Соотношение национального и этнического в культуре адыгейского народа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, доктор философских наук Овсянникова, Татьяна Анатольевна

  • Овсянникова, Татьяна Анатольевна
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2004, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 438
Овсянникова, Татьяна Анатольевна. Соотношение национального и этнического в культуре адыгейского народа: дис. доктор философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Ростов-на-Дону. 2004. 438 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Овсянникова, Татьяна Анатольевна

Введение

Глава 1. Теоретике - методологические проблемы изучения национальной самоидентификации

1.1. Проблемы трактовки и употребления понятия «нация»

1.2. Национальная культура: сущность, структура, компоненты

1.3. Национальный характер и национальное сознание

1.4. Генезис национального самосознания

1.5. Структурные компоненты национальной самоидентификации

Глава 2. Теоретике - методологические аспекты изучения этнической самоидентификации

2.1. Исторический экскурс теоретико — методологического 54 исследования этнического сознания и самосознания

2.2. Этническая самоидентификация в структуре социальной 95 самоидентичности

2.3. Этническая социализация, инкультурация, культурная 114 трансмиссия

2.4. Структурно - функциональные особенности изучения этноса

2.5. Интерпретация понятий «этнокультурная общность», её 158 составляющие

2.6. Этнический статус как фактор самоидентификации

2.7. Категориальное соотношение социальной, этнической, национальной и культурной самоидентификации

Глава 3. Этническая, социальная и культурная самоидентификация адыгов в исторической ретроспективе и в последнее десятилетие XX века

3.1. Формирование менталитета адыгов в ретроспективе 203 региональной истории

3.2.Генезис этнического самосознания и национального характера адыгов в процессе становления национальной культуры

3.3. Социальные роли мужчин и женщин в традиционном адыгском 275 обществе как фактор этнической самоидинтификации

3.4. Языковая картина мира адыгского этноса

Глава 4. Эволюция этнического сознания через трансформацию общественных институтов

4.1. Адыгейская народная педагогика как основной институт 323 этнической самоидентификации

4.2. Правовая культура адыгов

4.3. Система социальных взаимоотношений в процессе взаимодействия традиционных культурных ценностей и религиозно

- конфессинального состояния адыгов

4.4. «Адыгэ — хабзэ» - как фактор этнической и национальной самоидентификации

Резюме

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Соотношение национального и этнического в культуре адыгейского народа»

Актуальность темы исследования

Актуальность исследовании этносов, их социокультурной динамики и традиций обусловлена наличием множества нерешенных проблем в современном мире, связанных с этническим бытием. Среди них обострение конфликтности межэтнических отношений, этническая дискриминация, растущая межрегиональная финансово - экономическая, имущественная дифференциация, снижение уровня жизни ряда этносов и угроза безвозвратной утраты их культуры. На пороге третьего тысячелетия мир людей меняется с невиданной скоростью. Упрочение экономических, информационных, культурных связей объединяет судьбы народов в единую всемирную судьбу, однако сплочения человечества не происходит. На карту мира наносят все новые и новые государства, и процесс сепаратизма продолжается. Во многих странах идут гражданские войны, миллионы людей ищут спасения в отмежевании и расколе.

Все это ставит перед социальными науками непростые задачи осмысления происходящего, создания концепции устойчивого развития, построения альтернативных моделей трансформации общества. Необходимо обосновать приоритеты выживания земной цивилизации, одним из условий которого является сохранение гармонии многоголосия этнических культур. Этнокультурное многообразие есть тот неиссякаемый источник обогащения мировой культуры человечества, без которого она неизбежно деградирует. С этой точки зрения сохранение этносов, их жизненного мира и исторической перспективы имеет фундаментальное значение в глобальном масштабе. Принцип плюрализма и своеобразия этнических культур становится базисом социальной теории, её несомненным эвристическим принципом, способным раскрыть важные составляющие исторического процесса.

В связи с этим во всем мире наблюдается возрастание интереса людей к своей этнической идентичности - принадлежности к определенному этносу. Обращение к своим корням у отдельных людей и целых народов приобретает самые разные формы - от попыток реанимации старинных обычаев и обрядов, фольклоризации бытовой и профессиональной сферы, поисков «загадочной народной души» до стремления создать или возродить национальную государственность. Это объясняется повсеместным желанием народов сохранить свою самобытность, акцентировать уникальность обычаев и психологического уклада, вписать новые главы в этническую историю и историю человечества.

В рамках положения о многообразии культур сохраняет свое значение идея исторической преемственности бытия. Воспроизводство и сохранение общества через преемственность поколений, социальных и духовных отношений - та важная задача, от решения которой зависит длительность бытия общества, его развитие или прекращение существования. История человечества - бесконечный процесс прерывности и непрерывности, смены поколений, формаций, цивилизаций. В этом процессе от поколений к поколению бережно передаются накопленные ценности духовной и материальной культуры. Сохранению и приумножению этих ценностей служат традиции, исследование которых позволяет решать принципиально важные проблемы построения и функционирования общества и проводить содержательный анализ различных сфер общественной деятельности. Традиции поддерживают связь между прошлым, настоящим и будущим, формируют историю как протяженность социокультурного бытия.

