Социально-политические и этические взгляды Наджмуддина Рази тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Хасанова, Зебинисо Абдулатифовна

  • Хасанова, Зебинисо Абдулатифовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 152
Хасанова, Зебинисо Абдулатифовна. Социально-политические и этические взгляды Наджмуддина Рази: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Душанбе. 2009. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Хасанова, Зебинисо Абдулатифовна

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ НАДЖМУДДИНА РАЗИ

§1. Исторические и социально-политические предпосылки формирования мировоззрения Наджмуддина Рази.27

§2. Идейно-теоретические предпосылки становления мировоззрения

Наджмуддина Рази.46

§3. Жизненный путь и наследие Рази.;.65

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НАДЖМУДДИНА РАЗИ

§ 1. Социально-политическая концепция Наджмуддина Рази.77

§ 2. Этическое учение Наджмуддина Рази.112

§3. Место и роль человека в социальных воззрениях мыслителя.126

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-политические и этические взгляды Наджмуддина Рази»

Актуальность темы исследования. Социально-экономическое и политическое развитие Таджикистана в условиях государственного суверенитета и демократизации общественной жизни, без учета сложившегося уровня национального самосознания таджикского народа, основывающегося на его национальных традициях, невозможно.

Духовное возрождение общества, укрепление основ национального самосознания представляют собой одно из важных направлений социального развития общества. В связи с этим, обращение к философским, социально-политическим и этическим взглядам таджикско-персидских мыслителей прошлого и определение их места в системе национальных и общечеловеческих ценностей приобретают первостепенное значение. Изучение этого наследия дает возможность не только выявить взаимосвязь духовных ценностей прошлого, настоящего и будущего, но и способствует укреплению духовно-нравственных основ трансформирующегося таджикского общества.

Ещё Ф. Ницше писал, что «все философы обладают тем общим недостатком, что они исходят из современного человека и манят прийти к цели через анализ последнего. Однако все, что философ высказывает о человеке, весьма ограниченно промежутком времени. Отсутствие исторического чувства есть наследственный недостаток всех философов, они не хотят усвоить того, что человек есть продукт развития. не существует абсолютных истин. Следовательно, отныне необходимо историческое философствование».1

Конечно, Ф. Ницше прав, так как показать преемственную связь человеческой мысли, идей мыслителей прошлого и современности в рамках «исторического философствования» и «исторического чувства» является

1 Ницше Ф. Сочинения в двух томах. -М., 1990. - Т.1.-С. 240. одной из задач истории отечественной философии как науки, которая видит смысл своей деятельности не в абстрактном теоретизировании, а в изучении и использовании в жизни богатого наследия предшествующих персидско-таджикских мыслителей.

Знание эволюции мысли таджикского народа, этапов ее развития, выявление отношения таджикской философской мысли к мировоззренческим достижениям других народов должны способствовать формированию у подрастающего поколения богатого, нравственного, общекультурного багажа, основанного на приверженности идеалам своего народа.

В связи с этим, критический анализ и изучение мировоззрения одного из передовых мыслителей - суфиев XII-XIII вв. Наджмуддина Рази приобретают весьма важное, актуальное значение. Объясняется это тем, что основные принципы и содержание социально-политических и этических воззрений Наджмудддина Рази, базирующиеся на высоких идеалах общечеловеческих ценностей, могут стать одним из важных рычагов воспитания, совершенствования и духовно-физического развития современного поколения Республики Таджикистан. Актуальность исследуемой темы объясняется и тем, что в творческом наследии этого величайшего представителя отечественной философско-мистической мысли ХШ столетия четко выражено разнообразие идей известнейших представителей этой сферы человеческих знаний. Творческое наследие Наджмуддина Рази оказало огромное влияние на последующий ход развития философской и этической мысли Ближнего и Среднего Востока. Например, в творчестве таких крупных мыслителей, как Джалалиддин Руми, Хафиз Ширази, Азиз Насафи, Наджмуддин Махмуд Исфахони, влияние идей Наджмуддина Рази прослеживается достаточно четко.

Однако, несмотря на очевидное влияние Наджмуддина Рази на развитие суфизма, философско-этическую и социальную мысль своего и последующего времени, цельного исследования об этом мыслителе и его месте в истории философской, социально-политической и этической мысли таджикского народа мы до сих пор не имеем.

Изучение философских и социально-этических взглядов Наджмуддина Рази важно еще и потому, что оно дает возможность еще более конкретизировать ход развития философской мысли, особенно суфизма, на Ближнем и Среднем Востоке. Как известно, суфизм - это мистическое исламское течение, сыгравшее огромную роль в истории философии вообще и истории ислама в частности. Без изучения идей отдельных представителей этого течения, их творческого наследия определить сущность и роль суфизма в истории философской и общественно-политической мысли многих народов Востока, в частности таджикского, практически невозможно.

По мнению автора, суфизм по своей сущности является весьма противоречивым, сложным социально-политическим и этическим течением, и эту противоречивость можно вполне четко обосновать при исследовании творчества особенно выдающихся представителей суфизма. Так, даже в творчестве одного и того же мыслителя можно наблюдать и прогрессивные и регрессивные элементы, обусловленные уровнем развития эпохи и идеологической атмосферой времени, в которые эти мыслители жили. Критический анализ наследия суфийских мыслителей помогает глубже понять сущность и характер самого течения. Решению этой задачи, несомненно, помогает и исследование творчества Наджмуддина Рази, что и стало целью автора. Изучение философских и социально-этических воззрений Наджмуддина Рази проведено на основе анализа таких главных философских работ мыслителя, как «Мирсод-ул-ибод» и «Рисолаи акд ва ишк,» («Трактат о разуме и любви»).

Автор не претендует на всестороннее и полное исследование вопроса, ибо, по существу, эта работа является первым шагом в изучении социально-этических взглядов Наджмуддина Рази.

