Социально-философский анализ менталитета: общее и особенное тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, доктор философских наук Ашхамахова, Асиет Аскеровна

  • Ашхамахова, Асиет Аскеровна
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2006, Майкоп
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 279
Ашхамахова, Асиет Аскеровна. Социально-философский анализ менталитета: общее и особенное: дис. доктор философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Майкоп. 2006. 279 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Ашхамахова, Асиет Аскеровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕНТАЛИТЕТА.

1.1. Проблема менталитета в истории философии.

1.2. Принципы и методы изучения менталитета.

1.3. Исследование менталитета в современной отечественной философии.

ГЛАВА 2. ПРИРОДНЫЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ

ФОРМИРОВАНИЯ МЕНТАЛИТЕТА НАРОДОВ СЕВЕРНОГО

КАВКАЗА.

2.1. Проблема существования и развития северокавказской цивилизации.

2.2. Влияние природно-географического фактора на формирование менталитета северокавказских народов.

2.3. Мифоэпические особенности мировосприятия северокавказских горцев.

2.4. Социальные детерминанты становления горского менталитета.

ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ В ИЗМЕНЕНИИ МЕНТАЛИТЕТА

СЕВЕРОКАВКАЗСКИХ НАРОДОВ.

3.1. Проблема изменения менталитета в творчестве северокавказских просветителей.

3.2. Миграционные процессы и изменение ментальности северокавказских народов.

3.3. Влияние интеграции в российское социокультурное пространство на северокавказский менталитет.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философский анализ менталитета: общее и особенное»

Актуальность темы исследования. Выбор темы обусловлен ее неразработанностью, хотя проблема уже поставлена в философской и культурологической литературе, однако значимых специальных исследований, посвященных этому вопросу, пока нет. Ментальная составляющая исторического развития общества для социальной философии является важнейшей.

Необходимо актуализировать проблематику, ориентированную на изучение человека и его менталитета, поскольку не только экономика или деятельность политиков, но и повседневная жизнь людей, их представления и ценности во многом определяют те события, которые происходят сегодня на Кавказе. Ведущие кавказоведы обращают внимание на необходимость обретения «человеческого лица», изучения «души» кавказских народов в современных исследованиях. Собран богатейший материал по истории, этнографии, фольклористике народов Северного Кавказа, но он не формализован в классических обществоведческих дисциплинах.

Актуальность исследования национального менталитета, в частности менталитета северокавказских народов, определяется национально-государственным кризисом на юге России. Решение этой проблемы позволит правильно оценить не только историческое прошлое народов России, но и действительность сегодняшнюю, а также строить прогнозы на будущее. Не сбываются прогнозы относительно уменьшения значимости этнического фактора в связи с глобализацией экономической, политической и духовной жизни, так как начиная со второй половины XX в. влияние национального аспекта на ход мировой истории резко усиливается.

Изучение особенностей менталитета северокавказских народов дает возможность адекватного отражения многострадальной судьбы народов Кавказа, более глубокого проникновения в смысл отечественной истории. Объективное рассмотрение данной проблемы будет способствовать выработке взвешенной национальной политики в Российской Федерации и позволит полнее осознать взаимодействие северокавказских национальных культур и русской цивилизации. Умелое использование знаний о менталитете народов Северного Кавказа увеличило бы силу и авторитет российского законодательства - это доказано всей отечественной историей. Без учета влияния менталитета на все сферы общественной жизни не может быть эффективной экономической политики, а также современного менеджмента. Кроме того, менталитет обеспечивает связь времен и преемственность поколений, является залогом того, что Россия в состоянии преодолеть сегодняшний системный социальный кризис и занять достойное место в мировом сообществе народов.

Обращение к поставленной теме решило бы ряд важных задач современности. Изучение общего и особенного в менталитете народов позволило бы глубже понять взаимоотношения между этносами, раскрыть характерные закономерности их социальной детерминированности и исторической изменчивости. Однако поиск особенностей менталитета различных этносов не должен превращаться в самоцель. Установленные различия необходимо учитывать в сфере межнациональных отношений, чтобы избежать возникновения конфликтов.

Учет особенностей менталитета народов России важен для патриотического, нравственного и интернационального воспитания молодежи. Его значение для современного состояния российского общества актуально в связи с поиском новой национальной идеи, которая бы стабилизировала и объединила Россию.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы происхождения и сущности менталитета являются комплексной проблемой, которая нашла свое отражение в ряде литературных источников. Проблема ментально-сти изучается многими общественными и гуманитарными науками: социальной психологией, философией, этнопсихологией, этнологией, социологией, историей, культурологией, политологией и др.

У истоков развития научной мысли о проблемах души и духа народов стоял Гиппократ, который сформулировал первые идеи о психологии народов, «народном духе». Размышляли над таинственным свойством человеческой души Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель. Предпосылки к разработке теории ментальности были заложены в философии и науке Нового времени в работах В. Вундта, Р. Декарта, Г. В. Гегеля, И. Гердера, И. Канта, Г. Лебона, Ш. Монтескье, И. Фихте, Д. Юма.

Исследуя эволюцию научной мысли о проблемах самосознания и «духа народа», необходимо особо отметить французскую школу «Анналов» и ее основоположников М. Блока и Л. Февра. Если Блок отстаивал позиции социологической традиции, то Февру было ближе психологическое изучение народной души. Последователь школы «Анналов» Ж. Дюби понимает мен-тальность как систему образов и представлений, неодинаковую у разных социальных групп.

В работах К. Леви-Стросса на первый план выдвигается общая система символов, которая выступает ценностно-нормативным регулятором поведения определенной этнической группы.

Системы общественных поведенческих стереотипов развиты в теории А. Кардинера, Д. Левинсона и А. Инхлеса, которые полагали, что любой представитель этнической консолидации является носителем целого ряда эт-нообусловленных стереотипов, передаваемых потомкам.

Большой вклад в изучение менталитета внес Э. Дюркгейм. Он полагал, что ментальные состояния общества есть не что иное, как коллективные представления - надиндивидуальные феномены сознания, имеющие собственное понятие и не сводящиеся к сумме индивидуальных сознаний.

К. Г. Юнг выдвинул идею существования синхронных связей, противостоящих причинным. Под синхронной связью Юнг понимал причинно не обусловленную, вневременную связь событий. В русле этих идей он трактовал коллективное бессознательное и архетипы, лежащие в основе менталитета.

Э. Фромм пришел к выводу, что факт сходства значимых черт характера у членов одной культуры позволяет говорить о «социальном характере», формирующемся под влиянием социально-экономической структуры общества.

В изучение русского менталитета внесли большой вклад П. Я. Чаадаев,

B. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, И.М.Бунин, Б. Г. Вышеславцев, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, П. А. Сорокин, Н. О. Лосский, Г. В. Фло-ровский.

Национальный менталитет - один из признаков нации, поэтому необходимо сказать о научных изысканиях в области теории этносов и наций отечественной гуманитаристики. Это работы Р. Г. Абдулатипова, Ю. П. Андреева, Ю. В. Бромлея, А. Г. Здравомыслова, М. Н. Рудкевича, В. М. Семенова, Н. Г. Скворцова, Н. А. Тишкова и др.

В XX в. теоретические и методологические проблемы национального характера и менталитета разрабатывались М. Андреевым, Э. А. Баграмовым, О. Бауэром, Г. Д. Гачевым, А. Кардинером, И. С. Коном, В. А. Лекторским, Д. Левинсоном, И. К. Пантиным, А. С. Памариным, А. П. Огурцовым и др.

Традиция изучения северокавказского менталитета выглядит многомерно. Существенный вклад в изучение горского менталитета внесли писатели-просветители Ч. Ахриев, А. А. Гассиев, А.-Г. Кешев, Ш. Ногмов,

C. X. Сиюхов, К. Хетагуров и др. Широкий спектр исследований охватывают работы современных ученых-кавказоведов: фольклористов, литературоведов, философов, психологов, этнологов и т. д.

В настоящее время проблемой менталитета исследователи занимаются по разным направлениям: философское - А. Я. Гуревич, О. Н. Дамения, В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов, С. В. Костылев, С. Л. Ляушева, А. П. Огурцов, И. К. Пантин, X. Г. Тхагапсоев, Р. А. Ханаху, Р. Д. Хунагов, А. Ю. Ша-дже, Ф. С. Эфендиев и др.; психологическое и педагогическое - И. Г. Дубов, Б. А. Душков, А. А. Гадагатль, И. А. Шоров, М. 3. Азаматова и др.; мифологическое и филологическое - З.Блягоз, А. М. Гадагатль, А. Схаляхо, Д. Р. Шах-мирзоева, Ю. М. Тхагазитов и др.; культурологическое и этнологическое -Б. X. Бгажноков, Г. Д. Гачев, X. М. Казанов, А. С. Мирзоев, В. В. Черноус и др.; социологическое - Ю.В. Арутюнов, Ю. Г. Волков, Л. М. Дробижева, Е. М. Харитонов и др.; политическое - Е. А. Ануфриев, А. А. Жириков,

Л. В. Лесная, Т. М. Полякова, Д. М. Тайсаев и др.; историческое - М. Г. Аут-лев, Б. М. Беджанов, В. К. Гарданов, Я. Гордин, С. X. Мафедзев, В. А. Матвеев, Р. Б. Унарокова, К. X. Унежев; экономики и менеджмента - Ю. М. Осипов, О. В. Иншаков.

