"Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова на петербургской сцене XIX - XX веков: динамика режиссерских концепций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат наук Баканова, Людмила Николаевна

  • Баканова, Людмила Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.01
  • Количество страниц 209
Баканова, Людмила Николаевна. "Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова на петербургской сцене XIX - XX веков: динамика режиссерских концепций: дис. кандидат наук: 17.00.01 - Театральное искусство. Санкт-Петербург. 2015. 209 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Баканова, Людмила Николаевна

Оглавление

Введение

Глава 1. Философско-эстетические основы и драматургические особенности «Снегурочки» А. Н. Островского и Н. А. Римского-Корсакова. Премьера

года

Глава 2. Начало русской оперной режиссуры: версии О. О. Палечека 1898 и

1905 годов

Глава 3. Постановочные искания на альтернативных сценах

3.1. Гимн Аполлону А. А. Санина (1910, Народный дом)

3.2. Народная музыкальная драма И. М. Лапицкого (1914, ТМД)

Глава 4. «Снегурочка» В. Э. Мейерхольда (1917, Мариинский театр)

Глава 5. Спектакли Малого оперного театра

5.1. Игровое обрядовое действо Н. В. Смолича (1928)

5.2. Лирическая поэма А. Н. Киреева (1947)

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова на петербургской сцене XIX - XX веков: динамика режиссерских концепций»

Введение

Начало XXI века отмечено пристальным вниманием к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» со стороны отечественных режиссеров. Спектакли Д. Белова (2002, Москва), В. Раку (2002, Москва), А. Галибина (2004, Санкт-Петербург), Б. Морозова (Уфа, 2005), А. Степанюка (2006, Екатеринбург), И. Габитова (2012, Санкт-Петербург), В. Заржецкого (2013, Санкт-Петербург) показали, что сказочная, лирическая, поэтическая опера Римского-Корсакова ставит ряд специфических и общих для искусства музыкального театра проблем. Это принципы подхода к подобного рода материалу, приемы совершенствования режиссерской палитры, вопросы саморазвития театра, его реакции на эстетические запросы времени. Вместе с тем очевидно, что проблемы режиссерской интерпретации «Снегурочки» и ее зрительского восприятия обусловлены во многом недостаточным знанием сценической истории оперы. Специальные исследования на данную тему отсутствуют, отчего современные прочтения, предлагаемые театрами, лишаются фундамента традиции.

Одна из причин такого невнимания к «Снегурочке» со стороны отечественного театроведения кроется в укоренившемся мнении, что любимое произведение Римского-Корсакова, выражающее его творческое кредо и обладающее высочайшими художественными качествами, так и не получило достойного сценического воплощения. И постановки этой оперы XIX - XX веков якобы явились лишь эмпирическими ступенями к созданию образцовых режиссерских работ, составивших так называемый золотой фонд оперной классики. Также отсутствие интереса театроведов к сценическим версиям «весенней сказки», с ее отвлеченно-фантастическим, идейно-нейтральным сюжетом, обусловлено якобы недостаточной актуальностью, второстепенной ролью в культурном континууме.

Накануне московской премьеры 2002 года И. А. Коткина в обзорной статье1 предприняла попытку проследить и проанализировать историю постановок «весенней сказки» в Большом театре (А. И. Барцала - 1893, В. А. Лосского - 1911, Н. С. Домбровского - 1943, Б. А. Покровского - 1954, Б. И. Равенских - 1978). Издание к спектаклю 2004 года А. Галибина содержало лишь перечень, хотя и достаточно подробный, версий Мариинской сцены (О. О. Палечека - 1898, 1905, В. Э. Мейерхольда - 1917, П. С. Оленина - 1923). На самом деле обращение к «Снегурочке» в Петербурге было более интенсивным, поскольку она ставилась не только в казенном императорском, но и в частных театрах, а затем и в Малом оперном. Но эти версии были незаслуженно забыты, хотя именно они задавали тон в динамике постановочных концепций «весенней сказки».

Диссертация посвящена восстановлению истории постановок «Снегурочки» в театрах Петербурга - Ленинграда, где были созданы наиболее существенные для жизни произведения в искусстве интерпретации. Это работы выдающихся режиссеров, чьи имена стали знаковыми для русской оперной сцены: О.О. Палечека (Мариинский театр, 1898, 1905), А. А. Санина (Народный дом, 1910), И. М. Лапицкого (ТМД, 1914), В. Э. Мейерхольда (Мариинский театр, 1917), Н. В. Смолича (МАЛЕГОТ, 1928), А. Н. Киреева (Малый оперный театр, 1947). Каждый из них в многоплановости произведения Н. А. Римского-Корсакова - А. Н. Островского находил близкий себе пласт: сказочную фантастику, лирическую поэзию, народно-обрядовую стихию. И именно эта многоплановость явилась благодатной почвой для творческого экспериментирования, поиска собственного стиля, режиссерских принципов и

1 Коткина И. А. Редкие улыбки Снегурочки. Опера Римского-Корсакова на сцене Большого театра // Н. А. Римский-Корсаков. «Снегурочка» [Постановка 2002 года: материалы к спектаклю]. М.: Театралис, 2002. С. 32-40.

2 «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова на сцене Мариинского театра // «Снегурочка» [Текст]: [весенняя сказка в 4 д. с прологом: материалы к спектаклю]. СПб.: «Аврора -Дизайн», 2004. С. 12-15.

методов, имевших целью создание оперного спектакля, свободного от штампов, основанного на сценическом ансамбле и содержательном соединении всех компонентов музыкально-театрального зрелища.

Исследование охватывает период времени с 1882 (первая постановка в Мариинском театре) по 1947 год. Спектакль А. Н. Киреева явился рубежным в сценической истории «Снегурочки», так как последующие возобновления, 1958 (Киреев) и 1979 годов (Т. М. Смирнова), не внесли кардинальных изменений в ее интерпретацию, а в переходные 1980-90-е «весенняя сказка» оказалась невостребованной и более двадцати лет не появлялась на сценах Ленинграда -Санкт-Петербурга.

В диссертации предпринята попытка с позиций современного театроведения проанализировать художественные и сценические особенности «Снегурочки» Островского и Римского-Корсакова. А также реконструировать на основе обнаруженных архивных документов и материалов периодической печати исторические оперные постановки как систему связей пространственных и временных частей, определив тип отношений и способ взаимодействия режиссера, дирижера, художника, актера и зрителя. Каждый спектакль рассмотрен в культурно-эстетическом контексте своего времени, сквозь призму становления отечественной режиссуры, оперной и драматической. Такой комплексный подход позволяет объективно определить место и значение петербургских постановок «весенней сказки» в истории русского музыкального театра и существенно расширить наши знания о векторах его развития.

Актуальность темы исследования обусловлена требованиями современной театральной практики, сходной по своей активности обращения к «Снегурочке» и по экспериментальному, порой эпатирующему, характеру ее прочтения с ситуацией конца XIX - середины XX века. В связи с этим в отечественном театроведении назрела необходимость пересмотреть устаревшие представления о неполноценности, несамостоятельности версий той поры,

заполнить существующие до наших дней лакуны в истории оперной режиссуры.

Объект исследования - отечественный оперный театр XIX - XX веков. Предмет исследования - сценическая история «Снегурочки» Н. А. Римского-Корсакова на петербургской - ленинградской сцене; спектакли О. О. Палечека, А. А. Санина, И. М. Лапицкого, В. Э. Мейерхольда, Н. В. Смолича, А. Н. Киреева.

Цель научной работы — воссоздать историю постановок «весенней сказки», определить их роль и значение в становлении и развитии русской оперной режиссуры, в истории отечественного музыкального театра в целом. В качестве задач исследования выдвигаются следующие:

1. Определить особенности данной оперы с точки зрения заложенных в ней принципов театра Римского-Корсакова, с которыми приходится сталкиваться постановщикам.

2. Реконструировать спектакли О. О. Палечека, А. А. Санина, И. М. Лапицкого, В. Э. Мейерхольда, Н. В. Смолича, А. Н. Киреева, так и оставшиеся не зафиксированными в истории театра, на основе материалов прессы каждого конкретного времени и архивных документов.

