Социальные ценности учащейся молодежи в современной России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Дусева, Ирина Петровна

  • Дусева, Ирина Петровна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2000, Новочеркасск
  • Специальность ВАК РФ22.00.04
  • Количество страниц 133
Дусева, Ирина Петровна. Социальные ценности учащейся молодежи в современной России: дис. кандидат социологических наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Новочеркасск. 2000. 133 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Дусева, Ирина Петровна

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания 13 исследования социальных ценностей молодежи

1.1 .Взаимопереходность понятий «идеал», «социальные ценности» и 13 «социальные ориентации»

1.2.Структура ценностных ориентаций и социальных 30 ценностей

1.3 .Особенности ценностных ориентаций учащейся 3 8 молодёжи

ГЛАВА 2. Динамика изменения социальных ценностей 53 учащейся молодежи

2.1 .Изменения в структуре жизненных ценностей учащейся молодежи

2.2.Социально - формирующие ценностные установки 68 учащейся молодежи

2.3 .Динамика ценностей образования в среде учащейся 81 молодежи

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальные ценности учащейся молодежи в современной России»

Актуальность темы исследования. В условиях социально-экономических и социально-политических изменений можно обозначить культурно-ценностные сдвиги общества. Социальная неэффективность ранее действовавших стандартов общения вынуждает социальные группы и отдельных индивидов не только приспосабливаться к «внедряемым» ценностным образцам, но и обозначать собственное отношение к «вызовам» социальной среды, согласовывать собственные ожидания с декларируемыми социальными ценностями. Таким образом, мы сталкиваемся с конфликтной ценностной ситуацией, грозящей либо расколом общества, либо выработкой ценностного консенсуса. Динамика ценностных предположений молодежи показательна тем, что именно от ее ценностных установок зависит недалекое будущее российского общества: «неисчезающая» конфликтность приводит к истощению ресурсов социального саморазвития и воспроизводству традиционного российского раскола по социоценностным основаниям.

Пристальное внимание к молодежи, как репрезентативной социальной группе обусловлено, во-первых, тем, что перемены в социальной жизни наиболее полно отражаются в ценностном сознании молодежи, к ней апеллируют носители социальной модернизации, считая ее свободной от «социальных предрассудков» прошлой эпохи.

Во-вторых, молодежь демонстрирует значимый межгенерационный нерациональный разрыв и одновременно объективно зависит от «мира взрослых», социального капитала старших поколений.

В-третьих, нарастает противоречие между конкретными ценностными установками молодежи и реальными предпочтениями общества по социальному обустройству молодежи, ее интеграции в стабильный социальный страт.

В-четвертых, существует проблема личного выбора при построении модели жизнедеятельности, аттрактивной для молодого поколения.

В-пятых, перспективы образовательной системы, которая в современных условиях часто способствует «аутсайдерским» или «социально-негативистским» настроениям на уровне массовых коммуникативных практик.

Молодежь выполняет роль «социального резерва общества» и пренебрежение её «ценностным миром» может иметь слишком высокую цену. Общество осознало стандартные молодежные проблемы (безработица, наркомания, одиночество, аполитичность): декларирование этих проблем не избавляет нас от задачи «социального оптимального вхождения» молодежи во взрослую, социально-профессиональную жизнь. Эффект «новизны», обычно приписываемый молодежи, оказывается явно недостаточным в условиях ориентации молодых людей на профессиональную самоорганизацию и обеспеченную жизнь: поддержка социальных новаций обеспечивается в условиях «связи поколений», постепенной ротации социальных статусов. Учащейся молодежи в России приходится сталкиваться с «вынужденным лицемерием» общества: рассчитывая на принятие молодежью социальных изменений, доминирующие социальные группы не готовы поступаться собственными интересами ради дисфрустрационного состояния, не связанной с конфликтом поколений и личными разочарованиями, мобилизации молодежи для целей социальной и политической модернизации.

Молодежь представлена сама себе в весьма узком «интервале» социальных возможностей и вопрос «трудно ли быть молодым?» обретает практическое значение. Динамика социальных ценностей молодежи отличается мучительным поиском социального самоопределения и отчужденностью от существующих социальных институтов: трудно сказать, к чему приведет коллективный поиск «одиночек». Важно отметить, что общество может быть спокойным относительно социальных взрывов: ориентация на индивидуальные ценности и ценностный нигилизм грозит потерей обществом состояния социальной консолидированности, возникновением двух «симметричных» сфер: сферы «личной жизни» и сферы «социального общения», что сведет к минимуму наши ожидания экономического роста и социальной ответственности. Ибо ценностный «вакуум», «уход в личностный дискурс» практически характеризует разрыв социетальности и индивидуальности. Исследование социальных ценностей учащейся молодежи на динамическом уровне выдвигает задачи социального планирования, необходимого России в период радикальных социальных перемен.

Степень научной разработанности проблемы. Социология молодежи зародилась в Советском Союзе 60-х годов. Выделение молодежи в социальную группу с присущими ей социальными интересами и функциями (С.Н.Иконникова, В.Т.Лисовский) / 59, 60, 61, 62, 92, 93, 94/ характеризовало поворот в социологии к изучению аттитьюдных качеств молодежи, социального поля взаимодействия с другими группами населения. В работах Ю.Р.Вишневского, Л.Я.Рубиной, В.И.Чупрова, Ф.Э.Шереги /23, 24, 133, 172, 178/ социологическая традиция приобретает социоценностный смысл: молодежь рассматривается как автономный социальный субъект с собственными ценностными установками. Авторы данного направления идут по пути дифференцированного анализа, признают проблемы социализации молодежи через обозначение границ «молодежной сферы» в системе официальных социальных ценностей.

Жизненные ориентации молодежи стали объектом пристального исследования российских социологов Г.Е.Зборовского, С.П.Парамоновой /53, 54, 119/, которые вводят «эффект образования» в модель социальных ценностей молодежи, пытаются выявить координацию жизненных ориентаций и образовательного уровня, будущего профессионального облика.

