Советская кинооператорская школа и ее роль в мировом кино тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, Голдовская, М. Е.

  • Голдовская, М. Е.
  • 1968, Москва
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 239
Голдовская, М. Е.. Советская кинооператорская школа и ее роль в мировом кино: дис. : 00.00.00 - Другие cпециальности. Москва. 1968. 239 с.

Оглавление диссертации Голдовская, М. Е.

ВВЕЩЕНИЕ.

ШВА I. ЗАРОЖДЕНИЕ ОПЕРАТОРСКОЙ ШКОЛЫ В СОВЕТСКОЙ КИНЕМАТОГРАФИЙ 20-х годов.

1. "Броненосец Потемкин'1 и "Мать на зарубежных экранах"

2. Особенности изобразительного стиля советской кинооператорской школы

ГЛАВА П. НОВАТОРСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОВЕТСКОМ КИНООПЕРАТОРСКОМ ИСКУССТВЕ И МИРОВОЕ КИНО.

1. Операторское искусство Германии в конце 20-х - начало 30-х годов.

2. Документальный жанр в кинематографии

20-х годов

3. Творчество прогрессивных американских кинооператоров

Творчество английских кинематографистов в годы войны.

5. Творчество мексиканских кинооператоров

6. Творчество кинооператоров итальянского неореализма.

7. Некоторые особенности изобразительного стиля французской кинооператорской школы

ГЛАВА Ш. СОВЕТСКАЯ КИНООПЕРАТОРСКАЯ ШКОЛА И ЕЕ

УСПЕХИ НА МИРОВОМ ЭКРАНЕ.

1. Поиски и открытия новых изобразительных решений в советской кинооператорской школе звукового периода

2. Успехи советского кинооператорского искусства на мировом экране

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Советская кинооператорская школа и ее роль в мировом кино»

и. С приходом советских фильмов началась новая эра в эстетике экрана", - так писал видный американский киновед Льюис Джейкобе в своей известной книге "Подъем американского кино"хЛ

Появившись на зарубежных экранах в середине 20-х годов, советские фильмы произвели поистине ошеломляющее впечатление на зрителей и кинематографистов. Они принесли с собой на международный экран высокие гуманистические идеалы, боевой революционный дух победившего народа.

Фильмы "Броненосец"Потемкин", "Мать", "Потомок Чингис Хана" и другие, сделанные молодыми советскими кинематографистами, открывали новые возможности и новые перспективы кинематографа. По складу идей и характеру киноязыка они коренным образом отличались от западного кино. В этих фильмах революционное новаторское содержание сочеталось со столь же новаторской, выразительной, острой изобразительной формой. Вслед за многими зарубежными искусствоведами мы сейчас можем с уверенностью сказать, что советское кино внесло в искусство такие же принципиальные поправки, как Советская Россия в социологию.

С момента появления этих фильмов прошло уже более сорока лет. За это время произошел целый ряд серьезных изменений в структуре и выразительных средствах седьмого искусства: кинематограф стал говорящим, цветным, широкоэкранным и, наконец, широкоформатным, а мире было выпущено немало интересных и значительных кинофильмов. Однако сейчас, так же как в 20-х годах,

Lewis Jacobs, The Rise of the American Film, Rev/York, 1941, page 312 советские немые фильмы периодически выпускают на зарубежные экраны, и пользуются они таким же громадным успехом*/. В 1958 году три советских фильма, созданных в 20-х годах, - броненосец "Потемкин" , "Мать" и "Земля" были признаны лучшими фильмами "всех времен и народов". Имена выдающихся деятелей советского кино - С.М.Эйзенштейна, В.И.Пудовкина, А.П.Довженко, Д.Вертова, Э.К.Тиссэ, А.Д.Головни и других широко известны не только в СССР, но и далеко за его пределами. В 30-х годах большим успехом пользовались за границей многие наши звуковые фильмы, такие как "Чапаев", "Мы из Кронштадта", трилогия о Максиме и т.д.

Боевые революционные традиции советского киноискусства живут и получают свое дальнейшее развитие в современной советской кинематографии. В послевоенные годы советские фильмы на международных кинофестивалях были удостоены многочисленных высоких наград, пользовались неизменным зрительским успехом. В связи с этим западные киноведы опять начали много писать о современном советском кило, о его содержании и стилистике. Сравнивая наши фильмы с зарубежными, западные критики пишут о том,что советский фильм на зарубежном экране или на международном фестивале - это "глоток свежего воздуха", несущий в себе светлые гуманистические идеалы освобожденного человека.

Что же позволило советским фильмам немого периода стать подлинно классическими произведениями мирового киноискусства, а современным советским картинам покорить многомиллионную х/ В Париже, например, в конце 1966 и начале 1967г. демонстрировался фильм "Октябрь" С.М.Эйзенштейна одновременно с другой советской картиной "Война и мир" С.Бондарчука Оба фильма пользовались большим успехом. аудиторию? Прежде всего, это их революционное содержание, "вызвавшее к жизни то разнообразие и силу выразительных средств, глубоко индивидуальных для каждого художника и в то же время общих в своей единой направленности к утверждению нового взгляда на жизнь,,х/

Советские фильмы ввели в мировой кинематограф широкий круг тем и проблем, непосредственно связанных с действительностью. На экране появились живые люди, исторически конкретные, действующие в реальной среде. Новые сюжеты и конфликты вызвали к жизни новые изобразительные приемы . Советские фильмы, утверждая на экране новую реальность, всем своим существом отвергали условность коммерческого кинематографа. Они явились открытием новой эстетики седьмого искусства, искусства реалистического, революционного.

Советские фильмы 20-х годов произвели подлинную революцию в искусстве. Показанные за границей они произвели огромное впечатление на иностранных кинематографистов, оказали мощное революционизирующее воздействие на зрительскую аудиторию Запада.

Советское кино.начало свой путь с отрицания того, что раньше считалось художественным фильмом, с отрицания экранных мелодрам и других форм кинематографического сочинительства. Оно обратилось к действительности, не копируя ее, а стараясь вскрыть сущность изображаемого» Эстетический идеал художника совпал с социальной сущностью действительности. х/ С.И.Юткевич "О том, для чего кино дан язык"

Предисловие к книге Марселя Мартена "Язык кино", изд. "Искусство", М, г, стр. 7.

