Социальный потенциал интернет-ресурсов в дискурсе этничности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Лапкина, Наталья Андреевна

  • Лапкина, Наталья Андреевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 164
Лапкина, Наталья Андреевна. Социальный потенциал интернет-ресурсов в дискурсе этничности: дис. кандидат исторических наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Москва. 2011. 164 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Лапкина, Наталья Андреевна

1.1 Проблематика этничности в современной этнологии

1.2 Подходы к изучению СМИ и анализ репрезентации этничности в современной этнологии, методология анализа

1.3 Методы анализа веб-сайтов: сравнительная характеристика

Глава 2. Методики анализа электронных ресурсов: практическая матрица вопросов и ответов

2.1 Рабочая схема анализа сайтов

2.2. Оценка качества контента сайта Института этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая РАН

2.3. Оценка качества контента личного сайта ученого, д.и.н., профессора В.А. Тишкова

2.4. Оценка качества контента сайта «Антропология и смежные науки. Изучение человека, культуры и общества»

2.5 Оценка качества контента блога к.и.н. А. Хуторского

2.6 Оценка качества контента сайта Российского этнографического музея

2.7 Оценка качества контента сайта «Этно-журнал»

2.8 Оценка качества контента сайта «Африкана»

2.9 Оценка качества контента сайта «Этнография народов России»

Глава 3. Интеллектуальные веб-сайты по этнографии и антропологии. Апробация методики анализа

3.1 аналитическая матрица исследования веб-ресурсов

3.2 Анализ ресурса «Этно-журнал»

3.3 Анализ ресурса «Африкана»

3.4 Анализ сайта Института этнологии и антропологии РАН

3.5 Анализ сайта Российского этнографического музея

3.6 Анализ сайта «Антропология и смежные науки. Изучение человека, культуры и общества»

3.7 Анализ сайта В.А. Тишкова

3.8 Анализ блога этнографа Андрея Хуторского

3.9 Анализ сайта «Этнография народов России»

Заключение

Список литературы

Приложение 1. Словарь терминов

Качество критически важная характеристика любого веб-сайта в сфере культуры. Качество приобретает особое значение в силу важности и ценности материалов, представленных на веб-сайтах по культуре. С ростом использования Интернет в качестве средства доступа к информации, обращение к культуре через Интернет становится преобладающей тенденцией. Рост использования Интернет для образовательных и научных целей все больше повышает значения качества онлайновой информации

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальный потенциал интернет-ресурсов в дискурсе этничности»

Введение.

Актуальность исследования.

В начале 21 века получают значительное ускорение процессы глобализации современных средств массовой коммуникации, среди которых лидирующее место в системе межчеловеческого общения всё более очевидно принадлежит Интернету.

Глобальная сеть в настоящее время является наиболее активно развивающимся видом коммуникации с характерным только для него распространением на новые территории, вовлечением широкого круга пользователей, всесторонним освещением жизни человека, включая и ранее закрытые для масс-медиа потаённые темы и проблемы, фактически став одним из способов превращения человеческого сообщества в «глобальную деревню». При очевидных плюсах интернет-технологий, невозможно не увидеть и отрицательные характеристики интернет-пространства, такие как

1 Руководство «Принципы качества веб-сайтов по культуре»// http://www.minervaplns.ru/docums/10prncp.htm

публикация бесконтрольной и безответственной информации, провоцирующей агрессию и поощряющей пороки.

Потребителей современных систем Интернета становится все больше, при этом значительно усиливается их влияние и на процесс расширения социального, возрастного, национального и общекультурный спектра непосредственных пользователей информации. Прежде всего, речь идёт о молодежи как наиболее активной части общества, в поисках информации стремящейся использовать новейшие информационные технологии. Именно молодое поколение занимает в количественном отношении основное место в целевой аудитории. Все большее распространение приобретают сейчас такие формы общения, как форумы, чаты, on-line дневники, организованные по принципу клубов по интересам2 вне временных и географических рамок.

В этой связи возрастает значение привлечения в интернет-системы ресурсов, содержащих действительно интересную и правдивую социально-позитивную информацию, направленные на распространение идей и общепринятых принципов и правил межкультурного диалога, многокультурности и полиэтничности мира, на искоренение экстремизма в обществе подлинной демократии и полном уважении прав Человека.

Уникальность и особенность Интернета заключается в том, что он объединяет межличностную и массовую коммуникации и направлен, как и масс-медиа в целом, на определенное конструирование социокультурной реальности3.

Интернет-издания, и информация представленная в них, становится все более востребованной, а соответственно актуальными являются и вопросы контроля качества представляемых материалов. Особенно важным является

2 Например, сообщество «Социальная антропология» - http://commun.ity.liveiournal.com/soc_anthrop/profde, РАЭСК-дискуссионный клуб (официальный сайт Археолого-Этнологических Студенческих Конференций) -http://raesc.edu.mhost.ru/forums/

о

Дьякова Е.Г., Трахтенберг А. Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. - Екатеринбург, 1999 // http://www.humaMties.edu.ru/db/msg/46229

качество и легитимность информации в сфере культуры, затрагивающая вопросы этнического, религиозного, социального порядка, поскольку такого рода информация может значительно влиять на формирование мышления, способов восприятия окружающих культур и народов, может способствовать как распространению идей экстремизма, так и норм толерантного поведения.

В связи с этим, актуальность исследования представляется очевидной. В российской этнографии и антропологии пока нет исследований, занимающихся проблемой изучения воздействия веб-сайтов1 на становление и развитие поликультурного пространства, практически нет исследований о значении и влиянии этнической информации в сети Интернет на пользователей. Также нет разработанных методологий оценки сайтов по этнической тематике. Хотя, в свете роста нетерпимости и экстремизма в обществе, эти вопросы не могут оставаться без внимания. Если печатные СМИ и телевидение в большинстве своем не допускают прямой пропаганды этнической нетерпимости, в СМИ постепенно намечается тенденция повышения профессионального уровня журналистов, освещающих этнические конфликты, и темы, затрагивающие национальные и религиозные проблемы, то Интернет является практически неконтролируемым пространством, где может быть представлена информация любого характера и достоверности.

Состояние исследованности проблемы:

В конце прошлого столетия наметилась тенденция по увеличению исследований российских ученых посвященных роли средств массовой информации в формировании стереотипных форм этнических установок и предубеждений3. Это связано с осознанием того, что СМИ, особенно Интернет, «... не пассивно описывают факты и не просто отражают

4 термины сайт и веб-ресурс используются в работе как абсолютные синонимы, см. Словарь терминов Приложение 1

3 отдельные исследования по проблемам этничности в СМИ в отечественной этнологической науке проводились уже в 70-е гг. прошлого века

этноцентристское единодушие, они помогают создавать и воспроизводить его»6. По мнению исследователей, «журналисты, прежде всего, разделяют преобладающую идеологию своей группы и общества в целом»7. Значительная роль в создании и легитимизации этнической нетерпимости так же приписывается деятелям СМИ. В связи с этим один из видных российских ученых по проблемам этничности В.А Тишков пишет: «за более чем десятилетний период деятельности в области изучения и разрешения конфликтов мы пришли к убеждению, что журналист и медийный деятель являются одним из ключевых акторов в конструировании современных

о

нетерпимости, конфликтов и насилия» .