Степень изученности проблемы. С сожалением можно констатировать, что в отечественной философской литературе нет исследований, посвященных жизни и творческому наследию Наджмуддина Рази. В отличие от трудов других мыслителей прошлого, его произведения находятся в хранилищах и частных коллекциях. Как редкие рукописи, они оказались весьма труднодоступными для исследователей.

О наследии и мировоззрении Наджмуддина Рази имеются очень краткие сообщения и сведения в философских и энциклопедических словарях, которые вышли в Иране, Таджикистане, Египте, США и ряде других стран. К примеру, в Таджикской Советской Энциклопедии о Наджмуддине Рази опубликована статья таджикского исследователя суфизма Ахмаджона Мухаммадходжаева.~ Как этого требует энциклопедический словарь, автор дает краткие сообщения — о датах рождения и смерти мыслителя, главных его трудах, о сути его мировоззрения и суфийских идей.

Подобные сведения приведены также в «Лугатноме» («Словарь») иранского ученого Алиакбара Деххудо, который издан под редакцией Мухаммада Муина, «Фарханги форси» («Персидском словаре»)4 М.Муина и «Энциклопедии Ирана»5, изданной Ихсоном Ёршотиром в Колумбийском университете США.

Большая заслуга в изучении жизни и творческого наследия Наджмуддина Рази принадлежит иранским исследователям. Прежде всего, здесь необходимо назвать многотомный труд Забехулла Сафо «Таърихи адабиёт дар Эрон» («История литературы в Иране»), где при анализе суфийских школ, орденов и течений автор называет Наджмуддина Рази в числе знаменитых учеников Наджмуддина Кубра. Он отмечает, что Наджмуддин Рази является автором знаменитых книг «Мирсод-ул-ибод» («Путь рабов божьих с начала до конца»), «Рисолат-ут-тайр» («Трактат о

2 Мухаммадходжаев А. Рази // ЭСТ. - Душанбе, 1989. -Т.6. - С.389.

1 Деххудо Алиакбар. Лугатнаме,- Тегеран, 4^.47. 1341 х/ш. - С.36.

4 Муин М. Фарханги форси. - Тегеран, 1375 х/ш. - Т.6. -С.1954.

5 Энциклопедия Ирана / Под. ред. Ихсона Ёршотира. Колумбийский университет. - Нью-Йорк. - T.7. - С. 166-167. птицах») и «Рисолаи акл ва ишк» («Трактат о разуме и любви») и ^хде нескольких трактатов, написанных на персидском языке6.

Некоторые сообщения о жизни, творческом наследии, специс^&^Ез^Еее суфийского течения «кубравия» и мистических идеях Наджмуддина Е^ази имеются также в книге «История мистицизма и мистиков Ирана» («Таъ^^з^^ ирфон ва орифони Ирон»). Автор статьи, опубликованной в этом рассматривает мистическую систему Наджмуддина Рази как развиваюхзцз>^о суфийские идеи Наджмуддина Кубра.

Более подробные сведения о Наджмуддине Рази приводятс^^з: в предисловии Муджтаба Минави к книге Наджмуддина Рази «Рисалаи ают ва ишк».8

Другой иранский исследователь - Ризакулихан Хидаят, исследуя в сноем трактате «Риёз-ул-орифин» жизнь и деятельность Наджмуддина Рази, пр<^->хсде всего, отмечает его важную роль в развитии суфийского учения «кубравия».

По мнению же исследователя Абдулхусайна Зарринкуба9, деятельы<^> сть мыслителя позволяет говорить не только о сохранении в его творч:<ас2гх:ве достижений суфийской школы «кубравия», но и о развитии им мистициззч^га. и иррационалистической традиции, о сознательном выборе мировоззренческой установки, ориентированной на мистическое постижение мира и истины.

Что касается европейских исследователей, то они пока не обращалхзгс^ь к глубокому изучению творчества Наджмуддина Рази. Некоторые из них упоминали о нем лишь при анализе исламского суфизма и его течениг^г. Jc примеру, в книге Аннимари Шимель «Мир исламского мистици^дма» (Суфийские ордена)10 при анализе течения «кубравия» отмечается, что одним из учеников Наджмуддина Кубра был Наджмуддин Рази.

6 Забехулла Сафо. Таърихи адабиёт дар Эрон. - 1370. T.3. - С.168-169.

7 Таърихи ирфон ва орифони Ирон. - Тегеран, 1370. - С.495-497.

8 Минави Мучтабо // Наджмуддин Рази. Рисолаи акл ва ишк. Бо эхтимом ва тасхехи Таки Тафаззули. -Тегеран: Интишороти илми ва фарханги, 1367. — С.21-34.

9 Зарринкуб Абдулхусайн. Бо корвони хула. - Тегеран, 1357. - С.27-42.

10 Шимель А. Мир исламского мистицизма (суфийские ордена). - М., 1999.- С. 179.

Из небольшого числа последних работ, посвященных социально-политическим идеям Наджмуддина Рази, можно особо отметить статью таджикского исследователя А.Мухаммадходжаева «Проблемы социального бытия в суфизме»11, в которой анализируются подходы этого мыслителя к проблемам человеческого общества, государства, организации его институциональных органов и т.д. Таким образом, можно отметить, что, несмотря на определенную работу, проделанную исследователями, основные аспекты философского творчества Рази остались неизученными.

Неразработанность в теоретическом плане перечисленных выше вопросов и обусловила выбор темы исследования. В диссертационной работе делается попытка более глубоко и основательно проанализировать социально-политические и этические воззрения Наджмуддина Рази, которые практически оказались неизученными ни зарубежными, ни отечественными учеными.

