Социалистический реализм как культурный феномен тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Некрасова, Елена Сергеевна

  • Некрасова, Елена Сергеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 210
Некрасова, Елена Сергеевна. Социалистический реализм как культурный феномен: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2006. 210 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Некрасова, Елена Сергеевна

Введение.

Глава 1. Истоки социалистического реализма

1.1. Социально-философские и художественные истоки 9 социалистического реализма

1.2. Положения формирующейся марксистской эстетики в контексте социалистического реализма

1.3. Принципы социокультурного единства в функциональном подходе

Глава 2. Становление социалистического реализма как культурного феномена

2.1. Оформление принципов социалистического реализма в культурной политике советского государства

2.2. Создание творческих союзов

2.3. «Золотой век» социалистического реализма 90 V'

Глава 3. Альтернативные культурные проекты

3.1. Советский андеграунд

3.2. Московский концептуализм

3.3. Соц-арт как синтез социалистического реализма и поп-арта

Глава 4. Концептуальное осмысление социалистического реализма 4.1. Советский искусствоведческий дискурс f) 4.2. Мифологические конструкции в советской культуре и искусстве

4.3. Социалистический реализм в современном западном дискурсе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социалистический реализм как культурный феномен»

После распада государства, ставшего пространством для осуществления принципов социалистического реализма, возникло необходимое для исследования его сущности условие - временная и историческая дистанция. Более того, это время, прошедшее после исчезновения советского государство показало, что только всестороннее исследование сущности соцреализма, внутрикультурных причин его возникновения и условий существования позволит адекватно оценить процессы, происходящие в отечественной культуре XX века в целом.

Социалистический реализм - одно из масштабнейших явлений культуры XX ^ека. После передвижничества и русского авангарда он - следующее, самор крупное и значительное звено русской художественной культуры. Но исторически сложилось так, что это образование было спровоцировано идеологией тоталитарного государства. Соцреализм в качестве единого творческого метода возник как часть идеологии советского государства и развивался в контексте его истории. В связи с этим, для широкого круга потребителей культуры различные проявления социалистического реализма с]гали лицом советской эпохи и, соответственно отразили в себе многие его негативные черты. Однако диктат власти - только одна из причин появления этого масштабного культурного феномена. Даже при самом общем исследовании различных его форм становится очевидным, что основной творческий метод советской культуры сформировался не только под давлением власти, но вобрал в себя и реализовал важнейшие установки отечественной культуры, наиболее четко проявившиеся во второй полорине XIX - середине XX века, став их своеобразным венцом.

Актуальность темы соцреализма подтверждается тем, что, несмотря на небольшой в историческом смысле промежуток, отделяющий нас от «эпохи социалистического реализма», исследовательская работа по этому вопросу на сегодняшний день проведена значительная.

Уже во времена существования этого феномена многими западными исследователями велось непредвзятое и лишенное цензурного надсмотра изучение соцреализма. Прежде всего, здесь нужно упомянуть таких авторов как Р. Гароди, Б. Гройс, И. Голомшток, М. Геллер, X. Гюнтер, X. Зееман, К. Кларк, И. У. Петере, Н. Тумаркин. На рубеже 80-90-х, сразу после распада советского государства был выпущен ряд сборников, посвященных изучению феномена соцреализма. Прежде всего, это «Избавление от миражей. Соцреализм сегодня», куда вошлц работы Е. Сергеева, М. Гагнуса, В. Т]опы, Г. Белой и некоторых других. К более поздним исследованиям можно отнести сборники «Соцреалистический канон» и «Советское богатство». Среди большого объема существующей литературы, посвященной этой теме, кроме вышеперечисленных исследователей в первую очередь необходимо выделить работы К. Аймермахера, М. Балиной, А. Бодена, К. Беккера, К. Гринберга, Л. Геллера, Е. Добренко, Е. Дёготь, Т. Дахусена. А. Морозова, В. Паперного, работы Г. Поспелова, Ф. Серса, В. и М. Тупицыных и некоторых других.

Целое явление представляют собой исследования соцреализма в контексте мифологической традиции, которое представлены Р. Бартом, А. К. Байбуриным, С. П. Батраковой, К. Г. Исуповым, Ж. Ф. Коноваловой, В. Тупицыным, Е. А. Торчиновым.