«Однако общее «состояние умов», характерное для всякого времени, доминирование в обществе тех или иных идей и ценностей - все это неизбежно находит отражение во всех ипостасях гуманитарного знания»9. Благодаря этому ученые все больше внимания обращают на такие проблемы как отражение этнополитических процессов в СМИ, этнические стереотипы в прессе, особенности межкультурной коммуникации по материалам периодических изданий, теоретико-методологические подходы к исследованию проблемы «этничность и СМИ», репрезентация проблем межкультурного взаимодействия в СМИ и ряд других10. Ряд исследований проводилось в рамках государственных заказов на исследование роли и значимости репортажей в средствах массовой информации для формирования межэтнического климата в российском сообществе11. Явным свидетельством осознания важности проблемы на государственном уровне

6 Discourse and discrimination, ed. By Geneva Smitherman-donaldson and Van Dijk, Detroit, 1988. p.22

7 Discourse and discrimination, ed. By Geneva Smitherman-donaldson and Van Dijk, Detroit, 1988. P.21

8 Тишков В.А. СМИ и ксенофобия // Этно-журнал http://wvvw.ethnonet.ni/ru/pub/l612-04.html

9 Филиппов В. Р. Урегулирование конфликтов» в парадигме постмодерна // Международный имидж России , интернет-конференция «Разрешение межгосударственных конфликтов: актуальные уроки истории и современность» http://ima.ge-of-russia.liveiournal.coni/88212.htinl

10 На V Конгрессе этнологов и антропологов России проходившем в Омске в 2003г., впервые была выделена отдельная секция «Этничность и толерантность в СМИ», посвященная этнической проблематике в средствах массовой информации.

11 Следзевский В.И., Филиппов В.Р., Хабенская Е. О. Аналитически отчет о результатах исследования «Преодоление ксенофобии в СМИ»/ Российская Академия Наук Центр цивилизационных и региональных исследований// http://www.igpi.ru/bibl/other articl/1101820840.html

является появление специальных федеральных целевых программ. Одной из задач целевых программ провозглашается анализ региональной и центральной прессы на предмет выявления и преодоления ксенофобии СМИ. Вместе с тем важную роль играет деятельность общественных организаций, таких как центр «СОВА», Центр кавказско-понтийских исследований, НПО ИКС «Диалог» и др.12

Для определения проблемного поля был введен специальный термин этническая журналистика. Под этнической журналистикой понимаются упоминания в публикациях, в телевизионных репортажах, на страницах Интернет-сайтов об обычаях, традициях, ценностях, психологических особенностях, межэтнических отношениях, различных сферах общественной жизни других народов и стран13.

В работах Мальковой В.К, Филлипова В.Р., Следзевского В.И. предлагаются собственные методологические и методические подходы к исследованию толерантного и интолерантного потенциала информации представляемой СМИ и способствующей формированию массового этнического сознания. Затрагиваются проблемы некомпетентности части сообщества журналистов в освещении этнических проблем. Авторы указывают с одной стороны на необходимость эффективных способов воздействия на редакционную политику в тех случаях, когда по разным причинам характер подачи «этнической информации» в СМИ может иметь негативные последствия, выясняют целесообразность применения различных способов нейтрализации негативного воздействия СМИ на этнокультурную

12 Международной программой сотрудничества Европейского Союза и России ТАСИС разрабатывалась тема «Улучшение межэтнических отношений и развитие толерантности в России» в 2004г. Результаты исследований по дайной теме были изложены и изданы В.К. Мальковой; в Краснодаре городская общественная организация «Центр понтийско-кавказских исследований», осуществлял проект «Разработка методики и организационных механизмов мониторинга содержания продукции средств массовой информации», см Колесов В,И., Кочергин A.A. Дискурс этничности в Краснодарской прессе результаты пилотажного исследования^ Бюллетень: Антропология, Меньшинства, Мультикультурализм, Вып. 4 (ноябрь 2003г.), Краснодар, 2003. с. 6-16.; в Казахстане НПО ИКС «Диалог» реализовывало программу «Внедрение принципов этнической толерантности в деятельность казахстанских СМИ». Основной целью программы было «побудить казахстанских журналистов к освещению этнических аспектов жизни общества и научить их приемам и методам толерантной журналистики, способствующей внутренней консолидации граждан. См. Программа «Этническая толерантность в СМИ» //www.ethnodialog.org/Tolerant.htm ь См.: Малькова В.К. Этнические аспекты журналистики. Из опыта анализа российской прессы. М., 2004; Малькова В.К. Москва - многокультурный мегаполис. M., 2004

ситуацию. Исследователи сходятся во мнении, что некоторые издания целенаправленно формируют определенное общественное мнение, при помощи специальных технологий и методов как дезинформация, тенденциозный анализ и метод «смещения акцентов», что в свою очередь ведет к манипулированию общественным мнением14. С другой стороны, в исследованиях , посвященных этнической журналистике отмечается и необходимость повышения уровня журналистской рефлексии в отношении проблематики этничности и мультикультурализма. Последнее особенно важно в связи с проблемой участия СМИ в освещении терактов и вооруженных конфликтов. Нередко средства массовой информации сознательно делают акцент на этнической составляющей конфликта, хотя, чаще речь идет о противостоянии политических и экономических элит, а не о столкновении народов. «По воле политиков, противниками становятся различные этнические и религиозные группы <...> журналисты при освещении конфликтных событий нередко используют искаженные факты, уничижительные этнические стереотипы противника и массу провоцирующих этнических идей»13.

В связи с тем, что проблема некомпетентности журналистов в области освещения этнических проблем и подходов была выявлена в ходе исследований, стали активно реализовываться проекты - круглые столы, форумы, конференции, семинары, разработка учебных программ и т.п., направленные на просвещение журналистов, повышение уровня публикаций, затрагивающих сложные и спорные аспекты межэтнических отношений и конфликтных ситуаций. Подобные проекты проводятся на территории всей

14 См. Следзевский В.И., Филиппов В.Р., Хабенская Е.О. Аналитически отчет о результатах исследования «Преодоление ксенофобии в СМИ»/ Российская Академия Наук Центр цивилвдационных и региональных исследований// www.igpi.ru/bibl/-other_artic1/1101820840.html

ь см. Малъкова В.К, Остапенко Л.В. Этническая журналистика и проблемы толерантности// Пресса и этническая толерантность. Пособие для журналистов. М., 2001. с. 23; см. так же Отчет по мониторингу. 2-й этан.// Центр «Сова»// xeno.sova-center.ru/21371EF/17B8FC0; Кожевникова Г. Язык вражды в СМИ после Беслана: Поиски врага и ответственность журналистов// Библиотека Центра экстремальной жypнaлиcтики//www.cjes.ru/lib/content.php?-content_id=7384&category_jd=4

России16. Часто в ходе исследований отмечается, что до сих пор существует жесткая зависимость позиции автора от его этнической принадлежности, доминирование в общественном сознании этнической, а не общегосударственной или гражданской идентичности, и как результат

1 7

отражение только одной из сторон любого общественного явления .

