Собственные имена персонажей в якутском эпосе олонхо: Структура и семантика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.06, кандидат филологических наук Филиппова, Нина Игнатьевна

  • Филиппова, Нина Игнатьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2000, Якутск
  • Специальность ВАК РФ10.02.06
  • Количество страниц 160
Филиппова, Нина Игнатьевна. Собственные имена персонажей в якутском эпосе олонхо: Структура и семантика: дис. кандидат филологических наук: 10.02.06 - Тюркские языки. Якутск. 2000. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Филиппова, Нина Игнатьевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I.СОБСТВЕННОЕ ИМЯ И ОЛОНХО.

1.1.Из истории изучения собственных имен эпоса в яку-товедении.

1.2.0 природе собственных имен персонажей в олонхо.

1.3.0 наречении именем в олонхо.

Глава II. СТРУКТУРНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

СОБСТВЕННЫХ ИМЕН В ОЛОНХО

2.1.Особенности структуры собственных имен в олонхо.

2.2.Структурные модели собственных имен в олонхо.

2.3.Основные компоненты собственных имен в олонхо.

2.2.1. Эпитеты.

2.2.2. Имя.

2.2.3. Показатель имени.

Глава III. ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН В ОЛОНХО.

3.1 .Семантическая характеристика собственных имен в олонхо.

3.2.Особенности собственных имен различных групп персонажей олонхо.

3.3. Заимствованные слова в составе имен персонажей олонхо.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Тюркские языки», 10.02.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Собственные имена персонажей в якутском эпосе олонхо: Структура и семантика»

Актуальность темы исследования. Якутский эпос олонхо, как неиссякаемый источник изучения языка, истории, этно-культуры, мировоззрения содержит богатый ономастический материал. В якутском языке недостаточно исследованы проблемы как в области собственно антропонимии, так и поэтической антропонимии. Последняя, в свою очередь, выдвигает проблемы разработки фольклорных и литературных собственных имен. Если изучение литературной антропонимии преследует более всего задачи литературоведческого, социолингвистического плана, то фольклорная, особенно, эпическая антропонимия предполагает разработки лингвофольклористического, этнолингвистического характера. Являются важными и мифологический, религиозно-философский аспекты имен эпических персонажей. Для углубленного изучения указанных проблем антропонимики олонхо на первый план выдвигается решение задач лингвистического характера: определение типологической характеристики и моделей собственных имен персонажей олонхо, выявление специфики их структуры и семантики. Этим определен выбор темы исследования. Кроме того, ее актуальность также обусловлена всевозрастающим научным интересом к исконной народной антропонимии, к этногенетическим, историко-культурным истокам народа.

Объект исследования - система собственных имен (СИ) персонажей в якутском героическом эпосе олонхо.

Предмет исследования - типологическая структура, модели и семантика СИ персонажей героического эпоса олонхо.

Цель исследования: комплексное структурно-семантическое лингвистическое описание СИ персонажей в якутском героическом эпосе - олонхо. Для решения этой цели ставятся следующие задачи:

- определение объема и проблематики изучения собственных имен олонхо;

- раскрытие природы собственных имен как одного из художественно-изобразительных средств олонхо;

- выявление и описание особенностей наречения собственных имен в олонхо;

- объяснение особенностей употребления собственных имен в олонхо и их структурно-компонентный анализ;

- описание семантики структурных элементов собственных имен олонхо;

- систематизация собственных имен олонхо по группам (образам) персонажей в количественном, структурном, семантическом аспектах.

Материалом исследования послужила картотека собственных имен персонажей опубликованных олонхо. Использованы также приложение к труду Н.В.Емельянова ^Сюжеты якутских олонхо\ материалы хСловаря якутского языка^ Э.К.Пекарского.

Методологической и теоретической основой исследования стали труды по ономастике А.В.Суперанской, В.А.Никонова, Б.А.Успенского, Т.Н.Кондратьевой, Т.И.Тепля-шиной и других; лингвистические труды В.В.Виноградова,

A.А.Реформатского, М.С.Альтман, Э.Б.Магазаник, Р.У.Таич,

B.Н.Михайлова, в которых отражены функция и стилистические возможности собственных имен в литературных произведениях; также труды якутских исследователей - лингвистов П.А.Слепцова, Н.К. Антонова, Н.Е.Петрова, Г.В.Попова, Л.Л.Габышевой и других; фольклористов А.Е.Кулаковского, Г.У.Эргиса, И.В.Пухова, Н.В.Емельянова и других; историков

Г.В.Ксенофонтова, H.A. Алексеева, А.И.Гоголева и других. Большой интерес также представляют работы по якутской ан-тропонимии и топонимии М.С.Иванова-Багдарыын Сулбэ, Е.В.Федорова, С.И.Жиркова, Н.Г.Самсонова, Н.М.Иванова, В.Д.Монастырева.

Методы исследования. В работе использованы методы сравнительно-исторического, сопоставительного, структурно -семантического системного анализа.