Сохранение и культивирование собственных обычаев и традиций является залогом национально - культурной идентичности и выживания в качестве национальной общности за счет дополнительной мобилизации внутренних ресурсов. Являясь нормативными требованиями к поведению и передаваясь из поколения в поколение, отличаясь особой устойчивостью и живучестью, национальные обычаи и традиции выполняют функцию регуляторов и стабилизаторов поведения.

Степень научной разработанности проблемы. Говоря о степени разработанности проблем, затрагиваемых в диссертации, следует отметить, что многие из них вызывали немалый научный интерес у отечественных и зарубежных ученых.

Проблемы этноса анализировались преимущественно в этнологии, этнографии, социологии, социальной философии и других смежных науках1, в рамках которых были осуществлены отдельные философские обобщения. Философское осмысление переводило изучение этносов с описательного уровня на более глубокий - объяснительный, способствовало раскрытию сущностных характеристик этносов и этнических отношений. В то же время целостная социально - философская концепция этноса отсутствовала, имеющийся материал по национальному вопросу требовал современной интерпретации, поэтому в последние годы появилось несколько исследований этносов, содержащих новые гипотезы и нетрадиционные подходы.2 Однако теория этноса нуждалась в дальнейшем обогащении новейшими достижениями социальной философии и других научных дисциплин, осмыслении важных концептуальных проблем, прежде всего связанных с социокультурной динамикой этноса и этническими традициями.

С другой стороны, был предпринят ряд исследований динамики культуры3 и этнических процессов.4 Но и здесь ещё оставалось немало нерешенных проблем, поскольку анализ социокультурной динамики

1 Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 1983; Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Кондратьев B.C., Сусоколов А. А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследований. - М., 1989; Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М., 1999 и др.

2 Шкляр Л.Е. Этнос. Культура. Личность: Философско - методологические аспекты исследования. - Киев, 1992. Шаш С.Д. Человек и этнос (Философский аспект) - Брест, 1995; Бабаков В.Г.; Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура: (Методологические проблемы) - М., 1996 и др.

3 Моль А. Социодинамика культуры. - М., 1973; Динамика культуры. Теоретико - методологические аспекты. - М., 1989; Морфология культуры: структура и динамика. - М., 1994; Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. - М., 1994; Аванесова Г.А. Динамика культуры. Вып. 1 -2. - М., 1997; и др.

4 Этнические процессы в современном мире /Ю.В. Бромлей, В.И. Козлов, С.А. Арутюнов. - М., 1987. общества нередко игнорировал этнический ракурс, а в изучении этнических процессов не всегда учитывались культурные изменения и влияние традиций.

С конца 80-х гг. возрождение национальной культуры и рост национального самосознания способствовали появлению разных исследовательских подходов к изучению комплекса национальных проблем, процесса развития национальной культуры. Это получило отражение в работах Р.Г. Абдулатипова, Ю.А.Жданова, В.А. Авксентьева, Г.В. Драч, В.Е. Давидович, В.П. Кохановского, B.C. Соколова, JI.JI. Хоперской, О.М.Штомпеля.

В последнее десятилетие в отечественной науке предпринимаются новые попытки осмысления теории нации. Наметились два противоположных подхода в этой области. Имеются «западническая традиция, т.е. ученые - западники, ориентируясь на США, Францию, пытаются уйти от традиционной терминологии, руководствуясь идеей нации - государства.

Другие отечественные исследователи трактуют нацию как этносоциальную общность, исходя из полиэтнического состава России и исторических особенностей российского государства.

Анализ зарубежной литературы: исследований французского философа и историка XIX века Э. Ренана, идеологов австрийской социал - демократии конца XIX - начала XX вв. К.Реннера (Шпрингера) и О.Бауэра; нашего современника Э. Геллера, Дж. Комароффа и других - показал, что современное состояние зарубежных исследований по данной проблеме характеризуется сложившимися двумя основными направлениями в области изучения наций.

Первое направление, представленное неомарксистской школой конструктивистов, рассматривает понятие «этнос» и «нация» как нечто искусственно созданное, как «воображаемую общность», или искусственную конструкцию.5

Второе направление представляет собой противоположную концепцию примордиалистов, считающих нации основными группами, из которых состоит человечество, ибо они представляют собой исторически заданную общность, которая может иметь биогенетическую природу, экономическую или культурную детерминации.6

Особо следует отметить группу использованных при подготовке диссертации работ, составляющих многочисленные источники исторического, этнографического и этнологического характера, конкретно описывающих специфику и особенности национальной культуры этносов, населяющих Кавказ: адыгейцев, черкесов, балкарцев, кабардинцев.

Данные работы можно разделить на две подгруппы. К первой относятся труды дореволюционных бытописателей и ученых, таких, как Дж. Интериано, К. Главани, Г. Клапрот, Т. де Мариньи, Ф.Д. де Монпере, С. Бромлевский, Дж. Белл, Н. Дубровин, а также адыгских ученых и просветителей: Ш. Ногмова, С. Хан-Гирея, А. Г. Кешева8. Работы данных авторов носят описательный или этнографический характер.

Ко второй подгруппе относятся работы ученых и исследователей современного периода, освещавших различные аспекты культуры жизнедеятельности адыгов, таких как: Б. X. Бгажноков, X. М. Казанов, Т. М. Керашев, Б. М. Курашинов, 3. М. Налоев, В. X. Теунов, Р. А. Ханаху,

5 See: Anderson В. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism/ London: Verso Editions, 1983.

6 See: Geertz C. The interpretation of Cultures/ N.Y/: Basic Books, 1973; Barms F. Ed. Ethnic Groups and Boundaries. Boston: Little, Brown & Co, 1969.

