Социально-политические и этнокультурные трансформации на постсоветском Памире тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Худоёров, Муниршо Мулломамадович

  • Худоёров, Муниршо Мулломамадович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 225
Худоёров, Муниршо Мулломамадович. Социально-политические и этнокультурные трансформации на постсоветском Памире: дис. кандидат исторических наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Москва. 2012. 225 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Худоёров, Муниршо Мулломамадович

Введение

Глава 1. Краткая история Памира

1.1. Памир до присоединения к России

1.2.Российская империя и Памир

1.3. Изучение населения Памира

1.4. Советская власть и Памир

1.5. Национальная политика советской власти

1.6. Изучение этнических процессов и идентичностей на Памире

в советский период

1.7. Правовой статус ГБАО в советское время

Глава 2. История Западного Памира в 1990-2000-е годы

2.1. Накануне распада СССР

2.2. Автономная республика Бадахшан

2.3. Памирцы и начало внутритаджикского противостояния

2.4. Памир и памирцы в годы гражданской войны

2.5. Россия и российские пограничники в ГБАО/АРБ

2.6. Социально-экономическая ситуация на Памире

2.7. Статус Памира в конституции 1994 г

2.8. Мирное соглашение 1997 г

2.9. Социально-экономическое развитие ГБАО

2.10. Политический процессы и статус ГБАО

Глава 3. Язык и идентичность

3.1. Проблема памирских языков

3.2. Этническое самосознание у памирцев

Глава 4. Исмаилизм

4.1. История исмаилизма

4.2. История исмаилизма на Памире

4.3.Исмаилизм в независимом Таджикистане

4.4. ИТРЕК и религиозные реформы на Памире

4.5. Исмаилиты и религиозная политика Таджикистана

4.6. Программы Фонд Ага-хана в ГБАО

4.7. Изменения в обрядовой жизни памирцев

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-политические и этнокультурные трансформации на постсоветском Памире»

ВВЕДЕНИЕ

Распад Советского Союза в 1991 г. считается одним из значительных событий прошлого века. Он сопровождался социальными кризисами и политическими потрясениями, которые охватили всё советское пространство. Процессы в разных частях СССР имели во многом общую природу и общие особенности - в частности, на повестке дня оказались проблемы национального самоопределения, появились и активизировались многочисленные националистические движения, которые требовали пересмотра статусов отдельных этнических групп и их языка, в итоге начался «парад суверенитетов», который так или иначе охватил все союзные республики, автономные республики и области. При всём сходстве и единой основе такого рода кризисов и потрясений, в каждом регионе они также имели и свою специфику, развивались по своей особой логике под воздействием множества местных причин и факторов. В результате распад СССР представлял собой цепочку самых разных распадов, каждый из которых вносил свою лепту в ход событий.

Прошло уже два десятилетия с момента крушения Советского Союза, тем не менее это событие и вызванные им трансформации на постсоветском пространстве до сих пор остаются в центре внимания исследователей различных дисциплин. Для этнологов интерес представляет проблема обострения национальных чувств и превращения повседневного разделения «мы/они» в различные политические формы - борьбу за культурные права и автономию, в сепаратизм, в межэтнические конфликты и т.д.

В предлагаемой диссертации рассматриваются указанные явления на примере Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана (ГБАО), которая пережила собственный процесс формирования национального движения на рубеже 1980-1990-х годов. Эти события имели множество специфических черт, представляющих интерес для этнологов. Во-первых, население ГБАО включает в себя множество небольших этнических сообществ, говорящих в быту на своих языках и имеющих некоторые культурные особенности, - бар-

4

тангцев, ваханцев, ишкашимцев, рушанцев, шугнанцев и др. Во-вторых, большинство этих групп исповедуют исмаилизм - одно из шиитских течений ислама, что существенно отличает их от остального населения Таджикистана, хотя и исповедующего ислам, но относящегося к другой его ветви - суннизму, с большими различиями в ритуальной практике и догматике. В-третьих, несмотря на религиозные, культурные и языковые отличия от таджиков, население ГБАО официально записано «таджиками» и рассматривается властью как «этнографическая группа» в составе таджикской нации, местные языки не имеют официального статуса, а многие выходцы из автономной области действительно легко ассимилируются в таджикскую среду и считают себя «таджиками». Наконец, ещё одна особенность заключается в том, что горная территория ГБАО даже в сравнительно отсталом по развитию Таджикистане всегда была наиболее бедным регионом, с неразвитой социальной и экономической инфраструктурой, что приводило к постоянному выталкиванию населения за его пределы и к заметной горизонтальной и вертикальной мобильности, что в свою очередь привело к образованию в Душанбе и других регионах Таджикистана довольно успешной и влиятельной группы выходцев с Памира.

Все указанные обстоятельства имели следствием тот факт, что национальное движение (и, соответственно, национальное самосознание) в ГБАО гак и не оформилось окончательно, оно всегда имело неполный, противоречивый характер и сложную внутреннюю структуру. К тому же процесс его формирования был прерван начавшейся в Таджикистане в 1992 г. гражданской войной, которая сместила акценты в политической и общественной жизни с проблем культуры, языка и самосознания на проблемы физического выживания. Все эти события и последствия распада СССР для жителей ГБАО стали темой настоящей диссертации.

Объектом исследования является население ГБАО, в отношении которого в научной литературе используются также термины «памирские таджики», «памирцы», «памирские народы» или «припамирские народности».

Предмет диссертационной работы - политические и этнокультурные процессы в ГБАО.

Хронологически диссертация посвящена анализу современной ситуации в ГБАО, поэтому её основное содержание охватывает период с 1988 г. по настоящее время. В диссертации также рассматриваются некоторые исторические аспекты этнокультурных процессов на Западном Памире.

Цель и задачи исследования. Цель данной диссертации - описание, оценка и анализ этнокультурных, институционально-правовых и социальных трансформаций, которые произошли в ГБАО в указанный выше период. В качестве конкретных задач выдвигаются следующие:

- описать и дать оценку этнокультурным процессам, происходившим на территории Памира в средние века и в новое время;

- описать практику этнической самоидентификации у памирцев, представить различные точки зрения на вопрос их этнической принадлежности;

- проанализировать причины и факторы так называемого национального возрождения в ГБАО в конце 1980-х гг., определить его проблемные точки, дать характеристику Декларации о преобразовании ГБАО в Автономную республику Бадахшан (АРБ), проекту Конституции АРБ и пр.;

- изучить причины, по которым национальное движение в ГБАО не смогло достичь заявленных целей, описать нынешнюю ситуацию в автономной области;

- рассмотреть дискуссии о возрождении памирских языков как фактор формирования национального движения;

- выявить значение исмаилизма в консолидации памирских народов и показать роль Фонда Ага-хана в решении социально-экономических и культурных проблем постсоветской ГБАО.

Степень изученности проблемы. Политические и этнокультурные процессы на Западном Памире освещены в научной литературе отрывочно и не всегда полно. Это объяснятся, во-первых, тем, что длительное время проведение исследований в указанном регионе было затруднено - в советское время

6

там действовал пограничный режим, в 1990-е гг. регион находился в состоянии необъявленной войны. Во-вторых, вопрос о статусе ГБАО, идентичности и языке его населения всегда являлся проблемным и чувствительным для Таджикистана, поэтому в советский период дискуссии на эту тему были сильно ограничены - в период же независимости ограничения стали ещё сильнее. Тем не менее, в XX в. был создан корпус этнографической, филологической, исторической и политологической литературы, в которой освещена тема этничности па-мирцев, и настоящая диссертация, посвящённая новейшему времени, опирается на неё, продолжает традиции изучения памирского региона.

Вопрос об идентичности памирского населения, определении его культурных особенностей впервые был поставлен чуть более ста лет тому назад. После фактического присоединения Западного Памира к России в 1895 г. изучение местной культуры и языков приобрело систематический характер, и безусловное первенство в этой сфере принадлежало российским учёным. В частности, посетивший несколько раз Западный Памир российский путешественник A.A. Бобринский подробно описал обычаи и представления населения региона, опубликовав об этом две книги1. Большой вклад в изучение этнографии памир-цев внёс востоковед М.С. Андреев, который также неоднократно бывал в различных районах Западного Памира2. Исследованием региона в 1910-1920-е гг. занимался другой российский учёный-иранист, И.И. Зарубин, в его трудах, написанных в советское время, можно увидеть стремление научно классифицировать состав местного населения и определить его этническую принадлежность3.

1 Бобринский А.А. Секта Исмаилья в русских и бухарских пределах Средней Азии. Географическое распространение и организация. М., 1902; Он же. Горцы верховьев Пянджа (ваханцы и ишкашимцы). М., 1908.

2 Андреев М.С., Половцев А.А. Материалы по этнографии иранских племён Средней Азии (Ишкашим и Вахан) // Сб. Музея антропологии и этнографии при Императорской академии наук. Т. 1. Вып. IX. СПб., 1911; Андреев М.С. Таджики долины Хуф (верховья Аму-Дарьи). Вып. 1-2. Сталинабад, 1953, 1958.

