Сообщество и событие в пространстве современного социально-философского знания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Гайнутдинов, Тимур Рашидович

  • Гайнутдинов, Тимур Рашидович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Ярославль
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 191
Гайнутдинов, Тимур Рашидович. Сообщество и событие в пространстве современного социально-философского знания: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Ярославль. 2006. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Гайнутдинов, Тимур Рашидович

Введение. -

Глава 1. Событие и сообщество.

1.1 Сообщество как "чистое и простое событие"

1.2 Событие соприкосновения

1.3 Сведение счётов сообщества

1.4 Топография сообщества. -

Глава 2. Сообгцество и Суверенность (Жорж Батай)

2.1 "Внутренний опыт" Жоржа Батая

2.2 Суверенное сообщество

2.3 Маргинальная эстетика. -

Глава 3. Сообщество и Господство.

3.1 Сообщество тех, кто лишён общества

3.2 Отступание политического -156 Заключение. -170 Список используемой литературы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сообщество и событие в пространстве современного социально-философского знания»

Актуальность темы исследования обусловлена потребностями научно-теоретического и социально-практического характера, и связана с поиском оригинальных философских концептов для объяснения происходящих в современном обществе процессов.

В настоящее время социально-историческая практика человечества и философская рефлексия над ней вступили в качественно новый этап. Содержанием его является смена социокультурной парадигмы, которая сопровождается значительными трансформациями в социальной сфере существования индивида. Структура современной общественной жизни сегодня уже не видится одномерной, однородной, но, напротив, многомерной и многогранной. Именно в последнее время всё более очевидной становится многогранность и поливариантность социально-политических отношений, что, в свою очередь, резко повышает требовательность к философии, изучающей социальные процессы. Традиционные философские концепты перед лицом новых задач оказываются неудовлетворительными. Возникает необходимость преодолеть сложившиеся схемы анализа социальной реальности. Эту необходимость возможно реализовать за счет изменения и углубления теоретико-методологических основ социально-философского познания, а также тщательной проработки основных понятий, составляющих проблемное поле современной философии. Со всей очевидностью встаёт вопрос о способах существования таких ключевых для социальной философии понятий, как событие, сообщество, совместность, современность, сознание, поскольку именно они во многом определяют современную картину социального знания, как в плане его наиболее общего конституирования, так и в аспекте его внутреннего структурирования и концептуализации. Однако именно эти понятия, по-прежнему, остаются наименее изученной областью в корпусе социально философских тем, и именно их ироблематизацию можно обозначить в качестве одной из актуальных задач современного социально-философского анализа. И, прежде всего, необходимо детально исследовать стратегии реализации в пространстве современной социальной философии таких концептов как сообщество и событие. При этом важно рассмотреть онтологический, исторический и социальный статус данных категорий, а также наиболее существенные концептуальные подходы к их описанию в пространстве социально-философского дискурса. Особо актуальным представляется исследование того, каким образом событие репрезентируется в социальном пространстве, какие стратегии используются современными аналитиками социальной реальности, чтобы исследовать данное понятие.

Актуальность разработки понятий сообщества и события обусловлена ещё и тем, что в практиках современного философствования недостаточно внимания уделяется традиционным вопросам о методологической целесообразности и категориальной строгости используемых понятий и определений, и отчасти именно поэтому многие работы имеют достаточно узкий круг применения и крайне неубедительный характер собственных теоретических построений. В подобной ситуации не представляется возможным корректно и непротиворечиво решать актуальные социально-философские проблемы: о соотношении индивидуального и социального, о многомерности и гетерогенности социального бытия, о становлении социальности, об отношениях Я и Другого, о сущности и содержании категорий "сообщество" и "событие", о специфике их отношений, о событийном характере социальных явлений и феноменов, о социализирующей деятельности сообществ и др. Именно поэтому особо актуальны исследования, предлагающие не только оригинальные концептуальные решения поставленных задач, но также разворачивающиеся посредством целостной проработки используемых понятий и методов. В этом проблемном поле и может быть выявлена актуальность нашего исследования.

Степень разработанности темы. Тема "сообщества и события", а также самой частицы "со", что их формирует, становится одной из приоритетных тем в социально-философской мысли второй половины двадцатого века и, как представляется, к настоящему времени она лишь упрочила собственную актуальность и аналитическую ценность. Концептуальный анализ категорий "сообщества" и "события" связан с целым комплексом работ тех философов, чьи исследования определили развитие современной мысли. Здесь следует в первую очередь упомянуть Ж. Делёза и Ф. Гваттари, Ж. Деррида, М. Бланшо, Ж.-Л. Нанси, Ж.-Ф. Лиотара, А. Бадью, Ж. Рансьера и др. При этом, следует отметить, что сама проблема "сообщества и события" была поставлена многим ранее. Уже Хайдеггер писал о необходимости выстраивания некоторой фундаментальной онтологии исходя из события, которое "мы должны теперь использовать как ведущее слово в деле мышления"1. В это же время Батай стремился - и в мыслях и в реальности - к реализации некоторой предельной формы общностного опыта. Однако до недавнего времени "никто не сподвигся радикальным образом тематизировать "со" ("вместе") как о сущностную черту бытия и общества" . Именно такого рода "тематизацию со-" можно обозначить в качестве одной из задач данного диссертационного исследования.

В книге "Праздное сообщество" (La communauté desoeuvré) и позже в работе "Бытие единичное множественное" (Etre singulier pluriel) Жан-Люк Нанси описал сообщество, как то, что дано до бытия, что не предполагает бытие-для-себя, но исключительно бытие-одних-в-месте-с-другими. Нанси рассматривает проблематику сообщества в-месте события, и помещает само это "в-месте" в центр бытия: ".не бытие сначала, а затем прибавление о некоторого в-месте, но это в-месте в центре бытия" . Это значит, что со

1 Хайдеггер М. Закон тождества // Разговор на просёлочной дороге. Избранные статьи позднего периода творчества. М., 1991. С. 77.

2 Нанси Ж.-Л. Бытие единичное множественное. Мн., 2004. С. 63.

3 Там же. С. 58. впадение в-месте - есть изначальная ситуация бытия; оно формирует ситуацию как таковую, где быть значит всегда уже быть-в-месте и сообща-один-с-другим: "бытие, в конце концов, есть бытие-вместе - вот то, что нам необходимо осмыслить"4. Быть-в-месте с другим означает возле некоторого "со" и выставляет это "со" напоказ в качестве диспозиции бытия и общества. В работе "Праздное сообщество" Нанси показывает, как идея сообщества начинает доминировать в современных философских размышлениях, где ключевыми оказываются проблемы события, опыта, суверенности и проч. Сообщество связывается у Нанси с неустранимым опытом со-в-местного существования - со-бытия. При этом, Нанси говорит о сообществе как о "праздном" или "неработающем" в двух смыслах: во-первых, сообщество "неработающее" в том смысле, что не производит какой бы то ни было работы, в соответствии с результатами которой оно могло бы быть зафиксировано, а во-вторых, само понятие "сообщество" перестаёт работать в качестве описания некоторой социальной общности.

