Социальная память в контексте становления современной российской идентичности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Живой, Андрей Сергеевич

  • Живой, Андрей Сергеевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 169
Живой, Андрей Сергеевич. Социальная память в контексте становления современной российской идентичности: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Ростов-на-Дону. 2017. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Живой, Андрей Сергеевич

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ В РАКУРСЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Смысловые измерения понятия «социальная память»

1.2. Методологические подходы к философскому исследованию

социальной памяти

ГЛАВА 2. ТРАНСЛЯЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ В СТРУКТУРЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА ИДЕНТИЧНОСТИ

2.1. Основные каналы трансляции социальной памяти

2.2. Социальная амнезия в конструировании социальной памяти и

воспроизводстве идентичности

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ КОММЕМОРАТИВНЫХ ОСНОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

3.1. Роль социальной памяти в формировании диахронного единства российского общества

3.2. Образы прошлого: становление коммеморативной основы

современной российской идентичности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальная память в контексте становления современной российской идентичности»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Сложные перипетии истории российского общества многократно и в различных ракурсах, образах и идеологемах воспроизводятся в сознании и бессознательных пластах ментальности поколений. В известном высказывании о том, что история повторяется дважды: один раз в виде трагедии, а второй раз в виде фарса, уловлено и выражено то, что любое повторение никогда не совпадает во всех чертах с повторяемым явлением1. Не только в объективных исторических событиях, но и в памяти поколений повторение всегда выглядит по-разному, но, тем не менее, уйти от него не удается. Прошлое общества продолжает оказывать многостороннее и сложное влияние на ментальность народа и психологию составляющих его индивидов, находя выражение и опредмечивание в феномене социальной памяти. Согласно известному высказыванию Эдварда Шилза, «общество не было бы обществом без преемственности. Механизмы воспроизводства придают ему длительность, которая позволяет определять его как общество»2.

Одним из важнейших компонентов процесса становления идентичности общества и его граждан является социальная память -сохранение в общественном сознании актуальной репрезентации событий прошлого. Это так в силу темпорального единства исторического процесса, многоаспектного взаимодействия и взаимного влияния прошлого, настоящего и будущего как временных модусов жизнедеятельности общества. В этой взаимосвязанности темпоральных модусов осуществляется и сохраняется социокультурная преемственность, составляющая основу поддержания идентичности как на уровне общества в целом, так и на уровне каждого индивидуального сознания.

Являясь мощным инструментом формирования идентичности, социальная память репрезентирует и интерпретирует прошлое сообщества,

1 Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения (2-е изд.). Т. 8. М.: Изд-во политической литературы, 1957. С. 12.

Shils E. Tradition. London and Boston: Faber & Faber, 1981. Pp. 167.

через формируемое видение прошлого создает определенное освещение и социальную оценку настоящего, обеспечивая ему культурную и моральную легитимацию. Кроме того, без хранения в памяти и интерпретации прошлого невозможно социальное проектирование будущего.

Такая функциональная нагруженность социальной памяти обусловливает непреходящую актуальность для общества исследования проблем, связанных с социальной памятью и амнезией. Особенно остро подобные проблемы стоят перед современным российским обществом, все еще находящимся в процессе психологической отработки и переосмысления своей сложной и неоднозначной, в значительной мере героической, но и трагической истории. Несмотря на стремительные изменения, которые приносит двадцать первый век, основные вехи российской истории прошлого столетия по-прежнему приковывают к себе внимание исследователей, политических деятелей, публицистов, поскольку до сих пор не сложилось единства их социальной оценки. Нет и стабильной единой социальной оценки деятельности многих исторических личностей ХХ века. До настоящего времени их историческая роль является предметом острых и эмоционально насыщенных дискуссий, затрагивающих и сущность событий и процессов российского настоящего, и перспективы будущего.

Социально-экономическая поляризация общества, отсутствие единства в оценке исторической роли тех или иных исторических личностей и общественных сил, долговременный дефицит открытой объективной информации о многих событиях прошлого, сменившийся в годы перестройки шквалом травмирующей критики, идеологические мифы прошлого и тенденциозность деидеологизации, - все эти факторы интенсивно воздействовали и воздействуют на историческое сознание масс, дестабилизируя его, подвергая мифологизации и манипулятивной, деформирующей демифологизации. Социальная память и ее оборотная

4

сторона - социальная амнезия, представляют собой эффективные инструменты такого манипулирования культурным образом прошлого. Целенаправленное уничтожение или деформация коллективной памяти о прошлом опасны тем, что способны в короткий срок ослабить и свести на нет межгенерационные культурные связи, дискредитировать и обесценить социетальные ценности, разорвать преемственность поколений. Коллективное беспамятство имеет губительные для общества последствия. Известный отечественный социальный мыслитель Ж.Т. Тощенко для характеризации этого феномена использует слово «манкурт» из романа Ч. Айтматова, называя манкуртизмом особую, гибельную для общества

-5

«форму исторического беспамятства» .

Проблематика социальной памяти и исторического сознания приобретает особенно острую актуальность в связи с потребностью в переосмыслении прошлого и расстановке новых политических и идеологических акцентов, возникшую после 2014 года из-за сложной геополитической ситуации вокруг Украины, ухудшения вслед за этим международных отношений, введения экономических санкций против России и ответных контрсанкций. Следствием всех этих событий и процессов стала интенсификация общественного запроса на переосмысление и реинтерпретацию советского и досоветского прошлого и актуализация теоретического, в частности социально-философского изучения феномена социальной памяти.

Таким образом, общественная актуальность исследования социальной памяти обусловлена обострившейся потребностью современного российского общества в углубленном осмыслении прошлого, исторических событий и роли выдающихся личностей отечественной истории, возникновением острого запроса молодых поколений, не имеющих возможности сформировать оценку прошлого на

Тощенко Ж.Т. Фантомы российского общества. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2015. 668 с.; Тощенко Ж.Т. Манкуртизм как форма исторического беспамятства. М.: Новый хронограф, 2012. С. 224-231.

основе собственного опыта, на осмысление прошлого и осознанную память о нем.

Помимо этого, тема настоящего исследования обладает и научно -теоретической актуальностью, которая определяется имеющимся дефицитом в отечественной научной литературе специальных работ, посвященных социально-философскому исследованию феномена социальной памяти, его экзистенциальных оснований в бытии сообщества, специфики представленности и функционирования социальной памяти и социального забвения в современном российском обществе.

