Снотолкователи и снотолкование в политической истории Древнего Египта тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Большаков, Игорь Викторович

  • Большаков, Игорь Викторович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 369
Большаков, Игорь Викторович. Снотолкователи и снотолкование в политической истории Древнего Египта: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Санкт-Петербург. 2006. 369 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Большаков, Игорь Викторович

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ПОНЯТИЕ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ («ШОЙ»)

У ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН

Шой и боги

Шой и человек

Шой как абстрактный термин и его сходные значения

Шой и жизненная сила

Шой как творец

Шой и царь

Глава II. ЕГИПЕТСКОЕ СНОТОЛКОВАНИЕ

Предисловие к «Соннику») 102 «КОГДА ЧЕЛОВЕК ВИДИТ СЕБЯ ВО СНЕ» {перевод с древнеегипетского, транслитерация и комментарии к «Соннику»

Глава III. СНОТОЛКОВАТЕЛИ

В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

I. Сновидение Джосера (III дин. — ок. 2778 г. до н.э.) 250 И. Тхут-мосе IV: сон в тени Сфинкса

XVIII дин. — 1314 г. до н.э. 252 III. «Владыка снов» Иосиф от XII до XVIII дин., хотя хронология спорна, как спорен и сам персонаж)

§ 1. Иосиф во рву

§ 2. О неверной жене

§ 3. Иосиф в темнице

§ 4. Иосиф становится над землею египетской

§ 5. «.без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей, во всей земле Египетской»

Кн. Бытия, 41: 44)

§ 6. Об именах

§7.0 надуманности сновидений

§ 8. Иосиф-чиновник

§ 9. «HARTUMMlM» и «AL-MALA 'U» в роли толкователей сновидений

§ 10. «Дом Жизни» (pr-cnh)

IV. Сновидение принца Бехтенского

V. «Сетон» (XXV дин.)

VI. Сон кушитского царя Талтамане (XXV дин.) или «Стела сна»: роковое снотолкование

VII. Сновидение царя Нектонабоса (343 г. до н.э.)

VIII. Сон Птолемея Сотера (305-283 г. до н.э.)

IX. Выдержки из записей о сновидениях на папирусе Серапеум (ок. 161 г. до н.э.)

X. Сновидение Таимхотеп (от 80 до 51 гг. до н.э.)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Снотолкователи и снотолкование в политической истории Древнего Египта»

Политическая история древнего Египта имела характерную особенность, отличавшую её от политической истории новейшего времени. Любой дипломат или политический деятель более высокого уровня в наше время никогда не станет руководствоваться в своих действиях, связанных с делами государства, таким фактором как сновидения. История же древнего Египта, судя по всему, была богата такими примерами, так как некоторая часть таких свидетельств, пройдя через века, дошла до нашего времени, а раз так, то можно предположить, что в древности таких фактов было намного больше. Этой теме и посвящена настоящая диссертация.

Актуальность выбранной темы определяется, в первую очередь, тем что египтология, располагая достаточным объёмом сведений о роли снотолкователей и снотолкования в политической истории Древнего Египта, никогда не подвергала их комплексному изучению. При наличии большого количества египетских письменных источников аспект снотолкования во взаимосвязи с историческим процессом, рассматриваемый в работе, был мало изучен, хотя и является очевидным фактом в истории Древнего Египта.

Объектом исследования являются письмененые памятники на египетском, древнееврейском, древнегреческом и арабском языках, содержащие описания сновидений и их истолкование снотолкователями.

Предметом исследования является изучение влиянйй снотолкования на политическую историю Древнего Египта.

Цель работы состоит в том, чтобы: во-первых, дать характеристику египетским представлениям о предопределении («шой»), ибо без уяснения того, что существует предопределение, не возможно понять отношение древних египтян к сновидениям и исключительное значение снотолкованиям.

Во-вторых, на примере древнеегипетского «Сонника», перевод которого выполнен во второй главе, показать, какое значение придавалось сновидениям в общественно-политической и личной жизни древнего египтянина.

И, в-третьих, на основе сохранившихся древних письменных свидетельств показать значение снотолкователей в политической истории Древнего Египта.

Хронологические рамки исследования: охватывают период, начиная с эпохи Старого царства и завершаются 50-ми годами до нашей эры.

Методологическую основу исследования составил комплексный историко-психологический метод1 в сочетании с традиционными историко-филологическими подходами к изучению древних текстов на египетском, древнееврейском, древнегреческом и арабском языках.

Научная новизна диссертации связана с применением комплексного историко-психологического метода к древнеегипетскому снотолкованию и определением роли снотолкователей в политической истории Древнего Египта.

Впервые в отечественном востоковедении показано влияние сновидений на политический процесс в истории государства. Были исследованы особенности мировоззрения древних египтян в связи с их представлениями о предопределении и, в связи с этим, возможность предвидения будущего в сновидческом состоянии, как было в случае с царём Сетоном.

Положения, выносимые на защиту:

1 Вассоевич А. Л. Духовный мир народов классического Востока. (Историко-психологический метод в историко-философском исследовании). СПб., 1989, 540 С.

Древние египтяне придавали сновидениям исключительное значение как в быту, так и в политической жизни;

Исключительная важность сновидений для древних египтян естественным образом проистекает из их веры в предопределённость «шой»;

Понятие предопределения «шой» у древних египтян соотносилось с «жизненной силой», которая давалась человеку при рождении («родильные кирпичи Месхенет»). То, что такой феномен имел и имеет место в жизни любого человека показано на примере современных тибетских религиозных практик.

Путём взаимодействия с «шой», имеющим наряду с другими ипостасями и антропоморфное божественное воплощение, по представлениям древних египтян, человек мог оказывать влияние как на свою личную жизнь, так и на жизнь целого государства.

