Социокультурная деятельность духовенства Ярославской епархии в конце XIX - начале XX в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Любарец, Алексей Григорьевич

  • Любарец, Алексей Григорьевич
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2011, Ярославль
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 214
Любарец, Алексей Григорьевич. Социокультурная деятельность духовенства Ярославской епархии в конце XIX - начале XX в.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Ярославль. 2011. 214 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Любарец, Алексей Григорьевич

Оглавление

Введение

Глава I. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДУХОВЕНТСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И ЕЕ ОЦЕНКА В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.

§ 1 Законодательство Российской империи о социокультурной

деятельности Русской православной церкви

§ 2 Отражение проблемы включения православного духовенства в социокультурную деятельность в трудах религиозных и светских

мыслителей

§ 3 Освещение социокультурной деятельности духовенства на страницах

газеты «Ярославские епархиальные ведомости»

Глава II. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЯРОСЛАВСКОГО ДУХОВЕНСТВА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В

§ 1 Образовательная и просветительская деятельность

священнослужителей Ярославской епархии

§ 2 Церковная благотворительность в Ярославской епархии

§ 3 Духовенство Ярославской епархии в организации трезвенного

движения и оказании медицинской помощи населению

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социокультурная деятельность духовенства Ярославской епархии в конце XIX - начале XX в.»

Введение

Русская православная церковь - это единственный в России социальный институт, который более тысячи лет сохраняет религиозно-каноническую суть православного христианства, не утратив своей связи с трансформирующимся обществом. Особенно значительными политическими, экономическими и культурно-мировоззренческими изменениями отличался период рубежа XIX - XX вв. Модернизация общества сопровождалась обострением многих социальных проблем, таких как бедность, сиротство и беспризорность, алкоголизм, снижение культурного уровня населения. Разрыв с исторически сложившимися традициями был очень болезненным и характеризовался обострением противоречий общества и власти, усилением социально-экономических противоречий, «сменой вех» в общественном сознании, утратой связи с религиозно-культурной традицией. РПЦ реагировала на эти изменения усилением социальной направленности служения духовенства, пытаясь сохранить свою роль в обществе. В то же время экономические и политические изменения постсоветского периода истории нашей страны привели к обострению многих социальных проблем, таких как безработица, алкоголизм, наркомания, бедность, снижение культурного уровня населения и др. Поэтому опыт РПЦ в социальной работе важен в качестве исторического фундамента для такого рода деятельности в современных условиях.

К сфере социального служения церкви традиционно относят благотворительность, призрение бедных, трезвенное движение, просвещение населения, образование, медицину.

В историографии темы исследования можно выделить 3 этапа, которые в целом совпадают с периодами развития отечественной исторической мысли: дореволюционный (до 1917 г.), советский (1917-1991 гг.), современный (с 1991 г. до наших дней). На каждом из них проводились исследования, посвященные истории церкви в целом, светской и церковной

благотворительности и различными аспектами социокультурной деятельности РПЦ.

Большое значение в изучении истории русского православия имеет «История Русской церкви» митрополита Макария. Он в своем труде всесторонне исследует историю РПЦ с древнейших времен до второй половины XVII в. При рассмотрении истории Русской православной церкви автор уделяет внимание и традициям церковной благотворительности1.

Фундаментальным исследованием по истории РПЦ с древнейших времен до конца правления императора Александра II признан труд известного историка и богослова П.В. Знаменского, созданный в конце XIX -начале XX в. Автор создал довольно реалистичную, правдивую картину разнообразного участия церкви в судьбе России. Он рассматривал

церковную историю в различных аспектах, включая социальное служение

2

духовенства.

В дореволюционной историографии социокультурная деятельность церкви не была обделена вниманием историков. И. Лабутин, Е. Никитин, Г. Ульгорн, В.О. Ключевский утверждали, что существует глубокая связь православного сознания с благотворительностью и нищелюбием. В их работах были раскрыты религиозные и морально-нравственные аспекты социокультурной деятельности духовенства, а также ее практический опыт

з

на протяжении истории Русской православной церкви .

1 Митрополит Макарий. История Русской церкви // www.magister.msk.ru/history/makary.htm

2 Знаменский П.В. История русской церкви. М., 2000.

3 Лабутин И. Характер христианской благотворительности. СПб., 1899; Никитин Е. Христианская благотворительность. М., 1907; Ульгорн Г. Христианская благотворительность в древней церкви. СПб., 1899; Ключевский В.О. Добрые люди Древней Руси. М., 1915.

В центре внимания В.М. Бензина, Е.Д. Максимова, A.A. Папкова была приходская и братская благотворительность. Эти авторы утверждали, что появление православных братств активизировало социокультурную деятельность духовенства, особенно народное образование и просвещение населения. В их работах православным братствам и приходским попечительствам было уделено особое внимание4.

Характерно, что среди тех, кто обращался к теме участия церкви в решении социальных проблем, было немало священнослужителей. Духовный сан имели И. Лабутин, Е. Никитин, A.A. Папков. Их принадлежность к церковной иерархии наложила свой отпечаток на характер изложения материала и оценку целей и задач церковной социокультурной деятельности. Представители духовенства считали, что церковь как одна из главных основ русского общества имеет полное право вести работу во всех сферах общественной жизни, опираясь при этом на сугубо религиозное понимание мира и его насущных проблем. В такой несколько односторонней трактовке темы заключалась специфика исследований церковных историков. В них иногда замалчивались недостатки социокультурной деятельности духовенства или излишне преувеличивались его заслуги.

Светские авторы относились к общественному служению РПЦ более критично, учитывая отрицательные моменты данной стороны церковной жизни. При этом многие аспекты данной стороны церковной жизни по разным причинам не получали в исследованиях должного внимания.

В советский период в официальной идеологии отношение к религии и Русской православной церкви было сугубо отрицательным. Следовательно, любая деятельность священнослужителей, даже общественно полезная, оценивалась, как попытка отвлечь народные массы от насущных проблем и

4 Бензин В.М. Приходские братства на Руси после 1864 г.; Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. СПб., 1894; Папков А. Упадок православного прихода (XVIII-XIX в.). М., 1899.

стремлений. Большинство публикаций носило ярко выраженный антирелигиозный характер. Признанным лидером в этом направлении исторического творчества признавался Е.М. Ярославский, тенденциозные работы которого выходили в 30-е гг. XX в. и ярко свидетельствовали об

5

атеистических взглядах автора .

Схожий характер имели исследования И.Д. Эльвина и Б. Кандидова,

которые освещали в неприглядном свете роль церкви в годы Первой мировой

6

воины .

В труде Н.М. Никольского рассмотрены все периоды истории церкви на Руси от принятия христианства до революции 1917 года. Автор уделил внимание также истории раскола, антирелигиозным, по его мнению, народным движениям, истории сектантства в России. Он отрицательно

7

относился к любым формам церковной деятельности и к религии в целом .

В монографии Е.Ф. Геркулова «Православная церковь - враг просвещения» отстаивалось мнение о том, что целью любой деятельности церкви в Российской империи было препятствование в получении качественного образования представителями народа и насаждение антинаучных религиозных взглядов, мешающих развитию личности и общества в целом8.

В отношении к церкви мало что изменилось и в официальной идеологии периода развитого социализма. В 1970 году выходит работа М.С. Корзуна «Русская православная церковь на службе эксплуататорских классов». Название книги говорит само за себя. Автор относит церковь к

5 Ярославский Е.М. Борьба за преодоление религии. М., 1935. Его же. Против религии и церкви. М., 1932.

6 Кандидов Б. Церковный фронт в годы мировой войны. М., 1929; Эльвин И.Д. Церковь и война. (1914 - 1918). М., 1934.

7 Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1988.

8 Геркулов Е.Ф. Православная церковь - враг просвещения. М., 1962.

общественным институтам, которые должны были снижать классовую напряженность в обществе путем обмана и используя необразованность народа, его пассивность и религиозность. Церковь здесь показана лишь безвольным и бессильным перед властями политическим инструментом, который, по мнению М.С. Корзуна, не мог заниматься какой-либо серьезной

9

самостоятельной деятельностью .

Советская историография обращала очень мало внимания на церковную историю и любые связанные с ней вопросы. От нее трудно было ждать непредвзятости в оценке этого социального института и его роли в русском обществе, так как целью большинства изысканий по истории православия в то время был поиск материалов для антирелигиозной пропаганды. Политическая конъюнктура оказывала зачастую подавляющее влияние на оценку социального служения духовенства, делая многие труды предвзятыми и необъективными.

Изменения в отношении историков к РПЦ произошли лишь в конце 80-х гг. К этому периоду относится несколько работ по истории церкви, в которых она положительно оценивается, в том числе и с точки зрения ее социокультурной деятельности.

Из работ тех лет можно выделить коллективный авторский труд «Русское православие: вехи истории», где впервые позитивно характеризовалось участие церкви в развитии отечественного образования и культуры. К тому же в этой работе уделено значительное внимание именно деятельности церкви в различных сферах общественной жизни10.

Монографии исследователей, эмигрировавших из России в начале XX в., отличались от советских публикаций. В них рассмотрена история РПЦ в целом, уделяя внимание и социальным аспектам служения духовенства.