7 Интериано Д. Быт и страна зихов, именуемых черкесами. - Нальчик, 1974. Главани К. Описание Черного моря и Татарии. АБКИЕА. 1974., Мариньи Т. Путешествие в Черкесию. Там же; Монпере Ф.Д. Путешествие по Кавказу. Там же. и т. д.

8 Ногмов Ш. История адыгейского народа. - Нальчик, 1958., Хан - Гирей. Записки о Черкесии. - Нальчик. 1978., Кешев А. Г. Характер адыгских песен. - ИПАП. 1997.

А. Ю. Шадже, Ж. А. Шаов, И. А. Шоров и т.д.9, которые не только описывают формы национальных культур, но и анализируют, сопоставляют, выявляя корни, а также взаимовлияния и взаимосвязи тех или иных их сторон. Философский же анализ традиций содержался всего в нескольких работах, кардинально различающихся концепциями. Таким образом, в отечественной и зарубежной литературе накоплен обширный материал по проблемам этноса, динамики культуры, традиции истории отдельных стран и народов. Однако до сих пор между этими областями знания существовал определенный разрыв. Диссертация нацелена на преодоление такого разрыва и осуществление синтеза указанных областей знаний на примере конкретного этноса. В такой ситуации было полезно осуществить систематизацию и обобщение материала.

Объектом исследования является национальная культура адыгов.

Предмет исследования - соотношение национального и этнического в социальной культуре адыгов.

Цель диссертационного исследования — показать, как национальные обычаи и традиции, являясь компонентами обыденного национального сознания, выступая как средство передачи социально - политического опыта нации, выполняют функцию регуляторов и стабилизаторов поведения новых поколений.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

- рассмотреть различные подходы к определению понятия «нация»;

- раскрыть сущность национальной культуры, её структуру и

9 Бгажноков Б. X. Очерки этнографии общения адыгов. - Нальчик. 1983, Казанов X. М. Культура адыгов,-Нальчик . 1993, Кирашев А. М. Слово об адыгах (черкесах) // Сокровища курганов Адыгеи. - М., 1985 , Курашинов Б.М. В кругу друзей. - Нальчик. 1973., Налоев З.М. Этюды по истории адыгов. - Нальчик. 1978, Теунов B.X. Обычай у нас такой. - Дон 1978, Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. - Майкоп, 1997., Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек. - Майкоп, 1975., Шоров И. А. Адыгская народная педагогика. -Майкоп, 1992. компаненты; проанализировать исследования, посвященные проблемам национального характера и национального самосознания;

- выявить основные подходы к исследованию проблемы самосознания и этнической идентичности личности; исследовать этническую, социальную и культурную самоидентификацию адыгов в ретроспективе истории;

- показать роль социальных институтов в жизни адыгейского этноса.

Теоретическая и методологическая основы исследования.

Теоретико - методологической основой диссертационного исследования послужили основополагающие принципы материалистической диалектики и положения об общественном развитии, требования объективности при критическом осмыслении комплекса национальных вопросов в единстве этносоциальных и этнокультурных аспектов. Сложность и многооспектность избранной темы, недостаточная её разработанность потребовали междисциплинарного подхода с привлечением культорологической мысли, историко - философских, философских, социологических, социально -психологических, педагогических и других источников. Наряду с диалектическими принципами восхождения от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического, формалного и содержательного, единства и многообразия социокультурной жизни и других в настоящей работе была использована традиционная установка деятельностного подхода к анализу субъективности культуры и социальной реальности.

Теоретические основы обусловили использование методов структурно -функционального анализа и междисциплтнарного синтеза. Это расширило спектр концептов в интерпретации изучаемого материала, предоставило возможность осмыслить данную проблему.

В работе анализируются оригинальные «тексты» европейских авторов, побывавших на Кавказе в XIII - XIX вв. и описывающих национальную культуру, этнографические материалы, адыгские легенды, пословицы и поговорки.

Автор привлекает материалы социологических исследований, проведенных отделом философии и социологии Адыгейского института гуманитарных исследований по теме: «Культурно-этнический феномен «адыгагъэ» в современном сознании и поведении адыгов», «Состояние и перспективы ислама в Адыгее»10, а также результаты социологического опроса, проведенного среди делегатов двух конгрессов Всемирной Черкесской Ассоциации (1983 и 1991 гг.), результаты исследования, проведенного в Казахстане по теме: «Язык как фактор этнической идентичности»11, результаты исследования, проведенного в Краснодаре по теме: «Этническое самосознание молодежи в условиях исторического межэтнического взаимодействия».12

Научная новизна исследования:

- на обширном материале рассматриваются вопросы генезиса, эволюции и современного состояния адыгской этнической, национальной, культурной самоидентичности сознания;

- принципиально новым является анализ современного состояния этничности адыгов, проведенный на основе социально-психологических и этносоциологических исследований;

- на основе комплексного анализа эмпирического материала представлена целостная картина формирования и функционирования «адыгэ хабзэ» - как фактора этнической и национальной самоидентификации адыгейского народа;

- «адыгэ хабзэ» исследуется как способ трансляции этнической самобытности адыгейского народа;

10 Ханаху Р. А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально - философский анализ). Майкоп. 1997. С. 41 - 57.