Таким образом, проблема национального менталитета является предметом активного изучения как для отечественных, так и зарубежных исследователей. Однако социально-философских знаний о становлении, генезисе и эволюции национального менталитета этносов Северного Кавказа собрано недостаточно. Этот пробел в области социальной философии призвана восполнить данная диссертационная работа.

Цель и задачи исследования. Цель настоящего диссертационного исследования заключается в философском анализе истоков, эволюции и специфической сущности менталитета северокавказских народов, что позволит отразить всеобщее - менталитет как феномен бытия человека, общества и культуры. В связи с этим в диссертации ставятся следующие задачи:

- проследить эволюцию философских взглядов на проблему менталитета;

- обосновать принципы и методы исследования менталитета;

- провести категориальный анализ национального менталитета для установления его начального социально-философского статуса;

- определить основные признаки северокавказской цивилизации;

- исследовать источники детерминации менталитета северокавказских народов;

- дать целостную картину представлений отечественных и зарубежных мыслителей об особенностях менталитета северокавказских народов;

-выделить основные сущностные качества северокавказского менталитета;

- продемонстрировать тенденции в изменении северокавказской мен-тальности;

- определить адаптационные возможности развития менталитета северокавказских народов в современном обществе.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является менталитет как феномен бытия человека, общества и культуры. В качестве предмета социально-философского анализа выступает общее и особенное в менталитете (на примере северокавказских народов).

Теоретико-методологическая основа исследования. Решение сформулированных задач для достижения поставленной цели реализуется на основе системного подхода. В своем исследовании автор опирается на философские принципы: противоречивости, развития, детерминизма, историзма, относительности, системной организации общества, целостности. В работе используются методы исторического и логического анализа, сравнительно-сопоставительный подход.

Парадигмой исследования, ориентированной на изучение национального менталитета, выступает неклассическая модель социального познания. Основным познавательным средством этой модели является «диалог» этно-культур, в результате которого «чужой» этнический опыт изучается и используется в «своей» этнокультуре.

Для решения намеченных задач используются также этнологические, социально-психологические и другие методы исследования.

Теоретическим источниковедческим базисом исследования является прежде всего теоретическое наследие западной и русской философии. Центральным элементом исследовательской парадигмы является междисциплинарный подход, позволяющий при использовании данных целого комплекса наук адекватно отразить становление, сущность и тенденции изменения менталитета.

Научная новизна диссертационного исследования, в котором осуществлен целостный философский анализ проблемы становления, сущности и трансформации менталитета, заключается в следующем:

-дана общая характеристика современного состояния проблемы становления и сущности менталитета;

- продемонстрирована эволюция философских взглядов на менталитет, что позволило выделить основные вехи в его развитии;

-определены принципы и методологические основы исследования менталитета;

- осуществлена попытка выявления основных признаков северокавказской цивилизации;

- выявлены особенности менталитета северокавказских народов;

-дано системное представление о детерминантах северокавказской ментальности;

- показаны тенденции в изменении менталитета северокавказских народов;

- продемонстрирована консервативность северокавказского менталитета по отношению к социальным инновациям, но в то же время его пластичность и способность адаптироваться к сегодняшней действительности;

- обосновано, что в эпоху глобализации менталитет народов расширяется, в связи с чем можно говорить о «расширенном менталитете».

Положения, выносимые на защиту. Осуществленное в соответствии с изложенной актуальностью проблемы, целями, задачами и указанными теоретико-методологическими основаниями, диссертационное исследование позволяет сформулировать следующие положения, выносимые на защиту:

1. В истории философской мысли менталитет рассматривался с различных методологических позиций. Условно можно выделить три основных этапа в процессе становления понятия «менталитет». Первый этап характеризуется тем, что термин «менталитет» не фигурирует в философских трудах, посвященных, тем не менее, поискам этнических особенностей мировосприятия. Философы используют с этой целью такие понятия как «психика народа», «дух народа», «этническое сознание», «национальный характер» и др. Второй период связан с развитием новой исторической науки, представленной школой «Анналов». Менталитет рассматривается как своеобразный историко-культурный эфир, в который погружены все члены общества и который необходимо учитывать для адекватного воспроизведения внутреннего мира людей прошлого. Значение этого этапа состоит в постановке проблемы, распространении и популяризации ее среди представителей общественных наук. Третий этап становления категории «менталитет» связан с тем, что к изучению этого феномена активно подключаются психологи, социологи, этнологи, которые пытаются дать свою дефиницию менталитета. В этих условиях актуализируется необходимость социально-философской рефлексии и последующего упорядочивания и систематизации существующих многочисленных концепций менталитета.

2. Основой менталитета являются традиции, культура, социальные структуры, бессознательное, а также среда обитания человека или этноса. Ментальность, формируясь в сознании человека, выражается в его действиях и языке. Изменение менталитета, его эволюция происходит под влиянием исторических процессов, особенно войн, межнациональных конфликтов, а также под влиянием природных катаклизмов.

3. Национальный менталитет есть органическое единство субъективной и объективной стороны жизни нации. Это дает возможность по-новому исследовать национальный менталитет как диалектическое единство сущности и явления. Как сущность национальный менталитет - это внутренняя, субъективная сторона жизни нации в виде самой стабильной части (ядра) национальной психологии, а как явление он есть объективизация этой сущности в деятельности народа и в ее результатах.

4. Можно говорить о существовании локальной северокавказской цивилизации, обладающей определенной целостностью и идентичностью ее составляющих, общими ментальными структурами, поведенческими схемами, характерными для народов Северного Кавказа. Безусловно, мы не можем сказать о включенности северокавказской цивилизации в мировое целое самым непосредственным образом и существенном влиянии на это целое. Поэтому особо подчеркивается локальный характер северокавказской цивилизации. Факт этнического, религиозно-культурного многообразия не является аргументом против возможности единства в рамках локальной цивилизации. Особенность северокавказской цивилизации и состоит в соединении в рамках единого целого огромного множества разноязычных этносов, конфессиональных и культурных различий.

5. Существует корреляционная зависимость северокавказского менталитета от особенностей природной среды, социальной и религиозно-духовной жизни. Формирование мировосприятия северокавказских народов происходило под мощным влиянием других национальных менталитетов. Особенно важную роль сыграло влияние русского менталитета.

6. Основными особенностями северокавказского менталитета являются: неразрывная духовная связь северокавказских народов со средой их обитания; свободолюбивый дух и горячность; некоторая заносчивость; вежливость, толерантность; признание авторитета старейшин; скрупулезное соблюдение норм этикета.

7. В результате миграции горцев на равнину, которая началась с конца XVII в., произошла перестройка этнического и культурного облика переселенцев, что, в свою очередь, повлияло на изменение менталитета горцев. Этот процесс был обусловлен рядом причин, важнейшими из которых являлись малоземелье горных областей региона, войны, стихийные бедствия, кровная месть. Миграция горцев в иную этническую среду привела к этнической ассимиляции: изменилось самосознание, многие мигранты утратили родной язык, ряд черт традиционной культуры, усваивая чужую. В то же время одна из важных составляющих менталитета - традиции и обычаи -оказались весьма стабильными, особенно такие, как взаимопомощь, традиции гостеприимства и почитания старших.

8. Определяя глобализацию общей характеристикой мирового исторического процесса, следует согласиться с тем, что важнейшим условием продуктивности общения различных народностей должно стать существование метакультуры», «расширенной ментальности». Не поглощая полностью и не вытесняя национальные, региональные цивилизации и культуры, эти феномены как бы надстраиваются над ними, выступая в качестве своеобразного цивилизационно-культурного «общего знаменателя». Основанием этого процесса могут служить накопленные общечеловеческие социальные и моральные ценности, универсальные структуры человеческого общения. Этническая ментальность не исчезает, она видоизменяется, формируются ментальности, не детерминированные строго этнической принадлежностью. В эпоху глобализации менталитет народов расширяется, поэтому можно говорить о «расширенном менталитете».

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется, прежде всего, его методологической направленностью. Можно надеяться, что положения и выводы, полученные в результате диссертационного исследования, могут быть использованы в качестве теоретико-методологической и источниковедческой базы в общественных науках, которые исследуют проблему российского менталитета, - социологии, социальной философии, экономике, теории менеджмента, истории, культурологии, этнологии, социальной психологии, политологии, педагогике, юриспруденции и др.

Материалы и выводы, сделанные в диссертационной работе, могут представлять интерес для кавказоведов, политиков, занимающихся региона-листикой и геополитическими проблемами. Результаты исследования могут быть использованы в преподавательской деятельности, в духовно-нравственном и патриотическом воспитании студенческой молодежи.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования отражены автором в монографиях, научных статьях, тезисах, методических изданиях (30 публикаций).

Положения и основные идеи диссертации обсуждались на международных научно-практических конференциях «Мир культуры адыгов: прошлое и настоящее» (Майкоп, 2004), «Экономическая политика государства на юге современной России» (Адлер, 2005), «Россия в глобализирующейся мировой экономике» (Ростов, 2006); на IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 2005); на всероссийских конференциях: «Рыночные отношения в России: проблемы, тенденции, перспективы» (Краснодар, 2003), «Юг России в перекрестье напряжений» (Туапсе, 2003), «Юг России в перекрестье напряжений - 2» (Туапсе, 2004), «Проблемы становления государства в современной России» (Адлер, 2005); на межвузовских конференциях «Этнос и общечеловеческие ценности» (Краснодар, 2003), «Северный Кавказ: история и современность» (Краснодар, 2004).