9 Корзун М.С. Русская православная церковь на службе эксплуататорских классов. М., 1970.

10 Русское православие: вехи истории. М., 1989.

Примером такой работы может служить труд A.B. Карташева «Очерки по истории русской церкви», вышедший в 1959 году в Париже. Он не страдает недостатками советских работ. Историк уделяет внимание в основном истории церковных учреждений и отношениям государства и церкви. Социальное служение духовенства также описано A.B. Карташевым, но довольно бегло за исключением вклада РПЦ в народное образование. Автор довел свое исследование до конца правления императора Павла I, показывая особенности положения церкви при каждом из правителей, начиная со времени крещения Руси11.

И.М. Концевич в своих работах уделял серьезное внимание изучению истории православного монашества на Руси с древнейших времен до начала XX в. Автор попытался раскрыть сущность монастырского старчества, уделил большое внимание описанию внешней хозяйственной и внутренней

духовной жизни православной обители. Изучение истории монастыря

12

Оптина Пустынь занимает значительное место в работах исследователя .

И.К. Смолич в фундаментальном труде «История русской церкви» уделил внимание многим аспектам социального служения духовенства. Однако его оценка этой деятельности во многом односторонняя и характеризуется безусловным стремлением к положительной характеристике всех начинаний духовенства порубежной эпохи. В соблюдении паствой постулатов православия в единстве с усилением влияния церкви во всех сферах жизни общества автор видел рецепт бескризисного развития этого общества13.

11 Карташев A.B. Очерки по истории русской церкви. Т. 1-2. М., 1993.

12 Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях древней Руси. М., 2002. Его же. Оптина Пустынь и ее время. М., 1995.

13 Смолич И.К. История русской церкви. В 9 кн. М., 1996. - Кн. 8. История русской церкви синодального периода 1700-1917 гг. Ч. 2; С. 204-221.

Склонность автора к абсолютизации роли властей и церкви в деле сохранения и преумножения духовно-патриотического состояния общества представляется спорной. В то же время нельзя не признать, что И.К. Смолич приводит большое количество примеров успешной работы духовенства по решению насущных социальных проблем.

На современном этапе развития отечественной исторической науки существует немало работ, посвященных социокультурной деятельности Русской православной церкви. Они различны по географической локализации, по количеству охваченных социальных аспектов, по оценке значения этой деятельности для русского общества. В некоторых публикациях выявляется региональная специфика социального служения церкви.

Д.В. Поспеловский в своих работах рассматривается роль Православной Церкви в истории нашей страны и её взаимоотношения с государством на разных этапах развития. С точки зрения оценки фактов и событий эта книга отличается как от трудов советского периода, так и от современных публикаций по истории церкви. В частности он пытается обосновать необходимость определенных изменений в обрядовости РПЦ в соответствии с духом времени в направлении определенной «демократизации» религии. Большое место в его работах занимает исследование взаимодействия церкви и тоталитарной политической системы в СССР14.

Церковно-государственным отношениям в XVIII - начале XX в. посвящена работа В.А. Федорова. Автор делает вывод о высокой степени подчиненности государственным структурам всех сторон церковной жизни и о создании своего рода «религиозного министерства» в лице Святейшего Синода. По его мнению, даже развитие инициативности РПЦ в различных деятельностных аспектах в порубежную эпоху коренным образом не

14 Поспеловский Д.В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР. М., 1995. Его же. Русская Православная Церковь в XX в. М., 1995.

изменили ситуацию. Церковь продолжала являться выразителем воли государства в духовной сфере15.

В монографиях П.В. Власова и М.В. Фирсова наиболее глубоко и всесторонне прослеживались духовные основы благотворительности, исторические этапы православного попечительства и призрения на фоне становления в целом отечественной социальной работы.

П.В. Власов охарактеризовал особенности благотворительности в целом

и социокультурной деятельности духовенства в частности. Автор проследил

несколько этапов развития церковной благотворительности и считал, что на

рубеже XIX - XX вв. она достигла кульминации своего развития. В то же

время П.В. Власов отводил церкви в благотворительной деятельности место

вдохновителя и не более того. Более активная роль в социальной работе на

16

рубеже веков принадлежала, по мнению автора, светским учреждениям .

Такой взгляд, безусловно, имеет право на жизнь, но на протяжении всего указанного периода священнослужители и вся церковная иерархия уделяли большое внимание практике социального служения.

В своей докторской диссертации и в работе «Русская церковь накануне перемен (конец 1890 - начало 1918 гг.)» М.В. Фирсову удалось расширить сложившиеся представления о социокультурной деятельности духовенства. Автор уделял много внимания исследованию практического воплощения социальных проектов священнослужителями и проблемам, возникавшим при этом. Он подробно описал социальную деятельность приходских церквей в

15 Федоров В.А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период 1700 -1917. М., 2003.

16 Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. М., 2001.

области народного образования и просвещения, а также медицинского

17

обслуживания населения .

Предметами исследования известного российского историка П.Н.

Зырянова стали русские монастыри и монашество в XIX - начале XX в.

Автор уделил серьезное внимание социокультурной деятельности

монашествующего духовенства. В основном она была направлена на

призрение беднейших слоев населения и некоторым образом на народное

образование и просвещение. Крупные богатые монастыри занимались более

широким кругом социальных проблем своей местности. Автора сложно

обвинить в односторонней положительной или отрицательной оценке

социокультурной деятельности церкви. Он видит в этом вопросе, как плюсы, 18

так и минусы .

Протоиерей Владимир Рожков рассматривает в своей работе вопросы законодательного оформления различных сторон деятельности РПЦ в начале XX в. В этой книге проводится глубокий анализ политической борьбы правых и левых партий по церковным вопросам, многие из которых были

19

связаны именно с социокультурнои деятельностью духовенства .

Отличительной чертой исследований Т. А. Добровольской, А.П. Мастеропуло, М.В. Поддубного, C.B. Римского, Е.В. Фоминых следует признать их успешную попытку проанализировать социальную работу РПЦ во второй половине XIX - начале XX в. с точки зрения государственно-церковных реформ. Но такой подход при всей его эффективности неизбежно привел к определенному сужению проблематики темы. Основные аспекты социокультурной деятельности священнослужителей затронуты

17 Фирсов М.В. Социокультурная работа в России: теория, история, общественная практика. Автореф. д-ра. ист. наук. М., 1997. Он же. Русская церковь накануне перемен (конец 1890- 1918 гг.). М., 1999.

18 Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX - начале XX в. М., 2002;

19 Протоиерей Владимир Рожков. Церковные вопросы в Государственной Думе. М., 2004.

поверхностно, не давая целостного представления об этой стороне церковной

20

ЖИЗНИ .

Социокультурная деятельность Русской православной церкви

включается в исследовательское поле тех историков, которые обращаются к

изучению различных явлений и процессов в становлении и развитии

российской культуры. Прежде всего, это касается вопросов народного

образования, библиотечного и издательского дела. Так, Т.Ю. Абдуллина,

А.И. Пешков, А.Ю. Полунов обратились в своих трудах к теме участия

церкви в реформировании начального народного образования во второй

половине XIX - начале XX в.

К сожалению, односторонний взгляд Т.Ю. Абдуллиной на этот

сложнейший процесс, заключавшийся в признании стремления церкви к

монополии в указанной сфере, не позволяет согласиться с тенденциозными 21

выводами автора .

Более взвешенный подход продемонстрировал в данном вопросе А. И. Пешков Он рассматривает недостатки церковного образования очень взвешенно и объективно. Автор находит в нем и положительные стороны, которых трудно не заметить. Несмотря на излишнюю консервативность некоторых представителей духовного сословия, православная вера, которую прививали в образовательном процессе, была близка большинству населения России той эпохи. Она была морально-нравственным ориентиром в

20 Добровольская Т.А., Мастеропуло А.П., Поддубный М.В. О перспективах возрождения христианской благотворительности // На пути к свободе совести. М., 1989. С. 274 - 293; Римский C.B. Церковные реформы в России 60-х-70-х годов XIX столетия. Автореф. ...д-ра ист. наук. М., 1998; Фоминых Е.В. Проекты церковных преобразований в России в начале XX века. Дисс.... канд. ист. наук. JL, 1987.

21 Абдуллина Т.Ю. Из истории становления светской школы в России на рубеже XIX- XX в. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1998. № 1-2. С.39-40.

изменяющемся мире, в сложных кризисных ситуациях. К тому же, по мнению автора, альтернативного пути для развития массового народного образования в тех условиях не существовало22.

Значительный вклад в изучение истории благотворительности в России внесли работы Г.Н. Ульяновой. В них автор убедительно показывает, как предоставление комплекса гражданских прав включало в благотворительность целые социальные группы. Например, право женщин на самостоятельное распоряжение имуществом сыграло ключевую роль в их участии в благотворительности. Развитие городского и местного самоуправления с необходимостью активизировало поиск современных гибких финансовых механизмов, позволяло решать крупные

23

инфраструктурные сетевые задачи .