Теоретическая ценность и новизна: В работе впервые в якутском языке дается систематизированная комплексная лингвистическая характеристика собственных имен персонажей олонхо. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем развитии якутской антропонимики и ономастики в целом, а материалы могут вызвать интерес специалистов по фольклористике и этнографии.

Практическое значение работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы при разработке лекций, спецкурсов по современной и исторической лексикологии и семасиологии якутского языка, при составлении спецкурсов, семинаров, учебных пособий по ономастике и антропонимике для учебных заведений. Материалы исследования могут также послужить источником для составления национального именника якутов.

Основные положения, выносимые диссертантом на защиту:

- собственное имя в олонхо - богатый и своеобразный пласт языка олонхо, это отражение особого эпического мира, имеющего свою иерархию, правила наречения и пространственно-временное воплощение;

- собственное имя персонажей олонхо имеет особую структуру, в которой отражаются история народа, его социальные отношения, самобытная культура, эстетические и этические воззрения;

- собственное имя создается олонхосутами по законам художественной эпической поэтики, они следуют основным этнокультурным канонам и традициям, применяют средства и структуру, выработанные в былые времена становления олонхо как жанра;

- собственное имя персонажей олонхо носит, с одной стороны, художественно-этическую нагрузку, с другой - информативно-познавательную ценность.

Апробация работы. Основные положения исследования изложены на Всесоюзной научной студенческой конференции (Новосибирск, Новосибирский государственный университет, 1974); на научной конференции ^ Фольклор народов Сибири и Дальнего Востока (Якутск, 1976); на республиканских чтениях по мифологии и фольклору, посвященных памяти Г.У.Эргиса ( Якутск, 1978) и в публикациях автора.

Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Тюркские языки», 10.02.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Тюркские языки», Филиппова, Нина Игнатьевна

Выводы по третьей главе

В собственных именах олонхо прослеживается их семантическая заданность (тенденция) с заранее определенной характеристикой. За многие века своего бытования язык олонхо произвел отбор основных лексико-семантических групп слов, послуживших апеллятивом собственных имен персонажей олонхо. К ним относятся названия небесных светил, явлений природы, подчеркивающих веру в божественность происхождения героев олонхо; названия птиц, зверей, животных и их масти, отражающих тотемистические представления народа, а также роль "звериных" имен в образовании социальной титулатуры древних предков; названия металлов, цвета, чисел в именах персонажей олонхо, основанные на традиционной мифологической символике; слова, подчеркивающие богатырство мужество, геройство; образные и звукоподражательные слова, носящие открытую оценочную характеристику и т.д.

Маркированность положительной или отрицательной характеристики имен персонажей олонхо взаимосвязана с вечной оппозицией или противопоставлением таких понятий как жизнь -смерть, светлый - темный, теплый - холодный, верх - низ, юг -север, белый - черный, добро - зло, свой - чужой и т.д. Изначальной, исходной из них является оппозиция жизнь и смерть. В олонхо борьба за доброе начало ведется на жизнь и смерть. И это ярко отражено в именах героев олонхо.

Собственные имена персонажей олонхо, как и вся его лексика, отражают сложный исторический путь развития языка, тесных языковых контактов и взаимодействий в различные исторические эпохи. Поэтому в именах помимо основных тюркских и монгольских лексических пластов, сыгравших решающую роль в генезисе якутского языка, встречаются единичные случаи заимствования из тунгусо-маньчжурского, русского языков. Эти заимствования в составе эпических имен не образуют отдельные структурные модели. Анализ заимствований позволяет утверждать, что они используются в олонхо для усиления эмоциональной выразительности в якутских собственных именах персонажей олонхо.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты комплексного лингвистического иследования собственных имен персонажей в олонхо, их структурно-семантический анализ позволяет сделать следующие выводы:

- Система собственных имен персонажей олонхо существенно отличается как от реальных бытовых имен, так и от имен других фольклорных произведений. Отличительными чертами природы эпических имен можно назвать их формульность, описательную образность, конкретность и детализацию определений. Отличается олонхо и большим количеством собственных имен и частотностью их употребления.

- Собственные имена персонажей олонхо представляют собой выработанную и отточенную веками эпическую формулу, которая подчиняется внутренним законам поэтики и стиля олонхо. Гармоничная звукопись именной эпической формулы, организованная аллитерацией и ассонансом, синтаксический параллелизм в сложных, распространенных эпитетах и в именах супружеских пар - все это органически вплетается в стихотворный строй языка олонхо.

- Особенности моментов наречения и переименования персонажей олонхо отражают реальную жизненную основу, аналогичную у многих тюрко-монгольских народов. Тайна имени, как оберег от злых сил будущего защитника или предводителя рода, присвоение воинских титулов, возведение в различные ранги званий, в эпоху войн и распрей, были закономерными и оправданными явлениями. Возможно предположение, что этим объясняется наличие в составе основного компонента имен в олонхо и воспринимаемых как имя, известных древних тюрко-монгольских титулов: бэки, дархан, туту к, кцлцк, алып. А также наличие эллиптических, усеченных имен, в которых явно недостает основной части имен.

