Социальная философия "Ихван ас-сафа" и Насира Хусрава: сравнительный анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Назариев, Рамазон Зибуджинович

  • Назариев, Рамазон Зибуджинович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2011, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 293
Назариев, Рамазон Зибуджинович. Социальная философия "Ихван ас-сафа" и Насира Хусрава: сравнительный анализ: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Душанбе. 2011. 293 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Назариев, Рамазон Зибуджинович

Оглавление

стр.

Введение

Глава I. Исторические условия и идейно-теоретические предпосылки формирования социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава

§ 1. Историко-политические условия формирования социальной

философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава

§2. Влияние древнегреческой философии на формирование социальной

философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава

§3. Мусульманская средневековая философия и ее влияние на

«Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава

§4. Система философских знаний «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава и место в ней социальной философии

Глава II. Общие проблемы социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава

§1. Об обществе, его возникновении и развитии

§2. Социальные группы и их взаимоотношения в обществе

§3. Государство как политический орган и форма правления

обществом

§4. О власти и политике

Глава Ш. Проблемы нравственной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава

§1.0 проблеме индивида и личности

§2. Свобода воли как основа этической теории «Ихван ас-сафа» и

Насира Хусрава

§3. Этические вопросы в социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальная философия "Ихван ас-сафа" и Насира Хусрава: сравнительный анализ»

Введение

Актуальность исследования. В диссертации сопоставляется социальная философия «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава. При этом автор руководствуется тем, что изучение социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава актуален, прежде всего, потому, что она до сих пор не изучена достаточно полно и в востоковедческой литературе нет ни одного специального исследования, в котором широко проанализировала^ бы эта тема.

Во-вторых, крупнейшие востоковеды и известные ученые Запада склонны считать, что трактаты «Ихван ас-сафа» однозначно являются исмаилитскими. Они, как и их оппоненты, в этом вопросе исходили и исходят в основном из политических и идеологических соображений. Эти ученые ставят «Ихван ас-сафа» наравне с исмаилизмом в ряд тайных организаций, противопоставляющих себя существующим властям и их политическим режимам. Поэтому в исследованиях таких ученых наиболее знаковым стал обзор политических моментов, а анализ конкретных учений, идей, теорий и комплексных мировоззренческих принципов был оттеснен на второй план. На этом фоне сопоставление социально-исторических факторов происхождения организаций подобных «Ихван ас-сафа», и исмаилизма в лице его истинного представителя Насира Хусрава будет способствовать более обоснованным заключениям относительно социальной философии и других мировоззренческих идей «Ихван ас-сафа».

Социальная философия «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава является той частью их философии, которая требует теоретического осмысления во всей его полноте. В связи с этим, сравнительное изучение социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава вызвано также необходимостью определения и составления объективной картины и направленности их философии в целом, и общественно-политических взглядов в целом.

Актуальность изучения социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава обусловлена и следующими обстоятельствами и причинами:

- сохраняющаяся социальная напряженность в обществах Центрально-азиатских регионах, межэтнические и межконфессиальные конфликты, настроения религиозного экстремизма являются прямыми угрозами национальной безопасности для стран этого региона, в том числе и для Таджикистана. Поэтому для них остро встало решение проблемы стабилизации новых социально-экономических отношений, достижения консенсуса различных общественных групп и национального возрождения через выработки стратегии общественного согласия и мира. Исследование социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава в сравнительном ракурсе наравне с другими современными общественными и гуманитарными науками обеспечивает значительный материал для разработки данной стратегии;

- исследование проблемы совершенного, зрелого общества (на примере «добродетельного города»), которые обсуждали «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав актуально в плане того, что дальнейшее поступательное развитие социума возможно только при условии преодоления дисбаланса между должным развитием, с одной стороны, и действительным развитием общества, с другой, и с обеспечением в социуме зрелых, совершенных его членов. Это позволит такому обществу адекватно реагировать на вызовы истории и потребности повседневной жизни человека, а в этом благополучие и общества, и человека;

- изучение вопроса о государстве (особенно на постсоветском пространстве, в том числе в Таджикистане) как сложной системы, характеризующейся, с одной стороны, многообразием, с другой - единством и взаимосвязью составляющих ее элементов не исчерпан нынешним состоянием. Обоснование понятий «государство» и «власть» по «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава, структурно-функциональных аспектов государства, поиск новых механизмов и технологий их осуществления между старыми и

новыми формами государственности достаточно актуально. Основные положения учения «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава о государстве имеют рациональное зерно и обстоятельное их изучение могло бы в значительной мере помочь разработке новых подходов к данной проблеме;

- в социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава особое внимание уделено вопросу о социальных группах, условиях их взаимодействий и взаимоотношений, а также профессиональной деятельности и творческой возможности человека в этих группах. В существовании высокого ментального уровня членов групп они видят бесконфликтное их сосуществование в составе социума и развитие общества. Такой подход «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава к решению социальных проблем вытекает из рационализма их учений, который весьма полезен для современного общества;

- вопрос об индивиде и личности, его роли в ведении за собой людей, решении вопроса за других, влиянии на их действия и поведение особенно значим на нынешнем этапе развития общества. Актуальность приобретают исследования вопроса о трансформации в формировании личности, который поставлен и обсужден в трудах «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава. Одной из центральных тезисов мыслителей в их социальном учении заключается в том, что индивид и личность формируются и развиваются в процессе своей жизнедеятельности через приобретение определенного социального опыта;

- вопрос о харизматическом лидерстве в социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава связан с религиозным, особым статусом лидера общества. Это отражено в их учение о пророчестве и имамате, что в наше время находит свое применение в мусульманских государств шиитского толка (Иран, Ирак, Ливан), которое способствовало формированию коллективного сознания их общества. Таким же образом исмаилитское учение еще со средневековых времен оставил глубокий след в философии, литературе, искусстве, в образе жизни, ритуалах и

традициях народов Памира, являющихся частью населения Таджикистана, что еще раз подчеркивает актуальность вопроса;

- исследование таких социально-этических вопросов, как о добре и зле, справедливости, гуманизме и др., обозначение роли нравственных ценностей в жизни человека, обращение внимания на важность этического фактора в организации всего социального уклада, также особенно актуально для современного общества. Анализ социально-этических проблем «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава позволяет определить и сформулировать ценностно-целевые основания образования и воспитания человека, базирующиеся на принципах гуманизма, справедливости, гармоничного и всестороннего развития личности и общества как высшей ценности.

Степень разработанности темы. Изучение философского мировоззрения «Ихван ас-сафа» в общем, и их социальнуой философии в частности, осуществлялось многими известными учеными.

«Ихван ас-сафа» стали объектами изучения еще в средневековую эпоху развития мусульманской философии со стороны арабских и персидских авторов. Философия «Ихван ас-сафа» в их трудах рассматривалась только в рамках анализа общих вопросов ислама и общей проблематики. Здесь можно назвать работы таких мусульманских историков и философов, как ат-Тибави,1 Мухаммад аль-Газали,2 Абу Хайан Тавхиди,3 ал-Кифти,4 аль-Багдади5 и др., использовавших идеи «Ихван ас-сафа» для развития своих философских мировоззрений.

Современные арабские авторы, изучая ислам в общем, и учение «Ихван ас-сафа» в частности, касаются также отдельных вопросов социально-философского характера. Но они незначительны и по объему, и по содержанию. Среди них выделяются работы Арефа Тамира,6 Джаббура Абд

1 at-Tibawi. Ikhwan as-Safa and their Rasail // Islamic Quarterly. Vol.2. No.l, 1955. C.28-46.

2 \ MM.AjjlaUt Jj yi AJUJ A.ta,

3 \ ^ \ t <jjijh*hnifi j Aiiual) iJluij.^JjAJJ ¿Ua. JJI

4 M . Г jjjjjJ ¿jjti

5.mv SjAiiit ¿jilt¿jj¿jilt.jjIjUi

i e V Cijjjj iptijll J plitall ¿jtjil CP iSjSii uijle

ан-Нура,1 Мирза Галеба,2 Хусейна Мурувва/ Абду аш-Шамали,4,Фарруха Омара,5 и др. В исследовании философии и социальной философии «Ихван ас-сафа» большая заслуга принадлежит Дж. Абду ан-Нуру. В его работе под названием «Ихван ас-сафа» рассматриваются вопросы о жизни и деятельности представителей «Ихван ас-сафа», их принадлежности, политической цели, а также анализируются такие философские вопросы как о Боге, эманации, происхождении дольнего мира, о проявлении различных видов души, о человеке, его нравственности и др.