На протяжении довольно продолжительного времени Ивановский государственный университет проводит международную научную конференцию «Государство, общество, церковь в истории России XX века». В сборниках, выпускаемых по ее итогам, встречаются статьи, посвященные истории общественного служения духовенства. К таким работам относится, например, публикация К.В. Козлова, в которой автор рассматривает формирование нормативно-правовой базы церковной системы народного образования24.

22 Пешков А.И. К.П. Победоносцев как идеолог Русского православия. Автореф. канд. филос. наук. СПб, 1993;

23 УльяноваГ.Н. Благотворительность московских предпринимателей, 1860 - 1914 гг. М.,1999; Ее же. Благотворительность в Российской империи, XIX - начало XX века. М., 2005.

24 Козлов К.В. Складывание нормативной основы образовательной деятельности Русской Православной церкви в первой половине XIX века. // Церковь, государство и общество в истории России XX века. Материалы V Международной конференции. 8-9 декабря 2005 г. Иваново, 2005.

O.B. Кравченко рассматривал в своей статье проблему эволюции церковных братств на рубеже XIX - XX вв. Автор справедливо придавал большое культурное и просветительское значение этим организациям в

25

жизни русского общества в исследуемый историческии период .

Е.М. Берестова исследовала в своей диссертационной работе специфику социокультурной деятельности православной церкви в Удмуртии во второй половине XIX - начале XX в. По мнению автора, в Удмуртии основным аспектом социальной работы была миссионерская деятельность, т.к. в регионе существовала значительная доля неправосланого населения. При

этом Е.М. Берестова считала, что и другие виды социального служения были

~ 26 в той или инои мере развиты .

Социальное служение РПЦ в Калужской епархии исследовала в своем

диссертационном исследовании A.B. Штепа. Автор подробно

останавливается на таких сторонах социального служения церкви, как

благотворительность и организация начального народного образования и

считает, что в Калужской епархии во второй половине XIX - начале XX

веков по сравнению с соседними регионами успешно развивалась социальная

работа духовенства27.

H.A. Дойникова рассмотрела дореволюционную практику социального

служения РПЦ, ее направления и формы в Вологодском крае. Автор делает

вывод о значительной степени развития общественной работы церкви в

25 Кравченко О.В. Эволюция церковных братств: от XIX к XX в. // Церковь, государство и общество в истории России XX века. Материалы V Международной конференции. 8-9 декабря 2005 г. Иваново, 2005.

26 Берестова Е.М. Социокультурно-культурная деятельность православной церкви в Удмуртии (вторая половина XIX - начало XX века). Автореф. канд. ист.наук. Ижевск, 2003.

27 Штепа A.B. Социокультурное служение Русской Православной Церкви во второй половине XIX - начале XX веков: на материалах Калужской епархии. Автореф. канд. ист. наук. Брянск, 2005.

данном регионе, причем такого рода деятельность священнослужителей

оценивается как одно из звеньев формирующейся общегосударственной

28

системы социальной помощи .

Т.А. Красницкая исследовала государственную политику в области духовного образования в Костромской и Владимирской губерниях. Она впервые проанализировала изменение численности епархиальных начальных школ в этих регионах, выявила особенности деятельности разных типов церковно-приходских народных училищ в XIX - начале XX в., отследила их

29

взаимодействие с духовно-учебными заведениями более высокого статуса .

Значительный интерес представляют работы историка православной церкви русского севера A.B. Камкина, в которых реконструируется опыт христианского попечительства приходов Архангельской, Вологодской, Новгородской, Мурманской областей, республик Коми и Карелии в XVIII-XIX в.30.

В последнее десятилетие в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова сформировалась школа изучения церковной истории, которую отличают широкий охват проблематики, ее исследование в многогранном конкретно-историческом контексте, внимание к самым

28 Дойникова H.A. Социокультурное служение Православной церкви во второй половине XIX - начале XX в. (на материалах Вологодской епархии). Автореф. канд. ист. наук. М., 2006.

29 Красницкая Т.А. Начальное духовное образование в провинциальной России. XIX -начало XX в. : На материалах Владимирской и Костромской губерний. Автореф. ... канд. ист. наук. Иваново, 2003. Ее же. Становление церковно-школьного образования в Шуйском уезде Владимирской губернии в XIX- начале XX в. // Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых: Сборник трудов III Межвузовской научной конференции. - Москва-Шуя: Изд.-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. С. 255-258

30 Камкин A.B. Православная церковь на Севере России: Очерки истории до 1917 года. Вологда, 1992; Его же. Православная благотворительность и милосердие // Лексикон социокультурной работы. Вологда, 1999. С. 160-164.

разнообразным темам, междисциплинарный подход и концептуальные социологические обобщения. Названные черты проявляются как в трудах обзорных и систематизирующих большой материал по истории Ярославской епархии, так и в более узких по предмету изучения конкретно-исторических исследованиях.

К первому виду с полным правом можно отнести публикацию В.Т. Анискова и А.Р. Хаирова «Православие на Ярославской земле». Работа представляет собой обзор всей истории РПЦ в Ярославском крае. Они выделяют как положительные, так и отрицательные стороны деятельности церкви, но ее обобщенный характер приводит к тому, что социальное

31

служение духовенства не выделено в качестве предмета анализа .

Ко второму виду исследований относится целый ряд кандидатских диссертаций, выполненных под руководством A.M. Селиванова, Н.С. Велитченко, Ю.Ю. Иерусалимского.

Деятельности РПЦ в сфере начального народного образования во второй половине XIX - начале XX в. посвящена диссертация Е.С. Веденского. Автор раскрыл проблему исследования, используя материалы по Ярославской и Костромской губерниям в сравнительном аспекте. Он сравнивает степень развития земских и церковно-приходских начальных народных училищ не

32

только в обеих губерниях, но и на разных этапах исследуемого периода .

Интерес вызывают работы О.Д. Ельцовой, которые посвящены вопросам пенсионного обеспечения духовенства, источникам доходов Ярославской епархии и другим узким вопросам, непосредственно примыкающим к теме

31Анисков В.Т., Хаиров А.Р. Православие на Ярославской земле. От Крещения до наших дней. Ярославль, 2007.

32 Веденский Е.С. Деятельность Русской Православной церкви в области начального народного образования во второй половине XIX - начале XX в. (по материалам Ярославской и Костромской губернии). Автореф. ... канд. ист.наук. Ярославль. 2004.

социальной деятельности русской православной церкви в Ярославском

33

крае .

Д.Е. Леонов в своих статьях и диссертационном исследовании рассматривает на материалах Ярославской епархии влияние событий первой российской революции на представителей духовного сословия. Он делает вывод об усилении активности священнослужителей в социальной работе с целью консолидации общества, охваченного революционным движением34.

Быт и нравы провинциального ярославского духовенства конца XVIII -начала XX в. исследовала в своей диссертации Н.В. Белова. В данной работе внимание уделяется быту священнослужителей, духовному образованию и взаимоотношениям священнослужителей и паствы. При этом автор среди множества социальных функций духовенства выделяет практически только народное образование, а остальные остаются без внимания. По-видимому,

33 Ельцова О. Д. Доходы духовенства от прихожан в Ярославской епархии в конце XVIII -начале XX в. // Путь в науку / ЯрГУ им. П.Г. Демидова. - Ярославль, 2002, - Вып. 7; Ее же. Церковные старосты Ярославской епархии в XIX - начале XX веков // Ярославские епархиальные ведомости. № 1-2 (янв. - февр.) - 2004; Ее же. Пенсионная касса духовенства Ярославской епархии в конце XIX - начале XX в. // Путь в науку / ЯрГУ им. П.Г. Демидова. Ярославль, 2003, - Вып 8; Ее же. Пенсионное обеспечение духовенства Ярославской епархии во второй половине XIX - начале XX в. // ЯЕВ. сент., окт. 2002; Ее же. Церковное и монастырское землевладение в середине XVII - начале XX в. // Путь в науку / ЯрГУ им. П.Г. Демидова. - Ярославль, 2002, - Вып 7.

34 Леонов Д.Е. Православная церковь в 1905 году (на материалах Ярославской губернии) // Социокультурная история российской провинции: материалы Всероссийской научной конференции. Ярославль: ЯрГУ, 2009. Его же. Православное братство Св. Димитрия Ростовского в период революции 1905-1907 гг. // Ярославль - центр княжества, губернии, области. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. Ярославль, 2010. С. 68-70. Его же. Социокультурное учение церкви накануне революции 1905-1907 гг. в России // Актуальные вопросы изучения духовной культуры. М., 2010. С. 159-165. Его же. Русская православная церковь в период революции 1905-1907 гг. (по материалам Верхнего Поволжья). Автореф. канд. ист. наук. Ярославль, 2010.

такой подход обусловлен иной проблематикой и целями данного

35

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Любарец, Алексей Григорьевич

Заключение

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что духовенство Ярославской епархии в период конца XIX - начала XX в. вело активную общественную работу по решению разнообразных социальных проблем своих прихожан. В этот период под влиянием государства роль РПЦ в общественных делах постепенно усиливается. Власть возлагает на духовенство множество не относящихся непосредственно к церковному служению функций. Среди них наибольшее значение имели: народное образование и просвещение населения, содержание богаделен и приютов, медицинское обслуживание населения, организация трезвенного движения.