Диссертационная работа обсуждалась на расширенном заседании кафедры отдела философии и социологии АРИГИ и была рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав (десяти параграфов), заключения, списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Ашхамахова, Асиет Аскеровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В истории человеческой мысли менталитет рассматривался с различных методологических позиций. Условно в процессе становления понятия «менталитет» можно выделить три основных этапа с гибкими хронологическими рамками. Первый этап характеризуется тем, что термин «менталитет» еще не фигурирует в философских трудах, посвященных тем не менее поискам этнических особенностей мировосприятия. Философы используют с этой целью такие понятия, как «психика народа», «дух народа», «национальный характер», «этническое сознание». Второй период связан с развитием «новой исторической науки, представленной школой «Анналов». Менталитет рассматривается как своеобразный историко-культурный эфир, в который погружены все члены общества и который важно учесть историку для адекватного воспроизведения внутреннего мира людей прошлого. Значение этого этапа состоит в постановке проблемы, распространении и популяризации ее среди представителей общественных наук. Третий этап становления категории «менталитет» связан с тем, что к изучению этого феномена активно подключаются психологи, социологи, этнологи, которые пытаются дать свою дефиницию менталитета. И в этих условиях актуализируется необходимость социально-философской рефлексии и последующего упорядочивания и систематизации существующих многочисленных концепций.

Можно говорить о существовании локальной северокавказской цивилизации, обладающей определенной целостностью и идентичностью ее составляющих, общими ментальными структурами, поведенческими схемами, социокодами. Безусловно, мы не можем сказать о включенности северокавказской цивилизации в мировое целое самым непосредственным образом и существенном влиянии на это целое. Поэтому особо подчеркиваем локальный характер северокавказской цивилизации. Мы полагаем, что факт этнического, религиозно-культурного многообразия не является аргументом против возможности единства в рамках локальной цивилизации. Особенность северокавказской цивилизации состоит в соединении в рамках единого целого множества разноязычных этносов, принадлежащих к разным конфессиям. Несмотря на теоретические трудности определения «духа» народов Северного Кавказа, сам факт его существования едва ли можно отрицать. Нельзя не замечать «общего поля», космоса народов Северного Кавказа, их во многом схожего менталитета.

Северный Кавказ сохраняет свою неповторимость благодаря чрезвычайной живучести и устойчивости древнейшей культуры. Многие элементы культуры народов Северного Кавказа, несмотря на исторические перипетии, пережили века, тысячелетия и дошли до наших дней. В свете современных проблем социальной философии, обществоведения требуется уделять больше внимания исследованию составляющих этнического менталитета: стереотипов поведения различных народов в различных ситуациях (производственной, бытовой и т. п.); ценностных ориентаций, их влияния на производственную, культурную, семейную жизнь; современных социокультурных параметров народов, их динамики и т. п. Мы должны желать истинного блага всем другим народам, как своему собственному, а для этого, прежде всего, необходимо стремиться глубже понять их духовные ценности и менталитет.

Как показывают результаты нашего исследования, духовно-нравственный облик современных народов Северного Кавказа ассоциируется с такими «вечными» ценностями, как человечность, порядочность, благородство и др. В наши дни судьба культур северокавказских народов во многом зависит от их способности противостоять тотальному инокультурному влиянию, измельчанию, «эрозии» и растворению в мировой массовой культуре.

В ходе работы рассмотрены и апробированы различные методологические подходы к исследованию сущности и особенностей этнического менталитета - комплексный, междисциплинарный, системный, семиотический и цивилизационный. Диссертант рассматривает менталитет северокавказских народов как некое уникальное (ибо каждый народ по-своему уникален), присущее только им мироощущение, мышление, поведение, систему ценностей, духовное творчество. Источником изучения менталитета северокавказских народов стали традиционная и современная культура, коллективный духовный народный опыт и т. д.

В ходе исследования выявлены основные черты этнического менталитета горских народов, которые оказали влияние на их становление и эволюцию. Доминантой ментальных установок для северокавказских народов является морально-этический и нравственный кодекс, патриархальные семейные отношения, почтительное отношение к старшим, традиционное кавказское гостеприимство, национальный язык и т. д.

Определены возможности адаптации менталитета северокавказских этносов к глобальным изменениям. Их всеохватный масштаб привел к тому, что культурные границы между народами, можно сказать, исчезли. Однако если для многочисленных народов угроза исчезновения их языков, культуры относительно невелика, то для малочисленных народов опасность утраты культуры, самобытности чрезвычайно актуальна. Каналами воспроизводства менталитета остаются морально-этический кодекс, народный духовный эпос, семья и другие факторы.

В современном трансформирующемся обществе происходит процесс смещения акцентов в плане формирования какой-либо единой или общей ментальное™. Мы выдвигаем гипотезу, что существует общий, расширенный менталитет и он значительно видоизменяется, пересекается с другими мен-тальностями (индивидуальными, групповыми, профессиональными).

Рассмотренные в диссертации проблемы становления и эволюции ментальное™ северокавказских этносов отвечают социальной потребности в том, чтобы знания народов друг о друге поставить на службу самим людям.

С нашей точки зрения, сегодня полезно знать и понимать, что образ жизни другого народа, его ментальные особенности не должны быть предметом политических и идеологических спекуляций. Всем нам, видимо, нужно твердо усвоить неизменное правило: лучше меньше касаться чужих пороков, так как это может восприниматься как унижение, оскорбление. Наоборот, при необходимости характеристики другого народа лучше выделять его светлые стороны. В целом в отношениях между нациями должны соблюдаться те же правила этикета, которые соблюдаются в отношениях между воспитанными людьми в цивилизованном обществе.

Проводимое автором сопоставление различных точек зрения особенно важно в настоящее время, когда так обострены национальные чувства, становится непредсказуемо опасным как ощущение превосходства одних народов (этносов) над другими, так и попытки предъявлять счета целым народам за далекое или близкое прошлое. Из прошлого мы знаем: если не учитывать ментальные особенности этносов, их образ жизни и мыслей, систему духовных ценностей, то это часто приводит к политическому тупику или кризису и даже к кровопролитию. Любые конфликты всегда имеют отрицательные последствия для обеих сторон, и зачастую не только для них. И если какие-то силы их провоцируют, то они явно ищут не пользы для народа (этноса), а своей собственной выгоды. Хочется надеяться, что сознание современников находится уже на таком уровне, который позволяет выявить эти тщательно скрываемые эгоистические интересы личностей или политических структур и не попадать в расставляемые ими ловушки, которые приведут лишь в тупики, залитые кровью и слезами.

Мы считаем, что назрела необходимость глубокого осмысления национальных обычаев, традиционного мышления и мировоззрения, иными словами - менталитета этносов. Исследование менталитета народов Северного Кавказа дает возможность рассматривать взаимодействие между различными подструктурами этноса, двусторонность между политиками и общественными деятелями, а также взаимодействие народов между собой. Нам нужно учесть и использовать в своей деятельности ментальные особенности каждого народа, его ценности и выбрать наиболее приемлемый путь развития межэтнических отношений.

Проведя исследование, мы приходим к выводу, что, несмотря на все трагедии прошлого, народы Северного Кавказа смогли адаптироваться к требованиям современности и в новых формах продолжают развивать и совершенствовать систему образования, искусство и литературу на основе творческого восприятия русской и мировой культуры.

Зная, понимая и учитывая ментальные особенности каждого этноса, необходимо строить взаимоотношения между народами на гуманистических взаимовыгодных принципах. Таким образом, главной целью любого государства и этноса становится преодоление ментальных противоречий, позволяющее предотвратить обострение взаимоотношений между народами. Мирное сближение возможно лишь при обоюдном стремлении к пониманию и сотрудничеству. Подводя итог, будем надеяться, что в ближайшее время и в далекой перспективе отличительными чертами северокавказского менталитета останутся миролюбие, дипломатичность и толерантность.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Ашхамахова, Асиет Аскеровна, 2006 год

1. Абдулатипов Р.Г. Кавказская цивилизация: самобытность и целостность / Р.Г. Абдулатипов // Науч. мысль Кавказа. Ростов-н/Д, 1995. - № 1. - С. 2457.

2. Абдулатипов Р.Г. Этнополитология / Р.Г. Абдулатипов- СПб.: Питер, 2004.-313 с.

3. Абрамов Я. Кавказские горцы /Я.Абрамов, В.Дудко // Последний год войны Черкесии за независимость 1863-1864 г. Киев, 1991. - С. 67-68.

4. Агаев А.Г. Функция языка как этнического признака / А.Г. Агаев // Язык и общество. -М., 1968.-С. 130-131.

5. Агрба Б.С. «Островная» цивилизация Черкесии / Б.С. Агрба, С.Х. Хотко. -Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2004. 47 с.

6. Адыги балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХШ-Х1Х вв. Нальчик, 1974. - 633 с.

7. Азаматова М.З. Народные игры у адыгов / М.З. Азаматова // Уч. Зап. АНИИ Майкоп, 1970. - Т. XI.

8. Айларова С. А. Обновляющийся Северный Кавказ: общественно-политическая мысль 60-90х гг. / С.А. Айларова. Владикавказ: СОГУ, 2002. -212с.

9. Алиев У. Карачай (Карачаевская автономная область): историко-этнол, и культур.-эконом, очерк / У. Алиев. Ростов н/Д, 1927. - 140 с.