Свой вклад в исследовании учения «Ихван ас-сафа» и их философии внесли также такие иранские ученые, как Сайд Хусейн Наср,6 Ахмад Фаридуни (работа которого к моменту завершения диссертационной работы не была доступна диссертанту),7 Али Асгар Халаби,8 Мир Мухаммад Шариф,9 Фархад Дафтари10 и др.

Сайд Хусейн Наср в своей монографии «Назаре мутафаккиране исломи дар борайе табиат» («Взгляд исламских мыслителей на вопрос о природе»)», исследуя мировоззрение ряда известных философов мусульманского Востока, отдельную главу посвящает «Ихван ас-сафа». В ней рассматриваются вопросы онтологии, гносеологии, антропологии, космологии и др. Интерес вызывают те разделы, где ученый затрагивает вопрос о человеке и его сущности, о микро- и макромире. В этом разделе некоторые вопросы социального значения автором рассматриваются сквозь призму анализа антропологического и психологического состояния человека.

На персидском языке существует перевод сокращенного текста Посланий «Гузидайе Расойеле «Ихвон-ус-сафо» («Компендиум Посланий

1 И 1 \ <»jAtííl LL-aJ) ¿Ijil .jjill ¿je. jjja.

22 m«újjíj .ÁjbUutf 1 ó jcjíI ¿jjb uillé

3 Hl.rM.ud.HVI CiJJJJ .XutíuMS ÁjjjxJI Ái.MW yi IjjUI Ciltl jai / jíliuall jil á jiÜá .4 ¿ja ¿¡шл.

4 trV-ГЧо .jí.HYÍ üjjjj.l^Uj jÚI j ii^Vl / Mijil j ¿Iji! » JJC

5 \ 1 Л 1 CIJJJJ .¿jjjK ¿¡J\ ¡»U yJI jSüi ¿JJJ .¿jS jes.

6 То - i \ \ Y"l Y ¿¡I.<"njjh ijb jJ y^iUul jSJla j3áj ¿¡илА Jxui

7 А \ T Л • j>já ¿jlluijj//li*e3l Olj^l учЦ" tí^ ^í^ijl .Ja^I ¡yjJjjá

8 а \ V Л «iji^al ¡¿le- í^jSa: 'l-aAjj iliua¡l ¿jljil Jjluij íJjjl

99 í Y e . V \ 1*1 Y ¿Ij^j .Jjl -lia. .¡»2Ы jJ ÁiuJill ¿jjUí Алхл

10 Дафтари Ф. Исмоилиен. Таърих ва акоид (Исмаилиты. История и взгляды). М., 1999. С.259-261.

«Ихван ас-сафа»)», выполненный Али Асгаром Халаби. В своих переводах автор анализирует вопросы о социально-политическом положении в халифате, об отношении «Ихван ас-сафа» к исмаилитам, о Посланиях, их авторах и др. Также рассматриваются такие философские и теологические вопросы как о Боге, разуме, эманации от Первосущего, о человеке и его природе, о пророке и шариате, этике, эсхатологические проблемы и др.

Западные исследователи вплотную начали заниматься изучению Посланий «Ихван ас-сафа» в конце XIX в. - начале XX в. Эти исследования включают научные работы, посвященные не столько философии «Ихван ас-сафа», сколько самой этой тайной философской школы. В этих работах предпринимались попытки определить их принадлежность к тому или иному религиозному течению или идейной школе. При этом внимание акцентировалось на социально-политические аспекты происхождения авторов Посланий. Тем не менее, их также нельзя назвать трудами, специально посвященными исследованию трактатов «Ихван ас-сафа» вообще и их социальной философии в частности. К таким работам можно отнести труды Г.Э. фон Грюнебаума1, И.М.Фильштинского2, П.Казанова3, Гольдциера4, Л.Пауля,5 Л.Массиньона,6 В.Иванова,7 Р.Никольсона,8 М.Стерна,9 де Сасси,10 А.Корбэна,11 Ханны аль-Фахури12 и др.

Ценными являются исследовательские работы советских ученых и постсоветского пространства А.Бертельса,13 А.К.Закуева,14 Х.Додихудоева,15

1 фон Грюнебаум Г.Э.. Классический ислам. М., 1988.

2 Филыптинский И.М. История арабов и Халифата (750-1517 гг.). М., 2001.

3 Casanova P. Notice sur un manuscript de la secte des Assassins // Journal Asiatique, 1898, pp. 101-109.

4 Le dogme et la loi de l'Islam. Paris, 1920, p. 202.

5 Lane-Poole S. Studies in a Mosque, London, 1894, pp. 186-194.

6 Esquisse d'une bibliographie karmate // Essays Presented to E.G. Browne, Cambridge, 1922, from page 339.

7 Ivanow V.A. The guide to Ismaili literature (Prize publication fund; vol. 13), London, Royal Asiatic Society, 1933. XII, p. 31.

8 Nicholson R.A. A Literary History of the Arabs, London, 1957, pp. 368-371.

9 Stern M. The authorship of the Epistles of the Ikhwân asD-SDafâ' // Islamis culture, vol.19, 1946, pp. 367-372.

10 De Sacy S. Le livre du secret de la creDature par le Sage Bel linous // Notice s et Extraits des Manuscrits, vol. 4, 1798, pp. 107-158.

11 ûU3 AiuJâ ¿jjU .(Sjj) ¿JJJS

12 \ Г Л \ >tr«5Ut ¿Цл. jj çjjIj .ja. JJi j a jjàill Lia.

13 Бертельс A. Насир-и Хосров и исмаилизм. M., 1959. С.247-264.

14 Закуев А.К. Философия «Братьев чистоты». Баку, 1961.

15 Додихудоев X. Философия крестьянского бунта. С.276-406.

А.А.Игнатенко1 и др., которые философским вопросам и социальным идеям «Ихван ас-сафа» посвящают отдельные главы или параграфы в своих научных трудах.

А.К.Закуев на постсоветском пространстве является единственным ученым, который изучению наследия «Ихван ас-сафа» посвятил специальную работу «Философия «Братьев чистоты». Наряду с анализом онтологических, гносеологических и этико-моральных проблем, в ней автор затрагивает и социальные идеи «Ихван ас-сафа». В пятой главе его работы - «Социально-политические и социологические взгляды «Братьев чистоты» обзорно освещаются отдельные аспекты вопросов об обществе, государстве и социальных группах.

Большой интерес представляет монография Х.Додихудоева «Философия крестьянского бунта», в которой третья глава целиком посвящена политической и социальной философии исмаилизма. Автор дает анализ политической доктрины исмаилитов, их идей об обществе и его сущности, политике и государстве, концепции справедливости и нравственных принципов исмаилитов, проблемы счастья и т.д. На основе изучения взглядов некоторых известных исмаилитских мыслителей Х.Додихудоев раскрывает суть поставленных проблем, обращаясь к изучению огромного наследия исмаилитских философов, к числу которых он относит и «Ихван ас-сафа».

Не менее интересна и работа А.А.Игнатенко «В поисках счастья», где наряду с такими вопросами, как происхождение авторов «Ихван ас-сафа», их принадлежность к той или иной философской школе или религиозному течению, анализируются и их социальные взгляды. Здесь в общих чертах рассматриваются такие идеи «Ихван ас-сафа», как проблемы объединения людей, обоснование ими необходимости создания Духовного Града и его структуры, говорится о предводителе, законоустановителе, составе общества и принципах различия людей по их достоинствам.

1 Игнатенко A.A. Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток. М., 1990.

9

Что касается изучения социальных взглядов Насира Хусрава, то следует заметить, что какой-либо отдельной научной работы, посвященной данной теме, мы пока не имеем. Исследователи наследия этого философа анализировали социальные идеи Насира Хусрава в отдельных статьях или разделах и параграфах своих монографий эпизодически.