Проблематике сообщества посвящена также работа Мориса Бланшо "Неописуемое сообщество" или, что более точно, "Непризнаваемое сообщество" (La communauté inavouable). Бланшо, во многом развивая идеи Батая и Нанси, говорит о сообществе как "неописуемом" в том плане, что оно избегает говорить о себе, и "непризнаваемом", поскольку сторонится любого рода признаний в собственном существовании.

Отчётливое стремление к критическому осмыслению проблематики "сообщества и события" характерно и для других французских философов. Так, Жак Рансьер в целом ряде текстов разрабатывает концепцию "Сообщества равных" (существует одноимённый доклад Рансьера, сделанный им на конференции, проведённой в 1987 году в рамках Международного философского коллежа). "Событийную" концепцию политики разрабатывает Ален Бадью в книгах "Можно ли мыслить

4 Там же. С. 102. политику?" и "Кратком трактате по метаполитике" (нельзя не упомянуть и самой фундаментальной работы Бадью "Бытие и событие", где он ставит своей целью ни много ни мало как изложить программу, опираясь на которую следует заново отстроить здание философии). Особенно необходимо выделить статью Алена Бросса "Невыговариваемое", в которой автор, осмысляя теракты 11 сентября, разрабатывает проблематику "сообщества тех, кто лишён языка", являющуюся центральной для третьей главы нашего исследования.

Следует отметить, что настоящее исследование не носит историко-философского характера, в силу чего в нём не ставилась цель подробно воспроизвести и проанализировать все более-менее значимые концепции, связанные с проблематикой, отсылающей (онтологически - посредством выстраивания концепции "события" или же социально-политически — через разработку идеи "сообщества") к некоторой непроизвольной "единичной множественности со". Акцент сделан на французской философии второй половины XX века, но и здесь мы сознательно уклонились от хронологической последовательности в изложении, оставив лишь последовательность топологическую.

Что касается степени освещения рассматриваемой проблемы в отечественной научно - исследовательской литературе, то она не может быть оценена однозначно. С одной стороны, уже начиная с 1970-х годов в нашей стране появляются единичные исследования, посвящённые концепциям французского структурализма и постструктурализма (например, работа Н. С. Автономовой "Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках"), в рамках которых собственно и оформляется проблематика "сообщества и события". Но, в то же самое время, вплоть до недавнего времени оставались не переведёнными на русский язык основные тексты ключевых французских философов середины - второй половины XX века (мы имеем ввиду тексты Батая, Бланшо, Барта, Клоссовски, Фуко, Деррида, Делёза и др.). Лишь в 90-х годах появляются издания этих текстов на русском языке5, а вместе с ними значительно расширился и круг публикаций, связанных с их критическим осмыслением. Но и здесь ключевую роль играют, прежде всего, те авторы, которые занимаются непосредственным переводом текстов исследуемых философов.

Для нашего исследования безусловно значимой была работа С. Л. Фокина "Философ-вне-себя", посвященная становлению мировоззрения Жоржа Батая в контексте развития французской философии. Одной из ключевых проблем, рассматриваемых Фокиным, является участие Батая в различного рода сообществах ("Контратака", "Ацефал", "Коллеж Социологии").

Критическому анализу категории "сообщества" через призму некоторой общности посвящена работа О. Аронсона "Богема: опыт сообщества (наброски к философии асоциальности)".

Понятие "события" с точки зрения синергетических феноменов языка анализируется авторами сборника (Аршинов В., Гиренко Ф. М., Киященко Л., Родин А., Свирский Я. и др.), изданного институтом философии РАН: ■ "Событие и смысл: (Синергетический опыт языка)". Целый ряд авторов данного сборника используют в своём анализе смысла события идеи и.; подходы, разработанные в современной французской философии.

Но, несмотря на то, что число публикаций, посвященных французской философии второй половины XX века продолжает увеличиваться, до сих пор нет ни одного сколь бы то ни было целостного исследования, посвященного вопросу концептуализации проблемы сообщества и события в современной французской философии. Вместе с тем, на наш взгляд, именно эта проблематика, в том или ином своём аспекте является одной из центральных в современной философии. Отчётливо ощущается необходимость в

5 Здесь значительную роль сыграли В. Е. Лапицкий (опубликованы его переводы текстов Бланшо, Деррида, Клоссовски, Лиотара, Рансьера, Бадью и др.), С. Л. Фокин (переводы Батая, Лейриса, Делёза, Лаку-Лабарта, Сюриа, Бросса и др.), С, Зенкин (Барт, Бодрийяр, Делёз, Кайуа и др.), М. Рыклин (тексты Деррида и сборник его интервью с крупнейшими современными философами "Деконструкция и деструкция"), Б. М. Скуратов (Фуко, Батай, Делёз, Рансьер), А. В. Гараджа (Деррида, Бодрийяр, Лиотар, Лаку-Лабарт), С. Дубин (Бланшо) и др. целостном исследовании концепции "сообщества" в современной социальной философии. И то, что настоятельно заявляет здесь о себе, это вовсе не "социальное измерение", накладываемое на матрицу индивидуальной данности. Речь идёт о другом: о том, чтобы осмыслить сообщество в его неуступчивой совместности событию.

Эта установка была решающей при определении цели и задач диссертационного исследования, а также его структуры.

Целью настоящего исследования является рассмотрение онтологического, исторического и социального статуса категорий "сообщества" и "события", а также наиболее существенных концептуальных подходов к описанию данных понятий в пространстве социально-философского дискурса.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: о прояснение и уточнение сущности и содержания категорий "сообщества" и "события" в контексте современной социальной философии; о теоретико-методологическое обоснование продуктивности использования концептов "сообщества" и "события" в пространстве социально-философского дискурса; е описание специфики отношений между событием и сообществом в их онтологической и социальной сопричастности; о выявление социализирующей деятельности сообществ в качестве необходимого условия социального и экзистенциального позиционирования субъекта; о анализ философии Жоржа Батая в качестве одного из важнейших источников современного дискурса сообщества; @ обозначение возможного спектра применения таких понятий как "сообщество" и "событие" при решении традиционных социально-философских проблем; о практическая актуализация концептов "сообщества" и "события" при анализе современных социально-политических процессов.

Объектом исследования являются категории "сообщества" и "события" как социально-философские понятия. В качестве предмета исследования выступают различные стратегии реализации концептов "сообщества" и "события" в пространстве современной социальной философии.

Теоретическая и методологическая основа исследования обусловлена спецификой изучаемой проблемы, а также целью и задачами диссертационной работы. При изложении материала мы придерживались метода социальной синергетики и основных диалектических принципов: объективности, закономерности, взаимосвязи и развития, связи общего и особенного. Также в исследовании был задействован герменевтический метод анализа. В качестве общенаучных методов использованы исторический метод и метод сравнительного анализа.

