Социокультурные парадигмы образовательной деятельности в общественно-политической мысли России конца XIX - начала XX веков: Философско-педагогический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, доктор педагогических наук Митина, Ирина Дмитриевна

  • Митина, Ирина Дмитриевна
  • доктор педагогических наукдоктор педагогических наук
  • 2004, Ульяновск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 436
Митина, Ирина Дмитриевна. Социокультурные парадигмы образовательной деятельности в общественно-политической мысли России конца XIX - начала XX веков: Философско-педагогический аспект: дис. доктор педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Ульяновск. 2004. 436 с.

Оглавление диссертации доктор педагогических наук Митина, Ирина Дмитриевна

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗО- 15 ВАНИЯ В РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ

1.1 Тенденции взаимодействия социокультурных парадигм об- 15 разовательной деятельности конца XIX - начала XX веков

1.2 Философско-педагогические основы образовательной дея- 52 ^ ' тельности конца XIX- начала XX веков

1.3 Социокультурные традиции образования в России рубежа 99 веков

Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВА- 124 НИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ

2.1. Проблемы формирования личности в контексте философ- 124 ско-педагогической мысли конца XIX - начала XX веков

2.2 Теоретико-методологические подходы к изучению пробле- 157 мы типологии личности

2.3 Исследования этнического сознания и самосознания как основы формирования национально-культурной идентичности личности в философии образовании

2.4 Национальные приоритеты образования и факторы их обес- 203 печения в научной мысли Российского зарубежья

2.5. Российская интеллигенция и этнокультурные проблемы 222 образовательной деятельности

ГЛАВА 3. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНО- 252 СТИ НА ОСНОВЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ РУБЕЖА XIX - XX ВЕКОВ

3.1. Общечеловеческие и национальные ценности в традиции 252 российского образования

3.2. Нравственное воспитание, свобода личности в контексте 287 гуманистической традиции русской общественно-политической мысли конца XIX - начала XX веков

3.3. Социально-педагогические аспекты духовно- 312 нравственного воспитания в российском образовании конца ? XIX - начала XX веков

ГЛАВА 4. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ

4.1. Образование как социальный институт современного общества

4.2. Проблемы философии и культурологии образования в России конца XX - начала XXI веков

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социокультурные парадигмы образовательной деятельности в общественно-политической мысли России конца XIX - начала XX веков: Философско-педагогический аспект»

В отечественной общественно-политической мысли конца XIX - начала XX столетия необычайно сильна социокультурная доминанта образовательной деятельности, что обусловлено желанием постигнуть значимость личности в системе модернизации российского социума. В этом отношении сегодняшнее развитие философии и культурологии образования продолжает традицию образования минувшего рубежа веков. Сегодня берут верх идеи восстановления традиций отечественной философской культуры, необходимости глубокого и всестороннего исследования философии и истории образования.

Актуальность данного исследования обусловлена, с одной стороны, потребностью изучения философских традиций образования, разработанных в контексте отечественной общественно-политической мысли конца XIX - начала XX веков, с другой стороны, переживаемым сегодня периодом, обострившим «влияние» проблемы исторического существования России и формирования национально-культурной идентичности личности.

Вопросы национально-культурной идентификации всегда были актуальными для российского общества. Дилемма «Запад — Восток» рассматривалась отечественными мыслителями как фактор национального самоопределения, влияющего на воспитание и образование будущих поколений. Помимо этого, решение вопроса о месте, роли и цели исторического бытия России традиционно связывалось с переосмыслением ее национальных традиций и приоритетов в образовании и качественной спецификой самой национальной культуры.

В современном мире все глубже осознается значение образования как специальной сферы культурной жизни, в которой не только происходит сохранение и воспроизводство культурных идеалов, ценностей, образцов, непосредственно влияющих на установки и поведение личности, но и закладываются основы будущего, формируются те значимые социокультурные навыки, которые помогают социуму быстро и эффективно решать стоящие перед ним задачи. Усвоение норм, накопленных знаний и принятых форм поведения формирует человека определенным образом.

Целостность любого общества, как и его способность к динамическому развитию, во многом зависит от типа личности, который она формирует в процессе образования и воспитания.

Актуальность исследования связана также с возросшим интересом нашего общества к осмыслению своего исторического прошлого в набирающем темп новом тысячелетии. Современная философско-педагогическая мысль рассматривает проблему воспитания и формирования национально-культурной идентичности личности как одну из самых значимых в данный исторический период. Именно анализ философско-этического наследия русской научной мысли конца XIX - начала XX веков необходим для формирования мировоззренческих оснований современного образовательно-воспитательного процесса.

Выбор темы связан с комплексным изучением всех указанных процессов, определявших развитие отечественной системы общего образования и философско-педагогической мысли конца XIX - начала XX веков. Воссоздание целостной картины и выяснение закономерностей этого развития - важная и актуальная задача современной историко-философской науки, философии и культурологии образования.

Не проводя прямых исторических аналогий, можно отчетливо обозначить определенную созвучность многих социокультурных и педагогических условий протекания двух «изломов истории» - сегодняшнего и исследуемого, которые детерминируют появление реформаторских идей в различных областях знания и духовно-социальной сфере, включая образовательную.

Стремление преодолеть «кризис идентичности» - чувство утраты представления о своем месте в социуме — побуждает общество искать пути гуманизации отношений через глубокий анализ социокультурных парадигм образовательной деятельности. Меняется соционормативный канон человека с точки зрения ценностей свободы, персонализации, ответственности, самореализации; развивается многоплановое социальное творчество, отражающее процесс созданием человеком нового социального пространства, в котором разворачиваются образовательные и воспитательные процессы. Осмысление и преобразование этих процессов связано со сменой антропологических оснований педагогики, которая в противовес традиционным представлениям об образовании как системе знаний и умений исследует этот феномен как образование личности, ее целей, отношений, мотивации.

И в этом плане весьма актуальным представляется педагогическое наследие российской педагогики конца XIX - начала XX веков, которая доминирующему интеллектуализму в образовании противопоставила пе-доцентрическую концепцию личностно-развивающего обучения и гуманистический практико-ориентированный характер педагогики.

В современных условиях можно зафиксировать существующее противоречие, решение которого может послужить основой для формирования современных стратегий образовательной политики. Это противоречие между определенными задачами формирования национально-культурной идентичности личности и узостью теоретического осмысления философ-ско-педагогической традиции России конца XIX - начала XX веков, когда данные проблемы были, так же как и сегодня, одними из актуальных, а также не достаточное использование богатого теоретического наследия общественно-политической мысли рассматриваемого периода в рамках разработки концептуальных основ федеральных и региональных программ развития образования.

Необходимо отметить, что монографическому исследованию подвергались лишь отдельные звенья системы народного образования, в имеющихся статьях и диссертациях материала явно недостаточно для воссоздания целостной картины отечественной философии образования конца

XIX - начала XX веков. Нужно признать, что в своей совокупности создаются необходимые условия для надлежащих обобщений, что современным исследователям еще не время подводить итоги, что им предстоит продолжить начатое широкое, фронтальное изучение данной эпохи.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена, с одной стороны, потребностью использования опыта философско-педагогического осмысления изменений, происходивших в России на рубеже XIX-XX веков, с целью его использования в современной теории и практике образования для формирования ее концептуальных основ, а с другой - неразработанностью данного вопроса в рамках философии образования.

В связи с этим был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: в чем сущность социокультурных парадигм образовательной деятельности в России конца XIX - начала XX веков и каково их влияние на философско-педагогическое осмысление изменений, происходящих в России на рубеже XX -XXI веков.

Решение этой проблемы составляет и цель нашего исследования.

Объект исследования - сущностные черты образовательной деятельности в общественно-политической мысли России конца XIX - начала

XX веков.

Предмет исследования - анализ социокультурных парадигм образовательной деятельности России конца XIX - начала XX веков.

Проблема, объект, предмет и цель исследования поставили решения следующих задач:

- обосновать теоретико-методологическую значимость философии образования в формировании концептуальных основ развития современного образования;

- проанализировать гносеологические основания образовательной политики в России конца XIX - начала XX веков;

- выявить социокультурные парадигмы образовательной деятельности России конца XIX - начала XX веков и тенденции их взаимодействия;

- определить теоретико-методологические основания формирования национально-культурной идентичности личности в России конца XIX -начала XX веков;

- выявить социально-педагогические детерминанты духовно-нравственного воспитания в российском образовании конца XIX - начала XX веков.