В Европе первые сведения о Насире Хусраве и его взглядах появились в

1 2 3

трудах Э.Г. Брауна, В.А.Иванова, Г. Этте и др. В них преобладает филологическо-художественный анализ поэзии мыслителя и социально-историческое изучение его эпохи.

Современный западный исследователь Насира Хусрава и его творчества А. Хансбергер в своем исследовании «Насир Хусрав. Рубин Бадахшана»4 масштабно исследует жизнь и творческое наследие мыслителя, реконструирует некоторые его общие теологические и философские воззрения. Наиболее важными из них являются вопросы о знания и действия, концепции «захир» и «батин», об единстве Бога и о божественных имен, о разуме и души и др.

Наиболее интересные работы по изучению философского наследия Насира Хусрава были выполнены советскими учеными и постсоветского пространства.

Так, А.Е. Бертельс в своей монографии «Насир-и Хосров и исмаилизм»,5 анализируя эпоху Насира Хусрава и причины зарождения исмаилизма, жизнь и деятельность мыслителя, его отношение к философско-религиозной школе исмаилизма, рассматривает его социально-философские взгляды в отдельном параграфе книги. Особое внимание автор уделяет вопросам доктрины имамата и учению о роли исмаилитской общины и религии. Однако он не затрагивает такие конкретные социально-философские проблемы, как общество и государство, личность, масса и элита, группы, семья и т.п.

1 Browne E.G. Nasir Khusraw: Poet, Traveller, and Propagandist. JRAS, 1905, pp. 313-352

Ivanov V.A. Nasir Khusraw and Ismailism. Ismaili Society series В, no. 5. Bombay, 1948. pp. 77-79

3 Ethe G. Auswahl aus Näsir Chusrau's KasTdeh. ZDMG, 36, 1882, pp.478-508

4 Хансбергер А. Насир Хусрав. Рубин Бадахшана. М., 2005

5 Бертельс А.Е. Насир-и Хосров и исмаилизм. M., 1959.

10

Философский анализ творчества Насира Хусрава на основе его произведения «Зад-ул-мусафирин» («Припас путешественника») впервые был выполнен Г. А. Ашуровым.1 Автор в своем исследовании останавливается на ряде положений, связанных с онтологическими и гносеологическими концепциями мыслителя, подробно анализирует вопросы, изложенные в полемике между Насиром Хусравом и Абу Бакром ар-Рази.

Х.Додихудоев в «Философии крестьянского бунта»,2 помимо многих важных вопросов, анализирует и отношение Насира Хусрава к правителям и халифам, к «элите» и «массе», исследует его взгляды о социальном строе общества, его концепцию справедливости, нравственные принципы и т.д. Но, автор не ставит перед собой цель раскрыть суть каждого социального вопроса, поставленного Насиром Хусравом. В своем исследовании, он главным образом, ограничивается обзорным анализом философии вообще и социальных проблем исмаилитских мыслителей, в частности.

Диссертационная работа Т.Муродовой,3 охватывает большой круг вопросов, касающихся таким онтологическим вопросам, как субстанциональное и акцидентальное начало, идеальное и материальное, движение, пространство и времени и т.д.

А.Шохуморов свою диссертационную работу4 посвящает исследованию концепции познания Насира Хусрава. Вместе с тем, он анализирует связанные с этой концепцией вопросы об отрицательной теологии и онтологии, о человеке и его творчески преобразующее воздействие на природу, о духовном наслаждении человека, проблеме свободы воли и условиях спасения души.

1 Ашуров Г. Философские взгляды Носири Хисрава. Душанбе, 1965.

2 Додихудоев X. Философия крестьянского бунта. Душанбе, 1987.

3

Муродова Т. Джамеъ-ул-хикматайн Носири Хусрава как философский труд. Автореф. дисс. к. ф. н. Алма-ата, 1985.

4

Шохуморов А. Концепция познания Носири Хусрава. Автореф. дисс. к. ф. н. Душанбе, 1990.

Широкий спектр философских проблем анализируются в монографии Н.Арабзода «Мир идей и размышлений Насира Хусрава».1 Кроме исследования жизни и деятельности Насира Хусрава, ученый рассматривает некоторые теологические, онтологические и гносеологические проблемы. Интерес вызывают заключения автора по таким вопросам этического характера, как философская дидактика, нравственные аспекты слова, смысл удовольствия и др.

М. Диноршоев во вступительной статье к «Зад ул-мусафирин» («Припасы путников») лаконично освещает эпоху Насира Хусрава, характеризирует все доступные произведения философа и анализирует его философские и религиозные взгляды по проблемам познания, материального и духовного бытия, сущности и предназначения человека, его место в мире и в обществе. Предназначение человека рассматривается через анализ его духовных и телесно-биологических способностей, где особое место отводится бесконечности познавательной способности чувств, разума и говорящей человеческой души. Эти и другие силы позволяют человеку совершить действие, а оно связано с деятельностью других людей в обществе.

Существуют и другие труды, посвященные изучению жизни и деятельности Насира Хусрава, которые сводятся к предисловиям к произведениям философа. К ним относятся работы Л.Бузург-заде,3 К.Айни,4 А.Мухаммадходжаева и А. Шарипова,5 Дж. Назриева и А.Девонакулова,6 А.Алимардонова и Н.Амиршохи,7 А.Алимардонова, С.Шохуморова и

1 Арабзода Н. Мир идей и размышлений Носира Хусрава. Душанбе, 2003.

2 Диноршоев М. Насир Хусрав и его «Зад ал-мусафирин» / Насир Хусрав. Зад ал-мусафирин. Перевод, предисловие и комментарий М.Диноршоева. Душанбе, 2005

3 Бузург-зода Л. Носир Хисроу. Избранное. Душанбе, 1954.

4 Айни К. Носири Хисрави Кабодиени. Гулчине аз девони ашъор (Избранные стихи). Сталинабад, 1957.

5 Мухаммадходжаев А., Шарипов А. Пешгуфтор (Предисловие) / Куллиет. Осори фалсафи. Душанбе, 2003. Т. III. С. 5-11

6 Назриев Дж., Девонакулов А. Сарсухан (Предисловие) / Ваджхи дин (Лик веры). Душанбе, 2002. С.3-22

7 Алимардонов А., Амиршохи Н. Носири Хусрав - абармарди илму адаб, ихлосу амал ва чуян дай хдкикат (Насир Хусрав — человек науки и литературы, веры и практики и искатель истины) / Девони ашъор (Диван стихов). Душанбе, 2009. Т.1. С. 4-36

Т.Муродовой1 и др., которые пишут о Насире Хусраве как о поэте и мыслителе, ищущим правду и справедливости в русле политических интриг того времени и свободолюбивой мысли. В этих работах анализируются биография Насира Хусрава, и в незначительном объеме социально-философские вопросы, отраженные в его поэзии.

Отдельную группу составляют научные сборники, издававшиеся в разных странах, а также переводы и издания произведений Насира Хусрава на языках мира, которые содержат статьи, предисловия, примечания и комментарии философско-научного характера, в том числе социально-философской направленности. Специальные научные сборники,2 составленные по статьям разных конференций имеют непосредственное отношение к данной группе. Самый весомый научный сборник «Носир Хусрав. Дируз, имруз, фар до» («Насир Хусрав. Прошлое, настоящее, будущее»), выпущенный в честь 1000 летию Насира Хусрава включает в себя более 75 статьей ученых и исследователей разного уровня. Разделы «Мудрость: разум и мышление», «Обучение, этика и общество», «Эстетические восприятия человека», «Диалектика традиций и современность» охватывают статьи, которые освещают разные аспекты философского мировоззрения Насира Хусрава. В них затрагиваются и некоторые вопросы его социальной философии.

Существуют также работы, которые имеют литературно-художественное значение. В них в основном анализируются поэзия Насира Хусрава, его стиль выражения, язык, специфические термины и другие вопросы, связанные с поэтикой. Здесь особо выделяются работы Е.Е. Бертельса,3 Х.Шарипова4 и др.