Признавая теоретические и практические результаты работы по развитию исследований этнической журналистики, о ее становлении как самостоятельного научного направления стоит говорить только применительно к последним десятилетиям XX - началу XXI вв. Но даже сегодня анализ освещения «этнической проблематики» в СМИ носит «несистемный характер и требует дальнейшей разработки»18.

Что касается исследований «этнического вопроса» в электронных изданиях, то по данной проблематике исследований крайне мало. До сих пор исследования, посвященные этнической журналистике касались, прежде всего, печатных СМИ, в меньшей степени масс-медиа и практически не затрагивали электронные средства массовой информации. На VI Конгрессе этнографов и антропологов России, проходившем в Санкт-Петербурге, директором МАЭ РАН Чистовым была организована пробная секция, посвященная Интернет-технологиям и Интернет-изданиям в этнологии, на которой начали обсуждение проблем, связанных с этнологическими

16 см. Программа «Этническая толерантность в СМИ»// www.ethnodialog.org/Tolerant.htm ; Этнические стереотипы в СМИ/СМИ в СНГ/ Бюллетень Европейского института средств массовой информации. № 6 (15). Июнь 2001г./Интерньюс Россия// www.jntemevvs.ru/eim/-iune2001/ru.htm 1; См. Пресса и этнические стереотипы: круглый стол в Ставрополе // xeno.sova-center.ru//213716E/21398СВ/485С596 ; Асмолов А. Формирование установок толерантного сознания как теоретическая и практическая задача // Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения (материалы исследований и научно-практической конференции)//

www.inguk.ru/biblio/rnulti/1asmolov.htm 1;

17 В 2002-2003 гг. в Казахстане НПО ИКС «Диалог» реализовывало программу «Внедрение принципов этнической толерантности в деятельность казахстанских СМИ». Основной целью программы было «побудить казахстанских журналистов к освещению этнических аспектов жизни общества и научить их приемам и методам толерантной журналистики, способствующей внутренней консолидации граждан. См. Программа «Этническая толерантность в CMH»//www.ethnodialog.org/Tolerant.htm

18 Покровская A.A. «Этнический вопрос» в российских СМИ начала XXI в. // Национальные ценности: традиции и современность. Материалы конференции молодых ученых. Москва, 15 - 16 декабря 2005г., М.: ИЭА РАН, 2006, с. 309

электронными ресурсами и освещением этнического в электронных СМИ19. В основном секция свелась к репрезентации уже имеющихся ресурсов по обозначенной тематике. Насколько известно, программа VII Конгресса уже не предусматривала такую секцию, видимо по причине недостаточной проработке проблематики этнического в Интернет-изданиях.

Таким образом, изучение репрезентации этничности в Интернет представляет собой актуальное и вместе с тем мало разработанное направление исследований. В нашей работе мы стремимся наметить возможные направления развития этого направления.

Объект диссертационного исследования: научные (интеллектуальные) сайты с этнической тематикой, о критериях выбора сайтов будет сказано ниже.

Предмет исследования: коммуникативная структура и образ этнического в научных и интеллектуальных сайтах.

Цель диссертационного исследования: анализ отражения дискурса этничности в контенте и структуре научного (интеллектуального) сайта, определение общих установок дискурса этничности в интеллектуальных веб-ресурсах.

Задачи работы:

Выявление и исследование основных направлений рефлексии об этничности в современном гуманитарном знании, представленном в Интернет; Изучение существующих методик анализа веб-сайтов;

Разработка методологии оценки качества этнической информации в электронных СМИ.

Обзор источников

19 В нашем обзоре большое Внимание уделено различным научным семинарам, конференциям и исследовательским проектам. Это обусловлено тем, что методика анализа этнической проблематики в СМИ разрабатывается не так давно российскими учеными, нет достаточного количества монографий и специализированных изданий и основную информацию можно получить именно из сборников, изданных по результатам научных мероприятий, из отчетов в сети Интернет по проведенным исследованиям.

На проблеме выбора источников следует остановиться достаточно

подробно по причине многообразия не только типов веб-ресурсов, но и

возможных способов тематизации и дискурсивных стратегий представления

этничности в сети. Стоит сразу отметить многообразие «этнических»

ресурсов: политические (http://www.polit.ru/ ), националистические

(http://nationalism.org/ ), коммерческие (http://www.etnosfera.ru/ogl.php ),

научные (www.iea.ras.ru ). В данной работе более важным представляется не

столько социологически -- диагностический подход, сколько движение

проблематики коммуникации, отсюда перенос интереса с радикализованной

этничности на позитивную коммуникативную структуру.

Попыток создания типологий Интернет-ресурсов предпринималось

немало. Их авторы исходили из разных позиций и задач, брали за основу

20

разные характеристики и явления. Например, С. Сляднев , исходя из критерия отношением к деньгам, определяет четыре категории ресурсов:

личные, некоммерческие, контент-сайты и коммерческие. Совершенно иные

21

критерии легли в основу типологизации компании «Евровеб» . Для построения системы типологизации приоритетными являлись цели, затраты, сроки разработки. Компания выделила следующие группы: визитки, промо-акции, электронные магазины, информационные сайты, корпоративные представительства, порталы и системы управления предприятием.

С позиции исследователя медиа приоритетными видятся

22

содержание/контент и коммуникативная составляющая . «По характеру предъявляемого посетителю содержания представляется наиболее полной классификация сайтов на информационные, тематические, корпоративные, коммерческие и бонусные»23.

Для работы с Интернет-ресурсами, специализирующимися на этнической тематике, представляется необходимым разработка собственной

20 Сляднев С. Типология сайтов // www.cyberinfo.ru

21 см. Типология сайтов // www.euroweb.ru

22 Калмыков А., Коханова Л. Интернет-журналистика М., 2005

2'' Феномен корпоративных мент. Типология сайтов // http://rezident.narod.ru/typolog.htiii

системы тииологизации сайтов. Это позволит создать определенную исследовательскую матрицу, систематизировать типы сайтов. Предложенная ниже типологизация, является достаточно схематичной и требует дальнейшей доработки.