Большое влияние на развитие данной темы оказали работы таких философов как Т. Адорно, П. Бурдье, Ж. Батай, Р. Барт, Ж. Делез, М. Элиаде, Ж. Лакан, Г. Маркузе, Л. Мамфорд, Р. Эскарпи. Кроме того, изучению данной проблематики, являющейся междисциплинарной, оказали влияние исследования таких авторов как А. А. Грякалов, В. М. Дианова, С. Н. Иконникова, М. С. Каган, Ю. М. Лотман, В. В. Прозерский, Ю. В. Перов, Е. Г. Соколов, Г. В. Титова, Д. В. Сарабьянов, А. С. Шатских, Е. Н. Устюгова, Э. П. Юровская.

Цель данной работы - исследование социалистического реализма как закономерного и полноправного феномена отечественной и западной культуры. Цель исследования определяет следующие задачи:

- рассмотреть философские, художественные и политические корни феномена социалистического реализма;

- определить культурно-исторические условия и непосредственные причины его возникновения;

- выявить наиболее характерные черты социалистического реализма;

- определить его непосредственную взаимосвязь с политическими и социальными отечественными реалиями начала и второй половины XX века;

- рассмотреть этапы его существования и возникшие в отечественной и западной культуре рефлексии относительно его появления;

- изучить исследовательскую традицию соцреализма как часть истории самого метода социалистического реализма;

- исследовать трансформации соцреализма, произошедшие во второй половине XX века.

Данное культурологическое исследование находится в междисциплинарном пространстве философии, истории культуры, искусствоведения, а так же этики, социологии искусства, теории культуры. В сцязи с этим в процессе исследования феномена социалистического реализма были применены:

- контекстуальный метод, позволяющий рассмотреть искусство соцреализма в широком культурном контексте;

- метод исторического анализа;

- системный метод, давший возможность рассмотреть разновременные явления культуры как проявления стойкой культурной тенденции.

Научная новизна данного исследования заключается в рассмотрении феномена социалистического реализма как целостного и закономерного этапа развития отечественной культуры. Отсюда его отличительной чертой стало стремление выявить характерные черты отечественной культуры, проявившиеся в соцреалистическом методе. Наряду с этим была предрринята попытка обобщения уже существующих методов изучения i соцреализма. В этой связи в работе анализируется ряд исследовательских концепций, и выявляются объединяющие их тенденции. Вместе с тем важной особенностью данной работы на фоне критической постсоветской традиции является переосмысление взглядов таких теоретиков культуры как, Н. Чернышевский, В. Фриче, А. Гастев, В. Богданов, А. Луначарский, А. Лифшиц и Г. Лукач в контексте их влияния на зарождение и развитее метода соцреализма.

Социалистический реализм - многогранный культурный проект: на него оказали большое влияние различные философско-социальные западные и отечественные теории. Поэтому, при его осмыслении необходимо учесть влияние элементов гегелевской, марксистской и ницшеанской философии, представления о культуре Н. Чернышевского, народников, Г. Плеханова. А. Богданова, Н. Гастева, И. Иоффе, Ф. Шмита, В. Ленина, А. Луначарского. Отсюда вытекает следующая задача - определить культурно-исторические условия и непосредственные причины возникновения соцреализма. В этой связи будут рассмотрены результаты взаимодействия концепций ряда мыслителей с художественной и музейной практикой, которая оказала влияние на формирование соцреализма. В частности речь пойдет о таких явлениях отечественной культуры как передвижничество и Пролеткульт. Так же будет дан анализ теоретических взглядов и художественной практики русских авангардистов, ставших предпосылкой появления соцреализма. Будет рассмотрено влияние на соцреализм таких черт авангарда как стремление объединить искусство и власть в единое пространство. Еще одной задачей является изучение реалий послереволюционной художественной жизни. Будет исследован срез культурных предпочтений тогдашней художественной интеллигенции, анализ наиболее актуальных и спорных для нее тем. В этом контексте будет рассмотрен феномен творческих союзов, возникших в СССР в начале 30-х, и взгляд официальной власти на культуру. На основе анализа этих факторов будут выделены такие основные черты социалистического реализма как переживание полноты бытия, оптимизм и красота, возникшие под влиянием некоторых свойств отечественной культуры. Среди этих свойств можно выделить реалистичность отечественной изобразительной традиции, воплотившейся в формальных предпочтениях соцреализма и такой тенденции как повествовательность, когда в центре живописного произведения лежит некая история (рассказ). Проследить эту тенденцию можно будет, прежде всего, на примере такого явления как передвижничество. Кроме того, необходимо рассмотреть, как в соцреализме реализуется такое свойство отечественной общественно-философской мысли, как утилитаристское понимание роли культуры. Отдельной темой будет рассмотрение последствий властного влияния на соцреализм.

