Социологическая концепция С. Н. Булгакова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.01, кандидат социологических наук Матвеева, Наталья Юрьевна

  • Матвеева, Наталья Юрьевна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.01
  • Количество страниц 148
Матвеева, Наталья Юрьевна. Социологическая концепция С. Н. Булгакова: дис. кандидат социологических наук: 22.00.01 - Теория, методология и история социологии. Москва. 2002. 148 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Матвеева, Наталья Юрьевна

Введение.

Глава 1. Духовное содержание социальной жизни.

1.1. Эволюция взглядов С.Н.Булгакова.

1.2. Социология как наука. Основные категории социологической концепции С.Н.Булгакова.

1.3. Анализ теорий социального прогресса и социализма в трудах С.Н.Булгакова.

1.4. С.Н.Булгаков об идейно-психологических особенностях русской интеллигенции.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социологическая концепция С. Н. Булгакова»

Актуальность темы исследования. С.Н.Булгаков, один из крупнейших представителей русского духовного ренессанса конца 19-го - начала 20-го веков, был, несомненно, социальным ученым и мыслителем широкого плана. Экономист, социальный философ идеалистической и религиозной направленности, теолог, он на всех этапах своего творческого пути пытался осмыслить социальные явления и процессы и найти наиболее адекватный способ их анализа. Несмотря на то, что сам С.Н.Булгаков не называл себя социологом, его вклад в эту науку дает нам право считать его одним из виднейших социологов начала 20 столетия. Разработанная им социологическая концепция, однако, все еще не оценена по-достоинству. Его идеи нуждаются в осмыслении с позиций сегодняшнего дня и содержат творческий потенциал для дальнейшего развития. Эти идеи глубоки и значительны, что подтверждается наличием в его трудах ценных прогностических моментов, актуальностью их в современной реальности общественной жизни. Плодотворность социологических идей С.Н.Булгакова определяется его особым подходом к анализу социальных явлений, состоящим в исследовании их как бы изнутри, в их внутренней духовной сущности. Научное наследие С.Н.Булгакова представляет собой наглядный пример реальной связи социальной теории и жизненной практики, тем самым давая возможность преодоления разрыва между теоретическим и практическим направлениями в социологии. Оно является также важным звеном общего историко-научного процесса, сохраняющим свою актуальность в наше время.

В творчестве Булгакова нашли отражение события того времени, когда происходило обострение социально-политической обстановки в России. Его мысли соединили в себе боль за родину, веру и страстное стремление не только не допустить разрушения религиозных устоев российского общества, но и укрепить их, вскрывая ложный характер идеологии атеистического социализма. Он формулировал наиболее актуальные вопросы политики, социологии и политэкономии, давая им религиозно-идеалистическую интерпретацию. Его труды проникнуты пониманием, что совершенствование социального устройства может быть достигнуто только на путях духовно-нравственного возрастания общества.

Именно в этот период С.Н.Булгаков сформулировал свою социально-философскую концепцию хозяйственно-преобразующей деятельности человека. Он дал глубокий и плодотворный анализ ряда важнейших проблем национального и социального вопросов, проблем культуры, личности и общества, человеческой свободы, роли религии и церкви в обществе. Много внимания при этом было уделено обоснованию возможности и необходимости христианской политики. Большую ценность для социологов представляют взгляды мыслителя на предмет, методы, границы и задачи социальной науки, на ее место среди других общественных наук.

Один из наиболее важных аспектов социальной мысли С.Н.Булгакова был связан с изучением психологического строя русского народа, характерных особенностей его душевного склада. Мы убеждены, что для дальнейшего плодотворного развития социологии в России необходимо исследовать интересы и потребности русских людей, опираясь на знание их внутренних склонностей, процессов на уровне подсознания. В творчестве С.Н.Булгакова содержится богатый материал для такого анализа. События рубежа 19-20 веков, современником и участником которых являлся мыслитель, и изучению которых были посвящены его труды, необычайно ярко раскрыли многие стороны русской души. То, что до этого высказывалось лишь как предположения некоторыми, особо проницательными людьми, чаще всего, писателями (Пушкин, Гоголь, Достоевский, Лев Толстой), проявилось в реальной жизни. Иными словами, социальная ситуация в этот период российской истории сложилась таким образом, что народ проявил свои внутренние свойства, архетипические особенности ментального склада. Но эти проявления русской души оставались, тем не менее, не замеченными представителями социальной науки. На это были две причины: во-первых, анализ народного характера не считался (да и сейчас не всегда считается) предметом социологического анализа; во-вторых, то, что мы считаем силами, вырвавшимися из глубин народного духа, считали и зачастую продолжают считать следствиями экономических процессов эпохи. Поэтому обращение Булгакова, как и многих других мыслителей, к этой тематике имеет для отечественных социологов особую ценность.

