Социальные аспекты сотериологии китайского буддизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Батоин, Валентина Баировна

  • Батоин, Валентина Баировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 178
Батоин, Валентина Баировна. Социальные аспекты сотериологии китайского буддизма: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Улан-Удэ. 2004. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Батоин, Валентина Баировна

ВведениеЗ

Глава I. Представления о спасении в философских и религиозных традициях древности и средневековья.

1 .Преавления онии в древнеиндиих и западноевропеих учениях

2.Концепцияния в индиом буддизме

Глава II. Сотериология китайского буддизма: социально-философский анализ.

1.Особенности социальной и философско-мировоззренческой адаптации буддизма в Китае

2.Сангха и еетериологичая роль в Китае

3.беннитериологичого учения в школах китаого ^ буддизма

4.Преавления онии в пронародном китаом буддизме

5. Деятельность как важнейший фактор сотериологии буддизма

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальные аспекты сотериологии китайского буддизма»

Актуальность темы исследования. Актуальность и научная значимость исследования социальных аспектов сотериологии китайского буддизма обуславливается тем, что сегодня наблюдается особый интерес к изучению наследия буддизма. Это объясняется тем, что наступление нового века ознаменовалось для человечества острейшими проблемами, связанными с экологическим кризисом, духовной деградацией и информационной перегруженностью. Алчность человеческого "Я", противопоставившего себя окружающему миру, явилась одним из источников экологических и духовно-нравственных проблем.

Обращая взор на процессы, происходящие в современном мире, мы приходим к мысли, что причина конфликтов, происходящих в нем, исходит из противоречий, которые возникают внутри человека. В связи с этим становится необходимой потребность переосмысления духовно-нравственных ценностей и идей, оказывающих влияние на формирование человека, его отношение к окружающему миру. А это, в свою очередь, предполагает неизбежное возвращение к духовно-нравственным ценностям прошлого, в котором гармоничное сосуществование человека и окружающего мира, было доминирующим в сознании большинства людей. Поэтому неудивителен сегодняшний интерес к буддизму, поскольку в его основных положениях и принципах, как философско-психологических, так и сотериологических, нашли свое отражение и современные проблемы.

Буддизм пытается разрешить внутренний конфликт человека, который кроется в оппозиции человеческого «Я» к внешнему миру. С буддийских позиций, решение этого конфликта должно согласовываться с сотериологическими установками, которые непосредственно связаны с нравственными критериями человеческой деятельности.

В философии буддизма ярко выражена социальная направленность, поскольку буддизм является учением, которое пытается дать ответ на вопрос о смысле человеческого существования, волнующий людей во все времена. В отличие от большинства других религий, где человек полностью зависит от воли бога, в буддизме делается акцент на собственные и коллективные усилия путем следования моральным принципам.

Сотериология буддизма является доминантой нравственной и психической деятельности его последователей. Поиски пути спасения в буддизме связаны с достижением конечной цели - нирваны через преодоление своего «Я» и обнаружение своей истинной природы1. Конкретные рекомендации о путях к спасению определяют социальную функцию учения. Можно сказать, что стремление человека к спасению - это есть своеобразный образ жизни, норма поведения каждого отдельного человека, и как следствие -всего общества. С одной стороны, следование пути нравственного совершенствования формирует человека как личность, дает возможность контролировать свои желания и достичь конечной цели, с другой стороны, обеспечивает общественный порядок. Поэтому исследование сотериологической концепции предполагает изучение и социальной функции буддизма в обществе. Важнейшее значение сотериологии буддизма состоит также в том, что это учение дает социальную установку и духовно-нравственные ориентиры для каждого индивида.

Обращение к теме, посвященной социальной роли буддийской сотериологии в Китае, вызывает интерес в связи с тем, что буддизм не только привнес туда новые идеи, повлиявшие на культуру и образ жизни китайцев, но и претерпел изменения, в том числе и в своей сотериологической части, которая под влиянием социальных доктрин традиционных китайских учений, в первую очередь конфуцианства и даосизма, приобрела качественно новые очертания, отразившие дальнейший этап развития буддизма на Дальнем Востоке. Вобрав в себя богатый опыт предыдущих учений, сотериологическая концепция буддизма в Китае получила свое наиболее яркое завершение.