Немаловажной задачей оказалось осмысление этапов существования соцреализма. Эта задача порождает изучение возникших относительно ^ соцреализма в отечественной культуре рефлексий: отечественное андеграундное движение и такое его направление как московский концептуализм.

Среди других задач можно выделить задачу изучения исследовательской традиции соцреализма. Его исследование на данный момент уже образовало собственную традицию, со своими этапами и направлениями и представляет целое культурное пространство или даже "Ь сообщество. И поэтому сегодня, можно уже подвести некоторые итоги этих исследований. Для этого в работе планируется осуществить анализ опыта концептуального осмысления феномена соцреализма в отечественном и зарубежном дискурсах и выявление в нем магистральных тенденций.

Отметим, что данное исследование феномена соцреализма проводится преимущественно на примере изобразительного творчества — произведений передвижников, авангардистов и художников социалистического реализма.

Особенность изобразительного искусства - своеобразная «законченность», завершенность образа, в результате чего он предстает перед зрителем в целокупном виде, тогда как литература -это развитие характеров.1 Кроме того, именно в изобразительной форме соцреализм как властный проект, максимально демонстрирует такие свои важные черты как идеологичность и пррпагандизм. Большое значение здесь имеет и то, что значительное влияние на формирование соцреализма оказал русско-советский авангард, принципы которого выразились наиболее явно в изобразительном искусстве. Заметим, М. Элиаде в работе «Аспекты мифа» писал о том, что именно художники представляют собой истинную творческую силу цивилизации.2

1 См.: Батракова С. П. Искусство и миф: Из истории живописи XX века. М., 2002.

2 См.: Элиаде М. Аспекты мифа. М., 2005.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Некрасова, Елена Сергеевна

Заключение.

Подведем некоторые итоги и наметим перспективы дальнейшего исследования. В отечественной культуре XX века социалистический реализм занимает одно из центральных положений. После передвижничества и рус-скогр авангарда он следующее, самое крупное художественное звено русской культуры. Но исторически сложилось так, что это образование оказалось спровоцировано тоталитарной идеологией.

Сегодня сложно сказать, как сложилась бы история отечественной культуры, не пойди она по пути политизации. Давление, которое оказывала власть на культуру в 20-30-е годы, было чрезвычайно мощным и ему невозможно было противостоять. Можно сказать, что появление новой формы искусства, порожденной властью и выполнявшей ее задачи, было неизбежно в условиях тоталитарной власти. Но как мы выяснили, зарождению и развитию форм соцреализма способствовали такие черты русской культуры как очен^ сильная реалистическая традиция, составляющая основу домодерни-стской художественной традиции в России. Косвенно важность этой тенденции подтверждает и то, какое серьезное внимание понятию «реализм» уделялось авангардом. Так же соцреалистический канон во многом формирует такая черта отечественной изобразительной культуры как повествователь-ность.

Сейчас, в заключение можно наметить перспективы исследования темы повествовательности и предположить, что в отечественной художественной культуре, изобразительность почти никогда не стояла на центральном месте. Это можно изучить на примере истории русского передвижничества — самой мощной в России художественной концепции XIX века, вместившее в себя созидательный потенциал нескольких поколений русских художников, где главным являлось не впечатление, выражаемое более сложными приемами и методами, создающими предпосылки к символичности и абстрактности, а повествовательность, сюжетность, рассказ.

Направленная повествовательность не оставляет автору — носителю традиции, пространства для осуществления сугубо художественных задач, возможности погружения в пространство искусства не соотносимое напрямую с окружающим миром. Именно на основе повествовательности происходило построение центрального художественного образа в искусстве представителей соцреализма, то есть художественное воплощение идеологии. Впоследствии повествовательность будет переосмыслена московским концептуализмом и в первую очередь И. Кабаковым.