В законодательстве Российской империи конца XIX - начала XX в. число актов регулирующих социальное служение духовенства невелико. Наибольшее внимание законодатели уделяли образовательной деятельности священнослужителей, которая регулировалась несколькими специальными узаконениями, пережившими серьезную эволюцию на рубеже XIX - XX вв. Эти документы четко отделили церковные школы от других типов начальных учебных заведений, выявили их особенности. В остальных сферах общественной работы церкви законодатели ограничивались общими документами, которые по своему духу более относились к светским формам социокультурной деятельности. Особенности церковной организации общественного служения в этих актах оставались за рамками. В лучшем случае церковь выделялась как один из типов общественных организаций наряду с разнообразными благотворительными обществами. При этом Святейшему Синоду поручалось своего рода «адаптирование» общего законодательства для церкви. Это приводило к обилию синодальных документов разъяснительного характера в сфере социокультурной деятельности РПЦ. Многие конкретные форы общественной работы церкви регулировались только синодальными узаконениями.

В целом государственная власть в конце XIX - начале XX в. поддерживала большинство общественных инициатив в деле решения социальных проблем. РПЦ при этом получала некоторые преимущества перед другими общественными организациями по причине своей общепризнанной лояльности самодержавию и существующему порядку. Однако «поддержка» зачастую ограничивалась лишь разрешением заниматься той или иной деятельностью, не подкрепленной ни законодательно, ни материально. Впрочем, сложности очень часто не останавливали священников в их стремлении деятельно помочь своим прихожанам. В то же время опыт показал, что серьезных успехов в любой деятельности можно было добиться только при эффективном взаимодействии с властями разных уровней и другими общественными организациями.

Сама идея социокультурной деятельности церкви воспринималась в русском обществе конца XIX - начала XX в. очень неоднозначно. Даже многие представители духовенства выступали против «мирского» служения пастве. Например, святитель Игнатий Брянчанинов видел в общественной деятельности священников излишнюю суету, отвлекающую их от важных богослужебных обязанностей и отдаляющую от Бога.

Известный в России праведный Иоанн Кронштадтский, не отрицая первостепенной важности богослужебных обязанностей для священнослужителя, считал помощь ближнему, благотворительность важнейшим делом любого православного человека. Истинный духовный пастырь, естественно, должен и в этом вопросе быть примером для своих прихожан. Сам отец Иоанн сделал очень много в сфере социального служения, помогая бедным с поразительным самопожертвованием на протяжении всей жизни.

В среде приходского духовенства отношение к социокультурной деятельности было также неоднозначным. Зачастую священник воспринимал очередной «проект», полученный из Духовной консистории, как дополнительную обязанность, не обеспеченную к тому же надежными средствами для ее осуществления. В то же время находились истинные сторонники служения пастве, отдававшие все душевные силы «лечению» социальных недугов. Однако последних было всегда меньше, чем первых.

Успешный сбор в церквях пожертвований на общественные нужды косвенно свидетельствует о поддержке социальной работы церкви в народе. Значительные индивидуальные жертвы крупных купцов и промышленников доказывают не только религиозность этих лиц, но и высокую степень почтения и уважения с их стороны к представителям духовенства, олицетворявшим РПЦ в целом.

Однако в среде светской интеллигенции зачастую бытовали совсем другие настроения. Многие образованные люди того времени считали, что РПЦ не может эффективно заниматься решением социальных проблем и должна быть удалена от этой деятельности. При таком подходе любая общественная деятельность священнослужителей воспринималась, как попытка усилить влияние церкви в обществе и сохранить нерушимыми существующие государственные устои.

Интерес вызывает мнение представителей русской религиозной философии по вопросу о социокультурной деятельности духовенства. Они специально занимались изучением многих сторон церковной жизни. Впрочем, общественное служение РПЦ никогда не было основной темой для религиозной философии. Этот вопрос, по сути, слишком узок с философской точки зрения, однако в контексте других более широких тем он получил определенное освещение.

Социокультурная деятельность священнослужителей получила у философов религиозного направления довольно разнообразные оценки от полного неприятия до поддержки при определенных сопутствующих условиях. При этом большинство авторов сходилось во мнении, что современное состояние общественной работы церкви находится на неудовлетворительном уровне. Многие из приводимых авторами недостатков этой деятельности видятся надуманными. Философы стремятся к построению идеального общества на религиозной основе. Впрочем, и социальная работа РПЦ не была лишена определенных недостатков, связанных со злоупотреблениями в финансовых вопросах и невозможностью для церкви решить своими силами социальные проблемы окончательно.

При этом церковная благотворительность и значительное влияние духовенства в обществе в моделях идеального религиозного социального государства некоторых философов (И.А. Ильин, С.Л. Франк) является важнейшим проявлением демократической формы правления и свободы личности.

Значительное развитие социокультурной деятельности церкви, как впрочем, и других общественных организаций, по-видимому, объясняется неразвитостью государственной системы социальной помощи. Поэтому чрезвычайно разнообразные социальные функции перекладывались на «духовное ведомство». Причем первоначальная инициатива по различным социальным вопросам нередко исходила от представителей церкви. В то же время практическое воплощение этих проектов не мыслилось их авторами без непосредственного участия и помощи государства. Князь А.Г. Щербатов Президент Императорского Московского общества сельского хозяйства признавал вмешательство власти практически во все общества неизбежным, потому что: «. согласно истории русских начал желательно, чтобы во всяком широком почине в народной жизни первенствующее участие г- 280 принимало бы правительство .» .

280 Цит. по: Архипова Л.М. Правительственные и общественные проекты реформирования мелкого кредита в России (1915-1917 гг.) // Власть и общественные организации в России в первой трети XX столетия. М., 1993. С 17

РПЦ пользовалась большим доверием власти по причине своей лояльности и большим влиянием в обществе по причине религиозности народа. В результате она стала удобным орудием властей для решения наболевших социальных проблем. При этом государство обходилось минимальными расходами и перекладывало свои функции на общество. В конце XIX - начале XX в. в период ускоряющейся модернизации общественно-политической системы, сопровождавшейся обострением многих социальных проблем, общественная работа духовенства приобретала еще более серьезное значение.

Конкретные проявления социокультурной деятельности РПЦ в Ярославской епархии были довольно разнообразными. Монастырское и приходское духовенство в большинстве случаев «специализировались» на разных аспектах социокультурной деятельности. Так, например, епархиальные медицинские учреждения функционировали только при монастырях. Сбором пожертвований, содержанием богаделен и организацией обществ трезвости занималось как «белое», так и «черное» духовенство. Церковно-приходские школы, публичные народные чтения и приходские библиотеки функционировали только при приходских храмах. Такое разделение, хотя и не было жестким, но сохранялось на протяжении всего исследуемого периода. Объяснение данного факта видится как в различии объективных материальных, кадровых и других ресурсов, так и в традициях социокультурной деятельности берущих свое начало в более ранние периоды истории РПЦ.

Важную роль в организации социокультурной деятельности церкви во всех ее аспектах играли церковно-приходские попечительства. Одной из основных функций этих организаций было претворение в жизнь разного рода общественно полезных проектов церковной и государственной власти. Ярославская духовная консистория активно старалась стимулировать возникновение и развитие как можно большего числа попечительств.

Впрочем, отсутствие попечительства в том или ином приходе не подразумевало отказа местного священника от общественно значимых дел. Зачастую попечительство создавалось именно при невозможности для священнослужителя эффективно проводить взятые на себя социальные проекты. Пик развития церковно-приходских попечительств в Ярославской епархии приходится на 90 гг. XIX в.

Схожие функции выполняли церковные братства и общества, хотя по численности серьезно отставали от церковно-приходских попечительств. Кардинальным отличием братств была «специализация» на каком-то одном, реже двух-трех, аспектах общественной работы, что обязательно утверждалось в уставе братства.

Финансирование социокультурной деятельности духовенства осуществлялось из различных источников. Большая часть средств являлась «местными» и формировалась на основе пожертвований или специальных сборов с населения. Часть средств выделялась казной, но их количество было ограничено, а сфера применения распространялась только на народное образование. В централизованном финансировании многих социально значимых проектов участвовал Святейший Синод, выделявший средства разово после специальных прошений.

Добровольные пожертвования играли важнейшую роль в организации общественно полезной деятельности РПЦ, поэтому их сбору уделялось очень серьезное внимание. Средства могли собирать все монастыри и приходские церкви, причем даже рассылая специальных уполномоченных. Сборы бывали как анонимными, так и открытыми. Цели пожертвований были довольно разнообразны. Воля жертвователя в вопросе расходования средств уважалась при любых обстоятельствах. В целом система сбора пожертвований духовенством Ярославской епархии была хорошо отлажена, о чем свидетельствует успешная практика сборов на разнообразные нужды.

На протяжении изучаемого периода времени различные стороны социокультурной деятельности духовенства развивались неравномерно. В разные годы те или иные из них становились «профильными», привлекавшими наибольшее внимание. В большинстве случаев причиной такого положения было изменение отношения государственной власти к этим вопросам.