Вертов, Эйзенштейн и другие кинематографисты революции раскрывали сущность явлений так, как она открывалась в самих явлениях действительности для зрителя, желающего изменить эту действительность"^

Социальные идеи и глубокий гуманизм фильмов Эйзенштейна, Пудовкина и других советских мастеров оказали существенное влияние на западных кинематографистов, способствовали формированию и развитию прогрессивных, реалистических тенденций в киноискусстве Запада. Открытия советских режиссеров и операторов в области изобразительной формы и монтажа послужили толчком для зарубежных кинематографистов в их поисках образности и реалистичности киноязыка.

Новаторство изобразительной формы советских немых фильмов было высоко оценено на Западе. "Русская манера съемки", "русский монтаж" были столь необычными и столь выразительными, что зарубежные кинематографисты, восхищаясь ими, часто следовали примеру советских режиссеров и операторов, используя найденные ими изобразительные приемы для более выразительной трактовки образов и среды в своих работах. Со временем эти средства художественной выразительности, такие как ракурс, применяемый для характеристики образа, смысловое освещение, крупные планы без использования грима и т.д., прочно вошли в кинематографический обиход и составили азбуку кинематографа, которой кинематографисты всего мира владеют сейчас естественно и свободно.

К концу 20-х годов в советской кинематографии сформировалась кинооператорская школа. Кинооператор стал полноправным х/ Из доклада Кароя Немеша "Пятьдесят лет борьбы за киноискусство будущего", прочитанного на симпозиум© в Репино, Цитирую по статье А,Караганова "Октябрь и мировое кино". "Искусство кино" III,1967г,,стр. 34 участником творческого процесса создания фильма, подлинно творческим работником. Советские операторы стремились к реализму киноизображения, к тому, чтобы получить на экране правдивое и подлинное отображение жизни.

Возникший как потребность времени, социалистической действительности, метод социалистического реализма, в основе которого лежит революционное мировоззрение, стал основополагающим методом советского искусства, и киноискусства, в частности. Единство творческого метода, естественно, не исключало и не исключает многообразия стилей и художественных манер, присущих разным художникам» Творческие манеры советских режиссеров, художников, актеров кинооператоров глубоко индивидуальны и своеобразны.

Как шли советские фильмы за рубежом; какие особенности изобразительной формы советских фильмов там были восприняты как новаторство и поразили кинематографистов и зрителей; какое значение имеют открытия, сделанные советскими кинооператорами, для развития реалистического киноискусства мира - эти проблемы представляются чрезвычайно важными. Их освещение имеет значение как в теории, так и в практике советской кинооператорской школы. Выяснению роли и значения советской кинооператорской школы в мировом кино посвящена данная работа.

Автор ставит своей целью проследить славный путь советской кинематографии, советской кинооператорской школы, ее успехов за рубежом.

Работа состоит из трех глав.

Первая глава посвящена советский немым фильмах "Броненосец Потемкин", "Мать", "Конец Санкт-Петербург", "Потомок Чингиз Хана". В этой главе описана история проникновения этих фильмов на зарубежные экраны. Приводится фактический материал о том, как они были восприняты на Западе, какие особенности их изобразительного решения произвели наиболее сильное впечатление и были признаны новаторскими.

Рассмотрена новая проблематика и новая изобразительная форма советского киноискусства, возникшие под влиянием идей Великой Октябрьской Социалистической Революции. Дан анализ особенностей изобразительной формы советских немых фильмов. Сделана попытка определить новаторскую роль советских операторов в области реалистической трактовки образа народа, среди и социального фона, в области создания поэтической кинематографической формы. Прослежены новые изобразительные приемы советского кино. Выявлена роль ракурса, композиции кадра, освещения и других приемов художественной выразительности в создании реалистического портрета, достоверной, исторически конкретной среды. Говорится о новой роли пейзажа в раскрытии идейного содержания фильма* Проанализированы примеры использования в советских фильмах приемов съёмки в естественных интерьерах, съёмки крупных планов актеров без применения грима и других новаторских операторских приемов, рожденных стремлением советских кинематографистов к реализму киноизображения, к получению документальной фактуры изображения.

В конце главы автор рассматривает специфические условия формирования национальной советской кинооператорской школы и формулируются основные особенности ее изобразительного стиля.

В этой главе анализируются в основном фильмы Эейзенштейна --Тиссэ и Пудовкина - Головни потому, что именно они являются наиболее характерными для советского киноискусства 20-х годов и именно они сравнительно широко демонстрировались за рубежом. Может показаться странным, что в этой главе ничего не сказано об особенностях творческой манеры таких выдающихся советских кинооператоров, как Даниил Демуцкий и Андрей Москвин. Это объясняется тем, что фильмы, снятые этими талантливыми операторами, в те годы мало шли за рубежом.

Вторая глава диссертации исследует проблему значения новаторской изобразительной формы советских фильмов для мирового кино.

Советские фильмы 20-х годов произвели глубокое впечатление на зарубежных кинематографистов. Они положили начало новому пониманию задач и возможностей киноискусства. Многие деятели зарубежного кино под впечатлением советских фильмов изменили тематику своего творчества, внесли существенные изменения в кинематографическим язык.

В этой главе рассмотрено влияние стиля советской кинооператорской школы на изобразительное решение зарубежных фильмов, принадлежавших к реалистическому направлению в киноискусстве Запада: на немецкое кино дофашисткой Германии, на английское кино периода 11-й мировой войны, на прогрессивное киноискусство США, на мексиканское кино, на кинематограф итальянского неореализма, на документальное кино стран Европы и Америки. Рассмотрены примеры использования зарубежными кинематографистами художественных изобразительных приемов, новаторски примененных в советских фильмах 20-х годов. С этой точки зрения проанализирован целый ряд иностранных фильмов, в которых влияние изобразительного стиля советской кинооператорской школы проявилось особенно ярко. Сделана попытка охарактеризовать некоторые особенности отдельных национальных кинооператорских школ. На основании анализа операторского решения ряд фильмов, а также свидетельств и высказываний зарубежных кинематографистов, автор приходит к выводу о том, что влияние стиля советской кинооператорской школы на изобразительное решение западных фильмов проявилось прежде всего в стремлении к углубленному раскрытию на экране образов и событий, к реализму кинематографической формы.

