Социальный статус женщины в традиционном обществе осетин и их предков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Булах, Анна Михайловна

  • Булах, Анна Михайловна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2005, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 165
Булах, Анна Михайловна. Социальный статус женщины в традиционном обществе осетин и их предков: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Владикавказ. 2005. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Булах, Анна Михайловна

Введение

Глава 1. Социальный статус женщины в скифском обществе

1.1. Социальная структура скифского общества

1.2. Структура семьи скифов

1.3. Положение женщины в скифском обществе

1.4. Влияние греческой цивилизации на скифское общество

Глава 2. Общественное положение женщины в савромато сарматском социуме

2.1. Савроматки - воительницы

2.2. Положение женщины в сарматском обществе

2.3. Амазонки - миф или реальность

Глава 3. Социальный статус женщины: аланы. Осетины

3.1. Аланское общество (V - XV вв.)

3.2. Положение женщины в обществе осетин

Глава 4. Религиозные воззрения и социальный статус женщины у осетин и их предков

4.1. Скифы

4.2. Сарматы

4.3. Аланы. Осетины

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальный статус женщины в традиционном обществе осетин и их предков»

Актуальность темы исследования. Мир людей как система включает в себя множество взаимосвязанных структурных звеньев. Первичные, а возможно, и главные среди них - это мужская и женская половины человечества. Каждая из них формирует свой собственный мир. Эти миры противопоставлены один другому, но невозможны друг без друга. Только их органичное сочетание делает человеческое общество целостным и жизнестойким.

Со временем возникла идея о том, что женщина принципиально чужда созерцательной деятельности и, следовательно, является средоточием нравственно-отрицательных качеств. «Эту идею мы находим в «Законах Ману», в рассуждениях конфуцианцев и законников, в учениях Демокрита, Платона, Аристотеля, где утверждалось подчиненное положение женщины. И здесь исключение составляют лишь римские историки, хотя их проповедь «равенства» имела пассивно-созерцательный характер, и эпикурейцы. О добродетелях женщин писали Лукиан и Плутарх. Связано это с тем, что в Риме женщина занимала гораздо более почетное место в общественной жизни, нежели в Древней Греции и тем более Древнем Востоке»[232,с.215]. «Женщина как субъект отсутствует в мужской истории: и в том смысле, что женщины, как правило, редко бывают там, где принимаются решения о войне, мире и тому подобных событиях «большой истории», и в том, что исторические источники фиксируют в основном мужской «взгляд» на историю. С другой стороны, как отмечают исследователи, женщины для «устной истории», действительно, привилегированные свидетели: поскольку традиционное деление мира на «мужской» (мир политики, социальной жизни и общественно значимого труда) и «женский» (мир дома и семьи) довольно ясно проступает в подобных исследованиях, постольку закономерной представляется и модальность свидетельских показаний: мужчины репрезентируют в своих воспоминаниях «социальный порядок», мир должного и всеобщего, в то время как женщины свое прошлое описывают в очень эмоциональных, чувственных, личных, почти интимных тонах, пропускают события внешнего мира сквозь фильтр личного восприятия» [219, с. 41].

Все историки отмечали как отличительную черту алан и их предков савроматов (сыновей скифов и амазонок, согласно легенде, записанной Геродотом) то, что женщинам они отводили почетное место в обществе. И скифы, по крайней мере, в своей мифологии, по-видимому, отдавали немалую дань женским образам [137, с.55-56].

В данной работе рассматривается социальный статус женщины в традиционном обществе осетин и их ираноязычных предков. Исследование приобретает актуальность ввиду того, что многие историки древности, сообщения которых являются основным источником информации о данных племенах, в своих работах уделяют очень незначительное внимание положению женщин в социуме, а некоторые избегают этой темы вообще. Однако ни одно общество не может состоять только из мужчин, также как и только из женщин. И если о скифянках и о сарматках, благодаря Геродоту и некоторым другим авторам, нам хоть что-то известно, то аланки «выпали» из поля зрения историков, т.к. нет практически никаких сведений об их социальном статусе. Можно предположить, что что-то было унаследовано от них впоследствии осетинами, т.к. последние являются их прямыми потомками.

Историю формирования и эволюции социальных институтов нельзя отделить от этнической культуры народа. Традиции, созданные далекими предками, бережно сохранялись и передавались последующим поколениям.

Сейчас общепризнанна теория, согласно которой осетины свое происхождение ведут от ираноязычных скифов и' сарматов. Последние отождествляются с аланами, непосредственными предками осетин. Но и скифы, заселившие Северный Кавказ, пришли не на пустые земли.

Территория современной Осетии являлась центром формирования древних кобанских племен, составивших основу осетинского народа. Черты культуры этого древнего кавказского населения ясно прослеживаются в материальной и духовной культуре осетин. Несомненно, что влияние местной кавказской культуры сказалось на жилых и хозяйственных постройках осетин, на их оборонительных сооружениях; местная этническая среда определяла и своеобразие их пищи, домашней утвари. Формирование изобразительного искусства осетин также тесно связано с кавказской средой. Установлено, что многие мотивы орнамента в осетинских вышивках характерны для предметов кобанской культуры.

Местная этническая среда оказала сильное влияние на формирование и развитие осетинского языка [71, с. 18-19].

Вторым и не менее важным компонентом в этногенезе осетин были ираноязычные племена - скифы, сарматы, а затем и аланы.

Первое вторжение скифов на Кавказ датируется, по описанию Геродота, VII в. до н.э. Это весьма убедительно обосновывается и памятниками кобанской культуры, где с VII в. до н.э. отмечается присутствие элементов скифской культуры, а также данными антропологов, установивших наличие в кобанских могильниках двух типов черепов: плоскоголовых (брахикранных -авт.) местного населения и длинноголовых (долихокранные - авт.) -ираноязычного [71, с.20].

Скифская колонизация, проходившая в VII-VI вв. до н.э., была одной из самых крупных ираноязычных волн, в значительной мере ассимилировавших местное (аборигенное) население. Она оставила глубокий след в быту осетин и других народов Западного и Восточного Кавказа.

Скифская колонизация не ограничивалась только Северным Кавказом: скифы вторгались и в пределы Закавказья через Дербентский и Дарьяльский проходы, а также Мамисонский перевал. «Из Дигории, откуда происходит основная масса находок скифского типа, легко можно попасть через вполне доступный Кион-Хохский перевал на Военно-Осетинскую дорогу, а по ней через Мамисонский перевал в Западную Грузию, где также известны многочисленные предметы скифской культуры»[83, с.64].

Конец III-II вв. до н.э. характеризуется новым крупным вторжением ираноязычных племен - сарматов на Центральный Кавказ с Дона и из Нижнего Поволжья.

По сведениям древних авторов и исследованиям современных ученых, сарматы отличались весьма близким родством со скифами, особенно по языку.

Геродот писал о том, что сарматы говорят на «испорченном» скифском языке [10, IV,117]. Сарматский язык считается одним из диалектов скифского языка, относящегося наряду с осетинским к североиранской группе древних языков. Греческие и римские писатели часто упоминают сарматские племена -роксаланов, язигов, сираков, аорсов, аланорсов. «Аорсы и сираки, населявшие в основном Центральное Предкавказье, составили основу северокавказских алан» [7, с. 21]. Есть даже предположение о том, что аорсы явились предками осетин-иронцев [187,с.28].

Сарматские племена, обосновавшиеся на Западном и Восточном Кавказе, «ассимилировались среди аборигенов и в то же время сами оказали сильное влияние на их культуру и быт. Только в центральной части Северного Кавказа они удержали свое численное превосходство над местными племенами и ассимилировали их» [71, с.21].

В.И. Абаев на основании глубокого анализа данных осетинского языка пришел к выводу, что иммиграция предков осетин «на Центральный Кавказ совершалась двумя волнами, из которых первая, более ранняя, может быть условно названа «дигорской», а вторая - позднейшая - «иронской» [190, с.362].

Ассимиляция аборигенов центральной части Северного Кавказа пришлыми ираноязычными племенами признается и археологами. Е.И. Крупнов считал, что этот процесс завершился в начале нашей эры [193,с.157].

Следы скифо-сарматского пласта в этногенезе осетин удается обнаружить лингвистам, археологам и этнографам. Так установлено большое сходство со скифским языком дигорского диалекта осетинского языка [71,с.22].

В силу того, что именно в традиционной части повседневной бытовой культуры - традиционной материальной культуре, обычаях, обрядах, народном творчестве, а также в традиционно-бытовой культуре общения наиболее наглядно проявляется этническая специфика, объектом исследования является традиционная культура осетин и их предков. В качестве предмета исследования выделяются социальные взаимодействия, позиции, права и обязанности мужчин и женщин в различных сферах жизни.