3 Зарубин И.И. Материалы и заметки по этнографии горных таджиков. Долина Бартанга. Пг., 1917; Он же. Список народностей Туркестанского края. Л., 1925.

7

Начиная с 1940-х гг. ведущим российским специалистом по изучению этнографии и этнических процессов на Памире становится Л.Ф. Моногарова. Она, в частности, сформулировала точку зрения, согласно которой у народностей Западного Памира одновременно происходят как процессы ассимиляции с таджиками, так и процессы консолидации в этническую общность «памирцев», которая может рассматриваться в качестве субэтноса в составе таджиков4. Дискуссия на эту тему развернулась на страницах журнала «Советская этнография» в 1988-1989 гг.5

Особым направлением в исследовании Западного Памира в советское время оставались местные языки. Их изучением и сбором фольклора занимались видные советские лингвисты-иранисты М.Н. Боголюбов, B.C. Соколова, Л.Г. Герценберг, Т.Н. Пахалина, И.М. Стеблин-Каменский, A.JI. Грюнберг, Д.И. Эдельман и др., в трудах которых имеются и сведения этнографического характера6. Об интересе к истории и этнографии Западного Памира свидетельствует публикация в 1975 г. отдельного выпуска о регионе в серии «Страны и народы Востока»7.

4 Моногарова Л.Ф. Преобразования в быту и культуре памирских народностей. М., 1972; Она же. Памирцы // Вопросы истории. 1973, № 2. С.213-219; Она же. Этнический состав и этнические процессы в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикской ССР // Страны и народы Востока. Вып. XVI. Памир. М., 1975. С. 174-191; Она же. Эволюция национального самосознания припамир-ских народностей // Этнические процессы у национальных групп Средней Азии и Казахстана. М., 1980. С. 125-135; Она же. Памирцы - народности или субэтносы таджиков? // Советская этнография (СЭ). 1989, № 5, и др.

5 Чешко C.B. Время стирать «белые пятна» // СЭ. 1988, № 6. С.3-15; Он же. Не публицистично, но и не научно (ответ оппоненту) // СЭ. 1989, № 5. С.23-28; Давыдов A.C. Не обоснованно, зато публицистично // СЭ. 1989, № 5. С. 15-23; Грюнберг А.Л., Стеблин-Каменский И.М. Несколько замечаний по поводу отклика A.C. Давыдова на статью C.B. Чешко // СЭ. 1989, № 5. С.35-38.

6 Пахалина Т.Н. Ишкашимский язык. М., 1959; Она же. Сарыкольский язык. М., 1966; Она же. Памирские языки. М., 1969; Она же. Ваханский язык. М., 1975; Стеблин-Каменский И.М. Историческая фонетика ваханского языка. АКД. Л., 1971; Грюнберг А.Л. Языки Восточного Гиндукуша. Муиджанский. Л., 1972; Эдельман Д.И. Язгулямский язык. М., 1966, и др.

7 Страны и народы Востока. Вып. XVI. Памир. М., 1975.

8

Изучение Памира активно развивалось и в самом Таджикистане. В 1967 г. в Институте языка и литературы Академии наук Таджикской ССР был организован сектор памирских языков, преобразованный с 1974 г. в отдел памирове-дения, руководителем которого на протяжении многих лет был доктор филологических наук Д.К. Карамшоев. Сотрудники отдела основное внимание уделяли проблеме языков8. Важные страницы истории Памира в новый и новейший периоды нашли своё отражение в вышедшей в 1981 г. (и переизданной в 1985 г.) книге «Очерки по истории Советского Бадахшана», в которой рассматривались вопросы истории, археологии, этнографии и лингвистических особенностей ре-

9

гиона .

Распад СССР в 1991 г. и последовавшая за этим гражданская война в Таджикистане привели к тому, что научное изучение Западного Памира было практически свёрнуто. Интерес к региону вновь стал расти лишь в 2000-е гг. Появилось несколько статей российских учёных Л.Ф. Моногаровой и В.И. Бушкова об этнических процессах среди памирцев10. Особо следует отметить работу В.И. Бушкова и Д.В. Микульского о причинах и ходе гражданской войны в Таджикистане". Большая заслуга в изучении роли исмаилизма в духовной жизни памирцев, особенно в постсоветский период, принадлежит Т.С. Калан-

8 Додихудоев Р.Х. Материалы по исторической фонетике иранских языков. Душанбе, 1962; Карамшоев Д. Баджувский диалект шугнанского языка. Душанбе, 1962; Файзов М. Язык рушанцев Советского Памира. Душанбе, 1966; Карамхудоев Н. Бартангский язык (фонетика и морфология). Душанбе, 1974; Лашкарбеков Б. Огласовка основы презенса ваханского языка // Памироведение (вопросы филологии). Душанбе, 1975, и др.

9 Очерки по истории Советского Бадахшана. Душанбе, 1981; Очерки по истории Советского Бадахшана. 2-е изд., исп. и доп. Душанбе, 1985.

10 Бушков В.И., Моногарова Л.Ф. Этнические процессы в Горно-Бадахшанской автономной области Республики Таджикистан в XX в. // Центральная Азия и Кавказ. 2000, № 5. С.215-224; Моногарова Л.Ф. Ассимиляция и консолидация памирских народов // Среднеазиатский этнографический сборник. Вып. IV. М., 2001. С.47-55; Она же. Пятьдесят лет с народами Памира // Этнографическое обозрение. 2003, №4. С. 119-136.

11 Бушков В.И. Микульский Д.В. Анатомия гражданской войны в Таджикистане. М., 1997.

дарову12. Он выдвинул, в частности, тезис о том, что памирцы формируются в «этноконфессиональную общность». В 2004 г. была опубликована монография

13

Т.С. Каландарова «Шугнанцы (историко-этнографическое исследование)» .

Интерес для настоящего исследования представляют ещё несколько работ по Памиру, изданных в России в последние годы. В книге Л.Н. Харюкова «Англо-русское соперничество в Центральной Азии и исмаилизм» рассматривается роль исмаилитских духовных наставников (пиров), анализируется политика российской и советской власти на Западном Памире14. В монографии достаточно много спорных моментов, поскольку она базируется на материалах, собранных в архивах КГБ, и написана в явно антирелигиозном духе. В 2006 г. вышел сборник «Памирская экспедиция (статьи и материалы полевых исследований)», подготовленный коллективом авторов из России, Таджикистана и Канады15. В центре их внимания - история ислама у памирских народов, значение памятников исмаилизма и доисламской культуры, этнолингвистические вопросы, степень восприимчивости традиционных горных сообществ к неизбежному воздействию процессов глобализации. Интерес представляет, в частности, статья Н.М. Емельяновой об отношениях исмаилитов и суннитов. Роли исмаилизма в жизни народов Памира и Гиндукуша посвящён также ряд других работ ис-16

следовательницы .

В современном Таджикистане издаётся множество, главным образом, публицистических работ, касающихся постсоветского периода в истории рес-

12 Каландаров Т.С. Этноконфессиональные трансформации на Памире в XX -начале XXI в. // Языки и этнография «Крыши Мира». СПб., 2005. С.51-63; Он же. Исмаилизм на Памире: Поиск новых путей и решении // Расы и народы. 2006, №32. С.180-196.

13 Каландаров Т.С. Шугнанцы (историко-этнографическое исследование). М., 2004.

14 Харюков Л.Н. Англо-русское соперничество в Центральной Азии и исмаилизм. М., 1995.

15 Памирская экспедиция (статьи и материалы полевых исследований). М., 2006.

16 Емельянова Н. Народы Памира и Гиндукуша // Очерки истории распространения исламской цивилизации. Т. 2. М., 2003. С.74-87.

10

публики. В них, так или иначе, фигурируют вопросы, связанные с ГБАО. Однако специальных научных, монографических исследований о развитии автономной области немного.

В 2005 г. в связи с 80-летием образования ГБАО была подготовлена к публикации «История Горно-Бадахшанской автономной области» в двух томах17. Во втором томе представлен анализ социально-экономического и культурного развития области в годы независимости. Впрочем, материалы об этом периоде носят в основном официальный характер и не отражают реального положения дел в регионе. За последние годы был защищен ряд кандидатских диссертаций, посвященных отдельным проблемам истории и культуры постсоветского Памира. Среди этих работ можно выделить диссертацию 3. Бахромова «Социально-экономическая и культурная жизнь ГБАО в годы независимости», где автор в некоторых случаях даёт критическую оценку событиям и фактам, которые имели место в 1990-2000-е гг., хотя в целом он не затрагивает общих вопросов этнического и этнокультурного развития области18.

