Социальное служение религиозных организаций в современной России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Ажнакина, Наталья Борисовна

  • Ажнакина, Наталья Борисовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Пенза
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 143
Ажнакина, Наталья Борисовна. Социальное служение религиозных организаций в современной России: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Пенза. 2006. 143 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ажнакина, Наталья Борисовна

Введение v

Глава 1. Социальный смысл дифференциации позиций конфессионального и внеконфессионального понимания социальной деятельности

1.1. Социальная работа и социальное служение: общее и особенное

1.2. Социальный смысл мотивов милосердия и благотворительности в русской религиозной философии конца XIX - начала XX в.

1.3. Социальный смысл социального служения в зарубежной философии конца XIX - начала XX в.

Глава 2. Религиозно-философское обоснование социальной деятельности конфессий

2.1. Социальные доктрины религиозных объединений как целостное осмысление проблем общества и человека

2.2. Функции религиозных организаций в разрезе социальной работы и социального служения

Глава 3. Практика социального служения религиозных организаций и социальная работа: возможность интеграции

3.1. Социальное служение в христианстве и исламе

3.2. Государственно-конфессиональные отношения в сфере организации социальной помощи

3.3. Формы и направления использования опыта социального служения религиозных организаций в практике государственных учреждений социальной защиты населения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальное служение религиозных организаций в современной России»

Актуальность исследования

В условиях реформирования страны, становления рыночных отношений десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в социальной помощи и защите. Решение этих проблем невозможно без изменений мировоззрения, смыслового и ценностного наполнения всех форм общественной жизни, в том числе и социальной работы. Являясь деятельностью, цель которой - удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способности людей к социальному функционированию, социальная работа играет важнейшую роль в современном обществе.

На сегодняшний день социальная работа представлена на двух уровнях: государственном, включающем в свою структуру различные государственные учреждения социальной защиты населения, и негосударственном, представленном деятельностью общественных организаций и других добровольцев, руководствующихся целью оказания социальной помощи нуждающимся. Негосударственный уровень включает в себя и социальное служение религиозных организаций, цель которого -организация и проведение милосердно-благотворительных акций по оказанию гуманитарной и социальной помощи наименее защищенным слоям населения.

Уже начиная с энциклики «Рерум Новарум» (1871г.) католической церкви, стало ясно, что современная церковь силою обстоятельства вынуждена была глубоко переосмыслить свое положение и свою роль в обществе. Динамизм социальных отношений оказался настолько активным, что не только католичество, но и другие религии вынуждены были определить свой собственный социальный статус и свое отношение к социальности вообще и ко многим социальным проблемам в частности (расовая дискриминация, война и мир, голод, геноцид и т.п.). На первый план в этих самоопределениях конфессий выдвигалась идея социального служения, которая имела разные категориальные модусы в зависимости от той или иной конфессии. Религия не могла остаться равнодушной к социальной данности, поскольку через свои специфические организации она предназначена осуществлять богоустановленный план и порядок, воспринимаемый как заданность, которая определяется догматикой священнописания любой религии. Социальное служение - это мост между действительным миром со всеми его негативными проявлениями, смешением добра и зла и миром Высшим (Божественным).

Новый социально-духовный опыт нуждается в обобщении, критическом осмыслении не только для формирования общей картины социального служения религиозных организаций, но и для того, чтобы выделить некоторые общие проблемы, сохраняющие свою актуальность. Одной из таких проблем является вопрос о сотрудничестве светских (государственных и общественных) и религиозных организаций.

Актуальность избранной темы обосновывается необходимостью новых подходов к решению проблем социальной защищенности нуждающихся слоев населения; использованию имеющихся резервов государственных и негосударственных учреждений, фондов и организаций в вопросах социальной защиты населения; активизации милосердно-благотворительной деятельности всех уровней социальной работы, целесообразностью решения данных вопросов в социально-философском плане.

Особенность предложенной темы отражает ее уникальность для современной социальной работы. В отечественной и зарубежной философии данная проблема не получила системного освещения, что и вызывает необходимость нашего исследования.

Объектом исследования выступает милосердно-благотворительная деятельность религиозных организаций в условиях развивающейся системы государственной социальной работы.

Предметом исследования являются специфика социального служения религиозных организаций в условиях развивающейся и усложняющейся системы социальной работы, а также факторы эффективной координации конфессиональных и внеконфессиональных видов социальной работы.

Степень разработанности проблемы

Социальное служение религиозных организаций - предмет не совсем обычный для философской рефлексии. Как самостоятельная проблема, заслуживающая социально-философского анализа, социальное служение не выделялось четко ни в зарубежных, ни в отечественных исследованиях и в настоящее время находится в начальной стадии изучения.

Весьма плодотворными для осмысления природы социального служения являются работы русских религиозных философов конца XIX-начала XX в., сделавших попытку раскрыть социальный смысл мотивов милосердия и благотворительности. Наиболее заметное место среди представителей этого направления принадлежит B.C. Соловьеву, В.В. Розанову, С.Н. Булгакову, П.А. Флоренскому, ориентировавшимся на искоренение в мире социальной несправедливости, деяний зла и общественных пороков путем осуществления милосердия и благотворительности через принципы христианского учения.

Фундаментальный, анализ сущностных характеристик социального служения в аспекте морального обоснования религии в целом, представлен в трудах выдающихся западных авторов конца XIX-начала XX в.: К. Тиле, Г. Зибека, М. Вебера, П. Тиллиха, А. Швейцера, Э. Трёльча, М. Бубера. Философский анализ основ социальной деятельности церкви содержится в исследованиях немецкого историка и философа А. Гарнака.

Духовную основу социального служения религиозных организаций представляют их социальные учения, складывающиеся в доктрины, с помощью которых объясняется широкий круг мирских проблем - личности и общества, свободы и справедливости, брака, семьи и нравственности, экономики, государственного строя, войны и мира и т.д.

