Социокультурное проектирование шоу-программ: организационно-педагогический подход тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Павлов, Максим Анатольевич

  • Павлов, Максим Анатольевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 175
Павлов, Максим Анатольевич. Социокультурное проектирование шоу-программ: организационно-педагогический подход: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Тамбов. 2006. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Павлов, Максим Анатольевич

Введение.

Глава I Организация шоу программ в социально-культурной среде

1.1 Основные этапы становления шоу бизнеса.

1.2 Сущность и задачи шоу бизнеса в современном образовательном пространстве.

1.3 Технологические механизмы организации шоу программ для зрительской аудитории.

Глава II Опытно-экспериментальная работа по организации шоу программ на основе технологий социокультурного менеджмента.

2.1 Особенности организации шоу программ на региональном уровне.

2.2 Технологии реализации социокультурного менеджмента в процессе организации шоу программ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социокультурное проектирование шоу-программ: организационно-педагогический подход»

Актуальность исследования объясняется тем, что в современных условиях развития социально-экономической сферы российского общества в центре внимания российской и зарубежной педагогики оказывается проблема разработки проектов и программ, ориентированных на организацию свободного времени разновозрастных категорий.

Потребность в разработке проектных технологий в сфере шоу-бизнеса обусловлена тем, что индустриальное производство шоу-программ на Западе достигло колоссальных размеров и результатов, демонстрируя свои огромные возможности воздействия на массы, в то время как в России процесс производства качественных (не только в техническом, но и в морально-этическом отношении) шоу-программ еще не налажен. Большинство социума продолжает относиться к ним предвзято, считая, что шоу-программы выполняют только гедонистическую функцию. Однако совершенно очевидно, что шоу-проект - один из важнейших компонентов образовательной среды, необходимый для культурного воспитания граждан. Полноценное развитие молодежи и ее интеграция в обществе невозможны вне культуры и здесь большая роль отводится зрелищам, как фактору, способствующему формированию художественных и творческих интересов молодого поколения. Следует подчеркнуть, что кино, радио, телевидение, да и вся аудиовизуальная индустрия обязана своим развитием - зрелищам.

Шоу-проекты способствуют устранению явлений культурного и социального отторжения, налаживанию диалога между различными культурами, между поколениями, рождению новых талантов в молодежной среде. Они выступают как весьма эффективное средство поддержки тех слоев населения, которые нуждаются в различных видах реабилитации.

Шоу-проекты по своей природе являются непрерывно развивающимися формами культурно-досуговой деятельности. Их динамика представляет собой непрерывный процесс перехода от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему. Это состояние формируется и поддерживается как внутренними закономерностями развития культурно-развлекательной деятельности, так и общими тенденциями развития культуры общества и мировой культурной цивилизации.

Современная культурно-развлекательная сфера способна представлять широкие возможности для отдыха и развлечений. Ее основное отличие -высокий уровень технической оснащенности, использование современных технологий вовлечения людей в игры, конкурсы, в культурное пространство насыщенное развлекательными программами.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретические основы социокультурного проектирования представлены в работах О.И. Генисаретского, Т.М. Дридзе, И.В. Жежко, В.А. Лукова, В.И. Курбатова, О.В. Курбатовой, Э.А. Орловой, В.М. Розина, Б.Н. Скворцова, Г.П. Щедровицкого и др.

Обоснованием социально-культурных проектных технологий рассматриваются в работах Г.М. Бирженюк, С.Б. Брижатовой, Е.И. Григорьевой, Ю.Д. Красильникова, А.П. Маркова, А.Б. Панькина, H.H. Ярошенко др.

Концептуальные основы теории и методики социально-культурной деятельности содержат содержат исследования А.Д. Жаркова, JI.C. Жарковой, Н.Ф. Масютина, В.Е. Новаторова, В.М. Чижикова и др.

Вопросам подготовки специалистов социокультурного менеджмента уделено внимание таких отечественных ученых, как: Е.В. Клеппер, Т.Н. Бакланова, А.Д. Жарков, Е.И. Жданова, B.C. Кабанов, М.М. Лебедева, Г.П. Тулупов, Н.В. Кротова, Ю.Д. Красильникова, Н.В. Кротовой, B.C. Садовской, В.М. Чижиков.

Для данного исследования важное значение имели работы, раскрывающие механизм функционирования шоу-бизнеса: Е. Дукова, А. Шейко, Б. Бенджамина, С. Фрита, Б. Лонгхарста, Д. Лалла, П. Негуса, Д. Пассмана, Д. Уиллиса и др., а также технологии проектирования культурно-досуговой деятельности, шоу-бизнеса и предпринимательства и определяющих объем знаний, умений и навыков специалистов в данных областях.

Диссертационные исследования С.В. Иванова, Т.В. Христидис и других рассматривают процесс формирования менеджеров шоу-бизнеса, формирование коммуникативных способностей менеджеров социально-культурной сферы.

Тем не менее, несмотря на многочисленные публикации, отражающие особенности деятельности специалиста социокультурной сферы, до настоящего времени проблема организационно-педагогического подхода к социокультурному проектированию шоу-программ не нашла специального научного рассмотрения.

Изучение организационно-педагогического подхода к проблеме социокультурного проектирования шоу-программ на основе технологий социокультурного менеджмента позволило выявить противоречия между:

- потребностью участия молодежной аудитории в массовых развлечениях с использованием новейших достижений техники, ориентированных на представление исторических событий, современности или фантастических сюжетов и недостаточным количеством научных разработок, направленных на использование технологий социокультурного менеджмента в создании и реализации культурно-досуговых проектов и шоу-программ, способствующих формированию позитивно-ценностных установок, стабилизации социально-личностного состояния молодых людей;

- личностными потребностями современной молодежи в творческой самореализации и отсутствием интегрированных технологий социокультурного менеджмента, способствующих созданию педагогического, социального и психологического воздействия на личность в процессе реализации и восприятия шоу программ;

- потребностью учреждений культур но-досуговой сферы в создании и реализации шоу-программ и проектов, ориентированных на молодежную аудиторию, и отсутствием квалифицированных кадров - менеджеров социально-культурной деятельности владеющих технологиями организации шоу бизнеса; необходимостью применения проектных технологий социально-культурной деятельности в сфере шоу бизнеса и малой изученностью на методологическом и методическом уровне данной проблемы в педагогической науке.

Данная позиция обусловила проблему настоящего исследования, связанную с выявлением организационно-педагогического подхода к проектированию шоу-программ на основе технологий социокультурного менеджмента.

Целью исследования является обоснование организационно-педагогического подхода к проектированию шоу-программ на основе применения технологий социокультурного менеджмента.

Объект исследования - процесс организации шоу программ.

Предмет исследования -проектные технологии социально-культурной деятельности в сфере организации и проведения шоу-программ.

Задачи исследования:

1. Провести историко-педагогический анализ становления и развития российского шоу-бизнеса и на этой основе определить сущность и выявить специфику организации шоу программ с использованием технологий социокультурного менеджмента в условиях современной культурно-образовательной среды.

2. Обосновать технологические механизмы организации шоу-проектов и программ на основе социокультурного менеджмента для молодежной аудитории на региональном уровне.

3. Разработать организационно-педагогическую модель организации и проведения шоу-программ с использованием социально-культурных проектных технологий.

4. Выявить организационно-педагогические условия создания и реализации социально-культурных проектов и программ в сфере шоу-бизнеса на основе технологий социокультурного менеджмента.