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является раскрытие сущности социально-этических воззрений Наджмуддина Рази, анализ генезиса и эволюции его философско-мистической системы. Данная цель предполагает решение следующих основных задач:

- восстановление подлинной биографии мыслителя в контексте его эпохи; выявление идейно-теоретических предпосылок формирования мировоззрения Наджмуддина Рази;

- концептуальный анализ сущности человека в контексте мистико-суфийских идей мыслителя;

- исследование специфического понятийного аппарата, образующего теоретический каркас социально-политических и этических концепций Наджмуддина Рази;

- выявление сущности социальных идей мыслителя и их места в

11 Мухаммадходжаев А. Масъалаи хастии ичтимои дар тасаввуф // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия философии. - 2007. №3. — С. 14. мистической концепции Рази;

- определение особенностей государственного строя мусульманского средневековья через призму социально-политических идей Наджмуддина Рази;

- анализ нравственных и духовных основ человека с позиции мистической этики мыслителя;

- освещение проблемы совершенствования характера человека, согласно мистицизму Рази;

- определение значения идей Рази для современности;

- введение в научный оборот неизученного наследия мыслителя.

Научная новизна исследования состоит в том, что в ней впервые в отечественной историко-философской науке исследуются жизнь, научное наследие, социально-политические и этические взгляды одного из выдающихся мыслителей ХШ в. Наджмуддина Рази. Наряду с этим в диссертации:

- исследуется эволюция мистической концепции Рази;

- анализируются социально-этические взгляды мыслителя в рамках его мистической концепции;

-обосновывается идея о том, что учение Рази представляет собой определенную ступень в развитии таджикско-персидского суфизма;

-аргументировано доказывается, что суфийская доктрина мыслителя была направлена на примирение суфизма с исламским богословием;

- обосновывается положение, согласно которому учение Рази об обществе построено на основе иррационализма;

-проанализированы основные принципы этического учения мыслителя, рассмотрены проблемы учения о соотношении этики и религии;

-осуществлён концептуальный анализ сущности человека, его нравственных и духовных основ в рамках мистико-суфийских идей мыслителя.

-выявлена теоретико-методологическая ограниченность социальноэтических концепций мыслителя;

-на основе всестороннего анализа трудов Рази показаны противоречия в его мировоззрении, представляющего собой сложное переплетение теологии и суфизма.

Теоретической и методологической основной исследования являются принципиальные выводы и положения, содержащиеся в произведениях классиков философии и исследованиях специалистов по истории философской, общественно-политической и этической мысли. При исследовании философских и социально-этических идей мыслителя автор опирался на историко-логический, сравнительный и системный методы анализа.

Источники исследования. Основными источниками данного исследования являются, прежде всего, Коран и комментарии к нему, а также книги Наджмуддина Рази «Мирсод-ул-ибод» и «Рисолаи акл ва ишк», трактаты «Тазкират-ул-авлиё» Фаридуддина Аттора, «Нафахат-ул-унс» Абдуррахмана Джамй, «Одоби суфия» Наджмуддина Кубра и др.

Методологическая и практическая значимость исследования состоит в том, что оно:

-углубляет и расширяет существующие в современной философской науке представления о средневековом таджикском суфизме;

-содействует совершенствованию форм и методов критики различных концепций философско-этического характера.

Основные положения работы могут быть использованы при написании обобщающих работ по истории суфизма, а также философской и этической мысли таджикского народа. Выводы работы можно использовать также при разработке курсов лекций и подготовке спецкурсов по истории таджикской философии и этики.

Апробация работы. Основные положения диссертации были освещены в статьях и выступлениях автора, опубликованных в различных республиканских изданиях. Полученные в ходе исследования результаты были доложены на ежегодных научных конференциях, проходивших в Худжандском государственном университете им. академика Б.Гафурова.

Работа была обсуждена на заседании кафедры философии Худжандского государственного университета им.академика Б.Гафурова 15 апреля 2008 г. и в Отделе истории философии Института философии им.академика А.М.Богоутдинова АН РТ 5 декабря 2008 г и рекомендована к защите.

Структура и объём работы подчинены ее общей задаче. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Хасанова, Зебинисо Абдулатифовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из анализа творческой деятельности, условий формирования взглядов Наджмуддина Рази, его социально-этических воззрений явствует, что он, будучи одним из выдающихся суфиев и мыслителей ХШ в., сыграл важную роль в развитии истории персидско-таджикской философской общественной мысли. Его творческое наследие свидетельствует о богатстве разработанных им идей и его ярком и разностороннем таланте. Наряду с общими проблемами философии, политики, поэзии и суфизма мыслитель большое значение придавал разработке проблем социально-политического характера.

Воззрения Наджмуддина Рази на социум и человеческую нравственность составляют неотъемлемую часть суфийской системы его мировоззрения и представляют собой продолжение той традиции, которая уже существовала в мусульманском суфизме.

Хотя Наджмуддин Рази в своих социально-политических и этических взглядах выступает как последователь творческого • наследия Мансура Халладжа, Баязида Бистами, Зунуна Мисри, Абулкадира Гелони, Абулхасана Харакани и других восточных мыслителей, тем не менее, он в своих трактатах не ограничивается лишь рамками суфизма. Иными словами, он не ограничивается рассмотрением политики и этики в метафизическом аспекте, а опираясь и на идеи представителей калама и перипатетизма, расширяет и более обстоятельно разрабатывает свою социально-политическую и этическую концепцию.

В своих трудах при анализе социально-политических и этических проблем Рази идет не от абстрактной политики и этики к конкретному человеку, а наоборот, в его концепции прослеживается движение от идеально-конкретного к эмпирически-теоретическому содержанию, о чем свидетельствуют фактическая база исследований и следующие из нее выводы.

Проблемы общества, государства и этики решаются мыслителем довольно оригинально, и в первую очередь эта оригинальность заключается в той роли, которую придает Наджмуддин Рази человеку в его бытии.

Наряду с проблемами бытия, сотворения Наджмуддин Рази обращал особое внимание и на проблемы социально-политические, которые были весьма актуальны в его время. И внимание это было не эпизодическим, о чем свидетельствует тот факт, что в его философско-мистической системе имеет место социально-политическая концепция, в которой он изложил свою позицию по отношению к обществу. Он - сторонник общества, управляемого царем, т.е. сторонник монархии, признающий наследственную передачу власти.