Социологические труды О.В.Бондаренко, Г.С.Денисовой, И.В.Мостовой, М.Р.Радовеля /15, 40, 113/ позволяют углубить региональный аспект молодежной проблематики, использовать тезаурус социологии коммуникации в дефиниции молодежных ценностей. Перспективной является разработка проблем социальной адаптации российской учащейся молодежи на уровне теории социальной интеракции (Л.А.Гордон, В.А.Ядов) /33, 188-192/.

Большой объем социологической информации содержится в работах Ю.С.Борцова, Т.И.Заславской, И.И.Камынина, Н.М.Римашевской, Р.В.Рывкиной /16, 52, 127, 128 137/ в которых анализируются социально-профессиональные аспекты жизни молодежи, объективные факторы изменения социальных статусов в условиях социальной транзиции.

Ценностные сдвиги в российском обществе представлены в исследованиях О.В.Бондаренко, Н.И.Лапина, М.А.Шабановой /15, 82-85, 174, 175/. Авторская позиция выражается в осмыслении новых ценностных парадигм как процессов «заимствования» и «творческой адаптации» к изменяющейся социальной среде.

Накопленный научный материал создает базис для исследования на уровне локальных общностей. Необходимость в этом определяется тем, что социологические характеристики учащейся молодежи московского, петербургского регионов не являются универсальными для молодежи «провинциальной» России. Жизнь мегаполисов, высокая степень урбанизации и плотность социальных коммуникаций создают «особый» функциональный фон, который слагается из влияния средств массовой информации и подражания западной культуре. Учащаяся молодежь провинции, хотя она и составляет большинство молодежного контингента, «обижена» вниманием социологов. Можно назвать программу «Молодежь Дона», аналогичные исследования воронежских и нижегородских ученых. Однако региональные, социокультурные, экономические различия требуют учета совокупности факторов, в частности, влияния традиционности на социальные ценности молодежи.

Важно проследить процесс формирования социальных ценностей молодежи в условиях среднего российского города, выявить реальные сдвиги в ценностном сознании молодежи. Это позволит обозначить основной вектор ценностных изменений по сравнению с советским периодом, раскрыть коррелируемость горизонтальных социальных связей и ценностных диспозиций молодежи.

Целью диссертационного исследования является анализ тенденций в ценностной ориентации молодежи среднего российского города, выявление условий социальной эффективности самоопределения учащейся молодежи.

Поставленная цель реализуется путем решения ряда исследовательских задач:

• проанализировать основные социологические подходы к проблеме социальных идеалов и ценностей социальных субъектов;

• определить специфику интериоризации социальных ценностей в молодежной среде;

• проследить факторы изменения социальных ценностей российской молодежи;

• выявить вектор изменения терминальных ценностей у учащейся молодежи среднего российского города;

• исследовать трансформацию образовательных ценностей учащейся молодежи в условиях социальной транзиции;

• определить возможности социального планирования ценностной сферы учащейся молодежи.

Объектом исследования являются социальные ценности российской учащейся молодежи в условиях социальной транзиции.

Предмет исследования — динамика социальных ценностей учащейся молодежи среднего российского города.

Гипотеза исследования. Учащаяся молодежь среднего российского города находится под влиянием разнонаправленных факторов: традиционного воздействия семейно-родственных связей, социальный среды и вторжения либеральных индивидуалистических ценностей, внедряемых с позиций экономического и информационного давления социально доминирующих групп. Свободный выбор молодежи в действительности жестко лимитирован неразвитым рынком социальных вакансий и системой социального клиентелизма, отношений «помощи своим». Средняя и высшая школа утрачивает позиции «коллективного воспитателя», в ней возрастают «аутсайдерские» настроения.

В условиях дисбаланса терминальных и инструментальных ценностей наиболее успешным является выстраивание «защитного» пояса социальных ценностей молодежи, перемещение терминальных ценностей на социальный микроуровень, координация инструментальных и терминальных ценностей, подчинение образовательного периода достиженческой социальной мотивации. Школьники и студенты оказывается наиболее социально адаптированными, если усваивают нормы эффективного социального самоконтроля и рациональной социальной интеракции.

Методологической основой исследования выступает принцип взаимозаменяемости «понимающего» и коммуникативных подходов, разработанных в рамках теорий М.Вебера, Н.Лумана, Ю.Хабермаса /21, 166, 167/. Автор диссертационного исследования опирается на достижения российской школы «социологии образования» Г.Зборовского, В.Розина /53, 54, 129, 130/, согласно которой самостоятельная личность формируется в условиях амбиполярных социальных ценностей. Методология структурно-функционального анализа Т.Парсонса /120/ используется для определения грани образовательной сферы с политической и экономической сферами. Диссертанту импонирует позиция Ж.Т.Тощенко /156/ о возможности исследования «ценностей-потребностей», преодолевающая разрыв «ценностного» дискурса и социальных коммуникаций, которая играет большую эвристическую роль в объяснении социальных стандартов взаимодействия и карьерных устремлений учащейся молодежи.

Эмпирическая база исследования. В 1998-2000 годах автором были проведены социологические исследования ценностных диспозиций учащейся молодежи по анкете «Пути поколения» и авторским анкетам.

