Содержание профессионального образования в области игрушки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук Озерова, Ольга Викторовна

  • Озерова, Ольга Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 193
Озерова, Ольга Викторовна. Содержание профессионального образования в области игрушки: дис. кандидат наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Санкт-Петербург. 2016. 193 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Озерова, Ольга Викторовна

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы профессионального образования в области игрушки

1.1 Возникновение, становление и значение игрушки

1.2. Профессиональное образование в области игрушки: исторический опыт и современное состояние

1.3. Модель содержания профессионального образования в области игрушки

Выводы по первой главе

Глава 2. Реализация содержания профессионального образования в области художественного проектирования и моделирования игрушки

2.1. Взаимодействие содержания и процесса обучения художественному проектированию, моделированию и оформлению игрушки

2.2.Организация и методика экспериментальной работы

Выводы по второй главе

Заключение

Литература

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Содержание профессионального образования в области игрушки»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Игрушка - обязательный спутник детства, которая должна отвечать потребностям ребёнка. По определению Н.Д. Бартрама, игрушка - это радость ребенка, которая отражает жизнь, являющуюся как бы ее зеркалом. С этих позиций игрушки ребенка обучают, воспитывают и развивают. Отсюда следует, что игрушка должна обладать безопасностью, нравственностью, этичностью, эстетичностью, дидактичностью.

Виды современных игрушек разнообразны по функциональным и колористическим решениям, они демонстрируют ребенку многообразие современного мира и по сути являются «дорожной картой» познания ребенком окружающего мира. Л.Г. Оршанский отмечал: «Нельзя в игрушке интересоваться только элементом обучения, педагогической стороной; недостаточно также психологической стороны, потому что в игрушке есть и первое, и второе, и еще много иных сторон».

Существовавшая еще в 50-ые годы, по мнению О.Ф. Байковской, «рабочая группировка» включала игрушки: для творческих игр (куклы и их одежду); настольные игры (типа конструктора); технические (машины и т.д.): для подвижных игр; декоративно - праздничные (елочные украшения), которые, как отмечает В.П. Пряхин, отражают реальный объект с трактовкой «на игрушечный лад».

И несмотря на то, что сегодня игрушки стали более реалистичны (куклы в современной одежде, машины с современным управлением, иной смысл игр -конструкторов и т.д.), содержание среднего профессионального образования в области игрушки, являющегося предельным (высшее образование в этой области отсутствует), практически не изменилось: все профессиональные дисциплины независимо ( от создания куклы до создания автомобиля) ведутся одним и тем же преподавателем, не имеющим профильного по отношению к данной игрушке образования, что недопустимо, отсутствуют учебники, учебно-методические пособия по конкретным видам игрушек. Все это является актуальной практической проблемой, требующей решения.

Степень разработанности темы исследования. Проведенный анализ научных трудов в области создания игрушки показал, что вопросы сущности игрушки, ее значения, отдельные формы классификации игрушек рассматривали Н.С. Александрова, Е.А. Аркин, О.Ф. Байковская, Н.Д. Бартрам, Г.Л. Дайн, А.В. Игнатьева, Е.А. Катаева, А.С. Макаренко, Д.В. Менджерицкая, Л.Г. Оршанский, Е.А. Флерина, В.П. Пряхин, С.Л. Новоселова, В.В. Онощенко, Д.В. Эльконин. Однако научных исследований по вопросам профессионального образования в области игрушки нами не выявлено, что является актуальной научной проблемой.

Практические и научные проблемы обусловили необходимость разработки содержания среднего профессионального образования в области создания игрушки, обеспечивающего профильную подготовку в этой области с учетом имеющихся противоречий между:

- сложившейся системой профессиональной подготовки в области создания игрушки, исключающей профильность образования в игрушке и фактически существующие профили современной игрушки, определяющие гендерность, возрастность, эстетичность, адресность игрушки;

- возросшей необходимостью в формировании профессиональных знаний, умений, компетенций, востребованных современным обществом и производством игрушки и отсутствием в образовательной практике научно обоснованного взаимодействия между видами, свойствами, функциями современной игрушки, концентрирующими в себе особенности содержания и процесса профессионального образования.

Поиск решения противоречий позволил сформулировать проблему исследования, подтверждающую актуальность данного исследования и необходимость отбора и структурирования содержания среднего профессионального в области создания игрушки и определить тему исследования - «Содержание среднего профессионального образования в области игрушки».

Цель исследования: разработать, научно обосновать и экспериментально проверить модель содержания среднего профессионального образования в области игрушки.

Объект исследования: профессиональное образование в области игрушки.

Предмет исследования: содержание среднего профессионального образования в области создания игрушки.

Гипотеза исследования: среднее профессиональное образование в области создания игрушки будет более эффективным, если:

- изучен исторический и современный материал по вопросам сущности и значения игрушки;

- проанализировано состояние профессионального образования в области игрушки, выявлены недостатки и определены принципы построения современного содержания среднего профессионального образования в области создания игрушки,

- разработана модель содержания среднего профессионального образования в области игрушки с учетом профилей подготовки;

- определены условия реализации модели содержания среднего профессионального образования в области создания игрушки с учетом профилей подготовки.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой определены задачи исследования:

1. На основе исторического анализа и выявления значения игрушки разработать классификацию игрушки, которая является предметной профессиологической основой и отличительным фактором профилей подготовки специалистов и содержания профессионального образования.

2. Проанализировать современное состояние профессионального образования в области игрушки и разработать принципы построения современного содержания среднего профессионального образования в области игрушки.

3. Разработать модель содержания профессионального образования в области игрушки с учетом конкретных профилей подготовки.

4. Определить условия реализации модели содержания среднего профессионального образования в области игрушки.

5.Экпериментально проверить эффективность разработанной модели содержания среднего профессионального образования в области игрушки.

Научная новизна диссертационного исследования:

Установлена взаимосвязь историко-художественных традиций и художественно-технологических особенностей создания игрушки, определяющих творческую художественно-проектную деятельность и являющуюся основой содержания среднего профессионального образования в области игрушки.

Разработана модель содержания среднего профессионального образования в области игрушки, основанная на системном, деятельностном, компетентностном и психодидактическом подходах, комплексе специфических особенностей как самой игрушки, так и требований к профильному содержанию профессионального образования в этой области.

Раскрыты дидактические условия реализации разработанного содержания среднего профессионального образования в области игрушки: методы, средства, формы обучения.

Разработан учебно-методический комплекс с учетом специфики среднего профессионального образования в области игрушки.

Теоретическая значимость исследования:

- определены исторические этапы формирования профессионального образования в области создания игрушки;

- разработана классификация игрушки, соотнесенная с установленными обязательными характеристиками игрушки и профессиональным образованием в области их создания;

- дано обоснование установленным профилям подготовки в области создания игрушки.

