Социокультурное развитие малочисленных народов Севера России: На материалах эвенского этноса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Кривошапкин, Андрей Васильевич

  • Кривошапкин, Андрей Васильевич
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 243
Кривошапкин, Андрей Васильевич. Социокультурное развитие малочисленных народов Севера России: На материалах эвенского этноса: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Москва. 2000. 243 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Кривошапкин, Андрей Васильевич

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Социокультурные процессы малочисленных народов Севера.

§1.Политика социокультурных изменений малочисленных народов Севера в XX веке.

§2. Проблемы социокультурных процессов малочисленных народов Севера в переходный период.

§3. Духовная культура эвенов.

Глава II. Совершенствование политики социокультурного развития малочисленных народов Севера.

§ 1. Политика активизации человеческого фактора.

Личность и этнос.

§2. Правовой статус малочисленных народов Севера.

§3. О будущности эвенов. Культурно-национальная автономия.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социокультурное развитие малочисленных народов Севера России: На материалах эвенского этноса»

Известный современный российский социолог В.А.Ядов в своем докладе на Всероссийской научной конференции, состоявшейся 10 февраля 1997 года, сказал: «Наиболее разумным представляется сегодня политеоретический анализ социальных процессов с тем, чтобы максимально расширить возможности социальной рефлекции общественных и государственных институтов при принятии ответственных для страны решений»1. Политеоретический анализ особенно необходим для решения социальных проблем современного Крайнего Севера, в котором наиболее выпукло проявляются негативные стороны современной российской действительности, что привело малочисленные народы Севера России к грани этнической катастрофы. Каждый этнос, даже самый малочисленный имеет присущие ему культурные особенности. «Исследователи обычно насчитывают в современном мире три-четыре тысячи различных народов - от самых мелких племен, численность которых измеряется сотнями, а то и десятками человек, до крупнейших наций, насчитывающих десятки и сотни миллионов человек»2. В Российской Федерации «живет, если не считать совсем малочисленных некоренных национальных групп, 137 народов»3 Среди них 30 коренных российских малочисленных народов Севера, 20 из которых включают в себя менее 10 тысяч человек (см. Приложение №7).

Еще четверть века назад один из первых социологов-североведов в введении своей монографии писал: «Крайний Север.географы, экономисты, историки, этнографы довольно условно представляют

1 Ядов В.А., Социальные теории на пороге XXI века: кризис, дискурс или интеграция //Будущее России и новейшие социологические подходы: Материалы научной конференции 10-12 февраля 1997 г. M.: SocioLogos, 1997, С.4.

2 Население мира. Демографический справочник (составитель В.А.Борисов). М.: Мысль, 1989, С.405 4 границы огромной территории, объединяемой этим понятием. В литературе отсутствуют единые, общепризнанные критерии для определения границ Крайнего Севера. С точки зрения социолога, такими критериями являются наименьшая плотность населения, сюда же входит уровень развития средств сообщения, этнический признак, расселения коренных народов Севера, наиболее суровые климатические условия»4. Эти указанные три признака определяют социальную политику, т.е. деятельность государственных структур, местного самоуправления, общественных организаций, направленную на удовлетворение потребностей людей и совершенствование их жизнедеятельности в рассматриваемом регионе. Но социальная политика по отношении к малочисленным народам Севера России пока не дает желаемых результатов. Раздумья о судьбе народов Севера, в том числе о родном мне эвенском народе, изучение научной литературы, привело меня к выводу, что наряду с политеоретическим (социологическим, политологическим, культурологическим, этнологическим, психологическим, экономическим и юридическим) анализом, необходимо социологическое исследование социокультурных процессов. Социокультурные процессы представляют собой сложную динамическую систему различных компонентов культуры социальной общности: этнопсихологические особенности населения данного региона, его духовно-нравственные характеристики, историко-культурные традиции, стереотипы массового сознания и т.п., которые так или иначе, в том числе не осознано, определяют установки основной массы людей данного этноса по отношению к социальному окружению, его изменениям. В периоды радикальных трансформаций общественных структур решающее значение для хода и направленности социальных изменений обретают именно социокультурные процессы, определяющие

3 Кузьмин O.E., Пучков П.И., Основы этнодемографии.М.: Наука, 1994, С.96

4 Борисов М.Н., Преобразования быта на Крайнем Севере, Якутск, 1975, С.З 5 интенсивность и направленность деятельности людей. Это обстоятельство делает учет социокультурных процессов и органические включения их в стратегию и тактику развития общества одним из приоритетных направлений политики и существенным условием ее эффективности.

Особое значение приоритет социокультурных аспектов общественного развития имеет для малочисленных народов Севера России, оказавшихся ныне «перед необходимостью совершить исторический рывок из отсталой окраины в современную цивилизацию»5. При этом необходимо сохранить социокультурную целостность этноса, что можно достичь только на основе диалектического сочетания и использования самобытности культуры этноса и общечеловеческой культуры. Ныне российское общество находится на начальном этапе переходного периода, процесс успешного преодоления которого во многом будет определяться тем, на сколько четко будут учитываться социокультурные процессы. Как отмечает выдающийся современный английский социолог А.Гидденс: «Социологическое исследование позволяет увидеть социальный мир через разнообразие культурных ценностей. Практическая политика, не основанная на компетентном представлении об образах жизни, на которое она намерена воздействовать, имеет мало шансов на успех»6.

Образ жизни имеет две основные сферы: труд и быт; жизнедеятельность людей делится на трудовую и бытовую деятельность. Эти две сферы пронизываются культурой, ибо она результат, условия деятельности человека, людей, особенно если они относятся к определенной этносоциальной общности. Социальная политика и ее важнейший аспект - национальная политика на современном трудном для нашей страны пути окажется малоэффективной без учета специфики

5 Михайлов В.Д. Философия согласия. М.: Гуманитарий, 1995, С.6

6 Giddens A., Introduction to Sociology. Cambridge: Posity, Prss, 1989, p. 18 6 духовного облика, особенностей культуры данного народа. Именно культура, органически связывающая людей одной этнической общности воедино, нынешнее поколение с предками, способна «включить» духовно-психологические механизмы компенсации перенапряжения, которые ныне испытывают многие россияне, в том числе рассматриваемые народы. Для политики возрождения этносов важно не только констатация важности изучения диалектики материального и духовного в общественном прогрессе, но и необходимо рассмотрение этой диалектики на социологическом уровне. Это дает возможность определить подходы к осуществляемым или намечаемым политическим решениям и экономическим нововведениям с точки зрения содержательной характеристики социокультурного состояния народа, специфическими формами его существования и проявления на уровне социальных групп и личностей. Противоречия между установками массового и индивидуального сознания, необходимой действительностью в новых обстоятельствах может привести к отторжению нововведений, неприятию их целей и соответствующей им системы ценностей. Обреченность политики, игнорирующей социокультурные стороны общественных преобразований, нагляднее всего проявляется в современное время. Очевидно, что одной из главных причин недостаточной эффективности политики реформ, которые проводятся руководством России является отсутствие современной научной базы, неразработанность теоретических подходов и практических действий, включающих учет социокультурных явлений. Это особенно относится к коренным народам Севера. К сожалению, в проводимой политике далеко недостаточно учитывается склад мышления, социально-психологические особенности отдельных этносов, существующее массовое сознание, установки и доминирующие стереотипы, сложившиеся как в далеком, так и в недавнем прошлом. Надо учитывать и нормы бытовой жизни, сложившиеся в советское время, 7 межличностные отношения в данном этносе, способы социализации личности в данной этнической среде, особенности реальных духовных потребностей людей и характер их реализации.

В системе детерминации социокультурного развития этносов, духовного облика их представителей необходимо выделить прежде всего географическую среду как объективный фон существования их практической деятельности и духовно-психологических особенностей. Природа - непременное условие возникновения и функционирования этноса, и ее изменения оказывают существенное влияние на собственно этнические процессы. Эти явления в современное время наблюдаются на Крайнем Севере в связи с нерациональными промышленными освоениями недровых богатств. Примеры воздействия природных условий можно обнаружить в самых разных областях этнической культуры, как в ее вещественных, так и в социальных и духовных элементах. Характерные особенности географической среды (климат, флора, фауна) оказывают влияние на некоторые черты духовной культуры и психологического склада этноса. Известный северовед-этнопсихолог У.А.Винокурова пишет: «В научной литературе существует утверждение, что этнос не что иное, как психокультурологическая общность, возникшая и формирующаяся в соответствующей ландшафтной нише. Более того, можно предположить, что этнос связан с исконной землей всем своим биохимическим, биофизиологическим существом, определяющим не только антропологические, но и психофизиологические, социально-психические особенности этнических общностей и составляющих их индивидов»7.

