Социальное служение Николо-Угрешского ставропигиального монастыря в контексте государственно-церковных отношений: конец XIV - начало XXI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Патюлина, Наталья Дмитриевна

  • Патюлина, Наталья Дмитриевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 246
Патюлина, Наталья Дмитриевна. Социальное служение Николо-Угрешского ставропигиального монастыря в контексте государственно-церковных отношений: конец XIV - начало XXI вв.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Москва. 2010. 246 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Патюлина, Наталья Дмитриевна

ВВЕДЕНИЕ 1

Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ НИКОЛО-УГРЕШСКОГО

СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МОНАСТЫРЯ

§1. Социальное служение Николо-Угрешского 23-60 монастыря: исторические основания и приоритетные направления деятельности

§2. Определение понятия «социальное служение» 61-79 применительно к деятельности Николо-Угрешского монастыря

Глава II СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ НИКОЛО-УГРЕШСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МОНАСТЫРЯ КАК ОБЛАСТЬ АКТИВНОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА

§1. Николо-Угрешский монастырь в общественно- 80-110 политической жизни государства

§2. Трудовая и медицинская помощь нуждающимся, 111-128 осуществлявшаяся в Николо-Угрешском монастыре

Глава III РОЛЬ ПРАВОСЛАВНОГО МОНАСТЫРЯ В ФОРМИРОВАНИИ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ И ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

§1. Влияние на духовно-нравственную культуру 129-151 общества и повышение грамотности

§2. Монастырь в контексте светской культуры и 152-178 патриотизм священнослужителей как нравственный аспект социального служения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальное служение Николо-Угрешского ставропигиального монастыря в контексте государственно-церковных отношений: конец XIV - начало XXI вв.»

История взаимодействия государства и Русской Православной Церкви в России имеет богатый многовековой опыт. Православные монастыри составляют неотъемлемую часть этой истории.

В программном документе Русской Православной Церкви «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»1 отмечается, что духовное, культурное, нравственное и патриотическое воспитание определены как практическая область активного взаимодействия Церкви с государством на благо народа. В XXI веке Православная Церковь, сохраняя свою внутреннюю свободу, вместе с тем старается максимально расширить сферу социального партнерства с государством везде, где оно к этому проявляет готовность.

Деятельность Русской Православной Церкви, направленная на решение социальных проблем, осуществляемая самостоятельно или совместно с государством и обществом, в отечественной исторической науке с середины 90-х годов XX века получила название «социальное служение». Особую роль в истории социального служения Русской Православной Церкви играли мощные духовные корпорации — российские православные монастыри.

На современное монашество возложена особая пастырская и миссионерская ответственность, так как урбанизация российской жизни привела к тому, что большинство современных монастырей находятся в тесном соприкосновении с социальной жизнью. Вопросы социального служения отдельных региональных монастырей и определение их места в истории Отечества принадлежат к числу наименее исследованных в рамках проблемы социального служения духовных корпораций и их взаимоотношений с государственной властью.

В условиях современного кризиса многих сфер общественной жизни, важно дать обществу достойные внимания духовно-нравственные ориентиры.

1 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Издательство Московской Патриархии,. -М.,

2000.

К числу таких ориентиров, эталонных центров духовности и культуры с полным правом можно отнести русские православные монастыри.

Социальное служение монастыря не претендует на принятие на себя функций, реализуемых государством по обеспечению социальной защиты, но способно в той или иной мере смягчить остроту социальных проблем в решении социальных вопросов.

Актуальность исследования социального служения Русской Православной Церкви на примере деятельности монастырей определяется целом рядом факторов.

Во-первых, в конце XX века в России произошли глубокие изменения во взаимном функционировании государства, общества и различных религиозных конфессий. Конституция Российской Федерации определяет наше государство светским, а все религии и христианские конфессии равными. В полиэтническом и поликонфессиональном российском государстве в условиях религиозной свободы в связи с этим возникают проблемы, затрагивающие государственные интересы, и связанные с деятельностью нетрадиционных для России конфессиональных образований. Для того, чтобы общество и государственные органы могли адекватно реагировать на вызов времени, необходимо обладать полной информацией по истории России и в частности — по истории Русской Православной Церкви.

Во-вторых, с Русской Православной Церковью определенная часть современного общества стала связывать надежды на возвращение к попранным традиционным русским ценностям, на восстановление и сохранение исконно русской нравственности и культуры. Православие осмысливается значительной частью российского общества как вечный, непреходящий, исторически закономерный институт, который играет значительную роль в жизни человека, утверждая приоритет духовности и нравственности над экономическими и иными ценностями.

3 й

В-третьих, опыт соработничества государства и Русской Православной Церкви имеет важное значение для развития культурной, социально-экономической и политической жизни нашего государства в целом.

В-четвертых, снятие идеологических запретов в России в 90-хх гг. XX века открыло широкий простор для объективных научных исследований в данном направлении. На современном этапе, когда происходит переоценка социально-исторической роли Русской Православной Церкви, история различных церковных институтов вызывает особый интерес.

Пятым обстоятельством, определившим актуальность рассмотрения данной темы, является возрастание интереса к православным монастырям не как к архаическому феномену, а как к социальной организации, развитие которой во многом определяется взаимоотношением с государственной властью. Проблемы участия региональных духовных корпораций в политической, хозяйственной и духовной жизни страны на сегодня остаются недостаточно изученными.

Актуальность темы исследования продиктована также кризисными явлениями, имеющими место в современном российском обществе: социальной дифференциацией, безработицей, отсутствием или значительным снижением государственного финансирования ряда сфер общественной жизни, общим падением нравственности - в этих условиях Русская Православная Церковь, и особенно - православные монастыри - становятся одним из важных для общественной стабильности социальных институтов.

Следующим фактором актуализации рассматриваемой темы является то обстоятельство, что опыт социального служения православного монастыря, особенно в сфере просвещения и воспитания нравственных идеалов в российском обществе может служить примером в воссоздании определенных форм и методов социальной работы в духовно-нравственном возрождении общества. Это дает основание сделать выводы о том, что проблема диссертационного исследования является научно значимой и актуальной.

Хронологические рамки исследования определены автором как период с 1380 года по настоящее время, что в свою очередь обусловлено следующими факторами: нижняя грань определяется временем основания - Николо-Угрешский ставропигиальный монастырь стал первым памятником на Руси русскому воинству, одержавшему победу над ордынцами на поле Куликовом в 1380 году. В настоящее время - деятельность Николо-Угрешского монастыря представлена различными формами возможного для духовной корпорации социального служения.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема социального служения Николо-Угрешского монастыря в контексте государственно-церковных отношений в отечественной истории специально не исследовалось, анализировались лишь отдельные вопросы государственно-церковных отношений в истории и современности.

На различных этапах становления российской государственности вопросы общественно-государственного отношения к проблемам социального призрения, заботы и социальной поддержки населения России оставались приоритетными.

2 о

В работах Сильвестра (Медведева) , Аввакума Петрова , Архимандрита Пимена4, А. Стога3, В.Бензина6, А. Папкова7, Е. Максимова8, С. Рункевича9, С. Юшкова10 и других авторов, даны характеристики и описаны признаки того общественного явления, которое в нашей работе получило определение «социальное служение».

Основными источниками для данной работы явились исторические труды и материалы архивов. В этих материалах и документах находятся свидетельства

2 Сильвестр (в миру Медведев). Книга глаголемая хлеб животный. "Чтениях Общества Истории и Древностей",.1885, кн. 4; отд. изд., Москва. Кн. 4. Отд. Изд. -М., 1885.

3 Аввакум Петров. Книга бесед. Л. 1927. с. 122.