Наджмуддин Рази, разделяя общество на несколько слоев -иерархий, определяет конкретные функции каждого. При классификации же социальных слоев общества особое внимание он обращает на их моральный облик. Мыслитель уподобляет общество некой системе, в структуре которой каждая часть выполняет свои определенные функции. При отсутствии какой-либо части, говорит Наджмуддин Рази, общество будет неполноценным.

В своем этическом учении Рази, уделяя пристальное внимание анализу внутренней закономерности субъективной стороны нравственности, отмечал, что действия человека являются в конечном счете результатом или следствием тех побуждений, импульсов, позывов, которые имеют своим источником душу. Душе же присущ ряд свойств - нравов, или предрасположенность к совершению определенных поступков. Условием успешной деятельности человека и общества, по его мнению, является совершение действий, почитаемых оптимальными, т.е. соответствующих идеологическим стереотипам и целям властелина, руководителя, суфия, простолюдина, благу мусульманской общины и складывающимся обстоятельствам. Основой же такого поведения оказываются именно нравы, свойства души.

Затрагивая нравственно-психологические аспекты души, мыслитель определяет, что нрав человека формируется на основе двух состояний естественного и приобретенного по навыку и опыту. Естественный, или природный нрав, по его мнению, определется тем, что человек уже по своей природе обладает тем или иным специфическим качеством, преобладающим в его натуре, т.е. имеет определенный темперамент. В истинной сущности своих наклонностей человек дает себе ясный отчет. Однако благодаря своему разуму человек, живя общественной жизнью, естественно, развивает и укрепляет в себе свои нравственные наклонности, полезные для поддержания необходимого ему общения.

В учении Наджмуддина Рази на первый план выступает забота о благе всего общества, забота о его совершенствовании. Этим стремлением проникнуты все его труды. Основываясь на идеях великих суфиев, он считает, что само благонравие членов общества способно привести все общество к высокой нравственности, и происходить это должно по схеме расходящихся концентрических окружностей, в центре которых находится владыка. Если владыка будет высоконравственен, то и все остальные члены общества будут высоконравственными людьми.

В основе суфийско-этического учения Наджмуддина Рази о совершенствовании человека лежат такие понятия, как упование на Бога, мудрость, активность, благодарность, терпение, любовь и др., которые составляют своеобразный кодекс определенных нравственно-этических норм и требований. В рамках этих категорий совершенствование человека мыслитель связывает с процессом воспитания, при котором человека учат воспринимать все то положительное, что способствует воспитанию в нем высоких нравственных качеств. Основным и важным условием их формирования он считал не следование чувственным влечениям, а подчинение чувств законам разума. Это приводит человека в конечном итоге к счастью.

В этике Наджмуддина Рази основные принципы и нормы нравственности рассмотрены в свете его суфийских принципов (кубравии) и отличаются от принципов и норм этики других мыслителей, в первую очередь от перипатетиков. Эти принципы и нормы ориентированы на ту категорию людей, которые умеют управлять своими страстями, склонностями, обладают жизненным опытом, подчиняют свои действия определенной цели, т.е. достижению Истины. В рамках своих идей он пытается доказать, что для добрых поступков недостаточно одних знаний о добродетелях, нужно, чтобы эти знания нашли себе благодатную почву. В интерпретации Наджмуддина Рази эти принципы выступают как мерило нравственной красоты, они не подходят под понятие чувств, они суть приобретенные состояния души. Существенное значение имеет их конкретное соотношение, которое является оптимальным тогда, когда разум и чувства созвучны друг другу.

Наджмуддин Рази во многом основывается на учениях своих предшественников, главным образом комментируя и пропагандируя их.

Многие социально-политические и этические идеи Наджмуддина Рази и поныне не потеряли своего значения и могут сыграть положительную роль в политическом, нравственном воспитании общества,' которое нуждается в конкретных моральных ориентирах.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Хасанова, Зебинисо Абдулатифовна, 2009 год

1. Абдуррахман Джами. Нафахот-ул-унс. Тегеран, 1370. -С 437.

2. Абу Бакр ар-Рази. Духовная медицина.-Душанбе: Ирфон, 1990.- 87с.

3. Абуали Ибн Сина. Трактат об этике. Соченения. -Душанбе: Дониш, 2008. Т.4. С.739-754

4. Аллахёр Хилатбари. Таърихи хоразмшохиён. Тегеран, 1384.

5. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты,- Алма-Ата: Наука, 1973. -394 с.

6. Аль-Фараби.Филосфские трактаты. Алма-Ата: Наука, 1972. - 430 с.

7. Аристотель. Сочинения. М.: Мысль, 1976-1983. Т. 1-4.

8. Ибн Сина. Избранные философские произведения. М, 1980.-С.551.

9. Ибн Сина Абуали. Сочинения. Душанбе, 2005-2005. Т. 104.

10. Ибн Араби. Футухот-ул-Макккя//Средневековая арабская философия. -- -М.1998

11. Коран. Пер. и комм. Крачковского И.Ю. М. Раритет. 1990.- С.528.

12. Мухаммад Муин. Фарханги форси. — Тегеран. 1371. 4.4. -С. 1954.

13. Платон. Сочинения. М.: Мысль, 1968-1972. Т 3.

14. Сафо Забехулло. Таьрихи адабиёти Эрон. Тегеран. 1333. Т.З. -Перс.

15. Фаваих ул-джамал ва фаватих ул-джалал. Шейх Наджмуддин Кубро. Перевод Мухаммед Багер Саъди Хуросони. Марв, 1368. 1-е издан.

16. Хофизи Шерози. Куллиёт. Душанбе. Ирфон. 1983.1. ЛИТЕРАТУРА

17. Абдурахмон Бадави. Таърих ал тасаввуф ал исломия. Тегеран. 1978. -270 с.

18. Абдурахмон Бадави. Шатхиёт ал-суфия. Тегеран. 1978. -273 с.

19. Август Мюллер. История ислама. М. 2004.- С.91.