- Собственные имена персонажей олонхо обладают сложной, многосоставной структурой. Эти структурные типы эпической именной формулы употребляются в зависимости от речевой ситуации, т.е. в них отражен этноэтикет, рефлексирующий традиционную культуру взаимоотношений, мировоззренческие представления народа.

- Базовая структурная модель собственных имен персонажей олонхо обычно трехкомпонентна: эпитет+имя+показатель (ЭИП). Структурная модель также может выступать в вариациях ЭЭИП, ЭИЭИ.П, ЭИ, ЭОП, ЭОПП, ИП. Ядром, организующим центром звукового, структурного и семантического единства является основная часть имени. Имя, конкретизируясь различными пояснениями, эпитетами, показателем, расширяется до полной эпической именной формулы в форме тирады.

- Большинство основной части имен производно. В собственных именах, рассмотренных нами олонхо обнаружено более 30 имяобразующих аффиксов: -тай(-дай), -ыйа, -к, -кы, -каан, -лдьын (-§алдьын, -балдьын), -л, -лы, -лык, -лыын, -лба, -йба, -н(-ын), -на, -лаан(-даан), -ыма(-ыман), -а, -аайы, -ааны, -ла, -ра, -рыын, -ча, -чах, -хсын, -с, -гар и т.д. В олонхо не наблюдается различия в морфологическом оформлении мужских и женских имен. Нет аффиксального разграничения и в именах персонажей племен айыы и абаасы. Богатый арсенал аффиксов, образующих имена в олонхо, создает особый ритм и обеспечивает восприятие слушателей, способствует проникновению в семантику имен.

- Семантический анализ собственных имен персонажей олонхо показывает, что многие слова, входящие в состав имени, несут в себе дополнительные подтекстовые значения или сакральные функции. Разнообразны лексико-семантические группы слов, послуживших апеллятивом имен. Они подчеркивают божественность происхождения героев, отражают традиционную мифологическую символику, тотемистические воззрения, подчеркивают богатырство, мужество, геройство, несут открытую оценочную характеристику, идеализируя или уничижая различные персонажи.

- Дуалистический подход древних якутов к пониманию мироздания в определенной степени объясняет семантическую маркированность имен двух основных противоборствующих групп персонажей олонхо - айыы аймада и абааЪы аймада, светлых и темных сил. Вместе с тем, вполне вероятно, что в труднопереводимых и воспринимаемых теперь как образные слова именах персонажей племени абаасы интерпретирована созвучная иноязычная лексика, некогда враждовавших с предками якутов племен, язык которых и собственные имена были чужды им.

- Собственные имена персонажей в олонхр, как особая знаковая система языка, как богатый и своеобразный пласт его лексики, отражают путь развития языка, тесные языковые контакты и взаимодействия в различные исторические эпохи.

Собственные имена олонхо - яркое свидетельство сложной истории народа саха с древнейших времен до наших дней, имевшего древние истоки, связи, взаимоотношения с различными племенами и народами Центральной Азии и Сибири, развития его материальной и духовной культуры, мировоззрения и верования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Филиппова, Нина Игнатьевна, 2000 год

1. Алексеев H.A. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири /Опыт ареального сравнительного исследования Новосибирск: Наука, 1984. - 233 с.

2. Алтан Сарын. Ааты сахатытар туЬунан./Тодус этин1 тойу-га.// В.Н.Протодьяконов хомуйан таЬаарыыта. Дьокуускай: Бичик, 1998. - С.67-69.

3. Андреева Л.И. Специфика имени собственного и возможности ее использования в художественном тексте. //Автореф. дис. . канд. филол. наук. Саратов, 1995. - 19 с.

4. Андросов Е.Д. Таатта олонхоЬуттара, ырыаЬыттара. I-II ч.- Дьокуускай: Ситим КИФ, 1993. 47 с.

5. Андросова-Ионова М.Н. Олонхолор, ырыалар, этногра фи-ческай бэлиэтээЬиннэр, ыстатыйалар. Олонхо, песни, этнографические заметки, статьи.- Якутск: Кудук, 1998.- 733 с.

6. Антонов Н.К. Материалы по исторической лексике якутского языка. Якутск, Якутское кн. изд-во, 1971. -175 с.

7. Антропонимика //Сборник статей. Редакторы В.А. Никонов, А.В.Суперанская. М.: Наука, 1970. - 360 с.

8. Афанасьев Л.А. Переход образных слов в знаковые слова //Якутский язык: Семантика, фразеология. Якутск: ЯНЦ СО АН СССР, 1990. - С.115-122.

9. Афанасьев П.С. Саха билитги тыла. Лексикология.- Дьокуускай, СГУ изд-та, 1996. 192 с.

10. Багдарыын Сулбэ. Аатта тал. Дьокуускай, Бичик, 1998.- 48 с.

11. Багдарыын Сулбэ. Ус.Сэттэ.То§ус. Дьокуускай: Бичик, 1998. - 90 с.

12. Баскаков H.A. Элемент gui "роза, цветок" в составе каракалпакских женских имен //Ономастика Средней Азии.- М: Наука, 1978. С.138-143.