Автор намеренно рассматривает вопросы влияния советского кино на киноискусство только капиталистических стран. Проблема значения советского кино для развития кинематографий стран социалистического лагеря может стать темой отдельного широкого исследования.

В третьей главе говорится о поисках и открытиях новых изобразительных решений в советской кинооператорской школе звукового периода в связи с новыми проблемами советской действительности, нашедшими свое отражение б киноискусстве. Особое внимание уделено вопросу о том, как были восприняты на Западе советские фильмы в послевоенный период. На многих международных кинофестивалях были отмечены призами и премиями советские фильмы, мастерство советских режиссеров, операторов, актеров. В работе сделана попытка дать исторический обзор успехов советского кинооператорского искусства на смотрах киноискусства. Советские фильмы пользуются большой популярностью у зарубежного зрителя, о чем свидетельствует высокий процент посещаемости наших фильмов, а такие многочисленные хвалебные отзывы о них в текущей прессе. В отзывах и рецензиях особое ы^сто уделяется операторской работе. Этот факт особенно знаменателен, ибо на Западе вообще крайне редко упоминают о труде оператора. Высокий профессионализм советских кинооператоров, творческое использование ими изобразительных средств кинематографа, стремление к полному подчинению формы требованиям содержания и их органическому единству - те характерные особенности советской кинооператорской школы, которые всегда заслуживают самого высокого признания за рубежом.

Советским фильмам 20-х годов, значению открытий, сделанных советскими кинооператорами в области изобразительной формы, посвящены две главы из трех данной работы. Это объясняется тем, что в фильмах 20-х годов, в бессмертном "Броненосце" и классическом фильме "Мать", как в зеркале, отразились основные отличительнее черты советского искусства, искусства, которое, по выражению известного французского писателя -- коммуниста Леона Муссинака "было рождено Революцией". Эти фильмы как бы сконденсировали в себе то лучшее, что появилось в советском искусстве того времени.

В последующие годы высокие революционные идеалы, утвержденные в фильмах 20-х годов Эйзенштейном, Пудовкиным, Довженко сохранились и получили свое дальнейшее развитие в советском киноискусстве.

В диссертации приводится мало материалов, касающихся восприятия и оценки зарубежными зрителями и критиками лучших советских фильмов 30-40-х годов, так как эти фильмы в то время были показаны лишь в небольшом числе стран Европы и Америки, а материалы, связанные с их демонстрацией за границей, почти не сохранились. До сих пор советская кинематография 30-40-х годов остается малоизученной областью в зарубежном киноведении. Однако, показанные на международных кинофестивалях последнего времени или на ретроспективах, проводимых в их рамках, они привлекли серьезное внимание иностранных искусствоведов. Очевидно, в ближайшее время надо ожидать появления за. границей исследований, посвященных советским фильмам этого периода.

Автор не ставит перед собой цель рассмотрения индивидуальных творческих манер выдающихся советских кинооператоров. Исследование творческих таких художников, как, например, А.Москвина, Д.Демуцкого, Л.Косматова, Е.Андриканиса или Б.Волчка может стать темой целого ряда отдельных работ. В данной диссертации хотелось рассмотреть отличительные особенности изобразительного стиля советской кинооператорской школы, проследить на конкретных примерах, какое значение имели открытия, советских кинематографистов для развития мирового кино, и, наконец, показать, как за рубежом были восприняты советские фильмы и как было оценено их изобразительное решение.

Автором был просмотрен и проанализирован целый ряд советских и зарубежных фильмов, необходимых для раскрытия темы.

I2a.

Г1ри написании работы диссертант столкнулся со многими трудностями. Как уже было сказано, в зарубежной киноведческой литературе почти не уделяется места изучению проблем кинооператорского мастерства. Автором было проработано большое число книг и статей на английском, французском и испанском языках, а также большое количество переводной киноведческой литературы. Из всего этого количества книг, статей и рецензий были использованы те материалы и факты, которые имеют непосредственное или косвенное отношение к вопросу об изобразительном решении фильмов, как советских, так и зарубежных.

Хотя в мировой киноведческой литературе не существует еще работ, рассматривающих проблемы влияний и взаимовлияний различных национальных кинооператорских школ, в ряде работ затрагиваются отдельные аспекты этой проблемы.

В этой связи следует, в первую очередь, назвать работы, посвященные специальным вопросам кинооператорского искусства: "Изобразительное построение фильма""В.Нильсена одной из первых в советском киноведении работ,посвященных проблемам кинооператорского мастерства, "Свет в искусстве оператора", "Мастерство кинооператора" А.Д. Головни, в которых собран и теоретически осмыслен многогранный и обширный опыт мастерства советских операторов25^, "Записки кинооператора" Е.Андриканиса, в которой проанализирован опыт работы над одним из лучших фильмов 50-х годов "Великий воин Албании Скандербег", от его замысла до воплощения, многочисленные статьи операторов Э.Тиссэ, А.Головни, А.Москвина, Л.Дыко, Р.Ильина, А.Гальперина, Л.Косма-това и других, в которых затронуты важнейшие проблемы мастерства советских кинооператоров.

Проблема влияний и взаимовлияний школ и направлений кино-ис|сусства, а также проблема новаторства советского кино в области содержания и изобразительной формы рассматриваются в ряде теоретических и исторических исследований. К таким работам относятся: книга С.Юткевича "О киноискусстве" и ряд его статей, посвященных теоретическим проблемам советского кино, труды советского киноведа Р.Юренева, в которых рассмотрено значение творчества С.Эйзенштейна, работы Н.йезуитова !лВйезодоцсПудовкин", и А.Федорова-Давидова "Изобразительная культура фильмов Пудовкина", посвященные анализу творчества выдающегося советского кинорежиссера, многочисленные статьи В.Шкловского, книга С.Фрейлиха "Фильмы и годы", в которой много места уделено значению творческого опыта Эйзенштейна и Пудовкина для советского х/ Книги В.Нильсена "Изобразительное построение фильма" и А.Д.Головни "Свет в искусст ве оператора" широко известны за рубежом. Они переведены на многие иностранные языки: английский, испанский, болгарский и другие, Зарубежные киноведы, касаясь проблем кинооператорского мастерства, а также вопросов особенностей операторской работы в советских фильмах, часто ссылаются на эти работы. кино, глубокие исследование С.Гинзбурга "Кино дореволюционной России", в которой прослеживаются пути развития русского кино дореволюционного периода и намечены истоки побед советского кино в 20-е годы, статьи Й.ВаЙсфельда, Л.Погожевой, С.Юткевича, С.Герасимова, в которых анализируются эстетические проблемы современного западного киноискусства и т.д.