- выявлены системный, компетентностный и психодидактический подходы, положения теории деятельности, как определяющие в построении модели содержании среднего профессионального образования, которая включает теоретические положения, этапы процесса освоения содержания образования и

разработанные уточняющие компетенции, направленные на усвоение содержания дисциплин профессиональных профилей «Художественное проектирование, моделирование и оформление образной игрушки», «Художественное проектирование, моделирование и оформление конструктивной игрушки», «Художественное проектирование, моделирование и оформление сюжетно-ролевой игрушки»;

- разработаны методы, средства, формы обучения художественному проектированию, моделированию и оформлению игрушки по конкретным профилям подготовки;.

Практическая значимость исследования:

- внедрена модель содержания среднего профессионального образования в области игрушки;

-разработана учебная экспериментальная рабочая программа профессионального модуля «Творческая художественно-проектная деятельность в художественном проектировании, моделировании и оформлении игрушки»: «Проектирование образной игрушки»;

- разработано экспериментальное учебное пособие профессионального модуля «Творческая художественно-проектная деятельность в художественном проектировании, моделировании и оформлении игрушки»: «Проектирование образной игрушки».

Методолого-теоретическую основу исследования составили:

- концепции ученых, отражающие сущность и значимость игрушки в культурном наследии (Н.С. Александрова, Н.Д. Бартрам, О.Ф. Байковская, И.Я. Богуславская, Г.Л. Дайн, Л.Г. Оршанский, В.П. Пряхин, Н.Д. Шоломицкая); положения теории развивающего и поэтапного обучения (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.);

- теории народного искусства (М.А. Некрасова, В.Ф. Максимович);

- теории проектной культуры (Д.Н. Гвишиани, О.И. Генисаретский, С.О. Хан-Магомедов, К.М. Кантор);

- теория и методика профессионального образования (Н.М. Александрова, С.Я. Батышев, А.П. Беляева, Л.М. Ванюшкина, И.К. Дракина, В.Ф. Максимович, А.М. Новиков, Э.В Онищенко и др.);

- теория художественного образования (В.Ф. Зива, С.П. Ломов, В.С. Кузин, Л.Г. Савенкова, Л.В. Школяр, Н.Н. Фомина, и др.).

Экспериментальная база исследования:

Сергиев-Посадский филиал и Художественно-педагогический музей игрушки ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)», игрушечное предприятие ООО «Русский стиль Подмосковья» г. Хотьково Московской области и муниципальное учреждение культуры Досугово-эстетический центр «Наследие» г. Сергиев Посад Московской области.

Общее количество студентов, задействованных в эксперименте, составляло 60 человек, 7 преподавателей и 5 специалистов предприятий.

Этапы исследования:

На первом этапе (2013-2014 гг.) научно-поисковом: проведено исследование архивных материалов, психолого-педагогической,

искусствоведческой литературы по исследуемой проблеме; изучен практический опыт; обоснована актуальность темы, сформулирована гипотеза и определены методологическая и теоретическая базы исследования, разработана методика экспериментальной работы.

На втором этапе (2014-2015 гг.) научно-экспериментальном: разработаны методолого-теоретические положения исследования и профили подготовки; разработана модель содержания среднего профессионального образования в области игрушки; скорректирована методика обучения, как основа формирования продвижения обучающихся к творческой художественно-проектной деятельности в области образной, конструктивной и сюжетно-ролевой игрушки;

На третьем этапе (2015-2016 гг.) формирующем: систематизированы результаты теоретического и экспериментального исследования; апробирована и внедрена модель содержания среднего профессионального образования в области игрушки; проведен анализ, обработка и оформление полученных результатов работы.

Положения, выносимые на защиту:

1) Игрушка - элемент детской повседневности, имеет воспитательное значение и с учетом таких обязательных свойств, как безопасность, образность, адресность, дидактичность, размерность, эстетичность, нравственность, гендерность является «дорожной картой» ребенка в постижении окружающего его мира.

Ценность игрушки определяется профессиональным художественно-творческим уровнем специалиста, создающего игрушку, пониманием сущности игрушки как культурного феномена, имеющего кросс-культурную особенность, поскольку игрушка всегда находится на рубеже нескольких культур. Именно это должно являться основой современного профессионального образования в области создания игрушки.

2) Существующее среднее профессиональное образование в области игрушки, при этом предельное (высшее образование в этой области отсутствует), не отвечает современным требованиям, поскольку не отражает профильность игрушки (преподавание всех видов игрушек ведется одним и тем же преподавателем, не имеющим профильного высшего образования) и требует пересмотра существующих образовательных и учебных программ, создания современной модели содержания среднего профессионального образования в области игрушки.

3) Разработанная модель содержания среднего профессионального образования в области игрушки:

- основывается на системном, деятельностном, компетентсном, психодидактическом походах;

- включает разработанную профильную классификацию игрушек (образная, конструктивная, сюжетно-ролевая);

- отражает общепрофессиональные и профильные дисциплины, формируемые компетенции данными дисциплинами, соотнесенными с каждым разработанным профилем игрушки:

- представляет содержание профильных дипломных работ, уровень сформированности компетенций выпускников по установленным профилям подготовки, проявляющихся в художественном проектировании, моделировании и оформлении игрушки в соответствии с профилем подготовки (дифференцированно в области образной, конструктивной, сюжетно-ролевой игрушки).

4) Определяющими условиями реализации разработанной модели являются:

- создание творческой художественно-проектной профильной среды;

- разработка образовательных и учебных программ по всем дисциплинам, соотнесенных с профилем подготовки;

- последовательность обучения, включающая такие этапы, как концептуально-поисковый, проектно-исследовательский, проектно-художественный и материализационный, собственно выполнение игрушки в материале;

- интегративность обучения, включающая теоретические и практические занятия, в том числе в Музее игрушки и собственно-выставочную деятельность обучающихся, и учитывающая оценочные критерии, индивидуально разработанные для учебных дисциплин каждого профиля подготовки.

Достоверность исследования обеспечивается применением системного, деятельностного, компетентстного, психодидактического подходом к изучению проблемы, применением методов исследования, адекватных целям и задачам, изучением исторической и современной педагогической практики и организацией экспериментальной работы, реализацией комплексной методики исследования.

Апробация результатов исследования. Экспериментальные исследования осуществлялись в Сергиево-Посадском филиале и Художественно-педагогическом музее игрушки ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)».

Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на методологических семинарах, заседаниях кафедры теории и методики профессионального образования Высшей школы народных искусств (институт) в 2011-2016 гг.; международной научно-практической конференции «Традиционно-прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития». (Санкт-Петербург, 2011 г.); конференции «В мире игрушек XIX века» (Сергиев Посад, 2014 г.); Межрегиональном фестивале ремесел и фольклора «Матренина неделя» (Санкт Петербург, 2011 г.); фестивалях «Игрушка в культуре России» (Сергиев Посад, 2012 г., 2013 г., 2014 г., 2015 г.). Внедрение результатов исследования осуществлялось в Сергиево-Посадском филиале и Художественно-педагогическом музее игрушки ФГБОУ ВО Высшей школе народных искусств (институт).

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 179 наименований и 5 приложений. Общий объем диссертации с приложениями составляет 193 страницы.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИГРУШКИ 1.1 Возникновение, становление и значение игрушки

Важную роль в формировании духовно-ценностных и художественно-творческих ориентиров подрастающего поколения играет возникновение и становление игрушки. Исследования вопросов образования и воспитания молодого поколения средствами игрушки отмечаются крайне незначительным количеством работ и узостью их тематики.

Игрушка - предмет детских забав и развлечений, необходима для умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания и развития детей. Игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности. Простое, казалось бы, развлечение является необходимым и важным этапом в процессе становления человека.

Как писал Н.Д. Бартрам игрушка это «нечто» - объект, иногда даже лишённый образа, материал без которого не может обойтись ни одна детская творческая игра, с тех пор как существует человечество. Обладая целым рядом самых различных ценностей, игрушка по своему существу делится на игрушку как «радость ребенка» и игрушку, отражающую жизнь, являющуюся как бы ее зеркалом [12, с.19-20].

По мнению Л. Оршанского игрушка играет важную роль в воспитании и развитии детей. «Дети и игрушки неразлучны: во все времена и решительно всюду, где жили люди, дети имели те или иные игрушки. Они стали неотъемлемой частью жизни, глаз привык к ним, как к чему-то обыденному» [125, с.3].

Игрушка является предметом научного исследования с середины 19 века, когда впервые стали собираться и изучаться игрушки, и рассматриваться как памятники культуры и быта. Исследования игрушки невозможно без исторического анализа важнейших направлений народного искусства.

Материал по игрушке середины XIX начала XX века собран в основном в источниках: Н. Д. Бартрам 1924 г., А. В. Бакушинский; 1922 г., В. И. Боруцкий 1912 г., А. Бенуа 1905 г., К. Н. Вентцель 1912-1913 г., Д. И. Введенский 1926 г., Л. Г. Оршанский 1912г., Н. Церетели. Отдельные публикации по глиняной игрушке [166], деревянной игрушке [13,137], сюжетной игрушке [10, 94, 121, 125].

История игрушки связана с историей общества и развитием места ребенка в обществе. Гипотеза о происхождении игр и игрушек, выдвинутая Д. В. Элькониным, позволила рассматривать игрушку в качестве средства передачи ребенку общественного опыта.

Е.А. Аркин сопоставляя игрушки, добытые при археологических раскопках и с современными игрушками писал что: «Странным должно казаться, что ребёнок, рождённый и растущий в условиях культуры XX века, пользуется сплошь и рядом как источником радостей, так и орудием для своего развития и самовоспитания той же игрушкой, которая является достоянием ребёнка, рождённого от людей, которые по своему умственному развитию близки к обитателям пещер. И эти дети столь отдалённых друг от друга эпох человечества проявляют свою глубокую внутреннюю близость тем, что они не только получают или сами создают сходные игрушки, но что ещё более поразительно, тем, что делают из них одинаковое применение» [7].

Принимая гипотезу Д.Б. Эдьконина мы, предполагаем, что игрушка стала отражать действительность в форме художественного, условного образа.

Л. Г. Оршанский, изучавший игрушку отмечал, что она является зеркалом жизни взрослых, их страстей, радостей, без всякого педагогического умствования, без превосходства над детьми[125].

В психолого-педагогических исследованиях И. А. Ветлугиной, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковской, Г. А. Марковой, В. П. Пряхина, Г. Г. Локуциевской, Д. Б. Эльконина важное значение придается игрушке, как средству организации детской деятельности.

О роли игрушки в воспитании детей писали М. В. Крулехт, Ф. С. Левин-Щирина, Д. В. Менджерицкая, С. Л. Новоселова, А. Л. Усова, Е. А. Флерина.

Игрушка является важнейшей составляющей человеческой культуры, и представляет огромную ценность, являясь «хранилищем информации», которую нужно уметь понять и расшифровать. В игрушке обнаруживаются ответы на многие вопросы, характеризующие культуру общества в различных ее проявлениях.

Необходимо подчеркнуть, что хронологические рамки исследования игрушки охватывают более 150 летний период становления, развития и возникновения первых новых форм промышленной игрушки и создание первых мастерских по обучению изготовления игрушки.

Первый этап нашего исследования посвящен изучению возникновения и становления игрушки и охватывает период с 1850 по 1918 гг. Развитию игрушки способствовали местные промыслы - уникальные очаги народного творчества, подарившие России талантливых мастеров. По мнению Г. Л. Дайн «У нас в России - игрушка имеет свое поле сражения на культурном фронте» [44].

Исследование показало, что в этот период формируются центры кустарного производства по изготовлению игрушки из различных материалов в Архангельской, Московской, Нижегородской, Пензенской, Полтавской, Рязанской, Саратовской, Тверской, Тульской, Ярославской, Черниговской губерниях. Самым крупным центром кустарно-игрушечного производства в Московской губернии являлся Сергиевский посад.

Важно подчеркнуть, что в Сергиевом Посаде производились почти все виды игрушек. «Сергиев Посад (Московской губернии) в течение многих столетий служил просветительным центром всей России. ... при Александре втором окончательно изъявляет свое направление Московская губерния, заняв первое место в игрушечном деле России» [137, а9].

Рассматривая далее развитие русской игрушки середины XIX века, отметим, что в этот период на игрушечных предприятиях В. А. Ковыршина, Крутова в Москве, Шмидта в Санкт-Петербурге, Фиреке и Лейтке в Риге, П. Н. Талаева в Дмитровском уезде, А. Д. Анкудинова в Нижнем Новгороде

происходит поиск новых сюжетов. Игрушечники исполняют новые модели игрушек.

Важное значение имеет научная позиция искусствоведов М. А. Некрасовой и С. М. Темерина, которая заложена в их фундаментальных трудах по изучению народного искусства. По их мнению, успех игрушечно-кустарной промышленности объясняется не только подъемом собственной инициативы и предприимчивости кустарей, развитием среди них кооперативных обществ и повышением самосознания, но главным образом содействием со стороны земства, правительства и частных лиц [112].

Из выше перечисленных исследований, в области игрушки нам представляется наиболее важным и значимым деятельность Н. Д. Бартрама, который сумел привлечь к игрушке внимание широкой общественности России. По его инициативе в 1909 г. и 1910 г. были организованы выставки «История игрушки» и «Как делают игрушки» [10,11].

