Сопоставительный анализ фресковой живописи даосизма и православия XIV - XV веков в Китае и на Руси тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат искусствоведения Цао Юэ

  • Цао Юэ
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 210
Цао Юэ. Сопоставительный анализ фресковой живописи даосизма и православия XIV - XV веков в Китае и на Руси: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.09 - Теория и история искусства. Санкт-Петербург. 2008. 210 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Цао Юэ

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. КИТАЙСКАЯ ФРЕСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ ДАОСИЗМА XIV-XV ВЕКОВ

1.1 Историко-культурная ситуация в Китае.

1.2 Религиозное мировоззрение в Китае.

1.3 История развития китайской религиозной фрески.

1.4 Художественные особенности фресковой живописи даосизма

1.4.1 Философско-эстетические и функционально-смысловые связи китайской храмовой архитектуры и фресковой живописи даосизма.

1.4.2 Сюжетно-тематические особенности фресковой живописи даосизма.

1.4.3 Достижения выдающихся мастеров фрески XIV-XV вв.

1.4.4 Фреска в монастыре Юнлэгун - наследие и развитие китайской традиционной фрески.

ГЛАВА 2. ФРЕСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ НА РУСИ В XIV-XV ВЕКАХ

2.1 Историко-культурная ситуация на Руси.

2.2 Религиозное мировоззрение на Руси.

2.3 История развития православной фресковой живописи на Руси.

2.4 Художественные особенности православной фрески

2.4.1 Духовно-нравственные и художественно-пластические связи архитектурного пространства русского православного храма и его фресковой живописи.

2.4.2 Сюжетно-тематические особенности фресковой живописи православия.

2.4.3 Достижения выдающихся мастеров русской православной фрески

XIV-XV вв.

ГЛАВА 3. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ ВО ФРЕСКОВОЙ ЖИВОПИСИ ДАОСИЗМА И ПРАВОСЛАВИЯ (СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ) 3.1 Художественно-религиозная структура даосских и православных фресок

3.1.1 Воплощение эстетических и нравственных идеалы, во фресках даосизма и православия.

3.1.2 Церковные и изобразительные каноны фресковой живописи даосизма и православия.

3.1.3 Знаковые, числовые и цветовые символы во фресках даосизма и православия.

3.2 Художественно-пластические методы создания даосских и православных фресок

3.2.1 Принципы композиционного построения фресок.

3.2.2 Духовно-нравственные и художественно-эстетические особенности даосской и православной фресковой живописи.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сопоставительный анализ фресковой живописи даосизма и православия XIV - XV веков в Китае и на Руси»

Диссертация посвящена исследованию средств воплощения канонов даосизма и русского православия во фресковой живописи XIV-XV веков, выявлению их художественных особенностей и уточнению их роли в истории становления национальной традиции. Исследование проводится на основе сопоставительного анализа древних религиозных фресок Китая и России.

Актуальность исследования

Искусство и религия представляют собой два феномена культуры относящихся, на первый взгляд, к различным областям общественного сознания. Они оба тесно связанны с духовной материей и истолковывают смысл и значение человеческого существования. В Средние века религия брала на себя функцию регламентирования духовной жизни людей и управляла многими культурными формациями, в том числе и искусством.

В религиозной культуре настенная живопись играет особую, крайне важную роль. С позиции религии, основной целью создания фресок является не столько украшение интерьера (хотя его художественно-эстетическая выразительность неоспорима), сколько религиозно-философская доктрина, превращающая данный вид монументальной живописи в средство духовного влияния. Фрески, заключающие в себе такие изобразительные элементы, как линия, силуэт, цвет и цветовая гармония, создают особую атмосферу святости, сопричастности человека к горнему миру. В то же время они обладают удивительной красотой и художественно-эстетической значимостью.

При создании даосской и русской православной религиозной живописи использовалось довольно много общих художественных методов, что указывает на некоторые универсальные культурные истоки, восходящие к традициям прославления духовных основ мироздания. Исследуя и сравнивая китайские даосские и русские православные фрески, 4 можно лучше понять и глубже осмыслить различные процессы и изменения, происходившие в изобразительном искусстве XIV—XV веков, осуществить параллельный сопоставительный анализ вершин развития двух национальных культур.

Народное искусство отражает духовные особенности нации. Искусство прошлого обладает определенной этнической выраженностью. Его тщательный анализ позволяет понять суть китайского и русского искусств в целом, а также выявить квинтэссенцию традиционной культуры и национальную специфику сакральных художественных произведений.

В этой связи актуальность настоящего исследования обуславливается необходимостью укрепления в человеке духовных и нравственных сил, основанием которых являются идеи даосизма и православия, их культурно-эстетическое влияния на общество на современном этапе истории Китая и России. Это способствует воспитанию и верной ценностной ориентации молодежи в сложной картине художественной жизни двух братских стран, важностью популяризации художественно-эстетических основ религиозного искусства как неотъемлемой части культурно-исторического наследия двух стран.

В настоящее время фундаментальных исследований, посвященных изобразительному искусству, в Китае создано немало. Однако проблема сопоставительного изучения китайской и русской художественных культур XIV-XV веков остается крайне малоизученной. Исследование данной темы актуально, ибо является прямым результатом процесса активизации межкультурной интеграции, а это в свою очередь позволяет еще раз прикоснуться к драгоценному наследию, оставленному великими русскими и китайскими мастерами церковной живописи.

Степень изученности проблемы

В области религиозного китайского искусства наиболее исследована буддийская настенная живопись пещерного храма в Дуньхуан. Даосской фреске не уделялось достаточно внимания, и она не изучалась на 5 протяжении длительного времени. Только после обнаружения в 1950-х годах фресок в монастыре Юнлэгун в Китае проснулся интерес к изучению даосской религиозной настенной живописи.

В статье «Открытие палаты Саньцин монастыри Юнлэгун» (1986)

Ван Сюнь проводит тщательный историко-искусствоведческий и иконографический анализ фрески «Чаоюань», расположенной в зале Саньцин монастыря Юнлэгун и запечатлевшей основных божеств даосского пантеона.

Исследователь даосской культуры Цин Ситай в книге

Китайский даосизм» (1994) обратил внимание на романтический «дух» даосской живописи, порожденный даосской философией. Автор подчеркивает, что даосская живопись также имела огромное влияние на портрет и пейзажную живопись стиля шаньшуй.

Ван Иэ (ЛЖШ) в книге «Даосизм и искусство» (1997) указывает на то, что даосские фрески относятся к категории массового народного искусства. Она полагает, что вся храмовая фресковая живопись стиля шуйлу (в том числе конфуцианские, буддийские, даосские религиозные картины) является разновидностью даосской фрески.

История китайского искусства» (1998), изданная под редакцией профессора Ван Чжаовэня (.ЕЕ^РЯ) и посвященная китайскому искусству эпохи правления династии Юань, представляет собой попытку исследования даосских фресок того времени и является значимым источником для изучения творчества мастеров и самих фресок Юнлэгуна.

Ду Чжэсэн (^Ы^ГШ) в своем научном труде «Китайская живопись в t период правления династии Юань» (2000) пишет о том, что стиль и техника создания даосской фрески XIV века наследуют традиции и сохраняют художественные и культурные особенности народной живописи.