Кроме того, методологическую основу диссертационного исследования составляет комплекс подходов, выработанных французской постструктуралистской мыслью для глубинного анализа различных социальных феноменов. Прежде всего, при определении методологических ориентиров нашей работы, мы использовали радикальную методологическую манифестацию Бодрийяра: "Радикализация гипотез является единственно возможным методом, ибо теоретическое насилие образует на уровне анализа эквивалент того "поэтического насилия", которое, как писал Ницше, "обновляет строй всех атомов фразы"6. "Радикализация гипотез" в качестве методологического основания сопряжена с некоторой степенью вызывающей теоретической агрессивности, а также, является условием определённого радикального или, используя терминологию Бурдье, "гиперболического" сомнения. Сторонясь подобного эпистемологического радикализма, мы обречены на пустое повторение

6 Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000. С. 342. сказанного прежде, механическое проговаривание п(р)ошлых теорий. "Необходимо вернуть человеческому разуму его функцию турбулентности и агрессивности. Необходимо перейти на ту сторону, где больше мыслят. где разум любит быть в опасности. Если в опыте мы не ставим на карту разум, этот опыт не стоит и испытывать. Риск разума должен быть всеобщим. Иначе говоря, в царстве мысли неосторожность является п методом." . Мы не можем познавать, при этом не подвергая познание риску распада и разложения, иначе говоря, мы не можем писать и при этом не разрушать. Чтобы сказать о событии, необходимо вернуть слову событие.

Необходимо обнаружить место, в котором артикуляция языка происходит посредством и в-месте события. Подобные методологические установки, проходящие сквозной линией через всё наше исследование, развивал

Мишель Фуко: "Во имя методологической строгости мы должны уяснить, 8 что можем иметь дело только с общностью рассеянных событий" .

Для реализации сформулированных целей и задач использованы следующие критерии отбора материала: во-первых, фундаментальность и концептуальность разработки проблематики; во-вторых, новизна и своеобразие взглядов того или иного автора по сравнению с предшественниками в постановке и способах разработки проблемы. Научная новизна исследования: о раскрыты сущность и содержание категорий "сообщества" и "события" в контексте современной социальной философии; е концепты сообщества и события проанализированы в их смысловой соотнесённости, что позволило обнаружить их онтологическую и социальную сопричастность, а также создало новые смысловые пространства для интерпретации целого ряда ключевых для социальной философии понятий;

7 Башляр Г. Коллеж социологии. СПб., 2004. С. 27.

8 Фуко М. Археология знания. Киев, 1996. С. 24. о обоснована продуктивность использования концептов "сообщества" и "события" в пространстве современного социально-философского дискурса; выявлена социализирующая деятельность сообществ в качестве необходимого условия социального и экзистенциального позиционирования субъекта; о обозначен возможный спектра применения концептов "сообщества" и "события" при решении как традиционных социально-философских проблем, так и при анализе современных социально-политических процессов.

Новизна исследования конкретизируется в следующих основных положениях, выносимых на защиту:

1. Проблемы события, сообщества и совместности постепенно начинают доминировать в современной социальной философии, инициализируя собой новый тип экзистенциальной и социальной аналитики.

2. Последовательное усиление значимости данных проблем в философии объективно связано с процессами трансформации в социальной сфере существования индивида. Современные тенденции, наблюдаемые в обществе - децентрация, фрагментарность, изменчивость, неопределённость, кризис идентификации - требуют выработки новых аналитических концептов, способных целостно описывать данные социальные изменения.

3. Рассмотрение сообщества только в качестве статичной структуры, социального организма или института является недостаточным и непродуктивным в условиях полисубъектной социальности. Возникающая проблема выяснения тенденций и перспектив социально-философской трактовки сообщества наиболее целостно может быть решена посредством её (трактовки) событийной переориентации. Последняя направлена на преодоление методологических стереотипов, связанных с представлением о сообществе как статичной, упорядоченной и в конечном итоге непроблематизируемой "данности".

4. Социальная реальность событийна. Каждый индивид выступает мобильной совокупностью некоторых прав и обязанностей, ролей и функций. Но они не относятся к реализации какого-то основания или цели: единственная цель - это институция самой социальности. И в сообществе индивид как раз и разделяет в-месте с другими функции, роли и знаки социальности, и в этом разделении полностью выражается событие совместности. Событие здесь - это некое различие, реализующееся в элементарном практическом (взаимо)действии и структурирующее социальную систему.

5. Событие составляет условие экспозиции сообщества или, иначе говоря, сообщество нуждается в событии, в качестве места собственного развёртывания. Именно поэтому, сущностную черту сообщества мы можем определить следующим образом: у него нет иного источника, который оно могло бы присвоить, кроме как единственное "в-месте события", его конституирующее.

6. Событие также является единственным возможным ориентиром существования политического и единственным местом, куда политическое может быть вписано. В ситуации, когда политическое пространство характеризуется непрерывностью и бессобытийностью (а именно это ключевые черты современной политической ситуации), ничто не гарантирует, что само понятие политического продолжает сохранять собственную обоснованность.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты работы имеют не только теоретическую, но и практическую значимость, поскольку способствуют пониманию социального мира как пространства со-бытия, что открывает дополнительный путь для реализации индивидуальных возможностей в условиях совместного бытия.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке спецкурса, посвященного основным проблемам современной французской философии. Кроме того, возможно использование данных материалов при подготовке соответствующих разделов учебных курсов по социальной и политической философии, истории философии, а также при написании учебных и методических пособий.

Ряд положений диссертационного исследования нашли своё отражение в опубликованных автором статьях9.

Структура диссертации отражает логику исследования и выстраивается в соответствии с поставленной целью и задачами. Работа включает в себя введение, три главы основной части (первая глава состоит из четырёх параграфов, вторая - из трёх, третья - из двух), заключение и библиографический список, состоящий из 196 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Гайнутдинов, Тимур Рашидович

Основные выводы:

1. Проблемы события, сообщества и совместности постепенно начинают доминировать в современной социальной философии, инициализируя собой новый тип экзистенциальной и социальной аналитики.

2. Последовательное усиление значимости данных проблем в философии объективно связано с процессами трансформации в социальной сфере существования индивида.

3. Рассмотрение сообщества только в качестве статичной структуры, социального организма или института является недостаточным и непродуктивным в условиях полисубъектной социальности. Возникающая проблема выяснения тенденций и перспектив социально-философской трактовки сообщества наиболее целостно может быть решена посредством её (трактовки) событийной переориентации. Последняя направлена на преодоление методологических стереотипов, связанных с представлением о сообществе как статичной, упорядоченной и в конечном итоге непроблематизируемой "данности".