Значение советского кино в развитии мирового киноискусства рассматривается во многих работах зарубежных киноведов. Стремлением разобраться в специфике советского киноискусства отмечены многие труды зарубежных исследователей. Уже в 1928 году появилась книга Леона Муссинака " ье cinema Sovi«tiqu#, написанная им вскоре после посещения СССР и переведенная впоследствии на итальянский язык. В 1929 году швейцарская журналистка и корреспондент журнала " cioee-up " Уинифрад Брайер опубликовала книгу " PillB Problems of Soviet

Russia " f в которой она дает оценку советским фильмам и приводит ценные материалы относительно того, как эти фильмы шли за границей.

В 1930 году испанский кинокритик Карлос Фернандес Куенка, также вернувшись из России, выпустил в Мадридском издательстве КНИГУ "Panorama del Cine «ш Ruieiif^ ГД6 ИЗЛОЖИЛ СВОИ впечатления от знакомства с молодой советской кинематографией. Эти работы представляют большой интерес, так как в них содержатся впечатления от советских картин, непосредственно после их выхода на зарубежные экраны.

Исследованию советского кино посвящены книги английских киноведов Торольда Диккинсона и Катрин де ла Рош, пробывших некоторое время в СССР " soviet Cinema " и киноведа Джея Лейды, ученика С.М.Эйзенштейна по Всесоюзному Государе ственному Институту Кинематографии" ki«© и| выпущенных в Лондоне в 1948 и I960 годах. В монографиях французов Леона Myссинака"Sergei M.Eieeaetei^ Жана МйТрИ " S.M.Eisen-steia и^ испанца Карлоса Фернандеса Куенка 11 La 0Ъга Eifeaetein сделаны попытки осмысления творчества С.М. Эйзенштейна. Французские киноведы Жан и Люда Шницеры в своей недавно в$шедшей монографии " v.i.Poudovkime 11 интересно и глубоко проанализировали творческий путь В.И.Пудовкина. Много интересных сведений сообщили зарубежные киноведы Айвор Монтегю, Умберто Барабаро, Джей Лейда и другие в сво^ их вступительных статьях к сборникам теоретических статей Эйзенштейна и Пудовкина, выходящих периодически в различных зарубежных странах.

В ряде теоретических и киноведческих работ западных исследователей кинематографа содержатся интересные данные, касающиеся восприятия советских фильмов за рубежом, значения советского кино, влияния советских фильмов на зарубежные. J

В этом аспекте много фактического материала почерпнуто автором из следующих иностранных КНИГ: "'The Rise of the American Film » американского киноведа Льюиса Джейкобса, в которой значительное место уделено советскому кино 20-х годов и, что особенно ценно, исследованы некоторые особенности изобразительной формы фильмов Эйзенштейна и Пудовкина, ^g&ixst The Live Hest Art "американского киноведа Артура Найта и " Histoire du Ci i-ra ",французского киноведа Пьера Лепроона, где он касается проблемы изобразительной формы советских фильмов, и si Cine Mexicano « мексиканского исследователя Эмилио Гарсиа Риерра, где рассматриваются достаточно подробно вопросы влияния советского кино и советского операторского мастерства на прогрессивное киноискусство Мексики.

Много необходимых для данной работы фактов из истории кино, а также материалов, касающихся теории киноискусства, было почерпнуто из книг, написанных иностранными авторами и переведенных на русский язык: Марселя Мартена "Язык кино", Эрнеста Лингрена "Искусство кино", Бэла Балаша "Культура кино", Рудольфа Арнгейма "Кино как искусство". Жоржа Садуля "Всеобщая история кино" и "История киноискусства", Джона Говарда Лоусона "Фильм - творческий процесс", Гвидо Аристарко "История теорий кино", Ежи Теплица "Кино и телевидение США", статьи Андре Базена и т.д., а также иностранных работ,непереведенных на русский язык книг Паула Рота " The Film тш r?ow ", "Documentary Film " И " Celluloid »f ЗйГфрИда КраКауера " From Caiifeari to Hitler " статей Джона

Грирсона о документальном кино, собранных и изданных Форсай

ТОМ Харди В Сборнике и John Grierson on Documentary и и т.д. Много материалов было использовано из текущей кинопериодики •» советских и зарубежных специальных киножурналов и газет. Полезным материалом для исследования принципов изобразительного решения зарубежных, и в особенности американских фильмов, явились книги американских кинооператоров * Painting With Light " "Джона Альтона И " Professional Cinematography "

Чарльза Кларка, а также статьи выдающихся американских операторов Грегга Толанда, Джеймса Уонг Хау, французских операторов Курта Курана и Рауля Кутара и т.д.

Автор выражает глубокую признательность организациям и лицам, предоставившим возможность познакомиться с редкими книгами и фильмами: дирекции специального хранения Государственной библиотеки им. Ленина, дирекции и сотрудникам советского и иностранного отделов Госфильмофонда СССР, дирекции Всесоюзного Государственного Института Кинематографии, сотрудникам кабинетов советского и зарубежного кино ВГИК, сотрудникам библиотеки Госкомитета по делам кинематографии, сотрудникам информационных отделов киностудии "Мосфильм" и дирекции "Сов-экспортфильма", дирекции Бюро пропаганды советского киноискусства, сотрудникам комиссии по международным связям Союза Кинематографистов, кинорежиссерам С.И.Юткевичу, М.С.Донскому, киноведу Н.Клейману.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Другие cпециальности», Голдовская, М. Е.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Известный советский кинорежиссер и теоретик киноискусства С.И.Юткевич в одной из своих статей точно сформулировал причину широкой популярности и все растущего интереса к советскому кино: "Сила и победа фильмов Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко и современных советских фильмов, таких, как "Летят журавли", "Дом, в котором я живу", а также других прогрессивных кинокар-тин, создаваемых в разных частях мира, - писал он, - заключается не только в выразительности их киноязыка, а прежде всего в открытом, боевом и правдивом распространении тех новых социальных идей, которые раскрывают в человеке прежде всего именно его творческое, сознательное, доброе начало и тем самым активно борются с человеконенавистничеством, лежащим в самой глубине подсознания художника, находящегося в плену у растленной буржуазной идеологии"*/

Глубокая революционность содержания советского киноискусства вызвала к жизни то огромное многообразие выразительных средств и новаций кинематографического языка, которое всегда поражало Запад и находило своих последователей и продолжателей.