Степень изученности темы. Следует отметить, что существует большое

1 См.: Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. - Новосибирск, 1995. количество исследований, посвященных буддизму. При этом каждое их них, так или иначе, обращает внимание на сотериологию, как необходимый компонент любой религии. В зарубежной буддологии выделяются труды Т.В. Рис-Дэвидса, Г. Ольденберга, Е. Томаса, Д. Тучи, Э. Конзе, И.Б. Хорнера, К.Р. Норманна, Т.Р. Мурти, С. Чаттерджи и Д. Датта, С. Радхакришнана, Д.Т. Судзуки, в отечественной - В.П. Васильева, И.П.Минаева, П.И. Кафарова, Б .Я Владимирцева, О.О. Розенберга, Ф.И. Щербатского, С.Ф. Ольденбурга, Г.М. Бонгард-Левина, ставшие классикой мировой буддологии. Исследованию различных аспектов китайского буддизма, в том числе и сотериологических, посвящены труды В.М. Алексеева, В.М. Штейна, JI.H. Меньшикова, J1.C. Васильева, В.В. Малявина, Т.П. Григорьевой, А.С. Мартынова, ЕТорчинова, А.А. Накорчевского, Е.И. Кычанова, Т.Г. Комисаровой, JI.E. Янгутова, С.Ю. Лепехова, Н.В. Абаева, С.П. Нестеркина, М.Е. Ермакова, Е.П. Островской, В.И. Рудого, Т.В. Ермаковой, С.А. Горбуновой, А.В. Чебунина, И.В. Левит, Е.И. Хантаевой.

Л.Е. Янгутов рассматривает сотериологию школ китайского буддизма в контексте их отношения к проблеме истинно-сущего; характеризует становление и развитие китайского буддизма, социальную практику буддийской сангхи в Китае. Н.В. Абаев3 рассматривает сотериологию в русле развития культуры психической деятельности в чань-буддизме. С.П. Нестеркин4 исследует проблему достижения просветления в чань-буддизме через решение парадоксальных загадок гун-ань, анализирует «живое» и «мертвое» слово, имеющее отношение к проблеме просветления. С.Ю. Лепехов5 рассматривает учение о просветлении в контексте традиции мадхъямиков, им введен в науку ряд текстов мадхъямики. ЕТорчинов6, излагая сотериологию Махаяны, также вводит новые тексты праджняпарамиты. А.С.

2 Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. - Новосибирск, 1995; Китайский буддизм: тексты, исследования, словарь. - Улан-Удэ, 1998.

3 Лбаев Н.В. Чаиь-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае,- Новосибирск, 1983; Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. - Новосибирск, 1989.

4 Нестеркин С.П. Некоторые философско-психологические аспекты чаньских гун-ань // Философские вопросы буддизма. - Новосибирск, 1986; О двух аспектах функционирования слова в чань-буддизме // Общество и государство в Китае. - М., 1982. Ч. 1.

5 Лепехов С.Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. - Улан-Удэ, 1999.

6 Торчинов Е.Л. Философия буддизма махаяны. - СПб., 2002.

Мартынов7, исследуя проблемы взаимоотношения буддизма и государства в Китае, выдвинул предположение, что социальный статус буддизма определялся его отношением с институтом монархии. Правовое положение буддийской п общины рассматривает Е.И. Кычанов . По его словам, институт монашества в Китае был лишен сакральности и был беззащитен в политическом, административном и правовом отношениях. Сангха была призвана преображать народ методами воспитания и обучения. Проблемы правового и социального статуса буддийского монаха и сангхи в Китае затрагивается Т.Г. Комисаровой9. С.А. Горбунова10 исследует историю и деятельность буддийских организаций в Китае, как своеобразного феномена религиозной и социальной жизни. Е.П. Островская, В.И. Рудой, Т.В. Ермакова, М.Е. Ермаков11 в своем коллективном труде затрагивают вопросы категорий буддийской культуры в контексте сотериологических представлений в индийской культуре эпохи древности и раннего средневековья, а также взгляды на спасение в китайском простонародном буддизме под углом зрения их социального значения. М.Е.

19 '

Ермаков анализирует влияние буддийских идей на представления о спасении в простонародном буддизме. И.В. Левит13, наряду с исследованием обыденного религиозного сознания христиан, также рассматривает представления о спасении в простонародном буддизме на примере буддийских сяошо. Кандидатская диссертация Е.И. Хантаевой14 посвящена исследованию концепции спасения амидаизма, которая оказала большое влияние на развитие духовной культуры Китая. В кандидатской диссертации А.В. Чебунина15, анализируется социально - антропологический аспект в китайской философии,

7 Мартынов Л.С. Государство и религии на Дальнем Востоке; Буддизм и двор в начале династии Тан (V1I-VII1 вв.) //Буддизм и государство на Дальнем Востоке. - М., 1987

8 Кычанов Е.И. Государственный контроль за деятельностью буддийских общин в Китае в период Тан - Суп (VII-XIII вв.) //Буддизм и государство па дальнем Востоке. - М., 1987.

9 Комисарова Т.Г. «Монах не должен быть почтительным к императору». Из буддийской полемики в Китае в IV-V вв. //Буддизм и государство на дальнем Востоке. - М., 1987.

10 Горбунова С.А. Китайский буддизм и общество в XX в.: История создания и деятельности буддийских объединений в Китае. Днсс . док. филос. наук. - М., 2000.