Ценность подхода С.Н.Булгакова состоит в том, что он помогает проанализировать социальные движения и идеи как бы изнутри, понять их внутреннюю духовную суть. В любой идеологии и направляемом ею социальном движении мыслитель стремился выделить духовное ядро, породившее эти явления и дающее им силы для развития.

Спектр социальных проблем, затронутых и освещенных С.Н.Булгаковым в его творчестве, чрезвычайно широк. Кратко резюмировать вклад С.Н.Булгакова в социологическую науку можно следующим образом:

• Булгаков продемонстрировал возможность и плодотворность глубинно-смыслового подхода к анализу социальных явлений, состоящего в исследовании их духовного содержания, религиозной направленности;

• Используя свой метод, он раскрыл духовную сущность и последствия для общественной жизни важнейших идейно-политических течений новой и новейшей истории - гуманизма, атеизма, марксизма, социализма, демократии, теорий социального прогресса, германского национал-социализма, большевизма;

• Булгаков проанализировал мировоззрение русской интеллигенции конца 19 - начала 20 веков, сделав далеко идущие выводы о последствиях воздействия интеллигенции на общество; он искал пути формирования действительно народной, творческой интеллигенции, понимающей свои культурно-исторические задачи и способной вести общество по пути духовного роста;

• Булгаков внес вклад в понимание объекта, предмета, задач и методов социологии как науки, в вопрос о социальной закономерности;

• Он внес значительный вклад в этносоциологию, дав обоснованное понимание нации как особой социальной общности, сущности национального самосознания, особенностей психологии русского и некоторых других народов; понятия, используемые им при анализе сущности нации, такие как «бытийственное ядро личности», «национальный дух» близки современным представлениям о коллективном бессознательном и способны его обогатить новыми аспектами смысла;

• Булгаков углубил представление о мифе и религиозной вере, обосновав их универсальный характер и непосредственную связь мифологии с творческим, а религиозной веры - с мотивационным аспектами человеческой активности.

• Булгаков разработал концепцию духовного отношения к хозяйству как творческой деятельности разумных существ по преобразованию и очеловечению природы, противостоящую пониманию хозяйства как деятельности по удовлетворению материальных потребностей человека и подчинению человеком природных сил.

Все сказанное свидетельствует о том, что творчество Булгакова является важным, но до сих пор недостаточно оцененным, вкладом в социологическую теорию, демонстрирующим своеобразный путь развития отечественной социальной мысли. В диссертационной работе сознательно не затрагивается тема хозяйства, поскольку она, во-первых, слишком обширна и могла бы стать предметом отдельной диссертации, и, во-вторых, требует освещения не только социологических, но философских и экономических аспектов проблемы, а это выходит за рамки нашей темы.

Состояние научной разработанности темы. Отклики на выступления и статьи Булгакова стали появляться сразу после их опубликования1. Однако это была полемика по поводу отдельных моментов

1 См., например: Луначарский A.B. Русский Фауст// Вопросы философии и психологии, 1902, кн. III (63); он же. «Проблемы идеализма» с точки зрения критического реализма//Образование. 1903, No 2; Водовозов В.В. Философские воззрения Владимира Соловьева. Отчет о лекции проф. С.Н.Булгакова в г.Киеве и стенографичская запись прений // Новый путь, 1903, No 3; Бердяев H.A. Рец. на ст. Булгакова "Карл Маркс творчества Булгакова, а не критический анализ его творчества. В дальнейшем многие знаменитые философы и богословы давали свою оценку сочинениям Булгакова . Подробное изложение всего творчества Булгакова представлено Л.Зандером в его двухтомной монографии «Бог и мир. Миросозерцание о. Сергия Булгакова», вышедшей в Париже в 1948 году. Новейшее подробное исследование творческого пути и идей Булгакова предпринял Д.Крылов.

Историко-социологическая литература в нашей стране до конца 1980-х годов находилась под воздействием официальной идеологии марксизма-ленинизма, и потому содержащаяся в ней критика научного творчества Булгакова была не всегда объективной. Исследователи, как правило, останавливались только на каких-то определенных сторонах его творчества (экономика, теория хозяйственной деятельности, христианский социализм, православие). К тому же, как отмечает И.П.Смирнов, до рубежа 80-90-х годов практически отсутствовали исследования, посвященные персонально С.Н.Булгакову . В этот период творчество Булгакова рассматривалось в основном по следующим направлениям критики: фальсификация» Булгаковым (совместно с другими авторами, критиковавшими марксизм с религиозно-идеалистических позиций) марксизма;

- критика неокантианства в русской философии;

- критика «христианского социализма»;

- критика религиозной философии с позиций атеизма.

