Социально-философские основания формирования мировоззрения А.-З. Валидова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Ишбердина, Гульнара Нургалеевна

  • Ишбердина, Гульнара Нургалеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 155
Ишбердина, Гульнара Нургалеевна. Социально-философские основания формирования мировоззрения А.-З. Валидова: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Уфа. 2001. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ишбердина, Гульнара Нургалеевна

Введение.3

Глава I. Социально-философский анализ формирования личности ученого

1.1. Социальная реальность Российской империи и Башкортостана в начале XX века.11

1.2. Развитие нравственно-этических воззрений

А.-З. Валидова.35

1.3. Философия истории в ранних трудах А.-З. Валидова.53

Глава 2. Формирование общественно-политических воззрений А-3. Валидова

2.1. Начало общественно-политической деятельности А.-З. Валидова и развитие его как политического мыслителя.77

2.2. Борьба А.-З. Валидова и его соратников за автономию Башкортостана и окончательное становление его мировоззрения. 101

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философские основания формирования мировоззрения А.-З. Валидова»

Актуальность темы исследования. Мировоззрение выступает главным результирующим свойством личности, ее духовным стержнем, которое является обобщенной системой, раскрывающей взгляды человека на мир в целом, на свое место в нем, понимание и оценку человеком смысла жизни и деятельности, судеб человечества; это также совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов личности1.

Потребность в анализе социально-философских оснований формирования мировоззрения А.-З.Валидова, как государственного деятеля, политика, ученого-востоковеда с мировым именем, вызвана необходимостью определить те основополагающие идеи, которые легли в основу его теоретической и практической деятельности и обусловили роль в национально-освободительной борьбе тюрко-мусульманских народов Российской империи начала XX века.

• Формирование мировоззрения А.-З.Валидова проходило в условиях обостренных социальных противоречий Российского общества начала XX века, наиболее болезненным из которых был национальный вопрос. Царизм проводил шовинистически-ассимиляторскую политику по отношению к многочисленным народам Российской империи. Это повлияло на становление мировоззрения Валидова, на его взгляды, принципы понимания мира, оценки места башкирского этноса в российском обществе и нашло отражение в его научном, мемуарном и публицистическом наследии, оказавшем огромное влияние на развитие общественной мысли Башкортостана и всего тюрко-мусульманского мира XX столетия.

1 Спиркин А.Г. Философия. М., 1999. - с.9.

Степень разработанности проблемы. Специфика нашего исследования заключается в попытке рассмотреть социально-философские основания формирования мировоззрения конкретной личности. В этой связи обратим внимание на работы философов и историков, в которых отражены те или иные аспекты формирования мировоззрения А.-З.Валидова.

В литературе советского периода Ахмет-Заки Валидова оценивали как националистически настроенного деятеля, который пытался противостоять претворению в жизнь ленинской национальной политики в Башкортостане. Эти аспекты рассмотрены в работах Самойлова Ф., Аминева З.А., Раимова Р.М, Юлдашбаева Б.Х., Типеева ILL, Гужвенко Г. и др.

В период демократизации и гласности Российского общества отношение к наследию Валидова кардинально изменилось: прошли юбилейные торжества и международная научная конференция, посвященные 100-летию со дня рождения А.-З.Валидова (Уфа, декабрь 1990 г.). Основными докладчиками на этой конференции были ведущие ученые республики. В своих выступлениях они обратили особое внимание на необходимость изучения научного наследия знаменитого востоковеда, ими были намечены проблемы дальнейших исследований его творчества. Отход от прежних канонов оценки наследия знаменовался принципиально новым подходом к рассмотрению личности Валидова и его деятельности. Это нашло отражение в работах Г.Б. Хусаинова1, Валеева Д.Ж.2, Кулыпарипова М.М, Касимова С.Ф,

1 Хусаинов Г.Б. Ахметзаки Валиди Туган - выдающийся ученый-востоковед и крупный общественный деятель.// Востоковедение в Башкортостане: История. Культура. Материалы научной конференции посвященной 100-летию со дня рождения Заки Валиди Тогана. 20-21 декабря 1990 г. Уфа. 1992 г. 4.1. с. 3-11.

2 Валеев Д.Ж. Об общественно-политических взглядах 3. Валидова. // Востоковедение. Уфа. 1992 г. 4.1. с. 24-28

Баимова Р.Н., Кузеева Р.Г., Юлдашбаева A.M., Булгакова P.M. и Ураксина З.Г., Бикбаева Р.Г., Салихова А.Г.3 и др.

Особого внимания заслуживают монографии Кулыпарипова М.М. «3. Валидов и образование Башкирской Автономной Советской республики (1917 - 1920 гг.)»1 и Касимова С.Ф. «Автономия Башкортостана» . В этих работах рассматривается начальный этап национально-государственного строительства в Башкортостане и огромная роль Ахмет-Заки Валидова, лидера башкирского национального движения в 1917 - 1920 гг. Авторы уделяют большое внимание объективной обусловленности общественно-политических воззрений Валидова социальными реалиями российского общества начала XX века.

В работах Валеева Д.Ж. «Национальный суверенитет и национальное возрождение» (Уфа: Китап, 1994) и «Очерки истории общественной мысли Башкортостана»(Уфа: Китап, 1995) дан социально-философский анализ борьбы Валидова и его соратников за федеративное устройство России и автономного Башкортостана. Автор указывает на идейное противостояние, существовавшее между большевиками и лидерами башкирского национально-освободительного движения, которое основывалось на различном видении проблемы самоопределения народов. Движение башкир начала XX века Валеев Д.Ж. обозначает как «движение башкирского народа за национальный суверенитет».

Глубокий анализ и последовательное описание происходивших на территории Башкирской республики событий 1917-1920 гг. был

3 Баимов Р. Н. Роль российской научной интеллигенции в формировании Заки Валиди как ученого, с. 29-34; Кузеев Р.Г. Заки Валиди Тоган об этногенезе башкир, с. 35-53; Юлдаш-баев A.M. Воспоминания Валидова как источник изучения истории и культуры башкирского народа, с. 54-60; Булгаков P.M., Ураксин З.Г. проблемы изучения научного и публицистического наследия Ахмед-Заки Валиди Тугана. С. 61-65.; Бикбаев Р.Г. Валиди 1гам Бабич. с. 97-102; Салихов А.Г. Дореволюционная научная деятельность А.-3. Валидова //Востоковедение в Башкортостане. Уфа. 1992. 4.IV. с. 8-10.