В искусствоведческой литературе Китая история русского искусства рассматривается мало, а древнерусское искусство и вовсе остается неизученной областью, неким белым пятном. К тому же в высшем художественно-педагогическом образовании страны отсутствует преподавание истории древнерусского искусства и искусства Руси средних веков.

Для России же характерна высокая степень изученности древнерусского и русского средневекового искусства, чему посвящен целый ряд фундаментальных исследований. Например, труды М.В. Алпатова «Этюды по истории русского искусства» (1967) и «Древнерусская иконопись» (1974), в которых ученый тщательно исследовал искусство древней и средневековой Руси, считая, что ему принадлежит ведущая роль в истории русской культуры. Именно Алпатов отметил особый гуманизм произведений А. Рублева.

В.Н. Лазарев в монографиях «Древнерусские мозаики и фрески» (1973), «Московская школа иконописи» (1980) и «Русская иконопись от истоков до начала XVI века» (1983; переиздания 1994; 2000) дает высокую оценку живописи древней Руси XTV—XVI веков. Автор подробно, с глубоким знанием рассказывает о зарождении национальной монументальной и станковой живописи, о технике создания и эстетике русской иконы, о ведущих художественных школах, об отдельных мастерах и лучших произведениях.

М.А. Орлова в монографии «Наружные росписи средневековых храмов: Византия. Балканы. Древняя Русь» (2002) формирует целостное представление о наружной живописи как особом и существенном явлении средневекового искусства, определить ее историко-культурное и художественное значение.

Проблеме изучения древнерусской живописи посвящали свои труды и ряд других ученых.

Благодаря налаживанию дипломатических связей интерес к феномену даосизма в России зародился уже в XVIII веке и продолжался до середины XIX века. Здесь следует назвать труды Н.Я. Бичурина («Лао-цзы и его учение», 1842), В.П. Васильева («Религии Востока: конфуцианство, буддизм и даосизм», 1873), С.С. Глаголева («Китайские религии», 1901).

В числе современных исследований даосизма можно выделить сборник статей под редакцией JI.C. Васильева «Дао и даосизм в Китае» (1982), монографию Е.А. Торчинова «Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания» (1993). Однако на общем фоне публикаций по даосской тематике проблема даосской живописи остается в России по существу неизученной.

Источниковедческой базой диссертационного исследования служили сохранившиеся фрески XIV-XV веков и посвященные им научные труды. В Китае проведено тщательное изучение даосских религиозных памятников XIV - XV веков. Наибольшую научную ценность представляет фресковая живопись монастыря Юнлэгун в Жуйчэне (1294—1358) и фрески в храме Чаоюаньгун в уезде Яосянь (середина XIV века)., а также росписи в монастырях Цинлун в Цзишане (1385), Ваньшоугун в Гаопине (середина XIII века), фрески в храмах Шуйшэнь уезда Хундун (1324) и Цзи'и уезда Синьцзян (конец XV — начало XVI века). Кроме них к изучению привлекались материалы исследований росписей даосского храма города Линьфэнь (середина XTV века), находящиеся в Канаде в Королевском музее Онтарио (Royal Ontario Museum) в Торонто.

В России изучена религиозная живопись памятников XIV-XV веков. Это фрески церкви Спаса Преображения (1378) и церкви Федора Стратилата (1360-1361) в Великом Новгороде, Успенского собора (1408) во Владимире, Успенского собора (1475-1479) и Благовещенского собора (1484—1489) на территории Московского Кремля, храм Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (1502) Вологодской области, храмовая живопись Пскова. Не прекращается работа по изучению собрания фресок и икон Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге и Государственной Третьяковской галереи в Москве. Исследованы описания настенной православной живописи Успенского 8 собора на Городке в Звенигороде, церкви Спаса Преображения на Ковалевом поле в Великом Новгороде.

Гипотеза исследования. Русская православная и китайская даосская фресковая живопись представляют собой два различных типа миросозерцания двух разных народов и разных типов религиозного сознания. В живописи этих стран были разработаны уникальные художественные приемы воплощения и прославления духовных основ мироздания, что указывает на универсальные культурные истоки общечеловеческого восприятии мира.

Объект исследования - храмовая живопись Китая и Руси XIV-XV веков.

Предмет исследования — сопоставление даосской и древнерусской живописи XIV-XV веков.

Границы исследования. XIV-XV века являются эпохой расцвета русской религиозной живописи, крайне важным периодом, когда происходит переосмысление византийской традиции и формирование самобытной русской иконописи, новой иконографии, отличительных черт русского национального искусства. Фресковая живопись Китая, порожденная слиянием буддийского искусства, пришедшего из Индии, с собственными художественными традициями в X1V-XV веках также поднялась на высокий художественный уровень, тем самым, обозначив исторические рамки нашего диссертационного исследования.

Цель исследования

Целью исследования является сопоставительное изучение национальных традиционных систем фресковой храмовой живописи Китая и Руси и анализ ее влияния на становление духовных основ национального искусства.

Задачи исследования

- исследовать феномен возникновения и процесс эволюции китайской даосской фрески XIV-XV веков; 9 изучить особенности русской фресковой живописи XIV—XV веков как историко-культурную параллель средневековой китайской фрески; рассмотреть и сопоставить религиозно-философскую и духовно-нравственную составляющие даосской и русской фресковой живописи XIV-XV веков; осуществить сопоставительный анализ художественно-пластического строя даосской и русской православной фресковой живописи XIV-XV веков с целью выявления их изобразительных особенностей.

Методология исследования носит комплексный характер и обусловлена проблематикой и задачами диссертации. Для решения поставленных задач диссертантом использован метод сопоставительного анализа как составляющая историко-искусствоведческого анализа, в процессе которого особую значимость приобретали исторические факты, определившие подъем культуры в Китае и на Руси, в частности эволюцию фресковой живописи.

Исследование даосской и православной фрески опирается на положения религии, философии, эстетики, теории и истории живописи, помогающих глубже понять особенности создания и факторы развития данного вида искусства. Сопоставляя художественные особенности фресковой живописи, сюжеты китайских фресок XIV-XV веков в Жуйчэне, Цзишане, других регионах страны, технику их исполнения с русскими фресками того же периода в Великом Новгороде, Пскове, Москве, ряде других городов, при всем различии можно неожиданно обнаружить известное сходство принципов становления исторической преемственности их изобразительных традиций в пределах той или иной художественной школы.

Помимо использовавшегося в работе метода сопоставительного анализа, диссертантом применялись также методы историко-художественного, феноменологического и формального анализа

10 произведений.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Данное исследование является первым научным опытом комплексного сопоставительного анализа даосской и русской православной фресковой живописи XIV-XV веков.

2. Впервые в истории религиозного фрескового искусства Руси и Китая исследуемого периода выявлены общие черты в системе художественной организации даосской и православной живописи, например, в цветовом решении, применении линии, наличии нимба и т.д., указывающие на признаки параллельного развития национальных культур Востока и Запада.