Степень научной разработанности темы исследования. Проблематика социальной памяти получила и в настоящее время получает широкое освещение в отечественной и зарубежной научной литературе. Этому способствует и непреходящая актуальность вопросов, связанных с хранением и передачей социальной памяти, и междисциплинарная принадлежность темы, обусловливающая заинтересованность в ней представителей не только социально-философского знания, но и культурологии, семиологии, теории коммуникации, социологии культуры, политологических и исторических дисциплин. Такое разнообразие срезов позволяет обеспечить всесторонний анализ предмета, но в то же время и вносит некоторые затруднения, связанные с различиями подходов и несогласованностью семантики понятия.

Особенностью рассмотрения феномена социальной памяти в предметной области философии является, на наш взгляд, существенный акцент на связи проблематики социальной памяти и темпоральности социального бытия, а также на атрибутировании ее социальному субъекту. Парадоксальность времени, выраженную в совмещенности в нем объективной и субъективной составляющих, европейские философы видели еще с античности, когда представители элейской школы Парменид и Зенон доказывали его принадлежность субъективному «миру мнения». Платон дал философско-мифопоэтическую трактовку природы памяти и

забвения. В философии Августина обосновывается онтологическая связь памяти и природы времени.

Наиболее глубокая и яркая концепция времени в его отношении к субъектности принадлежит И. Канту, видевшему во времени априорную форму внутреннего созерцания, изначально принадлежащую структуре субъекта4.

Посткантовская европейская философия наследует базовые интуиции кантианства, касающиеся нерасторжимой связи времени и бытия сознающего субъекта. Г. Гегель, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, неокантианские школы рассматривают субъектность сознания и его бытие через призму темпоральных модусов - прошлого, настоящего и будущего5. Возникшие на методологической основе феноменологии и неокантианства направления социальной мысли - феноменологическая социология А. Шюца и понимающая социология М. Вебера - каждая по-своему продолжают эту линию применительно к изучению социальной субъектности и социального действия, традиции как института трансляции социальной памяти, жизненного мира и естественной установки в переживании повседневности6.

Важнейшую роль в изучении социальной памяти сыграли классические работы М. Хальбвакса, в которых обосновывается концепция

4 Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского. М.: Мысль, 1994.

591 с.

5 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974. С. 229; Алиева Ч.Э. Феноменология: Э. Гуссерль и М. Хайдеггер // Современная философия как феномен культуры: исследовательские традиции и новации. Вып. 7. Материалы научной конференции. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2001; Гуссерль Э. Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. Общее введение в чистую феноменологию. М.: Академический Проект, 2009. 489 с.; Гуссерль Э. Собрание сочинений. Том I. Феноменология внутреннего сознания времени / Пер. с нем. и пред. В.И. Молчанова. М.: Издательство «Гнозис», РИГ «ЛОГОС», 1994. 177 с.; Черняков А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. СПб., 2001. 460 с.

6 Вебер М. Хозяйство и общество. Очерки понимающей социологии. В 4-х томах. Том 1. Социология. Издательство: Высшая школа экономики (государственный университет), 2016 г.; Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические знания. 1988. № 2.

коллективной сущности коммеморации и проводится фундаментальное различие между историческим сознанием и собственно социальной памятью. Идеи Хальбвакса обладают непреходящим методологическим

7

значением для исследования социальной памяти .

Отдельное направление составляют культурологические и культурально-исторические исследования. Классическими в этом научном направлении являются труды Я. Ассмана, А. Варбурга, Ф. Йейтс, П. Хаттона, в которых анализируются культурные каналы трансляции социальной памяти - текст, ритуал, мифология, материальные артефакты, произведения искусства8.

Центральное место концепт социальной памяти занимает в традициологии. Усилия исследователей, занимающихся проблемами межгенерационной трансляции аксиологической и когнитивной информации, направлены на осмысление динамики этого процесса. Авторы советского периода, такие как Э.В. Маркарян, основывали концепцию передачи социальных знаний и образцов на деятельностном подходе. М.К. Петров разработал самобытную теорию социальной памяти и ее связь с процессами трансляции и трансмутации как формами воспроизводства знания в обществе9.

В зарубежной традициологии проблемами сохранения и трансляции социальных ценностей занимались такие исследователи, как Э. Шилз и Ш.

у

Хальбвакс М. Коллективная и историческая память / Морис Хальбвакс // Неприкосновенный запас. 2005. № 2-3. С. 8-27;ХальбваксМ. Социальные классы и морфология / Пер. с фр. А.Т. Бикбова, Н.А. Шматко / Отв. ред., послесл. А.Т. Бикбов. СПб.: Алетейя, 2000. 509 с.; Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступ. статья С.Н. Зенкина. М.: Новое издательство, 2007. 348 с.

Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с.; Йейтс Ф. Искусство памяти. СПб.: Университетская Книга, 1997. 480 с.; Хаттон П.Х. История как искусство памяти. СПб: Владимир Даль, 2004. 424 с.; Warburg A. Der Bilderatlas MNEMOSYNE / M. Warnke, C. Brink (red.). Akademie Verlag. Berlin, 2000.

9 Маркарян Э.С. Узловые проблемы культурной традиции // Советская этнография. 1981. № 2. С. 80; Петров М.К. Язык, знак, культура. Изд. 2-е, стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2004. 328 с.

Эйзенштадт, использовавшие символический структурализм для объяснения кодирования и передачи сакральных ценностей, лежащих в основе единства сообщества10. В то же время существует и активно развивается более конкретный пласт социального и культурологического знания, где феномен социальной памяти рассматривается и анализируется в разных контекстах без обращения к фундаментальной онтолого-философской терминологии и проблематике. На этом уровне наблюдается определенный эклектизм, обусловленный различием присущих каждой науке подходов и методологий, а также отсутствием четких семантических дистинкций между понятиями «социальная память», «культурная память», «коллективная память», «историческая память», - все эти понятия используются в различных дисциплинарных контекстах в близких значениях, границы между которыми часто размыты. В силу этого достаточно сложно однозначно оценить степень разработанности тематики социальной памяти и тем более связать в едином концепте перечисленные грани феномена сохранения социокультурного образа прошлого.