Методологической основой исследования послужили принципы историзма и системного анализа, позволяющие объективно исследовать проблему, выделять в ней главные приоритеты и делать обобщающие выводы, помогающие подтвердить теоретические предположения и наблюдения конкретными фактами и событиями, рассматривать происходящие процессы во взаимодетерминирующей связи. Рассмотрение социального статуса женщины сквозь призму менталитета, формирующегося под влиянием культурных факторов - этики, этикета, религиозных воззрений, эстетических представлений будет полезно.

Целью данной работы является комплексное исследование места и роли женщин в традиционном обществе осетин и их предков с конца VIII в. до н.э. до конца XVIII в. н.э.

Поставленная цель предполагает постановку и решение следующих задач:

1.Выявить этнические, социально-политические, экологические, географические, ментальные факторы, влиявшие на формирование традиционной культуры осетин.

2. Определить хозяйственные, обрядовые функции мужчин и женщин в культуре жизнеобеспечения осетин и в общественном быту.

3. Провести сравнительный анализ правового положения мужчин и женщин.

4. Показать преемственность обычаев, обрядов, традиций осетин и их скифо-сармато-аланских предков.

5. Проследить факторы инокультурного влияния на социальный аспект традиционной культуры осетин.

Степень научной разработанности темы. Историография данной проблемы обширна.

Первые упоминания об Осетии в русских источниках относятся лишь к 1604 г. и принадлежат русским послам Михаилу Татищеву и дьяку Андрею Иванову, прошедшим тогда через Дарьяльский проход в Грузию, а затем Никифору Толочанову и дьяку Алексею Иевлеву: они проследовали в 1650 г. по Дигорскому ущелью в Имеретию и сообщили весьма важные сведения о населении этого района Осетии. [74, с.4]. В отличие от русских грузинские хроники об Осетии отличаются большой насыщенностью и разнообразием фактического материала. В этом отношении значительный интерес представляет труд царевича Вахушти «География Грузии», содержащий не только географическое описание Осетии конца XVII в., но и некоторые ценные сведения (о занятиях осетин, их нравах, обычаях, религиозных верованиях и т.д.).

К числу пионеров зарождающегося научного кавказоведения с полным основанием следует отнести академиков Российской Академии наук И.А. Гюльденштедта, П.-С. Палласа, Ю. Клапрота, осуществивших экспедиции на Северный Кавказ в 1770-1773, 1793-1794, 1807-1808 гг. Предположение, высказанное известным ориенталистом Ю. Клапротом, об иранском происхождении осетин и их родстве со скифами, сарматами и аланами на длительное время приковало к Осетии внимание ученого мира как в России, так и за рубежом. Кроме исследования осетинского языка труды Ю. Клапрота содержат некоторые сведения о быте осетин. В 1781 г. в Осетии побывал квартирмейстер русской армии JI. Штедер, также оставивший немало ценных сведений о быте и нравах горцев. Особого внимания заслуживает описание им северных осетин, отличающееся объективностью и разнообразием фактического материала. Следует упомянуть Г. Гордеева и его «Письма из 0сетии»(1830 г.), А. Яновского и его труд «Осетия. Обозрение российских владений за Кавказом» (1836 г.), A.M. Шегрена, описавшего религиозные обряды осетин и ингушей и их соплеменников при разных случаях (1846 г.), Гагстгаузена, оставившего заметки о семейной и общественной жизни и отношениях кавказских народов (1857 г.). Эти работы содержат наиболее полные и разнообразные этнографические сведения по многим районам горной и равнинной Осетии. Южная Осетия впервые отражена в «Письмах» Г.Гордеева, находившегося в этой стране около одиннадцати месяцев в составе экспедиционного корпуса генерала Ренненкампфа. По справедливому определению М.О. Косвена, Гордеева можно считать одним из самых ранних русских этнографов-осетиноведов [74,с.5].

Присоединение Северного Кавказа к России открыло широкие возможности для изучения материальной и духовной культуры народов региона, но сложная внешнеполитическая обстановка, порожденная войнами с наполеоновской Францией, Турцией и Ираном, существенно их ограничила. Положение усугубилось и затянувшимся на многие десятилетия антиколониальным движением горцев, получившим в научной литературе название Кавказской войны. Однако, несмотря на это, в первой половине XIX в. русскими и иностранными путешественниками и учеными, офицерами царской армии и правительственными чиновниками, словом, представителями разных направлений и течений дореволюционной историографии, создается целый ряд историко-этнографических исследований, справочников, брошюр и прочих трудов, посвященных горной Осетии. Конечно, все они были далеко не равнозначными в научном отношении и зачастую содержали тенденциозную оценку социально - экономического и культурного уровня развития осетинского народа. Тем не менее, без вклада этих первопроходцев научного кавказоведения оказался бы немыслимым в последующем прогресс в деле изучения культурного наследия наших предков.

В 1864 г. было основано Московское археологическое общество, распространившее сферу своей деятельности непосредственно на Осетию и сопредельные с нею территории.

К 60-70-м годам XIX в. относится деятельность В.Б. Пфафа, внесшего большой вклад в развитие осетинской этнографии. Собранный им в течение ряда лет почти по всей горной Осетии ценнейший материал лег в основу его работ по древней истории и этногенезу осетин, их обычному праву и общественному строю. Значительный интерес представляют его путевые записки, содержащие много важных этнографических сведений о быте осетин.

Однако исследования В.Б. Пфафа, посвященные вопросам происхождения осетин, стоят на низком научном уровне, содержат много фактических ошибок и наивных суждений [74, с.5].

Большой раздел, основанный на литературном материале и архивных источниках, отводится осетинам в труде Н.Ф. Дубровина. Несмотря на то, что эта работа носит в основном компилятивный характер, она содержит ценные сведения, характеризующие общественный и семейный уклады Осетии, религиозные представления и отчасти занятия осетин.

Среди русских авторов 70-х годов, занимавшихся осетинами, широко известно имя Д.Я. Лаврова, опубликовавшего довольно обстоятельные очерки, содержащие историко-географическое описание горной Осетии, характеристику общественного и семейного быта осетин и т.д.

Выдающимся событием в развитии осетинской этнографии было появление этнографов из среды осетин. Уже в 60-70-х годах XIX в. выросла целая плеяда осетинских этнографов: И.Г. Тхостов, A.A. Гасиев, Дж. Т. Шанаев, И.Д. Кануков, Б.Т. Гатиев, К. Такоев и др. Особого внимания заслуживают работы Б.Т. Гатиева «Суеверия и предрассудки у осетин», И.Д. Канукова «В осетинском ауле», Дж. Т. Шанаева «Свадьба у северных осетин», содержащие весьма интересный и богатый этнографический материал. Две последние работы почти целиком посвящены тагаурцам. Материалы Б.Т. Гатиева касаются только северных осетин.

В 1882-1886 гг. в экспедициях, организованных Варшавским университетом и Московским археологическим обществом, принимал участие академик В.Ф. Миллер; бывал он в Осетии и позже. Особенно велики заслуги В.Ф. Миллера в области изучения языка, фольклора, происхождения осетин, а также в области этнографии и археологии. В.Ф. Миллер исходил пешком многие районы горной Осетии и, владея в совершенстве двумя диалектами осетинского языка, собрал не только лингвистические и фольклорные данные, но и ценные этнографические сведения, касающиеся главным образом некоторых сторон духовной культуры осетин, в частности их дохристианских культов. Весь этот материал лег в основу его знаменитых «Осетинских этюдов» и многих других работ ученого. Выполненные на высоком профессиональном уровне, описания В.Ф. Миллера и по сей день не теряют значения.

В 70 — 90-е годы XIX в. издается немало работ по истории и этнографии средневековой Осетии. Из всей массы этих публикаций мы выделили бы, не принижая вклада в кавказоведение других авторов, труды Ф.Е. Леонтовича, М.М. Ковалевского, Кл. Борисевича, В.В. Сокольского. В трудах М.М. Ковалевского, и особенно в его двухтомной монографии «Современный обычай и древний закон», нашли широкое освещение в историко-сравнительном плане обычное право осетин, их общественный строй и процесс феодализации, а также пережитки некоторых форм первобытнообщинного строя, сохранившиеся еще в быту дореволюционных осетин. Правда, рассматриваемое исследование, как и другие работы ученого, охватывает только северных осетин. С началом 1-й мировой войны все исследования древностей Осетии, по существу, прекратились и возобновились лишь с победой Великой Октябрьской социалистической революции и окончанием Гражданской войны на Северном Кавказе.