13. Воронов A.A. Антропонимы в киргизском героическом эпосе "Манас" //Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Алма-Ата, 1988. - 19 с.

14. Бурцев Д.Т. Якутский эпос олонхо как жанр.- Новосибирск: Наука, Сиб. предприятие РАН, 1998. 85 с.

15. Бухарова Г.Х. Башкирская мифотопонимия. Рукопись диссертации на соискание ученой степени канд. филол. наук. -Уфа, 1998. 136 с.

16. Бурыкин A.A. Жанровый состав фольклора эвенов и его региональные варианты //Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1991. -С. 138149.

17. Васильев Г.М. Живой родник: Об устной поэзии якутов. -Якутск: Кн. изд-во, 1973. 105 с.

18. Васильев Г.М. Якутское стихосложение. Якутск, 1965. -126 с.

19. Васильев Ф.Ф. Раннеякутский улус: социальные и военные структуры //Этнос: традиции и современность. Якутск, ЯНЦ СО РАН, 1994. - С.32-50.

20. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Наука, 1963. - 255 с.

21. Владимирцев Б.Я. Монголо-ойратский эпос. -М., 1923. -202 с.

22. Габышева JI.JI.Семантические особенности слова в фольклорном тексте //На материале якутских олонхо: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1986.

23. Габышева Л.Л. Семантика и структура текстов олонхо //Язык-миф-культура народов Сибири.- Якутск, 1991.- С.61-79.

24. Гоголев А.И. Историческая этнография якутов. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1986. - 92 с.

25. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М.: Товарищество "Клышников - Комаров и К", 1993. - 525 с.

26. Гэсэр. Бурятский героический эпос /Сводный текст Н.Балдано. Подстрочный перевод и предисловие А.Уланова. -М., 1968. 278 с.

27. Джанузаков Т.Д. Основные проблемы ономастики казахского языка. Алма-Ата, 1976. - 129 с.

28. Джангар: Калмыкский народный эпос/Перевод С. Липки-на, вступ. статья О.И.Городовикова. Элиста, 1977. - 382 с.

29. Дмитриев П.Н. Эпические формулы в олонхо // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока.- Якутск: Изд-во ЯФ СО АН СССР, 1978. С.118-120.

30. Дьячковский Н.Д. Саха тылыгар сорох экспрессивнэй-эмоциональнай сыИыарыылар //Саха тыла: лексика, грамматика. Дьокуускай, 1993. - С.103-136.

31. Дьячковская М.Н. Аллитерация и рифма в якутской поэзии. Проблемы эволюции и классификации. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1998. - 152 с.

32. Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. М.: Наука, 1980. - 376 с.

33. Емельянов Н.В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. -М.: Наука, 1983. 246 с.

34. Емельянов Н.В. Сюжеты олонхо о защитниках племени. -Новосибирск: Наука, 2000. 192 с.

35. Жаненова З.Р. Историко-лингвистический анализ казахского ономастикона 40-90г. XX столетия.- Казань, 1994. 181 с.

36. Жанузаков Т.Ж. Лично-собственные имена в казахском языке // Автореф. дис. . канд. филол. наук. Алма-Ата, 1960. - 19 с.

37. Жирков С.И. Ки1ш аатын туЬунан. Якутскай, 1990. -200 с.

38. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Л.: 1974. -728 с.

39. Жондорова Г.Е. О функционировании русизма куруубай в языке олонхо (на материале олонхо "Куруубай хааннаах Кулун Куллустуур") //Язык-миф-культура народов Сибири Якутск, 1994.-С.189-193.

40. Жуковская Н.Л. К вопросу о соотношении социального титула и личного имени у монголов // Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. Проблемы антропонимики. М.: 1970. -С.230-236.

41. Илларионов В.В. Искусство якутских олонхосутов. Якутск, 1982. 128 с.

42. Имя нарицательное и собственное // Сборник статей. Ред. А.В.Суперанская. М.: Наука, 1978. - 207 с.

43. Историческая ономастика // Сборник статей. Отв. ред. А.В.Суперанская. М.: Наука, 1977. - 308 с.

44. Книга деда моего Коркута /Огузский героический эпос //Перевод акад. В.В.Бартольда. М.Л.: Изд-во АН СССР, 1962. - 298 с.

45. Кондратьева Т.Н. Собственные имена в русском эпосе. -Казань: Изд-во Казанского университета. 1967. 247 с.

46. Константинов И.В. Материальная культура якутов XVIII века. Якутск, 1971. - 212 с.

47. Копырин Н.З. Саха поэзиятын дьуЬуннуур ньымалара. -Якутскай, 1981. 192 с.

48. Коркина Е.И. Если спросите кто она и откуда.(Заметки о жизни и творчестве М.Н.Андросовой)//Хотугу Сулус, 1979, N11. - С.84-94.

49. Косточаков Г.В. Историко-лингвистическое исследование шорской антропонимии // Автореф. дис. . канд. филолог, наук. Казань, 1995, - 21 с.