4. Социальная реальность событийна. Каждый индивид выступает мобильной совокупностью некоторых прав и обязанностей, ролей и функций. Но они не относятся к реализации какого-то основания или цели: единственная цель - это институция самой социальности. И в сообществе индивид как раз и разделяет в-месте с другими функции, роли и знаки социальности, и в этом разделении полностью выражается событие совместности. Событие здесь - это некое различие, реализующееся в элементарном практическом (взаимо)действии и структурирующее социальную систему.

5. Событие составляет условие экспозиции сообщества или, иначе говоря, сообщество нуждается в событии, в качестве места собственного развёртывания. Именно поэтому, сущностную черту сообщества мы можем определить следующим образом: у него нет иного источника, который оно могло бы присвоить, кроме как единственное "в-месте события", его конституирующее.

6. Событие также является единственным возможным ориентиром существования политического и единственным местом, куда политическое может быть вписано. "Событийное "имеется", взятое наобум, как раз служит местом, куда вписывается сущность политики. Сущность политики целиком и полностью заключается в верности событию."208.

7. В ситуации, когда политическое пространство характеризуется непрерывностью и бессобытийностью (а именно это ключевые черты современной политической ситуации), ничто не гарантирует, что само понятие политического продолжает сохранять собственную обоснованность.

В самом конце нашей работы мы хотели бы сказать нечто, что должно было быть сказано в её начале, нечто, с чем начало согласуется, и нечто, что начало согласует с её венцом: "Со слова со начинается, стало быть, этот текст / Первая строка которого, говорит правду."209. Со слова со начинается, стало быть, всякий текст, и в самом этом начинании заложен весь смысл того, что мы именуем философией, обществом, политикой и поэтикой. В этом весь смысл наших слов и наших дел, в этом весь смысл наших вопросов и наших ответов, смысл нашего сопротивления и смысл нашего существования.

208Бадью А. Можно ли мыслить политику? Краткий трактат по металолитике. М., 2005. С. 53, 65.

209 Понж Ф. Цит. по.: Деррида Ж. Слухобиографии: учение Ницше и политика имени собственного. СПб., 2002. С. 32.

Заключение

Когда в книге 3 "Науки логики" - "Учение о понятии" Гегель, определяя задачу философии, пишет: "Философия должна быть не рассказом о том, что происходит, а познанием того, что в нём истинно, и из истинного она должна, далее, постичь то, что в рассказе выступает как простое событие"202, - в этот самый момент он, возможно даже не отдавая себе в этом отчёта, открывает современность. С этих слов вводной части ("О понятии вообще"), уступающих себя тексту, что идёт им вслед, нечто происходит с современной мыслью - она открывает событие. Именно это открытие во всём множестве его значений мы и попытались отразить в данной работе. Подводя итоги проведенного исследования, необходимо кратко воспроизвести его логику и основные полученные научные результаты.

Основной проблемой нашей работы являлось рассмотрение онтологического, исторического и социального статуса категорий "сообщества" и "события", а также наиболее существенных концептуальных подходов к описанию данных понятий в пространстве социально-философского дискурса. Постановку этой проблемы мы рассматривали как условие развития современной философии, трансформации стиля мышления и соционаучного дискурса. Для того чтобы разрешить данную проблему была выдвинута социально-философская программа её решения, включающая в себя определенные исследовательские шаги.

Во-первых, определены сущность и содержание категорий "сообщества" и "события" в контексте современной философии. Во-вторых, проведено теоретико-методологическое обоснование продуктивности использования концептов "сообщества" и "события" в пространстве социально-философского дискурса. В-третьих, описана специфика отношений между событием и сообществом в их онтологической и социальной сопричастности. В-четвёртых, выявлена социализирующая деятельности сообществ в качестве необходимого условия социального и экзистенциального позиционирования субъекта. В-пятых, проведён анализ философии Жоржа Батая в качестве одного из важнейших источников современного дискурса сообщества. В-шестых, обозначен возможный спектр применения таких понятий как "сообщество" и "событие" при решении традиционных социально-философских проблем. В-седьмых, практически актуализированы концепты "сообщества" и "события" при анализе современных социально-политических процессов.

Именно проблематика сообщества и события начинает доминировать в современных социально - философских размышлениях, где ключевыми оказываются проблемы совместности, суверенности, различия и проч. Об этом, в частности, пишет Жан-Люк Нанси, когда замечает, что "вопрос о бытии и смысле бытия стал вопросом о событии и бытии-вместе (смысле мира)"203. Впрочем, без труда можно было бы показать, что более или менее смутно эти проблемы присущи всей истории западной философии. Но лишь в последние десятилетия происходит становление "онтологии как социальности", где "бытие есть вместе, оно есть в качестве со- самого бытия (со-бытие бытия), хотя бытие и не идентифицируется как таковое (как бытие бытия), но ставит себя, даётся или происходит, дис-позицирует себя -делает событие, историю, мир - как своё собственное единичное множественное вместе"204. На наш взгляд, именно это "вместе" в настоящий момент безотлагательно требует собственного высвобождения и артикуляции. И именно это "вместе", прописанное сообществом и событием, а также самой частицей "со", что их формирует, мы попытались прояснить в данной работе.

То, что приходит к нам сегодня, это запрос обеспечить смысл бытия-сообща в соответствии с тем, чем оно является, то есть совместностью или вместе, а не в соответствии с неким бытием или сущностью общего: а значит обеспечить смысл бытия-вместе в самом этом "вместе" и, в итоге, в "делании-смысла-вместе", где растворится и разобьется оппозиция Смысла (горизонта, истории, сообщества) и простого "вместе" (опространствования, внеположенности, рассогласованности)"203. Данное диссертационное исследование представляет собой ничто иное, как частную попытку ответить на этот запрос, обратившись к разделению этого "вместе", к этой "совместности" смысла. И сколь бы ни было бесконечно обезнадежено это постижение "совместности" смысла, оно "есть всегда-уже обретённое, полное, целостное и бесконечное"" . Кроме того, несомненно, что развиваемая подобным образом тема совместности позволяет иначе посмотреть на границы применения многих исследовательских практик в отношении социальных процессов. При анализе социальных процессов явно недостаточно одного предъявления фактов и их интерпретации, что характерно для большинства современных социологических исследований. Такой тип анализа приводит к тому, что происходит неявное умножение форм противостояния, то есть теоретическая борьба интерпретаций оказывается продолжением на новом уровне реальных конфликтов. Наша же задача состояла здесь в обнаружении и концептуальном отражении неких схематизмов социально-политического поля, позволяющих проявляться тем или иным фактам и процессам. И на наш взгляд, наиболее адекватными "отражателями" этих схематизмов социальной динамики как раз и выступают понятия "сообщества" и "события".

Значительную роль в прояснении данных понятий сыграли концепции "бытия единичного множественного" Нанси и "различия вне противоположности" Делёза, идея "деконструкции события" Деррида и событийная трактовка политики Бадью, концепции суверенного сообщества"

205 Там же. С. 93.

