Социальное служение Православной церкви во второй половине XIX - начале XX веков: на материалах Вологодской епархии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат исторических наук Дойникова, Надежда Алексеевна

  • Дойникова, Надежда Алексеевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 189
Дойникова, Надежда Алексеевна. Социальное служение Православной церкви во второй половине XIX - начале XX веков: на материалах Вологодской епархии: дис. кандидат исторических наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Москва. 2006. 189 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Дойникова, Надежда Алексеевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX -НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

§ 2. Положение Православной церкви во второй половине XIX -начале XX вв. и ее влияние на общественные процессы в империи.

§ 1. Исторические предпосылки социального служения Церкви.

§ 3. Становление и развитие Вологодской епархии Русской Православной церкви

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЛОГОДСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

§ 1. Основные направления и организационные формы социального служения Церкви.

§ 2. Культурно-просветительская работа епархии

§ 3. Участие Вологодской епархии в трезвенническом движении ^д

§ 4. Милосердно-патриотическое служение Церкви в годы войн и стихийных бедствий

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальное служение Православной церкви во второй половине XIX - начале XX веков: на материалах Вологодской епархии»

Актуальность темы исследования. Общественные отношения в постсоветской России определяются ломкой норм бытия, сменой ценностных ориентиров. Политико-экономические преобразования в конце XX в. обусловили резкое падение уровня жизни большей части населения, серьезные мировоззренческие сдвиги в обществе. Социальная ситуация характеризуется, с одной стороны, потерей массой людей смысла существования, ожесточением их и маргинализацией, с другой стороны - утверждением нового типа современного человека - делового, не склонного к рефлексии и милосердию к тем, кто не преуспел в быстро изменяющемся мире. Все это требует выработки новых ориентиров гражданской культуры, решения многих злободневных проблем -оздоровления общественного сознания, создания системы социальной помощи и защиты, борьбы с распространившимися недугами пьянства и наркомании, с возросшей преступностью. Ввиду насущной потребности государства в объединении усилий с общественными институтами, в том числе и религиозными, для решения обозначенных задач исследование национальных благотворительных традиций, прежде всего Русской Православной церкви, стоявшей у истоков становления отечественных систем призрения, попечительства и культуры, имеет несомненный научный и практический интерес.

Особенно важным представляется изучение регионального аспекта социального служения Церкви. Это позволяет более точно представить ее попечительско - просветительскую практику на провинциальном уровне, выявить отличительные черты, обусловленные ментальной, историко-географической спецификой региона, верифицировать и дополнить вводящимися в научный оборот материалами общественную мысль о социальной работе.

Степень изученности темы. В дореволюционное время в российской и зарубежной историографии был накоплен значительный пласт исследований по вопросам общественного призрения в России (несколько сотен работ1), большая часть которых посвящена историко-теоретическим аспектам православной благотворительности.

Из ряда работ дореволюционного периода отметим труды церковных исследователей Лабутина И., Никитина Е., Ульгорна Г., светского историка Ключевского В.О., утверждавших глубокую взаимосвязь православного сознания с благотворительностью и нищелюбием - показателями нравственного здоровья личности и общества2. Ключевскому В.О. принадлежит, вместе с тем, и меткое замечание, что эта благотворительность больше родит потребностей, чем устраняет нужд, имея в виду последствия неразборчивого христианского милосердия - рост иждивенчества и профессионального нищенства3. В фокусе внимания Бензина В.М., Максимова Е.Д., Папкова А.А., Рункевича С.Г. была приходская и братская благотворительность. Авторы считали приходские попечительства важной составляющей системы общественного призрения, различаясь во взглядах лишь на границы допускаемой самостоятельности прихода и степень участия светских лиц в решении приходских вопросов 4. В работах советских ученых, ангажированных идеологическими установками,

1 См, например, Жукова Л А Историографические вопросы изучения деятельности Ведомства императрицы Марии (1797 - 1917 гг) // Благотворительность в России Исторические и социально-экономические исследования СПб, 2003 С 285, Селиванов А Ф. Библиография о благотворительности СПб:Тип Я В Киршбаума, 1901.С. 1-12

2 См • Лабутин И. Характер христианской благотворительности СПб, 1899, Никитин Е. Христианская благотворительность М , 1907, С. 5-6, Ульгорн Г Христианская благотворительность в древней церкви СПб, 1899, Ключевский В Добрые люди Древней Руси М , 1915.

3См Ключевский В Афоризмы Исторические портреты и этюды Дневники М , 1993. С. 29, 107

4 См Бензин В М. Приходская благотворительность на Руси после 1864 г. // Трудовая помощь 1907 №2, Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России СПб, 1894; Папков А Упадок православного прихода (XVIII-X1X вв) М, 1899, он же Церковные братства СПб, 1893; Рункевич С Г. Приходская благотворительность в Петербурге СПб, 1900 благотворительная деятельность Церкви оценивалась, как правило, критически

В 80 - 90-гг. в связи с празднованием тысячелетия крещения Руси повысился научный интерес к православию в целом и церковному социальному служению. Из работ тех лет необходимо выделить коллективный авторский труд «Русское православие: вехи истории», где впервые позитивно отмечается участие Церкви в развитии отечественного образования и культуры . Объективный характер обзора исторических основ и современных особенностей церковной благотворительности отличает учебное пособие «Милосердие» .

Начиная с 90-х годов XX в. защищено более 20 докторских и кандидатских диссертаций, в которых авторы, анализируя корни и традиции отечественной благотворительности, обращаются к христианским основам и практике социального служения Православной Церкви в ретроспективе развития, с точки зрения права, государственно-церковного взаимодействия и пр. Это исследования Афиногентовой А.П., Бочаровой И.М., Зубановой С.Г., Ивановой JT.B, Кононовой Т.Б., Курбатовой И.Н. Никулина М.В., Папковой О.В., Пашенцева Д.А., Покотиловой Т.Е.и др.4

1 См Грекулов ЕФ Православная церковь - враг просвещения М , 1962; Кандидов Б. Церковный фронт в годы мировой войны М, 1929, Корзун М С. Русская Православная церковь на службе эксплуататорских классов (X век - 1917 год) Минск, 1984; Эльвин И Д Церковь и война (1914 -1918) М, 1934

2 См Русское православие, вехи истории / Науч ред А И. Клибанов. М.,1989.