5. Разработать и экспериментально апробировать педагогическую комплексную программу, обеспечивающую эффективность подготовки специалистов социально-культурной деятельности для сферы шоу-бизнеса.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что эффективность организации молодежных шоу-программ зависит от соблюдения следующих организационно-педагогических условий:

- уточнения и конкретизации технологических механизмов социально-культурного проектирования для использования в практической деятельности учреждений культуры и досуга при организации шоу-программ; комплексного использования интегрированных технологий социокультурного менеджмента для педагогического, социального и психологического воздействия на личность;

- разработки модели взаимодействия различных структур и ведомств по созданию и реализации шоу-программ;

- педагогической подготовки специалистов социокультурной сферы по вопросам организации шоу - программ для молодежной аудитории;

- разработки и внедрения комплекса программ с использованием современных технологий социокультурного менеджмента, направленных на формирование позитивно-ценностных установок, стабилизацию социально-личностного состояния молодых людей.

Методологическую основу исследования составляют

- положения психологии творчества о деятелыюстном подходе в творческом развитие личности (Б.Г. Ананьев, Л.В. Брушлинский, В.В. Ванслов, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Г. Маслоу, Б.С. Мейлах, A.A. Мелик-Пашаев, О.В. Ощипкова, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, H.A. Терентьева и др.);

- исследования о функциях искусства и художественно-творческой деятельности в жизни общества и человека (Ю.Б. Борев, Ю.Н. Давыдов, Е.Б. Долинская, Л.Я. Дорфман, Е.А. Дуков, Л.А. Закс, А.Я. Зись, Ю.Н. Капустин, Ю.А. Лукин, И.А. Набок, М.Ф. Овсянников, Ю.В. Перов, С.Н. Плотников, Л.Н. Столович и др.);

- положения Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова о технологическом обеспечении просветительства в современной социально-культурной деятельности; Ю.А. Стрельцова о ведущей роли общения в организации социально-культурной деятельности населения; А.Д. Жаркова, и В.М. Чижикова об организационно-методических основах деятельности учреждений культуры и создания культурно-досуговых программ, а также Г.Л. Тульчинского и В.Е. Новаторова о роли менеджмента и маркетинга в сфере культуры и досуга.

Методика исследования включала комплекс различных методов, направленных на достижение поставленной цели. Были использованы:

- теоретические методы: теоретико-методологический анализ позволил сформулировать исходные позиции исследования; понятийно-терминологический анализ применялся для характеристики и упорядочения понятийного поля проблемы; системный подход послужил основой целостного рассмотрения проблемы использования технологий социокультурного менеджмента в процессе создания и реализации культурно-досуговых программ и проектов;

- эмпирические методы: изучение нормативно-правовых документов в области культуры и образования; исследование и обобщение опыта проектной деятельности по проблеме исследования; констатирующий эксперимент, включающий анкетирование специалистов культурно-досуговой сферы, молодежи и взрослого населения; социально-педагогический эксперимент; педагогическая диагностика уровней развития знаний и практических навыков обучающихся.

База исследования: Государственное учреждение «Тамбовконцерт», центр народного творчества и искусства г. Ульяновска, МУК Городской Дворец культуры г. Воронежа, Тамбовский колледж социокультурных технологий, кафедра социально-культурной деятельности Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, кафедра социально-культурной деятельности Воронежского института экономики и права.

Организация исследования. В исследовании можно выделить три взаимосвязанных этапа.

Первый этап (1995-1999 гг.) предполагал изучение философской, психологической, социокультурной, лингвистической, социологической литературы по проблеме, анализ сложившейся практики организации шоу-программ для молодежи. На данном этапе была выявлена сущность и специфика развития шоу-бизнеса в современном образовательном пространстве, а также проведен историко-педагогический анализ становления и развития российского шоу-бизнеса. В этот период готовились и внедрялись различные культурно-досуговые программы на базе учреждений культуры и досуга городов Воронежа, Ульяновска, Арзамаса.

Второй этап (2000-2004 гг.) включал обоснование структурных компонентов организационно-педагогической модели разработки и реализации шоу-проектов и программ с использованием проектных технологий социально-культурной деятельности. В этот период были выявлены особенности организации шоу-программ для молодежной аудитории на региональном уровне; разработаны и экспериментально апробированы технологические механизмы создания и реализации шоу-программ на основе социокультурного менеджмента. Проводилась опытно-экспериментальная работа. Выявлялись и обосновывались организационно-педагогические условия разработки и реализации шоу программ на основе технологий социокультурного менеджмента. Разрабатывались и внедрялись учебные программы в работу Тамбовского колледжа социокультурных технологий, кафедру социально-культурной деятельности Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, кафедру социально-культурной деятельности Воронежского института экономики и права.

Третий этап (2005-2006 гг.) включал обработку полученных результатов в ходе исследования, обобщение материалов исследования, формулировку выводов, рекомендаций и оформление диссертации, публикацию материалов.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- определена сущность процесса организации шоу программ на основе проектных технологий социально-культурной деятельности и социокультурного менеджмента, которая заключается в создании условий для удовлетворения растущих духовно-культурных потребностей населения. При этом каждый компонент зрелищного действия (то есть речь, пластика, вещественная среда, динамические, механические эффекты) должен воздействовать на зрителя и подбираться с максимальным учетом особенностей зрительского восприятия;

- выявлена специфика воздействия шоу-программ на человека, которая определяет интерес аудитории к особенностям восприятия массовых зрелищ и в конечном счете эффект их воздействия на общественное, групповое и индивидуальное сознание людей. Именно включенность и активность аудитории на каждой стадии организации шоу (возникновение, функционирование, потребление) определяет популярность шоу программ;

- разработана организационно-педагогическая модель создания шоу-проектов и программ с использованием проектных технологий социально-культурной деятельности и социокультурного менеджмента, представляющая собой механизм проектирования и практической реализации шоу-программ, базирующихся на положениях теории и практики управления, экономики и права в области культуры и шоу-бизнеса; овладение методами конкурентоспособности шоу-проектов и программ; установление тесного взаимодействия сферы культуры, образования и шоу-бизнеса;

-выявлены и научно обоснованы технологические механизмы создания и реализации шоу-проектов и программ на основе технологий социокультурного менеджмента включающие: органическое соединение всех видов предметной деятельности; определение содержания, соответствующего цели и задач шоу-программы, его нравственного наполнения; выбор методов и приемов рационального и эмоционального воздействия на аудиторию.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования расширяют научные представления об особенностях использования проектных технологий социально-культурной деятельности при организации шоу программ для разновозрастных категорий населения; выявлена и обоснована совокупность организационно-педагогических условий создания и реализации социально-культурных проектов и программ в сфере шоу-бизнеса на основе технологий социокультурного менеджмента; разработанная организационно-педагогическая модель организации и проведения шоу программ для молодежной аудитории с использованием проектных технологий социально-культурной деятельности и социокультурного менеджмента позволяет сформировать социально-ценностные ориентации молодежи, развивать устойчивую социально-культурную активность и проводить целенаправленное гражданско-патриотическое, нравственное и художественно-эстетическое воспитание личности; полученные теоретические результаты носят общепедагогический характер и могут быть использованы в разработке образовательных и воспитательных систем в различных типах учреждений сферы культуры и искусства.

Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование системы подготовки специалистов по социально-культурной деятельности и использовании проектных технологий социально-культурной деятельности и технологических механизмов социокультурного менеджмента в процессе организации практической деятельности учреждений культуры и образования.

Материалы и выводы исследования могут быть использованы: в учебно-воспитательном процессе среднего общего и дополнительного, среднего специального и высшего профессионального образования;

- при разработке педагогических систем и образовательных программ по организации социально-культурной деятельности молодежи на региональном и федеральном уровне;

- в работе региональных учреждений культурно-досуговой сферы и центров по организации досуга молодежи.

- в системе подготовки и повышения квалификации кадров для сферы культуры и образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены их согласованностью с фундаментальными положениями, теориями и концепциями различных областей знания; непротиворечивостью исходных теоретических положений и понятийно-категориального аппарата исследования; целостностью рассмотрения предмета исследования; применением комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования; использованием разнообразных методов исследования, подтверждающих эффективность осуществленной опытно-экспериментальной работы, непротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась по ряду направлений: а) выступление на научно-практических конференциях различного уровня; б) разработка и реализация авторской организационно-педагогической модели разработки и реализации шоу программ для молодежной аудитории с использованием технологий социокультурного менеджмента; в) использование результатов исследования в процессе преподавания ряда учебных дисциплин в институте искусств Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, в частности: на кафедре социально-культурной деятельности при преподавании следующих дисциплин: «Социально-культурное проектирование», «История шоу бизнеса», «Основы продюсирования шоу-программ», «Менеджмент в социально-культурной сфере» и на кафедре социально-культурной деятельности Воронежского института экономики и права.

Основные положения и результаты исследования нашли отражение в 9 научных публикациях автора общим объемом 16, 8 п.л.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность организации шоу проектов и программ с использованием проектных технологий социально-культурной деятельности и технологий социокультурного менеджмента в условиях современной культурно-образовательной среды заключается в создании условий для удовлетворения растущих духовно-культурных потребностей и формировании мотивов поведения подрастающего поколения, активного освоения личностью общественных и производственных отношений и зависит от интересов и потребностей ее политического, культурного и нравственного развития в сфере производства и досуга.

2. Специфика организации шоу-программ представлена активным, динамичным и свободным типом поведения посетителей учреждений культуры и досуга, повышенным уровнем включенности аудитории в процесс восприятия зрелища, демократичностью общения и обладает такими ключевыми характеристиками как: развлечение, увлекательность, разрушение стереотипов, создание ценностей.

3. Организационно-педагогическая модель организации и проведения шоу-проектов и программ с использованием технологий социокультурного менеджмента, представляющая собой механизм проектирования и практической реализации процесса создания шоу-программ, включающая систему компонентов, критериев, принципов, форм, методов и средства, в качестве которого выступает комплексная педагогическая программа , обеспечивающая эффективность подготовки специалистов социально-культурной деятельности.

4. Технологические механизмы организации шоу-проектов и программ на основе социокультурного менеджмента включающие: четкое осмысление и понимание цели всеми участниками-организаторами будущей шоу-программы; органическое соединение всех видов предметной деятельности, обеспечивающих творческий процесс (познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной); определение содержания, соответствующего цели и задачам шоу-программы, его нравственного наполнения, создание условий для его осуществления; выбор эффективных методов и приемов рационального и эмоционального воздействия, который требует учета особенностей контингента аудитории, реальных возможностей учреждений культуры, профессионального мастерства специалистов и их актива.

5. Организационно-педагогические условия создания и реализации социально-культурных проектов и программ в сфере шоу-бизнеса на основе технологий социокультурного менеджмента, которые включают в себя: методическое обеспечение процесса организации шоу-проектов и программ различной направленности; планирование предстоящего процесса разработки и реализации шоу-проектов и программ и ранжирование целей и задач процесса организации по степени важности; расширение знаний и умений менеджеров социально-культурной сферы в области управления процессом организации шоу-программ, базирующихся на положениях теории и практики управления, экономики и права в области культуры и шоу-бизнеса; овладение методами конкурентоспособности шоу-проектов и программ; установление тесного взаимодействия сферы культуры, образования и шоу-бизнеса в процессе разработки и реализации шоу-программ для разновозрастных категорий населения.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и ряда приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Павлов, Максим Анатольевич

Выводы по 2 главе

Проведенный социологический опрос позволил выявить критерии успешности организации шоу-программ, особенности наиболее популярных шоу-программ, выявить необходимые компоненты организации шоу-программ, активизацию интереса со стороны интереса к профессиональной подготовке менеджеров шоу-бизнеса.

Было установлено, что в процессе реализации шоу-программ следует применять методы психологического воздействия, такие как внушение, заражение, подражание, убеждающее воздействие.

При организации шоу-программ необходимо проводить обязательный учет показателей рейтинга представленных на российском и зарубежном рынке услуг шоу-бизнеса, проводимых проектов и программ, так как это позволяет пересматривать факторы оценки популярности шоу-программ, реконструировать пространство восприятия респондентов и выявлять скрытые критерии оценки популярности шоу.

Разработанная и экспериментально апробированная авторская педагогическая модель организации шоу-программ на основе технологий социокультурного менеджмента представляет собой механизм проектирования и практической реализации процесса организации шоу-программ, включающей систему компонентов, критериев, принципов, форм, методов и средств, которые в комплексе обеспечивают развитие молодежного шоу-бизнеса в региональной культурно-образовательной среде.

Представленные положения педагогической модели охватывают все аспекты управленческой деятельности специалистов социально-культурной сферы и предусматривают активное всестороннее воздействие на участников процесса разработки и реализации шоу-проектов и программ для молодежной аудитории.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили значимость разработанной организационно-педагогической модели и авторской программы. Полученные результаты наглядно свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе, где апробировалась организационно-педагогическая модель произошли существенные изменения, что подтверждается данными процентного колебания. Свидетельством результативности апробации программы является тот факт, что разработанные обучающимися шоу-программы были внедрены в практику образовательных и культурно-досуговых учреждений г.Тамбова, г. Ульяновска, Воронежа, Арзамаса Нижегородской области (43%)., где получили высокую оценку специалистов-практиков социально-культурной сферы и шоу-бизнеса.

136

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с завершением проводимого нами исследования, необходимо выделить наиболее существенные аспекты диссертации.

Проведенный теоретико-методологический анализ основных концептуальных подходов позволил выявить отсутствие единой терминологии, что значительно осложняет понимание ряда проблем, связанных с драматургией и режиссурой шоу-программ. Становление и развитие российского шоу-бизнеса уходит истоками в драматургию народных театрализованных представлений и празднеств, представление о которых складывается на основе описаний этнографов, очевидцев, собирателей фольклора и т.п. Различия в трактовке понятия «шоу бизнес» явилось причиной становления различных современных подходов к определению этого культурного феномена. Ряд отечественных исследователей и ученых используют термин «шоу-бизнес» для обозначения сферы культуры, искусства или отдельных их отраслей. Западные специалисты для характеристики шоу-бизнеса применяют такие понятия, как индустрия развлечений (entertainment industry), индустрия досуга (leisure industry) или сфера искусства и культуры (arts and cultural industry, art-related business, popular culture).

Проведенный анализ позволил конкретизировать понятие «шоу-бизнес», представляющее собой отдельную, самостоятельную систему в рамках сферы услуг, включающую определенные области деятельности и имеющую ряд особенностей, выделяющих шоу-бизнес на фоне более широких понятий, таких как индустрия развлечений, культура или искусство. Важнейшими аспектами шоу-бизнеса являются: коммерческий характер деятельности; удовлетворение потребностей в развлечениях; зрелищность представления; ориентация на массовых зрителей.