11 Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности//Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 75-86.

12 Иванова А. А. Этническое самосознание молодежи в условиях исторического межэтнического взаимодействия.( На материале исследования коренных этносов Северного Кавказа). Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. Москва, 2001.

- в научный оборот вводятся новые архивные материалы, а известные ранее исторические и этнографические данные рассматриваются в контексте новых теоретических разработок отечественной и зарубежной этнологической мысли.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. В сложных коллизиях постсоветской России этнокультурные, национальные и социальные процессы в Адыгее стали одной из наиболее актуальных проблем. Особенно возрастает их значимость, когда признан для всех народов приоритет общечеловеческих ценностей. Они входят в основу духовно-нравственного развития общества, влияют на общественное сознание и национальное самосознание и, соответственно, на культурную, национальную, этническую самоидентификации. Их анализ требует более точного применения интегративных понятий «этнокультура», «национальная культура», т. к. духовные ценности не исчерпываются какими-то определенными характеристиками, а связаны с необходимостью осмысления всего спектра объективных и субъективных моментов.

2. Этнопсихологические, праксиологические, психолингвистические и этнокультурные особенности субъектов национального бытия исключительно зримо проявляются в области художественного освоения действительности, народной педагогики, в своеобразии языковой картины мира этноса, обрядах и обычаях. Именно поэтому вполне правомерно включение в понятийный набор нациологии понятий и вопросов, касающихся как этнокультурных явлений, так и социолингвистических проблем родного языка в условиях новой языковой политики в Адыгее. В духовной и материальной культуре адыгов основные закономерности развития этнической культуры наиболее рельефно демонстрируют самобытность народа, его уникальность и то место в мировой культуре, которое никем не может быть ни замещено, ни возмещено.

3. К основным факторам, влияющим на формирование национальной, культурной, этнической самоидентичности и самосознания, кроме вышеуказанных, следует отнести национальную культуру, ее художественную значимость и социальную память как явление духовно-нравственной жизни этноса, которая всегда находит отражение в структуре творческого сознания. Вместе с тем в данных процессах существенна роль всей совокупности социально-культурных аспектов. Особенно это касается этнокультурных проблем и национального самосознания как феномена в системе общественного сознания. В нем выражены понимание этносами своих интересов, своего прошлого, настоящего и будущего, отношения с другими народами, а также осознание своего места в структуре установленной социальной системы. Без этого невозможен дальнейший исторический путь развития народов, в судьбах которых на современном этапе этносоциальные и культурные процессы рассматриваются с общечеловеческих позиций. Вместе с тем эти процессы настоятельно требуют и опоры на прогрессивные культурные традиции, на этнопсихологические особенности горских народов, национально-особенные черты в этническом характере, на национальную идею и национальный оптимизм. Национальная идея является продуктом формирования и развития национального сознания и самосознания, рост и изменение которых зависят от многих этносоциальных и культурных факторов национальной жизни.

4. Сейчас процесс становления и развития самоидентичности претерпевает многотрудный процесс структурной перестройки — национального духовного возрождения в условиях роста этнической дифференциации.

Сложный процесс демократизации общества включает в себя и восстановление исторической правды, опирающейся на социальную память народа и его художественную культуру. Сюда же нужно отнести политическую реабилитацию депортированных народов и ее значимость в развитии национального самосознания. Подъем уровня национальной культуры на современном этапе будет во многом зависеть от поликультурного образования в современной России и подлинной демократизации общества.

Сейчас идет поиск новых этнокультурных ориентаций, нахождение эффективных каналов взаимодействия с культурой мира. Завершение этих диалектически взаимосвязанных процессов потребует немало времени, духовных сил и социальной активности народов Адыгеи. 5. Вхождение в систему мировой цивилизации северокавказского этнокультурного феномена имеет большое научно-теоретическое значение в осмыслении истории горских народов, их этнических культур, в формировании правильного исторического сознания и национальных ориентаций. Этнокультурный феномен вхождения в систему мировой цивилизации играет определенную роль в формировании национальной идеи, ее целостности на протяжении всей истории этносов Северного Кавказа. Он цементировал социально-экономический, морально-этический и духовный строй нации, способствовал развитию добрососедских отношений как внутри нации, так и с другими народами. Несмотря на различие этнокультур, этнопсихологических особенностей, философских и религиозных учений, среди горских народов не было межнациональной отчужденности и враждебности по отношению к другим народам. Чувство причастности к мировой цивилизации всегда было в менталитете нации. Это способствовало формированию уникального биоэтногенетического феномена, развитию менталитета горских народов, в этногенезе которых много общего, что и послужило основой этнопсихологической совместимости этносов кавказской цивилизации.

Теоретическая и практическая значимость.

Основные положения и материалы диссертации могут быть использованы:

- при дальнейших исследованиях в области изучения этнического сознания различных этнических групп, при анализе этнополитических, этносоциальных и этнопсихологических проблем и процессов;

- при формировании региональной политики, в разработке программ регулирования межэтнических отношений и социально-экономического, политического и духовного развития этноса; при разработке проектов по предотвращению эскалации межэтнической напряженности в северокавказском регионе;

- в процессе преподавания этнологии, этнопсихологии, национальной политики;

- при чтении спецкурсов по проблемам истории и культуры народов Северного Кавказа.