Идеологичность соцреализма также имеет давние культурные корни. Прежде всего она развивается под влиянием утилитаристского понимания роли культуры, которое выражалось передвижниками и постулировалось такими теоретиками культуры как, Н. Чернышевский, Г. Плеханов, А. Богданов, А. Луначарский, И. Иоффе, Ф. Шмит. Утилитарное отношение к кульууре у них проистекало не в последнюю очередь под влиянием гегелевской и в большей степени марксистской философии. Идеи коллективизма, развиваемые народниками под влиянием элементов гегелевской концепции, соединяются с продиктованным марксизмом классовым пониманием целей и задач искусства. И следовательно его обязанностью является отражение интересов своего класса-создателя, или, шире, коллектива и помощь в его борьбе.

Из утилитарного понимания культуры развивается еще одна черта русской культурной традиции - её дидактичность, назидательность. В отечественной культуре художественное произведение должно было служить неким нравственным и идейным образцом. Этот элемент нашел мощное воплощение в романах-утопиях, где показывались образцы подвижнической жизни во благо общества. Это тяготение к утопизму реализовалось в соцреализме самым непосредственным образом. Именно в художественной форме воплотилась конечная цель социалистического общества - коммунизм.

Следствием утилитаризма и утопизма стало стремление некоторых из теоретиков создать истинно пролетарское искусство. Здесь же суть конфликта, который возник между Богдановым, Луначарским и Лениным, представлявший «официальный» советский марксизм. Однако, не смотря на этот конфликт, соцреализм в своем конечном варианте вобрал многое из разработок авторов Пролеткульта. Реализуется в соцреализме и утопизм. Именно в художественной форме, а не на практике реализуется конечная цель социалистического общества — коммунизм.

К этим свойствам отечественной художественной культуры присоединяется авангард. Обладающий мощнейшим разрушительным настроем, он смял традиционные представления о изобразительном искусстве вообще и повествовательной традиции в частности, а своей беспредметностью, казалось, исключил себя из российской культурной традиции.

Однако и в нем был силен пафос преобразования, который не мог ограничиваться только рамками художественного творчества. Именно авангард, реализовал на практике подсознательную установку российской народнической и марксистской литературы на преобразование действительности по законам художественной формы. В своих претензиях на власть авангард во многом развил утопизм русской художественной традиции, когда попытался претендовать на тотальную власть в культуре и перестроить в связи со своими представлениями окружающую действительность. Именно эти тоталитарные претензии авангарда с успехом воплотил соцреализм, подкрепленный властной поддержкой. Авангард и коммунизм, соединившиеся в соцреализме, являются порождением европейской культурной традиции. Однако свое полное законченное развитие оба этих явления получили именно в российской культуре.

Два значительнейших российских культурно-политических движения -передвижничество и авангард, имевших стойкий маргинальный характер, соединились, чтобы породить культурный феномен под названием социали-

стический реализм. И теперь, изучив историю возникновения соцреализма, правильно было бы говорить о соцреалистическом периоде русской культуры, а не о соцреализме как таковом. Однако, несмотря на эти мощные культурные корни, соцреализм не был бы столь значительно представлен в культуре, если бы не поддержка его государственной политикой. Дальнейшие этапу его развития диктуются идеологическими установками советского государства, положением ведущего творческого метода и практическими задачами, которые ставит перед культурой государство. Но в развитых своих формах соцреализм растворился в иллюзионизме. В результате он трансформировался в свою пародию, в соц-арт - оригинальную художественную установку, принявшую конкретные четко выраженные художественные

формы именно благодаря пародируемому обьекту — соцреализму.