20. Азимов К.А. Современные буржуазные концепции этического наследиясредневекового Востока//Мораль, общество, личность. Изд-во Моск. универ., 1979.- С. 79-89

21. Азимов К.А., Сатыбекова С.К. У истоков гуманистической традиции общественной мысли народов Востока: Анализ зороастрийской концепции человека/ /Философ.науки.-1987.-№ 3.-С.71-80

22. Акимушкин Ф.О. Суфийские братства: Сложный узел братсва// Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. М., 1989. - С. 7

23. Аль-Фараби A.M. Естественно-исторические научные трактаты. -Алма-Ата: Наука, 1987.-495 с.

24. Аль-Фахури Хана. История арабской литературы.-Т. 1 -2. -М. 1959-1961. 794 с.

25. Аннимари Шиммель. Мир исламского мистицизма // Суфийские ордены. Москва. Энигма. 2000, -С.414.

26. Антология мировой философии. М. Мысль. 1969. Т. 1-4. -С.41.

27. Арберри А.Дж. Суфизм. Мистики ислама, М.2002.-С. 268.

28. Арипов М.К. К проблеме социальной утопии на Востоке//Социально-утопические идеи в Средней Азии. Ташкент. Фан, 1983. - С.21-36.

29. Архангельский JI.M. Категории марксисткой этики. М.Соцэкшз. 1963-С 272.

30. Атоев А. Проблемы нравственности в «Шахнаме» Абулкосима Фирдавси -Душанбе,-1999. -209 с.

31. Атоулло Тадайюн. Чилвахои тасаввуф дар Эрон ва чахон. Тегеран. 1374. - С.557.

32. Афганов С. Учение Газали о политике и государстве.-Автореф. канд. дисс. Душанбе.2002. - 23 с.

33. Ашуров Г. Античные философы в поэме Джами «Хирадномаи Искандари»//Абдуррахман Джами. Душанбе. Дониш. 1973.4.2 - С45-54.

34. Ашуров Г. Философские взгляды Носири Хисрава .- Душанбе. 1965. 113 с.

35. Бартольд В.В. Сочинения. М., Наука. 1966. Т.6. -С.784.

36. Бекбоев А.А. Концепция необходимости и случайности в учении античных и восточных мыслителей. Фрунзе. Илим. 1989. — 168 с.

37. Беков К. Мухаммад Шахристани историк философии. — Душанбе. Дониш. 1967. - 116 с.

38. Бертельс Е.Э. История персидско-таджикской литературы. М.:Изд. вост. лит. 1960.-556 с.

39. Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература. М., Наука. 1965.- 523 с.

40. Беруни А. Китоб-ут-тафхим ли авоили саиоат-ит-таизим.-Душанбе: Дониш, 1973.-285 с.

41. Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии. -Сталинабад. Таджикгосиздат. 1961.332 с.

42. Богоутдинов A.M. Избранные произведения.-Душанбе. Дониш, 1980.-415с.

43. Брагина JI.M. Итальянский гуманизм: этические учения XIV- XV вв.-М. Высшая школа. 1977.-254 с.

44. Брагинский И.С. Из истории персидского литературного наследия -М. Наука. 1984.-С.296.

45. Брагинский И.С. Из истории персидской и таджикской литературы. -Избранные работы-М.: Наука, 1972-527с.

46. Браун Эдуард. Наджмуддин Доя. Таърихи адаби Эрон.// Том 2, Тегеран, 1358,-С.819-820.

47. Бурабаев М.С. Предмет, категории и задачи этики//Социальные, этические и эстетические взгляды Аль-Фараби. Алма-ата. Наука. 1984. -С.31-44.

48. Бурабаев М.С., Курмангалиева Г.К. Социальные взгляды Аль-Фараби//Социальные, этические и эстетические взгляды Аль-Фараби.-Алма-Ата. Наука. 1984. С.44-57.

49. Бурабаев М.С., Сагадаев А.В. Особенности развития этической и эстетической мысли народов средневекового Востока// Социальные, этические и эстетические взгляды Аль-Фараби. Алма-Ата. Наука. 1984. -С.57-68

50. Жуковский В.А. Человек и познание у персидских мистиков. Санкт-Петербург. 1895.-С.32.

51. Вагабов М.В. Ислам и семья. Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1973.- 47с.

52. Валад Бахоуддин. Маориф. Тегеран. 1338, -Т. 1.С. 498. -Перс.

53. Гавхарин С. Лугат ва таъбироти Маснавии Чалолиддини Балхи. Тегеран. 1337-1339.Т. 1-3. Перс.

54. Гафуров Б.Г. Таджики. Душанбе. Ирфон. Т.2. 1989.

55. Гафуров Б., Касымжанов А.Х. Социально-этические воззрения Аль-Фараби/Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. -Алма-Ата. Наука, 1973. -С. 27-35.

56. Гордлевский В.А. Избранные сочинения. М., Изд-во Восточной Литературы. 1960. Т.1.- С.551.

57. Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана УП-ХП вв.-М. Изд-во АН СССР. 1960. -С.327.

58. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока.-М., Наука. 1966.- 364 с.

59. Гуломризо Саидй. Андешахои Икболи Лохури. Тегеран. 1370.-С.359.

60. Гулямов М. Шанкара Бедил - Шопенгауэр (к проблеме взаимовлияния философских систем)//История философии и современность.-Душанбе. Дониш, 1988.-С 44-51.

61. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. -2-е- изд. испр. и доп.-М.: Искусство, 1989.

62. Гусейнов А.А. Ирлитц Г. Краткая история этики. М. Мысль 1987.-С.587.

63. Гусейнов А.А. Введение в этику.-М.:Изд-во Моск.ун-та, 1985.-241с.

64. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М. Молодая гвардия, 1988.-269 с.

65. Гусейнов А.А. Этика Аристотеля. -М.: Знание, 1984. -64 с.

66. Денисова Т.А. Категория «мират» в трактате Абд-ар-Рауфа «Дакаик ал-хуруф»//Суфизм в контексте мусульманской культуры.-М.,1989. -С. 76-88.