В постсоветское время многие исследователи, напротив, стали освещать критику Булгаковым марксизма и его концепцию христианского социализма, как религиозный тип" // Критическое обозрение, 1908, No 4; Трубецкой E.H. Старый и новый национальный мессианизм //Русская мысль, 1912, No 3; статья Булгакова «Религия и политика» вызвала дискуссию: см. Струве П.Б.Несколько слов по поводу статьи С.Н.Булгакова // Полярная звезда, 1906, No 13; Лурье С. Сектантство и партийность // Московский еженедельник, 1906, No 31; Трубецкой E.H. Два слова по поводу полемики Г.Лурье и С.Н.Булгакова // там же; Аскольдов С. Рец. на кн. С.Булгакова «Два града» // Русская мысль, 1912, No 1; Тарле Е. Рец. на «Очерки по истории экономических учений» С.Н.Булгакова // Русское богатство, 1913, No 6.

2 См., например: Бердяев H.A. Русская идея. Париж, 1971; Зеньковский В. История русской философии, тт. 12, Париж, 1948-50; Лосский Н.О. История русской философии, М., 1954; Лосев А.Ф. Русская философия // Век XX и мир. - М., 1988. - No 3. - с. 40-47. находя в трудах Булгакова на эти темы положительные моменты и даже «откровения». Интерес к булгаковской критике марксизма преобладал в первые годы реформ, в то время как интерес к его концепции христианского социализма стал проявляться сравнительно недавно. В той или иной степени критику Булгаковым марксизма затрагивали многие авторы, срели которых можно выделить И.Роднянскую и И.Смирнова. Однако следует заметить, что полномасштабного, подробного исследования взаимоотношений философии Булгакова и марксизма предпринято не было. Концепция христианского социализма, которой сам Булгаков, по-видимому, придавал гораздо меньшее значение, чем своему «преодолению» марксизма, была рассмотрена российскими исследователями гораздо подробнее. Так, этой теме была посвящена кандидатская диссертация С.Поздняковой, статьи Е.Селезневой, Г.Ярмыша, Л.Кураса, В.Гаврилиной, Д.Крылова, А.Забранюк.

Значительный интерес у исследователей вызвала тема исторического процесса и социального прогресса в творчестве Булгакова. Этой тематике посвящены работы Л.Василенко, Л.Турека, Э.Соловьева, С.Поздняковой,

A.Алешина, О.Волгина. Исследователи уделили внимание проблеме социального идеала (Н.Павлов, Л.Константинова, Е.Амелина) и этическим принципам в творчестве Булгакова (Л.Цветкова, Т.Москалькова, Н.Красников).

Следует отметить довольно высокий интерес, проявленный отечественными исследователями по отношению к культурологической и искусствоведческой составляющей творчества Булгакова. Так, на филологическом факультете МГУ была защищена кандидатская диссертация М.Черновой, посвященная литературно-критической деятельности мыслителя. Статьи по философии культуры в творчестве Булгакова опубликовали

B.Конев и Л.Конева, О.Дашевская, Е.Хохлова, Е.Некрасова.

J См.: Смирнов И.П. «От марксизма к идеализму»: М.И.Туган-Барановский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев. М., 1995, с. 7.

Помимо философского аспекта (мы здесь не будем касаться рассмотрения исследователями теологических, софиологических проблем, проблем философии имени), отечественные ученые проявили большой интерес к экономико-социологическому аспекту творчества Булгакова. Так, по проблемам философии хозяйства и экономической этики прошло несколько конференций4. По проблематике «Философии хозяйства» была защищена кандидатская диссертация И.Зиновьева. Ю.Осипов предпринял попытку не только проанализировать, но и творчески развить в современных условиях концепцию хозяйственной деятельности Булгакова. Ю.Давыдов сопоставил концепцию христианской этики Булгакова с концепцией христианской аскезы М.Вебера, а А.Бочкарев рассмотрел проблему трудовой мотивации в творчестве Булгакова. О духовных основах хозяйства и православных принципах экономической деятельности говорили Б.Ичитовкин, Э.Афанасьев, М.Антонов. В целом, можно отметить конструктивный, практически-направленный подход исследователей к изучению хозяйственной и социально-экономической тематики в творчестве Булгакова.

Несмотря на имевший место интерес научной общественности к сборнику «Вехи», неоднократно переизданному в последние годы, работ, посвященных булгаковскому анализу проблем интеллигенции в России за последние годы появилось немного. В основном эти проблемы затрагивались вскользь, скорее в публицистическом ключе, в разнообразных статьях обзорно-биографического характера. Особо можно отметить лишь статьи Ю.Давыдова «Апокалипсис атеистической религии» и А.Черных «Н.Бердяев и С.Булгаков об истоках русской революции». Проблема буржуазности и