3. Даосские и православные фрески впервые исследуются в совместном сопоставлении как каноны двух религий, демонстрирующие идеальные, канонические и символические особенности церковной стенописи в историческом контексте двух национальных культур.

На защиту выносятся следующие положения:

- общие черты в художественной структуре даосских и православных фресок: религиозные, художественные и эстетические идеалы характеризуются стремлением к красоте и добру; посредством системы художественных символов они выражают религиозные и духовно-нравственные представления; религиозные и художественные каноны двух религий взаимообуславливают и стимулируют друг друга;

- художественно-пластические особенности даосских и средневековых русских православных фресок находятся в структурном и смысловом единстве с архитектоникой построения храмового пространства как целостности, и при сопоставительном анализе фресок их содержание демонстрирует масштабную картину мироздания в его материальном и идеальном воплощении;

- сопоставительный анализ религиозно-философских основ даосизма и православия доказывает, что традиционная высокая духовная

11 просветленность русской церковной фресковой живописи отражает православный аскетизм, а стремление к физическому и духовному бессмертию в даосизме придает даосским фрескам романтические черты; исторические процессы интеграции культур Китая и России в наши дни имеют целью как их духовное и художественное взаимообогащение, так и бережное сохранение самобытной национальной традиционности.

Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии общих закономерностей композиционного построения и особенностей художественной организации средневековой русской православной и даосской фресковой живописи, в актуализации ее исследования, а также в доказательстве возможности поиска новых путей в комплексном сопоставительном изучении данной проблемы. Теоретические положения диссертации расширяют научные представления об особенностях даосской и русской православной фресковой живописи как двух параллельно развивавшихся художественных систем, обладающих не только различием, но и сходством. В исследовании отражено философско-эстетическое содержание религиозного искусства, определено историческое место даосской и православной фрески в мировом искусстве, что раскрывает дополнительные возможности научно-теоретического обоснования государственной программы развития национальных художественных культур.

Практическая значимость диссертации заключается в ее воспитательной роли, в содействии процессам укрепления уважительного отношения к национальным духовным и культурным ценностям. Изучение старых художественных школ России и Китая является важным фактором создания основ методологии преподавания древнего искусства в вузах КНР, а также упрочения культурных связей двух дружественных стран. Кроме того, значение работы видится в помощи культурологам, религиоведам, музейным работникам, художникам, искусствоведам, реставраторам в деле восстановления и сохранения памятников

12 национального достояния обеих стран. Материалы исследования могут быть использованы в создании циклов учебных курсов, использоваться на семинарских занятиях по изучению истории искусства и художественной культуры в высшей школе, лечь в основу подготовки и внедрения в учебный процесс новых образовательных дисциплин, посвященных изучению церковного искусства России и Китая, стать ядром создания учебных пособий и научных трудов по фресковой живописи православия и даосизма.

Достоверность результатов и основных выводов диссертации обеспечивается полнотой и разнообразием привлеченного к изучению исторического материала, базируется на реально существующих материальных объектах - китайских и русских фресках XIV-XV веков и обеспечивается выбранной комплексной методикой проведения исследования, основанной на фундаментальных положениях теории и истории изобразительного искусства и эстетики. Выводы подкреплены обращением к трудам авторитетных исследователей древнерусского и китайского изобразительного искусства.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Результаты исследования могут найти применение в учебно-воспитательной деятельности высших учебных заведений России и Китая, в научных и учебно-методических изысканиях, использованы в работе художественных музеев при формировании экспозиций древнего искусства. Работа может быть адресована российским и китайским исследователям изобразительного искусства, реставраторам и музейным работникам, может использоваться в качестве справочного материала.

Апробация и внедрение результатов диссертации исследования

Результаты работы докладывались на научно-образовательной конференции в Юньнанском институте искусств (Китай, Куньмин, 2006). В докладе «Пространственное искусство в религиозной живописи» на конференции в Художественном научно-исследовательском институте

13

Сычуаньского университета (Китай, Чэнду, 2007), в докладе «Значение и развитие религиозной живописи в университетском художественном образовании» на X Международной российско-американской научно-практической конференции по актуальным вопросам современного университетского образования (Санкт-Петербург, 2007), а также на Международной российско-китайской научно-практической конференции в докладе «Современное состояние высшего художественного образования в Китае в области религиозной живописи» (Санкт-Петербург, 2007), в докладе «Символика даосизма в современном восприятии» на Российской научно-практической конференции «Болонский процесс и сохранение традиций в художественно-педагогическом образовании» (Санкт-Петербург, март 2008).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Цао Юэ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В историческом процессе духовного развития человечества религиозное и художественное сознание активно взаимодействовали и, совершенствуясь, влияли друг на друга, привносили важные изменения в жизнь и духовное сознание людей. Религиозные фрески, как и всё церковное искусство, являются своеобразным посредником между человеком и Богом, неким проводником духовного общения людей с Богом.

В результате проведенного в диссертации сопоставительного анализа фресковой живописи даосизма и православия XIV—XV веков в Китае и па Руси сделаны следующие выводы:

1) История даосской фрески насчитывает более 1000 лет. Наибольшего расцвета она достигла в XIV-XV веках. Ранние даосские фрески, заимствовавшие у буддийской живописи многие черты, начиная от техники письма и вплоть до образов, после ее слияния с китайской культурой оставили в ней глубокий след, а затем в исторических условиях появился расцвет. В конце XIII века монголы объединили Китай и основали здесь династию Юань (1279-1368). Иностранное господство привело к небывалому росту национального самосознания китайского народа. Для укрепления своей власти завоеватели взяли курс на сохранение китайских памятников даосизма и покровительство данной религии. Правители династии Юань возводили храмы и монастыри, что требовало и фрескового убранства. В XIV—XV веках Китай уже имел экономические, а следовательно и культурные контакты со многими районами Азии и даже Европы. Экономическая база позволила привлечь к постройкам храмов и созданию фресок большое количество китайских мастеров.

2) В определенный исторический период, пути развития русских православных и китайских даосских фресок были похожи. Русь приняла

148 православие, и в определенной степени восприняла и византийские философско-религиозные и эстетические взгляды. С начала XI века, после того, как византийские архитекторы и мастера принесли в Киев технику строительства церквей и живописи, стиль все больше приобретал национальные черты, это касалось и архитектуры, и иконописи. На смену торжественным и суровым образам византийских икон пришли более мягкие русские образы. Краски стали более яркими, свежими и жизнерадостными, а линии более четкими. Образы преисполнились сочувствия, сострадания и человеколюбия, что стало отличительной особенностью русских православных фресок XIV-XV веков.

Такие насущные понятия того времени, как национальное единство, мир, любовь, согласие - особенно ярко представлены в произведениях Андрея Рублева. В XEV-XV веках русские фрески достигли своего расцвета, обусловленного изменениями в экономической и политической жизни страны, борьбой за независимость и объединение Руси, приведшей к росту национального самосознания народа. Развитие ремёсел и торговли в Пскове и Великом Новгороде стимулировало рост экономики. Укреплялись связи Руси с другими странами. Перемены произошли и в искусстве, мастера обратились к внутреннему миру человека, к духовным ценностям.