Советские кинооператоры 20-х годов искали новые приемы съемки, новый изобразительный стиль в революционной действительности и революционной тематике того времени. Советские кинооператоры 30-60 годов, используя творческий опыт своих

х/ "О том, для чего кино дан язык",предисловие к книге Марселя Мартена, "Язык кино", "Искусство", 1959г. 6.

коллег, развивая их прекрасные реалистические традиции, активно искали и ищут новые приемы выразительной трактовки материала, основываясь на новом жизненном материале, на современной тематике. "Советская школа операторского искусства сильна прежде всего своей идейно-художественной направленностью"*/

Основной особенностью советской кинооператорской школы является постоянное стремление к нахождению органичной идейному содержанию фильма и его материалу в драматургическо-режиссерской трактовке изобразительной формы, в полной подчиненности средств художественной выразительности теме и идее фильма.

На этих прекрасных традициях советской кинооператорской школы учились и учатся многие поколения советских операторов. В СССР был создан первый в мире и самый крупный из ныне существующих киноинститут, в котором ведущими мастерами советского кино операторами А.Левицким, Э.Тиссэ, А.Головней, В.Нильсеном была основана кафедра операторского мастерства. Молодые операторы получают знания по основам профессионального мастерства у лучших представителей советской кинооператорской школы -Е.Волчека, Л.Косматова, А.Гальперина, Т.Лобовой, М.Пилихиной, И,Шатрова, В.Гинзбурга, А.Темерина. В стенах ВГИКа студенты учатся понимать творческие задачи кинооператора в процессе создания фильма,овладевают профессией.

Необходимо особо отметить тот факт, что в стенах Всесоюзного Государственного Института Кинематографии на кинооператор' ском факультете учились многие иностранные студенты. Эти

х/ А.Головня. Мастерство кинооператора, стр.14

молодые операторы сейчас являются ведущими специалистами у себя на родине. Естественно, что получив знания в СССР, будучи учениками крупнейших советских операторов - мастеров, они в своей работе опираются на опыт советской операторской школы. Поэтому, трудно переоценить влияние ВГИКа на формирование молодых творческих кадров многих социалистических и западных стран, а также развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.

В советском киноведении силами ведущих кинооператоров создана новая область теории - теория кинооператорского мастер ства. Начало теоретического осмысления операторской профессии, формулированию ее основных законов и положений было положено еще в 20-е годы, когда по горячим следам только что вышедших фильмов в текущей кинематографической прессе начали появляться статьи операторов Э.Тиссэ,А.Головни, А.Москвина и других, в которых были подняты не только узко профессиональные проблемы мастерства, но и проблема творческой взаимосвязанности кинематографических профессий. Уже эти статьи были отмечены попытками правильно определить роль и место кинооператора в процессе создания фильма.

В 1927 году появилась книга Г.Болтянского "Культура кинооператора", которая открывает список советской литературы, посвященной вопросам кинооператорского мастерства. В работе В.Нильсена "Изобразительное построение фильма", исследованиях А.Головни "Свет в искусстве оператора", "Съемка цветного фильма", "Мастерство кинооператора", многочисленных глубоких

и серьезных книгах, статьях и лекциях операторов-практиков и операторов-педагогов - А.Гальперина, Л.Косматова, Б.Волчека, Р.Ильина,А.Симонова, Л.Дыко, А.Шеленкова, Б.Андриканиса, С.Урусевского, Л.Полуянова, И.Грицюса изучение и теоретическое осмысление технологических, методологических и творческих проблем кинооператорского искусства достигло уровня зрелого, глубокого, часто исчерпывающего теоретического исследования.

За рубежом также существуют труды по вопросам кинооператорского мастерства. Однако в таких книгах, как например, "Живопись светом" или "Профессиональная кинематография", принадлежащих перу известных американских операторов Джону Альтон} и Чарльзу Кларку, а также в подавляющем большинстве статей, напечатанных в специальных журналах, типа American cinema-fographer или La Technique Cinematographique под

нимаются лишь частные, узко профессиональные вопросы кинооператорского искусства, связанные с технологией съемочного процесса. В иностранных работах крайне редко рассматриваются проблемы творческого характера.

Советская теория кинооператорского мастерства неразрывно связана с творческой практикой, она основана на многогранном, разностороннем историческом опыте советских кинооператоров. Исследования проблем операторского искусства кинооператоров- теоретиков отличаются пониманием идейно-философских и эстетических проблем кинематографа, широтой искусствоведческого кругозора, острым чувством современности.

Зарубежные киноведы и практики киноискусства - режиссеры и операторы - высоко оценивали достижения советской киноопе-

раторской школы.

Многие зарубежные кинематографисты черпали свое вдохновение в советских фильмах, которые новизной своей проблематики, изобразительной формы и монтажа открывали новые перспективы, раздвигая старые границы киноискусства.

Метод советского киноискусства, прогрессивность его содержания и формы, оказали существенное влияние на формирование и развитие прогрессивных тенденций в киноискусстве Запада.

Обращение к социальной тематике, к насущным национальным проблемам, реалистическая трактовка героев и среды, стремление отразить в искусстве общественные процессы- таковы черты прогрессивного кинематографа дофашистской Германии, Англии, Америки,Мексики,Италии, Франции и других стран, сформировавшегося в значительной степени под влиянием идей Великой Октябрьской Социалистической революции, под влиянием советского киноискусства.

Советские фильмы внесли принципиальные изменения в эстетику седьмого искусства. Новая изобразительная форма, приемы съемки и новые принципы монтажа, открытые советскими кинематографистами, были восприняты на Западе как новаторство и нашли своих последователей.

