Социально-философские взгляды Р. Люксембург и критика современных фальсификаторов её идейного наследия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Таркан, Иван Иванович

  • Таркан, Иван Иванович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1984, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 187
Таркан, Иван Иванович. Социально-философские взгляды Р. Люксембург и критика современных фальсификаторов её идейного наследия: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 1984. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Таркан, Иван Иванович

Введение

Глава I. Борьба Р.Люксембург за чистоту и развитие марксистской теории во П Интернационале.

§ I. Роль и значение материалистической диалектики в идейной борьбе Р.Люксембург против оппортунизма и ревизионизма в защиту и развитие марксистской теории.

§ 2. Вопросы диалектики империализма и классовой борьбы.

Глава П. Критика современных буржуазных фальсификаций взглядов Р.Люксембург на революционный процесс

§ I. Диалектика стихийного и сознательного.

§ 2. Соотношение борьбы за демократию с борьбой за социализм.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философские взгляды Р. Люксембург и критика современных фальсификаторов её идейного наследия»

Роза Люксембург вошла в историю международного революционного движения как выдающийся теоретик и пропагандист марксизма» Ее исторические заслуги перед международным пролетариатом высоко оценивал В.И.Ленин, называя Р.Люксембург выдающимся представителем ". революционного пролетариата и нефальсифицированного марксизма"*. Теоретическое наследие выдающейся представительницы польской и германской социал-демократии, представленное наиболее полно в вышедшем в ГДР собрании ее сочинений^, активно изучается учеными-марксистами для решения сложных задач освободительной борьбы рабочего класса.

В то же время, идейное наследие Р.Люксембург все в большей степени вовлекается в арсенал буржуазной идеологии. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования ее воззрений буржуазными и ревизионистскими марксологами, современными "неомарксистами", которые пытаются посредством всевозможных приемов фальсификации и искажения как отдельных работ Р.Люксембург, так и всей ее революционной деятельности поставить под сомнение научность и актуаль

1. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т. 41, с.871.

2. Издание собрания сочинений Р.Люксембург впервые в наиболее полном объеме осуществлено в ГДР издательством " Dietz » в течение 1970-1975 гг. Оно состоит из 5 томов (6 книг, так как

I том состоит из 2 книг).

См.: Luxemburg Rosa. Gesammelte Werke.

Band.1.Erster Haiband.-1893 bis 1905.Berlin, 1970;

Band 1.Zweiter Haiband.-1893 bis 1905.Berlin,1950;

Band 2.-1906 bis Juni 1911.Berlin, 1972;

Band 3. —juli 1911 bis Juli 1914.Berlin,1973;

Band 4.August 1914 bis Januar 1919.Berlin,1974;^

Band 5. Ökonomistisohe Schriften.Berlin,1975.

В дальнейшем ссылки на это издание приводятся в сокращенном виде. ность ленинизма как универсальной революционной теории современной эпохи. Тема "Р.Люксембург - В.И.Ленин" фигурирует практически во всех работах буржуазных авторов и освещается, как правило, с позиций их классовой и мировоззренческой ограниченности. Эта же тема стала объектом принципиальной борьбы вокруг идейно-теоретического наследия Р.Люксембург на состоявшейся в Реджио-эмилия (Италия) в 1973 г. международной теоретической конференции, посвященной "вкладу Р.Люксембург в развитие марксистской мысли"*. Противники марксизма-ленинизма под флагом противопоставления взглядов Р.Люксембург взглядам В.И.Ленина проповедуют различного рода концепции "мировоззренческого плюрализма" и современные варианты "демократического социализма", реконструируют и подновляют социал-реформистские версии о "национальной ограниченности" ленинизма, пытаются ". отыскать в теоретическом наследии Р.Люксембург аргументы против Ленина и ленинизма"**.

Интерес как буржуазных идеологов, так и представителей правого и "левого" радикализма, анархизма и экстремизма к идейному наследию Р.Люксембург обусловлен как чисто идеологическими соображениями, так и реальными противоречивыми тенденциями развития современного буржуазного общества. Именно в противоречиях самой капиталистической системы следует искать ответ, почему в научном отношении актуально ее наследие. Современный капиталистический мир пронизан глубокими социально-экономическими и политическими противоречиями, которые вызывают на Западе рост антиимпериалистических массовых движений протеста, стимулируют развитие классового сознания рабочего класса и политизацию сознания широких непролетарских

1. Международная теоретическая конференция на тему: "Вклад розы Люксембург в развитие марксистской мысли" состоялась в Реджио-Эмилия (Италия) в 1973 году. (См. Рабочий класс и современный мир, 1974, № 2, с.151-160).

2. Вопросы истории КПСС, 1970, № 8$ с52. масс, усиливают интерес прогрессивных слоев трудящихся к марксистской идеологии и реальному социализму. Поэтому, если буржуазные идеологи при помощи прямой фальсификации идейного наследия Р.Люксембург пытаются дискредитировать марксизм-ленинизм в глазах трудящихся масс, то представители различных форм правого и "левого" радикализма, анархизма и экстремизма, вульгаризируя и неправильно интерпретируя некоторые ее ошибочные положения, конструируют субъективистские априорные концепции социализма в русле буржуазного идеологического плюрализма. Ненаучность и классовая ограниченность в понимании самой социальной капиталистической действительности оборачивается в западных исследованиях о Р.Люксембург защитой буржуазных государственных структур, борьбой против марксизма-ленинизма и реального социализма, что в конечном счете также дискредитирует интернациональную сущность марксистско-ленинского учения.Вот почему именно марксистская историография о Р.Люксембург, основываясь на строго научном анализе сущностных тенденций буржуазного общества, способна дать адекватную реконструкцию ее взглядов,объяснить их актуальность для современности и дать правильное направление исследования*

Анализ современной литературы, поовященной творческому наследию Р.Люксембург, вышедшей в западных странах, позволяет выявить в ней основной методологический порок: метафизическое и эклектическое смешение теоретического и конкретно-исторического уровней анализа, что имеется в виду? Конкретно-исторический уровень буржуазной историографии выражен главным образом в спекуляции на отдельных работах Р.Люксембург1. Такие ее произведения как "Организаци

I. Симптоматична в этом плане концептуальная позиция О.Флехтхайма, которая основывается на вульгаризаторской интерпретации работы Р.Люксембург "Русская революция" и изложенная им во Введении к первому тому трехтомника политических произведений Р.Люксембург (См.:Fleohtheim O.Einführung.- In:Rosa ^Luxemburg. Politische ^sohriften.Bd.l.Frankfurt am Main,1966, S.5-46). онные вопросы русской социал-демократии" (1904), "Русская революция" (1918) и др. интерпретируются в русле антиленинизма и служат основой для различных идеалистических выводов. Ошибки Р.Люксембург в понимании диалектики соотношения стихийного и сознательного, демократии и диктатуры, революционной организации и революционного движения, партии и масс и др. возводятся в ранг научной истины. Важнейшими "исследовательскими" приемами на этом уровне исследования являются: произвольная компановка отдельных положений и высказываний Р.Люксембург, механистический подбор фактов в ущерб принципу историзма, эклектическое соединение различных цитат вне целостного текстологического анализа и зд.