50. Ксенофонтов Г.В. Шаманизм. /Избранные труды. (Публикации 1928-1929 гг.) //Сост. А.Н.Дьячкова. Якутск: Фирма "Север-Юг", 1992. - 316 с.

51. Ксенофонтов Г.В.Ураанхай-сахалар//Очерки по древней истории якутов. В 2-х кн. Якутск, 1992 (Напечатана по изданию Вост.Сибирского издательства, Иркутск, 1937). - 317 с.

52. Кузьмина Е.И. Художественные особенности улигера "10-летний Алтан Шагай" //Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: ЯФ СО АН СССР, 1978. - С.129-132.

53. Кулаковский А.Е. Материалы для изучения верований якутов /Научные труды. Работы по этнографии и фольклору. -Якутск: Кн. изд-во, 1979. 484 с.

54. Линденау Я.И. Описание народов Сибири. Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Севера-Востока. Магадан, 1983. - 276 с.

55. Лиханов В.И. Эмоционально-оценочные и экспрессивные прилагательные в якутском языке // Якутский язык: Семантика, фразеология.- Якутск: ЯНЦ СО АН СССР, 1991. С.80-99.

56. Личные имена в прошлом, настоящем и будущем./Проблемы антропонимики. // Отв. ред. В.А.Никонов. -М.: Наука, 1970. 344 с.

57. Лосев А.Ф. Философия имени. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 269 с.

58. Лубсан Данзан. Алтан тобчи ("Золотое сказание")//Перевод с монгольского, введение, комментарий и приложения Н.П.Шастиной. М.: Наука, 1973. - 440 с.

59. Маадай-Кара /Алтайский героический эпос. Серия "Эпос народов СССР" М.: Наука, 1973. - 474 с.

60. Магазаник Э.Б. Поэтика имен собственных в русской классической литературе. Имя и подтекст //Автореф. дис. . канд. филол. наук. Самарканд, 1967.- 24 с.

61. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности (Хрестоматия). М.-Л., 1951. - 452 с.

62. Манас /Эпизоды из киргизского народного эпоса. Пер. С.Липкина и Л.Пеньковского. М., 1960. - 311 с.

63. Махпиров В.У. "Дивану лугат-ит-тюрк" Махмуд Кашгар-ского и проблемы тюркской антропонимики//Актуальные проблемы советского уйгуроведения.- Алма-Ата, 1983. С. 105-108.

64. Махпиров В.У. Древнетюркская ономастика //Советская тюркология, 1985, N4, С.37-44.

65. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. М., 1963. - 452 с.

66. Мечникова Н.Б. Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий. М.: Агенство "ФАИР", 1998. - 352 с.

67. Митрошкина А. Бурятская антропонимия. Новосибирск: Наука, 1987. - 221 с.

68. Мифология народов Сибири /Сборник научных трудов.-Якутск: ЯФ СО АН СССР, 1980. 97 с.

69. Монраев М.У.Проблемы современной калмыцкой антропо-нимии //Авторф. дис. . доктора филол.наук.- М., 1999.- 46с.

70. Мухатаева А.Ж. Этнолингвистическое изучение лексики казахского эпоса (Сфера материальной культуры) //Автореф. дис. . канд. филол. наук. Алма-Ата, 1989. - 18 с.

71. Мыреева А.Н. Семантическая и морфологическая характеристика собственных имен эвенкийских сказаний //Актуальные вопросы языков народностей Севера. Якутск, 1986, С.78-88.

72. Нерознак В.П.Заметки об этимологии имени собственного //Имя нарицательное и собственное. М.: Наука, 1978. - С. 8492.

73. Никифоров В.М. Ключевые слова в олонхо //Олонхо духовное наследие народа саха. - Якутск, 2000. - С.77-100.

74. Никонов В.А. Имя и общество. М.: Наука, 1974. -278 с.

75. Никонов В.А. Личное имя социальный знак //Советская этнография, 1967, N5, С.154-168.

76. Никонов В.А. Размежевание личных имен по полу у тюр-коязычных народов //Советская тюркология, 1972, N2, С.63-67.

77. Образцы народной литературы якутов, собранные Э.К. Пекарским. Спб. Вып.1. - 1907. - 80 е.; Вып.2. - 1908. -С.81-194.; Вып.З. - 1909. С.195-280.; Вып.4. - 1910. С.281-400.

78. Ойунский П.А. Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и со-держание//Ойуунускай П.А. Айымньылар. Т.7. Якутск, 1960.

79. Окладников А.П. Якутия до присоединения к русскому государству. В кн.: История Якутской АССР. Т.1. - М-Л., 1955. - 432 с.

80. Оконешников Е.И. Э.К.Пекарский как лексикограф. Новосибирск: Наука, 1982. - 144 с.

81. Олонхо в контексте эпического наследия народов мира //Тезисы докладов международной научной конференции, 7-8 сентября 2000 г. Якутск, 2000. - 68 с.

82. Олонхо духовное наследие народа саха //Сборник научных статей. - Якутск: ИГИ АН РС(Я), 2000. - 200 с.