Ряд исследователей как советского, так и постсоветского периода останавливаются на трактовке социальной памяти прежде всего как специфической информации о прошлом, социальной по содержанию и принадлежащей самоописанию той или иной социальной группы. Такую позицию занимают (при некотором различии нюансов) Я.К. Ребане, А.Д. Урсул, Б.С. Илизаров, В.А. Ребрин, Е.В. Грязнова и др.11. Такой ракурс

10 Shils E. Tradition. London and Boston: Faber & Faber, 1981; Eisenstadt S.N. Tradition, Change, and Modernity. New York, Sydney, Toronto: John Wiley, 1973.

11 Грязнова Е.В. Социальная память как элемент культуры // Человек и культура. М.: НБ-Медиа, 2015. № 5. С. 92-106; Илизаров Б.С. Роль ретроспективной социальной информации в формировании обществ, сознания (в свете концепций о социальной памяти) // Вопросы философии. 1985. № 8. С. 60-69; Ребане Я.К. О некоторых принципах подхода к анализу общественной информации // Ученые записки Тартуского государственного университета. 1966. Вып. 187; Ребане Я.К. Принцип социальной памяти // Философские науки. 1977. № 5. С. 37-42; Ребрин В.А. Методологические проблемы социалистического общественного сознания. Новосибирск, 1974. С.44-45; Урсул А.Д. Информация и культура // Философия и культура. 2011. № 2. С. 98-112.

исследования обеспечивает понимание социальной памяти с акцентом на ее роль в процессе социального познания и исторического развития общества.

В работах Ю.А. Левады развит подход к изучению социальной памяти как ключевого компонента исторического сознания и социально-психологической основы эволюционного развития последнего от непосредственного запоминания событий до современного научного исторического сознания12.

Неоднозначность, поливариантность и множественность видений прошлого разными социальными группами исследовалась А. Шюцем (множественные реальности и опыт их переживания) и М. Хальбваксом

13

(множественность культурных «памятей») .

Современные отечественные исследователи рассматривают социальную память в соотнесенности с экзистенциальным и социальным временем (Т.И. Барсукова, З.Л. Черниева, Ю.М. Мельник, В.П. Римский). О.Т. Лойко в докторской диссертации исследует онтологические основания бытийствования социальной памяти. В работах Д.А. Аникина развивается топологический подход к изучению социальной памяти, которая рассматривается им как особое пространство. Исследования Д.А. Аникина и В.Б. Устьянцева посвящены специфике трансляции социальной памяти в современном глобализирующемся обществе и сопряженным с этой спецификой идентификационным рискам. Методологические проблемы изучения социальной памяти как элемента культуры и информационного феномена рассматривает Е.В. Грязнова. В диссертации А.Н. Уткиной анализируются процессы трансляции социальной памяти и, в частности, трансляционная специфика ритуальных практик. Работы В.Д.

12

Левада Ю.А. Историческое сознание и научный метод // Философские проблемы исторической науки. М.: Наука, 1969. С. 186-224.

13

Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические знания. 1988. № 2; Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступ. статья С.Н. Зенкина. М.: Новое издательство, 2007. 348 с.

Байрамова, В.А. Кирика, А.М. Кумыкова, О.И. Кускаровой, Р.А. Лубского, С.А. Ляушевой посвящены факторам и последствиям социальной амнезии в контексте конструирования российской идентичности14. Тему социальной амнезии затрагивает и Ж.Т. Тощенко, характеризуя ее как «манкуртизм» и выявляя ее манипулятивную природу15.

В контексте сопоставления традиционных и современных проинновационно ориентированных обществ исследует трансляцию социальной памяти Н.С. Шаповалова. Динамику социальной памяти и ее влияния на идентичность в обществах, проходящих модернизационные трансформации, отслеживает В.В. Лыкова. В работах Е.Е. Герасименко рассматривается динамика и специфика межгенерационной трансляции социальной памяти в сравнительном анализе личных воспоминаний участников событий и массовых коллективных представлений, а также роль музейной деятельности в процессе воспроизводства идентичности и освоения «локусов памяти» в коммеморативном пространстве. Процессы

14 Лубский Р.А. Проекты nation-building и формирование национально-государственной идентичности в России // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 7. С. 35-41; Ляушева С.А., Кускарова О.И. Сущность взаимосвязи социальной, культурной и этнической идентичностей в современном российском обществе // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 7. С. 22-27; Bayramov V.D., Kirik V.A., Kumykov A.M., Lyausheva S.A. Social memory deformations in locus of relationship between the past and present. Review of European Studies. 2015. Т. 7. № 7. С. 201-208.

15 Барсукова Т.И. Социальная память и время: автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1991; Бакиева Г.А. Социальная амнезия // Полисфера. Электронный научно образовательный журнал. 2002. URL: http://polysphere.freenet.kg/n o1/PSF1A12.htm (дата обращения 20.10.2015); Кумыков А.М. Проблема социальной амнезии в предметном пространстве социально-философской рефлексии // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 6. С. 188; Лойко О.Т. Онтология социальной памяти: автореферат. дисс. ... д-ра филос. наук. Красноярск, 2004. 54 с.; Мельник Ю.М., Римский В.П. Экзистенциальное время: категория и концепт // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2009. № 10. С. 24-36; Тощенко Ж.Т. Кентавр-проблема (опыт философского и социологического анализа). М.: Новый Хронограф, 2011. С. 244256; Тощенко Ж.Т. Манкуртизм как форма исторического беспамятства. М.: Новый хронограф, 2012. С. 224-231; Черниева З.Л. Экзистенциальное время и культура: дисс. ... канд. культ. Екатеринбург, 2004. С. 4; Устьянцев В.Б., Аникин Д.А. Социальная память в обществе риска: опыт философской концептуализации // Философия и общество. 2011. № 4. С. 58-69; Уткина А.Н. Роль ритуала в трансляции содержания социальной памяти: социально-философский анализ: автореф. дисс. . канд. филос. наук. Красноярск, 2012. 28 с.

межгенерационной передачи социальной памяти исследует и Е.Я. Михеев16.

Значение бессознательного уровня социальной памяти, зафиксированной в структурах общественного менталитета, и его влияние

17

на формирование идентичности исследуют А.В. Соколов, Ф.В. Советов .

В этой связи значимой представляется и концепция интегрального

18

менталитета общества, разработанная Б.С. Гершунским .