Общая методология исследования. Основой решения поставленных задач является соединение категориального анализа с конкретно-историческим и логико-историческим. Главным инструментом исследования является логическая реконструкция тех внутренних смысловых связей, которые составляли основу и определяли своеобразие философско-педагогических взглядов в российской общественно-политической мысли конца XIX - начала XX веков.

Теоретико-методологической основой исследования стала концепция русского мира как отдельного культурного целого в трудах российских ученных конца XIX - начала XX веков: Н.А.Бердяева, В.В.Розанова,

П.Н.Милюкова, Д.И.Менделеева, В.В.Зеньковского, П.Ф.Каптерева, П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова, И.А.Ильина, Г.П.Федотова и др.

Теоретическая база исследования. Данная проблема анализировалась в рамках различных исследований - историко-философских, культурологических, антропологических, этнопсихологических.

Первую группу составляют труды, рассматривающие историко-философский и историко-педагогический аспекты темы (А.А.Гагаев, Е.Н.Медынский, А.В.Осоков, Ф.Г.Паначин, И.С.Симонов, Н.В.Чехов, Ю.Г.Айхенвенвельд, Н.Х.Вессель, М.И.Демков, В.И.Додонов, Э.Д.Днепров, С.Ф.Егоров, Г.Е.Журавский, В.М.Кларин, Д.И.Латышина, В.Ю.Троицкий, А.И.Пискунов, З.И.Равнин, Ф.А.Фрадкин и др.); вопросы светского и религиозного направления в русской философско-педагогической мысли (С.С.Авиренцев, В.А.Киселев, Г.М.Порохин, А.И.Савенков, Е.М.Титаренко, М.С.Уваров и др.).

Вторую группу составляют исследования фундаментальных философских работ, в рамках которых раскрываются вопросы образования (С.Ф.Егоров, А.А.Ермичев, В.А.Квакин, Ю.С.Комаров, Г.Ф.Карпов,

A.Ф.Лосев, Н.С.Семенкина, А.Д.Сухов, А.К.Уделов, А.Д.Спирин и др.). Третья группа исследований рассматривает проблему духовности в философско-педагогической литературе исследуемой эпохи (Г.Д.Гачев,

B.В.Кравченко, А.И.Маилов, М.А.Маслин, А.Д.Косичев, Г.В.Платонов, А.И.Погребняк, О.Г.Яшин, В.Г.Федоров, В.А.Лекторский и др).

К пятой группе относятся исследования в области становления личности, формирования культурно-национальной идентичности, проблемы этнического самосознания (В.Д.Булгаков, В.Б.Куликов, А.Д.Михайлов, Ю.Н.Руденко, Т.Г.Стефаненко, С.А.Арутюнов, А.Г.Асмолов, А.К.Байбурин, А.А.Белик, В.Вундт, А.Г.Здравомыслов, М.Коул, М.В.Крюков, Н.М.Лебедева, Л.И.Науменко, Т.Д.Марцинковская, М.Мосс,

Л.Г.Почебут, О.Л.Романова, Е.И.Шлягина, Э.Эриксон, А.Н.Ямсков, Г.А.Миненков, В.Х.Болотоков, А.М.Кумыков, Н.А.Касьянова, В.Г.Кожухов, Л.С.Кустова, А.И.Шапошников, В.Ю.Сухачев, А.И.Солженицын, О.Н.Павлова и др.).

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение:

- осознание, постановка и решение актуальной проблемы - философ-ско-педагогический анализ социокультурных парадигм образовательной деятельности конца XIX - начала XX веков;

- выработаны теоретико-методологические основания социального и духовного обновления человека, базирующиеся на синкретическом мировосприятии, объединяющем педагогическую науку с ценностными формами познания - религией, моралью, искусством, философией;

- выявлены определяющие парадигмы образовательной деятельности конца XIX - начала XX веков;

- выявлены системообразующие факторы развития в рамках национально-культурной идентичности личности;

- определено значение духовно-нравственной составляющей для формирования национально-культурной идентичности личности и выделена ее этическая детерминанта;

- выявлено значение рассматриваемых идей для развития современной отечественной философии образования и определения основных теоретико-методологических ориентиров модернизации системы современного образования.

Практическая значимость исследования. Теоретические и методологические выводы работы позволяют наметить пути более глубокого изучения русской философско-педагогической мысли двадцатого столетия. Изучение философско-педагогических взглядов видных российских мыслителей рубежа столетий позволяет расширить и углубить знания о традициях и направлениях развития образования и воспитания на рубеже веков в России. Проблема духовного воспитания личности в отечественной фило-софско-педагогической литературе сегодня наиболее значимая, и исследование дает основу для формирования задач современного духовного воспитания, преодоления «бездуховности» в обществе. Одной из доминант образовательной деятельности в настоящее время является прежде всего патриотическое воспитание молодого поколения, формирование национально-культурной идентичности личности. Именно эти проблемы широко исследовались в русской научной мысли рассматриваемого периода и использование теоретико-методологической базы в данной области необходимо для разработки стратегии и программ образования и воспитания в российской образовательной политике. Содержание и выводы могут быть в дальнейшем использованы в разработке стратегических линий образовательной политики Российского государства. Материалы и основные идеи могут быть использованы при подготовке лекций и спецкурсов для студентов, аспирантов, педагогов, изучающих философию и историю образования, философию, культурологию, историю отечественной культуры.

Основные положения, выносимые на защиту:

- конец XIX - начало XX веков - период интенсивного развития фи-лософско-педагогической мысли - связан с проблемой модернизации и вписания России в культурный контекст европейского развития. Это требует формирования в рамках образования определенного типа национально-идентичной личности, который формируется в результате учета и использования российских социокультурных парадигм и системы ценностей;

- многообразие философско-педагогических течений в России - религиозного, естественнонаучного, философско и политическо-ориентированных - определяет типологизацию социокультурных парадигм образовательной деятельности конца XIX - начала XX веков: религиозно-ориентированной, светско-ориентированной и смешанной;

- национально-культурная идентичность связана с принадлежностью индивида к конкретной культурно-генезисной традиции, передающейся через механизм социализации, состоящий из следующих компонентов: национальной картины мира, национального сознания и самосознания, национальной идеи, менталитета (души народа), национального характера;

- этическая детерминанта рассматривается как объединяющая основа национально-культурной идентичности личности и параметр ее моделирования средствами образовательной деятельности, определяющая духовно-нравственное воспитание личности на основе общечеловеческих и национальных ценностей в контексте российской философско-педагогической традиции рубежа веков и включает в себя мир традиционных и инновационных смысложизненных ориентиров, основанных на любви к Отечеству (патриотизме) и гражданственности, свободе личности, нравственных и гуманистических основаниях;

- конец XX - начало XXI веков характеризуется в России периодом переживания последствий модернизационного реформирования всех сфер общественной жизни, что характеризует современное состояние российского общества как системного кризиса, т.е. состояния неустойчивости, дестабилизации всех частей социального организма. Кризис свидетельствует об отмирании старой системы ценностей, норм и идеалов и сложном процессе вызревания новой системы культурно-ценностных ориентаций, новой картины мира, нового типа человека. Критическое осмысление и учет влияния социокультурных парадигм образовательной деятельности конца XIX - начала XX веков на формирование определенного типа национально-культурной идентичности личности, влияние ее этической детерминанты могут быть рассмотрены как теоретико-методологическая основа осуществления модернизации российского образования.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в докладах и тезисах, опубликованных, в Москве, Ульяновске, Смоленске, Брянске, Самаре, а также на ежегодных научных конференциях в Академии повышения квалификации работников образования (г. Москва), Ульяновском государственном педагогическом университете, Ульяновском государственном университете. Отдельные положения диссертации были апробированы автором при чтении лекционных курсов в Ульяновском государственном университете, Московском педагогическом государственном университете, Марийском государственном педагогическом институте, Ульяновском институте повышения квалификации работников образования, Самарском институте повышения квалификации работников образования.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Митина, Ирина Дмитриевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В исследовании было определено, что в общественно-политической мысли конца XIX начала XX столетия понимание мира и человека основано на целостности, представляющей собой органическое единство индивидуальностей; или как диалога трансценденции и экзистенции, имманентных друг другу; или где любовь выше воли и власти. Первая формулировка выражает онтологический аспект, вторая - праксиологический, третья -аксиологический. Можно добавить еще аспект гносеологический, или методологический, о котором мы уже говорили: истина в целостности, а не в интерпретациях с позиций отвлеченных начал. В развитии этих идей в русской философии можно выявить цепочку ключевых понятий, ведущих к современной проблематике: от соборности и софийности как становящемуся всеединству (Вл.Соловьева, С.Булгакова), к «общему делу» (Н.Федорова).