Статистические материалы опираются на социологические программы «Молодежь Дона» и «Молодежь России», использованы данные Института молодежи. Автором было проведено социологическое исследование 478 школьников 10-11 классов средних школ г. Новочеркасска и 426 студентов инженерных, экономической и аграрной специальностей ЮжноРоссийского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института) и Новочеркасской Государственной Мелиоративной Академии.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

• проанализированы современные социологические подходы к исследованию социальных ценностей молодежи и выявлена плодотворность теории социальных коммуникаций;

• выявлено преимущественное влияние самореферентной тенденции на процесс становления ценностных ориентация молодежи;

• исследованы факторы ценностной динамики и эффекты ценностной амбиполярности российского общества, влияющие на социально-ценностные позиции молодежи;

• определены доминирующие тенденции в изменении ценностных ориентаций учащейся молодежи среднего российского города;

• установлена коррелирующая роль социальной дифференциации в формировании ценностных ориентаций молодежи;

• обосновано положение о возрастании влияния инструментальных ценностей в отношении школьников и студентов к образовательной системе;

• определены параметры планирования молодежной политики и влияния на самореализацию и коммуникативные практики учащейся молодежи.

На защиту выносятся следующие положения:

- 1. Исследование социальных ценностей является актуальным с позиции коммуникативного подхода, так как только в коммуникативных практиках происходит реальная конвертация ценностей в потребности и интересы и выстраивается иерархия социально значимых ценностей.

• 2. К факторам ценностной динамики можно отнести социальную дифференциацию российского общества, культурную диффузию и воспроизводство традиционных ценностных стандартов, которые образуют самостоятельные «ценностные миры», которые интегрируются методами «принудительной» консолидации.

3. Российская учащаяся молодежь, оказавшись на периферии социальной жизнедеятельности, проявляет стремление к достиженческой мотивации, используя эффективность ситуационных социальных норм; ценности и идеалы соотносятся с личным социальным выбором, возможностями социальной мобилизации и социальной карьеры.

• 4. Система социальных ценностей российской учащейся молодежи трансформируется по двум основным направлениям: индивидуализации терминальных ценностей и использования традиционализма в оценке социального капитала, ценностный мир учащейся молодежи мотивирован трансляцией стандартов успеха и «обеспеченной жизни».

5. Образовательные ценности учащейся молодежи в основном ориентированы на достижение личного успеха. Первостепенное значение обретают ценности «личной независимости» и «профессионализма». Учащаяся молодежь надеется на усиление адаптивной функции средней и высшей школы и критически относится к ее роли как проводника коллективных ценностей. Подготовка будущих специалистов требует формирования моделей эффективной социальной коммуникации, рационализации и координации ценностных диспозиций учащейся молодежи, навыков перемены профессиональной деятельности и приспособления к изменяющимся экономическим условиям.

6. Так как социальное планирование в условиях «самоопределения» социальных ценностей молодежи может быть только адресным, направленным на эффективное сотрудничество с различными социоценнностны-ми диспозициями школьной и студенческой среды, во-первых молодежная политика должна сосредоточиться на «точечном воздействии», обращении к социально активной и заинтересованной в профессиональной самостоятельности, части молодежи. Во-вторых, следует разработать меры поощрения и поддержки талантливых молодых людей, не допускать диктата «усредненности», «размазывания» небольших финансовых средств и возродить моральное стимулирование школьников и студентов - отличников учебы и общественников. В-третьих, посредством диалога при помощи имеющихся форм социальной коммуникации формировать в среде учащейся молодежи уважительное отношение к традициям отечественного образования и родного города. В-четвертых, содействовать усилению в коллективах учащейся молодежи влияния «солидаристских» норм профессиональной ответственности, законопослушания, «низовой» инициативы, доверия к преподавательскому и управленческому составу образовательных учреждений, политической и культурной толерантности.

• Практическая значимость работы состоит в углублении теоретических представлений о динамике ценностных ориентаций общества-1 и молодежи как автономной социально-возрастной группы. Исследование призвано способствовать подготовке конкретных социальных программ для учащейся молодежи, может быть использовано в курсах по социологии, теории управления и спецкурсах по социологии образования молодежи в системе высшего образования. Несомненный практический интерес представляет анализ региональных и локально-культурных дискурсов для социального мониторинга среднего российского города.

Результаты исследований нашли практическое применение в организации учебного и воспитательного процесса в учебных заведениях, в преподавании курса социологии.

Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью и исходными теоретическими позициями, тщательным анализом теоретического и эмпирического материала; использованием комплекса методов исследования, адекватных его предмету и задачам; результатами опытно-экспериментальной работы, подтвердившими эффективность предлагаемых диссертантом практических рекомендаций.

Апробация работы. Основные идеи и результаты исследований обсуждались и получили одобрение: на Всероссийской научно-практической конференции «Опыт и проблемы развития дополнительного профессионального образования и консалтинга в системе непрерывного образования Ростовской области» (Ростов-на-Дону, ноябрь 1998), региональной научно-практической конференции «Инновации в образовании и научных исследованиях» (ноябрь 1999) и других.

Результаты работы были приняты к сведению и использовались Администрацией и общественными организациями г. Новочеркасска при разработке молодежных программ.

Результаты исследования отражены в 9-ти публикациях, 2-х депонированных сборниках.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, 16 таблиц, библиографического списка использованной литературы, содержащего 195 наименований, 7 приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Дусева, Ирина Петровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учащаяся молодежь Новочеркасска образует слой «интеллектуалов», столь любимой в зарубежной социологии и не очень в российской. И если в советский период можно было сослаться на объективно второстепенный статус интеллигенции, последнее десятилетие доказывает невольную тенденцию доминирования «ценностей первоначального накопления». Кто-то утешается мыслью, что возможно в течение ближайших пяти лет в обществе будут расставлены акценты образования и профессионализма. Молодежь же отвыкла от атмосферы «жить ради будущего»: жизненные ориентации господствующих классов на «здесь и сейчас» не оставляют сомнений.

