Социально-культурные институты Серебряного века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Триодина, Ирина Михайловна

  • Триодина, Ирина Михайловна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 172
Триодина, Ирина Михайловна. Социально-культурные институты Серебряного века: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Санкт-Петербург. 2003. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Триодина, Ирина Михайловна

Введение.

Глава 1. Серебряный век как социально-культурный феномен.

1.1. Педагогическая направленность социально-культурной деятельности.

1.2. Временные и социально-культурные границы Серебряного века.

1.3. Социально-педагогические характеристики социально-культурной общности Серебряный век.

Глава 2. Социально-культурные общности Серебряного века и среда их обитания.

2.1. Объективные и субъективные факторы формирования социально-культурных общностей.

2.2. Религиозно-философские собрания и кружки.

2.3. Литературно-художественные салоны.

2.4. Художественно-артистические клубы, кабаре, рестораны.

2.5. Творческие лаборатории художников и выставки рубежа ХЗХ-ХХ веков. Организаторская и просветительская деятельность С.П.Дягилева.

Глава 3. Серебряный век и современность.

3.1. Современный религиозный ренессанс.

3.2. Опыт возрождения социально-культурных институтов Серебряного века.

3.3. Экспериментальная работа по определению тенденций формирования культурной среды в традициях Серебряного века.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-культурные институты Серебряного века»

Актуальность темы. Современная социально-культурная ситуация зеркально отражает сущностную черту Серебряного века - пред и постреволюционные духовно-культурные искания на изломе столетий. Выработанные мыслителями Серебряного века концепции оказались созвучны нашему времени, их "оплодотворяющее" влияние предвидел еще Н.А.Бердяев. Речь идет, прежде всего, о понимании духовного как фундамента человеческого общества. В русле этой ведущей парадигмы Серебряного века развивал свои идеи о приоритете духовно-культурного, нравственного начала о перекличке веков, о диалоге эпох академик Д.С.Лихачев. Переживаемое страной экономическое неблагополучие вызвано духовным неблагополучием, ибо нравственность, культура качественно меняют среду функционирования законов - превращают население в упорядоченное общество.

Соединительным звеном между современным обществом и Серебряным веком является общий подход к новому типу личности как носителю и творцу духовных ценностей (С.JI. Франк). Это исходная позиция и современной социально-культурной мысли.

Новая эпоха вызывает к жизни активное деятельное поколение реформаторов, для которых востребованным сегодня оказывается программное положение Вяч.Иванова о действенной, а не созерцательной природе искусства, о его функции жизнетворчества.

Серебряный век - это "всесокрушающая религиозная революция" (Д.С.Мережковский), обоснование нового религиозного сознания. И сегодня обновленная Россия вновь переживает религиозный ренессанс. Церковь отделена от государства, но не от общества, идет активный процесс сближения интеллигенции с церковью.

Все более актуальным становится не только обращение к философии Серебряного века, но и потребность создания философских объединений, аналогом которых были философские собрания Серебряного века.

Особый интерес сегодня представляет изучение складывавшихся в Серебряный век рыночных отношений, опыта появления театра антрепризы, зарождение тех профессиональных навыков организации и управления искусством, которые веком спустя получат наименование менеджмента искусства и культуры.

Критического анализа и осмысления требуют сегодня и опыт построения "новой человеческой общности" (Вяч.Иванов), сексуальной революции Серебряного века.

Наконец, нельзя не признать в высшей степени актуальным осмысление трагического опыта ответственности художников Серебряного века за судьбу Отечества. Накануне революции народ получил от своих кумиров сильнейшую дозу разрушительной инъекции, которая привела к Октябрьской революции и последовавшей за ней кровопролитной гражданской войне.

Сознательно ориентироваться в настоящем и строить свое будущее можно только с учетом и ошибок, и достижений прошлого.

Культура рубежа XIX-XX веков впервые выступает сегодня как важнейшая самостоятельная сфера человеческого бытия, она впервые стала осознаваться русской общественной мыслью как особый аспект социальной жизни нации.

Этот опыт не может быть утрачен, он должен быть тщательно изучен, систематизирован и использован в современном культурном строительстве как основа социально-культурной преемственности поколений.

В наши дни достижения культуры Серебряного века не только вызывают интерес у специалистов, но возрождаясь в современных формах оказывают все большее влияние на культурное пространство, культурную среду. Широкую известность и признание получили музеи Анны Ахматовой в Фонтанном доме,

Муниципальный музей "Анна Ахматова. Серебряный век", музей-квартира Блока, музей семьи Бену а, музей-квартира Владимира Набокова; выходит журнал "Новый мир искусства" и работает выставочный зал его редакции. Открыты театры "Приют комедиантов", "Бродячая собачка". Кабаре "Бродячая собака", восстановленное по историческому адресу, продолжает традиции свободной импровизации. Появилось объединение молодых художников "Пятая нога", создан Дягилевский центр.

Вместе с тем, нельзя не обратить внимание на то, что нарождающиеся социально-культурные аналоги Серебряного века носят пока еще случайный, эпизодический характер.

Социально-культурные институты Серебряного века все еще остаются закрытой, неисследованной и непрочитанной страницей. Повседневный быт современной интеллигенции не насыщен и не пропитан многовариативной соборностью Серебряного века: культура салонов, домашних кружков, собраний оказалась не закрепленной социальной памятью. Формы жизнетворчества в сфере досуга оказываются ограниченными и неполными, навыки досуговой квалификации утеряны.

Возрождение искусственно прерванных традиций - важнейшая задача теории и практики социально-культурной деятельности. Вместе с тем очевидно противоречие между желанием действовать и необходимостью осмыслить накопленный опыт. Сложившееся противоречие между повседневностью социально-культурной жизни и потребностью жизнетворчества, вобравшего в себя выработанные предшествующими поколениями формы организации досуга, обусловили необходимость настоящего исследования.

Цель работы - раскрыть Серебряный век как социально-культурный феномен.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- определить основные понятия, используемые в исследовании: (социально-культурная деятельность; социально-культурные институты; культурная среда; социально-культурная общность Серебряный век);

- выявить закономерности возникновения социально-культурных институтов и адекватных им общностей;

- проанализировать формы организации и виды деятельности исследуемой социально-культурной общности как носителя ценностных ориентаций Серебряного века;

- показать востребованность идей Серебряного века в современных условиях;

- провести опытно-экспериментальную работу по определению тенденций формирования культурной среды в традициях Серебряного века.

Объектом исследования являются социально-культурные институты, на базе которых происходит взаимодействие членов общности Серебряный век и осуществляется обмен значимыми для них ценностями.