В сновидении человеку (по воле богов) приоткрывается завеса будущего и он, наделённый конкретным выражением предопределения («шой») в виде жизненной силы (которая имеет прямое отношение к двойнику человека - ко), взаимодействуя с ним, может иногда изменять будущее к лучшему;

Способности к снотолкованию не объясняются наличием у человека каких-либо особых, «магических» качеств, а могут вырабатываться с течением времени в результате накопления опыта в религиозных практиках;

Акт снотолкования входил в компетенцию не отдельных «специалистов» (как это следует из книги Бытия), а был лишь частью обширного комплекса знаний, которым владели жрецы-ритуалисты высшего ранга, которым вменялось в обязанность запоминать колоссальные объёмы всевозможных текстов по астрономии, математике, медицине, географии и пр.;

Библейскую историю снотолкователя Иосифа можно отнести, скорее в разряд веры человека в кого-то, кто может прийти на помощь в трудные времена, поскольку историчность Иосифа не подкреплена надёжными доказательствами. Прототипом истории с Иосифом мог быть некто Дуду или Додо, о котором говорится в письмах Телль-Амарны;

-из этого следует, однако что мифологичность Иосифа нисколько не умаляет той роли, которую сыграл его образ в истории и культуре причастных народов. Примером тому, в частности, могут служить древнеиндийские эпосы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно разрушает обыденные представления о побудительных причинах многих значимых деяний, оставивших заметный след в политической истории Древнего Египта. Ответственные политические решения в Египте зачастую принимались под влиянием сновидений.

Практическая значимость исследования состоит в том, что систематизированный в диссертации материал может быть использован в научных исследованиях по истории Древнего Египта, в учебниках и учебных пособиях по истории Древнего Востока, источниковедению истории Древнего Египта, при разработке спецкурсов и общих курсов по истории Древнего Египта источниковедению античной истории для исторических факультетов вузов, в школьных курсах истории Древнего мира, при чтении курсов по исторической психологии, при чтении курсов по истории Древнего Востока, при чтении курсов по библеистике, в научных исследованиях по влиянию личностных факторов на политические процессы, в научных исследованиях по исторической психологии.

Степень разработанности темы Следует отметить что ещё в

2 3

Х1Х-ХХ веках классики мировой египтологии X. Бругш , Г. Масперо , А. Гардинер4 опубликовали ценнейшие египетские тексты, посвященные сновидениям древних обитателей страны фараонов. Нельзя не отметить фундаментальное исследование Лео Оппенгейма «Толкование сновидений на Древнем Ближнем Востоке»5 — труд, посвященный влиянию сновидений на общественную и политическую жизнь. Параллельно с этими работами по введению в научный оборот новых памятников иероглифической и иератической письменности в рамках изучения религиозных воззрений древних египтян в трудах 3. Моренца6,

7 8

Ю. Я. Перепёлкина, Ж. Кежбёра исследовались египетские представления о предопределённости («шой»). В отечественной науке исследованию древнеегипетских сновидений в той или иной степени были посвящены труды В. Снегирёва9, Д. И. Введенского10, а в 1998 году несколько древнеегипетских сновидений подробно исследовались А. Л. Вассоевичем11. Однако комплексно проблема влияния снотолкователей и снотолкования на политическую историю древнего Египта до сих пор не была предметом специального исследования.

2 Der Traum königs Thutmes IV bei der Sphinx // Zeitschrift für Ägyptische Sprache und Altertumskunde. Brl., 1876, 7; 1876-Septbr., October. S. 89-93. л

Стела сна» (см. гл. III).

4 Papyrus Chester Beatty III (см. гл. II).

5 Oppenheim Leo A,. The Interpretation of Dreams in the Ancient Near East // Transactions of the American Philosophical Society., Philadelphia, New Series — Vol. 46, Part 1,1956,353 P.

6 Morenz S, Müller D. Untersuchungen zur Rolle des Schicksals in der ägyptischen Religion. // ASAW 52 Heft 1, 1960.

7 Перепёлкин Ю. Я. История Древнего Египта СПб., 2000.

8 Quaegebeur, Jan, Le dieu égyptien shaï dans la religion et l'onomastique / Leuven University Press.

9 Снегирев В. Учение о сне и сновидениях. Историко-критический очерк. Казань 1886.

10 Введенский Д. И. Патриарх Иосиф и Египет. М. 1914.

11 Вассоевич А. Л. Духовный мир народов классического Востока.

Источниковая база: в диссертации собран и проанализирован значительный по объему разноязычный материал, который позволил комплексно исследовать тему древнеегипетских сновидений. Основным источником является древнеегипетский папирус Честер Битти III («Сонник»), изданный Аланом Гардинером и хранящийся ныне в Британском музее и переведённый впервые на русский язык автором диссертации. В диссертации также использовались древнеегипетская «Стела сфинкса», «Стела сна», другие тексты, опубликованные в разных изданиях, Ветхий Завет (Книга Бытия), Коран на языках оригиналов. Автор провел критический анализ указанных источников, доказав, что на протяжении всей истории Древнего Египта институт снотолкователей отсутствовал, а снотолкование входило в компетенцию жрецов-ритуалистов наряду с другими сведениями из различных областей знаний, и в результате обосновал необходимость учёта менталитета древних египтян при дальнейшем анализе исторического процесса Древнего Египта.

Апробация работы проходила на научно-теоретической конференции «Герценовские чтения» (Санкт-Петербург 2007). Результаты исследований докладывались и обсуждались на заседании кафедры всеобщей истории РГПУ им. А. И. Герцена, а также на Конференции Центра египтологических исследований, посвященной 90-летию со дня рождения Т. Н. Савельевой.

Объём и структура работы:

Диссертационное исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и исследовательской литературы. Объём работы составляет 372 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Большаков, Игорь Викторович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев всю совокупность древнееврейских, древнегреческих и египетских письменных памятников, содержащих упоминания о сновидениях, традиции их толкований в Древнем Египте, а также о самих снотолкователях мы пришли к следующим выводам:

I. Древнеегипетская цивилизация придавала исключительное значение человеческим сновидениям исходя из своей приверженности предопределённости будущего. Доказательству этого посвящена первая глава.

II. О том, какое исключительное значение придавали древние египтяне сновидениям, свидетельствуют многочисленные письменные памятники, дошедшие до нашего времени.