Все вышесказанное показывает актуальность социологического изучения социокультурных процессов, происходящих в жизни народов России. Одной из причин кризиса российского общества, в том числе 8 трудностей социокультурного развития малочисленных народов Севера, является недостаток в научной разработке существующих проблем. Многие годы участвуя в выработке и в осуществлении социальной политики в отношении арктического Севера, часто сталкиваюсь с отсутствием ее теоретических обоснований. Нередко руководителями страны выдвигаются скороспелые, поспешные решения, которые далеки от научного подхода.

Социология, в том числе социокультурная политика без теоретического обоснования, которое вырабатывается социологией, - это слепая политика. Результат этой политики мы видим в современном Севере России. Повсеместное обнищание населения, отсутствие работы, сокращение рабочих мест, невыплата заработной платы тем, кто еще работает, рост безработицы - таков облик сегодняшнего Севера. Население Севера вынуждено выезжать в центральные и южные районы России, как говорится, на «материк». Остаются на Севере те, кому выезжать некуда: представители коренных народов Севера или те, у кого на «материке» не осталось никого, что связывало бы этих людей с родовыми корнями, и те, кто не имеет денег на дорогу. Значительная часть населения Севера России холодают и голодают, о чем нередко сообщают средства массовой информации субъектов Федерации, иногда и центральная печать и радио. Бедственное социальное положение, неудовлетворенность как физиологических, так и социальных потребностей большей части населения Севера России, в том числе представителей коренных народов, обуславливают актуальность углубленного исследования данной темы.

Актуальность исследования политики государственных структур и структур гражданского общества по отношении социокультурного развития малочисленных народов Севера объясняется тем, что в

7 Винокурова У.А., О состоянии и направлении развития кочевых родовых общин в Республике Саха (Якутия) // Правовой статус коренных народов приполярных государств. Материалы международной 9 девяностые годы происходит значительное уменьшение их численности. Стоит проблема их сохранения в XXI веке. Потеря любого этноса с его уникальными особенностями культуры - это огромная утрата человеческой цивилизации. Чтобы предотвратить эту утрату необходимо решить множество проблем: социально-экологических, социально-экономических, социально-духовных, социально-правовых, которые рассматриваются в диссертации. Конечно, социальные проблемы обуславливают действием людей и решаться они могут в результате их деятельности, что не может быть без продуманной социальной политики, которая формирует и использует средства, методы воздействия на установки и поведения людей.

Социальная политика разрабатывает процесс социального управления: планирование, организацию, стимулирование и контроль. Она реализуется через, систему социальных мероприятий и социальных программ. Их составление и обоснование невозможно без социологической теории. Без нее нельзя решить актуальнейшую проблему влияния рынка на социокультурное развитие малочисленных народов Севера. Современные реалилии российского общества с его кризисным состоянием создают ряд социальных проблем, в том числе проблему выживания как отдельных индивидов, так и социальных общностей. Ныне ученые предлагают различные варианты решения сохранения, выживание малочисленных народов Севера. Обоснованный выбор из альтернативных вариантов решения проблем может дать социология, научное исследование позволит выделить социальные приоритеты.

Актуальность данной темы исследования обуславливается также необходимостью в нашей многонациональной стране проведения научно обоснованной национальной политики. Национальная политика составная часть социальной политики, особенно тогда, когда речь идет о политике

Конференции. М.: РУДН, 1997, С.131.

10 воздействия на отдельные народы. В нашей стране, к сожалению, не было и нет действительно научной национальной политики, в том числе по отношению к малочисленным народам Севера.

О народах Крайнего Севера существует богатая литература, в том числе о тех социальных и культурных процессах, которые происходили и происходят в их жизни. Об этом свидетельствует историкографический анализ литературы о народах Севера. О них было в предоктябрьский период опубликовано немало работ, отражающие различные стороны их жизнедеятельности. Среди них этнографические описания их жизни, которые оставили В.О.Арефьев, В.Г.Богораз, П.И.Иванов, В.И.Иохельсон, Э.Реклю, А.И.Ягобий.8 Эти труды имеют неоценимую историческую ценность и помогают уяснить современную жизнь изучаемых народов и выяснить перспективу их социокультурного развития.

В советский период истории нашей страны наряду с идеологизированной литературой о народах Севера были и немало действительно научных работ. В них продолжалась традиция российской этнографии, где с глубоким уважением отражалась культура, традиции и обычаи малочисленных народов. В них не только собирались, систематизировались этнографические материалы, но и проводились глубокие научные обобщения. К подобным работам в первые годы советской власти относятся научные труды исследователей народов Севера, Сибири и Дальнего Востока В.К.Арсеньева, В.Г.Богораз, Л.Я.Штернберг и др.9 Конечно, социологические исследования в то время не проводились в окраинах России, они начали проводиться только в

8 Арефьев В.О., О Сибири //По Азии.М., 1903, С.3-15; Богораз В.Г., Ламуты. К психологии шаманов у народов Северо-Восточной Азии// Этнографическое обозрение, 1910 №1,2; Иванов П.И., Подземельные союзы и переделы на Севере России в ХУП в у свободных владельских крестьян. М., 1901; Иохельсон В.И., По рекам Ясачной и Коркодону. Древний и современный юкагирский быт и письмена. Сиб.,1898; Реклю Э., Жизнь первобытных народов. М., 1889; Якобий А.И., Угасание инородческих племен Севера. Сиб., 1893 и др.

9 Арсеньев Р.К., Титов E.H., Быт и характер народностей Дальневосточного края. Хабаровск-Владивосток: Книжное Дело, 1928; Богораз В.Г., Чукчи, Л. 1934; Штернберг Л.Я., Семья и род и народов Северо-Восточной Азии. Л., 1933 и др.

11

Центре, в том числе в Москве, Петербурге, Ярославле, где в университетах появились кафедры социологии, которые вскоре были расформированы. В довоенное время вопросы социального развития народов Севера изучались только этнографами, в различные районы Севера направлялись этнографические экспедиции из Москвы и Ленинграда.

В послевоенные годы, особенно в период «хрущевской оттепели» расширяются исторические исследования народов Севера. В те годы выходят ряд интересных, содержательных трудов советских историков о малочисленных народах. Среди них работы известных исследователей И.С.Гурвич, Б.О.Долгих, М.А.Сергеева, В.А.Туголукова, В.Н.Увачан и др.10 Историки, особенно этнографы, накопили по вопросам социального развития народов Севера богатый материал, который дает благодатную почву для философского осмысления и теоретических обобщений всей жизнедеятельности людей на Севере. Эту научную задачу в некоторой мере решили философы В.И.Бойко, М.Н.Борисов, Е.М.Кокорев, В.С.Луковцев, Б.Н.Попов.11 С «хрущевской оттепели» в нашей стране возобновляются социологические исследования, которые постепенно распространяются в изучении социальной сферы жизни малочисленных народов Севера. Их изучают социолги В.И.Бойко, М.Н.Борисов, У.А.Винокурова и др.12 Вопросы социального развития малочисленных народов Севера России рассматривались в научно-практических конференциях, совещаниях и съездах народов Севера, которые получили

10 Преобразование в хозяйстве и культуре и этнические процессы у народов Севера (И.С.Гуревич, Б.О.Долгих и др.) М.: Наука, 1970; Сергеев М.А. Некапиталистический путь развития малых народов Севера. M-J1., Изд-во АН СССР, 1955.; Современное хозяйство, культура и быт малых народов Севера (ред. В.О.Долгих). М.: Наука, 1960; Туголуков В.А., Следопыты верхом на оленях. М.: Наука, 1969; Увачан B.H., Путь народов Севера к социализму. - М.: Мысль, 1971 и др. БАМ и народы Севера (ответственный редактор В.И.Бойко). Новосибирск: Наука, 1979; Борисов М.Н., Общее и особенное в формировании и развитии социалистического быта. Красноярск, 1984; Кокарев Е.М., Социальное развитие Северного региона. Магадан, 1981; Луковцев B.C., Минуя тесячелетия. M.: Мысль, 1982; Попов Б.Н., Социалистические преобразования семейно-брачных отношений у народов Якутии. Новосибирск: Наука, 1987 и др.