1 Кульшарипов М.М. «3. Валидов и образование БАСР (1917-1920 гг.)» Уфа. 1992

2 Касимов С.Ф. Автономия Башкортостана. Уфа: «Китап», 1997 сделан в зарубежной науке американцами Р.Э.Пайпсом3, С.А.Зеньковским4 и англичанином Э.Х.Карром1. Участию Валидова в басмаческом движении посвящена работа Х.Б.Паксоя2.

• Произведение Ф.Бергдольта «Мировоззрение турецкого истол рика Ахмеда Заки Валиди Тогана на основе его мемуаров» , изданное в 1981 г. в Западном Берлине, пока единственная в мире работа, целиком посвященная анализу «Воспоминаний» А.-З. Валидова.

Эмпирическую базу исследования составили материалы специального издания4. Основным источником по изучению мировоззрения А.-З. Валидова являются «Воспоминания», написанные Валидо-вым и опубликованные в Стамбуле в 1969 г. на турецком языке. Существует несколько вариантов перевода этого труда на русский и башкирский языки.

В книгу А.-З.Валиди Тогана «Сочинения»5 (перевод и составление А.Г.Салихова) вошли ранние научные произведения Валидова, опубликованные в различных мусульманских изданиях России в дореволюционный период.

Опубликованные в Башкортостане в 1994 году работы Валидова «История башкир» и «История тюрок и татар» позволяют изучать Валидова как исторического мыслителя, проследить его наработки в изучении методологии исторических процессов6.

J Пайпс Р.Э. Образование Советского Союза: коммунизм и национализм в 1917-1923 гг. IV. Мусульманские окраины. Башкирская и Татарская республики (пер. И.В. Кучумова)// Башкирское национальное движение 1917-1920 гг. и А. Валиди. (Зарубежные исследования). Уфа: «Гилем», 1997 г. с. 23-35.

4 Зеньковский С.А. Пантюркизм и ислам в России. (Перевод Нафикова Ш.В., Кучумова И.В.)// Башкирское национальное движение. с. 67-113

1 Карр Э.Х. Несколько заметок о Советской Башкирии (пер. Кучумова И.В.).// Башкирское национальное движение. с. 36-66.

2 Н.В. faksoy. Basmachi Movemtnt from Within: Account of Zeki Velidi Togan // published in Nationalities papers, Vol. 23, № 2. June 1995. Pp 373-399

J Бергдольт Ф. Мировоззрение турецкого историка Ахмеда Заки Валиди Тогана на основе его мемуаров// Башкирское национальное движение 1917-1920 гг. и А. Валиди: зарубежные исследования. Уфа: «Гилем», 1997 г. ; «Истоки» № 1-11 1998 г.

4 Ахмед Заки Валиди Туган. 1890-1970 гг. Материалы к изучению жизни и творчества. Уфа. 1990

5 Э. Вэлиди TyFaH. Э9эр?эр. 0фе, 1996.

6 Вэлиди Э.Э. Башкорттар?ьщ тарихы. Терк hsM татар тарихы. 0фе1994

Становление общественно-политических воззрений Валидова можно проследить по документам опубликованным в сборнике «Не сочтите за пророчество.»1.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает мировоззрение А.-З.Валидова, а предметом исследования процесс становления социально-политических, философских и нравственно-этических взглядов Ахмет-Заки Валидова.

Целью данного исследования является изучение социально-философских оснований формирования мировоззрения А.-3.Валидова.

Основными задачами исследования являются:

- показать особенности социальной реальности Российской империи и Башкортостана в начале XX века;

- выявить идеи философии истории, получившие отражение в ранних трудах Валидова; определить основные положения общественно-политических воззрений Валидова и становление его как политического мыслителя; проанализировать основные этапы борьбы Валидова и его соратников за федеративное устройство России; рассмотреть своеобразие нравственно-этических воззрений А.-З.Валидова;

Научная новизна диссертационного исследования заключается в постановке и решении проблемы социально-философских оснований мировоззрения А.-З.Валидова.

Эта новизна конкретизирована в следующих научных результатах, выносимых на защиту:

1 Валиди Тоган А.-З. Не сочтите за пророчество. Письма, обращения, выступления, /сост. А. Юлдашбаев. Уфа «Китап», 1998.

- впервые в отечественной науке сделана попытка подвергнуть социально-философскому анализу мировоззрение А.-З.Валидова.

- показана ведущая роль религиозного мировосприятия в формировании мировоззренческих представлений Валидова обусловленных ранним знакомством с системой ценностей ислама.

- доказано, что нравственно-этические ориентации, будучи в основном обусловлены семейным воспитанием, в свою очередь, сыграли доминирующую роль в формировании Валидова как исторического и политического мыслителя.

- на основе изучения фактов и событий личной жизни и общественной деятельности Валидова установлено, что окончательное становление его мировоззрения произошло в ходе борьбы за национально-территориальную автономию башкирского народа.

Методологическая база диссертационного исследования. Поскольку изучение социально-философских оснований формирования мировоззрения конкретной личности требует объединения, синтеза всех подходов к проблеме человека наиболее приемлемой методологией становиться системный подход.

Методологическую базу диссертационного исследования составили также методы развития, историзма, анализа, синтеза и др.

Теоретической основой исследования стали концептуальные идеи и положения, изложенные в произведениях Г.В.Ф.Гегеля, К.Маркса, Ф.Энгельса, Г.В.Плеханова и др.

Автор считает необходимым обсудить этический аспект проблемы, что предполагает обращение к идеям Аристотеля, И.Канта, С.Л.Франка, В.Франкла, А.А.Гусейнова, А.И.Титаренко, Д.Ж.Валеева, С.Киркегора, Ф.Ницше, А.Шопенгауэра.

Философия истории рассматривается на идеях Вико Дж., Руссо Ж.Ж., Гердера И.Г., Кондорсе Ж.А., Монтескье ILL, Вольтера, 8

Моргана JI.Г., Данилевского Н.Я., Шпенглера О., Тойнби А., Яспер-са К., Гумилева Л., Плеханова Г.В., Вебера М., Каутского К., Гобо-зова И.А.

