1995.-511 с.

173. Согомонов Ю.В. Смысл жизни, идеал, счастье. Марксистская этика. -М., 1976.-78 с.

174. Соина Р.С. Л.Толстой о смысле жизни: этические искания и современность. // Вопросы философии. 1985, -№11. С. 78-82.

175. Соловьев B.C. . Сочинения в 2-х томах. М., 1988, Т. 1. 263с.

176. Солодин А.Н. Жизнь как онтологическая игра и путь спасения. -СПб.: Новый журнал, 1997.- 128 с.

177. Спиноза Б. Этика, доказанная в геометрическом порядке. Антология мировой философии. в 4-х т., - Т.2. - М., 1970. 35с.

178. Струве В. В. Диалог господина и раба «О смысле жизни». Религия и общество. JL: 1926, 46 с.

179. Судаков А.К. Любовь к жизни и запрет самоубийства в кантианской метафизике нравов. // Вопросы философии. 1996, - №8. С 48-60.

180. Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989, - 398 с. - (Б-ка атеистической мысли).

181. Сухоплюев П.А. Смысл жизни Человека: Философско концептуальный анализ. : дис. -канд. филос. наук БГУ - Уфа, 200. - 168.с.

182. Тарковский А. Белый день: Стихотворения и поэмы. М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, ЯУЗА, 1997. - 384 с.

183. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. - 239 с.

184. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юрист, 1995. - 479 с. (лики культуры)

185. Тойнби А.Дж. Постижение истории: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991,-68с.

186. Толстой А.К. Звонче жаворонка пенье. Собр. соч.: в 4-х т. Т.1. - 980. С. 66.

187. Толстой А.К. Колокольчики мои. Собр. соч.: в 4-х т.- Т.1. 1980. 376с.

188. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 2 т. М., 1985. - 2т.

189. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. - 512 с.

190. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М., 1987. - 98 с.

191. Трубников Н.Н. О смысле жизни и смерти. М.: Россиэн, 1996. - 82с.

192. Тугаринов В.П. О смысле жизни. Л., 1961.-65 с.

193. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л., 1960. - 87 с.

194. Тугаринов В.П. Природа. Цивилизация. Человек. Л., 1978. - 287.

195. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1968. - 125 с.

196. Угринович Д.Н. Философские проблемы. М., 1988. - 140 с.

197. Унамупо М. Де Туман. М.: Худож. лит., 1973. - 97с.

198. Фейербах Л. Основные положения философии будущего. Избранные философские произведения.: в 2 т. - Т. 1. - М., 1955. 97с.

199. Фейербах Л. Фрагменты и характеристики моей философской биографии. Избранные филос. произведения.: в 2 т. Т. 1. - М., 1955. 44с.

200. Фейербах Л. Избранные философские произведения в 2 т. М. 1955 -203 с.

201. Феномен человека: Антология. / Сост. П. С. Гуревич. М.: Высшая школа, 1993.-347 с.

202. Философская антропология: Критический очерк. М., 1982. - 322с.

203. Философский энциклопедический словарь.- 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1989. - 342с.

204. Философский космос России. Памяти Н.А. Бердяева( 1874-1948) Материалы научной конференции. Уфа: Изд-е Башк. ун-та, 1998. - 254 с.

205. Финогентов В.Н. Время, бытие, человек. Уфа: 1992. - 67с.

206. Финогентов В.Н. Лекции по философии: Учеб. пособие. Уфа: Изд-е УТИС, 1998.-205с.

207. Фихте И.Г. Сочинения, в 2 т.: Т.2. //- СПб.: Мифрил, 1993. 428с.

208. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи. Соч. в 2 т. Т. 1. - М., 1990. - 490 с.

209. Фомина З.В. Человеческая духовность: бытие и ценности. Саратов: Изд-во Саратов, гос. ун-та, 1997. - 250 с.

210. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. -511с. (Мыслители XX века)

211. Франк С.Л. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. - 479 с. (Мыслители XX века).