10. Андреев И.И. Осторожно с часами истории / И.И. Андреев // Вопр. философии. 1998. -№ 3. -С. 38-53.

11. Аникеев А. А. Концепция северокавказской цивилизации как современной парадигмы кавказоведения / A.A. Аникеев // Науч. мысль Кавказа. Ростов-н/Д, 2000.-№ 2-С. 25-28.

12. Анисимов И. Кавказские евреи горцы / И.Анисимов - М., 1988. - С. 1619.

13. Ануфриев Е.А. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен / Е.А. Ануфриев, JI.B. Лесная // Соц.-полит. журн. 1997. -№ 4.-С. 31-32.

14. Аристотель. Метафизика / Аристотель // Соч.: в 4-х т. 1976. - Т. 1.

15. Аристотель. О душе / Аристотель // Соч.: в 4-х т.- 1976. Т. 1, - Кн. 3. -С. 425 -436.

16. Арутюнов С.М. Социально-психологические факторы социалистических национальных отношений / С. М. Арутюнов // Вопр. нац. психологии. Черкесск, 1972.-С. 5-84.

17. Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание / Ю.В. Арутюнян // Соц. исслед. 1990. - № 7. - С. 42-49.

18. Аутлев М.Г. Слово о правде истории / М.Г. Аутлев. Майкоп, 1993. - 56 с.

19. Аутлев М. Адыги / М. Аутлев. -Майкоп, 1957.- 140 с.

20. Афасижев М.Н. Образ адыга (черкеса) в русской литературе / М.Н. Афа-сижев // Мир культуры адыгов (проблемы эволюции и целостности). Майкоп, 2002. - С.439-452.

21. Ахриев Ч.О характере ингушей / Ч. Ахриев // Терские ведомости. — 1871. — № 30. — С. 34-39.

22. Ачел Е. Этнос и история / Е. Ачел. М., 1988.

23. Ашхамахова A.A. Биогенные и социокультурные основы изучения менталитета человека / A.A. Ашхамахова // Философия науки: прошлое, настоящее, будущее: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (24 марта 2005). -Краснодар, 2005.-С. 166-169.

24. Ашхамахова A.A. Гостеприимство как определяющая менталитета народов Северного Кавказа / A.A. Ашхамахова // Соврем, право. 2005. - № 12. -С. 73 - 76.

25. Ашхамахова A.A. Мир глазами горцев / A.A. Ашхамахова // Культурная жизнь Юга России. Краснодар, 2005. - № 4. - С. 6-7.

26. Ашхамахова A.A. Этнический менталитет (к методологии исследования) /

27. A.A. Ашхамахова // Философия и будущее цивилизации.: тез. докл. и выступлении IV Рос. философ, конгр. (24-28 мая 2005). М., 2005. - Т. 3. - С. 1415.

28. Ашхамахова A.A. Александр Дюма о кавказских народах /A.A. Ашхамахова // Науч. мысль Кавказа. Приложение. Ростов-н/Д, 2006. - № 2.

29. Ашхамахова A.A. Феномен менталитета: анализ зарубежных исследований / A.A. Ашхамахова // Соврем, право. 2005. - № 11. - С. 62-66.

30. Бабаков В.Г. Кризисные этносы / В.Г. Бабаков. Режим доступа: http://www.popal.ru. / article75.html

31. Бабич И. Народные традиции в общественном быту кабардинцев / И.Бабич.-М., 1995.- 112 с.

32. Баграмов В.А. Национальный вопрос и буржуазная идеология /

33. B.А. Баграмов. М., 1966. - 238 с.

34. Бауэр О. Национальный вопрос и социальная демократия / О. Бауэр. -СПб., 1909.-600 с.

35. Бахтин U.M. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М.: Искусство, 1979. - 152 с.

36. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика / Б.Х. Бгажноков. Нальчик: Эль-фа, 1999.-96 с.

37. Бгажноков Б.Х. Адыгские клятвы и общественный быт адыгов и балкарцев / Б.Х. Бгажноков. Нальчик, 1986.

38. Бгажноков Б.Х. Черкесское игрище / Б.Х. Бгажноков. Нальчик, 1991. -168с.

39. Бекизова Л. От богатырского эпоса к роману / Л. Бекизова. Черкесск, 1974.-288с.

40. Бердяев H.A. Душа России / H.A. Бердяев // Рус. идея. М., 1992. - С. 295-304.

41. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма / H.A. Бердяев. М., 1990.-414 с.

42. Бердяев Н. А. Смысл истории / H.A. Бердяев. М.: Мысль, 1990. - 175 с.

43. Бердяев Н. А. Философия неравенства / H.A. Бердяев. М., 1990. - 235 с.

44. Бердяев H.A. Судьба России / H.A. Бердяев. М.:Худ. литература, 1918. -336 с.

45. Березкин Н. Старые черкесские сады / Н. Березкин, Ю. Сухоруких // Совет. Адыгея. 1996. - 20 июня.

46. Бестужев-Марлинский A.A. Аммалат-бек / A.A. Бестужев-Марлинский // Труд, годы декабристов на Кавказе. Краснодар, 1985. - С. 11-128.

47. Бестужев-Марлинский A.A. Письма // Трудные годы декабристов на Кавказе / A.A. Бестужев-Марлинский. Краснодар, 1985. - С. 145-164.

48. Бетрозов РЖ. Этническая история адыгов / Р.Ж. Бетрозов. Нальчик: Эльбрус, 1996.- 247 с.

49. Блягдз З.У. Нравственно-философский аспект пословиц и поговорок / З.У. Блягоз // Мир культуры адыгов (проблемы эволюции и целостности). -Майкоп, 2002.-С. 232-241.

50. Большая советская энциклопедия (БСЭ): в 30т. М., 1973. - Т. 19. - 647 с.

51. Большой энциклопедический словарь. Изд. 2-е. - М., 1998. - 441 с.

52. Боташев М.Д. Побратимство у карачаевцев / М.Д. Боташев // Этнограф, обозрение. 2002. - № 1 - С. 108-125.

53. Бранский В. П. Теоретические основания социальной синергетики / В.П. Бранский // Вопр. философии. 2000. - № 4. - С. 115.

54. Бродель Ф. Средиземное море и средиземноводный мир в эпоху Филиппа И: В 3-х ч. / Ф. Бродель / Пер. с фр. М.А. Юсима. М.: Языки славянской культуры, 2002. - Ч. 1. - 496 с.

55. Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз, И.А Ефрон. -СПб., 2004.-672с.

56. Бунге М. Причинность. Место принципа причинности в современной науке / М. Бунге. М., 1962.

57. Бурыкина JI.B. Культурное взаимодействие черкесских армян с этническими группами Северного Кавказа в XIII-XIX вв. / J1. В. Бурыкина // Истор. источники Евроазиат. и Сев.- Африк. цивилизаций: VI междунар. конф. М., 2005.-С. 40-41.

58. Васильев А.Т. Кази-кумухцы / А.Т. Васильев // Этнограф, обозрение. 1899. -№3.-С. 65-67.

59. Васильева Г.П. Некоторые тенденции развития современных национальных традиций в материальной культуре народов Средней Азии и Казахстана / Г.П. Васильева // СЭ. 1979. - №3. - С. 18-30.

60. Венюков М. Население Северо-западного Кавказа в три эпохи его колонизации русскими в 1841, 1860 и 1863 гг. / М. Венюков //Зап. РГО. СПб., 1864. Кн.1. - С. 7.

61. Вжозек В. Человек в социальной системе Фернанда Броде ля // Споры о главном/В. Вжозек.-М., 1993.-С. 149-155.

62. Вирин В.П. Ментальность, менталитет / В.П. Вирин // Соврем, запад, философия: словарь. -М., 1998.

63. Вовель М. Ментальность // 50/50 Опыт словаря нового мышления. М., 1989.-С. 456-459.

64. Волков Ю.Г Кавказ: проблемы культурно-цивилизационного развития / Ю.Г. Волков. -Ростов-н/Д, 2000. 175 с.

65. Волкова Н.Г. Миграция и этнокультурная адаптация горцев в условиях равнинного Кавказа (XIX XX вв.) / Н.Г. Волкова II Расы и народы. Соврем, этнич. и расовые проблемы. - М.: Наука, 1988. - Вып. 18. - С. 132-140.

66. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII -начале XIX века / Н.Г. Волкова. М., 1974. - 128 с.

67. Волкова Н.Г. Этнокультурные контакты народов горного Кавказа в общественном быту (XIX начало XX в.) / Н.Г. Волкова // Кавказский этнограф, сб.-М., 1989.-С. 179-198.

68. Вундт В. Психология народов / В Вундт. М.; СПб: ЭКСМО: TERRA FANTASTICA; 2002. - 864 с.

69. Выготский JI.C. Проблемы культурного развития ребенка / JI.C. Выготский // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1991. № 4 .

70. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер. / Б.П.Вышеславцев// Вопр. философии. 1995. -№ 6. - С. 117-150.

71. Гадагатлъ А. Героический эпос «Нарты» адыгских (черкессих) народов / А. Гадагатль. Майкоп, 1987.- 407 с.

72. Гадагатль А.А. Особенности социализации детей у адыгов. // Культура и быт адыгов / А.А. Гадагатль. Майкоп, 2002. - Вып. № 9. - С. 4-23.