Батая и "неописуемого сообщества" Бланшо, "сообщества равных" Рансьера и "сообщества тех, кто лишён общества" Бросса. Критический анализ этих концепций показывает, что проблематика сообщества и события имеет несколько ключевых вопросов, от рассмотрения которых зависит их статус и функции в структуре социально-философского знания. Кратко эти вопросы мы можем сформулировать следующим образом: а) проблема определения сущности и содержания категорий сообщества и события, непосредственно связанная с вопросом о возможностях концептуализации частицы "со", как некоторого "вместе", в пространстве современного социально-философского дискурса; б) проблема описания специфики отношений между событием и сообществом, включающая в себя вопросы об их онтологической и социальной сопричастности; в) проблема экспликации сообщества посредством со-вместности события, включающая вопросы о единичной множественности сообщества, его пространстве и времени.

Понятие "события", по всей видимости, впервые возникло в исторической науке или, по крайней мере, именно там оно обрело свой научный статус. Историческая наука всегда рассматривала историю как некоторую последовательность событий. При этом само понятие "события" означало здесь нечто значимое, выходящее за рамки обыденного, и, поэтому, со-причастное истории. Для историка событие является неким эмпирическим материалом, который он рассматривает через призму собственных исследовательских интенций. События - некоторые отметки истории, которые делят время и, даже более, делают это самое время историческим. Но и в исторической науке вплоть до XX века восприятие "события" оставалось чем-то, что существует на уровне непреложной интуиции. И лишь в двадцатом веке понятие "исторического события" становиться предметом методологических размышлений (в частности, в данной работе, мы обращаемся к проработке эпистемологического содержания категории "события", проделанной Полем Рикёром).

Однако событие во всей своей полноте не может быть засвидетельствовано историческим дискурсом, имеющим дело исключительно с конструированием исторических событий. В работе "Что такое философия?" Жиль Делёз в этой связи замечает, что "история улавливает в событии лишь то, как оно совершается в состояниях вещей или жизненном опыте; событие же в своём становлении, в своей собственной консистенции, в своём самополагании как концепта - неподвластно

9П7

Истории . Всё дело в том, что история не способна уловить всей ткани событийности в собственном смысле слова. История рассматривает событие в его временной форме, и даже если событие имеет в истории своё место локализации, то это место никогда не становится географией или топографией этого события, скорее оно только помогает найти и опознать его в потоке истории. Философия же интересуется не только временностью события, но также его пространственностью. Именно поэтому о событии с полной ответственностью может говорить только философия. Причём философия, освободившаяся от позитивистских претензий. Событие не может функционировать в качестве объекта историографии, оно не функционально в принципе: событие концептуально и потому принадлежит философии. Концептуальность события заключается, прежде всего, в том, что оно является "консистенцией философского мышления", то есть оно как бы собирает на себя, стягивает социальное пространство и этим организует его сообщение. Проблематизация события как концепта и позволяет говорить об онтологическом статусе события, о событийной организации пространства социальных связей и при этом не упускать из виду особое время события (время, которое никогда не совпадает с реальным, а тем более, историческим временем).

207 Делёз Ж. Гваттари Ф. Что такое философия? М.,1998, С. 144.

174

Что касается понятия "сообщества", то, как элемент социально-философского словаря, этот термин с самого начала своего употребления, использовался в таком количестве значений, что его можно описать как всеобъемлющее слово. Значительная часть терминологической неоднозначности вокруг понятия "сообщества" в социальной философии объясняется тем, что социальный конструкт, описываемый данным термином, постоянно изменяется и развивается. В данном диссертационном исследовании, возникающую проблему выяснения тенденций и перспектив социально-философской трактовки сообщества, мы тематизировали посредством её (трактовки) событийной переориентации. Иначе говоря, мы стремились прояснить значение понятия "сообщество" в социально-философском дискурсе, применительно к проблеме "события".

Опираясь на концепцию "праздного сообщества" Ж.-JI. Нанси, мы рассмотрели сообщество в качестве некоторого "чистого и простого события", а не структуры, социального организма или института, как его традиционно определяют. Именно событие составляет условие экспозиции сообщества или, иначе говоря, сообщество нуждается в событии, в качестве места собственного развёртывания. Более того, в данном исследовании мы пришли к выводу, что сообщество выстраивает себя в имманентности события и со-вместности, и оно не имеет за этим со-вместно какого-либо иного места, которое не было бы уже или не стало бы ещё в-месте события. Так что, сообщество определяется в работе как экспозиция бытия как такового, данного в изначальной со-вместности событию. Сообщество составляет основу социального бытия в его одновременности событию. Поэтому, мы настаиваем на том, что взгляд на сообщество должен осуществляться со стороны события, - а вовсе не общества, как принято в традиционном социально - философском анализе, - или, что более точно, событие является, одновременно, условием и моментом видения сообщества - своего рода оптикой, сквозь призму которой сообщество открывает себя.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Гайнутдинов, Тимур Рашидович, 2006 год

1. Альтюссер Л. Ленин и философия. M.: Ad Marginem, 2005. -176 с.

2. Антонен Арто портрет в зеркалах: Жорж Батай. Сюрреализм день за днём // Иностр. лит. - 1997. - № 4.

3. Аронсон О. Богема: опыт сообщества (наброски к философии асоциальности). М.: Фонд "Прагматика культуры", 2002. - 96 с.

4. Бадью А. Единица делится надвое // Синий диван. М.: Три квадрата, 2004. - № 5. - С. 76 - 82.

5. Бадью А. Век поэтов // Новое лит. обозрение. 2003. - № 63. - с. 11-23.

6. Бадью А. Делёз. Шум бытия. М.: Фонд "Прагматика культуры", издательство "Логос-Альтера"/ "Ессе homo", 2004. - 184 с.

7. Бадью А. Манифест философии. СПб.: Machina, 2003. - 184 с.

8. Бадью А. Можно ли мыслить политику? Краткий трактат по метаполитике. М.: Логос, 2005. - 240 с.

9. Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. М.: Логос, 2004. - 288 с.

10. Барикко A. CITY. СПб.: Симпозиум, 2005. - 448 с.

11. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994.-616 с.

12. Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. - 314с.

13. Барт Р. Ролан Барт о Ролане Барте. M.: Ad Marginem; Сталкер, 2002.-285 с.

14. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. - 432 с.

15. Батай Ж. Внутренний опыт. СПб.: Axioma; Мифрил, 1997. - 336с.

16. Батай Ж. Гегель, смерть и жертвоприношение // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб.: Мифрил, 1994, с. 245-268.

17. Батай Ж. Морис Бланшо // Новое лит. обозрение. 2003.-№61.-С. 7-11.

18. Батай Ж. Ненависть к поэзии: порнолатрическая проза. М.: Ладомир, 1999.-613 с.

19. Батай Ж. Проклятая доля. М.: Гнозис - Логос, 2003. - 208 с.