Типы веб-сайтов с этнической тематикой:

Для удобства дальнейшего исследования, а также для более структурированного отбора источников для анализа автором была разработана векторная матрица тематического деления сайтов. Если обратиться к некому унифицированию ресурсов с этнической тематикой, то условно можно выделить два вектора типологии сайтов, причем позиция с каждого вектора может быть соединена с любой позицией из другого вектора24.

Первый вектор: Институциональный ресурс Периодическое издание, журнал Форум

Живой журнал (ЖЖ) Личный сайт

Второй вектор: Научный

Научно-популярный

Коммерческий

Популярный

Тип сайта определяется путем наложения составляющих обоих векторов. Примерная матрица типов сайтов:

(Пример наложения позиции из первого вектора)

24 При определении типа сайта нумерация векторов значение не имеет.

1. институциональный веб-сайт. Ресурс представляющий некую организацию.

научный институциональный: представляющий организацию, специализирующуюся на научном подходе и представляющей свои научные разработки и исследования в этнической тематике (сайт Института этнологии

25

и антропологи РАН , Института Африки РАН http://www.inafr.ru )

- научно-популярный институциональный: представляющий организацию, чьи интересы могут лежат в сфере этнического. Основная цель в большинстве случаев презентация коллекций, материалов, в том числе популяризующих научное знание (сайт Российского этнографического музея http://www.ethnomuseum.ru/)

- коммерческий институциональный. Ресурс организации коммерческого характера, в силу своей деятельности размещающей информацию по этнической тематике (Сайты туроператоров, магазинов: Этнический магазин http://www.etnoniag.ru/. Этно магазин http ://www. idethno.ru/ , Этно ресторан http://www.etnoresto.ru/ )

(пример наложения позиций из второго вектора)

2. научный ресурс

научное периодическое издание: научный электронный журнал (Этнографическое обозрение http://iournal.iea.ras.ru , Этно -журнал www.ethnonet.ru , Научно-практический журнал «ИДНАКАР»: www.idnakar.ru , ) библиотека: оцифрованные исследования и монографии по гуманитарным наукам, в том числе этнической тематике (Научная электронная библиотека http://elibrary.ru/defaultx.asp)

- научный личный сайт. Сотрудников научно-исследовательских институтов (личный сайт Н.И. Новиковой http://www.jurant.ru/ru/ ), деятелей культуры и искусства.

23 Институт этнологии и антропологии РАН // www.iea.rasj'u

- научны ЖЖ. Страница в Живом журнале заполненная этнографической информацией, при условии, что автор является деятелем науки, студентом или аспирантом по специальности, (блог в Живом Журнале Андрея Туторского http://tutorski.livejournal.com/)

3. научно-популярные:

- периодические издания (Африкана - портал африканских проектов http://www.africana.ru/ , Этно-онлайн народы и культуры мира www.ethno-online.ru )

форумы (на сайте Бурятия, орг

http ://www. buryati а. org/modules .php?name-'=Forums )

4. коммерческие:

- коммерческие периодические издания (Сайт журнала «Туризм и отдых» http://www.d-mir.ru/journal/tio/ ),

-институциональные (сайт галереи).

Стоит заметить, что представленная типология достаточно условна, и принята мной как рабочая в данном исследовании. Каждый из обозначенных типов ресурсов формирует свой дискурс этничности, этничность как научное знание, как идеологический инструмент влияния, как товар, как экзотичная картинка. В рамках данной работы больший интерес представляют интеллектуальные веб-сайты, то есть ресурсы, основанные на научном или близком к научному подходе и материале.

Нельзя не упомянуть о достаточном количестве радикально-националистических ресурсов, представленных как в виде отдельных сайтов, так и в качестве подборки информации и тестов в личных блогах. В последнее время намечается тенденция умирания сайтов с данной агрессивно-националистической тематикой и все большее ее развитие на личных страницах в ЖЖ, то есть перекочевка на личные блоги. Политизированные сайты и радикальные этнонационалистические ресурсы не привлекались в качестве источников, поскольку результат их анализа во

многом предопределен и содержание дискурса этничности достаточно прозрачно.

В данной работе наиболее важной представляется проблематика позитивной коммуникации, отсюда перенос интереса с радикализованной этничности на коммуникативную структуру интеллектуальных ресурсов.

Для анализа были отобраны интеллектуальные Интернет-издания, содержащие информацию по этнической и антропологической тематике: сайт Африкана портал африканских проектов http://www.africana.ru/, сайт научного электронного издания Этно-журнал www.ethnonet.ru , сайт Российского этнографического музея http://www.ethnomuseum.ru/ , сайт Института этнологии и антропологии РАН www.iea.ras.ru , информационный сайт, посвященный социальной антропологии http://www.etnograf.ru/ , личный сайт ученого, в частности д.и.н., проф. В.А. Тишкова http://valerytishkov.га!, блог в Живом Журнале этнографа Андрея Туторского http: //tutor ski. И ve ] our nal. com/ , сайт база данных Этнография народов России http://www.ethnology.ru/.

В качестве источников для анализа по представленным методологиям были выбраны вышеуказанные сайты. Каковы же критерии выбора именно этих веб-ресурсов? Для анализа были отобраны интеллектуальные Интернет-издания, содержащие информацию по этнической и антропологической тематике. Один Интернет-ресурс можно определить как научное, институциональное издание, другой как популярное. В ходе анализа сайтов представляется интересным выяснить соотношение уровня качества ресурсов, авторитетности и легитимности представленной информации, сравнить потенциальную аудиторию и цели проектов.

Отобранные ресурсы существуют уже несколько лет, заслужили репутацию серьезных информационных изданий. Краткая характеристика ряда источников: Африкана портал африканских проектов является авторитетным изданием в области африканистики, экономических,

политических и туристических проектов, связанных с Африкой. Ресурс объединяет большое количество африканцев, живущих, работающих и учащихся в России, на ресурсе публикуется актуальная информация о событиях связанных с африканской тематикой. Африкана один из ведущих электронных СМИ по данной тематике. Издание зарегистрировано в Минпечати.

Этно-журнал, официальное научное издание, зарегистрированное в Минпечати. За время существования сайт успел зарекомендовать себя как достаточно серьезное научное периодическое издание. Ресурс является востребованным не только у студентов и аспирантов по специальности этнография, культурная и социальная антропология, но и у именитых ученых. Сайт консолидирует сообщество молодых ученых, способствует их научному росту, как за счет публикаций, так и организовывая научные всероссийские конференции. Сайт располагает обширной базой о национально-культурных организациях, дает оперативную информацию о научных мероприятиях. Ресурс один из немногих сугубо электронных научных журналов.