83. Ономастика и норма //Сборник статей. Отв. редактор Л.П.Калакуцкая. М.: Наука, 1976. - 255 с.

84. Петров Н.Е. О стихотворной форме олонхо и ее связи с поэзией орхонских тюрков //Советская тюркология, 1979, N5. -С.41-49.

85. Петров Н.Е. ОлонхоЬут тута xohyfíap ньыматын кистэ-лэннэрэ //Олонхо духовное наследие народа саха. - Якутск: ИГИ АН РС(Я), 2000. - 200 с.

86. Петров С.Т. Олонхо омуннаах олуктара//Чолбон, 1995, N6. С.133-176.

87. Подольская Н.В. Словарь ономастической терминологии.-М.: Наука, 1978. 198 с.

88. Попов Г.В. Былыргы caxaga ogo аата //Чолбон, N9. -С.116-122.

89. Попов Г.В. Слова "неизвестного происхождения* якутского языка (Сравнительно-историческое исследование). Якутск, 1986. - 148 с.

90. Попов Г.В. Тойон // Чолбон, 1994, N5. С.174-178.

91. Попов Г.В. Хантан хааннаахпытый? Дьокуускай: Бичик, 1994. - 144 с.

92. Поппе H.H. Грамматика письменно-монгольского языка. -Л.: Изд-во АН СССР, 1937. -196 с.

93. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969. - 402 с.

94. Пухов И.В. Якутский героический эпос олонхо.//Основные образы. М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 256 с.

95. Пухов И.В. Якутское олонхо и эпос алтайцев //Полярная звезда, N3. С.116-120.

96. Реформатский A.A. Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1987. - 264 с.

97. Рябков В.И. Прозвище и перифраз как способ коллокви-ального наименования лица//Россия и Запад: диалог культур. 4-ая международная конференция. 12-14 января 1998 г. Выпуск 5-й. -М.: МГУ, 1998. С.443-451.

98. Самсонов Н.Г. Самсонова Л.Н. Имена говорят. Якутск, 1993. - 144 с.

99. Самсонов Н.Г. Наши имена. -Якутск: Кн. изд-во, 1989. -144 с.

100. Санжеева Л.Ц. Ономастика эпоса "Гэсэр" //Автореф. дис. . кандидата филол. наук. Улан-Удэ, 2000. - 15 с.

101. Сафронов Ф.Г. Дохристианские личные имена народов Севера-Востока Сибири. Якутск: Кн. изд-во, 1985.- 200 с.

102. Серошевский В. Якуты: Опыт этнографического исследования. Спб., 1891. - 590 с.

103. Сидоров Е.С. Якутские лексические схождения. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1997. - 146 с.

104. Слепцов П.А. Якутский литературный язык.: Формирование и развитие общенациональных норм. Новосибирск: Наука, 1990. - 277 с.

105. Слепцов П. А. Язык олонхо: лексика, семантика //Якутский язык: лексикология, сексикография. Якутск: ЯНЦ СО АН СССР, 1989. - 114 с.

106. Слепцов П.А. Семантико-стилистические особенности русизмов в языке якутского фольклора //Якутский язык: Семантика, фразеология. Якутск, ЯНЦ СО АН СССР, 1990. - С.31-42.

107. Слепцов П.А. Лингвофольклористика: пробемы и задачи (На материале якутского фольклора) //Фольклорное наследие народов Сибири и Дального Востока.- Якутск, 1991.- С.95-102.

108. Слепцов П.А. Язык исторических преданий и рассказов и его отношение к диалектам //Якутский язык: Диалектология. -Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1998, С.69-87.

109. Справочник личных имен народов РСФСР. М.: Русский язык, 1979. - С.200-207.

110. Субракова О.В. Язык хакасского героического эпоса. // Автореф. дис. . канд. филол. наук. Абакан, 1978. - 24 с.

111. Султаньяев O.A. Титулы и чины Восточного Туркестана в сочинениях Ч.Валиханова //Актуальные проблемы советского уйгуроведения Алма-Ата: Наука, 1983. - С.94-97.

112. Суперанская A.B. Как Вас зовут? Где Вы живете? М.: Наука, 1964.

113. Суперанская A.B. Имя через века и страны.- М.: Наука, 1990. - 192 с.

114. Суперанская A.B. Общая теория имени собственного. М.: Наука, 1973. - 364 с.

115. Суперанская A.B. Структура имени собственного. Фонология и морфология. М.: Наука, 1969. - 207 с.

116. Суразаков С.С. Этапы развития алтайского героического эпоса //Автореф. дис. . доктора филол. наук. М., 1973. -40 с.

117. Сэржээ Ж. Морфологическая структура монгольских личных имен //Монгольский лингвистический сборник М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1985. - С.115-123.

118. Тепляшина Т.Й. Антропонимические модели пермских языков. М.: Наука, 1978. - 138 с.

119. Тобуроков H.H. Якутский стих. Якутск, 1985. - 160с.

120. Убрятова Е.И. Исследования по синтаксису якутского языка. 4.1. Простое предложение. М-Л., 1950.