Апробация работы. Основные идеи и результаты исследования отражены в монографиях и статьях автора. Отдельные положения и выводы докладывались на Международной научно - практической конференции «Социальный порядок, толерантность и право» (Краснодар, 2003), Научно -практической конференции «Майкоп: пути выхода из социально -экономического кризиса» (Майкоп, 2003), IV-й Всероссийской научно -практической конференции студентов, аспирантов, докторантов и молодых ученых «Наука - XXI веку» (Майкоп, 2003), V-й Всероссийской научно -практической конференции студентов, аспирантов, докторантов и молодых ученых «Наука - XXI веку» 1 сессия (Майкоп, 2003), Международной научно - практической конференции «Опыт и проблемы социально -экономических преобразований в условиях трансформации общества: регион, город, предприятие» (Пенза, 2003), III Международной научно -практической конференции «Проблемы российской правовой системы» (Таганрог, 2003), Международной научно - практической конференции «Неделя науки МГТИ» (Майкоп, 2002 - 1997) и др.

Апробация идей осуществлялась в ходе курсов лекций (2000 - 2003 гг.): «Национальная политика», «Межкультурные коммуникации на Северном Кавказе», «История и культура адыгов» в МГТУ. Материалы диссертационной работы апробированы при написании методических пособий, учебных программ по лекционным курсам.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Овсянникова, Татьяна Анатольевна

Заключение

Нарастающий интерес к феномену национальной культуры, усиление стремлений пробиться к пониманию культуры, осмыслению ее роли и перспектив, определяются в наши дни многими обстоятельствами. Современная цивилизация стремительно изменяет окружающий мир, общественные институты, образ жизни и образ мышления, бытовой уклад.

Исследователи все чаще приходят к убеждению, что именно духовные черты, общественно-культурные признаки конкретного общества или целых регионов накладывают неизгладимый отпечаток на историческую динамику обществ. Многие видные теоретики связывают судьбы мира с постижением культуры в целом или культуры отдельных народов.

Перефразируя Гегеля, можно сказать, что культура нередко служит единственным ключом к постижению мудрости народа. Культура не только наиболее возвышенная сфера деятельности личности, но, прежде всего, реальная сила, направленная на утверждение истинно человеческого в человеке.

Культура — это вторая Вселенная, создаваемая веками человечеством.

В истории человеческого общества издревле проявился, а в двадцатом столетии чрезвычайно усилился некий внутренний конфликт. С одной стороны, усиление интеграционных процессов, ведущих к ослаблению, стиранию ряда аспектов этнонациональных различий. С другой стороны, противоположная «тенденция роста культурного самоутверждения» народов.

Процессы интернационализации общественной жизни происходят бурными темпами. Одновременно усиливается национальное самосознание каждой отдельной нации и даже этноса. Современная теория модернизации рассматривает развитие народов в общемировом плане как переход общественных структур традиционного общества к современному, индустриальному — или постиндустриальному — обществу с рыночной экономикой глобального масштаба. Все концепции нового общественного порядка исходят из того, что технологический переворот приводит к глубоким изменениям не только в производительных силах общества, но и во всем образе жизни людей. Существенным аспектом в этой связи выступает теоретическая разработка идеи взаимозависимости в развитии наций по мере приближения к постиндустриальному обществу, утверждение о том, что диахронический период истории, в рамках которого сосуществовали различные культурные эпохи, подходит к концу, и что в следующем тысячелетии человечеству предстоит объединиться в единую социокультурную целостность.

Обычно западное индустриальное общество противопоставляется в полярных классификациях «традиционному», и так называемым малоподвижным типам обществ. Традиционные общества до сих пор изменялись крайне медленно, но это не говорит о преобладании в этих обществах духа консерватизма и стагнации. Для традиционных обществ характерны определенные этнопсихологические стандарты и нормативы поведения: стремление к постоянству, стабильности, навык к постепенному вводу новаций в фактуру прошлого, высокая степень преемственности.

Различая два типа цивилизационного развития (традиционное общество и техногенную цивилизацию) следует учитывать, что эти типы цивилизаций взаимодействуют между собой, взаимопроникают друг в друга, порой создавая различные гибридные сообщества. Новые независимые государства, возникшие на обломках СССР — пример последнего.

В тесной связи с перечисленным стоит вопрос о национальной идентификации. В современную эпоху наблюдается увеличение числа и масштаба различных культурных идентификаций по национально-религиозному признаку.

Несмотря — или в результате — повсеместного распространения массовой западной культуры, происходит, по определению английского мыслителя А. Смита, более или менее бессознательное открытие и возврат к национальным ценностям: «Мифы и воспоминания этносов переживают подъем как внутри, так и вне претендующей на глобальность, но эклектичной культуры». Процессы глобализации ведут к растущему униформизму в образах жизни и формах культурного самовыражения народов. Одним из способов уйти от унификации, обезличивания этносов в современную эпоху стал бурный рост национального самосознания, актуализация исторической памяти народов.