73. Гадагатль А.М. Память нации / А.М. Гадагатль // Генезис эпоса «Нарты» Майкоп: Меоты, 1997. - 397 с.

74. Гаджиев В.Г. Приют русского свободомыслия / В.Г. Гаджиев. // Науч. мысль Кавказа. Ростов-н/ Д, 1995. - №4. - С. 60-62.

75. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа / А.В. Гадло. -Л., 1979.-216 с.

76. Гарданов В. К. Адыгские «братства» в XVIII первой половине XIX в. // Совет, этнография. - 1964. - №2. - С. 31.

77. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов (XVIII I половина XIX) / В.К.Гарданов. - М.: Наука, 1967. - 302 с.

78. Гассиев А.А. По части книжных древностей / А.А. Гассиев // Кавказ. 1873.-№36.

79. Гатцук В. Черкесы. Южная Россия. / В. Гатцук. Киев, 1906. - Т. 10. -С. 13-16.

80. Гачев Г.Д. Ментальность или национальный космо-психологос / Г.Д. Га-чев // Вопр. философии. 1994. - № 1. - С. 25-28.

81. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Кавказ / Г.Д. Гачев. М.: Сервиз, 2002.-411 с.

82. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо. Психо. Логос / Г.Д. Гачев.-М., 1995.-315 с.

83. Гегель Г. В. Эстетика / Г.В. Гегель // Соч. М., 1968. - Т. 1. 83 .Гегель Г.В. Наука логики / Г.В. Гегель // Соч. - М., 1971.-Т.2

84. Гегель Г.В. Философия духа / Г.В. Гегель // Энцикл. философ, наук. М., 1977.-Т. 3.

85. Геродот. История: в 9 т. / Геродот / Пер. и примеч. Г.А. Стратановского. М.: Ладомир; ACT, 1999. - Т. 1. - 752 с.

86. Гетц Г.В. Изучение ментальности: взгляд из Германии / Г.В. Гетц // Споры о главном. -М., 1993.

87. Гинзбург К. Сыр и черви. Картина мира одного мельника, живущего в XVI в / К. Гинзбург. М., 2000.

88. Гордин, Я. Кавказ: земля и кровь / Я. Гордин. СПб., 2000. - 463 с.

89. Граждане Россияне: взгляд на самих себя // Незав. газ. 1988. 17 мая.

90. Грозова И. Дневник поручика Н.В. Симановского, 2 апр. 3 окт. 1837. Кавказ / И. Грозова // Я. Гордин. Кавказ: земля и кровь. - СПб., 2000. - С. 377-428.

91. Гулыга A.B. Искусство в век науки / А. Гулыга. М., 1978. - 182 с.

92. Гумилев, JI.H. Конец и вновь начало / Л.Н. Гумилев. М.:Айрис Пресс, 2000.-383 с.

93. Гумилев Л.Н. О термине «этнос» / Л.Н. Гумилев // Доклады отделений и комис. геогр. о-ва СССР. Л., 1967.

94. Гуревич, А.Я. От истории ментальностей к историческому синтезу/ А.Я. Гуревич // Споры о главном. Дис. о настоящем и будущем истор. науки вокруг фр. шк. «Анналов». М., 1993. - С. 16-28.

95. Гуревич А.Я. Историческая антропология: проблемы социальной и культурной истории // Вестн. АН СССР. 1989. - №7. - С. 71-93.

96. Гуревич, А.Я. Проблема ментальности в современной историографии/ А.Я. Гуревич //Всеобщая история: дис., новые подходы. М., 1989.-Вып. 1.- С. 75-78.

97. Гуревич Я.А. Ментальность как пласт социальной целостности оппонентам / А.Я. Гуревич // Споры о главном. Дис. о настоящем и будущем истор. науки вокруг фр. шк. «Анналов». М., 1993. - С. 49-50.

98. Гуревич А. Я. Уроки Люсьена Февра / Послесловие к книге Л. Февра «Бои за историю» Л., 1991.

99. Гуриев Т.А. Проблемы нартиады.-М., 1982. 258 с.

100. ХОО.Гуртуева М.Б. Народная педагогика молодому читателю.: Учеб.-метод. пособие/М.Б. Гуртуева. -Нальчик, 2003.- 188 с.

101. Давидович В.Е. Существует ли кавказская цивилизация? / В.Е Давидович // Науч. мысль Кавказа. Ростов-н/Д, 2000. - № 2. - С. 28-30.

102. Давидович В.Е. Сущность культуры / В.Е Давидович, Ю.А. Жданов. -Ростов-н/Д: РГУ, 1979.- 111 с.

103. Дадашев A.A. Социальная субъективность нации: философско-методологический анализ / A.A. Дадашев. Нальчик: Изд-во М. и В. Котля-ровых, 2005.- 144 с.

104. Далгат У.Б. Кавказские богатырские сказания древних циклов и эпос о нартах / У.Б. Далгат // Сказание о нартах эпос народов Кавказа. - М., 1969. -С. 211.

105. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль.- М., 1995.-Т. 2,- 784 с.

106. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль.- М., 1968.-Т. 3.- 555 с.

107. Дамения О.Н. Кавказская культурная общность: миф или реальность? / О.Н. Дамения // Науч. мысль Кавказа. Ростов-н/Д, 2002. - №1. - С. 45-56.

108. Делокаров К.Х. Прошлое как объект методологического анализа /

109. К.Х. Делокаров // Актуал. проблемы философии истории: социал. теория и соврем.-М., 1995.-Вып. 23. -С. 186.

110. Дзамихов К.Ф. Адыги: борьба и изгнание / К.Ф. Дзамихов. Нальчик, 2005.- 110 с.

111. Додонов P.A. Этническая ментальность: опыт социально-философского исследования / P.A. Додонов. Запорожье: РА «Тандем-У», 1998. - 205 с.

112. Дробижева Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития / Л.М. Дробижева // СЭ. 1985. - №5. - С. 3-16.

113. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ / И.Г. Дубов // Вопр. психологии. 1993. - №5. - С. 20-29.

114. Душков Б.А. Психосоциология менталитета и нооменталитета: учеб. пособие / Б.А. Душков. Екатеринбург, 2002. - 399 с.

115. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. М.,1991.

116. Дюркгейм Э. Метод социологии / Э. Дюркгейм. -М., 1991.-480 с.

117. Дюркгейм Э. Коллективный ритуал / Э.Дюркгейм // Религия и общество: хрестоматия по социологии религии. М., 1996. - С. 48-52.

118. Жак Jle Гофф. Цивилизация Средневекового Запада. М.: Прогресс,1992.

119. Жак Ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада / Jle Гофф Жак. -М.: Прогресс, 1992. 310-312 с.

120. Жданов Ю.А. Кавказ и передовая русская культура // Великий Октябрь и передовая Россия в истор. судьбах народов Сев. Кавказа. Грозный, 1982. -С. 39-40.

121. Жданов Ю.А. Солнечное сплетение Евразии / Ю.А. Жданов // Изв. вузов. Северо-Кавк. регион. Обществ, науки. Ростов-н/Д, 1998. - №2. - С. 24-32.

122. Жириков A.A. Этнические факторы политической стабильности / A.A. Жириков. -М.: Славян, диалог, 1995. -241 с.

123. Жуковский В.А. Сочинения: в 3 т. / В.А. Жуковский. М., 1980. - Т. 1 -438 с.

124. Зинков Е. Г. Культурное пространство российской духовности / Е.Г. Зинков. Автореферат дис. д-ра филос. н. Ростов- н/Д, 2006. 55с.

125. Зубов П. Картина Кавказского края, принадлежащая России и сопредельных оному земель / П.Зубов // Русские авторы XIX века о народах центр, и сев.-запад. Кавказа: в 2-х т. Нальчик, 2001. - Т. 2. - С. 3-30.

126. Ибрагимов М.-Р.А. Изменения в расселение народов Дагестана в связи с переселенческим движением / М.-Р.А. Ибрагимов // Традиц. и новое в соврем. быту дагестанцев переселенцев. Махачкала, - 1981. - С. 10-14.

127. Иванова Ю. В. Памятники обычного права албанцев османского времени / Ю. В. Иванова. М., 1994.- 143 с.

128. Ильин И. А. О путях России / И.А. Ильин // Рус. идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. М., 1994. - Т. 2.

129. Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10 т./ И.А. Ильин; М. Т. 2. кн. 1 -1993.-494 е.; Т. 2 кн. 2: Наши задачи: ст. 1951-1954 гг. - 1993.-480 е.; Т. 3.- 1994. 592 е.; Т. 4. - 1994. - 621 с.

130. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное сознание / Ф.С. Эфендиев.- Нальчик: Эль-Фа, 1999. 303 с.

131. История ментальностей, историческая антропология: зарубеж. исслед. в обзорах и рефератах. М., 1996. - 254 с.

132. История народов Северного Кавказа с древнейших времён до конца XVIII в.-М.: Наука, 1988.-544 с.

133. История русской словесности П. Н. Полевого. СПб., 1900. - Т.2.-574 с.

134. Кавказские горцы: сб. сведений: в 2-х т. -М., 1992. Т. 2 - 112 с.

135. Каган М.С. Синергетическая парадигма диалектика общего и особенного в методологии познания разных сфер бытия / М.С. Каган // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве - М.: Прогресс-Традиция, 2002.

136. Кажаров В. X. Адыгская хаса / В.Х. Кажаров. Нальчик, 1992. - 158 с.