Динамика ценностей молодежи нейтральна к моральным предпочтениям отдельных респондентов: в ней выявляется заметная преднамеренность самоценности индивидуальных оценок и позиций. Навязывать моральные нормы бессмысленно и в большой степени вредно: лицемерие официальных норм часто отвращает тех, кто видит «зияющие» пропасти между словом и делом, обещаниями и социальной практикой. Социальная рациональность диктует выбирать не совершенное, а оптимальное, наиболее эффективное и соответствующее некоторым ценностным стандартам. То, что молодежь действительно осуществляет выбор между «плохими и очень плохими» не зависят от нее: в обществе с «разделением» официального сознания и большой инертностью стереотипов трудно предвидеть консенсус относительно перехода к иной рыночной и ей коммунитарной парадигмой ценностей. Извечный спор «индивидуалистов» и «коммунита-ристов» проектируется в России на отсутствие последних, или презентацию в форме социального коллективизма - ликвидация социальных гарантий в сфере образования и трудоустройства вынуждают сосредоточиться на уровне социального утилитаризма. Хотя социальные философы резко критиковали «прозрачность» утилитаристов, в обществе, где переход связан с ценностями - потребностями, терминальные ценности переводятся в сферу социального доверия, малых социальных групп.

Учащаяся молодежь обращается к вечным ценностям рационально, действует по выбору «полезного». Являются ли таковыми ценности свободы, достоинства и общего блага? Для многих респондентов ясно их понимание в конкретном социокультурном подтексте. Они не находятся по «ту сторону свободы и достоинства», им проблематично принятие ценностей без всяких оговорок и условий. Под социальными факторами «давления» и «агрессии» извне рушатся формальные ценности: учащаяся молодежь склонна к ценностным компромиссам. Терминальные ценности сохраняются благодаря инструментализации, семья, друзья становятся зонами бесконфликтности. В них все-таки поддерживаются отношения «добра», «приличия», «ответственности».

Мы могли бы говорить о целом диапазоне позиций, в нашем исследовании важно отобразить то, что объединяет, а не разъединяет молодежь. Мы признаем, что у учащейся молодежи есть определение «нравственной жизни» и «достойного образования». Отклонение в индивидуализации или коллективизм корректируются социальной взаимозависимостью молодежи, осознанием похожести, не перерастающей в социальную идентичность.

Действительно, высокую степень коллективизма нельзя соединить с автономной идентичностью: вырабатываемый ценностный спектр заявляет о «коллективности автономных личностей». Учащаяся молодежь чтит свободу и независимость в связке «человека в обществе», так как профессиональная самоорганизация и «полезные знания» эффективны в условиях коллективной жизнедеятельности. Они менее открыты частному предпринимательству, индивидуалистической инициативе. Видно, молодежная бравада «крутизной» пасует перед трудностью «взаимной полезности».

Учащаяся молодежь не привлекает морально-ценностный риторизм, преклонение «этике дома». Практический когнитивный интерес ослабляет репрессивные и контролирующие значения, вместо ракурса обязательности существует возможность баланса «практического» и ценностного. Разделяя семейные, локальные ценности, учащиеся принимают их осторожно, уступая в ситуации конфликта. Здесь спасает допущение амбиполярности ценностей.

Социологический опрос фиксирует неприятие авторитета приспособления или обучения ценностей: для учащихся никто не в состоянии испытывать «священный трепет» перед ценностями, требуется апробация в повседневной социальной жизни. Итак, новочеркасская учащаяся молодежь переживает, как и их сверстники в других российских учебных заведениях, высокую активность в выборе ценностей, относится к ценностным установкам как личному выбору. Только из этого нельзя сделать вывод, что основание групповой идентификации призрачны. Групповые мотивации соотносительны : учащийся признает другого «своим» по совокупности одинаковых проблем и возможности одинаковых ответов. Мы можем утверждать, что учащаяся молодежь стремится к самостоятельной адаптации; другое дело, что молодежные проблемы стали «семейным» или «личным» интересом. Не оправдываются в должной мере надежды молодежи на необходимость образования в перемене социальных ролей и вхождении во «взрослый мир»: личность как бы должна в образовании заниматься самообразованием, решать, что для нее является важным и менее важным. Обращает внимание и то обстоятельство, что сохраняется устойчивая конфигурация «молчаливого большинства» и периферийности «традиционалистов» и «рыночников». Социальная аномия продуцируется отсутствием ценностного выбора: не страшно, что респонденты отказываются от некоторых ценностей, маскируют, что некоторые из них заявляют о безразличности к ценностям-идеалам. Когда респондент испытывает негативное отношение, его можно охарактеризовать находящимся на ценностном перепутье, когда же он считает, что ценности «добросовестного труда» или «уважение к старшим» исчезли навсегда, есть возможность мыслить о потерянности части молодежи.

Ценности должны способствовать стабильному и институциональному вхождению во «взрослое общество», т.е. гарантировать достижение социального успеха. Несоответствие между т.н. «новыми» ценностями и путями их достижения - причина неодобрения в среде учащейся молодежи: рекламируется набор потребительских ценностей и отсутствуют социально приемлемыми формами их достижения. Частные интересы и самостоятельные действия реально связаны с жизненной лотереей и меньше всего с традиционным институтом социализации - образованием. Молодежь нуждается в социально новационном поведении, самопрезентации, но сомнительно, что этому учит школа и вуз. Образование в основном выживает и функционирует благодаря прошлому ценностному ресурсу, благодаря «порицаемым» коллективным ценностям. Для молодежи существует разрезная головоломка: она не может проявить тенденцию к самореализации, оставаясь на позициях «воображаемого единодушия» и ей приходится поступиться личностным выбором в условиях пресловутой «конкуренции бедности». Здоровье, благополучие, то, что мы привыкли именовать традиционными установками для социального индивида, вдруг оказывается недостижимыми для «нормального» молодого человека.