Некоторые исследователи уделяют пристальное внимание истории исма-илизма, который с начала 1990-х гг. начал играть заметную роль в жизни па-мирского общества, стал средством социализации и приспособления к новым реалиям жизни, ориентиром в выборе ценностей и форм поведения. В частности, в работе Э. Ходжибекова «Исмаилитские духовные наставники (пиры) и их роль в общественно-политической и культурной жизни Шугнана (вторая половина XIX в. - 30-е годы XX в.)» рассматриваются сложные отношения российской и советской власти с исмаилитскими духовными лидерами19. Другая работа - «Разделение Бадахшана и судьбы исмаилизма» А. Шохуморова - посвяще-

17 История Горно-Бадахшанской автономной области. Т. 1-2. Новейшая история. Душанбе, 2005.

18 Бахромов 3. Социально-экономическая и культурная жизнь ГБАО в годы независимости. АКД. Душанбе, 2009.

19 Ходжибеков Э. Исмаилитские духовные наставники (пиры) и их роль в общественно политической жизни Шугнана (вторая половина XIX - 30-е годы XX в.). АКД. Душанбе, 2002.

на судьбе памнрских народов и нсманлизма в период англо-российского противостояния в борьбе за влияние в Памиро-Гиндукушском регионе, отношению советской власти к исмаилизму, а также началу процесса возрождения исма-илизма на Западном Памире в конце 1980-х гг20. В работе С.К. Собировой говорится о роли Фонда Ага-хана в предотвращении гуманитарной катастрофы, восстановлении экономики и решении социально-культурных проблем Пами-

ра2'-

В перечисленных работах вопросы статуса ГБАО, идентичности, языка, религиозных особенностей памирского населения рассматриваются отдельно друг от друга и применительно к разным историческим этапам. Настоящая диссертация призвана восполнить существующий в историографии пробел и показать взаимосвязь всех названных сюжетов. Продолжая существующую традицию изучения Памира, автор стремится более детально исследовать кризис конца 1980 - начала 1990-х гг. и современные процессы в ГБАО.

Источники исследования. Использованные в диссертации источники делятся на следующие категории: 1) опубликованные материалы, в частности, проекты и принятые конституции Таджикской ССР и Республики Таджикистан, Декларация о суверенитете АРБ и проект её конституции, проекты законов и сами законы о языке, документы разного рода общественных организаций, официальные документы (проекты, отчёты, материалы интернет-сайтов) Фонда Ага-хана и др.; 2) текущие статистические данные, материалы переписей населения 1926, 1937, 1959, 1970, 1979, 1989, 2000 и 2010 гг., статистика, предоставленная международными и общественными организациями; 3) статьи и материалы, опубликованные в республиканских, областных и зарубежных периодических изданиях и в СМИ, дискуссии по поводу законов, интервью политических и общественных деятелей и т.п.; 4) полевые материалы автора, касаю-

20 Шохуморов А. Разделение Бадахшана и судьбы исмаилизма. М., 2008.

21 Собирова К. Вклад Фонда Ara Хана в восстановление экономики и решение социально-культурных проблем ГБАО республики Таджикистан. Душанбе, 2005.

щиеся современной религиозной жизни, изменений в ритуальной практике, идентичности и т.д. - они были собраны за годы проживания в ГБАО и в ходе полевых исследований в 2009-2010 гг. в Ишкашимском, Рушанском районах и в г. Хороге.

Методология исследования. В методологическом отношении диссертация продолжает ведущиеся в российской и мировой науке дискуссии о природе «нации», «национализма», «этноса» и «этничности». Часть учёных рассматривает нации в качестве этнических сообществ со своими особыми культурными

признаками и интересами, другая часть - видит в них «воображаемые сообще-

22

ства», которые конструируются политическими элитами . Эти концепции предопределяют разные оценки тех или иных исторических событий. В частности, существуют различные точки зрения на то, каким образом происходил распад СССР на рубеже 1980-1990-х гг., когда многие политические процессы приняли форму «национального возрождения» и борьбы за «национальный права». Одни исследователи придерживаются мнения, что это было естественная и неизбежная консолидация этнических сообществ в защиту своих коллективных политических, экономических и культурных прав; другие же считают, что за «национальными движениями» стояли интересы и амбиции отдельных политических лидеров и групп, которые стремились с помощью «национальных лозунгов» перераспределить в свою пользу политическую власть и экономические ресурсы23.

Настоящая диссертация ставит одной из своих задач рассмотреть, насколько разные концепции применимы к памирской ситуации, в которой, как уже говорилось, имеется целый ряд специфических этнокультурных особенностей. Автором используются многие наработанные в этнологии наблюдения и выводы, в частности, о значительной роли элиты («этнических предпринимате-

22 См.: Смит Э. Национализм и модернизм. Критический обзор современных теорий наций и национализма. М., 2004; Тишков В.А. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003.

23 О разных точках зрения см.: Чешко C.B. Распад Советского Союза. Этнопо-литический анализ. 2-е изд. М., 2000.

24 ^

лей») в формировании национальных движений , о значении языковой про-

_ 25

блемы для мобилизации этнической идентичности , о правовой асимметрии

26

союзных и автономных территории в рамках советского государства , о пере-

27 чу

писях как средстве манипуляции этническими категориями , о сложной и многоуровневой структуре идентичности28. Эти и другие темы развиваются в диссертации на примере населения Западного Памира.

Научная новизна исследования. Данная диссертация представляет собой первую попытку комплексного исследования этнополитических и этнокультурных проблем в позднесоветской и постсоветской Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана. Впервые предпринята попытка изучить процесс этнического возрождения памирцев на рубеже 1980-1990-х гг., зафиксировать специфические особенности политической ситуации в регионе в 19902000-е гг., в частности детально рассмотреть борьбу за повышение правового статуса области, за расширение сферы официального применения памирских языков. В диссертации также анализируются процессы ассимиляции и консолидации в современной ГБАО, формирование иерархической структуры идентичности местного населения.

Практическая значимость работы. Результаты исследования, представленные в диссертации, позволяют восполнить «белые пятна» в изучении этнической, этнокультурной, этнополитической истории на постсоветском Памире. Они дополняют картину процесса дезинтеграции СССР на рубеже 1980-1990-х гг., дают представление о том, как данный процесс происходил в разных республиках и регионах Советского Союза, каковы были его местные особенности.

24 См.: Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997; Тишков В.А. Этнология и политика. Научная публицистика. М., 2001.

25 См.: Губогло М.Н. Языки этнической мобилизации. М., 1998.

26 См.: Осипов А.Г. Национально-культурная автономия. Идеи, решения, институты. СПб., 2004.

27 См.: Этнография переписи / Е. Филипповой, Д. Ареля, К. Гусеф (отв. ред.). М., 2003.

28 См.: Губогло М.Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки. М., 2003

Полученные результаты развивают и углубляют существующие представления о специфике этнокультурных и политических процессов, социальной структуры и экономического состояния ГБАО. Эмпирический материал, собранный в ходе исследования, а также отдельные выводы диссертации в будущем могут найти научное и практическое применение в разработке комплексных программ по устойчивому развитию региона, в том числе в этнокультурной сфере.

Апробация работы. Основные положения и результаты, которые легли в основу настоящего диссертационного исследования, проходили апробацию в ходе выступлений автора на следующих научно-практических конференциях: «Этнические традиции перед вызовами глобализации в условиях кризиса» (Москва, ИЭАД2-13 декабря 2009), «Историко-культурное наследие и современная этнология» (Москва, ИЭАД6-17 декабря 2010), а также при обсуждении в Центре азиатских и тихоокеанских исследований ИЭА РАН. По результатам исследования опубликовано 5 статей, в том числе 3 статьи - в журналах из списка ВАК.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Худоёров, Муниршо Мулломамадович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социально-политические преобразования на рубеже 1980-1990-х гг. на советском и затем, после распада СССР, постсоветском пространстве привели к актуализации и подъему национального самосознания, росту общественной и политической активности разного рода партий, движений, групп и институтов власти, выступающих от имени признанных или непризнанных наций и этнических сообществ. Эти процессы в полной мере затронули население Западного Памира. Рассмотрев их исторические предпосылки, проанализировав ход и смысл событий 1989-1992 гг., а также изучив постсоветские тенденции в развитии социально-политических и культурных процессов на Западном Памире в постсоветский период, мы пришли к следующим выводам:

1. Существует две группы исторических причин, которые обусловили специфику национального движения на Западном Памире на рубеже 1980-1990-х гг. К первой группе, относятся географические и исторические факторы, которые способствовали тому, что в регионе на протяжении столетий сложились достаточно изолированные сообщества со своими языками, культурой, религией. На Западном Памире существовала длительная традиция самоуправления и полунезависимого политического статуса. При этом данный регион никогда не имел полноценной государственности, не будучи полностью самостоятельным,

163 т.к. более мощные соседние державы оказывали большое влияние на местную жизнь и держали иамирские территории под своим контролем. Вторая группа причин связана с политикой XX столетия. В рамках политического и правового устройства СССР был закреплён и заморожен двойственный статус Горно-Бадахшанской автономной области. С одной стороны, региону была придана административная самостоятельность, которая подразумевала, в частности, некие культурные особенности местного населения; с другой - никаких точных отсылок к этим особенностям не было, что оставляло возможность для противоречивых толкований, в чём состоит специфика населения ГБАО.