4См: С.Н.Булгаков: экономика и культура. Материалы международной научной конференции (Москва, 11-13 октября 1994 г.). Под ред. И.Е.Дискина, Н.А.Макашевой.- М., Ин-т социально-экономических проблем народонаселения РАН, 1995 г., 164 е.; Преодоление времени: по материалам межд. науч. конф., посвящ. творч. наследию С.Н.Булгакова. - МГУ, центр обществ, наук, экон. фак. и др.; под ред. Ю.М.Осипова и др. -М., изд-во Моск. Ун-та, 1998. 558 е.; Творческое наследие С.Н.Булгакова и современное социально-экономическое знание: по материалам между нар. науч. конф. (под ред. Ю.М.Осипова, Е.С.Зотовой. М.: Диалог, МГУ, 1996, 235 с. духовного мещанства, остро поставленная во многих работах Булгакова, нашла отражение лишь в статье И.Москвиной. Не вызвала интереса исследователей и тема войны, поставленная и проанализированная Булгаковым в ряде его работ. Лишь И.Ребещенкова затронула эту тему в своей статье.

Несмотря на то, что творчество Булгакова прочно вошло в учебные курсы по истории отечественной социологии, специальных исследований социологического аспекта его творчества появилось сравнительно немного. Следует отметить статью В.Шаповалова «Булгаков как социолог», в которой предпринята попытка осветить этот аспект творчества мыслителя и раздел «Христианская социология С.Н.Булгакова» в учебнике «Введение в историю российской социологии» Г.Я.Миненкова. Шаповалов отмечает, что проблематику, поглощавшую внимание Булгакова, правильнее всего отнести к сфере социологии. Он также ставит, на наш взгляд, важную и интересную проблему совмещения научности и ценностного подхода в изучении социальной действительности, которая бросается в глаза в творчестве Булгакова, но обойдена вниманием современных исследователей.

Другая интереснейшая проблема - существования социальных законов и возможности социальных предсказаний, - также, на наш взгляд, незаслуженно обойдена вниманием исследователей. Ее поставил только Ю.Яковец в своем докладе на конференции 1998 года, посвященной творчеству Булгакова. Он называет отношение Булгакова к историческим законам и предсказаниям одним из его научных парадоксов и высказывает по этому поводу ряд интересных замечаний. Следует отметить важность самой постановки этого вопроса для социологии, решение которого, однако, по нашему мнению, следует искать в несколько иной плоскости.

Исследователи затронули вопрос о границах и принципах науки вообще, и социологии, в частности. Так, Л.Маркова опубликовала статью «Наука на своих границах с религией и хозяйством (по работам С.Н.Булгакова)». Р.Нижегородцев в своем докладе на упомянутой конференции отметил, что научное сознание как способ отражения объективной реальности находится в настоящее время в глубоком кризисе, причем это касается, в первую очередь, общественных наук, их каузального и категориального аппарата. Он подчеркнул, что Булгаков ощутил и выразил эту проблему в своем творчестве, поставив вопрос о необходимости связи социальных наук с философией. Нижегородцев указывает, что современная наука умалчивает о факте преобладания духовного начала в человеке, и утверждает, что только осознание этого факта может вывести социальную науку на более глубокий уровень рассмотрения общественных проблем. В.М.Кульков в докладе на той же конференции 1988 года отметил, что идеи Булгакова находятся в русле перспективных направлений социально-научного знания, таких как концепции постиндустриализма, нового гуманизма, устойчивого развития, национальных моделей развития.

Многие исследователи обратили внимание на национальный характер творчества Булгакова. Так, В.Болотов и А.Кумыков издали учебное пособие «Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья», в котором, в частности, рассматриваются взгляды Булгакова на эту тему. Но в целом анализ Булгаковым национальной проблематики освещен в современных исследованиях явно недостаточно. Некоторые исследователи уделили внимание проблемам русской национальной идеи, российского пути развития, духовного кризиса в России (С.Синяков, Н.Зотова, В.Межуев, В.Бобрышев, Ж.Чашина). Следует отметить некоторый интерес, проявленный исследователями к политологическим взглядам Булгакова. Однако эти исследования носят эклектический и противоречивый характер. Так, одни авторы говорят о «сакрализации государства» в творчестве Булгакова, другие - о том, что в его творчестве можно найти основы для формирования либеральной идеологии (заметим, что и то, и другое верно, если рассматривать отдельные моменты творчества Булгакова вне его общего контекста). В целом можно сказать, что осмысление значения творчества Булгакова для политической науки еще только начинается.

Итак, за последние десять-пятнадцать лет было сделано немало для изучения наследия мыслителя. Однако эта работа ведется преимущественно в русле истории отечественной философской и экономической мысли, в то время как социологическая мысль все еще далека от усвоения тех идей, которые содержатся в работах Булгакова. Тем не менее совершенно очевидно, что труды русского мыслителя нуждаются в изучении с точки зрения их научного потенциала и практического приложения в социологии.