После революции, с созданием высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений в Осетии открылись неограниченные возможности для развития всех отраслей гуманитарных наук, особенно археологии, этнографии и фольклористики. В 1919 г. В.И. Ленин подписал декрет об организации Государственной академии истории материальной культуры (ГАИМК). Основатель советского государства уже тогда отчетливо понимал, что прошлое, далекое и близкое, органически входит в живую ткань единого, все усложняющегося организма мировой культуры, и каким бы скромным, фрагментарным оно ни было, его необходимо всячески оберегать. Соответственно с ленинскими идеями ГАИМК систематически организовывала экспедиции в разные области страны, в том числе и на Северный Кавказ. Эти экспедиции, осуществлявшиеся совместно с научно-исследовательскими институтами, вузами и краеведческими музеями региона, проводили целенаправленные, планомерные и углубленные археолого-этнографические изыскания с успехом продолжавшиеся до начала Великой Отечественной войны.

Истоки научного скифоведения связаны с М.К. Ростовцевым. В 1918 году в Петрограде вышел его очерк, посвященный эллинству и иранству на юге России [112], а в 1925 году давшего критическое обозрение памятников литературных и археологических в работе «Скифия и Боспор» [113]. В 1931 году С. Семенов-Зусер издает труд, посвященный родовой организации у скифов Геродота[116]. В.В. Латышев переводит и издает в отредактированном виде известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе, что служит хорошим подспорьем для последующих исследователей [22].

В 60 - 70-е годы различные аспекты быта скифов изучали М.И. Артамонов [56], Л.А. Ельницкий [70, 71]; Н.Г. Елагина продолжила начатое Семеновым-Зусером в 40-х гг. исследование родоплеменной структуры скифского общества по материалам четвертой книги Геродота[168]. Появляется труд О.Д. Ганиной о женских захоронениях в парных погребениях скифского времени [160]. Наконец, в 1966 году А.П. Смирнов публикует труд по истории скифов, в котором одним из первых пытается рассмотреть все стороны общественной жизни данного народа, а не какой-то конкретный аспект [118].

В 80-е годы появляются новые работы историков-скифологов. Это труды Д.С. Раевского[111], изучавшего идеологию скифо-сакских племен, культурно-исторические последствия скифских походов через Кавказ; А.И. Тереножкина[216], посвятившего ряд работ проблеме общественного строя скифов; выходит в свет монография A.M. Хазанова «Социальная история скифов» [127], в которой автор, вслед за А.П. Смирновым рассматривает историю становления скифского социума. В.Б. Виноградов исследует вопросы политической истории, эволюции культур и этногенеза в своем труде «Центральный и Северо-Восточный Кавказ в скифское время (VII-IV вв. до н.э.)» [61]. Эту же тему продолжает Б.В. Техов, издав в 1980-м году книгу «Скифы и Центральный Кавказ в VII-VI вв. до н.э.» [123].

В последнем десятилетии ХХ-го века новый взгляд на происхождение скифов, основные этапы формирования скифского этноса излагает В.Ю. Мурзин [103]. Л Ю. Алексеев пытается периодизировать историю Европейской Скифии, рассматривает традицию и современное состояние [142]. М.В. Скрижинская дает анализ греческого влияния на скифский социум в работе «Скифия глазами эллинов» [117]. Проблемы социальной истории скифов лежат в основе вышедшего в свет в 2002 году труда Гутнова Ф.Х. [65].

Говоря об ученых, изучающих историю сарматских племен, следует упомянуть о Б. Гракове, издавшем в 50-е годы ряд трудов, касающихся пережитков матриархата у сарматов[162]. Над проблемой ранней истории и культуры сарматов, утверждении их политического господства в Скифии работал К.Ф. Смирнов [119]. A.M. Хазанову принадлежат исследования военного искусства сарматов [126], а также, вслед за Б. Граковым, им изучался материнский род у сарматов, а А.П. Смирнов обращался к вопросу о матриархате у сарматов [208]. Среди исследователей истории сарматов целесообразно указать и В.Е. Максименко [94], Б.Ф. Железчикова [171], Я.Б. Березина [154], которые изучали вопросы кочевничества сарматских племен, вопросы их хозяйственной деятельности. Благодаря археологическим данным, вышли в свет работы Т.А. Прохоровой [200], которая по материалам кургана 10 Кобяковского могильника осветила некоторые аспекты идеологии сармато-алан, и А.Н. Дзиговского [165], попытавшегося по данным погребального обряда восстановить социальную структуру сарматского общества. Параллели между сарматскими погребальными ритуалами и осетинской этнографией провел С.А. Яценко [226].

Многие исследователи указывали, как отличительную черту сарматских племен, высокий социальный статус женщин. Именно с ними связаны мифы о воинственных девах - амазонках. Тема амазонок интересовала и интересует многих ученых. Еще в начале XX века А. Апарин публикует сказания и предания об амазонках на Кавказе [145], тем самым продолжая мысль древних писателей, локализовавших последних именно в этом районе. М.О. Косвен, занимаясь историей проблемы матриархата, также затрагивает амазонские мотивы [181]. Т.В. Мирошина исследовала тему амазонок у сарматов и проблему матриархата [194]. И, наконец, по следам легенды об амазонках «прошли» В.Е. Максименко и Т. Скрипник [190].

Т.Б. Тургиеву принадлежат исследования земледелия и скотоводства у алан [217, 218]. Тему дохристианских религиозных воззрений алан по археологическим материалам изучал Г.Е. Афанасьев [151]. В 2000-м году вышел в свет труд П.К. Козаева «Аланы-арии: происхождение и древнейший период», в котором автор попытался воссоздать целостную картину аланского общества: их историю, культуру, религию, мифологию, традиции и обряды [85].

В советское время исторические исследования велись в Осетии в течение многих лет такими известными учеными-кавказоведами, как Г.Ф. Чурсин [40], Е.Г. Пчелина [203], З.Н. Ванеев [58], Г.А. Кокиев [179]. При этом внимание двух первых авторов было сосредоточено исключительно на изучении южных осетин, в то время как последний, изучая историю культуры осетин, занимался исследованием памятников средневековья Северной Осетии. Выявление и изучение многих памятников кобанской, скифской и аланской культур в Северной Осетии и соседних республиках Северного Кавказа принадлежит Е.И. Крупнову, открывшему своими трудами новые страницы раннего периода истории Осетии [87,88]. Большой вклад в выявление и изучение памятников кобанской культуры внес и археолог Б. Техов. Его многолетние исследования Тлиского могильника в Южной Осетии имеют выдающееся научное значение [123].

Послевоенный период ознаменован новым этапом развития осетиноведения, появлением нового поколения этнографов-осетин Н.Ф. Такоевой [215], А.Х. Магометова [91, 92], Л.А. Чибирова [131, 132], Б.С. Кулова [185] и др., разрабатывавших отдельные разделы осетинской этнографии.

Большая работа проводилась по сбору и публикации фольклора. Силами научно-исследовательских институтов Северной и Южной Осетии было собрано и издано на осетинском и русском языках большое число сказаний о нартах. В конце 1946 г. был впервые опубликован большой сборник (около 30 печатных листов) осетинских сказаний, в который вошли лучшие образцы эпоса (на осетинском языке). Этот текст в прозаическом переводе на русский язык был опубликован в 1948 г. Северо-Осетинским государственным издательством, а в 1949 г.- в Москве [74,с.8]. В последующие годы наряду с другими фольклорными материалами неоднократно публиковались новые тексты осетинского Нартовского эпоса. Одновременно со сбором осетинского фольклора велось и его глубокое изучение. В Осетии и за ее пределами было опубликовано значительное число статей и монографий по проблемам Нартовского эпоса. В этой связи следует упомянуть Ж. Дюмезиля и его труд «Осетинский эпос и мифология» [69]. Крупный вклад в развитие осетинской этнографии, и в частности в разработку вопросов этногенеза осетин по данным языка и фольклора, внес В.И. Абаев [45,46,47,48,136,137,139.] Предметом изучения В.И. Абаева были также дохристианские религиозные воззрения алан [138]. В 2000-м году Тменов В.Х., Бесолова Е.Б. и Гонобоблев E.H. издали хрестоматию «Религиозные воззрения осетин», в которую были включены оригинальные авторские разработки и значительный фактологический материал, позволяющие полнее представить всю многогранность внутреннего мира осетин с древнейших времен до наших дней [124].

Среди ученых-кавказоведов второй половины XX в. следует отметить Б.А. Калоева и его труд «Осетины»[76]. Центральное место в монографии уделяется материальной, духовной и религиозной культуре осетин.