Исследование выявило особую актуализацию в настоящее время философской проблематики, доминантой которого являются размышления о воспитании, выраженные в творчестве Н.Пирогова, В.Розанова, Н.Бердяева, П.Милюкова, С.Булгакова, В. Розанова, и достигающие своей кульминации у Ф.Достоевского: счастье всего человечества не может быть куплено слезинкой невинного младенца. Таков внутренний барьер на пути превращения органической целостности в механизм, при котором используются любые средства для достижения цели.

Анализ научной литературы выявил, что для русской философско-педагогической мыли, всегда была характерна неразрывная связь всех элементов мировоззрения - от фундаментальных основ, от полной, соединяющей религиозное и светское начала, картины мира, до всепроникающего этицизма - взглядов на человеческое поведение и его идеалы. Опятьтаки, здесь важно развести подлинное единство и «подгонку» картины мира под сиюминутные интересы. Для мыслителей конца XIX - начала XX века - соборность есть одновременно и принцип устройства бытия, и принцип поведения. Соборность, как противоположность ассоциации, есть свободное и органическое единство, собранное силой любви. Ассоциация -лишь временное, условное единство, скрепленное внешними связями. На уровне человеческой жизни это означает ориентацию либо на совесть, веру и любовь в отношениях людей друг к другу, либо на устойчивый правовой договор, требующий хорошо просчитанных гарантий.

Сфера образования закладывает основу для будущего страны. Насущность философского осмысления образовательно-педагогической действительности сегодня не приходится доказывать. Очевидно и то, что сфера образования сегодня должна быть готова к выдвижению новых целей и смыслов, интегрирующих в быстро меняющихся условиях ценности и нормы образования как социального института с ценностями и нормами других социальных институтов основанных прежде всего на основе духовно-нравственного начала в воспитании.

Национально-культурная идентичность на фундаменте патриотического воспитания способна объединить эти методики, идеи, во имя которой ведется образовательно-педагогическая деятельность. Ведь педагог не только обучает чтению и письму, но и творит Человека. Значимость образования и для личности, и для общества, и для государства все более возрастает. Между тем сфера образования продолжает следовать направлениям современной политики в образовании, стремясь определить свое место, ни смысл собственной деятельности, ее возможности и ее цели.

Для того чтобы сфера образования заняла уровень, который соответствовал бы ее действительной значимости на современном этапе развития российского общества и его реальным возможностям, она нуждается в комплексных исследованиях в области философии образования. Они должны включить в себя в том числе, во-первых, рефлексию над феноменом образования, поиск адекватного его места в системе социальных отношений, выработку соответствующих целей образования, включая процедуру их последующей конкретизации и проектирования программно-методического обеспечения; во-вторых, анализ сферы образования в контексте деятельности всех социальных институтов; в-третьих, исследование социальных, культурных, экономических процессов в их взаимосвязи с перспективными изменениями системы образования.

Разработка этих направлений важна для преодоления ведомственной изолированности образования, осознания культуры и человекотворческой роли образования в современном обществе.

Цели образования должны ориентироваться на будущее в его преемственной связи с прошлым, и только тогда они всегда будут соответствовать настоящему, как моменту этой динамичной связи.

Как же ориентировать образование на будущее и на его связь с прошлым, если будущее еще не родилось? Первая часть ответа очевидна, хотя звучит негативно: ориентируясь на производство, надо отказаться от установки на «обслуживание» только наличного производства. Вторая его часть состоит в следующем: образование должно быть тем каналом, который приобщает человека к культуре, имея в виду под культурой сферу исторически преемственного общения и деятельности, формирующих способности личности к бесконечному процессу творческого смыслообразо-вания, к формированию национально-культурной идентичности личности.

Включение в преемственное смыслообразование предполагает формирование способностей к постижению культурных традиций. Но столь же очевидно, что эта способность не «выращивается» автономно «до» участия в этом процессе. Умению приобщаться к национальной культуре, можно научиться лишь в преемственно-ориентированном, а потому культурно-образовательном общении, а не «до» и не «после» него.

Таким образом, вышеназванная задача найти основу единства двух типов целей образования: социализации и формирования национально-культурной идентичности личности, трансформируется в проблему содержательной стороны общения как механизма национально-культурной преемственности, в собственно современных образовательных системах. Далее возможен переход к вопросам методологии перспективных направлений их преобразования.

Подобная «перекодировка» исходной задачи дает возможность вычленить главные ее аспекты, подлежащие рассмотрению.

1. Анализ современных тенденций в организации образовательной деятельности с учетом социокультурных парадигм.

2. Специфика социокультурного прогнозирования с позиций философии образования.

3. Осознание культурной преемственности смыслотворчества как содержания современного образования в рамках формирования национально-культурной идентичности.

Прежняя ориентация образования на нужды наличного производства не скрывала своей прямолинейности: отрасли производства диктовали, да и сейчас диктуют, набор дисциплинарной раскладки образовательных учебных курсов и профиль учебных заведений, факультетов и даже кафедр. Соответственно, общекультурные гуманитарные курсы выполняли роль скорее просветительскую, чем воспитательную Цели формирования способностей личности к творческому диалогу в контексте истории культуры и науки объективно вытеснялись или подменялись лишь целями социальной адаптации, или социализации, в вышеназванном смысле этого термина.

Конечно, это возможно при общей государственной политике в сфере образования, которая становится одной из основ всей культурной политики. Опыт координации «всех социальных партнеров» в сотрудничестве с правительством в этом направлении уже накоплен, например, во Франции (Акт от 16 июля 1971 г.) Комиссия по культуре Европейского Совета считает задачи непрерывного образования частью культурной политики. Международные конференции по проблемам образования взрослых (1949, I960, 1982, 1985 гг. и др.) и деятельность Международного Совета по образованию взрослых при ЮНЕСКО говорят об устойчивости, новых тенденций в образовательных механизмах самовоспроизводства современной национальной культуры.

Вместе с тем вряд ли будет правильно копировать поэлементно те структуры и тенденции в сфере культуры образовательных систем в развитых странах при выработке долгосрочных задач культурной политики в нашей стране. «Нужно отказаться от ситуации «пробегания» того пути, по которому прошли другие. Нужно избежать логики движения в кильватере.». Это очевидно и в силу исторической многонациональной ее специфики, которую нельзя не учитывать в любом прогнозе или программе, тем более в сфере образования, в связи с проблематичностью содержательной стороны обновления образовательного процесса. Но ближайшие задачи настоящего могут определяться, как было сказано, лишь в контексте связи прошлого и будущего. Это правило, по существу, есть характеристика социокультурного прогноза, который должен служить основой конкретной политики в образовании ближайшего времени. Проблема социопрогноза, как вида целеполагания эта проблема современного развития образования.

Социокультурное прогнозирование с позиций философии образования, как и любой прогноз в социокультурной сфере не детерминирует напрямую перечень сиюминутных задач, а дает ориентиры для их выявления и тем самым — постановки.

Философия образования связана с изучением в качестве сферы общественной деятельности, сопряженной с развитием, трансляцией и выработкой культурных образцов, идеалов, норм и ценностей. Образование рассматривается как культурный феномен, воспроизводящий благодаря своим структурам и механизмам определенный национально-идентичный тип личности. Культурология образования изучает различные аспекты развития человека в контексте определенной культуры, отвечает на вопрос, почему и с помощью каких средства культура отбирает для образования человека именно данные знания и системы ценностей, что делает человека представителем своей национальной культуры.