3) Религиозно-философская и духовно-нравственная составляющие даосской и православной фрески также имеют схожие черты. Их художественно-религиозная структура слагается из трех основополагающих составных частей: идеала, канона и символа, что позволяет воплощать мир высокой духовности, святости, благочестия в конкретных и убедительных художественно-пластических формах и выразительных образах. Причем в их постижении в пределах каждой религии также наблюдается сходство.

4) Изобразительные принципы даосской и православной фресковой живописи отличаются известным подобием. В использовании цвета,

149 применении линии (линия при работе над фреской играет основополагающую роль) и символов, как, например, нимба (расположен над головами божеств и святых и символизирует божественный свет), в приложении законов перспективы и композиции также наблюдается известная близость, что указывает на общность соблюдения основных норм художественного творчества. Эволюция иконографии фресок в Китае и в России проходила согласно этническим и конфессиональным традициям. Хотя основные художественные принципы и имеют некоторые соответствия, но, в сущности, они основаны на собственных национальных культурных традициях.

5) В религиозных взглядах православия и даосизма сформировалось две различные тенденции: философской предпосылкой даосизма является познание и серьезное отношение к жизни. Человек непрерывно стремится выйти за пределы своих ограниченных возможностей. Образы персонажей даосского искусства обладают живым и одухотворенным обликом. Фрески отличаются, главным образом, художественно-эстетическими качествами, их сюжеты близки к реальности, а люди и небожители композиционно и внутренне сближены. Православные фрески отличаются особой монументальностью, торжественностью и возвышенностью образов с акцентом на их духовном наполнении. Они возвышают человека над обыденностью, однако, дистанцируя его с Богом, обозначают расстояние межу небесным и земным мирами. Согласно православным понятиям, человек, соединяя в себе телесную и духовную сущность, является существом как земным, так и божественным. В нём соединены две эти ипостаси.

Отличие даосской фрески заключается в ее способности к аккумуляции из окружающей среды (легко сливается с буддийским и народным искусством, в одном храме можно встретить изображения трех учений, а именно конфуцианства, буддизма и даосизма) в свободе (отсутствие строгих ограничений в религиозной живописи), в светскости написанные, главным образом, народными мастерами, они выражали представления основной массы общества). В искусстве в области духовности нет определенной системы, которой можно было бы придерживаться, поэтому вскоре фресковая живопись пришла в упадок. В Китае отделённая от государственной власти церковь всегда стояла ниже, что значительно замедляло развитие религиозного искусства. Даосская фреска не оказала серьезного влияния на развитие китайской живописи.

Русская православная фреска полностью олицетворяла ортодоксальность и чистоту православной церкви. Будучи управляемой православными догматами, она руководствовалась строгими религиозными канонами и обладала совершенной художественно-пластической системой. Фреска являлась неотъемлемой частью русской культуры. Со времени Древней Руси в центре внимания художников находилось стремление отразить сущность человеческой жизни. Феофан Грек, Андрей Рублёв и Дионисий последовательно преобразовывали византийский канон, формировали русский православный тип религиозной живописи и разрабатывали композиционные приёмы воплощения в монументальной живописи глубоко личного восприятия мира. Художественные и эстетические идеалы иконописцев тесно связаны с гуманистическими ценностями и человеческими добродетелями. Православная фреска на протяжении тысячелетия оказывала глубокое влияние на русское искусство. Это влияние заметно в произведениях М.В. Нестерова, М.А. Врубеля, К.С. Петрова-Водкина, Н.С. Гончаровой, а также ряда современных художников.

Таким образом, можно утверждать, что вопреки комплексу различий русской православной и китайской даосской фресковой живописи в их живописных системах были разработаны уникальные художественные приёмы воплощения и прославления духовных основ мироздания, что указывает па универсальные культурные истоки общечеловеческого восприятия мира. В двух живописных системах представлен этически преображённый мир.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Цао Юэ, 2008 год

1. Арнхейм P. (Arnheim Rudolj) Искусство и зрительное восприятие Текст. / Р. Арнхейм // Пер. Тэн Шоуян. — Чэнду: Сычуаньское народное изд-во, 1998. —635с. : ил.

2. Библейские истории Текст. // Под ред. Ляо Шичжун. — Пекин: Изд-во Культуры религии, 1996. — 348с.

3. Ван Иэ. Даосизм и его искусство Текст. / Ван Иэ. — Тайбэй: Изд-во Вэньцзинь, 1992. — 165 с.

4. Ван Иэ. Китайский даосизм Текст. / Ван Иэ. — Пекин: Радиовещательное изд-во Учжоу, 2004. — 165с.

5. Ван Пиши. Создание божественного города Текст. / Ван Пинли. — Пекин: Изд-во Пекинского университета, 2005. — 191с.

6. Ван Мин. Исследования философии школы и религии даосизма Текст. / Ван Мин. — Пекин: Китайское научно-социологическое изд-во, 1984. — 380с.

7. Ван Цзянцян. Воспитание, положение, эстетика: эстетическое воспитание в конфуцианстве, буддизме, даосизме Текст. / Ван Цзянцян. — Пекин: Китайское научно-социологическое изд-во, 2003. — 420с.

8. Ван Сяошу. Истории эстетической культуры Китая — династии Юань, Мин, Цин Текст. / Ван Сяошу. — Цзинань: Шаньдунское иллюстрированное изд-во, 2000. — 415с.

9. Ван Хайся. Шаманство, религия, первобытная культура — истоки китайского и иностранного традиционного искусства Текст. / Ван Хайся. — Сиань: Изд-во культуры и искусства Тайбай, 2006. — 219с.

10. Ван Чаовэнъ. Краткий очерк об эстетике Текст. / Ван Чаовэнь. — Пекин: Изд-во Народное, 1981. — 345с.

11. Ван Шщюнъ. Художественный стиль и эстетическое восприятие фрески эпохи Суй-Тан Текст. / Ван Шицюнь // Изучение национального искусства, 2005. — № 4. — С 37— 43.

12. Ban Шэнпин. Единство ангелов и единство святых: анализ китайской и европейской эстетики Текст. / Ван Шэнпин. — Шицзячжуан: Хэбэйское народное изд-во, 1989. — 175с.

13. Вэй Шгаэн. Поиски смысла природной эстетики в Китае Текст. / Вэй Шихэн. — Пекин: Китайское городское изд-во, 1994. — 379с.

14. Гадамер Х.Г. (Gadamer KG) Реальность красоты: искусство игры, символов и праздника. Текст. / Х.Г.Гадамер // Пер. Чжан Чжимина. — Пекин: Изд-во Саньлянь, 1991. — 220с.

15. Гао Чжанцзян. Религиозные комментарии Текст. / Гао Чжанцзян. — Пекин: Китайское изд-во общественных наук, 2002. — 289с.

16. Гегель Ф. Эстетика Т.З. Текст. / Ф. Гегель // Пер. Чжу Гуанцянь. — Шанхай: Политизтательство, 1979. — 839с.

17. Го Инь. Эстетика китайской классической живописи Текст. / Го Инь. — Хэфэй: Аньхуэйское народное изд-во, 1982. — 106с.