12 Бойко B.H., Опыт социологического исследования проблем развития народов Нижнего Амура. Новосибирск: Наука, 1973; Борисов М.Н., Малочисленные этносы Севера: вчера, сегодня, завтра

12 отражение в сборниках трудов13 и в которых принимал участие и диссертант. В этих публикациях непосредственно социальная политика по отношению к малочисленным народам Севера глубоко не разрабатывается, тем более в условиях перехода к рынку.

В странах с рыночной экономикой вопросы политики социокультурного развития коренных малочисленных этносов своих стран тоже недостаточно разработаны. Исследователи этих стран часто абсолютизируют традиционный образ жизни коренного населения и недостаточно отражают внимание на влияние современной цивилизации на жизненные устои их представителей. Даже в работе известного североведа профессора университета Аляска (Анкоридж) Томас Д.Лоннер утверждается, что экономическая деятельность коренных жителей Аляски управляется традиционными, а не рыночными условиями.14 Подобные отчуждения коренных народов Севера от реалий современной цивилизации встречаются и в работах канадских ученых Поль Шара, Франсуаза Морей, Бернар Саладеи д Англюр и американского политолога Винсент Остром.15 В то же время в трудах указанных исследователей глубоко раскрываются принципы построения самоуправляющейся общности малочисленных народов развитых стран, опыт которых необходимо учитывать при совершенствовании социальной политики по отношению к малочисленным народам Севера. Гуманитарные науки, социологические очерки). Рыбинск: РГАТА, 1995; Винокурова У.А., Особенности ценностного отношения сельского населения к различного типа населениям. Якутск, 1989 и др.

13 Проблемы формирования населения и использования трудовых ресурсов в районах Крайнего Севера. Секция демографии и конкретных экономико-социальных проблем (Материалы к научному совещанию). Магадан, 1965; Социалистические преобразования жизни народов Советского Севера и пути их дальнейшего развития в свете решений ХХУ съезда КПСС (тезисы докладов) Якутск, 1976; Социалистический образ жизни: проблемы Сибири (тезисы докладов). Тюмень, 1982; Материалы съездов малочисленных народов Севера Якутии (1989-1993 гг.). Якутск, 1993 и др.

14 Sonner Thomas D. Subsistence as an Economie System in Alaska. Theoretical Observations and Management Implications // Contemporazy Alaskan Native Economies. Ed Steve I.Langdon. University Press of America, 1978, p.23-24.

15 Paul Charet, Tribal people of the North and the territorial problem. Toronto, 1988; Francoise Morin, d Anglire Bernard Saladin, To the tribal model of the democratic socialism with «a human face» in the North of Cañada. Toronto, 1990.

13 освобождаясь от догм идеологии, начинают еще глубже раскрывать реальность таким, каким она есть. Опубликованы ряд работ Бойко В.И., Борисова М.Н., Винокуровой У.А., Кряжева В.А., Пилясова А.Н., Симченко Ю.Б., Тишкова В.А. и др., которые глубоко отражают различные стороны жизни народов Севера России.16 В.И.Бойко и другие раскрывают общие аспекты социального развития народов Севера; М.Н.Борисов изучает быт народов Севера; У.А.Винокурова рассматривает психологические особенности народов Севера; В.А.Кряжков излагает правовые вопросы жизни малочисленных народов Севера; А.Н.Пилясов исследует экономику рассматриваемых в диссертации народов; их история и этнографическое изучение отражено в трудах Ю.Б.Симченко, В.А.Тишкова и др.

В последние годы философы, социологи, политологи стали включаться в число североведов, исследуя новые социальные процессы в жизни народов Севера. Проблемам общинных отношений малочисленных народов Севера посвящена диссертация Л.М.Даниловой17, хотя в ней вопросы социокультурных изменений не рассматриваются. Проблемы социокультурных изменений в Республике Саха (Якутия) рассматриваются в работах М.Н.Борисова и А.В.Мигалкина18, в которых в основном идет

16 Борисов М.Н., демократические проблемы малочисленных народов Республики Саха: результаты социологического исследования. Рыбинск, 1998; Винокурова У.А., Лапина З.Г., Шилин К.И., Жизнь -творенье человека. Книга 1. М., 1995; Ким А.Н., Правовые аспекты переходного периода в Республике Саха (Якутия) Якутск, 1996; Народы Севера России (редакционная коллегия: М.Н.Губогло, А.И.Кузнецов, Л.И.Массонова, Ю.Б.Симченко, З.П.Соколова, В.А.Тишков) в Ш частях-книгах. М., 1992; От патернализма к партнерству: строительство новых отношений народов Севера и государства. (Отв. ред. А.Н.Пилясов) Магадан, 1998; Петров Ю., Малочисленные народы Севера: государственная политика и региональная практика. М., 1998; Правовой статус коренных народов приполярных государств. Материалы конференции, Москва 26-28 февраля 1997 г. (Отв. ред. В.А.Кряжев) М., 1997; Управление, технологии и человеческие ресурсы в Арктике (Север). Доклады. (Отв. редакторы В.И.Бойко и Л.Люк. Новосибирск, 1996; Ким A.C., Кныш A.B., Лях П.П., Межелев Н.Г., Прасолова М.П., Смирнов Б.В., Малочисленные этносы Приамурья. Хабаровск, 1993 и др.

17 Данилова Л.М., Общинное самоуправление народов Крайнего Севера: сущность, проблемы возрождения. (Автореферат кандидатской диссертации) М., 1994.

18 Борисов М.И., Мигалкин A.B., Социокультурное развитие коренных народов Республики Саха: Книга 1: Историко-этнологические очерки. Книга П: Социологический подход к изменениям в постсоветское время. Рыбинск, 1997; Мигалкин A.B., Социокультурные факторы развития народов Севера в условиях

14 речь о народе саха, а не о малочисленных народах Севера. Вопросам воздействия государственной политики на жизнь малочисленных народов Севера посвящены работы Ю.Д.Петрова19, которая в аспекте политологии предпринял попытку анализировать государственную политику Российской Федерации и Республики Саха (Якутии). В них тоже непосредственно проблемы социокультурных процессов малочисленных народов Севера не раскрываются.

В рассмотренной литературе речь идет вообще о народах Севера. Имеется литература и об отдельных малочисленных народах. Так, об эвенах опубликовали свои работы историки, этнографы Бурыкин A.A., Попова У.Г., Спеваковский А.Б., Туголуков В.А. и др.20 Они рассматривают вопросы истории социальной организации эвенов и раскрывают некоторые стороны культуры эвенов. Работы А.А.Бурыкина и У.Г.Поповой, также интересная книга известного историка В.А.Туголукова, носят описательный характер и в основном имеют познавательное, а не научное значение. А вот научная работа, кандидатская диссертация по истории культуры эвенов в советское время носит слишком идеологизированный характер, переувеличивая роль политики партии и советской власти. Тем же в определенной мере страдают труды В.А.Туголукова.

Таким образом, как видно из историкографического обзора литературы о малочисленных народах Севера, работ, специально посвященных политике социокультурного их развития нет ни в отечественной, ни в зарубежной научной литературе. В определенной перехода к рынку (на примере Республики Саха (Якутия) (автореферат кандидатской диссертации). М., 1994.

19 Петров Ю.Д., Народы Севера: власть и политика, Якутск, 1997; Его же, Малочисленные народы Севера: государственная политика и региональная практика. М.: Академия, 1998.

20 Бурыкин A.A., История и культура эвенов. Магадан, 1992; Попова У.Г. Эвены Магаданской области.М., 1981; Спеваковский А.Б., Традиционная и современная культура эвенов (автореферат кандидатской диссертации) Л., 1981; Туголуков В.А., Идущие поперек хребтов. Красноярск, 1980 и др.