1 Амрияздонов А., Шохуморов С., Муродова Т. Носири Хусрав ва «Зод-ул-мусофирин»-и у (Насир Хусрав и его «Зад-ул-мусофирин») / Зод-ул-мусофирин. Душанбе, 2010. С. 4-20

2 Nasr S.H. Isma'ili contributions to Islamic Culture. Tehran, 1398/1977. pp. xii+265; fjbj oluJl eJiUiuU

SA \ Г i 4 JjIS lULj 1 i\ . jj gjbui И Я v i цЛа .(^jjJ elS-ijtJ ; Носири Хусрав: Дируз, имруз, фардо. Nasir Khusraw. Yesterday, Today, Tomorrow/Ответственные редакторы С.Ниезов и Р.Назариев. Душанбе, 2003.

Бертельс Е.Е. Насир-и Хусрав и его взгляд на поэзию / Известия АН Таджикской СССР. Отделение общественных наук. № 4, 1959. С. 139-153

4 Шарипов X. Рози чахон. (Тайна мира). Душанбе, 2004.

К этой категории относятся и работы иранских исследователей. Среди

1 2 них выделяются Махди Мухаккик, Али Асгар Халаби, а также другие

ученые и исследователи, написавшие предисловия к произведениям Насира

Хусрава3 и др.

Из вышеизложенного следует, что по социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава в современной философской литературе до сих пор нет специальной научной работы. Это и определяет цель и задачи нашего исследования.

Цели и задачи исследования. Основная цель данной работы заключается в осуществлении сравнительного исследования и выявления основных положений социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава и восполнения пробела, который существует в изучении их социальной философии.

В этом контексте задачи исследования могут быть определены следующим образом:

определение социально-политических факторов формирования социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава;

- исследование идейных источников формирования социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава и выделение общего и отдельного в их социальной философии;

- реконструкция социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава;

- анализ их концепций общества, природы власти, государства и социальных групп, нравственных и духовных основ человека в ракурсе общественной деятельности человека;

- оценка общности и различия взглядов «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава через анализ социальных проблем, отраженных в их произведениях;

1 -4 1 Т V £ ¿]1 ^фЗ .^ЬлЬЗ J^ * цш ^уь "

3 ''

(¿Л&А Я Я ¿¿и .¿¿"¡ЛД J J / улл*Лд^д J¿ii ' 1 Я 1 « ^^ .¿I/ иПЗ ¿р^^лл цЛ^

А 1 V V V ¿¡Iп ~> 1) / .¿¡лл Лахд J &' А Т о У в ¿¡I. JЬuu^l / 4_a.iL» ■■■

Источники исследования. Основными источниками данного исследования являются 52 Послания «Ихван ас-сафа» и такие произведения Насира Хусрава, как «Джаме'-ул-хикматайн» («Свод двух мудростей»), «Зад-ул-мусафирин» («Припасы путников»), «Кушаиш ва рахаиш» («Разрешение и освобождение»), «Ваджхи дин» («Лицо веры»), «Хан-ул-ихван» («Трапеза братьев»), «Диван стихов», «Сафарнаме» («Книга путешествий») и др.

Объектом исследования является социальная философия «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава, предметом - общество, государство, власть, социальные группы и мораль человека.

Теоретико-методологические основания исследования. Исследование проведено в соответствии с основными общенаучными принципами теории и истории философии. В процессе анализа были использованы парадигмальный, исторический, логический, системный и сравнительный методы, что способствовали комплексному изучению проблемы. В работе использованы положения и выводы, сформулированные отечественными и зарубежными исследователями, которые занимались изучением рассматриваемых в работе проблем. Эмпирическую основу исследования составляют теоретические положения и выводы авторов классических трудов по исламу и исмаилизму, а также работы, посвященные философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава.

Новизна исследования. Настоящая работа является первой попыткой комплексного сравнительного анализа социальных идей «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава.

Новизну проведенного исследования более конкретно отражают следующие результаты:

- выявлены общность и различие историко-политических предпосылок формирования социальных идей «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава на основе анализа реальных событий эпохи их жизни и деятельности;

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Назариев, Рамазон Зибуджинович, 2011 год

Список литературы

I. Источники а) на русском и таджикском языках

1. Абу Али иби Сина. Избранные произведения. Ответ. Ред. М.Диноршоев. -Душанбе, 1980. T. I. - 420 с.

2. Абуали ибн Сина. Избранное. Перевод и комментарии С.Сулаймони. -Душанбе; Ашгабат, 2003. Т.1. - 450 с.

3. Абуали ибн Сина. Избранное. Перевод и комментарии С.Сулаймони. -Душанбе; Ашгабат, 2003. Т.2. - 190 с.

4. ан-Наубахти. Шиитские секты/ Перевод с арабского, исслед. и комментарии С.М.Прозорова. - М.,1973. - 255 с.

5. Аввероэс. Опровержение опровержения. - Киев: УЦИММ-Пресс, - Санкт-Петербург: Алетейя, 1999. - 687 с.

6. Авеста в русских переводах (1861-1996)/ Составл., общ. ред., прим. и справочный раздел И.В.Рака. - СПб, 1997. - 480 с.

7. Антология мировой философии. - М.: Мысль, 1969. Т.1. Кн.2. - 580 с.

8. Аристотель. Метафизика//Аристотель. Соч. - М.: Мысль, 1976. Т.1. - 550 с.

9. Аристотель. Политика//Аристотель. Соч. - М.: Мысль, 1983. Т.4. - 830 с.

10. Аристотель. О душе//Аристотель. Соч. М.: - Мысль, 1976. Т.1. - 550 с.

11. Газали Абу Хамид. Избавляющий от заблуждения // Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв. - М., 1960. С. 211 -266

12. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т.З. -М.: Мысль, 1977.- 470 с.

13. Гоббс. Левиафан. - М.: Мысль, 2001. - 478 с.

14. Ибн Араби. Геммы мудрости //А.В.Смирнов. Великий шейх суфизма. -М.: Наука, 1993. - С. 147-287.

15. Ибн-аль-Араби. Мекканские откровения/ Пер. с араб, введ., прим. и библиогр. А.Д.Кныша. - СПб., 1995. - 280 с.

16. Кирмани Хамид уд-дин. Успокоение разума/ Введение, перевод с арабского и комментарии A.B. Смирнова. - М.: Ладомир 1995. - 510 с.

17. Коран/ Пер. И.Ю.Крачковского. - М.: Наука, 1990. - 713 с.

18. Локк Дж. Сочинения. - М.: Мысль, 1988. Т. 3. - 688 с.

19. Макиавелли Н. Государь. Минск, 1999. - 703 с.

20. Мир философии. Книга для чтения. - М.: Политиздат, 1991. Ч. 2. - 624 с.

21.Насир Хусрав. Сафарнамэ: книга путешествий/ Пер. и вступит, статья Е.Э.Бертельса. - М.; Л.: Academia, 1933. - 210 с.

22. Носир Хисроу. Избранное. - Сталинабад, 1954. - 200 с.

23. Носири Хусрав. Гулчине аз девони ашъор (Отрывки из Дивана стихов)/ Состав, и автор предисл. К.Айни. - Сталинабад, 1957 (натадж. яз). - 179 с.

24. Носири Хусрав. Девони ашъор (Диван стихов). - Душанбе, 2009 (на тадж. яз). Т.1.-639 с.

25. Носири Хусрав. Девони ашъор (Диван стихов). - Душанбе, 2009 (на тадж. яз). Т.П. - 645 с.

26. Носири Хусрав. Джомеъ-ул-хикматайн (Свод двух мудростей). Душанбе, 2011(на тадж. яз). 303 стр.

27. Носири Хусрав. Зад ул-мусафирин (Припасы путников)/ Перевод с таджикского (персидского), вступит, статья и коммент. М.Диноршоева. -Душанбе, 2005. - 635 с.

28. Носири Хусрав. Зод-ул-мусофирин (Припасы путников). - Душанбе, 2010 (на тадж. яз). - 511 с.

29. Носири Хусрав. Избранное. Составитель и автор вступит, статьи академик М.Диноршоев. Д-Душанбе, 2003. - 348 с.

30. Носири Хусрав. Куллиёт (Сборник произведений). - Душанбе, 1991 (на тадж. яз). Т.1. - 638 с.

31. Носири Хусрав. Куллиёт. Девони ашъор (Сборник произведений. Диван стихов). - Душанбе, 2003 (на тадж. яз). Т.1. - 955 с.