Среди современных исследователей следует особо отметить Ю.Ю. Карпова и его труд «Женское пространство в культуре народов Кавказа» [78], в котором сделана попытка комплексного исследования положения кавказских женщин во всех социальных и религиозных сферах.

В работе проводятся параллели по народам Кавказа. При этом используются работы: Мижаев М.И. «Мифологическая и обрядовая поэзия адыгов» [97], сборники статей об адыге, их быте, физическом развитии и болезнях [50]; под редакцией Гарданова В.К. - об адыгах, балкарцах и карачаевцах [51]. Книга Гаджиевой С.Ш. об аталычестве и побратимстве в

Дагестане [62]; о Грузии пишет Жузе П. [73], Ковалевский Б.Е. [82]; об Армении - Ерицов А.Д. [72]; о Кабарде - Крупнов Е.И. [87] и т.д.

Источииковую базу исследования составляют, прежде всего, письменные свидетельства Псевдо-Гиппократа [31], Помпея Трога [30], Гиппократа [11], Диодора Сицилийского [14], «Описание племен» Стефана Византийского [34]. Бесценным источником является «История» Геродота [10], которая содержит основные свидетельства о многих народах древности, и благодаря которой известия о них дошли до наших дней.

Источииковую базу исследования составляет, несомненно, упомянутый нами выше Нартовский эпос [26], который является вершиной народной культуры скифской древности и аланского средневековья, и истоки которого восходят к эпохе арийской общности. Сказания о героях Нартах в художественной образной форме отразили огромный период в жизни народа — от родового строя и военной демократии до катастрофы XIII - XIV вв. Нарты -поэтический псевдоним самих создателей эпоса, запечатлевших в героических сказаниях мифологию, общественные отношения и мировоззрение народа на разных этапах его истории. Самые выдающиеся Нартовские герои — Урузмаг, Хамыц, Сослан, Батраз, Ацамаз, Тотраз, Айсана. Великая женщина, мудрая ведунья и хозяйка, мать народа - Сатана, жена Урузмага. Хитрец, проказник, мастер подвохов, но и незаменимый советчик и помощник Нартов — Сырдон.

В оценке каждого из своих героев эпос исходит из строгих правил рыцарской этики. Главными качествами мужчины-воина считались храбрость в сражении, воздержанность в пище и уважение к женщине.

Нартовский эпос хранит многие сюжеты, совпадающие с описаниями скифского и аланского быта, названия стран и народов, с которыми были знакомы предки осетин. Сказания о Нартах стали хранилищем древней культуры, энциклопедией образов, сохранивших народную память о великих героях и событиях прошлого.

Источииковую базу исследования составили также и теоретические достижения современной исторической науки, а также этнографические и археологические данные, т.к. «независимо от того, носило ли общество сословный характер или нет, инвентарь отражает не только и не столько имущественное положение умершего, сколько социальное» [218,с. 108].

Наряду с письменными свидетельствами основными источниками являются археологические материалы. О них, как историческом источнике, написано немало [53, 55, 98, 113 и др.]. Важность археологических данных подчеркивает то обстоятельство, что они являются реальными остатками, поступающими в распоряжение исследователя, в то время как письменные источники - продукт третьей стороны с иными, чем у номадов, этническими и социальными представлениями [65, с. 12]. По этой причине некоторые исследователи отдают предпочтение археологическим источникам. Д. Браунд, например, пишет: «Терминология античного мира должна стоять на втором плане, за данными вещественных источников, потому что когда мы переходим из греко-римского мира на земли сарматов, мы переходим из исторического времени в доисторическое. А в доисторическом времени нашим путеводителем должна быть археология» [157, с. 173].

В реконструкции социальной истории использование археологических материалов основывается на двух допущениях: 1 Общественное положение погребенного полностью отражается в поведении членов социума во время организации похоронной церемонии; 2)погребальная процедура зависит от количественного и качественного состава лиц, признающих наличие общественных или семейно-родственных связей с умершим [53, с.5]. При этом, как признают сами археологи, на современном этапе развития науки уровень разработок распознания социальной структуры древних обществ «не может быть выше стадии первого приближения к истине»[55, с.46]. То же самое можно сказать об использовании данных археологии в реконструкции этнических процессов.

При проведении параллелей по кавказским народам источниками послужили: труд Андреева А.П., в котором повествуется о быте дагестанских народов [1]; из сообщений о Грузии особо следует упомянуть царевича Вахушти [5], Берзенова Н.Г. [3], епископа Гавриила [7], Джанашвили М.Г. [13]. Народы Кавказа освещены в трудах Галонтифонтибуса И.[8], Леонтовича Ф.Е.

23]. Об абхазском обществе труд Векуа Л. [6], о черкесах - Хан-Гирей [38] и Т.д.

Практическая значимость работы. Исследования социального статуса женщины имеют не только научно-теоретическое, но и практическое значение, поскольку они напрямую связаны с вопросами духовной культуры и принципами межличностных отношений в современном осетинском социуме. Приведенный материал и выводы нашли отражение в научных статьях автора. Они могут представлять практический интерес для историков, этнологов, преподавателей школ и других учебных заведений, интересующихся проблемами истории народов Кавказа. Также они могут быть использованы как в научных исследованиях по широкому кругу проблем, так и в учебном процессе при чтении лекций, проведении спецкурсов в высших гуманитарных и педагогических учебных заведениях.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые в осетиноведении в результате обобщения значительных исторических, археологических, этнографических и культурных материалов, сосредоточенных в различных источниках, а также накопленных предшествующими учеными знаний автором предпринята попытка комплексного историко-этнографического исследования места и роли женщин в общественном и семейном быту осетин и их предков. При этом стереотипы и трансформации социальных отношений рассматриваются сквозь призму производственных, политических, экологических, географических, биологических, религиозных, правовых, ментальных факторов.

Поскольку в патриархальном обществе положение женщин носит проблемный характер, автором прослеживаются деструктивные и положительные процессы, влиявшие на трансформацию или консервацию данного феномена.

Территориальные н хронологические рамки исследования охватывают период от появления скифов на исторической арене (конец VIII в. до н.э.) до присоединения Осетии к России (конец XVIII в. н.э.). Этот временной срез включает последовательную смену на Северном Кавказе скифов сарматами, которых, в свою очередь, сменили аланы. Сыгравшие свою роковую роль в истории, татаро-монголы вытеснили остатки алан с равнин в горы, где хоть и в тяжелых условиях, но аланскому народу удалось не просто выжить, но и сохранить свою культуру. Правда, отныне они именуются не аланами, а осетинами.

Внутренней гранью в данном исследовании является трансформация положения женщины у предков осетин, отголоски которой сказались в последствии на социальном положении осетинок.

Апробация работы. Основные положения и выводы исследования излагались на заседании кафедры древнего мира и средних веков СОГУ. Идеи и выводы, представленные в настоящем исследовании, высказывались на страницах печати. С материалами диссертации соискатель выступил на различных семинарах и совещаниях по актуальным проблемам отечественной истории.

Структура исследования. Поставленные автором цель и задачи исследования определили структуру работы. Она состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы, списка сокращений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Булах, Анна Михайловна

Заключение

Исследование социального статуса женщины в традиционном обществе осетин и их ираноязычных предков показало:

1. В скифском обществе женщины занимали высокое положение, что нашло свое отражение в этикете скифов, в их пантеоне божеств. Изначально скифский пантеон состоял преимущественно из божеств женского пола во главе с матерью-прародительницей. Служителями культа были жрицы-девственницы. В результате развития скифского общества богини-женщины вытеснялись богами-мужчинами, а служительницы культа сменялись жрецами - женоподобными энареями, хотя за женщинами, вполне вероятно, сохранялись функции исполнительниц некоторых домашних культов.

Женщины длительное время играли важную общественно-политическую роль в жизни скифского общества. Известны факты, когда во главе скифов стояли женщины-царицы (Томирис, Амага, Зарина и т.д.). Со временем прослеживается падение социального статуса скифянок, о чем свидетельствуют следующие факторы:

- многоженство, распространенное не только у знати, но и у рядовых скифов;

- левират, согласно которому женщина, оставшаяся вдовой, могла выбрать нового мужа среди ближайших родственников умершего (например, сын Ариапифа царь Скил вместе с властью унаследовал от отца молодую жену);

- появление института энарейства;

- замена в пантеоне женских божеств мужскими.

Основная причина всех этих процессов — имущественное расслоение скифского общества, влияние греческой цивилизации. Семейные обычаи скифов известны меньше, чем воинские. Скифские семьи традиционно были небольшими и чаще всего включали родителей и детей.