Социальное учение католицизма в эпоху средневековья детально разрабатывал и Фома Аквинский, и Франциск Ассизский, тогда как в православии изменение социальной действительности рассматривалось как результат внутреннего изменения человека (Василий Великий, Иоанн Златоуст). Инициаторами попыток создать православное социальное учение в начале XX в. выступили религиозно-церковные деятели (протоиерей С. Соляртинский, протопресвитер И. Янышев и др.) и религиозно-ориентированные представители либеральной интеллигенции (Д. Мережковский, Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк и др.).

Проблемами разработки социального учения протестантизма занимались М. Лютер, Ж. Кальвин, Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. фон Гарнак, К. Барт, Д. Бонхеффер, У. Гамильтон.

Среди авторов, плодотворно разрабатывающих социальное учение ислама, можно назвать целый ряд исследователей, начиная от мыслителей VIII века, таких как А.Х. Аль-Газали, до современных мыслителей

A. Ахмедов, Н. Аширов, А. Баязитов, B.C. Кукушкин, Хазрат Мирза Галам Ахмад из Кадиана, Г.М. Шайдаева.

Концептуальный подход к объективному изучению и поиску оснований интеграции светской социальной работы и социального служения религиозных организаций осуществили М.П. Мчедлов, В.В. Горбунов,

B.JI. Вихнович, С.В. Зуев, Б.У. Китинов, С.В. Медведко, А.А. Нуруллаев, Э.Г. Филимонов, Е.С. Элбакян, Е.В. Мочалов, Ф.А. Айязитов. Проблема социального служения религиозных конфессий через призму специфических особенностей светской социальной работы была актуализирована в работах отечественных авторов: Е.И. Холостовой, В.И. Курбатова, B.C. Брежнева, С.В. Тетерского, М.В. Фирсова, В.Н. Ярской и др.

Однако всестороннее, обобщающее изучение проблемы социального служения религиозных организаций, отразившееся в социально-философском знании, пока не эксплицировано, что во многом определило цель и задачи данного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является выявление в сложной структуре современного социума значимости и пределов функциональной применимости религиозно-философского компонента социального служения религиозных организаций; эксплицирование тесной взаимосвязи фундаментальных оснований светской и религиозно-ориентированной социально-благотворительной деятельности в их практическом применении.

Поставленная цель конкретизируется и достигается в решении следующих взаимосвязанных задач исследования, состоящих в том, чтобы:

- определить сущность светской социальной работы и социального служения религиозных организаций, выявить их общие и особенные черты;

- раскрыть социальный смысл мотивов милосердия и благотворительности в русской религиозной философии конца XIX-начала XX в. как основных категорий социальной работы и социального служения;

- проанализировать сущностные характеристики социального служения в аспекте морального обоснования религии в целом в зарубежной философской мысли конца XIX-начала XX вв.;

- определить признаки сближения социальных доктрин религиозных объединений и теоретических основ социальной работы;

- дать анализ функций религиозных организаций в аспекте социальной работы и социального служения;

- раскрыть специфику и особенности социального служения религиозных конфессий;

- наметить социально-футурологический вектор возможного развития государственных и конфессиональных отношений в сфере организации социальной помощи;

- определить возможность и адекватность границы применимости опыта социального служения религиозных организаций в деятельности светских учреждений социальной защиты населения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Светская социальная работа и социальное служение религиозных организаций имеют сферу пересечения, которая раскрывается в практических действиях. Имеющиеся различия исходных позиций социально значимых действий не исключают оснований для вычленения интегративного вектора социальной работы и социального служения.

2. Категории милосердия и благотворительности, разработанные в широком социально-философском контексте русской религиозной философией, обретают конкретную практическую значимость для светской социальной работы и социального служения религиозных организаций в современных условиях как ценностные ориентиры, обладающие высоким гуманистическим статусом.

3. Социальный фон морального обоснования религии в зарубежной философии и теологии конца XIX - начала XX в. имеет на сегодняшний день инвариантные элементы, позволяющие синтезировать западные и восточные, а также российские аспекты в новом понимании социального служения религиозных организаций и светской социальной работы.

4. Наличие признаков сближения социальных доктрин религиозных объединений и теоретических основ светской социальной работы диктуется реалиями сегодняшнего дня, поскольку при невозможности полного синтеза параллельных функциональных структур необходимы теоретический диалог и практическое социальное сотрудничество.

5. Функции религиозных организаций в аспекте социальной работы и социального служения демаркируются в зависимости от конфессии, ее догматических установок и социальных доктрин.

6. Выявление специфики и особенностей социального служения религиозных организаций дает возможность соотношения и учета богатого опыта их работы в деятельности государственных структур, осуществляющих социальную помощь. Актуализация вопросов, связанных с конфессиональной принадлежностью и самоопределением различных социальных слоев населения настоятельно требует их учета в государственных учреждениях социальной защиты населения не только в аспекте общих мотиваций, но и в отношении к конкретно-ситуативным моментам.

7. Социально-футурологический вектор возможной координации государственных и конфессиональных отношений в сфере организации социальной помощи, может развиваться только в рамках интеграции социальной работы и социального служения.

Теоретико-методологическая база исследования

Методологической основой исследования являются такие когнитивные процедуры, как философская рефлексия, эвристические традиции аналитической философии, логико-диалектический анализ, феноменологический, герменевтический и детерминистский подходы, а также структурно-функциональный, сравнительно-исторический методы исследования.

Гипотеза исследования, инициирующая его эвристику, заключается в следующем положении: социальное служение религиозных организаций нуждается в экспликации с точки зрения социально-философского анализа, который может выявить и обосновать целый ряд непроявленных позиций, например: сходство и различие светской социальной работы и конфессионального социального служения, возможность взаимодействия, учета опыта и др.