4. Выявить в интерпретациях «весенней сказки» черты господствующих эстетических тенденций и художественных стилей того или иного времени, определить внутри общих процессов авторскую индивидуальность и режиссерский метод каждого постановщика.

5. Проследить динамику сценических концепций «Снегурочки». Методологическая база. Исследование проводилось на основе методов

изучения драматургии и спектакля, выработанных ленинградской -петербургской театроведческой школой. В связи со спецификой предмета (оперный театр) также были использованы методы изучения музыкальной драматургии. Контекстуальный подход в рассмотрении явлений основывался на классических методах изучения истории искусства - сравнительно-историческом и культурно-историческом.

Научная новизна. Для исследователей русского оперного театра постановочная сфера все еще остается на периферии внимания. Крайне редки работы, рассматривающие сценическую историю произведений. Театральная биография «Снегурочки» впервые стала предметом научного осмысления. Для реконструкции петербургских спектаклей, большая часть из которых находилась в забвении, было собрано большое количество архивных документов и материалов периодической печати, прежде не востребованных историками оперного театра и теперь вводимых в научный оборот. Важен также новый аналитический взгляд на динамику постановочных концепций «весенней сказки» в контексте развития отечественной режиссуры, музыкального театра и культуры в целом на протяжении большого исторического периода.

Теоретической базой диссертации явились научные труды по теории театра и драмы Ю. М. Барбоя, Б. О. Костелянца, С. В. Владимирова1; исследования историков драматического и оперного театра: Н. С. Пивоваровой, В. И. Максимова, Л. С. Овэс, А. А. Гозенпуда, Б. В. Асафьева, М. Л. Мугинштейна ; работы, посвященные фундаментальным проблемам культуры

1 Барбой Ю. М. К теории театра. СПб.: СПбГАТИ, 2008; Костелянец Б. О. Драма и действие. Лекции по теории драмы. М.: Совпадение, 2007; Владимиров С. В. Действие в драме. 2-е изд., доп. СПб.: СПбГАТИ, 2007.

2 Пивоварова Н. С. История русского драматического театра от его истоков до конца XX века. М.: ГИТИС, 2011; Максимов В. И. Модернистские концепции театра от символизма до футуризма. Трагические формы в театре XX века. СПб.: СПбГАТИ, 2014; Асафьев Б. В. Об опере: Избранные статьи. Л.: Музыка, 1976; Художники сцены. СПб.: ЛИК, 2004; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX в. 1873-1889. Л.: Музыка, 1973; Его же. Русский оперный театр между двух революций. 1905-1917. Л.: Музыка, 1975; Мугинштейн М. Л. Хроника мировой оперы, 1600-2000: в 3 кн. Кн. 2. Хроника мировой оперы, 1851-1900. Екатеринбург: Антеверта, 2012.

конца XIX - первых десятилетий XX века: Р. Вагнера, Ф. Ницше, В. С. Соловьева, А. Ф. Лосева, Н. А. Бердяева, Е. Г. Трубецковой1 и др. Литературу вопроса можно разделить по направлениям: 1) искусствоведческий анализ оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»; 2) сценические воплощения произведения; 3) персоналии.

1. Оперное творчество Н. А. Римского-Корсакова неоднократно становилось предметом изучения отечественных искусствоведов. Их исследования в большинстве случаев относятся к области музыкознания. Но А. А. Гозенпуд, описывая работу композитора над оперным либретто, и А. И. Кандинский, изучавший образную сферу произведений Римского-Корсакова, отмечали черты его сценического видения, нередко становясь на позиции театроведения. В фундаментальном издании 1953 года, вышедшем к юбилею Римского-Корсакова, и Кандинский, и Гозенпуд, а в первую очередь Д. Б. Кабалевский настаивали на приверженности композитора к реалистической школе. Однако в работах Б. В. Асафьева, А. В. Оссовского, И. И. Лапшина ,

1 Вагнер Р. Избранные работы. М.: Искусство, 1978; Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. СПб.: Азбука - классика, 2005; Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991; Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М.: Академический прект, 1990; Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры, искусства. В 2 т. М.: Искусство, 1994; Трубецкова Е. Г. Распад форм и/или рождение новой эстетической парадигмы? // Эстетическое самосознание русской культуры. 20-е годы XX века: Антология. М.: РГГУ, 2003. С. 33-46.

2 Гозенпуд А. А. Из наблюдений над творческим процессом Римского-Корсакова // Римский-Корсаков: исследования, материалы, письма: в 2 т. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. Т. 1 С. 145-251; Кандинский А. И. О музыкальных характеристиках в творчестве Римского-Корсакова 90-х годов // Там же. С. 79-144; Кабалевский Д. Б. Римский-Корсаков и модернизм //Там же. С. 17-78.

3 Асафьев Б. В. Н. А. Римский-Корсаков. 1844-1944 // Асафьев Б. В. Избранные труды: в 5 т. М.: Изд-во Академии наук, 1954. Т. 3. С. 171-224; Его же (Глебов И.). Римский-Корсаков. Опыт характеристики. Пг.: Светозар, 1922; Оссовский А. В. Н. А. Римский-Корсаков (некролог) // Оссовский А. В. Музыкально-критические статьи (1894-1912). Л.: Музыка,

рассматривавших образный мир опер Римского-Корсакова с философско-эстетической точки зрения, отмечалась символистская сущность его мироощущения. На этом же настаивают современные исследователи И. А. Скворцова и М. Л. Мугинштейн1, находя черты стиля модерн в творчестве композитора. Его стремление к синтезу искусств привело к созданию музыкальной драмы, отличной от концепции Р. Вагнера, что отмечал сам Римский-Корсаков. И первым ее образцом, по форме и по содержанию, стала «Снегурочка»2.

Эту оперу нельзя рассматривать в отрыве от пьесы А. Н. Островского. Труды Н. П. Кашина, Ю. В. Лебедева, Т. К. Шах-Азизовой посвящены истории создания «весенней сказки», ее фольклорным истокам и непростой сценической

1971. С. 279-283; Лапшин И. И. Н. А. Римский-Корсаков // Неизданный Иван Лапшин. СПб.: СПбГАТИ, 2006. С. 141-215.

1 Скворцова И. А. Новые стилевые веяния в эпоху Римского-Корсакова. Стиль модерн // Наследие Н. А. Римского-Корсакова в русской культуре. К 100-летию со дня смерти композитора. М.: ООО «Дека - ВС», 2009. С. 167-175; Мугинштейн М. Л. «Снегурочка» // Хроника мировой оперы, 1851-1900. С. 260-263.

2 Римский-Корсаков Н. А. Вагнер и Даргомыжский. Совокупное произведение двух искусств или музыкальная драма // Римский-Корсаков Н. А. Музыкальные статьи и заметки (18691907). СПб.: Типография М. Стасюлевича, 1911. С. 143-165; Его же. Снегурочка - весенняя сказка (Тематический разбор) // Там же. С. 181-200.

3 Кашин Н. П. «Снегурочка». Весенняя сказка в 4 д. с Прологом А. Н. Островского (Опыт изучения) // Всесоюзная б-ка им. Ленина. Труды. Сборник IV. М.: Гос. соц.-экон. издательство, 1939. С. 69-101; Лебедев Ю. В. К сценической истории «Снегурочки» А. Н. Островского // А. Н. Островский и русская литература. Кострома: Костром, гос. пед. ин-т им. H.A. Некрасова, 1974. С. 78-82; Шах-Азизова Т. К. Реальность и фантазия: «Снегурочка» А. Н. Островского и ее судьба в русском искусстве последней трети XIX и начала XX века // Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века: Идейные принципы. Структурные особенности. М.: Наука, 1982. С. 219-263.

судьбе. Процесс трансформации драмы в оперу, сказки в миф зафиксирован в исследованиях Е. А. Ручьевской и А. Ф. Некрыловой1.