Цель и задачи исследования. Цель данной диссертации -проанализировать социальную концепцию в целом и основные социологические идеи, содержащиеся в творчестве С.Н.Булгакова и обозначить возможности использования и развития этих идей в современной социологии. Реализация цели диссертации предполагает решение следующих задач:

• сформулировать основные философско-методологические предпосылки, используемые С.Н.Булгаковым для анализа социальных явлений;

• проанализировать основные положения социальной концепции С.Н.Булгакова;

• рассмотреть позицию С.Н.Булгакова относительно объекта, предмета, методов и границ социологии как науки;

• рассмотреть анализ социальных теорий и идей, активно воздействовавших на общественную жизнь в 19-20 веках, произведенный С.Н.Булгаковым;

• рассмотреть анализ С.Н.Булгаковым роли, задач и духовного облика российской интеллигенции, как социальной группы, играющей особую роль в историческом развитии страны;

• рассмотреть концепцию нации, содержащуюся в творчестве С.Н.Булгакова, как продуктивный и актуальный в настоящее время пример использования его подхода к изучению общества.

Объектом исследования является научное творчество С.Н.Булгакова.

Предметом исследования выступают социологические взгляды и идеи С.Н.Булгакова в общем контексте его творчества.

Теоретическая и методологическая основа. В своем анализе социально-философской концепции С.Н.Булгакова мы опираемся главным образом на его труды религиозно-философского периода, продолжавшегося с 1902 по 1927 год (согласно периодизации творчества Булгакова, предложенной исследователем его жизни и творчества Л.Зандером). Методологической основой работы является историко-социологический метод.

Научная новизна настоящей работы заключается в том, что в ней осуществлена попытка показать, что социальные идеи и теоретические построения С.Н.Булгакова являются, по существу, целостной социологической концепцией, являющейся частью современной социологической науки. С этой целью:

1) анализируется общий методологический подход Булгакова к анализу социальной жизни;

2) исследуется теоретическая система Булгакова в целом, подвергается изучению используемый в трудах мыслителя понятийный аппарат и определяется место в ней отдельных понятий, устанавливаются связи между ними;

3) выявляются связи анализируемых С.Н.Булгаковым явлений с современным состоянием российского общества.

В связи с тем, что творчество С.Н.Булгакова традиционно принято считать скорее социально-философским, чем социологическим, необходимо сделать следующую оговорку. Современную науку об обществе все меньше удовлетворяют рамки, которыми она ограничивалась в прошлом. Она постоянно расширяет сферу своей компетенции, вторгаясь в те области, которые раньше считались прерогативой философского или религиозного познания. Необходимость изучения «неподвластных человеческому разуму» сфер доказывается, в частности, тем фактом, что социальные прогнозы гораздо лучше удавались социальным философам, нежели социологам, желавшим строить науку только на реальных фактах, не углубляясь в область «трансцендентного». В настоящей работе мы попытались показать, что подход Булгакова к изучению социальной действительности является научным, высоко эвристичным и открывающим перед социологическим познанием новые перспективы.

Положения, выдвигаемые на защиту:

• С.Н.Булгаков создал целостную социологическую концепцию, базирующуюся на оригинальном методе анализа социальных явлений -методе поиска их духовной, религиозной основы, который, по нашему мнению, заслуживает внимательного изучения и дальнейшей разработки в социологической науке (чего пока сделано не было);

• концепция С.Н.Булгакова содержит научный анализ духовного содержания и идейной направленности социальных процессов, позволяющий определить патологические, болезненные явления и процессы в обществе; им были заложены основы этической социологии, позволяющей объективно оценивать социальные явления и процессы с точки зрения их положительного или отрицательного влияния на социальную жизнь в целом;

• концепция нации С.Н.Булгакова, содержащая анализ характерных черт, проблем и задач русской нации, представляет интерес для современной этносоциологии. Она имеет непосредственное сходство с теорией коллективного бессознательного и может развиваться дальше на этой основе.

Научно-практическая значимость исследования. Положения и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке учебных специальных курсов по истории русской социологической мысли, социологии религии, этносоциологии. Социологические идеи

С.Н.Булгакова, изложенные в диссертации, могут быть использованы в государственном строительстве, при разработке программ политических партий и общественных движений. Методологические подходы С.Н.Булгакова к изучению общества могут быть применены как в теоретической, так и в практической социологии.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории, методологии и истории социологии социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова и рекомендована к защите. Результаты исследования докладывались и обсуждались на международных конференциях «Ломоносовские чтения» 2000, 2001 и 2002 годов и были опубликованы в соответствующих сборниках.

Структура диссертации определяется в соответствии с целью и задачами исследования и состоит из двух глав, семи параграфов, введения, заключения, приложения и библиографии.

Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, определяются цели и задачи исследования. Отмечается новизна, теоретическая ценность и практическая значимость работы. Излагаются основные положения диссертации, выносимые на защиту.