4 Архимандрит Пимен. Свято-Никольский Угрешский монастырь. Издательство Свято-Никольского Угрешского монастыря. 1998.

5 Стог А.Д. Об общественном призрении в России.- СПб., 1818.

6 Бекзин RM. Цфктшно-прихцпрая &ишшзршеты юсгы in Г\от \\1^карвая помощь. -СПб, 1906. i ПашовАУгвдокправоспашсгоприндавХ^^

8 Максимов ЕД. Исгор г «кип сяеркблагоп юршелшогои оби цялта п юго rpcpeni ш в Рооа ш. -СПб, 1874.

9 Рункевич С. Приходская благотворительность в Санкт-Петербурге: исторические очерки. -СПб., 1990.

10 Юшков С.В. Очерки приходской жизни на Севере России в XV-XVI вв. -СПб. 1913. о существовании и деятельности Николо-Угрешского ставропигиального

11-13 мужского монастыря

Изученные автором работы по истории Русской Православной Церкви позволяют определить общую картину развития Церкви, выявить взаимосвязь между государством и Церковью, их влияние на развитие друг друга и на жизнь страны на протяжении рассматриваемого периода истории. Фундаментальные труды по истории Российского государства дают общую картину процесса исторического развития страны и позволяют в связи с этим рассматривать отдельные вопросы экономического, политического, религиозного аспектов, влиявших, в том числе, и на духовные корпорации, среди которых был и Николо-Угрешский ставропигиальный монастырь. Среди работ такого рода автор особенно выделяет «Исторический очерк Николаевскаго-Угрешскаго общежительнаго мужескаго монастыря»14. Особенную ценность среди научных работ по данной проблеме имеют очерки историка и духовного писателя Д.Д. Благово (инок Димитрий), в которых он дает описание истории монастыря и жизни монахов. Издание от 1875 г. содержит общий обзор монастыря и летопись событий.

В свете исследуемой диссертационной проблемы представляют интерес «Списки с жалованных грамот Николаевскому Угрешскому монастырю» (15451678 гг.) и «Переписка Царя Михаила Федоровича и инокини Марфы с Патриархом Филаретом во время путешествия Государя и Матери Его на богомолье в Угрешский Николаевский монастырь» (от 08 мая 1620 г. по 10 мая

11 Макарий (Булгаков), архимандрит. Очерки по истории церкви в период до-татарский. -СПб., 1841.

12 Ратшин Ал. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности существующих ныне монастырях и примечательных церквах России. -М. 1852; Макарий, архимандрит. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. -М., i860; Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. -СПб., 1877; Зверинский В.В1, Материалы для историко-топографических исследований о православных монастырях в Российской империи. -СПб., 1882; Иерархия церкви от начала христианства в России и до настоящего времени. -М., 1892-1898. Ч. 1-3 и т.д.

3 Ключевский В.О. Курс русской истории \\ Соч. М., 1957. Т. 2.С. 247, 251. Также: Милютин В.О. О недвижимых имуществах духовенства в России \\ ЧОИДР. Кн. 4.1859. и Угреша. Историческое описание Николаевскаго-Угрешскаго общежительнаго мужескаго монастыря. -М. Типография В.М. Фрипгь. 1881. С. 4-5.

1620 г.)15. «Списки с жалованных грамот.» позволяют сделать научные выводы о политике правительства в отношении монастырей: в этот период завершался процесс определения духовных корпораций как форпостов, обеспечивающих военную безопасность единого государства. Однако регламентация различных сторон деятельности монастырей не затрагивала идеологических основ их существования. Переписка свидетельствует о значении духовенства в жизни страны, о состоянии разработанности официально-делового стиля в начале XVII столетия.

XIX век представлен в историографии монастыря воспоминаниями и биографическим очерком о жизни и служении настоятеля монастыря архимандрита Пимена16. Эти труды представляют несомненный интерес для изучения духовной жизни монастыря, в них нашли отражение глубокие философские размышления и духовные искания автора, «представления о монашестве как ангельском образе и о святости как полном осуществлении монашеского призвания».17

Советский период отражает трагические страницы в истории монастыря: материалы представлены Научным архивом Государственного художественного историко-архитектурного музея-заповедника

1 Я

Коломенское» *. Исторические документы позволяют выявить масштабы национализации монастырей, лишения их всех юридических прав, средств к существованию: земли, капиталов, недвижимости.

Перестроечный период в истории страны совпадает с началом возрождения Николо-Угрешского ставропигиального монастыря. Данный

5 Угреша. Историческое описание Николаевскаго-Угрешскаго общежитальнаго монастыря. -М. Типография В.М. Фрипгь. 1881. -С. 9.

16 Воспоминания архимацдрига Пимена. Николо-Угрешский монастырь., 2004.- С. 95

J7 Живов В.М. Святость// Краткий словарь агиографических терминов. -М., 1994. -С.81-85.

18 *В данном Архиве названия фонда нет. ГМЗ «Коломенское», Архив, Опись №1, Д. 97, 181; ГМЗ «Колома 1ское», Архив, Опись №1, Д. 22; ГМЗ «Коломенское», Архив, ОП. х, Д. 181, Л 1б;ГМЗ «Коломенское», Архив, ОП. 1, Д. 116, Л. 23; ГМЗ «Коломенское», Архив, ОП. г, Д. 116, (1924-1933); ГМЗ «Коломенское», Архив, ОП. 1, Д116, «Аксьр>; ГМЗ «Коломенское», Архив, ОП4-21, Д116, JL 1-143; ГМЗ «Коломенское», Архив, ОП.1, Д. 185; ГМЗ «Коломенское», Архив, ОП 1, Д135; ГМЗ «Коломенское», Архив, ОП. 1, Д136; ГМЗ «Коломенское», Архив, ОП. г, Д 337; ГШ «Коломенское», Архив, ОП 1, Д138; ГМЗ «Коломенское», Архив, ОП. % Д139; ГМЗ «Коломенане», Архив, ОП 1, Д. 22; ГМЗ «Коломенское», Архив, ОП 1,Д. 28;ГМЗ «Каломаккое»,Архив,ОП 1,Д29; ГМЗ «Коломенское», Архив, ОП. 1, Д. 34. 6 период характеризуется тем, что становление новой России происходило при взаимодействии с Церковью, которая в условиях кризиса Советского государства превратилась в один из важных для общественной стабильности социальных институтов.

В 90-е годы XX века возрастает интерес и к судьбе Николо-Угрешского ставропигиального монастыря. В этот период наиболее значительными по проблеме нашего исследования можно считать труды известного ученого, доктора исторических наук С.В. Перевезенцева19. В его книгах собран объемный документальный материал, который позволяет сделать объективный вывод о значении монастыря в жизни Российского государства и общества. В честь 625-летия основания монастыря вышла в свет книга-альбом «Святая лл

Угреша»" , в числе авторов - С.В. Перевезенцев, игумен Иоанн (Рубин)-проректор духовной семинарии Николо-Угрешского ставропигиального монастыря. В данной работе исследуются монастыри как центры исконной отечественной культуры и сосредоточения истинной духовной жизни. Для нашего исследования представляет интерес работа Б.А. Шеватова: это повествование публициста о истории Николо-Угрешского монастыря в преданиях, летописях, воспоминаниях современников и архивных документах21.

В международном коллективном исследовании «Монастыри-культурные и духовные центры России и Европы. История и современность»22 анализируются исторические и современные аспекты религиозной, социокультурной и хозяйственной деятельности монастырей. На сегодняшний день это наиболее полное издание по данной теме. При большом разнообразии подходов к проблеме, не все разделы равнозначны по своей научной ценности,

Перевезенцев С.В.Свято-Никольский Угрешский ставропигиальный мужской монастырь. 2-изд., испр.,доп.- М. АНО РИД «Роман - газета XXI век».2сюб. -С.152.