Ракурсы и композиция кадра как средства усиления экспрессии актерской игры и выражения авторского отношения к снимаемому материалу, освещение, применяемое для выявления характеров героев, движение камеры для усиления эмоционального воздействия драматургии, - все эти приемы съемки, широко введен-

ные в операторскую практику советскими кинематографистами, были использованы зарубежными операторами как необходимые компоненты создания реалистического портрета. Особое внимание к передаче среды во всей ее конкретности, к деталям, выражающим быт, среду, характер, нашло свое отражение в лучших произведениях западного киноискусства. Поэтизация человеческого труда, ставшая одной из основных особенностей советского киноискусства, была положена в основу многих зарубежных фильмов, как художественных, так и документальных.

Зарубежные кинематографисты использовали также такие приема съемки, новаторски примененные советскими операторами, как например, съемку в естественном интерьере, комбинированное освещение на натуре, соединение реального фона действия и типажа, съемка крупных планов без грима. Стремление к высокой реалистичности, документальной фактуре изображения, характерной для лучших советских фильмов, отмечены многие зарубежные фирмы. Эта черта изобразительного стиля особенно явно проявилась в некоторых фильмах немецкого кино догитлеров-ского периода, во многих мексиканских фильмах, в английских фильмах военного времени, и конечно, в кинематографе итальянского неореализма.

Именно эта сторона советского киноискусства - документальность изобразительной фактуры - оказала огромное влияние на формирование документального жанра в кинематографии разных стран мира. Свидетельства тому - английские документальные фильмы картины Вальтера Рутмана, Йориса Ивсиса, Пэра Лоренца, Поля бтренда и других. Об этом говорили сами кинематографисты, это утверждали историки и теоретики

киноискусства.

Влияние Советского киноискусства не исчерпывается внедрением зарубежными кинематрографистами новых приемов съемки, монтажа и даже не введением в кинематограф новой тематики. Это влияние было значительно более глубоким. Оно выразилось прежде всего в пристальном внимании к человеку, в трактовке человека в неразрывной связи с современностью, в стремлении к анализу общественных процессов, в новом, более глубоком понимании природы киноискусства и его огромных возможностей. В области изобразительной формы влияние советского кино на зарубежное выразилось прежде всего в ©бщем стремлении к реалистической трактовке человека и среды, в стремлении подчинить изобразительное решение фильма требованиям драматургии с позиций подлинного реализма. И это является наиважнейшим аспектом влияния советского кинооператорского искусства на изобразительное решение зарубежных фильмов.

О влиянии советского кино на мировой кинематограф писали многие творческие работники и исследователи киноискусства. Крупнейший режиссер итальянского кино Лукино Висконти как-то сказал: "Совершенно ясно, что такие произведения, как "Конец Санкт-Петербурга", и "Мать" представляют огромные оси, вокруг которых продолжает вращаться реализм в кино". А соотечественник Висконти, публицист Пьерро Гадда-конти писал о значении фильмов Эйзенштейна, что "именно фильмам немого периода мы обязаны неизменно активным и неизменно актуальным влиянием творчества Эйзенштейна на мировое кино. Это влияние не утратит своего значения до тех

пор, пока искусство кино будет жить и служить интересам людей. Если кино в будущем суждено уступить место новым, рожденным телевидением формам зрелища, которые сейчас еще трудно предугадать, или каким-нибудь другим техническим открытиям, влияние Эйзенштейна и значение этого влияния несомненно будут жить также и в этих новых формах и открытиях. Его влияние вечно, ибо Эйзенштейн был гением".

Такие определения значения творчества крупнейших мастеров советского немого кино свидетельствует о глубочайшем уважении прогрессивных западных кинематографистов к советскому кино, о том, что они понимают его истинное значение в развитии мирового киноискусства.

Многие западные кинематографисты, такие как, например, Де Сантис, Висконти, Садуль и другие, считают, что открытия в области содержания и формы фильмов, сделанные советскими кинематографистами в 20-х годах, являются необычайно актуальными и сегодня. Темы советских фильмов, связанные с событиями полувековой давности, могут показаться далекими для современного зрителя, они могут восприниматься на Западе как темы, далекие от проблем сегодняшнего дня. Но их глубокое гуманное содержание и реалистическая изобразительная форма остаются необычайно полноценными независимо от исторических перемен, изменения вкусов и восприятия публики, от эволюции киноязыка и технического прогресса.

Мододые кинематографисты всех стран мира сейчас тщательно изучают творческое и теоретическое наследие крупнейших мастеров советского немого кино. Каждый фильм, каждая статья Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко исследуются ими, воспринимаются как учебное пособие, как пример глубокой заинтересованности художника в социальных и общественных проблемах своего времени, как пример великолепного мастерства и бескорыстного служения искусству. В последнее десятилетие на Западе широкое распространение получило течение мкино-правдыи / м синема-веритеи/, и в связи с этим много и часто пишут и говорят о влиянии творчества Дзиги Вертова на формирование этого течения, публикуют его статьи, показывает на ретроспективах его фильмы. Это ли не является.убедительным свидетельством актуальности открытий советского немого кино в современном мировом кинематографе?

До сего времени в зарубежном киноведении довольно широко была распространена ошибочная мысль о том, что совет-ское кино всем своим влиянием и значением обязаноу'творчест-ву Эйзенштейна и Пудовкина, и в особенности, их работам немого периода, тогдл как советское киноискусство 30-60 г.г. мало, что прибавило к своей мировой славе. Такая точка зрения объясняется недостаточной осведомленностью большинства кинематографистов Запада в советском киноискусстве звукового периода, а также часто тенденциозностью подхода к рассмотрению проблематики советских фильмов этого периода.

В ряде работ иностранных киноведов последних лет, а также в докладах и выступлениях участников Репинского симпозиума*^ эта точка зрения б^ла подвергнута серьезной и весьма аргументированной критике. Лучшие советские фильмы 30-60-х годов, также как и фильмы 20-х годов, несли миру революционные идеи, обновляли мировой кинематограф идейно и эстетически, - это утверждают теперь все прогрессивные деятели мирового кино, доказательство тому - успех на Западе таких фильмов, как » Чапаев», » Мы из Кронштадт an, "Сорок первый», я Летят журавли п, » Иваново детством и многих других, признание их высоких идейных и художественных достоинств.