Образование формирует универсальную, типичную для данной культуры картину мира, ценностей, оценочные познавательные, поведенческие стереотипы. Происходит формирование культурной идентичности личности основанное, прежде всего на традициях самосознания народа и особенностях менталитета.

В отечественной педагогике исследования такого уровня относили к методологии педагогической науки.

Философия образования в развитии педагогической теории и практики призвана выполнять регулятивную функцию, задавать направление и границы исследовательских поисков. Она должна вписываться в культурную доминанту времени и тем самым способствовать выбору стратегий образовательных систем, адекватных позитивным тенденциям общественного развития, современным духовным исканиям человечества именно это традиция формировалась на рубеже столетий.

Исследования в области философии образования конца XIX - начала XX веков, связанные с интеграцией социологических, философских, экономических, политических, биологических, психологических и др. знаний, - необходимое условие преодоления известной изолированности современной отечественной педагогики от общих процессов культурно-научного и социального развития, серьезного повышения ее концептуально-теоретического уровня, существенного усиления ее роли и значения в определении перспектив образования, в разработке образовательных программ, проектов разного уровня и масштабов.

Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук Митина, Ирина Дмитриевна, 2004 год

1. Аврех А.Я. Русский либерализм: особенности исторического развития // Вопросы истории, 1989. - N2. - С. 18.

2. Абельс X. Интеракция, идентичность, презинтация: Введение в интрпретативную социологию. СПб.: 1999.

3. Антология мировой философии. В 4-х т. М.: Мысль, 1971.

4. АндреевА.П. Селиванов А.И. Русская традиция. М., 2004.

5. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.

6. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993. - С. 150-170.

7. Ахиезер А.С. Социально культурные проблемы развития России: философский аспект. М., 1992.

8. Алданов М.А. Памяти П.Н.Милюкова // Новый журнал. 1943. Кн.5. - С.340.

9. Алиев А.Г. Духовная культура и религия. Дисс. докт. филос. наук. Баку, 1983.

10. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство.- М., 1998.

11. Алексий 2, патриарх. Россия: Духовное возрождение. М.; Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1999.

12. Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. М.: РГГУ, 2000.

13. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.

14. Антология педагогической мысли России первой половины 19в. М.: Педагогика, 1987.

15. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

16. Асмус В.Ф. В.С.Соловьев: опыт философской биографии // Вопросы философии. 1998. №6

17. Айхенвельд Ю.Д. Отдельнуе страницы / Педагогические, философские и литературные статьи. — М., 1910.

18. Антипов Г.А., Фахрутдинова А.З. Проблема человека: соотношение философского, научного и аксиологического контекстов / Взаимодействие наук как фактор их развития. Новосибирск. 1988.

19. Ан С.А., Голубева JI.H. Педагогика как форма существования русской философии. Барнаул. 1996.

20. Артемьева Т.В,МикешинМ.И. Архетипы российского исторического сознания. //Человек. №1. 1999.

21. Батов С.И. Культура и цивилизация в философско-исторической концепции Н.Я.Данилевского. М., 1989. - 219 с.

22. Барулин B.C. Социальная философия. М., 1993.

23. Барабанов Е.В. «Русская идея» в эсхатологической перспективе // Вопросы философии №8. 1990.

24. Барсамов В.А. Этнонациональная политика в борьбе за власть: стратегия и тактика в период общенациональной смуты,- М., 1997.

25. Бахтин М.М. Философия поступка/ Философия и социология науки и техники. М., 1989.

26. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., Наука, 1990.

27. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2т. М.: Искусство, 1994. - С.39-47.

28. Бердяев Н.А. Восток и Запад // Путь N 23. Париж., 1930.

29. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990. - С.59.

30. Бердяев Н.А. Душа России. М., 1915. - С.10-27.

31. Бердяев Н.А. Самопознание. -М., 1990.

32. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

33. Бердяев Н.А. Философия свободы: смысл творчества. — М.,

34. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персонали-стической философии. Париж, 1939.

35. Бердяев Н.А. Русская идея. М., 1991.

36. Бердяев Н.А. Экзистентциональная диалектика божественного и человека. Париж, 1952.

37. Бердяев Н.А. О назначении человека. Париж, 1931.

38. Белль Г. Россия глазами европейца // Общественные науки и современность. 1995 № 4.

39. Белозерцев Е.П. На пути к русскому образованию // Педагогика. 1997. № 2.

40. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. 1998.№ 3.

41. Болтнов В.И. Развитие теории и практики образования в России в 18- начале 20 века. М., 2001.

42. Богданов А.А. Культурные задачи нашего времени. СПб.1911.

43. Богданов А.А. Основные элементы историческоого взгляда на природу. СПб., 1899.

44. Богданов А.А. Падение великого фетешизма. М., 1910.

45. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М.: Педагогика, 1979. Т.2.

46. Бойчук А., Ципин В. Московские духовные школы //Вестник высшей школы. -1989.

47. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. Философское размышление о жизненных проблемах. М., 1988.

48. Библер B.C. 20 век. Человек. Культура. /Человек в системе наук.-М., 1989.

49. Бицилли П.М. Трагедия русской культуры. М.: Русский путь,2000.

50. Богданов В.В. Этническая эволюционная история Руси. М.: Белые альвы,2001.

51. Боцяновский А. А. К истории просвещения в дореволюционной России 17 века. СПб., 1882.

52. Будилова Е.А. Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке: вторая половина 19 начало 20 века. М., 1960

53. Булгаков С.Н. Два града: Исследование о природе общественных идеалов: Сб. статей. В 2 т. М., 1911.

54. Булгаков С.Н. О Богочеловечестве. 4.1 . Париж. 1933.

55. Булгаков С.Н. От материализма к идеализму. СПб., 1903

56. Булгаков С.Н. Религия человекобожества у Л.Фейербаха. — М.,1906.

57. Булгаков С.Н. Свет невечерний. СПб., 1905.

58. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Аксиологические аспекты научных теорий. Киев. 1991.

59. Буева Л.П. Человек как высшая ценность и главное богатство общества / человек в системе наук. М., 1989.

60. Булдаков С.К. Образование: цели, идеи, методология. Кострома. 2000.

61. Вернадский Г.В. П.Н.Милюков и месторазвитие русского народа // Новый журнал. Т.77Нью-Йорк. 1964. С.254-289.

62. Вернадский Г.В. Павел Николаевич Милюков. П., 1917.

63. Вехи. Из глубины. М., 1991. - 462с.

64. Вишняк М.В. Русский европеец / П.Н.Милюков. Сб. материалов по чествованию его семидесятилетия (1859-1929). Париж. 1929. -С.176.

65. Величко B.JI. Владимир Соловьев жизнь и творения. СПб.,1904.

66. Вандалковская М.Г. П.Н.Милюков, А.А.Кизеветтер: история и политика. М., 1992. - С. 135-149.

67. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. М., 1916.

68. Панин А.В. Диалектический материализм и постизитивизм. — М., 1981.

69. Вернадский Г.В. Начертание русской истории. Прага, 1927.

70. Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1965.

71. Половцев В.В. Избр. Педагогические труды.- М., 1957. С. 5397.

72. Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция модель образовательного процесса.//Педагогика, 1998. №4.

73. Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора.//Педагогика. 1997.№2.

74. Валеева Р.А. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике 1пол. 20 века. Дисс. док. пед.наук. Казань. 1997.

75. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

76. Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. М.,

77. Всемирный историко-педагогический процесс. Концепции, модели, историография / Под ред. Г.Б.Корнетова и В.Г.Безрогова. М., 1996.

78. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. М.,1911.

79. Введенский Д.И. Засчастье детей: вопросы христианского воспитания. СПб., 1907.

80. Василенко И.Л. Функции разума и цивилизованность // Человеческий фактор: культура и цивилизованность. -Одесса. 1988.- Вып. 41.

81. Вахтеров В.П. Нравственное воспитание и начальная школа // Педагогическая библиотека. М., 1987.

82. Вентцель К.Н. Принцип индивидуальности: О статье В.Зеньковского // Свободное воспитание.- 1911/1912.- № 9

83. Вербицкий А. Сфера духовного производства: Об аспектах будущей системы непрерывного образования. //Вестник высшей школы-1990.-№9.