Утрата национально-этнического своеобразия, еще совсем недавно воспринимавшаяся как неизбежное следствие объективных процессов, связанных с НТП, урбанизацией, массовыми миграциями, распространением нивелирующих тенденций массовой культуры, начинает осознаваться мировым сообществом по-другому. Все более явно выступает осознание того, что развитие таких тенденций обернется невосполнимыми потерями не только для отдельных народов, но и для человечества в целом.

Раскрепощающийся разум конца XX века, когда зримо и незримо ощущается дыхание III тысячелетия, выдвигает на первый план общечеловеческие ценности, но в этой общечеловеческой перспективе культуры разных народов уже не воспринимаются как явления, имеющие сугубо локальный смысл.

Каждый этнос вносит свой уникальный вклад в планетарную культуру. Национальная культура сейчас не может развиваться вне общего исторического контекста данной эпохи. Способность одной нации осваивать достижения другой — важный критерий жизнеспособности ее культуры. И это качество, обогащая свою нацию, позволяет щедро делиться своими духовными ценностями с другими, обеспечивать взаимопонимание людей, их восприятие инонациональных ценностей.

В сегодняшней жизни имеют место и другие подходы, рассматривающие национальные культуры как антипод общечеловеческой, как нечто конфронтационное; мнения о национальной культуре как об архаизме, обреченном уйти с исторической сцены. Следовательно, возникают и контрдоводы о том, что общечеловеческая культура чужда национальному, что на самом деле общечеловеческая культура есть искусственный тип безнациональной культуры, предвещающий национальное сиротство. В этом споре истина, как всегда, в практике. Культура, будучи сложной системой, включает в себя сегодня национальные элементы. Если послезавтра они прекратят свое существование, то система исключит этот принцип деления. Но нельзя исключить реальную культурную практику, не разрушая всю систему. Вот почему столь важна серьезная стратегия по дальнейшей консолидации и гармонизации национальных культур.

Границы национального бытия все более расширяются, жизнь каждодневно меняется так, что те признаки, которые мы долго считали сугубо национальными, уходят из быта и сознания людей, а в культуре становятся путями, мешающими нам двигаться вперед. Когда мы говорим о национальных особенностях, различающих нас, мы не всегда учитываем, что в жизни есть много такого, что сближает нас, людей общей судьбы, одной формации и одной эпохи. Ведь надо учитывать и среду, конкретную обстановку, род занятий, а самое главное — психологию новых людей. Национальное своеобразие культуры это не только совокупность национальных черт, идущих из глубины веков. В понятие национальное входит не только устоявшееся и проверенное временем, не только сложившийся опыт минувшего, но и новое, рожденное современной действительностью.

Естественно и закономерно стремление людей к познанию своей самобытной национальной культуры. В связи с этим встает вопрос о национальном самосознании, которое, выступая критерием целостности нации, является высшим проявлением неразрывности и целостности преемственной нити истории, культуры человека. Уровень развития национального самосознания обозначает меру цивилизованности нации.

Современная культурная ситуация создала новые условия для проявления национального самосознания. Но с этой идеей связана новая опасность — шовинизм.

Между подлинным национальным самосознанием, которому чуждо неприятие других наций, и национализмом существует очень шаткая грань, которую несложно перейти. Более того, набирает силу трайбализм — конфликты между нациями сопровождаются внутринациональными противостояниями, внутри наций происходит распад на родоплеменные иерархии. В ряде мест национальное возрождение трансформировалось в национальное противостояние.

За последнее время в широкий обиход вошло понятие этнического патриотизма. И к нему необходимо отнестись со всем вниманием и осторожностью, принимая во внимание, что любовь к отечеству всегда была святым и чистым чувством. Но всегда надо помнить, что любовь к своему народу нельзя превращать в бездумное обожествление, нередко фанатичное. Ведь возвеличивание своей нации и своего народа в ущерб другим — не патриотизм, а национальная кичливость, прикрываемая патриотической вывеской. В основе подлинного патриотизма лежит принцип национальной толерантности — состоящий в том, что человек, любя свою нацию и национальную культуру, понимает, что и в другой культуре существуют достойные ценности.

Кончается эпоха изолированности культур. В общественном сознании конца XX века все более утверждается идея их взаимозависимости.

Не интеграционные процессы несут угрозу национальным культурам — они открывают широчайшие новые возможности для их развития, — а попытки создания некой унифицированной псевдокультуры. Стандартизация хороша только в технике, дух же человеческий чурается стандарта, он ищет неповторимые формы выражения. Сохранением, развитием национальной самобытности народов мы противостоим той тотальной нивелировке, той эрозии национальных ценностей, которые, увы, имеют место в мире, вызывая естественную тревогу за судьбы мировой культуры. Интеграция национальных культур ведет не к обезличиванию, не к утрате самобытности, а к их обогащению, совершенствованию и росту, раскрытию потенциальных возможностей, заложенных в каждом народе и черпаемых из его лучших национальных традиций, духовного наследия прошлого, исторического опыта, приобретенного в ходе длительного существования. Путь к гармонизации межнациональных отношений лежит в значительной степени через культуру. Сегодня как воздух нужно воплощение в практику известной формулы Гете: «Превыше народов — человечество».