2. Особенностью социальной структуры савроматов, сменивших скифов на исторической арене, было более высокое положение женщин, активное

143 участие последних в общественной жизни и военных действиях. Как и скифянки, савроматские женщины могли возглавлять племена и исполнять жреческие функции. Ученые полагают, что савроматский род был материнским, и счет родства на этапе разложения родового строя велся еще по женской линии. Впоследствии, когда на основе савроматских племен возникли новые сарматские союзы, упрочились патриархальные отношения. Однако и у сарматов женщины имели высокий социальный статус и активно участвовали как в политической, так и в общественной жизни. В эпоху завоевания Европейской Скифии сарматы представляли собой народ-войско. Все свободные члены общества, включая женщин, были воинами. Из европейских народов только сарматы дают уникальный исторический пример почти поголовного участия членов социума в войнах.

3. В аланском обществе отмечается снижение социальной роли женщин. Однако действенной формой опосредованного их политического влияния являлись династические браки. Аланы умело пользовались матримониальными связями. Династические браки и дипломатические отношения связывали царей Алании с правителями Византии (Мария Аланская), Армении (царевна Сатиник), Иберии (Русудан - тетка царицы Тамары) и других стран.

4. У потомков алан - осетин наблюдается двойственность положения женщины: с одной стороны - юридическая бесправность, с другой — высокий авторитет и большой моральный вес, которые она имела как в семье, так и в обществе. В наследство от предков им достались: а) от скифов:

- традиция многоженства, левират, сорорат, минорат и элементы поведенческого этикета, согласно которому женщина зачастую занимала правую - почетную сторону относительно мужчины. Это отражалось как в повседневном быту, так и в танце;

- отголоском матрилинейности родства являлся институт мидагмой, при котором дети считались принадлежащими к роду жены; б) от сарматов:

- обычай, по которому жених платит выкуп за невесту (калым); авункулат, согласно которому брат матери считался самым «главным» родственником (унаследован осетинами от савроматов с тех времен, когда родство велось по материнской линии);

- целый ряд религиозных обрядов справляются только женщинами;

В пантеоне осетин нет женских божеств за исключением Мады Майрам -христианизированной языческой богини, которая, однако, сочетает в себе черты иранских религиозных традиций.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Булах, Анна Михайловна, 2005 год

1. Андреев А. П. По дебрям Дагестана //- ИВ. 1899. -№ 10-12.

2. Баранов Е. Суеверие осетин // ТВ. - 1896. - № 82.

3. Берзенов Н.Г. Грузинские гадальщицы // Кавказ. -1853. -№ 56.

4. Борисович Кл. Черты нравов православных осетин и ингушей Северного Кавказа // ЭО. -1899. -№ 1-2.

5. Вахушти Царевич. География Грузии // ЗКОИРГО. -1904. -Кн. XXIV, вып.У. -241с.

6. Векуа А. Из жизни и обычаев абхазцев // Закавказье. -1912. -№ 133.

7. Гавриил, сиискои. Сванетия и Мингрелия // Правосл. обозр. -1874. -№10, 11.

8. Галонифонтибус И. Сведения о народах Кавказа (1404)/Из сочинения «Книга познания мира». Баку. - 1980.

9. Гатиев Б. Суеверия и предрассудки у осетин // ССКГ. -Тифлис. -1876.

10. Геродот. История в девяти книгах / Пер. и прим. Стратановского Г.А. -Л.: Наука, 1972. 300 с. с илл.

11. И. Гиппократ //-ВДИ. -1947. -№2.

12. Гордеев Г. Письма из Осетии // Санкт-Петербургские ведомости. -1830. -№ 29.

13. Джанашвили М.Г. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России. Поэма «Алгузиани»// СМОМПК. -Тифлис. -1897. Вып. XXII.-206 с.

14. Диодор Сицилийский // ВДИ. - 1947. - № 4.

15. Зичи Е. Путешествие по Кавказу и Центральной Азии / Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII- XIX вв.) // СОНИИ.- Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное изд-во, 1967. 320 с.

16. И. С. Осетины // Сев. Кавказ. -1883. -№ 23.

17. Иванов А.И. История монголов (Юнь-Ши) об асах-аланах // ХВ. -СПб.-1914. Т.Н, вып.З

18. Из осетинского фольклора. Песни далеких лет / Пер. Гребнева Н.- Орджоникидзе, 1960. 228 с.

19. Иосафат Барбаро. Путешествие в Тану// БИП. -Спб. -1836. Т.1, отд. I.

20. Каргинов С. Кровная месть у осетин // СМОМПК. -Тифлис. -1915. Вып.44.-42 с.

21. Лаврентьев А.И. Статистическое описание Кутаисского генерал-губернаторства. СПб., 1858.

22. Латышев В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе // ВДИ. 1947, № 1-4; 1948, № 1-3; 1949, № 1-4; 1952, № 2

23. Леонтович Ф.Е. Адаты кавказских горцев: Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса, т.1, 1882, - 437с.; т.2, 1883,-396 с.

24. Лиахвели Г. Осетинская женщина // Юрид. Обозр. -1885. -№ 202.

25. Мачабели М.В. Экономический быт государственных крестьян Тионетского уезда / Материалы по изуч. экономич. быта гос. крестьян Закавказского края. -Тифлис, 1887. Т. 5.

26. Нарты. Эпос осетинского народа. М.: Изд-во АНСССР, 1957.

27. Осетины во II половине XVIII века по наблюдениям путешественника Штедера. Орджоникидзе, 1940. - 60 с.28.0сетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII XIX вв.) / Сост. Б.А. Калоев. - Орджоникидзе: Севосгиз, 1968. - 319 с.

28. Пантюхов И.И. О народной медицине Рионской долины // Мед. сб., изд. Кавказским мед. о-вом. -1868. -№ 6.

29. Помпеи Трог // ВДИ. -1954. -№ 2.

30. Псевдо-Гиппократ// ВДИ. -1947. -№ 2.

31. Пфаф В. Народное право осетин // ССК. -Тифлис. -1871, т. 1; 1872, т.2.

32. Россикова А.Е. В горах и ущельях Куртатии и истоков реки Терека //- ЗКОИРГО. -1894. Кн. 16.

33. Стефан Византийский. Описание племен // ВДИ. -1948. -№ 3.

34. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. -Спб.-1884. Т.1-Н.

35. Тхостов И. Знахари и знахарки Осетии // Кавказ. -1868. -№ 85.

36. Тхостов И. Из заметок о тагаурцах // ТВ. -1869. -№ 28.

37. Хан-Гирей. Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов // Русский вестник. -1842. -№ 1.

38. Хрестоматия но истории осетинского народа (с древнейших времен до 1877 г.) / Составитель М.П.Санакоев. Цхинвал, 1993. Т.1. - 413 с.

39. Чурсин Г.Ф. Осетины. Юго Осетия / Материалы по изучению Грузии. -Тифлис, 1913.

40. Шанаев Г. Из осетинских сказаний о нартах // ССКГ. -1876. Вып.IX , отд. II.

41. Шанаев Дж. Свадьба у северных осетин // ССКГ. -1870. Вып. 4.

42. Шёгрен A.M. Религиозные обряды осетин и ингушей и их соплеменников при разных случаях // Газ. «Кавказ». -1846. -№ 28. - 32 с.

43. Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «Historiae PHILIPPICAE»//- ВДИ. -1954. -№ 2. С. 29-45.2.Книги

44. Абаев В.И. Нартовский эпос осетин. Избранные сочинения. Владикавказ, 1990. Т.1. -242 с.

45. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. М.-Л.: АНСССР, 1949. Т.1. -256 с.

46. Абаев В.И. Скифо-европейские изоглоссы. На стыке Востока и Запада. -М.: Наука, 1965.- 168 с.

47. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. -М.-Л.: АНСССР, 1958, т.1,-655с.; Л., 1973, т.2, -448 с.

48. Агбунов М.В. Путешествие в загадочную Скифию. М.: Наука, 1989.- 191с., 31 илл.

49. Адыге, их быт, физическое развитие и болезни : Сб. статей под ред. проф. К.Р. Мирам. Ростов -на-Дону, 1930. - 103 с. с илл.

50. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII

51. XIX вв. / Под ред. В. К. Гарданова. Нальчик, 1974. - 264 с.

52. Айслер Р. Чаша и клинок. М.: Древо жизни, 1993. - 288 с. (Пер. с англ.)

53. Акшнсв К.А. Социальная стратификация сакского общества в У1-1У вв. до н. э./ Археологические памятники на Великом шелковом пути. Алматы, 1993.- 198 с.

54. Аланы: Западная Европа и Византия / Отв. ред. В.Х. Тменов.- Владикавказ: СОИГИ, 1992. 205 с. с илл.