Так в 80-90-е гг. XIX в. основным аспектом социальной работы ярославского духовенства было народное образование и просвещение населения. В епархии создается сеть церковных школ разных типов: «домашних», грамоты, воскресных, одноклассных и двухклассных ЦПШ, второклассных и церковно-учительских школ. ЦПШ и школы грамоты были в Ярославской епархии самыми многочисленными и составили основу сети церковных школ, которая по численности заведений превышала все земские учебные заведения в губернии. При многих народных училищах создаются церковные библиотеки. С 90-х гг. развивается широкая практика публичных народных чтений функционировавших до конца изучаемого периода с перерывом в годы Первой русской революции. Эти мероприятия были посвящены не только религиозным, но и другим темам и стали важной составной частью деятельности РПЦ в сфере народного просвещения.

Содержание богаделен было традиционным направлением социокультурной деятельности ярославского духовенства. Эти заведения первоначально предназначались для содержания престарелых членов причта, не имевших средств к существованию. Такого рода деятельность требовала значительных финансовых средств, но не получала серьезной государственной поддержки. По этой причине создание большинства богаделен начиналась со значительного частного пожертвования, которое и становилось уставным капиталом учреждения.

Призрение детей оставшихся без попечения родителей также было важной сферой в социокультурной деятельности ярославских священнослужителей. При работе с детьми-сиротами епархиальное начальство стремится применить дифференцированный подход, создавая как постоянные, так и временные приюты. Последние были схожи по функциям с детскими садами.

Трезвенное движение активно развивается в Ярославской епархии в начале 90-х гг. XIX в. Общества трезвости появляются во многих приходах. Первоначально большая часть из них появлялась в Ярославле и уездных городах. К середине десятилетия трезвенное движение охватывает и сельскую местность. Система борьбы с пьянством включала также организацию чайных, народных библиотек и читален и проведение трезвеннических чтений и собеседований. Впрочем, общества трезвости в Ярославской епархии в конце XIX - начале XX в. охватывали в разные годы не более 6 % приходов. При этом отсутствие трезвеннических организаций в той или иной местности компенсировалось за счет других форм антиалкогольной пропаганды, практиковавшихся многими приходскими священниками.

С начала XX в. власти начинают стимулировать организацию медицинских учреждений епархиального подчинения. Военные конфликты этого периода стали основной причиной данного явления, т.к. вызывали необходимость размещения многочисленных раненых. Однако в Ярославской епархии в это время не насчитывалось и десятка церковных больниц и лечебниц, а все существовавшие находились при монастырях. Эти заведения были рассчитаны на небольшое количество больных и создавались для нужд представителей монастырского духовенства. Естественно, они не могли успешно обслуживать нужды населения окружающих районов. Впрочем, основную работу в сфере медицинского обслуживания населения в Ярославской губернии взяло на себя земство. Как в городах губернии, так и в сельской местности функционировали земские больницы, аптеки, лечебницы и фельдшерские пункты. Бедняки в этих заведениях обслуживались бесплатно.

Во время различных бедствий социокультурная деятельность Ярославского духовенства активизировалась. Весьма значительной была роль приходских священников во время эпидемий опасных заболеваний (оспа, холера и т.д.). Они распространяли среди прихожан информацию о признаках болезни, мерах предосторожности и профилактике заражения, а также сообщали властям о новых случаях и очагах заболевания. В этих случаях представители духовенства вступали с населением своих приходов в санитарно-профилактическую работу, сопровождавшуюся серьезным риском для здоровья и даже жизни.

Военные конфликты также вызывали активизацию социальной работы священнослужителей. В конце XIX - начале XX в. такими событиями были подавление «боксерского» восстания в Китае и особенно русско-японская война. Основными проявлениями социокультурной деятельности духовенства в это время были организация приема больных и раненых солдат частными лицами и монастырскими лечебницами, прием детей-сирот погибших солдат в приюты и церковные школы, и сбор пожертвований на военные нужды.

В Ярославской епархии в конце XIX - начале XX в. духовенством велась активная и многоаспектная социальная работа. Успешность и масштабность этой деятельности в целом неоспорима, хотя в некоторых конкретных аспектах результаты были не столь значительны.

Наиболее известным и важным делом священнослужителей в это время являлось народное образование и просвещение населения. Успехи РПЦ в этой сфере представляются наиболее заметными. Можно говорить о том, что к 90-м гг. XIX в. в Ярославской епархии существовала и успешно функционировала сеть церковно-приходских народных училищ разных типов. Просветительское значение имела также практика создания приходских библиотек и организации публичных народных чтений.

Другим успешным общественным делом ярославских священнослужителей была организация трезвенного движения. Ее результатом стало создание обществ трезвости в некоторых приходах епархии и организация антиалкогольной пропаганды путем открытия читален и проведения специальных собеседований.

Создание и содержание богаделен и приютов было не столь распространенным и заметным явлением как, например, открытие школ. В то же время эти необходимые и действительно «богоугодные» заведения выполняли свои функции довольно успешно. Поэтому в данном аспекте деятельность духовенства также играла позитивную роль.

В меньшей степени можно говорить об успешности работы духовенства в сфере медицинского обслуживания населения. Число монастырских лечебниц было незначительным. Все они были маловместительны. Роль земских учреждений в этом вопросе была куда весомее. К тому же многие священники справедливо видели своей первейшей обязанностью сохранение «духовного» здоровья паствы, а телесное оставляли за рамками своего попечения. Власти серьезно заинтересовались состояние церковных медицинских учреждений лишь в годы русско-японской войны, когда возникла проблема размещения многочисленных раненых. Содержание же этих учреждений на свои средства были приходам не под силу. К тому же в среде епархиального духовенства не было соответствующих медицинских кадров, а их найм из светской среды требовал немалых дополнительных финансов. Именно поэтому только некоторые монастыри имели к 1905 г. свои лечебницы.

Таким образом, социальную деятельность духовенства Ярославской епархии в конце XIX - начале XX в. можно считать успешной и достаточно полезной для общества, несмотря на неоднозначные оценки современников и более поздних исследователей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Любарец, Алексей Григорьевич, 2011 год

Список использованных источников и литературы

I. Неопубликованные источники.

I. 1. Государственный архив Ярославской области (далее - ГАЯО). Ф. 73. Оп. 1. Д. 6357; 6386; 6977; 7200.

Ф. 79. Оп. 5. Д. 2810.

Ф. 137. Оп. 1. Д. 127; 150; 153; 339.

Ф. 230. Оп. 3. Д. 2053; 2097; 2138; 2139; 2140; 2141; 2175; 2176; 2278; 2322; 2323; 2365; 2367; 2401; 2402; 2483; 2489; 2490; 2507; 2513; 2558; 2563; 2603; 2630; 2631; 2676; 2700; 2732; 2733; 2860; 2868; 2957; 2960; 3053; 3136; 3226; 3264.

Оп. 4. Д. 1063; 1064; 1065; 1066; 1076; 1083; 1087; 1108; 1229; 1267; 1292; 1324; 1325; 1336; 1353; 1381; 1427; 1593; 1847.

Оп. 5. Д. 2906; 3113; 3701; 3795; 3804; 3932; 3953; 4005; 4010; 4052; 4059; 4067; 4112; 4146; 4209; 4266; 4282; 4340; 4588; 4677; 4724; 4725. Оп. 6. Д. 906.

Ф. 232. Оп. 1. Д. 2689; 2711; 2817. Ф. 485. Оп. 1. Д. 959. Оп. 2. Д. 276.

Ф. 549. Оп. 2. Д. 226; 344; 1049.

Ф. 582. Оп. 1. Д. 1141; 1170.

Ф. 642. Оп. 1. Д. 18785; 23420; 23771; 23787; 24124.

Оп. 2. Д. 47331; 49597.

Ф. 1150. Оп. 1. Д. 239; 1947.

Оп. 3. Д. 29; 30.

II. Опубликованные источники.

II. 1. Законодательные источники.

1. Положение о начальных народных училищах // Полное собрание законов Российской империи (далее - ПСЗ). Собр. II. Т. 49. № 53574;

2. Устав врачебный // ПСЗ. Собр. III. Т. 13. № 9557;

3. Устав об общественном призрении // ПСЗ. Собр. III. Т. 14. № 10832.

II. 2. Периодические издания.

1. Голос. Ярославль. 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914.

2. Ярославские губернские ведомости. Ярославль. 1881, 1882, 1883, 1884, 1885, 1886, 1887, 1888, 1889, 1890, 1891, 1892, 1893, 1894, 1895,

1896, 1897, 1898, 1899, 1900, 1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908,

1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914.

3. Ярославские епархиальные ведомости. Ярославль. 1881, 1882, 1883, 1884, 1885, 1886, 1887, 1888, 1889, 1890, 1891, 1892, 1893, 1894, 1895, 1896,

1897, 1898, 1899, 1900, 1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909,

1910, 1911, 1912, 1913, 1914.

III. Исследования:

III. 1. Монографии:

1. Алексей Николин, священник. Церковь и государство (история правовых отношений). М.: Издательство Сретенского монастыря, 1997. - 429 с.

2. Православие на Ярославской земле: От крещения до наших дней / В.Т.Анисков, А.Р.Хаиров ; Ярослав, гос. пед. ун-т им. К.Д.Ушинского. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2003. - 214 с.