32. Носири Хусрав. Куллиёт. Осори фалсафи ва дини (Философское и религиозное наследие). - Душанбе, 2003 (на тадж. яз). Т.2. - 944 с.

33. Носири Хусрав. Куллиёт. Осори фалсафи (Философское и религиозное наследие) - Душанбе, 2003 (на тадж. яз). Т.З. - 352 с.

34. Носири Хусрав. Сафарнома. - Душанбе, 1970 (на тадж. яз). - 118 с.

35. Носири Хусрав. Сафарнома. - Худжанд, 2003 (на тадж. яз). - 227 с.

36. Носири Хусрави Кубодиёни. Ваджхи дин (Лик веры). - Душанбе, 2002 (на тадж. яз). - 381 с.

37. Носир Хусрав. Стрела времени. - Душанбе, 1991. - 46 с.

38. Платон. Филеб. Государство. Тимей, Критий. - М.: Мысль, 1999. -655 с.

39. Платон. Законы. - М.: Мысль, 1999. - 831 с.

40. Платон. Государство. Законы. Политика. - М.: Мысль, 1998. - 798 с.

41. Платон. Диалоги. - Харьков, 1999. - 383 с.

42. Плотин. Сочинения. Плотин в русских переводах. - СПб.: Алетейя, 1995. -669 с.

43. Плотин. Эннеады. О двух материях. - Киев, 1996. - 236 с.

44. Плотин. Космогония. - М.: «REFL-book» и «Ваклер», 1995, - 298 с.

45. Порфирий. Жизнь Плотина// Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль, 1986. С.427-440.

46. Прокл. Комментарий к первой книге «Начал» Евклида/ Введ., перев. на рус. яз., вступ. статья и коммент. Ю. А. Шичалина. - М.: ГЛК 1994. - 224 с.

47. Пять философских трактатов на тему «Афак и анфус»/ Крит, текст, указат. и введ. А.Е.Бертельса. - М.:, 1970. - 149 с.

48. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. - М.: Рольф, 2002. -589с.

49. аль-Фараби. Социально-этические трактаты. - Алма-Ата, 1973. - 399 с.

50. Фараби. Философские трактаты. - Алма-Ата, 1972. - 430 с.

51. аш-Шахристани. Книга о религиях и сектах/ Перевод с арабского, введение и комментарии С.М.Прозорова. - М.: Мысль, 1984. - 270 с.

52.Ямвлих. О пифагоровской жизни. Глава XII/ Вступит, статья и перев. И.Ю. Мельниковой. - М.: Алетейа, 2002. - 192 с.

б) на арабском языке

МЧ-ГЯ.овИ£Г5 . ÂjjÛJI дЬ^) .4-uùl J^l J ¿lieVl (J±i*jj! Y И П £ (SjAliîl .Д^ЕТтмЦ JjUâaJ A^iaUl jiLââ .^Jljè _o £ Я1 . Gjjjj . Jjjbll О.Ы .¿Uû ^JalS - О О OjAI ¿¡buml tpU&aJI jjjtf .^ÎaâSJI

И Y A S¿Ja .fliwell ¿jijâ.! JjLu<j_ÔV

O^J £ПГ tHeV Gjjjj ÎJJVI ia^l ¿ijil JJLU.J_OA

(j^ i ЛП t H в V Cijjjj i^tiJI JLaJI '^liuaî! ¿jljit Jjluj _o Я

O^a o£ £ (HiV Cjjjjj (¿ittjJI Jia-JI 'fliuall ¿jlji) JJLWJ -1 . qa i Л Я И Я в V (Iijjjj 4 ¿Jljit ia^il «flL-aîl ûlji! JSlu.j-4 ï qa £ Ч Я nriV jdwJ ifliuaii ¿Ijil JjUjI^UilAJLu-j-^t И £ Л S>Ш| jJ! j fli-al! ùl» Jiluij Г

H в (AAAIUI . cijlfr JJLuij ¡jma^ -4 £

H £ Л .ДАЛЫ! ÂJLuî J\ в ï Г . Г .S>Ш! .¿JjUil yi J-ISJI ljUS П

H в Я jjjj .Д»лЫ1 ÂxaU ÂJlu.J _n V И ». S.¿jluJVI j ûlJ^l ^j Л ИвА» >Ш| .Д^ЬЦЙ Jj jjI -А Я

YT-Г \ т0л \ Т И ÂoLkikuûâ .JJA^JI J ÂlbuaJI ^â ÂJlu.j.^Jja.jj ¿Ua. JJI _V . _ И £ Я JjAaJ tijîlft Ijj* jjjaj .flâjit ¿all J fliuail ù!jll (^iluiJ çtf J -V ï

^ во ^ И Я M

g) на персидском и дари языках

Г Л о t _/И V Л » ¿JIJ^J '¿jjl^: iLLuall ûL?^ J^-"1 J ^

JSLUIJ^ .(Jjjjja^.I j uîjJIJ .ù^^t ÙP*^ ^

l0d Y И И Я в Я

ifjJ LJи îùjjjSI j .¿¡ÛA^aJI ¿-»U .^bJbâ ><aU êy«^ Ji' ^

^ 1 « t^jjxJJ <-iU£ ^Ja jLut j .^eljâJ) ¿-»La. -V «

H Я A i^iii jjjA Jua^» jjââ jua-aj AJ .o-UUJ j ¿j^Lité j^alî _V 'V

.-Л t о T Л ¿Ijfj .^Ijc-I Lia^p-uflj AJ .¿Jj AAJ .J>UÂ -V V .Jb К A ^ .jj^Jj jbui ¡»USA! j^sU jbuil ÔJJJÎ -V A

.Jb U £ Aùij^i i^i (^bJbâ J^alj -V Я

. ^ V £ V t^jijj AAJ .jj^Â j«aU -A » .O3 ^^ .JkYeVe tf uiU o^wjS . jbuil û'jd-1 .JJ^ J^^ ^

H 1 » iSjftli .cjI mi Л 11 ц.pu -CLUÎIJJJ i^t jiVi .JJJ-U^ ^

.oa в £ t .Jfc S T £ A tù'jf3 J ^ .J^l .JJ^ J^

t Jtin^ I Jjj QpAaû .£jjjSLuiA\ Jlj .¿jÂL ^bjbâ jj«u j^aU _A £

'û'j^ (Sj£ CM* (jiuijS AJ .(jljJJ .iiJjjAÎI i^âJuit ^ybJbâl) CjjU ¿JJIJJ^Â j*aU _A о

.t>e »t Y .Jfc^ rVe

TV » Otj^J .iSJ^A aj i^bJba jjua J*aU ¿(jjJ

O^J £4Yt

^ TVл Л ^ ^u AA^I ¿jju -AV

Y о T £ >L5j|jfrI ya^u Aj .¿jJ 4a j .jj^a. jujU -A A

<_jbb «¿JJJJS (iJ^ J Orf*-® AJ .¿^дл&ЛЛ .^LJJUSI jj-ulv ¿y*-» JJ! -А Я

. Jb ^ T £ T

> 4 » X jIxaU ljU£ JLui J ^llai (-iSjaJl - ^ * .^IjjjA Ала^ ^ta-uaj .u*iUj J ^

.JbYoT^O^ .¿pijc-l Ubj^ilc. ^ja-uflj .¿yj .jjjja j^U-Я Y mJbSYA \ .jJ^jj jbui jjjSJ ^Lelfcl b.jj-uii. j-^aU jbuil eJjJS _ Я T . -<И T £ A^lj^i <b.j ¿^b-M JJJ^^ * . Jb ^ T £ T tc^ljJ Aaj .jj—a j*aU _Я о .О» £ Y Я .jb Y о T 'fjlf* .(jki^ (¿4-* ufr&j* ^ .OU^ .JJ- ^

^ Я "W tSjAli .(-jUiaJ! AIuiIjjj t^l jiVI ¿¡LP- .J J*** J*^ - ^ 4 о £ Y S T £ A «¿¡IJ^J '(SJ^ J CHAJ* .J^*"' .JJ^ -Я A

о \ A t Jb \ T £ ^ J^

.¿yjaUiu»J| Jlj ^bJbi j^iU -Я Я i^jlj^j .ObJ ¡JJA ¿¡Lfr (JluijZ .cjljjJ .UOjjaH ¿ybJb^l tbjU (jjljj^l J^fllj - \ * »