3 См Милосердие Учебное пособие / Под ред Мчедлова М П. М , 1998.

4 См • Афиногентова А.П. Социальная активность Русской православной церкви Дисс. канд филос. наук М, 1993; Бочарова ИМ Церковь как институт духовного образования и воспитания. Дисс . канд филос. наук Воронеж, 1998 ; Зубанова С Г. Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX в Дисс. д-ра ист наук. М, 2002 ; Иванова Л В Православные сестричества и братства как социальная форма деятельности Церкви Автореф канд ист. наук М , 2000, Кононова Т Б История российской благотворительности и ее связь с государственными структурами социального обеспечения Дисс. канд ист наук М, 1997; Курбатова ИН Роль христианской благотворительности и милосердия в социальной реабилитации аномальных детей Дисс. канд пед наук М , 1998, Никулин М В Православная церковь в общественной жизни России (конец 1850-х - конец 1870-х гг.) Автореф канд ист наук. М, 1997, Папкова О В Отечественная благотворительность как объект государственного регулирования социокультурные традиции, современные тенденции Дисс . канд социол наук. М, 2003 , Пашенцев Д А Благотворительная деятельность Русской православной церкви во второй половине XIX - начале XX вв Автореф . канд ист. наук М, 1995; Покотилова ТЕ. Благотворительность в социальной истории дореволюционной России Мировоззренческий и исторический опыт Дисс. д-ра ист. наук. Ставрополь, 1998

Наиболее глубоко и всесторонне прослежены духовные основы благотворительности, исторические этапы православного попечительства и призрения на фоне становления в целом отечественной социальной работы в монографиях Власова П.В., исследовании Фирсова М.В.1

Рассматриваемая тематика нашла отражение также в работах Добровольской Т.А., А.П. Мастеропуло, Поддубного М.В., Римского С.В., Фоминых Е.В., затрагивавших проблемы социально-культурной деятельности Церкви в изучаемый период сквозь призму государственно-церковных реформ .

Абдуллина Т.Ю., Пешков А.И., Полунов А. Ю. обратились в своих исследованиях к теме участия Церкви в реформировании начального народного образования во второй половине XIX - начале XX вв. К сожалению, односторонний взгляд Абдуллиной Т.Ю. на этот сложнейший процесс, как только стремление Церкви к монополии в указанной сфере не позволяет согласиться с тенденциозными выводами автора. Более взвешенный подход, на наш взгляд, демонстрирует в этом л вопросе Пешков А. И.

Изучению регионального аспекта церковного социального служения посвящены вышедшие сравнительно недавно в свет научные труды Берестовой Е.М., Штепы А.В.4 Отметим также исследования Бондаренко О.Е., Кубышкиной J1.T., Кравцовой Е.М., Малковой О.А., Петранцовой

1 См Власов ПВ Благотворительность и милосердие в России - М, 2001; он же. Обитель милосердия М, 1999, Фирсов М В Социальная работа в России теория, история, общественная практика Дисс. .д-ра. ист. наук. М , 1997.

2 См • Добровольская Т.А., Мастеропуло А П, Поддубный MB О перспективах возрождения христианской благотворительности // На пути к свободе совести М , 1989 С. 274 - 293; Римский С В Церковные реформы в России 60-х-70-х годов XIX столетия Автореф . д-ра ист. наук. М, 1998, Фоминых Е В Проекты церковных преобразований в России в начале XX века Дисс . канд ист. наук Л, 1987.

3 См • Абдуллина Т Ю. Из истории становления светской школы в России на рубеже XIX- XX вв С. 38 - 46 Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень № 1 (13-14) М , 1998 С. 38 - 46, Пешкод А И К П. Победоносцев как идеолог Русского православия Автореф канд филос. н СПб, 1993, Полунов А Ю. Ведомство православного исповедания под властью К П Победоносцева Дисс . канд ист. наук М , 1992.

4 См Берестова Е M Социально-культурная деятельность православной церкви в Удмуртии (вторая половина XIX - начало XX века) Дисс . канд ист.наук. Ижевск, 2003 , Штепа А В. Социальное служение Русской Православной Церкви во второй половине XIX - начале XX веков на материалах Калужской епархии. Автореф канд ист наук Брянск, 2005.

И.А., Рощевской Л.П., Суркова Н.И., Носовой Т.А1, посвященные отдельным направлениям православной культурно-благотворительной деятельности в Вологодской епархии в рассматриваемое время. Значительный интерес представляют работы историка Православной церкви Севера России Камкина А.В.,2 в которых реконструируется опыт христианского попечительства северных приходов в XVIII-XIX вв. Представляют интерес вычлененные им и введенные в научный оборот понятия: диакония-компенсация, диакония-ориентация, диакония-предотвращение.

На основании обзора библиографии можно сделать вывод как об актуальности избранной темы, так и об отсутствии в отечественной историографии работ обобщающего характера, в которых бы данная тема рассматривалась в качестве предмета изучения.

Целью изучения темы является анализ дореволюционной практики социального служения Православной церкви, его направлений и форм в Вологодском крае для определения возможных перспектив развития церковной благотворительно-культурной деятельности.

Исходя из обозначенной цели, автором поставлены следующие задачи:

1 См: Бондаренко О Е, Кубышкина Л T Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви в Коми крае (кон XIX - нач XX вв) // Региональные аспекты исторического пути православии, архивы, источники, методология исследований Материалы межрегиональной научной конференции, Вологда, 20-21 июня 2000 г. Вологда, 2001 С. 55-64; Кравцова Е М Церковные музеи Европейского Севера как социокультурная среда деятельности // Социальное служение Русской Православной Церкви исторический опыт и современное состояние. Материалы научно-практической конференции, Сыктывкар, 1998 С. 84 - 88, Малкова О А Древнехранилшце в Великом Устюге // Бысть на Устюзе . Историко-краеведческий сборник. Вологда ЛиС, 1993. С. 5-11; Петранцова И А Взаимодействие церкви и земских учреждений в деле построения народного и педагогического образования Вологодской губернии второй половины XIX - начала XX веков // Региональные аспекты исторического пути православии, архивы, источники, методология исследований1 Материалы межрегиональной научной конференции, Вологда, 20-21 июня 2000 г. Вологда, 2001 С 398-403; Сурков Н И Благотворительная деятельность священнослужителей Русской Православной Церкви в Коми крае в начале XX века // Социальное служение Русской Православной Церкви исторический опыт и современное состояние. Материалы научно-практической конференции, Сыктывкар, 1998 С 66-71, он же О работе приходских попечительств Усть-Сысольского уезда в годы первой мировой войны // Там же. С 72-77, Рощевская Л П Библиотеки Великоусттогского уезда в XIX - начале XX века // Великий Устюг: Краеведческий альманах. Вып2 Вологда, 2000 С 88-107; Носова ТА. Православные братства Вологодской епархии в конце XIX - начале XX века Автореф . канд ист. наук Сыктывкар, 2006