20 Святая Угреша. Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь., 2005.

21 Шеватов Б А. У Николы на Угреше. - М.: Вече, 2006. - 240. -С.39

22 Монастыри-культурные и духовные центры России и Европы. История и современность. -М., 2002. так, например, история Николо-Угрешского ставропигиального монастыря дана в объеме словарной статьи.

Рассмотренная литература представляет интерес с той точки зрения, что в ней представлена история монастыря, архивные материалы, выявлено значение Николо-Угрешского ставропигиального монастыря в духовной жизни русского общества, но не было проведено научное исследование по интересующей нас теме. На сегодняшний день нет научного труда, освещающего роль Николо-Угрешского ставропигиального монастыря в истории духовного попечения и социального служения, некоторые аспекты проблемы затронуты в литературе и научных работах, посвященных роли монастыря в общественной жизни российского государства за период с XIV по XX столетие, однако всесторонне эта тема не освещалась.

Учитывая актуальность и значимость темы, её недостаточную разработку в исторической науке, наличие неопубликованных документов и материалов, необходимость нового подхода к осмыслению исторического опыта традиций, возникает потребность в рассмотрении деятельности монастыря как одной из наиболее представительных и значимых религиозных организаций, выступающего хранителем духовных ценностей, способствующего утверждению в обществе идей гуманизма и милосердия, человеколюбия и бескорыстного служения людям.

Объектом исследования является Николо-Угрешский ставропигиальный монастырь как учреждение Русской Православной Церкви, представляющий собой особенное социально-историческое явление в российской истории и истории монашества, во взаимоотношении с государством, обществом по вопросам социального служения в разных областях общественной жизни.

Предмет исследования: содержание и организация социального служения Николо - Угрешского ставропигиального мужского монастыря, определение его места и роли в общественной жизни России в различные социально-исторические периоды.

Цель исследования: всесторонне исследовать формы и методы социального служения Николо-Угрешского ставропигиального монастыря как учреждения Русской Православной Церкви в разные исторические периоды; сделать научно обоснованные выводы и выработать практические рекомендации по творческому использованию опыта монастыря в современном социальном служении; определить значимость социального служения монастыря для реализации государственной социальной политики в современной России.

В соответствии с поставленной целью исследования, автором сформулированы следующие задачи:

1. Систематизировать научные данные по исследуемой проблеме, определить суть социального служения Русской Православной Церкви (на примере Николо-Угрешского монастыря) и сопоставить ее с современными задачами соработничества государства и Церкви; раскрыть специфику форм и методов, содержание и эффективность социального служения Церкви в социальной, культурной, духовно-нравственной жизни общества.

2. Проследить на протяжении всей истории Николо-Угрешского монастыря генезис, эволюцию и специфику его социальной деятельности, а также форм, методов монастырского социального служения; выявить приоритетные направления деятельности, характер и причины возникающих проблем и способы их решения.

3. Проанализировать государственно-церковные отношения на примере взаимоотношений в изучаемый период государственных структур и Николо-Угрешского монастыря.

4. Сформулировать практические рекомендации по использованию опыта православного монастыря в деле социального служения с учетом современных условий.

Методологическую основу диссертации составил комплекс общенаучных и специальных методов исследования: историзма, объективности, всесторонности и системности.

Метод историзма использован для доказательства ведущей роли Русской Православной Церкви (на примере деятельности Николо-Угрешского монастыря) в социальной жизни российского общества.

Статистический метод, с помощью которого проанализированы количественные показатели, свидетельствующие об объемах оказываемой монастырем социальной помощи.

Метод объективности и системности позволил реалистически проанализировать различные формы социального служения Николо-Угрешского ставропигиального монастыря, отметить положительные, а также отрицательные характеристики этого служения, связанные с разными этапами государственно-церковных отношений.

Принцип всесторонности позволил охарактеризовать роль монастырского служения (подвижничества), церковной иерархии, государства и православных членов общества, в том числе русских святых в деятельности монастыря и общественную значимость этой деятельности. Принцип системного анализа определил изучение отдельных событий и явлений жизни духовной корпорации как характерных звеньев в цепи общероссийских явлений и событий, как взаимосвязанных факторов социально-политической системы.

Методологическую базу исследования составили идеи и выводы известных русских религиозных философов о социальном служении Церкви, «христианской политике», «симфонии властей»: B.C. Соловьева23, С.Н. Булгакова24, В.В. Розанова25, Н.А. Бердяева 26, И.А. Ильина 27 и других.

Диссертантом проведено разложение общих частей проблемы на составляющие компоненты, каждый выделенный элемент рассмотрен в хронологической последовательности, с учетом исторических фактов, имеющих к нему отношение. Все эти методы и принципы, разумеется, не

2з Соловьев B.C. О христианском единстве. О расколе Великий спор.-М., 1994.

4 Булгаков С.Н. Самодержавие и православие//Труды по социологии и теологии. Т. 2., -М., 1993

25 Розанов В.В. Религия и культура: Сб. статей. - СПб., 1901; он же. Семейный вопрос в России. - СПб., 1903. - Т. 1. - С.269.

26 Бердяев НА. Судьба России/Сост. К.П. Ковалев. -М., 1990.

27 Ильин И .А. Собрание сочинений. -М., 1997. охватывают всей методологии, а выражают по своей сути лишь стратегию исследования, которой руководствовался автор.

Применение вышеизложенных принципов и методов научного анализа позволило автору выявить основные тенденции и черты исследуемого исторического периода.

Гипотеза: Николо-Угрешский ставропигиальный монастырь, являясь важным церковно-общественным учреждением, в разные исторические периоды государственно-церковных отношений на протяжении более шести столетий осуществлял безвозмездное и бескорыстное социальное служение, направленное на оказание различных видов и форм социальной помощи обществу: духовно-нравственной, психологической, воспитательной, исправительной, трудовой, а также в повышении уровня грамотности и образованности общества, создании основ системы призрения нуждающихся; в благотворном влиянии на отечественную культуру. Социальное служение осуществлялось собственно монастырем (микродименциональная диакония) или монастырь способствовал тому, чтобы члены российского общества, независимо от своего ранга и статуса, бескорыстно направляли свои возможности на исполнение христианского долга по оказанию помощи Отечеству и нуждающимся (макродименциональная диакония).

Положения, выносимые на защиту:

1. Характер государственно-церковных отношений в разные исторические периоды на протяжении 629-летней истории Николо-Угрешского монастыря главным образом влиял на масштабы его социального служения, а также всей Русской Православной Церкви (микро- и макродименциональная диакония);

2. Многовековой опыт социального служения Николо-Угрешского монастыря свидетельствует о том, что в различных социально-исторических условиях церковь остается наиболее стабильным институтом, обладающим организованным и духовно-нравственным потенциалом для оказания различных видов помощи социально незащищенной части общества.

3. Социальное служение российских православных монастырей особенно в трудные для народа периоды войн и других испытаний являлось зачастую единственным видом социальной помощи населению.

4. В числе более 30 форм социального служения монастырю приходилось исполнять несвойственные ему государственные функции: в синодальный период государственно-церковных отношений- полицейский надзор, а в атеистический период - стать детской колонией. Это - искаженные формы социального служения.

5. Опыт государственно-церковных отношений в синодальный и атеистический период может быть использован на современном этапе в качестве предупреждения представителям государственной и церковной власти о возможных негативных последствиях несоблюдения компетентностных границ деятельности двух организмов: государственного и церковного.

6. В значительной степени могут способствовать оздоровлению социальной сферы России в современных кризисных условиях совместные формы социального служения Русской Православной Церкви (в особенности -монастырей) - с одной стороны, и государства, общества и частных лиц - с другой. Этот вид социального служения предложено назвать макродименциональной диаконией.