Процессы становления современной российской идентичности и отражающие их философские и политические дискурсы, затрагивающие социальную память, рассматривает в своей диссертации А.Х. Тлеуж19. Интересы ряда современных отечественных исследователей сфокусированы на проблематике официальной политики памяти как элемента целенаправленного, «политтехнологического» конструирования

правящей элитой легитимирующей идентичности. Этой теме посвящены

00

работы Д.И. Гигаури, И.И. Глебовой . В работах И.И. Глебовой, в частности, анализируется процесс конструирования образов прошлого как своеобразных опорных структур для формирующейся российской идентичности. Официальная версия социальной памяти рассматривается исследовательницей как доминирующая в российском коммеморативном пространстве традиционная (однозначная) парадигма видения прошлого,

16 Михеев Е.Я. Межгенерационные отношения в современной России: проблемы социокультурной преемственности: автореферат дисс. ... канд. филос. наук. Краснодар, 2005. 24 с.

17

Советов Ф.В. Интегративный потенциал русского менталитета: автореферат дисс. ... канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2007. 37 с.; Соколов А.В. Общая теория

социальной коммуникации. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. 461 с.

18

Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. 432 с.

19 Тлеуж А.Х. Конструирование российской коллективной идентичности: социально-философский анализ: автореферат дисс. ... д-ра филос. наук. Ростов-на-Дону,

2011. 49 с.

20

Гигаури Д.И. Политика памяти в практике социального конструирования политической идентичности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 10 (60): в 3-х ч. Ч. I. С. 59-64; ГлебоваИ.И. Образы прошлого в структуре политической культуры России: автореф. дисс. .д-ра политол. наук. Москва, 2007.

осуществляемая за счет эксклюзии альтернативных форм коммеморации. Роль образов прошлого и влияние социальной памяти на современные идентификационные процессы рассматривается Ю.П. Денисовым, Е.А. Мокроусовой, И. Томашовым. В исследованиях Ю.П. Денисова, В.В. Богданова, С.Н. Макаренко, А.В. Байлова детально рассматривается конструирование образа ВОВ в массовом сознании современных россиян с точки зрения его потенциала объединения всех носителей коммеморативных интерпретаций как модели достижения общественного консенсуса относительно социальной памяти21.

21

Герасименко Е.Е. Музей в институционализации социальной памяти: автореф. дисс. ... канд. культ. Санкт-Петербург, 2012; Лыкова В.В. Трансформация социальной памяти в модернизационных процессах современной России // Ученые записки. Электронный журнал Курского государственного университета. 2011. № 17. С. 259-265; Шаповалова Н.С. Социальная память в закрытых и открытых обществах: социально-философский анализ: автореферат дисс. ... канд. филос. наук. Саратов, 2012. 18 с.; Михеев Е.Я. Межгенерационные отношения в современной России: проблемы социокультурной преемственности: автореферат дисс. ... канд. филос. наук. Краснодар, 2005. 24 с.; Советов Ф.В. Интегративный потенциал русского менталитета: автореферат дисс. ... канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2007. 37 с.; Соломина И.Ю. Социальная память: структура и феномены: автореферат дисс. ... канд. филос. наук. Самара, 2005. 19 с.; Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. 461 с.; Тлеуж А.Х. Конструирование российской коллективно й идентичности: социально-философский анализ: автореферат дисс. ... д-ра филос. наук. Ростов-на-Дону, 2011. 49 с.; Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. 432 с.; Гигаури Д.И. Политика памяти в практике социального конструирования политической идентичности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 10 (60): в 3-х ч. Ч. I. С. 59-64; Глебова И.И. Образы прошлого в структуре политической культуры России: автореф. дисс. .д-ра политол. наук. Москва, 2007; Богданов В.В., Макаренко С.Н., Байлов А.В. Социальная память как фактор становления правового сознания // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1 (ч. 2). С. 244; Денисов Ю.П. Современные сети русскоязычного интернета как источник формирования образа Великой Отечественной войны в социальной памяти россиян // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 507; Томашов И. Конструирование исторической памяти как фактор внутренней политики в современной России // Сборник XIV Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах. Книга 4 / Под ред. Е.Г. Ясина. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 494-502; Мокроусова Е.А. Социальная память: образы прошлого в настоящем // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 5. С. 134136.

Приведенный анализ степени разработанности тематики социальной памяти и ее влияния на формирование современной российской идентичности показывает, что тема данного диссертационного исследования является достаточно востребованной и репрезентированной в научной литературе. В особенности это касается работ, посвященных самым актуальным аспектам темы, связанным с участием образов прошлого в современных идентификационных процессах в России. Однако нам представляется очевидным дефицит разработанности данной темы в том, что касается ее системного рассмотрения, способного объединить методологические, онтолого-философские, культуролого-семиотические и философско-политические аспекты. Необходимость такого объединяющего подхода диктуется недостаточной ясностью как интерпретации самого понятия социальной памяти, так и оценки ее влияния на становление современной российской идентичности. Наличие высококачественных специализированных исследований по отдельным аспектам темы свидетельствует о сформированности теоретической базы для такого комплексного исследования. Настоящая диссертация представляет собой попытку восполнения указанного пробела.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Живой, Андрей Сергеевич, 2017 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверьянов В.Г. Традиция и динамический консерватизм. (Издательская серия ИДК). М.: Центральный издательский дом, 2012. 696 с.

2. Аверьянов В.Г. На пространствах империи: традиция, история, культура. М.: Центральный издательский дом, 2012. 520 с.

3. Автономова Н.С, Караулова Ю.Н., Муравьев Ю.А. Культура, история, память // Вопросы философии. 1988. № 3. С. 71-87.

4. Адорно Т. Что значит «проработка прошлого» // Неприкосновенный запас. 2005. № 40-41 (2-3). С. 36-45.

5. Алиева Ч.Э. Феноменология: Э. Гуссерль и М. Хайдеггер // Современная философия как феномен культуры: исследовательские традиции и новации. Вып. 7. Материалы научной конференции. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.

6. Андреев А.П. Социокультурная и историческая идентичность россиян в меняющемся мире // Российское общество и вызовы времени. Книга четвертая / М.К. Горшков [и др.]; под ред. Горшкова М.К., Петухова В.В. М.: Весь Мир, 2016. С. 131-153.