Весь мир складывается как сложная мозаика национальных культур. Такова была картина до недавнего времени, до того, как пафосом национальных культур сделалось самосохранение «Я» каждого народа. Тенденции технологической цивилизации, унифицируя образ жизни народов, стремящихся к техническому прогрессу, в корне изменили положение вещей. Зерно самобытности ныне перемалывается в жерновах мельницы времени. Здесь имеются в виду прежде всего средства массовой коммуникации и информации, явившиеся достижением цивилизации XX века.

Живучесть традиционной культуры, т.е. её сохранение и даже воспроизводство в новых социально - экономических условиях потребовали ответа на вопрос - что (кто) является субъектом воспроизводства традиционной культуры? Проделанный нами анализ показал, что главным и единственным субъектом воспроизводства является народ, тесно связанный со своей традиционностью. Однако роль различных социальных слоев и институтов в этом процессе неодинакова. Поэтому в качестве агентов воспроизводства традиционности особо были выделены старейшины, семья, фольклорные источники и др.

Сохранение национальной культуры адыгов в новых исторических условиях характеризует так же способности и потенциал трансформации. Практика показывает, что вестернизация Кавказа наталкивается на неодолимые социокультурные препятствия, внешние импульсы не дают ожидаемого эффекта.

Причем тут нельзя выпускать из виду, что этот процесс достаточно неоднозначный. Если на одном полюсе идет размывание традиционной культуры, в конечном счете происходит утрата самобытности, то на другом полюсе, в попытке противостоять размыванию, наблюдаются явления ретрофетишизации старой культуры, когда идеи сохранения самобытности перерастают в идеи национализма. Для подлинного развития культур негативно и то, и другое.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Овсянникова, Татьяна Анатольевна, 2004 год

1. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального "Я". М., 1991. С.95.

2. Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века. Состояние и перспективы федеративного устройства. — М., 1996.

3. Авдуевская Е. П., Баклушинский С. А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений/ЛДенностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том III. Выпуск IV. М.: ЦСО РАО, 1995. С. 118-132.

4. Автореф. Докторской дисс. Традиционная культура адыгов. Унежев К. X. Ростов - на - Дону. 1998. - С. 9.

5. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально -психологические проблемы.- М.: Изд во Моск. ун — та, 1990. С. 117132, 134- 158.

6. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII -XIX вв. Нальчик, 1974. С. 3. Спенсер Э. Путешествие в Черкесию. г. Майкоп, 1994, с.21.

7. Аклаев А. Р. Язык в системе национальных ценностей и интересов//Духовная культура и этническое самосознание наций/ Под ред. Л. М. Дробижевой. -М.: Институт этнографии АН СССР, 1990. Вып. 1. С. 12-38.

8. Актуальные проблемы этнической психологии. Сб. статей. Тверь, 1992.

9. Акты Кавказской археографической комиссии.- Тифлис, 1904.- Т. 12.

10. Аллен У., Фарли Р. Цвет кожи и качество жизни в Америке//Черная Америка в 80-е годы. -М., 1989.

11. Андреева Г. М. Психология социального познания: Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1997. - С. 153154, 157.

12. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996.

13. Андреева Г. М., Хелкама К., Дубовская Е. М., Стефаненко Т. Г., Тихомандрицкая О. А. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1997. №4 С. 31-41.

14. Арутюнов С. А. Диаспора это процесс/ С. А. Арутюнов// Этногр. обозрение. - 2000. - №2. С.74.

15. Арутюнов С. А. Классификационное пространство этнической типологии// СЭЛ 986. №4.

16. Арутюнов С. А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие / Отв. ред. Бромлей Ю. В. М.: Наука. 1989. - 243 с.

17. Арутюнов С. А. Этнографическая наука и изучение культурной динамики//Исследования по общей этнографии. М., 1979.

18. Арутюнов С.А. Об условности понятия «этнопсихология» // Сов. этнография. 1983. № 2.

19. Арутюнов С. А. Этничность объективная реальность //Этнографическое обозрение. 1995. № 5. С. 7.

20. Арутюнян Ю. В., Дробижева JI. М., Кондратьев В. С., Сусоколов А. А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. -М., 1984.

21. Арутюнян Ю. В., Дробижева JI. М. Этносоциология. М.: Аспект Пресс, 1998-С. 29.

22. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: Изд — во Моск. ун та, 1990. С. 258-272.

23. Атажукин К. Избранное/К. Атажукин. Нальчик, 1991. С. 163.

24. Аутлев П. У. Новые материалы по религии Адыгов// Ученые записки АНИИ. История и этнография. Т.4. Каснодар, 1965. С. 193.

25. Ахохава Е. А. Адыгский религиозный синкретизм//Автореферат дис. канд. филос. н. М. 1996. 122 с.

26. Бабаков В. Г. Кризисные этносы/РАН. Ин-т философии. М., 1993. С. 11-12.

27. Бабаков В. Г., Семенов В. М. Национальное сознание и национальная культура. (Методол. Пробл.) М., 1996. С.11.

28. Бабич И. J1. Взаимодействие адыгских традиций и этнополитических изменений на Северном Кавказе. //Философия и социология в Республике Адыгея. № 2. - 1995. - С. 12.

29. Байбурин А., К., Топорков A. J1. У истоков этикета. Этнографические очерки. Л., 1990. - С. 9.

30. Балагова Л. X. «Адыгэ хабзе» как основание этнической идентификации адыгов. Хабзе. Майкоп. - № 3. 1997.