Источниковая база исследования. Настоящее диссертационное исследование выполнено на основе комплексного изучения исторических источников, которые условно можно разделить на четыре группы: 1) архивные материалы; 2) официально-документальные материалы; 3) дневники, воспоминания, религиозно-нравственные сочинения отечественных богословов и проповедников, труды ученых-историков; 4) периодические издания.

Автором классифицированы и систематизированы исторические источники по направленности и периодам написания, в том числе впервые введённые в научный оборот.

Первая группа источников — материалы Центральных архивов: Российского государственного архива древних актов (РГАДА),

Государственного Архива Российской Федерации (Г АРФ), Научно-исторического отдела рукописей Российской Государственной Библиотеки (РГБ), материалы Научного архива Государственного художественного историко-архитектурного музея-заповедника «Коломенское», музея-ризницы Николо-Угрешского монастыря.

В Российском государственном архиве древних актов автором изучены архивные материалы, свидетельствующие о социальном служении Николо-Угрешского монастыря. Особый интерес представляют материалы: «Монастырские дела», «Монастырский приказ», «Николаевский Угрешский

28 29 мужской монастырь», хранящиеся в Ф. 1205. " .

Роль и значение государства и общественных организаций в истории монастыря раскрываются в таких архивных документах фонда как оп.1, ед. 8 830. Не менее ценными для исследования оказались документы, которые дают возможность судить об истории монастыря: on. 1, ед. 6, 28, 29, 30-64, 71-8131. Это черновик летописи Николо-Угрешского ставропигиального монастыря, выписка из Синодика, списки настоятелей, жалованные грамоты, прошения, переписка, «доношения», в том числе в Московскую Епархию, Святейшему Правительственному Синоду. Большой исследовательский интерес имеют документы: on. 1, ед. 3,- Указы и дела монастырские32, оп.1, ед. 1л. З233 - это Акты, относящиеся к истории монастыря.

Большой интерес для исследования представляют on. 1, ед. 434 -переписка с Московским архивом министерства Юстиции, охватывающая периоды: 1811, 1812, 1814 - 1816, 1820, 1821-1825, 1830-1832, 1837, 1838 годы;

28 РГАДА, ф. 1205., on. 1, ед.95. «О Пожертвованиях».

29 РГАДА. Ф. 1205. ОП. 1. «Дела о Училищах» 1865-1874; РГАДА Ф. 1205, ОП.1, ед. 102, Д. «Дела военной врачебницы», Л. 1-258.

3° РГАДА ф. 1205, ОП.1, ед. 127, Л. 1-160. з' РГАДА Ф. 1205, ОП.1, ед. 6, (1839-1842,1849,1850-1870,1870-1874,1877-1904).

32 РГАДА Ф. 1205, ОП.1, ед. 28, (1722-1801), Переписка с Казенной палатой.

33 РГАДА Ф. 1205, ОП.1, ед. 29, (1804-1869) - донесение в консисторию.

34РГАДА Ф. 1205, ОП.1, ед. 30-64, (1870-1899) -перепискас учреждениями. on. 1. ед. 127 - переписка Николо-Угрешского ставропигиального монастыря с казенной палатой, донесения в Консисторию с 1722 по 1802 годы, присоединение Путивльского Молчинского монастыря к Николо-Угрешскому монастырю (1722-1802).

Важнейшие сведения хранятся в оп.1, ед. 127— это Ревизские сказки о штатных служителях, Дела общества попечения о больных и раненых воинах, истории болезней офицеров и солдат.

О роли монастыря в деле народного образования и призрения содержит

36 важные сведения оп.1, ед. 105 — это ведомости о школах, богадельнях и больнице при Николо-Угрешском ставропигиальном монастыре. Дело 95, on. 1, ед. 9537 даёт представление о размерах благотворительности, пожертвованиях (1860-1900), о состоянии имущества монастыря, о монашествующих и бельцах,

38 39 дела ед. 88 ; ед. 45 позволяют судить о том, что читали пациенты в больничной библиотеке монастыря: всего 1181 книга, в том числе поступления от княгини Дарьи Голицыной («Опись книгам» исправлена и дополнена самим архимандритом Пименом Угрешским).

Дело ед. 240 содержит важные сведения о хозяйственной деятельности монастыря: перечень сёл, деревень, пустошей, принадлежащих Николо-Угрешскому монастырю, производство ремонтов и строений. Делопроизводственные документы представлены духовными и дарственными княжескими, а также царскими жалованными грамотами. Этот материал позволяет проследить динамику роста землевладения обители и получить сведения о вкладчиках монастыря.

Большой интерес для исследования содержат фонды: Ф. 125 — Монастырские дела, Ф. 237 — Монастырский приказ41,42

35 РГАДА Ф. 1205, ОП.1, ед. 30-64, (1870-1899) - переписка с учреждениями.

36 РГАДА Ф. 1205, ОП1, ед 127, JI105. «Ведомости о школах, бгадцельнях и больницах». (1909).

37 РГАДА Ф. 1205, ОП.1, ед. 127, JI. 105. «Ведомости о шкалах, богадельнях и больницах». (1909).

38 РГАДА Ф. 1205, ОП.1, ед. 88, Л. 1-160.

39 РГАДА Ф. 1205, ОП.1, ед. 45, Л. 1-186. to РГАДА Ф. 1205, ОП.1, ед. 2 Л. 44. и РГАДА Ф. 125, «Монастырские дела».

Материалы, обнаруженные автором диссертации в Научном архиве Государственного художественного историко-архитектурного музея-заповедника «Коломенское», позволяют проследить процесс социального служения Николо-Угрешского ставропигиального монастыря в области отечественной культуры. В фонде 134, в деле № 18543 можно познакомиться с трагическими страницами в истории монастыря: изъятие и ликвидация ценностей православной культуры: «. иконы же нужно сжечь».

В большом объёме автором диссертации были изучены документы, характеризующие политику государства в отношении Русской Православной Церкви и в особенности - православных монастырей, а также духовное наследие Православия - Фонды 22,28, 29, 3444"47.

Научную ценность представляют и документы, свидетельствующие о трудностях в устроении и организации церковной жизни: например, материалы О

РГАДА, Ф. 1205, ед. 127 «О беглых людях, доносы на монахов и допросы (1721-1757)».

Некоторые привлечённые к работе архивные документы свидетельствуют о контроле высшей государственной власти за малейшими нарушениями церковно- и священнослужителями своих обязанностей. Примером могут служить указы о заточении в стенах монастыря протопопа Аввакума, дьякона Федора и священника Никиты Добрынина49.

Для исследования проблемы социального служения Русской Православной Церкви особый интерес представили архивные материалы, касающиеся непосредственно вопросов благотворения, совершения общественно-полезных дел, поэтому особо надо отметить среди всех архивных материалов документы по указанной тематике: ведомости о странноприимном доме, о богадельне, в частности - Дело о завещании Советника Павла

4= РГАДА Ф. 237, «Монастырский приказ».

43 ГМЗ «Коломенское», Архив, On. 1, Д. 185.

44 -47 ГМЗ «Коломенское», Архив, On. 1, Д.22,28, 29, 34.

•is РГАДА Ф. 1205, Оп.1, ед. 127 Л. 88.

49 История Русской Православной Церкви в документах федеральных архивов/Сост. М.В. Бельдова

М., -СПб, 1995

15

Матвеевича Александрова, завещание Почетного гражданина Михаила Фёдоровича Соколова, Дело - завещание Законоучителя Николо-Угрешского монастырского уезда, двухклассной церковно-приходской школы Аркадия Михайловича Замяткина: «. всё имущество — монастырю»50.