84. Вишневская А.В. Богочеловек как цель религиозно-антропологического воспитания / Русская философия и духовная культура современности. Кн. 1.-Иркутск. 1991.

85. Габидулина Н.Г. Социальная философия русского либерализма. М., 1990. - 220с.

86. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., Школа-Прогресс. 1995. - 448с.

87. Гессен С.И. Евразийство // Современные записки. Т.25. 1925.

88. Герцен. А.И. Собр. соч. В 30т. М., 1956. - Т.9. - С. 170.

89. Генллер Э. Нация и национализм. М.: Прогресс, 1991.

90. Голубев С.А. Правые и либеральные политические партии России и польский вопрос. 1905 февраль 1917г. - Тверь. 1993.

91. Голубинский Е.Е. История русской церкви. М., 1901.

92. ГоловатенкоА. Русская традиционная философия и современность: По публикации в периодической печати //Преподавание истории в школе. -№5. 1989.

93. Гориневский В.В. Мечты и действительность //Русская школа. №3. 1893.

94. Горбунов-Посадов И.И. Открытое письмо основателям «Международной Лиги Рационального воспитания детей // Свободное воспитание. -1907-08.- №10.

95. Тихомиров В Курс педагогики , дидактики и методики. -Вильно, 1904. С.-13.

96. Гулыга А. Русский религиозно-философский ренесанс //Наш современник. 1990. - № 7.

97. Гутнов Д.А. Опыт применения контент анализа в историографическом исследовании (на примере книги П.Н.Милюкова "Очерки") // Математические методы и ЭВМ в историко-типологическом исследовании. М., 1989.

98. Гуревич П.С. Ценность и культура //Культурные ценности: прошлое и современность. — М., 1988.

99. Гулюкина О.Н. Проблемы нравственного воспитания в фило-софско-педагогической мысли русского эмигранского зарубежья 20-40 г. 20 века. Дисс. кан.пед. наук. М., 2001.

100. Гуревеч П.С. Культурология. М., 1996.

101. Гагаев А.А. Гагаев П.А. Русские философско педагогические учения 18-20 веков. - М., 2002.

102. Гагаев П.А. Культурно-историческийаспект развития отечественной философско-педагогических учений 18 — 20веков.Дисс. док.пед.наук. Волгоград. 2000г.

103. Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры. Ростов на - Дону. 1993.

104. Гобозов И.А. Введение в философию истории. М., 1993.

105. Герунский Б.С. Философия образования для 21 века: В поисках практико-ориентированных образовательных концепций. М., 1998.

106. Гегель. Философия религии. М., 1976.

107. Герцен А.И., Огарев Н.П. О воспитании и образовании. М.,1990.

108. Грифцов В. Три мыслителя: В.Розанов, Д.Мережковский, Л.Шестов. М., 1911.

109. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1992.

110. Даль В. Толковый словарь М., 1979. - Т.2 - С.217

111. Даниленко Т.Н. Основные черты социальной философии славянофилов 30-50 гг. XIX в. М, 1984. - С.142.

112. Давыдов Ю.Н. Горькие истины «Вест»: Трагический опыт самосознания русской интеллигенции // Социологические исследования.1991.- №8.

113. Данилова Е.Н. Изменения в социальных идентификациях россиян // Социологический журнал. 2000.№ 3-4.

114. Дворник Ф. Славяне в европейской истории и цивилизации. -М., 2001.

115. Деков В.Г. Религия и духовная культура общества: проблемы взаимодействия. М., 1989.

116. Демков В.И. С.А.Ратчинский / Старые и новые педагоги, их жизнь, мысли и труды. М., 1912.

117. Демков М.И. Курс педагогики. М., 1917.

118. Дерябин А. «Русский проект»: конструирование национальной истории и идентичности //Русский журнал.№15. 1998.

119. Диденко В.А. Искусство, человек, противоречия культуры.// Философские науки. М., 1989. - №5

120. Длин Н.А. Россия и мировое сообщество: Запад и Восток. М.: Институт востоковедения РАН. 2001.

121. Духовная культура личности проблемы становления и развития. Ровно. 1989.

122. Достоевский Ф.М. Письма. М., 1959. Т.4 - С.355.

123. Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца 19 начала 20 века. М., 1994.

124. Думова Н.Г. Либерал в России: трагедия несовместимости. Исторический портрет П.Н.Милюкова. М., 1993. - С. 12-45.

125. Думова Н.Г. Провал политики кадетской партии в борьбе за власть буржуазии (февраль-октябрь 1917 г.). М., 1970. - 485 с.

126. Думова Н.Г. Кадетская партия в период первой мировой войны и Февральской революции. М., 1988.

127. Джуринский А. Н. Зарубежная школа: история и современность.-М., 1992.

128. Евразийская идея: вчера, сегодня, завтра // Иностранная литература. -N 12. 1991.

129. ЕрмичевА.А. Три свободы Николая Бердяева. М., 1989.

130. Ермичев А.А. Человек в философии русского духовного ренессанса / Русская философия и духовная культура современности. Кн. 1.-Иркутск. 1991.

131. Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала 20 в.-М., 1987.

132. Основные проблемы в России конца 19 -начала 20 вв. Дисс. . док. пед. наук. -М., 1982.

133. Емельянов Б.В. Очерки русской философии начала 20 века. -Екатеринбург. 1992.

134. Емельянов Б.В., Любутин К.Н. Введение в историю философии. -М., 1987.

135. Емельянов Б.В. Томилов В.Г. Русские мыслители. Томск. 1988.

136. Журавлев Л.А. Позитивизм и проблема исторических законов. М.: МГУ, 1980.

137. Жураковский Г.Е. Из истории просвещения дореволюционной России.-М., 1978.

138. Жук И. Проблема формирования духовных потребностей личности в педагогической теории и практике Л.Н.Толстого. Дисс. канд. фи-лос. наук. М., 1973.

139. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. Критика европейской культуры у русских мыслителей. Изд. 2-е. Париж, 1955. С. 225271.

140. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания. В свете христианской антропологии. М., 1993.

141. Зеньковский В.В. Русская педагогика в 20 веке. // Педагогика, 1997. № 2.

142. Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1-2 — Л.,1991.

143. Зеньковский В.В. О сравнительной психологии // Вопросы философии и психологии. 1907. - № 89.

144. Зеньковский В.В. Принцип индивидуальности в психологии и педагогике // Вопросы философии и психологии. — 1911. № 108.

145. Зеньковский В.В. Психолого-педагогические воззрения А.Нечаева. //Вопросы философии и психологии. 1906. - №82.

146. Зорькин В.А. Из истории буржуазно-либеральной политической мысли России 2 пол. XIX в. и нач. XX в. М.: МГУ, 1975.

147. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. №5.

148. Записки петербургских религиозно-философских собраний (1902- 19оЗ).-СПб., 1906.

149. Зборовский Г.Е. Социология образования. Часть 1. Екатеринбург. 1993.

150. Золоторева С.А. Педагогические идеи Н.И. Пирогова. СПб.,1911.

151. Иванов-Разумник. История русской общественной мысли. -Спб., 1907.-С. 24-56.

152. Иванов-Разумник . Что такое интеллигенция ?// Интеллигенция власть - народ. Русские источники современной социальной философии (антология) - М.:ИФРАН, 1992.

153. Иванченко А.В. Теоретические основы научно-атеистического воспитания учащихся в средней образовательной школе. Дисс. док. пед. наук. Киев. 1980.

154. Иванова Ю.В. Иванова З.Я. Этнические процессы в контексте диалога культур. -М.: Диалог-МГУ, 1999.

155. История философии: Запад Россия — Восток. - М., 1998.

156. Илларион. Слово о законе и благодати. М., 1994.

157. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Париж М., 1993.

158. Ильин И.А. Наши задачи. М., 1992. в 2 т.

159. Ильин И.А. Вера. Родина. Семья. Сб. статей Женева. 1941.

160. Ильин И.А. Религиозный смысл философии: три речи, 1914 -1923.-Париж. 1924.

161. Ильин И.А. Кризис безбожия. // Москва. -1991 .-№4.