2. Если о первой постановке «Снегурочки» в 1882 году на Мариинской сцене достаточно подробно написано в исследовательских трудах А. А. Гозенпуда по истории русского оперного театра2, то о последующих версиях имеются лишь разрозненные и, в основном, краткие

о

сведения. Статьи Б. В. Асафьева , который внимательно следил за сценической жизнью этой оперы, раскрывают, главным образом, эстетические воззрения композитора, образную и музыкальную суть самого произведения и довольно скупо характеризуют спектакли. Г. Д. Исаханов4, рассказывая о И. М. Лапицком в проблемной статье, посвященной оперной режиссуре, лишь мельком упоминает «Снегурочку». Об этой версии ТМД фрагментарно сообщается в монографии Р. В. Арабаджиу5. В объемном труде Н. М. Кинкулькиной6 о жизни и творчестве А. А. Санина «весенняя сказка» представлена как одно из звеньев в длинной цепи его спектаклей. О постановке 1917 года в Мариинском театре только И. Д. Гликман7 кратко упоминает в своей исследовательской работе, посвященной В. Э. Мейерхольду. Сценические версии «Снегурочки» советской поры в театроведческих трудах вообще не рассматриваются.

1 Ручьевская Е. А. Руслан Глинки. Тристан Вагнера. Снегурочка Римского-Корсакова: Стиль. Драматургия. Слово и музыка. СПб.: Композитор, 2002; Некрылова А. Ф. Фольклорные элементы «Снегурочки» // Петербургский театральный журнал. 2004. № 3. С. 134-137.

2 Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX в. 1873-1889; Его же. Русский оперный театр между двух революций 1905-1917.

3 Асафьев Б. В. «Снегурочка» (Академический театр оперы и балета) // Асафьев Б. В. Об опере: Избранные статьи. С. 166-168.

4 Исаханов Г. Д. Далекое близкое. Призрак оперного режиссера // Театр. 2007. № 30 (декабрь). С. 134-152.

5 Арабаджиу Р. В. Судьба примадонны. Кишинев: Лит. Артистикэ, 1989.

6 Кинкулькина Н. М. Александр Санин: Жизнь и творчество. М.: Искусство, 2001.

7 Гликман И. Д. Мейерхольд и музыкальный театр. Л.: Советский композитор, 1989.

3. Среди исследовательских жанров в области оперного театра самыми популярными остаются персоналии. Именно в работах, посвященных творческим портретам режиссеров, дирижеров, артистов, художников, можно получить представление об их стиле и методе работы, о способе существования в роли, а порой найти информацию о спектакле. Так, в монографиях Н. Д. Волкова и А. К. Гладкова1 о В. Э. Мейерхольде, В. Киселева и Е. В. Третьяковой2 о Н. В. Смоличе, М. Д. Слуцкой об А. Н. Кирееве3 представлены многочисленные материалы о творческой биографии режиссеров, отражены их постановочные искания и художественные принципы. Но о «Снегурочке» в этих работах не упоминается, в отличие от исследований Н. М. Растопчиной о Ф. М. Блуменфельде и Р. И. Власовой о К. А. Коровине4, где этому произведению уделяется достаточно внимания, поскольку работа и дирижера, и художника над «весенней сказкой» стала событием не только в их собственной сценической практике, но и в истории оперного театра.

Самыми информационно насыщенными являются актерские персоналии. А. П. Григорьева, рассказывая о Е. К. Мравиной, очень подробно описывает исполнение ею роли Снегурочки и, в то же время, категорически отрицает заслуги постановщика О. О. Палечека. Наоборот, А. А. Гозенпуд, указывая на уникальность Берендея И. В. Ершова, отмечает уважительное отношение артиста к «учителю сцены». В очерке о жизни и деятельности П. 3. Андреева Д. Н. Лебедев подчеркивает значение образа Мизгиря в творческой эволюции

1 Волков Н. Д. Мейерхольд: Материалы к биографии. В 2 т. М.; Л.: ACADEMIA, 1929. Т. 1; Гладков А. К. Мейерхольд. В 2 т. М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1990.

2 Киселев В. Николай Васильевич Смолич // Мастера Большого театра: Народные артисты СССР. М.: Советский композитор, 1976. С. 272-283; Третьякова Е. В. Н. В. Смолич -главный режиссер МАЛЕГОТа // Оперная режиссура: история и современность. СПб.: РИИИ, 2000. С. 121-150.

3 Слуцкая М. Д. А. Н. Киреев. Заметки к творческой биографии // Оперная режиссура: история и современность. С. 168-174.

4 Растопчина Н. М. Ф. М. Блуменфельд. Монографический очерк. Л.: Музыка, 1975; Власова Р. И. Константин Коровин. Л.: Художник РСФСР, 1969.

певца, исполнявшего эту партию в разных режиссерских версиях. В. М. Богданов-Березовский видит причину успеха спектакля А. Н. Киреева в блестящей, психологически проработанной трактовке роли главной героини Т. Н. Лавровой1.

Материал научной работы составили мемуарные издания, дневники, письма, речи автора оперы, создателей, участников и свидетелей ее сценических воплощений . Основное внимание было уделено поиску и анализу статей в периодической печати, архивных материалов: документов, режиссерских планов, фотографий, афиш.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в курсах лекций по истории русского театра XIX - XX веков, положены в основу дальнейших научных работ по истории отечественного музыкального театра, применены в практической деятельности постановщиков.

1 Григорьева А. П. Е. К. Мравина. Материалы к биографии. М.: Советский композитор, 1970; Гозеипуд А. А. Иван Ершов. Жизнь и сценическая деятельность. Л.: Советский композитор, 1986; Лебедев Д. Н. Павел Захарович Андреев: Очерк жизни и творческой деятельности. Л.: Музыка, 1971; Богданов-Березовский В. М. Т. Н. Лаврова. Л.: ВТО, 1950.

2 Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. М.: Музыка, 1980; Направник В. Э. Э. Ф. Направник и его современники. Л.: Музыка, 1991; Теляковский В. А. Дневники Директора Императорских театров. 1903-1906. Санкт-Петербург. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2006; Левик С. Ю. Записки оперного певца. М.: Искусство, 1962; Его же. Четверть века в опере. М.: Искусство, 1970; Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896-1939. М.: Искусство, 1976; Похитонов Д. И. Из прошлого русской оперы. Л.: ВТО, 1949; Санин А. А. Переписка. Статьи. Воспоминания. М.: Композитор, 2002; Вельтер Н. Л. Об оперном театре и о себе. Л.: Советский композитор, 1984.

Глава 1. Философско-эстетические основы и драматургические особенности «Снегурочки» А. Н. Островского и Н. А. Римского-Корсакова.

Премьера 1882 года

Столетие назад Б. В. Асафьев писал: «Хорошо исполнять "Снегурочку" — невероятно трудно. И всегда, когда случается знакомиться с той или иной еще не виданной и не слышанной театральной интерпретацией ее, возникает вопрос: когда и в каком театре суждено будет исполнителям рассказать эту прелестную весеннюю сказку с такой же творческой силой и упоением жизнью, как рассказали Островский и Римский-Корсаков. "Снегурочка" — откровение, и как литературное и как музыкальное произведение»1. В этих словах заключена оценка оперы Н. А. Римского-Корсакова, созданной по пьесе А. Н. Островского, и названа одна из главных трудностей сценического воплощения этого литературно-музыкального опуса. «Снегурочка» не только сосредоточила в себе настроения, культурные тенденции, эстетические и этические позиции своего времени, но и явилась провозвестником новых художественных стилей и направлений.

По свидетельству К. А. Коровина, это «дивное произведение» было «интимной стороной души Островского» . И. И. Лапшин считал, что сюжет «весенней сказки» был адекватен натуре Римского-Корсакова3. Подобную мысль высказывал и И. Глебов (Б. В. Асафьев): «Очами тихой, кроткой Снегурочки-девушки смотрит великий композитор на мир и внимательно

1 Асафьев Б. В. «Снегурочка» в Большом театре // Асафьев Б. В. Об опере. Избранные статьи. С. 163.

2 Коровин К. А. Константин Коровин вспоминает. М.: Изобразительное искусство, 1990. С. 56.

3 См.: Лапшин И. И. Н. А. Римский-Корсаков // Неизданный Иван Лапшин. С. 147.

слушает и людские песни и музыку, что звучит в природе»1. Считал эту оперу своим лучшим произведением, творческим и душевным откровением, и сам Римский-Корсаков. После появления на свет «Садко», которого называли второй «Снегурочкой», композитор в ответ на поздравления друзей воскликнул: «Нет, господа, никогда не будет второй Снегурочки» .