2. На рубеже 1980-1990-х гг., следуя во многом общим тенденциям на советском политическом пространстве, в ГБАО (и в Таджикистане в целом) стало формироваться национальное движение памирцев, в котором активно участвовали неформальные лидеры, а позднее и представители официальной власти ГБАО. Они требовали повышения статуса автономии, предоставления ей больших политических, экономических и культурно-языковых прав. Эти требования вытекали из положения, которое сложилось к тому времени на Западном Памире, где образовалось множество нерешённых социальных, экономических и культурных проблем, возникла диспропорция в развитии между ГБАО и остальной частью Таджикской ССР.

В это время у жителей региона росло осознание себя в качестве отдельной общности со своими особенностями. Правда, эти настроения так и не оформились в ясное и недвусмысленное провозглашение отдельного «бадах-шанского (памирского) народа» (или народов) с полным противопоставлением себя таджикской нации, что не даёт нам основания назвать данное движение полноценно национальным. Лидеры движения, возможно, двигались к такой цели, но ближайшая их задача состояла в укреплении своих политических позиций. Кульминацией этого этапа стало принятие Декларации об образовании Автономной республики Бадахшан.

С конца 1992 г. национальное движение памирцев пошло на спад, что было связано с резким ухудшением социально-экономических условий жизни и

164 развернувшейся в Таджикистане гражданской войной. В такой ситуации лидерами памирцев стали не идеологи, а полевые командиры, которые решали только текущие задачи безопасности и выживания или боролись между собой за власть. Резкое падение уровня жизни, безработица и, наконец, военные действия, в ходе которых памирцы преследовались и уничтожались по региональному, конфессиональному и культурному признакам, самым негативным образом повлияли на общую ситуацию в области и прервали процесс этнической мобилизации.

С 1995-1997 г. в ГБАО начался этап стабилизации политического и экономического положения и укрепления контроля со стороны Душанбе. Правовые основы отношений между Центром и Памиром были заложены в новой Конституции Республики Таджикистан 1994 г. и в Конституционном законе «О ГБАО», принятом в 1995 г., которые стали реализовываться в полном объёме после окончания гражданской войны. В этот период движение памирцев, так и не сформировавшись окончательно как национальное, сошло на нет. Часть местных лидеров и населения, так или иначе, вписалась в сложившуюся политическую и экономическую систему, другие вынуждены были отказаться от публичного озвучивания прежних идей, опасаясь преследований, значительное же число активных памирцев решило связать свою дальнейшую судьбу с миграцией за пределы Памира и Таджикистана. Нынешний статус автономии с урезанными полномочиями носит формальный характер и во многом повторяет противоречивое положение области в составе Таджикской ССР.

3. Как и во многих других республиках и регионах бывшего Союза, Гор-но-Бадахшанская автономная область Таджикской ССР пережила на рубеже 1980-1990-х гг. рост общественного интереса к теме поддержки и возрождения памирских языков и памирской идентичности. Этот процесс постепенно набирал силу и политизировался, - культурные стремления превращались в политические требования. Однако, в отличие от других частей СССР, такое превращение оказалось неполным и незавершённым, проблемы сначала подвисли в замороженном состоянии, а затем - по мере укрепления центральной власти в

165

Таджикистане - вернулись в тоже положение, в котором существовали в советское время. Нынешняя языковая политика руководства в отношении памирских языков носит противоречивый характер: с одной стороны, принятый в 2009 г. «Закон о языке» гарантирует их сохранение и развитие, с другой - он не предусматривает законодательных мер для исполнения этих гарантий. Вопрос об отдельной этнической идентичности памирцев по мере укрепления центральной власти и вовсе перестал быть обсуждаемым в Таджикистане.

Среди причин именно такого развития ситуации можно назвать не только отсутствие в ГБАО и у её элиты достаточных материальных и людских ресурсов, чтобы подкрепить свои требования и вынудить центральную власть прислушаться к ним, но и противоречивый, неоднозначный характер самой проблемы: неопределённость роли местных языков и их функциональной пользы для населения, внутреннюю раздробленность памирского общества на более мелкие сообщества со своими идентичностями и интересами. Нынешние этнические процессы на Западном Памире имеют сложный и разнонаправленный характер: продолжается процесс консолидации памирского населения в единую общность «памирцы», но одновременно усиливается ассимиляции этой общности таджиками. Какая из указанных тенденций возобладает в будущем зависит от множества факторов и обстоятельств.

4. В роли стержневого компонента идентичности памирцев, как и в прежние века, выступает религия (в виде исмаилизма). Этот фактор оказывал и продолжает оказывать заметное влияние, как на процессы этнического объединения, так и на процессы этнического разделения. Религиозная идентичность является важным элементом взаимодействия между людьми и группами и образует базисные представления о «своих» и «чужих». На протяжении долгого исторического периода исмаилизм был неотъемлемым компонентом культурной и социальной жизни народов Памира. Он играл одну из главных ролей в обособлении этнического развития памирцев, был мощным барьером на пути их сближения с таджиками, которые исповедуют ислам суннитского толка. По сути, религиозно-общинное самосознание превалировало над этническим, выде

166 ляя памирских исмаилитов в самостоятельную общность. Как только этот религиозный фактор утрачивал свою роль (как в случае с ванджцами и язгулямца-ми), процессы ассимиляции становились необратимыми.

В советское время ослабление религии, в том числе исмаилизма, сопровождалось более настойчивыми попытками интегрировать памирцев в таджикское общество и превратить их в этнографическую группу таджикской нации. Однако после распада СССР можно наблюдать процесс, когда возвращение ис-маилитской религии вновь укрепляет этноконфессиональную идентичность «памирцев-исмаилитов». Исмаилизм на постсоветском Западном Памире превратился в серьёзный фактор стабильности и развития, помог сгладить некоторые проблемы во взаимоотношениях исмаилитской и суннитской общин, которые особенно проявились в годы гражданской войны. Возрождение исмаилизма, в каком-то смысле, положило конец кризису памирской идентичности и развернуло последнюю из этнической плоскости в конфессиональную, сняв остроту таджикско-памирского противостояния. Формирующуюся в результате на Памире общность нельзя назвать нацией или этносом, у неё нет единого общего языка - памирцы говорят на разных языках. Тем не менее, приверженность исмаилизму является фактором объединения и даже стандартизации об-щепамирской культуры, что позволяет говорить об этноконфессиональном единстве исмаилитов Памира.

5. Пример развития социально-политических и этнокультурных процессов на Западном Памире за последние четверть столетия лет демонстрирует те возможности и ограничения, которые существуют в процессе формирования нации. Культурное своеобразие памирского населения стало поводом для постепенной эскалации политических требований на рубеже 1980-1990-х гг. и для попыток сформировать подобие «национального движения». Тогда можно было наблюдать, как памирская элита предпринимала шаг за шагом решения, которые в итоге неизбежно должны были, как казалось, привести к провозглашению «бадахшанской (памирской) нации». Однако целый ряд внешних и внутренних факторов, о которых было сказано, не позволили этому процессу дойти до свое

167 го логического завершения, и памирцы остались частью таджикской нации. В настоящее время происходит постепенный процесс конфессиональный консолидации памирцев при активном участии внешней силы, но сложно прогнозировать, закончится ли он когда-нибудь созданием отдельной «бадахшанской (памирской) нации», что в принципе не исключено при определённых обстоятельствах, или же таджикская идентичность памирцев устоит, а «памирскость» останется всего лишь региональной особенностью. Формирование чувства принадлежности к одному народу (нации), таким образом, - сложный и противоречивый процесс, который имеет циклический характер, ускоряется или замедляется при определённых условиях, иногда и вовсе оказывается безуспешным, несмотря на выраженное стремление части населения и элиты.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Худоёров, Муниршо Мулломамадович, 2012 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Абашин С.Н. Регионализм в Таджикистане: становление «этнического языка» // Расизм в языке социальных наук. СПб., 2002. С. 70-91.

Абашин С.Н. Культ Двурогого Искандара у горцев Центральной Азии // Среднеазиатский этнографический сборник. М., 2006. С. 190-208.

Абашин С.Н. Национализмы в Средней Азии: в поисках идентичности. СПб., 2007.

АКДН. Фонд Ага-хана по развитию. Ежегодник. Женева, 2008. Акдодов В. Размышления над проектом Закона Таджикской ССР о ГБАО // Бадахшони Совета. 31 октября 1990 г.

Акция протеста // Азия-плюс. 19 марта 2008 г.

Аламшоев К. Положение СМИ в ГБАО за последние 10 лет / Центр экстремальной журналистики. Новости за 26 августа 2002.интернет ресурс // www.lenta.cjes.ru/?m=8&y=:2002&lang=шs&nid==6423

Аламшоев М. Развивать изучение памирских языков // Бадахшони Совета. 11 января 1990 г.