Теоретический уровень буржуазной историографии выражен в основном в концептуальных построениях буржуазных ученых-марксологов и современных "неомарксистов", профессионально занимающихся исследованием различных аспектов марксистской идеологии. При разнообразном, в общем-то тенденциозном, подходе к анализу конкретных произведений и фактов революционной деятельности Р.Люксембург, общая теоретическая направленность "неомарксистских" исследований характеризуется классовой ограниченностью и апологетикой. В методологическом плане преобладают различные формы метафизического,позитивистского мышления, не признающего диалектического метода (включающего в себя принципы историзма, партийности, единства теории и метода и т.д.). В концептуальном плане превалирует субъективизм, априорно-идеалистическая схема, отрыв политики от экономики. Приведем примеры. Буржуазный исследователь П.Неттл впервые в буржуазной академической историографии предпринял серьезную попытку концептуального анализа творческого наследия Р.Люксембург, используя ее огромный эпистолярный и архивный фактологический материал*» Хотя в предисловии к своей объемной книге (состоящей из 930 страниц) он заявляет, что не является "специалистом по философии" и поэтому не намерен ". втискивать Р.Люксембург в определенный философский выдвижной ящик", на самом деле все свои идеалистические философские аргументы Неттл строит на доказательстве правомерности и перспективности "гуманистическо-демократического" социализма Р.Люксембург в противопоставлении "бюрократическо-дик-таторскому" социализму В.И.Ленина. Вводя в центр своих философских рассуждений заимствованную у Д.Лукача категорию "тотальность", он рассматривает "люксембургианство" всего лишь как один из возможных "вариантов метода" социального исследования буржуазного общества как целостного организма, пытаясь отбросить тем самым научно-философское и мировоззренческое содержание марксизма. Неттл пишет: 1# Ifettl Peter. Rosa ^Luxemburg.Köln.Berlin, 1967.

Необходимо отметить, что книга Неттла является на сегодняшний день по существу самым "авторитетным" теоретико-биографическим источником, который скрупулезно изучают и на который чаще всего ссылаются западноевропейские исследователи Р.Люксембург, независимо от того, какой идеологической ориентации они придерживаются. Центральный орган СДПГ газета " Vorwurfes " опубликовала сообщение о том, что в 1982 году планировалось переиздание книги Неттла. Социал-демократический автор Х.Тротнов пишет по этому поводу: "Без этой работы английского историка, которая появилась в 1966 году на английском и в 1968 году на немецком языках (автор этих строк ошибается, так как на самом деле в немецком варианте книга Неттла вышла в 1967 г. - И.Т.), исследование Розы Люксембург как в коммунистических, так и в некоммунистических странах, трудно представить".(См.: VorY/ärts,Bonn, 1983,N22,S«28 ). в марксистской литературе наиболее обстоятельный критический анализ книги Неттла провел исследователь из ГДР Г.радчун (cM.:Radozun G.Einige Bemerkungen zum Rosa luxembu-ry-Bild von John. Peter Nettl.-In:Beiträge zur Gesohlte der Arbeiterbewegung. Berlin, 1969, N 11, S,49-6l), В то же время в советской философской литературе фундаментальное исследование буржуазного историка Неттла о Р.Люксембург не нашло своей должной критической марксистской оценки.

Люксембургианство - если о нем вообще можно говорить - состоит не в том или другом отступлении от большевизма или другого какого-либо неомарксистского учения, а в тотальности способа рассмотрения"*, Причем категорию "тотальность" он трактует как нравственную категорию, давая понять, что критика Р.Люксембург капитализма носила больше моральный "гуманистический" характер» "Важнейшей составной частью этой тотальности является мораль. так как ее программа была в сущности нравственной по своей природе"^. Подвергая критике подобное утверждение Неттла, исследователь иэ ГДР Г.Радчун справедливо пишет: "Не абстрактная классово-индифферент-нэя мораль, а вопрос о власти стоял в центре всего ее мышления и дел. Так как она знала, что гуманистическим требованием марксистского мировоззрения является освобождение людей и делать их сознательными творцами жизни, что возможно только посредством установления господства рабочего класса. Этим господством рабочего класса была для Розы Люксембург диктатура пролетариатаБуржуазная классовая ограниченность Неттла проявилась и в его концепции отчуждения, при помощи которой он нападает на революционный характер марксистской партии. Он обвиняет Р.Люксембург в том,что она в своих работах 1фитиковала оппортунизм германской социал-демократии, а в революционно-практической деятельности ориентировалась на опыт большевиков, поскольку все это якобы привело к "победе ортодоксов над ревизионистами", что усиливало "пропасть между обществом и социал-демократией" и в конечном счете привело к полной изоляции (отчуждению) партии от общества, выразившейся в кра

I*Nett 1 Р. Rosa Luxemburg. Köln.Berlin, 1967,S # 603. 2*Ibid.,S .30.

3»Radozun G. Einige Bemerkungen zum Rosa Luxemburg-Bild von John Peter Nettl. - In: Beiträge zur Gesohiohte der Arbeiterbewegung. Berlin,1969, N 11, S.30, хе германской социал-демократии.

Существующие на Западе различные национальные концептуальные варианты "люксембургианства" претендуют, по мнению их авторов, на статус автономии от ленинизма, поскольку якобы ленинская теория была разработана применительно к отсталой России, в то время как теория Р.Люксембург больше соответствует странам развитого капитализма*, На такой исходной посылке, например, построена концепция Л.Бассо, видного теоретика и деятеля итальянского рабочего движения^. Понятно и заявление сторонника французского "люксембургиан-ства" А.Гийе: "Оппозиция большевикам слева со стороны Р.Люксембург является центральной проблемой, и это легко доказать, если принять во внимание объем написанного ею на этот счет, а также место написанного по указанному вопросу во всем концептуальном здании

1. На эту тему написано преобладающее количество литературы. См., например: össowski j.Rosa luxemburg.Eine Streitsschrift* Frankfurt am Main,1971; Christoph K. Politische Theorie Rosa luxemburgs.-IniHandbuoh Politiaoher liheorien und Ideologien.Hamburg,1977; Hetmán F.Rosa JL.Die Geschiohte der Rosa luxemburg und ihrer Zeit• Weinheim und Basel, 1976;

2. В 1967 г. издательство Итальянской компартии ЧЭдитори риюните" выпустило собрание политических работ Розы Люксембург под редакцией и с большим введением Л.Бассо. Это введение было переведено на немецкий язык и выпущено отдельной книгой (см.: Basso I», Rosa luxemburgs Dialektik Revolution. Frankfurt am Main, 1969).