2 См Камкин А В Православная церковь на Севере России Очерки истории до 1917 года Вологда, 1992, он же Традиции социальной диаконии в православных приходах Вологодской епархии XVIII -XIX вв //Текст, Культура, Социум Сборник статей Вологда, 2000 С. 25-31.

1) рассмотреть положение Православной церкви во второй половине XIX -XX вв. и ее региональных структур (на примере Вологодской епархии);

2) выявить основные направления и организационные формы благотворительной и культурной деятельности Церкви в обозначенный период;

3) представить перспективы развития православного социального служения.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 60-х гг. XIX в. по 1917 г. Нижняя граница обусловлена началом государственно-церковных преобразований в Российской Империи, повлиявшим на положение Православной Церкви и активизацию ее диаконии. Верхний предел определяется сменой политического строя в стране, статуса Церкви и последующего свертывания ее социального служения. Территориальные рамки включают 10 уездов Вологодской губернии, в контурах которых существовала в изучаемое время Вологодская епархия: Вологодский, Вельский, Грязовецкий, Кадниковский, Никольский, Сольвычегодский, Тотемский, Усть-Сысольский, Устюжский, Яренский.

Источниковую базу составляет комплекс документов и материалов, включающих в себя архивные (документы Вологодского государственного архива Вологодской области, ГАВО) и опубликованные источники, законодательные акты, справочные издания и статистические своды, отчеты обер-прокуроров Св. Синода (за 1881 -1912 гг.)1 и местных церковно-общественных организаций; сборники, посвященные развитию отечественной благотворительности, труды

1 Извлечения из Всеподданнейшего отчета Обер-прокурора Святейшего Синода К Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1881 год. СПб, 1883; Всеподданнейшие отчеты обер-прокуроров Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1884-1912 годы СПб, 1886-1913 гг. дореволюционных, советских и современных исследователей, светских и религиозных авторов, материалы периодики. Основным видом источников стали архивные документы Вологодской духовной консистории (ф. 496. ГАВО), фонды монастырей (511, 519, 521 ГАВО), содержащие обширный материал по всем сферах жизни Вологодской епархии в период с 1847 по 1917 гг. Это клировые ведомости, рапорты и отчеты благочинных, отчеты в Св. Синод и журналы заседаний присутствия консистории, сведения о церковно-приходских школах и деятельности попечительных советов, ходатайства о назначении священнослужителей на должности заведующих изб-читален и библиотек, об открытии обществ трезвости, переписка между консисторией и духовенством.

Широко использовалась в работе дореволюционная периодическая печать: «Вологодские епархиальные ведомости», «Памятные книжки» и «Адрес-календари» Вологодской губернии.

Объектом исследования является социальное служение Русской Православной церкви во второй половине XIX- начале XX вв. на региональном уровне, предметом - направления, формы и методы социального служения Церкви в Вологодской епархии. Социальное служение Церкви - понятие комплексное, включающее в себя многие аспекты ее внекультовой деятельности. В работе рассматриваются такие ее направления, как обеспечение неимущих, патронаж оставшихся без попечения лиц; медицинская помощь, культурно-просветительская и патриотическая деятельность.

Методологической базой исследования служат комплексный подход, общенаучный диалектический метод изучения и анализа общественных явлений, включающий принципы объективности, историзма и системности. Применялись также ретроспективный и сравнительный методы, помогающие выявлению особенностей социального служения Церкви на разных этапах ее истории, критическая интерпретация фактографии, эмпирический метод с опорой на выявленные источники.

Научная новизна исследования. Комплексного изучения социального служения Русской Православной церкви в центре и на периферии на примере Вологодского края в заявленных временных рамках - во второй половине XIX - начале XX вв. - исследователями темы до настоящего времени не предпринималось.

Практическая значимость. Исследование может содействовать восстановлению Православной церковью всей полноты своего социального служения, повышению в целом качества жизни россиян. Материалы работы могут быть также использованы в создании учебников, учебных пособий, спецкурсов по вопросам истории и благотворительности Церкви, отечественной социальной работы, государственно-конфессиональных отношений.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Материалы исследования нашли отражение в научных публикациях и в выступлениях автора на международных и межрегиональных научно-практических конференциях: «Религиозная ситуация на Северо - Западе России и в странах Балтии» (Санкт-Петербург, 2002; 2005 гг.); «Прокопиевские чтения» (Великий Устюг, 2003 г.); «Совершенствование государственно-конфессиональных отношений и религиоведческая экспертиза» (Санкт-Петербург, 2006 г.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Дойникова, Надежда Алексеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как следует из анализа представленных материалов, благотворительно-просветительская и патриотическая деятельность Русской Православной церкви в стране и Вологодском крае являлась неотъемлемой частью ее общественной жизни в дореволюционное время. Ее социальное служение было разнообразным по направлениям и формам, значимым по свом масштабам. Создаваемые инициативой и при непосредственном участии духовенства церковные попечительства, братства, приходские советы и комиссии совместно с государственными органами, земствами, другими общественными силами содействовали созданию эффективной системы социальной поддержки нуждающихся, развитию народной культуры и грамоты. Приходы и монастыри епархии оказывали благотворительную помощь и приют неимущим, сиротам, престарелым, активно участвовали в нравственно-патриотическом воспитании, трезвенническом и кооперативном движении, в становлении начального народного образования, народных библиотек и музеев. Церковь откликалось на все происходящие в стране, крае, соседних регионах события, требующие организации помощи «всем миром» -сбором пожертвований, процентными отчислениями из жалованья, организацией попечительств и обществ взаимопомощи, сотрудничеством с общероссийскими и местными благотворительными организациями. Являясь частью государственной системы управления, Церковь испытывала административное давление светской власти, что ограничивало, несомненно, ее инициативы в социальном служении и приводило к бюрократизации христианского доброделания. Но, как отмечал В. Ключевский, «не столь важна форма благотворительности, главное - ее нравственно- воспитательное наполнение и взгляд на благотворительность как непрерывную борьбу с людской нуждой, с горем беспомощного ближнего»1.