Сайт Российского этнографического музея (РЭМ). Ресурс представляет ведущий российский музей по проблематизируемой тематике, заведение в котором работают специалисты и ученые высокого уровня. Именно авторитет и специалисты РЭМа дают сайту многочисленных пользователей, интересную и заслуживающую доверия информацию.

Помимо веб-сайтов материалом для анализа стали интервью с сотрудниками представленных ресурсов26, позволяющие составить более отчетливое впечатление о намерениях и установках создателей сайтов, по внутреннему устройству сайта, критериям отбора информации, приоритетам издания. Подробности связанные с функционированием Этно-журнала и

26 интервью с Анной Бражкиной, редактором Африкана и Новая Африка из личных архивов автора. Так же интервью с сотрудниками МАЭ на 9-й ежегодной Международной конференции EVA 2006

сайта ИЭА РАН известны в силу служебного положения автора исследования.

Методология

Основные методологические направления, которые будут использованы в работе можно условно подразделить на две группы: методики анализа текстового массива, дискурса этничности и методики анализа качества Интернет-ресурсов. Кроме исследований этнической журналистики27, потребуются работы по проблематике этничности28, постколониальные исследования29, медиа анализ. В работе будут использованы методологии анализа Интернет-ресурсов, разработанные в рамках европейских исследовательских проектов30. Так же будет использован метод сравнительного анализа. Для работы с текстовым контентом сайтов частично будет применен метод критического дискурс-анализа. В качестве вспомогательной будет использоваться подходы методики эвристического примитивизма/ минимализма, которые по-своему «приближают антропологию к реальной, неискаженной культурной действительности и состоят в максимально возможном исключении Я-позиции и высвобождении «голоса» Другого в антропологическом тексте и описании - т.е. собственно в этнографии. Эта позиция закрепляется в формулировке «Другие Голоса»31. Пространство интернет дает широкие возможности для презентации полифонии голосов этнической группы.

27 См.; Малькова В.К. Образы этносов в республиканских газетах (Опыт этносоциологического исследования). М., 1991; Малькова В.К., Ткшков В.А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. М., 2002; Малъкова В.К. Диагностика толерантности в средствах массовой информации. М., 2002

28 28 Sollors, Werner. Foreword: Theories of American Ethnicity // Theories of Ethnicity: a Classical reader. N.Y., 1996. Pp. X-XXXV

29 Сайд В. Эдвард Ориентализм. Западные концепции Востока, СПб, 2006; Сайд В. Эдвард http://sgu.ru/faculties/liistorical/sc. publication/historynewtime/n_i_n/does/l .4. pdf

j0 Руководство «Принципы качества веб-сайтов по культуре»//

http://www.minervaplus.ru/docums/10pmcp.htm: Руководство к анализу по проекту Russian-Cyberspase.org http://www.ruhr-uni-bochum.de/russ-cyb/survev/forms/ru/alf ru.pdf

jl Рубел П., Чегрипец М. Исследовательские стратегии в современной американской культурной антропологии: от «описания» к «письму» //

http://www.soc.pu.rU/publications/issa/1998/2/7chegrin.html.

Следует отметить, что в Европе и США существует и активно развивается академическая дисциплина «Интернет-исследований» (Internet Studies), изучающая воздействие Интернета на общество и культуру. В Европе, особенно в Соединенных Штатах исследования по влиянию средств массовой информации на формирование образа мыслей, стереотипов, установок поведения ведутся давно и более интенсивно32.

Научная новизна работы состоит в том, что предпринимается попытка определения вектора создания методологии анализа интернет-контента, определения дискурсов этничности в сети, электронные ресурсы позиционируются как социально значимые в вопросах трансляции научного этнографического знания, продвижении идей терпимости и мультикультурности, нациестроительства и этнического многообразия.

Практическая значимость результатов исследования.

Результаты исследования могут быть использованы для анализа интернет-контента. Полученные выводы позволят улучшить контент ресурсов, содержащих этническую тематику, смогут способствовать формированию более выраженного и зрелого научного дискурса этничности в сети.

Структура работы и апробация ее результатов

Диссертационная работа состоит из Введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы, состоящего из источников, в том числе на иностранных языках, словаря терминов.

В первой главе будет проанализирована проблематика этничности, подходы к изучению дискурса этничности в работах российских и зарубежных исследователей. Так же будут представлены методы анализа

',2 См. например Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека М. 2003; Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика, М., 1989

текстовых массивов и веб-ресурсов, приведена сравнительная характеристика методик анализа веб-ресурсов.

Во второй главе представлена экспериментальная часть работы: ответы на тесты и контрольные вопросы по выбранным источникам.

В третьей главе проведен анализ отобранных источников, представлены выводы, полученные в ходе исследования по определению общей установки дискурса.

Основные идеи, положения и выводы диссертации излагались в научных публикациях автора, в том числе и в трех рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК. Представленная работа была частично апробирована на IX ежегодной Международной конференции EVA Москва 2006 в докладе «Электронное издание по культурной антропологии: вариант решения проблемы сосуществования различных культур» и на VII Международной научной конференции «Россия: приоритетные национальные проекты и программы развития» в докладе «Научное Интернет-издание «Этно-журнал» как способ формирования аксиологических приоритетов у молодежи». Разработки по методологии анализа этнической проблематики в веб-ресурсах частично были представлены в докладе на конференции EVA London 2007 Electronic Visualisation and the Arts, проблематика по продвижению идей толерантности среди молодежи посредством этнических интернет-ресурсов освещалась в докладе на VII Конгрессе этнографов и антропологов России.

В качестве практических результатов можно упомянуть создание и развитие научного интернет- издания «Этно-журнал», в котором автор диссертационного исследования является редактором. Издание заняло первое место в конкурсе гуманитарных веб-ресурсов и было награждено Правительством Москвы и Московским домом национальностей за продвижение идей толерантности и согласия среди молодежи.

На протяжении двух лет 2008 2009 гг. проводилась работа в рамках проекта Global Cultural Project по исследованию отражения этничности и субкультур в глобальной сети. Апробация ряда теоретических разработок

проводилась в течении двух лет в ходе работы по поддержанию и усовершенствованию контента официального сайта Института этнологии и антропологии РАН www.iea.ras.ru , что привело к увеличению количества пользователей сайта, увеличению индекса цитируемости. В 2011 году сайт ИЭА РАН, по заявке автора исследования, был отмечен грамотой по результатам конкурса интернет-сайтов по преодолению экстремизма и ксенофобии, пропаганде толерантности среди молодежи «Собратство», проводимый автономной некоммерческой организацией «Агентство молодежной информации» при поддержке Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.

Диссертация обсуждалась, была одобрена и рекомендована к защите на заседании Центра европейских и американских исследований Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Лапкина, Наталья Андреевна

Заключение.