Именно эту книгу мы имеем в виду, когда делаем критический разбор концепции Л.Бассо в тексте диссертации. Надо отметить, что в своих последующих работах Л.Бассо все определеннее вступает на путь отрицания марксизма-ленинизма как единого учения, склоняясь к защите тезиса о плюрализме марксистского учения,в котором ленинизм якобы является лишь одной из национальных ветвей. (См., например: Basso !>, The struggle for Sooialism,BSpo-kesman"',Nottingham, 1971,Feb.,N 9,p,13-18),

Р .ЛюксембургА сторонник западногерманского "люксембургианст-ва" Я.Оссовски усматривает основной его признак в "живом движении масс", которое в форме "стихийных массовых действий" является необходимым атрибутом антикапиталистических движений протеста в странах Запада^*

Таким образом, общая буржуазная историография о Р.Люксембург, не диалектически включающая в себя два уровня анализа^ ее идейного наследия, создает искаженный образ выдающейся революционерки, даже порождает "легенду" о Р.Люксембург. Западногерманский философ-марксист Б.Мутиус совершенно правильно отмечает, что "легенда" о Р.Люксембург вполне устраивает буржуазных идеологов, поскольку является ". существенным элементом западногерманской идеологии". "Роза Люксембург как борец за человечность и свободу? - пожалуйста; но только избавьте нас от фраз о классовой борьбе. Дискуссия о социализме Розы Люксембург? - почему бы и нет; но о ее выступлениях за политическую власть рабочего класса можно было

I. Цит. по: Рабочий класс и современный мир, 1974, № 2, с«154» 2* Ossowski J.Rosa Xuxemburg.Eine Streitssohrift.Frankfurt am Main, 1971, S.50-52.

3. Результатом недиалектического смешения этих уровней являются принципиально неверные мировоззренческие и исследовательские выводы. Например, интерпретация отдельных ошибочных положений Р. Люксембург по проблемам тактики абсолютизируется в теоретический вывод о том, что будто бы ей было свойственно механи-ческо-фаталистическое понимание истории (выраженное в так называемой теории стихийности), и, наоборот, отдельные теоретические положения Р.Люксембург, изложенные ею в таких работах как "Накопление капитала", "Организационные вопросы русской социал-демократии" и др. трактуются как наиболее адекватное понимание и решение конкретных исторических задач рабочего движения* Как в том, так и в другом случае происходит фальсификация целостного теоретического наследия Р.Люксембург, что на практике служит целям идеологической борьбы с марксизмом-ленинизмом* бы и помолчать. Дискуссия о ее теоретических разногласиях с догматической стороной учения Карла Маркса и Фридриха Энгельса? -как интересно!; но, может быть, не появится тот, кто докажет,что это бессмыслица"*. В этих образных выражениях Б.Мутиуса удивительно верно подмечено стремление буржуазных идеологов скрыть от широкой общественности и прежде всего от рабочего класса Запада действительное революционное содержание идейного наследия Р.Люксембург.

Поэтому критический анализ немарксистских работ, в том или ином аспекте освещающих идейные воззрения Р.Люксембург, делает актуальным и своевременным наше диссертационное исследование, в чем, собственно, во многом заключается и новизна исследования, поскольку диссертант старался выбрать в качестве объекта критики работы тех авторов, взгляды которых выходят за пределы узкоакадемических интересов и в определенной степени влияют на формирование массового сознания и реальную практику антиимпериалистического протеста. С учетом этого факта, структура диссертации построена на проблемном принципе, так как автор в ходе исследования вычленил из общей немарксистской историографии о Р.Люксембург за последние 10 лет именно те цроблемы, на которых спекулируют или строят свои фальсификации буржуазные идеологи. В то же время автор с пониманием относился к тому, что искаженная интерпретация творческого наследия Р.Люксембург в леворадикальных кругах во многом связана с неясным и порой ошибочным представлением о тенденциях современного общественного развития. Имея все это в виду, диссертант пытался разобраться в современном марксистском решении обозначенных в диссертации проблем с тем, чтобы с большей научной аргументированностью выразить партийно-классовую точку зрения в разоблачении ми

I# Mutius В. Die Rosa Luxemburg — Legende. Franfurt am Main, 1978, S.9. ровоззренческих, гносеологических и классовых позиций критикуемых авторов в отношении не только к наследию Р.Люксембург, но и к сегодняшним проблемам антиимпериалистической борьбы, решаемых ими сквозь призму так называемого "люксембургианского" видения.

К сожалению^ приходится констатировать, что и в марксистской историографии о Р.Люксембург, несмотря на значительное количество исследований по различным аспектам ее теоретической и революционной деятельности, практически нет общетеоретических, социально-философских работ, в которых бы теоретическое наследие Р.Люксембург было бы проанализировано с точки зрения диалектико-материали-стического взгляда на ее творчество как на целостную концептуальную систему взглядов, развивающуюся в рамках единой марксистско-ленинской теории. Первые серьезные шаги в этом направлении сделаны по нашему мнению, в книгах таких марксистских авторов,как Калашников Б.А.: "Вопросы исторического материализма в трудах Розы

Люксембург". - М. ,1977; basohitza A.,Radozun G.Rosa luxemburg. Ihr Wirken in der deutschen Arbeiterbewegung.Berlin,1971;. Mutius B, Die Rosa Luxemburg - legenda. Frankfurt am Main. Bd.1,1978.

Однако и в этих работах недостаточно четко прослеживается взаимообусловленность социально-философского и конкретно-социологического уровней исследования, что во многом связано с определенными задачами, решаемыми авторами. Так, исследователи из ГДР А.Лашитца и Г.Радчун концентрируют свое внимание на ". развитии и понимании Розой Люксембург основных проблем стратегии и тактики антиимпериалистической борьбы рабочего класса"-'-; книга западногерманского философа-марксиста В.Мутиуса, во-первых, хронологически заканчиваетl.lasohitza A.,Radosun G# Rosa luxemburg.Ihr.Wirken in der deutsohen Arbeiterbewegung.Berlin,1971,S,6» ся периодом конца 1905 г. (поскольку вышел в свет только первый том исследования), во-вторых, больше внимания автор уделяет политической проблематике*, совершенно справедливо рассматривая ее в контексте исторического развития взглядов Р«Люксембург; работа Б.Калашникова, будучи значительным явлением в советской историографии о Р.Люксембург, написана с целью ". проанализировать и изловить теоретические положения философии марксизма в работах Р.Люксембург"^, что, естественно, предопределило объективно меньшее внимание автора к конкретно-социологическому анализу литературного наследия Р.Люксембург.

В связи с вышеизложенными рассуждениями цель и новизна диссертации состоит в том, чтобы дать концептуальное (целостное) исследование теоретического наследия Р.Люксембург, что возможного нашему мнению, на социально-философском уровне обобщения материала. Сделаем пояснения. В структуре самого творческого наследия Р.Люксембург можно выделить два уровня теоретического анализа ею социальной реальности как целостного объекта: конкретно-социологический и философский (общетеоретический), которые существуют и взаимодействуют в рамках концептуальной целостности ее воззрений и которые разрываются, противопоставляются, абсолютизируются, мистифицируются и т.д. в немарксистских исследованиях или диалектика которых недостаточно учитывается и строго научно фиксируется в марксистской историографии. Диалектико-материалистический взгляд на теоретическое наследие Р.Люксембург позволяет, по нашему мнению, рассматривать его как определенный качественно-изменяющийся процесс, логическое движение, осуществляемое во взаимодействии и

1. Mutlus В. Die Rosa Luxemburg - Legende, Frankfurt am Main, 1978,S.204.

2. Калашников Б»А» Вопросы исторического материализма в трудах Розы Люксембург. - M., 1977, с.5» взаимообусловленности указанных уровней осмысления действительности - от единичного (анализа конкретных явлений, например, революционных стачек в России 1905-1907 гг.) к всеобщему (общетеоретическому выводу о том, что "русский тип" стачки является новой формой классовой борьбы, интегрирующей в себе революционную активность международного пролетариата) и от всеобщего (например, неверного теоретического положения об "объективных пределах" развития империализма) к единичному (неверной, в связи с этим, трактовкой Брестского мира). Первая линия ведет от конкретно-социологического знания к общетеоретическому, вторая, наоборот, что в общем итоге дает целостное представление о реальном социальном процессе, как его понимала Р.Люксембург. Поэтому именно социально-философский уровень (диалектически включающий в себя два указанных подуровня) осмысления теоретического наследия Р.Люксембург позволяет представить ее взгляды как целостное, концептуальное образование, а не как конгломерат эклектических фраз.