20. Батай Ж. Психологическая структура фашизма // Новое лит. обозрение. 1995. - № 13. - С. 80 - 103.

21. Батай Ж. Теория религии. Литература и зло. Минск: Современный литератор, 2000. - 352 с.

22. Батай Ж., Пеньо К. Сакральное. Тверь: Koloiia Publication, 2004. - 198 с.

23. Беккет С. В ожидании Годо (с приложением текста Ж. Делёза "Опустошённый"). М.: ГИТИС, 1998. - 281 с.

24. Бидан М. Морис Бланшо, невидимый собеседник : (фрагмент из книги) // Логос. 2000. - № 4. - С. 134 - 159.

25. Бидан М. О Бланшо политике // Вестн. филолог, фак. / Ин-т. иностр. яз. в СПб. - 1999. - № 2/3. - С. 63 - 68.

26. Бланшо М. Мишель Фуко, каким я его себе представляю. СПб.: Machina, 2002. - 96 с.

27. Бланшо М. Неописуемое сообщество. М.: Моск. Филос. Фонд, 1998.-78 с.

28. Бланшо М. Ницше и фрагментарное письмо // Новое лит. обозрение. 2003. - № 61. - С. 166 - 187.

29. Бланшо М. Опыт предел // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. - СПб.: Мифрил., 1994. - С. 64 - 77.

30. Бланшо М. Пространство литературы. М.: Логос, 2002. - 288 с.

31. Бланшо М. Рассказ? (полное собрание малой прозы). СПб.: Акад. Проект, 2003. - 573 с.

32. Бодрийяр Ж. Америка. СПб.: Владимир Даль, 2000. - 242 с.

33. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2000. - 96 с.

34. Бодрийяр Ж. Забыть Фуко. СПб.: Владимир Даль, 2000. - 92 с.

35. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М.: Библион - Русская кн., 2003. - 272 с.

36. Бодрийяр Ж. Насилие глобализации: (фрагм. из эссе "Power inferno") // Логос. 2003. - № 1. - С. 20 - 23.

37. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. -М.: Республика; Культурная революция, 2006. 269 с.

38. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла (сб. эссе). М.: Добросвет, 2000. -257 с.

39. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000.-389 с.

40. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 2001 - 224 с.

41. Бодрийяр Ж. Соблазн. М.: Ad Marginem, 2000. - 317 с.

42. Бродский И. Сочинения Иосифа Бродского. Том I. СПб.: Пушкинский фонд, 2001. - 304 с.

43. Бродский И. Сочинения Иосифа Бродского. Том IV. СПб.: Пушкинский фонд, 1998. - 432 с.

44. Буданов В. Когнитивная психология или когнитивная физика. О величии и тщетности языка событий // Событие и смысл: синергетический опыт языка. Сборник статей. М.: Ин-т философии РАН, 1999. - С. 38 - 66.

45. Булёз П. Ориентиры I. Воображать. Избранные статьи. М.: "Логос-Альтера" / "Ессе homo", 2004. - 200 с.

46. Бурдье П. Поле литературы // Новое лит. обозрение. 2000. - № 5.-С. 22-87.

47. Бурдье П. Люди с историями, люди без историй: (Диалог фр. социолога П. Бурдье и преподавателя Высш. шк. соц. наук Р. Шартье 1988 г.) // Новое лит. обозрение. 2003. - № 2. - С. 70 - 84.

48. Бурдье П. Описывать и предписывать: заметки об условиях возможности и границах политической действенности // Логос. 2003. - № 4/5.-С. 33-41.

49. Бурдье П. Оппозиции современной социологии // Социолог, исслед. 1996. - № 5. - С. 36 - 50.

50. Бурдье П. Политическая онтология Мартина Хайдеггера. М.: Праксис, 2003.-272 с.

51. Бурдье П. Университетская докса и творчество: против схоластических делений // Socio-Logos 96. M.: Socio-Logos, 1996. - С. 8 -32.

52. Бютор M. Роман как исследование. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2000.- 191 с.

53. Визгиг В. Индивидуальность и сериальность бытия // Произведённое и названное. M.: Ad Marginem, 1998, с. 141 - 165.

54. Вирлио П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М.: Фонд науч. Исслед. "Прагматика культуры", Гнозис, 2002. - 192 с.

55. Вирлио П. Машина зрения. СПб.: Наука, 2004. - 140 с.

56. Вся власть воображению: Май 1968 и французские интеллектуалы // Ex Libris HT. - 1998. - 8 июля.

57. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. СПб.: Наука, 2002. - 800 с.

58. Гегель Г. В. Ф. Система наук. Ч. 1: Феноменология духа. СПб.: Наука, 1999.-444 с.

59. Гиренок Ф. Археография событий // Событие и смысл: синергетический опыт языка. Сборник статей. М.: Ин-т философии РАН, 1999.-С. 67-87.

60. Гуссерль Э. Начало геометрии. Деррида Ж. Введение. M.: Ad Marginem, 1996. - 268 с.

61. Дебор Г. Общество спектакля. М.: Логос, 2000. - 183 с.

62. Декомб В. Современная французская философия. М.: Весь мир, 2000-336 с.

63. Деконструкция и деструкция: беседы с философами / М. Рыклин. -М.: Логос, 2002.-272 с.

64. Делёз Ж. Критика и клиника. СПб.: Machina, 2002. - 239 с.

65. Делёз Ж. Логика смысла. М.: Раритет; Екатеринбург: Деловая книга, 1998.-472 с.

66. Делёз Ж. Марсель Пруст и знаки. СПб.: Лаб. Метафиз. Исслед. Филос. Фак. СпбГУ; СПб.: Алетейя. - 190 с.

67. Делёз Ж. Ницше. СПб.: Axioma, 1997. - 186 с.

68. Делёз Ж. Ницше и философия. M.: Ad Marginem, 2003. - 382 с.

69. Делёз Ж. Переговоры, 1972 1990. - СПб.: Наука, 2004. - 232 с.

70. Делёз Ж. Различие и повторение. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1998.-384 с.

71. Делёз Ж. Складка. Лейбниц и барокко. М.: Логос, 1998. - 264 с.

72. Делёз Ж. Фуко. М.: Изд-во гуманит. Лит., 1998. - 171 с.

73. Делёз Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. -М.: Per se, 2001.-475 с.

74. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб.: Алетейя, 1998.-288 с.

75. Деррида Ж. Che cos'e la poesia? // Логос. 1999. - № 6. - С. 140143.

76. Деррида Ж. Marx a Sons: (Фрагмент) // Синий диван. М.: Три квадрата, 2004. - № 5. - С. 20 - 36.

77. Деррида Ж. Вокруг вавилонских башен. СПб.: Акад. проект, 2002.- 111 с.

78. Деррида Ж. Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля, СПб.: Алетейя, 1999. - 208 с.

79. Деррида Ж. Деконструкция: тексты и интерпретация. Минск: Экономпресс, 2001. - 320 с.