Направления, формы и масштабы благотворительной и просветительской практики Церкви исторически менялись, но неизменно было ее стремление к духовно-нравственному совершенствованию народа и облегчению тягот его жизни. Направляемое ею христианское доброделание активизировалось в периоды голода, вызванного неурожаем, войн и других испытаний, когда, по словам вышеназванного историка, «нужда в благотворительной помощи вызывалась не горем л отдельных несчастных жизней, а народным физическим бедствием» .

Священнослужители объединяли в созданных ими церковно-попечительских союзах представителей разных сословий, сплачивая их, способствуя развитию общественной солидарности и гражданской активности.

В советское время социальное служение Русской Православной церкви прервалось. Благотворительная и любая внекультовая деятельность конфессий, согласно атеистической политике государства, ограничивалась. Даже ключевые ее понятия - «милосердие», «благотворительность» - практически вышли из официального употребления как «пережитки прошлого». Они ассоциировались с религиозной моралью, «буржуазной филантропией» - вредного для нового строя явления, не имеющего почвы в стране строящегося социализма, где всю заботу о человеке взяло на себя государство.

1 Цит. по Рылова Н Е Благотворительность на Дону во второй половине XIX - начале XX вв Дисс. канд ист. наук. Ростов н/Дону, 2004 С. 213

2 Ключевский В. Добрые люди Древней Руси М, 1915. С. 14.

1 70

Однако, как показало минувшее, наличие социальных достижений не смогло спасти страну и систему социального обеспечения от распада. Во многом это произошло из-за отчуждения деятельности государственных структур от потребностей конкретного человека. Специфика советской действительности сделала человека инфантильным и безынициативным. Оказавшись в хаосе новой действительности, он оказался беззащитен и одинок. Участие в чужой судьбе оказалось вновь вопросом актуальным и значимым.

Восстановление богатых традиций попечительства и просвещения Русской Православной церкви началось с нормализации государственно-церковных отношений в 1990-е годы. В принятом в 2000 г. Архиерейским Собором Церкви программном документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви" благотворительная и миссионерская деятельность определена как главное направление работы Церкви. Церковь призывает верующих к активному участию в делах милосердия, просвещения и миротворчества в тесной связи с государством и обществом. «Недопустимо манихейское гнушение жизнью окружающего мира., отмечается в Концепции, - .Исполняя миссию спасения рода человеческого, Церковь делает это не только через прямую проповедь, но и через благие дела, направленные на улучшение духовно-нравственного и материального состояния окружающего мира»1.

В настоящее время социальная активность Православной церкви проявляется во всех сферах жизни, где ее участие может стать позитивным фактором - в духовно-нравственном совершенствовании личности, опеке нуждающихся и сирот, охране здоровья и прав человека, оздоровлении масс-медиа и практики делового общения в бизнес-сообществе. Серьезное внимание уделяется злободневнейшим проблемам современности - профилактике распространения наркомании, игромании,

1 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви / Информационный бюллетень ОВЦС МП. 2000, № 8 С 7

ВИЧ-инфекции и действенной помощи страдающим от этих недугов людям. Специфической особенностью милосердной и благотворительной деятельности православных организаций является ее неразрывная связь с христианской миссией, единство благотворения с религиозной проповедью духовно-нравственного совершенствования человека.

Восстановление традиционного социального служения Церкви осложняется несовершенством законодательной базы и реалиями современности. Отсутствие необходимого опыта и достаточных материальных средств, сосредоточенность общин на строительстве и благоустройстве храмов, некоторая инерция священнослужителей и прихожан, являющаяся наследием атеистического прошлого, не позволяют Церкви на местах более активно включаться в социальное служение. С другой стороны, в государственных структурах продолжают бытовать уже отжившие свое стереотипы восприятия религиозных институтов, проявляющиеся в пренебрежении богатыми традициями благотворительной и просветительской практики исторически укоренной в России и на Вологодчине Церкви.

Опыт милосердной и культурно-просветительской работы Церкви в России и в Вологодском крае, несомненно востребованный в настоящее время, выявляет необходимость его дальнейшего изучения. Конечно, как и всякий иной, данный опыт имеет не только достоинства, но и недостатки, но с учетом условий нового времени и развития законодательного обеспечения этой общественно значимой деятельности Церкви он может во многом содействовать социальной защите нуждающихся, духовно-нравственному совершенствованию личности и общества, стабилизации в целом жизни в России.

Хотя массовый голод, нищета и безграмотность ушли в прошлое, потребность в отзывчивости и неравнодушии общества будет присутствовать всегда. Она будет ощущаться до тех пор, пока будут нуждающиеся в поддержке люди, которых власти никогда, даже при самом совершенном государственном строе, не смогут вполне удовлетворить своей холодной формальной опекой. Государственное организующее начало вкупе с христианской проповедью любви и милосердия могут создать новую систему социальной защиты и попечительства, основанную на гуманистических идеалах, близких каждому соотечественнику. В перспективности такого государственно-церковного диалога убеждает автора позитивное отношение общества к утверждению нравственно-религиозных ценностей, которое разделяет по данным социологов более 70 % россиян

Какой бы трудный период истории не переживала страна, все граждане - верующие, атеисты, индифферентные к религии люди -ответственны за происходящее в ней. Инвалиды и старики, сироты и неимущие люди, подрастающее поколение не должны оставаться наедине со своими проблемами в условиях продолжающихся социально-экономических катаклизмов. Необходимость объединения усилий государства и общественно признанных религий, использования всех имеющихся ресурсов в оказании помощи нуждающимся, формировании здорового во всех отношениях образа жизни соотечественников очевидна. Традиционные религии могут и должны занять в этой работе свое достойное место.