Та легкость, с которою драматург и композитор создали пьесу и оперу (Островский - за март 1873, Римский-Корсаков - за два с половиной летних месяца 1881 года), свидетельствовали об их мировоззренческой и творческой готовности. По мнению Т. К. Шах-Азизовой, «весенняя сказка» - одна из самых органических для драматурга пьес, «предопределенная всей его жизнью, склонностями, литературными и театральными занятиями»3. Как признавался Римский-Корсаков, ему ни одно сочинение не давалось «с такой легкостью и скоростью, как "Снегурочка"»4. Сын и биограф композитора отмечал, что «этот творческий жар отразился в необычайной стройности и во внутренней логике работы. Римский-Корсаков впоследствии сам не без удивления изучал и разбирал свою "Снегурочку". В ней все так последовательно, музыкально связно и стройно. Творческое сознание работало здесь само, как природа, с безошибочной внутренней целесообразностью»5. И хотя для творческого метода композитора было характерно «гармоническое сочетание гениальной интуиции и вдохновенной работы ума»6, как выразился А. И. Кандинский, все

1 Глебов И. [Асафьев Б. В.] «Снегурочка». Весенняя сказка. Оп. в 4 д., с прологом. Муз. Н. А. Римского-Корсакова // Программа (30 января 1921 г.). Пг.: 9-я Гос.тип., 1921. С.9.

2 Лапшин И. И. Н. А. Римский-Корсаков. С. 203.

3 Шах-Азизова Т. К. Реальность и фантазия: «Снегурочка» А. Н. Островского и ее судьба в русском искусстве последней трети XIX и начала XX века. С. 223.

4 Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. С. 177.

5 Римский-Корсаков А. Н. Значение «Снегурочки» в творчестве Н. А. Римского-Корсакова // «Снегурочка». Опера Н. А. Римского-Корсакова: Сборник статей. М.; Л.: Теа-Кино-Печать, 1928. С. 7.

6 Кандинский А. И. О музыкальных характеристиках в творчестве Римского-Корсакова 90-х годов. С. 92.

же в «весенней сказке» интуитивное начало оказалось приоритетным. Подтверждением тому явилось то обстоятельство, что Римский-Корсаков начал сочинять музыку «Снегурочки», опережая написание либретто. Обычно он приступал к созданию оперы только после того, как был готов сценарий и продумана музыкально-драматургическая концепция.

В сфере образов и смыслов «весенней сказки» нашли отражение философско-эстетические воззрения времени: интерес к национальной истории и традициям, преклонение перед природой, культ красоты, любви, гармонии, явившиеся результатом поиска первооснов мира, приведшие к популярности пантеистических, языческих настроений и вызвавшие стремление к мифологическому, космическому обобщению. По мнению А. Ф. Некрыловой, «главное в сюжете пьесы и оперы — идея гармонии человека и природы, преклонение перед красотой окружающего мира и целесообразностью законов естественной жизни. Все это, по мысли многих представителей русской интеллигенции XIX в., когда-то было свойственно человеческому обществу и потеряно с приходом цивилизации западноевропейского, урбанического типа»1. Как пишет автор статьи, «сегодня видно, насколько сильна была в русском обществе ностальгия по "идеальному прошлому" и насколько это опиралось на характерное для России стремление узнать свои корни, откуда что "есть пошло", понять и осмыслить себя сегодняшнего через свое прошлое - историческое и мифологическое, оздоровить и исправить современное общество через обращение к заветам старины седой»2.

Эти тенденции были характерны не только для России. Так, Ф. Ницше обратился к образам греческой мифологии в поисках утраченной «мифической родины, мифического материнского лона»3, утверждая, что основа немецкой культуры и ее грядущего возрождения - в аполлоническо-дионисийском

1 Некрылова А. Ф. Фольклорные элементы «Снегурочки». С. 135.

2 Там же.

Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Баканова, Людмила Николаевна, 2015 год

Список использованной литературы Книги

1. Арабаджиу, Р. В. Судьба примадонны / Р. В. Арабаджиу. - Кишинев : Лит. Артистикэ, 1989. -228с.

2. Асафьев, Б. В. Об опере : Избранные статьи / Б. В. Асафьев. - Л. : Музыка, 1976.-336 с.

3. Асафьев, Б. В. Н. А. Римский-Корсаков. 1844-1944 / Б. В. Асафьев // Асафьев Б. В. Избранные труды : в 5 т. Т. 3. Композиторы «Могучей кучки». - М. : Изд-во Академии наук, 1954. - С. 171-224.

4. Барбой, Ю. М. К теории театра : Учебное пособие / Ю. М. Барбой. - СПб. : СПбГАТИ, 2008. - 238 с.

5. Бачинская, Н. М., Попова, Т. В. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия / Н. М. Бачинская, Т. В. Попова. - 4-е изд. - М. : Музыка, 1974. - 302 с.

6. Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры, искусства : в 2 т. / Н. А. Бердяев. - М. : Искусство, 1994. - Т. 2. - 510 с.

7. Блок, А. А. Три вопроса / А. А. Блок. - М. : Наука, 2010. - С. 7-10. (Собр. соч. и писем : в 20 т.; т. 8).

8. Блянова, И. М. Михаил Павлович Бобышов (1885-1964) / И. М. Блянова // Каталог выставки / Сост. Н. В. Соколов. - Л. : Искусство, 1986. - С. 3-12.

9. Богданов-Березовский, В. М. Творческий путь театра / В. М. Богданов-Березовский // Ленинградский государственный ордена Ленина академический Малый оперный театр / Ред.-сост. И. В. Голубовский. - Л. : Гос. муз. изд-во, 1961. - С.7-62.

10. Богданов-Березовский, В. М. Т. Н. Лаврова/В. М. Богданов-Березовский. -Л. : ВТО, 1950.-48 с.

11. Боголюбов, Н. Н. Шестьдесят лет в оперном театре : Воспоминания режиссера / Н. Н. Боголюбов. - М. : ВТО, 1967. - 304 с.

12. Вагнер, Р. Избранные работы / Р. Вагнер; сост. и коммент. И. А. Барсовой и С. А. Ошерова. - М. : Искусство, 1978. - 695 с.

13. Вельтер, Н. JI. Об оперном театре и о себе / Н. JI. Вельтер. - JI. : Советский композитор, 1984. - 195 с.

14. Владимиров, С. В. Действие в драме / С. В. Владимиров. - 2-е изд., доп. -СПб. : Изд-во СПбГАТИ, 2007. - 192 с.

15. Власова, Р. И. Константин Коровин / Р. И. Власова. - JL : Художник РСФСР, 1969. - 195 с.

16. Волков, Н. Д. Мейерхольд : Материалы к биографии : в 2 т. / Н. Д. Волков. - М.; Л. : ACADEMIA, 1929. - Т. 1. - 403 с.

17. Гиляровская, Н. В. Римский-Корсаков и художники / Н. В. Гиляровская // Римский-Корсаков : исследования, материалы, письма : в 2 т. - М. : Издательство Академии наук СССР, 1954. - Т. 2. - С. 261-318.

18. Гладков, А. К. Мейерхольд : в 2 т. / А. К. Гладков; сост. В. В. Забродина; вступ. ст. Ц. Кин. - М. : Союз театральных деятелей РСФСР, 1990. - Т.1. -287 с. - Т. 2. - 473 с.

19. Глебов, И. [Асафьев Б. В.]. «Снегурочка». Весенняя сказка. Оп. в 4 д., с прологом. Муз. Н. А. Римского-Корсакова / И. Глебов // Программа (30 января 1921 г.). - Пг. : 9-я Гос.тип., 1921. - 24 с.

20. Глебов, И. [Асафьев Б. В.] Римский-Корсаков. Опыт характеристики / И. Глебов. - Пг. : Светозар, 1922. - 62 с.

21. Гликман, И. Д. Мейерхольд и музыкальный театр / И. Д. Гликман. - Л. : Сов. композитор, 1989. - 349 с.

22. Гозенпуд, А. А. Иван Ершов. Жизнь и сценическая деятельность : Исследование / А. А. Гозенпуд. - Л. : Советский композитор, 1986. - 304 с.