55. Анфимов Н.В. Древние поселения Прикубанья. -Краснодар, 1953.

56. Артамонов М.И. Киммерийцы и скифы (от появления на исторической арене до конца IV в. до н.э.). Л.: Изд- во Ленинградского ун-та, 1974.- 156 с.

57. Биджелов Б.Х. Социальная сущность религиозных верований осетин.- Владикавказ: Ир, 1992 . 182 с.

58. Ванеев З.Н. Из истории родового быта в Юго-Осетии. -Тбилиси: АН Грузии. Юго-Осет. НИИ. 1955.- 101 с.

59. Ванеев З.Н. Избранные работы по истории осетинского народа. -Цхинвали: Ирыстон, 1989. Т.1.-418 с. с илл.

60. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. -М.: Наука, 1990. 335 с.

61. Виноградов В.Б. Центральный и Северо-Восточный Кавказ в скифское время (УП-1У вв. до н.э.). Вопросы политической истории, эволюции культур и этногенеза. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1972. -389 с.

62. Гаджиева С.Ш. Аталычество и побратимство в Дагестане. XVIII -начало XX в. -Махачкала, 1995. 226 с.

63. Гакстгаузен А. Закавказский край: Заметки о семейной и общественной жизни и отношениях народов, обитающих между Черным и Каспийским морями. Путевые впечатления и воспоминания барона Августа фон — Гакстгаузена. -СПб., 1857. Ч.П.

64. Григорьев В.В. О скифском народе саках. СПб., 1871.

65. Гутнов Ф.Х. Ранние скифы: проблемы социальной истории: Учебное пособие; Сев.-Осет. гос. ун-т. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2002. -144 с.

66. Далгат Б. Материалы по обычному праву ингушей // Изв. Ингуш. НИИ.- Владикавказ, 1929. Вып. 2. 60 с.

67. Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. Тексты. Перевод. Комментарии. М.: Наука, 1982. -455 с.

68. Дубровин Н.Ф. Осетины. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1871. T.I, кн. I.

69. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М.: Наука, 1976. - 276 с.

70. Ельницкий JI.A. Знания древних о северных странах. М.: Наука, 1961.- 194 с.

71. Ельницкий JI.A. Скифия евразийских степей. Новосибирск : Наука,1977.-256 с.

72. Ерицов А.Д. Историческое и современное положение армянской женщины в связи с нравственностью армян. Тифлис, 1874.

73. Жузе П. Грузия в XVII столетии по изображению патриарха Макария. -Казань, 1905.

74. Золотарев A.M. Родовой строй и первобытная мифология. М.: Наука, 1964. -328 с.

75. Иванов В.Г. История этики древнего мира. JL: Изд-во Ленинградскогоун-та, 1980. -224 с.

76. Калоев Б.А. Осетины. М.: Наука, 1971. - 357 с.

77. Кануков И. В осетинском ауле. Сочинения. Орджоникидзе: Ир, 1963. -368 с.

78. Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа.- СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001.-416 с.

79. Кнышенко Ю.В. История первобытного общества и основы этнографии. Ростов-на Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1965.- 440с. с илл.

80. Кобылина М.М. Античная культура Северного Причерноморья.-М.: Наука, 1972.-33 с.

81. Ковалевская В.Б. Конь и всадник. Пути и судьбы. М.: Наука, 1977.- 152 с. с илл.

82. Ковалевский Б.Е. Страна снегов и башен: Очерки сванскойкультуры. Л.: Наука, 1930. - 213 с. с илл.

83. Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон. Обычноеправо осетин в историко-сравнительном освещении. М., 1886. Т. 1-2. -410с.

84. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. Т.П.

85. Козаев П.К. Аланы-арии: происхождение и древнейший периодистории. Владикавказ: Проект-Пресс, 2000. — 348 с.

86. Косвен М.О. Матриархат (история проблемы).//АНСССР. М.- Л., 1948. -330с.

87. Крупное Е.И. Древняя история и культура Кабарды. М.: изд-во1. АНСССР.- 176 с.

88. Крупное Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М.: изд-во1. АНСССР, 1960.-520 с.

89. Кубалов А. Афхардти Хасана. ЛЕфхсердти Хгесаназ. Стариннаялегенда. Цхинвал : Ирыстон, 1973. - 23 с.

90. Кузнецов В.А. Нартский эпос и некоторые вопросы историиосетинского народа. Орджоникидзе: Ир, 1980. - 136 с.

91. Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе : Ир, 1968.-567 с. с илл.

92. Магометов А.Х. Общественный строй и быт осетин (ХУН-Х1Х вв.).- Орджоникидзе: Ир, 1974.-367 с.

93. Макалатия С.И. Хевсурети. Историко-этнографический очеркдореволюционного быта хевсуров. Тбилиси: Грузинское краевед, о-во, 1940.-224 с. с илл.

94. Максименко В.Е. Савроматы и сарматы на Нижнем Дону. Ростов-на1. Дону, 1983. 223 с. с илл.

95. Массон В.М. Экономика и социальный строй древних обществ (всвете данных археологии). Л.: Наука, 1976. - 189 с.

96. Махарадзе Ф. Сванетия. -Тифлис, 1925. — 54 с.

97. Мижаев М.И. Мифологическая и обрядовая поэзия адыгов. Черкесск:

98. Карачаево-Черкесское отд-е Ставроп. кн. изд. 1973. -207 с.

99. Миллер В.Ф. Археологические экскурсии. Терская область.

100. Материалы по археологии Кавказа). М., 1888. Вып. I. - 134 с. с илл.

101. Миллер В.Ф. В горах Осетии. //Сост. Т.А. Хамицаева. Владикавказ:1. Алания, 1998.-518 с.

102. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. Владикавказ, 1992. 649 с.

103. Мисиков М.А. Материалы для антропологии осетин. Одесса, 1916.- 208 с. с илл.

104. Морган Л.Г. Древнее общество. Л.: Наука, 1934. - 186 с.

105. Мурзин В.Ю. Происхождение скифов: основные этапыформирования скифского этноса. Киев: Наукова думка, 1990. — 88 с.

106. Мусаева М.К. Хваршины. XIX нач. XX в. - Махачкала, 1995. - 69 с.

107. Осетинские народные сказания // ССКГ. 1870. Вып.З. Зап. Дж. Шанаев. 134 с.

108. От скифов до осетин. Материалы по осетиноведению. - М.: Наука, 1994. Вып. I.-128 с.

109. Очерки по истории СССР (IX-XV вв.). Под. ред. Б.Д. Грекова. Т.З,ч. 1.-М.: Наука, 1953.-984 с. с илл.

110. Памятники обычного права Дагестана XVII — XIX вв.: Арх.материалы. М.: Наука, 1965. - 186 с.

111. Першиц А.И., Монгайт А.Л., Алексеев В.П. Историяпервобытного общества. М.: Высшая школа, 1968. - 207 с.

112. Покровский Е.А. Физическое воспитание детей у разных народов,преимущественно России. // Материалы для медико-антропологического исследования Е.А. Покровского. М., 1884. -380с.

113. Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. // АНСССР.

114. Инст-т этнографии им. Миклухо-Маклая: Наука, Ленинградское отд-е, 1988. -223 с.

115. Раевский Д.С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. М.: Наука,1977.-215 с.

116. Ростовцев M.K. Эллинство и иранство на юге России. Общийочерк. Пг.: Огни, 1918. - 190 с.

117. Ростовцев М.К. Скифия и Боспор. Критическое обозрениепамятников литературных и археологических. Пг.: изд-во Российской академии истории материальной культуры, 1925. -621 с.

118. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. //АНСССР. М.: Наука,- 606 с.

119. Самурский (Эфендиев) Н. Дагестан. -M.-JL, 1925. 149 с. с илл.

120. Семенов-Зусер С. Родовая организация у скифов Геродота.//

121. Известия ГАИМК, 1931. Т.9, вып. 1. -36 с.

122. Скрижинская М.В. Скифия глазами эллинов. //Серия «Античнаябиблиотека». Раздел «Исследования». СПб.: Алетейя, 1998.- 296 с. с илл.

123. Смирнов А.П. Скифы. М.: Наука, 1966. - 200 с. с илл.

124. Смирнов К.Ф. Савроматы. Ранняя история и культура сарматов. М.:1. Наука, 1969. -379 с.

125. Смирнов К.Ф. Сарматы на Илеке. М.: Наука, 1975. — 176 с.

126. Смирнов К.Ф. Сарматы и утверждение их политического господствав Скифии. М.:Наука, 1984. - 184 с.

127. Социальная дифференциация общества (поиски археологических критериев). М.: Наука, 1993. - 93 с. с илл.