1 См : О социальной концепции русского православия /Под общ ред М П Мчедлова И Республика, 2002. С. 28.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Дойникова, Надежда Алексеевна, 2006 год

1. Архивные источники

2. Государственный архив Вологодской области (ГАВО). Ф. 496.Фонд духовной консистории. Оп.1. Д. 12891.

3. ГАВО. Ф. 496. Оп.1. Д. 11476.

4. ГАВО. Ф. 496. Оп.1. Д. 15611.

5. ГАВО. Ф. 496 Оп.1. Д. 15674. 1. 5. ГАВО. Ф. 496. Оп.1. Д. 15706. 1. 6. ГАВО. Ф. 496. On. 1. Д. 18231. 1.7. ГАВО. Ф. 496. Оп.1. Д 18253. 1. 8. ГАВО. Ф. 496. Оп.1. Д. 18328. 1. 9. ГАВО. Ф. 496. Оп.1. Д. 18450.

6. ГАВО. Ф. 496. Оп.1. Д. 18521.

7. ГАВО. Ф. 496 On. 1. Д. 18729.

8. ГАВО. Ф. 496 Оп.1. Д. 18760.

9. ГАВО. Ф.496. Оп.1. Д. 19350.

10. ГАВО. Ф.496. Оп.1. Д. 19500.

11. ГАВО. Ф.496. Оп.1. Д. 19723.

12. ГАВО. Ф.496. Оп.1. Д. 19836.

13. ГАВО. Ф.496. Оп.1. Д. 19838.

14. ГАВО. Ф.496. Оп.1. Д. 19931.

15. ГАВО. Ф.496. Оп.1. Д. 19932.

16. ГАВО. Ф.496. Оп.1. Д. 19940.

17. ГАВО. Ф.496. Оп.1.Д. 19944.

18. ГАВО. Ф.496. Оп.1. Д. 19946.

19. ГАВО. Ф.496. Оп.1. Д. 19948.

20. ГАВО. Ф.496. Оп.1. Д. 20128.

21. ГАВО. Ф. 496. On. 1. Д. 20222.

22. ГАВО. Ф. 496. On. 1. Д. 20223.

23. ГАВО. Ф. 496. On. 4. Д. 19.

24. ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 96.

25. ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 136.

26. ГАВО. Ф. 511. Фонд Горне-Успенского монастыря. Оп.1. Д. 150.

27. ГАВО. Ф. 511. Оп.1. Д. 162.

28. ГАВО. Ф. 511. On. 1. Д. 263.

29. ГАВО. Ф. 511. On. 1. Д. 294.

30. ГАВО. Ф. 519.Фонд Арсениево-Комельского монастыря.Оп. 1.Д. 66.

31. ГАВО. Ф. 520. Фонд Павло-Обнорского монастыря. On. 1. Д. 137

32. ГАВО. Ф. 520. Оп.1. Д. 161.

33. ГАВО. Ф. 520. Оп.1. Д. 166.

34. ГАВО. Ф. 520. Оп.1. Д. 176

35. ГАВО. Ф. 520. Оп.1.Д. 179,

36. ГАВО. Ф. 521. Фонд Корнилиево Комельского монастыря. Оп.1. Д. 130.

37. Опубликованные источники и литература до 1917 года:

38. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. М.:

39. Российское Библейское общество, 1995. 1376 с.

40. Бензин В.М. Приходские братства на Руси после 1864 г.// Трудовая помощь. 1907, №2. С.2.

41. Бензин В.М. Церковно-приходская благотворительность на Руси СПб.: Государственная типография, 1907. 120 с.

42. Благотворительность в России. Т. 1-3. СПб., 1901-1907. Т.2.СП6., 1907.-959 с.

43. Богословский Н. Церковь святого пророка Илии в селе Кубенском Вологодскаго уезда Вологодской епархии. Вологда: тип. Вологодского Губернского Правления, 1898. 61 с.

44. Вологодское Городское Попечительство по призрению семейств нижних чинов, призванных на действительную военную службу. Отчет одеятельности попечительства за период времени с 27 июля 1914 г. по 1 августа 1915 г. Вологда, 1915. 60 с.

45. Восьмой отчет Вологодского отделения Попечительства о слепых, состоящего под Августейшим покровительством императрицы Марии Федоровны, за 1903 г. В., Тип. К.А. Баранова. 1904. 39 с.

46. Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего Синода К.Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1884 год. -СПб.: Синодальная типография, 1886.-363; 127 с.

47. Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего Синода К.Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1885 год. -СПб.: Синодальная типография, 1887.-292; 127 с.

48. Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего Синода К.Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1886 год. СПб.: Синодальная типография, 1888.-237; 129 с.

49. Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего Синода К.Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1887 год. СПб.: Синодальная типография, 1889.-289; 123 с.

50. Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего Синода К.Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1888 -1889 годы. СПб.: Синодальная типография, 1891.-472; 213 с.

51. Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего Синода К.Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1890-1891 годы. СПб.: Синодальная типография, 1893. -511; 235 с.

52. Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего Синода К.Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1892-1893 годы. СПб.: Синодальная типография, 1895 г. 601; 157 с.

53. Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего Синода К.Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1896 -1897 годы. СПб.: Синодальная типография, 1899. 279; 83 с.

54. Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего Синода К.Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1899 год. СПб.: Синодальная типография, 1902. 271; 67 с.

55. Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего Синода К.Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1901 год. СПб.: Синодальная типография, 1905.-337; 73 с.

56. Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего Синода К.Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1902 год. -СПб.: Синодальная типография, 1905. -321; 83 с.

57. Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего Синода К.Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1903-1904 годы. СПб.: Синодальная типография, 1909. 352; 149 с.

58. Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего Синода К.Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1911-1912 годы. СПб.: Синодальная типография,1913. 336; 230 с.

59. Вологодская старина: Историко-Археологический сборник./Сост. И.К. Степановский. Вологда, Типография Вологодского Губернского Правления, 1890.-601 с.

60. Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т.1 (первый полутом). -М, 1880.- 793 с.

61. Ежегодник Вологодской губернии. Вологда, 1911. 216 с.