23. Гозенпуд, А. А. Из наблюдений над творческим процессом Римского-Корсакова / А. А. Гозенпуд // Римский-Корсаков : исследования, материалы, письма : в 2 т. - М. : Издательство Академии наук СССР, 1953. -Т. 1. - С. 145-251.

24. Гозенпуд, А. А. Русский оперный театр XIX в. 1873-1889 / А. А. Гозенпуд. -Л. : Музыка, 1973.- 328 с.

25. Гозенпуд, А. А. Русский оперный театр между двух революций. 1905-1917 / А. А. Гозенпуд. - Л. : Музыка, 1975. - 368 с.

26. Голынец, Г. В., Голынец, С. В. Иван Яковлевич Билибин / Г. В. Голынец, С. В. Голынец. - М. : Изобразит, искусство, 1972. - 223 с.

27. Григорьева, А. П. Е. К. Мравина. Материалы к биографии / А. П. Григорьева. - М. : Советский композитор, 1970. - 144 с.

28. Дзержинский, И. И. Брюсовский переулок / И. И. Дзержинский // Иван Дзержинский. Статьи. Воспоминания / сост. П. Ц. Радчик. - М. : Сов. композитор, 1988. - 129 с.

29. Звенигородская, И. Э. Провинциальные сезоны Всеволода Мейерхольда. 1902-1905 / Н. Э. Звенигородская; Рос. акад. наук, Гос. институт искусствознания. - М. : УРСС, 2004. - 244 с.

30. Иван Васильевич Ершов. Статьи. Воспоминания. Письма / сост. С. В. Акимова-Ершова, Е. Е. Шведе; общ. ред. М. О. Янковского. - Л.; М.: Искусство, 1966. - 400 с.

31. Кабалевский, Д. Б. Римский-Корсаков и модернизм. (Против модернистской легенды о Римском-Корсакове) / Д. Б. Кабалевский // Римский-Корсаков : исследования, материалы, письма : в 2 т. - М. : Издательство Академии наук СССР, 1953. - Т. 1. - С. 17-78.

32. Кандинский, А. И. О музыкальных характеристиках в творчестве Римского-Корсакова 90-х годов / А. И. Кандинский // Там же. - С. 179-145.

33. Кашин, Н. П. «Снегурочка». Весенняя сказка в 4 д. с Прологом А. Н. Островского (Опыт изучения) / Н. П. Кашин // Всесоюзная б-ка им. Ленина. Труды. Сборник IV. - М. : Гос. соц.-экон. издательство, 1939. - С. 69-101.

34. Кинкулькина, Н. М. Александр Санин : Жизнь и творчество / Н. М. Кинкулькина. - М. : Искусство, 2001. - 438 с.

35. Киселев, В. Николай Васильевич Смолич / В. Киселев // Мастера Большого театра : Народные артисты СССР / ред.-сост. М. Яковлев. - М. : Сов. композитор, 1976. - С. 272-283.

36. Коровин, К. А. Константин Коровин вспоминает / К. А. Коровин; сост., авт. вступ. ст. И. С. Зильберштейн, В. А. Самков. - 2-е изд., доп. - М. : Изобразительное искусство, 1990. - 606 с.

37. Коровин, К. А. : Жизнь и творчество : Письма. Документы. Воспоминания / К. А. Коровин; предисл. Б. Иогансона. - М. : Издательство Академии художеств СССР, 1963. - 563 с.

38. Костелянец, Б. О. Драма и действие. Лекции по теории драмы / Б. О. Костелянец. - М. : Совпадение, 2007. - 501 с.

39. Коткина, И. А. Редкие улыбки Снегурочки. Опера Римского-Корсакова на сцене Большого театра / И. А. Коткина // Н. А. Римский-Корсаков. «Снегурочка» [Постановка 2002 года : материалы к спектаклю]. - М. : Театралис, 2002. - С. 32-40.

40. Курганов, Е. Я. Роман Ф. М. Достоевского «Идиот». Опыт прочтения / Е. Я. Курганов. - СПб. : Издательство журнала «Звезда», 2001. - 208 с.

41. Лапшин, И. И. Н. А. Римский-Корсаков / И. И. Лапшин // Неизданный Иван Лапшин / сост. Л. Г. Барсова. - СПб. : Изд-во СПбГАТИ, 2006. - С. 141-215.

42. Лебедев, Д. Н. Павел Захарович Андреев : Очерк жизни и творческой деятельности / Д. Н. Лебедев; общ. ред. и предисл. В. Трайнина. - Л. : Музыка, 1971. - 56 с.

43. Лебедев, Ю. В. К сценической истории «Снегурочки» А. Н. Островского / Ю. В. Лебедев // А. Н. Островский и русская литература. - Кострома : Костром, гос. пед. ин-т им. H.A. Некрасова, 1974. - С. 78-82.

44. Левик, С. Ю. Записки оперного певца / С. Ю. Левик. - М. : Искусство, 1962.-712 с.

45. Левик, С. Ю. Четверть века в опере / С. Ю. Левик. - М. : Искусство, 1970. -536 с.

46. Левитин, Г. М. Художники / Г. М. Левитин // Ленинградский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова. 1917-1967. - Л. : Музыка, 1967. - С. 244-272.

47. Лопухов, Ф. В. Шестьдесят лет в балете : Воспоминания и записки балетмейстера / Ф. В. Лопухов; ред. и вст. ст. Ю. Слонимского. - М. : Искусство, 1966. - 424 с.

48. Лосев, А. Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев. - М. : Академический проект, 2008. - 303 с.

49. Лосев, А. Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера (вступит, статья) / А. Ф. Лосев // Вагнер Рихард. Избранные работы. - М. : Искусство, 1978. - С. 7-48.

50. Максимов, В. И. Модернистские концепции театра от символизма до футуризма. Трагические формы в театре XX века : Учебное пособие / В. И. Максимов. - СПб. : СПбГАТИ, 2014. - 304 с.

51. Максимов, В. И. Символизм / В. И. Максимов // Искусство режиссуры за рубежом / ред.-сост. Л. И. Гительман, В. И. Максимов. - СПб. : СПбГАТИ, 2004. - С. 60-65.

52. Малько, Н. А. Воспоминания. Статьи. Письма / Н. А. Малько. - Л. : Музыка, 1972. - 383 с.

53. Малько, Н. А. Основы техники дирижирования / Н. А. Малько. - М.; Л. : Музыка, 1965. - 217 с.

54. Мейерхольд, В. Э. Переписка. 1896-1939 / В. Э. Мейерхольд; сост. В. П. Коршунова, М. М. Ситковецкая; вст.ст. Ю. А. Завадского. - М. : Искусство, 1976.-464 с.

55. Мейерхольд, В. Э. «Гроза». К возобновлению «Грозы» А. Н. Островского на сцене Александринского театра. Речь режиссера к актерам / В. Э. Мейерхольд // Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы : в 2 ч. /

сост. А. В. Февральский. - М. : Искусство, 1968. - Ч. 1. - С. 285-293.

56. Мугинштейн, М. Л. Хроника мировой оперы, 1600-2000 : в 3 кн. Кн. 2. Хроника мировой оперы, 1851-1900 / М. Л. Мугинштейн. - Екатеринбург : Антеверта, 2012. - 615 с.

57. Направник, В. Э. Э. Ф. Направник и его современники / В. Э. Направник. -Л. : Музыка, 1991.-464 с.

58. Направник, Э. Ф. Автобиографические, творческие материалы, документы, письма / Э. Ф. Направник; ред. Ю. В. Келдыш. - Л. : Музгиз, 1959. - 448 с.

59.Ницше, Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ф. Ницше; пер. с нем. Г. А. Рачинского. - СПб. : Азбука-классика, 2005. - 208 с.

60. Овэс, Л. С. Начало / Л. С. Овэс // Художники сцены / вст. ст., биограф, описания, сост. Л. С. Овэс. - СПб. : ЛИК, 2004. - С. 11-20.

61. Оссовский, А. В. Н. А. Римский-Корсаков (некролог) / А. В. Оссовский // Оссовский А. В. Музыкально-критические статьи (1894-1912). - Л. : Музыка, 1971. - С. 279-283.

62. Пажитнов, Л. Н. Александр Павлович Ленский / Л. Н. Пажитнов. - М. : Искусство, 1988. - 302 с.