Основная направленность деятельности учреждений культурно-досуговой сферы в реализации шоу-программ состоит в приобщении к культуре всех слоев населения через участие в различных видах предметной деятельности; выявление художественно одаренных личностей, их учет, оказание им различной материальной и моральной помощи; «эстетизации» окружающей среды и быта населения.

Ориентированность шоу-программ на формирование общественного сознания осуществляется через формирование потребностей, установок, позиций, целостных устремлений, идеалов и эстетического вкуса. Поэтому технология организации шоу-программ сочетает в себе сложный конгломерат определенных алгоритмов действий, психолого-педагогических приемов, организационно-методических сочетаний, профессионального мастерства работников культурно-досуговой сферы, состояния материально-технической базы и финансового обеспечения.

Педагогическая функция шоу-программ включает в себя познавательные, воспитательные и эстетические задачи. Зрелищность шоу-проектов и программ апеллирует к разуму, к сердцу и к чувствам подрастающего поколения. Для обеспечения сценаристы и режиссеры шоу-программ должны обладать умением создавать номер, законченное представление. Для постановки шоу-программы необходимо владеть особыми приемами, особыми навыками идейно-смысловой организации художественного времени и пространства; нужно уметь находить такие способы сопряжения эпизодов, чтобы подчинить их сверхзадаче единого драматургического замысла.

Технологии социокультурного менеджмента, применяемые при разработке и реализации шоу-проектов и программ во многом зависит от совершенствования системы методического обеспечения, сущность которого заключается в сокращении разрыва между проектируемой культурно-досуговой деятельностью и практическим ее воплощением, в обеспечении этого процесса всеми видами практической помощи учреждениям культуры и образования. Технологии, используемая в конкретном учреждении культуры, не может рассматриваться обособленно от общих тенденций развития культурио-досуговой деятельности не только региона, но и страны в целом с учетом зарубежного опыта.

Сущностное назначение методического обеспечения - в анализе, поиске передовых, наиболее эффективных методик, их апробировании, моделировании, а также внедрении новых, наиболее оптимальных, в конкретных условиях вариантов культурно-досуговой деятельности, в корректировании, регулировании процесса разработки и реализации шоу-программ в соответствии с актуальными проблемами реформирования всех сфер жизни общества с учетом изменяющихся потребностей и уровня духовного развития различных групп населения.

Умение специалистов учреждений культуры не только учитывать состояние аудитории, но и формировать его путем целенаправленного воздействия имеет решающее значение в технологии социокультурного менеджмента. Закономерно, что и выразительные средства, используемые в построении шоу-программ, должны соответствовать всевозрастающим духовным потребностям населения.

Как видно из вышесказанного, все применяемые технологические механизмы разработки и реализации шоу-программ в сфере шоу-бизнеса должны взаимодополнять друг друга, быть органически связаны с воспитательной работой, с актуальными задачами социально-экономического развития общества, опираться на современные выразительные средства искусства, поднимать агитацию и пропаганду до уровня художественного обобщения и отражения действительности, способствуя непосредственно повышению ее качества, эффективности, и всего культурного, художественно-педагогического процесса в целом.

Было установлено, что основной задачей шоу-бизнеса в образовательном пространстве является стремление через реализацию шоу-программ совершенствовать человека, строить человека, сделать его счастливым в тех обстоятельствах, в которых он живет.

Выявлены организационно-педагогические условия, способствующие повышению эффективности организации шоу-программ для молодежной аудитории на основе технологий социокультурного менеджмента, такие, как:

- методическое обеспечение процесса организации шоу-проектов и программ различной направленности;

- планирование предстоящего процесса разработки и реализации шоу-проектов и программ и ранжирование целей и задач процесса организации по степени важности;

- расширение знаний и умений менеджеров социально-культурной сферы в области управления процессом организации шоу-программ, базирующихся на положениях теории и практики управления, экономики и права в области культуры и шоу-бизнеса;

- овладение методами конкурентоспособности шоу-проектов и программ;

- установление тесного взаимодействия сферы культуры, образования и шоу-бизнеса в процессе разработки и реализации шоу-программ для разновозрастных категорий.

Разработана и экспериментально апробирована организационно-педагогическая модель разработки и реализации шоу-программ с использованием технологий социокультурного менеджмента, представляющая собой механизм проектирования и практической реализации процесса организации шоу-программ, включающей систему компонентов, критериев, принципов, форм, методов и средств, которые в комплексе обеспечивают развитие молодежного шоу-бизнеса в региональной культурно-образовательной среде.

Представлены данные опытно-экспериментальной работы по организации шоу программ на основе технологий социокультурного менеджмента в культурно-досуговых и образовательных учреждениях ряда регионов России.

Анализ результатов социально-педагогического эксперимента свидетельствует о значительном снижении низкого уровня знаний и умений и повышении высокого уровня в экспериментальных группах в среднем на 35-45%. Вместе с тем, отмечено повышение уровня мотивационной готовности к занятиям, проводимым в рамках авторской программы курса.

Результаты социально-педагогического эксперимента показали эффективность предложенной организационно-педагогической модели и подтвердили положения выдвинутой гипотезы о том, что эффективность реализации молодежных шоу-программ зависит от соблюдения следующих организационно-педагогических условий:

- выявления сущности шоу-бизнеса в современном образовательном пространстве как социально-культурной системы; уточнения и конкретизации технологических механизмов социокультурного менеджмента; комплексного использования интегрированных технологий социокультурного менеджмента для создания педагогического, социального и психологического воздействия на личность;

- разработки и внедрения комплекса программ с использованием современных технологий социокультурного менеджмента, направленных на формирование позитивно-ценностных установок, стабилизацию социально-личностного состояния молодых людей;

- педагогической подготовки специалистов социокультурной сферы по вопросам организации шоу - программ для молодежной аудитории.

Дальнейшее изучение поставленной в данной работе проблемы разработки и реализации шоу-программ для молодежной аудитории с использование технологий социокультурного менеджмента может быть продолжено на основе полидисциплинарного подхода, интегрирующего инновационные разработки в области:

- менеджмента в социально-культурной сфере;

- социально-культурного проектирования в сфере шоу-бизнеса;

- технологии организации шоу-программ для разновозрастных категорий населения.

Рамки исследования могут быть расширены за счет использования других возрастных категорий, а также изучения различных аспектов организации учебно-воспитательной работы с молодежью.

142

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Павлов, Максим Анатольевич, 2006 год

1. Абчук, В. Азбука менеджмента / В. Абчук. - М., 1968.

2. Авербах, Е. Рождение звукового образа / Е. Авербах. М., 1985.

3. Аверьянов, Л.Я. Искусство задавать вопросы / Л.Я. Аверьянов. М.: Московский рабочий, 1987.

4. Актуальные вопросы экономики и организации театрального дела. М., 1986.

5. Алексеев, А.Н. Применение метода включенного наблюдения в комплексном социальном исследовании / А.Н. Алексеев. // Молодежь. Образование, воспитание, профессиональная деятельность. Л.: Наука, 1973.

6. Алексеев, Э.Е. Молодежь и музыка / Э.Е. Алексеев. // Социальные функции искусства и его видов. -М., 1980.