Аламшоев М. Сохраним древние языки Таджикистана // Азия-плюс. 23

декабря 2009 г.

Алимшоев М. Организация охраны государственной границы на Памире // История Горно-Бадахшанской Автономной области. Т.2. Новейшая история. Душанбе, 2005.С. 314-333.

Амелин В. В., Габдрафикова И.М. Проблемы участия во власти этнических групп // Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность. М., 2002. С.. 105-118.

Андреев М.С. Половцев М. Материалы по этнографии иранских племен Средней Азии (Ишкашим и Вахан) // Сборник Музея антропологии и этнографии при Императорской Академии наук. Т.1. Вып. IX. СПб., 1911.

Бабаев А.Д. Крепости древнего Вахана. Душанбе, 1973.

Бартольд В.В. Сарт // Сочинения. Т.2.Ч.2. Работы по отдельным проблемам истории Средней Азии. М., 1964.

Бахромов 3. Социально экономическая и культурная жизнь ГБАО в годы независимости. АКД. Душанбе, 2009.

Бертельс А.Е. Насир-и Хосров и исмаилизм. М., 1959.

Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. II. M.-JL, 1950.

Бобринский A.A. Секта исмаилия в русских и бухарских пределах Средней Азии. М., 1902.

Бобринский A.A. Горцы верховьев Пянджа. Вахан и Ишкашим. М., 1908.

Блюм А., Меспуле М. Бюрократическая анархия: Статистика и власть при Сталине. М., 2008. С. 210-211, 228-232.

Брук С.И., Чебоксаров Н.Н.,Чеснов Я.В. Проблемы этнического развития Зарубежной Азии // Вопросы истории. 1969. № 1. С. 98-99.

Брук С.И., Козлов В.И. Этнографическая наука и перепись населения 1970 г. // Советская этнография. 1977. № 6. С. 98.

Брук С.И. Этнодемографический справочник. М., 1986.

Брук С. И.Этнический состав населения России // Народы Россия. Энциклопедия. М., 1994. С. 24-36.

Брусина О.И. О некоторых причинах межэтнического конфликта в Ош-ской области / Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 10. М., 1990.

Брусина О.И., Осипов А.Г. К вопросу о состоянии межэтнических отношений в Узбекской ССР / Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 20. М., 1991.

Бушков В.И., Микульский Д.В. Анатомия гражданской войны в Таджикистане. Издание 2-е переработанное и дополненное. М., 1997.

Бушков В.И., Моногарова Л.Ф. Этнические процессы в Горно-Бадахшанской автономной области в XX // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 5. С. 215-224.

Боголюбов А. Абу Ханифа // Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. С.11-12.

Бокиев О. Завоевание и присоединение северного Таджикистана, Памира и Горного Бадахшана к России. Душанбе, 1994.

Воронин О.В. Афганистан в российско-британских отношениях и «Па-мирское разграничение» // Центральная Азия в составе Российской империи. М., 2008. С.82-85.

Ватаншоев Г. Единство - гарантия нашей существовании // Бадахшон. 26

февраля 1993 (натадж. языке).

Виноградов С.П. Ягнобский язык // Языки мира. Иранские языки. Во-

сточноиранские языки. М., 2000. С. 290-310.

Все для благоденствия Памира. Интервью с лидером организации в ГБАО Ато Мирходжаевым // Бадахшони Совета. 20 сентября 1991.

Встреча с представителями Имама // Бадахшони Совета. 28 июня 1991 (на тадж. языке).

Всесоюзная перепись населения 1926 года. Т. XV. Узбекская ССР. М.,1928.

Герд A.C. Языковая политика // Возрождение культуры России: Язык и

этнос. СПб, 1995. С.6-19.

Губогло М.Н. Языки этнической мобилизации. М., 1998. Губогло М.Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки. М., 2003

Грюнберг А.Л., Стеблин-Каменский И.М. Несколько замечаний по поводу отклика A.C. Давыдова на статью C.B. Чешко // СЭ. 1989, №5. С.35-38.

Давыдов A.C. Не обоснованно, зато публицистично // СЭ. 1989, №5. С.

15-23.

Дафтари Ф. Краткая история исмаилизма. М., 2003.

Джамшедов П. Памирские языки и некоторые вопросы просвещения // Русский язык в СССР. 1991, № 9. С. 7-8.

Декларация о суверенитете Таджикской ССР. Душанбе. 1990. Декларация о государственном суверенитете Республики Таджикистан. Душанбе, 1991.

Декларация о преобразовании ГБАО в Автономную республику Бадах-шан // Бадахшон. 6 мая 1992 (на тадж. языке). Декреты Советской власти. М. 1957.

Додихудоев Р.Х. Материалы по исторической фонетике иранских языков. Душанбе, 1962.

Додихудоев Р. Доколе будем слыть манкуртами // Коммунист Таджикистана. 1989, №5. С. 28-29.

Додихудоев Р.Х. Языковая политика и языковое строительство в Таджикистане // Русский язык в СССР. 1991, № 9. С. 5-7.

Додихудоева Р. Из истории письменности шугнанского языка // Языки и этнография «Крыши мира». СПб., 2005. С. 30- 37.

Додыхудоева Л.Р. Памирские языки // Иранские языки. III. Восточнои-ранские языки. М., 2000. С. 170-174.

Додыхудоева Л.Р. Этнолингвистический словарь: «дом», «жилье», «хозяйство» // Малые языки и традиции: Существование на грани. Вып.1. М., 2005. С. 211-249.

Достиев А. Конституция Республики Таджикистан 1994 года: История разработки, принятия и основные положения. АКД. Душанбе, 1999.

Достиев Аслиддин. Возвращены Бешкентской долины // www.khatlon-press.tj ,index.php&option=com_content& task=view &id=42&land=ra.

172

Дробжиева Л.М. Этническое и историческое самосознание народов СССР на рубеже последнего десятилетия XX века // Духовная культура и этническое самосознание. Вып.2. М., 1991. С. 65-82.

Дробжиева Л.М. Этнические границы и этнические различия // Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России. М., 1998. С.З-16.

Дробжиева Л.М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость // Россия реформирующаяся. М., 2002. С. 213-244.

Емельянова Н. Народы Памира и Гиндукуша // Очерки истории распространения исламской цивилизации. Т. 2. М., 2003. С.74-87.

Емельянова Н.М. Бадахшанский дневник // Памирская экспедиция (статьи и материалы полевых исследований). М., 2006. С. 12-23.

Забияко А.П. Религиозная идентичность // Энциклопедия религий. М.,

2008. С. 1059-1060.

Закон Таджикской Советской Социалистической Республики о языке // Комсомолец Таджикистана. 2 августа 1989.

Закон Республики Таджикистан о государственном языке республики Таджикистан / Национальный центр законодательства при президенте Республики Таджикистан // http://mmk.tj/ru/legislation/legislation-base/2009/

Закон о языке: 20 лет спустя // Азия-плюс. 23 октября 2009.

Закон Республики Таджикистан «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов». Душанбе, 2007. (на тадж. языке).

Закон о свободе совести и религиозных объединениях / Национальный центр законодательства при президенте Республики Таджикистан // http://mmk.tj/ru/legislation/legislation-base/2009/

Зарубин И.И. Материалы и заметки по этнографии горных таджиков. Долина Бартанга // Сб. Музея Антропологии и Этнографии при Российской Академии Наук. Т. 5. Пг., 1917.

Зарубин И.И. Список народностей Туркестанского края. Л., 1925.

Зарубин И.И. Шугнанские тексты и словарь. М.-Л., 1960

173

Заявление Президиум и исполнительный комитет Совета народных депутатов Автономной Республики Бадахшан // Бадахшон. 11 декабря 1992 г. (на тадж. языке).

Зодчество мира. Спецвыпуск. М., 1996, №1. С. 5-31.

Зеймаль К.В. Народности и их языки при социализме // Коммунист. 1988, № 15. С. 64-72.

Златопольский Д.Л. Автономная область // Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. М., 1970. С.462^163.

Зуробеков Н. Царь или нищий // Адабиет ва санъат. 10 августа 1989 (на

тадж. языке).

Ибн Хордадбех. Книги путей и стран. Баку, 1986.

Иванов Д.Л. Шугнан. Афганские очерки // Вестник Европы. 1885, том III, Кн. 6. С.612-658.

Интерьвю с Председателем Президиума Совета народных депутатов ГБАО Г. Шахбозовым // Бадахшон. 8 июня 1994 (на тадж. языке).

Интервью с лидером СДТП Рахматулло Зохировым // Миллат. 15 мая 2008 (на тадж. языке).

Иранские языки. Вып. III. Восточноиранские языки. М., 2000. Искандаров Б.И. Социально-экономические и политические аспекты истории памирских княжеств (X в. - первая половина XIX в.). Душанбе, 1983.