15 мере восполнить этот пробел мне помогли работы известных социологов: А.Г.Здравомыслова, Ионина Л.Г., Осипова В.А., Тощенко Ж.Т., Ядова В.А. и др.21 Среди них труд М.С.Комарова «Введение в социологию», в частности его глава Ш «Исходные понятия социологии: культура, социальная система и личность». Исходя из взаимосвязи культуры, социальной системы, которая представляет собою «способ организации множества взаимодействующих индивидов в единое целое»22 и личности, рассматриваю жизнедеятельность малочисленного народа Севера России в аспекте политического воздействия.

Целью исследования является социологический анализ политики государства, государственных структур, органов самоуправления и общественных организаций малочисленных народов Севера, чтобы найти механизмы реализации двух наиболее важнейших задач для рассматриваемых народов. Во-первых, чтобы они из объекта политики превратились в субъект политики, что важно для дальнейшей демократизации общественной системы. Во-вторых, что отношению к ним перейти от патернализма к партнерству. Политика должна быть ориентирована на расширение прав и их реализации, а не на предоставлении льгот. Условием и последствием решения этих задач является развитие социальной активности представителей малочисленных народов Севера, что требует необходимость исследования социокультурных процессов, происходящих на Крайнем Севере.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

21 Здравомыслов А.Г., Методология и процедура социологических исследований. М., 1969; Ионин Л.Г., Социология культуры. М., 1896; Осипов Г.В. и др., Социология: основы общей теории; М.,1946; Тощенко Ж.Т., Социология. М., 1994; Ядов В.А., Стратегия социологического исследования. М., 1998 и др.

22 Комаров М.С., Введение в социологию. М.: Наука, 1984. С.93.

16

- рассмотрение истории политики социокультурных изменений малочисленных народов Севера России в XX веке, выделяя в ней позитивные и негативные стороны;

- раскрытие недостатков социальной политики по отношению к малочисленным народам Севера; выявление проблем социокультурных процессов рассматриваемых народов в условиях перехода к рынку и определения путей их решения;

- изучение духовной культуры эвенов - одного из малочисленных народов Севера;

- исследование взаимосвязи личности и этноса;

- определение человеческого фактора и раскрытие политики по пути его активизации;

- анализ правового статуса малочисленных народов Севера России и путей его изменения;

- разработка механизма реализации основных задач цели исследования в аспекте будущности эвенского народа.

Объектом исследования являются малочисленные народы Севера России, в том числе эвены, и социальная политика по отношению их социокультурных изменений. Это деятельность органов власти как центра, так и на местах их проживания и деятельность ассоциаций малочисленных народов Севера и их родовых общин.

Предметом исследования являются социокультурные процессы малочисленных народов Севера в целях выполнения задач, которые выше перечислены. При этом используются социологические категории: политика, культура, этнос, личность и др. и раскрываются их соотношения.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили научные принципы и методы, используемые в

17 социологии, в первую очередь, диалектическая методология, развитие представителями прогрессивной мировой обществоведческой мысли. Базой методологического подхода диссертанта к изучению социально-культурных и социально-политических проблем малочисленных народов Севера являются труды по философии, социологии, политологии, культурологии, экономике, правоведению, истории и этнологии. Большое значение для автора имеет такая активно развивающаяся наука, как социология политики, общие положения и методологические установки которой помогли автору в осмысливании фактического материала, подчерпнутого как из собственных социологических исследований, так и из исследований других авторов.

Источниковую базу диссертации составили документы и материалы, характеризующие современную жизнь народов Крайнего Севера и политику воздействия на нее. Это документы Государственной Думы Российской Федерации, в которой последние годы являюсь постоянным представителем законодательной власти Республики Саха (Якутии), до расстрела в октябре 1993 года Верховного Совета Российской Федерации был его членом и много времени уделял вопросам политики по отношению к народам Севера. Это документы парламента Республики Саха (Якутия), народным депутатом которого два раза подряд избирался от Эвено-Бытантайского национального улуса и где часто занимаюсь проблемами принятия нормативных актов, касающихся социокультурного развития долган, чукчей, эвенков, эвенов и юкагиров, расселенных на территории республики. Это документы Ассоциации народов Севера Якутии, руководителем которой являюсь с возникновения этой общественной организации. Это материалы съездов малочисленных народов Севера, конференций и совещаний по вопросам социальной политики по отношению к народам Севера, на многих из которых выступал с докладами и участвовал в разработке их решений.

18

Важным источником для диссертанта стали собственные материалы социологических исследований разных лет. Применялись следующие методы и методики: критический анализ документов, опросы, интервьюирование, анкетирование, включенные и не включенные наблюдения. В данной работе приводятся результаты социологических исследований эвенского народа, который по численности составляет примерно десять процентов малочисленных народов Севера России. Эвены со всеми другими коренными этносами Крайнего Севера имеют много общего в социокультурных процессах и в политике по отношению к ним; то что присущее им во многом характерно и для других малочисленных народов Севера нашей страны. Мною была изучена почти вся литература об эвенах, опубликованная в нашей стране; изучил массу документов государственных структур и структур гражданского общества об эвенах. Проводил массу наблюдений, выясняя различные аспекты культуры родного народа, обобщая их в дневниках наблюдения. Проводил интервью в различных местах проживания эвенов. Среди методов исследования широко использовались включенное наблюдение, анализ на основе длительных контактов и углубленное интервью, благодаря которому респонденты получают возможность выговориться и подробно объяснить свою точку зрения. Анкеты почти не применялись, ибо, во-первых, значительная часть населения неграмотная или малограмотная; во-вторых, каждый второй эвен не знает эвенского языка, в Республике Саха (Якутия) для них родным является якутский язык, в Хабаровском Крае, в Амурской, Камчатской, Магаданской, Читинской и др. областях основная масса эвенов владеет только русским языком; в-третьих, современныее эвены говорят на трех основных диалектах, между которыми существует довольно большая разница. Была разработана только анкета для экспертов (приложение №2), результаты опроса по которому приводятся (приложение №3). Эксперты - это руководители и

19 специалисты родовых общин, учителя школ и т.п. грамотные люди различных национальностей, большей частью эвены, тесно связанные с социокультурными процессами эвенского народа и хорошо знающие местные социальные условия. В основном анкета содержала открытые вопросы, поэтому ответы были разные, изложенные в разном тоне, которые при обработке группировались, исходя из содержания ответа.

Научная новизна исследования. Диссертация является первым комплексным исследованием политики социокультурного развития малочисленных народов Севера России. В ней:

- Определяется социокультурная политика как важнейший аспект социальной политики, представляющий собою деятельность государственных структур и структур гражданского общества, направленная на развитие этнической культуры, на активизацию человеческого фактора как основного узла культуры, и на усилении единства личности и этноса.

- Рассматривается диалектика взаимосвязи личности и этноса и роль в ней культуры, особенно духовной культуры. В аспекте рассмотрения взаимосвязи личности и этноса выделяется три типа личностей. Первый тип - это маргинальный или «внеэтническая» личность. Второй тип - это обычная «одноэтническая» личность. Третий тип - это интегральная или «многоэтническая» личность, т.е. интегрированная в два или несколько этносов, на основе усвоения личностью их культур.

- Выделяются недостатки социальной политики по отношению к народам Крайнего Севера и показаны пути их преодоления.

- Раскрывается закономерность политической социологии, которая проявляется в сближении политики государственных структур и структур гражданского общества с дальнейшим расширением демократии. Эта закономерность проявляется как в принятии нормативных актов

20 социокультурного развития малочисленных народов, в частности Закона РФ (2) от 18 марта 1998 года «О Суктуле юкагирского народа», который дает право на самоуправление юкагиров, так в тенденции усиления нормотворческой деятельности Ассоциации малочисленных народов Севера.

- Открывается новая форма государственности: культурно-национальная автономия каждого малочисленного народа Севера, в котором на основе вышеотмеченной закономерности проявляется сближение и единение двух основных субъектов политики: государственной структуры в качестве субъекта федерации и общественной организации объединения конкретного этноса, представители которого диаспортно расселены на территориях современных субъектов Российской Федерации.

- Выясняются основные методологические положения прогноза этносов. На основания их рассматривается будущность эвенского народа, которому предлагается диссертантом первым из малочисленных народов Севера организовать культурно-национальную автономию.