Социально-политические аспекты вопроса изучались на идеях Ленина В.И., К. Поппера, Сахарова А.Д., Бурлацкого Ф.М. и др.

Теоретическая ценность исследования заключается в том, что рассмотрение социально-философских оснований формирования мировоззрения конкретной личности открывает новые перспективы в изучении человека, влияния нравственно-этических взглядов на становление не только мыслительной, но и практической деятельности человека.

Практическая ценность исследования, состоит в том, что содержащийся в работе анализ мировоззрения А.-З.Валидова может быть использован при подготовке лекций по проблемам духовной культуры, этики и общественной мысли Башкортостана.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы настоящего исследования докладывались на Межвузовских научно-практических конференциях «Федерализм как способ бытия культуры» (г. Уфа, май, 1998 г.) и «Права, свободы человека и политическая борьба» (г. Уфа, декабрь, 1999 г.); а также на Международной конференции «Общее и особенное в трансформации социальной сферы общества в странах СНГ» (г. Уфа, февраль, 2000 г.) и на научном симпозиуме «Федерализм и суверенитет на рубеже третьего тысячелетия» (г. Уфа, 9 октября 2000 г.).

Общий объем публикаций по теме составил более 1 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. I глава включает в себя три параграфа, во II главе - два параграфа.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Ишбердина, Гульнара Нургалеевна

Заключение.

Результатами нашего исследования о формировании мировоззрения Валидова являются следующие выводы:

1 .Формирование мировоззрения А.-З. Валидова объективно детерминировано социальной действительностью Российской империи и Башкортостана начала XX века. Под влиянием первой русской революции 1905-07 гг. были разбужены многомиллионнные массы России, страдающие от монархических порядков, от социального и национального гнета.

2. Башкортостан в этот период Российской истории, наряду с названными в п.1. противоречиями, имел свои специфические социальные коллизии. Это прежде всего нерешенность аграрного вопроса и ущемление прав коренной национальнсти края.

3. Создание органа народного представительства с законодательными функциями - Государственной думы активизировало деятельность мусульман России. В составе Думы мусульманская фракция определила приоритетные направления своей деятельности: достижение для мусульман юридического и фактического равноправия, решение аграрного вопроса на местах в пользу коренного населения, реформа системы образования, сохранение религиозно-культурной самобытности своих народов. Работа в Государственной думе мусульманских депутатов явилась хорошей школой политической борьбы за гражданское и юридическое равноправие нерусских народов империи. И когда в России назрели объективные причины для коренной ломки государственного строя, мусульманские народы поднялись на национально-освободительную борьбу.

4. Становление мировззрения А.-З. Валидова процесс во многом противоречивый и неоднозначный; исходные позиции которого, как известно, определяются нравственно-этическими ценностями. Формирование этических воззрений Валидова опиралось на мусульманскую религиозную нравственность, в духе которой он получил воспитание в семье. В ходе идейных исканий в религиозной нравственности, направленной против официальной набожности, воспитанной в нем социальной средой, Валидов переоценил этический потенциал ислама и стал мусульманином светского толка, вера которого опиралась на просветительском понимании роли ислама. Этическую категорию смысла жизни Валидов видит в поисках истины. Он подчеркивал особенности башкирского менталитета, например, в вопросах равноправия женщин. Исходя из сказанного можно утверждать, что на развитие нравственно-этических воззрений Валидова социальная среда оказала большее влияние чем религия.

Нравственно-этические постулаты усвоенные Валидовым способствовали становлению его как исторического мыслителя. Научный метод А.-З. Валидова опирался на достижения и традиции российского и западноевропейского исследования истории. Валидов использовал следующие идеи философии истории: цивилизационную периодизацию в освещении историко-культурных процессов. Отсталость тюркских кочевых народов от оседлых Валидов рассматривает с позиций географического детерминизма. В исторических сочинениях Валидова значительное внимание уделено народу, как движущей силе истории. Анализ «Истории тюрок и татар», «Из какой национальности?» и других исторических сочинений Валидова позволяют утверждать, что эти работы написаны с позиций пантюркизма. Так он считал, что для общественного прогресса тюрков необходимо объявить всех их представителями одной национальности и развивать культуру этих народов с этой позиции. Рассматривая духовно-психологический облик тюркского общества, Валидов идеализирует его: «По природе и моральным качествам, тюрки, в истории человечества занимали весьма значительное место». Валидов в своей исторической концепции не возводит китайской стены между народом и выдающимися личностями. В понимании Валидова на определенном этапе своего социально-психологического и политического развития этнокультурная общность состоит из выдающихся личностей. К всемирно-историческим личностям Валидов относит Чингисхана, признавая его как харизматическую, духовно-одаренную личность. Валидов, как исследователь тюркской истории, верит в прогресс, т.е. в эволюционное общественное развитие. Критерий общественного прогресса Валидов усматривает в явлениях духовного порядка, в уровне развития культуры и той или иной формы общественного сознания: науки, нравственности, права, религии. При рассмотрении понятия «культура» Валидов опирается на аксиологический подход. При этом подходе «культурность» и «некультурность»; равно как и степень культурности, определяются путем соотнесения оцениваемого с тем, что избрано в качестве эталона.

Исследования в области истории тюркских народов способствовали становлению общественно-политических воззрений А-3. Валидова, проекции исторического прошлого на современную ему социальную реальность. Теория государственного устройства, в общественно-политических воззрениях Валидова, предполагает отделение религии от правительства. Теократические тенденции сопровождающиеся усилением религиозной регламентации всех сторон общественной и личной жизни граждан, не отвечает реалиям современного Валидову уровню развития общества. Однако отделение правительства от религии ставит перед ним проблему объединения политики и морали. Политическое сознание любой социальной общности формируется и функционирует под влиянием свойственного им менталитета. Общественно-политические воззрения Валидова испытывали сильное влияние социалистических учений, как наиболее соответствующие традиционному укладу тюркского общества. Он положительно оценивал марксистский тезис об определяющей роли социально-экономических факторов в истории (Плеханов), поддерживал земельную программу партии эсеров. По ходу развития революционной ситуации и событий собственно национально-освободительного движения башкир, Валидов сверял свои теоретические позиции с реальностью политической борьбы и строительства башкирской автономии. Однако воззрениям Валидова были чужды коммунистическая программа тотального обобществления всех форм собственности, а, прежде всего, земли и крестьянской собственности, теория диктатуры пролетариата, как «высшей» формы демократии, однозначно классовое содержание национальной политики большевиков, принцип однопартийной системы государственного управления и т.п. Политическая программа Валидова в ее завершенной форме предусматривала создание в России многонационального федеративного государства, построенного на широкой демократической основе. Социальный и национальный гнет, который испытывали народы Российской империи сформировали у него идеал государственного устройства многонационального общества. Полинациональная структура Российской империи предполагала, по его мнению, образование федеративного государства. А-3. Валидов стал лидером и идеологом федералистского движения тюрко-мусульманских народов России начала XX века. Практическое воплощение идеи федерализма и национально-территориальной автономии получили в попытке создания