Предметом исследования является изучение закономерностей возникновения, становления, развития социально-культурных институтов Серебряного века и формирования на их базе социально-культурных общностей как носителей ценностных ориентации, выражающих сущностные черты исследуемого периода.

Предварительный анализ проблемы позволил сформулировать гипотезу исследования, состоящую в том, что социально-педагогические характеристики общности, сформировавшейся в конкретно-исторических условиях, детерминируют ее формы организации, что позволяет выявить закономерности возникновения типов общностей, адекватных им социально-культурных институтов и видов деятельности.

Степень научной разработанности проблемы.

Религиозно-философские и духовно-культурные искания рубежа XIX-XX веков были "зоной забвения", запрещенной и закрытой темой исследования в советском обществе, ибо большая часть представителей Серебряного века не приняла советской власти и эмигрировала или была депортирована "философским пароходом". Судьба оставшейся или возвратившейся в Россию ("возвращенцы") "серебряной общности" сложилась драматично. Одни были признаны врагами советской власти и расстреляны (Н.Гумилев), другие погибли в концентрационных лагерях (О.Мандельштам, В.Мейерхольд), третьи были объявлены идеологически чуждыми советскому человеку (А.Ахматова), четвертые оказались в изоляции и вынуждены были покончить жизнь самоубийством (М.Цветаева), пятые умирали в забвении и одиночестве (В.Розанов, М.Кузмин, П.Филонов). На публикации произведений этих авторов, выставки художников было наложено жесткое цензурное табу.

Период оттепели шестидесятых годов прошлого века дал робкую возможность прикоснуться к забытым именам, но подлинное возвращение творцов Серебряного века произошло только в постсоветское время. В начале 80-90-х годов XX века происходит научное осмысление их опыта жизни и творчества. Современное прочтение и проблемный анализ наследия мыслителей культурного ренессанса (В.Ф.Асмус, П.П.Гайденко, В.Р.Лейкина-Свирская, А.И.Новиков) позволяют глубже проникнуть в философию культурной элиты Серебряного века и выстроить систему ее ценностных ориенгаций. Исследования в литературоведении (М.М.Бахтин, Н.А.Богомолов, Ю.В.Зобнин, Л.А.Колобаева, А.П.Найман) дают богатый материал для выделения типологических черт социально-культурной общности Серебряный век, ее соборного портрета. Искусствоведческие работы (А.П.Зименков, Б.М.Калаушин, М.В.Матюшин, О.Ф.Петрова, Л.А.Рапацкая, Д.В.Сарабьянов) позволяют воссоздать атмосферу рождения русского авангарда. Это был "синтез всех на свете противоположностей" (В.В.Гурко); существование "на s грани игры и жизни" (А.В.Вислова), "игры и мистификации" (И.В.Ставровская); "томление любви" (И.Клягина). Мемуарная литература (А.Бенуа, З.Гиппиус, Б.Зайцев, Н.Оцуп, П.Перцов В.Розанов. Ф.Степун), дневники (МКузмин, З.Гиппиус), переписки (В.Иванов, Б.Зайцев, С.Маковский) - источник реконструкции содержательной стороны деятельности социально-культурных институтов. На фактологическом уровне описаны увеселительные заведения (Ю.Л.Алянский), появляются первые работы об отдельных сторонах деятельности социально-культурных институтов Серебряного века: о становлении кружковой культуры (Б.Уокер), о феномене культурного гнезда на "Башне" Вячеслава Иванова (И.В.Купцова), просветительной деятельности рубежа веков (Т.М.Казовская), организаторской и просветительской деятельности С.П.Дягилева (А.С.Ласкин).

Целостная же характеристика социально-культурных институтов Серебряного века, закономерности их становления, жизнедеятельности и угасания, обусловленность форм, методов, средств работы типологическими особенностями функционирующих на их базе общностей еще не стали объектом научного исследования. Это в полном смысле слова tabula raza. Теоретиков социально-культурной деятельности здесь ждут необжитые исследователями пространства.

Методологической основой диссертации стала признанная в философии, культурологии, педагогике (Д.С. Лихачев, Н.Н. Скатов, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, В.Т.Пуляев, Э.В.Соколов) новая парадигма развития общества, согласно которой человек стоит в центре теоретических осмыслений социальных процессов и действительного движения социума вперед.

Для исследователя, изучающего определенный исторический период, решающим является отчетливое научное понимание ведущей идеи философии культуры о том, что человечество вступило в новую фазу перехода от одного типа культуры к другому и что объективная историческая миссия этого периода состоит в идее диалога как основы бытия в русской культуре (М.М.Бахтин), в диалогическом контакте прошлого с будущим (М.С.Каган).

Исследование строилось на системном анализе историко-культурных процессов и явлений, на единстве структурно-функциональных, социально-экономических, психологических особенностей, понимании духовной элиты как импульса исторического процесса (С.Н.Иконникова).

Необходимость выявления социально-педагогических особенностей сформированной на рубеже XIX-XX веков новой социокультурной общности

• потребовала изучения специфики религиозно-философской, литературной, художественной обстановки, сложившейся в исследуемый период. Основополагающими в этом плане стали труды А.Белого, А.Бенуа, Н.Бердяева, А.Венгерова, Вяч.Иванова, С.Маковского, Д.Мережковского, П.Флоренского, С.Франка.

Важную роль в формировании концептуального ядра исследования сыграли труды зарубежных авторов по Серебряному веку (Ж.Нива, В.Страда, И.Серман, Р.Дэвис, Ж.К.Маркаде, И.Делич и др.).

Особое значение для диссертации имеют исследования по прикладной культурологии (М.А.Ариарский). В них раскрывается процесс формирования культурной среды, закономерность вовлечения человека в мир культуры и его практического освоения. Прикладная культурология позволяет восстановить необходимое звено между культурой и конкретным человеком, включенным в ^ социально-культурную деятельность.

Категории социально-культурной деятельности и социально-культурных институтов доминантные в диссертации. При их интерпретации в работе автор опирался на исследования Т.Г.Киселевой, Ю. Д.Красильникова, Н.Н.Ярошенко.

Существенное место в определении теоретической позиции автора заняли разработки социализации личности (Б.А.Титов); девиантного поведения в условиях кризиса (А.А.Сукало); педагогики досуга и культурно-досуговой деятельности (Н.Ф.Максютин), синергетики досугового общения

Ю.А.Стрельцов); ассоциативных и диссоциативных механизмов формирования социально-культурных систем (А.П.Марков); технологии культурно-до-суговой деятельности (А.Д.Жарков).

Методы исследования:

1. Общетеоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация),

2. Сравнительно-исторические (исторический, историко-логический, историко-педагогический),

3. Общепедагогические (анализ документов и литературных источников методом контент-анализа, включенное наблюдение, опрос, интервью, педагогический эксперимент).