История Горно-Бадахшанской Автономной области. Т. II. Новейшая история. Душанбе, 2005.

Использование памирских языков: Действует комиссия // Бадахшони Совета. 7 марта 1990 (на тадж языке).

Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 года. Таджикская ССР. М.,

1963.

Итоги Всесоюзной переписи населения 1979 года. Т.1. Численность населения СССР, Союзных и автономных республик, краев и областей. Статистический сборник. М., 1989.

Каландаров Т.С. Шугнанцы (историко-этнографическое исследование). М., 2004.

Каландаров Т.С. Этноконфессиональные трансформации на Памире в XX - начале XXI в. // Языки и этнографии «Крыша Мира». СПб., 2005. С. 5163.

Каландаров Т.С. Исмаилизм на Памире: Поиск новых путей и решений // Расы и народы. 2006, №32. С.180-196.

Каландаров Т.С., Терехов В.П. Путешествие в страну рубиновых гор. М.,

2006.

Караван счастья на рушанском языке // Бадахшони Совета. 27 января

1990.

Карамхудоев П. Бартангский язык (фонетика и морфология). Душанбе,

1974.

Карамшоев Д. Баджувский диалект шугнанского языка. Душанбе, 1962; Карамшоев Д. И рубин у нас в руках, и друзьям не отойти от нас // Бадахшони Совета. 6 ноября 1990;

Карамшоев Д. Памироязычная литература // Фарханги Бадахшон. Май

1991, №5 (натадж. языке).

Карамшоев Д. Полемика о Памире // Памир. 1991. № 6. С. 100-117. Карамшоев Д. Временный алфавит памирских языков с литературными образцами. Хорог, 1992 (на тадж. и памирских яз.).

Карамшоев Д., Аламшоев М. Букварь шугнанского языка. Душанбе, 1996

(на тадж. и шугн. яз.).

Карамшоев Д., Аламшоев М. Грамматика шугнанского языка с образцами из творчества шугнаноязычных поэтов. Душанбе, 2000 (на тадж. и шугн. яз.). Книга Марк Поло // Пер. И.П. Минаева. М., 1955.

Когда Бадахшан станет республикой? // Джумхурят. 14 января 1992 г. (на тадж. языке).

Коимдодов К. Дидор. Душанбе, 1994 (натадж. языке);

175

Конституционный закон Республики Таджикистан «О Горно-Бадахшанской автономной области» / Национальный центр законодательства при президенте Республики Таджикистан //

http://mmk.tj/ru/legislation/legislation-base/2007/

Кульчик Ю.Г., Румянцев С.И., Чичерина Н.Г. Аналитический обзор. Гражданские движения в Таджикистане // Гражданские движения в Таджикистане М, 1990. С.13-114.

Крестьянин должен заниматься земледелием // Адабиет ва санъат. 29 ноября 1990 (на тадж. языке);

Лашарбеков Б.Б. К этнолингвистической истории ираноязычных народов Памира и Восточного Гиндукуша // Памирская экспедиция (статьи и материалы полевых исследований). М., 2006. С. 111-130.

Лашкариев А. Похоронно-поминальная обрядностьбартангцев (конец XIX - XX вв.) М,2007.

Лашкариев А. Поминальные обряды очищения дома и возжигания священной лампады у исмаилитов Западного Памира // ЭО. М., 2008. №1. С.47-63.

Лифщиц В. Политическая ситуация в Таджикистане (летом 1993 г.) // Россия и мусульманский мир. Бюллетень. Реферативно-аналитической информации. 1993, №12. С. 22-33.

Мамадазимов А. Политическая история таджикского народа. Душанбе,

2000.

Мандельштам A.M. Материалы к историко-географическому обзору Памира и Припамирских областей (с древнейших времен до X в. н.э.). Душанбе, 1957.

Материалы по истории туркмен и Туркмении. Т.1. М.-Л., 1939.С. 84.

Массе А. Ислам. М., 1982.

Мамадшоев М. Алеша-Горбун: герой или мафиози // Азия-плюс. 12 декабря 2009.

Матробов С. Обрядовые игры ваханцев в этнолингвистическом освещении // Языки и этнография «Крыши мира». СПб., 2005. С. 80-85.

176

Место Ленина на главной площади Хорога занял Исмоил Сомони // Азия-

плюс. 24 июня 2010.

Международные отношения в Центральной Азии. Событие и документы.

М.,2008, С.249- 250.

Мирза Мухаммад Хайдар. Тарих-и Рашиди. Ташкент, 1996. Мирзобекова Р. ГБАО: больше автономии, меньше проблем // Азия-плюс. 29 марта 2007.

Мирзобекова Р. Религиозные страхи // Азия-плюс. 28 октября 2007. Мирзобекова Р. Символизм Исмаилитского Центра // Азия-плюс. 16 октября 2009.

Мирсаид Миршакар. Это мечта им не снится даже во сне // Точикистони Совета. 5 июля 1988. (натадж. яз.).

Мирходжа А. Все для благоденствия Памира // Бадахшони Совета. 20

сентября 1991.

Мирходжа А. Равшан киссаен. Душанбе, 2009 (на шугн. яз.). Митинг в Хороге // Бадахшон. 8 мая 1992 г.

Моногарова Л.Ф. Преобразование в быту и культуре памирских народностей. М., 1972.

Моногарова Л.Ф. Памирцы // Вопросы истории. 1973. № 2. С.213-219. Моногарова Л.Ф. Этнический состав и этнические процессы в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикской ССР // Страны и народы Востока. Вып. XVI. Памир. М„ 1975. С. 174-191.

Моногарова Л.Ф. Эволюция национального самосознания припамирских народностей // Этнические процессы у национальных групп Средней Азии и Казахстана. М., 1980. С. 125-135.

Моногарова Л.Ф. Памирцы - народности или субэтносы таджиков? (ответ А. С. Давыдову // Советская этнография. 1989. № 5. С. 28-35.

Моногарова Л.Ф. Ассимиляция и консолидация памирских народов // Среднеазиатский этнографический сборник. Памяти Владимира Николаевича Басилова. Bbin.IV. М., 2001. С. 47-55.

Назаршоев М. Партийная организация Памира в борьбе за социализм и коммунизм. Душанбе, 1970.

Назаршоев М.Н. Исторический опыт КПСС по руководству социалистическим строительством в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикской ССР (1917-1941 гг.). Душанбе, 1982.

Народы СССР. Краткий справочник. М., 1958

Население ГБАО по данным всеобщей переписи населения 2000 г. Государственное статистическое агентство при правительстве Республики Таджикистан. Душанбе, 2000.

Населения СССР по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. М.,

1990.

Нигина Джурахони Муъминзода. Становление и развитие военно-политического сотрудничества между республикой Таджикистана и Российской Федерацией в 90-е годы XX века. Дисс. на соиск. канд. ист. наук. М., 2001. С. 70-74.

Ниезов С. Шииты-исмаилиты Центральной Азии: Эволюция, преемственность, перемены // Центральная Азия и Кавказ. 2003, № 6 (30). С. 62-83.

Ниязи А. Региональные аспекты конфликта (90-е гг.) // Этнические и региональные конфликты в Евразии. К.1. Центральная Азия и Кавказ. М., 1997. С. 51-74.

Нодири С. Обращение к таджикскому народу // Джумхурият. 1 января 1992 (на тадж. языке).

Обращение митингующих ко всем жителям ГБАО // Бадахшони Совети. 6 декабря 1991 г.

Обращение к народным депутатам // Адабиет ва санъат. 22 ноября 1990 (на тадж. языке).

Общество Носири Хусрав (интервью с одним из лидеров организации К. Эльчибековым) // Бадахшони Совети. 7 марта 1992 (на тадж. языке).

Объем товарооборот в ГБАО сократился на 50% // Азия-плюс. 22 января

2010.

Олимова С.К., Олимов М.Н. Независимый Таджикистан: трудный путь перелома//Восток, 1995, №1. С. 132-146.

Олимова С. Политический ислам и конфликт в Таджикистане // Центральная Азия и Кавказ. 1999, № 4(5). С. 133-141.

Осипов А.Г. К вопросу о генезисе межэтнических конфликтов // Этнические конфликты в СССР: причины, особенности, проблемы изучения. М.,1991. С. 32-41.

Осипов А.Г. Национально-культурная автономия. Идеи, решения, институты. СПб., 2004.

Он-лайн интервью с руководителем Стратегического центра при президенте Таджикистана С. Шариповым. 6 октября 2010 // www.0z0di.0rg/c0ntent/article/2182866.Ы:т1?8=1

Отчет Управления статистики АРБ за 1992 года // Бадахшон. 26 марта

1993.

Отчет управление статистики АРБ за 1993 года // Бадахшон. 8 апреля

1994.

Панфилов О. Оппозиция провели переговоры в Женеве // Независимая газета. 31 мая 1996.

Панфилова В. Парламент готовится к выбору // Независимая газета. 12

декабря 1999.