137. Казанов X. Н. Национальный характер как фактор исторического процесса / Х.Н. Казанов // Философия и социология. Науч. и общ.-теор. сб. -1996.-№4.-С. 17-34.

138. Казиев Ш.М. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке / Ш. М. Казиев, И. В.Карпеев. М.: Молодая гвардия, 2003. - 452 с.

139. Камкия Ф. Г. Преступление и наказание в обычном праве абхазов / Ф.Х. Камкия // Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов-н/Д, 1999. - С. 359.

140. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант. М., 1994. - 592 с.

141. Кант И. Наблюдение над чувством прекрасного и возвышенного/ И. Кант //Собр. соч. -М., 1964.-Т. 2.-С. 125-185.

142. Кануков И. Заметки горца / И. Кануков. Орджоникидзе, 1963. - 331с.

143. Карачайлы И. Горцы и их борьба за свободу в творчестве А. С. Пушкина // Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX начала XX в. Избр. соч.: в 2-х т. -Нальчик, 1999.-Т. 2.-С. 174-196.

144. Карачайлы И. Горцы и казаки в XVIII веке/ И. Карачайлы // Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX начала XX в. Избр. соч.: в 2-х т. -Нальчик, 1999. - Т. 2. - С. 164-174.

145. Карпов Ю. Ю. Кавказская женщина: мировоззренческие предпосылки общественного статуса / Ю.Ю. Карпов // ЭО. 2000. - №4. - С. 22-32.

146. Карпов Ю. Ю. Женский лик Кавказа / Ю. Ю. Карпов // Россия и Кавказ: история, религия, культура. СПб. - 2003. - С. 44-63.

147. Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея / Л.П. Карсавин М.: Раритет, 1993.

148. Карсавин Л. П. Философия истории / Л.П. Карсавин. СПб, 1993. - 352с.

149. Кессиди Н. О. Народ и нация // Философия социалист, мысли. 1992. -№6.-С. 36-37.

150. Кешев А.-Г. Два месяца в ауле / А.-Г. Кешев // Адыгские писатели-просветители. Шаги к рассвету. Краснодар, 1986. - С. 305-338.

151. Кешев А-Г. На холме / А.-Г. Кешев // Адыгские писатели-просветители XIX века. Шаги к рассвету. Краснодар, 1986. - С. 214-266.

152. Кешев А-Г. Характер адыгских песен / А.-Г. Кешев // Адыгские писатели-просветители XIX века. Шаги к рассвету. Краснодар, 1986. - С. 125-135.

153. Кириллов А. С. Земельная реформа в Дагестане. -М., 1928.

154. Клинген Н. Основы хозяйства в Сочинском округе / Н. Клинген. СПб., 1857.-89с.

155. Князева Е.И. Саморефлективная диалектика / Е.И. Князева // Вопр. философии. 2001 .-№ 10.

156. Ковалевский М. М. Закон и обычай на Кавказе / М. М. Ковалевский. -М., 1890.-Т. 2.- 277с.

157. Ковалевский М. М. Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом /М. М. Ковалевский. СПб., 1905. - 92 с.

158. Козловский В.В. Понятие ментальности в социологической перспективе / В. В. Козловский // Социология и социальная антропология. СПб., 1997.

159. Ком'енский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. / Я. А. Коменский. М.: Педагогика, 1982. - Т. 1. - 287 с.

160. Короленко П.П. Переселение казаков на Кубань. Екатеринодар, 1910. — 287 с.

161. Косвен М. О. Этнография и история Кавказа. Академия наук СССР / М.О. Косвен. М.: Восточ. лит., 1961. - 259 с.

162. Костылев С. В. Менталитет адыгского этноса: проблемы становления и эволюции: дис. канд. филос. наук / С. В. Костылев. Краснодар, 2003. -152 с.

163. Кох К. Путешествие по России и в Кавказские земли // АБКИЕА. С. 589-590.

164. Кравцев И. Что такое отчество и патриотизм / И. Кравцев. М.: Знание. 1960.-30 с.

165. Краткий этнологический словарь. М., 1995. - 85 с.

166. Круглый стол по теории наций и национальных отношений // Дружба народов, 1966.-№5-12; 1967.-№1.

167. Крупное Е.И. О времени формирования основного ядра нартского эпоса у народов Кавказа // Сказание о нартах эпоса народов Кавказа. - М., 1969.

168. Кумахов М. А. Язык адыгского фольклора / М. А. Кумахов, З.Ю. Кума-хова // Нартский эпос. -М., 1985.

169. Кумыков Т.Х. Кази Атажукин (жизнь и деятельность) / Т.Х. Кумыков. -Нальчик, 1969.- 112 с.

170. Кумыков Т. X. Кази-Гирей (жизнь и деятельность) / Т. X. Кумыков. -Нальчик, 1978.- 107 с.

171. Кун Т. Структура научных революций / Т.Кун. М., 1975. - 368 с.

172. Лавров Л. И. Роль естественно-географических факторов в истории народов Кавказа / J1. И. Лавров // Кавказ, этнограф, сборник. М.: Наука, 1989. -Т. IX.-С. 3-19.

173. Юм Д. Трактат о человеческой природе / Д. Юм // Собр. соч. М., Т. 1.

174. Лебон Г. Психологические законы эволюции народов / Г. Лебон // Культура в современном мире: опыт проблемы решения М., 2003. - Вып. 5. - С. 41-60.

175. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. М., 1994. - 608 с.

176. Леви-Cmpocc К. Первобытное мышление / К. Леви-Стросс. М., 1994.

177. Леви-Стросс К Структурная антропология / К. Леви-Стросс. М., 1983.

178. Ленин В. И. От какого наследства мы отказываемся / В.И. Ленин // Полн. собр. соч.-Т. 2.-С. 518.

179. Лермонтов М. Ю. Сочинение: в 2-х т. / М. Ю. Лермонтов. М.: Правда, 1988.- Т. 1.- 658 с.; 1990.-Т. 2.-474 с.

180. Юнг К Г. Архетипы и коллективное бессознательное / К.Г. Юнг. СПб., 1997.

181. Лосский H. О. Характер русского народа / Н. О. Лосский // Условия абсолютного добра М.: Наука, 1991. - 368 с.

182. Лотман Ю. М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. М., 1992. - 352 с.

183. Лубский А. В. Национальный менталитет и легитимация этнократии (к методологии исследования) / А .В. Лубский // Изв. вузов Сев.-Кавк. регион. Обществ, науки. Ростов- н/Д, 1998. №2. - С. 42-46.

184. Лубский А. В. Северный Кавказ периферия Российской цивилизации / A.B. Лубский. // Науч. мысль Кавказа. Ростов- н/Д, 2000. - №2.

185. Лурье С. В. Историческая этнология / С. В. Лурье. М.: Аспект пресс, 1997.-445 с.

186. Люлье Л. Я. О гостеприимстве у черкес / Л. Я. Люлье // Кавказ. 1859. -№7.-С. 33-35.

187. Люлье Л.Я. Общий взгляд на страны, занимаемые горскими народами, называемые черкесами (адыге), абхазами и другими смежными с ними. / Л.Я. Люлье // ЗКОРГО.-Тифлис, 1857. Кн. 4. - С. 18-22.

188. Мазаник М.Н. Лебон Гюстав / М.Н. Мазаник // Всемирная Энцикл. Философия. XX век. М., 2002. - С. 405-406.

189. Майборода Э.Т. О сосуществовании цивилизаций различного типа / Э.Т. Майборода // Науч. мысль Кавказа. Ростов-н/Д, 2000. - №2. - С. 41-48.

190. Малиновский Б. Магия и религия / Б.Малиновский // Религия и общество: хрестоматия по социологии религии. М., 1996.

191. Мамхегова Р. Очерки об адыгском этикете / Р. Мамхегова. Нальчик: Эльбрус, 1993.- 140 с.

192. Маремшаова И.И. Балкария и Карачай в этнокультурном пространстве Кавказа / И.И. Маремшаова. Нальчик: Эльбрус, 2003. - 122 с.

193. Маремшаова И.И. Сознание, менталитет, культура. Особенности исследовательских подходов: Учеб. пособие / И.И. Маремшаова, Ф.С.Эфендиев. Нальчик: Изд-во М.и В. Котляровых, 2005. - 113 с.

194. МарзейА.С. Черкесское наездничество «Зек1уэ» / А. С. Мирзоев. Нальчик: Эль-фа, 2004. - 302 с.

195. Маркс К. Избранные произведения: в 3-х т./ К.Маркс, Ф.Энгельс. -Т. 3. -М.: Политиздат, 1986, 639 с.

196. Маркс К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. - Т. 36.

197. Марр Н.Я. Избранные работы / Н.Я. Марр. JL, 1933. - 412 с.

198. Мафедзев С.Х. К проблеме о национальном сознании (на примере адыгов) / С.Х. Мафедзев // Черкесия в XIX веке. Майкоп, 1991.

199. Юнг К. Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг М., 1992. - 292 с.

200. Мемуары декабристов. М., 1988.-574 с.

201. Миллер В. Кавказско-русские параллели экскурсия в области русского народного эпоса / В.Миллер. - М., 1982. - Т. 8. - С. 6-9.

202. Мирзоев A.C. Наездничество как традиционный адыгский общественный институт / A.C. Мирзоев // Этнограф, обозрение. 2002. - №1. - С. 93-108.