80. Деррида Ж. Золы угасшъй прах. СПб.: Акад. проект, 2002. - 121с.

81. Деррида Ж. Маркс и сыновья. М.: Logos-altera, "Ессе homo", 2006.- 104 с.

82. Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. Минск.: Современный литератор, 1999. - 832 с.

83. Деррида Ж. О грамматологии. М.: Ad Marginem, 2000. - 511 с.

84. Деррида Ж. Отобиографии: учение Ницше и политика имени собственного. СПб.: Акад. проект, 2002. - 106 с.

85. Деррида Ж. Письмо и различие. М.: Акад. проект, 2000. - 495 с.

86. Деррида Ж. Призраки Маркса. Государство долга, работа скорби и новый интернационал. М.: Logos-altera, "Ессе homo", 2006. - 256 с.

87. Деррида Ж. Существуют ли государства-мошенники? Довод того, кто сильней // Логос. 2003. - № 1. - С. 24 - 28.

88. Деррида Ж. Шибболет (посвящается Паулю Целану). СПб.: Акад. проект, 2002. - 159 с.

89. Деррида Ж. Эссе об имени. М.: Ин-т эксперим. социологии; СПб.: Алетейя, 1998.- 190 с.

90. Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос. -2000.-№4.

91. Жак Деррида в Москве. М.: РИК "Культура", 1993. - 208 с.

92. Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. - 469 с.

93. Жижек С. Хрупкий абсолют, или почему стоит бороться за христианское наследие. М.: Художественный журнал, 2003. - 180 с.

94. Жижек С. То, что вы хотели знать о Лакане (но боялись спросить у Хичкока). М.: Логос, 2004. - 336 с.

95. Жирар Р. Насилие и священное. М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 400 с.

96. Зенкин С. Н. Конструирование пустоты: миф об Ацефале // Предельный Батай: Сборник статей. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. -С. 118-131.

97. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. М.: ОГИ, 2003. -296 с.

98. Карцев И. Жиль Делёз. Введение в постмодернизм. Философия как эстетическая имагинация. М.: "ОГНИ ТД", 2005. - 232.

99. Кафка Ф. Замок: роман; Новеллы и притчи; Письмо отцу; Письма Милене. М.: Политиздат, 1991. - 576 с.

100. Качанов Ю. Практическая топология социальных групп // Socio-Logos'96. M.: Socio-Logos, 1996, с. 49-93.

101. Керимов T. X. Социальная гетерология. Екат.: УралНаука, 1999. -170 с.

102. Кестлер А., Камю А. Блок-Мишель Ж. Размышления о смертной казни. М.: Праксис, 2003. - 269 с.

103. Киященко Л. Онтология событие философской мысли // Событие и смысл: синергетический опыт языка. Сборник статей. - М.: Ин-т философии РАН, 1999. - С. 88 - 123.

104. Клоссовски П. Бафомет. СПб.: Акад. Проект, 2002. - 302 с.

105. Кожев А. Введение в чтение Гегеля: идея смерти в философии Гегеля. М.: Логос: Прогресс - Традиция, 1998. - 207 с.

106. Кожев А. Введение в чтения Гегеля: лекции по Феноменология духа, читавшиеся с 1933 по 1939 г. в Высшей практической школе. СПб.: Наука, 2003.-791 с.

107. Компаньон А. Демон теории: литература и здравый смысл. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2001. - 336 с.

108. Кристева Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении. Харьков: Ф-Пресс, ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2003. - 256 с.

109. Лакан Ж. Семинары. Кн. 1: работы Фрейда по технике психоанализа (1953 1954). - М.: Гнозис, Логос, 1998. - 480 с.

110. Лакан Ж. Семинары. Кн. 2: "Я" в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954- 1955). -М.: Гнозис, Логос, 1999. 516 с.

111. Лакан Ж. Семинары. Кн. 5: образование Бессознательного (1957 -1958). М.: Гнозис, Логос, 2002. - 608 с.

112. Лакан Ж. Семинары. Кн. 11: Четыре основные понятия психоанализа (1964). М.: Гнозис, Логос, 2004. - 304 с.

113. Лакан Ж. Телевидение. М.: Гнозис, Логос, 2000. - 160 с.

114. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М.: Гнозис, Логос, 1995. - 192 с.

115. Лаку-Лабарт Ф. Música Ficta: фигуры Вагнера. СПб.: Axioma, Азбука, 1999.-218 с.

116. Лаку-Лабарт Ф. Молитва: (О стихотв. П. Целана "Псалом": сокр. Глава из книги "Поэзия как опыт" // Иностр. лит. 1999. - № 12. - С. 129 -132.

117. Лаку-Лабарт Ф. Поэтика истории: (Фрагм.) Прежний театр // Синий диван. М.: Три квадрата. - 2003. - № 2. - С. 29 - 56.

118. Лаку-Лабарт Ф., Нанси Ж.-Л. Нацистский миф. СПб.: Фонд Унт: Владимир Даль, 2002. - 77 с.

119. Лейрис М. Возраст мужчины. С предисл. Автора: о литературе, рассматриваемой как тавромахия. СПб.: Наука, 2002. - 255 с.

120. Лейрис М. От батаевского "невозможного" к невозможным "Документам" // Предельный Батай: Сборник статей. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - С. 54 - 62.

121. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Ежегодник Ad Marginem, 1993. — М.: Ad Marginem, 1994, с. 303-323.

122. Лиотар Ж.-Ф. Хайдеггер и "евреи". СПб.: Axioma, 2001. - 187с.

123. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.; СПб.: Алетейя; Ин-т. Экспериментальной социологии, 1998. - 159 с.

124. Лиотар Ж.-Ф. Феноменология. СПб.: Лаборатория метафизических исследования философского факультета СПбГУ; Алетейя, 2001.- 160 с.

125. Лиотар Ж.-Ф. Эмма: о психоанализе // Логос. 1999. - № 5. - С. 93- 120.

126. Лэш К. Восстание элит и предательство демократии. М.: Логос, Прогресс, 2002. - 224 с.

127. Мазин В. А. Введение в Лакана. М.: Фонд "Прагматика культуры", 2004.-201 с.

128. Мазин В. А. Стадия зеркала Жака Лакана. СПб.: Алетейя, 2005. -160 с.

129. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000.-347 с.

130. Маркузе Г. Разум и революция: Гегель и начало социальной революции // Философия и общество. 1997. - №5. - С. 224 - 249.

131. Миллер Дж. Будьте жестокими! Интеллектуальная биография Мишеля Фуко // Логос. М.: Фонд научных исследований "Прагматика культуры", 2002. - № 5-6. - С. 331 -382.

132. Мир в войне: победители/побеждённые. И сентября глазами французских интеллектуалов. М.: Фонд "Прагматика культуры", 2003. -204 с.

133. Мосс М. Социальная философия священного. СПб.: Евразия, 2000.-444 с.