Научная новизна диссертационного исследования

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

- осуществлен системный философский анализ проблемы социального служения конфессиональных организаций, в результате которого зафиксированы его виды, формы и выработано его определение;

- предложен вариант поиска общих оснований в самоорганизующемся социуме Запада, Востока и России в плане определения универсальных принципов социального служения религиозных организаций;

- исследованы условия и способы реализации социального служения религиозных организаций; произведен их сравнительный анализ;

- впервые дан обобщающий срез конфессиональных типов социального служения религиозных организаций по г. Пензе и региону;

- определена возможность и намечены пути интеграции социального служения религиозных организаций и светской социальной работы.

Научно-практическая значимость

Итоги диссертационного исследования могут быть использованы при разработке социальных, психологических, общефилософских, культурологических парадигм современного самоорганизующегося социума, при разработке тематических разделов в курсах «Введение в социальную работу», «Теория и практика социальной работы», а также в преподавании соответствующего спецкурса для студентов, в дальнейшей конкретизирующей разработке практических рекомендаций для специалиста по социальной работе.

Апробация исследования

Основные выводы и положения диссертационного исследования обсуждались на семинарах, конференциях, круглых столах, заседаниях кафедры и отражены в 8 публикациях.

Материалы диссертации получили отражение в курсах «Введение в социальную работу», «Теория и практика социальной работы», читаемых диссертантом в филиале Российского государственного социального университета в г. Пензе.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, приложения и списка литературы. Общий объем работы составляет 143 страницы, из них 126 страниц текста и 17 страниц списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Ажнакина, Наталья Борисовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев проблему социального служения религиозных организаций, целью которого является выявление значимости и пределов функциональной применимости религиозно-философского компонента социального служения религиозных организаций, мы подошли к следующим выводам.

Социальное служение религиозных организаций обнаруживается на самых ранних стадиях развития общества и религии в целом, которое проявляется с той или иной степенью акцентуации в виде общественной взаимопомощи верующих. Позднее социальное служение формируется как деятельность по организации и проведению милосердно-благотворительных акций гуманитарной и социальной помощи наименее защищенным слоям населения. В отличие от понятия социальная работа, рассматриваемое как профессиональная деятельность по оказанию помощи нуждающимся (в области светской), социальное служение есть род совершенно особой деятельности, включающей в себя также оказание помощи нуждающимся, к которой верующий особым образом «призван» (в области религиозной).

Милосердие и благотворительность, являясь ценностными ориентирами, обладающими высоким гуманистическим статусом, разработанные в широком контексте русской религиозной философией, обретают конкретную практическую значимость, как для светской социальной работы, так и социального служения религиозных организаций, т.к. обе эти категории неотделимы от проблем общественного развития и участвуют в регулировании социальных отношений, обеспечивающих жизнедеятельность и отдельного человека и общества в целом.

Зарубежная религиозная философия трактует социальное служение, рассматривая его в более широком контексте социальной деятельности в соответствии со спецификой конфессиональной определенности, теоретически и практически весьма близко к современному понятию социальной работы. Религиозно-философский компонент, хотя и не обладает императивностью немедленного включения, тем не менее, явно недоучитывается в большинстве отечественных и зарубежных видах социальной работы и социономических исследованиях. В развитии социальной работы огромную роль играет неповторимая история развития духовного потенциала общества, рассматриваемая через призму философского творчества. Социальная работа является одновременно формой общественной деятельности, социальной практикой, синтезом научно-теоретических знаний и учебной дисциплиной. Важнейшим философско-социологическим основанием используемой в социальной работе системы гуманистических знаний является именно требование целостности осмысления человека как явления общественной жизни, субъекта социального жизнеосуществления, в том числе и с позиции религиозного мировоззрения.

Социальное служение религиозных организаций определяется их социальным учением, включающим социально-политические, социально-экономические и социально-этические концепции. Религиозные социальные доктрины дают нравственную оценку тем или иным сферам жизни и, как и светская социальная работа, предлагают пути изменения той или иной трудной жизненной ситуации, тем самым отражают стремление к адаптации собственных доктринальных положений в системе динамического социума и адаптации самого социума к свои взглядам. Реалии сегодняшнего дня согласно определению признаков сближения социальных доктрин религиозных объединения и теоретических основ светской социальной работы диктуют необходимость теоретического диалога и практического сотрудничества при невозможности полного синтеза рассматриваемых функциональных структур.

Функции религиозных организаций либо тождественны, либо параллельны, либо пересекаются, обнаруживая в них свое практическое социальное содержание, и подчиняются реальным социальным условиям (в том числе сотрудничество со светскими организациями). Сопоставляя функциональные основы социального служения и социальной работы, мы приходим к выводу, что, несмотря на разнокачественные интенции рассматриваемых категорий, они имеют дело, прежде всего, с человеком, помогают ему осмыслить жизнь и справиться с трудной жизненной ситуацией.

Изученный опыт социального служения основных конфессий, действующих на территории России, позволяет выделить из нашего анализа следующие опорные принципы: во-первых, всеми религиозными организациями, действующими в пределах современной России, накоплен определенный опыт социального служения; во-вторых, этот опыт, его формы, виды и содержание, при всей общности объекта социального служения дает основания для дифференциации, что и было показано выше; в третьих, необходимо отметить, что, осуществляя социальное служение, конфессиональные организации одновременно защищают свои интересы, свою идеологию. в-четвертых, что особенно важно подчеркнуть, имеются указания на прямое сближение практик социального служения религиозных организаций и светской социальной работы, особенно характерное для организации католических конфессий; в-пятых, в литературе и на практике не отмечается строгой координации действий в области социального служения ни между религиозными организациями разными по вере, ни между одноконфессиональными; в-шестых, на практике, в социальной активности относительно «социономных» измерений в деятельности светских и религиозных организаций прослеживаются лишь спорадические симптомы к координации, взаимному обмену информацией соответствующего типа или методикам работы.