7. Аникин Д.А. Память как социальный феномен // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2007. Том 7. Вып. 1. С. 3-9.

8. Аникин Д.А. Пространство социальной памяти: автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Саратов, 2008.

9. Аристотель. О памяти и припоминании // Вопросы философии. 2004. № 7. С. 161.

10. Аристотель. О памяти и припоминании // Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 4. М.: Издательство «Мысль», 1984. 829 с.

11. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с.

12. Ассман А. Новое недовольство мемориальной культурой / Пер. с нем. Б. Хлебникова. М.: Новое литературное обозрение, 2016. 232 с.

13. Астафьева О.Н. Многообразие моделей этнокультурной идентичности в современном информационно-коммуникативном пространстве // Глобализация и перспективы современной цивилизации / Под ред. К.Х. Делокарова. М.: КМК, 2005. С. 105-126.

14. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Под общ. ред. Ю.М. Забродина, Б.Ф. Ломова, М.: Прогресс, 1980. 528 с.

15. Ахметшина А.В. Понятие «историческая память» и ее значение в современном российском обществе // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: Сб. статей по материалам XXXVIII международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2014. № 6 (38). С. 11-15.

16. Бакиева Г.А. Социальная амнезия // Полисфера. Электронный научно-образовательный журнал. 2002. URL: http: //polysphere.freenet.kg/no 1/PSF1A12. htm.

17. Бакиева Г.А. Философский анализ феномена социальной памяти: автореф. дисс. ...д-ра филос. наук. Санкт-Петербург, 2001. 28 с.

18. Барсукова Т.И. Социальная память и время: автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1991.

19. Барт Р. Основы семиологии // Структурализм «за» и «против». М.: Прогресс, 1975.

20. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: «Медиум», 1995. 323 с.

21. Бергсон А. Материя и память // Бергсон А. Собр. соч. в 4-х томах. Т. 1. М., 1992. 656 с.

22. Берк П. Что такое культуральная история. М.: Высшая школа экономика Министерства науки высшей школы и технической политики РФ, 2015. 229 с.

23. Биммелъ В. Мартин Хайдеггер. Челябинск: Урал LTD, 1998.

296 с.

24. Богданов В.В., Макаренко С.Н., Байлов А.В. Социальная память как фактор становления правового сознания // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1 (ч. 2). С. 244.

25. Богданов В.В., Черников П.Ю., Байлов А.А., Горлынченко Л.В. История и память. Проект междисциплинарного исследования социальной памяти. Таганрог: Издательство ТТИ ЮФУ, 2010. 128 с.

26. Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы / Пер. с англ. Н.П. Локман. М.: Алетейа, 1999. 216 с.

27. Бурдъе П. Социальное пространство и символическая власть / Социология социального пространства: монография / Пер. с франц.; отв. ред. перевода Н.А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. 288 с.

28. Бызов Л. Социокультурная трансформация российского общества и перспективы формирования неоконсервативной субъектности // Базовые ценности россиян: социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы: Сб. статей. М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. С. 45-97.

29. Вебер М. Хозяйство и общество. Очерки понимающей социологии. В 4-х томах. Том 1. Социология. Издательство: Высшая школа экономики (государственный университет), 2016.

30. Веренич М.И. Культура как социальная память: онтологически-ценностные интерпретации // Философия в Беларуси и перспективы мировой интеллектуальной культуры. Мн., 2011.

31. Волков Ю.Г. Социология. 4-е изд., перераб. и доп. М.: «АльфаМ», «Инфра-М», 2013. 463 с.

32. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 2. Проблемы общей психологии. М.: «Педагогика», 1982. 504 с.

33. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974. С.

34. Герасименко Е.Е. Музей в институционализации социальной памяти: автореф. дисс. ... канд. культ. Санкт-Петербург, 2012.

35. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. 432 с.

36. Гигаури Д.И. Политика памяти в практике социального конструирования политической идентичности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 10 (60): в 3-х ч. Ч. I. С. 59-64.

37. Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации. 2-е изд. М.: Академический Проект, 2005. 528 с.

38. Глебова И.И. Образы прошлого в структуре политической культуры России: автореф. дисс. .д-ра политол. наук. Москва, 2007.

39. Гофман А.Б. Традиция, социальная связь и социальная память в трактовке Марселя Мосса и Мориса Хальбвакса // Личность, культура, общество, 2007. Т.9. Спец . вып. 2 (38). С. 11-24.

40. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. М.: Институт социологии РАН, 2007. ИНАБ № 4. 95 с.

41. Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. М.: Институт социологии РАН, 2006. 327 с.

42. Грязнова Е.В. Социальная память как элемент культуры // Человек и культура. М.: НБ-Медиа, 2015. № 5. С. 92-106.

43. Гуссерль Э. Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. Общее введение в чистую феноменологию. М.: Академический Проект, 2009. 489 с.

44. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию //

Философия как строгая наука. Новочеркасск: Изд. Агентство САГУНА, 1994. С. 49-101.

45. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Том I. Феноменология внутреннего сознания времени / Пер. с нем. и пред. В.И. Молчанова. М.: Издательство «Гнозис», РИГ «ЛОГОС», 1994. 177 с.

46. Давлетшина Д.Г. Социальная память как основа нравственности человека: автореф. дисс. ... канд. философ. наук. Уфа, 2006.

47. Дахин А.В. Фактор коллективной социально-исторической памяти в социальных процессах: Управление или самоорганизация // Российская социология в публичном пространстве страны и мира: материалы конференции. М., 2008. С. 31-40.

48. Денисов Ю.П. Современные сети русскоязычного интернета как источник формирования образа Великой Отечественной войны в социальной памяти россиян // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 507.

49. Дементьева С.В. Роль и значение реминисценций в постижении ценностно-смыслового содержания социальной памяти: автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Томск, 2000.

50. Драга С.В., Лойко О.Т., Корнеева А.Ю. Семилуженский острог: «место» социальной памяти // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 8-4. С. 29-34.

51. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Пер. с фр. А.Б. Гофмана. М.: Канон, 1996.

52. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с франц., составл., вступ. ст. и примеч. А. Гофмана. М.: Канон, 1995. 3-е издание, доп. и испр. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2008. 400 с.

53. Дюркгейм Д., Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. M.: Восточная литература, 1996. С. 6-73.