Башкирской республики. Накануне Октябрьской революции башкирское национальное движение организационно значительно окрепло: имело свои руководящие органы, четкую программу, были определены задачи и тактика ее претворения в жизнь. В этом, безусловно, была огромная заслуга Ахмет-Заки Валидова, признанного лидера и главного идеолога башкирского национального движения.

8. В условиях тотального господства имперского мышления со стороны большевиков реализация территориально-национальных автономий было не возможно. Борьба большевиков с так называемым буржуазным национализмом породило советский национализм. Негативная сущность которого не способствовало оздоровлению межнациональных отношений в Российской Федерации. В ходе сложнейших переговоров между Советской властью и башкирским правительством в марте 1919 года было подписано Соглашение. В этом документе были подробно очерчены границы ведения национально-территориальной автономии Башкортостана. Однако уже майский декрет 1920 г., принятый в одностороннем порядке большевиками, свел на нет права автономной республики и фактически ликвидировал Башревком. Поэтому, преследуя цель противопоставить диктату партии большевиков реальную политическую силу, Валидов, предложил объединить тюркские национальные партии в «Федерацию национально-демократических объединений мусульман Средней Азии» («Джами'ат»). Башкирская партия

Эрк»(«Ирек»)образовалась на национальной основе, в отличии от классовой большевистской. Лидеры «Джами'ата» пытались объединить разрозненное басмаческое движение под своими лозунгами. Однако большевикам удалось стянуть в Туркестан значительную военную силу и национально-освободительное движение тюрков потерпело поражение. Однако мировоззрению Валидова, в сформированном виде, присущ исторический оптимизм и вера в общественный прогресс.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ишбердина, Гульнара Нургалеевна, 2001 год

1. Абдулатипов Р., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. Кн. 1. М.: Республика, 1992.

2. Аверх А.Я. П.А. Столыпин и судьба реформ в России. М.: Политиздат, 1991.-285с.

3. Азаматов Д.М. Просветительско-демократическая мысль и распространение марксизма в Башкирии / Под ред. Д.М. Гилязетдинова. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1984. - 188 с.

4. Алисов Г. Мусульманский вопрос в России // Русская мысль. 1909 г. Кн.VII.

5. Аминев З.А. Октябрьская социалистическая революция и гражданская война в Башкирии. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1966.-484 с

6. Аристотель. Соч.: в 4 т. /пер. с греч. М.: Мысль, 1976-1984 гг.

7. Аршаруни А., Габидуллин X. Очерки истории панисламизма и пантюркизма в России. М., Безбожник. 1931.- 140 с.

8. Асфандияров А.З. Башкирская семья в прошлом (XVIII- I половина XIX вв). Уфа: Китап, 1997,- 101 с.

9. Баимов Р. Н. Роль российской научной интеллигенции в формировании Заки Валиди как ученого. // Востоковедение в Башкортостане: История. Культура. Уфа: Башкирский университет. 1992. ч. 1.; с. 29-34.

10. Баишев Ф.Н. Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Ризы Фахретдинова. Уфа: Китап, 1996.- 328 с.

11. Байкара Т. Заки Валиди Тоган / Составление, перевод на русский яз., дополнения, указатель P.M. Булгакова, A.M. Юлдашбаева. -Уфа: Китап, 1998.- 328 с.

12. Баласагуни Юсуф. Благодатное знание. -Л.: «Советский писатель», 1990. 560 с.

13. Бартольдт В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. СПб., 1898-1900, ч. 1-2.

14. Бартольдт В.В. Культура мусульманства. Пг.: Огни, 1918. 112

15. Башкортостан. Краткая энциклопедия. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996.- 669 с.

16. Бергдольт Ф. Мировоззрение турецкого историка Ахмеда Заки Валиди Тогана на основе его мемуаров // Башкирское национальное движение 1917-1920 гг. и А. Валиди: зарубежные исследования. Уфа: «Гилем», 1997 г.

17. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. 224 с.

18. Бердяев Н. Русская идея. (Основные проблемы русской мысли XIX в. и нач. XX). Париж. VMCA Press. 1946.

19. Бикбаев Р.Г. Валиди Иам Бабич.// Востоковедение в Башкортостане: История. Культура. Уфа: Башкирский университет. 1992. ч. 1.; с.97-102.

20. Блаженный Августин. «О граде Божьем»// Антология мировой философии: в 4 т. М.: Мысль, 1969. Т. 1. Ч. 2. с. 581-605.

21. Бокль Г. История цивилизации в Англии. Пер. А.И. Буйницкого. В 2-х т., 4- изд. Ф. Павленкова, СПб: типография Ю.Н. Эрлих: 1906. 628 с.

22. Булгаков P.M., Ураксин З.Г. Проблемы изучения научного и публицистического наследия Ахмед-Заки Валиди Тугана // Востоковедение в Башкортостане: История. Культура. Уфа: Башкирский университет. 1992. ч. 1.; с. 61-65.

23. Бурлацкий Ф.М. Новое мышление: Диалоги и суждения о технологии революции и наших реформах. М.: Политиздат, 1988.- 332 с.

24. Бурмистрова Т.Ю. Ахмет Заки Валиди Тоган: жизнь и творчество. М.: Славянский диалог, 1996. 96 с.

25. Валиди Туган А.-З. 1890-1970 гг. Материалы к изучению жизни и творчества. Уфа. 1990.

26. Валиди Туган А.-З. 1890-1970 гг. Материалы к изучению жизни и творчества. Уфа. 1990.