Подавляющее количество памятников, говорящих нам об отношении египтян к сновидениям датируются уже достаточно поздним периодом в истории Египта однако это, скорее всего можно объяснить тем что более ранние свидетельства не сохранились будучи утерянными или уничтоженными в течение того времени, которое отделяет нас от глубокой древности, когда имели место какие-то устойчивые традиции толкования сновидений и о которых нам сегодня приходится лишь догадываться по тем остаткам, которые до нас дошли.

Что же касается «специалистов», которые могли «приоткрывать завесу будущего» в собственных и чужих сновидениях, то история знает практически единственного человека, имя которого дошло до нашего времени, и личность которого была подробно рассмотрена в третьей главе. Это - библейский Иосиф.

Если проанализировать авторов, которые достаточно серьёзно подошли к изучению того, что излагает автор Книги Бытия, а также с/ кораническую версию относительно истории с Иосифом (или Иусуфом), то можно говорить, скорее всего о том, что если Иосиф (а, вернее сказать, некий его прототип) и занимал какой-то пост в египетской администрации, то он явно не мог быть ключевым, и тем более не имел решающего влияния на высшие эшелоны власти, если учесть особенно тот факт, что разделения между «светской»» и «духовной» властью у египтян не существовало на протяжении всей их истории. Можно, конечно, предположить, что фараон, при дворе которого «работал» Иосиф, в виду исключительных способностей последнего создал для него особую «ставку», «штатную единицу» под названием «царский снотолкователь» и Иосифу удалось заполнить некую «нишу» в иерархической лестнице. Но могла ли существовать такая «ниша»? Вряд ли можно предположить, что в «Доме Жизни» встретив такого «прорицателя», «сновидца», обрадовались бы его приходу к власти («ну наконец-то пришёл настоящий специалист, а то мы уж и не знали как быть.»). В этом смысле приведённые в третьей главе аргументы О. Д. Берлева и Ж. Вергота неоспоримы. Учитывая влияние на государственную политику (как внешнюю так и внутреннюю) египетских жрецов (а это мы считаем доказанным), вряд ли они выступали в роли безропотных овечек при силовом назначении несведущего в управлении государством Иосифа со стороны фараона, а тем более когда речь идёт о том времени (двадцатые династии), когда роль фараона была уже не так непререкаема. О египетских жрецах всегда следует помнить, что «когда египетский жрец поступал на службу богу, он становился частью жёсткой иерархии, на вершине которой находился «верховный (главный) жрец». Хотя этот титул варьировался в зависимости от места и бога, которому поклонялись, жрец этот всегда находился на вершине структуры. Жрец, находящийся на любой ступени иерархической лестницы мог пробиться на самый верх — с самой нижней ступени или с середины, но в любом случае эта жреческая иерархическая система была полностью автономной. Каждый храм — и маленький и большой — был организован как независимая самоуправляемая церковь. Она не подчинялась ни одной другой секции жречества, если та не имела какого-либо специального предназначения. Поэтому мы можем говорить не о жречестве, но о жречествах, каждая из которых была полностью независима1.».

Отдельных снотолкователей в древнем Египте не было, потому что, в силу своей особой религиозности (которую отмечал ещё Геродот) египтяне осуществляли комплексный подход при изучении в любой отрасли, можно даже говорить об их синтетическом видении окружающего мира, в изучении природы, о взаимодействии личности и окружающего мира — об этом говорит тот факт, что любой жрец обязан был обладать знаниями во многих науках. Этот факт отмечали и дореволюционные учёные2.

Профессор Московской духовной академии Д. И. Введенский, отстаивавший факт существования Иосифа в своих работах когда

1 Pernigotti, Sergio. Priests // The Egyptians, Ed. by Sergio Donadoni, Chicago and London, P. 130.

2 «На востоке не было оракулов не было обычая гадать по внутренностям животных и полету птиц. Все это здесь заменялось магиею, вызыванием духов и душ умерших людей (1 Царей XVIII, 7-21), астрологией и снотолкованием, которое имело потому политическое, государственное значение (выд. И. Б.). Две сцены из восточной придворной жизни, описанные весьма подробно, - одна в книге Бытия (Быт. XLI, 1-49), другая в книге пророка Даниила (Дан. II 1-49) бросают яркий свет на значение снов особенно снов царских на востоке. Египетский Фараон видит сон и собирает для разъяснения его всех мудрецов и между ними специалистов этого дела - снотолкователей (???) или сказителей - по славянскому тексту. Иосиф из купленного раба становится первым министром и по указанию разъясненного им сна изменяется на несколько лет система сборов податей во всем государстве.» // В. Снегирев. Учение о сне и сновидениях. Историко-критический очерк. Казань 1886. С. 42. говорит, что методы естествознания к вопросам веры неприменимы3, а также задаваясь вопросом о том, «. был ли . (Иосиф) историческою личностью в историческом Египте4», сам отвечает на этот поставленный вопрос: «Для веры здесь нет вопроса. Личность Иосифа уже глубоко воспринята в нравственное сознание народов и никакой яд отрицания не вытравит ее из этого сознания. Но для знания — это интересный, и, подчас сложный вопрос, решаемый, как увидим, нередко в отрицательном смысле5.»

Еврейская энциклопедия» также не отрицает факт вымысла: «Доказано лишь одно: если мы имеем дело с фикцией, то фикция эта чрезвычайно реальна6».

Говоря об истории с Иосифом, следует прежде всего помнить, что здесь нам важно не столько выявить, насколько правдива сама история с Иосифом, сколько то, как мировоззрение египтян вписывалось в историческое полотно древнего Египта, поскольку авторы, описывая жизнь Иосифа и пытаясь доказать правдивость библейской истории, волей-неволей предоставляют нам обширный (и достоверный) исторический материал о египетской истории тех времен.

Анализ жизни Иосифа и его «способности» нам интересны лишь поскольку материалы, связанные с исследованием времени, когда он, предположительно мог жить, поднимают огромный пласт из политической истории того времени.

При фараоне несомненно был кто-то, кто достиг высокого положения из низов. Это был иноземец (или палестинец или еврей.) Его звали не Иосиф - иначе это имя где-нибудь обязательно должно

3 Введенский, Д. И. Патриарх Иосиф и Египет. М. 1914, С. 18.