В первой главе «Духовное содержание социальной жизни» рассматриваются основные положения социологической концепции С.Н.Булгакова, ее базовые понятия, выделенные им социальные проблемы. В параграфе 1.1 «Эволюция взглядов С.Н.Булгакова» описываются основные вехи творческого пути социального мыслителя и особенности его творчества; в связи с пониманием творческого пафоса Булгакова как духовно-идеологического, дается объяснение авторского представления об идеологии. В параграфе 1.2 «Социология как наука. Основные категории социологической концепции С.Н.Булгакова» рассматривается булгаковский анализ вопросов о предмете, объекте, методах, целях и задачах социологии как науки, получают освещение его взгляды на проблему существования социальных законов и возможность социальных предсказаний. Изучается категориальный аппарат концепции Булгакова, объясняется его понимание используемой терминологии и место тех или иных терминов в системе; соответственно, социальная концепция Булгакова получает обобщенное освещение. Рассматривается анализ Булгаковым важнейшей идеологической системы нового времени - гуманизма, из которого, по его мнению, произросли многие важнейшие течения современной ему социально-экономической и философской мысли, такие как позитивизм, социализм, атеизм. В параграфе 1.3 "Анализ теорий социального прогресса и социализма в трудах С.Н.Булгакова" излагается анализ проблемы социального прогресса вообще и специфических теорий прогресса, данный С.Н.Булгаковым; рассматриваются его взгляды на господствовавшую в умах русской интеллигенции его времени идеологию социалистического преобразования общества, ее практические, духовно-нравственные и научно-теоретические основы; дается представление о концепции христианского социализма, которую Булгаков противопоставлял распространенному среди интеллигенции атеистическому социализму. Тем самым мы логически подходим к содержанию завершающего 1-ю главу параграфа 1.4 «С.Н.Булгаков об идейно-психологических особенностях русской интеллигенции», в котором описывается данный Булгаковым анализ мировоззрения, психологических установок и социальной роли интеллигенции в России конца 19 - начала 20 веков. Важность этого анализа в концепции Булгакова обусловлена тем, что мыслитель считал интеллигенцию особой социальной группой, роль которой в обществе чрезвычайно велика, и, по мнению Булгакова, будет со временем только увеличиваться.

Глава 2 «Этносоциологические проблемы в творчестве С.Н.Булгакова» посвящается рассмотрению темы национальности. В параграфе 2.1 «Нация как социальная общность» представлена краткая характеристика разработки национальной проблематики в современной социальной науке и описано понимание феномена нации Булгаковым. Проанализированы основные понятия его концепции нации, рассмотрены взгляды мыслителя на сущность и роль государства, на государственную национальную политику в России, а также его идея о необходимости государственного национального эгоизма как концепции защиты нации в мировой конкурентной борьбе. В параграфе 2.2 "Характеристика русской нации" рассматривается анализ Булгаковым духовно-психологической сущности русской нации, ее роли в мире и взаимоотношений с некоторыми другими нациями. Завершает главу 2 параграф 2.3 "Отношение С.Н.Булгакова к идейно-политическим течениям, связанным с национальным самосознанием русского народа ".

В Заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы диссертации и намечаются направления дальнейших исследований социологического творчества С.Н.Булгакова, а также вопросы развития и использования его социальных идей в теории и практике современной социологии.

В приложении к диссертации "Влияние криминальной субкультуры на массовое сознание населения России " предпринята попытка применить булгаковский метод анализа социальных явлений к современной российской действительности. В нем анализируется явление распространения криминальной субкультуры в нашем обществе, духовная сущность этого явления, его причины и последствия.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методология и история социологии», Матвеева, Наталья Юрьевна

Основные выводы

• Нация понимается С.Н.Булгаковым как субстанциальное начало, творчески производящее свои обнаружения, но не сливающееся с ними. Представители нации связаны с ней внутренней духовной связью; национальное сознание является результатом заложенного в подсознании, или бытийственном ядре личности, инстинкта национальности.

• Исходя из идей Булгакова, национальное самосознание можно определить как осознание народом своего особого призвания в мире, чем обеспечивается ответственное и бережное отношение к национальной истории, религии, культуре, языку, государственности и людям.

• Булгаков считает, что при своем возникновении нация приобретает особый дух, который находит проявление в разных сторонах жизни народа, в частности, в его мифологии. Национальный миф является отражением народного духа. Мифология народа указывает на общность сознания, духовное единство данной совокупности. Представляется возможным и плодотворным для научных целей провести параллель между понятиями «национальный дух» у С.Н.Булгакова и «коллективное бессознательное» у Г.Юнга. Опираясь на идеи С.Н.Булгакова и Г.Юнга, можно сделать вывод о том, что научным инструментом, позволяющим исследовать коллективное бессознательное данного народа, или «национальный дух», является анализ национальной мифологии.