Н.Д. Бартрам определил игрушку, как «особый вид искусства и по своим целям, и по способам обработки форм, отражающим творческие порывы ребёнка и по своим достижениям, совмещающим в себе и живопись и скульптуру, декоративно-прикладное искусство и наконец, театральное искусство» [12, с.19-20].

Раскрывая проблему возникновения и становления игрушки в России, наши исследования обращены к изучению и анализу архивных документов по игрушке [6, 7, 25, 33, 42, 51, 94, 121, 125, 126, 134, 137, 138, 150, 155, 157, 166].

Изучение исторической литературы показало, что развитию игрушки способствовали журналы, такие как «Мир искусства» (1898-1904), «Художественные сокровища России» (1901-1907), «Союз русских художников» (1902-1923), «Свободное воспитание» (1901-1914), «Советская игрушка» (19191936), «Игрушка», «Дошкольное воспитание» (1919) и др., в которых освещались проблемы развития игрушки, публиковались выступления педагогов, рассматривались вопросы культуры страны и воспитания детей.

Распространению и развитию игрушки этого периода способствовали многочисленные важнейшие ярмарки: «Макарьевская» в Нижнем Новгороде, «Ирбитская» на Урале, «Тихвинская» во Владимире, ярмарки в Москве, Санкт-Петербурге, Сергиевом Посаде. Проходили выставки в России: в 1902г., 1913 г. «Всероссийская выставка кустарной промышленности», в 1903 году «Игрушка в жизни ребенка», «Игрушки прошлого и настоящего» и «Как делают игрушки» в Москве в 1909 и1910 годах [137].

Для нашего диссертационного исследования особенно интересно и важно то, что на Всемирной выставке в Париже в 1900 и 1904 г. Золотой медали и «Гран-при» была удостоена Матрёшка, изготовленная В. П. Звёздочкиным, ставшая национальной игрушкой России. В 1902 году, на первой всероссийской кустарной выставке показано значение игрушки «явившейся своего рода откровением для русского общества и впервые показавшей во весь рост значение, самобытность и разнообразие кустарных промыслов» [137, с.2-3]. В 1905 году игрушки столярной и токарной мастерской премированы на Всемирной выставке в Милане. Всероссийская кустарная выставка в 1913 году, проходившая под покровительством Императрицы Александры Федоровны, на которой «в первую голову был поставлен стиль великорусский, народный и исторический» [137, с.11].

Подводя итог, с позиции подхода исторической реконструкции отметим, что в исследуемый период с 1850 по 1918 гг. организуются производства игрушки, открываются учебные мастерские, формируются разнообразные виды игрушек: бумажные и мастичные, токарные и глиняные, резные из дерева, металлические и смешанные. Закладываются основы и принципы построения игрушечного производства, формируются школы, разделяющиеся по видам игрушки и месту их производства. Впервые игрушки вывозятся на всероссийские и международные выставки.

Дальнейшее историко-теоретическое изучение архивных фондов показало, что в период 1918-1931 гг. в России происходит формирование новой системы взглядов на игрушку, на которую возлагаются функции отражения социальных и

экономических явлений. Художественные требования к игрушке находятся в центре внимания педагогов, художников и производственников. Художественный образ игрушки отражает реальную действительность и натурализм.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Озерова, Ольга Викторовна, 2016 год

Литература

1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре, серия «Библиотека школьного психолога». - М.: Московский психолого-социальный институт - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000 г.

- 416 с.

2. Адаскина, Н.Л. Пропедевтический курс ВХУТЕМАСА (1920-1926) // Традиции и истоки отечественного дизайна. «Труды ВНИИТЭ», серия «Техническая эстетика». - М.,1979. - 220с.

3. Александрова, Н.М. Профессиональная педагогика: методология и теория обучения: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и научно-педагогических работников профессионального образования / Н.М. Александрова.- СПб.: Любавич, 2010. -188с.

4. Александрова, Н.М. Теория профессиональной дидактики в педагогическом образовании: монография / Н.М. Александрова, Г.Н. Варковецкая, Л.А. Дитяткина. - СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2013. - 269 с.

5. Александрова, Н.С. Русские народные игрушки как антопедагогический феномен: Н материале дошкольного образования: дис....док. пед. наук:13.00.01 -Наталья Сергеевна Александрова. - М.:, 2000. - 356 с.

6. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы. Под ред. Запорожца А. и Давыдова В. М. - М.: «Просвещение». 1968г. - 446с.

7. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, -№ 3, 1995.

- С. 8 -15

8. Байковская, О.Ф. Просмотр массовой продукции артелей / О.Ф. Байковская. // Научно-исследовательский институт игрушки. Игрушка. - М.: Всесоюзное кооперативное издательство, 1950. - 135 е.,

9. Балакирева, Э.В. Профессиональные основы развития педагогического образования: методология и концепция: могография / Э.В. Балакирева.- СПб.: Изд-во РГПУ им.А.П.Герцена, 2005. -185с.

10. Бартрам, Н.Д. Об игрушках. по поводу выставки «Игрушки прошлого и настоящего» в Московском кустарном музее. - М., 1909. - 46 с. С.11, с.12

11. Бартрам, Н.Д. Игрушечный промысел Московской губернии // Кустарная промышленность России. - СПб, 1913. - Т.1. - С. 219 -291.

12. Бартрам, Н.Д. Русская народная деревянная резная и расписная игрушка. Рукопись, - М.: Научный архив ХПМИ РАО. 1924., - 68 с. С. 19-20

13. Бартрам, Н.Д. От игрушки к детскому театру. - Л.: изд-во Известий ЦИК СССР и ВЦИК, 1925.- 86 с.

14. Батаршев, А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное определение личности / А.В. Батаршев. - СПб.: Речь, 2005. - 208 с.

15. Батышев, С. Я. История профессионального образования в России / С.Я. Батышев, А.М. Новиков. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. - 672 с.

16. Беляева, А.П. Методология и теория профессиональной педагогики / А.П. Беляева. - СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 1999. - 480с. C. 480.

17. Беляева, А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования / А.П. Беляева. - СПб.: Ин-т. Профтехобразования РАО, 1997. - 226с.

18. Беспалько, В.П. Педагогика и современные технологии обучения. - М.: Ин-т проф. Обр. РАО, 1995. - 336 с.

19. Богуславская, И. Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов / И.Я. Богуславская // Творческие проблемы современных народных промыслов: Сб. Статей / Сост. и. науч. ред. И.Я. Богуславская. - Л.: Художник РСФСР, 1981. С. 16-43.

20. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избр. психологические труды / Л.И. Божович: под ред. Д.И. Фельдштейна.- Воронеж: Институт практической психологии МОДЭК, 1995.-349 с.

21. Бордовская, Н.В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы - СПб.: Изд., РХГИ, 2001.-.205 с.

22. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога / Н.М. Борытко; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: «Академия», 2008.- 288с.

23. Бондаренко, Г.В. Куклы своими руками. Материалы, выкройки, технология изготовления / Бондаренко Г.В. -М.: Полиграфиздат, 2009. - 244 с. ил.

24. Боруцкий, В.И Игрушка, её история и значение / В.И. Боруцкий Кустарно-игрушечный промысел Московской губернии; Сборник. - М.: 1912. - 56 с.

25. Бунаков, Т.А Озвучивание игрушек / Т.А. Бунаков // Игрушка. Научно-исследовательский институт игрушки. - М.: Полиграфиздат. - 1951, -79 с.

26. Бухарова, Г.Д., Старикова Л.Д. Общая профессиональная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Бухарова Г.Д, Старикова Л.Д. -М.: Изд. Центр «Академия», 2009.-336с.

27. Валеев, Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие для студентов 3-5 курсов педагогических вузов по специальности «03.10.00 - Педагогика и психология». - Стерлитамак / Г.Х. Валеев. - Стерлитамак. Гос. Пед. Ин-т, 2002.-134с.

28. Ванюшкина Л.М. Миссия музея в современной социокультурной ситуации // Музей - универсальное культурно-образовательное пространство: теория и практика: монография / Общ. науч. ред. Л.М. Ванюшкиной. - спб.: ВШНИ, 2015.- С.10 -18.

29. Варковецкая, Г.Н., Теория профессиональной дидактики в педагогическом образовании: монография Г.Н. Варковецкая, Н.М. Александрова, Л.А. Дитяткина. - СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2012. - 17 п.л. (рукопись).

30. Вахштайн В.С. К микросоциологии игрушек: сценарий, афорданс, транспозиция, Логос. 2013. - №2 (92), - С.3-38

31. Вентцель, К.Н. Свободное воспитание и семья / К. Н. Вентцель // Свободное воспитание. - 1912-1913 г. № 8. - С. 35-63.

32. Волов, В.Т., Волова, Н.Ю. Инновационные образовательные процессы в экстремальных условиях / В.Т. Волов, Н.Ю. Волова. - Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2005.-116 с.

33. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. Выготский. - М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005.- 671 с.

34. Гальперин, П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления / П.Я. Гальперин, Н.Р. Котик // Вопросы психологии. - 1982.- №5. - С. 80-84.

35. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка / П.Я. Гальперин. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 45 с.

36. Гвишиани, Д.М. Наука, дизайн и будущее / Д.М. Гвишиани // Техническая эстетика, 1970. № 1. С.27.

37. Генисаретский, О.И. Дизайн и культура. - М.: изд.- во ВНИИТЭ, 1984. -

165 с.

38. Генисаретский, О.И. От метода к теории // Теоретические и методологические исследования в дизайне. - М.: Из-во Школы культурной политики, 2004. - 372 с.

39. Горлов, Д.В. О художественных требованиях к игрушке / Д.В. Горлов // Сборник Главного управления художественных промыслов и Научно-исследовательского института игрушки. За советскую игрушку. - М.: Полиграфиздат, 1948, - С. 6-7.

40. Горбунов-Посадов, И. Мастерская ручного труда / И. Горбунов-Посадов, // Свободное воспитание, - 1912-1913. № 1, - С.14,№ 6. - С 6.

41. Грабарь, М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. / Грабарь, М.И., Краснянская К.А. - М.: Педагогика, 1977. - 136 с.

42. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. -240 с.

43. Дайн, Г.Л. Сергиев Посад - столица русской игрушки Кукольный промысел: из19-в 20 век. / Г.Л. Дайн. - Сергиев Посад: - Изд. «Весь Сергиев Посад», 2011г. -280с.

44. Дайн, Г.Л. Игрушечных дел мастера / Г.Л. Дайн - М.: «Просвещение», 1994. - 178 с.

45. Динцес, Л. А. Русская глиняная игрушка: Происхождение, путь исторического развития / Л. А. Динцес. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. - 136 с.

46. Дракина, И.К. Воспитательный потенциал художественно-педагогического музея // музей - универсальное культурно-образовательное пространство: теория и практика: монография / Общ. науч. ред. Л.М. Ванюшкиной. - СПб.: ВШНИ, 2015.- С.18-30

47. Дружкова, Н. И. В. Кандинский в Баухаузе / Н. И. Дружкова // История художественного образования в России ХХ века в лицах, фактах, событиях, произведениях художественного творчества детей и подростков. Т. 1. - М.: Педагогика, 2002. - С. 303-323.

48. Дунаев, В. СогеЮКА1^х4 на примерах / В. Дунаев. - СПб.: БХВ-Петербург, 2009.- 226с.

49. Дьюи, Дж. Мое педагогическое кредо / Дж. Дьюи // Свободное воспитание, 1913-1914. - № 2.- С. 5.

50. Жердев, Е.В. Метафорическая образность в дизайне / Е.В.Жердев. - М.: МСХА, 2004. - 253 с.

51. Закон Российской Федерации «Об образовании» (273 - ФЗ РФ 2016) [Электронный ресурс] ШЬ:ЬА:р11:1р1р1р.ги/7акоп - оЬ - оЬгагоуапй.

52. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. Гос. Проф. Ун-т», 2003. - 97 с.

53. Земпер, Г. Практическая эстетика / Г. Земпер. - М.: Искусство, 1970. - 320 с.

54. Зернова, А.Б. О народной игрушке / А.Б. Зернова // Научно-исследовательский институт игрушки. За советскую игрушку. - М.: Всесоюзное кооперативное издательство, 1950, - С. 32-89.

55. Зива, В.Ф. Прогностическая модель и стратегия построения инновационной системы художественного образования в России: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Валентина Федоровна Зива. - М., 2009. - 47 с.

56. Зимина, К. И. Положительное влияние компьютерных игр на развитие подростков / К. И. Зимина // Современная психология: материалы II междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2014. - С.43 -45.

57. Зинченко, В.П. Образование, культура, сознание // Философия образования для XXI. - М.: Логос, 1992. - С.87- 105.

58. Игнатьева, А.В. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на примере изготовления мягкой игрушки: дис. ... канд. пед.наук: 13.00.02./ Алла Владимировна Игнатьева. - М.: 1998. - 260 с.

59. Игрушка. Ее история и значение: Сборник статей под редакцией Н. Д. Бартрам / В. Боруцкий, С. Глаголь, В. Харузина, В. Малахиева-Мирович и Н. Бартрам. — Москва : Издание Т-ва И. Д. Сытина, 1912. — 246 с., ил.