11 Категории буддийской культуры. Под ред. Е.П. Островской. — СПб., 2000.

12 Ермаков M. Е. Мир китайского буддизма. По материалам коротких рассказов IV-VI вв. - СПб., 1994.

13 Левит И.В. Понятие о воздаянии в обыденном религиозном сознании христиан и буддистов: общее и особенное. Дисс.капд. филос. наук. - СПб., 1999.

14 Хаптаева Е.И. История п доктрина школы Цзипту в письменных источниках. Автореферат днсс . канд. ист. паук. - Улан-Удэ, 2000. уделяется большое внимание социальной концепции буддизма в сравнении с конфуцианской и даосской философией. Д.Т. Судзуки16 описывает основные принципы спасения в буддизме махаяны и пути к спасению в дзэн (чань) буддизме. Большое внимание изучению социальной роли буддизма и сангхи

17 уделяет В.И. Корпев . Он считает, что изучение значения буддизма в общественной жизни, роли сангхи и буддийского монашества требуют более глубокого изучения, поскольку это дает возможность определить «общественную динамику развития буддизма в целом и тем самым выявить его социальные тенденции»18, поскольку социальная роль буддизма обусловлена мировоззренческими постулатами.

Вместе с тем, необходимо отметить, что специальных работ, анализирующих социальные аспекты буддизма не так много. Еще более сложно обстоит дело с рассмотрением сотериологических особенностей и, связанных с ними, нравственных категорий. Нет до сих пор и специальных исследований, посвященных анализу социальных аспектов сотериологии китайского буддизма.

Объектом данного исследования является сотериологическое учение китайского буддизма.

Предметом исследования являются социальные аспекты сотериологического учения китайского буддизма, как доминанты нравственной и психической жизни его последователей.

Цель и задачи исследования. Цель данной работы заключается в исследовании социальных аспектов сотериологического учения китайского буддизма, определении его места и роли в социальной и духовно-нравственной сфере китайского общества.

Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:

15 Чебунин Л.В. Социально-антропологически» аспект в древнем и средневековой китайской философии (до X в.). Автореферат дисс.канд. филос. наук. - Улан-Удэ, 2001.

16 Судзуки Д.Т. Основные принципы буддизма махаяны. - СПб., 2002; Очерки о дзен-буддизме. - СПб., 2002.

17 Корнев В.И. Сангха и ее роль в современном Тайланде // Религия и общественная мысль народов Востока. -М., 1971; Буддизм Тхеравадьг и его роль в общественной жизни стран южной и юго-восточной Азии. - М., 1982; Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии. - М., 1983.

18 Корнев В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии. - М., 1983. - С. 15.

• изучение представлений о спасении в философских и религиозных учениях древности и средневековья;

• анализ учения о перерождении, как важнейшей составной части в сотериологических концепциях древнеиндийских учений;

• исследование социальной роли Архата и Бодхисаттвы как идеалов спасения в Хинаяне и Махаяне;

• изучение сангхи как инструмента спасения;

• анализ концепции спасения в традиционных китайских учениях в сравнении с буддийской;

• выявление особенностей сотериологического учения в школах китайского буддизма;

• выявление представлений о спасении в простонародном китайском буддизме;

• анализ деятельности, как важнейшего фактора сотериологии буддизма.

Методологическая основа исследования. Методологическую и теоретическую основу диссертационной работы составляют общенаучные методы познания в их применении к анализу духовной культуры Китая. Использованы методы сравнения, абстрагирования, а также принципы структурности, целостности, ориентирующие исследование на всесторонний анализ и оценку фактов в их совокупности и системности. В исследовании конкретного материала диссертант использовал метод диалектического анализа, общего и особенного, традиций и новаций.

Научная новизна исследования. Данная диссертация представляет собой первый опыт специального анализа социальных аспектов сотериологического учения китайского буддизма.

• проведен сопоставительный анализ учения о спасении западноевропейских и древневосточных учений, выявлены общие тенденции и специфические особенности в развитии сотериологических представлений древнегреческих и древнеиндийских мыслителей.

• осуществлено комплексное исследование социальных аспектов буддийской догматики и сангхи в контексте религиозного спасения, определены их особенности, место и роль в учениях школ китайского буддизма.

• произведен сравнительный анализ учения о спасении в простонародном китайском буддизме с представлениями о спасении в христианстве, выявлена роль деятельности как важнейшего социального фактора на пути к спасению.

Гипотеза исследования. Учение о спасении составляет важнейшую часть философии китайского буддизма, имеет непосредственное влияние на духовно-нравственные представления его последователей и определяет их социальное поведение.