203. Михельсон В.А. Поэты свободы / В.А. Михельсон // Трудные годы на Кавказе. Краснодар, 1985. - С. 6-10.

204. Монтескье Ш. Избранные произведения / Ш.Монтескье. М., 1955 -452 с.

205. Нартхэр Налшык, 1951. - 344 с.

206. Нартхэр. Адыгэ эпос: собр. текстов в 7-ми т. Майкоп, - 1969. - Т. 2. -344 с.

207. Нарты: героический эпос балкарцев и карачаевцев. М., 1994. - 655 с.

208. Юнг К. Г. Ответ Иову/ К.Г. Юнг. М.: Какон, 1995. - 58 с.

209. НиколисГ. Самоорганизация в неравновесных системах / Г. Николас, И. Пригожин. М., 1979. - 488 с.

210. Новицкий Г.В. Географическо-статистическое обозрение земли, населенной народом Адехе / Г.В. Новицкий // Тифлис, ведомости. 1829. - №24.

211. Ногмов Ш. История адыхейского народа / Ш. Ногмов; Вст. ст. и подготовка текста Т. X. Кумыкова. Нальчик: Эльбрус, 1982. - 166 с.

212. Овчинников В. Ветка сакуры / В. Овчинников // Ветка сакуры. Корни дуба. Горячий пепел-М.: Совет, писатель, 1988. С. 6-218.

213. Огурцов А.П. Трудности анализа менталитета / А.П. Огурцов // Вопр. философии. 1994. -№!.- С. 51-52.

214. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеол. выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю Шведова. 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 2001.- 944 с.

215. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия: в 9-ти т. М., 2000. -Т. 7.

216. Пантин И.К. Национальный менталитет и история России / И.К. Пантин //Вопр. философии. 1994.-№1,-С. 30-33.

217. Пащенко В.Я. Евразийству 80 лет / В.Я. Пащенко // Вест. моек, ун-та. Сер. философия.-2001,-№4.-С. 3-5.

218. Покровский М.В. Из истории адыгов в конце XVIII первой половины XIX в. // Соц.-эконом. очерки. - Краснодар, 1989.

219. Полежаев Д.В. Ментальность и менталитет как часть и целое / Д. В. Полежаев // Психология Петербурга и петербуржцев за три столетия. СПб., 1999.

220. Потебня А. Язык и народность / А. Потебня, Киев, 1987. - 158 с.

221. Пушкарёв JJ.H. Что такое менталитет? Историографические заметки / JI.H. Пушкарёв // Отечеств, история. 1995. -№3. - С. 158-166.

222. Пушкин A.C. Сочинение: в 3-х т. / A.C. Пушкин. -М.: Худож. лит., 1985. -Т. 1.-453 с.

223. Рагозина И. А. Социально-культурные проблемы Северного Кавказа / И.А. Рагозина // Адыг. правда. 2001.- 15 февр.

224. Ратцель Ф. Народов$дйше: в 2-х т. /Ф. Ратцель. СПб.: Просвищете,1900.-Т. 1.-793 с.

225. Ратцель Ф. Народов'1>д&ше: в 2-х т. / Ф. Ратцель СПб.: Просв^щеше,1901.-Т. 2.-877 с.

226. Ревель Ж. История ментальности: опыт обзора / Ж. Ревель // Споры о главном.-М., 1993.-С. 51-57.

227. Рёдель A.M. Российский менталитет: от политико-идеологических спекуляций к социологическому дискурсу / А.И. Рёдель // Социал.-гуманитар. знания. 2000. - №5. - С. 36-46.

228. Робакидзе А.И. Некоторые черты горского феодализма / А.И. Робакидзе // Совет, этнография. 1978. - №2.

229. Розов М.А. Феномен менталитета: психологический анализ / М.А. Розов // Вопр. философии. 1988. - №8. - С. 25-29.

230. Руденко А.П. Самоорганизация и синергетика / А.П. Руденко // Синергетика: тр. семинара. М.: Изд-во МГУ, 2000. - Т. 3.

231. Руссо Ж.-Ж. Опыт о происхождении языков, а также о мелодии и музыкальном подражании /Ж.-Ж. Руссо//Избр. соч. -М., 1961.-Т. 1.-С. 21.

232. РылеевК.Ф. Сочинения / К. Ф. Рылеев. М.: Правда, 1983.-350 с.

233. Салакая Ш. О некоторых общих фольклорных истоках литератур абхазо-адыгских народов / Ш. Салакая // Уч. зап. АНИИ. Майкоп, 1964. - Т. 3. -С. 184-186.

234. Сефербий Сиюхов адыгейский просветитель / под ред. А. А. Схаляхо. -Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1991. - 192 с.

235. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве / Сост. и отв. ред.: Копцик В.А. М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 495 с.

236. Словарь русского языка: в 4-х т. М., 1958. - Т. 2. - 736 с.

237. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа: Вторая половина XIX -XX/ Я.С. Смирнова. М.: Наука , 1983. - 114 с.

238. Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России / С.М. Соловьев. -М., 1999.-768 с.

239. Соловьев В. С. Национальный вопрос в России / B.C. Соловьев // Философская публицистика. Соч.: в 2-х т. М., 1989. - Т. 1. - 687 с.

240. Сорокин П.А. Национальность, национальный вопрос и социальное равенство // Эконом, вестн. России. 1992. - №2. - С. 247-250.

241. Сорокин П.А. Проблема социального равенства / П.А. Сорокин // Человечество. Цивилизация. Общество. М., 1992. - С. 3-5.

242. Сорокин П. А. Система социологии / П.А. Сорокин // Собр. соч.: в 2-х т. Социальная аналитика М., 1993. - 688 с.

243. Сталь К.Ф. Этногрфический очерк черкесского народа / К.Ф. Сталь // Кавк. сб. Тифлис, 1910.-Т. 21.

244. Сукунов XX., Черкешенка / И.Х. Сукунова, Х.Х. Сукунов. Майкоп, 1992.-301 с.

245. Султанов К.К. Идеализация, развенчание и сопричастность / К.К. Султанов // Новое лит. обозрение. 2004. - №6 - С. 246-272.

246. Схаляхо A.A. Истоки и сущность этического воспитания / А.А Схаляхо // Мир культуры адыгов. Майкоп, 2002. - С. 277-289.

247. Тайсаев Д.М. Эволюция, этничность, культура. На пути к построению постнеоклассической теории этноса / Д.М. Тайсаев. Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2005. - 197 с.

248. Тард Г. Мнение и толпа / Г.Тард // Психология толп. М., 1999. - С. 280401.

249. Толстой JJ.H. Казаки. Хаджи-Мурат / Л.Н.Толстой. М., 1981. - 311с.

250. Торнау Ф.Ф. Воспоминания кавказского офицера / Ф.Ф. Торнау // Рус. вест.- 1864.-Т. 53, №10.-С. 4-15.

251. Тощенко Ф.Т. Фантомы общественного сознания / Ф.Т. Тощенко // Со-цис.-2004.-№12.-С. 3-14.

252. Тресков Ю.А. Российский национальный менталитет как политический фактор социальной динамики: автор, дис. . канд. социол. наук / Ю.А. Тресков.-М., 1998.-40 с.

253. Трофимов В.К. Истоки и сущность русского национального менталитета: автор, дис. д-ра. филос. наук / В.К. Трофимов. Екатеринбург, 2001. - 39 с.

254. Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов / Ю.М. Тхагазитов. Нальчик: Эльбрус, 1996.-252 с.

255. Тхагапсоев Х.Г. Нартский эпос как феномен диалога культур. / Х.Г. Тхагапсоев // Науч. мысль Кавказа. Ростов-н/Д, 1999. - №3. - С. 147149.

256. Тхагапсоев Х.Г. Коммуникативные особенности бесписьменных культур / Х.Г. Тхагапсоев // Науч. мысль Кавказа Ростов- н/Д, 2000. - №2. - С. 4856.

257. Тхагапсоев Х.Г. Экономические аспекты в смысловом пространстве культуры этноса / Х.Г. Тхагапсоев // Очерки кавк. культуры. Майкоп, 2001. -С. 47.

258. Тхагушев H.A. Адыгейские (черкесские) сорта яблони и груши / H.A. Тхагушев. Майкоп, 1948. - 143 с.

259. Тхагушев H.A. Адыгейские сады / H.A. Тхагушев. Майкоп, 1956.-118 с.

260. Уемов А.И. Аналогия в практике научного исследования / А.И. Уемов. -М.: Наука, 1970.

261. Унежев К.Х. Культура Кабарды и Балкарии / К.Х. Унежев. Нальчик: Аль-Фа, 2005. - 613 с.

262. Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры / К.Х. Унежев. -Нальчик: Эль-Фа, 1997.

263. Усенко О.Г. К вопросу определения понятия «менталитет» / О.Г. Усенко //Рус. история. Проблемы менталитета.-М., 1994.-С. 4-6.

264. Филимонова Н. М. Этические установки в трансформирующейся адыгской среде. Режим доступа: http://www.arigi.ru/socio/journal/index.htm

265. Философский энциклопедический словарь. М., 1999. - 576 с.

266. ФрезерД.Д. Фольклор в Ветхом Завете / Д.Д. Фрезер. М., 1985. - 174 с.

267. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции / З.Фрейд.- М.: Наука, 1989. -456 с.

268. Фролов Б.Е. О заимствованиях черноморскими казаками элементов адыгского вооружения / Б.Е. Фролов // Культура и быт адыгов. Майкоп, 2002.-Вып. 9.-С. 42-51.