4 Там же, С. 16.

5 Там же.

6 Еврейская энциклопедия, СПб., (б/г), т. VIII, С. 850. было отмечено в древнеегипетских источниках. Иосиф - собирательный образ идеального «советника», с мнением которого считался фараон.

Этот «Иосиф» смог пробиться наверх в силу «отбора по способностям из низов».

Однако его влияние на правителя не было абсолютным, как то хочет представить автор Бытия. Здесь он явно «сгустил краски». Создал идеальный образ (неземная красота, блестящие врождённые способности, исключительные человеческие качества и т.п.). Имя настоящего персонажа он умолчал, потому что в таком случае его можно было легко разоблачать. По этой же причине держится в тайне и имя фараона.

Можно также предположить, что составитель книги Бытия знал о том значении, которое придавали древние египтяне сновидениям и их толкованиям, и именно в силу этого вывел на историческую авансцену персонаж, который, применив такой убедительный и обоснованный аргумент как сновидения, смог убедить читателей книги Бытия в правдивости тех событий, которые он описывал.

Такой приём, в свою очередь, породил среди историков два своеобразных направления - условно говоря, сторонников «гиксосской версии» относящих время жизни Иосифа к правлению в Египте гиксосов, (XII династия) и «амарнской версии», которые относят время жизни Иосифа к XVIII династии. Их гипотезы рассматривались в третьей главе, поэтому мы подробно на них останавливаться не будем, отметим лишь здесь довольно интересное положение профессора И. Р. Тантлевского о том что «употребление титула "фараон" в истории об Иосифе указывает на то, что в дошедшей до нас форме она, по-видимому, не могла возникнуть ранее середины правления Тутмоса III ([1504] 1483-1450 гг. до н.э.) ибо, по всей видимости, только тогда этот п термин начал применяться по отношению к египетскому царю .» Далее, на основании рассказа о ссоре гиксосского царя 'Апопи 'Аауссеры с «правителем южного города», т.е. Фив, Секен-не-Ра, дошедшего до нас в копии конца XIII в. до н.э. Тантлевский строит гипотезу о попытке проведения «монотеистической» реформы (за 2000 до Солнцепоклоннического переворота) и соотносит это с 41-й главой Бытия, где говорится о том, что и царь египетский и его слуги и Иосиф и египтяне почитали единого Бога (а не Иосиф ли вдохновил царя на реформу?). Такая постановка вопроса говорит в пользу жизни Иосифа во время царствования фараона Апопи (ок. XVI в. до н.э.)8. Стоя на объективных позициях, Тантлевский выдвигает и другой вариант: «В 1980-х годах была обнаружена гробница египетского везира с западносемитским именем 'Арег-Е1 времени фараона Тутанхамона.

Первая часть этого имени, вероятно, одного корня со словом иври-«еврей» вторая часть означает «Бог»/«бог». Российский египтолог О. Д. Берлев, отмечая, что везир-семит - это беспрецедентный случай в истории древнего Египта (за исключением гиксосского периода), полагает, что эта гробница принадлежит не кому иному, как самому Иосифу (Устное сообщение). Если это так, то ех Нуро1кея1 Иосиф, время деятельности которого падает на царствование Эхнатона — действительно мог вдохновить этого фараона на проведение религиозной реформы9.»

Итак, сколько бы ни были для нас убедительны доказательства в пользу достоверности Иосифа, они, все-таки, носят гипотетический характер, строятся на догадках и окончательно ставить точку в этой истории рано, поскольку нет самого главного - упоминания Иосифа в

7 Тантлевский, И. Р. Введение в Пятикнижие. М. 2000, С. 148.

8 Там же, С. 157-158. египетских источниках, и наоборот - книга Бытия не содержит никаких исторических зацепок относительно существования Иосифа ни во времена гиксосского правления, ни в более позднее время. Иосиф -самый известный снотолкователь в истории, но хронологические рамки в его случае спорны, а в случае же ясноочерченных хронологических рамок у нас нет конкретных снотолкователей.

Кроме вышеизложенных, можно говорить также о следующих выводах:

III. Рассматриваемый материал позволяет прийти к выводу о том, что в Древнем Египте ответственейшие политические решения не редко принимались под влиянием сновидений.

IV. Современный уровень знаний не позволяет привязать известную историю о библейском Иосифе к конкретному времени, и ставит под сомнение историчность самого Иосифа.

9 Там же С. 158-159. * *

1. Большаков И. В. История древнего Египта, как точная наука // Вестник восточного института. СПб., 2000. №2(12). Т. 6. 0,6 п.л. (в соавторстве с Н. Ю. Семёновым, И. Ю. Шаубом.)

2. Большаков И. В. (Рец.:) Д. Б. Прусаков: Природа и человек в древнем Египте // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. М., 2001. №3. 0,2 п.л.

3. Большаков И. В. Понятие предопределения («шой») у древних египтян // Вестник восточного института. СПб., 2005. №1-2 (21-22). Т. 11.0,24 п.л.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Большаков, Игорь Викторович, 2006 год

1. Hieratic papyri in the british museum.Third Series, Chester Beatty Gift. // Ed. by Alan H. Gardiner, Vol. I. Text, London, MCMXXXV.

2. Геродот. История. Пер. и прим. Г. А. Стратановского. М., 2001.гпюап чэ уєуп рчля а^зілзі □«••□з лип лэо їла рлаюл пэпл чт Ьг раз .W2 лзіл ОПУВ»1? чіЬл ТКПрпл^Ькл PjbxnN улкп піала

3. Ветхий завет. Быт. 37:25-35; Gen. Rab. 1018-1019;Быт.27,12-24; Gen. Rab. 1015, 1017; Бытие 39:10-20; Бытие 41:50252.; Origen, Catena Nicepori: 1.463; Prayer of Asenath.)

4. Коран. Пер. и коммент. И. Ю. Крачковского, М., 1990.

5. Коран. Пер. с арабского и комментарий М.-Н. О. Османова. М., 1999.

6. Коран. Перевод Г. С. Саблукова, М., 1990.

7. Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой. Гл. ред. Мухаммад Сайд Аль-Рошд. М., 2005.

8. Коран. Перевод смыслов и комментарии Кулиева Э. Р. М., 2004.

9. Священный Коран. Перевод с арабского на английский — Маулан Мухаммад Али, перевод на русский язык — проф. университета Лаваля д-р Александр Садецкий. Ахмадийа Анджуман Ишаат Ислам, Лахор Инк., США, 1997.

10. Священный Коран. Страницы Вечных мыслей. Поэтический перевод с арабского Теодора Шумовского. М.-СПб. 2001.

11. Plvtarchi chaeronensis varia scripta qvae moralia vvlgo vocantur. T. III, Lipsiae, 1820.1. Дополнительные

12. Патанджали. Йога-Сутра // Путь Шивы. Антология древнеиндийских классических текстов. Сост. Стрельцов К. Г. и Русских Н. П., пер. с санскр. Ригин А. Киев, 1994. С. 112-124.

13. Путешествие Ун-Амуна в Библ. Египетский иератический папирус № 120 Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве. Издание текста и исследование М. А. Коростовцева. М., 1960.

14. Плутарх. Исида и Осирис. / Пер. Н. Н. Трухиной. М. 2006.

15. Вассоевич. А. Л. Духовный мир народов классического Востока, СПб, 1998.

16. Бадж, Э. А. Уоллис Египетская книга мёртвых. М.-СПб, 2004.

17. ВискА. de. The Egyptian Coffin Texts // OIP. Chicago, 1935-1961.

18. Plvtarchi chaeronensis varia scripta qvae moralia vvlgo vocantur. T. III, Lipsiae, 1820.

19. Die El-Amarna-Tafeln mit Einleitung und Erläuterungen herausgegeben von J. A. Knudtzon. Anmerkungen und Register bearbeitet von Otto Weber und Erich Ebeling. T. I-II. // Vorderasiatische Bibliothek., Leipzig 1915., T. II.

20. P. Chester Beatty IV verso 6, 6-7 = Gardiner, Hier. Pap. BM, Illrd Ser., II, pl. 20 (= P BM 10684).1. P. Insinger 19/20.

21. Reallexikon des klassischen Altertums für Gymnasien. Leipzig, 1891.

22. Jan Quaegebeur, Le dieu égyptien shaï dans la religion et l'onomastique / Leuven University Press.r

23. VergoteJ. Joseph en Egypte, Louvain, 1959.

24. БарановX. К., Арабско-русский словарь., М, 1976.

25. Гиргас В. Словарь к Арабской хрестоматии и Корану. Составил Проф. Казань, 1881.

26. Еврейская энциклопедия, СПб.,(б/г), т. VIII.

27. Египетская мифология. Энциклопедия. ЭКСМО 2002.

28. Липин Л. А. Акадский (вавилоно-ассирийский) язык. Выпуск I: Хрестоматия с таблицами знаков. ЛГУ, 1957.

29. Рерих Ю. Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями, М., 1985. Вып. 4.

30. Шапиро Ф. Л. . Иврит-русский словарь. М, 1963.

31. Штейнберг О. Н. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета. Том I: Еврейско-Русский. Вильно, 1878.

32. Chandra Das. Tibetan-english dictionary. Motilal Banarsidass Publishers. Delhi.

33. Crum W. E. Coptic Dictionary. Oxford, 1939.

34. Edel E. Altägyptische Grammatik. Analecta Orientalia 34/39.2 Bde. Roma, 1955/1964. LXXXIII+626+15 S.

35. Faulkner Raymond O. A Concise Dictionary of Middle Egyptian.Oxford, 1962.

36. A Hebrew and English Lexicon of the Old Testament with an appendix containing the Biblical Aramaic, New York, Oxford.1.. Исследования

37. Ассман Ян. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. М., 1999.

38. Бадж У. Египетская религия. Египетская магия. М., 1996,

39. Берлев О. Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства. М., 1972.

40. Берлев О. Д. Общественные отношения в Египте эпохи Среднего царства. Социальный слой «царских Ь,тммл>. М., 1978.

41. Богословский. Е. С. Повседневная жизнь в древнем Египте. // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность, 1995 г., №4

42. Большаков А. О. Человек и его Двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства. С.-Пб., 2001,

43. Большаков И. В., Семёнов Н. Ю., Шауб И. Ю. История древнего Египта, как точная наука // Вестник восточного института. СПб., 2000. №2(12). Т. 6.

44. Большаков И. В. (Рец.:) Д. Б. Прусаков: Природа и человек в древнем Египте // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. М., 2001. №3.

45. Большаков И. В. Понятие предопределения («шой») у древних египтян // Вестник восточного института. СПб., 2005. №1-2 (21-22). Т. 11.

46. Брестед Д., Тураев.Б. История Древнего Египта. Минск, 2002, Т. 1,

47. Буддизм России», № 39/2005

48. Введенский Д. И. Патриарх Иосиф и Египет. М. 1914.

49. Викентьев В. М. Древнеегипетская повесть о двух братьях // Культурно-исторические памятники Востока. Вып. 4. М., 1917.

50. Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. / Пер. К. Богуцкого. К., М., 1998.

51. Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск, «Наука», 1990.

52. Грейвс, Р., Патай Р. Иудейские мифы. Книга Бытия. Екатеринбург, 2005,

53. Грот У. . Десять снов царя Крикина». фрагменты неопубликованной рукописи «Сумагадха-Аваданы» из Гильгита. // Буддизм. История и культура. М., 1989, С. 84-91.

54. Давид-Неэлъ, Александра. Посвящения и посвященные в Тибете. М., 2003.

55. Заблоцка Ю., История Ближнего Востока в древности. М., 1989.

56. Ибрагим Т., Ефремова Н. Мусульманская Священная история от Адама до Иисуса. Рассказы Корана о посланниках Божиих. М., 1996.

57. Кеес Г. Заупокойные верования древних египтян. СПб., 2005.

58. Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983.

59. Коростовцев М. А. Писцы древнего Египта. М., 1962. Коростовцев М. А. Писцы древнего Египта. СПб., 2001. Коростовцев М. А. Введение в египетскую филологию. М., 1963.