Основные положения, выносимые на защиту:

• представления о спасении присутствуют как в древневосточных религиозно-философских системах, так и в древнегреческих, имеют общие черты и специфические особенности;

• сангха, как социальная организация буддистов представляет собой важнейший инструмент спасения, в Китае роль сангхи и ее сотериологическая нагрузка была скорректирована в связи с ее особым отношением с государственной властью;

• сотериология китайского буддизма формировалась в контексте традиционного китайского мировосприятия, что обуславливало духовно-нравственные принципы каждой из школ китайского буддизма и представления о пути к спасению;

• концепция спасения в простонародном буддизме имеет свою особенность, включает в себя представления об аде и рае, которые имеют общие черты с христианскими представлениями об аде и рае, а также свою специфику.

• Буддийская сотериология предлагает альтернативный подход, исключающий идею конструирования стандартов деятельности, при этом деятельность составляет ее важнейший фактор и рассматривается сквозь призму взглядов на просветление и спасение, которые определяют место человека в обществе.

Теоретическая и научная значимость. Теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при разработке специальных учебных курсов при изучении духовно-нравственого наследия буддизма, сотериологического учения китайского буддизма и социально-нравственных критериев учений древности и средневековья. Материалы диссертации и теоретические выводы могут быть использованы специалистами в дальнейших теоретических исследованиях сотериологического учения.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы изложены в докладах на конференции молодых буддологов (Улан-Удэ, 1999), на научно-практической конференции БГУ (Улан-Удэ? 2003), в двух опубликованных статьях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Батоин, Валентина Баировна

Заключение

В данной работе предпринята попытка осуществить анализ сотериологии, как важнейшего компонента философских и религиозных учений древности и средневековья. Сотериология не является прерогативой только религии. Она присутствует и в философских учениях, поскольку каждое учение пытается дать ответ на вопрос о смысле человеческого существования. Анализ сотериологии подразумевает анализ социальности, поскольку спасение наряду с индивидуальным нравственным совершенствованием, связано с духовными и материальными ценностями общества.

Представления о спасении присутствуют уже в древнегреческих и древневосточных философских системах и отождествляются со стремлением к высшей цели человеческого существования. В основе этого стремления лежат мотивы скептицизма, пессимизма и неудовлетворенностью жизнью.

Мотивы неудовлетворенностью жизнью, вечного поиска смысла жизни, встречающиеся в философии древних греков, подводят к пониманию жизни как страдания, которое и выразил Будда в своих Благородных Истинах. Древнегреческие философы не ставили напрямую вопрос о страдании, как необходимого компонента жизни человека, но говорили о счастье, как обратной стороне страдания. Мотивы доброты, как сострадания, умозрения, как сосредоточенности, хорошее расположение духа, как отсутствие дурных мыслей, перекликаются с буддийскими понятиями о нравственности и добродетели. В представлениях древнегреческих философов спасение - это особым образом понимаемое счастье. Конкретные рекомендации и средства достижения такого счастья служили своеобразным руководством к действию. Представления о страдании выразились в неудовлетворенности своим нынешним положением.

Христианская сотериология направлена на преодоление всеобщей греховности и спасение человека. В сотериологических представлениях христиан присутствует идея воздаяния. Сотериология христианства предусматривает внутреннее спасение от испорченного мира. Но обрести спасение в христианстве возможно не для каждого. Необходимость отделения достойных от недостойных, постулат бессмертия души и неизбежности страшного суда сформулировали феномен воздаяния.

В древнеиндийских системах важную часть сотериологии составляет учение о перерождениях и нравственного воздаяния. Учение о перерождениях является существенной частью древнеиндийских учений, а также учения раннего буддизма. Идеи перерождения и нравственного воздаяния были присущи и древнегреческим учениям, и древней философии Востока, и христианству, но нигде они не заняли такого места как в индийской культуре.

Карма - одно из главных понятий буддийской и древнеиндийской философии, означающая причинно-следственный закон в моральном мире. Через это понятие обосновывается необходимость принятия моральных норм, согласно которым всякое дурное действие понесет наказание, а всякое благое действие будет вознаграждено. Учение о карме в индийской философской традиции является рекомендацией для общественной жизни.

Спасение в древнеиндийских учениях заключается в окончании причинно-следственной цепи, «исчерпании кармы», отдаче всех нравственных долгов. Страдания, вызываемые материальным миром, исчерпываются освобождением сознания от восприятия материального мира.

С буддийской точки зрения роль кармы в функционировании социальной действительности очень велика. Если в теистических религиях мир создан неким божественным существом, то в буддизме мир порождается кармой существ.

Четыре Благородные истины и Восьмеричный путь сформулировали принципы сотериологии буддизма, которые обосновывали социальную ориентацию индивида в обществе. Социальные связи человека рассматривались через характеристику архата и бодхисаттвы. Представления об Архате и Бодхисаттве непосредственно связаны с сотериологическими разработками Хинаяны и Махаяны и представляют собой социальные ориентиры для их последователей.