269. Флоровский Г. В. Пути русского богословия / Г. В. Флоровский. Вильнюс, 1991.-562 с.

270. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя /Э. Фромм; пер. с англ. Д.Н. Дудинской. Минск: Попурри, 1998. - 672 с.

271. Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм. М., 1998. - 662 с.

272. Фромм Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. М., 1986. - 124 с.

273. Хакен Г. Синергетика и некоторые ее применения в психологии / Г. Ха-кен // Синергетическая парадигма. М., 2002. - С. 24.

274. Хакен Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах / Г. Хакен. М.: Мир, 1985. - 178 с.

275. Хакуашев Ä.X. Адыгские просветители / А.Х. Хакуашев. Нальчик, 1978.- 160 с.

276. Ханаху P.A. Институт старейшин в этнокультурной традиции / P.A. Ха-наху // Мир культуры адыгов (проблемы эволюции и целостности) -Майкоп, 2002. С. 346-352.

277. Ханаху P.A. Кавказская война (1817 1864 гг.). Сравнительные представления этносов Республики Адыгея и Краснодарского края / Р. А. Ханаху, О.М. Цветков. - Режим доступа: http://www.arigi.ru/socio/iournal/contents.htm.

278. Ханаху P.A. Морально-этнический феномен адыгагьэ основа народной культуры / P.A. Ханаху // Мир культуры адыгов (проблемы эволюции и целостности) - Майкоп, 2002. - С. 177-184.

279. Ханаху P.A. Некоторые типологические характеристик традиционной культуры адыгов (к проблеме ментальное) / P.A. Ханаху, О.М. Цветков // Философия и социология. Майкоп, 1996. - №4.-С. 44-60.

280. Ханаху P.A. От традиционного менталитета к современному // Мир культуры адыгов (проблемы эволюции и целостности) / P.A. Ханаху, О.М. Цветков, C.B. Костылев. -Майкоп, 2002. С. 465-477.

281. Ханаху Р. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ) / Р. Ханаху. Ростов-н/Д, 2001. - 151 с.

282. Ханаху Р. А. Мудрец и философ Жабаги Казаноко // Эхо. 1992. - №1.

283. Хан-Гирей С. Черкесские предания / С. Хан-Гирей // Адыг. писатели-просветители XIX века. Краснодар, 1986. - С. 22-90.

284. Хан-Гирей С. Записки о Черкессии. Нальчик, 1992. - 280 с.

285. Ханмурзаев Г.Г. Проблема национального характера: образы северокавказских горцев в русской литературе XIX века: Автореф. дис. д-ра филол. наук / Г.Г. Ханмурзаев. -М, 1991.-34 с.

286. Хацукова М.М. Духовная вселенная адыгов / М.М. Хацукова. Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2004. - 440 с.

287. Хашхожева P. X. Адыгские просветители и A.C. Пушкин. / Р.Х. Хашхо-жева // Избр. ст. Нальчик, 2004. - 184 с.

288. Хетагуров К. Неурядицы Северного Кавказа // Полн. собр. соч. Владикавказ, 1999,- Т. 4.-С. 136-142.

289. Хотко С.Х. История Черкессии в средние века и новое время / С.Х. Хот-ко.- СПб., -2001.- 551 с.

290. Худокормов А.Г. Генезис буржуазной формации. Режим доступа: www.materialist.kcn.ru/knigal0/sod.php3

291. Цеева 3. А. Этнокультурные связи черкесской и татарский элит в XV -XVIII вв. /З.А. Цеева Н Истор. источники Евроазиат. и Сев.-Африк. цивилизаций: VI междунар. конф: Тез. (3-6 октября 2005г.). -М, 2005. С. 156-157.

292. Цивьян Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира / Т.В. Цивьян. -М., 1990.- 112 с.

293. Цивьян Т.В. Синтаксическая структура балканского языкового союза. -М.: Наука, 1979.- 101 с.

294. Цуциев A.A. Русские и кавказцы: очерк привычных восприятий / А. А. Цуциев // Науч. мысль Кавказа. Ростов-н/Д, 2001. - № 2 - С. 65-97.

295. Чаадаев П. Я. Философические письма / П. Я. Чаадаев // Сочинения М., 1989.-656 с.

296. Чаадаев П. Я. Апология сумасшедшего / П. Я. Чаадаев // Сочинения. -М., 1989.-224 с.

297. Чемсо А. Гривенно-черкесская станица / А. Чемсо. Краснодар, 2002. -113с.

298. Черноус В.В. Кавказ контактная зона цивилизаций и культур / В.В. Черноус // Науч. мысль Кавказа. - Ростов-н/Д, 2000. - №2. - С. 31-33.

299. Черноус В.В. Россия и народы Северного Кавказа: проблемы культурно-цивилизованного подхода / В.В. Черноус // Науч. мысль Кавказа. Ростов-н/Д, 1999. -№3. -С. 160-163.

300. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии / Я.В. Чеснов. М., 1998.- 357 с.

301. Чомаев К.И. Дореволюционные черты этнической психологии горских народов Северного Кавказа / К.И. Чомаев // Вопр. нац. псих. Черкесск, 1970.-С. 85-149.

302. Чурсин Т.Ф. Очерки этнологии Кавказа / Т.Ф. Чурсин. Тифлис, 1918.

303. Шадже А. Ю. Национальные ценности и человек (социально-философский аспект) / А.Ю. Шадже. Майкоп, 1996. - 168 с.

304. Шадже А.Ю. Динамика социокультурных трансформаций на Северном Кавказе / А.Ю. Шадже, О.Н. Дамения / Режим доступа: www.adygnet.ru / siteold /nauchrab /shadge / statyi.html

305. Шадже А. Ю. Кавказская цивилизация или кавказская культура?// Науч. мысль Кавказа. Ростов-н/Д, 2000. №2.

306. Шадже А. Ю. Феномен кавказской идентичности / А.Ю. Шадже // Очерки кавк. культуры. Майкоп, 2001.-С. 128-145.

307. Шаов Ж.А. Адыгейско-русский словарь / Ж.А. Шаов. Майкоп, 1975. -440 с.

308. Шаповалов В. Ф. Основы философии / В. Ф. Шаповалов. М., 2000. -511 с.

309. Шахмирзоева Д.Р. Обычаи, обряды и некоторые вопросы раскрытия ментальное™ героя литературного произведения / Д.Р. Шахмирзоева // Нравы, традиции и обычаи народов Кавказа: Тез. общерос. конф. (23-25 сентября 1997г.). -Пятигорск, 1997.-С. 169-170.

310. Шенкао М. «Нарты»: миф, эпос, культура / М. Шенкао. М., 1997. -154 с.

311. Шеуджен А. X. Земля адыгов / А.Х. Шеуджен и др. Майкоп: Качество, 1996.-747 с.

312. Шоров И. А. Адыгская (черкесская) народная педагогика / И.А. Шоров. -Майкоп, 1999.-468 с.

313. Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию / Г.Г.Шпет. М., 1989. 314.Энциклопедия. Народы и религии мира. - М.: Большая Рос. энцикл., 1998.- 928 с.

314. Эфендиев С.И. Общетюрская мифология и ее фольклорные связи: фольклор как социокультурный феномен / С.И. Эфендиев, Ф.С. Эфендиев. -Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2005. 67 с.

315. Craus ■ F. Mentalität Versuch einer Beghiffshbestimmung und Methoden der Untersuchung / F.Graus // Mentalitälen im Mittelalter: Methodische und in haftliche Problem. - Sigmaringen, 1987. - S. 9-48.

316. Cricoriantz A Etrange, Cocase. Paris, 1978.

317. Dictationnaite des Sciencess Humaines. Sociologi, Psychologie social, Antro-pologe. Paris, 1990.

318. Drever J.A. Dictionary of psychology / J.A. Drever . Harmonds-worth, 1967 -171 p.

319. Interview de M.A.Macciocchi evec F.Braudel / M.A. de Macciocchi // EI Pais. -1985.

320. Lapinski Th. Die Bergvölker des Kaukasus und ihr Freinheitskampf gegen die Russen / Th. Lapinski. Hamburg, 1863. - Bd. 1. - 139 S.

321. Le Goff J. Les mentalites: une histoire ambigue / J. Le Goff // Faire de l'histoire. Nouveaux objets Paris, 1974 - P. 80-90.

322. Sellin V. Mentalität and Mentalitatsgeschichte / V. Mentalität // Historische Zeitschrift, 1985.-Bd. 241.-560 P.

323. Sprandel R. Mentalitäten und Systeme: neue Zugänge zur mittelalterlichen / R. Sprandel //Geschichte. Stuttgan, 1972.

324. Teilenbach G. Mentalität / G. Tellenbach // Geschichte, Winschaft, Gesellschaft B.- 1974.

325. Wedster's third new internat.dictionary.-L., 1961.- 1411 p.

326. Werner A^.Beessing Staaat and Kirche in der Gesellschaft /K.Werner Göttingen, 1984.

327. Использованные архивные документы

328. Архив АНИИ, ф. 2, п. 43. С.328.

329. Архив АНИИ, ф. 2, п. 50. С.47.

330. Архив АНИИ. ф. I, п. 33, д. 25.-С. 103.

331. Архив ценных книг КубГАУ. Отчет комиссии по исследованию свободных земель Черноморского округа за 1880 год / Сост. Ф. Гейдук .

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.