Таким образом, как показывает наше исследование, социальная работа и социальное служение в современных условиях не могут не взаимодействовать, так как религиозные организации, учитывая особенности современной социальной действительности, все чаще осуществляют переход «внутреннего» во «внешнее», в профанное, т.е. мирское пространство, тем самым, намечая социально-футурологический вектор возможного развития государственных и конфессиональных отношений в сфере организации социальной помощи в рамках интеграции социальной работы и социального служения.

Признание интегративной модели взаимодействия светской социальной работы и конфессиональных социальных служб имеет социальную значимость в развитии как всего общества в целом, так и отдельного человека в частности, так как предполагает совмещение светского и религиозного компонентов к общезначимым для верующих и неверующих проблемам.

Данная модель исходит из убеждения того, что существует необходимость создания связующих звеньев между нуждающимися гражданами и социальными структурами, которые могут участвовать в решении их проблем. Такими связующими звеньями могут являться специалисты по социальной работе, которые должны иметь широкий религиоведческий кругозор, обладать знаниями в области социологии, философии, истории, религии, вероучения, особенностей религиозной практики и социального служения не одной какой-либо, пусть даже и крупной конфессии, а всех конфессий, бытующих среди населения России или конкретного региона, и подходить к ним непредвзято. С этой целью нами предложена структура знаний и умений для специалистов по социальной работе с учетом использования опыта социального служения религиозных организаций, которые должны стать для них основой для дальнейшей самообразовательной деятельности, а также разработан курс для подготовки и переподготовки социальных работников «Социальная работа в конфессиях».

В целом, социальная философия, определяя значимость и пределы функциональной применимости религиозно-философского компонента социального служения, осуществляемого религиозными организациями, характеризует взаимосвязь социального служения и социальной работы как сложно дифференцированное, многокачественное образование. Чем дальше развивается общественная жизнь, тем глубже развертывается философско-социологическое познание светской социальной работы и социального служения религиозных организаций, тем больше раскрывается богатство и разнообразие их различных граней и качеств.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ажнакина, Наталья Борисовна, 2006 год

1. Августин А. Исповедь. / Пер. с латин. М.Е. Сергеенко; общ. ред.

2. A.А. Столярова. М.: Канон+, ОИ «Реабилитация», 2000. - 464 с.

3. Акция милосердия «День пожилого человека» // Живая вера. 2001. -№10.

4. Алексеевский А. Религиозная безопасность России: термины и определения. Москва-Белгород, 1997. - С.З.

5. Аль-Газали А.Х. Воскрешение наук о вере / Пер. с араб., иссл. и ком.

6. B.В. Наумкина. -М.: Наука, 1980. 264 с.

7. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М.: Политиздат, 1982. -270 с.

8. Аширов Н. Нравственные поучения современного ислама / Н. Аширов, канд. филос. наук. М.: Знание, 1977. - 64 с.

9. Бадя Л.В., Демина Л.И., Егошина В.Н. Исторический опыт социальной работы в России. М., 1994. - 112 с.

10. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодежь Запада). М.: Изд-во МГУ, 1986. -286 с.

11. Баязитов А. Отношение ислама к науке и единоверцам.- СПб., 1987. с.65-67.

12. Ю.Безлепкин А.С. К вопросу о взаимоотношениях церкви и государства в России // Соц. полит, знания. - 1999. - № 1. - С.28-34.

13. П.Бекова С. В Тихвинском монастыре лечат наркоманов // Молод. Ленинец. 17 окт. 2001г.

14. Берар П. Религия в современном мире. -М.: Политиздат, 1979. 144с.

15. Бердяев Н.А. Опыт парадоксальной этики. / Сост. и вступ. ст. В.Н. Калюжного. -М.: ACT; Харьков: Фолио, 2003. 702 с.

16. Бердяев Н.А. Диалектика божественного и человеческого. / Сост. и вступ. ст. В.Н. Калюжного. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2003. - 623 с.

17. Бестужев-Лада И.В. Диалог между религиями: Возможен ли? Нужен ли? // Вопросы философии. М.: Наука, 2002. - №4. - С.60-66.

18. Библейская энциклопедия: в 2-х т. М.: NB-press: Ценурион- АПС, 1991.-496 с.

19. Библия. Книги священного Писания Ветх, и Нов. завета. М.: Библейское общество, 1993. - 1371 с.

20. Благотворительность и милосердие: Сб. науч. тр. / Федерал, служба занятости России, Поволж. фил. рос. учеб. центра; Под общ. ред. акад. В.Н. Ярской. Нижний Новгород, 1997. - 242 с.

21. Большой путеводитель по Библии. // Перевод с нем. М.: Республика, 1993.-479 с.

22. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., - SYR - Аргус, М., 1994.-208 с.

23. Брук Дж. X. Наука и религия: Историческая перспектива. / Пер. с англ. Л. Сумм; науч. ред. М. Серебряков. М.: Библейско-богослов. инс-т св. апостола Андрея, 2004. - 347 с.

24. Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем. / Под ред. П.С. Гуревича, С.Я. Левит, С.В. Лезова. М.: Республика, 1995. - 464 с.

25. Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. М., 1911.-Т.2. - С.305-306.

26. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения прав. Церкви. / Авт. предисл. Л. Зандер. М.: Терра: Ассоц. совмест. предприятий международ, объединений и организаций, 1991. -413 с.

27. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. - 666 с.

28. Бураков Ю.Н. Утоли мои печали. // Наука и религия. 1991. - № 10, 11. -С.46-51,24-26.

29. Васильев JT.C. История религий Востока. М.: Высшая школа, 1983. -368 с.

30. Введение в социальную работу: Учебное пособие. М.: Академ. Проект, 2000.-496 с. .

31. Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ). // Избранное: Образ общества. -М.: Юристъ, 1994. С.78-308.

32. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. // Избранное: Образ общества. -М.: Юрист, 1994. С.43-77.

33. Виппер Р.Ю. Социальные идеи христианства. // Виппер Р.Ю. История средних веков. СПб.: СМИОПресс, 2000. - С.39-41.

34. Воскобойников А.Э. Философия духовной поддержки. // Российский журнал социальной работы (без сокр.). №1(5). -М., 1997. - С. 19.

35. Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. -С.839-841.

36. Вучетич Е. Проблема общественного служения в работах М.М. Тараева // Журнал Московской патриархии. 1992. - №9. - С.45-46.

37. Гараджа В.И. Социология религии. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуман. спец-тей. М.: Наука, 1995. - 223 с.

38. Гарнак А. Миссия и распространение христианства в первые три века // http: // www.rondtb.msk.ru/info/ru

39. Гегель Г.В.Ф. Философия религии: Пер. с нем.: в 2-х т. / Г.В.Ф. Гегель; АН СССР, Ин-т философии. -М.: Мысль, 1976. Т.2. - 1977 с.

40. Гоббс Т. О человеке XIII, 9. // Гоббс Т. Соч. в 2 т. Т.1. - М.: Мысль, 1989.-С.258-259.

41. Голубинский Е.Е. История русской церкви. М., 1997. - 926 с.

42. Гордиенко Н.С., Курочкин П.К. Особенности модернизации современного русского православия. Л.: Знание, 1974. - С.7-8.

43. Губман Б.JI. Современная католическая философия: человек и история: Уч. пособие для филос. фак-тов гос. ун-тов. М.: Высшая школа, 1988.- 188 с.

44. Гуревич П.С. Гуманизм и вера. М.: Знание, 1990. - 63 с.

45. Гуревич П.С. Мораль и религия. // Гуревич П.С. Общетсво и знание. -М.: ЦГО, 1999. С.359-362.

46. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. -М.: Гардарики, 2004. 472 с.

47. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. -432 с.

48. Девятова С.В. Современное христианство и наука: Уч. пособие для вузов. -М.: Наука, 1994. 287 с.

49. Делокаров К.Х. Вызовы времени и философские проблемы «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Инф.-аналит. бюллетень. №2(26). -М.:Изд-воРАТС, 2001.- С.50-58.

50. Добреньков В.И., Радугин А.А. Методологические вопросы исследования религии: Спецкурс. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 189 с.

51. Добрускин М.Е. О социальных функциях церкви. // Социс. №4. -2002. - С.76-86.

52. Доклад Патриарха Московского и всея Руси. Алексий II на Архиер. Соборе Русской православной церкви. // Журнал Московской патриархии. -1997. №3. - С.39.

53. Дюркгейм Э. Социология религии и теория познания. // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. 4.1. - М.: Наука, 1994. -С.69-90.

54. Еременко В.П. Православная концепция исторического процесса в свете современности. Киев: Выща школа, 1991. - 206 с.

55. Ермилов Ф.А. и др. Что такое Каритае? Что такое христианское милосердие? // Российский журнал социальной работы. М., 1998. - №1/7. -С.31-32.

56. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское исследование. М.: Православный паломник, 1996. -С.356-544.55.3ейпель И. Хозяйственно-этические взгляды Отцов церкви. М., 1913. - С.249-266.

57. Иваненко С. Религия и политика в современной России. // Диалог. -1993.-№ 8/9.-С.17-25.

58. Игумен Евмений. Луч света в наркотическом мире. Иваново: Макариев-Ремешский мужской монастырь, 2000. - 256 с.

59. Игумен Евмений. Психотерапия в пастырском душепопечении. // Человек. 1999. - №6. - С.73-90.

60. Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. - 317 с.

61. Испытание веры. // Живая вера. Пенза, 2005 - №10. - С.З.

62. Истина и жизнь. Католический вестник. 1994. - №9. - С.2.

63. Кант И. Лекции по этике. / Пер. с нем. А.К. Судакова и В.В. Крыловой; Общ. ред., сост. и вступ. ст. А.А. Гусейнова. М.: Республика, 2000.-431 с.

64. Каритае Москвы. Годовой отчет. М., 1996. - С. 12.

65. Католики одарили ребятню // Молод. Ленинец. 2002. - № 1.

66. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. М.: NotaBene, 1998.-424 с.

67. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М.: Филологич. о-во «Слово»; ЭКСМО. - 2003. - 479 с.

68. Кислкж К.В. Религиоведение. 2-е изд., испр. и доп. - Ростов н\Д: феникс; Харьков: Торсинг, 2003. - 509 с.

69. Классики мирового религиоведения. Антология. Т.1 / Пер. с англ., фр. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. -М.: Канон+, 1996. 496 с.

70. Ключевский В. О. Курс русской истории. Соч. в 9-ти тт. М.: Мысль, 1987. -Т.1. -С.256.

71. Ковальский Н.А. Социальные проблемы христианства в XX веке. // Осмысление истории / Под ред. Н.Г. Севастьянова. М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. - С.29-46.

72. Козлова М.Н. Из опыта взаимодействия органов местного самоуправления и религиозных объединений // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информац. аналит. бюллетень № 3 - М.: Изд-во РАГС, 1999. - 0.113-117.

73. Колядко В.И. Современная религиозная философия. // Философия: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.Н. Ратникова. М.: Юристь, 1998. -С.224-231.

74. Конституция Российской Федерации. Издание 2-ое (дополненное).- V: РАУ-корпорация; Обозреватель, 1995. 198 с.

75. Концепция возрождения духовного просвещения и благотворительности // Журнал Московской патриархии. 1991. - №7. -С.40-42.

76. Концепция личности в современном исламе. // Вест. Рос. АН. -1993. -Т.63. -№1. -Сл8~26.

77. Копаница М.М. Современные социальные концепции русского православия. Харьков: Выща шк. Изд-во при Харьков, гос. унив-те, 1988.- 142 с.