18. Го Сяоян. Выявить скрытый смысл пространства Текст. / Го Сяоян // План и пространство, — Нанкин, 2006. — № 12. — 57— 60.

19. Гэ Чжаогуан. Даосизм и китаийская культура Текст. / Гэ Чжаогуан. — Шанхай: Шанхайское народное изд-во, 1987. — 419с.

20. Дао-цзан. Т. 18. Текст. объединенное изд-во Пекинские памятники культуры. Шанхайский книжный магазин. Тяньцзиньская древняя литература, 1988. — 825с.

21. Джеймс Айэрцзинъс (James Elkins)Сравнительный анализ китайской и европейской живописи Текст. / Джеймс Айэрцзинъс // пер. Фэн Юэмипя. // Трибуна изобразительных искусств, — Пекин, 1991. —№ 2. — C58 —67.

22. Дин Шаиь. Древнекитайские религии и мифы Текст. / Дин Шань. — Шанхай: Шанхайское изд-во культуры и искусства, 1986. — 602с.

23. Древние фрески Шаньси // Под ред. Шэнь Вэйчэня. — Тайюань: образовательное изд-во Шаньси, 2005. — 131с.

24. Ду Чжэсэнь. Китайская живопись в период правления династии Юань. — Пекин: Народное изд-во изобразительных искусств, 1995. — 261с.

25. История даосизма Текст. // Под ред. Цин Ситай. — Пекин: Китайское изд-во общественных наук, 1994. — 516с.

26. История китайского художества Т.VII — династия Юань Текст. // Под ред. Ван Чаовэнь. — Цзинань: Шаньдонское художественное изд-во, 1998.—564с: илл.

27. Канингэм М. (Mary Cunningham) Византийское вероисповедание Текст. / М. Канингэм // Пер. Ли Чжимина. — Пекин: Изд-во Пекинского университета, 2005. — 156с.

28. Китайские изобразительные искусства. Живопись. Т. XIII. — Храмовые фрески Текст. // Под ред. Китайского союза по изобразительным искусствам. — Пекин: Китайское промышленно-строительное изд-во, 1988. —91с.

29. Китайская религия и искусство. Т. I — О китайской религии и традиционной культуре Текст. // Под ред. Юй Дунькана [и др.]. — Пекин: Китайское научно-социологическое изд-во, 2005. — 225с.

30. Китайская религия и искусство. Т.Ш. — Религия, культура, народные обычаи Текст. // Под ред. Юй Дунькана. [и др.]. — Пекин: Китайское научно-социологическое изд-во, 2005. — 185с.

31. Книга и школа тайпинов Текст. // Под ред. Ван Мина. — Пекин: Китайский книжный отдел, 1960. — 760с.

32. Краткая история китайского художества Текст. // Под ред. Кафедра истории художества Китая Центральной академии художеств. — Пекин: Высшее образование, 1990. —430с: ил.

33. ЛиПэй. Исследования даосской эстетической мысли в период династий Суй, Тан ив эпоху Пяти династий Текст. / Ли Пэй. — Чэнду: Книжное агентство Башу, 2005.—-248с.

34. Michael'Sulivan; Далекие горы и реки: искусство китайской пейзажной живописи шаныпуй Текст. / Michael Sulivan // перГ Хун Цзайсиня. — ' Гуанчжоу: Линнаньское художественное изд-во, 1989. — 134с.

35. М? Гаосян. Исследования форм китайской традиционной живописи Текст. //Вестник отделения социологии Хунаньского педагогического университета^—Чанша,—1993. — №2. — G. 46 — 49:

36. На лекциях Пекинского университета: путешествие по; русской культуре Текст. 7/ Под ред; Вэнь Чи, — Пекин: Изд-во Новый мир, 2002. ' — 300с. . • . '.. ' . ' ' •' •'••:

37. Нанъ Хуайцзинъ. Краткая история развития даосизма! Текст. /Наш. Хуайцзинь. — Шанхай: Изд-во университета Фу Дань, 1996. — 176с.

38. Новый примеры даосской культуры Текст.7/ Под ред. Цин Ситай.— Шанхай: Шанхайское изд-во культуры и искусство, 1999. — 1085с.

39. Обозрение китайской и европейской эстетшси и искусства Текст. // , • 156' ••,••.'.••.•..•• Под ред. Лю Вэньтаня. — Тайбэй: Центральное агентство по снабжению литературными памятниками, 1983. — 379с.

40. Полное собрание фресок из дворца Юнлэгун Альбом и текст. // Под ред. Цзинь Вэйно. — Тяныдзинь: Тяньцзиньское народное изд-во изобразительных искусств, 1997. — 275с: ил.

41. Ральф Майер (Ralph Mayer) Словарь художественных и технических терминов Текст. / Ральф Майер. — Нанкин: образовательное изд-во Цзянсу, 2005. — 552с.

42. Словарь-минимум по даосизму // Под ред. Чжон Чжаопэн. — Шанхай: шанхайское изд-во Цишу, 2001. — 296с. 50: Словарь-минимум по христианству // Под ред. Чжон Чжаопэн. — Шанхай: шанхайское изд-во Цишу, 2001. — 690с.

43. Сюй Фэнлинь. Православные святые Текст. / Сюй Фэнлинь // На лекциях Пекинского университета: путешествие по русской культуре. — Пекин: Изд-во Новый мир, 2002. — 81—102.

44. Сюй Шучэн. История живописи при Сунской династии Текст. / Сюй Шучэн. — Пекин: Народное изд-во изобразительных искусств, 2000. —261с.

45. Томас Ф. Мэт.(Mathews, Т. F.) Византийское искусство Текст. / Т. F. Mathews // Пер. Лу Сяомэй. — Пекин: Китайское изд-во строительства и промышленности, 2004. — 173с.

46. Тянь Сяоин. Исследования по происхождению даосских элементов в женских образах Танского времени Текст. / Тянь Сяоин // Китайский даосизм. — Пекин, — 2005. — № 3. — 33 — 36.

47. У Айли, Люй Сюефэн. Глубокие размышления о религии и легкие «песни» об искусстве Текст. / У Айли, Люй Сюефэн. — Чэнду: Сычуаньское народное изд-во, 2004. — 296с: ил.

48. Фрески дворца Юнлэгун // Под ред. Народного изд-ва изобразительных искусств. — Пекин: Народное изд-во изобразительных искусств, 1978. — 12с.

49. Фрески храма Цзи'И // Под ред. Ван Цзэцина, Лян Цзымина. — Пекин: Народное изд-во изобразительных искусств, 1982. — 45с.

50. Ханъ Бипфан. Даосизм* и народные обычаи Текст. / Хань Бинфан. — Тайбэй: изд-во Вэньцзинь, 1997. — 228с. .61. Хуан Хайдэ. На небе и на земле: родословная даосских божеств Текст. / Хуан Хайбэ. — Чэнду: Сычуаньское народное изд-во, 1994. — 226с.

51. Ху Цзянчэн. Русское искусство Текст. / Ху Цзянчэн. — Шицзячжуан: Изд-во Хэбэйское образовательное, 2003. — 237с.