Анализ интеллектуальных веб-сайтов Рунета на предмет определения репрезентации этничности, форм ее конструирования в глобальной сети, изучение основных направлений рефлексии об этничности в Интернет, выяснение места данного сегмента, массовой информации в современном гуманитарном знании, а также характеристика существующих методик анализа веб-сайтов с тематической гуманитарной направленностью и предпринятая автором попытка создания собственной методики анализа структуры и содержания веб-ресурса с этнической тематикой позволяет сделать следующие выводы:

1. Говорить о создании полноценной методологии анализа ресурсов с этнической тематикой пока не представляется возможным, скорее в исследовании была представлена аналитическая матрица, при помощи которой можно определить способы и направления конструирования этничности.

2. На основе проведенного анализа веб-ресурсов видно, что в глобальной сети понятие этничность достаточно размыто, нет его четких критериев и определений. Каждый автор текста ориентируется на свое восприятие этничности, некоторые специалисты просто заменяют им понятие этнос, другие вкладывают более глубокий смысл, в связи с чем, дискурс этничности опирается на множество подходов к проблеме и теорий, язык повествования об этничности также крайне разнороден. Можно говорить о формировании в Рунете научного дискурса этничности, который также пока не имеет четких контуров. Вместе с тем, ярко представлен в сети дискурс полифонии этнических голосов.

3. Поскольку «глобальная компьютерная сеть, благодаря сложности ее регулирования государством, оперативности в доступе к информации, легкости публикации, возможности сохранять анонимность и т.д. часто выступает мощным инструментом разжигания расовой ненависти и нетерпимости, придания межэтническим отношениям конфликтогенного характера»"3, то роль и значение интеллектуальных веб-сайтов особенно важны для создания некого информационного противовеса.

4. Обмен мнениями в пространстве российского Интернета по текущим этнокультурным событиям способствует поиску индивидуального и адекватного пути понимания целей и задач, тактики и стратегии общественного развития, осознания национальных задач, даёт возможность находить общеприемлемые формы преодоления и предупреждения конфликтных межэтнических ситуаций, способствует нациестроительству. Одной из целей, стоящих перед интеллектуальными веб-сайтами с этнической тематикой, является создание привлекательного и понятного образа науки, формирования у молодых учёных осознанного желания и стремления проявить себя в этой области, также пропаганда идей межкультурного диалога и толерантности.

5. Именно интернет-издание обладает реальной возможностью воздействия на сознание граждан, привлечения общественности к реализации приоритетных национальных проектов, направления усилий на решение актуальных задач общественного и государственного развития. Социальный потенциал Интернета очень велик, и главное - суметь рационально его использовать, формировать правильные ценностные ориентиры: идеи толерантности, межкультурного диалога и взаимного национального уважения.

6. При неоспоримой необходимости грамотного освещения событий с этнической составляющей, аккуратного транслирования этнических материалов, не должно быть перегибов в другую сторону, когда под предлогом идей толерантности нивелируются этнические и культурные различия, когда полностью устраняется любое упоминание о этнической, религиозной, культурной идентичности, когда только за использование этно

11S Макаров A.B. Репрезентация масс-медиа этносферы Республики Беларусь http://www.ethnonet.ru/ru/pub/2006-05.htm] значимой характеристики, термина можно быть обвиненным в разжигании межнациональной розни.

7. Представляется необходимым сохранить баланс в транслировании и анализе этнически насыщенной информации, как в СМИ, так и в пространстве Интернета. Естественно не стоит прятать и замалчивать те этнонациональные конфликты, столкновения и недоразумения, которые имеют место быть. Е1о необходимо максимально отдавать себе отчет о той ответственности, которая лежит на авторах или исследователях, чья задача не способствовать разрастанию и продолжению конфликта.

8. Приведенная в работе модель анализа и оценки качества ресурсов, может быть практически использована и для работы с другими сайтами этнической тематики. Полезной такая схема оценки сайта может быть как для разработчиков и авторов ресурса, так и для пользователей.

9. Многие положения исследования прошли апробацию в работе над сайтом электронного научного издания «Этно -журнал», а также в ходе поддержки и обновления контента официального сайта Института этнологии и антропологии РАН. Продемонстрированная в исследовании модель анализа сайтов может быт применена на практике, в частности ее капсульное внедрение осуществлялось в работу над порталом Африкана, ряд сайтов, сотрудничающих с ЮНЕСКО в рамках программы «Информация для всех».

10. Полученные выводы позволяют улучшить контент ресурсов, содержащих этническую тематику, могут способствовать формированию более выраженного и сформированного научного дискурса этничности в сети.

11. В ходе исследования наметились новые проблемы и вопросы, связанные с тематизацией этничности в Интернете: возможность конструктивного диалога различных онлайновый дискурсов этничности, проработка объекта и субъекта этнической идентичности, экспертная оценка адекватности этнической коммуникации и др.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Лапкина, Наталья Андреевна, 2011 год

Список литературы

Источники:

1. Африкана www.africana.ru

2. Б лог в Живом Журнале Андрея Хуторского http ://tutorski .Iive; ournal .com/

3. Информационный сайт, посвященный социальной антропологии http://www.etnograf.ru /

4. Личный сайт д.и.н., проф. В.А.Тишкова h tt р: //v al er yti sh ко v. ru

5. Сайт Института этнологии и антропологии РАН www.iea.ras.ru

6. Сайт Российского этнографического музея www.ethnomuseum.ru

7. Энциклопедия Этнография России http://www.etno.clow.ru/

8. Этнография народов России htip://www.ethnology.ru/

9. Этно-Журнал www.ethnonet.ru

10.Принципы качества веб-сайтов по культуре // Программа Минерва http://www.minervaeurope.org/publications/qualitycommenyary/ qualitycommenyary050314final.pdf

11 .Руководство к анализу по проекту Russian-Cyberspase.org http://www.ruhr-uni-bochum.de/russ-cyb/survey/foiTns/ru/alf ru.pdf

Литература:

1. Асмолов А, Формирование установок толерантного сознания как теоретическая и практическая задача // Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения (материалы исследований и научно-практической конференции) // http://www.tolerance.rU/biblio/dzyalosh-l/multi/l asm.olov.html

2. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика, М., 1989

3. Винер Б.Е. Постодернистский конструктивизм в российской этнологии // Журнал социологии и социальной антропологии 2005 том VIII, № 3

4. Винер Б.Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения // Этнографическое обозрение. 1998 № 4

5. ВодакР. Язык. Дискурс. Политика. Волгоград, 1997

6. Гудков Л., Дубин Б. Своеобразие русского национализма // Pro et Contra 2006 сентябрь октябрь, с. 6-24

7. Декларация принципов терпимости http://www.un.ощ/ru/documents/deel_cony/dec 1 aras ions/lolerane.shtml