Сангха, как организация буддистов представляет собой важнейший инструмент спасения. Социальная роль сангхи заключалась в способствовании совершенствованию монаха, а также в регуляции повседневной жизни монахов и мирян.

Сотериология китайского буддизма вобрала в себя все черты индийской сотериологии, но при этом имеет свою специфику, связанную с особенностями китайского менталитета. Буддизм явился системой, функционирующей на различных уровнях общественного сознания, и привлекал все слои китайского

170 общества. Популярность буддизма была обусловлена его обещаниями избавить от страданий. Распространение буддизма в Китае шло путем медленной инфильтрации в различные сферы общественной жизни, что было связано с прочным единством народных верований с государственной структурой.

В китайском буддизме большую популярность получила концепция достижения спасения в настоящей жизни. На основе этой концепции был выдвинут тезис о внезапном достижении состояния Будды. Это положение стало основным сотериологическим тезисом школ китайского буддизма. Другим важнейшим тезисом явилось положение о наличии природы Будды во всех живых существах. Эти два положения составили главный принцип китайской сотериологии и имели важное значение, поскольку провозглашали путь спасения, наиболее соответствующий китайскому менталитету. Китайские адепты особо подчеркивали сотериологическое значение своей доктрины, поскольку они считали, что тот, кто знает путь спасения, призван повести по этому пути все живые существа и таким образом спасти мир. Каждая из школ выдвигает свои представления о пути спасения, при этом все школы имеют общие социальные и духовно-нравственные принципы.

Концепция спасения в простонародном китайском буддизме имеет свою особенность, включает в себя представления об аде и рае, которые имеют как общие черты с христианскими представлениями об аде и рае, так и свою специфику. Сотериология простонародного буддизма прослеживается в буддийских сяошо. Реализация буддийской морали в повседневной жизни мирянина обусловлена противопоставлением религиозных заслуг и прегрешений. Влияние буддийских сяошо на сознание простых мирян было немаловажным в контексте религиозных добродетелей, исповедуемых адептом. Для простого мирянина буддийские сяошо служили ориентиром его социальной деятельности.

Деятельность является важнейшим фактором буддийской сотериологии. Буддизм выдвигал различные критерии в оценке человеческой деятельности, конструируя нормативные образцы. Сотериология, как система взглядов на спасение, определяет место человека в обществе и помогает понять смысловые горизонты основных социально значимых видов деятельности, в своей совокупности составляющих образ жизни.

Сущность буддийского образа жизни заключается в соблюдении самодисциплины, которая состоит в том, чтобы поставить внутренний заслон

171 совершению безнравственных действий. Самодисциплина подразумевает собой осознанное самоограничение, соответствующее своду правил, которыми должен руководствоваться буддист. Самодисциплина - это деятельность, прекращающая распространение безнравственности, создающая препятствие безнравственному образу жизни.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Батоин, Валентина Баировна, 2004 год

1. Антология мировой философии. Р ед.-сост. В. В. Соколов. М., 1969. Т. 1.

2. Аристотель. Метафизика. М., 1976. Т.1.

3. Бхагаватгита. Введение, пер. с санскр. и коммент. Б. Л. Смирнова. СПб., 1994.

4. Васубандху. Абхидхармакоша (Близкий к тексту перевод с тибетского на русский язык, введение, подготовка тибетского текста примечания и таблицы Б. В. Семичова и М. Г. Брянского). Улан-Удэ, 1980. Гл. 1-3.

5. Васубандху. Абхидхармакоша. Раздел 1 / Перевод и комментарии В. И. Рудого. М., 1990.

6. Васубандху, Абхидхармакоша (Энциклопедия Абхидхармы). Раздел 4: учение о карме. Пер. с санскрита, введ., коммент., ист.-фил. исслед. Е.П. Островской и В.И. Рудого, СПб., 2000.

7. Дхаммапада (Изречения Будды), пер. с пали Т. Чернышевой. Улан-Удэ, 1990.

8. Древнекитайская философия / ред.-сост. М. Л. Титаренко. М., 1972. ч. 1.2.

9. Лю цзу Тань цзин (Сутра помоста шестого патриарха) // Фодянь цзин сюань (Буддийский канон. Избранное). Пекин, 1998.

10. Нагарджуна. Доказательства в шестидесяти строфах. Пер. Лепехова С. Ю. // Лепехов С. Ю. Философия мадхьямики и генезис буддийской цивилизации. Улан-Удэ, 1999.

11. Трактат о пробуждении веры в Махаяну. Махаяна шраддхотпада шастра. Да чэн ци синь лунь / Пер. и коммент. Е. А. Торчинова. СПб., 1997.

12. Чжи И. Фацзе цы ди чу мэнь.// Янгутов Л.Е. Китайский буддизм: тексты, исследования, словарь. Улан-Удэ, 1998.