52. Ци Чжисян. Эстетика в буддизме Текст. / Ци Чжисян. — Шанхай: Шанхайское народное изд-во, 1997. — 294с.

53. Цин Ситай. Исторические очерки по китайской даосской философии. Т.2. Текст. /Цин Ситай. —Чэнду: Сычуаньское народное изд-во, 1985. — 863с.

54. Цин Цзяи, Hans Kung. Китайская религия и христианство Текст. / Цин Цзяи, Hans Kung // Пер. У Хуа. — Пекин: книжный магазин Саньлянь, 1990. —267с.

55. Цзэн Цзу-инъ. Категории эстетики Древнего^ Китая Текст. / Цзэн Цзу-инь. — Ухань: Изд-во Китайского промышленного института, 1986. — 368с.

56. Цзян Тао. Классическая европейская библейская живопись Текст.' / Цзян Тао. — Чанша: Хунаньское художественное изд-во, 2005. — 309с.

57. Цзян Шучжо. Религиозное искусство и эстетические творения Текст. / ЦзянШучжо. —Гуанчжоу: Изд-во Цзинаньского университета, 2005. — 347с.

58. Чэюань Цинъсинъ. Духи и жертвоприношение: общее в» китайских традиционных религиях Текст. / Чжан Циньсинь. — Нанкин: Изд-во древней литературы Цзянсу, 1992. — 465с.

59. Чжу Чэюуншоу. Исторический очерк о китайской фреске Текст. / Чжу Чжуншоу. —Пекин: Изд-во культурных памятников, 1990. — 161с.

60. Чжун Тунфа, Лун Фэй. Культурный символ даосизма Текст. / Чжун Тунфа, Лун Фэй. — Чэнду: Сычуаньское народное изд-во, 2007. — 271с.

61. Чу Циэнь. История китайской фрески Текст. / Чу Циэнь. — Пекин: Пекинское изд-во технологии и художества, 1998. — 316с.

62. Чэнъ Гуин. Комментарии и критика Лао-цзы Текст. / Чэнь Гуин. — Пекин: Китайское книжное бюро, 1983. — 491с.

63. Чэнъ Сюйгуан. Буддийские фрески и мирская жизнь Текст. / Чэнь Сюйгуан // Научный журнал Иншань, — Баотоу, —1991. — № 1. — 80 — 84.

64. Чжан Байчунь. Мысли о современной православной теологии — русское православное богословие Текст. / Чжан Байчунь. — Шанхай: Изд-во Саньлянь, 2000. — 603 с.

65. Чжан Инцинь. Буддийские и даосские храмы и монастыри Текст. / Чжан Инцинь. — Тяньцзинь: Тяньцзиньское научно-социологическое изд-во, 1991, —225с.

66. Чжан Юйин. Китайское буддийское искусство Текст. / Чжан Юйин. — Пекин: Изд-во религии и культуры, 2000. — 296с.

67. Чжан Юйин. Религия и искусство Китая и Европы Текст. / Чжан Юйин. — Нанкин: Изд-во нанкинского университета, 2003. — 271с.

68. Чжан Цзянхуа. История России Текст. / Чжан Цзянхуа. — Пекин: Народное изд-во, 2004. — 455с.

69. Чжу Гуанцянъ. Эстетика и история китайского изобразительного искусства Текст. / Чжу Гуанцянъ. — Шанхай: Шанхайское литературное изд-во, 1984. — 124с.

70. Чжу Лиюанъ. Наброски к «Эстетике» Гегеля Текст. / Чжу Лиюань. — Шанхай: Изд-во университета Фудань, 1986. — 441с.

71. Чэнъ Яотин. Даосы, святые, люди: иерархия китайского даосизма Текст. / Чэнь Яотин. —Шанхай: Шанхайское социологическое научное изд-во, 1992. —314с.

72. Ши Чжунвэнъ. Исторические диалоги между китайской и европейской цивилизациями Текст. / Ши Чжунвэнъ. — Хух-Хото: Народное изд-во Внутренней Монголии, 2000. — 901с.

73. Щи Динцей. Изобразительное искусство России и Восточной Европы Текст. / Щи Динцей. — Пекин: Народного университета, 2004. — 318с.

74. Юнг К.Г. Человечество и символы Текст. / К.Г. Юнг // Пер. Чжан Цзивэн. —Шэньян: Ляонинское образовательное изд-во, 1988. —316с.

75. Аверинцев С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры Текст. / С. Аверинцев. // Поэтика ранневизантийской литературы. —М.: Сода, 1997, 36—57.

76. Алпатов М.В. Вопросы изучения и истолкования древнерусского искусства Текст. / М.В. Алпатов // Искусство, 1967. — № 1. — 64—70.

77. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись Альбом и текст. / М.В. Алпатов. —М.: Искусство, 1974. — 331с.

78. Алпатов М.В. Памятники XI—XVII художественное наследие древней Руси Текст. /М.В. Арпатов. —М.: Искусство, 1969. — 110с: ил.

79. Алпатов М.В. Феофан Грек Текст. / М.В. Алпвтов. — М.: Изобразительное искусство, 1979. — 199с: ил.

80. Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства Текст. / М.В. Алпатов. —М.: Искусство, 1967. — 214с: ил.

81. Андрей рублсв и его эпоха. // Под ред. М.В. Алпатов. - М.: Искуство, 1971.-278с: ил.

82. Антонова В.И. Заметки о ростово-суздальской иконе живописи Текст. / В.И. Антонова, католог выставки / Гос. Третьяковский гаререе. — М., — 12с

83. Бердяев Н.А. Русская идея Текст. / Н.А. Бердяев. — Харьков: Фолио; М.: ACT, 1999. —397с

84. Брехов Н. Андрей Рублёв Текст. / Н. Брехов. — М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2001. —62с: ил.

85. Брюсова В.Г. Андрей Рублёв и московская школа живописи Текст. / В.Г. Брюсова. — М.: АО "Моск. учебники" и др., 1998. — 192с: ил.

86. Брюсова В.Г. Андрей Рублёв Текст. / В.Г. Брюсова. — М.: Изобразительное искусство, 1995. — 304с: ил.

87. Бычков В.В. Эстетическое сознание Древней Руси Текст. / В.В. Бычков. —М.: Знание, 1988. — 61с

88. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII века Текст. / Бычков. —М.: Мысль, 1995. — 637с

89. Вагнер Г.К. Проблема жанров в древнерусском искусстве Текст. /Г.К. Вагнер. —М.: Искусство, 1974. — 268с: ил.

90. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве Текст. / Г.К. Вагнер. — М.: Искусство, 1987. — 285с

91. Вздорное Г.И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде Текст. / Г.И. Вздорнов. — М.: Искусство, 1976. — 292с: ил.

92. Вздорнов Г.И. О понятиях «школа» и «письма» в живописи Древней Руси Текст. / Г.И. Вздорнов // Искусство. 1972. — № 6 . — 64—68.

93. Гордиенко Э.А. Основные направления в художественной культуре Новгорода XIV века Текст. / Э.А. Гордиенко // Древнерусское искусство. XIV—XV вв. — М.: Наука, 1984. — 156—168.