162. Иовский А.А. Что есть наука? // Вестник естественных наук и медицина.- 1831. -№3

163. Иоффе И. Русский ренессанс // Ученые записки Ленинградского университета. Сер. Филологические науки. -1944.- Вып. 9. №72.

164. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М., 1992

165. Калтаева М.Д. Философско-педагогические тенденции в современном идеализме. Хрьков.1988.

166. Кантор В.К. Историк русской культуры практический политик (П.Н.Милюков против "Вех") //Вопросы философии, 1991, N1. - С. 101106

167. Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры. -М.: Правда, 1989.

168. Карпович М.Н. П.Н.Милюков как историк // Новый журнал, 1945.-Кн.6.

169. Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея. Спб., 1922.

170. Какабадзе Э.М. Человек как философская проблема. Тбилиси. 1970.

171. Капустина М.И. Проблема соотношения культуры и религии. Дисс. кан. пед. наук. М., 1990.

172. Китаев В.А. От фронды к охранительству. Из истории русской либеральной мысли 50-60 г. XIX в. М.: Мысль, 1972.

173. Кизеветтер А.А. О П.Н.Милюкове историке / Сб. материалов по чествованию его семидесятилетия, 1859-1929 / Под ред. С.А.Смирнова. -Париж, 1929.-С. 41-54.

174. Ключевский В.О. Западные влияния в России XVII в. М.,

175. Клячкина H.JI. Теория и практика «новых» школ в западной Европе и России в конце 19 начале 20 веков. Дисс. кан. пед. наук. М., 1997.

176. Котельников В.А. Философские искания И.В.Киреевского и развитие русского художественного сознания в 1 половине XIX века. Л., 1986.-211 с.

177. Конт.О. Курс положительной философии. Т.1. Спб., 1899.

178. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994.576с.

179. Кравцов В.А. Философия образования в истории русской мысли-М., 2002.

180. Кревская У .Т. Проблема личностной актуализации памятников духовной культуры. Дисс. кан. филос. наук. Томск. 1990.

181. Кноринг Н. Методология П.Н. Милюкова / Сб. материалов по чествованию его семидесяттилетия, 1859-1929 / Под.ред. С.А.Смирнова. -Париж, 1929.

182. Кувакин В.А. Философия Владимира Соловьева. М., 1988.

183. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: начало 20 века.-М., 1980.

184. Куликов В.В. Педагогическая антропология/Истоки, направления, проблемы/. Свердловск. 1988.

185. Кухтевич Т.Н. Социология воспитания: М., 1989.

186. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. СПб., 1909.

187. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.

188. Каптерев П.Ф. Истоки русской педагогики. СПб., 1916.

189. Каптерев П.Ф. Музыченко Л.Ф. Современные педагогические течения. -М., 1913.

190. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки: Теория образования. Пг.1915.

191. Каптерев П.Ф. Значение христианства в постановке первона-чальнного воспитания и христианской теории // Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып. 22. - М., 1990.

192. Каптерев П.Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее главные периоды // Педагогика. 1992. -№3.

193. Кларин В.М., Петров В.М. Русская религиозная философия воспитания 19-20 века. М., 1994.

194. Корнетов Г.Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса // Педагогика, 1999. №3.

195. Кареев И. Идеалы общего образования. СПб., 1916.

196. Комаров Ю.С. Общество и личность в православной философии. Казань: 1991.

197. Конев В.А. Философия культуры и парадигмы философского мышления. // Философские науки. 1991. №6.

198. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки нового времени: философский аспект проблемы. -М., 1980.

199. Кузьмин Н.Н. Низшее и среднее специальное образование в России. Дисс. док. пед. наук. М., 1972.

200. Кулебякин Е.В. О месте антропоморфизма в истории общественного сознания, науки и культуры. Теоретическая концепция / Религия и атеизм в истории культуры. Л., 1989.

201. Кураев А. О вере и знании без антиномий // Вопросы философии. -1992. -№7.

202. Крыловец Н.Г. Проблемы образования и воспитания в деятельности первого педагогического общества. Дисс. кан.пед. наук. Киев. 1990.

203. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (10 начало 20 века) - М., 1998.

204. Ладоренко Б.Е. Ладоренко О.О. Вера род духовной свободы: Новый взгляд на религиозное сознание //Общественные науки и современность . - №1. - 126-136с.

205. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.

206. Леднев B.C. Содержание образования. М., 1989.

207. Лидак О.А. Русская историческая литература в классовом освещении. М., 1930. Т.2

208. Литвин Л.Н. Журнал «Русская школа» (1890-1917) о народном образовании. Дисс. кан.пед.наук. М., 1975.

209. Леонтьев А.Н. Деятельность, Сознание, Личность. М., 1975.

210. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. М., 1912.

211. Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине 19 века. -М., 1971.

212. Летопись жизни и деятельности Д.И. Мендилеева. Л., 1984.

213. Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования: курс лекций по социальной педагогике. Рязань. 1999.

214. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991.-480с.

215. Лосский Н.О. Воспоминания: жизнь и философский путь. — Мюнхен. 1968.

216. Лосский Н.О. Мир как органическое целое. М., 1917.

217. Лосский Н.О. Характер русского народа. //Лосский Н.О. Условия абсолютного добра-М., 1991.

218. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

219. Лосев А.Ф. Дерзание духа. -М.: 1991.

220. Лоргус АК. Размышления о церковноприходской школе И Журнал Московской Патриархии. — 1991.№6. 30-32с.

221. Лопуха А.Д. Жизненные силы патриотизма в современной России: опыт социологического анализа. М., 2ООО.

222. Льюис Д.Г. История философии в жизнеописаниях. Спб.: Вольфсон. 1885.

223. Льюис Д.Г. Миль Д.С. Огюст Конт дух позитивной философии. Спб.: Вестник знания, 1910.

224. Льюис Д.Г. Миль Д.С. Огюст Конт и положительная философия. Спб.: Тип. Н.Тиблена, 1867.

225. Люббе Г. Историческая идентичность //Вопросы философии. №4. 1994.

226. Люкс Л. Россия между Западом и Востоком. М.: Московский философский фонд, 1994.

227. Мартынова Г.И. Интеллигенция и либеральное движение в России 1895-1905г. Кострома, 1993.-226 с.

228. Макеев С.А. Социальные идентификации и идентичности. -Киев., 1996.

229. Медушевский А.Н. П.Н.Милюков: ученый и политик // История СССР, 1991. N4. - С.20-41.

230. Меньшиков Л.П. Охрана и революция. М., 1925. - С.63.

231. Менделеев Д.И. Границ познанию увидеть невозможно. М.,1991.

232. Мендилеев Д.И. Заветные мысли. СПб., 1905.

233. Мендилеев Д.И. Материалы для суждения о спиритизме / Сочинения. Л., 1952.-Т.24. - 171-188с.

234. Мережковский Д.С. Больна Россия. -JL, 1991.

235. Мережковский Д.С. Л.Толстой и Достоевский. Вечные спутники. -М.; Республика, 1995.

236. Миненков Г.Я. Проблема религиозно-культурной идентичности в русской мысли 19 20 веков: современное прочтение. - Минск. 2003.

237. Мелик-Пашаев А.А. Гуманизация образования: Проблемы и возможности //Вопросы психологии. -1989. -№5.- 11-18с.

238. Мигранян А.Россия в поисках идентичности (1986-1995).- М.,1997

239. Мизов н. Человек, религия, познание. София. 1973.

240. Микешина Л.А. Детерминация естественнонаучного познания. -Л., 1977.

241. Миллер О.Ф. Славянство и Европа. Спб., 1877.

242. Миль Д.С. Огюст Конт и позитивизм. М.: Кн. дело, 1897.

243. Милюков П.Н. Воспоминания. В 2-х томах. М.: Современник, 1990. - 445

244. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х томах. М.: Прогресс, 1993. - 528 с.

245. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Париж.: Современный запад. - 1930.

246. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Париж., 1937. Т.1. - С.19.

247. Милюков П.Н. Интеллигенция и историческая традиция // Вопросы философии, 1991. -Nl. -С.106-160.

248. Милюков П.Н. Главные течения русской исторической мысли. Изд. 2-е. Т.1 М.: Русская мысль, 1898.