13. Хунь Жэнь, пятый чаньский патриарх. Трактат об основахсовершенствования сознания. Сю синь яо лунь / Пер. и коммент. Е. А. Торчинова. СПб., 1994.

14. Цзюе хай цы хан (Спасение в прозрении). Сыпин, 1995.

15. Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1.М.: Наука, 1989. Исследования

16. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. Новосибирск, 1983.

17. Абаев Н. В. Концепция просветления в «Махаяна шраддхотпада шастре» // Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1989.

18. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае, Новосибирск, 1989.

19. Алексеев В. М. Китайская литература // Избранные труды. М., 1978.

20. Алексеев В. М. Китайская народная картина. М., 1966.

21. Алексеев В. М. Глава из истории китаизации буддизма // Изв. АН СССР. ОЛЯ. Т. 6. вып. 5.

22. Алексеев В. М. Наука о Востоке. М., 1982

23. Буддизм: История и культура. М., 1989.

24. А. Г. Вельский, К вопросу о религиозно-философских основах концепции «истинного национализма» индусских коммуналистов. // Религия и общественная мысль народов Востока, М., 1971.

25. Бонгард -Левин Г.М. Индия эпохи Маурьев. М., 1975.

26. Бонгард -Левин Г.М. Древнеиндиская цивилизация: Философия, наука, религия. М., 1980.

27. Бонгард -Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Древняя Индия. М., 1969.

28. Большакова Ю. Б. Взаимосвязь представлений о причинности и содержании этических учений. Нов-к, 2001. На правах рукописи.

29. Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии / Отв. ред. Г. М. Бонгард-Левин. М., 1982.

30. Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии / Отв. ред. К. М. Герасимова. Новосибирск, 1980.

31. Васильев В. П. Религии Востока: Конфуцианство, буддизм и даосизм. СПб, 1873.

32. Васильев В. П. Буддизм: Его догматы, история и литература. СПб, 1857. Ч. 1.

33. Васильев Л. С. Культы, религии и традиции в Китае. М, 1970.

34. Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайской мысли. М, 1989.

35. Василенко Л. И. Краткий религиозно-философский словарь. Mv 1998.

36. Владимирцов Б. Я. Буддизм в Тибете и Монголии. Пг., 1919.

37. Вопросы Милинды. Пер. с пали, иссл. и комм. А. В. Ларина. М.: Наука, 1989.

38. Вивекананда. Философия йоги. Магн-к, 1992.

39. Введение в буддизм. СПб, 1999.

40. Григорьева Т. П. Махаяна и китайские учения: Попытка сопоставления. // Изучение китайской литературы в СССР. М. 1973.

41. Дандарон Б. Д. Буддизм. СПб, 1996. ;; : .

42. Демьевиль П. Проникновение буддизма в традиционную китайскую философию. //Вестник истории мировой культуры. М, 1957.

43. Джохадзе Д. В, Стяжкин Н. И. Введение в историю западноевропейской средневековой философии. Тбилиси, 1981.

44. Джохадзе Д. В. Диалектика Аристотеля. М, 1971.

45. Доброхотов А. Л. Категория бытия в западно-европейской философии. М, 1986.

46. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986.

47. Ермаков М. Е. Мир китайского буддизма. По материалам коротких рассказов 4-6 вв. СПб, 1994.

48. Завадская Е. В. Восток на Западе. М, 1970.

49. Завадская Е. В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М, 1975.

50. Зайцев В. В. Представления о человеке в средневековой китайской мысли //Методологические и мировоззренческие проблемы истории философии стран Востока. М, М, 1986. Ч. 2.

51. Зайцев В. В. Методология историко-философского исследования и методология китайской философии // Философия стран Азии и Африки: Проблемы новейшей историографии. М., 1988.

52. Игнатович А. Н. Концепция бытия школы Тяньтай в интерпретации Нитирэна// Философские вопросы буддизма. Новосибирск. 1984.

53. Игнатович А. Н. Тяньтайская доктрина Чжи-гуань // Общество и государство в Китае. М., 1983. Ч. 1.

54. Игнатович А. Н. Учения о теократическом государстве в японском буддизме. //Буддизм и государство на дальнем Востоке. М., 1987.

55. Источниковедение, историография истории буддизма. Страны Центральной Азии / СО АН СССР БИОН. Отв. ред. Р. Е, Пубаев. Новосибирск, 1986.

56. История Китая с древнейших времен до наших дней. М., 1974

57. Штейн В. М. Экономические и культурные связи между Китаем и Индией в древности (до 3 в. н.э.). М., 1960.

58. Игнатович А. Н. Десять «жу ши» Чжи И. // Общество и государство в Китае. М., 1985. Ч. 1. ,,

59. Игнатович А.И. Тяньтайская доктрина «Чжигуань» \\Общество и государство в Китае. М., 1983.4.1.

60. Из истории китайской философии: Становление и основные направления / Отв. ред. В. Г. Буров. М., 1978.