8. Дейк T.A. ван. Язык. Познание. Коммуникация. M., 1989

9. Дейк Т.А. ван. Принципы критического анализа дискурса // Перевод и лингвистика текста. М., 1994, с. 169-217

10Джайлс, Боб Журналистика в эпоху "Всемирной паутины" // http://journalism.narod.ru/inte.rnet/0001 .htm]

11.Дьякова Е.Г., Трахтенберг АД. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. Екатеринбург, 1999

12.Жуков КВ. Критический анализ дискурса печатных СМИ: особенности освещения северокавказского конфликта 1998-2000 гг.: Автореф. дис.-Твер. гос. ун-т.- Тверь, 2002

13. Зверева Г. И. Националистический дискурс и сетевая культура. Риторика «своих» и «чужых» в публичной политике, прессе и гуманитарной науке // Pro et Contra 2006 сентябрь - октябрь, с. 25-39

14.Колесов В.И., Кочергин A.A., Дискурс этничности в Краснодарской прессе результаты пилотажного исследования) // Бюллетень: Антропология, Меньшинства, Мультикультурализм, Вып. 4 (ноябрь 2003г.), Краснодар, 2003. с. 6-16

15 .Кожевникова Г. Язык вражды в СМИ после Беслана: Поиски врага и ответственность журналистов \\ Библиотека Центра экстремальной журналистики \\ http://www. library.с jes. ru/online/?b_id=758

16.Кон И.С. Психология предрассудка. О социально-психологических корнях этнических предубеждений \\

http://www.bookap.by.ru/sociopsy/kon/oglav.shtm

17 .Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие. М, 1999

1%.Лебедева Н.М. Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в политкультурных регионах России и СНГ// Идентичнос ть и толерантность. М., 2002

19.Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Межкультурный диалог в школе Книга 1. Теория и методология. М., 2004

Ю.Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М., 2003

21.Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека М. 2003

22.Малахов B.C. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. 1998. №2 с. 43-53

23.Малахов B.C. Этничность в Большом городе // Русский журнал http://www.russ.ru/ciilture/teksty/etnichnost_v_bol_shom_gorocle

24.Малахов B.C. «Война культур», или Интеллектуалы на границах опубликовано в журнале «Октябрь» 1997 № 7 с. 149-156 http://www.igpi.rU/info/people/frie.nds/malakhov/articles/l 132598306.html

25.Майничева А.Ю. Проблемы этничности и самоидентификации в работах зарубежных авторов: историографический очерк // Сибирская заимка № 1, 2004 http://www.zaimka.ru/01 2004/mainicheva_ethnic

26.Малькова В.К Москва - многокультурный мегаполис. М., 2004

27.Малькова В.К Этнические аспекты журналистики. Из опыта анализа российской прессы. М., 2004

2%.Малькова В.К, Остапенко Л.В. Этническая журналистика и проблемы толерантности// Пресса и этническая толерантность. Пособие для журналистов. М., 2001

29.Малькова. B.K. Образы этносов в республиканских газетах (Опыт этносоциологического исследования). М., 1991

30.Малькова В.К, Тышков В.А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. М., 2002

31.Малькова В,К. Диагностика толерантности в средствах массовой информации. М., 2002

32.Наржимская A.A. Применение методики дискурс-анализа при интерпретации текстов газетных публикаций.// Г уманитарная культура и этноидентификация: Труды молодых ученых. Выпуск 2. М., 2005. с.263-269

33.Неретина С.С. Автор и дискурс // Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. М., 1998. с. 39-47 // http://www.philosophy.ru/iphras/lLbrary/wealtrue/neretl.htm

34.Отчет по мониторингу. 2-й этап.// Центр «Сова»// xeno.sova-center.ru/2137 lEF/17B8FC0

Ъ5.Покровская A.A. «Этнический вопрос» в российских СМИ начала XXI в. // Национальные ценности: традиции и современность. Материалы конференции молодых ученых. Москва, 15 16 декабря 2005г., М.: ИЭА РАН, 2006,

36. «Принципы качества веб-сайтов по культуре» Руководство // http://www.iTiLnervaplus.ru/docums/10prncp.htm

37.Повышение качества для граждан Европы Программа Минерва http://www.minervaeurope.org/piiblications/qualitycriterial 2draft/apendix4 .htm

38.Программа Европейского сообщества e-Contentplus http://europa.eu.lnt/information society/activities/econtentplus/lndex_en.ht Ш

39.Пресса и этнические стереотипы: кру]шый стол в Ставрополе http://xeno.sova-center.rU//213716Е/21398СВ/485С596

40.Проект «Мониторинг межэтнических отношений, культивируемый в Краснодарском крае» / Краснодаская городская общественная организация «Центр понтийско-кавказских исследований»/ http://kpd.nvrsk.ru/monit/2003/5-03--03.htm

41.Программа «Этническая толерантность в СМИ»// www.ethnodialog.org/Tolerant.htm

42.Рубел П., Чегринец М. Исследовательские стратегии в современной американской культурной антропологии: от «описания» к «письму» // http://www.soc.pu.rU/publications/jssa/1998/2/7chegrin.htiTsl

43.Сагитова Л.В., Ходжаева Е.А., Шайхитдинова С.К., Ерофеев С.А. «Другой» в текстах массовой информации: культурное многообразие или идеологическое противостояние? (Опыт методики по выявлению толерантности/интолерантности в периодической печати)/ Бюллетень: Антропология, Меньшинства, Мультикультурализм, Вып. 4 (ноябрь 2003г.), Краснодар, 2003. с. 25-46

44.Сагитова Л. Региональная идентичность: социальные детерминанты и конструктивная деятельность СМИ (на примере Республики Татарстан)// Этно-Журнал № 4, 2003// http ://www. ethnonet. ru/ru/pub/1003-01 .html

45.Сайд В. Эдвард Ориентализм. Западные концепции Востока, СПб, 2006

4 6.Сайд Э.

http://sgu.rU/faculties/historical/sc.publication/historynewtime/n i n/docs/14 ■pdf

47.Следзевский В.И., Филиппов В.Р., Хабенская Е.О. Аналитически отчет о результатах исследования «Преодоление ксенофобии в СМИ»/ Российская Академия Наук Центр цивилизационных и региональных исследований// http://www.igpi.ru/bibl/other articl/1101820840.html

48.Стефанеико '/./ '. Этнопсихология. М, 1999

49.Соколовский C.B. Вепсская автономия: социокогнитивный анализ местной прессы // Этнография финно-угорских народов. Тарту, 1990;

Антропология. Меньшинства. Мультикультурализм. Вып.4 (ноябрь 2003). Краснодар, 2003

50.Соколовский С.В. Третий путь, или попытка объяснения в разделенном сообществе // Мир России. 1994 т.З № 2

51.Тиьиков В.А. Этнология и политика, М., 2001

52.Тишков В.А. Реквием по этносу. М., 2003

53. Тигиков В.А. СМИ и ксенофобия // Этно-журнал http://www.ethnonet.ru/ru/pub/1612-04.html