60. Крол А. Египет первых фараонов. Хеб-Сед и становление древнеегипетского государства. М., 2005.

61. Кэнчен Палден Шераб Ринпоче, Кэнпо Цеванг Донгял Ринпоче. Наставления по тибетской йоге сновидений. // Лекции, читанные в С.Петербурге 25-29 апреля 2003 года.

62. Луркер М. Египетский символизм. М., 1998.

63. Матъе М. Э. Древнеегипетские мифы. М.-Л., 1956.

64. Мачиг Лабдон. Отсекая надежду и страх. СПб, 1998.

65. Миранда Шо. Страстное просветление. Женщины в тантрическом буддизме. М., 2001.

66. Монтэ Пьер. Египет Рамсесов. М., 1989.

67. Онианс Р. На коленях богов. Истоки европейской мысли о душе, разуме, теле, времени, мире и судьбе. 1999.

68. Перепелкин Ю. Я. История Древнего Египта. СПб., 2000.

69. Перепёлкин Ю. Я. Тайна золотого гроба, М., 1968.

70. Перепелкин Ю.Я. Переворот Амен-хотпа IV. Ч. I, М., 1967.

71. Перепелкин Ю.Я. Переворот Амен-хотпа IV. Ч. II, М., 1984.

72. Перепелкин Ю.Я. Хозяйство староегипетских вельмож. М., 1988.

73. Перепелкин Ю.Я. Кэйе и Семенех-ке-рэ. К исходу солцепоклоннического переворота в Египте. М., 1979.

74. Пиотровский М. Б. Коранические сказания. М., 1991.

75. Приходъко Е.В. Двойное сокровище. Искусство прорицания Древней Греции: мантика в терминах. М., 1999.

76. Рак И. В. Египетская мифология. СПб, 2000.

77. Савельева Т. Н. Аграрный строй Египта в период Древнего царства. М. 1962.

78. Савельева Т. Н. Как жили египтяне во времена строительства пирамид. М, 1971.

79. Савельева Т. Н. Храмовые хозяйства Египта времени Древнего царства (III — VIII династии). М., 1992.

80. Серебренников Б. А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление. М., 1988.

81. Сказки древнего Египта, М., 1998,

82. Сказки и повести древнего Египта. Перевод и комментарии И. Г. Лившица. Л., 1979.

83. Снегирев В. Учение о сне и сновидениях. Историко-критический очерк. Казань 1886.

84. Строматы, творение учителя церкви Климента Александрийскаго // Пер. Н. Корсунского. Ярославль, 1892.

85. Струве В. В. Пребывание Израиля в Египте в свете исторической критики // Еврейская историческая библиотека. Пг., 1919.

86. Струве В. В. Заметки к папирусам эрмитажного собрания // Государственный Эрмитаж. Вып. III, Л., 1929.

87. Струве В. В. История древнего Востока, ОГИЗ, 1941.

88. Струве В. Египет. Древняя история (до арабского завоевания) // Большая Советская энциклопедия. Т. XXIV, М., 1932.

89. Стучевский И. А. Научная мысль в древнем Египте. Медицина. // Культура древнего Египта. М., 1976.

90. Тексты пирамид. / Под общей ред. А. С. Четверухина. СПб., 2002.

91. Тантлевский И. Р. . Введение в Пятикнижие. М. 2000

92. Телепередача «Теория невероятности»: Сверхвозможности человека, 27 марта 2006, понедельник, 00:00, 1-й канал.

93. Телушкин Й. Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии. М., 1997.

94. Тензин Вангьял Ринпоче. Исцеление формой, энергией и светом. Пять элементов в тибетском шаманизме, тантре и дзогчене. СПб, 2003.

95. Терри Клиффорд. Демоны нашего ума: Алмаз исцеления. СПб., 2003.

96. Тураев Б. А. История древнего Востока. Курс, читанный в СПб Университете. Ч. I, СПб, 1913.

97. Тураев Б. А. Египетская литература. Т. I: Исторический очерк древнеегипетской литературы. М., 1920.

98. Тураев Б. А. Древний Египет. СПб., 2000.

99. Тураев Б. А. Бог Тот. СПб., 2002.

100. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.

101. Франкфорт Г., Франкфорт Г. А., Уилсон Дж., Якобсон Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М., 1984.

102. Францев Ю. П. Философское знание «Беседы разочарованного» // Древний Египет. Сб. статей. М., 1960.

103. Фрейд 3. Толкование сновидений. Перевод с 3-го дополненного нмеецкого издания М.К. М., 1913.

104. Хариш Джохари. Инструменты для тантры. Чакры: энергетические центры трансформации. / Пер с англ. К. Семенов. — К., 1999,

105. Хрестоматия по истории древнего Востока. Под редакцией акад. В. В. Струве и Д. Г. Редера. М., 1963.

106. Хрестоматия по истории древнего Востока. Под редакцией акад. М. А. Коростовцева, д.и.н. И. С. Кацнельсона, проф. В. И. Кузищина. Ч. I, М.,1980.

107. Хук С. Г. Мифология Ближнего Востока. / Пер. с англ. А. С. Рапопорт. М., 1991.

108. Четверухин А. С. Тексты пирамид, глава 292 // ГШиПИКНВ XXIII / 1.М., 1990.

109. Четверухин А. С. Древнеегипетский язык // Лингвистический Энциклопедический Словарь. М., 1990.

110. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Собрание сочинений в пяти томах, Т. I, М., 1992.

111. Штейнзалъц Адин, рави. Библейские образы.//www.judaicaш.org/limudim/limudim8.html.

112. Штейнзалъц А. раби. Предисловие к Агаде // Ленинградская Агада. Петербургский Еврейский Университет. СПб / Иерусалим 1993 / 5753.

113. ЩуцкийЮ. К. Китайская классическая «Книга перемен». СПб., 1992.

114. Эмери Уолтер Б. . Архаический Египет. СПб, 2001.

115. Юнг К. Г. Психологический комментарий // В царстве сна и смерти. М., 1991.

116. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. Пер. с нем. А. М. Боковикова. М., 1993.