27. Валиди Тоган А.-З. Не сочтите за пророчество: Письма, обращения, выступления /Сост. А. Юлдашбаев. Уфа: Китап, 1998. - 192 с.

28. Валитова А.А. Этнонимы в тюркоязычном памятнике XI века «Кутадгу билиг». М: Наука. 1964 -15 с.27. Вакыт. 1917г. 14 мая.

29. Валеев Д. Ж. Национальный суверенитет и национальное возрождение. Уфа: Китап. 1994. 158 с.

30. Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа: Башкирское книжное издательство. 1989. 256 с.

31. Валеев Д.Ж. Об общественно-политических взглядах 3. Валидова // Востоковедение в Башкортостане: История. Культура. Уфа: Башгосуниверситет, 1992. 4.1. с. 24-28.

32. Валеев Д.Ж. Очерки истории общественной мысли Башкортостана. Уфа: Китап. 1995. 224 с.

33. Валеев Д.Ж. Потенциал морали. Уфа: «Восточный университет», 1999. 152 с.

34. Валеев Д.Ж. Федерализм как способ бытия культуры. // Федерализм как способ бытия культуры: Материалы научной конференции / Издание Башкирского университета.- Уфа, 1998. с. 2-3.

35. Валеев Д.Ж., Мадьяри А., Ураксин З.Г., Юлдашбаев A.M. Судьба и наследие башкирских ученых-эмигрантов. Уфа. 1995.

36. Васильев Д.Д., Горелик М.В., Кляшторный С.Г. Формирование имперских культур в государствах созданных кочевниками Евразии. / Из истории Золотой Орды. Казань, 1993. С. 33-44.

37. Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М.: «Советская Россия», 1991. 624 с.

38. Введение в философию: Учебное пособие для вузов: В 2-х ч. / Фролов И.Г., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. М.: Политиздат, 1989. Ч. 1- 367 е.; 4.2 639 с.

39. Вебер М. Харизматическое господство. М., 1983.

40. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. /Сост. и общ. ред. и послесл. с. 736-769. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко [с. 5-41]; коммент. А.Ф. Филипова. М.: Прогресс, 1990. - 804 с.

41. Верт Н. История Советского государства 1900-1991/пер. с фр. 2-е изд., М.: Весь мир, 1997. -544 с.

42. Вехи: сб. ст. о рус. интеллигенции.; Из глубины: [сб. ст. о рус. революции]; М.: Правда, 1991. 606 с.

43. Вико Дж. Основания для новой науки об общей природе наций. М. Киев: «REFL - BOOK» - «ИСА», 1994. -656 с.

44. Вольтер. Мемуары и памфлеты. Д., 1924.

45. Вольтер. Философские соч. / Пер. с фр. С.Я. Шейнман-Торштейн; отв. ред., сост. и автор вст. ст. с. 5-69. В.Н. Кузнецов. [АН СССР ин-т философии] -М.: Наука, 1988. 750 с.

46. Валиди, Заки Тоган. Воспоминания. Борьба мусульман Туркестана и других восточных тюрок за национальное существование и культуру. М.: б.и., 1997. 649 с.

47. Валиди Тоган, Ахмет-Заки. Воспоминания: Борьба народов Туркестана и других восточных мусульман-тюрков за национальное бытие и сохранение культуры. Пер. с тур. Г. Шафикова, А. Юлдаш-баева. Уфа: Китап, 1994. Кн. 1. 398 е.; 1998. Кн.2. 368 с.

48. Вэлиди TyFaH. Э.-З. Хэтирэлэр./ Терексэнэн тэржемэ. -Эфе: Китап, 1996.- Иурэттэре менэн 656 бит.

49. Вэлиди TyFaH Э. Э?эр?эр: 1917 йылга тсэ^эр ядылган э^эр^эре/ иске терки теленэн тэржемэ. 0фе: Китап, 1996. 216 б.

50. Вэлиди Э.Э. Башкорттарзыц тарихы. Терк Иэм татар тарихы. (1912 йылда ТСазанда «Миллэт» матбагаЬында сы'ктсан бадманан тэржемэ) Эфе: Китап, 1994. -352 бит.

51. Гадамер Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1988. -704 с.

52. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. С.-ПБ.: Наука, 1993. - 480 с.

53. Гегель Г.В.Ф. Философия природы. Под. ред. А.А. Максимова./ Соч. М.: Соцэкгиз 1934. Т. II. 683 с.

54. Гегель Г.В.Ф. Система наук. 4.1. Феноменология духа. Пер. П. Шпета. /Соч. М.: Соцэкгиз, 1959. Т. IV. 440 с.

55. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. -524 с.

56. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3-т. / Пер. с нем. М.: Мысль, 1975-1977.

57. Гердер И.Г. Идеи философии истории человечества. Иоганн Готфрид Гердер; Пер. ст. примеч. А.В. Михайлова: АН СССР. М.: Наука, 1977. 703 с.

58. Гобозов И.А. Введение в философию истории. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. - М.: ТЕИС, 1999. - 363 с.

59. Гольбах. Избр. произв.: В 2-т. М.: 1963. Т. 2. С. 112.

60. Гужвенко Г.И. Башкирия в борьбе за Октябрь: Краткий исторический очерк. Уфа: Башгосиздат, 1941. - 165 с.

61. Гужвенко Г.И. Образование БАССР // Социалистическое хозяйство Башкирии. 1941. № 2-3.

62. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Сост. и общ. ред. А.И. Куркчи. М.: «Институт ДИ-ДИК», 1997. - 640 с.

63. Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки// Вопросы истории, 1991, № 2-3.

64. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М.: Молодая гвардия, 1988. - 269 с.

65. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. 573 с.

66. Диманштейн С. Башкирия в 1918-1920 гг. // Пролетарская революция. 1928 г., № 5, с.20

67. Жданов Н.В. Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. М.: Политиздат, 1989. -352 с.

68. Зайнуллин М.В. Лингвистическая деятельность профессора А.-3. Валиди Тугана. //Востоковедение в Башкортостане: История. Культура. Уфа: Башкирский университет. 1992. ч. 1.; с. 73-76.

69. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. Спб.: Изд-во С-Птб. Ун-та, 1995.