.t>a e£Y .Jb^Ve

£ 1 Y t Jb \ TV . .JJ4* 'jSa-» .nl «¿jjbJbS JJ^ ^uiL^ ^IJJJ .Ы

O3

^ ГУЛ .Y Ab. ^U ¿jjU И . Y

в) на английском языке

103. Epistles of the Brethren of Purity. The Case of the Animals versus Man before the Kings of the Jinn. An Arabic Critical Edition and English Translation of Epistle 22. Edited and Translated by Lenn E. Goodman and Richard McGregor. University Press. Oxford, 2009. pp. 670

104. Epistles of the Brethren of Purity. On Music. An Arabic Critical Edition and English Translation of Epistle 5. Edited and Translated by Owen Wright. University Press. Oxford, 2010. pp. 375

105. Ikhwan al-Safa'. Al-Risala al-Jami'a. Edited by J. Saliba. Damascus, v. 1. 12, 1387/1949.

106. Tibawi A. Ikhwan as-Safa and their Rasail, Islamic Quarterly, vol.2, no. I, 1955. pp. 28-46.

II. Исследования и справочные издания

а) на русском и таджикском языках

107. Алексеев С.С. Философия права. - М.: Норма, 1997. - 329 с.

108. Арабзода Н. Мир идей и размышлений Носира Хусрава. - Душанбе, 2003.-262 с.

109. Арабзода Н. Исмаилитская философия Носири Хусрава. - Душанбе, 1997. - 307 с.

110. Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высшая школа, 1976. - 543 с.

111. Ашуров Г. Философские взгляды Носири Хусрава. - Душанбе, 1965.-113с.

112. Бартольд В.В. Ислам // Соч. Т.6. - М.: Наука, 1966. - 760 с.

113. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье.

- М.: Наука, 1966. - 342 с.

114. Бертельс Е.Э. Насир-и Хосров и исмаилизм. - М.: Изд. вост. лит. 1959. -289 с.

115. Богоутдинов A.M. Избранные произведения. -Душанбе, 1980. - 412 с.

116. Большой толковый социологический словарь. - М.: Вече-Аст, 1999. Т I.

- 543 с.

117. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. - СПб., 1994. - 288 с.

118. Большаков О.Г. История Халифата. - М.; 1989. Т. 1. - 725 с.

119. Бузург-зода Л. Носир Хисроу. Избранное. Душанбе, 1954.

120. Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. -М.: Наука, 1966.-664 с.

121. Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв. - М.: Изд.-во АН СССР, 1960. - 330 с.

122. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. - М.: Наука, 1966. - 352 с.

123. Гиль М. Страна Израиля в первую мусульманскую эпоху (634-1099). -Тель-Авив, 1983. Т.1. - 434 с.

124. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. - М.: Наука, 1985. - 215 с.

125. Гусейнов A.A. История этических учений. -М.: Гардарики, 2003.-911с.

126. Дафтари Ф. Исмоилиён:таърих ва акоид (Исмаилиты: история и взгляды) / Пер.с англ. на тадж. яз. А.Мамадназарова. - М.: Ладомир, 1999.

- 947 с.

127. Дафтари Ф. Краткая история исмаилизма/ Пер. с англ. Додыхудоевой Л.Р. и Додыхудоевой Л.Н. - М.: Ладомир, 2003. - 274 с.

128. Дафтари Ф. Традиция исмаилизма в средние века/ Пер. с анг. Оджиевой 3. - М.: Ладомир, 2003. -319 с.

129. Дафтари Ф. Легенда об ассассинах. Мифы об исмаилитах/ Пер. с англ. Додыхудоевой Л.Р. - М. 2009. -212 с.

130. Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины. - Душанбе, 1985. - 255 с.

131. Диноршоев М. Философия Насириддина Туси. - Душанбе, 1968. - 156 с.

132. Диноршоев М. Компендиум философии Ибн Сины. - Душанбе, -2010. -340 с.

133. Диноршоева З.М. Мухаммад аль-Газали и его отношение к философии. -Душанбе, 2002. - 159 с.

134. Диноршоева З.М. Гражданская философия аль-Фараби. - Душанбе, -2006. -321 с.

135. Додихудоев X. Очерки философии исмаилизма. -Душанбе, 1976. -144 с.

136. Додихудоев X. Философия крестьянского бунта. -Душанбе, 1987. -428с.

137. Додихудоев X. Исмоилия ва озодандешии Шарк. - Душанбе, 1989. -285 с.

138. Завадовский Ю.Н. Абу Али ибн Сина. - Душанбе, 1980. - 302 с.

139. Закуев А.К. Философия «Братьев чистоты». - Баку, 1961. - 122 с.

140. Зарринкуб А.Х. Исламская цивилизация/ Пер. М.Махшулова. - М.: Андаолус, 2004. - 218 с.

141. Зиёев X. Суфийский орден мавлавия. - Душанбе, 2007. -275 с.

142. Иванов В.Г. История этики древнего мира. - СПб, 1997.- 224 с.

143. Игнатенко A.A. В поисках счастья. - М.: Мысль, 1989. - 256 с.

144. Игнатенко A.A. Халифы без халифата. Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность. М., 1988.- 207с.

145. Идибеков Н. Этика Насириддина Ту си в свете его теории свободы воли. -Душанбе, 1987. - 90 с.

146. Исоев М. Хикмати амалии Мискавайх. - Душанбе, 2003. - 175 с.

147. Ислам. Энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1991. - 321 с.

148. Ислам в истории народов Востока. - М.: Наука, 1981. - 198 с.

149. Ислам: религия, общество, государство. - М.: Наука, 1984. - 232 с.

150. Исоев М. Хикмати амалии Мискавайх (Практическая философия Мискавейха). - Душанбе, 2003. - 176 с.

151. История Востока. Восток в средние века. - М.: Восточная литература, 1999. Т.Н. -716 с.

152. История восточной философии. Уч. пособие/ Отв. ред. М.Т. Степанянц. - М.: РАН Институт философии. - М., 1998. - 122 с.

153. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Изд. 2-ое. Под общ. ред. член-кор. РАН B.C. Нерсесянца. - М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА, 1998. - 234.

154. История этических учений: Учебник / Под ред. A.A. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2003. - 911 с.

155. Карамхудоев Ш.Х. Сопоставительный анализ религиозно-философских идей Носира Хусрава и Джалаледдина Руми. Автореф. дисс. к. ф. н. -Душанбе, 2009. - 25 с.

156. Касымжанов А.Х. Аль-Фараби. - М.: Мысль, 1982. - 198 с.

157. Касымжанов А.Х. Эстетические взгляды Фараби. Душанбе, 1990. -143с.

158. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. - М.: Академический проект, 2000. - 314 с.

159. Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока. - М.: УДЫ, 1987. - 174 с.

160. Комилов Р. Социально-утопические учения в истории таджикской философии XIII-XV вв. - Душанбе, 1993. - 117 с.

161. Кочетов. Буддизм. - М.: Наука, 1983. - 176 с.

162. Лосев А.Ф. Античная история философии. - СПб.: Алтейя, 2001. - 256 с.

163. Маниёзов А., Шарипов X. Хакими суханвар. - Душанбе, 2003. - 224 с.

164. Мирбобоев М.К. Этика Джалолиддина Давони. - Душанбе, 1992. - 138с.

165. Мец А. Мусульманский ренессанс. - М.: Наука, 1973. - 475 с.

166. Музаффари М. Введение в антропологию. - Душанбе, 1999. -127 с.

167. Муродова Т. Джамеъ-ул-хикматайн Носири Хусрава как философский труд. Автореф. дисс. к. ф. н. - Алма-ата, 1985. - 18 с.

168. Мусави С. Ш. Имомат, висоят ва хилофат. б/м издания, 1997. - 574 с.

169. Мухаммедходжаев А. Гносеология суфизма. - Душанбе, 1990. - 112 с.

170. Мухаммедходжаев А. Мировоззрение Фаридиддина Arropa. - Душанбе, 1974. - 115 с.

171. Мухаммедходжаев А. Идеология накшбандизма. -Душанбе, 1990.-112с.

172. Назариев Р.З. Аллегорическая интерпретация философско-теологических проблем в исмаилизме. - Душанбе, 2008. - 219 с.