54.Уаллакотт Дж. Сообщения и значения // Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: Методология анализа и практика исследований. М., 2002. с. 155-161

55. Филиппов В.Р. Урегулирование конфликтов» в парадигме постмодерна // Международный имидж России , интернет-конференция «Разрешение межгосударственных конфликтов: актуальные уроки истории и современность» http://image-of-ru ssia.li vej ournal. com/8 8212 .htm 1

56.Фуко M. Археология знании. Киев, 1996

51 .Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996

58.Сб. Чужие» здесь не ходят. Радикальная ксенофобия и политический экстремизм в социокультурном пространстве современной России М., 2004

59.Шнырельман В. Расизм вчера и сегодня // Pro et Contra 2006 сентябрь октябрь, с. 41-65

60.Этнические стереотипы в СМИ/СМИ в СНГ/ Бюллетень Европейского института средств массовой информации. № 6 (15). Июнь 2001г./Интерньюс Россия// www. i nternews. г u/e im/-june2001 /ш .htm

61.Barth, Fredric. Ethnic Groups and Boundaries // Theories of Ethnicity: a Classical reader. N.Y., 1996. Pp.294 323

62.Nahirny, Vladimir, Fishman, Joshua A. American Immigrant Groups: Identification and the Problem of Generations // Theories of Ethnicity: a Classical reader. N.Y., 1996. Pp.266-280

63.Discourse and discrimination, ed. By Geneva Smitherman-donaldson and Van Dijk, Detroit, 1988

64.Brussels Quality Framework (Брюссельская структура качества) http://www.w3c.it/papers/cultureAcrossCultures.pdf

65.Dijk Т.A. van. Prejudice in Discourse. Amsterdam, 1984

66.Fairclough N. Discourse and Social Change. Cambridge, 1992

61 .Fairdough N. Critical Discourse Anlisis: The Critical Study of Language. L., 1995

68.Halliday M.A. Language as Social Semiotic: The Social Interpretation of Language and Meaning. 2nd ed. L., 1978

69.Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns. Frankfurt/M., 1981 1Q.Bernstein B. Class, Code and Control 1: theoretical Studies towards the

Sociology of Language. L., 1971 ll.Sollors, Werner. Foreword: Theories of American Ethnicity // Theories of

Ethnicity: a Classical reader. N.Y., 1996. Pp. X XXXV 12.Cohen, Abner. The Lesson of Ethnicity // Theories of lithnicity: a Classical reader. N.Y., 1996. Pp. 371- 380

Энциклопедические и справочные издания:

73.Общие понятия и термины // Народы и религии мира: Энциклопедия. М., 2002

Периодические издания:

14.Левада Ю. Будет взрыв ненависти к чеченцам // Новые известия, 4 сентября 2004

15.Мукомелъ В. Своими ксенофобиями мы лишь усугубляем проблемы // Независимая газета, 6 октября 2004

16.Тишков В.А. СМИ и конфликты //11е зависимая газета. 10 апреля 1994

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Словарь терминов

Блог (англ. blog, от web log, «сетевой журнал или дневник событий») — это веб-сайт, основное содержимое которого регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости.

Веб-сайт, или просто сайт (англ. Website, от web — паутина и site — «место») это совокупность веб-страниц, доступных в Интернете через протоколы HTTP/HTTPS; совокупность всех общедоступных веб-сайтов есть Всемирная Паутина. Страницы веб-сайта объединены общим корневым адресом, а также обычно темой, логической структурой, оформлением и/или авторством.

Веб-фоорум или веб-конференция — специальное программное обеспечение для организации общения посетителей веб-сайта. Термин соответствует смыслу исходного понятия «форум» , то есть площадь для массового общения. Форум предлагает набор разделов для обсуждения. Работа форума заключается в создании пользователями тем в разделах и последующим обсуждением внутри этих тем. Распространённое деление веб-форума: Разделы —> темы —> сообщения. Обычно сообщения несут информацию «автор тема содержание дата/время». Сообщение и все ответы на него образует ветку («тред»). Обсуждение должно соответствовать теме. Отклонение от начальной темы обсуждения часто запрещено правилами поведения форума. За соблюдением правил следит модератор участник, наделённый возможностью удалять чужие сообщения в определённом разделе или теме, а также контролировать к ним доступ отдельных участников.

Всемирная паутина (англ. World Wide Web) глобальное информационное пространство, основанное на физической инфраструктуре Интернета и

протоколе передачи данных HTTP. Часто, говоря об Интерне те, имеют в виду именно Всемирную паутину. Для обозначения Всемирной паутины также используют слово веб (англ. web) и аббревиатуру «WWW».

Интернет (от англ. Internet) — всемирная система добровольно объединённых компьютерных сетей, построенная на использовании протокола IP и маршрутизации пакетов данных. Интернет образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для Всемирной паутины и множества систем (протоколов) передачи данных. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная, сеть. В обиходе иногда говорят Инет. Когда сейчас слово Интернет употребляется в обиходе, то чаще всего имеется в виду Несмирная паутина и доступная в ней информация, а не сама физическая сеть.

Модератор (от лат. moderator — возглавляющий группу) — человек, имеющий более широкие нрава по сравнению с обыкновенными пользователями на общественных сетевых ресурсах (чатах, форумах), в частности, хотя бы одно из двух прав: право стирать чужие сообщения; право банить пользователей. Теоретически, модератор отвечает за соблюдение установленных норм поведения. В зависимости от полномочий может модерировать весь форум или отдельные разделы.

Онлайн (англ. online) «находящийся в состоянии подключения». Первоначально использовалось только в отношении коммуникационного оборудования для указания на режим связи. В данной работе всегда означает «подключённый к интернету или функционирующий только при подключении к интернету. Также — «происходящее в Интернете», «существующее в Интернете».

Оффлайн (англ. о/А те, «отключённый от сети») - не относящемуся к Интернету, то есть находящийся вне сети. Иногда применяется

синонимичное слову «оффлайн» сленговое выражение «в реале», то есть «не в Интернете».

Чат (англ. chat — разговор) — средство общения пользователей по сети в режиме реального времени. Обычно под словом «чат» подразумевается обмен текстовыми репликами, реже используют термины голосовой чат, видеочат (чаще видеоконференция) и т. д.

Электронная почта (англ. E-mail либо email, сокр. от electronic mail) способ передачи информации в компьютерных сетях, широко используется в Интернете. Основная особенность электронной почты заключается в том, что информация отправляется получателю не напрямую, а через промежуточное звено — электронный почтовый ящик, который представляет собой место на сервере, где сообщение хранится, пока его не запросит получатель. Электронная почта на жаргоне может называться электропочтой или мылом.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.