117. Юнг К. Г. Феномен духа в искусстве и науке (Собр. соч. Т. 15) М., 1992. Язык и интеллект. М. 1995.

118. Akmar E. La stèle du songe // Sphinx, 1924, Vol. 21.

119. Artemidori Daldiani Oneirocriticon Libri V. Recognovit R. A. Pack. Lipsiae, 1963.

120. Berlev O. Bureaucrats // The Egyptians, Ed. by Sergio Donadoni, Chicago and London.

121. Bleeker C. J. Die Idee des Schiksals in der altägytptischen Religion, Numen 2, 1955.

122. Bleeker C. J., Dr. Hathor and Thoth. Two Key Figures of the Ancient Egyptian Religion. Leiden, 1973.

123. Bonnet H. Reallexikon der ägyptischen Religionsgeschichte, Berlin, 1952. BrugschH. Die Ägyptologie, Leipzig, 1891.

124. Brugsch H. Die biblischen sieben Jahre der Hungersnoth, Leipzig, 1891.

125. Davies N. de G. The rock tombs of El Amarna. L. /Archaeological Survey of Egypt./Ed. by F. LI. Griffith. 13, 14, 15, 16, 17, 18 memoirs).

126. Dhammananda, K. Sri . Do You Believe in Rebirth? // Published By Yan Boon Remembrance Committee CAMERON HIGHLANDS, 1973

127. Donadoni Sergio (Ed.). The Egyptians. Chicago and London, 1997.

128. Edel E. Neue Deutungen keilschriftlicher Umschreibungen ägyptischer und Personennamen. Wien, 1980.

129. Edgerton W. F., Wilson J. A., Historical Records of Ramses III (Studies in Ancient Oriental Civilisation 12), Chicago, 1936, P. 57 h n. 33a.

130. Erman A. Mahnworte eines ägyptischen Propheten II Sitzungen der Berliner Akademie. Berlin, 1919.

131. Erman A., Grapow H. Wörterbuch der ägyptischen Sprache im Auftrage der Deutschen Akademien. Unverändeter Neudruck, Berlin, 1955. Bd. I-V.

132. Erman A. Neuägyptischer Grammatik. Berlin, 1933.

133. Erman A. Die Literatur der Aegypter. Gedichte, Erzählungen und Lehrbücher ans dem 3. und 2. Jahrtausend v. Chr. Leipzig, 1923.

134. Fecht G. Amarna-Probleme (1-2) // Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde, Bd. 85, Berlin, 1960.

135. Feuerbach. Theogonie.// Sämmtl. Werke. T. IX.

136. Gardiner A. H. The Admonitions of an Egyptian Sage from a Hieratic Papyrus in Leiden. Leipzig, 1909.

137. Gardiner A. H. Late-Egyptian Stories. Part I. Bruxelles, 193.1.

138. Gardiner A. H. Late-Egyptian Stories. Part II. Bruxelles, 1932.

139. Gardiner A. H. . Egyptian Grammar, Being an Introduction to the Study of Hieroglyphs. Ox., London, 1957.

140. Gesenius W. Hebräisches und aramäisches Handwörterbuch über das Alte Testament. 16. Aufl. Leipzig, 1915.

141. Gordon C. H. Sabbatical Cycle or Seasonal Pattern? II Orientalia, 22 (1953)

142. Grapow H. Anatomie und Physiologie // "Grundriss der Medizin der alten Ägypter, Bd. V, Berlin, 1958.

143. Griffith F. LI. Catalogue of the Demotic Graffiti of the Dodecaschoenus //1 Les temples immergés de la Nubie. Oxford, 1937.

144. Helk W. Urkunden der 18. Dynastie. Heft 17. Historische Inschriften Thutmosis' III. und Amenophis' II. Berlin, 1955.

145. Helk W. Urkunden der 18. Dynastie. Heft 19. Historische Inschriften Thutmosis' IV. und biografische Inschriften seiner Zeitgenossen. Berlin, 1957.

146. Helk W. Urkunden der 18. Dynasties. Übersetzung zu den Heften 17-22. Berlin, 1961.

147. Herodoti Historiae. Recognovit brevique adnotatione critica instruxit Carlus Hude. Vol. I-II. Editio altera. Oxonii, s.a. 1912.

148. Herodoti Historiarum libri IX. Recognovit Guil. Dindorfius. Graecae et latine. Parisiis. A. Firmin Didot. 1877.

149. Herodoti Historiarum libri IX. Ed. Henr. Rud. Dietsch. Editio altera quam curavitN. Kallenberg. Vol. 1-2. Bibl. Teubneriana. Lipsiae, 1887.

150. Herodotos erklaert von Heinrich Stein. I Bd., Heft 2: Buch. II. Berlin, 1881.

151. Herodotus with an English Translation by A. D. Godley. Vol. 1, London, 1920, 1920.

152. Herodotus für den Schulgebrauch. Erklärt von K. Abicht. Bd. 2. 3-te verb. Aufl. Leipzig, 1877.

153. Herodoti Historiae. Vol. I librod I-IV continens. Edidit H. B. Rosén. Leipzig, BSB B. G. Teubner Verlagsgesellschaft, 1987.r

154. Janssen J.M.A, Fonctionaires sémites au service de l'Egypte, // Chron. d'Eg., 26 (1951), P. 59-62; Egyptological Remarks on the Story of Joseph in Genesis, b Jaarbericht «Ex Oriente Lux», 14 (1955-56).

155. Jelinkovâ-Reymond, Eva , recherches sur le rôle des «gardiens des portes» (iry-rï) dans l'administration générale des temples égyptiens, // Chron. d'Eg., 28 (1953).

156. Maspero G. Revue archeologique, XVII, 1868.

157. Maspero G. New Light on Ancient Egypt. /Transl. from the French by Elizabeth Lee. London, 1909.

158. Meyer E. Geschichte des Altertums. 2. Aufl. Bd. I. 2. Hälfte: Die ältesten geschichtlichen Völker und Kulturen bis zum 16. Jahrhundert. Stuttgart u. Berlin, 1909.