Цосле войны отечественная культура, отгороженная «железным занавесом», как и в начале XX века, перенимает самые крупные европейские культурные новшества - концептуализм, поп-арт, порождая на основе европейской идеи нечто, далеко превосходящее первоначальные контуры. Как и в случае с авангардом и коммунизмом, этот новый виток развития культуры происходил с удвоенной энергией, с преувеличением используемых средств и отметанием старого. Западноевропейская культура не знает таких резких перепадов, взлетов и падений. Можно предположить, что на фоне этого несоответствия русская культура возвращает европейской ее же собственные новации, но в измененном, неузнаваемом виде. Именно поэтому произведения советского андеграунда были в свое время так популярны на Западе. От этого соцреализм становится еще более привлекательным предметом для изучения. И несмотря на его идеологичность, художественную громоздкость и антигуманизм, он является предметом постоянных культурологических изучений.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Некрасова, Елена Сергеевна, 2006 год

1. УрновД. Искусство исторического оптимизма или Тридцать лет спустя // С разных точек зрения: Избавление от миражей. Соцреализм сегодня. М., 1990. С. 93 119.

2. Гюнтер Г. Художественный авангард и социалистический реализм // Соцреалистический канон. М., 2000. С. 1001-109. •

3. Мейерхольд Луначарскому // Эрмитаж. № 2. 1922. С. 3 - 4.

4. Морозов А. И. Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х годов. М., 1995.

5. Очередные задачи левых // Зрелище. 1922. № 3. С. 5.

6. Нонконформисты; Второй русский авангард. Сборник. М., 1996.

7. Нет!- и конформисты. Альбом. В., 1994.

8. Недошвин Г. Теоретические проблемы современного изобразительного искусства. М., 1972.

9. Немировская М. Художники группы «13». М., 1987.

10. Паперный В. Культура Два. М., 1996.

11. Патсюков В. Проект-Миф-Концепт // А-Я. 1980. № 4. С. 3-6.

12. Перельман В. Н. Евгений Александрович Кацман. М., 1935.

13. Первый всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. М., 1934.

14. Покровский M. Н. Очерки истории русской культуры. Ч. 1-2. Курск, 1924.

15. Плеханов Г. В. Эстетика и социология искусства. Соч.: в 2 т., М., 1978.

16. Плеханов Г. В. Искусство. Сборник статей. М., 1922.

17. Полевой В. Двадцатый век. М., 1988.

18. Полетаев Е., Пунин И. Против цивилизации. СПб., 1918.

19. Поспелов Г. Г. Бубновый валет. Примитив и городской фольклор московской живописи 1910-х. годов. М., 1990.

20. Поспелов Г. Г. Примитив и примитивисты в русском искусстве первой трети XX века // Русское искусство между Западом и Востоком. М., 1990. С. 258-269.

21. Полянский В. На литературном фронте. М., 1924.

22. Пуни И. Творчество жизни / Искусство коммуны. 1918. № 5. С. 1.

23. Пунин Н. Попытки реставрации / Искусство коммуны 1918. №1.С.З

24. Соколов И. Революция быта // Эрмитаж. № 13. 1922. С. 4. 18§) Соколов И. Стиль РСФСР // Зрелища. 1922. № 1. С. 3.

25. Соцреалиетичеекая культура и художественная активность масс. Киев, 1984.

26. Социалистическая культура — новый этап развития культуры человека. Сборник статей. М., 1984.

27. Социалистический реализм в литературе. М., 1974.19^) Социалистический реализм и классическое наследие. М., 1960. ^ 19^) Социалистический реализм и проблемы эстетики. Выпуск 1. М.,1967.

28. Социалистический реализм сегодня. М., 1977. 19^) Тастевен Г. Футуризм. М., 1914.

29. Театральн-декарацонное искусство в СССР за 1917 — 1927 гг. Каталог. Л., 1927.

30. Терц А.Что такое соцреализм ( фрагменты из работы) // С разных ^ точек зрения: Избавление от миражей. Соцреализм сегодня. М.,1990. С. 54-80.

31. Торчинов Е. Религии мира. Опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника. СПб., 1997.

32. Тумаркин Н. Ленин жив ! Культ Ленина в советской России. М., 1998.

33. Тупицына М. Критическое оптическое. Статьи о современном русском искусстве. М., 1997.

34. Тупицына М. У истоков соцреализма. Государство как автор // Искусство. 1991. № 3. С. 44 46.

35. Тупицын В. Коммунальный (пост) модернизм: Русское искусство второй половины XX века. М., 1998.

36. Урнов Д. Искусство исторического оптимизма или Тридцать лет спустя // С разных точек зрения: Избавление от миражей.Ч

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.