• Булгаков считает, что государство является структурой, защищающей нацию от внешних и внутренних угроз. Государства национальны по своему происхождению и по своей сути, но даже в многонациональных государствах государствообразующим является только один народ. Однако все народы имеют право на развитие собственной национальной культуры, сохранение национального языка, традиций и религиозной веры. Патриотические чувства разных народов, при правильной постановке национального вопроса в стране, должны сливаться в один общегосударственный патриотизм и служить фактором усиления государства.

• Булгаков указывал, что политическая и экономическая борьба между государствами приобрела в настоящее время чрезвычайно напряженный характер. Поэтому национальный эгоизм, как чувство и практика национально-государственного самосохранения, должен стать руководящей нормой политики, политической добродетелью.

• Россия, полагает Булгаков, есть страна уникальная и самобытная, но в то же время она является частью духовного организма Европы. Основным жизненным ощущением Западной культуры является, по мнению Булгакова, привязанность к земным ценностям, оседлость, стабильность жизненного уклада. Жизненное ощущение русской нации противоположно западно-европейскому. Это ощущение необъятных просторов, воли, неведомых рубежей. Исканием неведомого и внутренним неприятием мещанского существования объясняется, считает Булгаков, то обстоятельство, что русская нация лишь с большим трудом "цивилизуется", внутренне сопротивляясь усвоению норм и ценностей европейской цивилизации.

• России, по мнению Булгакова, предназначено сыграть свою роль именно в нашу эпоху, ознаменованную невиданным ранее объединением человечества. Дело в том, что русская нация обладает вселенским самосознанием, то есть способностью сочувствовать всем народам, сопереживать судьбам всего мира. Нашим историческим долгом, утверждает Булгаков, является осуществление идеала Святой Руси. Мир ждет русского слова, русского творчества, миру должна быть явлена мощь русского духа и его религиозная глубина. Только когда это произойдет, Россия сможет объединиться с Западной Европой в единый социальный организм.

• Русское западничество, по мнению Булгакова, имеет две разновидности -реально-историческую, трезво видящую необходимость для России учиться у Западной Европы социальным и экономическим технологиям, но при этом осознающую равное духовное достоинство обоих культур, и религиозно-утопическую, выражающуюся в «вере» в Запад, преклонении перед ним. В России имеет место главным образом религиозно-утопическая разновидность западничества.

• Демократия, по мнению Булгакова, не может являться абсолютным принципом или идеалом. Воля народа, как и воля отдельной личности, может определяться в сторону добра или в сторону зла, освещаться истиной или затемняться ложью. Преклонение перед "волей народа" является, по мнению Булгакова, разновидностью суеверия и лежит в основе религиозного культа демократии, являющегося частью религии человекобожия. Истинный демократизм должен быть основан на признании каждого человека уникальным творением Божиим, Его образом и подобием, и участником общего богочеловеческого дела. Если российская демократия окажется в духовном разрыве с православием, с идеалом Святой Руси, то она будет лишена необходимой ей духовной опоры и в результате окажется никому не нужным, безжизненным принципом.

Заключение

Обращение к социально-философскому наследию С.Н.Булгакова, мыслителя, известного оригинальной постановкой и разработкой целого ряда социальных проблем, убеждает в том, что его социологические идеи сохраняют свою актуальность и сегодня. Этим объясняется интерес современных исследователей социальных процессов к творчеству С.Н.Булгакова. Процессы и явления общественной жизни он исследовал с точки зрения их внутренней, духовной сущности, или, как подчеркивал сам мыслитель, религиозной веры непосредственных участников событий, то есть конкретных личностей или социальных групп. Этот подход позволил ученому глубоко проникнуть в сущность социальных явлений и сделать далеко идущие выводы относительно дальнейшего развития рассматриваемых им феноменов. Это отнюдь не означает такого прогнозирования, в котором развитие событий в будущем представляется в виде определенного сценария. Ценность этого подхода состоит в том, что внимание общества фиксируется на тех негативных (или позитивных) духовных тенденциях или возможностях, которые еще не осознаны общественным мнением как таковые, не проявили полностью своего внутреннего потенциала. Именно такой метод изучения социальных явлений, как нам представляется, может позволить социологии в полной мере исполнять свою ориентирующую функцию в обществе. Поэтому метод, которым пользовался С.Н.Булгаков при исследовании социальных явлений, а именно метод рассмотрения их духовной сущности, обладает высокой степенью эвристичности и должен быть использован современной социологией как необходимая часть ее исследовательского инструментария. Это, несомненно, предполагает его дальнейшее развитие и конкретизацию с учетом новейших достижений социальной науки.