54. Илизаров Б.С. Роль ретроспективной социальной информации в формировании обществ, сознания (в свете концепций о социальной памяти) // Вопросы философии. 1985. № 8. С. 60-69.

55. Империя и нация в зеркале исторической памяти: сб. статей / Отв. ред.: А. Семенов, И. Герасимов, М. Могильнер. М.: Новое литературное обозрение, 2013. С. 7-9.

56. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. 280 с.

57. Историческая память: преемственность трансформации (круглый стол) // Социологические исследования. 2002. № 8. С. 76-85.

58. История социологии Западной Европы и США. М.: Норма, 2001. 576 с.

59. Йейтс Ф. Искусство памяти. СПб.: Университетская Книга, 1997. 480 с.

60. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное / Пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкина. М.: ОГИ, 2003. 296 с.

61. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.: Издательство «Эксмо», 2005. 832 с.

62. Калинин И. Ностальгическая модернизация: советское прошлое как исторический горизонт // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2010. № 6. С. 6-16.

63. Камиллери К. Идентичность и управление культурными несоответствиями: попытки типологии // Вопросы социологии. 1993. № 12. С. 103-116.

64. Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского. М.: Мысль, 1994. 591 с.

65. Кессиди Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. 2003. № 1. С. 76-79.

66. Климов И.А. Исторические знания и проблема идентичности. ШЬ: http://www.gorby.ru/ гиЬг8.авр?гиЬпё=\24238/.

67. Клод Л.-С. Структурная антропология. Издательский Дом: Эксмо-Пресс. 2001.

68. Кознова И.Е. XX век в социальной памяти российского крестьянства. 2000. 207 с.

69. Козырев Г.И. Жертва в социально-политической конфликте. Монография. М.: Эквилибрис-Пресс, 2008.

70. Колеватов В.А. Социальная память и понимание. М.: Мысль, 1984. 190 с.

71. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 383 с.

72. Красавина Е.В. Молодежь в социокультурном пространстве современной России: имитационный механизм социальной адаптации: дисс. ... д-ра социол. наук. Майкоп, 2013.

73. Культурная память в контексте формирования национальной идентичности России в XXI веке: Коллективная монография / Российский институт культурологии. / Отв. ред. Н.А. Кочеляева. М.: Совпадение, 2012. 168 с.

74. Кумыков А.М. Проблема социальной амнезии в предметном пространстве социально-философской рефлексии // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 6. С. 187-190.

75. Лакан Ж. Семинары. Книга 20. 2011. С. 176.

76. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. 384 с.

77. Левада Ю.А. Историческое сознание и научный метод // Философские проблемы исторической науки. М.: Наука, 1969. С. 186-224.

78. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. 384 с.

79. Леви-Стро^ К. Печальные тропики. М.: Мысль, 1984. 220 с.

80. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения (комплект из 2 книг). 1983. 772 с.

81. Леонтьева О.Б. Историческая память и образы прошлого в российской культуре XIX - начале ХХ века. Самара: ООО «Книга», 2011. 448 с.

82. Лич Э. Культура и коммуникация: логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. 142 с.

83. Лойко О.Т. Онтология социальной памяти: автореферат. дисс. ... д-ра филос. наук. Красноярск, 2004. 54 с.

84. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.

85. Лоуэнталь Д. Прошлое - чужая страна / Пер. с англ. А.В. Говорунова. СПб.: Русский остров, 2004. 622 с.

86. Лубский Р.А. Проекты nation-building и формирование национально-государственной идентичности в России // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 7. С. 35-41.

87. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб., 2007. 320 с.

88. Лыкова В.В. Трансформация социальной памяти в модернизационных процессах современной России // Ученые записки. Электронный журнал Курского государственного университета. 2011. № 17. С. 259-265.

89. Лыскова М.И. Мировоззренческие истоки современного массового исторического сознания: автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Красноярск, 2006. 24 с.

90. Ляушева С.А., Кускарова О.И. Сущность взаимосвязи социальной, культурной и этнической идентичностей в современном российском обществе // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 7. С. 2227.

91. Макаров А.И. Феномен надындивидуальной памяти (образы -концепты - рефлексия): монография. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009. 216 с.

92. Макаров А.И. Феномен надындивидуальной памяти: стратегии концептуализации и онтологический статус. автореферат дисс. ... доктора философских наук. Санкт-Петербург, 2010. 39 с.

93. Маркарян Э.С. Узловые проблемы культурной традиции // Советская этнография. 1981. № 2. С. 80.

94. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения (2-е изд.). Т. 8. М.: Изд-во полит. литературы, 1957. С. 12.

95. Медведева С. Влияние социальной памяти россиян на их представления об идеальной власти // Логос. 2003. № 4-5 (39). С. 186-194.

96. Междисциплинарные подходы к изучению прошлого: до и после «постмодерна» / Отв. ред. Л.П. Репина. М.: «Кругъ», 2005. 720 с.

97. Мекаева Ю.Ю. Социальная память как инструмент социального влияния: автореферат дисс. ... канд. социол. наук. Москва, 2011. 23 с.

98. Мельник Ю.М., Римский В.П. Экзистенциальное время: категория и концепт // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2009. № 10. С. 24-36.

99. Михайленко В.И. О ценностных основах консолидации российского общества // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. М.: Ин-т социологии РАН, 2006. 327 с.

100. Михеев Е.Я. Межгенерационные отношения в современной России: проблемы социокультурной преемственности: автореферат дисс. ... канд. филос. наук. Краснодар, 2005. 24 с.

101. Мокроусова Е.А. Социальная память: образы прошлого в настоящем // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 5. С. 134-136.

102. Нечипуренко В.Н. Эсхатологические мифы и учения как социальный феномен: дисс. ... канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1997. 145 с.

103. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Сочинения в 2-х томах. М.: Мысль, 1990. 830 с.

104. Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала Нового времени / Под ред. Л.П. Репиной. М.: Кругъ, 2003. 405 с.

105. Орлова И.Б. Утрата общей истории как постсоветский синдром // Наука. Культура. Общество. 2009. № 1.

106. Папенина Ю.А. Теоретические основы понятия «социальная память» // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2010. № 1. С. 395-400.

107. Петров М.К. Язык, знак, культура. Изд. 2-е, стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2004. 328 с.

108. Полонская И.Н. Традиция: от сакральных оснований к современности. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 2006. 269 с.