Эмпирической базой исследования стала 227 гимназия Санкт-Петербурга. Ученики старших классов и выпускники гимназии были выбраны в качестве объекта исследования в связи с тем, что консолидация национального сознания нового поколения рассматривается сегодня как политически приоритетная задача.

Научная новизна исследования:

- в работе сформулировано понятие социально-культурной общности Серебряный век;

- составлен социально-педагогический портрет общности Серебряный век и классифицированы формы ее организации; выявлена зависимость между социально-педагогическими особенностями общностей, формами их организации и видами деятельности;

- определены направления педагогического воздействия социально-культурных институтов Серебряного века, механизм формирования новых социально-культурных общностей;

- определены тенденции формирования современной культурной среды в соответствии с творческими идеями Серебряного века;

- проанализирована деятельность современных социокультурных объединений, адекватных общности Серебряный век.

На защиту выносятся:

1. Концепция исследования эпохи Серебряного века как социально-культурного феномена.

2. Определение понятия Серебряный век как эпохи и как общности.

3. Обоснование выявленной зависимости между социально-педагогическими характеристиками общностей, формами их организации и видами деятельности.

4. Механизм превращения социально-культурных институтов в духовные лаборатории, формирующие новый тип личности.

5. Обоснование востребованности идей Серебряного века в современных условиях.

Практическая значимость исследования выразилась в выявлении значительного числа учащихся старших классов и выпускников гимназии (36,7%) субъективно готовых принять участие в возрождении традиций Серебряного века. При научной консультации автора эта часть гимназистов организовывала постоянные встречи в определенные дни недели (современный вариант журфиксов), на которых читались доклады о поэтах, художниках Серебряного века, обсуждалась современная социально-культурная ситуация, формировалась новая культурная среда. Разработанная автором тема "Серебряный век как социально-культурный феномен" включена в авторский вариант программы по истории и культуре Петербурга и изучается в 11-х классах гимназии.

Подход автора к изучению общности Серебряный век был использован при подготовке творческих работ учащихся, представленных на городской конкурс "Европа в школе 2002".

Авторские программы "Культура Серебряного века", "Социально-культурные институты Серебряного века" могут быть использованы в программах курсов "История социально-культурной деятельности", "Культурология досуга" вузов культуры и искусств, в школах и гимназиях при разработке курсов "История Петербурга" и "Мировая художественная культура".

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством широкого обсуждения публикаций автора Автор выступала с докладами на семинарах учителей города в Санкт-Петербургском университете педагогического мастерства в 1999-2001 годах. Материалы опытно-экспериментальной работы стали основой для проведения восьми открытых уроков для учителей района и города. Как победитель конкурса педагогического мастерства (2002 год) Комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга, автор представила материалы исследования для обсуждения на конференции учителей Фрунзенского района.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Триодина, Ирина Михайловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На рубеже веков Россия очередной раз оказалась в переходном состоянии. Своеобразие переходного момента нашло отражение в феномене парадоксального человека1. Парадоксальный человек может одновременно преследовать взаимоисключающие цели, бежать в прямо противоположных направлениях, в нем уживаются несовместимые знания, убеждения, установки. Он поддерживает рыночные отношения и борется с их носителями, грабит население и занимается благотворительностью, провозглашает уважение прав всех народов и попирает достоинство лиц отдельных национальностей.

Если правомерно сравнение некоторыми публицистами современной социально-культурной ситуации со смутным временем, то для типа личности, обозначенного как парадоксальный человек можно было бы дать более точное определение - смутный человек. Смутный (парадоксальный) человек - мощный дестабилизирующий фактор. Он представляет собой удобный элемент в политике манипулирования общественным сознанием.

История Серебряного века - это, в сущности, история смутного (парадоксального) человека, сочетающего несочетаемое: "дружбу-вражду", "любовь-ненависть", "жизнь-смерть", "строительство-разрушение", "веру-неверие". Жонглирование взаимоисключающими понятиями не могло не привести демиургов двусмысленностей к обратному подобию разрабатываемых ими идей. Они проповедовали революцию-мечту как очищение от скверны, от язв жизни, революцию, освященную Христом, и не заметили как ее возглавил Антихрист. Они видели магистральный путь развития в соборности, а получили ее извращенную форму в виде колхозов, совхозов, производственных коллективов. Бердяев писал, что русский коммунизм осуществил обратное

1 См.: Тощенко Ж.Т., Харченко С.В. Социальные настроения. - М., 1996. подобие соборности; он создал культуру социального заказа, подчинив всю жизнь организованному извне механическому коллективу.

Альтернатива феномену смутного (парадоксального) человека состоит в осознанном формировании носителей фундаментальных культурных ценностей. Ряд ведущих философов (Степин B.C.) прогнозируют в ожидаемом будущем новую духовную революцию. Они определяют общий вектор движения к обществу с приоритетом нравственных ценностей.

На сломе веков государство объективно заинтересовано в новом типе личности - нравственном интеллектуале, образованном человеке с обостренным чувством совести. В совершенном, законченном виде, в виде этического идеала такой тип личности может быть выражен понятием интеллигент. Появление на общественной сцене российской интеллигенции связано было не с абстрактным состраданием и сочувствием, не с щемящими душу разговорами на кухне, в салоне, на вечеринках, а с бескорыстной практической деятельностью по просвещению народа. Изначально генетический код интеллигента - уважительное отношение к народу и практическая деятельность по облегчению его страданий.

История российской интеллигенции началась с хождения в народ. Это было массовое движение совестливых, образованных людей, направленное на практическую помощь народу. Они боготворили народ и считали, что прогресс общества куплен его кровью, страданиями, трудом. Трудящиеся массы плодами этого прогресса не смогли воспользоваться. Им была недоступна и враждебна современная цивилизация. Так родилось у интеллигенции сознание необходимости расплатиться за прогресс, оплатить долг народу, просветить его, облегчить его страдания. Критически мыслящие личности брали с собой книги, аптечки и шли в деревню, чтобы врачевать, учительствовать, просвещать, - словом, помогать народу.

Современная социально-культурная ситуация властно требует очередного витка хождения в народ интеллигенции. Содержанием "хождения" могли бы стать не только масштабные, но и этически окрашенные "малые дела". Теория "малых дел" была в свое время опрометчиво скомпрометирована. Сегодня необходима ее реабилитация. Потому что глобальные вопросы возрождения России слагаются из совокупности решения частных, "местных" вопросов. За плечами подлинного интеллигента должна быть система и "больших", и "малых" дел.