Пахалина Т.Н. Ишкашимский язык. М., 1959. Пахалина Т.Н. Сарыкольский язык. М., 1966. Пахалина Т.Н. Памирские языки. М., 1969. Пахалина Т.Н. Ваханский язык. М., 1975.

Писарчик А.К. Припамирские таджики // Народы Средней Азии и Казахстана. 4.1. М., 1962. С. 657-682.

Петрушевский И.П. Ислам в Иране в УП-ХУ веках. Л., 1966. Письмо ветеранов ГБАО // Точикистони Совета 24 июня 1988 (на тадж. языке).

Плеханов С. Раскрытая ладонь Ara Хан и его мюриды. 3-е изд., исправленное и дополненное. М., 2008. С.130-132.

Плеханов С. Беседа с духовным лидером исмаилитов Ara Ханом IV // Обозреватель-Observer. М., 2009, № 2. С. 118-13.

Поручение президента страны кабинету Совета министров // Чумхурият. 21 декабря 1991 г. (на тадж языке).

Постановление Совета Министров Таджикской ССР «О мероприятиях по выполнению Закона Таджикской СССР о языке // Комсомолец Таджикистана. 16 июля 1989 г. (проект).

Постановление Совета Министров СССР от 26 июля 1990 года о некоторых мерах по социально-экономическому развитию Горно-Бадахшанской Автономной Области Таджикской ССР в 1991-1995 года // Бадахшони Совета. 11 августа 1990.

Проект Конституционного Закона «О Горно-Бадахшанской автономной области // Бадахшони Совета. 6-9 апреля 1991 (на тадж. языке).

Проект Конституции Автономной Республики Бадахшан // Бадахшон. 1

июля 1992 (на тадж. языке).

Прозоров С. Аш-Шиа // Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991. С.

110-114.

Прозоров С. Ал-Исмаилийа // Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991. С. 298-299.

Проголосовали за обновленный Союз // Бадахшони Совета. 20 марта

1991.

Программа объединения «Лаъли Бадахшон». Рукопись. 1991. Пучков П.И. Интегрирующая и дезинтегрирующая роль религии в этническом процессе // Расы и народы. Ежегодник. 1991, №21. С. 22-29.

Пучков П.И. Этноконфессиональная общность // Народы России. Энциклопедия. М., 1994. С. 466-467.

Раджабов С.А., Шергазиев М. Создание и развитие Советской государственности в Горно-Бадахшанской автономной области // Очерки по истории Советского Бадахшана. 2-е изд., испр., доп. Душанбе, 1985. С. 115-135.

Раджабеков М. Нужна консолидация // Памир. 1989, № 5. С. 143-146.

Рахимов P.P. Таджикистан: Трудный путь возвращения политического ислама//Курьер Петровской Кунсткамеры. СПб., 1995. С. 127-161.

Резолюция XIII Конференции Фонда исчезающих языков, Хорог, Таджикистан, 26 сентября 2009 // http://www.ogmios.org/conferences/2009/resolution.htm

Решение совместного заседания Президиума и исполнительного комитета Совета народных депутатов АРБ от 4 августа 1993 г. Бадахшон. 13 августа 1993 г.

Решение Совета народных депутатов АРБ о объявления территории АРБ свободной экономической зоной // Бадахшон. 5 февраля 1993 г.

Решение Верховный Совет республики Таджикистана // Бадахшон. 3 апрель 1992 г.

Решение Президиума Совета Народных Депутатов ГБАО об утверждении алфавита памирских языков // Бадахшони Совета. 21 ноября 1991 г. (на. тадж. языке).

Решение правительства ГБАО от 22 ноября 1995 о праздновании дня рождения Мавлоно Шах Карим ал-Хусайни // Бадахшон. 24 ноября 1995.

Решение Совета народных депутатов ГБАО о преобразовании ГБАО в Автономную республику Бадахшан// Бадахшони Совета. 11 декабря 1991 г.

Руководству Кулябской области // Бадахшон. 6 мая 1992 г. (на тадж. языке).

Семенов A.A. Из области религиозных верований шугнанских исмаили-тов // Мир ислама. Т.1, № 4. СПб., 1912. С. 523-561.

Саидмурадов X, М. Создание промышленности и формирование рабочего класса в Горно-Бадахшанской автономной Области // Очерки по истории Советского Бадахшана. Душанбе, 1981. С. 188-207

181

Семенов А. А. К догматике памирского исмаилизма // Общество для изучения Таджикистана и иранских народностей за его пределами. Ташкент, 1926. Семенов JI.A. Из истории фатимидского Египта. М., 1974. Сила души. Учебное пособие для преподавателей предмета « Этика и образование». Душанбе, 2002. С.18-19. (на тадж. языке).

Смит Э. Национализм и модернизм. Критический обзор современных теорий наций и национализма. М., 2004.

Снесарев А.Е. Религии и обычаи горцев Западного Памира // Туркестанские ведомости. 1904, № 90.

Снесарев А.Е. Афганистан. М., 1921.

Собирова К. Вклад Фонд Ara Хана в развитии ГБАО. Душанбе, 2005. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М, 1998. Сохибназаров X. Таджикистан: Гражданская война или гражданский мир // Мировая экономика и международный отношения. 2000, № 9. С.97-103.

Список народностей СССР. Составленный под редакцией Зарубин И.И. Ленинград, 1927. С. 10-11.

Стеблин-Каменский И.М. Историческая фонетика ваханского языка.

АКД. Л., 1971.

Стеблин-Каменский И.М. Повседневная и ритуальная пища ваханцев // Страны и народы Востока. Вып.ХУГ Памир. М.,1975. С. 192-209.

Строева Л.Ф. Государство исмаилитов в Иране в XI-XII вв. М., 1978. Таваккалов X. Традиции исполнении Махдия в Бадахшане. АКД Душанбе, 2006.

Таджикский Бадахшан рассширит свои полномочия? Новостная сводка Центральной Азии // http://iwpr.net/node/41344 Телеграмма // Бадахшон. 6 мая 1992 г.

Тишков В.А. О концепции перестройки межнациональных отношений в СССР // Советская этнография. 1989, № 1. С.73-89.

Тишкова В.А. Национальности и национализм в постсоветском пространстве (исторический аспект) // Этничность и власть в полиэтничных государствах. М., 1994. С. 9-34.

Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.

С.50.

Тишков В.А. Забыть о нации // Вопросы философии. 1998, № 9. С.3-27. Тишков В.А. Этнология и политика. Научная публицистика. М., 2001. Тишков В.А. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003.

У области есть хозяина // Адабиет ва санъат. 9 ноября 1989; Файзов М. Язык рушанцев Советского Памира. Душанбе, 1966. Фирманы и наставления Имамам Времени. Рукопись. Хорог, Душанбе, 1995-2000 гг.

Хабиб Лидуш. Дарета тизд. Хорог, 1991 г. (на шугнанском языке). Хакназаров И. Предпринимательская среда в ГБАО: Проблемы, пути развития. Хорог, 2009 / Интернет ресурс. Сайт Центр Услуг по развитию бизнеса // http://www.cbdskhorog.tj/index.php?option==com_content&view=category&layout=b 1оё&1ё= 1 &Кеп^=6&1агщ=еп

Хамидова П. Секрет салафитов // Азия-плюс. 23 июля 2008.

Харюков Л.Н. Англо-русское сотрудничество в Центральной Азии и ис-

маилизм. М., 1995.

Ходжибеков Э. Исмаилитские духовные наставники (пиры) и их роль в общественно политической жизни Шугнана (вторая половина XIX - 30-е годы XX в.). АКД. Душанбе, 2002.

Хоналиев Н. ГБАО: проблемы социально-экономического развития // Центральная Азия и Кавказ. 2004, № 1(31). С. 186-195.

Худуд-ал-Алам. Рукопись Туманского. Ленинград, 1930, с.25 а. Чоршанбиев П. Население Таджикистана за последние десять лет увеличилось на 23% // Азия плюс.24.05.2011.

Четко C.B. Время стирать «белые пятна» // Советская этнография. 1988, №6. С.3-15.

Четко C.B. Не публицистично, но и не научно (ответ оппоненту) // Советская этнография. 1989, № 5. С. 23-28.

Четко C.B. Распад Советского Союза. Этнополитический анализ. 2-е изд. М., 2000.

Численность населения Республики Таджикистан по данным Всеобщей переписи населения 2002 г. Душанбе: Госкомстат Республики Таджикистан, 2001. С.12.

Шозимов П. Таджикская идентичность и государственное строительство в Таджикистане. АКД. Душанбе, 2009.

Шоисматуллоев Ш. Экономика ГБАО на перепутье // Развитие горных регионов: проблемы и перспективы. Материалы семинара. Душанбе, 2006, С. 712.

Шорахматуллоев J1. Нужны конкретные дела. Родной язык: дебаты и дискуссии // Бадахшони Совета. 9 августа 1990;

Шохуморов А. Зажигания лампада - арийская и исмаилитская традиция бадахшанского народа // Вопросы памироведения. Вып.5. Душанбе, 2003. С.141-163. (на тадж. яз.).