Можно стать в позицию «несчастного», но тогда проблематичным станет социальный старт. Можно броситься в водоворот рынка, но есть ли уверенность, что большинство выживут в грязи и жестокости социальной аномии. Наши респонденты благоразумны: они не заглядывают вперед, хотя молодежи вроде бы свойственно мечтать. Они терпеливо ожидают, что «взрослый мир» найдет силы изобрести очередной социальный консенсус, игру по признанным правилам. Самим им предложить нечего: цен

107 ностные ориентации традиционны и основываются на безупречном социальном опыте. Подражание же контрпродуктивно: социальная среда подразумевает «маргинализацию» нигилистов. Так что ломка старых стереотипов встречается со смешанным чувством: молодежь распрощалась с коллективизмом и осталась с пустыми руками, то есть не готовой к восприятию и оценке «аргументирующего разума». Образовательная система не обязана каждого сделать потенциально преуспевающим членом общества, но никто не призывает отбросить воспитание навыков конструктивного общения. Ценностные различия должны объединять хотя бы по причине интереса к другой позиции. Сложно и практически невозможно зафиксировать уникальность ценностной самоидентичности; в силах российских ученых интерпретировать динамику социальных ценностей в плоскости обоснования самостоятельности и взаимного понимания. Разговоры о дегуманизации социальных отношений или желательном переводе в русло «вестернизации» добавляют большую ложку дегтя. Молодежь сознательно или неумышленно противопоставляется остальной части общества. А самая главная рекомендация - проводить молодежи политику, исходя из пре-зумции невиновности молодежи и поддержке ее самостоятельных шагов в нашей нелегкой жизни.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Дусева, Ирина Петровна, 2000 год

1. Алексеева В.Г. Неформальные группы подростков в условиях города // Социологические исследования -1977.- № 3. С.60-70.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969. - 339 с.

3. Андреенкова A.B. Материалистические / постматериалистические ценности в России // Социологические исследования. 1994.- № П.- С. 73-81.

4. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988.-374 с.

5. Архангельский Л.М. Моральные ценности и современность // Вопросы философии. 1983.-№ 11.-С.25-28.

6. Астафьев А.У., Шубкин В.Н. Социология образования в СССР и России //Мир России.- 1996.-Т.5,- № 3. СЛ 61-178.

7. Аулов В.А. Культурное наследие и нравственно-эстетические представления личности // Культура, нравственность, человек. Ташкент, 1991.-С.74-82.

8. Ахиезер A.C. Ценности общества и возможности реформ в России // Общественные науки и современность.- 1994. № 1.- С. 17-27.

9. Бакиров B.C. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора. Харьков, 1988. - 149 с.

10. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. -311 с.

11. Бозрикова Л., Семенов А. Аттитьюды и их связь с поведением // Социальная психология за рубежом. М., 1974.- Вып.1 .-С.71-98.

12. Бойков В.Э., Иванов В.Э., Тощенко Ж.Т. Общественное сознание и перестройка. М., 1990.- 354 с.

13. Бондаренко О.В. Ценностный мир россиян: аксиология самобытного общественного развития. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 1998. -200 с.

14. Борцов Ю.С., Камынин И.И. Ориентации и потребности. Ростов-на-Дону, РГПУ, 1995.- 160 с.

15. Брожик В. Марксистская теория оценки. М., 1982.-165 с.

16. Вардомацкий А.П. Моральная регуляция поведения личности. Минск: Наука и техника, 1987.- 325 с.

17. Василенко В.А. Ценность и оценка. Киев. , 1964. - 160 с.

18. Васина Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте: Диссер.канд.псих.н. СПб., 1993.-218 с.

19. Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные произведения. М, 1990. С. 628-630.

20. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984. - С. 367.

21. Вишневский Ю.Р., Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социологические исследования. № 10. - 1997. - С.56-69.

22. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи. Екатеринбург, 1995. - 165 с.

23. Власкин А.Г. Ценность как предмет социологического исследования // Вестник ЛГУ.-1988.- Сер.6.,Вып. 4. С.41-43.

24. Волков Ю.Г., Бондаренко О.В., Мостовая И.В. Основы социальной аксиологии. Ростов-на-Дону, 1998.- 135 с.

25. Волков Ю.Г., Бондаренко О.В., Мостовая И.В. Российское общество: Структура и ценности.- Ростов-на-Дону, 1998.- 126 с.

26. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал.- 1996.- № 1. -С. 90-96.

27. Выжлецов Г.П. Духовные ценности и судьба России // Социально-политический журнал,- 1994. -№ 3. С.21-28.

28. Гегель Л.А. Социокультурные процессы в современной России и их философская интерпретация // Научн. труды- Рос. тех. ун-та.- 1998.-Вып.1.-С.377-381.

29. Герасимов Г.И. Управление инновациями и инновационное управление // Инновационная школа.-1995.-№ 1. С. 17-28.

30. Головных В.В. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания // Философские науки. 1989. - № 6. - С. 85-89.

31. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социологические исследования. 1994- №8-9.- С.3-16.

32. Гофман А.Б. Э.Дюркгейм о ценностях и идеалах // Социологические исследования. -1991.- № 2,- С. 105-110.

33. Гречаный В.В. Категория ценности СПб, 1993. - 106 с.

34. Гречаный В.В. Ценность и ценностные понятия // Вестник ЛГУ. Сер. 6. 1988.-Вып. 4. - С.32-37.

35. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989. - С. 102-110.

36. Давыдова К.Д. Социальная установка и социальная ориентация личности // Социальная психология и философия. Л., 1975 . С.95-100.

37. Дембицкая О.Ю. Электоральная активность молодежи // Социологические исследования. -1996.-№ 12.-С.116-118.

38. Денисова Г.С. Радовель М.Р., Чеботарев Ю.А., Шогенов Р.Х. Молодежь Северного Кавказа: общее и особенное в профессиональной ориентации.// Социологические исследования.-1999.-№ 5. -С.62-69.

39. Дилигенский Г.Г. Индивидуализм старый и новый: Личность в постсоветском социуме // Политические исследования.-!999.-№ 3.-С.5-15.

40. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996.219 с.