62. Ежегодник Вологодской губернии на 1914 год. Вологда: Тип. Н.В. Знаменского, 1914. 266 с.

63. Известия Джиоанни Тедальди о России времен Иоанна Грозного // Журнал Министерства народного просвещения, СПб., 1891, №5-6. С. 121146.

64. Извлечения из Всеподданнейшего отчета Обер-прокурора Святейшего Синода К.Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1881 год.СПб.: Синодальная типография. 1883. 69; 127 с.

65. Карамзин Н.М. История государства Российского. T.I-IV. Калуга: Золотая аллея, 1993.- 560 с.

66. Кандидов Б. Церковный фронт в годы мировой войны. М.: Атеист., 1929.- 159 с.

67. Карташов А.В. Очерки по истории русской церкви. T.l. М.: Наука, 1991.- 685 с.

68. Ключевский В. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. М.: Мысль, 1993.- 415 с.

69. Ключевский В. Добрые люди Древней Руси. М., 1915. 30 с.

70. Лабутин И. Характер христианской благотворительности. СПб., 1899.-121 с.

71. Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. СПб., 1894. 277 с.

72. Никитин Е. Христианская благотворительность. М., 1907. 32 с.

73. Обзор деятельности и отчет Вологодского местного управления Общества попечения о раненых и больных войнах, состоящего под покровительством Ея Императорского Величества за 1877 год. Вологда, 1878.-68 с.

74. Обзор деятельности Вологодского отделения Комитета Ея Императорского Высочества Великой княжны Татьяны Николаевны. 1916, Вологда: Тип. Губернского Правления. 13 с.

75. Обзор деятельности и отчет Вологодского местного управления Общества попечения о раненых и больных войнах, состоящего под покровительством Ея Императорского Величества за 1877 год. Вологда, 1878.-68 с.

76. Об открытии общества взаимного вспомоществования учащим и учившим в церковно-приходских школах, состоящих в ведомстве Вологодского Епархиального Училищного совета / Прибавления к Вологодским Епархиальным ведомостям (ПВЕВ). 1904, №14. С. 382.

77. О пожертвованиях / Вологодские Епархиальные ведомости (ВЕВ). 1917, № 1.С. 7-9.

78. О пожертвованиях в Комитет по устройству быта беженцев / ВЕВ. 1916, №10. С.4.

79. О пожертвованиях на военные нужды. ВЕВ. 1917. № 3. С. 37-38. 2.35. О пожертвованиях на Епархиальный лазарет /ВЕВ 1917, № 3. С. 43.; №21-22. С. 470.

80. Отчет об Епархиальном лазарете за 1915 год / ПВЕВ, 1916 №2. С.29-33.

81. Отчет Велико-Устюгского Викариатского Комитета по оказанию помощи беженцам за 1915 г. / ВЕВ. 1916, № 20. С. 350.

82. Отчет Вологодского Попечительства о народной трезвости за 1910 год. Вологда, Типография Губернского правления, 1911.- 25 с.

83. Отчет о деятельности общества взаимного вспоможения учащимся и учившим в церковных школах Великоустюжского викариатства Вологодской епархии за 1905 год. Усть-Сысольск, 1906. 29 с.

84. Отчет о деятельности Попечительства о бедных воспитанниках Вологодской духовной семинарии с 12 -го декабря 1897 г. по 12 декабря 1898 г. / ВЕВ. 1898, №24. С. 33.

85. От комитета по заведованию Вологодским Епархиальным лазаретом /ВЕВ. 1917, №15-16.С.323.

86. Отчет о состоянии церковно-приходских школ Вологодской епархии за 1889 1890 годы / ВЕВ. 1892, №2. С. 27.

87. Отчет о состоянии Устюжского Епархиального женского училища за 1897 /8 учебный год / ВЕВ. С.4 -11.

88. Отчет по Епархиальному лазарету за период с 19 декабря 1915 г. по 19 декабря 1916г./ПВЕВ. 1917. №3. С. 43-45.

89. Отчет Православного Приходского братства Благовещенской церкви г. Вологды / ПВЕВ. 1914, № 22. С. 566.

90. Памятная книжка Вологодской губернии на 1893 1894 годы. Вологда, 1894.

91. Памятная книжка Вологодской губернии на 1916 год. Вологда, 1916. 227 с.

92. Памятная книжка и Адрес-календарь Вологодской губернии на 1899- 1900 годы. Вологда, 1990.

93. Папков А. Упадок православного прихода (XVIII-XIX вв.). М.: Тип. В.Чичерина, 1899- 163 с.

94. Папков А. Церковные братства. СПб.: Синод. Тип. 1893. 143 с.

95. Пожертвования на Епархиальный лазарет / ПВЕВ. 1917. №1. С. 9.

96. Правила о православных духовных братствах и положение о приходских попечительствах при православных церквях. СПб, 1898. 16 с.

97. Преображенский И. Отечественная Церковь по статистическим данным. СПб., 1901.- 207 с.

98. Рождествин А.С. О христианском милосердии. М., 189. 39 с.

99. Рункевич С.Г. Приходская благотворительность в Петербурге. Спб., 1900.-268 с.

100. Сведения о деятельности попечительских советов о семьях лиц, призванных на военную службу за август- сентябрь 1914 г./ ВЕВ. 1914, № 22. С. 437-438.

101. Свод законов Российской Империи. СПб., 1912. Т.9-13.

102. Свящ. Евг. Покровский. О религиозно-нравственных чтениях и беседах при Слободской одноклассной церковно-приходской школе Усть-Сысольского уезда в 1898 /9 учебном году / ПВЕВ. 1899, №21. С. 519-531.

103. Селиванов А.Ф. Библиография о благотворительности. СПб.: Тип. Я.В. Киршбаума., 1901.- 13 с.

104. Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. 1. Т. 1-2. История России с древнейших времен. М., 1988.

105. Список вещей, пожертвованных для отправки в ставку Государя / ВЕВ. 1916, №11, С. 151, 193.

106. Список денежных пожертвований в Вологодский епархиальный комитет для вспоможения пострадавших от неурожая / ВЕВ. 1892, №2. С. 25-26.

107. Стог А. Об общественном призрении в России. СПб., 1818-1831.

108. Стоглав. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1863.-312 с.