61. История и культура Китая. Сборник статей памяти академика В. П. Васильева. Отв. ред. J1. С. Васильев. М., 1974.

62. Кафаров П. И. (Палладий). Жизнеописание Будды // Труды членов Российской духовной миссии в Пекине. Пекин. 1852.Т. 1. СПб., 1853. Т. 2.

63. Кафаров П. И. Исторический очерк древнего буддизма // Труды членов российской духовной миссии в Пекине. СПб., 1953. Т. 1.

64. Китайская философия. Энциклопедический словарь.

65. Кобзев А. И. Методологическая специфика традиционной китайской философии // Методологические проблемы изучения истории зарубежного Востока. М., 1987.

66. Кобзев А. И. Формирование основ китайской философии // Общество и государство в Китае. М., 1987. Ч. 2.

67. Кобзев А. И. Ван Янмин и чаньбуддизм // Философские вопросы буддизма. Новосибирск, 1984.

68. Кобзев А. И. Учение Ван Янмина и традиционная китайская философия. М., 1983.

69. Кобзев А. И. Проблема природы человека в конфуцианстве // Проблема человека в традиционных китайских учениях. /Л.}

70. Конрад Н. И. Запад и Восток. М., 1966.

71. Корнев В. И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии. М., 1983.

72. В. И. Корнев. Сангха и ее роль в современном Тайланде. // Религия и общественная мысль народов Востока. М., 1971.

73. Корнев В. И. Буддизм Тхеравады и его роль в общественной жизни стран южной и юго-восточной Азии.М., 1982.

74. Корнев В. И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии, М.,1983.

75. Конрад Н. И. Неопубликованные работы, письма. М., 1996.

76. Комисарова Т. Г. «Монах не должен быть почтительным к императору». Из буддийской полемики в Китае в 4-5 вв. //Буддизм и государство на дальнем Востоке. М„ 1987

77. Конзе Э., Буддизм, сущность и развитие, СПб, 2003.

78. Клайв Э. Буддизм.-М.: Гранд. 2000.

79. Категории буддийской культуры, под ред. Е. П. Островской, СПб, 2000.

80. Кычанов Е. И. Государственный контроль за деятельностью буддийских общин в Китае в период Тан Сун (7-13 вв.) //Буддизм и государство на дальнем Востоке. М., 1987.

81. Лосев А. Ф. История античной философии. М., 1989.

82. Лотман 10. М., О пространстве рая и ада. //Труды по знаковым системам, т. 2, Тарту, 1965.

83. Лукьянов А. Е:. Становление философии на Востоке: Древний Китай и Индия. М., 1989.

84. Лепехов С. 10., Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. Улан-Удэ , WS9.

85. Левит И. В. Понятие о воздаянии в обыденном и религиозном сознании в христианстве и буддизме. Общее и особенное. На правах рукописи. СПб. 1999.

86. Левитский Д. Г., Премудрость и Благодать Божия.

87. Лысенко В. Г. Философия природы в Индии: Атомизм школы вайшешика. М., 1986.

88. Лысенко В. Г. и др. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994.

89. Материалисты Древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита, Эпикура. М.,1955.

90. В. В. Малявин. Общество и государство в Китае. М., 1980.

91. Малявин В. В. Буддизм и китайская традиция // Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988.

92. Малявин В. В. О месте буддизма в традиционной китайской культуре // Общество и государство в Китае. М., 1980.

93. Малявин В. В. К вопросу о взаимодействии буддизма с китайской традицией // Тезисы Всесоюзной Буддологической конференции. М., 1987.

94. Мартынов А. С. О некоторых особенностях духовной культуры императорского Китая // Общество и государство в Китае. М., 1985. Ч. 1.

95. Мартынов А. С. Предисловие к сборнику статей «Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века». М., 1982.

96. Мартынов А. С. Государство и религии на дальнем Востоке; Буддизм и двор в начале династии Тан (7-8 вв.) //Буддизм и государство на дальнем Востоке. М., 1987.

97. Мартынов А. С. Конфуцианство, буддизм и двор в эпоху Мин // История и культура Китая.М., 1974.

98. Мартынов А. С. Поршнева Е. Б. «Учения» и религии в Восточной Азии в период средневековья // Народы Азии и Африки. 1986. № 1.

99. Меньшиков JI. Н. Бяньвэнь о воздаянии за милости. М.,1972.

100. Е. А. Торчинов, Философия буддизма махаяны. СПб., 2002.

101. Меньшиков Изучение древнекитайских письменных памятников // Вестник АН СССР, 1967.

102. Методологические проблемы изучения изучения истории философии Зарубежного Востока // Отв. ред. М. Д. Степанянц, Г. Б. Шаймухамбетова. М., 1987.

103. Минаев И. Я. Буддизм: Исследования и материалы. СПб., 1887.