Шохуморов А. Разделение Бадахшана и судьбы исмаилизма. М., 2008;

Шохуморов С. Исмаилиты: традиции и современность // Центральная Азия и Кавказ. 2000, №2. С. 128-132;

Шнирельман В.А. Ценность прошлого: этноцентристские исторические мифы, идентичность и этнополитика // Реальность этнических мифов. М., 2000. С. 12-33.

Эдельман Д.И. Ванджский язык // Иранские языки. III. Восточноиранские языки. М., 2000. С. 57-58.

Эльчибеков К. Общие религиозно-философские и фольклорно-мифологические обоснования иерархии духовенства в суфизме и исмаилизме // Религия и общественная мысль стран Востока. М., 1974. С. 299-319.

184

Эльчибеков К. Исмаилизм на Памире // История Горно-Бадахшанской автономной области. Т.1.С древнейших времен до новейшего периода. Душанбе, 2005. С. 452-487

Этнография переписи. М., 2003.

Юсуфбекова 3. Семья и семейный быт шугнанцев (конец Х1Х-ХХв.). Душанбе, 2001.

Язык и развитие культура // Бадахшони Совета. 26 января 1989 (на тадж. языке).

Ямсков А. Этнический конфликт: проблемы дефиниции и типологии // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997. С.205-224.

Collins К. Clan Politics and Regime Transition in Central Asia. Cambridge, New York, Melbourne: Cambridge University Press, 2008;

Hirsch F. Empire of Nations: Ethnographic Knowledge and the Making of the Soviet Union. Ithaca, London: Cornell University Press, 2005;

Niyozov S. Understanding Teaching in Post-Soviet Rural and Mountainous Tajikistan: Case Studies of Teachers Life and Work. Unpublished Ph. D. Thesis. Toronto, 2001.

Приложение №1 Население Горно-Бадахшанской автономной области

Таблица 1

Население ГБАО в 1926 г. (тыс. чел.)

Волости Численность

Бартанг 2 737

Вахан 3 842

Ишкашим 1 696

Памир 2 656

Рошан 5 465

Шугнан 11 714

Всего населения ГБАО 28 110

Источник: Всесоюзная перепись населения 1926 года. Т. XV. Узбекская ССР. М.,1928. С.5.

Таблица 2

Численность памирских народностей по Всесоюзной переписи 1939 г. (тыс. чел.)

Национальность 1939 г.

Шугнанцы 18,6

Рушанцы 5,3

Бартангцы 3,7

Хуфцы 1,0

Баджуйцы 0,5

Ваханцы 4,5

Ишкашимцы 2,2

Язгулемцы 2,2

Источник: Иранская группа // Народы СССР. Краткий справочник. М., 1958. С.9-10.

Таблица 3

Численность носителей памирских языков по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года (тыс. чел.)

Родной язык 1989 г.

Шугнанский 64,8

Рушанский 13,2

Бартангский 5,5

Хуфский 1,5

Язгулямский 3,3

Ваханский 11,9

Ишкашимский 0,8

Источник: Брук С. И.Этнический состав населения России // Народы Россия. Энциклопедия. М., 1994. С. 24-36.

Таблица 4

Население Таджикской ССР и ГБАО в 1930-1980-е гг.

Население Таджикской ССР Население ГБАО

городское сельское всего городское сельское всего

1939 г. 249 301 1 235 139 1 484.440 3831 68001 71.832

1959 г. 646 178 1 333 719 1 979 897 8218 64 819 73 037

1970 г. 1 076700 1822902 2 89 9609 12295 85501 97 796

1979 г. 1 325525 2 475832 3 801 357 17832 108940 126.783

1989 г. 1 655 1 3 437 5 5 092 6 20 000 141 000 161 000

Источник: Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 года. Таджикская СССР. М., 1963. С. 12; Итоги Всесоюзной переписи населения 1979 года. Т.1. Численность населения СССР, Союзных и автономных республик, краев и областей. Статистический сборник. М., 1989. С.40; Населения СССР по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. М., 1990. С. 19

Таблица 5. Население Республики Таджикистан и ГБАО в 2000-е гг. (тыс.)

Население РТ Население ГБАО

Городское сельское Всего городское сельское всего

2000 г. 1626,0 4501,5 6 1275 27,4 178,6 206,6

2010 г. 2005,0 5560,0 7 5650 28,0 178 206,0

Источник; Государственное статистическое агенство при правительстве Республики Таджикистан (официальное издание). Душанбе, 2000; Сайт агентство по статистике при президенте Таджикистана

// http://www.stat.tj/ш/news/page5/img/ru/naselenie(3).pdf Таблица 6

Население ГБАО по районам в 2010 г. (тыс.)

Район население

городское сельское

Ванчский район - 31,0

Ишкашимский район - 30,0

Дарвазский район - 21,0

Мургабский район - 14,0

Рошткалинский район - 24,0

Рушанский район - 24,0

Шугнанский район - 34,0

Город Хорог 28,0

Источник: Официальный сайт агентство по статистике при президенте Таджикистана // http://www.stat.tj/ru/news/page5/img/ru/naselenie(3).pdf

Приложение №2 Извлечение из Конституции (Основной Закон) Таджикской ССР 1937 г.

Глава V.

Органы государственной власти Горно-Бадахшанской Автономной области.

Статья 54. Органом государственной власти Горно-Бадахшанской автономной области является совет депутатов трудящихся Горно-Бадахшанской автономной области.

Статья 55. Совет депутатов трудящихся Горно-Бадахшанской автономной области избирается гражданами Горно-Бадахшанской автономной области сроком на два года по норме: один депутат на 700 человек населения.

Статья 56. Совет депутатов трудящихся Горно-Бадахшанской автономной области руководит культурно-политическим, хозяйственным строительством на своей территории, утверждает областной бюджет и областной народнохозяйственный план, руководит деятельностью подчиненных ему органов управления, обеспечивает охрану государственного порядка, содействует усилению обороноспособности страны, обеспечивает соблюдение законов и охрану прав граждан.

Статья 57. Совет депутатов трудящихся Горно-Бадахшанской автономной области принимает решения и дают распоряжения в пределах правах, предоставленных ему законами СССР и Таджикской СССР.

Решения и распоряжения Совета депутатов трудящихся Горно-Бадахшанской автономной области публикуется на таджикском и киргизском языках.

Статья 58. Исполнительным и распорядительным органом Совета депутатов трудящихся Горно-Бадахшанской автономной области является исполнительный комитет Совета депутатов трудящихся Горно-Бадахшанской Автономной области, избираемый Советом депутатов трудящихся Горно-Бадахшанской

190

автономной области в составе председателя, двух заместителей председателя, секретаря и 9 членов.

Статья 59. Для руководство отдельными отраслями государственного управления совет депутатов трудящихся Горно-Бадахшанской автономной области образует нижеследующие отделы и управления исполнительного комитета:

водного хозяйства;

дорожной;

здравоохранения;

коммунального хозяйства;

культурно-просветительной работы;

местной промышленности;

народного образования;

общий;

по делам искусств; социального обеспечения; торговли; финансовый;

управление сельского хозяйства; плановую комиссию;

сектор кадров при председателе исполкома;

В соответствии с особенностями хозяйств с утверждения Президиума Верховного Совета Таджикской ССР областной Совет депутатов трудящихся образует управление автомобильного транспорта

Статья 60. Отделы и управления исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся Горно-Бадахшанской автономной области подчиняется в своей деятельности как Совету депутатов трудящихся Горно-Бадахшанской области и его исполнительному комитету, так, и соответствующим министерствам Таджикской ССР.

Статья 61. Сессии Совета депутатов трудящихся Горно-Бадахшанской области созывается его исполнительным комитетом не реже 4 раз в год.

Статья 62. Совет депутатов трудящихся Горно-Бадахшанской автономной области избирает на время своей сессии председателя и секретаря для ведения заседаний сессии.

Статья 63. Районные городские и сельские органы государственной власти в Горно-Бадахшанской автономной области образуются на основах главы VI настоящей Конституции.

Совет депутатов трудящихся Горно-Бадахшанской автономной области представляет на утверждение Верховного Совета Таджикской СССР «Положение об автономной области», учитывающее национальные особенности Горно -Бадахшанской автономной области.

Источник: Конституция (Основной Закон) Таджикской Советской Социалистической республики. Сталинабад, 1950. С. 16-18.

Приложение № 3 Извлечение из Конституции Таджикской ССР 1978 г.

Статья 78. Горно-Бадахшанская автономная область находится в составе

Таджикской СССР.

Статья 79. Закон о Горно-Бадахшанской автономной области принимается Верховным Советом по представлению Совета народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области.

Источник: Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Конституции (Основные Законы) Союзных Советских Социалистических Республик. М.,1985. С.586-587.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.