7. Алешина, И. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров / И. Алешина. М.: Гном-Пресс, 1997.

8. Андреева, Г.М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии / Г.М. Андреева. // Вопросы психологии. №6. 1979. С.26-39.

9. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. //Учебник для вузов. М.: Наука, 1994.

10. Андрющенко, Е.Г. Межличностные каналы и массовая информация / Е.Г. Андрющенко. // Вопросы философии. №6.1971.

11. Ардов, В.Е. Разговорные жанры эстрады и цирка / В.Е. Ардов. М., 1968.

12. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. М., 1974.

13. Артамонов, В.И. Психотерапия: пределы реального / В.И. Артамонов. // Психологический журнал. Т. 11. №3.1990.

14. Асафьев, Б.В. Путеводитель по концертам / Б.В. Асафьев. М., 1978.

15. Асеев, Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века / Б.Н. Асеев. М., 1977.

16. Банфи, А. Избранное / А. Банфи. М.: Прогресс, 1965. с.92-100.

17. Барабанщиков, В.А. Психология зрительского восприятия (системно-генетический анализ) / В.а. Барабанщиков. М., 2001.

18. Баранов, А.Н. Что нас убеждает / А.Н. Баранов. М., 1990.

19. Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Учеб. пособие / В.А. Баринов. М.: Форум ИНФРА, 2003.

20. Башкирова, Е. Имидж политика: особенности восприятия / Е. Башкирова, Н. Лайдинен. // Власть. № 8.2002.

21. Белановский, С.А. Некоторые мотивационные механизмы формирования молодежных коллективов и групп / С.А. Белоновский. // Молодежь и культура. Проблемы досуга, художественного творчества, становления личности. М., 1985.

22. Белоусов, Я. Праздники старые и новые / Я. Белоусов. Алма-Ата, 1974.

23. Бестужев-Лада, И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений / И.В. Бестужев-Лада. М.: Наука, 1993.

24. Бестужев-Лада, И.В. Технология прогнозных разработок социальных процессов / И.В. Бестужев-Лада, Г.А Наместникова. М.: Поиск, 1992.

25. Бизнес план. Зарубежный и отечественный опыт. Новая практика разработки документации. М., 1995.

26. Бизнес-план. Методические материалы. М.: Финансы и статистика, 1994.

27. Бизнес-план. Методическое пособие по составлению бизнес-плана. -М., 1992.

28. Блаженов, Е.А. Паблик релейшнз: Учеб. пособие / Е.А. Блаженов. М.: Има-Пресс, 1994. 160 с.

29. Блажнов, Е.А. Имидж: секрет воздействия / Е.А. Блаженов. // Журналист. №1. 1994. С. 52.

30. Блэк, С. Паблик релейшнз. Что это такое? / С. Блэк. М., 1990.

31. Богомолов, Ю.А. Массовые виды искусства и современная художественная культура / Ю.А. Богомолов, В.А. Бореев, A.C. Вартанов. -М.: Искусство, 1986.

32. Богомолова, H.H. Массовая коммуникация и общение / H.H. Богомолова. М., 1988.

33. Богомолова, H.H. Социальная психология печати, радио и телевидения / H.H. Богомолова. -М.: Изд-во МГУ, 1991.

34. Бореев, В. Ю. Эстетика / В.Ю. Бореев. М., 1988. 206 с.

35. Бореев, В.Ю. Видео: техника, досуг, культура / В.Ю. Бореев. М., 1996.

36. Бореев, В.Ю. Культура и массовая коммуникация / В.Ю. Бореев, A.B. Коваленко. М., 1986.

37. Браун, JI. Имидж путь к успеху / JI. Браун. - СПб.: ПитерПресс, 1996. 280 с.

38. Брук, П. Пустое пространство / П. Брук. М., 1976. 103 с.

39. Бугрим, В.М. Понятие и специфика имиджа / В.М. Бугрим. // Журналистика 20 век: эволюция и проблемы. Тезисы международной науч,-практ. конф. СПб, 1996. 86 с.

40. Буданцев, Ю.П. Системность в изучении массовых информационных процессов / Ю.П. Буданцев. М., Изд-во Ун-та Дружбы Народов, 1986.

41. Буданцев, Ю.П. Социология массовых коммуникаций / Ю.П. Буданцев. М., 1995.

42. Былева, JI.B. Русские народные игры / JI.B. Былева. М., 1988.

43. Быченко, Ю.Г. Деловые игры в школе бизнеса / Ю.Г. Быченко. М., 1992.

44. Викентьев, И.Л. Приемы рекламы и паблик релейшнз / И.Л. Викентьев. СПб.: ТОО Тризшане, 1995.

45. Вильчек, В.М. Под знаком ТВ / В.М. Вильчек. М., 1987.

46. Воронова, E.H. Экономика культуры: Учеб. пособие / E.H. Воронова. -Рязань: Узорочье, 1997.

47. Всемирная история // Под ред.А.Н.Бадак, И.Е.Войнич, Н.М.Волчек и др. Т.9.-Минск, 1999.

48. Всемирная история // Под ред.А.Н.Бадак, И.Е.Войнич, Н.М.Волчек и др. Т. 10.-Минск, 1999.

49. Выготский, JI.C. Психология искусства / JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1987.

50. Галуцкий, Г.Е. Основы финансов и финансирования культурной деятельности / Г.Е. Галуцкий. М.: АСКИД, 1996.

51. Ганжин, В.Т. Паблик релэйшнз. Что это значит? / В.Т. Ганжин. М., 1998.

52. Генкин, Д.М. Массовые праздники / Д.М. Генкин. М., 1975.

53. Генкин Д.М. Массовые театрализованные праздники и представления: Учеб.-метод. пособие / Д.М. Генкин, A.A. Конович. М., 1985.

54. Гидрович, С.Р. Игровое моделирование экономических процессов / С.Р. Гидрович, И.М. Сыроежкин. М.: Экономика, 1986.

55. Говоркин, Н.М. Справочник по рок- и поп- прогрессу / Н.М. Говоркин.- Н.-Новгород, 1998.

56. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман.- М.: Изд-во МГУ, 1989. 174 с.

57. Гольман, И.А. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности / И.А. Гольман. М.: Гелла-Принт, 1996.

58. Голядкин, А. Телелабиринты / А. Голядкин. М., 1988.

59. Гречихин, В.Г. Лекции по методике и технике социологического исследования / В.Г. Гречихин. М.: Изд-во МГУ, 1988.

60. Гришак, Л.П. Психотерапия: посягательство на экологию психической сферы человека / Л .П. Гришак. // Психологический журнал. Т. 12. №6. 1991.

61. Грушин, Б.А. Массовое сознание / Б.А. Грушин. М., Политиздат, 1987.

62. Грушин, Б.А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения / Б.А. Грушин. М., 1979.

63. Гуревич, П.С. Приключения имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия / П.С. Гуревич. М.: Искусство, 1991. 219 с.

64. Данилова, А.Г. Особенности восприятия телевизионной рекламы, выполненной в различных культурных традициях / А.Г. Данилова, JI.B. Матвеева. // Психологический журнал. Т. 21. №4. 2000.

65. Девятко, И.Ф. Диагностическая процедура в социологии / И.Ф. Девятко. М.: Наука, 1993.