121. Убрятова Е.И. Историческая грамматика якутского языка.- Якутск: Изд-во ЯГУ, 1985. 61 с.

122. Унгвицкая М.А., Майногашева В.Е. Хакасское народное поэтическое творчество. Абакан, 1872. - 312 с.

123. Урманчеев Ф. Имя эпического героя //Советская тюркология. Баку, 1986, N4. С.22-23.

124. Успенский Б.А. Из истории русских канонических имен. -М.: Изд. Моск. гос. ун-та, 1969. 334 с.

125. Успенский Л.В. Слово о словах. М., 1957, 382 с. Успенский Л.В. Ты и твое имя.- Л., 1960. - 293 с. Уткин К.Д. Сахаларга киЬи ейдебулэ.- Дьокуускай: Би-чик, 1997. - 320 с.

126. Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. -Л.: Наука, 1969. 366 с,

127. Харитонов Л.Н. Типы глагольных основ якутского языка.-М-Л.: Изд-во АН СССР, 1954. 312 с.

128. Федоров Е.В. Ааккыттан садалыах. Дьокуускай: СГУ, СФКФ, 1999. - 63 с.

129. Филиппова Н.И. Олонхо бухатыырыгар ааты инэрии кестуутэ //Хотугу Сулус, 1974, с.

130. Филиппова Н.И. Собственные имена персонажей олонхо //Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. -Якутск: ЯФ СО АН СССР, 1978. С.167-170.

131. Филиппова Н.И. Об одном эпитете Урун Айыы Тойона //Мифология народов Якутии. Якутск: ЯФ СО АН СССР, 1980. - С. 71-74.

132. Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока- Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1991. 167 с.

133. Фонякова О.И. Имя собственное в художественном тексте. Л., 1990. - 103 с.

134. Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Улан-Удэ, 1972. - 664 с.

135. Черосов М.А. Саха олонхото уонна киргиз "МанаЬа"//Хотугу Сулус. 1970, N7. С.108-114.

136. Черосов М.А. Ааттар: Сахалар ааттарын туИунан //Сахаада, 1993, баладан ыйын 3 кунэ.

137. Шаракшинова Н.О. Героический эпос бурят. Иркутск, 1968. - 160 с.

138. Шишигин Е.С. Саха сиригэр христианскай анал ааттар тарданыылара //Хотугу Сулус. 1873, N9. С.120-125.

139. Шмакова Е.А. К семантике якутских антропонимов //Вопросы ономастики, N7. Свердловск, 1974.

140. Эпическое творчество народов Сибири //Тезисы научных докладов научной конференции 17-20 июля 1973 г. Улан-Удэ,1973.

141. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука,1974. 365 с.

142. Этническая ономастика //Сборник статей. Отв. редакторы Р.Ш.Джарылгасинова, В.А.Никонов. М.: Наука, 1984. -192 с.

143. Этнос: традиции и современность. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1994. - 96 с.

144. Язык-миф-культура народов Сибири //Сборник научных трудов. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1991. - 168 с.

145. Язык-миф-культура народов Сибира //Сборник научных трудов. Выпуск 3. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1994. - 231 с.

146. Язык-миф-культура народов Сибири //Сборник научных трудов. Выпуск 4. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1996. - 192 с.

147. Ястремский C.B. Образцы народной литературы якутов. -Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1929. 208 с.1. СОКРАЩЕНИЯ Тексты олонхо

148. АБ Захаров Т.В.-Чээбий. Ала Булкун: Якутскоеолонх/Запись В.Н.Васильева. Подг. текста Э.К.Пекарского; Н.В.Емельянова; Пер. Г.В.Баишева-Алтан Сарына; РАН СО ЯИЯЛИ. Якутск, 1994. - 104 с. (Образцы народной литературы якутов. Вып.2).

149. БМБ Будуруйбэт Мулдьу Беде /Якутская былина. Записано со слов Д.М.Говорова А.Ф.Бояровым, вступ. Слово С.Р.Кулачикова, примеч. Н.М.Заболоцкого. - М.-Якутск, 1938. - 495 с.

150. ББЭБ БаЬымньы Баатыр, Эрбэхтэй Бэргэн икки /Записано Большаковым Р.К. из Жулейского наслега Ботурус-ского улуса в 1896 г.// "Образцы народной литературы якутов", собранные Э. К. Пекарским. Вып. IV. - СПб., 1910. -С.281-310.

151. ДьДьКБ П.П.Ядрихинскай. Дьырыбына Дьырылыатта Кыыс Бухатыыр /Запись, послесловие, комментарии П.Н.Дмитриева. - Якутск, 1981. - 200 с.

152. ДьНьБ Ой. Ойуунускай П.А. Дьулуруйар Ньургун Бо-отур//Ойуунускай П.А. Айымньылар. - Якутскай, т.4, 1959. -313 е.; т.5, 1959. - 287 е.; т.6, 1960. - 310 с.