Научно-практическая значимость заключается в том, что идеи, положения диссертации используются в научно-исследовательском институте проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской Академии Наук, в подготовке специалистов высшей квалификации в Якутском государственном университете и учителей в Якутском педагогическом училище №1, в практике осуществления специальной политики в отношении малочисленных народов Севера. В Государственной Думе Российской Федерации, в парламенте Республики Саха (Якутия) используются и будут использованы для принятия законодательных актов, касающихся проблем Крайнего Севера.

Положения диссертации оказывали и будут оказывать существенную помощь в деятельности Ассоциации малочисленных

21 народов Республики Саха (Якутии), организованной по инициативе и действующей под руководством диссертанта.

Апробация работы. Основное содержание и выводы диссертации отражены в публикациях автора, в том числе в последних книгах: «Эвены», Санкт-Петербург, Отделение издательства «Просвещение», 1997; «Живи, мой Север: статьи, выступления, интервью, эссе». Якутск, Национальное книжное издательство «Бичик», 1997; «Школа жизни», М.: Палея, 1998. Результаты научного исследования были представлены на многих научных и научно-практических конференциях по проблемам Севера, как региональных и всероссийских, так и международных, в том числе на Международной Конференции «Права человека и коренные народы в национальной политике Российского государства» 18-19 марта 1998 г. в г. Москве; на Международном рабочем семинаре по вопросам коренных народов 19-23 июня 1998 г., г. Майями, штат Флорида, США; на Международной конференции «От патернализма к партнерству. Строительство отношений народов Севера и государства», 14-16 июля 1998 г. г.Магадан; на Международной конференции «Образование как фактор развития языков и культур этнических меньшинств» 23 ноября 1998 г. г.Санкт-Петербург; на Международном Круглом столе «Опыт работы органов государственной власти Швеции, Норвегии, Финляндии с парламентами Саами» 15-18 марта 1999 г. в г.Москве; на парламентских слушаниях в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития районов Севера, Сибири и Дальнего Востока, 10 июня 1999 г., г. Москва; на 17 сессии Рабочей группы ООН по коренным народам по вопросам земли и землепользования, 29 июля 1999 г., г.Женева, Швейцария; на 17 сессии Рабочей группы ООН по коренным народам по вопросу о Постоянном Форуме коренных народов в системе ООН, 30 июля 1999 г. г.Женева, Швейцария; на XI сессии Палаты Республики Государственного Собрания

22

Ил Мумэн) Республики Саха (Якутия) по Комплексной программе стабилизации социально-экономического положения арктических улусов Республики Саха (Якутия) на 2000-2001 годы, 27 октября 1999 г. г.Якутск и другие. Итог моих выступлений на научных совещаниях по проблемам народов Севера был отмечен учеными-североведами и в 1999 году был принят действительным членом Международной Академии «Северного Форума».

Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры социологии Рыбинской государственной авиационной технологической академии и кафедры социально-политических теорий факультета социально-политических наук Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова. Структуры и объект ее определены целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по три параграфа, заключения, списка литературы, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Кривошапкин, Андрей Васильевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Советский период истории рассматриваемых народов совпал с периодом ускорения социокультурного развития всего человечества, особенно во второй половине XX века, в связи с научно-технической революцией. Все позитивные стороны социокультурных изменений коренных народов Севера в советское время преподносились в общественно-политической литературе, средствах массовой информации как заслуга Коммунистической партии и Советского государства. Конечно, роль партийных и советских органов в этом деле огульно отрицать нельзя. Ими проделана значительная работа. Но наблюдался односторонний подход. Особо восхвалялась национальная политика КПСС, политика по развитию экономики и культуры народов Севера. В некоторых постановлениях ЦК КПСС, обкомов и крайкомов и в ряде решений окружкомов партии говорилось о развитии национальной культуры. В действительности эти решения значительной частью оставались благими пожеланиями. Они являлись проявлением общей линии политики по отношению к социокультурному развитию

190 малочисленных народов Севера. Основные недостатки этой политики можно кратко выразить в следующих положениях:

1. Эта политика не опиралась на глубокие научные исследования культуры, духовной сферы жизни малочисленных народов Севера. Таких исследований пока почти нет; даже историки, этнографы, сделавшие немало для становления североведения, в основном описывали материальную сторону культуры, очень мало уделяя внимания изучению ее духовной стороны.

2. В основе этой политики в сущности был метафизический, вульгарный материализм, а не диалектический материализм, как неоднократно повторялось на словах. В действительности недооценивалась духовность - главное в общественном прогрессе. Основное внимание уделялось улучшению условий жизни коренных народов, т.е. строительству жилья и повышению зарплаты, хотя и это больше осуществлялось на бумаге, чем в реальности.

3. Игнорировалась преемственность в развитии каждого народа, как фактор общественного прогресса. Многие, непосредственно духовные, элементы культуры односторонне были объявлены пережитками прошлого, с которыми была объявлена борьба, от которых бездумно избавлялись, ведя к духовному обнищанию представителей народов Севера.

4. По отношению к рассматриваемым народам все делалось так, как было удобно руководителям партийно-государственных структур. Они проводили политику так, как им казалось лучше, чтобы преодолеть вековую отсталость малочисленных народов. А была ли она - вековая отсталость? Особенно в духовно-нравственных отношениях?

5. В тени оставался человек, его потребности, интересы и т.п. Ведь человек не только биосоциальное явление и не только главный элемент общественной системы, но и очень сложное духовное явление. В политике

191 по отношению к коренным малочисленным народам Севера игнорировались важнейшие сущности человека, в том числе его социокультурная, национальная сущность. Человек, в данном случае представитель малочисленного народа Севера, как биосоциальное явление, в экстремальных климатических условиях в начале XX века не знал многих видов заболеваний, которыми ныне часто страдает. Многое у рассматриваемых народов удачно сформировалось во взаимодействии с суровой специфической природной средой. Нарушение среды обитания этих народов в результате неразумного промышленного освоения, ядерных взрывов ведет эти народы к катастрофическим последствиям. Человек, взаимодействуя с природой, находясь в зависимости от ее капризов, был свободен от других людей и был действительно главным элементом социальной системы, полноправным членом своей общности.

Приведенные недостатки политики по отношению к малочисленным народам Севера не только сохраняются, но еще более углубляются и в условиях перехода к рынку. Причем с резким ухудшением их материального положения, уменьшением северного завоза товаров и продуктов, негативные стороны социокультурных изменений все больше возрастают. С началом переходного периода российского общества много стали говорить о политике возрождения народов Севера, но, к сожалению, очень мало эффективно делается для малочисленных народов Севера, для их социокультурного развития. Социокультурное развитие - это развитие культуры и этноса, и, в конечном счете, человека как «узла культуры» и основного звена социально-этнической общности.

Человек остается человеком пока имеет сознание, является носителем определенной культуры, имеет духовные связи с себе подобными, которые всегда имеют этнические особенности. Деградация коренных малочисленных народов Севера проявляется в процессе постепенной потери национальной культуры. Сегодня забыты, особенно

192 молодежью, многие традиции и обычаи, исчезают изделия прикладного искусства, теряются особенности культуры малочисленных народов, значит беднее становится человечество. Уменьшение численности тех, кто является носителем национальной культуры, владеет языком своих непосредственных предков, способствует тенденции исчезновения этого народа. Культурно-этническая ассимиляция в наше время сопровождается уменьшением брачности, рождаемости, ростом смертности, сокращением продолжительности жизни. Последние обуславливаются и широким распространением пьянства.

Среди проблем социокультурного развития коренных народов Севера, в том числе и их молодежи, наиболее существенной является пьянство, злоупотребление алкоголем. Поэтому государственные структуры, органы самоуправления на местах принимают ряд решений, направленных на регулирование производства, распространения и продажи алкогольных напитков. Авторы их недостаточно понимают, что социокультурные проблемы, обусловленные системой ценностей и символов, транслируемых от поколения к поколению, постигаемых в процессе социализации, наскоком не решаются. Запретительные меры и антиалкогольная пропаганда не преодолеют пьянство. Для решения социокультурных проблем народов Севера необходимы научные исследования. В частности, для выяснения путей преодоления тяги к алкоголю предлагаем выявить модели алкогольного потребления в местах проживания различных социально-этнических групп населения. Эти модели включают: 1) уровень и чистоту потребления алкоголя и определяющие их объективные и субъективные факторы; 2) условия и мотивы потребления алкоголя; 3) степень влияния традиций и обычаев, форм досуговой деятельности на распространенность и характер алкогольного потребления; 4) общественное мнение об алкогольном

193 потреблении, меры по его преодолению; 5) степень влияния на алкогольную ситуацию тех или иных организационных мероприятий.