Поставленная в диссертации цель реализуется в ходе исследования через решение следующих взаимосвязанных задач:

- выяснить место и роль социально-философских взглядов Р.Люксембург в истории марксистско-ленинской философии;

- показать историческое значение борьбы Р.Люксембург с ревизионизмом, социал-реформизмом, центризмом для защиты и развития научно-мировоззренческого содержания марксистской теории и ее ди-алектико-материалистического метода;

- определить историческое место, роль и структуру субъективного фактора в теории революционного процесса Р.Люксембург;

- рассмотреть становление и развитие взглядов на империализм и диалектику классовой борьбы пролетариата;

- показать эволюцию творческого осмысления Р.Люксембург трех революций в России и в этом контексте проследить через содержание теоретических работ, идейные полемики, факты революционно-практической деятельности, ее переход от социал-демократизма к ленинизму и большевизму;

- раскрыть роль и значение материалистической диалектики для анализа Р.Люксембург закономерностей исторического и революционного процессов и критики оппортунизма П Интернационала;

- подвергнуть критическому анализу работы современных буржуазных и ревизионистских авторов, направленные на фальсификацию теоретической и революционной деятельности Р.Люксембург.

Методологической основой и источниками исследования являются произведения классиков марксизма-ленинизма, ленинские оценки теоретической и революционной деятельности Р.Люксембург, документы мирового коммунистического и рабочего движения, Коммунистической партии Советского Союза и Социалистической единой партии Германии, труды деятелей КПСС и СЕПГ*

Основным источником для написания диссертации является собрание сочинений Р.Люксембург, изданное в ГДР в 1970-1975 гг., а также произведения Р.Люксембург, находящиеся в библиотечных фондах СССР, ее эпистолярное наследие и воспоминания современников.

Марксистская историография о Р.Люксембург обогатилась за последнее время значительными работами советских и зарубежных исследователей, отражающих тот или иной аспект ее теоретической и революционно-практической деятельности. Это прежде всего труды таких авторов, как Б.А.Айзина, Г.А.Алексеева, Г.И.Деренковского,Р.Я.Ев-зерова, Я.В.Зайцева, Б*А.Калашникова, А.Я»Манусевича, В.В»Чистя-кова, И.С.Яжборовской и других. Определенную научную ценность представляют работы ученых-марксистов из ГДР Х.Бартеля,А.Лашитцы,

Г.Радчуна, а также исследования польских авторов, в особенности Ф.Тыха. Значительный интерес представляет монография философа-марксиста из ФРГ Б.Мутиуса "Легенда о Розе Люксембург".

Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Таркан, Иван Иванович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В статье "Заметки публициста" В.И.Ленин прозорливо отмечал, что ". ошибками великой коммунистки" будут "особенно восторгаться враги рабочего движения"1* Современный западный читатель в большей степени знакомится с тенденциозно подобранными работами Р.Люксембург, и с различного рода фальсификациями и извращениями ее теоретической и революционной деятельности. Тревогу за судьбу идейного наследия Р.Люксембург со всей определенностью высказал еще в 1967 году П.Фрелих в предисловии ко второму изданию своей книги*** Он писал, что "существует опасность, что исторические достижения Р.Люксембург останутся только в форме поблекнув-ших воспоминаний или обманчивых легенд"3« Социал-демократический автор Х.Вебер, считая, что "произведения Р.Люксембург преисполнены критическим духом марксистской теории", обвинял, в связи с этим, марксистов в их якобы боязни ознакомить широкие круги общественности с ее идеями^. А буржуазный исследователь литературного и эпистолярного наследства Р.Люксембург П.Неттл пишет о ней как о "неистовой женщине", принадлежащей многим социализмам и в я то же время ни одному .

Казалось бы после выхода в свет в 1970-1975 годах собрания •сочинений Р.Люксембург западные авторы займут более объективные позиции в отношении к ее творческому наследию. Однако фальсификация и извращение этого наследия продолжаются и по настоящее вре

1. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т. 44, с.422.

2.См.: Frölioh Р. Luxemburg.Gedanke und Tat«Frakfurt am Main; 1967.

Ibid.S.6.

4eWeber H ""Revoluzionäre" Sozialistische Einheitspartei, Eosa luxemburg und SED. - Vorwärts,Bonn,1969,N

5#Cm.: Nettl P.Eosa Luxemburg.Köln.Berlin.1967,S.747. мя, что, конечно, в определяющей степени объясняется мировоззренческими и классовыми позициями западных исследователей в их подходе к анализу тенденций современного общественного развития.

В связи с этим перед марксистскими исследователями идейного наследия Р.Люксембург стоит важнейшая задача по выполнению ленинского завета: создать ее научную биографию как полезнейший урок "для воспитания многих коммунистов всего мира"*. Решению этой актуальнейшей задачи подчинено и наше диссертационное исследование.

В диссертации показано, что в определении ведущих тенденций общественного развития Р.Люксембург, несмотря на ряд ошибочных положений, многие из которых она исправила в ходе революционной деятельности^, руководствовалась диалектико-материалистической методологией и научно-мировоззренческими принципами исторического материализма.

Мы стремились показать, что по своей концептуальной природе ее теоретическое наследие представляет собой единое целостное учение о революционных процессах эпохи империализма, развивающе

1. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т. 44, с.422.

2. Так, например, обвиняя большевиков в работе "Организационные вопросы русской социал-демократии" (1904) в бланкизме, Р.Люксембург в ходе первой русской революции убеждается в неправильности подобного обвинения. Она пересматривает свою позицию в отношении революционной деятельности большевистской партии и уже в статье "Бланкизм и социал-демократия" (1906) защищает большевиков от нападок меньшевиков, которые обвиняли ленинскую партию в бланкизме за ее ориентацию на революционное движение масс. В.И.Ленин писал: "Ряд выдающихся представителей СДПиЛ, как например Роза Люксембург, стояли сперва, в 1904 году, на стороне меньшевиков, но революция скоро обнаружила их ошибку, ясно доказав оппортунизм меньшевиков". (Ленин В.И. Полн.собр.соч., т. 21, с.387-388). еся в рамках единой марксистской науки и совпадающее в принципиальных позициях с ленинизмом как универсальным революционным учением освободительной борьбы рабочего класса в условиях империализма, Историческим подтверждением того факта, что Р.Люксембург освобождалась в ходе своей теоретической и революционной деятельности от социально-философских догм П Интернационала и переходила на сторону В.И.Ленина и большевиков, служит ее отношение к основным событиям мирового исторического процесса: первой русской революции 1905-1907 годов; первой мировой войне 1914 г.; Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г.; Ноябрьской революции в Германии 1918-1919 гг. Как показано в диссертации, во всех этих исторических событиях Р.Люксембург усматривала, с одной стороны, историческую, социально-экономическую и политическую бесперспективность империализма как заключительной фазы капиталистического развития, проявляющуюся в явлениях материальной и социальной нищеты масс, милитаризма и колониальной экспансии, а также мировых войнах, с другой, революционную решимость и способность рабочего класса как основной и ведущей силы социального прогресса покончить с империализмом в форме установления диктатуры пролетариата.