94. Грабарь И.Э. А.Рублёв Текст. / И.Э. Грабарь // Вопросы реставрации Т . 1 — М.: АН СССР, 1966.—С.112—209. ПО.Греков А.П. Фрески церкви Спаса Преображения на Ковалеве Текст. / А.П. Греков. — М. : Искусство, 1987. — 136с: ил.

95. Демина НА. «Троица» Андлея Рублёва Текст. / Н.А. Демина. — М.: Искусство, 1963. — 97с: ил.

96. Дионисий — фрески церкви Рождестав Богородицы Ферапонтова монастыря Текст. // Сост. Б.Андрюшина. — Л.: Аврора. 1990. — 33с: ил.

97. Дмитриев Ю.Н. Таорчестве древнерусского художника Текст. / Ю.Н. Дмитриев // Отдела древнерусской литературы Института русской литературы Академии наук СССР. XTV. — М.; Л., 1958. — 551—556.

98. Древнерусское искусство: рукописная книга Текст. //Ред. и сост. О.И. Подобедова, Г.В. Попов. — М.: Наука, 1972. — 367с:ил.

99. Древнерусское искусство Текст. / редкол.: В.Н.Лазарев [и др.] — М . : Наука, 1972. —363с

100. Зуев М.Н. История России с Древнейших времен до конца XX века Текст. / М.Н. Зуев. — М.: Дрофа, 1999. — 896с.

101. Ильин МЛ. Проблемы исследования древнерусского искусства Текст. / М.А. Ильин // Художник, 1970, — № 7. — 34—39.

102. История иконописи: истоки, традиции, современность, VI — XX вв. / Л. Евсеева, Н. Комашко, М. Красилин и др. — М.: АРТ-БМБ, 2002. — 287 с: ил.

103. Колпакова Г.С. О композиционных особенностях росписи храма на Волотовом поле Текст. / Г.С. Колпакова // Древнерусское искусство. XIV—XV вв. — М.: Наука, 1984. — 179—195.

104. Кравгрва М.Е. История культуры Китая Текст. / М.Е. Кравцова. — СПб.: Изд-во «Лань», 2003. — 416с.

105. Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески Текст. / В.Н. Лазарев. — М.: Искусство, 1973. — 568с. ил.

106. Лазарев В. Н. История византийской живописи Текст. / В.Н. Лазарев. — М.: Искусство, 1986. —329с. ил.

107. Лазарев В.Н. Новгородская иконопись Текст. / В.Н. Лазарев. — М.: Искусство, 1976. — 121с: ил.

108. Лазарев В.Н. Андрей Рублёв и его школа. Текст. / В.Н. Лазарев. — М.: Искусство, 1966. — 386 с.

109. Лазарев В.Н. Русская иконопись — от истоков до начала XVI века Текст. /В.Н. Лазарев. — М . : Искусство, 1983. — 159с.

110. Лазарев В.Н. Московская школа иконописи Текст. / В.Н.Лазарев. — М.: Искусство, 1980. — 235с: ил.

111. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века Текст. /В.Н. Лазарев. —М.: Искусство, 1983. — 538с.

112. Лихачев Д. Культура Руси времени Рублёва и Епифания Премудрого Текст. / Д.С. Лихачев. — М.: Изд-во АН СССР, 1962. — 171с

113. Лихачева О.О. Общерусские традиции и локальные особенности в иконописных школах XIV-XV вв. // Русская культура и культура России: сб. ст. — СПб., 2001; То же Электронный ресурс.. — URL: http://rculture.spb.ru/docs/. ihacheva/cult3.htm

114. Мастера искусства об искусстве. Т I. // Под ред. Губер А.А. Павлов В.В. — М.: Искусство, 1965. — 269с.

115. Мацулевич Л.А. Церковь Успения пресвятой Богородицы, в Болотове Текст. / Л.А. Мацулевич // памятники древнерусского искусства. Вып. IV. - СПб.: Изд-во Императорской Академией художеств, 1912.

116. Медкова Е. Красота силы Текст. / Е. Медкова // Искусство, 2006, — №6(342). — С . 2—3.

117. Менъ А.В. Таинство, слово и образ Текст. / А.В. Мень. — Л.: Ферро-Логас, 1991. — 207с: ил.

118. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. 4.2. Текст. /П.Н. Милюков. — М.: Изд-во. МГТУ. 1992. — 157с.

119. Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва Текст. // Авт. сост. А.А. Салтыков. —Л.: Художник РСФСР, 1989. — 264с: ил.

120. Нерсесян Л.В. Дионисий иконник и фрески Ферапонтова монастыря Текст. / Л.В. Нерсесян. — М . : Северный паломник, 2002. — 132с

121. Низовский А.Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России Текст., / А.Ю. Низовский. — М.: Вече, 2000. — 561с

122. Никольский Н.М. История русской церкви Текст. / Н.М. Никольский. — М.: Политиздательство, 1988. —448с.

123. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли Текст. / М.Ф. Овсянников. — М.: Высшая школа, 1984. — 456с

124. Орлова М.А. Наружные росписи средневековых храмов: Византия. Балканы. Древняя Русь Текст. / М.А. Орлова. — М.: Северный паломник, 2002. — 286с

125. Осташенко Е.Я. Пространственные решения в некоторых памятниках московской живописи как отражение стиля в конце XIV — первой XV трети в. Текст. / Е.Я: Осташенко // Древнерусское искусство. XIV — XV вв. — М.: Наука, 1984. — 59—76.

126. Пивоварова Н. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: к 800-летию создания текст.: каталог выставки / Гос. Русский музей. — СПб.: Palace Editions, 1999. — 16 с : ил.

127. Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублёва Текст. / В.А. Плугин. — М.: Изд-во МГУ, 1974. — 164с.

128. Лунин Н. Андрей Рублёв Текст. / Н. Лунин // Аполлон. 1915. — № 2, — 1—23.: ил.

129. Путеводитель по композициям стенописи дионисия Текст. // Сост. Е.Н. Шелкова. —М.: Северный паломник, 2005. — 152с: ил.

130. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура Текст. / Л.А. Рапацкая. — М.: ВЛАДОС, 1998. — 608с: ил.

131. Русское православие: вехи истории Текст. — М.: Политиздательство, 1989. —719с: ил.

132. Сарабъянов В.Д. Спасо-Преображенский собор Мирожескгого монастыря Текст. / В.Д. сарабьянов. — М.: Северный паломник, 2002. — 80с: ил.

133. Сергеев В.Н. Живопись стремится заговорить Текст. / В.Н. Сергеев // Русская речь. 1970. — № 3. — 83—89.

134. Сергеев В.Н. Новые открытия в Рублёвском музее Текст. / В.Н. Сергеев // Памятники отечества. — М., 1977. — 256—264.

135. София киевская Государственный архитектурно-исторический заповедник Текст. / Авт. и сост. Г.Н. Логвин. — Киев: Изд-во Мистецтво, 1971. — 325с: ил.