153. КБСЭ Кулкул Беде, Силирикээн эмээхеин икки// М.Н. Андросова-Ионова. Олонхолор, ырыалар, этнографическай бэлиэ-тээЬиннэр, ыстатыйалар. - Якутск: Кудук, 1998. - С.33-183.

154. КД Кыыс Дэбилийэ/Записано со слов Н.П.Бурнашева из Усть-Алданского улуса Дьяконовым С.К. в 1941 г.//Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Якутский героический эпос "Кыыс Дэбилийэ". - Новосибирск: Наука, 1993. - 330 с.

155. МЭС Модун Эр Содотох/Записано от сказителя Каратаева В.О. из Вилюйского улуса Илларионовым В.В. в 1975 и 1982 г.г.//Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Якутский героический эпос "Модун Эр Содотох". - Новосибирск: Наука, 1996. - 440 с.

156. ОБ Олбет Бэргэн/Записано от Абрамова Н. из Жулейско-го наслега Ботурусского улуса Александровым Р; в 1895 г.//"Образцы народной литературы якутов, собранные Э.К.Пекарским. Вып. II. - СПб., 1907. - С.113-147.

157. ТНьБ Тойон Ньургун Бухатыыр/Записано Н.Поповым из 1-го Хаяхсытского наслега Ботурусского улуса в 1895г.//"Образцы народной литературы якутов", собранные Э.К.Пекарским. Вып. II. СПб., 1907. - С.81-112.

158. УУоА Удадаттар Уолумар, Айгыр икки/Записано от Н.Абрамова из Жулейского наслега Ботурусского улуса Э.К.Пекарским в 1886 г.//"Образцы народной литературы якутов", собранные Э.К.Пекарским. Вып.II. - СПб, 1907. - С.148-194.

159. ХДь Хаан Дьаргыстай /Записано в Верхоянском улусе И.А.Худяковым (имя олонхосута не указано) при помощи местного интеллигента Н.С.Горохова в семидесятых годах XIX ве-ка//И.А.Худяков. Образцы народной литературы якутов.

160. Вып.1. СПб., 1913. - С.73-176.

161. ЭБЭС Эрэйдээх-буруйдаах Эр Содотох/Написано примерно в 1845-1848 г. по памяти А.Я.Уваровским в Петербурге //Уваровский А.Я. Воспоминания. - Якутск, 1995. - С.208-223

162. ЭБНьБ Элик Боотур, Ньыгыл Боотур икки/Записано Александровым Р; из Жулейского наслега Ботурусского улуса в 1896 г.//"Образцы народной литературы якутов", собранные Э.К.Пекарским. Вып. IV. - СПб., 1910. - С.311-395.1. Словари

163. БМРС Бурят.монгольско-русский словарь /Сост. К.М.Черемисов. Под ред. Ц.Б.Цыдендамбаева. - М.: Изд-во иностранных и национальных словарей, 1951. - 852 с.

164. БРС Бурятско-русский словарь /Сост. К.М.Черемисов. -М.: Советская Энциклопедия, 1973. - 801 с.

165. Вас ЭРС Василевич Г.М. Эвенкийско-русский словарь. -М.: Изд-во иностранных и национальных словарей, 1958. -780с.

166. ДТС Древнетюркский словарь /Под ред. Э.Р.Тенишева и др. - Л.: Наука, 1969. - 676 с.

167. Зах. ПСМЯ Захаров И.И. Полный словарь маньчжурского языка. - С.-Пб., 1875. - 1230 с.

168. КРС Киргизско-русский словарь /Сост. Проф. Юдахин К.К. - М.: Советская Энциклопедия, 1965. - 973 с.

169. MPC Монгольско-русский словарь /Под ред. Лувсандэндэ-ва. - М., 1957. - 716 с.

170. MPC 1937 Монгольско-русский словарь/Сост. Черемисов K.M. и Румянцев Г.Н. - Л., 1937.

171. Пек. Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. В 3-х томах. 2-е изд., фотомеханическое. - 1958-1959. - 3858 ст.

172. Рад лов Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий. 2-е изд. - М., 1963 (перепечатано с изд.: СПб., 1893-1911). Т.1 -1914 е.; Т.2 - 1814 е.; Т.З - 2204 е.; Т.4 - 2230 с.

173. Сивцев. Сивцев Г.Ф. Сахалыы кылгас тылдьыт. -Якутск, 1979. - 224 с.

174. ССТМЯ Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков/Материалы к этимологическому словарю. - Л.: Наука, т.1, 1975. - 672 е.; т.2, 1977. - 992 с.

175. ТРС Туркменско-русский словарь/Под ред. Баскакова H.A., Каррыева Б.А., Хамзаева М.Я. - М.: Советская Энциклопедия, 1968.

176. ЯРС Якутско-русский словарь/Под ред. П.А.Слепцова. -М.: Советская Энциклопедия, 1972. - 608 с.

177. Дёрфер Von Gerhard Doerfer. Türkische und mongolische Elemente in neupersichen. Band I. Wiesbaden, 1963. (Г.Дёрфер. Тюркские и монгольские элементы в новоперсидском языке).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.