67. Дехбоши Али. Тухфахои ончахонй. Тегеран. 1372.- С.854.

68. Деххудо Алиакбар. Лугатнома. Чилди 47, Тегеран, 1341 х/ш., -С.36

69. Джавад Нурбахш. Духовная нищета в суфизме. Великий демон Иблис. М. 2000.-266 с.

70. Джавелидзе Э. Д. У истоков турецкой литературы. Джалаледдин Руми

71. Тбилиси. Мецниереба. 1985. Т.1. С. 300.

72. Джавелидзе Э. Д. У истоков турецкой литературы. Юнус Имре-Тбилиси. Мецниереба. 1985. Т.2.-С. 299.

73. Джами Абдурахман. Избранные произведения. В 4-х т.-Душанбе: Ирфон, 1972-1981.-Т. 1-4.Т1, 1972-431, Т2-1973-334с, ТЗ 1973-225, Т4, 1981-351с. 70 Джафарли Т.М. Вопросы истории и общей теории этических категорий: Автореф. докт. дисс. Тбилиси, 1972. -39 с.

74. Джафарли Т.М. Из истории домарксистской этической мысли.-Тбилиси: Ганатлеба, 1970.-178 с.

75. Джахид М.Р. Абу Наср аль-Фараби о государстве. Душанбе: Дониш, 1966. - 240 с.

76. Джумабаев В.Д. Мамедов Ш.Ф. Этическая мысль в Средней Азии в IX-ХУ вв.-М.Изд-во МГУ. 1974.- С255.

77. Джумабаев Ю.Д. Этические воззрения Абуали ибн Сино//Торжество разума. Душанбе: Дониш, 1988.-С.68-79

78. Джумабаев Ю.Д., Мамедов Ш.Ф. Этическая мысль в Средней Азии в ГХ-ХУ вв.-М.:Изд-во Моск.ун-та, 1974.-37 вс.

79. Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Синьт.-Душанбе:Дош1шЛ985. 255 с.

80. Диноршоев М. Философия Насириддина Туси. Душанбе: Дониш, 1968. 156 с.

81. Диноршоева 3. Мухаммад ал-Газали и его отношение к философии. — Душанбе, Дониш. 2002.-156 с.

82. Додихудоев X. Философия крестьянского бунта. Душанбе: Ирфон, 1987.-243 с.

83. Дониш Ахмад. Наводир-ул-вакоеъ. Душанбе: Дониш, 1988. Китоби 1.-268 с.

84. Дониш Ахмад. Рисола дар назми тамаддун ва таовун.-Душанбе: Дониш, 1976.-94с.

85. Драч Г.В. Проблема человека в раннегреческой философии.-Ростов на Дону: Изд-во Рост.ун-та, 1987.-174с.

86. Древняя цивилизация и ее роль в развитии культуры Центральной Азии Эпохи Саманидов.-Д., 1999.-С.181.

87. Дробницкий О.Г. Понятие морали.-М.:Наука, 1974.-388с.

88. Зарринкуб А. Бахр дар куза. Тегеран. 1366.-616 с.

89. Зарринкуб Абдол Хосейн. Исламская цивилизация. М., 2004.-С.237.

90. Зарринкуб А. Бо корвони хулла. Тегеран. 1370.-С 675.

91. Зиёев Х.М. Суфийский орден Мавлавия. Душанбе 2007.

92. Ибрагим Т. Вуджудизм как пантеизм//Средневековая арабская философия: Проблемы и решения. -М.: Восточная литература, 1998. -С.89.

93. Иванов В.Г. История этики древнего мира.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1980.-224 с.

94. Иванов В.Г.История этики средних веков. М.Изд-во. ЛГУ, 1984.-С279.

95. Иванов М.С. Очерк истории Ирана. М. Госполитиздат. 1952.-С.469.

96. Идибеков Н. Этика Насириддина Туси в свете его теории свободы воли. Душанбе: Дониш, 1987.-92 с.

97. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. 1Х-Х1У вв. М.Соцэгиз. 1961.- С.629.

98. Исаев М. Этическое учение Мискавейха и его роль в развитии этической мысли средневековья.-Автореф.канд.дисс.-Душанбе, 1993.-22с:'

99. Ислам в истории народов Востока. М.Наука. 1981 .-С. 197.

100. Ислам. Энциклопедический словарь. М. Наука. 1991.- С.315. •

101. Исмаилов Ш. Философия Махмуда Шабустари. Баку. Элм. 1976.-С. 169.

102. Исоев М. Акидахои ахлокии Ибни Мискавайх. -Душанбе. 1994.

103. История таджикского народа. М. Наука. 1964. Т.П. К.1.- С.492.

104. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в. Л. Изд-воЛГУ. 1958. -С.390.

105. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. -М.,1986.-342с.

106. Карим Замони. Миногари ищк. Шархи мавзуии Маснавии маънави Мавлоно Чалолуддин Мухаммад Балхи. Тегеран. 1372.-С.1005.

107. Каримов Г.М. Аль-Газали и суфизм. Баку. ЭЛМ. 1969. - СЛ09.

108. Кечекаян С. Учение Аристотеля о государстве и праве.-М.; Л.: Акад. Наук СССР, 1947.-276 с.

109. Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского средневековья. Автореф.дисс.док.филос.наук,1988.№ 4.-37с.

110. Климович Л.Д. Книга о Коране, его происхождении и мифологии-М. Политиздат. 1986.-С269.

111. Климович Л.И. Ислам.-М.:Наука, 1965.-139с.

112. Козлов Е.Б. Платон о славе и признании//Историко-философский ежегодник.-М.:Наука, 1988.-С. 43-59.

113. Крымский А.Е. История Персии, её литературы и древишеской теософии. МЛ 914-1917. - Т.З. - С.504.

114. Кулизаде З.А. Закономерности развития восточной философии XII и XIV веков. Регион ислама и проблемы Запад-Восток Баку. Элм .1983.-С285.

115. Кулматов Н.А. Фахриддин Рози. Душанбе. Дониш 1980.-66 с.