109. Ребане Я.К. О некоторых принципах подхода к анализу общественной информации // Ученые записки Тартуского государственного университета. 1966. Вып. 187.

110. Ребане Я.К. Принцип социальной памяти // Философские науки. 1977. № 5. С. 37-42.

111. Ребрин В.А. Методологические проблемы социалистического общественного сознания. Новосибирск, 1974. С. 44-45.

112. Репина Л.П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки). М.: ГУ ВШЭ, 2003. 44 с.

113. Рикёр П. Память, история, забвение / Пер. с франц. М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004/ (Французская философия XX века). 728 с.

114. Российская идентичность в условиях трансформации. Опыт социологического анализа. Отв. ред. М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова. М.: Наука, 2005. 396 с.

115. Розов М.А. Научное знание и механизмы социальной памяти: автореферат дисс. ... д-ра филос. наук. Москва, 1990. 45 с.

116. Романовская Е.В. Феномен памяти: между историей и традицией // Философия и общество. 2010. № 1. С. 98-109.

117. Савельева И.М., Полетаев А.В. Социальные представления о прошлом: типы и механизмы формирования. М.: ГУ ВШЭ, 2004. 56 с.

118. Самахидзе Р.М. Ритуалы в коммуникации современных этносов. Самара, 2010.

119. Сартр Ж.-П. Бытие и Ничто. Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000. 639 с.

120. Советов Ф.В. Интегративный потенциал русского менталитета: автореферат дисс. ... канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2007. 37 с.

121. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. 461 с.

122. Соколова Л.Ю. Структурализм как особый тип рациональности (с частной ссылкой на Леви-Стросса) //Серия "Symposium", Современная философия как феномен культуры: исследовательские традиции и новации. , Выпуск 7 / Материалы научной конференции Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2001.

123. Соломина И.Ю. Социальная память: структура и феномены: автореферат дисс. ... канд. филос. наук. Самара, 2005. 19 с.

124. Тлеуж А.Х. Конструирование российской коллективной идентичности: социально-философский анализ: автореферат дисс. ... д-ра филос. наук. Ростов-на-Дону, 2011. 49 с.

125. Томашов И. Конструирование исторической памяти как фактор внутренней политики в современной России // Сборник XIV Апрельской

163

международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах. Книга 4 / Под ред. Е. Г. Ясина. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 494-502.

126. Тоффлер А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. 461 с.

127. Тощенко Ж.Т. Историческое сознание и историческая память: анализ современного состояния // Новая и новейшая история. 2000. № 4. С. 3-14.

128. Тощенко Ж.Т. Кентавр-проблема (опыт философского и социологического анализа). М.: Новый Хронограф, 2011. С. 244-256.

129. Тощенко Ж.Т. Манкуртизм как форма исторического беспамятства. М.: Новый хронограф, 2012. С. 224-231.

130. Тощенко Ж.Т. Фантомы российского общества. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2015. 668 с.

131. Урсул А.Д. Информация и культура // Философия и культура. 2011. № 2. С. 98-112.

132. Устъянцев В.Б. Жизненное пространство социальной памяти: проблемы генезиса // Материалы Пятых Страховских чтений. Саратов: Изд-во СГУ, 1996.

133. Устъянцев В.Б. Социальная память и начало исторического знания // Философские вопросы социал. познания. Саратов, 1980.

134. Устъянцев В.Б. Социальный и гносеологический аспекты становления исторического знания: автореферат дисс. ... канд. филос. наук. Саратов, 1972. 17 с.

135. Устъянцев В.Б., Аникин Д.А. Социальная память в обществе риска: опыт философской концептуализации // Философия и общество. 2011. № 4. С. 58-69.

136. Уткина А.Н. Роль ритуала в трансляции содержания социальной памяти: социально-философский анализ: автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Красноярск, 2012. 28 с.

137. Федоров О.С. Онтологическая составляющая проблемы исследования человеческой памяти: исторический и социальный аспекты: автореферат дисс. ... канд. филос. наук. Казань, 2005. 22 с.

138. Федотова В.Г. Глобализация и российская идентичность // Глобализация и перспективы современной цивилизации. М. 2005.

139. Феномен прошлого / Отв. ред. И.М. Савельева, А.В. Полетаев. Монография. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. 476 с.

140. Фирсов А.В. Опыт социальной памяти как анализ современности // Философия, творчество, культура. Саратов, 1994.

141. Фливбьерг Б. Хабермас и Фуко: мыслители для гражданского общества // Вопросы философии. 2002. № 2. С. 137-157.

142. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции // Пер. с немецкого Г.В. Барышниковой; Лит. ред. Е.Е. Соколовой, Т.В. Родионовой. М.: Наука, 1989. С. 456.

143. Фромм Э. Гуманистический психоанализ. Издательский Дом: Питер, 2002. 544 с.

144. Фуко М. Археология знания / Пер. с фр. М.Б. Раковой, А.Ю. Серебрянниковой; вступ. ст. А.С. Колесникова. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия»; Университетская книга (Серия «Аи Рига. Французская коллекция»), 2004.

145. Фуко М. Ранние работы. Издательство: «Владимир Даль», 2015. 288 с.

146. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память / Морис Хальбвакс // Неприкосновенный запас. 2005. № 2-3. С. 8-27.

147. Хальбвакс М. Социальные классы и морфология / Пер. с фр. А.Т. Бикбова, Н.А. Шматко / Отв. ред., послесл. А.Т. Бикбов. СПб.: Алетейя, 2000. 509 с.

148. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступ. статья С.Н. Зенкина. М.: Новое издательство, 2007. 348 с.

149. Хаттон П.Х. История как искусство памяти. СПб: Владимир Даль, 2004. 424 с.

150. Хапаева Д. Сталинское прошлое в российском настоящем // Прагматика культуры. КМ-1. 2006.

151. Храпов С.А. Концептуализация понятия «социальная память» в системе социально-гуманитарного знания // Гуманитарные исследования. Журнал фундаментальных и прикладных исследований. Астрахань: Издательство ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет», 2010. № 3 (35). С. 10-15.

152. Чеканцева З.А. Коллективная память и история // Преподаватель. XXI век. 2015. Т.2. № 4. С. 229-239.

153. Черниева З.Л. Экзистенциальное время и культура: дисс. ... канд. культ. Екатеринбург, 2004. 150 с.