В диссертации также показано, что только на социально-философском уровне осмысления творческого наследия Р.Люксембург представляется возможность дать целостную, концептуальную картину ее воззрений на процессы исторического и общественного развития.Лишь такой подход, учитывающий существование и взаимообусловленность в самом наследии Р.Люксембург двух уровней (философского и конкретно-исторического) исследования исторической действительности, позволяет, на наш взгляд, с одной стороны, выявить как слабые, так и сильные стороны ее революционного учения, с другой, дать научную реконструкцию эволюции взглядов в общей логике развивающегося марксистско-ленинского учения. Плодотворность социально-философского подхода к исследованию идейного наследия Р.Люксембург можно проиллюстрировать на таком примечательном примере.

Как было показано в диссертации, абсолютизируя некоторые ошибочные положения р.Люксембург в ее понимании диалектики стихийного и сознательного, западные авторы конструируют различные варианты так называемой теории стихийности Р.Люксембург. По их утверждению, подобная теория будто бы претендует на автономность от ленинизма и больше приемлема для антиимпериалистических движений протеста в странах Запада, На наш взгляд, диалектика стихийного и сознательного у Р.Люксембург, вырванная из контекста ее общего концептуального революционного мышления, не может служить источником для глобальных общетеоретических, философских выводов.

Для правильного уяснения этой диалектики необходим не только конкретно-исторический анализ взглядов Р.Люксембург на стихийное и сознательное применительно к классовым условиям борьбы в Германии и России, но важно также учитывать эволюцию общетеоретических содержательных характеристик этой диалектики в общей логике ее концептуального мышления. Например, включение Р.Люксембург революционной активности пролетариата, которая в интегрированном виде воплотилась в массовых стачках русского рабочего класса в период первой русской революции 1905-1907 годов, в структуру теоретического мышления Р.Люксембург, дало ей возможность усмотреть решающее значение роли марксистско-ленинской партии и ее революционной теории в этой диалектике, что в концептуальном плане сближало Р.Люксембург с ленинским пониманием принципиальных тенденций общественного развития.

Уместно здесь сказать и следующее. Известно, что В.И.Ленин считал теорию накопления Р.Люксембург ошибочной, но нигде ни в одной работе он не писал о том, что ее взгляды на империализм являются заблуждением. Дело в том, что теория накопления и взгляды Р.Люксембург на империализм представляют различные уровни теоретической абстракции. С точки зрения выявления сущностных всемирно-исторических тенденций развития капитализма теория накопления действительно была ошибочной, но с точки зрения вскрытия исторических аспектов развития империализма взгляды Р.Люксембург представляли определенную научную ценность в построении стратегии и тактики классовой борьбы рабочего класса на этапе подготовки и свершения пролетарской революции. Таким образом, подвергая марксистской критике теорию накопления Р.Люксембург, В.М.Ленин не смешивал два уровня теоретической абстракции (философский и конкретно-исторический) в том смысле, что не объявлял ее взгляды на империализм как ошибочные лишь потому, что теория накопления являлась ошибочной. Если учесть ленинское рассуждение, то можно сказать, что и в диалектике стихийного и сознательного необходимо различать, но не абсолютизировать и противопоставлять, два уровня осмысления Р.Люксембург реалий действительности (концептуальный, философский и конкретно-исторический). Поэтому лишь на социально-философском уровне анализа творческого наследия Р.Люксембург, диалектически включающего в себя два указанных подуровня, можно избежать односторонности и дать правильную научную интерпретацию ее взглядов.

В диссертации мы также стремились показать на общем фоне эволюции воззрений Р.Люксембург гениальное величие В.И.Ленина в анализе принципиальных вопросов рабочего движения, силу его диалек-тико-материалистического мышления и творчески-наступательный характер его учения.

Анализируя современную идеологическую борьбу вокруг теоретического наследия р.Люксембург, автор пришел к выводу, что социально-философская проблематика П Интернационала активно модернизируется в концептуальных построениях западных марксологов, а также интенсивно эксплуатируется в социал-демократическом движении. Например, заметную актуальность приобретает имя и ревизионизм Э.Бернштейна, на что указывалось в тексте диссертации. Добавим лишь следующее. В последнее время теоретический орган СДПГ журнал "Die Neue Gesellschaft " активно печатает не только статьи, посвященные "значению" для современности теоретического наследия Э.Бернштейна, но и сами тексты его ревизионистских писаний*. Центральный орган СДПГ газета " Vorwärts " откровенно пишет о "ренессансе ревизионизма". Выходят монографии и проводятся конференции, посвященные "актуальности" идей родоначальника ревизионизма. В связи с этим, диссертант рассматривает свою работу о Р.Люксембург как первоначальную попытку своего будущего марксистского анализа социальной философии П Интернационала и убежден в научной значимости историко-философского исследования этого исторического периода для потребностей современной идеологической борьбы.

I. См., например: Die Neue Gesellschaft .Berlin, 1980,И 12, S. 1022-1024.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Таркан, Иван Иванович, 1984 год

1. Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с.5-784*

2. Маркс К* Нищета философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 4, с.65-185.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии, -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 4, с.419-459.

4. Энгельс Ф. Августу Бебелю. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 36, с.317-321.

5. Энгельс Ф. В.Боргиусу. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 39, с.174-177.

6. Энгельс Ф. Введение к работе К.Маркса "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г." Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 22, с.529-548.

7. Энгельс Ф. Добавление к предисловию 1870 г. к "Крестьянской войне в Германии". Маркс К», Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 18, с.494-500*

8. Энгельс Ф. Йозефу Блоху. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 37, с.393-397.

9. Энгельс Ф. Конраду Шмидту. Маркс К., Энгельс Ф* Соч. 2-е изд., т. 37, с.369-372.

10. Энгельс Ф. Конраду Шмидту. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 37, с.414-422.

11. Энгельс Ф. Полю Лафаргу. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 38, с.431-432.

12. Энгельс Ф. Францу Мерингу. Маркс К., Энгельс Ф„ Соч. 2-е изд., т. 39, с.82-86.- 170

13. Энгельс Ф. Эдуарду Пизу. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 36, с.363-364.

14. Ленин В.И. А.Г.Шляпникову. Полн.собр.соч., т. 49,с.20-22.

15. Ленин В.И. В редакцию " Bremer Bürger-Zeitung ". -Полн.собр.соч., т. 48, с.148-149.

16. I6. Ленин В.И. Воинствующий милитаризм и антимилитаристская тактика социал-демо1фзтии. Полн.собр .соч., т. 17, с.186-196.