66. Деркач, A.A. Идеологическое воздействие: социально-психологические и педагогические аспекты / A.A. Дергач, Е.В. Селезнева. -М.: Мысль, 1985

67. Джей, Э. Эффективная презентация / Э. Джей. Минск: Амалфея, 1997.

68. Джи, Б. Имидж фирмы: планирование, формирование, продвижение / Б. Джи. СПб., Питер, 2000.

69. Донцов, А.И. Социальные представления как предмет экспериментального исследования в современной французской социальной психологии / А.И. Донцов, Т.П. Емельянова. // Вестник Московского ун-та. Психология. №1. 1985. С. 45-55.

70. Дороти, Д. Паблисити и паблик рилейшнз / Д. Дороти. М.: Филинъ, 1996.

71. Дудков, Е.В. Анализ современных механизмов функционирования государственных и негосударственных театрально-зрелищных предприятий / Е.В. Дудков. Вып. 5. -М.: Информкультура, 1994.

72. Дудков, Е.В. Формы отчетности и проблемы концертной деятельности. Пути совершенствования хозяйственного механизма управления театрально-зрелищным предприятием / Е.В. Дудков. М., 1984.

73. Дэвис, Ф. Создай свой имидж / Ф. Дэвис. Минск.: Попурри, 1998.

74. Жарков, А.Д. Организация культурно-просветительной работы: Учеб. пособие для студентов институтов культуры / А.Д. Жарков. М, Просвещение, 1989. 237 с.

75. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. М.: МГУК, 1998.248 с.

76. Жаркова, J1.C. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учеб. пособие / Л.С. Жаркова, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков. М.: МГУК, 1994. 112 с.

77. Жданова, Е.И., Основы промоутерской деятельности в музыкальном шоу-бизнесе: учеб. пособие / Е.И. Жданова, А.К. Акчурина, Н.В. Кротова. -М.: МГУКИ, 2002.

78. Жданова, Е.И. Менеджмент шоу-бизнеса: учеб. пособие / Е.И. Жданова, C.B. Иванов, Н.В. Кротова. М., 1997.

79. Жизнь сцены и контрактный мир. М.: ГИТИС, 1994.

80. Жуковский, И.М. Психогносеологические проблемы восприятия произведений киноискусства / И.М. Жуковский. М., 1977.

81. Завалова, Н.Д. Образ в системе психической регуляции деятельности / Н.Д. Завалова, Б.Ф. Ломов, В.А. Пономаренко. -М.: Наука, 1986

82. Зазыкин, В.Г. Психология в рекламе / В.Г. Зазыкин. М.: ДатаСтром, 1992.

83. Захава, Б.Е. Мастерство актера и режиссера / Б.Е. Захава. М., Искусство, 1968. 320 с.

84. Зверинцев, А. Коммуникационный менеджмент / А. Зверинцев. СПб., 1997.

85. Иванов, C.B. Менеджмент шоу-бизнеса: учеб. пособие / C.B. Иванов, Е.И. Жданова, Н.В. Кротова. М., 1997.

86. Индюков, М.С. Психологические аспекты восприятия звукозрительной информации / М.с. Индюков. Киев, 1976.

87. Интерпретация и анализ данных в социологическом исследовании. -М.: Наука, 1987.

88. Каган, M С. Искусство и зритель М.С. Каган // Искусство кино. №10. 1970.

89. Каган, М.С. Мир общения / М.С. Каган. М.: Политиздат, 1988.

90. Каган, М.С. Музыка в мире искусств / М.С. Каган. СПб., 1996.232 с.

91. Как защитить интеллектуальную собственность в России. Правовое и экономическое регулирование: Справоч. пособие. М.: ИНФРА, 1995.

92. Как провести социологическое исследование. М.: Политиздат, 1990.

93. Калеш В. Театральная вертикаль / В. Калеш. М., 1991.

94. Кандинский, В. О духовном в искусстве / В.О. Кандинский. // Психология цвета. М., 1996.

95. Кандыба, В.М. Эмоциональный гипноз / В.М. Кандыба. -СПб, 1997.

96. Капустин, Ю.В. Музыкант и публика / Ю.В. Капустин. Л., 1985.

97. Карцева Е. Три лица имиджа, или кое-что об искусстве внушения / Е. Карцева // Иностранная литература №8. 1971. С. 228-229

98. Карцов Н. Телевидение в нашей жизни / Н. Карцов. М., 1981.

99. Катц, Э. Личное влияние: роль, выполняемая людьми в функционировании массовой коммуникации / Э.Катц, П. Лазарсфельд. // Массовые коммуникации. Реф.сб. -М., 1974.

100. Качество образных представлений в массовых информационных процессах // Сб.науч.трудов. М.: Изд-во Ун-та Дружбы народов, 1987.

101. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. М., 1995.

102. Кислицкий, В.И. Специфические методы культурно-досуговой деятельности: лекция/В.И. Кислицкий. -М.: МГУК, 1998. 15 с.

103. Клапаред, Э. Чувства и эмоции / Э. Клапаред. // Психология эмоций. Тексты.-М., 1984.

104. Клаппер, Д. Социальное воздействие массовой коммуникации / Д. Клаппер. //Массовые коммуникации: реф.сб. М., 1974.

105. Клитин, С.С. «Золотой век» европейской эстрады: Исторический и теоретический анализ / С.С. Клитин. Автореф. дис. докт. искусствовед. М., 1991.

106. Клитин С.С. Эстрада. Проблемы теории, истории и методики. JL: Искусство, 1987

107. Клитин, С. Режиссер на концертной эстраде / С. Клитин. М., Искусство, 1977.

108. Ковалев, А.Г. Воздействие как психологическая теория / А.Г. Ковалев. // Психология воздействия: проблемы теории и практики. М., 1989.

109. Ковалев, В.Н. Мотивы поведения и деятельность / В.Н. Ковалев. М.: Наука, 1988.

110. Коган, В.З. Информационное взаимодействие (опыт анализа субъект-объективных отношений ) / В.З. Коган. Томск, Изд-во Томского Унта, 1980.

111. Колер, Дж. Становление джаза / Дж. Колер. М.: Радуга, 1984.

112. Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий // Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е.Семенова. JI.: Лениздат, 1987.

113. Конен, В. Пути американской музыки / В. Конен. М., 1977.

114. Конецкая, В.П. Социология коммуникации / В.П. Конецкая. М., 1997.

115. Конников, А. Мир эстрады / А. Конников. М., 1980.

116. Конович, A.A. Театрализованные праздники и обряды в СССР / A.A. Конович.-М., 1990.

117. Контуры будущего: перспективы и тенденции развития СМК в художественной культуре: Сборник статей. М., 1984.

118. Котельников, М.В. Методологические вопросы социально-эстетического изучения аудитории кино и телевидения / М.В. Котельников. М., 1977.

119. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. / Пер. с англ. 2-е изд. - М., Спб., Киев, 1999.

120. Красильников, Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования / Ю.Д. Красильников. М.: МГИК, 1993.

121. Красовский, Б Л. Имидж политика / Б.П. Красовский. // Журналист. №10. 1996.

122. Красовский, Ю.Д. Архитектоника организационного поведения / Ю.Д. Красовский. М.: Юнити-Дана, 2003.

123. Крысько, В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии / В.Г. Крысько. М.: Владос-пресс, 2001.

124. Крысько, В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт) / В.Г. Крысько. Харвест, 1999.

125. Крюгер, Ф. Сущность эмоционального переживания / Ф. Крюгер. // Психология эмоций. Тексты. -М., 1984.