31. Балагова Л. X. Адыгэ хабзэ.//Хабзэ. № 3. 1993

32. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М., 1969,

33. Байбурин А. К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведенияЮтнические стереотипы поведения /Под ред. А. К. Байбурина. Л.:Наука, 1985, С. 7 21.

34. Байбурин А., К., Топорков А. Л. У истоков этикета. Этнографические очерки.-Л., 1990.-С. 9.

35. Барамберг И. Кавказская рукопись. Ставрополь, 1992. С. 80.

36. Баранова Т. С. Теоретические модели социальной идентификации личности//Социальная идентификация личности. T.l./Ред. Коллегия:

37. B. А. Ядов (отв. Ред.) М.: Институт социологии РАН. 1993. - С.36 -43.

38. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. СПб., 1990. С. 2, 139.

39. Бгажноков Б. X. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1983.

40. Бгажноков Б. X. Черкесское игрище. Нальчик: Эльбрус. 1978.

41. Бгажноков Б. X. Логос игрища. Б. X. Бгажноков// Мир культуры. -Нальчик. 1990. Вып. 1-С.36.

42. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик. Эльбрус. 1978. С. 147.

43. Белл Дж. Дневник путешествия в Черкесию в течение 1837, 1838 гг./ Дж.Белл//Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII- XIX вв. Нальчик. 1974. С. 486, 566.

44. Беджанов М.Б. На пути национального возрождения. Майкоп, 1992.1. C.17.

45. Бердяев Н.А. Национализм и империализм. М., 1917.

46. Бимен Ц. О. Формирование национальной идентичности в условиях мультикультурализма (На примере Таджикистана)/ Ц. О. Бимен// Полит, исслед. 2000. - №2. - С. 156-160.

47. Бларамберг И. Кавказская рукопись/И. Бларамберг. Ставрополь, 1992. С. 19,26.

48. Блок М. Апология истории./ М. Блок. М., 1986.

49. Болоков В. X. Нация и ее национально психологический мир. Нальчик, 1997. - С. 50 - 56.

50. Боришполец К. Этничность и политика: (некоторые тенденции и результаты развития современных прикладных исследований)/ К. Боришполец//Вести. Моск. ун-та. Сер. 18, Социология и политика. -1999. №4.-С. 3.

51. Бородай Ю. От этнического многообразия к национальному единству// Россия на новом рубеже. М.: Апрель - 85, 1995.-С. 110-132.

52. Бороноев А. О., Павленко В. Н. Этническая психология. Л., 1994.

53. Бромлей Ю. В. Еще раз к вопросу о типологизации этносоциальных общностей//СЭ. 1986. №5.

54. Бромлей Ю. В. К вопросу о сущности «этноса»//Природа. 1970. №2.

55. Бромлей Ю. В. К характеристике понятия «этнос» // Расы и народы. -М., 1971.

56. Бромлей Ю. В. Очерки истории этноса. М., 1981.

57. Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии. М., 1981.

58. Бромлей Ю. В. Этнос и этносоциальный организм // Вестник АН СССР 1970. №8.

59. Бромлей Ю. В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987.

60. Бромлей Ю. В. Этнос и география. М., 1972.; Этнология. Учебник для высших учебных заведений. М.: 1994. С. 7.

61. Будагов Л. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий./Л. Будагов. СПб., 1869. -T.I. - С.8-10.

62. Бундовский A.M. Выдержки из Описания Кавказской губернии и соседних горских областей, 1812 г.//История, география и этнография Дагестана XYIII-XIX вв. 1958. С. 241.

63. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь — справочник по психодиагностике СПб. : Питер, 2001. - 528 с.

64. Валитов Ф. X. Соотношение понятий этноса и нации .//Межнациональные отношения в России: история и перспективы: Тезисы докладов и выступлений на научно-практической конференции. Казань: Изд-во КазГТУ, 1994 г.

65. Вебер М. Основные социологические понятия. //Избранные произведения. М., 1999. - С. 628.

66. Вержбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. С. 231 -290.

67. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. JL: Гослитиздат, 1940. - 620 с.

68. Винер Б. Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения/ В. Е. Винер// Этногр. обозрение. 1998. - №4. - С. 3-26.

69. Взаимодействие политических и национально-этнических конфликтов: Материалы международного симпозиума 18-20 апреля 1994 г. Ч. 1.М., 1994. С. 65.

70. Власова В. Б. Традиция в мире духовных ценностей/АН СССР. Ин-т философии. М., 1983. Деп. ИНИОН №14284.

71. Власова В. Б. Традиция как социально-философская категория// Философские науки. 1980. №4.

72. Вопросы национальной психологии. Черкесск, 1972.

73. Вунд В. Проблемы психологии народов. // Преступная толпа. М.: Институт психологии РАН, Издательство «КСП +», 1998. С. 195 308.

74. Вяткин Б. А. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности / Б. А. Вяткин, В. Ю. Хотинец// Психол. журн. -1996. Т.17. - С. 69-75.

75. Гадагатль А. Память нации. Генезис эпоса «Нарты». Майкоп, 1997. -С. 310.

76. Гадамер Х.Г. Истинный метод. М. 1958.

77. Гаджиев А. X. Методологические и прикладные проблемы этнической психологии. Махачкала, 1977.80.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.