Для решения существующих проблем нужно сформулировать более или менее реалистичную концепцию социокультурного развития Крайнего Севера. Основываясь на реальной оценке ситуации, она должна предусматривать комплекс мер, призванных блокировать негативные тенденции, стимулировать развитие в наиболее благоприятном направлении. Не вызывает сомнений, что в первую очередь необходимо обосновать действия, способные стабилизировать экономическую обстановку, остановить дальнейшее снижение уровня жизни населения, заложить основы новых экономических отношений. В последнем процессе важная роль принадлежит правовым нормам. Необходимо не только правовое обеспечение рынка, но и четкое определение правового статуса коренных малочисленных народов Севера.

Вместе с тем, осуществляя назревшие преобразования, нужно отдать отчет, что их успех во многом зависит от того, как быстро и полно произойдет адаптация всех без исключения социальных общностей к новым реалиям. В значительной мере это зависит от утверждения в общественном сознании социально-политических, нравственных и эстетических принципов, адекватных формулируемым сегодня общественным отношениям. И свою задачу мы как раз видим в определении необходимых условий и механизмов, способных активизировать данный процесс. Очевидно, что соответствующие действия должны согласовываться с общим направлением социально-экономической стратегии.

Применительно к проблемам современного социально-экономического развития Крайнего Севера необходимо выделить первоочередные задачи перспективной социокультурной политики, учитывая то обстоятельство, что однородность, прагматичность

194 экономического» мышления именно в северных регионах проявилась с особой силой и очевидностью. В экономической литературе продолжают существовать именно такие односторонние точки зрения на дальнейшее хозяйствования и обживание северных территорий.

Ныне в условиях реформ необходима стратегия, основанная на реалистической оценке условий экономического и социального развития. Она должна быть направлена на сохранение и поддержке единого экономического пространства, обеспечение устойчивого состояния хозяйственного комплекса в условиях меняющейся конъюнктуры и финансовой нестабильности, позволяющего поддерживать, а по возможности и повышать жизненный уровень населения. В долгосрочном плане такая стратегия должна все больше и больше ориентироваться на новые технологии, пересматривающие комплексную переработку сырья и экологическую чистоту района, то есть исходить не только из текущих потребностей, но и учитывать интересы будущих поколений. В этой связи ее важным элементом должна стать система мероприятий по «превращению» невозобновляемых (материально-сырьевых и топливно-энергетических) ресурсов в возобновляемые (финансовые), в частности, система отчисления рентового характера в социальный фонд социокультурного развития.

Данная стратегия предусматривает проведение эффективной социальной политики. Она должна разрабатываться и осуществляться на уровне субъектов федерации и их административных районов, а в дальнейшем - культурно-национальном и локальном (поселения) уровнях и иметь упреждающий характер. В рамках ее традиционного направления основные усилия следует сосредоточить на регулировании занятости и поддержании на определенном уровне доходов населения, обеспечении социальной защиты нуждающихся слоев, развитии социально-бытовой инфраструктуры и системы здравоохранения, улучшении качества среды

195 обитания. Однако, социальная политика не может быть ограничена решением только этих задач. Необходимы твердые, последовательные, но в то же время деликатные действия, нацеленные на повышение уровня духовной культуры коренных народов и на активизацию каждого человека.

В рамках этого направления социально-экономической стратегии, которое можно обозначить как социокультурная политика, главное внимание должно быть уделено возрождению и утверждению в общественной жизни и поведении людей норм и правил, соответствующих общецивилизационным принципам. Дело в том, что утрата и разрушение чувства самоценности жизни, понятия нравственности и культуры не могут быть эффективно компенсированы ни материальными благами, ни социальной защитой, ни свободой экономической деятельности. Вырождение духовных запросов, примитивизация материальных потребностей обессмысливают существование человека, варваризируют производственно-экономическую активность, снижают мотивацию работников к высокопроизводительному труду. Вместе с тем человеческому конгломерату, сформированному в советский период освоения Севера, равномощна по разрушительной силе стихия «дикой капитализации», которая еще не облагорожена цивилизованной системой ценностей. Вполне вероятно, что проведение нынешних социально-экономических преобразований может обеспечить режим наибольшего благоприятствования новому, уже ничем не ограниченному арктическому вандализму. Только задействовав культурологический фактор, можно блокировать этот процесс.

В настоящее время не существует методик, способных оценить экономический и социальный эффект от его активизации. Однако, основываясь на широком опыте, можно утверждать, что результат социокультурного воздействия состоит в положительном расширении

196 кризисных ситуаций посредством действительного, не фиктивного обеспечения непрерывной трансляции и воспроизводства культуры региональным сообществом во всех других сферах. Специфика такого рода заключается в непосредственном обращении к личности, душе живых людей, что проистекает из самой сущности культуры, представляющей собой совокупность явных и неявных ценностных норм. Такое понимание культуры задает особый ракурс социокультурной политике. Она не может ограничиться регулированием сферы досуга, образования, науки. Спектр ее направлений гораздо шире. Применительно к нынешним проблемам развития Крайнего Севера важно социокультурное обоснование политико-управленческих решений на любом уровне с учетом общественного мнения и независимой экспертизы.

Наряду с приведенной задачей социокультурной политики мы хотим остановиться на важнейшем направлении возрождения национальной культуры коренных малочисленных народов Севера. Это организация их культурно-национальной автономии, необходимого социокультурного объединения для сохранения и возрождения коренных малочисленных этносов Севера. Сущность культурно-национальной автономии для эвенов и механизм ее функционирования изложили в тексте диссертации. Здесь отметим положительные последствия, к которым может привести создание предполагаемых культурно-национальных автономий для каждого малочисленного народа Севера:

Во-первых, расширятся возможности для выдвижения настоящих лидеров того или иного этноса, тех, кто хорошо знает быт, интересы своих сородичей, их реальные проблемы и может найти рациональные пути их решения. Деятельность предлагаемых новых социокультурных образований приведет к тому, что коренные этносы Севера из объекта управления станут его субъектами. Их представители, используя традиции общинного самоуправления, будут постигать новую технологию, методы

197 управления общественными процессами национального возрождения, развития.

Во-вторых, культурно-национальная автономия обеспечит выполнение международных и российских законов, касающихся рассматриваемых этносов, разработает механизмы их использования в конкретных условиях жизни данного этноса. В частности, обеспечит защиту интересов этноса в духе конвенции № 169 Международной Организации Труда и Всеобщей Декларации ООН по правам коренных народов, основ законодательства Российской Федерации о правовом статусе коренных малочисленных народов. Это объединение этноса примет меры по его социальной защите, включая правовую защиту каждого человека. Для этой цели КНА как субъект РФ будет вести переговоры с федеральными и региональными государственными структурами. Эта новая форма государственности примет законы, которые решат проблемы землепользования на территориях компактного проживания представителей своего этноса, занятых в традиционных отраслях хозяйства с учетом интересов всех постоянных жителей данных мест.

В-третьих, культурно-национальная автономия, именно культурное объединение этноса будет способствовать совершенствованию национальной культуры как составной части общечеловеческого достояния. Культура каждого, даже самого малочисленного этноса - неповторимое, самобытное явление, потеря которого - существенная утрата для человечества. Каждая культурно-национальная автономия, без которой невозможно сохранение, возрождение языка, этнического сознания, традиций и обычаев, направлений прикладного искусства определенного малочисленного этноса должна получить извне всемерную, в том числе финансовую, поддержку. Только на первый взгляд может показаться, что каждая КНА

198 будет содержаться на дотации из федерального бюджета. Кроме указанных выше поступлений бюджет КНА может получать средства, создавая в местах компактного проживания представителей своего этноса свободные экономические зоны и национальные парки. Через них привлекать инвестиции фирм развитых стран и иностранных туристов. Подобные «зоны» и «парки» позволят через экономику и туризм сохранить неповторимую самобытность культуры этноса.