60. Изергина, А. Н. О моем отце, художнике Н. Д. Бартраме // Н. Д. Бартрам: Избранные статьи. Воспоминания о художнике. - М., 1979. - С.176.

61. Ильина, Т.И. Игрушка не игрушка!. - М. - Л.: Искусство, 1964. - 303 с.

62. Катаева, Е.А. Формирование и развитие художественного облика отечественной промышленности игрушки в конце 19 и первой половине 20 вв: дис. ... канд.исскус. наук: 17.00.04 /Елена Анатольевна Катаева. - М.: 2002. - 131с.

63. Калиничева, М.М., Жердев Е.В., Новиков А.И. Научная школа эргодизайна ВГИИТЭ: предпосылки, истоки, тенденции становления: монография / Калиничева, М.М., Жердев Е.В., Новиков А.И. - М.:ВНИИТЭ, Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 368 с.

64. Калмыкова, Н.В. Макетирование из бумаги и картона / Н.В. Калмыкова. - М.: КДУ, 2007. - 80 с.

65. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: - М.,1982.-Т.1.- 356 с.

66. Кантор, К.М. Правда о дизайне. - М.:АНИР,1996. - 176 с.

67. Каранович, А.Г. Мои друзья куклы - М.: Искусство 1970. - 175с. илл.

68. Карлик, Е.М. Швидкая, Г.Н.Производство игрушек из древесных опилок / Е.М. Карлик, Г.Н.Швидкая.- М.: Всесоюзное Кооперативное излательство, -1954. - 57 с.

69. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры, и дисскуссии. (Анализ зарубежного опыта) / М.В.Кларин. -Рига: НПЦ «Эксперимент», 1998. -180 с.

70. Клапаред, Э. Психология ребёнка и экспериментальная педагогика / Э. Клапаред - М.: ЛКИ, 2007. - 168 с.

71. Клецина, И.С. Психология гендерных отношений. Теория и практика / И.С. Клецина. - СПб.: Алетейя, 2004. - 408 с.

72. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский, в двух томах. Т.1 / под. ред. А.И. Пискунова - М.: «Педагогика», 1982. - 656 с.

73. Кузьмина, Н.В Методы исследования педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.-114 с.

74. Куклы мира / Вед. Ред. Е. Ананьева, - М.: Аванта+, 2003.-184 с.:илл. (Самые красивые и знаменитые).

75. Лазарев, В.С., Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика: науч.-теорет. журн. - М., 2004. N 4. [Электронный ресурс] URL http://portalus.ru/

76. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Левина, -М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.

77. Лебедев, С.В. Инновации а преподавании гуманитарных дисциплин будущим художникам традиционного прикладного искусства / С.В.Лебедев // Научно-инновационное развитие системы непрерывного профессионального образования в традиционном прикладном искусстве: Сб. науч.тр. / Под ред. В.Ф. Максимович, Н.Н. Шамрай. - СПб.:ВШНИ, 2011. - С. 66

78. Локуциевская Г. Г. Техническая игрушка // Дошкольное воспитание, - № 5, 1972. - С. 18-23

79. Локуциевская, Г.Г. Образные игрушки в эстетическом воспитании детей 5-7 лет: дис. ... канд. пед. наук / Галина Григорьевна Локуциевская. - М.:1973. -179 с.

80. Ломакин, М.О. Декоративный рисунок в подготовке бакалавров по конкретным видам традиционного прикладного искусства: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ломакин Михаил Олегович. - СПб.,2016. - 252с.

81. Ломов, С.П. Аманжолов, С.А. Методология художественного образования: Учебное пособие / С.П. Ломов, С.А. Аманжолов. - М.:МГПУ, 2011 -188с.

82. Лончинская, Т.Е. Содержание профессионального обучения реновации произведений искусства кружевоплетения: дис. ... канд.пед.наук: 13.00.08. / Татьяна Евгеньевна Лончинская. - М., 2011.- 165с.

83. Лотман, Ю.М. Статьи по семиотике искусства. - 2002. - СПб.: Академический проект,. 551 с.

84. Лэндрет, Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений, - М.: Институт практической психологии, 1998. - 368с. [Электронный ресурс] http: //www.twirpx.com

85. Ляхович-Сушкова, Д. Детская игрушка с гигиенической точки зрения / Д. Ляхович-Сушкова. // Центральный Научно-Исследовательский Институт санитарии и гигиены детей и подростков НКЗ РСФСР. - М.: гос. мед. изд-во , -1934. - 68 с.

86. Максимович, В.Ф. Социально-экономические проблемы профессионального образования в области народных художественных промыслов и пути их решения // Научно-инновационное развитие системы непрерывного профессионального образования в традиционном прикладном искусстве: Сб. науч. тр. / Под ред.В.Ф. Максимович, Н.Н. Шамрай. - СПб.: ВШНИ, 2011.8пл.

87. Максимович, В.Ф. Возрождаем традиционное прикладное искусство России. и очень успешно! / В.Ф. Максимович // Ректор ВУЗА. - 2011. - №10. - С. 22-27.

88. Максимович, В.Ф. Общие методологические предпосылки развития учебного заведения нового типа в традиционном декоративно-прикладном искусстве: метод. разр. / В.Ф Максимович. - М.: Московская школа художественных ремесел, 2000. - 21с.

89. Максимович, В. Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование: Исторический аспект, современное состояние и пути обновления / В.Ф. Максимович. - М.: Флинта, 2000. - 200 с.

90. Максимович, В. Ф. Пути обновления профессионального образования в традиционном прикладном искусстве / В.Ф. Максимович // Вопросы культурологии. - 2013. - №3.- С. 8-16.

91. Макаренко, А.С. Игра. соч. - М.: Просвещение, - 1957.T.IV. - C. 276.

92. Малахиева-Мирович, В.Г. Воспитательное значение игрушки / В.Г. Малахиева-Мирович // Игрушка. Ее история и значение. - М:.,1912. - С.140-197.

93. Мамонтова, Н.Н. Художественные ремесла и промыслы Сергиева Посада (15-20вв.): к проблеме возникновения и развития русских художественных промыслов: дис. ... канд. искусств. наук./ Наталья Николаевна Мамонтова, -М.,1998; -247с.,

94. Мамонтова, Н.Н. К истории художественно-промышленных музеев в России // Научные чтения памяти В. М. Василенко. Сб. статей, вып. 2. М.: Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, 1998. - с. 46.

95. Мамонтова, Н.Н. Сергиевский резчик Иван Хрустачев, «Антиквариат», № 5 (37). - М.: IP MEDIA Inc., 2006. - 144 с.

96. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М.И. Махмутов, - М.: Педагогика, 1975. - 367 с.