116. Кулматов Н.А. Насириддин Туей о предмете и задачах науки этики//Вопросы истории философии.-Душанбе:Дониш,1977.-С. 12-17

117. Кулматов Н.А. Этические взгляды Саади.Душанбе. Дониш. 1968.-С. 128.

118. Курбанмамадов А. Эстетическая доктрина суфизма.-Душанбе: До-" ниш, 1987.-163с.

119. Лей Г. Очерки средневекового материализма.-М. :Изд. иностр. лит., 1962.-367с.

120. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. -М.Искуство. 1969.-С 709.

121. Лосев А.Ф. Дерзание духа. -М.: Полит издат, 1988.-364 с.

122. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении.-М.: Мысль, 1989. 393 с.

123. Махмаджонова М. К характеристике суфийской этики.//Докладынаучно-практической конференции молодых ученых и специалистов

124. Республики Таджикистан. Курган-Тюбе. 1991.

125. Махмадчонова М. Мафхуми «инсони комил» дар ахлоки тасаввуф //ж.Точикистон, 1994, № 1-2.

126. Махмадчонова М. Чанбахои ахлокии «фано» ва «бако».//ж.Адиб. 1995, №7-9.

127. Махмадчонова М. Мулохизоте чанд рочеъ ба ахлоки Чалолиддини Руми.// Известия. АН Р Таджикистан. Серия общественных наук. 1992. №1-2.

128. Мутаххари М. Ошнои бо улуми исломй. Душанбе, 1999. 4.1-2. - 204 с. 2-188 с. .

129. Майоров Г.Г. Этика в средние века.-М.Знание. 1986.-62 с.

130. Мамедов Ш.Ф. Развитие философской мысли в Азербайджане.-М.: Изд-во Моск.ун-та, 1965.-174 с.

131. Махмаджанова М.Т. Этические взгляды Джалолуддина Руми. Душанбе, 2001.-С. 175.

132. Махмаджонова М.Т. Философия Джалолиддина Руми. Душанбе: Дониш, 2007. -97 с.

133. Махмуди Бахтиёри А. Ирфони роз ва дидгохи Мавлоно Чалолуддин Балхи. Тегеран. 1377.-455с

134. Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока.-М.:Наука, 1987.-263с.

135. Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1973.-С.472.

136. Мирбабаев М.К. Заметки о философах Мавераннахра и Хорасана в XV в.//Изв. АН Тадж.ССР.-№ 4.-1983.-С. 33-39.

137. Мирбобоев М.К. Этика Джалолиддина Давони. Душанбе, 1992.-С. 137

138. Минави Муджтабо. Мукаддима. Тегеран. 13., -С. //Наджмуддин Рази. Акл ва ишк. -С. 21-27.

139. Мудрость суфиев. М., Санкт Петербург.2001.-С.440.

140. Муин М. Фарханги форси. Том 6, Тегеран, 1375 х/ш., -С. 1954.

141. Мустафаев Дж.В. Философские и этические воззрения Низами.-Баку: Изд-во Акад. наук. АзССР, 1962.-189с.

142. Мутахари М. Вахй ва нубувват. Инсон дар Куръон. Душанбе, 1999.

143. С.199. Мотахарри М. Знакомство с исламскими науками. Д.2004.-220.

144. Мухаммадходжаев A.M. Идеология накшбандизма. -Душанбе, Дониш. 1991.-С.232.

145. Мухаммадходжаев A.M. Гносеология суфизма.-Душанбе. Дониш.1990.-С. 112.

146. Мухаммадходжаев A.M. Мировоззрение Фаридиддина Аттора. -Душанбе. Ирфон. 1974.-С 116.

147. МухаммадходжаевА. Ходжа Ахрор. Канибадам.2001.-88 с.

148. Мухаммадходжаев А. Мировоззрение Фаридиддина Аттора. -Душанбе: Дониш, 1974.-116с.

149. Мухаммадходжаев А. Рази // ЭСТ, Том 6, Душанбе, 1989.-С.З 89.

150. Нафиси Сайд. Сарчашмаи тасаввуф дар Эрон. Тегеран. 1342. - С.276. Перс.

151. НиколаичевБ.О. Моральный выбор и нравтвенная свобода //Вестник Моск.ун-та. Сер.7 Философия, 1988. № 4. -С.27-32

152. Никол сон А.Р. Ирфони орифони мусулмон. Тарчумаи д-р Асадулло Озод. Тегеран. 13 82.-С35 8.

153. Одилов Н.Ф. Мировоззрение Джалолуддина Руми.- Душанбе. Ирфон. 1974-С111.

154. Олимов К.О. Мировоззрение Санои. Душанбе: Дониш. 1973. 1973с.

155. Олимов К. Баррасихо дар тасаввуф. Душанде.1999.-С.139

156. Олимов К. Чахонбинии Абдуллохи Ансорй.-Душанбе: Дониш, 1988.-133 с.

157. Олимов К. Хорасанский суфизм. Д. 1994.-С.292

158. Очерки истории этики/ под ред. Б.А. Чагина -М.Мысль, 1969.-430с.

159. Петрушевский И.П. Земледелие и аграрные отношения в Иране ХШ-ХУ вв.- М.:Прогресс. 1965,-669.

160. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в УИ-ХУ вв.-Л.: Изд-во Ленигр. унта, 1966.-400 с.

161. Пиотровский М.Б. Исторические судьбы мусульманского представления о власти//Социально-политические представления в исламе. История и современность.-М., 1987.-С.20.

162. Попелова И. Этика. М. Прогресс. 1965. - С.669.

163. Проблемы этики в философских учениях стран Востока.- М. 1986.-С.127.

164. Раджабов М.Р. Абдурахман Джами и таджикская философия XV в1. Душанбе. 1968.-С.318.

165. Рационалистические традиции и современность. Ближний и средний Восток. М.Д990.-С.279.

166. Ризакулизаде С.Д. Пантеизм в Азербайджане в X -XII вв. Баку. Элм. 1982.-С. 124.