Важную историческую ценность представляет переписка архимандрита Пимена с Московским Военным округом, с Обществом попечения о раненых и больных воинах, об открытии при Николо-Угрешском монастыре военной врачебницы для офицеров и солдат, получивших ранение в войне с Турцией51.

Привлечённые архивные материалы позволили автору наиболее полно проследить развитие форм социального служения Николо-Угрешского монастыря на протяжении нескольких столетий истории российского государства.

Из документов, которые вводятся в научный оборот впервые назовём Донесение настоятеля Николо-Угрешского монастыря Архимандрита Макария

52 в Московскую Духовную консисторию , Рапорт и Отчёт врача военной врачебницы при Николо-Угрешском монастыре А.Н. Виноградова53"54, Ведомость «О состоянии Лазарета Красного Креста, состоящего при Николо-Угрешском монастыре с 1 Июля 1877 по 1 Генваря 1878 г.»55, опись книг больничной библиотеки Николо-Угрешского монастыря56. Впервые вводятся архивные документы, разрешающие обследование памятников архитектуры, живописи, прикладного искусства с правом «изъятия»57.

Вторая группа источников — это официальные документы: законы, указы, постановления, решения, уставы, положения различных органов и учреждений. Особый интерес представляют те акты, которые позволяют проследить государственное присутствие в духовной и социальной сфере. so РГАДА Ф. 1205, Оп.1, ед. 127 Л.1,8. «О Пожертвованиях». (1860-1900).

51 РГАДА Ф. 1205, Оп.1, ед. 127 Л.100. «Переписка по организации военной больницы»

1877-1879). s2 РГАДА Ф. 1205, Оп.1, ед. 29 (1804-1869) - донесение в консисторию.

53-54 РГАДА Ф. 1205, Оп.1, ед. 127 Л.Ю1. «Истории болезней» (1877-1878).

55 РГДЦАФ. 1205, Оп.1, ед. 127JL1-186. «Описи га шг больничной библиотеки». (1853-1883).

56 РГАДАФ. 1205, Оги, ед. 127JL1-186. «Описи книг больничное i библиотеки». (1853-1883).

57 ГМЗ «Коломенское», Архив, On. 1, Д.116, «Акты».

16

Автором изучены основные законодательные акты, регулировавшие наряду с государственным управлением деятельность духовных корпораций: Указы, относящиеся к церковной организации содержатся в Первом собрании законов Российской империи, охватывающем период от 1649 до 12 декабря 1825 гг.; Полного собрания законов Российской империи; Судебники 1479 и 1550 гг., Стоглав 1551 года, Приговоры Церковно-Земских Соборов 1580 и 1584 гг., Соборное уложение 1649 года58. Также автором привлечены к исследованию распоряжения епархиальных архиереев, обязательных для исполнения духовными корпорациями, в том числе и Николо-Угрешским монастырем.

Особый интерес для исследователя истории православных монастырей представляют 8-ой и 9-тый тома «Свода законов Российской империи»59, которые содержат свод законов о состоянии людей в государстве, а в статьях 409-453 отражены положения о православном монашествующем духовенстве. В 8 томе «Свода законов» приведен счетный устав, определяющий порядок ведения учета и отчетности монастырей.

Непосредственное отношение к теме исследования имеет и Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания. На основе законодательных актов строились отношения государства и Церкви, регламентировались их основы. Они были определяющими в жизнедеятельности Николо-Угрешского монастыря.

Привлечены к настоящему исследованию Указы и постановления Святейшего Синода, имевшие отношение к административным делам и опубликованные в официальной части «Епархиальных ведомостей» и «Церковного вестника» (с 1888 г. «Церковных ведомостей»), который являлся органом Св. Синода. Указы Синода и законоположения по духовному ведомству носили не только общий характер, но и касались отдельных

58 Полное собрание законов Российской империи: Собрание первое (1640-12 декабря 1825 г.) -СПб., 1826-1830.T. 1-45; Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVI вв, -М. 1951.

59 Свод законов Российской империи. СПб., 1904. Т. 8-9. монастырей. Такие указы регулярно доводились до сведения Николо-Угрешского монастыря.

Важным источником по изучению епархиального управления явились Уставы духовных консисторий, включающие положение об управлении монастырями, ведении монастырского хозяйства и отчетности по приходно-расходным книгам об имущественных правах монастырей и монашествующих. На их основе Николо-Угрешским монастырем составлялись отчеты, которые направлялись в Духовную консисторию.

В процессе работы опубликованные источники были условно разделены на две подгруппы: первая - это циркулярные указы и собрание постановлений Священного правительственного Синода, законодательные акты и распорядительные документы, регламентировавшие роль духовенства, Устав Общества для призрения бедных (1817), Положение о доме призрения престарелых и увечных граждан (1833). Эти документы свидетельствуют о том, что в Синодальный период государственное законодательство глубоко проникает в церковную жизнь.

Вторая подгруппа — это официальные источники, статистические сборники и отчеты по приходской благотворительности настоятеля Николо-Угрешского монастыря игумена Макария, архимандрита Пимена Угрешского, а также ведомственная переписка. Кроме того, автором проанализированы ежегодные отчеты монастырей по ведению хозяйства, сведения о приходе и расходе денежных средств представлялись в синодальную контору, в Духовную консисторию отсылались приходно-расходные книги и послужные списки монашествующих как текущие формы отчета монастыря. На основе этих отчетов автором прослежена экономическая деятельность Николо-Угрешского ставропигиального монастыря.

Отметим, что документальные материалы Николо-Угрешского монастыря потерпели значительные утраты после революции. Из числа сохранившихся источников значительный интерес представляют отдельные документы, хранящиеся в фонде «Монастырского приказа» РГАДА. Их составление было результатом описи 1701-1705 гг., проводившееся в связи с реформами Петра I. Благодаря полноте, разнообразию и достоверности содержащихся в них сведений, они дают представление о монастырском хозяйстве на протяжении XVIII-XIX вв.

Третья группа источников — это публицистика, периодические издания. В работе использованы материалы по разным вопросам церковной истории из газеты «Московские церковные ведомости», издаваемой обществом духовного просвещения, материалы академических журнальных изданий: «Богословский вестник» (с 1892 г.),60 «Творения святых отцов в русском переводе», помимо этого использованы журнальные статьи «Угрешского Вестника»61 (Учредитель Николо-Угрешский ставропигиальный монастырь), материалы приложения к газете «Николо-Угрешский вестник», «Вестник Николо-Угрешской Духовной Семинарии».

В работе использованы «Слова, речи, послания, обращения Алексия II, Л

Патриарха Московского и всея Руси» (1990-2008) .

Четвёртую группу источников составляют дневники, воспоминания и религиозно-нравственные сочинения отечественных богословов и проповедников.

Воспоминания» архимандрита Пимена, настоятеля Николо-Угрешского монастыря, содержат богатый фактический материал, автором описываются многочисленные эпизоды, характеризующие духовную жизнь монастыря и России63.

Работы историка и духовного писателя Д.Д. Благово использованы в качестве источника, реалистично воспроизводящего картины русской жизни

60 Московские церковные ведомости: Еженедельная газета / Издание Общества любителей духовного просвещения.- М., 1880-1918; Журнал Московской Духовной Академии «Богословский вестник 18922006; Творения святых отцов в русском переводе на электронных носителях.

Творения святителя Григория Богослова в шести томах. ХЧ Христианское чтение. СПб., 1821—1917; 1991.

61 Угрешский Вестник№1, №2, №3. 200б.,;Угрешский Вестник №6-7, 2008.

62 Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Т. 1-3.

Издательский совет РПЦ. 2004.