Исследования, проведенные диссертантом, показали, что неистребима потребность молодежи в различного рода объединениях. Предоставленные сами себе они могут стать источником социально опасной деятельности. Нужно, чтобы умные, авторитетные, талантливые, "инженеры человеческих душ" обогатили их содержание значимыми культурными ценностями, возвысили "тусовку" до значимого социально-культурного объединения. Молодежь и сама интуитивно тянется к духовным наставникам, считает, что ими в первую очередь могли бы стать популярные писатели, ученые, общественные деятели. В шестидесятые годы поэты собирали на стадионах тысячные аудитории. Скорее всего, сегодня время не стадионной, массовой, а камерной, кружковой работы. Но от этого она не становится менее важной. В этой связи необходимо обратить внимание на ответственность художников перед своей аудиторией.

Художник неизбежно своим творчеством оказывает воздействие на людей, "заражает" их, а раз "заражает", то и влияет на жизнь. Культурная элита Серебряного века, безусловно, оказала огромное влияние на судьбу России. Весь вопрос в том, каково это влияние. Беспощадный эксперимент над собою по разрушению внутри себя веками заложенных культурных ценностей не мог пройти бесследно. Прав был Блок, когда писал: как сорвалось что-то в нас, так сорвалось и в России. Блок, по существу, формулирует закономерность влияния внутреннего мира художника на умонастроение, атмосферу общества.

Вот почему нельзя забывать, что накануне революции народ получил от своих кумиров сильнейшую дозу разрушительной инъекции. Не осталось такой святыни, которая не была бы ими осквернена: "Родину я ненавижу" (В.Брюсов); "Наш царь.Зловонье пороха и дыма.Наш царь - убожество слепое" (К.Бальмонг).

Они призывали народ к бунту, раздували революционный пожар, высвечивали в душах людей темные аллеи, создали энергетическое поле, втягивающее людей в их среду и заставляющее говорить на их языке и совершать свойственные им поступки. Н.А.Тэффи, например, признавалась, что она, покорная духу времени, сочиняла революционные стихи. Покорные духу времени одни умножали революционные стихи, другие - революционную стихию. А все вместе - потеряли Россию ("Пролузгали, пропили, проплевали, замызгали на разных площадях", как точно сказал М.Волошин).

Если история чему-нибудь учит, то из нее нельзя не извлекать исторических уроков, - и главный из них состоит в осознании ответственности художника, интеллигенции за судьбу России.

Важнейший вопрос - взаимоотношения церкви и государства И здесь конструктивным посредником могла бы выступить интеллигенция, критически освоившая опыт Серебряного века по соединению церкви и интеллигенции, по организации на новом уровне религиозно-философских собраний.

Если совестливость - определяющее качество интеллигента, то большое ли, малое ли дело - надо делать на совесть, совестью пропитать всю окружающую действительность, совестливостью же и измерять ее. В новой России, в России, которую ожидает духовная революция должно быть совестливое государство, совестливые чиновники, совестливое образование. И все должны на совесть работать.

Это требует постоянной и напряженной работы каждого, кто считает себя интеллигентом, наследником лучших традиций Серебряного века Но дело стоит того. Ибо кроме нас самих никто не перестроит ни нас, ни мир, в котором мы живем.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Триодина, Ирина Михайловна, 2003 год

1. Айнбиндер М.И. Культурологический аспект деятельности музеев США: Учеб. пособие / М.И.Айнбицдер, И.А.Новикова. СПб.: АОС, 2002. -132 с.

2. Алянский Ю.Л. Веселящийся Петербург: (По материалам собр. Г.А.Иванова) / Ю.Л.Алянский. СПб.: Прана, 1994. - Т.1. - 220 с.

3. Аннинский Л.А. Серебро и чернь: русское, славянское, всемирное в поэзии Серебряного века / Л.А.Аннинский. М.: Издательство "Книжный сад", 1997. - 224 с.

4. Ариарский М.А. Прикладная культурология / М. А.Ариарский. 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Издательство "ЭГО", 2001. - 288 с.

5. Арнольдов А.И. Культурология: статус науки / А.И.Арнольдов. М, 1996.-20 с.

6. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций / С.Н.Артановский. СПб.: СПбГАК, 1994. - 224 с.

7. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки / В.И.Аршинов. -М.: ИФРАН, 1999.-203 с.

8. Аршинов В.И. Синергетика как модель междисциплинарного синтеза / В.И.Аршинов, Н.Д.Казаков // Математика, естествознание и культура. -М: ИНИОН, 1983. С. 44-63.

9. Асмус В.Ф. Философия и эстетика русского символизма / В.Ф.Асмус // Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968. - С. 1-53.

10. Ахиезер А.С. Об особенностях современного философствования: Взгляд из России / А.С.Ахиезер // Вопросы философии. М., 1998. -№2-С. 3-17.

11. Ахиезер А.С. От культурологического к социокультурному анализу в обществе / А.С.Ахиезер // Вестник Московского университета. Сер. 12. Полиг. Науки. 1996. - №2. - С.22-34.

12. Бавин С.П. Судьбы поэтов серебряного века / Рос. Гос. Б-ка / С.П.Бавин, И.В.Семибратова. М.: Кн. Палата, 1993. - 480 с.

13. Бакл Р. Вацлав Нижинский. Новатор и любовник: Пер. с англ. / Р.Бакл. -М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. 494 с.

14. Бакланова Т.Н. Педагогика художественной самодеятельности: Учеб. пособие. / Т.И.Бакланова. -М.: МГИК, 1992. 160 с.

15. Батшцев Г.С. Введение в диалектику творчества / Г.С.Батшцев. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. - 464 с.

16. Бахтин ММ. Собрание сочинений: (В 7т) / М.М.Бахтин. М.: Рус. Словари, 2000. - Т.2. - 799 с.

17. Бачелис Т. Признания незнакомки / Т.Бачелис // Театр. Жизнь. 1993. №6.-С. 25-26.

18. Белова В.В. Философско-эсгетические основы русского символизма: Учеб. пособие / В.В.Белова. Ростов н/Д.: Дон. Гос. Техн. Ун-т.,1997.-42 с.

19. Белый А. Арабески / А.Белый. М., 1911. - 296 с.

20. Белый А. Символизм как миропонимание / А.Белый. М., 1994. - 348 с.

21. Бенуа А.Н. Мои воспоминания: В 5 кн. / А.Н.Бенуа. 2-е изд., доп. -М.: Наука, 1993. - Кн. 4/5. - 743 с.

22. Бердяев Н.А. Самопознание / Н.А.Бердяев. JI.: Лениздат. - 398 с.: ил.

23. Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства / Н.Бердяев. -М., 1994. Т. 1 - 542 е.; Т.2. - 509 с.

24. Библер B.C. Диалог. Сознание. Культура: (Идея культуры в работах М.М. Бахтина) / В.С.Библер // Одиссей, 1989: Человек в истории. М.,1989.-С. 21-59.

25. Библер B.C. О гражданском обществе и общественном договоре / В.С.Библер // На гранях логики культуры. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. - С. 348-370.

26. Бирженюк Г.М. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ / Г.М.Бирженюк,

27. A.П.Марков. СПб., 1992. - 128 с.

28. Блок А. Собр.соч.: В 8 т. / А.Блок. М; Л., 1960-1963. - Т.З. - 352с.; Т.5.-421с.; Т.8.-546с.

29. Богомолов Н.А. Заметки о русском модернизме / Н.А.Богомолов // Поэзия и живопись. М., 2000. - С. 669-676.

30. Богомолов Н.А. Русская литература начала XX века и оккультизм. М., 1999.-126 с.

31. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы / В.Г.Бочарова. М., 1994.-262 с.

32. Буданов В.Г. Эпоха бифукаций и синергетика в образовании. /

33. B.Г.Буданов // Московский синергетический форум: Тезисы. М., 1996.-С. 43-54.

34. Бутиков Г.П. Воспитательный потенциал российских музеев / Г.П.Бугиков. СПб., 1998. - 190 с.

35. Вениамин (Федчиков И.А.) На рубеже двух эпох: Воспоминания. -М.: Отчий дом, 1994. 446 с.

36. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. — М.: Новое время,1990. -210 с./ Репринтное издание 1909 года.

37. Вислова А.В. На грани игры и жизни. (Игра и театральность в художественной жизни России "серебряного века") / А.В.Вислова // Вопросы философии. -1997. №12. - С.28-38.

38. Вислова А.В. Серебряный век как театр / А.В.Вислова. М., 2000. -246 с.

39. Волконский С.М. Мои воспоминания: В 2 т. / С.М.Волконский. М.: Искусство, 1992. -Т.1-348 е.; Т.2. -418 с.

40. Волошин МА. Избранное: Стихотворения, воспоминания, переписка. -Минск: Мает. Лит, 1993. -479 с.

41. Воспоминания о серебряном веке / Сост., авт. Предисл. и коммент. В.Крейд. М.: Республика, 1993. - 559 с.

42. Вячеслав Иванов: Материалы и публикации / Сост. Н.В. Котлерев. М., 1994.-568 с.

43. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века / П.П.Гайденко. -М.: Прогресс-Традиция, 2001. 472 с.

44. Гайденко П. Соблазн "святой плоти". (Сергей Соловьев и русский серебряный век) / П. Гайденко // Вопросы литературы. 1996. - Июль-август. - С. 72-127.

45. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше: Пер. с фр. / Д. Галеви. -Новосибирск: ВО Наука, 1992. 216 с.

46. Гиппиус З.Н. Живые лица / З.Н.Гиппиус. Л.: Искусство, 1991. — 200 е.: ил.

47. Гиппиус З.Н. Стихи. Воспоминания. Документальная проза / З.Н.Гиппиус. М.: Наше наследие, 1991. - 240 с.

48. Горбунов В.В. Идея соборности в русской религиозной философии: В.С.Соловьев, В.В.Розанов, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев / В.В.Горбунов. -М., 1994. -482с.

49. Гуль Р.Б. Георгий Иванов / Р.Б.Гуль // Русское зарубежье: Сб. М.,1993.-Вып. 1.-С. 227-235.

50. Гумилевские чтения: Материалы международной конференции филологов-славистов 15-17 апреля 1996 года. СПб.: СПбГУП, 1996.- 286 с.

51. Добронравова И.С. Синергетика: Становление нелинейного мышления. / И.С.Добронравова. Киев: Лыбедь, 1990. - 152 с.

52. Доронина С. Балет по Велимиру Хлебникову / С. Доронина // Весь Санкт-Петербург. -1994. №2. - С. 236-237.

53. Доронкина Е.Г. Проблема осознания сущности досуга / Е.Г.Дорон-кина // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сб. статей / Науч. ред. Т.Г. Киселева, Ю.А. Стрельцов. -М.: МГУК, 1996. С. 5-14.

54. Дунаев М. Соблазны "серебряного века" / М. Дунаев // Слово. 1994. -№1-6.-С. 7-13.

55. Жаркова JI.C. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований / Л.С.Жаркова, А.Д.Жарков, В.М.Чижиков. М.: МГУК, 1994. - 111 с.

56. Зайцев Б.К. В тихие времена: Воспоминания. / Б. К. Зайцев // Слово.1994.-№11/12.-С. 18-22.

57. Зайцев Б. Письма 1901 1922 гг. Статьи. Рецензии. / Б.Зайцев; сост. Е.К.Дейч, Т.Ф.Прокопов. -М.: Русская книга, 2001. - 384 с.

58. Засосов Д.А. Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов. Записки очевидцев / Д.А.Засосов, В.И.Пызин. Л.: Лениздат, 1991. - 271 е.: ил.

59. Зыслин Ю. Домашний музей поэтов Серебряного века / Ю.Зыслин // Новый журн. Нью-Йорк, 1999. - Кн. 214. - С. 280-284.

60. Иконникова С.Н. Диалог о культуре / С.НИконникова. Л.: Лениздат, 1987. - 203 с.

61. Иконникова С.Н. Духовная элита как импульс исторического процесса / С.Н.Иконникова // Культурология: новые подходы: Альманах -ежегодник. -1995. №1. - С.39-78.

62. Иконникова С.Н. История культурологии. Идеи и судьбы / С.Н.Иконникова. СПб.: СПбГАК, 1996. - 263 с.

63. Иоанн, митрополит. Митрополит Мануил (Лемешевский): Биогр. очерк / Митрополит Иоанн. СПб., 1993. - 304 с.

64. Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа: Учеб. пособие / Л.Г.Ионин. М.: Гос. Гуманиг. Ун-т, 1995. - 151 с.

65. История русской литературы: XX век: Серебряный век / Под ред. Жоржа Нива, Ильи Сермана, Витторио Страды и Ефима Эткинда. М.: Изд. Группа "Прогресс" - "Литера", 1995. - 704 с.

66. Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры / М.С.Каган. -СПб.: Славия, 1996. 407 с.

67. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры: В 2 кн. / М.С.Каган. СПб.: Петрополис, 2000-2001. - Кн.1. - 368 е.; Кн.2. -320 с.

68. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М.С.Каган. -М.: Политиздат, 1988. 319 с.