109. Ульгорн Г. Христианская благотворительность в древней церкви. СПб., 1899-350 с.

110. Участие церковных школ епархии в современной войне / ПВЕВ. 1916, №24. С. 475-480; 1917, № 1. С. 5-8.

111. Монографии, статьи из сборников, справочная литература

112. Абдуллина Т.Ю. Из истории становления светской школы в России на рубеже XIX XX вв. С. 38 - 46. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень № 1 (13-14). М.: Изд-во РАГС, 1998. С. 38 - 46.

113. Анишина А. Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь //Жития Павло-Обнорского и Сергия Нуромского монастырей. СПб: Издательство С.-Петербургского университета. 330 с.

114. Анишина А. Глушицкие Покровский и Иоанно-Предтеченский монастыри // Житие Корнилия Комельского. Приложение: из истории Вологодских монастырей. СПб: Изд-во Санкт-.Петербургского университета. 2004.- 228 е.;

115. Анишина А. Вологодское епархиальное древнехранилище Вологда: ВГМЗ, 2003. 12 с.

116. Балакшин Р. Церковь Покрова Богородицы, что в Козлене (историко-церковный путеводитель). Вологда, 2000. 112 с.

117. Благотворительность в России: Исторические и социально-экономические исследования. СПб.: Лики России, 2003.- 636 с

118. Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. 2001. СПб., 2001. 830с.

119. Благотворительность и милосердие: Историко-документальное издание. СПб.: Лики России, 2000. 248 с.

120. Блохина Н.Н. Лечебные учреждения женских православных монастырей в деле охранения народного здравия в дореволюционной России. // Исторический вестник.2001.№2-3 (13-14). С. 478-484.

121. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. М.: Центрполиграф, 2001.- 445 с.

122. Власов П.В. История благотворительности в России // Помоги ближнему! Благотворительность вчера и сегодня / Ред. В. В. Меньшиков. М., 1994.-С. 19-65.

123. Власов П.В. Обитель милосердия. М.: Московский рабочий, 1991. -301 с.

124. Вологда. XII начало XX века. Краеведческий словарь\ Коновалов Ф.Я., Панов JI.C., Уваров Н.В. Архангельск, 1993 . - 298 с.

125. Воронин С.В. Теории «филантропии». М.: Мысль, 1981.- 160 с.

126. Грекулов Е.Ф. Православная церковь враг просвещения. М.: Изд-во АН СССР, 1962.- 192 с.

127. Добренький С.И. Церковно-приходские летописи второй половины XIX начала XX века как источник по истории северной деревни // Русская культура на рубеже веков: Русское поселение как социокультурный феномен. Вологда: Книжное наследие, 2002 .С. 121 -125.

128. Добровольская Т.А., А.П. Мастеропуло, М.В. Подцубный. О перспективах возрождения христианской благотворительности // На пути к свободе совести /Сост. и общ. ред. Фурмана Д.Е. и о. Марка (Смирнова). М.: Прогресс, 1989. С. 274 293.

129. Дойникова Н.А., А.В. Камкин, А.В. Кузьмин. Вологодская область. Русская Православная Церковь // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ РПЦ «Православная энциклопедия». Т. 9., 2005. С. 268-269.

130. Житие преподобного Димитрия Прилуцкого. Вологда: Технологическая школа бизнеса, 1996. 144 с.

131. Жукова JI.A. Историографические вопросы изучения деятельности Ведомства императрицы Марии (1797 1917гг.) //. Благотворительность в России: Исторические и социально-экономические исследования. СПб.: Лики России, 2003. С. 285 - 289.

132. Журавский А.В. Приход в Русской Православной Церкви // Православная энциклопедия. Том «Русская Православная Церковь». М. ЦНЦ Православная энциклопедия, 2000. С. 279.

133. Камкин А.В. Православная церковь на Севере России: Очерки истории до 1917 года. Вологда, 1992.- 164 с.

134. Камкин А.В. Традиции социальной диаконии в православных приходах Вологодской епархии XVIII -XIX вв. // Текст, Культура, Социум. Сборник статей. Вологда, 2000. С. 25-31.

135. Кочетков И.А., Лелекова О.В., Подъяпольский С.С. Кирилло-Белозерский монастырь Ленинград: Художник России, 1979. -184 с.

136. Корзун М.С. Русская Православная церковь на службе эксплуататорских классов (X век 1917 год). Минск: Беларусь, 1984. -255 с.

137. Малкова О.А. Древнехранилище в Великом Устюге // Бысть на Устюзе. Историко-краеведческий сборник. Вологда: ЛиС, 1993. С. 5-11.

138. Милосердие. Учеб. пособие /Под ред. М.П. Мчедлова. М.: РОССПЭН, 1998.-214 с.

139. На пути к свободе совести/ Сост. и общ. ред. Фурмана Д.Е. и о. Марка (Смирнова). М.: Прогресс, 1989.- 496 с.

140. Нещеретный П.А. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. М., 1993. 30 с.

141. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви / Информационный бюллетень ОВЦС МП. 2000. № 8.-106 с.

142. О социальной концепции русского православия /Под общ. ред. М.П. Мчедлова. М.:Республика., 2002 399 с.

143. Оспищева Л.Е. Общественные организации в благотворительном движении Кубани (конец 19 начало 20 вв. // Благотворительность в России: Исторические и социально-экономические исследования. СПб.: Лики России, 2003. С. 230-241.

144. Православная энциклопедия. Том «Русская Православная Церковь». М.: ЦНЦ РПЦ Православная энциклопедия, 2000. 656 с.

145. Православная энциклопедия. Т. 9. М: ЦНЦ РПЦ «Православная энциклопедия», 2005. 759 с.

146. Россия. 1913 год. Статистико-документальный справочник. СПБ, 1995.-416 с.

147. Российское законодательство X XX веков. T.I. М., 1984

148. Рощевская Л.П. Библиотеки Великоустюгского уезда в XIX начале XX века. // Великий Устюг: Краеведческий альманах. Вып.2.- Вологда: Легия, 2000. С. 88-107.

149. Русское православие: вехи истории/ Науч. Ред. А.И. Клибанов.-М.:Полииздат, 1989 719 с.

150. Российское законодательство X XX веков. T.I. М., 1984.