78. Коран. Перевод И.Ю. Крачковского. Душанбе, 1990. - 443 с.

79. Костюк К.Н. Возникновение социальной доктрины Русской православной церкви. // Общественные науки и современность. 2001. -№6. - С.114-131.

80. Котельников Г. А., Лебедев С. Д. Концептуальные модели взаимодействия светских и религиозных культур // СОЦИС. №5. - 2004. -С.129.

81. Красиков А.О. О социальной доктрине русского православия. // Православие и католичество. Социальные аспекты. М., 1998. - №3. - С.14-32.

82. Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее. М.: Политиздат, 1981. - 96 с.

83. Красников Н.П. Социально-этические воззрения русского православия в XX веке. Киев: Выща школа, 1988. - 177 с.

84. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Уч-к для вузов. М.: Гуманист, издат. центр ВЛАДОС. - 1988. - 412с.

85. Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. М.: Политиздат, 1991. -496 с.

86. Круглый стол. «Основы социальной концепции Русской Православной церкви». // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Инф.-аналит. бюллетень. №2(26). - М.: Изд-во РАГС, 2001. -С.3-49.

87. Крывелев И.А. Религиозное убеждение и его социальная роль. М.: Знание, 1975.-64 с.

88. Кувакин В.А. Религиозная философия в России (начало XX века). -М.: «Мысль», 1980.-309 с.

89. Кудрина Т.А. Благотворительность и социальное служение в структуре отношений государства и религиозных объединений: история и современность // Приход.- 2002. №№ 5-6.

90. Кукушкин B.C. Мораль и этика ислама. // Кукушкин B.C. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов н/Д: Феникс, 2000. - С.265-275.

91. Кучинский С.А. Мораль и религия: проблема человека. // Кучинский С.А. Человек моральный. 2 изд., доп., - М.: Политиздат, 1989. - С.25-88.

92. Лафарг П. О благотворительности // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. -М.: Политиздат, 1988. С.334-366.

93. Леви-Брюль Л. Социальная обусловленность религиозных представлений и институтов. // Религия и общества: Хрестоматия по социологии религии. 4.1. -М.: Наука, 1994. - С.158-161.

94. Лобазова О.Ф. Религиоведение: Учебник / Под общ. ред. проф. В.И. Жукова. 3-е изд., испр. и доп. - Ростов н\Д: «Феникс», 2004,- 416 с.

95. Лопухин А.П. Христианское учение о нравственности. СПб, 1890. - 1 т.-488 с.

96. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. М.: «Мысль», 1983. - 206 с.

97. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Сварог и К, 2000. -493 с.

98. Лупарев Т.П. Социальное назначение религиозных организаций как основа их правового статуса. // Государство и право. 1995. - № 1. - С.22-30.

99. Макашева Н.А. Некоторые аспекты социальной доктрины католицизма. // История экономических учений / Под ред. B.C. Автономова и др., М.: ИНФРА-М, 2000. - С.171-174.

100. Малькова Р.П., Фролова М.А. Введение в социальную философию: Учебное пособие для студентов. М.: Международ, пед. акад., 1995. - 188 с.

101. Мануйлова Д.Е. Современные функции религии. М.: Знание, 1975.-64 с.

102. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О религии. 2-е изд., доп. -М.: Политиздат, 1983. - 368 с.

103. Махрузаде Т. Без религии нравственность невозможна. // Наука и религия. 2003. - №10. - С.34-35.

104. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учебник для вузов. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. 208 с.

105. Медицина и права человека: Нормы и правила международ, права этики, катол., протестант, иудейск., мусульман, и буддийс. рел. морали. / Совет Европы, Европ. Секретариат по науч. изд. М.: Прогресс. Прогресс-интер, 1992.-214 с.

106. Международная конференция «Роль религии в профилактике наркомании и превентивном антинаркотическом образовании» // Журнал Московской патриархии. 1996. - №4-5. - С,30-37.

107. Мельников З.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Уч. пособие. - Социально-технологический институт, 1998. - 220 с.

108. Мень А.В. Таинство. Слово и образ. Л.: Ферро-Логас, 1991. -С.18.

109. Мень А.В. Трудный путь к диалогу: Сборник. М.: Радуга. -1992.-464 с.

110. Мерфи Н. О нравственной природе вселенной: Богословие, космология и этика. / Н. Мерфи, Д. Элми; пер. с англ. Н.Новиков; науч. ред. С. Фоломешкина. М.: Библейско-богослов. инс-т св. апостола Андрея, 2004.-285 с.

111. Методы самоуправления. Практический справочник для повышения эффективности благотворительных организаций. // Каритас России.-М., 1997.-С. 15-16.

112. Милосердие. Учебное пособие. / Под ред. М.П. Мчедлова. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998. - 214 с.

113. Миронов А.В., Бабинов Ю.А. Основы религиоведения. Государственно-церковные отношения. // Социально-гуманитарные знания. 1999.-№3.-С.106-124.

114. Митрохин Л Н. Философия религии. М.: Республика. - 1993. -414 с.

115. Мотрошилова Н.В. Ориентации и преориентации религиозной философии. // История философии: Запад-Россия- Восток: Учебник для студентов вузов / Под ред. Н.В. Мотрошиловой и A.M. Руткевич. М.:

116. Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1999. Кн.4: Философия XX века.-С. 148-149.

117. Мурылев А.А. Религия в социальной работе. //http://www.pmuc.ru/edu/dist/sociowork/

118. Мчедлов М.П. Религия и современность. М.: Политиздат, 1982. - 272 с.

119. Мчедлов М.П. Современные социальные движения и религия. -М.: Знание, 1985.-64 с.

120. Мчедлов М.П. Социальное учение церкви: новые аспекты. // Свободная мысль. 1998. - №3. - С.47-53.