70. Зеньковский С.А. Пантюркизм и ислам в России. (Перевод Нафикова Ш.В., Кучумова И.В.) //Башкирское национальное движение 1917-1920 гг. и А. Валиди: Зарубежные исследования /составление и вст. ст. И.В. Кучумова. Уфа: Гилем, 1997. С. 67-134.

71. Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов/н Д.: «Феникс», 1997. -544 с.

72. Золотарев В.П. Историческая концепция Н.И. Кареева: Содержание и эволюция / Сыктывкар, гос. ун-т им. 50 лет СССР. -Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1988. 156 с.

73. Зохидов А., Заки Валиди Туган исследователь духовного наследия народов Ближнего и Среднего Востока.// Востоковедение в Башкортостане. Уфа. 1992 г.

74. Ибн-Хальдун. Введение.(Фрагмент). / Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961. -с. 559628.

75. Ибн-Батута и его путешествия по Средней Азии. М., 1988.

76. Ибрагимов А. Автономия или идаран-мохтариат. («Автономия или самоуправление»). Птб., 1906.

77. Иванов В.Г., Рыбаков Н.В. Очерки марксистско-ленинской этики. Д.: ЛГУ, 1963.

78. Идельгужин К. Башкирское движение (в 1917-1919 гг.) Уфа, 1926 (на башкирском языке).

79. Из истории российской эмиграции: письма А.-З. Валидова и М. Чокаева (1924-1932 гг.). М., 1999. -128 с.

80. Ильин И.А. Собр. Соч.: в 10 т. Т. 1-6. Кн. 1. М.: Русская книга, 1993-1996.

81. Иргалин Г.Д. Восстановление правды о А.З. Валиди.// Востоковедение в Башкортостане: История. Культура. Уфа: Башкирский университет. 1992. ч. 1.; с. 118-125.

82. Ислам. Энциклопедический словарь. Г.В. Милославский, Ю.А. Петросян, М.Б. Пиотровский. М.: Наука, 1991. 315 с.

83. История России: Курс лекций по истории России, втор. Половина XIX-XX вв. (под ред. проф. Б.В. Личмана): изд Урал. гос. техн. ун-та УПИ, Екатеринбург, 1993. - 304 с.

84. Исхаков С.М. А-3. Валидов: пребывание у власти // Отечественная история. 1997 г. № 6; с. 55-75.

85. Исхаков С.М. Октябрьская революция и борьба мусульманских лидеров за власть в Поволжье и на Урале (октябрь 1917 -лето 1918 гг.)// Отечественная история. 1999 г. №.1; с. 47-63.

86. Исхаков С.М. Предисловие. //«Из истории российской эмиграции. Письма А.-З. Валидова и М. Чокаева». М., 1999. -с. 5-19.

87. Иткулова JI.А. Об одной находке А.-З. Валиди Тугана.// Востоковедение в Башкортостане: История. Культура. Уфа: Башкирский университет. 1992. ч. 1.; с. 142-145.

88. Ишемгулов Н.У. О некоторых проблемах башкирского национально-освободительного движения. // Востоковедение в Башкортостане: История. Культура. Уфа: Башкирский университет. 1992. ч. 1.; с. 131-137.

89. Йылдырым Дурсун. Зэки Вэлиди TyFaH Иэм Теркестан милли хэрэкэте // Ядкарь, № 1; 2000. 55-60 б.

90. Казанчиев А.Д. Антибольшевистский лагерь Востока России в период гражданской войны. Расстановка политических сил // Мировое сообщество: проблемы и пути решения. Сб. научных статей. Уфа: изд-во УГНТУ, 1999. № 3. С. 70-85.

91. Кант И. Основы метафизики нравственности. Спб.: Наука, 1995. - 528 с.

92. Кант И. Соч. в 4-х томах. Т. I. Трактаты и статьи. (1784-1796 гг.). М., Издательская фирма АО Ками, 1993.

93. Кареев Н.И. Личное начало и роковые силы в истории // вопросы философии. 1996. № 7. С. 157-163.

94. Карр Э.Х. Несколько заметок о Советской Башкирии (пер. Кучумова И.В.).// Башкирское национальное движение 1917-1920 гг. и А. Валиди: зарубежные исследования /составление и вст. ст. И.В. Кучумова. Уфа: Гилем, 1997. С. 36-66.

95. Касимов С.Ф. А.А. Валидов и национально-государственное строительство в Башкирии (1917-1922). //Востоковедение в Башкортостане: История. Культура. Уфа: Башкирский университет. 1992. ч. 1.; с. 77-84

96. Касимов С.Ф. Автономия Башкортостана: становление национальной государственности башкирского народа (1917-1925 гг.) -Уфа: Китап, 1997. -352 е., с ил.

97. Каутский К. Государство и развитие человечества. Материалистическое понимание истории. M.-JL, 1931.

98. Ковалевский М.М. Национальный вопрос и империализм. Пг. 1915.

99. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. Пер. И.А. Шапиро. М.:Соцэкгиз, 1936. -265 с.

100. Крапивенский С.Э. Социальная философия: учебник для гуманист.-соц. специальностей высш. уч. зав. 3-е изд. -Волгоград: Комитет по печати, 1996. 352 с.

101. Кузеев Р.Г. Тюрки, башкиры в истории Евразии (к изданию двух исторических сочинений А.З. Валидова) //Ядкарь, 1995, № 2. С. 53-55.

102. Кульшарипов М.М. Заки Валидов и образование БАССР (19171919 гг. //Востоковедение в Башкортостане: История. Культура. Уфа: Башкирский университет. 1992. ч. 1.; с. 12-23.

103. Кульшарипов М.М. 3. Валидов и образование Башкирской Автономной Советской Республики (1917-1920 гг.). Уфа: Башк. кн. изд-во, 1992. -160 е.: ил.

104. Кучумов И.В. Башкирское национальное движение 1917 1920 гг.: взгляд с Запада. // Башкирское национальное движение 19171920 гг. и А. Валиди (зарубежные исследования). Уфа: Гилем, 1997. С. 3-22.

105. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев. 1994.

106. Лацис О. Почему СССР не дожил до своего 70-летия // Известия. 30 декабря 1992.

107. Ленин В.И. Социализм и религия // Ленин В.И. ПСС. Т. 12.; М.: Государственное издательство политической литературы, 1960. с. 142-147.