17. Ленин В.й. Государство и революция. Полн.собр.соч., т.33, с.1-120.

18. Ленин В.й. Два мира. Полн.собр.соч., т. 20, с.10-18.

19. Ленин В.й. Заметки публициста. Полн.собр.соч., т. 44, с.415-423.

20. Ленин В.й. Империализм и раскол социализма. Полн.собр. соч., т. 30, с.163-179.

21. Ленин В.й* Империализм как высшая стадия капитализма. -Полн.собр.соч., т. 27, с.299-426.

22. Ленин В.И. Исторические судьбы учения Карла Маркса, -Полн.собр.соч., т. 23, с,1-4,

23. Ленин В.И. К истории вопроса о диктатуре. Полн.собр. соч., т. 41, с.369-391.

24. Ленин В.И. Крах П Интернационала. Полн.собр.соч., т. 26. с.209-265.

25. Ленин В.И. Л.Б.Каменеву, Полн.собр.соч., т. 48, с.171-173.

26. Ленин В.И. Марксизм и ревизионизм. Полн.собр.соч., т. 17, с.15-26.

27. Ленин В.И. Международный социалистический конгресс в Штутгарте. Полн.собр.соч., т. 6, с.67-89.

28. Ленин В.И. Наши упразднители. Полн.собр.соч., т. 20, с.114-133.

29. Ленин В.И. Новые задачи и новые силы. Полн.собр.соч., т. 9, с.294-306.

30. Ленин В.И. О брошюре Юниуса, Полн.собр.соч., т. 30, с.1-16.

31. Ленин В.И. О задачах Ш Интернационала. Полн.собр.соч., т. 39, с.90-109.

32. Ленин В.И. Оппортунизм и крах П Интернационала. Полн. собр.соч., т. 27, с.115-128.

33. Ленин В.И. О праве наций на самоопределение. Полн.собр. соч., т. 25, с.255-320.

34. Ленин В.И. О фракции сторонников отзовизма и богостроительства. Полн.собр.соч., т. 19, с.74-108.

35. Ленин В.И. Об основании Коммунистического Интернационала. Полн. собр. соч., т. 37, с.515-520.

36. Ленин В.И. Ответ т. П.Нежданову. Полн.собр.соч., т.4, с.157-162.

37. Ленин В.И. Переписка Маркса с Энгельсом. Полн.собр. соч., т. 24, с.262-269.

38. Ленин В.И. Письмо к рабочим Европы и Америки. Полн.собр. соч., т. 37, с.454-462.

39. Ленин В.И. Письмо Сильвии Панкхерст. Полн.собр.соч., т. 39, с.I60-I66.

40. Ленин В.И. План доклада о революции 1905 года. Полн. собр.соч., т. 54, с.478-482.

41. Ленин В.й. Положение в РСДРП и ближайшие задачи партии. Полн.собр.соч., т. 21, с.387-394.

42. Ленин В.й. По поводу так называемого вопроса о рынках. -Полн.собр.соч., т. I, с.67-122.

43. Ленин В.И. Предисловие к брошюре Н.Бухарина "Мировое хозяйство и империализм". Полн.собр.соч., т. 27, с.93-98.

44. Ленин В.И. Привет итальянским, французским и немецким рабочим. Полн.собр.соч., т. 39, с,212-223.

45. Ленин В.Й. Пролетарская революция и ренегат Каутский. -Полн.собр.соч., т. 37, с.235-338.

46. Ленин В.й. Развитие капитализма в России, Полн.собр.соч., т. 3, с.13-609.

47. Ленин В.И. Разногласия в европейском рабочем движении. -Полн.собр.соч., т. 20, с.62-69.

48. Ленин В.И. Речь на митинге протеста против убийства Карла Либкнехта и розы Люксембург 19 января 1919 г. Полн.собр. соч., т. 37, с.434.

49. Ленин В.И. Речь при отбытии конгресса 2 марта. -Полн.собр.сот., т. 37, с.489-490.

50. Ленин В.И. Русские Зюдекумы • Полн.собр.соч., т. 26, с.119-125.

51. Ленин В.И. Социализм и война. Полн.собр.соч., т. 26, с.807-350.

52. Ленин В.И. Тезисы и доклад о буржуазной демократии и диктатуре пролетариата 4 марта. Полн.собр.соч., т. 37,с.491-509.

53. Ленин В.И. Тетради по империализму. Полн.собр.соч., т. 28, с.3-740.

54. Ленин В.И. Что делать? Полн.собр.соч., т. 6, с.1-192»

55. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Полн.собр.соч., т. I, с.125-346.

56. Ленин В.И. Шаг вперед, два шага назад. Ответ Н. Ленина Розе Люксембург. Полн.собр.соч., т. 9, с.39-65.

57. Ленин В.И. Ю.Ю.Мархлевскому. Полн.собр.соч., т. 47, с.269-274.

58. Ленин В.И. Биографическая хроника. Т.1-П. М. ,1970-1980.

59. Ленинский сборник ХХП. М.: Партийное изд-во, 1933. -396 с.

60. Ленинский сборник ХХОТ. М.: Изд-во полит.литературы, 1975. - .464 с.

61. Люксембург Р. Введение в политическую экономию. М.-Л.: Гос. изд-во, 1926. - 357 с,

62. Люксембург Р. Всеобщая забастовка и немецкая социал-демократия. Пг.; Петрогр. Совет р. и к, д., 1919 г. - 84 с.

63. Люксембург Р. Избранные сочинения. Т.1, ч.1. Против реформизма. М.-Л.: Московский рабочий, 1928. - 256 е.; ч,2.- М.: Московский рабочий, 1930. 255 с*

64. Роза Люксембург. Карл Маркс. Киев, 1906. - II с»

65. Люксембург Р. Коалиционная политика или классовая борьба?- М.: Красная новь, 1923. 118 с.1.71* Люксембург P. Кризис социал-демократии. М.: Красная новь, 1923* - 129 с.

66. Люксембург Р. Накопление капитала. Том I и п. С приложением статей Г.экштейна и О.Бауэра. Перевод Ш.Дволайцкого .Второе издание. М.- .: Гос. изд-во, 1923. - 667 с.

67. Люксембург Р. Организационные вопросы русской социал-демократии, Минск, 1932. - 31 с,

68. Люксембург Р. Памяти "Пролетариата". Харьков. Гос. изд. Украины, 1926. - 66 с.

69. Люксембург Р. Письма к Карлу и Луизе Каутским I896-I9I8 г.- М.: Красная новь, 1923. 194 с,

70. Люксембург Р. Письма Розы Люксембург из тюрьмы. M«: Ком.интерн., 1920. - 62 с.

71. Люксембург Р. Речи. М.-Л.: Московский рабочий, 1929.- 124 с.

72. Люксембург Р. Социальная реформа или революция. М.: Гос. изд-во полит.лит-ры, 1959. - 132 с.

73. Письма розы Люксембург германским социал-демократам (I90I-I9I7 гг.). В кн.: Ежегодник германской истории. 1973. - М., 1974, с.348-361.