На основании анализа социальной концепции С.Н.Булгакова, проведенного в данной диссертации, можно сформулировать следующие основные выводы:

1) обратившись к детальному изучению духовного содержания наиболее влиятельных в его время социальных теорий, таких как учения Л.Фейербаха, К.Маркса, теории прогресса, С.Н.Булгаков обнаружил в них ряд признаков, свидетельствующих о стремлении их создателей и носителей заменить идею Бога в сознании общества идеей человечества, или человекобожества. Создание новой религии человекобожия Булгаков рассматривал как попытку противопоставить христианству религию, противоположную последнему по своим установкам и целям. Эта новая религия несла в себе ряд противоречий и ошибок, вскрытых Булгаковым, и в силу своей ложной природы неизбежно вела общество к кризисным и тупиковым ситуациям;

2) возникшие в Западной Европе, эти социальные теории были некритически восприняты значительной частью российской интеллигенции, которая и стала их проводником в обществе. Усвоение идеологии человекобожия наивным и неподготовленным народным сознанием и замена ею традиционной народной религии, были, по мнению Булгакова, подобны катастрофе, рушащей все исторически сложившиеся устои народной жизни и нравственности;

3) особый интерес представляет отношение Булгакова к идеям социализма, которые он считал верными в своей основе. Однако, будучи соединены с атеистической идеологией человекобожия, эти идеи приобретали резко отрицательные черты духовного мещанства, становились средством разжигания зависти и мстительности неимущих слоев общества по отношению к имущим, что неизбежно вело к разрушению духовных и культурных ценностей. Социализм, считает Булгаков, должен основываться на началах христианской духовности и нравственности;

4) заслугой Булгакова как социолога следует признать разработку им темы интеллигенции, как социальной группы, играющей, по его мнению, особую роль «закваски» в развитии социальных процессов. Эта социальная группа создает и транслирует в общество идеалы, идеологические и мировоззренческие установки, определяющие духовное содержание социальных процессов, от которого зависит их созидательная или, напротив, разрушительная направленность. Это налагает особую ответственность на интеллигенцию, обязанность уделять особое внимание собственному духовному облику и анализу подлинного духовного содержания своих целей, идей и установок;

5) в широком контексте рассматриваемых Булгаковым явлений и процессов духовной жизни общества сформировалась его оригинальная концепция нации. Булгаков считал нацию особым надыиндивидуальным единством, духовным организмом или своего рода коллективной личностью, наделенной своеобразными психологическими чертами, склонностями и задачами, которые она призвана решать в ходе общечеловеческого культурно-исторического процесса. На этой основе получила развитие его концепция русской нации. По глубокому убеждению мыслителя, русская нация призвана сыграть свою особую роль на последних этапах исторического процесса, когда произойдет объединение жизни всех народов в русле единого цивилизационного развития.

Все эти выводы, по нашему мнению, находятся в сфере компетенции современной социологической науки и нуждаются в дальнейшем развитии как в плане социально-исторического анализа, так и в свете современных явлений общественной жизни. Так, по нашему мнению, религия человекобожия и в наше время служит духовной основой огромного пласта земной цивилизации и массовой культуры, определяет духовный облик многих социальных процессов и явлений современности. Это может составить предмет серьезных исследований как средствами общей социологической теории, так и «теорий среднего уровня», в чем можно убедиться на примере анализа современного искусства, спорта, образования, науки, внешней и внутренней политики многих государств и т.д. Идеи социализма, как показывает политическая практика последних лет, не только не умерли в нашей стране, но и соединились на практике с идеями христианства и патриотизма. Этот процесс должна осмысливать современная социология, как процесс не только политический, обусловленный интересами определенных общественных сил, но и духовно-идеологический, обусловленный как сущностью самой социалистической идеи, так и психологическим складом русского народа. Задача современной социологии взяться за анализ духовного облика современной российской интеллигенции, идей, определяющих развитие нашего общества и культуры, подобный тому, что было сделано когда-то авторами сборника «Вехи». Наконец, сейчас, по нашему мнению, особенно актуальной задачей стало исследование характера русского народа, его слабых и сильных сторон, с тем, чтобы создать на научной основе широкую программу преодоления имеющихся трудностей и выработки средств активизации достоинств народа при помощи целенаправленной социальной политики.

Без обращения к научному анализу этих, по нашему мнению, не просто важных, но глубинных, сущностных явлений современной общественной жизни, социология в России будет вынуждена топтаться на месте, повторяя и бесконечно осмысляя в теории достижения западной социологии, а на практике - служа политическому РЯ. Исследования же, жизненно необходимые нашему обществу и государству, будут отданы на откуп научно не подготовленным и идеологически ангажированным публицистам, партийным идеологам, наживающим на этой, столь важной для общества, работе, свой политический капитал (что, собственно, уже и происходит). Изучение и решение этих проблем самым тесным образом связано с судьбами России, ее дальнейшей жизнью и благополучием ее народа.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.