151. Семибратов В.К. Голод и церковь //Социальное служение Русской Православной Церкви: Исторический опыт и современное состояние: Материалы научно-практической конференции, Сыктывкар, 1998. С. 6467.

152. Стефанович П.С. Приход и духовенство в Русской церкви // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ Православная энциклопедия,2000. С. 267-269.

153. Хайдуров М.В. Православная церковь в Коми крае в XIX веке: итоги и проблемы изучения // Русская культура на пороге третьего тысячелетия: Христианство и культура. Вологда: Легия, 2001. С 76 81.

154. Штепа Г.П. Из истории взаимодействия государства и церкви в России в сфере благотворительности // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. № 1(29). М.: РАГС, 2002.- 145с.

155. Щапов Я.Н. Московское Кирилло-Мефодиевское братство и его церковно-просветительская деятельность // Исторический вестник, 200, №2-3(13-34). С. 253-259.

156. Эльвин И.Д. Церковь и война. (1914 -1918). М.: Гаиз. 1934.- 124 с. 4. Диссертации и авторефераты:

157. Афиногентова А.П. Социальная активность русской православной церкви. Дисс. канд. филос. наук. М., 1993 144 с.

158. Балицкий Р.Н. Меценатство и благотворительность в Центральном Черноземье в конце XIX начале XX вв. Дисс. канд. ист. наук. Курск, 2004. - 206 с.

159. Белоусов А.А. Меценатство и благотворительность на Дальнем Востоке России, 1861-1917 гг.: исторический опыт. Дисс. канд. ист. наук. Владивосток, 1997. 366 с.

160. Берестова Е.М Социально-культурная деятельность православной церкви в Удмуртии (вторая половина XIX начало XX века). Дисс. канд. ист.н. Ижевск, 2003. - 232 с.

161. Бочарова И.М. Церковь как институт духовного образования и воспитания. Дисс. канд. филос. наук. Воронеж, 1998. -145. с.

162. Власова А.В. Благотворительность на Урале во второй половине XIX- начале XX вв. Дисс. канд. ист. наук. Челябинск, 2004. 193с.

163. Гатилова JI.C. Благотворительность в российской провинции в конце XIX начале XX вв.: на материалах губерний Центрального Черноземья. Дисс. .канд. ист. наук. Автореф. канд. ист. наук. Курск, 2001.- 302 с.

164. Деревягина Т.Г. Социально-педагогические основы развития благотворительности в России: на материалах Тамбовской губернии XIX- XX вв. Дисс. канд пед. наук. М.,1999.- 212 с.

165. Егорова JI.A. Благотворительность в российской провинции (Костромская губерния. Вторая половина XIX начало XX вв.). Автореф.дисс. канд. ист. наук. М., 2002. - 32 с.

166. Зубанова С.Г. Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX в. Дисс. д-ра ист. наук. М., 2002.- 408 с.

167. Иванова JI.B. Православные братства и сестричества как социальнаяформа деятельности церкви . Автореф.дисс. канд. ист. наук. М., 2000.-19 с.

168. Кононова Т.Б. История российской благотворительности и ее связьс государственными структурами социального обеспечения. Дисс.канд. ист. наук. М., 1997.-158с.

169. Курбатова И.Н. Роль христианской благотворительности и милосердия в социальной реабилитации аномальных детей. Дисс. канд. пед.наук. М., 1998. 143 с.

170. Никулин М.В. Православная церковь в общественной жизни России, (конец 1850-х конец 1870-х гг.). Автореф. канд. ист.н. - М., 1997. - 26 с.

171. Носова Т.А. Православные братства Вологодской епархии в конце XIX начале XX века. Автореф. . канд. ист. наук. Сыктывкар, 2006.- 22 с.

172. Папкова О.В. Отечественная благотворительность как объект государственного регулирования: социокультурные традиции, современные тенденции. Дисс. канд. социол. наук., М., 2003. 144 с.

173. Пашенцев Д. А. Благотворительная деятельность русской православной церкви во второй половине XIX начале XX вв. Автореф. . канд. ист. наук. М., 1995.- 24 с.

174. Пешков А.И. К.П. Победоносцев как идеолог Русского православия. Автореф. канд. филос. наук. СПб, 1993.- 22 с.

175. Покотилова Т.Е. Благотворительность в социальной истории дореволюционной России: Мировоззренческий и исторический опыт. Дисс. д-ра ист. наук. Ставрополь, 1998,.- 443 с.

176. Полунов А.Ю. Ведомство православного исповедания под властью К.П. Победоносцева. Дисс.канд. ист. наук. М., 1992. 262 с.

177. Римский С.В. Церковные реформы в России 60-х-70-х годов. Автореф. .д-ра ист. наук. М., 1998.- 40 с.

178. Рождественская Н.Ю. Нищенство и благотворительность в Костромской и Ярославской губерниях в конце XIX начале XX вв. Дисс. канд. ист. наук. Ярославль, 2004. - 293 с.

179. Рылова Н.Е. Благотворительность на Дону во второй половине XIX начале XX вв. Дисс. канд. ист. наук. Ростов н/Дону, 2004. - 246 с.

180. Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. Дисс. .д-ра ист. наук. М., 1997.-414 с.

181. Фоминых Е.В. Проекты церковных преобразований в России в начале XX века. Дисс. канд. ист. наук. JL, 1987. 161 с.

182. Штепа А.В. Социальное служение Русской Православной Церкви во второй половине XIX начале XX веков: на материалах Калужской епархии. Дисс. канд. ист. наук. Калуга, 2005. - 320 с.5. Периодическая печать

183. Анишина А.П. Вологодское епархиальное древнехранилище // Благовестник. 2006, № 1-3. С. 63-64.

184. Васильева О.Ю. С именем Димитрия Донского. // Журнал Московской Патриархи. 1990. №5. С.45 50.

185. Ветловская В.Е. В сознании пастырского долга //Глинские чтения.-2005, май-июнь. С. 64-69

186. Старцева М. Читайте журналы позапрошлого века // Нескучный сад. № 1 (2), 2002. С.79-80

187. Стариков Е. Вологодское попечительство о народной трезвости / Вологодские новости. 17 июля 1997 г. С. 4.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.