3. Аронов A.A. Золотой век русского меценатства. М.: Моск. гос. ун-т, 1995.- 115 с.

4. Бадя Л.В. и др. Исторический опыт социальной работы в России. М.: Республика, 1994. - 362 с.

5. Благотворительность в России: Исторические и социально-экономические исследования. Под общ. ред. О. Л. Лейкинда. СПб.: Лики России, 2003. - 640 с.

6. Булгаков С.Н. Сочинения: в 2 т. М.: Наука, 1993. - 750 с.

7. Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991.-347 с.

8. Владимир Рожков, протоиерей. Церковные вопросы в Государственной Думе. М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2004. - 560 с.

9. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. М.: Центрполиграф, 2001. - 445 с.

10. Власов П.В. Обитель милосердия. М.: Московский рабочий, 1991. -303 с.

11. Геркулов Е.Ф. Православная церковь - враг просвещения. М.: Политиздат, 1962. - 347 с.

12. Геркулов Е.Ф. Церковь. Самодержавие. Народ. (2-я половина XIX - начало XX в.) М.: Политиздат, 1969. - 267 с.

13. Горчева А.Ю. Нищенство и благотворительность в России. М.: Духовное возрождение, 1999 - 223 с.

14. Дивеевская тайна и предсказания о Воскресении России. Преподобный Серафим Саровский Чудотворец. М.: Вече, 2010. - 320 с.

15. Дмитриев В.К. Критические исследования о потреблении алкоголя в России. М.: Русская панорама, 2001. - 366 с.

16. Дмитриевский В. Современный раскол в Ярославской епархии и борьба с ним. Ярославль: Типография губернского правления, 1882. -231 с.

17. Еремин A.B. Формирование социальной концепции Русской Православной Церкви в современной России. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. - 231 с.

18. Знаменский П.В. История русской церкви. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 2000. - 474 с.

19. Зубанова С.Г. Православная Церковь России в XIX в. социальный и духовно-культурный аспекты. М.: Союз, 1995. - 275 с.

20. Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX - начале XX в. М. : Вербум-М, 2002. - 319 с.

21. Игнатий Брянчанинов. Собрание писем. // Нижегородское братство благоверного великого князя Александра Невского [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://anb.nnov.ru

22. Иерусалимская С.Ю. Иерусалимский Ю.Ю. Народное образование в Угличском крае в XIX - начале XX в.: от приходских училищ к всеобщему обучению. Ярославль: Рамдар, 2006. — 279 с.

23. Ильин И. А. Сочинения: в 2 т. М.: Медиум, 1994. - 574 с.

24. Иоанн Кронштадтский. Дневник. Мысли при чтении Священного Писания. М.: Отчий дом, 2001. - 608 с.

25. Иоанн Кронштадтский. М.: Патриот, 1992. - 381 с.

26. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. М.: Сов. Россия, 1991.-77 с.

27. Камкин A.B. Православная церковь на Севере России: Очерки истории до 1917 года. Вологда: Вологодский государственный педагогический институт, 1992. - 162 с.

28. Кандидов Б. Церковный фронт в годы мировой войны. М.: Атеист, 1929. - 147 с.

29. Карташев A.B. Очерки по истории русской церкви: в 2 т. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1993. - 349 с.

30. Козлов С.А., Анкудинова A.M. Очерки истории Ярославского края с древнейших времен до конца XV века. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1997. - 132 с.

31. Концевич И.М. Оптина Пустынь и ее время. М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995. - 471 с.

32. Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях древней Руси. М.: Лепта, 2002.-458 с.

33. Корзун М.С. Русская православная церковь на службе эксплуататорских классов. М.: Политиздат, 1970. - 412 с.

34. Корнилий, иеромонах. Обозрение современного состояния раскола и миссионерского дела в Ярославской епархии. Ярославль: Типография губернского правления, 1909. - 115 с.

35. Ленин В.И. Полное собрание сочинений: в 55 т. М.: Госполитиздат, 1961.

36. Леонтьева Т.Г. Вера и прогресс. Православное сельское духовенство в России во второй половине XIX - начале XX в. М.: Изд. Новый хронограф. - 272 с.

37. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской церкви: в 12 т. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря 1994.

38. Мельников В.П., Холостова В.И. История социальной работы в России. М.: Маркетинг, 2001. - 344 с.

39. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.): в 2 т. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. - 547 с.

40. Миропольский С.И. Очерк истории церковно-приходских школ. М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет, 2006. - 408 с.

41. Никольский Н.М. История русской церкви. М.: Политиздат, 1988.-448 с.

42. Общество «Христианская помощь» при церкви Рождества пресвятыя Богородицы, в селе Великом, Ярославской губернии и уезда. Ярославль: Типография губернской земской управы, 1892. - 25 с.

43. Ососков A.B. Начальное образование в дореволюционной России (1861-1917). М.: Просвещение, 1982.-208 с.

44. Пайпс. Р. Струве. Биография. В 2 т. М.: Московская школа политических исследований, 2001. - 452 с.

45. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М.: Русская книга, 1993.-640 с.

46. Поспеловский Д.В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР. М.: Библейско-богословский институт св. Апостола Андрея, 1996.-403 с.

47. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX в. М.: Республика, 1995. -511 с.

48. Римский C.B. Российская Церковь в эпоху Великих реформ. М.: Общество любителей церковной истории, 1999. - 567 с.

49. Рождественская Н.Ю. Нищенство и благотворительность в Ярославской губернии в конце XIX - начале XX в. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010.-290 с.

50. Розанов В. В. Сочинения: в 2 т. М.: Правда, 1990. - 635 с.

51. Розанов В.В. Собрание сочинений. В темных религиозных лучах. М.: Республика, 1994.-475 с.

52. Розанов В.В. Собрание сочинений. Около церковных стен. М.: Республика, 1995. - 558 с.

53. Русское православие: вехи истории. М.: Издательство политической литературы, 1989. - 719 с.

54. Смолич И.К. История русской церкви. В 9 кн. М.: Православная энциклопедия, 1997. - 380 с.

55. Степанов К.А. Открытие библиотек в г. Ростове и его уезде Ярославской губернии (вторая половина XIX - начало XX в.). Ростов: Рамдар, 2006. - 300 с.

56. Струве П.Б. PATRIOTICA. Политика, культура, религия, социализм. М.: Республика, 1997. - 349 с.

57. Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадский. М.: Изд-во «Отчий дом», 1994. - 720 с.

58. Тальберг Н. История русской церкви. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2004. - 560 с.

59. Ульянова Г.Н. Благотворительность в Российской империи, XIX - начало XX века. М.: Наука, 2005. - 403 с.

60. Ульянова Т.Н. Благотворительность московских предпринимателей, 1860 - 1914 гг. М.: Мосгорархив, 1999. - 512 с.

61. Федоров В.А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период 1700 - 1917. М.: Рус. Панорама, 2003. - 479 с.

62. Феофан Затворник. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М.: Правило веры, 1999. - 508 с.

63. Фирсов М. В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект). Москва - Воронеж: 1997.-192 с.

64. Фирсов М.В. История социальной работы в России. М.: Моск. гос. социал. ун-т, 1998 - 295 с.

65. Фирсов М.В. Русская церковь накануне перемен (конец 1890 -1918 гг.). М.: Культур, центр «Духов, б-ка» 1999. - 623 с.

66. Фунтикова С.П. Православные библиотеки: прошлое и настоящее. М.: Профиздат, 2002. - 254 с.

67. Хорева JI.B., Сущинская М.Д. История благотворительности в России. СПб.: Изд-во «Социс», 1999. - 39 с.

68. Эльвин И.Д. Церковь и война. (1914 - 1918). М.: ГАИЗ, 1934. -124 с.

69. Ярославский Е.М. Борьба за преодоление религии. М.: ГАИЗ, 1935.-419 с.

70. Ярославский Е.М. Против религии и церкви. М.: ОГИЗ - ГАИЗ, 1932.-416 с.

III. 2. Статьи:

1. Абдуллина Т.Ю. Из истории становления светской школы в России на рубеже XIX-XX вв. / Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1998. № 1-2. С.39-40.

2. Архипова JI.M. «Прогресс идет изумительно быстрыми темпами. Кто остановит его?»: святитель Игнатий Брянчанинов о пореформенной России // Вопросы отечественной и зарубежной истории, политологии, теологии, образования. Ярославль, 2010. С. 115-123.

3. Архипова J1.M. Русская триада в братстве святителя Димитрия Ростовского // Вопросы отечественной и зарубежной истории, политологии, теологии, образования. Ярославль, 2008. С. 91-97.

4. Архипова JI.M. Социальная деятельность ярославского духовенства в конце XIX - начале XX в. // Социальная история российской провинции: материалы Всероссийской научной конференции. Ярославль: ЯрГУ, 2007. С. 154-164

5. Велитченко Н.С. Православная церковь и начальное образование в Ярославской губернии во второй половине XIX в. // Культура. Образование. Православие. - Ярославль, 1996. С. 214-217.