63. Переписка А. П. Чехова и О. Л. Книппер : в 2 т. / А. П. Чехов, О. Л. Книппер; сост., коммент. 3. П. Удальцовой. - М. : Изд. дом «Искусство», 2004. - Т. 1.-464 с.

64. Пивоварова, Н. С. История русского драматического театра от его истоков до конца XX века : Учебник / Н. С. Пивоварова. - 3-е изд., испр. - М. : ГИТИС, 2011.-704 с.

65. Полякова, Е. И. «Снегурочка» А. Островского / Е. И. Полякова // Московский художественный театр : Сто лет : в 2 т. / ред. А. М. Смелянский. - М. : Московский Художественный театр, 1998. - Т.1. - С. 2224.

66. Похитонов, Д. И. Из прошлого русской оперы / Д. И. Похитонов; вступ. ст.

и ред. С. С. Данилова. - Л. : ВТО, 1949. - 264 с.

67. Полевицкая, Е. А. Путь актрисы [Воспоминания] / Е. А. Полевицкая; публ. К. Н. Кирилленко. - М. : Советская Россия,1987. - С. 119-121. - (Встречи с прошлым; вып. 3).

68. Раабен, Л. Н. Дирижеры / Л. Н. Раабен // Ленинградский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова. 1917-1967. - Л. : Музыка, 1967. - С. 171-190.

69. Растопчина, Н. М. Ф. М. Блуменфельд. Монографический очерк / Н. М. Растопчина. - Л. : Музыка, 1975. - 88 с.

70. Римский-Корсаков, Н. А. Вагнер и Даргомыжский. Совокупное произведение двух искусств или музыкальная драма / Н. А. Римский-Корсаков // Римский-Корсаков Н. А. Музыкальные статьи и заметки (18691907) / ред. Н. Н. Римская-Корсакова; вст. ст. М. Ф. Гнесина. - СПб. : Типография М. Стасюлевича, 1911. - С. 143-165.

71. Римский-Корсаков, Н. А. К слушателям и ценителям оперы как художественно-музыкального произведения и посетителям Мариинского театра / Н. А. Римский-Корсаков // Там же. - С. 169-177.

72. Римский-Корсаков, Н. А. Летопись моей музыкальной жизни / Н. А. Римский-Корсаков. - 8-е изд. - М. : Музыка, 1980. - 454 с.

73. Римский-Корсаков, Н. А. Снегурочка - весенняя сказка (Тематический разбор) / Н. А. Римский-Корсаков; вст. ст. М. Штейнберга // Римский-Корсаков Н. А. Музыкальные статьи и заметки (1869-1907) / вст.ст. М. Ф. Гнесина; ред. Н. Римская-Корсакова. - СПб. : Типография М. Стасюлевича, 1911. - С. 181-200.

74. Россихина, В. П. Оперный театр С. Мамонтова / В. П. Россихина; ред. и вступ. статья И. Ф. Кунина. - М. : Музыка, 1985. - 238 с.

75. Ручьевская, Е. А. Руслан Глинки. Тристан Вагнера. Снегурочка Римского-Корсакова : Стиль. Драматургия. Слово и музыка / Е. А. Ручьевская. -СПб. : Композитор, 2002. - 395 с.

76. Санин, А. А. Переписка. Статьи. Воспоминания / А. А. Санин; сост. H. М. Кинкулькина. - М. : Композитор, 2002. - 376 с.

77. Скворцова, И. А. Новые стилевые веяния в эпоху Римского-Корсакова. Стиль модерн / И. А. Скворцова // Наследие Н. А. Римского-Корсакова в русской культуре. К 100-летию со дня смерти композитора (По материалам конференции «Келдышевские чтения - 2008). - М. : ООО «Дека - ВС», 2009. - С. 167-175.

78. Слуцкая, М. Д. А. Н. Киреев. Заметки к творческой биографии / М. Д. Слуцкая // Оперная режиссура : история и современность. Сборник статей и публикаций / отв. ред. Е. В. Третьякова. - СПб. : РИИИ, 2000. - С. 168174.

79. Смолич, Н. В. Секрет успеха — в творческой смелости и самостоятельности / Н. В. Смолич // Ленинградский государственный ордена Ленина академический Малый оперный театр. - Л. : Гос. муз. изд-во, 1961. - С. 159-165.

80. «Снегурочка». Опера Н. А. Римского-Корсакова. Сборник статей. - М.; Л. : Теа-Кино-Печать, 1928. - 29 с.

81. «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова на сцене Мариинского театра // «Снегурочка» [Текст] : [весенняя сказка в 4 д. с прологом : материалы к спектаклю]. - СПб. : «Аврора - Дизайн», 2004. - С. 12-15.

82. Собинов, Л. В. Письма / Л. В.Собинов; вступ.ст. В. М. Богданова-Березовского. - М. : Искусство, 1970. - 792 с.

83. Современники о С. А. Самосуде // Самосуд С. А. Статьи. Воспоминания. Письма. - М. : Советский композитор, 1984. - С. 67-170.

84. Соловьев, В. С. Философия искусства и литературная критика / В. С. Соловьев; сост., вступ. ст. Р. Гальцевой и И. Роднянской. - М. : Искусство, 1991.-701 с.

85. Станиславский, К. С. Моя жизнь в искусстве / К. С. Станиславский; предисл. Т. В. Дорониной. - М. : Вагриус, 2007. - 448 с.

86. Станиславский, К. С. Работа актера над собой / К. С. Станиславский // Станиславский К. С. Работа актера над собой. Чехов М. А. О технике актера. - М. : Артист. Режиссер. Театр, 2003. - С. 11-367.

87. Старк, Э. А. Петербургская опера и ее мастера. 1890-1910 / Э. А. Старк. -Д.; М. : Искусство, 1940. - 296 с.

88. Теляковский, В. А. Дневники Директора Императорских театров. 1903 -1906. Санкт-Петербург / В. А. Теляковский; под общ. ред. М. Г. Светаевой.

- М. : Артист. Режиссер. Театр, 2006. - 928 с.

89. Теляковский, В. А. Императорские театры и 1905 год / В. А. Теляковский // Теляковский В. А. Воспоминания / вст. ст. Д. И. Золотницкого. - Л.; М. : Искусство, 1965. -484 с.

90. Третьякова, Е. В. Н. В. Смолич - главный режиссер МАЛЕГОТа / Е. В. Третьякова // Оперная режиссура : история и современность : Сборник статей и публикаций / отв. ред. Е. В. Третьякова. - СПб. : РИИИ, 2000. - С. 121-150.

91. Трубецкова, Е. Г. Распад форм и/или рождение новой эстетической парадигмы? / Е. Г. Трубецкова // Эстетическое самосознание русской культуры. 20-е годы XX века : Антология / сост. Г. А. Белая. - М. : РГГУ, 2003. - С. 33-46.

92. Тюменев, И. Ф. Воспоминания о И. А. Римском-Корсакове / И. Ф. Тюменев; публ. М. О. Янковского // Римский-Корсаков : исследования, материалы, письма : в 2 т. - М. : Издательство Академии наук СССР, 1954.

- Т.2. - С. 177-247.

93. X. [Веселовский, А. Н.] «Снегурочка» А. Н. Островского. Критика 70-х гг. / А. Н. Веселовский // Зелинский В. А. Критические комментарии к сочинениям А. И. Островского. - 2-е изд. - М. : Типо-литография В. Рихтер, 1904. - Ч. 4. - С. 151-194.

94. Цимбаев, Н. И. Классический русский писатель (вст. ст.) / Н. И. Цимбаев // Соловьев В. С. Смысл любви : Избранные произведения / сост., вступ. ст., коммент. Н. И. Цимбаева. - М. : Современник, 1991. - 525 с.

95. Шах-Азизова, Т. К. Реальность и фантазия : «Снегурочка» А. Н. Островского и ее судьба в русском искусстве последней трети XIX и начала XX века / Т. К. Шах-Азизова // Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века : Идейные принципы. Структурные особенности / АН СССР, Всесоюз. НИИ искусствознания М-ва культуры СССР. - М. : Наука, 1982. - С. 219-263.

96. Шестов JI. И. Достоевский и Ницше (философия трагедии) / JI. И. Шестов.

- М. : ACT Хранитель, 2007. - 220 с.