Присуждение ведущих премий советским фильмам на международных кинофестивалях последнего времени, огромный интерес к ним со стороны зрителей и критиков за рубежом, красноречиво свидетельствует о том, что советские киноискусство сохраняет революционное, глубоко прогрессивное значение. Продолжая лучшие традиции советской кинематографической школы 20-х годов, оно несет всему миру высокие идеи гумавизма, утверждает новый взгляд на жизнь.

х) Этот симпозиум, который состоялся в Репино / под Ленинградом/ в июле-августе 1967 г. был посвящен нроблеме влияния идей Великой Октябрьской Социалистической революции на мировое кино. В нем приняли участие многие зарубежные и советские киноведь;.

Мзобразительный стиль советского киноискусства пользуется широкой популярностью на Западе, получает как правило глубоко положительные оценки в прессе потому, что он соответствует высоким идейно-художественном качествам современных фильмов. Реалистичность манеры съемки,изобразительное раскрытие и трактовка жизненного материала в сочетании с высоким профессионализмом и разнообразием художественных приемов - те основные черты, присущие советским кинооператорам, которые несли неувядаемей славу советской кинооператорской школе на протяжении почти полувекового ье существования.

ФИЛЬМОГРАФЙЯ

СОВЕТСКИЕ ФИЛЬМЫ

1. Стачка"

Производство Госкино,1924 г.

Сценарий коллектива Пролеткульта (В.Ф.Плетнев, С.М. Эйзенштейн, й.А.Кравчуновский, Г.В. Мормоненко) Режиссер - С.М.Эйзенштейн Оператор - Э.К.Тиссэ

2. "Броненосец Потемкин"

Производство Первой фабрики Госкино, 1925г. Сценарий Н.Агаджановой Режиссер - С.М.Эйзенштейн. Оператор - Э.К.Тиссэ

3. "Мать"

Производство "Межрабпом - Русь",1926 г. Сценарий - Н.Захри Режиссер - В.И.Пудовкин Оператор - А.Головня

4. "Конец Санкт-Петербурга" Производство Межрабпом - Русь,1927г. Сценарий - Н.Захри

Режиссер - В.И.Пудовкин Оператор - А.Головня

5. "Октябрь"

Производство Совкино,1927г. Сценарий - С.Эйзенштейн,Г.Александров Режиссеры - С,Эйзенштейн, Г.Александров Оператор - Э.Тиссэ.

6. "Старое и новое"

Производство Совкино, 1926-29 г.г. Сценарий - С.Эйзенштейн, Г.Александров Режиссер - С.Эйзенштейн, Г.Александров Оператор - Э.Тиссэ

7. "Потомок Чингис Хана" Производство Межрабпомфильм, 1928г. Сценарий - О.М.Брик

Режиссер - В.И.Пудовкин Оператор - А.Головня

8. "Бесприданница"

Производство киностудии "Рот-Фронт",1936г. Сценарий - В.Швейцера и Я.Протазанова Режиссер - Я.Протазанов Оператор - М.Магдисон

9. "Трилогия о Максиме"

Производство Ленинградского комбината,1934г. Режиссеры - Г.Козинцев и Л.Траутберг Оператор - А.Москвин

10. "Щорс"

Производство Киевской студии, 1939г. Сценарий - А.11. Довженко Режиссер - А.П.Довженко Оператор - Ю.Екельчик

11. "Богдан Хмельницкий" Производство Киевской студии, 1941г. Сценарий А.Корнейчука

Режиссер - И. Савченко Оператор - Ю *Екельчик

12. "Пышка"

Производство Московского кинокомбината, 1933-34 г.г. Сценарий - М.гомма Режиссер - М.иЛмм Оператор - В.Волчек

13. "Мечта"

Производство к/с "Мосфильм",1941г. Сценарий - Е.Габриловича Режиссер - М.И.Ромм Оператор - В.Волчек

14. "Иван Грозный" - 1-я серия

Производство Алма-Атинской киностудии, 1944г. Сценарий - С.Эйзенштейна Режиссер - С.Эйзенштейн Оператор - Э.Тиссэ и А.Москвин

15. "Иван Грозный" - 2-я серия Производство к/с "Мосфльм",1945г. Сценарий - С.Эйзенштейна

Режиссер - С.М.Эйзенштейн Оператор - 3.Тиссэ, А.Москвин

16. "Пирогов"

Производство "Ленфильм",1947г.

Сценарий - Ю.Германа

Режиссер - Г.Козинцев.

Операторы - А.Москвин, А.Назаров, И.Шифрин

17. "Каменный цветок"

Производство к/с "Мосфильм", 1946г. Сценарий - П.Бажова и И.Келлера Режиссер - А.Птушко Оператор - Ф.ПроЕоров

18. "Адмирал Нахимов" Производство к/с "Мосфильм",1946г. Сценарий - Луковского

Режиссер - В.И.Пудовкин Операторы - А.Головня, Т.Лобова

19. "В мирные дни"

Производство Киевской киностудии, 1950г. Сценарий - И.Прута Режиссер - В.Браун Оператор - Д.Демуцкий

20. "Великий воин Албании Скандерберг" Производство к/с "Мосфильм и Государственной коно-студии "Новая Албания",1953г.

Сценарий - М.Папавы Режиссер - С.Юткевич Оператор - Е.Андриканис

21. "Отелло"

Производство к/с "Мосфильм11,1955г. Сценарий - СД)ткевича Режиссер - С.Юткевич Оператор - Е.Андриканис

22. "Летят Журавли"

Производство к/с "Мосфльм", 1958г. Сценарий - В.Розова Режиссер - М.Калатозов Оператор - С.Урусевский

23. "Сорок; первый"

Производство к/с "Мосфльм",1956г. Сценарий - Г.Колтунова Режиссер - Г.Чухрай Оператор - С.Урусевский

24. "Повесть пламенных лет" Производство к/с "Мосфильм", 1960г. Сценарий - А.П.Довженко Режиссер - Ю.Солнцева. Операторы - Ф.Проворов, А.Темерин

25. "Судьба человека" Производство к/с "Мосфильм",1959г. Сценарий - С.Бондарчука Режиссер - С.Бондарчук Оператор - В.Монахов

26. "Сестры"

Производство к/с "Мосфльм",1957г. Сценарий - Б.Чирскова Режиссер - Г.Рошаль Оператор - Л.Косматов

27. "Девять дней одного года" Производство к/с "Мосфильм",1961г. Сценарий - Л.Храбровицкого, М.Ромма Режиссер - М.Ромм

Оператор - Г.Лавров

28. "Человек идет за солнцем" Производство к/с "Молдова-фильм",1961г. Сценарий - В.Гажиу, М.Гажиу, М.Калик Режиссер - М.Калик

Оператор / В.Дербенев

29. "Иваново детство" Производство к/с "Мосфльм",1962г. Сценарий - В.Богомолова, М.Папава Режиссер - А.Тарковский Оператор - В.Юсов

30. "Баллада о солдате" Производство к/с "Мосфльм",1959г. Сценарий - В.Ежова, Г.Чухрая Режиссер - Г.Чухрай

Операторы В.Николаев,Э.Савельева.