128. Техов Б.В. Скифы и Центральный Кавказ в VII VI вв. до н.э. (По материалам Тлийского могильника). - М.: Наука, 1980. - 128 с.

129. Тгиенов В.Х., Бесолова Е.Б., Гонобоблев E.H. Религиозные воззрения Осетин (история религии в истории народа): Хрестоматия.- Владикавказ, 2000. 503 е.: ил.

130. Тредьяковский В.К. Сочинения. 1849. СПб. Т.З. - 84 с.

131. Хазанов A.M. Очерки военного дела сарматов. М.: Наука, 1971.- 171 с.

132. Хазанов A.M. Социальная история скифов. М.: Наука, 1975. - 344 с.

133. Хстагуров К.Л. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Наука, 1961.

134. Храпунов И.Н. Очерки этнической истории Крыма в раннем железном веке. Тавры. Скифы. Сарматы. // Крымское отделение инст-та востоковедения им. А.Е. Крымского, HAH Украины. Симферополь, 1995. - 164 с.

135. Цагараев В.А. Золотая яблоня нартов: История, мифология, искусство, семантика. Владикавказ: Республиканское издательско-полиграфическое предприятие им. В.А. Гассиева, 2000. - 300 с.

136. Чибиров Л.А. Народный земледельческий календарь осетин. Цхинвали: Ирыстон, 1976. - 281 с. с илл.

137. Чибиров Л.А. Древнейшие пласты духовной культуры осетин.- Цхинвали: Ирыстон, 1984. 217 с.

138. Чиковани М.Я. Народный грузинский эпос о прикованном Амирани. -М.: Наука, 1966.-328 с.

139. Чочнев А.Р. Очерки истории социальной культуры осетин.- Цхинвали: Ирыстон, 1985. 154 с.

140. Яновский А. Осетия. Обозрение российских владений за Кавказом.- Спб., 1836,ч. II.3. Статьи

141. Абаев В.И. Нартовский эпос // В кн.: Известия ОСНИИ, т.Х.

142. Дзауджикау. 1945. -С.54-78.

143. Абаев В.И. Среднеазиатский политический термин «афсин». //- ВДИ. 1959. - № 2. - С. 112-116.

144. Абаев В.И. Дохристианская религия алан. // XXV Международный конгресс востоковедов. М. - 1960. - 19 с. (отд. отт.)

145. Абаев В.И. О родовых отношениях и терминах родства у осетин.// Энгельс и языкознание. М. - 1972. - С. 233-242.

146. Абрамян Л.А. Мир мужчин и мир женщин : расхождение и встреча.

147. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. Санкт-Петербург: Наука. - С. 188-216.

148. Абубикирова Н.И. Что такое "гендер"? // ОНС. - 1996. - № 6. -С. 14-21.

149. Алексеев А.Ю. Периодизация истории Европейской Скифии: традиция и современное состояние. // ПА. - Вып.4. - 1998. - С. 16-29.

150. Алхазов И. Краткий исторический очерк врачебного дела в Грузии.//-КВ. 1901.-№9.

151. Ан Б. О. О пережитках родовой религии шапсугов. // В кн.: Религ. пережитки у черкесов-шапсугов. М., 1940. - С.44-58.

152. Апарин А. Амазонки на Кавказе. Сказания и предания. // КВ. -1901. -№12; 1902. -№ 1-5.

153. Арсеньев В.Р. О воспроизводстве стереотипов полоролевого поведения бамбара. //Этнические стереотипы мужского и женского поведения. Санкт-Петербург: Наука. - С. 219-238.

154. Артамонов М.И. Антропоморфные божества в религии скифов // АС, Скифо-сарматское время. J1.: Изд-во гос-го эрмитажа. - 1961.- Вып.2. С. 57-87.

155. Артамонов М.И. Скифское царство.// СА. - 1972. - №3. - С.27-36.

156. Артамонов М.И. Киммерийцы и скифы в Азии // Первобытная археология Сибири. Сб. статей: Наука, Ленинградское отд-е. 1975. -С. 167-194.

157. Аутлев П.У. Новые материалы по религии адыгов // Учен. зап. Адыг. НИИ. Майкоп, 1965. Т. 4: История и этнография.

158. Афанасьев Г.Е. Дохристианские религиозные воззрения алан (по материалам амулетов могильника Мокрая балка). // СЭ. - 1976. - № 1. - С.125-130.

159. Бабич И.Л. Женщины и миротворчество у кабардинцев // Женщины и свобода: пути выбора в мире традиций и перемен: М., 1994. С. 84-88.

160. Бслицер В.Н. К вопросу о происхождении удмуртов (по материалам женской одежды). // СЭ. - 1947. - № 41. - С.22-47.

161. Берсзин Я.Б. К вопросу о кочевничестве сарматских племен в Центральном Предкавказье (III в. до н.э.- IV в. н.э.) // Археология и вопросы социальной истории Северного Кавказа: Сборник научных трудов. Грозный. - 1984. - С. 119-139.

162. Берзенов Н.Г. Осетинская Сафо. // Закавказский альманах «Зурна».- Тифлис. 1855, май.

163. Берзин Э.О. Некоторые вопросы возникновения раннеклассовых формаций. // Общее и особенное в историческом развитии стран Востока. М. - 1966. - С. 59-74.

164. Браунд Д. «Препарируя сарматов»: прблемы источниковедческой и археологической методологии // ВДИ. - 1994. - № 4. - С.5-17.

165. Ванеев З.Н. О некоторых процессах изменений в семье и семейном быту юго-осетинской колхозной деревни.// ИЮОНИИ. - Вып. VII.- 1955.-С.41-58.

166. Габриэлян Н.М. Пол. Культура. Религия // ОНС. - 1996. - № 6.- С.29-37.

167. Ганина О.Д. О женских захоронениях в парных погребениях скифского времени. // ЗОАО. - Одесса. - 1960. - T.I. - С.31-44.

168. Грабовский Н.Ф. Ингуши: Их жизнь и обычаи // ССКГ. - 1876.- Вып. 9.

169. Граков Б.Н. Пережитки матриархата у сарматов.// ВДИ. - 1947. -№ 3. - С.14-19.

170. Грен А.Н. Краткое изложение основ шариата // ТС. - 1892. - Кн. 2.

171. Давидов И. Оспа у горных осетин // ССТО. - 1878. - Вып. 1.

172. Дзиговский А.Н. Социальная структура сарматского общества (по данным погребального обряда)// Одесский Гос. Ун-тет им. И.И. Мечникова. Записки исторического ф-та. Одесса, 1997, Вып.5.-С. 24-30.

173. Дмитриев Н. Переход через Рокский и Мамисонский перевалы //- СМОМПК. 1894. - Вып. 20.

174. Дударев СЛ. Социальный аспект раннего этапа освоения железа на

175. Центральном Предкавказье и в бассейне р. Терека (IX- VII вв. до н.э.) //Археология и вопросы социальной истории Северного Кавказа: Сборник научных трудов. Грозный, 1984. С. 56-83.

176. Елагина II.Г. О родоплеменной структуре скифского общества по материалам четвертой книги Геродота. // СЭ. - 1963. - №3. - С. 19-47.

177. Ельницкий JI.A. Из истории древнескифских культов. // СА. — 1960.- №4. С. 46-55.

178. Ждановский A.M. Некоторые аспекты социально-политической истории племен Прикубанья в I-III вв. н.э. // Археология и вопросы социальной истории Северного Кавказа: Сборник научных трудов. Грозный, 1984.-С. 112-131.

179. Железчиков Б.Ф. Экология и некоторые вопросы хозяйственной деятельности сарматов Южного Приуралья и Заволжья в VI в. до н.э. — I в. н.э.// История и культура сарматов. Изд-во Саратовского ун-та.- 1983. С.48-60.

180. Иванеско А.Е. Вооружение нартов. // ДА. - 1998. - № 1. - С. 16-23.

181. Иванчик А.И. К истолкованию сообщения Полиэна о киммерийцах//Кавказ и цивилизации Древнего Востока: Материалы всесоюз. науч. конференции. Орджоникидзе: Ир, 1989. 116 с.

182. Ильинская В.А. Скифские курганы около г. Борисполя. // СА. - 1966. -№3.- С. 21-40.

183. Ионов И.Н. Женщины и власть в России: история и перспективы //- ОНС. 2000. - № 4. - С.29-42.

184. Калоев Б.А. Агулы (Историко-этнографический очерк) // КЭС. - М.-Л.- 1962. - Вып. 3.- 109 с.

185. Канукова З.В. Тендерные аспекты в культуре полиэтнического города (Владикавказ в XIX начале XX веков) // Тендер: язык, культура, коммуникации. Материалы I международной конференции. Ноябрь, 1999. - С. 46-54.