97. Шкафер, В. П. Сорок лет на сцене русской оперы / В. П. Шкафер; вст. ст. О. С. Литовского и Б. В. Асафьева. - Л. : Театр оперы и балета им. С. М. Кирова, 1936.-254 с.

98. Яковлев, В. В. Н. А. Римский-Корсаков и оперный театр С. И. Мамонтова / В. В. Яковлев // Яковлев В. В. Избранные труды о музыке / ред. Е. Трошева. - М. : Советский композитор, 1971. - Т. 2. - С. 230-274.

99. Янковский, М. О. Стасов и Римский-Корсаков / М. О. Янковский // Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма : в 2-х т. - М. : Издательство Академии наук СССР, 1953. - Т. 1. - С. 337-403.

Материалы периодической печати

100. Герце - Виноградский, С. Очерки современной журналистики // Одесский вестник. - 1873. -№212.

101. Чебышев-Дмитриев, А. Заметки о русской журналистике // Биржевые ведомости. - 1873. - № 247.

102. Соловьев, Н. «Снегурочка», опера Римского-Корсакова // СПб ведомости.

- 1882. -№36.

103. «Снегурочка» // Искусство. - 1885. - № 2.

104. «Снегурочка» Римского-Корсакова // Новости. - 1885. - № 273.

105. Кругликов, С. «Снегурочка» // Музыкальное обозрение. - 1885. - №11.

106. «О Снегурочке» // Театр и жизнь. - 1885. - № 178.

107. Театр и музыка // Новое время. - 1889. - 18 (30) янв.

108. Финдейзен, Н. Ф. Тематизм оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова // Русская музыкальная газета. - 1894. - № 6. - Июнь. - С. 121124. - № 7. - Июль. - С. 139-145. № 8. - Август. - С. 157-159. - № 9. -Сентябрь. - С. 179-184. - № 10. - Октябрь. - С. 197-200. - № 11. - Ноябрь. -С. 219-222.

109. Иванов, М. М. Палечек // Новое время. - 1895. - 17 апр.

110. Соловьев, Н. «Снегурочка» г. Римского-Корсакова // Биржевые ведомости. - 1898. - № 345. - 18(30) дек.

111. П. [Петровский, Е. М.] «Снегурочка» // Русская музыкальная газета. -

1899.-№ 1.-1 янв.-С. 19-21.

112. Васильев, С. (Флеров). Театральная хроника // Московские ведомости. -

1900. - 18 сент.

113. Эфрос, Н. Е. «Снегурочка» // Новости дня. - 1900. - 27 сент.

114. Рок, Н. [Ракшанин, Н. О.] Из Москвы. История о двух «Снегурочках» // Новости и Биржевая газета. - 1900. - № 271. - 30 сент. - С. 3.

115. Старик [Эфрос, Н. Е.]. Из Москвы // Театр и искусство. - 1900. - № 38. - С. 670-671.

116. Оссовский, А. В. Театр и музыка // Слово. - 1905. - № 100. - 20 марта (2 апр.).

117. Оссовский, А. В. И. И. Палечек // Слово. - 1905. - № 141. - 4(17) мая.

118. LXXXVII. «Снегурочка». Мариинский театр // Русская музыкальная газета. - 1905. - № 46. - 13 нояб. - С. 1123.

119. Соловьев, Н. Возобновление «Снегурочки» Римского-Корсакова // Биржевые ведомости. - 1905. - 10 (23) нояб.

120. Театр и музыка // Новое время. - 1905. - № 10652. - 10 (23) нояб.

121.3а кулисами казенной оперы // Биржевые ведомости. - 1905. - 14 (27) нояб.

122. Оссовский, А. В. К постановке «Снегурочки» // Слово. - 1905. - № 311. -25 нояб. (8 дек.).

123. Маковский, С. К. Вступление // Аполлон. - 1909. - № 1. - Октябрь. - С. 3-4.

124. Бенуа, А. Н. В ожидании гимна Аполлону // Аполлон. - 1909. - № 1. -Октябрь.-С. 5-10.

125. Павел Андреев // Обозрение театров. - 1909. - № 854.

126. Старый Воробей [Соляный, П. М.]. Весна (На репетиции «Снегурочки» в Народном Доме) // Обозрение театров. -1910.-22 мая.

127. Коптяев, А. П. Открытие оперы в Народном доме // Биржевые ведомости. -1910.-25 мая (веч. вып.).

128. W.Z. Открытие оперы в Народном Доме. «Снегурочка» // Обозрение театров. -1910.-27 мая.

129. La-mi [Малько, Н. Н.]. Открытие оперы в Народном доме // Речь. - 1910. -№142. - 26 мая (8 июня).

130. С. В. Народный дом. Оперная весна // Обозрение театров. - 1910. - 22 июня.

131. В. [Фролов, В. К.] «Снегурочка» // Театр и спорт. - СПб., 1910. - № 20. -21 сент.

132. Вестник. В мастерской у К. А. Коровина // Московская газета. - 1910. - 18 окт.

133. Зигфрид [Старк, Э. А.]. Пестрые заметки // Обозрение театров. - 1911. - 14 февр.

134. Волин, В. Итоги работы ТМД // Театральная газета. - 1914. - № 43.

135. Глебов, И. [Асафьев, Б. В.] «Снегурочка» в Музыкальной драме // Музыка. - 1914. - № 197. - 15 нояб. - С. 538-541.

136. Лель. «Снегурочка» в «Музыкальной Драме» // Русская музыкальная газета. - 1914. - №44. - 2 нояб. - С. 786-789.

137. Каратыгин В. Г. Музыка в Петрограде // Аполлон. - 1914. - № 9. -Ноябрь. - С. 69-72.

138. Старк, Э. А. Художественные постановки в опере (По поводу Театра музыкальной драмы) // Аполлон. - 1915. - № 4-5. - Апрель-май. - С. 60-81.

139. Кугель, А. Р. Заметки // Театр и искусство. - 1916. - № 3.

140. Лосев, А. Ф. О музыкальном ощущении любви и природы (К тридцатипятилетию «Снегурочки» Римского-Корсакова) // Музыка. - 1916.

- № 251. -26 марта.-С. 196-202. -№ 252. - 2 апреля. - С. 211-217.

141. Тимофеев, Г. Н. Возобновление «Снегурочки» // Наш век. - 1917. - № 15.

- 16 дек. (28).

142. «Осада» Мариинского театра // Новая петроградская газета. - 1917. - № 19. -24 дек.

143. Театр и музыка // Наш век. - 1918. - № 1. - 3 (16) янв.

144. К аресту А. И. Зилоти // Наш век. - 1918. - № 9. - 14 (27) янв.

145. Ликвидация забастовки хора Мариинского театра // Наш век. - 1918. - № 12. - 18 (31) янв.

146. Никонов, Б. Ретроспективные рецензии // Обозрение театров. - 1918. - 11 мая.

147. Афиша ТМД // Вестник общественно-политической жизни, искусства, театра и литературы. - 1918. - № 7.

148. Коптяев, А. П. Л. Собинов в «Музыкальной Драме» («Снегурочка») // Вестник общественно-политической жизни, искусства, театра и литературы. - 1918. - № 9.

149. Театральная хроника // Вестник общественно-политической жизни, искусства, театра и литературы. -1918.-№10.

150. Театральная хроника // Вестник общественно-политической жизни, искусства, театра и литературы. - 1918. -№ 11.

151. Хроника // Бирюч Петроградских государственных театров. - 1918. - №8. -23-31 дек.

152. Светлов, С. Ф. Театральный дневник // Бирюч Петроградских Гос. театров. - 1919. - Июнь - август.

153. [М] «Снегурочка» // Еженедельник академических театров. - 1923. - № 29-30.

154. К ХХ-летию артистической деятельности // Еженедельник академических театров. - 1924. - № 13.

155. Конский, П. К постановке «Снегурочки» // Рабочий и театр. - 1928. - № 14.

156. Музалевский, В. И. Перед «Снегурочкой» // Красная газета. - 1928. - № 83.-7 апр.

157. Афиша // Смена. - 1928. - № 99. - 28 апр.

158. «Снегурочка» // Смена. - 1928. - № 100. - 29 апр.