249. Милюков П.Н. Из истории русской интеллигенции: сб. статей и этюдов. СПб., 1902.

250. Милюков П.Н. Воспоминания (1859-1917). В 2-х томах. Нью-Йорк. 1955.

251. Милюков П.Н. Юридическая школа в русской историографии (Соловьев, Чичерин, Кавелин, Сергеевич) // Русская мысль. 1886. Кн.6.

252. Милюков П.Н. Главные течения русской исторической мысли. -М., 1896.

253. Милюков П.Н. Национальный вопрос. (Происхождение национальностей и национального вопроса в России). Прага. 1925.

254. Милюков П.Н. Национальный вопрос. (Происхождение национальностей и национального вопроса в России). Прага. 1925.

255. Митрохин Религия в системе культуры // Наука и религия. — 1988.- №1. 22-25с.

256. Митрохин JI.H. Философия религии. М., 1993.

257. Михаева О.М. Педагогические идеи в русском космизме Дисс. кан.пед.наук. Белгород. 2000.

258. Мусин-Пушкин А.А. Некоторые общие соображения,по вопросу о задачах низшего, среднего и высшего образования. СПб., 1914.

259. Мусин-Пушкин А.А. Чем должна быть наша средняя общеобразовательная школа. СПБ., 1902.

260. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания.-М., 1972.

261. Мякотин В. Милюков как историк // П.Н.Милюков. Сб. материалов по чествованию его семидесятилетия (1859-1929) С.41.

262. Москвина И.К. Критика философско-эстетических взглядов деятелей "нового религиозного самосознания" -Д.С.Мережсковский, Н.А.Бердяев. Л.,1989.

263. Мочульский К. Владимир Соловьев. Жизнь и учению Париж.

264. Морозов А.В. Историко-педагогические условия становления и развития общеобразовательной школы в России (на материалах реформ 60-х гг. 19в. и 30-х гг. 20 в.) Дисс. кан. пед. наук. М., 2001.

265. Мостовая ИВ., Скорик А.П. Архитипы и ориентиры российской ментальности // Полис.№ 4. 1995.

266. Мюллер Л. Понять Россию: Историко-культурные исследования. М., 2000.

267. Менделеев Д.И. Заветные мысли. СПб., 1905. -С. 426.

268. Менделеев Д.И. Сочинения. Л., 1952. - Т. 21, Т. 23, Т. 24

269. Вехи; Интеллигенция в России: Сб., статей 1909 1910 / Сост., Н.Казакова.-М., 1991.

270. Нарский И.С. Очерки по истории позитивизма. М.: МГУ,1960.

271. Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры: уч.пособие. М., 1992. - 92с.

272. Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. статей. М., 2003.

273. Наука и православие о познании мира. -М., 1975,

274. Наука и ценности: Проблемы интеграции естественнонаучного и социогуманитарного знания. -М., 1990.

275. Несмелов В.И. Наука о человеке. -Казань., 1905.

276. Никонов К.И. Современная христианская антропология. М.,1980.

277. Никитина Т.Н. Философия культуры русского позитивизма начала века. М., 1996.

278. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика 1998. № 3.

279. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998 №4.

280. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Проблемы современного воспитания в философском контексте. //Педагогика. 1998. №7.

281. НосовичВ.И. Культура и религия. -Таллин. 1986.

282. Отечественная философия. Опыт, проблемы, ориентиры, исследования. Вып.5. От Новикова до Данилевского. М., 1990.

283. Одинец Д.М. П.Н.Милюков в русской исторической науке // П.Н.Милюков. Сб. материалов по чествованию его семидесятилетия (1859-1929)-Париж. С.58.

284. Ососков А.В. Проблемы введения всеобщего начального обучения в дореволюионной России 1861-1919гг.-М., 1970.

285. Очерки истории педагогической науки в СССР (1917-1980) / Под ред. Н.П.Кузина, М.Н.Колмаковой.

286. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: конец 19 -начала XX в. / Отв. ред. Э.Д.Днепров. М.,1991.

287. Оболенский Л.Е. Новости педологии //Воспитание и обучение. -1990.-№1. —16-37с.; №9.-1-24с.

288. Пресняков А.Е. Первый опыт истории русского самосознания. Спб.: Академия наук, 1901. - С. 1-17.

289. Платонов Г.В. Косичев А.Д. Духовность и наша жизнь. М.,1999.

290. Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в Древней Руси. Спб.,1907.

291. Паначин Ф.Г. Учительство и революционное движение в России (19 начала 20 века). - М., 1986.

292. Павлова О.Н. Идентичность: история формирования взглядов и ее структурные особенности. —М., 2001.

293. Покровский М.Н. Историческая наука и борьба классов. М.,

294. Плеханов Е.А. Философско-педагогическая антропология «Нового богословия» Владимир. 2002.

295. Педагогика и педология. / Сб. статей. СПб., 1904.

296. Певзер М.И. Реформаторское движение в педагогике Западной Европы к. 19- н. 20 вв. Дисс. док.пед.наук. Новгород. 1997.

297. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.,1953.

298. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. СПб., 1911.

299. Пивоваров Д.В. Духовный аспект системы общего образования //Проблемы большого Екатеринбурга. Екатеринбург, 1992.-Часть 1. 473-475с.

300. Пивоваров Ю. Очерки истории русской общественно-политической мысли 19 первой трети 20 столетия. - М., 1997.

301. Писарев Д.И. Наша университетская наука // Философские науки. 1990. - № 1 о. -86-112с.

302. Победоносцев К.П. Воспитание характера в школе. СПб., 1990.

303. Победоносцев К.П. Учение и учитель: педагогические заметки. -М.,1905.

304. Победоносцев К.П. Московский сборник. М., 1896.

305. Победоносцев К.П. Церковь и государство. «Из Московского сборника» // Кубань. -1990.№11. -76-86с.

306. Пономарева Г.М., Тюляева Н.И. Основы культурологии. М.,2002.

307. Полуэктова 3. Журнал «Вестник воспитания» и его общественно-политическое направление. Дисс.кан.историч. наук. JL, 1967.

308. Проблема формирования культуры и нравственности в современной системе образования и воспитания // Всероссийская научно-практическая конференция. Барнаул, 1992.- 99с.

309. Проблема гуманизации высшего образования: региональный аспект. Екатерринбург. 1992.

310. Пургина Е.И. Учение о ценностях С.И.Гессен. Дисс. кан. пед. наук. Екатеринбург. 2000.

311. Рачинский С.А. Сельская школа. М.,1991.

312. Рачинский СА. Церковь и школа //Русское обозрение. 1894 -Т.29. - 682-745с.

313. Раушенбах Б.В. Иконография как средство передачи философских представлений. М., 1985.

314. Розенталь В.Н. Русский либерализм накануне реформы 1861. -Л, 1962.

315. Россия и Запад: взаимодействие культур // Вопросы философии, 1992. N6.

316. Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск, 1992.

317. Розин В.М. Введение в культурологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994. - С.6-15.

318. Родоночальники позитивизма. Вып. 4. Спб.: Брокгауз-Ефрон,1912.

319. Русская идея /Сост. М.А.Маслин.- М.: Республика, 1992. С.4

320. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. Семенова А.Г. М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 366с.

321. Рашковский Е.Б. Владимир Соловьев. Учение о природе философского знания//Вопросы философии. 1982. №6.

322. Розанов В.В. Религия и культура. Т. 1. М., 1990.

323. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990.

324. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени СПб.,2001.

325. Розанов В.В. Литературные изгнанники. СПб. 1913.

326. Розанов В.В. Собрание сочинений. В темных религиозных лучах. М., 1994.

327. Роль методологии в развитии науки /Отв. ред. Д.К.Беляев, А.П.Деревянко. Новосибирск. 1985.

328. Росалес Х.М. Воспитание гражданской идентичности: об отношениях между национализмом и патриотизмом // Полис. №6. 1999.

329. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции. 1919-1939: М., 1994.

330. Руденко Ю.Н. Методы воспитания «нового человека» в прогрессивной русской педагогике второй половины 19 в. Дисс. кан.филос. наук. М., 1982.

331. Сахаров A.M. Историография истории СССР: Досоветский период. М., 1978.