63 Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. -М. Университетская типография. 1877. второй половины XIX века, в них содержатся многочисленные факты русской светской и духовной истории64.

К исследованию привлечены труды святителя Игнатия (Брянчанинова), в том числе «Основы правильной духовной жизни» - изложение учения древних христианских отцов — пустынников в духовном делании65: достижении аскетического идеала святости.

Большую значимость для изучения темы социального служения монастыря имеет святоотеческая* литература, так как труды великих подвижников веры и благочестия помогают в освещении проблем, связанных с исторической судьбой Православия, дают представления о духовных подвигах монашествующей части населения, формируют представления о духовной сфере жизни общества.

К исследованию привлечены следующие религиозно-нравственные сочинения проповедников и богословов: профессора С.И. Смирнова «Древнерусский духовник»66; Иоанна (Кронштадского) «Моя жизнь во Христе»; митрополитов Московских Макария (Булгакова) «Православно-догматическое богословие» и Филарета (Дроздова) «Слова и речи», «Русская благотворительность»; «Монашеская жизнь по изречениям святых отцов»67. Авторы перечисленных трудов явились выразителями идей своего времени, став знаменитыми представителями православной веры и богословской мысли, они оказывали влияние на духовную жизнь русского народа. В современной

64 Благово Д.Д. Инок. - М.Николо-Угрешский ставропигиальный монастырь. 2005.; Архиандрит Пимен настоятель Николо-Угрешского монастыря. Биографический очерк (1810-1880). Свято-Никольский Угрешский монастырь., 1998.

6з Основы правильной духовной жизни. По творениям святителя Игнатия (Брянганинова). Сатисъ Держава. -СПб. 2006., -С. боо

66 Смирнов С,. Проф.-прот. Древнерусский духовник. Исследование по истории церковного быта. -М, 191367 Иоанн Кронпггадский. Моя жизнь во Христе. - М., 1893 г. 396 с.Филарет (митрополит

Московский). Русская благотворительность // Детская помощь. - 1893. - N°. - С. 401-408, 438-447.; Филарет (Дроздов). Слова и речи. - М., 1848. - С.228; Монашеская жизнь по изречениям святых отцов. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. исторической науке можно выделить региональные комплексные исследования

-68 по истории отдельных монастырей .

Таким образом, источниковая база проблемы к настоящему времени значительна и многообразна. Характеристика источников диссертации указывает на необходимость комплексного освещения исторического опыта, специфики форм, методов, содержания социального служения монастыря как самобытного церковно-общественного института.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

- в свете современных требований к исторической науке определен уровень разработанности проблемы, введены в научный оборот новые архивные документы; впервые в исторической науке обобщена и комплексно проанализирована самостоятельная научная проблема - влияние духовно-нравственных традиций Николо-Угрешского монастыря на духовно-нравственную культуру российского общества, на воспитание и уровень образования народа, развитие отечественной культуры;

- содержание и организация социального служения Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря, определение его места и роли в общественной жизни России в различные социально-исторические периоды впервые стали предметом научного исторического исследования; сформулировано авторское определение понятия «социального служения» монастыря; по результатам исследования автором даны практические рекомендации по возможной организации социального служения монастыря с учетом требований современности.

Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется возможностью использования результатов проведенного анализа:

68 Болдырева OA. Толгский монастырь в XV-начале XX века: хозяйственная деятельность и братия : диссертация кандидата исторических наук. -Ярославль, 2003.

- в процессе дальнейшей научной разработки теории и истории социального служения Русской Православной Церкви и в особенности монастырей, а также совместных соработнических государственно-церковных программ и проектов в рамках социального служения;

- в определении форм и методов молодежной политики, при ориентации на ненасильственные действия в процессе социализации подрастающего поколения;

- при разработке спецкурсов и спецсеминаров по истории Русской Православной Церкви, истории социального служения;

- в использовании исторически принятых в Русской Православной Церкви форм духовно-нравственного попечения и воспитания общества, в формировании системы духовно-нравственных принципов современного общества.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждены на заседании кафедры истории Отечества и кафедры теологии Российского государственного социального университета, изложены на международных научных теологических конференциях, в выступлениях на VI Международном социальном конгрессе «Глобализация: настоящее и будущее России», на научно-практической конференции «Проблемы актуализации политического, социально-экономического и духовно-нравственного потенциала России в условиях глобального кризиса».

Структура диссертации обусловлена целью и основными задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав (шести параграфов), заключения, имеет список источников и используемой литературы, а также словарь терминов и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Патюлина, Наталья Дмитриевна

Заключение

Монастыри - неотъемлемая часть российской истории. Основанный в 1380 году Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь являлся значимым культурным и духовным центром на востоке Москвы в течение шести столетий, стал истинным духовным центром современной Православной Церкви и осуществляет до настоящего времени социальное служение в деле созидания новой великой России.

Результатами данного исследования социальной деятельности Николо-Угрешского монастыря в исторический период с XIV-XXI вв. являются объективные обобщения и выводы, сделанные на основе анализа архивных источников, исследований и монографий:

1. Политико-правовые аспекты государственно-церковных отношений стали тем социально-историческим фоном, на котором происходило формирование духовных учреждений и от характера этих отношений зависел масштаб социальных компетенций духовенства как социальной группы.

2. Православный монастырь - мощная структурная единица Русской Православной Церкви - в историческом исследовании должен рассматриваться в контексте истории экономической, социальной, политической и духовной жизни России, так как вне социального и исторического контекста невозможно определить духовный статус православного монастыря, его социальный и культурный потенциал, миссионерскую и просветительскую деятельность, духовное единение нации на основе православных ценностей и традиций.

3. Приоритетными направлениями социального служения монастыря являются следующие: - выполнение компенсаторной функции, основанной на принципах добровольного выбора;

- осуществление духовно-нравственного и социально-психологического попечения и воспитания членов общества.

4. В современной исторической науке недостаточно разработана проблема социального служения Русской Православной Церкви (в особенности —

179 монастырей, в различные периоды отечественной истории. Ни в одной работе не представлен полный научный анализ социальной политики церкви в различные периоды государственно-церковных отношений; отсутствует и сравнительно-исторический анализ социального служения приходского и монашествующего духовенства в России. Также отсутствуют работы, освещающие в полной мере место и роль в социальном служении микро- и макродименциональной диаконии Русской Православной Церкви.

5. Характер государственно-церковных отношений в разные исторические периоды являлся тем социально-историческим фоном, на котором создавались различные виды и формы социального служения Церкви (в том числе -монастырей); от характера этих отношений зависит масштаб социальных компетенций духовенства как социальной группы.

6. Наиболее полным, на наш взгляд, является следующие определение понятия «социальное служение монастыря»: это - безвозмездная и бескорыстная деятельность монашествующих, направленная на соединение внутренних задач монастыря по духовно-нравственному и психолого-педагогическому попечению членов российского общества с историческими задачами развития общества и государства; это — организация собственно монастырем различных видов и форм социальной помощи нуждающимся (микродименциональная диакония); а также - способствование монастыря тому, чтобы члены российского общества, независимо от своего ранга и статуса, бескорыстно направляли свои возможности на исполнение христианского долга по оказанию помощи Отечеству и нуждающимся (макродименциональная диакония).

7. Приоритетными направлениями социального служения Николо-Угрешского ставропигиального монастыря на протяжении 629 лет его существования являлись следующие: духовно-нравственное и социально-психологическое попечение и воспитание нуждающихся; благотворительность; организация социальной помощи и поддержки малоимущих; призрение нищих, немощных и сирот; материальная помощь и предоставление возможности работать в монастыре, как спасение от безработицы; оказание медицинской помощи; забота о повышении грамотности народа; забота о раненых воинах в военной «врачебнице» при монастыре; выплата пособий военным инвалидам из средств монастыря; открытие на благотворительные средства дома для призрения бедных вдов, сирот, немощных и престарелых из белого духовенства.