74. Luxemburg R.Aus dem literasisclien Naohlass von Karl Marx. Gesammelte Werke,В.l/2,S.462-476.

75. Luxemburg R. Arbeiterbewegung und Sozialdemokratie.-G.W,, B,l/ 2, S.253-257.

76. Luxemburg R. Brauohen wir Kolonien? G,W.,, В, 1/1, S.642-643.

77. Luxemburg R. Brennende Zeitfrage. G.W/,,В„4, S.275-290.

78. Luxemburg R. Das Aufsteigen des Arbeiterstandes in England, G,W,,B.l/l, S,738-747.

79. Luxemburg R, Das Belgisohe Experiment, G.W., B.3, S.195-207.1.86» Luxemburg R. Das Offiziosentum der Theoria.-G,.W,, B.3. S,300-321.

80. Luxemburg R, Dem Andenken des "Proletatiat".-G.W,, B.3/2.S.306-362.

81. Luxemburg R. Der politische Führer der deutschen Arbeiterklasse. G,W.,B.2,S,279-288,

82. Luxemburg R. Der Sozialismus in Polen,- G.W,, B.l/1, S.82-93.

83. Luxemburg R. Der Sosiallpatriatismus in Polen. -G.W,, B.l/1, S.37-51.

84. Luxemburg R. Die kapitalistische Entwicklung und die Arbeitervorenigungen, G, W.B,l/l,8,592-612.

85. Luxemburg R. Die Reiostagsfraktion und die Militär vorläge. G.W.jB.3,6.267-290.1.93* Luxemburg R. Die Revolution in Russland.- G,W,',, B.l/2, S.477-484.

86. Luxemburg R. Die Revolution in Russland. G.17,, B.l/2, S.500-518.

87. Luxemburg R. Die Revolution in Russland. G.W.,, B,4,S.242-245.

88. Luxemburg R. Die russische Revolution. G.Y/.,,1. B.2, S.5-10.

89. Luxemburg R. Die Theorie und die Praxis, G.Yf,, B.2, S.378-420.

90. Luxemburg R. Ein Ergebnis der Weltpolitik. -G.W*,B#Vl> S.676-678T

91. Luxemburg R. Ein neues Waterloo des Sozialismus.-G.W,,B.4, S.237-241.1100.Luxemburg R. Eine Verteidigung oder eine Anklage?-Gr.W,, B.3,S.134-145.

92. I22* Luxemburg R.'Milrtschaf tliohe und sozalpolitische

93. Rundschau. G.W. ,B. 3/ 1,S,308-317; В. Д/ 1,S .326-377 ; Bf3/l, S.35 2-360;B,l/l, S.278-294. Luxemburg R. Zur Frage des jFerrorismus in Russland. - G.W., B.l/2, S.275-280.1,124. Luxemburg R. Zur russische Revolution. G.W., B.4, S.332-365.

94. Официально-документальные материалы

95. Пленум Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г.: Стеногр. отчет. М.: Политиздат, 1983. - 222 с.

96. Андропов ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. М.: Изд-во политической литературы, 1983. - 30 с.

97. Б. Материалы съездов, конференций, симпозиумов

98. Материалы ХХУ1 съезда КПСС« М#: Изд-во политической литературы, 1981. - 222 с.

99. Международное Совещание коммунистических и рабочих партий: Документы и материалы. Москва, 15-17 июня 1969 г. М»: Политиздат, 1969. - 352 с.

100. Пятый (Лондонский) съезд РСДРП. Апрель май 1907 года. Протоколы. - М.: Гос. изд-во полит, литературы, 1963. -951 с.4. К н и г и

101. Альтер И.М. Демократия против революции: Учение Каутского о революции. М.: Изд-во Ком. акад., 1930. - 235 с.

102. Альтер И.М. Р.Люксембург в борьбе с реформизмом. Л.: Прибой, 1927. - 86 с.

103. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. - 367 с.

104. Бартель В. Левые в германской социал-демократии в борьбе против милитаризма и войны. М.: Изд-во иностр. лит., 1959. - 700 с.

105. Баталов Э.В. Философия бунта (Критика идеологии "левого" радикализма). М.: Политиздат, 1973. - 222 с.

106. Бернштейн Э. Предпосылки социализма и задачи социал-демократии. СПб., 1906. - 240 с.

107. Бессонов Б.Н. Антимэрксизм под флагом "неомарксизма". М»: Мысль, 1978. - 342 с.

108. Бессонов Б.Н. "Неомарксизм" идеология современного оппортунизма. - М.: Мысль, 1983. - 285 с.

109. Богданов Б.В. Ленинские принципы анализа истории философии. М.: Наука, 1970. - 240 с.

110. Брайович С.М. Карл Каутский эволюция его воззрений. -М.: Наука, 1982. - 230 с.

111. Василевский Е.Г. Развитие взглядов В.И.Ленина на империализм (1893 1917 гг.). - М.: МГУ, 1969. - 213 с.

112. Вятр Е. Социология политических отношений. М.: Прогресс, 1979. - 462 с.

113. Евзеров Р.Я., Яжборовская И.С. Роза Люксембург. Биографический очерк. М.: Мысль, 1974. - 325 с*

114. Корее Ж. Избранные речи и статьи. СПб.: Луч, 1907. -223 с.

115. Иовчук М.Т. Ленинизм, философские традиции и современность.- 2-е изд., доп. М.: Мысль, 1982. - 277 с.

116. История Второго Интернационала : В 2-х т. М*: Наука. T.I, 1965. - 380 е.; Т.2, 1966. - 596 с.

117. Каутский К. Бернштейн и социал-демократическая программа.- СПб.: Колокол, 1906. 254 с.

118. Каутский К. Всеобщая политическая стачка и социализм. М.: Новый мир, 1906* - 32 с.

119. Калашников Б.А. Вопросы исторического материализма в трудах Розы Люксембург. М.: Мысль, 1977. - 116 с.

120. Корш К. Марксизм и философия. М.: Октябрь мысли, 1924. -89 с.

121. Косичев А.Д. Борьба марксизма-ленинизма с идеологией анархизма и современность. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1964.- 414 с.

122. Красин Ю.А., Лейбзон В.М. Революционная теория и революционная политика. М.: Политиздат, 1979. - 254 с.

123. Кривогуз И.М. Основные периоды и закономерности международного рабочего движения до Октября 1917 г.:- М.: Мысль, 1976. 364 с.

124. Ленин в борьбе за революционный Интернационал. М.: Наука, 1970. - 671 с.

125. Марксистская философия в XIX веке: В 2-х кн. М.: Наука, 1979. Кн.1. От возникновения марксистской философии до ее развития в 50-60-х годах XIX века. - 486 с. ; кн.2. Развитие марксистской философии во второй половине XIX века. - 398 с.

126. Международное рабочее движение: Вопросы истории и теории. В 7-ми т. М.: Мысль, т.2, 1976. - 655 е.; т. 3, 1978. -701 с.; т. 4, 1980. - 732 с.

127. Меринг Ф. История германской социал-демократии, М.: Госиздат, 1921, т. 4. - 422 с.

128. Момджян Х.Н. Поль Лафарг и философия марксизма. М.:Мысль, 1978. - 327 с.

129. Овчаренко Н.Е. Германская социал-демократия на рубеже двух веков (Идейно-политическая эволюция СДПГ в период империализма). М.: Мысль, 1975. - 319 с.