154. Черняков А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. СПб., 2001. 460 с.

155. Чехлов С.Ю. Методологический анализ категории «социальная память»: автореферат дисс. ... канд. филос. наук. Кемерово, 2002. 21 с.

156. Шаповалова Н.С. Социальная память в закрытых и открытых обществах: социально-философский анализ: автореферат дисс. ... канд. филос. наук. Саратов, 2012. 18 с.

157. Шаповалова Н.С. Социальная память и проблемы наследования культурно-исторического опыта // Стратегии социализации молодежи в глобальном мире: Сборник научных трудов / Под ред. проф. В.Н. Белова. Саратов: Издат. центр «Наука», 2011. 336 с. С. 108-112.

158. Шестопал Е.Б. Политическая психология. М.: Инфра-М, 2002.

448 с.

159. Шуман Г., Скотт Ж. Коллективная память поколений // Социологические исследования. 1992. № 2. С. 47-60.

160. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические знания. 1988. № 2.

161. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций / Пер. с англ. А.В. Гордона под ред. Б.С. Ерасова. М.: Аспект Пресс, 1999. 416 с.

162. Эксле О.Г Действительность и знание: очерки социальной истории Средневековья / Предисловие и пер. Ю. Арнаутовой. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 360 с.

163. Эксле О.Г. Культурная память под воздействием историзма // Одиссей. Человек в истории - 2001. М.: Наука, 2001. С. 176-198.

164. Юнг К.-Г. Воспоминания, сновидения, размышления / Пер. В. Поликарпов, Мн.: ООО Харвест, 2003. 496 с.

165. Assmann A. Erinnerungsräume: Formen und Wandlungen des kulturellen Gedächtnisses. München: C.H. Beck, 2003. 424 p.

166. Assmann A., Shortt L. Memory and Political change, Palgrave Macmillan Memory Studies, New York. 2011. 248 p.

167. Augé M. Les Formes de foubli. P.: Éditions Payot & Rivages. 2001. P. 76-78.

168. Bayramov V.D., Kirik V.A., Kumykov A.M., Lyausheva S.A. Social memory deformations in locus of relationship between the past and present. Review of European Studies. 2015. Т. 7. № 7. С. 201-208.

169. Bertman S. Cultural Amnesia: America's Future and the Crisis of Memory Westport, CT, 2000.

170. Borsdorf U., Grütter H.T. „Einleitung" // Orte der Erinnerung, Frankfurt a.M. /New York, 1999.

171. Darío Betancourt Echeverry. Memoria individual,memoria colectiva y memoria histórica. Lo secreto y lo Escondido en la narración y el recuerdo. La práctica investigativa en ciencias sociales. En: Bogotá Lugar UPN, Universidad Pedagógica Nacional Editorial/Editor. 2004.

172. Echeverry D.B. Memoria individual,memoria colectiva y memoria histórica. Lo secreto y lo Escondido en la narración y el recuerdo. La práctica

investigativa en ciencias sociales. En: Bogotá Lugar UPN, Universidad Pedagógica Nacional Editorial/Editor. 2004.

173. Eisenstadt S.N. Tradition, Change, and Modernity. New York, Sydney, Toronto: John Wiley, 1973.

174. Fussell P. The Great War and Modern Memory. Oxford, 1975.

175. García J.M. Exordio a la memoria colectiva y el olvido Social. Athenea Digital. No 8: 1-26 (otoño, 2005).

176. Golka M. Pami^c spoleczna i jej implanty. Wydawnictwo Naukowe Scholar. Warszawa, 2009. 207 p.

177. Gombrich E.H., Warburg A. Eine intelektuelle Biographie, Europäische Verlagsanstalt: Hamburg, 1992.

178. Haskell F. History and its Images: Art and the Interpretation of the Past. Yale University Press, 1993. 558 p.

179. Hewer C.J. The Falkland / Malvinas dispute: A contemporary battle between history and memory. Global Discourse: An Interdisciplinary Journal of Current Affairs and Contemporary Thought, 2013. 3(1). Pp. 144-150.

180. Hewer C.J., Roberts R. History, culture and cognition: Towards a dynamic model of social memory. Culture & Psychology, 2012. No 18. Pp. 167183.

181. Klein K.L. 'On the Emergence of Memory in Historical Discourse', Representations 69, 2000.

182. Kwiatkowski P.T. Pami^c zbiorowa spoleczenstwa polskiego w okresie transformacji, seria Wspólczesne Spoleczenstwo Polskie wobec Przeszlosci, t. 3. Warszawa: Wydawnictwo Naukowe Scholar. 2008.

183. Lifschitz J.A. La memoria social y la memoria política // Aletheia. Vol. 3. No 5. Diciembre, 2012.

184. McBride I. (ed.) History and Memory in Modern Ireland. Cambridge.

185. McLuhan M. The Medium is the Massage: An Inventory of Effects, NY: Ginko Press, 2002. P. 12.

186. McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man. Cambridge, London: MIT Press, 1994.

187. Mendoza-García J. Pensamiento, lenguaje y memoria. México: Asociación Oaxaqueña de Psicología A.C. 2007.

188. Renewal of the Pagan Antiquity. Los Angeles. 1999.

189. Rodríguez E. Reseña de la memoria como acción social: relaciones, significado e imaginario. Atheneadigital: revista de pensamiento e investigación social. Abril, 2001.

190. Sahlins M.D. 'Inne czasy, inne zwyczaje. Antropologia historii' (przel. E. Dzurak) // M. Kempny, E. Nowicka (red.), Badanie kultury. Elementy teorii antropologicznej. Antologia. Warszawa: Wydawnictwo Naukowe PWN, 2003.

191. Sakson A. 'Europejska czy narodowa kultura pami^ci historycznej?' // Porz^dek spoleczny a wyzwania wspólczesnosci. Poznan: Wydawnictwo Naukowe UAM., 2005.

192. Shils E. Tradition. London and Boston: Faber & Faber, 1981.

193. Warburg A. Der Bilderatlas MNEMOSYNE / M. Warnke, C. Brink (red.). Akademie Verlag. Berlin, 2000.

194. Wilson C.E. Paris and the Commune: The Politics of Forgetting. Manchester University Press and Palgrave in the USA, Manchester and New York, 2007. 236 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.