173. Назариев Р.З. Социальная философия «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава. - Душанбе, 2011. - 350 с.

174. Насер А.Р. Универсализм и исламская концепция права и свобод человека. Дисс. к.ю.н. М., 1999. - 187с.

175. Никитина В.Б. Некоторые особенности лирики Носири Хусрава. Дисс. к. филол. н. - М., 1955. - 24 с.

176. Носири Хусрав: Дируз. Имруз. Фардо. Nasir Khusraw. Yesterday. Today. Tomorrow. Ответ, ред. С.Ниезов и Р.Назариев. - Душанбе, 2003. - 680 с.

177. Об исмаилизме. - Сталинабад, 1943. - 46 с.

178. Олимов К. Мировоззрение Санои. - Душанбе, 1973. - 136 с.

179. Петрушевский И.П. Ислам в Иране. - Д., 1966. - 400 с.

180. Пиотровский М.Б. Пророческое движение в Аравии VII в. / Ислам: Религия, общество, государство. - М.: Вост. лит., 1984. С. 19-27.

181. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. - М.; 1991.-241 с.

182. Рахимов М. Философия человека Абу Али ибн Сины (Авиценны). -Душанбе, 2005. - 332 с.

183. Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток. - М.: Наука, 1990. - 280 с.

184. Семенов A.A. Исмаилитская ода, посвященная воплощениям Алия-бога //Иран.-Л., 1929.-24 с.

185. Семенова A.A. Из истории фатимидского Египта. - М.: Наука, 1974.-264с.

186. Смирнов A.B. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). - М.: Наука, 1993. - 327 с.

187. Смирнов A.B. Логика смысла. Теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и культуры. -М.: Языки славянской культуры, 2001. - 504 с.

188. Средневековая арабская философия: проблемы и решения. - М: Восточная литература, 1998. - 527 с.

189. Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. - М.: Восточная литература, 1997. - 503с.

190. Степанянц М.Т. Мусульманский мистицизм. - М.: Канон+, 2009. -272с.

191. Строева Л.В. Государство исмаилитов в Иране в XI-XIII вв. - М.: Наука, 1978. - 274 с.

192. Сюкияйнен JI.Р. Мусульманское право: вопросы теории и практики. -М.: Наука, 1986. - 256 с.

193. Философия и история культуры. - М.: Наука, 1985. - 319 с.

194. Философия Абу Насра аль-Фараби. - Алматы, 1998. - 207 с.

195. Филыптинский И.М. История арабов и Халифата (750-1517 гг.). - М.: Муравей, 2001.-352 с.

196. Фролова Е.А. История средневековой арабо-мусульманской философии. Уч. пособие. - М.: ИФРАН, 1995. - 175 с.

197. Фролова Е. А. Проблемы веры и знания в арабской философии. - М.: Наука, 1983.- 169 с.

198. Хансбергер Э.К. Рубин Бадахшана. - М.: Ладомир, 2005. - 290 с.

199. Целлер. Э. Очерк истории греческой философии. - М.: Канон, 1996.336 с.

200. Шаймухамбетова Г.Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция. - М.: Наука, 1979. - 152 с.

201. Шамолов A.A. Сравнительный анализ этики Абу Хвамида Газали и Насириддина Туси. - Душанбе, 1994. - 180 с.

202. Шамолов А. Философия теологии Мухаммада Газали. - Душанбе, 2008. - 467 с.

203. Шарипов X. Рози чахон. - Душанбе, 2004. - 352 с.

204. Шеллинг Ф.В. Сочинения. - М.: Мысль, 1998. - 1661 с.

205. Шпенглер О. Закат Европы. - М.: Мысль, 1993. - 668 с.

206. Шоисматуллоев Ш. Таджикистан в зеркале преемственности и смены поколений. - Душанбе, 2008. -317 с.

207. Шоихтиёров X. Социальная философия Насириддина Туси. - Душанбе, 2007. - 290 с.

208. Шохуморов А. Концепция познания Носири Хусрава. Автореф. дисс. к.ф. н. - Душанбе, 1990. - 19 с.

209. Эдельман А. Носири Хусрау и его мировоззрение. Автореф. дисс. к. ф. н. - Сталинабад, 1955. - 24 с.

210. Эльчибеков К. Иерархия духовенства в исмаилизме и ее политическая роль. Душанбе, 1977.

б) на арабском языке

j^j j Ajjjaj j j^aa j '-JJ«-»^ ^ А^аЬШ! 4Jjd!l ¡jjjU .o*^ f^ljjl - Y ^

.Ji vn ¡ИеА itjAtfl)

<S I .*1iyflll jaA .Jjwuill ja* И i V <4-ugU .fliyall ¿1 jii .<$jjaül Üa. - Y И

.Ofl Xt » (HiV

.üiHV.HIl tSjÄÜl) .fllyflll ¿jlji) .jjSl) Jjp jjib-nr И в V Cijjjj (flijll C&A j »iLoll Oljil CP ^J* i

И П i S>Ш1 jl\ j pliuall о1Jil Jjbu.j <> iSjbal Jül\ - Y 1 О .t>fl tu t > Я Я V JjAeJ .flLuail (j\jil .1 tjl-Yn

.снО Я Л > .Cjj^ u^ № I -C^ v

£ . .-rw

Cjjjjj AjjjjlSI Aiuulill ^ AjJL^I CjIc-I jUt / frlluaJI 01 jit ajfcUa .ajj* Са^л. - Y > A

£1Я-ГвЯ .ой.ИУЯ

J Aa^lutfl 4jjj*]( UuJiil jjjtf yi ¿iluil jJ/ jJt J tlLel) ¿jljit .yiuil! aJjt -Y И

t Г V _r Я © >c>fl . и V Я Cjjjjj .I4IUJ jtit Hie Jj^aII .fliuall ja.t .Лдаы» - Y Y «

JlJb (fliMall ¿jl jit iSjb" «C^UM ^^^ И1Л SjAliJl.fli-all ¿tjit J-P -t Y Y

в) на персидском и дари языках

т.н. .о-а t Jb ^rVA ¿tj£i ¿Ц*. j ¿IjjI jJ AiuJfl ¿jjb .^jb. jwl Je, - Y Y Г

^ Y-VV Otj^ #t5| ajJj ujJjjS <Ua.jj .out ylis- j ^¿¡ks til^u«. j OUJali .o-^A ^ -Y Y i

.¿>0 ^ £ A i Jb

^ в V t Jh \ Г A Y <0tj$j ej^j OJJJJ* ^J3 .¿bbUuH J (ДЗ* A*^ Jjjli -Y Y © Jb \ VVV tJ^iyj .oijbuit 'UbJ JJ JJ.UA j^aU Jjlj .j$-»jjjjj Jjfr -Y Y 4 .Ой £ £ V < JH Y"l Y ajb jJ ^btut ¿tjSLfll» jlaj ,j«aj ¿¡ила JLu* -Y Y V

YVT < Jt ^ГИ otj^J.^^ J^t Jluj<-YYA

#(>а оГУ 4 Jt mY ¿tj^.j^U CM* J^lA^ J^.-^J^-™4 4 Jt > ГА ^ .^Ыи-t ОЦл jJ AluJa ¿Jjtf /liuaJI ¿tja.1 .ja. Jjla.j jjjaAiit Y Г .