121. Начала христианской психологии: Уч. пособие для вузов. / Братусь Б.С. и др.. М.: Наука, 1995. - 223 с.

122. Никольский Н. История русской церкви. М.: Политиздат, 1985. -448 с.

123. Никонов К.И. Современная христианская антропология: (Опыт филос. критич. анализа). М.: Изд-во МГУ, 1983. - 184 с.

124. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Казус Вагнер. Антихрист. Ессе Homo человеческое, слишком человеческое. Злая мудрость. Минск: Харвест, М.: ACT, 2000. - 880 с.

125. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. -М.: Школа-пресс, 1994. 188 с.

126. Обучение практике социальной работы: Международный взгляд и перспективы / Под ред. М. Доэла и С. Шардлоу; Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1997. - 223 с.

127. Овсиенко Ф.Г. Особенности формирования социальных доктрин православия и католицизма // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информац.-аналит. бюллетень. М.: РАГС, 2001. - № 2. - С.71-80.

128. Овсиенко Ф.Г., Трофимчук Н.А. Место и роль государственно-церковных отношений в политике Российского государства. М., 1995. -192 с.

129. Основы обществознания: Уч. пособие // Под. Общ. Ред. Ефремкина М.И. Пенза, 2000. - 201 с.

130. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. -М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000. 160 с.

131. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. -М.: ИНФРА-М, 2000. 368 с.

132. Попов JI.A. Религия и мораль: взаимодействие в современных условиях. // Общественные науки и современность. 1999. - №3. - С. 171178.

133. Поупкин Р., Строля А. Философия религии. // Поупкин Р., Строля А. Философия: Учебник. М.: Серебряные нити, СПб.: Унив. кн., 1997.-С.240-285.

134. Право на социальное служение. М., 2002. - 40 с.

135. Прокофьев В.И. Мораль и догматы религии. М.: Московский рабочий, 1979.-109 с.

136. Протестант.-М., 1993. №1 (53).-С.8.

137. Протоирей М. Дронов. Протестантская этика и православная аскетика. // Человек. 1999. - №3. - С.105-111.

138. Пчелинцев А.В. Актуальные проблемы совершенствования государственно-религиозных отношений // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия: Материалы конференции, 22-23 февраля 1999.-М., 1999.-С.62-71.

139. Радугин А.А., Радугин К.А. Закономерности функционирования религии как социального института. // Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр, 1999. -С.114-118.

140. Рассел Б. Католическая философия. // Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трех книгах. / Науч. ред., подг-ка текста В.В.

141. Целищева. 2-е изд., испр. - Новосибирск: Изд-во Новосибирс. ун-та, 1997. - С.287-364.

142. Религии мира. // Под ред. члена-кор. РАН Я.Н. Щапова. М.: «Просвещение», 1994. - 192 с.

143. Религия и закон: Конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций: Сборник правовых актов с комментариями / Сост. и автор комментария А.О. Протопопов. -М., 1996. 206 с.

144. Религия. История и современность: Учебник для вузов / Под ред. Ш.М. Мунчаева. -М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998. 261 с.

145. Рид Дэвид. Как люди попадают в культы. / Пер. с англ. СПб., 1997.- 15 с.

146. Розанов В.В. Сочинения. М.: Советская Россия, 1990. - Т.1. -588 с.

147. Роик В. Социальные доктрины христианства: Человек, общество и государство. // Человек и труд. 2004. - №3. - С.40-47.

148. Российская энциклопедия социальной работы. // Под ред. Е.И. Холостовой. М., 1998. - 392 с.

149. Русское православие: вехи истории. / Науч. ред. А.И. Клибанов. -М.: Политиздат, 1989. 719 с.

150. Самыгин С.И. Религиоведение. Социология и психология религии: Учебник для вузов. Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 672 с.

151. В.Свешников. Очерки христианской этики. М.: Паломникъ. -2000. - С.395-396.

152. Святейший патриарх Алексий II: О социальном служении церкви. 1 пленум Советского фонда милосердия и здоровья. // Журнал Московской патриархии. 1991. - №7. - С.39-40.

153. Секта // Большой энциклопедический словарь: в 2-х т. / Гл. ред. A.M. Прохоров. Совет, энциклопедия, 1991. - Т.2. - С.ЗЗО.

154. Слово жизни. Новый завет в современном переводе Данио. М., 1992.-С.213.

155. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. М.: Феникс, 1998. - 688 с.

156. Солнцев Е. Благотворительность // Большая Советская Энциклопедия. М. - 1927. - т.6. - С.468.

157. Соловьев В,С. Избранные произведения / Сост., вступ. ст., коммент. Н.И. Цимбаева. М.: Современник, 1991. - С. 125-182.

158. Соловьев B.C. Собрание сочинений. СПб, 1989. - Т.8, - С.468-469, 470.

159. Социальная концепция Русской Православной Церкви. М.: Даниловский благовестник, 2001. - 192 с.

160. Социальная работа / Под общ. ред. Проф. В.И. Курбатова. -Ростов н/Д: «Феникс», 1999. 576 с.

161. Социальная работа: Теория и практика: Учебное пособие / Отв. Ред. Д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М., 2001.-427 с.

162. Социальная философия: Словарь // Под общ. ред. Т.Х. Керимова. М.: Академ. Проект. - 2003 .-558 с.

163. Социальные идеи христианства в XX в.: Сб. обзоров. // Институт философии Пер. сост. Р.А. Гальцева. - М.: ИННОН, 1989. - 114 с.

164. Спиркин А.Г. Философия. М.: «Гардарики», 1998. - 816 с.

165. Сулимова Т.С. Социальная защита населения в условиях рынка. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом.: Информац. -Аналит. бюллетень. №2. -М.: Изд. Pare, 2001. - С.81-83.

166. Сумерки богов: Сборник: Переводы // Сост. И общ. ред. А.А. Яковлева. М.: Политиздат, 1990. - 396 с.

167. Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. 2-е изд. - М.: Мысль, 1973.-144 с.

168. Темникова Л.А. Благотворительность в контексте духовного развития общества / Калуж. гос. гед. ун-т. Калуга, 1996. - 93 с.

169. Теория социальной работы. Уч. Пособие. Под ред. Проф. Е.И. Холостовой. -М.: Инфра-М, 1998. С.96.

170. Тертуллиан. Творения. Киев, 1912. - Т.П. - С.192.

171. Тиллих П. Избранное: Теология культуры. Пер. с анг. М.: Юрист, 1995.-479 с. .

172. Угринович Д.М. Психология религии. М.: Политиздат. - 1986. -350 с.

173. Уолтер Мартин. Царство культов. Спб.: Логос, 1992. - 350 с.

174. Фараджиев К.В. Русская религиозная философия. М.: Издательство «Весь мир», 2002. - 208 с.

175. Федеральный закон РФ от 26.09.1997г. 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях».

176. Федеральный закон РФ от 07.07.1995г. №135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

177. Федотова В.Г. Когда нет протестантской этики. // Вопросы философии.-2001. -№10 -С.27-44.

178. Филатов С.Б. Российский протестантизм: успех в равнодушном к вере обществе. .// Вопросы философии. №5. - М.: Наука, 2004. - С.20-33.

179. Философия и мировоззрение. М.: Политиздат, 1990. - 381 с.

180. Философия и религия: Матер, межвуз. науч. конф. 14-15 мая 2002 г. / Под. Ред. Проф. В.П. Фетисова, доц. В.Г. Бухонова. Воронеж: Воронеж, гос. лесотехн. Акад., 2002. - 124 с.

181. Философия русского религиозного искусства XYI-XX вв.: Антология. / Сост., общ. ред. Н.К. Гаврюшина. М.: Прогресс. Культура, 1993.-399 с.

182. Философский словарь. // Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986. - 590 с.

183. Философское содержание русских журналов XX века. / Отв. ред. А.А. Еремичев. Спб: Изд-во Русского Христианского гуманитарного ин-та.-2001.-480 с.

184. Фирсов М.В. История социальной работы в России. Учебное пособие. М.: Владос, 1998. - 246 с.

185. Флоренский П.А. Сочинения. М.: Мысль, 1990. — Т.1. — 4.1. — 797 с.

186. Франк C.JI. Духовные основы общества: Сборник / Сост. и авт. вступ. ст. П.В. Алексеев. -М.: Республика, 1992. 510 с.

187. Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. -СПб: Речь, 2000. 286 с.

188. Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия: Пер. с нем. / Послесл. К.М. Долгова; Примеч. Р.Ф. Додельцева.; Рос. АН, Ин-т философии. М.: Наука, 1993. - 171 с.

189. Фромм Э. Душа человека. / Пер. с нем. В. Закса; пер. с англ. Т. Панфиловой, JI. Чернышевой; сост. А. Лактионова. М.: ACT: Транзиткнига, 2004. - 574 с.

190. Фукс Э. Нравственность церкви. // Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса. -М.: Республика, 1993. С.335-372.

191. Хазрат Мирза Гулам Ахмад из Кадиана. Философия исламских учений. Исламабад, Пакистан: Rageem Press, 1991. - 139 с.

192. Хейз Р. Этика Нового Завета. / Пер. с англ. Г. Ястребов. М.: Библейско-богослов. инс-т св. апостола Андрея, 2005. - 688 с.

193. Черкасова А.Е. Проблемы в сфере взаимодействия между медициной и религией в России и подходы к их решению. // Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения (обзор печати). 2004. - 3(39). - С.61-64.

194. Черников А.Б. Чем утешает религия? М.: Политиздат, 1975.63 с.

195. Чичерин Б.Н. Религия и нравственность. // Чичерин Б.Н. Наука и религия. -М.: Республика, 1999. С.213-228.

196. Шайдаева Г.М. Исламская мораль: иллюзии и реальность. -Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1990. 157 с.

197. Швейцер А. Культура и этика. // Пер. с нем. Н.А. Захарченко и Г.В. Колшанского. Общ. ред. В.А. Карпушина. М.: «Прогресс», 1973. -343 с.

198. Шемшурина А.И. Движение церковно-философской мысли в XY-XYII веках. // Этическое воспитание. 2004.- №3. - С.72-79.

199. Шмеман А. Исторический путь православия. М.: Паломник, 1993.-390 с.

200. Шмеман А. Церковь, мир, миссия: мысли о православии на западе. Пер. с англ. Ю.С. Терентьева / Предисл. Прот. В. Асмуса. М.: Изд-во Православного Свято-Тихвинского Богословского института, 1996. - 272 с.

201. Шрейдер Ю.А. Христианская этика. // Шрейдер Ю.А. Этика: Введение в предмет.: Уч. Пособие для вузов. М.: Текст, 1998. - С.143-183.

202. Штраус JI. Взаимное влияние философии и теологии. // Штраус JI. Введение в политическую философию / Пер. с англ. М. Фетисова. М.: Логос: Праксис, 2000. - С.294-309.

203. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. 671 с.

204. Яблоков Н.Н. Основы теоретического религиоведения: Пособие. М.: Космополис, 1994. - 223 с.

205. Ястребов И.Б. Критика социальной доктрины современного католицизма. -М.: Знание, 1986. 64 с.

206. Ястребов И.Б. Социальная программа католицизма. М.: Знание, 1990.-63 с.

207. Ястребов И.Б. Социальная философия католицизма в XX веке. -Киев: Выща школа, 1988. 188 с.

208. Brzezinsky Z. Between two ages. Americas role in the technetronic N.Y., 1970.

209. Daner F. The American children in Crishna. N.Y., 1974.

210. Toffler A. The third wave. N.Y., 1980.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.