108. Ленин В.И. Доклад о партийной программе 19 марта //ПСС. Т. 38; М.: Издательство полит лит-ры, 1969. с. 151-173.

109. Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде горнорабочих // ПСС. Т. 40. М.: Издательство полит, лит-ры, 1974. с. 292-298.

110. Лукьянов А.В., Васюк В.Г. Идея федерализма: противники и сторонники// Федерализм как способ бытия культуры: Материалы научной конференции / издание Башкирского университета. Уфа, 1998. С. 3-5.

111. Макиавелли Н. Государь. /Избр. соч. М., 1982. 345 с.

112. Мардамшин P.P. Башкирская чрезвычайная комиссия (Страницы истории). Уфа: Китап, 1999. 192 с.

113. Маркс К., Энгельс Ф. Капитал // Соч. Т. 23-25, М.: Издательство полит, лит-ры, 1960-1962.

114. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. // Соч. т. 4. М.: Издательство полит, лит-ры, 1955. С. 419-459.

115. Маркс К., Энгельс Ф. Письмо В. Боргиусу, 25 января. //Соч. т. 39. М.: Издательство полит, лит-ры, 1966. с. 174-177.

116. Материалы «Особого совещания» // Красный архив. 1929 г. №№ 4, 5.

117. Материалы к библиографии Ахмет-Заки Валиди Тогана: сост. Булгаков Р. Уфа: Гилем, 1996. -146 с.

118. Мектебе Уфимской губернии. Статистический очерк татарских и башкирских низших школ (мектебов) Уфимской губернии по данным исследования Уфимской земской управы 1912 1913 гг. Обухов М.И., Уфа. 1915 г.

119. Мерло-Понти М. В защиту философии. М.: Издательство гуманитарной лит-ры. 1996. - 248 с.

120. Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки. М., 1995.

121. Монтескье Ш. О духе законов или отношениях . Пер. с фр. Под. ред. А.Г. Горнфильда, со вст ст. М.М. Ковалевского. СПб., 1900. 706 с.

122. Морган JI.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Пер. с англ. под ред. М.О. Косвена. Л.: Изд-во Ин-та народов Севера НИК СССР, 1934. 351 с.

123. Мостовенко П. О больших ошибках в Малой Башкирии // Пролетарская революция. 1928, № 5

124. Муртазин М.Л. Башкирия и башкирские войска в гражданскую войну. Б.м., В надзаг.: Штаб РККА: научно-уставной отдел, 1927. -214 с.

125. Мусульманские депутаты Государственной думы России 19061917 гг. Сборник документов и материалов /Сост. Л.А. Ямаева -Уфа: Китап. 1998. -384 е.: ил.

126. Мунье Э. Что такое персонализм? М.: Издательство гуманитарной литературы, 1994. -128 с.

127. Надеин-Раневский В. Пантюркизм: к истории возникновения //Тюркский мир. 1998. № 3-4.

128. Насыров И. Мурат Рамзи возвращение забытого ученого. // «Советская Башкирия», 18 августа. 1998.

129. Насыров И.Р. Гносеологические традиции в западной классической и арабо-мусульманской философии. / Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. Уфа. 1998 г.

130. Насыров И.Р. Вопросы гносеологии в западной классической и арабо-мусульманской философии. Уфа: РИО РУНМЦ Госкомнауки РБ,2000. -198 с.131. Неделя. 1989. № 38.

131. Ницше Ф. Антихристианин. // Ф.Ницше, З.Фрейд, Э. Фромм, А.Камю, Ж.-П. Сартр. Сумерки богов. М.: Издательство политической литературы. 1989. С. 17-93.

132. Ницше Ф. Esse Homo. М., 1911.

133. Новак Манфред. Позор XX века. // Курьер Юнеско. Май, 1994. С. 24-28.

134. Образование БАССР. Сборник документов и материалов(1917-1925 гг.). Под. ред. Б.Х. Юлдашбаева. Уфа: Башкнигиздат., 1959. -990 с.

135. Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура? Саранск, 1992.

136. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс./ Ортега-и-Гассет X. Эстетика, Философия культуры. М., «Искусство» 1991.-е. 309.

137. Очерки истории Башкирской организации КПСС. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1973. 728 с.

138. Платон. Соч.: в 3 т. М.: Мысль, 1968 -1972.

139. Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю// Избранные философские произведения. В. 5-ти т. T.l. М.: Госполитиздат, 1956. с. 507-730.

140. Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории. // Избранные философские произведения. В 5-ти . Т. 2. М.: Госполитиздат, 1956. с. 300-334.

141. Подшивалов И. Гражданская война на Урале 1917-1918 гг. М., 1925.

142. Поппер К. Открытое общество и его враги. М.: «Феникс», Международный фонд «Культурная инициатива» 1992. Т. 1.-418 е.; Т.2. - 528 с.

143. Потанин Г.Н. Очерки северо-западной Монголии. Результаты путешествия исполненной в 1876-1877 гг. по поручению Имперскогорусского географического общества. Вып. I-IV. М.,-СПтб., 18811883.;

144. Раимов P.M. Образование БАССР. М.: Издательство Академии Наук СССР, 1952. 524 с.

145. Реклю Э. Земля и люди. Всеобщая география. Т. 1-19; 18761901.

146. Реклю Э. Человек и Земля. Т. 1-6; СПтб, 1906-1909 г.

147. Руссо Ж.Ж. Избранные соч.: В 3-т. М.: Гослитиздат, 1961. Т.1. 861 с.

148. Салихов А.Г. Дореволюционная научная деятельность А.-З. Валидова //Востоковедение в Башкортостане: стория. Культура. Уфа: Башгосуниверситет. 1992. 4.IV. с. 8-10.

149. Салихов А.Г. «История тюрков и татар» А.З. Валидова и ее значение в духовном возрождении тюркских народов. //Духовное наследие этносов и проблемы национального возрождения. (Межвузовский сб.) Уфа, 1994. с. 62-70.

150. Самойлов Ф. Малая Башкирия в 1918 1920 гг.: Из истории первого опыта Советской национальной политики. М.: Старый большевик, 1933. - 97 с.

151. Сартр Ж.-П. Экзистенционализм это гуманизм / Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.-П. Сартр. Сумерки Богов. М.: Издательство политической литературы. 1989. - с. 319-344.

152. Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека: статьи и выступления. Л.: Советский писатель, 1990. - 128 с.

153. Смирнов В.Д. Кучибей Голюрджинский и другие османские писатели XVII в. о причинах упадка Турции. СПтб, 1873.

154. Смирнов В.Д. Сборник некоторых важных известий и официальных документов касательно Турции, России и Крыма, СПтб, 1881.

155. Советская Башкирия. 1994 г. 23 марта.

156. Современный философский словарь. М.,-Бишкек -Екатеринбург, 1996.

157. Соловьев B.C. Философская публицистика /Сочинения. В 2 т. М.: Правда, 1989. Т. 1. 687 с.

158. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М.: Гадарики, 1999. -816 с.

159. Таган. Г. Башкиры в Забайкалье. // Ватандаш. 1997. №№ 8-10.

160. Типеев Ш. К истории национального движения и Советской Башкирии 1917-1929 гг. Уфа: Башкнига, 1929. 152 с.

161. Типеев Ш. Очерки по истории Башкирии. Уфа: Башкнигоиздат, 1930. 223 с.

162. Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. - 736 с.

163. Усманов Х.Ф. Развитие капитализма в сельском хозяйстве Башкирии в пореформенный период 60-90-е годы XIX в. М.: Наука, 1981. 370 с.

164. Усманов М.А. Татарские исторические источники XVII XVIII вв. «Сборник летописей», «Дафтар-и-Чингиз-наме», «Таварих-и-Булгария», Татарские шаджара. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1972. - 223 с.

165. Фаизов Г.Б. Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. Уфа: УНЦ РАН. Отд-е гум. наук АН РБ, ИИЯЛ. 1995. -113 с.

166. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. -511 с.

167. Франкл В. Человек в поисках смысла: СБ., Пер. с англ. и нем. общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. -367 с.

168. Хайек Ф. Дорога в рабство // Вопросы философии. 1990. -№№ 10, 11, 12.

169. Хесэйенов Байса. Вэлиди TyFaH галим. Э^эр^эр. 0с томда. Ил азаматтары. Тарихи шэхестэр тормошо. бфе: Китап, 1998. 522-540 б.

170. Шайдуллина Л.И. Брак и развод по мусульманскому праву // Арабские страны. История. М., 1963 г.

171. Шалютин С.М. Заметки о выбирающей личности. // Проблемы философской антропологии и философии культуры: Альманах. -Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999. с. 4-24.

172. Шарипов Р.Г. Менталитет древних тюрков, (философско-мировоззренческий анализ). Автореферат на соискание ученой степени к. филос. н. Уфа, 1999.

173. Шафиков Г.Г. У истоков автономии (3. Валиди) /И совесть и жертвы эпохи. Уфа: Башкирское книжное издательство. 1991. -с. 132-190.

174. Шафиков Г.Г.: Ждать ли благодеяний? Заметки «башкирского националиста» // Родина. 1990 г. № 8.

175. Шварценберг Р.-Ж. «Политическая социология». 4. III. М., 1992.

176. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: ВО "Наука», Сибирская издательская фирма, 1993. 592 с.

177. Шэкур Рэшит. Эхмэтзаки Вэлиди Туган. /Шэкур Рэшит. Арзаклы баштсорттар. Рилми-биографик очерктар. Офе: Китап, 1998.- 147-164 б.

178. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Л.Г. Моргана. М.: Госполитиздат, 1953. 192 с.

179. Эсенов Р. Под эгидой «тюркизма» // Тюркский мир. 1998 г. № 2.

180. Этнополитическая мозаика Башкортостана: Очерки. Документы. Хроника /РАН Центр по изуч. Межнац. Отн-ий, ин-т им Н.Н. Миклухо-Маклая; Сост. и отв. ред. М.Н. Губогло. Т. II. Башкирское национальное движение. М., 1992. 340 с.

181. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. С.- Птб., 1995 г.

182. Юлдашбаев A.M. Воспоминания Валидова как источник изучения истории и культуры башкирского народа /Востоковедение в Башкортостане: История. Культура. Уфа: Башкирский университет. 1992. ч. 1.; с. 54-60.

183. Юлдашбаев A.M. Историк, вошедший в историю(политическая и научная деятельность профессора Стамбульского университета Ахметзаки Валиди Тугана). Уфа: Общество "Знание» РБ, 1992. -40 с.

184. Юлдашбаев Б.Х. Национальный вопрос в Башкирии на первом этапе советского национально-государственного строительства. //Исторические записки. М., 1987. Т. 115

185. Юлдашбаев Б.Х. Национальный вопрос в Башкирии накануне и в период Октябрьской революции. Учебное пособие. Изд. Башкирского университета. Уфа, 1984. - 80 с.

186. Юлдашбаев Б.Х. Образование БАССР. Исторический очерк. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1958. 160 с.192. Юлдуз. 1917 г. 23 июня.

187. Юмагулов X. Об одном неудачном опыте изучения национальной политики в Башкирии в 1918 1919 гг. // Пролетарская революция. 1928 г., № 3

188. Юнусова А.Б. Ислам в Башкирии. 1917-1994 гг. Учебное пособие /ВЭГУ. Уфа, 1994. 150 с.

189. Янеки Г. Ахмет Заки Валиди Тоган (пер. с нем. Юлдашбаев A.M.) // Вельские просторы. Сборник. Уфа: Башкирское книжное издательство «Китап», 1993. С. 3-17.

190. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: "Республика»,1994. с. 527.

191. Kaen L. Introduction a l'Histoire de l'Asie. Turcs et Mongols des origines a 1405. Paris, 1896.

192. Paksoy H. Basmachi Movement from Within: Account of Zeki Velidi Togan // published in Nationalities papers, Vol. 23, № 2. June1995. Pp 373-399.

193. Roux J-P. Tangri. La religion des Turcs de 1 Orkhon dis VII et VIII siecles III Revue de 1 histoire des religions, Paris, 1962, t. 19-24.

194. Radlow W., das Kudatku Bilik des Yusuf -Hadshib aus Balasagun, t 1-2, St-Petersburg, 1891-1910.

195. Turk ve dunya unluleri ansiklopedisi. c. 10. Istanbul. 1983. S. 5318-5319;

196. Yeni Turk Ansiklopedisi. Istanbul, 1985. S.4131;

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.