И . .<>a-YrV

<c>a A Y 0 4 Jt ^ Г П Y ¿tj$4 jJ ¿¿P n

.оаиг 4 jnrvv ¿tj^.c^b^t ^b j jsoi» vjSju jjt jSJtj-YrY

.Jt \ T V . .¿Дн1 ^ f»b»jAt Ь juaU 4-»Ujiui sJjjS ,jiu< JjjUj -Y TT

nt 4 j* \ Г A i ¿)lj£i sjJj OjJjjS Aaajj .¡¿U JJ yiu AX4U. .¿¡m) jaLlk - Y r t Y Я . 4 -fc trV i Otj^ .^bJba jj^a. j^aU j^SLa. jt sJ^ ^ .jSa-« Г .0й

•О3

^ fV A jlJ^J .jjA-ua. j«aU UjiLLuijU .¿JSJAAJ ajb .^bjbi O^*-4^4 f^J 0

^ ГоГ л^иЧл .jj^ii j^aU AaUjU -Y Y"\ .О^аГГ^ .Jfc \Г\Л ^Ub-YrV

Otj^J .^t aj^J iaJJ .AJoa ^U alw jJ ^Uwl ^U AAjijl j ¿jjU JJ2J JU JS - Y Г A

(j^ai » V 4 Jb \ VAY

JjLua Лла-д ^jJajj j А-ла.jj .joaS U^jj tiJb .<_ЛДл ¿tj^iluijj Ь ¿¡\jk\ - Y T Я

Гв _rY .01 tijf .iS^

\ .¿/«л«^ * -cr4^1 -O^J51 iSJi *

.oa.^fnr ¿,IJ43 .^Ul ^C- jjiUI 4^) Cuuj^ .^l^iwl ¿j^lua ¿«¿1! -Y i ^

^fVA О^Л tfU ¿jjU-Y £ Y

.(ja Y VA 4 \ T . A 40lj^i j«alj jl aJ*ua2 ¿^m ^j^ .^JIxa (i^» - Y £ f

.oa Y Y Г ТЛ . ¿t^S .lljlt j liuiJt ¿jljit JjLuj ¿1* aJujS -Y £ £

^Jj' J alj^ (»bejAt Ь .liuall ¿(jit Jiluij jt ^J^ 'bia.jj .A^LaJt Ja^a -Y £ 0

.и* tu .^rvraua .j-iai

JJlua ^uJajj j Ллаjj .jjaS Uajj uflJU .<-^1« Ajuwi ¿1 jSLiluijj Ь liualt ¿jtj^l - Y £ "l

> ГПГ Olj^J 4^Jla-ui

.UA ^ Г n Y ¿Ij^s Jjt ila .^t Jj AiuJa ¿jjU JJA / iLuail ¿Ijil .¿ji j^ - Y £ V

£Г© _£ . V

в) на европейских языках

248. An Anthology of Ismaili Literature. A Shi'i vision of Islam. Edited by Herman Lendolt. Samira Sheikh and Kutub Kassam. London, 2008. pp. 348.

249. 'Awa 'A, L'Esprit critique des 'FreDres de la PureteD. EncyclopeDdistes arabe an IV/X sieDcle, Beyrouth, 1948. pp. 342.

250. Corbin, Henry. History of Islamic Philosophy. Translated from French by Liadian Sherrad and Philipp Sherrad. London: Kegan Paul International, 1993: pp. 133-136.

251. Daftary F. The Isma'ilis: Their Histoiy and Doctrines, with a Foreword by Wilferd Madelung. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. pp.xviii+804.

252. Daftary F. Ismaili Literature. London-New York, 2004. pp. 469.

253. Daftary F. The Assassin Legends: Myths of the Isma'ilis. London: I.B. Tauris, 1994. pp. viii+213.

254. Dieterichi F. Propaedeutik der Araber im zehten Jahrhundert. Berlin, 1865. 205 pp.

255. Fakhry, M. A history of Islamic Philosophy. Second Edition. New York: Columbia University Press, 1983. pp. 472.

256. Farrukh, O. A. «Ikhwan al-Safa». In A Histoiy of Muslim Philosophy. Edited and Introduced by M.M. Sharif. Wiesabaden: Otta Harrassowitz, (1963). pp. 289-310.

257. Ibrahim T., Sagadeev A. Classical Islamic Philosophy. Moscow, 1990. pp. 347.

258. Islamic thought in the twentieth century. Edited by Suha Taji-Farouki and Basheer M.Nafi. London, 2004. pp. 387.

259. Ivanow V.A. The Alleged Founder of Ismailism, Bombay, 1946. pp. xv+197.

260. Ivanow V.A. Nasir Khusraw and Ismailism. Ismaili Society series B, no. 5. Bombay, 1948. pp.78.

261. Ivanow V.A. Problems in Nasir Khusraw's biography. Bombay, 1956. pp. xiv+88.

262. Hamdani A. Abu Hayyan al-Tawhidi and thre Bretheren of Purity. IJMES, 9. 1978. pp. 345-353.

263. Hamdani A. Bretheren of Purity, a Secret Society for the Establishment of Fatimid Khalifate: New Evidence for the Early Dating of their Encyclopedia. EF, pp. 73-82.

264. Hamdani A. The Rasa'iJ Ikhwan al-Safa' and the Controversy about the Origin of Graft Guilds in Early Medieval Islam//Nelly Hanna, ed., Money, Land and Trade. An Economic History of the Muslim Mediaterranean. LondonStrasbourg, 2002. pp. 157-173.

265. Hamdani H.F. Rasail Ikhwan-as-Safa in the literature of the Isma'ili Taiyibi Da'wa. In «Der Islam», vol.20, 1932. pp. 281-300.

266. Johnson-Davis D. The Islands of Animals. London: Quartet Books, 1994. pp. xix+76.

267. Lewis Cf. В. The orgins of Isma'ilism: A Study of the Historical Background of the Fatimid Califate, Cambridge, 1940, pp.114.

268. Madelung Y. Das Imamat inder frühen ismailitischen Lehre, Der Islam, 1961, vol. 37, pp.78-79.

269. Marquet Y. Imamat, rèssurection et hiérarchie selon les Ikhwan al-Safa. REI, 32, 1964, pp. 27-44.

270. Marquet Y. Sabéens et Ikhwan al-Safa, SI, 24, 1966. pp. 35-80.

271. Marquet Y. La philosophie des Ikhwan al-Safa. Alger, 1975. pp. 604.

272. Marquet, Y. La Philosophie des alchimistes et l'alchimie des philosophes: Jabir ibn Hayyan et les Ihwan al-Safa'. Paris, 1988. pp. 139.

273. Massignon L. Sur la date de la composition des «Rasail Ikhwan as-Safa» (Der Islam, IV, 324), 1913, pp. 324.

274. Moojan M. An Introduction to Shi'i Islam. The History and Doctrines of Twelver Shi'ism. New Haven and London, 1985. pp. 397.

275. Nasr, S. H. and Aminrazavi M. An Anthology of Philosophy in Persia. Oxford: Oxford University Press, 2001. pp. 201-279.

276. Netton, I.R. Muslim Neoplatonists: An Introduction to the Thought of the Brethren of Purity (Ikhwan al-Safa'). London: Allen & Unwin; 1982. pp. xii+146.

277. Shiloah A. The Epistle on Music of the Ikhwan as-Safa (Baghdad, 10th century). Tel-Aviv Univ., 1978. pp. 73.

278. Stern M. The authorship of the Epistles of the Ikhwan-as-Safa. Islamic culture, vol.19, 1946. pp. 243-248.

279. Tamir A. Al-Imam fi-l-Islam. Beirut, 1998. pp.232.

280. Triki A. Néoplatonisme et aspect mystique de la creation de l'univers dans la philosophiedes Ihwan. Alger, 1974. pp. 184.

281. Walker P.E. Orations of the Fatimid Caliphs. London-New York. I.B. Tauris publishers, 2009. pp. 210.

282. van Reijn E. The Epistles of the Sincere Brethren (Rasa'il Ikhwan al-Safa'): An Annotated Translation of Epistles 43 to 47. Montreux, etc.: Minerva Press, 1995. pp. 137+x

III. Материалы из Интернета

283. Asghar A. E. Ikhwan-us-Safa. A rational and Liberal Approach to Islam. www.amaana.org 20.07.03

284. Abbas H. Kitab Ikhwan as-safa'. Die Lehre von Seele und Intellekt. Arabische Philosophie und Wissenschaft in der Enzyklo-padie Von Suzanne Diwald. Pp. xii + 641. Wiesbaden: Otto Harrassowitz. 1975. http//ismaili.net 15.06.03

285. Заки M. А. «Сафар-наме» Насера Хосрова. www.amalgrad.ru/viewtopic 14.09.2010

286. Корбэн А. История исламской философии, http://islamology.ru. 15. 12. 2004

287. Корбэн А. История исламской философии, http://www.farhang.al-shia.ru. 12. 07. 2005

288. Omar A. F. Ikhwan al-Safa. www.al-islam.org. 02.08.03

289. Sami N. M. The Philosophical Significance of the Imam in Isma'ilism. http://essenec.crosswind.org. 10.08.03

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.