130. Плеханов Г»В. Бернштейн и материализм. Избр. филос. произведения: В 5-ти т. - М.: Госполитиздат, 1956, т.2, с.346-361»

131. Плеханов Г.В. За что нам его благодарить? Избр. филос. произведения: В 5-ти т. - М.: Госполитиздат, 1956, т.2, с.362-373.

132. Плеханов Г.В. Основные вопросы марксизма. Избр, филос. произведения: В 5-ти т. - М.: Госполитиздат, 1956, т. 3, с.124-196.

133. Пономарев Б.Н. Живое и действенное учение марксизма-ленинизма (Ответ критикам), Изд. третье, доп. - М.: Политиздат, 1981. - 128 с,

134. Розенталь М,И, Диалектика ленинского исследования империализма и революции, М.: Мысльi 1976. - 519 с,

135. Социальная философия Франкфуртской школы. М»: Мысль; Прага: Свобода, 1975. - 359 с,

136. Темкин Я.Г. Ленин и международная социал-демократия, 19141917. M.s Наука, 1968. - 623 с.4*37. Хевеши М.А. Из истории критики философских догм П Интернационала. М.: Наука, 1977. - 205 с.

137. Чагин Б.А. Из истории борьбы против философского ревизионизма в германской социал-демократии I895-I9I4. М.; Л»: Изд-во АН СССР, 1961. - 344 с.

138. Что такое "демократический социализм"? 2-е изд., доп. -М.: Политиздат, 1979. - 248 с.

139. Яжборовская И.С. Идейное развитие польского революционного рабочего движения. Конец XIX первая четверть XX в. -М.: Наука, 1973. - 412 с.

140. Яжбороьская И.С. , Бухарин А.И. У истоков польского социалистического движения, М.: Наука, 1976. - 411 с.

141. Abendroth W, Aufstieg und Krise der deutschen Sozialdemokratie. Mainz: Stimme Verlag, 1977. - 143 S.

142. Basso IL. Rosa luxemburgs Dialektik Revolution.-Frankfurt am Main,1969, 192 S.

143. Bartel E. Marxismus und deutsche Arbeiterbewegung. Studien zur sozialistischen Bewegung inletzten Drittel des 19,Jahrhunderts.-Berlin: Dietz. 1970. 671 S.

144. Bernstein und der Demokratische Sozialismus,

145. Betlin.Bonn:Diotz.Naoht.,1978- 578 S.

146. Die deutsohe Revolution 1918-1919, Dokumente,-Hamburg:Hoffmann und Campe Verlag,1975, 502 S,

147. Einsenberg G, Marxismus und Arbeiterbewegung, Versuoh über das Verhältnis von revolutionärer Theorie und Erfahrung, Giessen:Foous -Verl.,1974, - 164 S,

148. Frölioh P. R.Iuxemburg. Gedanke und Tat, Frankfurt am Main: Europ.Verl.-Aust-,1967, - 377 S.

149. Guerin D. Rosa Iuxemburg et la spontanéité révolutionnaire. Paris: Flammarion, 1971. - 185 p.4.50#Hetmann F. Rosa Ъ. s Die Gesohiohte der Rosa luxemfe-urg und ihrer Zeit. 3.Auf 1.-.Weinheim u.Basel:Beltz j Gelberg,1976. - 308 S.

150. Howard D« Marxian XegaQy. X., 1977,XV,-340 p,4,52 Joger H. Eduard Bernsteins Ponorama.-Frankfurt am Main-Bern: Verlag Peter land. 234 S,

151. Clever T. Bernsteins konstruktiver Sozialismus: Eduard Bernsteins Beitrag zur Theorie des Sozialismus, B.et al.:Dietz Nacht,,1977. - 445 S.- ISS

152. Mutius B. Die Rosa Iuxemburg legende. - Frakfurt am Main:Marxistische Blätfer,3d.1,1978.-280 S,

153. Nettl.P.Rosa Luxemburg.- Köln.Berlin: Kiepenheuer mesch, 1967. 930 S,

154. Ossowski I. Rosa Luxemburg.Eine Streitsschrift.-Frankfurt«"Neue kritik", 1972. 56 S.

155. Projekt Klassenanalyse. Rosa Luxemburg. Die Krise des Marxismus. B,: Verl.für das Studium der Arbeiterbewegung, 1975 .-171 S.

156. Ritter G. Arbeiterbewegung,Parteien und Parlamentarismus. -GottingensVandenhoeck Ruprecht, 1976, 412 S.

157. Rosa Luxemburg, Schritten zur Theorien der Spontaneität, -Hamburg: Hrsg. von S,Hillmannml971.-251 S,

158. Steigerwald R. Bürgerliche Philosophie und Revisionismus im imperialistischen Deutschland, Frankfurt am Main: Marxistische Blätter,1980, - 353 S,

159. Strobel G. Die Partei Rosa Luxemburgs. Lenin und die SPD, Der polnische "Europäische" Internationalismus in der russischen Sozialdemokratie, Wiesbaden: Steiner,1974. - 759 S.

160. Айзин Б.А. Роза Люксембург об особенностях и историческом значении русской революции 1905-1907 гг. В кн.: Ежегодник германской истории, 1976. - М.,1977, с,174-200.

161. Алексеев Г.А. Русский 1905 год и революционная концепция Р.Люксембург. В кн.: Историческая наука и некоторые проблемы современности. - М., 1969, с.86-125.

162. Богорад В.А. О теоретическом наследии Р.Люксембург. Рабочий класс и современный мир, 1974, № 2, с.151-160.

163. Брэйович С.М. Антиленинская трактовка философии марксизма Карлом Коршем. Философские науки, 1981, № 5, c.IOI-IIO.

164. Дилигенский Г.Г. Марксистская концепция классового сознания и ее критики. Вопросы философии, 1969, № 2, с.15-25.

165. Манусевич А.Я. Роза Люксембург и ее место в истории международного рабочего движения. Новая и Новейшая история, 1971, № 2, с.18-37.

166. Хертцфельд Р., Циммерман Ф. О фальсификации ленинизма в Западной Германии Вопросы истории КПСС, 1970, № 8, с.44-56.

167. Чистяков В.В. Борьба розы Люксембург против ревизионизма и реформизма в СДПГ (1898-1904 гг.). В кн.: Ежегодник германской истории. 1971. - М., 1973, с.87-110«

168. Чистяков В.В. Влияние русской революции 1905-1907 гг. на развитие взглядов Розы Люксембург. В кн.: Ежегодник германской истории. 1968. - М. ,1969, с.125-144.

169. Vorwärts", Bonn, IT 22, 21.05,1981, S.28.

170. Tfeldenberg M. Polemika Ro'zy Luxemburg z Karolem Kautskim.-Z pola walki,1969, N 3, S»17-45.

171. Зайцев Я.В. Роза Люксембург в борьбе против оппортунизма,за творческое развитие марксистской теории (1898 1919 гг.): Автореф. Дис. д-ра ист. наук. - Пермь,1974. - 37 с.

172. Калашников Б.А. Вопросы исторического материализма в трудах Розы Люксембург. Автореф. Дис. канд. филос.наук. - Москва, 1977. - 24 с»

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.