136. Сравнительные характеристики русских иконописных школ Электронный ресурс. // Библион : православ. б-ка : [сайт]. — М., 2006. — URL: http: //dl.biblion.realin.ru/text/8Biblioteka Bakulina/Ikonopisanie/ shkolv.htm

137. Сто икон из фондов Эрмитажа. Живопись русского Севера XIV—XVIII веков: коталог выставки / Гос. Эрмитаж; сост. А.С. Косцова. Л, 1982.

138. Таресенко Л.П. Комашко Н.И. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва Текст. / Л.П. Таресенко, Н.И. Комашко. — М.: Penates-ненаты, 2002. — 31с.

139. Творогов О.В. Овзаимодействии литературы и живописи в Древней Руси Текст. / О.В. Творогов // Русская литература, 1981. — Т. 4. — 95—106.

140. Торчжов Е.А. Даосизм: Опыт историко-религиоведческого описания Текст. / Е.А. Торчинов. — СПб.: Андреев и сыновья, 1993. — 307с.

141. Троицкий Н.И. Иконостас и его символика Текст. / Н.И. Троицкий // Православное обозрение. 1891. Апрель. — 696—719.

142. Трубецкой ?.#.Россия в ее иконе Текст. / Е.Н. Трубецкой // Русская мысль. 1918. январь — февраль. — 21—44.

143. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе Текст. / Е.Н. Трубецкой. — М.: Центр гуманит, 1991. — 111с: ил.

144. Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи Текст. / Е.Н. Трубецкой // Публи. лекция. — М.: СП "Интерпринт". 1990. — 44с.

145. Успенский Л. Исихазм и разцвет русского искусства Текст. / Л. Успенский // Вестник русского западноевропейского патриаршего экзархата. 1955. —№ 60, —С. 252—270.

146. Успенский Л. Церковное искусство во эпоху Св. Константина Текст. / Л. Успенский // Московской патриархии, 1958. —№ 10. — 48—57.

147. Федоров-Давыдов А. Из истории древнерусского искусства Текст. / А. Федоров-давыдов // Искусство. — М., 1940. — № 5. — 73—96.

148. Федоров-Давыдов А. Русский пейзаж XVIII — начала XIX века Текст. /А. Федоров-давыдов. — М . : Искусство, 1953. —583с.

149. Флоренский П.А. Иконостас Текст. / П.А. Флоренский // Богословские труды. Т. 9. — М., 1972. — 83— 148.

150. Флоренский П.А. Обратная перспектива Текст. / П.А. Флоренский // Ученые записки Тартуского гос. университета. Вып. 198 (Друды по знаковым системам. Т. 3). — Тарту, 1967. — 381— 416.

151. Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств Текст. / П. А. Флоренский // Искусство. — 1922. —№ 1. — 27—38.

152. Фортунатов В.В., Снигирев Ф., Фирсов А.Г. Отечественная история в схемах и комментариях: Учебное пособие Текст. / В.В. Фортунатов, Ф. Снигирев, А.Г. Фирсов. — СПб.: Питер, 2007. — 224с.

153. Художественные музеи РФ — Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва Текст. / [Авт. и сост. А.А. Салтыков]. —Л.: Художник РСФСР, 1989. —260с: ил.

154. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии Текст. / Е.Г.Яковлев. — М.: Высшая школа, 1985. — 287с: ил.

155. Яковлева Е.П. «Ерминия» Дионисия из Фурны и техника икон Феофана Грека Текст. / Е.П. Яковлева // Древнерусское искусство. XIV—XV вв. — М.: Наука, 1984. — 7—25.

156. Яковлева НА. Русская икона Текст. / Н.А. Яковлева. — М . : Белый город, 2002. — 63с: ил.

157. Яковлева НА. Феномен русской иконы Текст. / Н.А. Яковлева // Анализ и интерпретация произведения искусства. — М.: Высшая школа, 2004. — С . 91—109.

158. Ямщиков СВ. Древнерусская живопись: новые открытия. / В.Ямщиков. — М . : Советский художник, 1965. —116 с. Литература на китайском языке 1. <<фЩй:?Ш1>> Ф&йКФйз&ёдеШЙ- — Ш-. П<?ШШ№к, 1990,

159. Ш о ? 1ФЩШ&} — ±№: ± & Л К И # Ж Ш Ь 1983, 301 Ж* з. шиш тшт&т — т-. ЖЖ^ЖЙШ. 1996

161. МШ-Ш Ьк^-ШШт±Ш)) — Я.Щ-. 5>с??Л^1#ШШ:. 1997,275.

162. Ш Щ «Ш-^-Ш» — ±Ш: ±ШИ=$ЖШ±, 2001

163. ЗЕМШ №МПМШШ№%#Ы&Ц%Ю//1&ШЪШЮ—Шг 2005 — э. ШЙ. 1$*т-&шя&%ъ — ят ятт#ш& 2001.

164. Щ.ВШ «ФИШШ5&» — ЗШ: ЗЬЗйХЙИ^ШШЬ 2000 316с

168. ШД# Ш Ш | Ш # Л ; Ш » — # Ж : §ГЙ#ЖШ±, 2002, 81-102 Жо

169. М Ш : Ш ^ Щ п з Ш ^ Ш ) —ifM: Ф Ш Л К ^ # Ж Ш ± , 2004, 318 Ж170. ШЁ#5 ШШ?» — &&: Л & Й Ш Ь 2004, 455 Ж*

171. ШШ& №ШЪ№ — # Ж ? : М:1ЬШГЖШ±

174. Ш&Ш {^ШШШЯ)) —ШЖ: ШС*:?ШШ±, 2003, 271. 41. fcUTU <Ш&1?4И&Ш — ±Й*: ЙЖЛ#ШШ±. 1986, 441 Же 42. шш шшх^ятш — rt\u шх&&т±, 2005, З47ж,

176. ЯУШ т?т*ттк&) —±т-. ±шсгжш±, ™м, т ж . 45. з.ж№, « Ф Ш Ш П — ш-. ътш&жя:. 2004, 165Ж»

177. ЩЖП €ШШШт — Sit: :ШЖШ-Ь 1997, 228 ж0 47. пшш «5с±л(Ю: ш ш ш ш ж ) ) — $Ш: Ш П Л Й И Ш Ь 1994, 226 ж* 48. «Ш#ТЙ» , ^тшшш^т, — ш-. » ж ш ± , не ж. 49. т-ш ^шшш&тъ ж%, —ш-. Ш И Л Й Ш Ш Ь 1985 8бзж0

180. ЗЕ4?? « "?сЛ-?-" •% " # Л ^ - " : ФШ^?№?Я№Ш — 5ЖЙЕ: ШЬ Ай.Ш?±, 1989, 175 Жо 55. &№ №ятш^Атшг пшпш.шшт№жт 2002, 284 ж» 56. ( Ш М 1 Я $ „ — JfcgC: ФЗИШ, 1960, 760 Жо

181. ШГЛ «Й^ч ЖШ-ШШ» — » : ^ ^ Й Ш 1 , 1995, 102 Ж»

183. Ш (АтжЖЖЮ) ШШ ШШ Я.9ШШШ. 1988, 316 ж. 87. чш.ш {шшт кшшя-Шг ЛЙНЯШШЬ 2007,2зож

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.