В-четвертых, культурно-национальная автономия, сохраняя и возрождая национальную культуру, особенное внимание будет уделять вопросам физического здоровья и духовного состояния человека, каждого члена своего объединения. Культура каждого этноса определяется уровнем интеллектуального развития, физического здоровья, духовного богатства и нравственности составляющих его людей. КНА приведет к решению проблем, связанных со здоровьем, это - алкоголизм, несчастные случаи и болезни на почве пьянства, распространенность онкологических и психических заболеваний, рост детской смертности и самоубийств, в связи с которыми в последние годы идет сокращение продолжительности жизни представителей малочисленных этносов Севера. КНА - лучшая форма организации связи поколений одного этноса, решения проблем воспитания молодежи на основе народной педагогики и новых достижений науки. КНА решает проблему доступа к информации представителей малочисленного этноса, удовлетворяя их растущие духовные потребности.

В-пятых, культурно-национальная автономия приведет к консолидации каждого малочисленного этноса Севера через преодоление существующего родо-племенного отчуждения, локальных различий внутри этноса. Программа выживания, возрождения этносов должна быть конкретной для каждого этноса и ее составной частью будет организация КНА данного этноса. Можно подумать, что создание этой новой формы

199 государственности в России приведет к насильственному перемещению людей, но это не так. Каждый может жить там, где ему нравится, таково одно из неотъемлемых прав человека. КНА - своеобразное социально-этническое образование, организуемое добровольно в основном людьми одного малочисленного этноса, дисперсно расселенного в разных населенных пунктах. Конечно, в ее состав войдут и некоторые территории компактного проживания данного этноса: места традиционной хозяйственной деятельности, родовые угодья, национальные села и т.п. КНА - важнейший путь спасения каждого малочисленного этноса Севера от надвигающейся опасности этнического исчезновения, который способен также обеспечить наименее болезненный переход к рынку.

Таким образом, мы попытались показать и доказать, что в условиях сложного переходного периода к демократизации общества и к рыночным отношениям, в период перехода к третьему тысячелетию возрождение малочисленных народов Севера возможно только на основе разумной, научно обоснованной государственной политике социокультурного развития этих народов.

200

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Кривошапкин, Андрей Васильевич, 2000 год

1. Аверин А.Н., Проблемы малочисленных народов //Социологические исследования, 1990, №5, С. 105-107. Агранат Г.А., Использование ресурсов и освоение территорий зарубежного Севера. М., 1984.

2. Айпин Е.Д., Правовое ожидание коренных малочисленных народов Севера России //Правовой статус коренных народов приполярных государств. М., 1997, С.125-126.

3. Антонов А.И., Медков В.М., Социология семьи. М.: МГУ, 1996.

4. Аракчаа К. Д., Практика договорных отношений междуаборигенными народами и государством на Российском Севере //Отпатернализма к партнерству. Магадан, 1998, С.37-55.

5. Арефьев В.О., О Сибири //По Азии. М., 1903, С.3-15.

6. Арсеньев В.К., Титов E.H., Быт и характер народностей

7. Дальневосточного края. Хабаровск-Владивосток, 1928.

8. БАМ и народы Севера (ответ. Ред. В.И.Бойко) Новосибирск, 1979.

9. Бобриков Н.К., Дрегало A.A., Сидоров П.И., Ульяновский В.И.,

10. Этноэкологический парк как форма социальной защиты коренныхнародов Севера//Социологические исследования, 1994, №7, С.138140.

11. Богораз В.Г., Ламуты. К психологии шаманов у народов СевероВосточной Азии //Этнографическое обозрение, 1910, №1,2. Богораз В.Г., Чукчи, Л., 1934.

12. Бойко В.И., Опыт социологического исследования проблем народов Нижнего Амура. Новосибирск, 1977.

13. Бойко В.И. Социально-экономическое развитие народностей Севера. Новосибирск, 1988.

14. Бойко В.И., Народы Севера России: трудный путь к самоуправлению.//Управление, технологии и человеческие ресурсы в Арктике. Новосибирск, 1996, С.50-52.

15. Борисов М.Н., Преобразование быта на Крайнем Севере. Якутск, 1975.

16. Борисов М.Н., Общее и особенное в формировании и развитии социалистического быта. Красноярск, 1984.

17. Борисов М.Н., Малочисленные этносы Севера: вчера, сегодня,завтра (социологические очерки). Рыбинск, 1995. Борисов М.Н., Демографические проблемы малочисленных народов Республики Саха (Якутия): результаты социологического исследования. Рыбинск, 1998.

18. Борисов М.Н., Мигалкин A.B., Социокультурное развитие народов Республики Саха (Якутия). Книга 1: Историко-этнологические очерки. Книга П: Социологический подход к изменениям в постсоветское время. Рыбинск, 1997.

19. Боярков С.И., Главсевморпуть в освоении и развитии Севера Якутии. Новосибирск, 1995.

20. Бурыкин A.A., История и культура эвенов. Магадан, 1992. Бахтин Н.Б., Коренное население Крайнего Севера Российской Федерации. Санкт-Петербург, 1993.

21. Винокурова У.А., Шилин К.И., Жизнь творение человека. Книга П, М, 1995.

22. Волков Ю.Г., Мостовая И.В., Социология. М., Гардарика, 1998. Гаджиев К.С., Политическая наука, М., 1995.

23. Горохов С.Н., Нерешенные проблемы юкагирского народа (вместо послесловия) в книге Спиридонов Н.И., Одулы (юкагиры) Колымского округа. Якутск, 1996, С.57-60.

24. Данилова А.П., Общинное самоуправление народов Крайнего Севера: сущность, проблемы возрождения (автореферат канд. Диссертации), М., 1994.

25. Джунусов М.С., Методологическое введение к изучению социально-политических и межнациональных конфликтов. М., 1991.

26. Диалектика развития национальных отношений и задачиинтернационального воспитания трудящихся в свете решений ХХУП Съезда КПСС И XIX Всесоюзной партийной Конференции (сборник тезисов), Якутск, 1988.

27. Иванов В.И., Север: Гуманитарные проблемы человека //Человек и Север: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития. Якутск, 1992, С.3-9.

28. Иванов В.И., Национальная политика в условиях суверенитета //Республика в составе Российской Федерации: государственность и политика. Якутск, 1997, С.3-18.

29. Игнатьева В.Б., Национальный состав населения Якутииэтностатистическое исследование). Якутск, 1994.

30. Ильин М.В. и др. Национальный интерес (заочный круглый стол)

31. Политические исследования, 1995, №1, С.78-120.

32. Ионин Л.Г., Социология культуры. М.: Логос, 1996.

33. Иордан М.В., 1993 год малочисленных народов и этническихгрупп (вклад России в акцию ООН) //Национальная политика в

34. Российской Федерации. М., 1993, С.31-33.

35. Ким A.C., Кныш A.B., Лях П.П., Менделев Н.Е., Прасолова М.Л., Смирнов Б.В., Малочисленные этносы Приамурья. Хабаровск, 1993. Козлова H.H., О методах анализа социокультурных явлений //Социологические исследования, 1993, №10.

36. Козлова E.H., Кутафин O.E., Конституционное право Российской1. Федерации. М., 1995.

37. Кокорев Е.М., Социальное развитие северного региона, Магадан, 1981.

38. Комаров М.С., Введение в социологию. М.: Наука, 1994.

39. Кон И.С., Социология личности. М., 1969.

40. Кон И.С., Психология ранней юности. М., 1989.

41. Конвенция о коренных и ведущих племенной образ жизни народовнезависимых стран //Социологические исследования, 1990. №5.

42. Конституция (основной закон) Российской Федерации. М., 1995.

43. Конституция (основной закон) Республики Саха (Якутия). Якутск,1993.

44. Концепция «Государственная национальная политики Республики Саха (Якутия). Якутск, 1995.

45. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е., Социология: парадигмы и темы. М.: МГИМО, 1997.