159. Michael Tara. Corps subtil et corps causal. Paris, 1979.

160. Morenz S. Gott und Mensch im alten Ägypten. 2. erweiterte Aufl., Leipzig, 1984.

161. Morenz S. Religion und Geschichte des alten Ägypten. Gesammelte Aufsätze. Weimar, 1975.

162. Morenz S., Müller D. Untersuchungen zur Rolle des Schicksals in der ägyptischen Religion. // ASAW 52 Heft 1, Berlin, 1960.

163. Morenz S. Aegyptische Religion // Die Religionen der Menschheit 8. Stuttgart, 1960, P. 70-78.

164. Möller G. Hieratische Lesestücke für den akademischen Gebrauch. 2. Heft: Literarische Texte des Neuen Reiches. Der 2., von K. Sethe mit Verbesserungen versehenen Auflage von 1927, Berlin, 1961.

165. NelsonM. H. Medinet Habu. Earlier Historical Records of Ramses III // OIP 8, 1930, Vol I., pi. 46 1.33. Cf. Porter-Moss, Bibliography II, P.497.

166. Oppenheim A. Leo . The Interpretation of Dreams in the Ancient Near East with a Translation of an Assyrian Dream-Book // Transactions of the American Philosophical Society, Philadelphia, New Series — Vol. 46, Part 1, 1956.

167. Pernigotti Sergio.Priests.// The Egyptians, Ed. by Sergio Donadoni, Chicago and London, 1997.

168. Posener G. Pluie miraculeuse // Rev. Philol. Litt. Hist, anc., 77=111,25 (1951), n. 4. P. 167

169. Ranke H. Die ägyptische Personennamen. Bd. I-II, Glückstadt, 1935, 1952.

170. Ritter H. Das Meer der Steele. Mensch, Welt und Gott in den Geschichten des Fariduddin 'Attar. Leiden, 1955.

171. Roeder G. Aegyptische Inschriften aus den Staatlichen Museen zu Berlin. Bd. 2 Inschriften des Neues Reichs. Indizes zu Band 1 und 2. Lpz., 1924.

172. Sandman M. Texts from the Time of Akhenaten // Bibliotheca aegyptiaca. 8. Bruxelles, 1938.

173. Sauneron S. Le «chancelier du dieu» dans son double role d'embaumeur et de prere d'Abydos // B.I.F.A.O., 51 (1952).

174. Schroeder O. Die El-Amarna-Tafelen der Königlichen Museen zu Berlin. Vorderasiatische Schriftdenkmäler der Königlichen Museen zu Berlin. Herausgegeben von der Vordedrasiatische Abteilung. Heft XI. Leipzig, 1915.

175. Schweder O. Die Tontafeln von El-Amarna // Vorderasiatische Schriftdenkmäler der Königlichen Museen zu Berlin. Heft XII. Leipzig, 1915.

176. Sethe K., Dodekaschoinos, das Zwölfmeilenland an der Grenze von Ägypten undNubien, (Unters., 2.3), Leipzig, 1901.

177. Sethe K. Hieroglyphische Urkunden der Griechisch-Römischer Zeit. Bd. II: Historisch-biographische Urkunden aus der Zeiten der Könige Ptolemäus Philadelphus und Ptolemäus Euergetes I. Leipzig, 1904,

178. Sethe K. Imhotep des Asklepios der Ägypter, Leipzig, 1902.

179. Sethe K. Die altaegyptischen Pyramidentexte nach den Papierabdrücken und Photographien des Berliner des Berliner Museums neu herausgegeben und erläutert. Bd. I, Leipzig, 1908.

180. Sethe K. Die altaegyptischen Pyramidentexte, Bd. II, Leipzig, 1910.

181. Sethe K. Altägyptische Vorstellungen vom Lauf der Sonne. Berlin 1928.

182. Sethe K. Urkunden der 18. Dynastie // Urkunden des ägyptischen Altertums. IV. Abteilung, Bd. 1, Berlin, 1961.

183. Schopenhauer A.J Die Welt als Wille und Vorstellung // Schopenhauers' sämmtliche Werke in fünf Bänden. Leipzig, Insel verlag, [s/a/.

184. Silburn, Lilian. Hymnes aux Kall. La roue des energies divines. Paris, 1975.

185. Spiegelberg W. Aegyptische und griechische Eigennamen aus Mumienetiketten der römischen Kaiserzeit // Demotische Studien 1. Leipzig, 1901.

186. Spiegelberg W. Beseitzung II Orient. Lit.-Ztg., 26 (1923).

187. Steindorff G. Der Name Josephs Saphenat-Pa'neach, II Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde, 27 (1889)

188. Tai Situ Rinpoche, H. E. . The Six Aspects of Bardo. II Shenpen Ösel, Vol. 1, Num. 1, may 1997, P. 13.

189. Thausing Gertrud. Der ägyptische Schicksalbegriff II MDAIK 8, 1939.

190. Transactions of the Society of Biblical Archaeology. Vol. IX. London, 1893.

191. Untersuchungen zur Geschichte und Altertumskunde Aegyptens, Vol. III.

192. Vandier J. La religion égyptienne (Collection 'Mana', 1), Paris, 1944.

193. Volten A., kopenhagener Texte zum demotischen weisheitsbuch (Analecta Aegyptiaca 1), Copenhague, 1940, p.26; 36 (= P. Carlsberg II, 5, 16; 7, x + 8);

194. Volten A. Das demotische weisheitsbuch (Analecta Aegyptiaca 2), Copenhague, 1941.

195. Volten A., Demotische Traumdeutung, P.23, n.3 h P.24, n.l.

196. Ward W.A. Égyptian Titles in Genesis 39-50 II Bibliotheca Sacra (Dallas, Texas), 114 (1957), No.453.

197. Weill M. R. La fin du Moyen Empire Egyptien // Journal Asiatique. T. IX, Paris, 1917.

198. Wilcken U. Urkunden der Ptolemaerzeit (Ältere Funde), no.81, pp.369-374, Berlin-Leipzig, De Gruyter, 1927.

199. Zandee J. De hymnen aan Amon van papyrus Leiden I 350. Leiden, 1948.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.