41. Динамика ценностного сознания молодежи / Под ред. В.В.Гаврилюка. -Тюмень, 1995.- 208 с.

42. Добрынина В.И., Кухтевич Т.Н. Студенчество 90-х: новые тенденции и старые традиции. М., 1993.- 68 с.

43. Додонов Б.И. Эмоция как ценность: Над чем работают и спорят философы. М. Политиздат, 1978. 272 е.

44. Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. М., Академия, 1999.- С.67-100.

45. Дробницкий О.Г Некоторые аспекты проблемы ценностей // Проблема ценности в философии. M.-JX, 1966.- С.25-40.

46. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов.// Проблема ценностей в марксистской философии. М., 1967.- С.164-167.

47. Дряхлов H.H., Давыденко В.А. Социокультурные ценности россиян: вчера, сегодня, завтра // Социологические исследования. -1997.- № 7.- С. 146-151.

48. Дубов И.Г., Ослан A.A., Смирнов JI.M. Экспериментальное исследование ценностей в Российском обществе (материалы городской субкультуры). М.: Фонд «Общественное мнение», 1994.- 154 с.

49. Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные суждения»: (Ст. фр. Социолога из сб. «Социология и философия», изд. В 1924 г.). // Социологические исследования. 1991.-№2.-С. 106-114.

50. Заславская Т.И. Новые данные о доходах россиян // Общество и экономика. 1995.-№6.-С. 28-37.

51. Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию.// Социологические исследования. 2000. № 6,- С.21-29.

52. Ивин A.A. Ценности и понимание // Вопросы философии. 1987.- №8.-С.32-36.

53. Иконникова С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. JL, 1974.-166 с.

54. Иконникова С.Н. Социология о молодежи.- JL., 1985. 32 с.

55. Иконникова С.Н., Лисовский A.B. На пороге гражданской зрелости. -Л., 1978.-32 с.

56. Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Молодежь о себе, о своих сверстниках. (Социологическое исследование.).- Л., 1969. 64 с.

57. Ильиных О.П. Социальный кризис российского общества и мировоззрение молодежи: Диссер.канд.филос.н. -Пермь, 1997.- 250 с.

58. Инглегарт Р. Модернизация и постмодернизация // Новая постинтуст-риальная волна на Западе. М., Академия, 1999. - С.261-291

59. Исламшина Т.Г., Максимова O.A., Хамзина Г.Р. Дифференциация ценностных ориентаций студентов // Социологические исследования.-1999.-№ 6.- С.132-136.

60. Каган М.С. О философском понимании ценности // Вестник ЛГУ-1987,-Сер. 6. Вып. 3. С. 44-50.

61. Каган М.С. Познание и оценка в искусстве // Проблема ценности в философии. М.-Л., 1966,- с.98-112.

62. Каган М.С. Проблемы взаимодействия познания и ценностного сознания. // Ученые записки каф. обществ, наук вузов Ленинграда.-1990.-Вып.26.-с.57-72.

63. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997. - 482 с.

64. Калашников М.Ф. Духовность как социальное явление // Новые идеи в философии.- 1996.-Вып.5.-С.79-84.

65. Капустин Б.Г., Клямкин И.М. Либеральные ценности в сознании россиян // Политические исследования. -1994.- № 1.- С.68-92.

66. Кара-Мурза С.Г. Радужное иго // Советская Россия. 25.01.1996.

67. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. Киев, 2000. - 354 с.

68. Киссель М.А. Ценностей теория // Философский энциклопедический словарь.-М., 1989.-С. 731-732.

69. Коган А.И. Отношение студентов к выработке общенациональной идеи // Социологические исследования 1997 - № 9.- С.67-69.

70. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984,- 252 с.

71. Козлов А.А. Лисовский В.Т., Ситкевич Э.В. Ценностный мир современного студенчества. М., 1992.- 40 с.

72. Козлова О.Н. Молодежь России в 90-е годы // Социальные науки. -1997.-№ 2 С.246-256.

73. Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание. М., 1979.- 152 с.

74. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях / Под ред. Н.И.Лапина, Л.А.Беляевой. М., 1994. - 354 с.

75. Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. Саратов, 1995.- 160 с.

76. Лапин Н.И. Модернизация базисных ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. - №5. — С.3-19.

77. Лапин Н.И. Проблема социокультурной реформации в России: тенденции и препятствия // Вопросы философии. 1996. -№ 5. - С. 26-32.

78. Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования № 9. - 1993.-С. 17-28.

79. Лапин Н.И., Беляева Л.А., Здравомыслов А.Г., Наумова Н.Ф. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996.- 224 с.

80. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций.- М., 1992.17 с.

81. Леонтьев Д.А. Отношение социальных ценностей к личностным: социо-генез и феноменология ценностей регуляции деятельности // Вестник моек, ун-та.- 1996.-№ 4.-С.35-44.

82. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. -1996. -№ 4.- С. 15-16.

83. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социологические исследования. -1998- № 5. 1998.- С.90-104.

84. Лисовский В.Т. Осторожно, «саблезубые тигры»: (По материалам социологического исследования) // Молодежь: цифры, факты, мнения. -1994.-№ 1.-С.96-97.

85. Лисовский В.Т. От поколения к поколению: заметки социолога // Диалог. -1994. -№ 7. -С. 83-89.

86. Лисовский В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки.- М.: Высшая школа, 1990. 302 с.

87. Лисовский В.Т. Ценностный мир современного студента // Вестник СпбГУ,- сер.6.-1992.- С.116-119.

88. Лисовский В.Т. Эскиз к портрету. Ценностные планы, интересы стремления советской молодежи (По материалам социолог, исследований).- М., 1969.- 88 с.

89. Лоншакова Н.А. Развитие жизненных и профессиональных ориентаций студентов технического вуза: Диссер.канд.социол.н. -Екатеринбург, 1997.-135 с.

90. Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества// Социо-логос. М., 1991.-Вып. 1,- С. 208-215.

91. Любимова Т.Б. Понятие ценности в буржуазной социологии // Сб.: Социальные исследования. М., 1970. С.74-86.

92. Магун B.C. Трудовые ценности российского общества // Общественные науки и современность. -1996.- № 6. -С. 21-28.

93. Ментальность россиян (специфика сознания больших групп населения России) / Под ред. И.Г.Дубова. М., 1997. 354 с.

94. Миков Ю.В. Жизненные ориентации как основа самоопределения учащейся молодежи: Дисер.к.филос.н. Свердловск., 1990 - 184 с.

95. Минц Г.И., Непомнящий A.C. Человек в расцвете лет: Ценностные ориентации. Рига: Авотс, 1989. - 219 с.

96. Минц Г.И., Чечетина И.Д. Молодежь в зеркале социологии.- Рига, 1980.-237 с.

97. Миронова P.E. Категория ценности: ее определение и место в методологии // Методологические функции философских категорий Саратов: СГУ, 1989.-С. 123-129.

98. Модернизация в России и конфликт ценностей / Под ред. С.Я.Матвеевой. М., 1994. 354 с.

99. Моисеев Н. Трудный вопрос. Размышления о национализации и общечеловеческих ценностях. // Св. мысль.-1991.- № 15. С.21-29.

100. Молодежь 97 / Под ред. Б.А.Ручкина. - М., 1997. - 56 с.

101. Молодежь в социальной структуре общества // Социальный облик современного западного общества М., 1993.-С.157-170.

102. Молодежь России на рубеже веков / Под ред.В.Т.Лисовского. -СПб, 1998. 96 с.

103. Молодежь России: тенденции, перспектива / Под ред И.М. Ильинского,.-М., 1993,- 160 с.

104. Молодежь: ориентации и жизненные пути / Под ред. М.Х.Титмы. — Рига: Зинатне, 1988. 204 с.

105. Моральные ценности и личность / Под ред. А.И.Титаренко, Б.О.Николаичева. М., 1994.-176 с.

106. Мостовая Е.Б. Ценностное сознание студенчества // ЭКО. 1994. - № И.-С. 155-163.

107. Мостовая И.В. Трансформация общественной структуры: Возможности социологического исследования. Ростов-на-Дону, 1994.- 20 с.

108. Надирашвили Ш.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. -Тбилиси, 1974.- 170 с.

109. Немировский В.Г. Молодежь восьмидесятых. Потребности, ценности, идеалы. Красноярск, 1989. - 108 с.

110. Олпорт Г. Личность: Проблема науки или искусства // Психология личности.-М., 1982.-С.228-230.

111. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. Т. 1. М.: Мысль, 1966. - С. 470-530.

112. Ольшанский В.Б., Климова С.Г., Волжская Н.Ю. Школьники в изменяющемся обществе.// Социологические исследования. 1999.-№6.-С.88-95.

113. Парамонова С.П. Типы морального сознания молодежи // Социологические исследования. -1997 № 10.- С.69-78.

114. Парсонс Т. Человек в современном мире. М., 1985.-428 с.

115. Положение молодежи Ростовской области: 1997 года / Под ред.

116. B.А.Шкуратова. Ростов н/Д, 1997.-88 с.

117. Полушин Г.И. Содержание категории «ценность» в марксистской философии // Вестник Московского ун-та. -1973.- № 5. С. 35-42.

118. Попов С.И. Проблема происхождения и функционирования понятия ценностей в социологии // Социологические исследования, -1979. № 3.1. C. 35-44.

119. Попова И.М. Уравнительность иллюзии массового сознания // Социологические исследования. -1992.-№3- С.68-77.

120. Проблемы развития личности в современном российском обществе. -М., 1996.- 160 с.

121. Резванов C.B. Историческое превращение сознания и субъект образовательного процесса // Образование в Ростовской области. 1997.- С.25-29.

122. Римашевская Н.М. Россия: социальная доктрина переходного периода и концепция программы действий. М., 1996. - 160 с.

123. Римашевская Н.М. Социальная стратификация и проблемы бедности // Человек и труд. 1994. - № 10. С.55-58.

124. Розин В.М. Научное познание и художественное постижение как явления культуры // Социально-политический журнал .- 1993. № 8.- С.28-34.

125. Розин В.М. Философия образования: предмет, концепция, основные темы и направления // Философия образования для XXI века. М., 1992.

126. Розин В.М. Широкая рефлексия по поводу педагогики // НГ от 01.09.2000 г. С.12.

127. Российское общество: ценности и приоритеты // Политические исследования. 1993. -№ 6. С. 54-80.

128. Рубина Л.Я. Советское студенчество: Социологический очерк. М., 1981. -207с.

129. Ручка A.A. Ценности и нормы. Киев: Наукова Думка, 1976. - 153 с.

130. Ручка A.A. Ценностный подход в системе социологического знания. -Киев, 1987.- 154 с.

131. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования. 1998 - № 5. - С.90-97.

132. Рывкина Р.В. Советская социология и теория социальной стратификации //Постижение. — М., 1989.-С. 17-35.

133. Саарнийт Ю., Титма М. Жизненные ориентации студенчества // Социально-профессиональные ориентации студенчества. Вильнюс, 1981.-С.75-104.

134. Саарнийт Ю.Р. Ценностное содержание жизненных планов молодежи // Психология личности и образ жизни. М., 1987.-С.145-148.

135. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения / Под ред. В.А.Ядова. Л.: Наука, 1979. - 264 с.

136. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989.- 204 с.

137. Смирнов П.И. Ценностные основания общества. : Дисс. .докт.социол. наук. СПб., 1994. 454 с.

138. Смоленцев Ю.И. О ценностной природе нравственности // Мораль и этика, 1989.-С. 17-34.