126. Кузин, Ф.А. Имидж бизнесмена / Ф.А. Кузин. М.: Ось-89, 1997.

127. Кузнецов, Е.М. Из прошлого русской эстрады / Е.М. Кузнецов. М., 1958.

128. Кузьмин, А.И. У истоков русского театра / А.И. Кузьмин. М., 1984.

129. Культурно-досуговая деятельность: учебник / Под науч. редакцией академика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. М.: МГУК, 1998. 462 с.

130. Купицкий, В.М. Театр искусство и расчет: учеб. пособие / В.М. Купицкий. -М., 1995.

131. Ладанов, И.Д. Практический менеджмент / И.Д. Ладанов. М.: Има-Пресс, 1995. 341 с.

132. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977.

133. Леонтьев, Д. А. Образ, который никто не видит / Д.А. Леонтьев. // Рекламный мир. 8 сентября. 1996. С. 15.

134. Липсиц, И.В. Бизнес-план основа успеха / И.В. Липсиц. - М., 1992.

135. Логика социологического исследования. М.: Наука, 1987.

136. Ломов, Б.Ф. Психология восприятия и искусство плаката / Б.Ф Ломов, A.A. Митькин. М., 1987.

137. Лосев, А.Ф. История античной эстетики / А.Ф. Лосев. М., 1969.

138. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре / Ю.М. Лотман. СПб., 1994.

139. Луначарский, A.B. О массовых празднествах, эстраде и цирке / A.B. Луначарский. М., 1981.

140. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ,1973.

141. Лурье, A.C. Концерты и жанры концертной деятельности: Лекция / A.C. Лурье. М„ 1994.

142. Лурье, A.C. Специфика концертной деятельности: Лекция / A.C. Лурье. -М., 1996.

143. Лурье, A.C. Управление концертным делом / A.C. Лурье. М., 1998.

144. Мазаев, А.И. Праздник как социально-художественное явление / А.И. Мазаев.-М., 1978.

145. Максимова, В.А. И рождается чудо спектакля / В.А. Максимова. М., 1980.

146. Малишевский Б. Хепенинг / Б. Малишевский // Театр. София. № 3.,1974. С.52.

147. Массовая информация и коммуникация в современном мире. М.: ИНИОН, 1990.

148. Минцберг, Г. О менеджменте / Г.О. Минцберг. М., 1996.

149. Митрофанова, Р. О премии Грэмми / Р. Митрофанова. // Шоу-бизнес. №3.2001. С. 36-37.

150. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. М., 1982.

151. Михалевский, Д. Маленькие рассказы о большом шоу-бизнесе / Д. Михалевский. М., 1994.

152. Михалкович, В.И. Изобразительный язык СМК / В.И. Михалкович. -М., 1986.

153. Моль, А. Теория информации и эстетическое восприятие / А. Моль. -М.: Мир, 1966.

154. Мороз, А.Г. Три века русской сцены / А.Г. Мороз. М., 1978.

155. Мосалев, Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований / Б.Г. Мосалев. М.: МГУК, 1995.

156. Музыка и телевидение. Вып. 1,2.- М., 1978.

157. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990.

158. Натев, А. Массовая культура и идеология / А. Натев. София, 1974, 36 с.

159. Вовк, Г.С. Организация зрелищ во Франции / Г.С. Вовк. // Культура в современном мире. Вып. 1. 1998.

160. Ибрагимова, И.Р. Системы Виртуальной Реальности / И.Р. Ибрагимова. // Культура в современном мире. Вып. 3. 1996.

161. Твердохлебов, Н. Экономист об индустрии развлечений будущего / Н. Твердохлебов. // Культура в современном мире. Вып. 2. 1994.

162. Некрылова, А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища, конец XVIII нач. XX века / А.Ф. Некрылова. - М., 1988.

163. Нестьев, И. Звезды русской эстрады / И. Нестьев. М., 1970.

164. Новаторов, В.Е. Маркетинг культурных услуг / В.Е. Новаторов. Омск, 1992.

165. Новаторов, В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере / В.Е. Новаторов. Омск, 2000.

166. Образцова, А.Г. Б.Шоу и европейская театральная культура / А.Г. Образцова. М.: Наука, 1974.

167. Овчинников, Е.В. От классического джаза к свингу / Е.В. Овчинников. -М., 1988.

168. Орлов, А.Г. О труде работников театрально-зрелищных учреждений / А.Г. Орлов.-М., 1976.

169. Орлов, А.Г. О труде работников театрально-зрелищных учреждений / А.Г. Орлов.-М., 1976.

170. Орлова, Э.А. Некоторые аспекты социокультурной политики в условиях модернизации / Э.А. Орлова. //Организационно-управленческие и финансово-правовые аспекты культурной политики. М.,1992. Вып. 1-3. С.28-33.

171. Отечественный и зарубежный опыт. М.: Финансы и статистика. 1997. Вып. 1.

172. Партнеры-97, Кино-ТВ-Видео // Сост. Н. Венжер.- М.: Дубль-Д, 1996.

173. Петренко, В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику. Исследование форм репрезентации в обыденном сознании / В.Ф. Петренко. -М., 1983.

174. Питер, Э. Лэнд. Искусство управлять (опыт практического менеджмента) / Э.Ленд Питер. М.: ИНФРА, 1995.

175. Пищулин, Н.П. Имидж банка / Н.П. Пищулин. М., 1992.

176. Посман, Д. Все о музыкальном бизнесе: перевод, набор, верстка / Д. Посман.-М., 1996.

177. Потапова, М.В. Установка в восприятии искусства / М.В. Потапова. Автореф. канд. псих. наук. Л., 1987.

178. Почепцов, Г.Г. Имиджелогия: теория и практика / Г.Г. Почепцов. Киев: СП АДЕФ-Украина, 1998.

179. Почепцов, Г.Г. Коммуникационные технологии XX века / Г.Г. Почепцов. Киев, 2000.

180. Почепцов, Г.Г. Паблик релейшнз, или как успешно управлять общественным мнением / Г.Г. Почепцов. М.: Центр, 1998.

181. Почепцов, Г.Г. Паблик рилейшнз / Г.Г. Почепцов. М: Рефа-бук, Ваклер, 2000.

182. Практическая психология для менеджеров. М.: Филинъ, 1996.

183. Практическое руководство по менеджменту. Международный опыт достижения успеха. Минск, 1998.

184. Пригожин И.И. Политика вершина шоу-бизнеса / И.И. Пригожин. -М.: ООО «Алкигамма», 2001.

185. Прометей-2000 // Материалы международной научно-практической конференции. 2-6 октября 2000 г. Казань: Фэн, 2000.

186. Психологические исследования общения // Под. ред. Ломова Б.Ф. М.: Наука, 1985.

187. Психологический словарь. М., 1983.

188. Психология в рекламе // Тезисы докладов участников Первой Всероссийской конференции. М.: Ин-т психологии РАН, 1996. С.65.

189. Психология воздействия (проблемы теории и практики) // Сб.науч.трудов, АПН. М., 1989.

190. Психология. Словарь. Политиздат. M., 1990.

191. Раабен, JT.H. Концертная жизнь. Русская художественная культура конца XIX начала XX веков / JT.H. Раабен. - М., 1977.

192. Радченко, С.И. Эстетическое содержание ценностных установок личности / С.И. Радченко. Автореф. канд. псих.наук. Киев, 1986.