186. Кардини Ф. Иранские народы и средневековое рыцарство. // Дарьял.- 1992. № 3. - С.20-37.

187. Кокиев С. Записки о быте осетин. // В кн.: Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском этнографическом музее. М.- 1885.-Вып. I.-C. 67-112.

188. Колпаков Е.М. Проблема специфичности понятия «археологические источники» // В кн.: Категории исторических наук. Л., 1988.- С.61-68.

189. Косвен М.О. Амазонки.// СЭ. -1947. - № 2-3.

190. Крупное Е.И. Об этногенезе осетин и других народов Северного Кавказа. //Против вульгаризации марксизма в археологии. -М. 1953.- СЛ 41-165

191. Крупнов Е.И. О происхождении и датировке кобанской культуры. //- CA. 1957. - № 1. - С.56-82.

192. Кузнецов В.А. Некоторые вопросы этногенеза осетин по данным средневековой археологии. // В кн.: Происхождение осетинского народа. Орджоникидзе, 1967. С.96-114.

193. Кулов К.Д. Матриархат в Осетии. // ИСОНИИ. - Орджоникидзе. - 1935. -T. VIII.-75 с.

194. Лавров Д.Я. Заметки об Осетии и осетинах. // ТВ. - 1875. - №3.

195. Лукьяшенко С.И. Дон и Приазовье в античной мифологии. //- Богатый колодезь. Ростов-на-Дону. -1991. вып. 1. — С.7-11.

196. Люлье Л.Я. Верования, религиозные обряды и предрассудки у черкесов // Дубровин Н. Черкесы (адыге). Нальчик. - 1991. - С.89-94.

197. Люлье Л.Я. Учреждения и народные обычаи шапсугов и натухайцев // Дубровин Н. Черкесы (адыге). — Нальчик. — 1991. — С. 115-119.

198. Максименко В.И., Скрипник Т. Амазонки: по следам легенды. // Богатый колодезь. - Ростов-на-Дону. - 1991, вып.1. - С.26-32.

199. Мафедзев С.М. Статусы мальчиков и девочек, мужчин и женщин и их роль в нравственном воспитании // Актуальные проблемы феодальной Кабарды и Балкарии. Нальчик, 1992. -С.128-140

200. Меретуков М.А. Об одном пережитке матриархата в семейном быту адыгов. // Учен. зап. Адыг. НИИ. Майкоп, 1968. Т. 8: Этнография.- С. 156-164.

201. Минаева Т.М. Золотоордынский город Маджар. // Материалы по изучению Ставропольского края. Ставрополь, 1953. Вып.5. С. 131-157.

202. Мирошина Т.В. Амазонки у сарматов и проблема матриархата.// Проблемы скифо-сарматской археологии. НА, М.: Наука, 1990.- С.159-176.

203. Митина О.В. Женское тендерное поведение в социальном и кросскультурном аспектах // ОНС. - 1999. - № 3. - С. 11-18.

204. Мотов Ю.А. Нарты, «берсеркры», «бцри», шаманы (О мужчинах, пляшущих симд).// Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. Мат-лы международной конференции. СПб., 1996. - 202 с.

205. Ольховский B.C. Погребальная обрядность и социологическая реконструкция // РА. - 1995. - № 2. - С.26-34.

206. Пето А. Заметки по женской истории: нетрадиционные феминистки. Сб. научн. ст. / Под ред. Е. Гаповой, У. Усмановой, А. Пето. Минск : ЕГУ, 2002.-416 с.

207. Плетнева С.А. Закономерности развития кочевнических обществ в эпоху средневековья. // ВН. - 1981. - № 6. -С.29-35.

208. Прохорова Т.А. Некоторые аспекты идеологии сармато-алан (По материалам кургана 10 Кобяковского могильника).// ВДИ. -1994. -№ 4. -С. 174-182.

209. Пушкарева H.JI. Тендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы // ВН. - 1998. - № 6. - С. 17-21.

210. Пчелина Е.Г. Дом и усадьба в нагорной полосе Юго-Осетии // Учен, зап. Ин-таэтнич. и нац. Культур народов Востока. М., 1930. Т.2. -52 с.

211. Пчелина Е.Г. Родильные обычаи у осетин. // СЭ. -1937. -№ 4. -С 17-20.

212. Пчелинцева Н.Д., Соловьева JI.T. Дифференциация материнских и отцовских ролей в семье народов Кавказа: традиции и современность // Женщины и свобода: пути выбора в мире традиций и перемен. М.,1994. С. 185-198.

213. Раевский Д.С. О культурно-исторических последствиях скифских походов через Кавказ.// Кавказ и цивилизации Древнего Востока: Материалы всесоюзной научной конференции. Орджоникидзе: Ир, 1989.- 116 с.

214. Репина Л.П. Тендерная история: проблемы и методы исследования// -НИИ. -1997. -№ 6. С. 32-40.

215. Репина Л.П. Пол, власть и концепция «разделенных сфер»: от истории женщин к тендерной истории // ОНС. -2000. -№ 4. — С. 12-19.

216. Смирнов А.П. К вопросу о матриархате у сарматов.// Проблемы скифской археологии. ИА,М.: Наука. -1971. С. 188-190.

217. Смирнова Я.С. Семейный быт и общественное положение абхазской женщины (XIX-XX вв.)// -КЭС. -М. -1955. -Вып. 6. С. 31-42.

218. Смирнова Я.С. Роли и статусы женщины в традиционных обществах народов Кавказа // -ЭО. -1997. -№ 4. С.21-28.

219. Сокольский В.В. Архаические формы семейной организации у кавказских горцев. // -Журнал министерства народного просвещения. -1881. -№ 1.

220. Сосиев 3. Станица Черноярская. // -ТС. -1905. -вып.5.

221. Сослани Д. Пшавцы //- НО. -1886. -№ 754, 760, 761.

222. Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа // -КС. -1900. -№21.

223. Такоева Н.Ф. К вопросу о браке и свадебных обрядах у северных осетин в XIX начале XX вв. // КСИЭА. -XXXII. -1959.

224. Тереножкин А.И. Общественный строй скифов. // Скифы и сарматы. Киев. 1977. -С. 3-28.

225. Туганов Э. О религии алан. // Ж. Дарьял, 1992, № 3

226. Тургиев Т.Б. О земледелии у алан. Догунское время. // УЗ СОГПИ. Т.28, вып.2. Общественные и исторические науки. Орджоникидзе. - 1968.-С. 257-274.

227. Усманова А. «Визуальный поворот» и тендерная история».// Сб.научн. ст. Под ред. Е. Гаповой, У. Усмановой, Л. Пето. Минск: ЕГУ. -2002. -С.302-324.

228. Хазанов Л.М. Материнский род у сарматов. // -ВДИ. -1970. -№ 2.-С. 138-148.

229. Хазанов A.M. Характерные черты сарматского военного искусства. // CA. -1970. - № 2. - С.52-63.

230. Худадов H.A. Заметки о Хевсуретии.// ЗКОИРГО. -1890. -Кн. 14, вып. 1.

231. Чукбар А. В глубине народной жизни // Сотрудник Закавказской миссии.-1912. -№2,3,5.

232. Шилов В.П. Калиновский курганный могильник. // МИА. -1959.- № 60.-С. 18-23.

233. Яценко С.А. Сарматские погребальные ритуалы и осетинская этнография. //РА. 1998.-№3.-С.17-23.

234. Словари, энциклопедии, справочники

235. Мифы народов мира. 1997, т.1.

236. Осетия и осетины. Составитель Казбек Челехсаты. Владикавказ-Санкт-Петербург, 1994. 576 с. с ил.5. Диссертации, авторефераты

237. Бунятян Е.П. Рядовое население Скифии в IV-III вв. до н.э.: Автореф. дис. канд. ист. наук / -Киев, 1981.- 24с.

238. Исламов A.A. Пережитки первобытнообщинного (материнско-родового) уклада у чеченцев и ингушей: Автореф. дис. канд. ист. наук/-Тбилиси, 1973. -26с.

239. Куссаева С.С. Археологические памятники Восточной Осетии У1-1Х вв. н.э. /Чми и Балта/ как исторический источник по древней Алании: Дис. канд. ист. наук / -JL, 1953. -326 с.

240. Очиаури Т.Л. Из истории древнейших верований грузин (кадагоба в Хевсурети): Автореф. дис. канд. ист. наук / -Тбилиси, 1950. -24с.

241. Рагимова Б.Р. Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX начала XX века (роль и место в семейной и общественной жизни): Автореф. дис. докт. ист. наук / -Махачкала, 2001. -26с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.