97. Махмутов, М.И. Методы проблемно-развивающего обучения в средних профтехучилищах / М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин // Вестник высшей школы. - 1977. - №2. - С. 17-24.

98. Моложавая, Е.К. К оформлению комплексной игрушки / Е.К Моложавая // Сборник Главного управления художественных промыслов Научно-исследовательского института игрушки. Советская игрушка. - М., 1936. - С.45.

99. Мотяшов, И. Культура игры и детская литература // Дошкольное воспитание. - 1985, - №6.- С 24

100. Монтессори, М. Дом ребенка: метод научной педагогики / М. Монтессори; пер. с итал. С.Г. Зайтовского. - М.: «Сотрудник школ» А.К. Залеской, 1915. - 375 с.

101. Медведева А. Крашеная Барби с двусмысленным прищуром. // Культура. - 1997, - 8 марта. - С. 14.

102. Миллер, С. Психология развития: методы исследования. - СПб., 2002. - С. - 154

103. Мухина, В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. - 1988, - №2. -128 с.

104. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для вузов. - 4-е изд. стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

105. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000. - 200 с.

106.Найн, А.Я. Инновации в образовании. / А.Я. Найн. - Челябинск: ГУ ПТО адм. Челяб. Области, Челяб. Фил. ИМО МО РФ, 1995. - 288с.

107. Народное искусство в России в современной культуре ХХ-ХХ1 век / автор.-сост. М.А. Некрасова. - М.: «Коллекция», 2003. - 256с.,

108. Невский, В. Программы по техникуму для игрушечников / В. Невский // Игрушка №12. - М.: ДЕТИЗДАТ ЦК ВЛКСМ, 1938. - 35с.

109. Некрасова, М.А. Проблемы народного искусства: сб. статей. / ред. М.А. Некрасовой. - М.: Изобраз. Искусство, 1982. -135 с. - (АХ СССР).

110. Некрасова, М.А. Темерин, С.М. Советское декоративное искусство: Народные художественные промыслы: материалы и документы, 1917-1932.

Академия художеств СССР, НИИИ теории и истории изоб. искусства / М.А. Некрасова, С.М. Темерин, - М.: Искусство, 1986. - 231 с. + таблицы

111. Некрылова, А.Ф. Кукольники в Петербурге. // Куклы и Петербург. -Спб.,1995. - С. 18-25.

112. Нельсон, Дж. Проблемы дизайна / Дж. Нельсон. М.: «Искусство»,1971.-

207c.

113. Неменский, Б.М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. - М.: Просвещение, 2007. - 255 с.

114. Немов, Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007, - 560 с: ил.

115. Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития / А.М. Новиков. - М.: Издательство «Эгвес», 2000. -272 с.

116. Новиков, А.М., Новиков Д.А. Методология учебной деятельности / А.М. Новиков. - М.: Издательство «Эгвес», 2004. - 120с.

117. Новиков, А.М. Методология образования / А.М. Новиков. - М: Издательство «Эгвес», 2002г. - 320с.

118. Новиков, Н.В. Специфика и проблемы интервью как техники исследования. - В кн.: Социальные исследования. Вып.5 Теория и методы / Н.В. Новиков. - М.: «Наука», 1970, - 265с.

119. Образцов, С. В. Кукла - актер. // "Игрушка", - 1937. - № 4. С.87.

120. Образцов, П. А., Образцова, Е.М. : Необыкновенный Образцов. Хозяин кукольного дома и. Необыкновенный Образцов. Хозяин кукольного дома и его семья. Издательство: Яуза, Эксмо, 2006, - 336 с.

121. Онищенко, Э.В. Управление качеством современного высшего профессионального образования в России в парадигме культурологического подхода / Zeszyty Naukowe. Problem nauk spolecznych, №12, 2013,- 219 с.

122. Онушкин, О.Г. Образование взрослых: теория и практика / Под ред. Онушкина В.Г. и др. - СПб.: 1995. - 81с.

123. Оршанский, Л.Г. Художественная и кустарная промышленность СССР 1917-1927 гг. Ленинград: Изд-во.: Издание Академии Художеств, 1927, Ленинград. - 84 с.

124. Оршанский, Л.Г. Статьи по истории, этнографии и психологии игрушек / Оршанский Л.Г. Игрушки. - Петроград: «Гос. изд-во»., 1923. -203 с.

125. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Серия «Мастера психологии» / М.В. Осорина - СПб.: Питер, 1990. - 288 с. -.

126. Панов, В.И. Психодидактика систем: теория и практика / В.И. Панов, -СПб.: Питер, 2007. - 352с.:ил.

127. Педагогика: учеб. пособие для бакалавров. Серия: Бакалавр. Базовый курс / под. ред. П.И. Пидкасистого; -3.е изд., испр. и доп. - М.: Изд. Юрайт, 2013.-511с.

128. Петухов, М.А. Профессионально-технологическая система обучения специальным предметам / М.А. Петухов; под науч. Ред. А.П. Беляевой. -Ульяновск: УЛГТУ, 2001. - 199с.

129. Перминова, Н.И. Игрушки с историей: ОАО «Весна» / Н.И. Перминова.

- Киров: О-Краткое, 2012.- 80с.-ил.

130. Попков, В.А., Коржуев, А.В. Дидактика высшей школы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Попков, Коржуев А.В. - М.: Издат. Центр «Академия», 2004. - 192 с.

131. Профессиональная педагогика / под ред. С.Я. Батышев, А.М. Новикова,

- М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2010 - 456 с.

132. Прокопьев, Дм. По страницам истории игрушки / Дм. Прокопьев // Советская игрушка. - 1936.- № 6 - С. 22 - 24.

133. Производство игрушек. учеб. пособие для проф. - тех. учеб. заведений.

- М., «Высшая школа», 1972. - 182 с.

134. Пряхин, В.П. История советской игрушки за 60 лет: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / В.П. Пряхин - М.: 1979.- 140с.

135. Русское народное искусство на Второй Всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 году; - Петроград: Главное Управление Землеустройства и Земледелия, 1914. - 230 с.

136. Рыбников, Н.А. Детские игрушки и их выбор / Н.А. Рыбников - М.: Работник просвещения, 1927. - 52 с.

137. Савенкова, Л.Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: Интеграция в педагогике искусства, монография / Л.Г. Савенкова - М.:МАГМУ-РАНХиГС, 2011. - 156 с.

138. Сахарова, В. Куклы советского времени / Дошкольное воспитание -1967, № 2, - С.114.

139. Сальникова, А. История елочной игрушки, или как наряжали советскую елку - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 240 с.

140. Семушкина, Л.Г. Ярошенко, Н.Г. Содержание и методы обучения в средних учебных заведениях: учеб.- метод. пособие / Л.Г. Семушкина, Н.Г. Ярошенко. - М.: Высш. Шк., 1990. -192 с. : ил.