69. Каган М.С. Философия культуры / М.С.Каган. СПб.: Петрополис, 1996.-416 с.

70. Каган М.С. Философская теория ценности / М.С.Каган. СПб.: Петрополис, 1997. - 205 с.

71. Капица С.П. Синергетика и прогнозы будущего / СПКапица, С.ПКурдюмов, Г.Г.Малинецкий. -М.: Наука, 1997. 285 с.

72. Карпухин О.И. Культурная политика: Монография / О.И.Карпухин. -М., 1997.-238 с.

73. Киселева Т.Г. Культурология и социальная педагогика: Линии сопряжения / Т.Г.Киселева // Современные проблемы культурологического образования: Сб. статей / Науч. ред. Т.Г.Киселева. М.: МГИК, 1993. - С. 20-25.

74. Киселева Т.Г. Образовательные процессы в России на рубеже двух столетий/ Т.Г.Киселева. М., 1994. - Кн. 1. - 105 с.

75. Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом: Лекции по курсу "Культурно-досуговая деятельность" / Т.Г.Киселева. М.: МГИК, 1992. - 50 с.

76. Киселева Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие / Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников. М.: МГУК, 1995. - 136 с.

77. Кисилева Т.Г. Культура и революция: историческая хроника первых послеоктябрьских десятилетий: Курс лекций для студентов гуманитарных вузов / Т.Г.Киселева, Ю.А.Стрельцов, Е.Ю.Стрельцова. -М.: МГУК, 1998.-203 с.

78. Комиссаренко С.С. Клуб как социально-культурное явление: исторические аспекты развития / С.С.Комиссаренко. СПб.: СПбГАК, 1997. -158 с.

79. Клинг О. Серебряный век через сто лет. ("Диффузное состояние" в русской литературе начала XX века) / О. Клинг // Вопросы литературы. - 2000. - Ноябрь-декабрь. - С. 83-113.

80. Колобаева Л.А. Русский символизм / Л.А.Колобаева. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2000. - 296 с.

81. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учеб. пособие / И.В.Кондаков. М.: Аспект Пресс, 1997. - 687 с.

82. Кондаков И.В. Культура России. 4.1. Русская культура: краткий очерк истории и теории: Учеб.пособие для студентов вузов / И.В.Кондаков. -2-е изд., испр. М: Книжный дом "Университет", 2000. - 360 с.

83. Королева Л.Г. Основные идеи русской философии ХЕХ-ХХ вв. / Л.Г.Королева. Курск, 2001. - 256 с.

84. Костюм серебряного века в России. 1890-1914: Кат. высг. из фондов Гос. Эрмитажа. СПб.: АО "Славия-Ингербук", 1993. - 55 с.

85. Краевский В.В. Методология научного исследования: Пособ. для студ и аспир. гуманитар, ун-тов / В.В.Краевский. СПб.: СПбГУП, 2001. -148 с.

86. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов -исследователей / В.В.Краевский. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001.-244 с.

87. Кротова Ю.Н. Педагогика досуга в англоязычных странах: Учеб. пособие / Ю.Н.Кротова. СПб.: СПбГАК, 1994. - 162 с.

88. Кузмин М.А. Дневник 1921 года / М.А.Кузмин // Минувшее: Ист. альм. -М.; СПб., 1993. Вып.12. - С. 423-494; Вып.13. - С. 457-524.

89. Кузмин М.А. Дневник 1931 года / М.А.Кузмин // Новое лит. обозрение. 1994. - №7- С. 163-204.

90. Кузмин М. Дневник 1934 года / М.Кузмин. СПб., 1998. - 416 с.

91. Кузнецов П. Петербург: конец века / П.Кузнецов // Звезда. 1998. -№7.-С. 200-204.

92. Купченко В. Труды и дни Максимилиана Волошина Летопись жизни и творчества. 1877 1916 / В.Купченко. - СПб.: Алетейя, 2002. - 495 с.

93. Кучаев А. Век-волкодав заканчивает песню / А.Кучаев // Новая Россия. 1994. - №1. - С. 50-55.

94. Кшесинская Матильда. Воспоминания. /М.Кшесинская; предисл. В.Гаевского М.: Артист. Режиссер. Театр. 1992. - 414 е.: ил.

95. Ласкин А.С. Неизвестные Дягилевы, или Конец цитаты: Док.роман / А.С.Ласкин. СПб.: Ассоц. "Новая лит.": Альм. "Петрополь", 1994. -287с.

96. Ласкин А. Усадьба и столицы: портрет С.П.Дягилева в интерьере /

97. A.Ласкин // Метафизика Петербурга: Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 1. - СПб.; ФКИЦ "Эйдос", 1993. -С.280-293.

98. Ласкин А.С. Шарф Армиды / А.С.Ласкин // Моск. наблюдатель.1992.-№7/8.-С. 58-63.

99. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1910-1917 годах /

100. B.Р.Лейкина-Свирская. М., 1984. - 296 с.

101. Лесная Г.М. Новое о серебряном веке в русской литературе / Г.М.Лесная // Вестник Московского университета. 1995 - №5.1. C. 231-235.

102. Лифарь С.М. Дягилев: Монография / С.М.Лифарь. СПб.: Композитор,1993. 352 с.

103. Лифарь С.М. Дягилев: и с Дягилевым / С.М.Лифарь. М.: Артист. Режиссер. Театр. - 1994. - 476 с.

104. Лосский Н.О. Бог и мировое зло / Н.О.Лосский; сост. А.П.Поляков, П.В.Алексеев, А.А.Яковлев. -М.: Республика, 1994.-432 с.

105. Маковский С.К. Портреты современников: Портреты современников. На Парнасе "Серебряного века". Художественная критика. Стихи / С.К.Маковский. М.: Аграф, 2000. - 768 с.

106. Максютин Н.Ф. Гармония. Система. Специфика формы: Избранные лекции по курсу "Социально-культурная деятельность" / Н.Ф.Максютин. Казань: Медицина, 2000. - 80 с.

107. Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность: Учеб.пособие / Н.Ф.Максютин. Казань: Медицина, 1995. - 140 с.

108. Марков Л.П. Отечественная культура как предмет культурологии: Учеб. пособие / А.П.Марков. СПб.: СПбГУП, 1996. - 284 с.

109. Матюшин М.В. Воспоминания футуриста / М.В.Матюшин // Волга.1994. №9/10. - С. 72-123.: ил.

110. Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет / Д.С.Мережковский. М., 1991. - 476с.

111. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. / П.Н.Милюков. М.: Издательская группа "Прогресс" - "Культура",1995. -Т.3.-480 с.