104. Накорчевский А. А. Проблемы онтологии и космологии в учении Иппэна // Религиозно-философские учения Востока: Материалы к теме. М., 1989.

105. Нестеркин С. П. Некоторые философско-психологические аспекты чаньских гун-ань // Философские вопросы буддизма. Новосибирск, 1986.

106. Нестеркин С. П. О двух аспектах функционирования слова в чань-буддизме // Общество и государство в Китае. М., 1982. Ч. 1.

107. Новичкова Т. А. Приближение к раю: утопии небесного царства в русском фольклоре// Русские утопии. СПб., 1995.

108. Ольденберг Г. Будда, его жизнь, учение и община. М., 1905.

109. Ольденбург С. Ф. Жизнь Будды, индийского учителя жизни. Пг., 1916.

110. А. Орлов, Причинность и карма в буддизме. М.,2003. ,

111. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981.

112. Психологические аспекты буддизма / Отв. ред. В. В. Мантатов. Новосибирск, 1986.

113. Радхакришнан С. Индийская философия. М.,1956. Т. 1.

114. Рерих Е. И. Основы буддизма. СПБ., 1992.

115. Рис-Дэвидс Т. В. Буддизм. СПб., 1899.

116. Рис-Дэвидс Т. В. Буддизм. Очерк жизни и учений Гаутамы Будды. СПб., 1906.

117. Розенберг О. О. Введение в изучение буддизма по японским и китайским источникам. Токио. 1916. Ч. 1.1918. Ч. 2.

118. Розенберг О. О. О миросозерцании современного буддизма на Дальнем Востоке. Пг., 1919.

119. Розенберг О. О. Труды по буддизму. М., 1981.

120. Сутры философии Санкхьи. Изд. подг. В.К. Шохин. М.: Ладомир, 1997.

121. Сенека. Письма к Луцилию. // Мыслители Рима. М., 1988.

122. Степанянц М. Т. Философские аспекты суфизма. М., 1987

123. Смирнов Б. Л. Санкхья и йога. // Бхагаватгита. Введение, пер. с санскр. и комм. Б.Л. Смирнова. СПб, 1994.

124. Судзуки Д. Т. Очерки о дзен-буддизме. Ч. 1. СПб, 2002.

125. Тейлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.

126. Торчинов Е. А. Разделы о хинаянской и махаянской философии в традиционном историко-философском трактате Цзун Ми «О началах человека» (Юань жэнь лунь) // Историко-философский ежегодник. М., 1989.

127. Торчинов Е. А. Философия буддизма Махаяны. СПб., 2002.

128. Труды членов Российской духовной миссии в Пекине. СПб., 1953.Т.2.

129. Трубникова Н. Н. Японский буддизм 9 в. (Описания всех буддийских учений: как историко-философский и историко -культурный источник ). М.,1997. на правах рукописи.

130. Философские вопросы буддизма / Отв. ред. В. В. Мантатов. Новосибирск, 1984

131. Философские и социальные аспекты буддизма / Отв. ред. Р. Е. Пубаев, М. Т. Степанянц. М., 1989.

132. Философский энциклопедический словарь. М. 1983.

133. Хантаева Е. И. История и доктрина школы цзинту в письменных источниках. Автореферат дисс.Улан-Удэ;2000.

134. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981,

135. Чаттерджи С., Датта Д. Введение в индийскую философию. М., 1955.

136. Чаттопадхьяя Д. История индийской философии. М., 1960.

137. Чаттопадхьяя Д. Живое и мертвое в индийской философии. М., 1981.

138. Чебунин А. В. Социально-антропологический аспект в древней и средневековой китайской философии (до X в.). У-У, 2001, на правах рукописи.

139. Чжунго фоцзяо ши. Т. 3., Пекин, 1982.

140. Штейн В. М. Экономические и культурные связи между Китаем и Индией в древности (до 3 в. н.э.). М., 1960.

141. Щербатской Ф. И. Философское учение буддизма. Пг., 1919.

142. Щербатской.Ф. И. Концепция буддийской нирваны, Ленинград, 1927.

143. Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.! .

144. Японские легенды о чудесах (9-11 в.в). Пер. с яп. А.Н. Мещерякова. М., 1984.

145. Янгутов Л. Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма, Новccusuixin , d996~

146. Янгутов Л. Е. Китайский буддизм: тексты, исследования, словарь, УлАи-)&.э9 1998.

147. Banerjee A. Studies in Chinese Buddism.

148. Chen К. К. S. Buddism in China. Princeton, 1964.

149. Murti T. R. The central philosophy of Buddhism. 1956/

150. Stcherbatsky. The conception of Buddist Nirvana. L., 1927.

151. Suzuki D. T. An Introduction to Zen buddism. L., 1957.

152. Wright A. F. Buddism in Chinese History. L., 1959.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.