193. Разлогов, К. Коммерция и творчество. Враги или союзники? / К. Разлогов. М., 1992.

194. Ратнер, A.B. Эстетические проблемы зрелищных искусств / A.B. Ратнер.-М., 1980.

195. Режиссура массовых зрелищ. М., 1964.

196. Реферативное обозрение: Индустрия развлечений //Зарубежный опыт функционирования различных учреждений культуры. М., 1991.

197. Рехельс, М. О режиссерской этике / М. Рехельс. М.: Искусство, 1968. 96 с.

198. Розанов, В. Психологические парадоксы управления / В. Розанов. М., 1997.

199. Рубинштейн, А .Я. Введение в экономику исполнительского искусства / А.Я. Рубинштейн. М., 1991.

200. Савушкина, Н.И. Русский народный театр / Н.И. Савушкин. М., 1976.

201. Самойленко, В.М. Массовые музыкальные представления / В.М. Самойленко. М.: Музыка, 1989.

202. Семашко, А.Н. Художественные потребности молодежи / А.Н. Семашко. Киев, 1977.

203. Серов, A.B. Принципы построения и взаимодействия зрелищных систем МГХПУ им. Строганова / A.B. Серов. М., 2000.

204. Скороходов, Г. Звезды советской эстрады / Г. Скороходов. М., 1986.

205. Смирнов, С.Д. Мир образов и образ мира / С.Д. Смирнов. М.: Вестник Моск. Ун-та. Сер.Психология. №2. 1981.

206. Смирнов, С.Д. Психология образа: проблема активного психологического отражения / С.Д. Смирнов. -М., 1985.

207. Смышляев, В. Теория обработки сценического зрелища / В. Смышляев. Ижевск: Пролеткультура, 1921. С.86.

208. Сойдла, А. Идея, слово, аудитория / А. Сойдла, М. Титма, С.Калабин. -Таллин: Ээстираамат, 1988.

209. Социальное проектирование в сфере культуры: от замысла к реализации. М.: НИИ культуры, 1988.

210. Станиславский, К. Собрание сочинений в 8-ми томах / К. Станиславский. М., Т. 5. 1958. 472 с.

211. Сэндидж Ч. Реклама. Теория и практика / Ч. Сэндидж, В. Фрайбургер, К. Ротцол. М.: Бизнес, 1989. 468 с.

212. Театральные праздники и зрелища 1964-1972 // Редакц. составитель Глан Б.Н. М.: Искусство, 1976.

213. Тихомиров, Д.В. Беседы о режиссуре театрализованных представлений / Д.В. Тихомиров. М., 1974.

214. Тощенко, Ж.Т. Социальное проектирование / Ж.Т. Тощенко. М.: Наука, 1982.

215. Традиционные виды искусства в эпоху СМК. Сборник статей. М., 1987.

216. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. СПб.: Лань, 2003.

217. Туманов, И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта / И.М. Туманов. М., 1976.

218. Турчинов, B.C. Авангардистские течения в современном исполнительском искусстве Запада / B.C. Турчинов. М., 1988.

219. Уварова, Е. Театр массовых представлений / Е. Уварова. // Советская эстрада и цирк. №9. 1986. С. 1-3.

220. Уварова, Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзикл-холлы (1917-1945)/Е. Уварова. -М.: Искусство, 1983.

221. Уварова, Е. Эстрадный театр: Обозрение мюзик-холлы / Е. Уварова. -М., 1983.

222. Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования / Д.Н. Узнадзе. М., 1966.

223. Федоров, И.А. Имидж как программирование поведения людей / И.А. Федоров. Рязань: Новое время, 1997.

224. Федотова, JT.H. Контент-аналитические исследования средств массовой информации и пропаганды / JI.H. Федотова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.

225. Франселла, Ф. Новый метод исследования личности / Ф. Франселла, Д. Баннистер. М., 1987.

226. Хараш, А.У. Межличностный контакт как исходное понятие устной пропаганды / А.У. Хараш. //Вопросы психологии. №4. 1977. С. 52-64.

227. Хренов, H.A. О художественных и нехудожественных функциях искусства (зрелищные искусства и публика) / H.A. Хренов. // Социальные функции искусства и его видов. М.: Наука, 1980. С. 102-134.

228. Хренов, H.A. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики / H.A. Хренов. М., 1991.

229. Хренов, H.A. Телевизионные зрелищные формы и новая психология синтеза Взаимодействие и синтез искусства / H.A. Хренов. JL: Искусство, 1978.

230. Хруцкий, Е.А. Организация проведения деловых игр / Е.А. Хруцкий. -М.: Высшая школа, 1991.

231. Чамокова, Э.А. Фокусированное интервью в исследовании восприятия искусства / Э.А. Чамокова, В.Ф. Чеснокова. -М., 1977.

232. Чарная, И.В. Экономика культуры / И.В. Чарная. М.: МГУКИ, 2000.

233. Чередниченко, Т. Типология советской массовой культуры: между «Брежневым» и «Пугачевой» / Т. Чередниченко. М., 1994.

234. Чеснокова, В.Ф. Предмет и критерии оценивания музыкальной самодеятельности / В.Ф. Чеснокова. // Проблемы оценки художественной самодеятельности. М., 1980.

235. Чечетин, А.И. Драматургия театрализованных представлений / А.И. Чечетин. М., 1979.

236. Чечетин, А.И. Искусство театрализованных представлений / А.И. Чечетин.-М., 1988.

237. Чечетин, А.И. История театрализованных представлений / А.И. Чечетин. Вып. 2. М., 1999.

238. Чечетин, А.И. Основы драматургии театрального представления / А.И. Чечетин. М.: Просвещение, 1981.

239. Чичановский, A.A. Инстанции истины: СМИ и жизнь: возможности, поиск / A.A. Чичановский. М., 1989.

240. Шаров, И. Многоликая эстрада / И. Шаров. М.: ВАГРИУС, 1995.

241. Шароев, И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений / И.Г. Шароев. М.: Просвещение, 1986.

242. Шепель, В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния / В.М. Шепель. М.: Культура и спорт, 1994. 266 с.

243. Шереметьевская, М.В. Танец на эстраде / М.В. Шереметьевская. М.,1985.

244. Шерковин, Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов / Ю.А. Шерковин. М., 1973. 180 с.

245. Шульгин, В.И. Искусство и личность в системе СМИ / В.И. Шульгин. -М., 1979.

246. Щербакова, В. Имидж в формуле успеха / В. Щербакова. // Бизнес. 1999. №7-8.

247. Юровский, А. Телевидение: поиск и решения / А. Юровский. М., 1975.

248. Ядов, В.А. Социологическое исследование / В.А. Ядов. Самара, 1995.

249. Якупов, А. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации / А. Якупов.-М., 1994.258 с.

250. Яшкин, В.К. На полпути от эстрады к театру / В.К. Яшкин. М., 1995.

251. Heyman G., Dweck С. Achievement Goals and Intrinsic Motivation. / Motivation and Emotion, v. 16, n.3, Plenum Press, New York, 1992.

252. Lull J. Popular Music & Communication: An Introduction, 1987.

253. Passman D.S. All You Need To Know About Music Business: UK Edition, London: Penguin Books, 1998.

254. Pick G. Arts Administration. L., 1990.

255. Wills R., Malm K. The International Music Industry and Transcultural Communication. Popular Music and Communication, Newbury Park, 1987.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.