332. Соколов Э.В Понятие, сущность и основные функции культуры. М., 1992.

333. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. -М., 1991.

334. Соловьев B.C. Великий спор и христианская политика. Соч. — Т. 1.-М., 1989.

335. Соловьев B.C. Государственная философия в программе Министерства народного образования. Соч. Т. 2. М., 1989.

336. Соловьев B.C. Евразийство и христианский вопрос Соч. Т. 1. М., 1989.

337. Соловьев B.C. Из философии истории. Соч. Т. 1. М., 1989.

338. Соловьев B.C. Чтения о богочеловечестве / Сочинения в 2-х т. -М., 1989.-Т.2.- 128-156 с.

339. Спенсер. Г. Основные начала. Спб.: Издатель, 1899.

340. Спирин JI.M. Крушение помещичьих и буржуазных партий в России (начала XX в.- 1920 г.). М., 1977.

341. Спирин Л.М. Россия 1917 года; Из истории борьбы политических партий. М., 1987.

342. Спирин Е.А. «Вечна проблема» человека: свод идей российского ренессанса // Вечные философские проблемы. -Новосибирск, 1991.-123-138с.

343. Спиров В.В. Философия истории Владимира Соловьева и ее развитие и приемственности. / Из истории русской философии 19 — нач. XX века./ Отв. ред. И.Я. Щипанов. М. 1969.

344. Сухов А.Д. Русская философия, пути развития. М.: Наука,1989.

345. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2000.

346. Степашко Л.А. Философия и история образования. М., 1999.

347. Семенкин Н.С. Философия богоискательства. Критика религиозно-философских идей софиологов. -М,, 1986.

348. Синявский А. «Опавшие листья» В.Розанова. Париж. 1982.

349. Смирнов Г. Менделеев. М., 1974.

350. СморжЛ.А. Человек и его духовный мир в эпоху научно-технического прогресса: Искусство и наука. -Киев. 1988.

351. Страхов Н. О методе естественных наук и значении их в общем образовании. СПб., 1865.

352. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

353. Туровский М.Б. О зависимости культуры от философии // Здесь и теперь. М., 1992. - N1.

354. Тургенев И.С. Пол. собр. соч. и писем в 30 т. Письма т.5 М.,1988. Т.5. - С.126.

355. Трубецкой С.Н. Философские статьи. Соб.соч. Т.2. М., 1910.

356. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание В.Соловьева. М.,1904 —Т.1. - 162-214с.

357. Толстой JI.H. Педагогические сочинения. М Д., 1948.

358. Толстой JI.H. Новое жизнеописание,- М., 1966.

359. Троицкий В.Ю. Пути русской школы. М., 1994.

360. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. -М., 1997.

361. Угринович Д.М. Искусство и религия. М., 1983. - С.46-8

362. Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. -М., 1989.

363. Уткина Н.Ф. Позитивизм, антропологический материализм и наука в России (2 пол. XIX в.) М.: Наука, 1975.

364. Ушакин Р.А. Загадки «русской души» // Социологический журнал. № 2. 2001.

365. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. М., 1988.

366. Ушинский К.Д. Письма о воспитании. СПб., 1902.

367. Флоровский А.В. // Записки русского исторического общества. 1937. Кн.З.

368. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т. 1-2. м.,1989.

369. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. -М., 1990.

370. Флоренский П.А. О духовной истине. М., 1913.

371. Флоренский П.А. Разум и диалектика //Богословский вестник. -1914. -№9. -126-148с.

372. Флоренский П.А. Макрокосм и микрокосм //Богословские труды.-1983. Сб. 25.-47-69 с.

373. Флоренский П.А. Христианство и культура //Журнал Московской Патриархии-1983 .№4.- 24-32с.

374. Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1994.

375. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. М., 1982.

376. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М., 1991.

377. Философия. Религия. Культура. М., 1990.

378. Филиппова JI.B. Философские основы теории и практики социальной педагогики. — Ниж. Новгород. 1993.

379. Франк C.JI. Сущность и ведущие мотивы русской философии //Философские науки. -1990.-№5. -82-91с.

380. Франк C.JI. Русское мировозрение. СПб.: Наука, 1996.

381. Флит Н.В. Народное образование в России в начале 19 столетия. Дисс. кан.пед.наук. Л., 1988.

382. Хомяков А.С. О старом и новом. Статьи и очерки. М., 1988.

383. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской культуры и истории. СПб., 1991. - Т. 1.

384. Халилов Г.В. Роль знаний и образования в моральном развитии личности. Баку. 1990.

385. Хрестоматия по истории философии. Учебное пособие для вузов. В 2-х ч. М., 1994.

386. Цивилизация и общественное развитие. М., 1987.

387. Цимбаев Н.И. Славянофильство. М.: Изд. МГУ, 1986.

388. Цимбаев Н.И. Словянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли XIX в. М., 1989. - С.6-10.

389. Чугаев Л.А. Д.И.Менделеев: жизнь и деятельность. Л., 1924.

390. Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х годов 19 века. -М., 1912.

391. Черепанов С.А. Учебные планы общеобразовательной школы в дореволюционной России. М., 1951.

392. Чертков А.В. Православная философия и современность. —Ри-га.,1989.

393. Чухина JI.A. Человек и его ценностный мир в религиозной философии. Рига. 1991.

394. Чернолуский В.И. Земство и народное образование. Ч. 1-2. -СПб., 1910-1911.

395. Чегилов В.Р. Культурологические детерминанты становления взаимосвязанного и целостного мира /Новое мышление диалог культур. — М., 1990. -6-7с.

396. Шацило К.Ф. Русский либерализм накануне революции 19051907 года. М.: Наука, 1985. - 348с.

397. Шапошников JI.E. Православное богословие и философская антропология религии (конца18 20 века) // Философские науки. -1989.-Т.3.-81-89с.

398. Шелохаев В.В. Кадеты главная партия либеральной буржуазии в борьбе с революцией 1905-07гг. - М., 1983.

399. Шердаков В.Н. Размышления о любви и нравственном дол-ге./Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. М.: Полтиздат, 1988. -177-190с.

400. Шерер Ю. Религиозные поиски русской интеллигенции начала 20 века. //Общественные науки и современность. 1991.-№2. - 167-174.

401. Шкуринов П.С. Позитивизм в России XIX века. М.:МГУ,

402. Шестаков А.А. Контроверзы идентичности: родина и отечество в российской пост коммунистической культуре // Поволжский журнал по философии и социальным наукам. СПб., 1996.

403. Шкурнов П.С. Философия России 18 века. М.,1992.

404. Шварцман К.А. Философия и воспитание. М., 1989.

405. Щапов Я.Н. О преподавании истории религий и подготовке специалистов в этой области //Новая и новейшая история. 1990.-№3. -199-201с.

406. Щетинина Г.И. Университеты в России и устав 1884 года. — М., 1989.

407. Щебаков В. Второе пришествие В.В.Розанова. Вст. статья к сб. Розанова В.В. «Сумерки просвещения». М., 1990.- 592-599с.

408. Эммонс Т. Ключевский и его ученики. // Вопросы истории. 1990. N10. С.49.

409. Эпштейн М. Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре. СПб., 2001.

410. Южалина Н.С. Менталитет как социокультурная целостность. Дисс. кан.культуролог, наук. Челябинск 2003.

411. ЮровС. Охранитель // Московский церковный вестник. — 1991.- № 6.

412. Юнг К. Архитип и символ. -М., 1991.

413. Яковлев Е. Искусство и мировые религии. М., 1989.

414. Яковенко И.Г. Прошлое и настоящее России: имперский идеал и национальный интерес // Полис. №4. 1997.

415. Boss О. Die 5 OLehre der Eurasier Wiesbader, 1961.

416. Miliukov P.N. Eurasianism in Rvssian historu // Festchift Tn.G.Masaruk zum Gebvrstage. Bdl.Boon. 1930.

417. Martin H. 5 0 La Russie at I'Europa. Parie., 1866.

418. Riasanovsku N.N. Asia through Russia Eyes.- Russia and Asia. -Stanford, 1972

419. Riha Th.A. Russian European: Payl Miliukov in Russian Politics. L., 1969.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.