159. Мазинг, Б. В. «Снегурочка» (Ак. Малый оперный театр) // Красная газета.

- 1928. - № 120. - 3 мая (веч. вып.).

160. Музалевский, В. И. «Снегурочка» (Ак. Малый оперный театр) // Красная газета. - 1928. - № 120. - 3 мая (веч. вып.).

161. Музалевский, В. И. «Снегурочка» (На премьере ак. Малого театра) // Красная газета. - 1928. - № 102. - 4 мая.

162. Конский, П. «Снегурочка» в Ак-Малом // Рабочий и театр. - 1928. - №19. -5 мая.

163. Дэм [Мазуров, Д. Н.]. «Снегурочка» в Малом Ак. Оперном // Ленинградская правда. - 1928. - № 105. - 8 мая.

164. В. Б. «Плавятся дни» // Жизнь искусства. - 1928. - № 19. - С. 6.

165. Мокульский, С. С. «Снегурочка» // Жизнь искусства. - 1928. - № 19. - С. 7.

166. Музалевский, В. И. Обновленная «Снегурочка» // Рабочий и театр. - 1934.

- № 28. - Октябрь.

167. Кузнецов, К. Музыка советской Украины (Украинская опера в Москве) // Советская музыка. - 1936. - № 5. - Май.

168. Наследие великого композитора. Материалы о Н. А. Римском-Корсакове // Вечерний Ленинград. - 1947. - № 10. - 12 янв.

169. Энтелис, Л. А. «Снегурочка». Премьера в Малом оперном театре // Смена. - 1947. - 19 апреля.

170. Свиридов, Ю. [Г. В.] «Снегурочка». Премьера в Малом оперном театре // Вечерний Ленинград. - 1947. - № 71. - 26 марта.

171. Бунин, Р. «Снегурочка» в Малом оперном театре // Ленинградская правда. - 1947. - № 75. - 30 марта.

172. Мастер музыкального театра // Вечерний Ленинград. - 1948. - №148. - 25 июня.

173. Ольховский, Е. Все от музыки // Театральная жизнь. - 1961. - № 7.

174. Русакова, А. На повороте столетий // Искусство Ленинграда. - 1991. - № 3.

175. Максимова, В. Дальняя дорога // Московский наблюдатель. - 1994. - № 11-12.

176. Некрылова, А. Ф. Фольклорные элементы «Снегурочки» // Петербургский театральный журнал. - 2004. - № 3. - С. 134-137.

177. Исаханов, Г. Д. Далекое близкое. Призрак оперного режиссера // Театр. -2007. - № 30. - Декабрь. - С. 134-152.

Электронные ресурсы

178. Найден неизвестный автограф Шаляпина // Известия. - 2003. - 14 янв. Режим доступа :

www.cargobay.ru/news/izvestija_moskva/2003/l/14/id_l 10963.html. (дата обращения : 20.01.2011).

179. Черникова, В., Кочергина, Н. Рерих и Римский-Корсаков // «Восход». -2003. - № 4. - Апрель. Режим доступа :

rossasia.sibro.ru/voshod/artikle/19040. (дата обращения : 28.04.2011).

180. Москвина, Т. В. Бог в творчестве А.Н.Островского. Христос и Ярило. Эволюция религиозных мотивов от «Семейной картины» до «Грозы». Режим доступа : http://seance.rU/n/14/kniga-v-2hnrnale. (дата обращения : 09.09.2013).

Изобразительные материалы

181. Рисунок JI. В. Собинова. Худ. П. Н. Шильдкнехт // Вестник общественно-политической жизни, искусства, театра и литературы. -1918. -№13.

182. Сказка в России: Альбом / В. Гусев, Н. Соломатина. - СПб. : Гос. Русский музей, 2001. - 416 с. (450 ил.).

183. Яковлева, Е. П. Рерих и театр [Изоматериал] : комплект открыток / Е. П. Яковлева; вст. ст. Е. П. Яковлевой. - М. : Международный центр Рерихов, 2000. - Вып. 1. - 16 л. цв. ил.

184. Яковлева, Е. П. Театрально-декорационное искусство Н. К. Рериха / Е. П. Яковлева. - Самара : АГНИ, 1996. - 270 с.

Архивные материалы

185. Афиши сезона 1917/1918 гг. // Фонды Музея Государственного академического Мариинского театра.

186. Гардер, О. М. Дневник // ОР РНБ. Архив H. Н. Фигнера. Ед. хр. 95.

187. Грикуров, Э. П. Воспитание молодого певца // КР РИИИ. Ф. 145. On. 1. Ед. хр. 2. 24 л.

188. Грикуров, Э. П. Отношение к авторской партитуре как к отправной точке при создании нового спектакля. Очерк // КР РИИИ. Ф. 145. On. 1. Ед. хр. 4. 6 л.

189. Грикуров, Э. П. Спевка. Очерк // КР РИИИ. Ф. 145. On. 1. Ед. хр. 5. 3 л.

190. Грикуров, Э. П. Характеристика А. Н. Киреева. 1949 год // ЦГАЛИ. Ф. 197. On. 1. Д. 29. Л. 5.

191. Грикуров, Э. П., Тимофеев, П. П. Все от музыки. Рукопись статьи в редакцию журнала «Музыкальная жизнь». 1977. Июнь // ЦГАЛИ. Ф. 197. Оп. 1. Д. 42.

192. Дрон. Нечто о режиссере Санине. Статья / корректура (гранки) с авторской правкой и пометами Н. В. Дризена. Кон. сент. - нач. окт. 1909 г. // ОР РНБ. Ф. 263 (Н. В. Дризен). Оп. 1. Ед. хр. № 368.

193. Зилоти, А. И. В Канцелярию Главноуполномоченного по Государственным Театрам от 18 декабря 1917 года // РГИА. Ф. 497. Оп. 13. Дело 670. Л. 92. С. 2.

194. Зилоти, А. И. В Канцелярию Главноуполномоченного по Государственным Театрам от 26 декабря 1917 года // РГИА. Ф. 497. Оп. 13. Дело 670. Л. 93. С. 3-4.

195. Киреев, А. Н. Воспоминания о Н. К. Печковском (Машинопись) // ЦГАЛИ. Ф. 197. Оп. 2. Д. 7. 21 л.

196. Масловская, С. Д. Образ в музыкальном театре (Доклад на Межобластной режиссерской конференции. Машинопись с авторской правкой. 3 декабря 1945 г.) // ЦГАЛИ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 4. С. 14-15.

197. Монтировка оперы «Снегурочка» [Лосский, В. А. Экспликация. Москва. 1916. 9/У] // РГИА. Ф. 497 (Фонд Дирекции императорских театров). Оп. 18. Ед. хр. 643. Л. 51-54.

198. Монтировка спектакля по опере Римского-Корсакова «Снегурочка» // РГИА. Ф. 497. Оп. 8. Д. № 479.

199. О найме 10 музыкантов из Морского училища для игры в опере «Снегурочка» и «Вражья сила» // РГИА. Ф. 497. Оп. 2 (97/2121). Ед.хр. № 24735.

200. Опись декораций, костюмов, бутафории, обуви, трико, музыкальных инструментов, мебели и разных вещей оперного отдела с обозначением их стоимости//РГИА. Ф. 646. Оп.1. Год 1880-1916. Д. № 9-10.

201. О службе Певца Русской оперной труппы Иосифа Палечека // РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. №2362.

202. Перед «Снегурочкой». Машинопись. 1928 // Фонды Музея Михайловского театра оперы и балета.

203. Переписка с К. А. Коровиным в связи с написанием им декораций к опере «Снегурочка» // РГИА. Ф. 497. Оп. 8. Д. № 294.

204. Преображенская, С. П. Характеристика А. Н. Киреева. 13 октября 1949 года//ЦГАЛИ. Ф.197. Оп. 1.Д. 29. Л. 1.

205. Римский-Корсаков, Н. А. Письмо Н. Финдейзену от 19 августа 1899 года // ОР РНБ. Ф. 816 (Н. Ф. Финдейзен). Оп. 2. Ед. хр. № 1774.

206. «Снегурочка» - опера Н. А. Римского-Корсакова. Материалы к постановке оперы. 1898. 15 апр. (Рукопись) // ОР Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.