46. Краснов Ю.К., Кривогуз И.М., Неминущий В.П., Основы науки о политике. Часть 1 и часть П. М., 1993.

47. Кукушкин Ю., Барсенков А., К вопросу о концепции национальной политики Российской Федерации //Этнополис, 1992, №1, С.8-13. Культурология. М., 1993.

48. Курамин В.П., Российский Север: современная ситуация и приоритеты государственной политики //Социологические исследования, 1994, №7, С.4-7.

49. Лашов Б.В., Литовка О.П., Социально-экономические проблемыразвития народностей Крайнего Севера. Л., 1982.

50. Лебедев В.Д., Язык эвенов Якутии. Якутск, 1978.

51. Лебедева Ж.К., Некоторые черты материальной и духовнойкультуры аркинских эвенов //Советская этнография, 1971, №5,1. С.113-118.

52. Лексин В.Н., Андреева E.H., Региональная политика в контексте новой российской ситуации и новой методологии ее изучения. М., 1993.

53. Ленин В.И., Материализм и эмпириокритицизм. Понл.собр.соч., Т.18.

54. Лосев А.Ф., Философия, мифология, культура. М., 1991.

55. Логика социологического исследования (отв. ред. Г.В.Осипов), М.,1987.

56. Луковцев B.C., Минуя тысячелетия. М., 1982.

57. Львова Э.Л., Нам И.В., Наумова Н.И., Национально-персональная автономия: идея и воплощение //Политические исследования, 1993, №2, С. 129-135.

58. Маркс К., Энгельс Ф., Немецкая идеология //К.Маркс, Ф.Энгельс, Соч., 2 Изд., Т.З.

59. Материалы съездов малочисленных народов Севера Якутии (19891993) Якутск, 1993.

60. Махаров Е.М., Духовная ситуация времени и толерантность. Якутск, 1995.

61. Население мира. Демографический справочник (составитель1. В.А.Борисов), М, 1989.

62. Некоторые социальные, национальные и демографические проблемы России (материалы республиканской научно-практической конференции) Рыбинск, 1991.

63. Неотрадиционализм на российском Севере (отв. ред. А.И.Пика, Б.Б.Прохоров), М., 1995.

64. Николаев М.Е., Путь к суверенитету, Избранные речи и статьи, Якутск, 1992.

65. О федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года». Постановление правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1099. М., 1996.

66. Об уровне жизни малочисленных народов Севера //Статистический бюллетень № 6(35). М., 1997.

67. Онищук Н.Т., Создание советской национальной государственности народностей Севера. Томск, 1986.

68. Основные показатели экономического и социального развития экономики и культуры малочисленных народов Севера 1980-1990. М., 1990.

69. Основы социологии. Курс лекций (отв. ред. А.Г.Эфендиев). М., 1993.

70. Основы социологии. Курс лекций. Часть 1 и П (авторы Борисов М.Н., Т.Н.Жукова, Г.Н.Тарасова и др.). Рыбинск, 1995. От патернализма к партнерству: строительство новых отношений народов Севера и государства (отв. ред. А.Н.Пилясов) Магадан, 1998.

71. Преподавание философии. Пути перестройки (сборник научно-методических статей под ред. Д.Е.Донского) Якутск, 1989. Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири (сб.статей), Л., 1981.

72. Проблемы современного социального развития и языковой ситуации народностей Севера. Материалы научно-практической конференции. Новосибирск, 1987.

73. Проблемы формирования населения и использования трудовых ресурсов в районах Крайнего Севера. Секция демографии и конкретных экономико-социальных проблем (материалы к научному совещанию) Магадан, 1965.

74. Программные методы управления экономическим и социальнымразвитием коренных малочисленных народов Севера. Препринт.авторы: П.Х.Зайдарудин, И.В.Прангишвили, С.И.Доржиакевич идр.). М.: Ин-т проблем управления, 1996.

75. Реклю Э., Жизнь первобытных народов. М., 1889.

76. Роббек В.А., Толерантность основа циркумполярной культурынародов Севера и Арктики //Толерантность и народы Севера (сб.

77. Научных статей и тезисов) Якутск, 1996, С.5-9.

78. Роббек В. А., Невостребованные ценности циркумполярной культуры резерв человечества в XXI веке //Управление, технологии и человеческие ресурсы в Арктике (Север).

79. Новосибирск, 1996, С.211-214.

80. Роббек В.А., Кривошапкин A.B., Малочисленные народы Севера Республики Саха (Якутия) (Некоторые проблемы выживания коренных этносов)//Малочисленные народы Севера Якутии: состояние и проблемы (материалы научной конференции) Якутск, 1993. С.

81. Россия накануне XXI века. Вып. П. Материалы научно-практической конференции «Россия накануне XXI века: социальные и социально-политические проблемы» Москва, 6-7 октября 1994. М., 1995.

82. Самнер У., Народные обычаи (перевод с англ. языка) Санкт-Петербург, 1906.

83. Сергеев М.А., Некапиталистический путь развития малых народов Севера. М.-Л., 1955.

84. Сергеев М.А., Социалистическое строительство у народностей Севера, Сибири и Дальнего Востока. Народы Сибири. Этнографический очерк. М.-Л., 1956.

85. Слепцов П.А., Роббек В.А., Языковая ситуация в Республике Саха (Якутия): состояние, перспективы, проблемы //Языки, культура и будущее народов Арктики. Материалы международной конференции. Якутск, 1993, С.42-45.

86. Современное хозяйство, культура и быт малых народов Севера (отв. ред. В.О.Долгих) М., Наука, 1960.

87. Статистический сборник Республики Саха (Якутия). Якутск, 1996. Статус малочисленных народов России. Правовые аспекты (составитель В.А.Кряжев) М., 1999.

88. Султанов К.В., Проблемы культуры в свете социологии. Л., 1989.

89. Филиппов Л.С., Различные потребности личности. М.: Академия, 1997.

90. Фролов С.С., Социология, М.: Наука, 1994.

91. Циркумполярная культура: памятники культуры народов Арктики и Севера. Якутск, 1998.

92. Человек и общество. Книга 1 (под ред. В.И.Купцова) М.: МГУ, 1993.

93. Человек и социокультурная среда. Вып.1.М., 1991.

94. Что такое самоуправляющее общество (сб. Статей, перевод с англ.),1. М., 1993.

95. Штенберг Л.Я., Семья и род у народов Северо-Восточной Азии. Л., 1933.

96. Этнокультурные процессы у народов Сибири и Севера (сб. Статей) М., 1985.

97. Язык миф - культура народов Сибири (сб. Научных трудов). 3 выпуск, Якутск, 1994.

98. Языки, культура и будущее народов Арктики. Материалы международной конференции. Якутск, 17-21 июня 1993 г.242

99. Якобий А.И., Угасание инородческих племен Севера, Спб, 1893. 176 Ясперс К., Смысл и назначение истории. М., 1991.

100. Alaska Federation of Native (AFN) Anchorage, 1993.

101. Dunning R.W. The Indian sitnation. Toronto, 1976.

102. Giddens A., Introduction to Sociology. Cambridge: Posity Prss, 1989.

103. Human Ecology and Climate Change, People and Resources in the Far Norih. Washington, 1995.

104. Lonner Thomas D., Subsistence as an Economis System in Alaska. Theoreticab Observations and Management Implications //Contemporary Alaskan Native Economis. Ed. Steve I.Langdon. University Press of America. 1978 Pp. 15-27.

105. Morin Frangoise, d Angiure Bernard Saladin, To the tribal model of the democratis cosialism with a human. Toronto, 1990.

106. Paul Charet, Tribal people of the North and the territorial problem. Toronto, 1988.

107. Soccessful Economis Development and Neterojeneuty of Government Form on American Reservations /Eds. By Stere Cornell and Joseph P. Kalt. Narvard Project on American Indian Economis Development, 1995.

108. The Native People in Canada. Ontario, 1983.

109. The Native People of Alaska. Anchorage, 1993.

110. Usher Peter I., Comanagement of Natural Resourese: some aspects of the Canadian experience, 1995.

111. What can tribes do? Strategies and institutions in American Indian Economie Development/ Eds. By Steve Cornell and Ioseph P.Kalt. American Indian Studies Genter. University of California. LA. 1994.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.