112. Минералова И.Г. Русская литература серебряного века: Поэтика символизма: Учеб. пособие для студентов вузов по спец. 021700 -филология / И.Г.Минералова. М.: Изд-во Лит. ин-та им. А.М.Горького, 1999. - 225 с.

113. Михайлов П. Е. Неизвестные страницы петербургских религиозно-философских собраний (1901-1903) / П.Е.Михайлов // Мир источниковедения: (Сб. в честь С. О. Шмидта). М.; Пенза, 1994.1. С. 124-128.

114. Мок-Бикер Э. "Коломбина десятых годов.": Кн. об Ольге Глебовой-Судейкиной: Пер. с фр. / Э. Мок-Бикер. Париж; СПб.: Изд-во Гржебина- АО "Арене", 1993. - 206 с.

115. Молодяков В.Э. "Потерянный рай" / В.Э.Молодяков // Простор. 1991. - №3 - С. 96.

116. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учеб пособие / А.В.Мудрик. Пенза: ИПКиПРО, 1994. - Ч. 1. - 171 с.

117. Музеи в период перемен. Материалы российско-британского семинара "Музеи Санкт-Петербурга в условиях рыночной экономики". 2-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. А.Д.Марголиса. - СПб.: Контрфорс, 1997. -164 с.

118. Найман Л.П. Славный конец бесславных поколений / А.П.Найман. -М.: Вагриус, 1999. 637 с.

119. Наторп П. Социальная педагогика: Теория воспитания воли на основе общности: Пер. с нем. / П. Наторп. СПб.: тип. О. Богданова, 1911. -360 с.

120. Неретина Т. "С печалью любовной" / Т.Неретина // Москва. 1998. -№2.-С. 182-184.

121. Нестьев И.В. Дягилев и музыкальный театр XX в. / И.В.Нестьев. М.: Музыка, 1994. - 224 с.

122. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века / НДНикацдров. М: МИРОС, 1997. -144 с.

123. Никитина Г.Я. История культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособие / Г.Я.Никитина. М.: МГУК, 1998. - 65 с.

124. Николай Гумилев: Исслед. и материалы. Библиография / Ин-т. рус. лиг. РАН (Пушкинский дом) / Сост. М.Д.Эльзон, Н.А.Грознова. СПб: Наука, 1994. - 679 с.

125. Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере / В.Е.Нова-торов. Омск: Омич, 2000. - 288 с.

126. Новикова Т. "Прекрасная дама" в культуре серебряного века / Т.Новикова // Вестник Московского университета. 1998. - №1.1. С. 90-99.

127. Оцуп Н.А. Океан времени: Стихотворения. Дневник в стихах. Статьи и воспоминания о писателях / Н.А.Оцуп. СПб.: LOGOS; Дюссельдорф: Голубой всадник, 1993. - 616 с.

128. Перцов П.П. Литературные воспоминания 1890 1902 гг. / П.П.Пер-цов. - М.: Новое литературное обозрение, 2002 - 496 с.

129. Петров-Водкин К. Пространство Эвклида / К.Петров-Водкин. СПб.: Азбука, 2000. - 780 е.: ил.

130. Петрова О.Ф. Символизм в русском изобразительном искусстве / О.ФЛетрова СПб.: СПбГУП, 2000. - 152 с.

131. Православие и культура этноса: Тез. докл. Междунар.науч. симп. (9-13 окт. 2000; Москва) / РАН. Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. Ассоц. этнографов и антропологов России. М.: Старый сад, 2000. - 216 с.

132. Протанская Е.С. Воспитание как диалог и формирование субъекта культуры. Автореф. дисс. докт. филос. наук / Е.СЛротанская. СПб.: СПб ГАК, 1994.-32 с.

133. Протанская Е.С. Лекции о воспитании. Учеб. пособие / Е.С.Протанская. СПб.: СПб ГАК, 1994. - 6 п.л.

134. Размахнина В.И. Серебряный век: Очерки к изучению: Учеб. пособие /

135. B.И.Размахнина. Красноярск: Изд-во Краснояр.гос. пед. ин-та, 1993. -190 с.

136. Рапацкая Л.А. Искусство "серебряного века" / Л.А.Рапацкая. М.: Просвещение: "Владос", 1996. - 192 е.: ил.

137. Рассадин С.В. Власть образа, влияние Ницше на творчество Н.ММинского / С.В.Рассадин // Культура и власть. Тверь, 1999.1. C. 91-100.

138. Мильор Р.Генри. Менеджмент: достижение цели. Управление на основе здравого смысла Планирование личных действий: Пер. с англ. / Р.Генри Мильор СПб.: Информ. - издат. агентство "ЛИК", 1991. -136 е.: ил.

139. Розанов В.В. Среди художников: Итальянские впечатления. Среди художников / В.В.Розанов. М.: Республика, 1994. - 494 с.

140. Розанов В.В. Сумерки просвещения / В.В.Розанов; сост. В.Н.Щербаков. М.: Педагогика, 1990. - 624 с.

141. Рокицкая Э.Е. Информационный маркетинг: Учеб.-метод, пособие по авторскому курсу для студентов дневного отделения / Э.Е.Рокицкая. -СПб.: СПб ГАК, 1997. 66 с.

142. Ронен О. Серебряный век как умысел и вымысел: Пер. с англ. / О.Ронен. М: ОГИ, 2000. - 151 с.

143. Россияне: Книга для чтения по истории Отечества XIX нач. XX вв (ГХ-Х кл.). 4.2. На ниве культуры. - СПб., 1994. - 268 с.

144. Ротиков К.К. Другой Петербург / К.К.Ротиков. СПб.: "Лига Плюс", 1998.-576 с.

145. Роцинский С.Б. Истоки, расцвет трагедия философии "Серебряного века" / С.Б.Роцинский // Социально-политический журнал. 1997. -№6-С. 80-97.

146. Рузавин Г. Парадигма самоорганизации как основа нового мировоззрения / Г.Рузавин // Свободная мысль. 1993 - №17-18.1. С. 54-71.

147. Русская интеллигенция. История и судьба / Сост. Т.Б.Князевская. М.: Наука, 2001.-423 с.

148. Русская литература XX века (1890-1910). / Под ред. проф. С.А.Венгерова: В 2 кн. М.: Издательский дом "XXI век - Согласие", 2000. - Кн.1. - 512 е.; Кн. 2. - 472 с.

149. Русская поэзия "серебряного века". 1890-1917: Антол. / Сост. И.Багдасарян. М.: Наука, 1993 - 784 с.

150. Русский авангард. Пути развития. Из истории рус. авангарда XX в. -СПб., 1999. 124 с.149150151152153,154155.156157,158.159.160.161.162.

151. Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания / Ин-т мировой лит. им. А.М.Горького; сост. В.М.Терехина, А.П.Зименков. -М.: Наследие, 1999. 479 е.: ил.

152. Рутминская В.Р. Поэты "серебряного века": Монография / В.Р.Рут-минская. Екатеринбург, 2000. - 382 с.

153. Русская идея / Сост. и авт. вступ. статьи М.А.Маслин. М.: Республика, 1992. - 496 с.

154. Рындина JL Ушедшее / Л.Рындина // Диалог. 1991. - №18 - С. 97-106. Русская художественная культура конца XIX - начала XX века (18951907) - М.: Наука, 1968. - Кн. 1. - 442 с.

155. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца ХГХ- начала XX века: Учеб. пособие / Д.В.Сарабьянов. М.: Изд-во МГУ, 1993. - 320 с. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: истоки, история, проблемы / Д.В.Сарабьянов. - М., 1989.-262 с.

156. Серебряный век в русской поэзии: пособие для учителей / Сост.

157. Е.В.Карсалова и др. М.: Интерпракс, 1994. - 188 с.

158. Серебряный век: Петербургская поэзия конца XIX- начала XX в. /

159. Сост., подгот. текста, примеч. М.Пьяных. Л.: Лениздат, 1991. - 526 с.

160. Смагин Б.А. Социокультурная городская среда и развитие личности /

161. Б.А.Смагин // Город и культура. СПб., 1992. - С. 35-42

162. Соколов Э.В. Культурология (очерки теории культуры) / Э.В.Соколов1. М., 1994.-272 с.

163. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры: Учеб. пособие / Э.В.Соколов. Л.: ЛГИК, 1982. - 82 с. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга / Э.В.Соколов. - Л.: Лениздаг, 1977.-206 с.

164. Солженицын А.И. Образованщина / А.И.Солженицын // Из-под глыб: Сб. статей М.; Париж: YMCA-PRESS, 1974 - С. 217-259.

165. Соловьев B.C. Соч. в 2.т. / В. С. Соловьев^.: Правда, 1989. Т. 1. - 688 е.; Т.2. -736 с.

166. Сорокин П. Социокультурная динамика / П. Сорокин // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. -М: Наука, 1992. С. 156-221.

167. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сб. статей / Науч. ред. Т.Г.Киселева, Ю.А.Стрельцов. М.: МГУК, 1996.-147 с.

168. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сб. статей / Ред. коллегия: Т.Г.Киселева, Б.Г.Мосалев, Ю.А.Стрель -цов. -М: МГУК, 1999. -132 с.

169. Ставровская И.В. Игровая специфика мистификации в журнале "Аполлон" в 1909 году / И.В.Ставровская // Филологические студии. -Иваново, 1999 - Вып. 3. - С. 52-57.

170. Степун Ф.Ф. Бывшее и несбывшееся / Ф.Ф.Степун. 2-е изд., доп. -СПб.: Алетейя, 2000. - 647 с.

171. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь на рубеже ХЕХ-ХХ веков / Г.Ю.Стернин. М.: Искусство, 1970. - 328 с.

172. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени: Учеб пособие / Ю.А.Стрельцов. М.: МГИК, 1991. -116 с.

173. Стрельцов Ю. Асоциальная педагогика: Учеб пособие / Ю.А.Стрельцов. М.: МГИК, 1998. -144 с.

174. Стрельцов Ю.А. Человек в мире общения: Основы досуговой синергетики / Ю.А.Стрельцов. М.: МГИК, 1999. - 200 с.

175. Стригалев А. Искусство между XLX-XX веком / А.Стригалев // Европейское искусство ХЕХ-ХХ веков: исторические взаимосвязи. М., 1998-С. 166-182.

176. Сукало А.А. Педагогические основы профилактики правонарушений в сфере подростково-молодежного досуга. СПб., 1996. - 220 с.

177. Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А.Яковлева: Перевод. М.: Политиздат, 1990. - 398 с.

178. Сфера досуга сфера социализации. Сборник (по материалам научно-практической конференции, февраль 2001 г.) // Сер. Ребенок. Общество. Семья. Творчество. - СПб. - 2001. - №9. -136 с.

179. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга / Б.А.Тигов. СПб., 1997. - 276 с.

180. Туев В.В. Клуб как субъект социально-культурной деятельности: Ретроанализ / В.В.Туев // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сб. статей. -М: МГУК, 1997. С.5-15.

181. Туев В.В.Феномен клуба: историко-педагогический анализ. Автореф. дисс. докт. пед. наук / В.В.Туев. М.: МГУК, 1998. - 52 с.

182. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры / Г.Л.Тульчинский. -СПб.: Издательство "Лань", 2001. 384 е.: ил.

183. Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность / Г.Л.Тульчинский. СПб.: Алетейя, 2001; СПб государственный Университет культуры и искусства, 2001. - 294 с.

184. Уокер Б. Кружковая культура и становление советской интеллигенции: На примере Максимилиана Волошина и Максима Горького / Б.Уокер // Новое лит.обозрение. М., 1999. - №40. - С.210-222.

185. Флоренский П.А. Имена: Сочинения / П.А.Флоренский. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 1998. -912 с.

186. Франк С.Л. Духовные основы общества / С.Л.Франк. М, Республика, 1992.-511 с.

187. Фриз Г. Церковь и власть. Политический спектакль? / Г.Л.Фриз // Знание Сила. -1991. - №2 - С. 41^5.

188. Хакен Г. Синергетика / Г.Хакен. М.: Мир, 1980. - 404 с.

189. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособие / В.М.Чижиков. М.: МГИК, 1991. -142 с.

190. Шадриков В.Д. Нравственно-духовные качества русского народа / В.Д.Шадриков. -М.; 1997. 24 с.

191. Щербаков Р. Серебряный век / Р.Щербаков // Знание Сила. — 1991. — №2-С. 8-95.

192. Щербатов С.А. Художник в ушедшей России. Гл. VI / С.А.Щербатов // Согласие. -1991. №6 - С. 179-198.

193. Юханов Р.Ю. Личность в системе институциональных форм культуры / Р.Ю.Юханов // Методологические проблемы теоретико-прикладных исследований культуры. М, 1988 - С. 215-233.

194. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация: Учеб. пособие / Н.Н.Ярошенко. М.: МГУКИ; Рязанский заочный институт МГУКИ. -2000.-110 с.

195. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: Монография / Н.Н.Ярошенко. М.: МГУКИ, 2000.-204 с.

196. Ярошенко Н.Н. Становление теории внешкольного образования (конец XIX века первая треть XX века); Хрестоматия / Н.Н.Ярошенко. - М., 2000.-207 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.