8. Особыми формами социального служения Николо-Угрешского монастыря, канонически несвойственными Церкви, но делегированными ей в синодальный период государством, были следующие: пастырское воздействие на сосланных под надзор священнослужителей, нарушивших канонические правила поведения, а также тех членов российского общества, которые преступили закон. В советский период монастырь вынужден был преобразоваться в новую организационно-правовую форму - трудовую коммуну; монастырь стал детской колонией и одновременно домом для тысяч беспризорных детей — это была новая, исторически обусловленная форма социального служения монастыря.

9. Русская Православная церковь, находясь в условиях подчинения государственной власти в синодальный период, не вполне обладала реальной возможностью выступать в качестве самостоятельной духовно-нравственной доминанты в обществе. Однако она являлась публично-правовым учреждением, осуществлявшим такие функции, как запись актов гражданского состояния, сбор статистических данных, духовная цензура, полицейский надзор за неблагонадежными гражданами, народное просвещение.

10. Значительное сближение церкви и государства (включение ее в государственный механизм) в синодальный период влечет за собой отрицательные последствия для Русской Православной Церкви: выполняя несвойственные ей государственные функции (особенно, жандармские — по надзору), церковь тем самым подрывала свой авторитет в обществе и ее влияние на социальную жизнь общества России минимизировалось.

11. Значительное отдаление церкви от государства в советский атеистический период в отношении социального служения церкви (запрет на церковный брак, на раздачу милостыни; отсутствие церковной пропаганды вреда абортов, алкоголя, наркотиков) ведет к снижению духовно-нравственной культуры общества.

12. В современных кризисных условиях совместные мероприятия церкви (в особенности - монастырей) — с одной стороны, и государства, общества и частных лиц — с другой стороны, направленные на решение социальных проблем общества, могут в значительной степени способствовать оздоровлению ситуации в социальной сфере российского государства.

На основании сделанных выводов автором формулируются следующие исторические уроки: во-первых, многовековой опыт социального служения Николо-Угрешского монастыря доказывает, что в различных социально-исторических условиях церковь остается наиболее стабильным институтом, обладающим организационным и духовно-нравственным потенциалом для оказания различных видов помощи социально незащищенной части общества; во-вторых, социальное служение русских православных монастырей особенно в трудные для народа периоды войн и других испытаний являлось зачастую единственным видом социальной помощи населению; в-третьих, исполнение православными монастырями несвойственных им государственных функций, которое имелось в истории Русской Православной Церкви в период ее секуляризации, а также в атеистический период, может приводить к искаженным формам социального служения; в-четвертых, опыт государственно-церковных отношений в синодальный и в атеистический период может быть использован на современном этапе в качестве предупреждения представителям государственной и церковной власти о возможных негативных последствиях несоблюдения компетентностных границ деятельности двух организмов: государственного и церковного.

На основании сделанных выводов автором сформулированы следующие практические рекомендации:

- Следует продолжить научный поиск и изучение архивных материалов по проблеме социального служения Русской Православной Церкви, и в особенности - ставропигиальных монастырей.

- Опыт социального служения Николо-Угрешского ставропигиального монастыря в сферах: нравственно-психологической; организации трудовой помощи, призрения нуждающихся; воспитательной и просветительской, - в определенной степени может быть взят за основу при организации определенных форм и методов социального служения Русской Православной Церкви, и в частности — монастырей, с учетом современных условий.

- Необходимо взвешенное и конструктивное взаимодействие Русской Православной Церкви и светской системы образования, направленное на распространение знаний о духовно-нравственных традициях Православия, а также на воспитание у молодого поколения таких качеств, как доброта, достоинство, честь, терпимость, милосердие, сострадание, являющихся важнейшими ментальными характеристиками российского общества.

- Необходимо продолжить конструктивный диалог между государством и церковью (в том числе - монастырями) по различным аспектам социальной политики, а также совместные государственно-церковные соработнические проекты в сфере социального служения. В современных условиях при участии государственных структур и бизнеса наиболее востребованными могли бы стать такие формы социального служения монастыря, как: создание приютов для бездомных, детских домов и домов престарелых, центров трудотерапии и духовно-нравственного попечения; больниц и хосписов.

По мнению автора, представленные в Заключении выводы и рекомендации могут нацелить исследователей истории социальной работы в России и социального служения Русской Православной Церкви (и в особенности - ставропигиальных монастырей) на дальнейшее углубленное изучение государственно-церковных отношений в области социальной политики на современном этапе. Предложенные рекомендации могут способствовать совершенствованию форм и методов социальной работы различных государственных организаций, форм и методов социального служения Русской Православной Церкви, а также зарождению новых -совместных - форм социальной деятельности в рамках соработничества государства и церкви.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Патюлина, Наталья Дмитриевна, 2010 год

1. Официально-документальные материалы

2. Бочечкаров Н. О нищенстве и разных видах благотворительности//Архив историч. и практ. сведений о России. Б.м., 1859. - 173 с.

3. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Россия. Л., 1991. -Т. 55.-922 с.

4. Дворцовые разряды, по Высочайшему повелению изданные II отделением собственного императорского Величества канцелярии. СПБ.Т.З.С.131.

5. Законопроект школьной реформы. 1907 г. СПб. 1909.

6. История Русской Православной Церкви в документах федеральных архивов/Сост. М.В. Бельдова М., СПб., 1995. - 457 с.

7. Министерство народного просвещения. Отчет министра народного просвещения. СПб., 1895-1913.

8. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.

9. Основы концепции Русской Православной Церкви. -Информационный бюллетень №1, — Апрель 2001.

10. Полное собрание Законов. №№ 1886, 5005, 6354, 8303.

11. Полный православный богословский энциклопедический словарь (репринт), М., - 1991. - т. 1 - 560 е., - т.2 - 665 с.

12. Полный Православный Богословский энциклопедический словарь. СПб.: Изд-во П.П. Сойкина. - Т. 1-2.

13. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник. М., 1996. - 250 с.

14. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания/Сост. Т. Барсов. СПб., 1885. Т.1. С. XXII.

15. Собрание правил, законоположений и распоряжений Святейшего Синода о церковно-приходских школах и школах грамоты. Составитель Сумароков П. Вятка. 1899.

16. Свод законов Российской Империи. СПб., 1912. - Т. 9-13.

17. Толковый словарь живого великорусского языка. В.Даль. — В 4-х томах, -М., 1978.

18. Энциклопедический словарь. Россия. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. - СПб., - 1898.-992 с.

19. Циркулярные указы Святого Православного Синода, 1867-1900. -СПб., -1901.

20. Указы Временного Духовного Правления (1918), АОР РГБ, ф.213, к.4, д.5, л.1.

21. Указы Управления Соцобеспечения (1918г.), АОР РГБ, ф.213, к.4, д.5, л. 1,2,6.2. Архивные материалы

22. Государственный Архив Российской Федерации1. ГАРФ)

23. ГАРФ. Ф. 1099, ОП. 1, Д. 1025, Л. 15.

24. ГАРФ. Ф. 1099, ОП.1, Д. 1025, Л. 15.

25. Российский государственный исторический архив1. РГИА)

26. РГИА, ф. 797, оп. 1909. II отд., 3 стол.д.142, 29 марта. С. 100-101.

27. Российский государственный архив древних актов1. РГАДА)225. РГАДА, ф. 1205, д.41, л.2

28. РГАДА, ф.1205, д. 35, л.35-43

29. РГАДА, ф. 1205, д. 6, on. 1

30. РГАДА, ф.1205, д.41. Синодик Угрешский.