6. Велитченко Н.С., Ельцова О.Д. Церковное и монастырское землевладение во второй половине XIX - начале XX в. // Золотаревские чтения, VIII / Рыбинск, гос. историко-архит. и худож. музей-заповедник. Рыбинск, 2000. С. 46-48

7. Велитченко Н.С., Храпков Г.Н. Борьба Ярославской духовной консистории с противоправными действиями духовенства во

второй половине XIX - начале XX в. // Социальная история российской провинции: материалы Всероссийской научной конференции. Ярославль: ЯрГУ, 2009. С. 128-134

8. Герасимова Н.Е. Женское духовное образование в российской провинции во второй половине XIX - начале XX в. (на материалах Ярославской губернии) // «От мудрости и святости былого ...». VII Тихомировские чтения. Ярославль, 1999. С. 2426

9. Гусев Г. В. Социальная педагогика православной церкви (на примере трезвеннического движения в конце XIX - начале XX в.) // Педагогика. 1999. № 3. С. 56-57

10. Дашковская О.Д. Институт церковных старост и его эволюция в Синодальный период. // Социальная история российской провинции: материалы Всероссийской научной конференции. Ярославль: ЯрГУ, 2009. С. 237-242

11. Денисов В.В. Благотворительная деятельность угличских монастырей во второй половине XIX - начале XX в. // История и культура Ростовской земли. Ростов, 2000. С. 186-191

12. Денисов В.В. Роль церкви в изучении местной истории в XIX в. (На примере г. Углича и округи) // Российская провинция и ее роль в истории государства, общества и развитии культуры народа. Ч. 1. Кострома, 1994. С. 71-75

13. Денисов В.В. Социокультурная деятельность монастырей РПЦ в синодальный период. // Социальная история российской провинции: материалы Всероссийской научной конференции. Ярославль: ЯрГУ, 2009. С. 113-119

14. Днепров Э.Д. Социальный состав учащихся русской школы во второй половине XIX в. // Советская педагогика. 1976. № 10. С. 100-111

15. Днепров Э.Д. Школа в России во второй половине XIX в. // Советская педагогика. 1975. № 9. С. 113-124

16. Добровольская Т.А., Мастеропуло А.П., Поддубный М.В. О перспективах возрождения христианской благотворительности // На пути к свободе совести. М., 1989. С. 274

17. Дружинин П.Н. Просвещение в Ярославской губернии в пореформенный период // Очерки истории Ярославского края. Ярославль, 1974. С. 94-136

18. Дружинин П.Н. Просвещение в Ярославской губернии в пореформенный период // Очерки истории Ярославского края / Под ред. В.А. Ляхова. Ярославль, 1974. С. 94 -136

19. Ельцова О.Д. Доходы духовенства от прихожан в Ярославской епархии в конце XVIII - начале XX в. // Путь в науку / ЯрГУ им. П.Г. Демидова. Ярославль, 2002, Вып. 7. С. 113-115

20. Ельцова О.Д. Пенсионная касса духовенства Ярославской епархии в конце XIX - начале XX в. // Путь в науку / ЯрГУ им. П.Г. Демидова. Ярославль, 2003, Вып 8. С. 84-86

21. Ельцова О.Д. Пенсионное обеспечение духовенства Ярославской епархии во второй половине XIX - начале XX в. // ЯЕВ. сент., окт. 2002. С. 20

22. Ельцова О.Д. Церковное и монастырское землевладение в середине XVII - начале XX в. // Путь в науку / ЯрГУ им. П.Г. Демидова. Ярославль, 2002, Вып 7. С. 111-113

23. Ельцова О.Д. Церковные старосты Ярославской епархии в XIX -начале XX веков //ЯЕВ. № 1-2 (янв. - февр.) 2004. С. 17

24. Еремин A.B. Социальная деятельность Церкви в свете «Основ социальной концепции РПЦ». //Вопросы отечественной и зарубежной истории: Материалы конференции «Чтения Ушинского». Ярославль, 2009. С. 282-285

25. Иерусалимская С.Ю. Региональные исследования по истории народного образования Верхнего Поволжья XIX - начала XX в. на современном этапе. // Социальная история российской провинции: материалы Всероссийской научной конференции. Ярославль: ЯрГУ, 2009. С. 47-54

26. Камкин A.B. Православная благотворительность и милосердие // Лексикон социальной работы. Вологда, 1999. С. 160-164.

27. Карпова В.В. Интеллигенция о проблеме начального народного образования на рубеже XIX - XX вв. (По материалам прессы) // Политическая культура интеллигенции, её место и роль в жизни общества. Иваново, 2006. С. 276 - 278

28. Киселев A.B. Положение церковного старосты в православном приходе XVIII - начале XX в.: (На примере Ярославской епархии) // Путь в науку / ЯрГУ им. П.Г. Демидова. Ярославль, 2001, Вып 6. С 61-65

29. Козлов К.В. Складывание нормативной основы образовательной деятельности Русской Православной церкви в первой половине

XIX века. // Церковь, государство и общество в истории России

XX века. Материалы V Международной конференции. 8-9 декабря 2005 г. Иваново, 2005. С. 81-85

30. Кравченко О.В. Эволюция церковных братств: от XIX к XX в. // Церковь, государство и общество в истории России XX века. Материалы V Международной конференции. 8-9 декабря 2005 г. Иваново, 2005. С. 88-91

31. Красницкая Т.А. Становление церковно-школьного образования в Шуйском уезде Владимирской губернии в XIX- начале XX в. // Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых: Сборник трудов III Межвузовской научной конференции. -Москва-Шуя: Изд.-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. С. 255-258

32. Кузин С.Н. Проблема всеобщего начального образования в России в начале XX в. (по материалам региональных выставок) // VIII Золотаревские чтения. Рыбинск, 2000. С. 60

33. Кузин С.Н., Кузина Н. В. Российская общественность и формирование системы народного образования в начале XX в. // VII Золотаревские чтения. Рыбинск, 1998. С. 94

34. Леонов Д.Е. Православная церковь в 1905 году (на материалах Ярославской губернии) // Социальная история российской провинции: материалы Всероссийской научной конференции. Ярославль: ЯрГУ, 2009. С. 135-140

35. Леонов Д.Е. Православное братство Св. Димитрия Ростовского в период революции 1905-1907 гг. // Ярославль - центр княжества, губернии, области. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. Ярославль, 2010. С. 68-70.

36. Леонов Д.Е. Социальное учение церкви накануне революции 1905-1907 гг. в России // Актуальные вопросы изучения духовной культуры. М., 2010. С. 159-165.

37. Линдермейер А. Добровольные благотворительные общества в эпоху великих реформ // Великие реформы в России, 1856-1874. М., 1992.

38. Марченко В. (свящ.) Ярославская епархия в 1914 году: страницы истории. ЯЕВ. № 9 (сент.) 1994. С. 25

39. Миронов Б.Н. Грамотность в России: 1797-1917 // История СССР. 1985. № 4.

40. Полунов А. Ю. Церковь, власть и общество в России: (1880-е -первая половина 1890-х годов): [Роль церкви в обществе] // Вопросы истории. 1997. № 11. С. 125-136.

41. Полякова Н.В. Складывание российской системы образования (конец XVIII - начало XIX в.) // Социально-политический журнал. 1998. № 3

42. Римский C.B. Церковная реформа Александра II. // Вопросы истории. 1996. №> 4. С. 32-48

43. Синельников С.П. Русская православная церковь и голод 1891 г. //Волга. 1999. С. 58-72

44. Смирнова И. Е. Епархиальные съезды духовенства в системе управления Русской Православной церкви второй половины XIX - начала XX в. // Церковь, государство и общество в истории России XX века. Материалы V Международной конференции. 8-9 декабря 2005 г. Иваново, 2005. С. 110-111

45. Степанов К.А. Деятельность Ростовского земства по открытию библиотек в уезде за 1894-1917 гг. // История и культура Ростовской земли 2005. Ростов, 2006. С. 320-338

46. Степанов К.А. Из истории здравоохранения Ростовского уезда в начале XX века: строительство больницы в с. Капцево // Путь в науку. Ярославль: ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2007. Вып. 11.С.138-143

47. Степанов К.А. Открытие Карашской больницы // История и культура Ростовской земли 2005. Ростов, 2006. С. 351-356

48. Сысоева Е.К. Образовательная политика в России (60-90-е гг. XIX в.) // Педагогика. 1997. № 2. С. 99-105

49. Таточенко В.В. Из истории изучения периодических изданий Ярославской губернии конца XIX - начала XX века. // Вопросы отечественной и зарубежной истории, политологии, теологии, образования: материалы конф. «Чтения Ушинского». Ярославль, 2008. С. 143-151

50. Таточенко В.В. Развитие газетно-журнального рынка в Ярославской губернии в конце XIX - начала XX века. // Ярославский край. Наше общество в третьем тысячелетии: сб. материалов X облает, научно-практ. конф. Студентов, аспирантов и молодых ученых вузов. Ярославль, 2009. С. 48-49

51. Таточенко В.В. Этапы становления периодической печати Ярославской губернии в дореволюционный период: 1831-1917 // Шестьдесят первая научно-техническая конференция студентов, магистрантов и аспирантов. Ярославль, 2008. С. 29

52. Ульянова Г.Н. Законодательство о благотворительности в России (конец XVIII - начало XX в.) // Отечественная история. 2005. № 6. С. 97-98

53. Федоров В.А. Духовная православная школа // Очерки русской культуры XIX века. Т. 3. Культурный потенциал общества. М., 2001. С. 366-386

IV. Справочная литература:

1. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Санкт-Петербург 1890. // Руниверс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.runivers.ru

2. Энциклопедия Ярославского края с древнейших времен до 1917 г.: Антология. Ярославль: Изд-во "Ещё не поздно!", 2009. - 240 с.