134. Нанси Ж.-Л. Corpus. М.: Ad Marginem, 1999. - 256 с.

135. Нанси Ж.-Л. Бытие единичное множественное. Мн.: Логвинов, 2004.-272 с.

136. Нанси Ж.-Л. Нехватка ничто // Социо-логос постмодернизма. -М.: Институт экспериментальной социологи, 1996, с. 90 97.

137. Нанси Ж.-Л. О со-бытии // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: Наука, 1991, с. 91 - 102.

138. Нанси Ж.-Л. Сакральность и массовая смерть // Синий диван. -М.: Три квадрата, 2002. № 1. - С. 12 - 18.

139. Нанси Ж.-Л. Сегодня // Ежегодник Ас1 Ма^шега 93, М.: Ас1 Ма^тет, 1994, с. 148-165.

140. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1. -М.: Мысль, 1990. 831 с.

141. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. - 830 с.

142. Новейший философский словарь. Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. - 896 с.

143. Пази К. Гетерология и Ацефал: от фантазма к мифу // Предельный Батай: Сборник статей. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. -С. 132- 149.

144. Пензин А. "Революционное чудовище": понятие множества в философии Антонио Негри // Синий диван. М.: Три квадрата, 2004. - № 5. -С. 36-62.

145. Петровская Е. Антифотография. М.: Три квадрата, 2003.- 112 с.

146. Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М.: Ас1 Ма^тет, 1995. - 334 с.

147. Подорога В. Философское произведение как событие // Вопросы философии, 1993. № 3. - С. 9 - 12.

148. Понж Ф. На стороне вещей. М.: Гнозис, 2000. - 206 с.

149. Поэтика и политика: Альманах Рос.-фр. центра социологии и философии Ин-та Социологии Рос. Акад. Наук. М.: Ин-т. эксперим. социологии; СПб.: Алетейя, 1999. - 349 с.

150. Предельный Батай: Сборник статей. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - 298 с.

151. Рансьер Ж. На краю политического. М.: Праксис, 2006. - 240 с.

152. Рансьер Ж. Эстетическое бессознательное. СПб., M.: Machina, 2004.- 128 с.

153. Рей Ж.-М. Батай, смерть и жертвоприношение // Предельный Батай: Сборник статей. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - С. 94 - 117.

154. Республика словесности. Франция в мировой интеллектуальной культуре. М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 528 с.

155. Рикёр П. Время и рассказ. Т. 1. Интрига и исторический рассказ. М., СПб.: Университетская книга, 1998. 474 с.

156. Родин А. Среда и событие // Событие и смысл: синергетический опыт языка. Сборник статей. М.: Ин-т философии РАН, 1999. - С. 124 - 172.

157. Розин В. Что такое событие? (анализ условий философского дисурса) // Событие и смысл: синергетический опыт языка. Сборник статей. -М.: Ин-т философии РАН, 1999. С. 266 - 280.

158. Рыклин М. Деконструкция и деструкция. Беседы с философами. -М.: Логос, 2002.-270 с.

159. Руднев В. Феноменология события // Логос, 1993. № 4. - С. 226 -238.

160. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре: трактаты. М.: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 1998. - 414 с.

161. Рыклин М. Стратегии науки (сознание и сингулярность) // Произведённое и названное. M.: Ad Marginem, 1998, с. 101-119.

162. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2004. - 639 с.

163. Сартр Ж.-П. Один новый мистик // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб.: Мифрил., 1994. - С. 12 - 44.

164. Сартр Ж.-П. Что такое литература? СПб.: Алетейя, 2000. - 466с.

165. Свирский Я. Смысл события (на фрактальной кромке безумия) // Событие и смысл: синергетический опыт языка. Сборник статей. М.: Ин-т философии РАН, 1999. - С. 173 - 202.

166. Сишер Б. Ницше Жоржа Батая // Предельный Батай: Сборник статей. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - С. 235 - 251.

167. Сюриа М. Деньги: крушение политики. СПб.: Наука, 2001. -238 с.

168. Сюриа М. Жорж Батай, или Работа смерти: глава из книги // Иностр. лит. 2000. - № 4. - С. 164 - 177.

169. Теннис Ф. Общность и общество: Основные понятия чистой социологии. СПб.: Изд-во "Владимир Даль", 2002. - 450 с.

170. Уолцер М. Компания критиков: социальная критика и политические пристрастия 20 века. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999.-360 с.

171. Уэльбек М. Мир как супермаркет. М.: Acl Marginem, 2003. - 192с.

172. Фокин С. JL Жорж Батай и Колетт Пеньо // Предельный Батай: Сборник статей. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - С. 182 - 194.

173. Фокин С. JI. Философ-вне-себя. Жорж Батай. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2002. - 320 с.

174. Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. М.: ИГ "Прогресс", 2000 - 536 с.

175. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.-448 с.

176. Фуко М. "Нужно защищать общество": Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1975 1976 учебном году. - СПб.: Наука, 2005.-312 с.

177. Фуко М. Археология знания. Киев: Ника-Центр, 1996. - 208 с.

178. Фуко M. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь, 1996. - 448 с.

179. Фуко М. Забота о себе: история сексуальности T. III. Киев: Дух и литература; М.: Рефл-бук, 1998. - 282 с.

180. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. Часть 1. М.: Праксис, 2002. - 384 с.

181. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. Часть 2. М.: Праксис, 2005. - 320 с.

182. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. Часть 3. М.: Праксис, 2006. - 320 с.

183. Фуко М. Использование удовольствий. История сексуальности Т. IL СПб.: Академический проект, 2004. - 432 с.

184. Фуко М. История Безумия в классическую эпоху. СПб.: Унив. кн., 1997.-576 с.

185. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. M.: Ad Marginem, 1999.-480 с.

186. Фуко М. Ненормальные: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974 1975 учебном году. - СПб.: Наука, 2004. - 432 с.

187. Фуко М. Рождение клиники. М.: Смысл, 1998. - 307 с.

188. Хайдеггер М. Бытие и время. M.: Ad Marginem, 1997. - 452 с.

189. Хайдеггер M. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993.-447 с.

190. Хайдеггер М. Разговор на просёлочной дороге. М.: Высш. шк., 1991.- 192 с.

191. Хардт М., Негри А. Империя. М.: Праксис, 2004. - 440 с.

192. Хомский Н. Прибыль на людях. М.: Праксис, 2002. - 256 с.

193. Элиот Т. С. Стихотворения, поэмы. М.: Логос, 1998. - 176 с.

194. Энафф М. Маркиз де Сад: изобретение тела либертена. СПб.: ИЦ "Гуманитарная Академия", 2005. - 448 с.

195. Hamman, R Computer networks and pre-existing communities / Hypermedia research Centre School of Communications, Design & Media University of Westminster Электронный ресурс. Электрон, дан. - Режим доступа: http://www.socio.demon.co.uk/cybersociety/.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.