31. РГАДА, ф. 1205, on. 1. Л1-190. Переписка Игумена Иларио (доношения) в Московскую Епархию, Святейшему Правительственному Синоду.

32. РГАДА, ф. 1205, оп.1, л.87

33. РГАДА, ф. 1205, оп.1, л.81-86. Производство ремонтов и строений 1734-1897

34. РГАДА, ф. 1205, оп.1, л.89-92

35. РГАДА, ф. 1205., on. 1, ед.х.р.95. «О Пожертвованиях»

36. РГАДА Ф. 1205. ОП.1. Л. 1-186.

37. РГАДА Ф. 1205. ОП.1. Л.89, Л.75-81, Л. 31-64.

38. РГАДА Ф. 1205. ОП.1. Л. 156-159.

39. РГАДА Ф. 1205. ОП.1. Л.1-190.

40. РГАДА Ф. 1205. ОП.1. Д. 105, Л. 7-8.239. РГАДА Ф. 1205. Л.6.

41. РГАДА Ф. 1205. ОП.1. Д. 98, Л. 7.

42. РГАДА, ф. 1205, on. 1, д. 41. л. 15-17

43. РГАДА. Ф. 1205. ОП. 1. Л. 4-21.

44. РГАДА. Ф. 1205. ОП. 1. Л. 80.

45. РГАДА. Ф. 1205. ОП. 1. «Дела о Училищах» 1865-1874.

46. РГАДА. Ф. 1205. ОП. 1. Л. 1-79.2. 46. РГАДАФ. 1205,ОП1,е.х. 6,(1839-1842,1849,1850-1870,1870-1874,1877-1904).

47. РГАДА Ф. 1205, ОП.1, е.х. 102, Д. «Дела военной врачебницы», Л. 1-258

48. РГАДА Ф. 1205, ОП.1, е.х. 127, Л. 1-160.

49. РГАДА Ф. 1205, ОП.1, е.х. 88, Л.1-160.

50. РГАДА Ф. 1205, ОП.1, е.х. 45, Л. 1-186.

51. РГАДА Ф. 1205, ОП.1, е.х. 2 Л. 44.218

52. РГАДА Ф. 125, «Монастырские дела».

53. РГАДА Ф. 237, «Монастырский приказ».

54. РГАДА Ф. 1205, ОП.1, е.х. 127 Л. 88.

55. РГАДА Ф. 1205, ОП.1, е.х. 127 Л.100. «Переписка по организации военной больницы» (1877-1879).

56. РГАДА Ф. 1205, ОП.1, е.х. 127 Л.101. «Истории болезней» (1877-1878). 2.61РГДДАФ. 1205, ОП.1, ел. 127Л.1-186.<<Описикнигбольничнойбиблио1еки>>.(1853-83).

57. Государственный художественный историко-архитектурный музейзаповедник «Коломенское» (ГМЗ «Коломенское», Архив)

58. ГМЗ «Коломенское», Архив, Опись №1, Д. 97, 181.

59. ГМЗ «Коломенское», Архив, Опись №1, Д. 22.

60. ГМЗ «Коломенское», Архив, ОП. 1, Д. 181, Л. 16.

61. ГМЗ «Коломенское», Архив, ОП. 1, Д. 116, Л. 23.

62. ГМЗ «Коломенское», Архив, ОП. 1, Д. 116, (1924-1933).

63. ГМЗ «Коломенское», Архив, ОП. 1, Д. 116, «Акты».

64. ГМЗ «Коломенское», Архив, ОП. 4-21, Д. 116, Л. 1-143.

65. ГМЗ «Коломенское», Архив, ОП. 1, Д. 185.

66. ГМЗ «Коломенское», Архив, ОП. 1, Д. 135.

67. ГМЗ «Коломенское», Архив, ОП. 1, Д. 136.

68. ГМЗ «Коломенское», Архив, ОП. 1, Д. 137.

69. ГМЗ «Коломенское», Архив, ОП. 1, Д. 138.

70. ГМЗ «Коломенское», Архив, ОП. 1, Д. 139.

71. ГМЗ «Коломенское», Архив, ОП. 1, Д. 22.

72. ГМЗ «Коломенское», Архив, ОП. 1, Д. 28.

73. ГМЗ «Коломенское», Архив, ОП. 1, Д. 29.

74. ГМЗ «Коломенское», Архив, ОП. 1, Д. 34.

75. Диссертации и авторефераты.

76. Андреева Е.В. Монастыри Екатеринбургской епархии: адиминистративно-экономическое и социально-культурное развитие (18611935 гг.): дисс. канд. ист. наук, Екатеринбург, 2006.

77. Арцыбашева Т.Н. Монастырь на стыке культур (на примере монастырей Курского края Московской Руси 17 века): Автореф.канд. культурологи. — СПб., 1997.

78. Афиногентова А.П. Социальная активность русской православной церкви: дис. канд. филос. наук. М., 1993. - 360 с.

79. Басова Н.А. Русская Православная Церковь в Карелии в 1918 1941 годах: дисс. канд. ист. наук: 07.00.02., Петрозаводск, 2006.

80. Болдырева OA Толгский монастырь в XV-начале XX века: хозяйственная деятельность и братия: дисс. кандидата исторических наук. Ярославль, 2003.

81. Вантеева Н.В. Общественное призрение на Ставрополье и Кубани в XIX-начале XX века: дисс. канд. ист. Наук. Ставрополь, 2000.

82. Васина С.М. Приходское духовенство Марийского края в XIX — ХХвв.: дисс. канд. ист. наук: 07.00.02. Йошкар-Ола, 2003.

83. Дорская А.А. Церковное право в системе права Российской империи конца XVIII начала XX вв.: автореферат дис. доктора юридических наук.—М. 2008.

84. Дорская А.А. Влияние церковно-правовых норм на развитие отраслей российского права. СПб., 2007. С. 157.

85. Дорская А.А. Государственное и церковное право Российской империи: проблемы взаимодействия и взаимовлияния. СПб., 2004., С.228.

86. Дроботушенко Е.В. Православные монастыри Забайкалья во второй половине XIX-XX в.: Автореф.канд. ист. наук. -Чита, 2001.

87. Дубровская Т.А. Формирование и развитие системы профессионального образования в России: XIX начало XX века: автореферат диссертации доктора исторических наук : 07.00.02 . РГСУ., М., 2004. С. 54

88. Дубровская Т.А. Общественные и частные инициативы в развитиипрофессионального образования в пореформенной России, 1861-1914 гг. :диссертация . кандидата исторических наук : 07.00.02РГСУ, М. 2004, С. 220.220

89. Дунаев М.М «Православные основы русской литературы XIX века»: диссертация доктора философских наук. — М., 1999.

90. Зубанова С.Г. «Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX веке»: Диссертация доктора исторических наук. — М., 2002.

91. Козлова Ю.Б. «Проблемы влияния Православия на духовно-нравственные процессы в российском обществе»: дисс. кандидата философских наук.—Уфа, 2000.

92. Кокорева Т.В. Монастырские тюрьмы как место заточения старообрядцев и сектантов в XIX в.: автореф.канд. ист. наук, -М., 2001.

93. Комиссаренко А.Н Вотчинное хозяйство духовенства и Секуляризационная реформа в России (20-60-е годы XVIII в.): Автореферат дис. д-ра ист. Наук. М.,1984.

94. Ляпунова Н.В. Эволюция профессионального церковного образования в России : диссертация доктора исторических наук. -М., 2006.

95. Махортова М.В. «Духовно-нравственное воспитание личности на основе православной этики»: дисс. кандидата философских наук. Ставрополь, 2000.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.