V. Авторефераты и диссертации:

1. Афиногентова А.П. Социальная активность Русской православной церкви. Автореф. ... канд. филос. наук. М., 1993.

2. Белова Н.В. Провинциальное духовенство в конце XVIII - начале XX в.: быт и нравы сословия (на материалах ярославской епархии). Автореф. ... канд. ист. наук. Иваново, 2008.

3. Берестова Е.М. Социально-культурная деятельность православной церкви в Удмуртии (вторая половина XIX - начало XX века). Автореф. ... канд. ист. наук. Ижевск, 2003.

4. Богемская H.H. Реформа системы образования Русской Православной Церкви и ее влияние на последующую деятельность духовенства, 1860-1880 гг. Автореф. ... канд. ист. наук. СПб., 2004.

5. Бочарова И.М. Церковь как институт духовного образования и воспитания. Автореф. ... канд. филос. наук. Воронеж, 1998.

6. Веденский Е.С. Деятельность Русской Православной церкви в области начального народного образования во второй половине XIX -начале XX в. (по материалам Ярославской и Костромской губернии). Автореф. ... канд. ист. наук. Ярославль, 2004.

7. Воробьев И.В. Реформы духовных академий 1905-1911 гг. Автореф. ... канд. ист. наук. Ярославль, 2004.

8. Вяткин В.В. История Пермской епархии в XIX - начале XXI века: формы и методы церковной деятельности, государственно-церковные отношения. Автореф. ... канд. ист. наук. Пермь, 2005.

9. Герасимова Н.Е. Среднее духовное образование в Ярославской и Костромской губерниях во второй половине XIX - начале XX в. Автореф. ... канд. ист. наук. Ярославль. 2001.

10. Горохова О.В. Просветительская деятельность духовных и светских библиотек российской провинции во второй половине XIX -XX веков (на материале Костромской губернии) // Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Кострома, 2005.

11. Давлетшин В.Р. Военное духовенство в России XVIII - начала XX века и его деятельность по морально-психологическому обеспечению охраны государственной границы: Исторический анализ. Автореф. ... канд. ист. наук. М., 2004.

12. Далецкая В.Ю. Политика Российского государства и Церкви в отношении сектантов в XVIII-XIX веках. Автореф. ... канд. ист. наук. М., 2004.

13. Данынина С. А. Совершенствование системы управления народным образованием Вятской губернии во второй половине XIX в. Автреф. ... канд. ист. наук. Ижевск, 2001.

14. Дашковская О.Д. Ярославская епархия в конце XVIII - начале XX в.: Проблемы экономического развития. Автореф. ... канд. ист. наук. Ярославль, 2005.

15. Демина И.С. Благотворительная деятельность семьи принцев Ольденбургских в России. XIX - начало XX в. Автореф. ... канд. ист. наук. Санкт-Петербург, 2006.

16. Еремин A.B. Формирование социальной концепции Русской Православной Церкви в контексте государственно-церковных отношений (1988-2000 гг.). Автореф. канд. ист. наук. Ярославль, 2004.

17. Житенев Т.Е. Церковноприходские школы в России. 1884 - 1918 гг. Автореф. ... канд. ист. наук. М., 2004.

18. Иванова JI.B. Православные сестричества и братства как социальная форма деятельности Церкви. Автореф. ... канд. ист. наук. М., 2000.

19. Иерусалимская С.Ю. Развитие народного образования в российской провинции во второй половине XIX - начале XX в. (по угличским материалам). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Иваново, 2005.

20. Карандашев Г.В. Питейное дело в губерниях Центрально-промышленного района России в конце XIX - начале XX века. Автореф. ... канд. ист. наук. Ярославль, 2006.

21. Козлов К.Г. Политика Русской Православной Церкви в области образования и ее реализация в деятельности епархий Центрального

Черноземья. 1894 - 1914 гг. Автореф. ... канд. ист. наук. Белгород, 2004.

22. Кононова Т.Б. История российской благотворительности и ее связь с государственными структурами социального обеспечения. Автореф. ... канд. ист. наук. М., 1997.

23. Красницкая Т.А. Начальное духовное образование в провинциальной России. XIX - начало XX в. : На материалах Владимирской и Костромской губерний. Автореф. ... канд. ист. наук. Иваново, 2003.

24. Крутицкая Е.В. Церковно-приходские школы в России в конце XIX - начале XX в. Автореф. ... канд. ист. наук. М., 2004.

25. Курманова Г. Д. Социальное призрение на Европейском Севере. Автореф. ... канд. ист. наук. Сыктывкар, 2001.

26. Леонов Д.Е. Русская православная церковь в период революции 1905-1907 гг. (по материалам Верхнего Поволжья). Автореф. ... канд. ист. наук. Ярославль, 2010.

27. Леонтьева Т.Г. Церковная интеллигенция Тверской губернии в конце XIX - начале XX века (1895-1907 гг.). Автореф. ... канд. ист. наук. Петрозаводск, 1992.

28. Макарова И.В. Деятельность преподавателей духовных семинарий Владимирской, Костромской и Ярославской губерний. 60-е годы XVIII — первая четверть XIX в. Автореф. ... канд. ист. наук. Иваново, 2005.

29. Наградов И.С. Государственно церковная конфессиональная политика и ее влияние на развитие старообрядчества в 1855 - феврале 1917 г. На материалах Костромской и Ярославской губерний. Автореф. ... канд. ист. наук. Кострома, 2005.

30. Никулин М.В. Православная церковь в общественной жизни России (конец 1850-х - конец 1870-х гг.). Автореф. ... канд. ист. наук. М, 1997.

31. Носова Т.А. Православные братства Вологодской епархии в конце XIX - начале XX века. Автореф. ... канд. ист. наук. Сыктывкар, 2006.

32. Павлова O.K. Предпринимательство, призрение и благотворительность в Санкт-Петербурге. Вторая половина XIX -начало XX веков. Автореф. ... д-ра. ист. наук. СПб., 2004.

33. Пешков А.И. К.П. Победоносцев как идеолог Русского православия. Автореф. ... канд. филос. наук. СПб, 1993.

34. Полосин Н.И. Православное духовное образование в Пензенской губернии в XIX — начале XX века. Автореф. ... канд. ист. наук. Пенза, 2005.

35. Полунов А.Ю. Ведомство православного исповедания под властью К.П. Победоносцева. Автореф. ... канд. ист. наук. М., 1992.

36. Протоиерей Ореханов Ю.Л. Исторический контекст подготовки Поместного Собора Русской Православной Церкви и генезис церковно-реформаторского движения. 1905-1906 гг. Автореф. ... канд. ист. наук. М., 2005.

37. Римский C.B. Церковные реформы в России 60-х-70-х годов XIX столетия. Автореф. ... д-ра ист. наук. М., 1998.

38. Рождественская Н. Ю. Нищенство и благотворительность в Костромской и Ярославской губерниях в конце XIX - начале XX в. : Автореф. ... канд. ист. наук. Ярославль, 2004.

39. Субаева О.Н. Социальное служение как исторический феномен: 1701 - 2001 гг. Автореф. ... д-ра. ист. наук. М., 2004.

40. Таймасов Л.А. Христианское просвещение нерусских народов и этноконфессиональные процессы в Среднем Поволжье в последней

четверти XVIII — начале XX века. Автореф. ... канд. ист. наук. Чебоксары, 2004.

41. Таточенко В.В. Роль провинциальной прессы в формировании гражданского общества в России в конце XIX - начале XX в. (по материалам Ярославской губернии). Автореф. ... канд. ист. наук. Иваново, 2010.

42. Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. Автореф. ... д-ра. ист. наук. М., 1997.

43. Фоминых Е.В. Проекты церковных преобразований в России в начале XX века. Автореф. ... канд. ист. наук. JL, 1987.

44. Цебровский К.П. Народное образование в Ярославской губернии в пореформенный период до политической реакции 80-х годов XIX века: Автореф. ... канд. пед. наук. Ярославль, 1954.

45. Штепа A.B. Социальное служение Русской Православной Церкви во второй половине XIX - начале XX веков: на материалах Калужской епархии. Автореф. ... канд. ист. наук. Брянск, 2005.

46. Шуклина J1.A. Культурно-просветительская деятельность Русской Православной Церкви в конце XIX - начале XX в. По материалам Курской губернии. Автореф. ... канд. ист. наук. Курск, 2005.

47. Юргина И.Н. Учреждения социальной помощи в Тверской губернии второй половины XIX - начала XX в. Автореф. ... канд. ист. наук. Тверь, 2010.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.