167. Ризозода Шафак. Таърихи адабиёти форс.-Тегеран,1337.- 294 с.

168. Рипка Ян. История персидской и таджикской литературы. -М. Прогресс. 1970.- С.440.

169. Садиков А. Роль и предназначение человека в этических взглядах Ибн Сино//Торжество разума.-Душанбе:Дониш,1988.-С. 49-53.

170. Садиков А.С. Этика Абунасра Фараби//Вопросы истории философии. -Душанбе:Дониш, 1977.-С. 48-61.

171. Садиков А.С.Акидахои ахлокии мутафаккирони Шарк.-Душанбе: Ирфон, 1989.- 144 с.

172. Самарканди Давлатшох. Тазкират уш - Шуаро.- Тегеран, б/г. -С 652.-Пер.

173. Сатыбекова С.К. Проблема ценности человека в философии классического восточного перипатетизма//Вест. МГУ. Сер. 7. Философия. 1987.-№3.-С. 28-34.

174. Сиддик Исо. Таърихи фарханги Эрон.-Тегеран. 1338. -293 с.

175. Смирнов А.С. Справедливость (опыт контрастного понимания)// Средневековая арабская философия: Проблематика и решения.-М.:Вост.лит. РАНД998.-С. 87-98.

176. Соколов В.В. Средневековая философия. М.: Высш. шк., 1979.-58 с.

177. Смилянская И.М. Предисловие//Социально-политические представления в исламе. История и современность.-М.:Наука,1987.-С. 3-12.

178. Социально-утопические идеи в Средней Азии.-Ташкент:Фан, 1983.-13 9 с.

179. Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М, 1998.-С.527.

180. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. -М. Наука. 1987.-С191.

181. Степанянц М.Т. Ислам в философской и общественной мыслизарубежного Востока. -М.Наука. 1974.-С186.

182. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии в политике (ХГХ-ХХ вв). -М.Наука. 1982.-С 247.

183. Степанянц М.Т. Концепция «совершенного человека» в творчестве Джалал-ад-Дина Руми и Мухамада Икбала//Творчество Мухамада Икбала.-М.:Наука, 1982.-С. 34-48.

184. Строева JI.B. Государство исмаилитов в Иране Х1-ХИ веков -М. Наука. 1978.-С.274.

185. Султонов М. Проблема совершенного человека в контексте суфийской доктрины Али Хамадани//История философии и современность.-Душанбе: Дониш,1988.-С. 48-56.

186. Суратгар JI. Тачаллиёти ирфон дар адабиёти форси. -Тегеран. 1345 х.-С. 121.-Перс.

187. Суфии. Восхождение к истине. М.2003,- С.640.

188. Сюкияйнен JI.P. Политическая и правовая мысль Арабского Востока// История политических и правовых учений.-М.Л998.-С. 124-139. *

189. Табари Э. Бархе баррасихо дар бораи чахонбинихо ва чунбишхои ичтимои дар Эрон. Тегеран. 1348.-С. 406.-Перс.

190. Таукелев А.Н., Сапаргалиев Г.С. Государственно-правовые взгляды Аль-Фараби.-Алма-Ата:Наука, 1975.-276с.

191. Творчество Мухаммада Икбала. -М. Наука. 1982.-С 253.

192. Трименгем Дж. С. Суфийские ордена в исламе. -М. Наука. 1989.-С.328.

193. Умаров И. Философские и этические взгляды Айнулкузота.-Душанбе: Ирфон, 1984.-62 с.

194. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме.-М.:Политиздат,1989.-558с.

195. Хазраткулов М„ Тасаввуф. Душанбе. 1988.-С. 126.

196. Халабй Алиасгар. Шархи Маснавии сурудаи Чалолуддин Мухаммад Балхи, маъруф ба Руми. Тегеран, 1375.-739 с.213 -Хайруллаев М.М. Мировоззрение Фараби и его значение в истории философии.-Ташкент:Фан, 1967.-356 с.

197. Хисматулин А.А. Суфизм. Санкт-Петербург. 1999.-269.

198. Чалоян В.К. Восток-Запад: Преемственность в философии античного и средневекового общества. М.: Наука, 1979. -213 с.

199. Шаймухамбетова Г.Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция (начальный период).-М.:Наука,1979. 152с.

200. Шамолов А.А. Сравнительный анализ этики Абу Хамида Газали и Насириддина Туси.-Душанбе:Дониш,1994. -210с.

201. Шамолов А.А. Философско-теологические воззрения Газали.-Душанбе: Дониш, 2002. 384с.

202. Шамолов А. А Философия теологии Газали. Душанбе, Пайванд. 2008.—469 с.

203. Шамолов А.А. Хикмати назми ниёгон.-Душанбе, 1999.-94 с.

204. Шамолов А.А. Хуччатулислом Газоли: Андешахои ичтимои ва сиёси.-Душанбе:Дониш,1996.- 330 с.

205. Шахноз Салим Хунзалой. Куръон ва рухоният. Карачи.-50 с.

206. Шидфар Б.Я. Образная система арабской классической литературы У1-ХИ вв.)-М., 1974.-321 с.

207. Шиммел Аннемари. Шукухи Шамс. Бо мукаддимаи Чалолиддин Оштиёни. Тарч. Хасан Лохурй. Тегеран. 1375.-С885.

208. Шишкин А.Ф. Из истории этических учений.-М.: Госполитиздат, 1959.-344 с.

209. Энциклопедия Ирана. Т.7,-С. 166-167.

210. Carl W.Ernst. Teachings of Sufusm. Boston-London. 1999.-P217

211. Cart W. Ernst. Sufism. London. 1997.-264p.

212. Cittick W. C. Faith amd Practice of Islam. New York. 1992. 306P.

213. Fakhry M. A Histoiy of Islamic Philo sophy. New York. 1983. 394p/

214. Gordon D. Newby. A concise encyclopedia of Islam. Glasgow. 2002.-244p

215. Литература на английском языке

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.