141. Ситаров, В.А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. / В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: издат. центр «Академия», 2002. - 416 с.

142. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М.Н. Скаткин. - М.: Педагогика,1986. - 152 с.

143. Смирнов, В.И. Традиции и творчество в культуре: методологические и

методические вопросы: монография / В.И. Смирнов. - СПб.: С.- Петерб. гос. акад.

ин-т живописи, скульптуры и архитектуры, 2002. - 83 с.

144. Соколова, Э. С. Дети и детские организации России в XX веке: история и современность глазами социологов / Э.С. Соколова, М.И. Федорова. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 256 с.

145.Соколова, М.В., Мазурова М.В. Герои современных мультфильмов в игрушках и играх дошкольников // Культурно-историческая психология. - 2015.Т. 11 .№ 2. - С. 80 - 85.

146. Соловьева, Л.И. Русский сувенир. Игрушка. М.: Интербук-бизнес, 2002. - 120 с.

147. Соловьёв, Ю. Б. Моя жизнь в дизайне. - М.: Союз дизайнеров России, 2004. - 256 с.

148. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 1988. - 175 с.

149. Татарникова, А. Работа института игрушки с авторами / Татарникова А. - М.: Советская игрушка №6, 1936. С. 14.

150. Теория профессиологии педагогического образования: монография / Н.М. Александрова и др. Федеральное гос. Научное учреждение «Ин-т пед. Образования и образования взрослых» РАО - Санкт-Петербург: - Изд - во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. - 230 с.

151. Тихомиров, С.А. Игрушка в традиционном прикладном искусстве: культурологический аспект // Музей - универсальное культурно-образовательное пространство: теория и практика: монография. - СПб.: ВШНИ, 2015.- С. 65-70

152. Тихомиров, В.Б. Планирование и анализ эксперимента. - М.: Лёгкая индустрия. - 1984. - 263с.

153. Тихеева, Е. Роль игры в развитии преддошкольников. Игрушка. - М.: ДЕТИЗДАТ ЦК ВЛКСМ. - 1938. - № 6. С. 11-12.

154. Усова, А.П. Игра и игрушка / Усова А.П. - Л.: Учпедгиз. 1940.- 44 с.:

илл.

155. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей: сборник статей / под ред. А.

B. Запорожца; - М.: Просвещение, 1976. - 97с.

156. Фаворский, В.А. Вопросы, возникающие в связи с композицией // Проблемы композиции / В.А.Фаворский. - М.: Изобразительное искусство, 2000.-

C. 80-91.

157. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям). Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. № 1391, -М.:

24 ноября 2014 г., регистрационный N 34861 [Электронный ресурс] URL: http: //base.garant.ru

158. Федотова, О.В. Особенности профессионального образования: монография / О.В.Федотова. - М.: Реал - Графика, 2010. - 144 с.

159. Флёрина, Е.А. Педагогические требования к Советской игрушке / Е.А. Флёрина // Сборник Главного управления художественных промыслов и Научно-исследовательского института игрушки. За советскую игрушку - М.: Полиграфиздат, 1948, - 59 с.

160. Флоренский, П.А. О кукольном театре Ефимовых / П.А. Флоренский, // Ефимов И. Об искусстве и художниках. - М.,1977. - С.198.

161. Фомина, Н.Н. Художественное воспитание детей в культуре России первой половины ХХ в.: автореф.дис. ... докт.пед.наук: 13.00.02 / Н.Н.Фомина, Ин-т худож. обр. Рос. Академии образования. - М., 2002. - С. 27.

162. Фомина, Н.Н. Развитие педагогики искусства на основе ведущих научных школ: (постановка проблемы на примере «Школы А.В. Бакушинского» // Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания: материалы I Междунар. Науч. Сес. (29-31 мая 2007 г.). - М.: ИХО РАО, 2007. - С. 16-23.

163. Фомина, Т.В. Роль игрушки в жизни и воспитании дошкольника [Электронный ресурс] http://doshkolnik.ru/psihologiya/13263.html

164. Фридман, Л.М. Психодидактика общего образования / Л.М. Фридман. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. - 288с.

165. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс // Экспериментальный метод. «Прогресс», 1966. - № 1, - № 2. - С. 99-156.

166. Холмянский, Л.М., Щипанов, А.С. Дизайн. Книга для учащихся / Л.М. Холмянский, А.С. Щипанов - М.: Просвещение, 1995.- 240 с.

167. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А.В. Хуторской. [Электронный ресурс] URL: http://www.eidos.ru/2005/1212.htm.

168. Церетели, Н. Русская крестьянская игрушка / Н. Церетели -ACADEMIA, 1933. - 261 с.

169. Черпанов, В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях, -М.: Педагогика, 1989. - 150 с.

170. Четырина, Н.А. «Для науки кукольного мастерства: художественные промыслы в документах ратуши Сергиевского посада (1796-1864гг.) / Н.А. Четырина - М.:АИРО-ХХ1 Москва, 2015.- 312с.

171. Шамрай, Н. Н. Инновационное развитие профессионального образования: гносеологический подход / Н.Н. Шамрай // Научно-инновационное развитие системы непрерывного профессионального образования в традиционном прикладном искусстве: сборник науч. тр. / под ред. В.Ф. Максимович, Н. Н. Шамрай. - СПб.: ВШНИ (ин-т), 2011. С.17-21.

172. Шамрай, Н.Н. Принципы профессионального обучения. / Н. Н. Шамрай // Энциклопедия профессионального образования. - М.; Т.2. С.327

173. Шапкин, В.В. Предпринимательские навыки и трудоустройство выпускников вузов / В.В. Шапкин // Декоративно-прикладное искусство и образование. Электронный научный журнал. - М.: ВШНИ, 2015. - Вып.3. - URH: - http//www.dpio

174. Школяр, Л. В. Художественное образование в России: проблемы и перспективы / Л. В. Школяр // Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания. - М.: ИХО РАО, 2007. - Ч. 1. - С. 9-15..

175.Шумунова, Т.В. Психолого-педагогические основы развивающей среды музея игрушки: дис. ... канд.пед.наук: 13.00.01/ Татьяна Владимировна Шумунова. - М.:, 1999. - 221 с.

176. Эльконин, Д.Б. Психология игры, 1978 [Электронный ресурс] URL: http://medicinapediya.ru/vozrastnaya-psihologiya_783/istorii-igrushki-40206.html

177. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 1971, № 4. - С.8-16

178. Юцявичене, П.А. Принципы модульного обучения / П.А. Юцявичене // Сов. Педагогика. - 1990. - № 1. С.55-70, - № 2. С.56-72.

179. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.