139. Смоленцев Ю.М. Диалектика взаимодействия морального долженствования и реальных нравов: Дисс.докт. филос.наук. М., 1989. - 486 с.

140. Собкин B.C., Писарский П.С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ. М.: Центр социологии РАО, 1994.- 160 с.

141. Современные идеалы и политика в меняющемся мире. М., 1992. -248 с.

142. Соколова З.С., Лихачев В.Н. Идеалы и ценности современных детей: опыт изучения / /Советская молодежь. № 9. - 1990. - С. 47-53.

143. Социология молодежи. / Отв.ред. В.Т.Лисовский. СПб., 1996.457 с.

144. Спасибенко С.Г. Методологические проблемы, социология человека и социально-гуманитарные догмы. 2000.

145. Столович Л.Н. Ценностная природа категории прекрасного и этимология слов, обозначающих эту категорию. // Проблема ценности в философии. М.-Л., 1966 с.65-80.

146. Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. М., 1996. 198 с.

147. Сусленко В.В. Место ценностных ориентаций в мотивационной структуре личности // Методологические проблемы науки. Томск, 1988. -С.22-44.

148. Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М., 1975.198 с.

149. Титма М.Х., Саар Э.А. Молодое поколение. М.: Мысль, 1986. - 254 с.

150. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки (1918) // Американская социологическая мысль. М., 1994. С. 343.

151. Тощенко Ж.Т. О парадоксах общественного сознания // Социологические исследования.-1995 № 11. - С.3-11.

152. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Д., i960.- 156 с.

153. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. JI., 1968. - 78 с.

154. Турен А. Способны ли мы жить вместе? Равные и различные // Новая постиндустриальная волна на Западе.- М., Академия, 1999.- С.465-491.

155. Федотова В.Г. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях//Вопросы философии. 1995. № 11. С.152-159.

156. Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению. М., 1989. - 237 с.

157. Филиппов Ф.Р. Социология образования // Социологические исследования.-1994.-№ 8-9.- С.62-70.

158. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. - 366 с.

159. Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния // Новая постиндустриальная волна на Западе. М., Академия, 1999. -С.123-162.

160. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Лекции и интервью. Москва, апрель 1989. М., 1992. - 354 с.

161. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект // Вопросы философии. - 1992. -№ 4.- С.40-52.

162. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. -СПб, 2000. 244 с.

163. Харчев А.Г. Социология воспитания. М.: Политиздат, 1990. - 220 с.

164. Человек в переходном обществе / Отв. Ред. Г.Г.Дилигенский.-М., 1998.-112 с.

165. Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. М.: Мысль, 1985.-239 с.

166. Чудинова И.М. Ценности и их гуманистическая направленность. -Красноярск, 1990. 160 с.

167. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социологические исследования. 1998.- № 3. - С.93-106.

168. Чупров В.И. Социология молодежи на рубеже своего тридцатилетия.// Социологические исследования.-1994.-№ 6.- С.50-57.

169. Шабанова М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социологические исследования. -1995.-№9. -С.81-88.

170. Шабанова М.А. Ценность и «цена» свободы выбора в процессе социальной адаптации к рынку // Социологические исследования. 1995.- № 4. - С.88-97.

171. Шапко В.Т. Феномен актуальной культура //Социологические ис-следования,1997.-№ 10- С.93-104.

172. Шендрик А.И. Идеалы как предмет социологического исследования // Теоретико-методологические проблемы исследования идеалов молодежи. -М., 1989.-С.5-37.

173. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1999.- 236 с.

174. Шихирев П.Н. Исследование социальной установки в США // Вопросы философии.-1974.-№ 2.-С.166.

175. Шихирев П.Н. Психика и мораль в конфликте // Общественные науки и современность. 1992. - № 3.- С.3-17.

176. Шкаленко А. Ценности XX века. М. : Знание, 1990. - 276 с.

177. Шматко H.A. Становление российского патроната и бюрократический капитал. // Социологические исследования.-1995. № 6 - С.24-36.

178. Шмулевская М.В. Динамика ценностных ориентаций студентов в условиях преобразований российского общества: Диссер.канд.социол.н. -М., 1997.-147 с.

179. Шпрангер // Философский энциклопедический словарь .- М., 1997.-С.254.

180. Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. Смысл и предпосылки ценностного выбора М., 1999.-206 с.

181. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: опыт этнографического исследования системы. СПб, 1993. - 160 с.

182. Этциони А. Новое золотое правило. Сообщество и нравственность в демократическом обществе. // Новая постиндустриальная волна на Западе. М., Академия, 1999. - С.309 - 334.

183. Ядов В.А. (ред.). Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Д., 1979. С. 47-52.

184. Ядов В.А. Россия как трансформирующееся общество // Общество и экономика. 1999.-№10-11.-С.65-72.

185. Ядов В.А. Символические и примордиальные солидарности (социальные идентификации личности) в условиях быстрых социальных перемен // Проблемы теоретической социологии. СПб, 1994. - С.169-183.

186. Ядов В.А. Социальные идентификации личности в условиях быстрых социальных перемен // Социальная идентификация личности. Книга 2.-М., 1994.- С.13-156.

187. Ядов В.А. Социологические исследования: Методология программ, методы. Самарский университет, 1995. - 329 с.122

188. Яковенко И.Г. Предпринимательские ценности в маргинальной среде // Модернизация в России и конфликт ценностей. М., 1994 С. 149-195.

189. Rokeach М. Befiefs, attitudes and values. A.Theorj of organization and change. San Francisco: Jossey Bass, 1972. 214 p.

190. Rokeach M. The nature of human values. N.Y. Free press, 1973. 160 p.

191. Государственная общественная частнаяш С ш с ш с- социальный прогресс 39 42 43 45 18 13- развитие личности 4 3 44 40 52 57- всеобщее благосостояние 41 42 38 40 21 18-политическую стабильность 82 73 13 14 5 13

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.