212. Франк С.Л. Сочинения. -М.: Изд-во «Правда», 1990 608с.

213. Франкл В. Человек в поисках смысла. Пер.с англ.и нем. М.: Прогресс, 1990. - 366 с.

214. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции, в 2 т. СПб.: Алтейя, 1990.-56 с.

215. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. В 2 кн. Тбилиси, 1991. 380-387с.

216. Фролов В.В. Смысл жизни человека в философии Н. А. Бердяева и П. А. Флоренского. Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та леса, 1996.-53 с.

217. Фролов И.Т. О смысле жизни. О смерти и бессмертии человека. М., 1985-35 с.

218. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М.: Политиздат 1989- 559 с.

219. Фролов И.Т. Перспективы человека. М.: Политиздат, 1979. - 336с.

220. Фромм Э. Антология человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. - 450 с. (Мыслители XX века).

221. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 430с. (Мыслители XX века).

222. Фромм Э. Здоровое общество М.: ACT: ACT Москва: Хранитель, 2006.-539 с.

223. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993, - 412 с.

224. Хабермас Ю. О человеческом в человеке. М., 1991. - 350с.

225. Хазиев B.C. Мировоззрение как субъективная реальность: Монография. Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. - 295 с. (в соавторстве).

226. Хайдеггер М. Время и бытие.: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. -540 с.

227. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Избр. статьи позднего периода творчества. М.: Высшая школа, 1991. - 192 с.

228. Хаксли О. Вечная философия. М.: РЕФЛ- бук.; Киев: Ваклер, 1997. -330 с.

229. Хасанов Г. А. Смысл жизни человека: гносеологический анализ, автореф, дис. канд. филос. наук. Магнитогорск, 2005. - 21 с.

230. Холтон Дж. Тематический анализ науки. — М.: Прогресс, 1981. -480с.

231. Хэмингуэй Э. Собр. Соч. в 6т. Т.З. По ком звенит колокол. М., 1968. 53-58с.

232. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности. // Вопросы философии. 1994. - №10. С. 69.

233. Цвейг С. Борьба с демоном: Гёрдерлин. Клейст. Ницше. М.: Республика, 1992.-304 с.

234. Цвейг С. Нетерпение сердца: Роман; Новеллы. М.: Дружба народов; Lexica, 1992,- 480с.

235. Цоколов, С. А. Единая наука о человеке: иллюзия и реальность. // Человек. 1996, - №5. - С. 5-20.

236. Человек в научной картине мира: (тез. докл.). Уфа: Изд-во БГУ, 1989.- 123 с.

237. Человек и современный мир: методологические вопросы: Сб.ст.-СПб: Ин-т им. И.Е.Репина, 1997. 83 с.

238. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба человека. // Общественные науки и современность. 1998г. - №1. С. 43-46.

239. Шеллинг Ф.В. Сочинения, в 2 т.: Т. 2.-М.: Мысль, 1988. 89с. ч

240. Щеглов В.В. Философия смысла Густава Шпета. // Вестник Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 1994. - №3. - С.25-31.

241. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: «Медиум», 1994. -115с.

242. Adler A. Der Sinn des Lebenes. // A. Adler Frankfurt a. M., 1947. -p.157.

243. Arrow К. I. Social choice and individual values. // К I Arrow N.Y., 1963.-p. 274

244. Britton K. Pilosophy and Meaning of Life. // К Britton Cambrige, 1969.

245. Cobb I. В. Process theology a- p. 122.1. Philadelphia, 1982.-p. 331. J1.

246. Freud Z. Civilization and its Discontents. // Z. Freud London, - 1953. p. 59.

247. Habermas I. Der Philosophische Discurs der Modem. // I. Habermas London. 1977.-p. 180.

248. Selye H. The stress of life. // H. Selye N.Y., 1956. - p. 77

249. Winkler R. Zur Kritikdes Hedonismus //Leipzig. 1991. p.156.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.