31. "Дама с собачкой" Производство к/с "Ленфильм",1960г. Сценарий - И.Хейфица

Режиссер - И.Хейфиц Операторы - А.Москвин, Д.Месхиев

32. "Синяя тетрадь"

Производство к/с им.Горького,1963г Сценарий - Л.Кулиджанова Режиссер - Л.Кулиджанов Оператор - И.Шатров

33. "Мне двадцать лет" Производство к/с им.Горького,1964Г Сценарий - Г.Шпаликова,М.Хуциева Режиссер - М.Хуциев

Оператор - М.Пилихина

34. "Я шагаю по Москве" Производство к/с Мосфильм,1963г. Сценарий - Г.Шпаликова Режиссер - Г.Данелия Оператор - В.Юсов

35. "Гамлет"

Производство к/с "Ленфильм",1964г. Сценарий - Г.Козинцева Режиссер -Г.Козинцев Оператор- И.Грицюс

36. "Война и мир"

Производство к/с "Мосфильм",1965г. Режиссер - С.Бондарчук Оператор - А.Петрицкий

37. "Тени забытых предков"

Производство Киевской студии им. Довженко,1965г. Сценарий - С.Параджанова Режиссер - С.Параджанов Оператор - Ю.Ильенко

38. "Женщины"

Производство к/с им.Горького Сценарий - Б.Метальникова Режиссер - П.Любимов Оператор - В.Шумский

39. "Твой сын и брат" Производство к/с им.Горького Сценарий - В.Шукшин Оператор - В.Гинзбург

ЗАРУБЕЖНЫЕ ФИЛЬМЫ

40. "Кабинет доктора Калигари"

Производство "Декла-Биоскоп",Германия,1920г. Сценарий - К.Майера Режиссер - Р.Вине Оператор - Вилли Хамайстер

41. "Последний человек" Производство УФА. Германия, 1924г. Сценарий- К.Майер

Режиссер - Ф.В.Мурнау Оператор - Карл Фрейнд

42. "Безрадостная улица"

Производство "Зофар-Фильм",Германия,1925г. Сценарий - В.Хасс Режиссер - Г.В.Цабст Оператор - Гвидо Зеебер 43» "Берлин-симфония большого города" Производство "Фокс-фильм",1927г. Сценарий - К.Мейер,В.Рутман,К.Фрейнд Режиссер - В.Рутман Операторы - Карл Фрейнд Режиссер - ВоРутман

Операторы - Карл Фрейнд,Роберт Баберски, Реймар, Кунце,Ласло Шеффер

44. "Поездка матушки Краузе за счастьем" Производство "Прометеус-фильм",1929г. Сценарий, режиссура - Филь Ютци Оператор - Филь Ютци

45. "Голод в Вальденбурге" Производство "Прометеус-фильм", 1928г.

Сценарий, режиссура -Филь Ютци Оператор - Филь Ютци

46. "Содружество"

Производство "Неро",Германия,1931г. Сценарий - Карл Оттен, Э.Вайда,П.М, Дамйель Режиссер - Г.В.Пабст

Операторы - Фриц Арно Вагнер,Роберт Баберски

47. "Трехгромовая опера" Производство "Неро", Германия,1931г. Сценарий - Л.Вайда. Б.Балаш, Л.Ланья Режиссер - Г.В.Пабст

Оператор - Фриц Арно Вагнер

48. "Куле Вампе"

Производство "Презенс-Фильм",Германия,1932г. Сценарий - Б.Брехт, Э.Освальд Режиссер - Златан Лудов Оператор - Гюнтер Крампф

49. "Такова жизнь"

Производство "Букач и Пиштек",1929г. Сценарий - Карл Юнганс Режиссер - Карл Юнганс Оператор - Ласло Шеффер

50. "Только время" Производство "Неофильм",1926г. Режиссер - Альберто Кавальканти Оператор - Джимми Роджерс

51. "Сталь"

"Производство Чинес",1933г.

Сценарий - Луиджи Пиранделло

Режиссер - Вальтер Рутман

Операторы - Массимо Терцано, Домеников Скала

52. "Белый корабль" Производство "Скалера",1941г.

Сценарий - Де Робертис,Франческо,Росселлини Режиссер - Р.Росселлини

Операторы - Дж.Караччало, Бьястроки, Беллеро,Бизоньи

53. "Рим-открытый город" Производство "Эксцельса-фильм",1945г. Сценарий - С.Амидеи, Ф.Феллини Режиссер - Роберто Росселлини Оператор - Отелло Мартелли

54. "Похитители велосипедов" Производство "Продукцион Де Сика",1948г. Сценарий - Луиджи Бартоллини Режиссер - Витторио Де Сика

Оператор - Карло Монтуори,Марио Монтуори

55. "Горький рис"

Производство "Люкс-Фильм",1948г. Сценарий - К.Лидзани, Дж.Пуччини, Л.Соларо,

Дж.Де Сантис Режиссер - Джузеппе Де Сантис Оператор - Отелло Мартелли 56» "Трагическая охота"

Производство "А.Н.П.И.Фильм" и "Данте-Фильм" Сценарий - К.Лидзани, Дж. Де Сантис Режиссер - Джузеппе Де Сантис Оператор - Отелло Мартелли

57. "Нет мира под оливами" Производство "Люкс-фильм",1949г.

Сценарий - Л.Либеро, К.Лидзани, Де Сантис, Дж.Пуччини Режиссер - Джузеппе Де Сантис Оператор - Пьеро Парталупи

58. "Рим в II часов"

Производство "Титанус-Фильм" - "Трансконтиненталь"-Фильм", 1951г.

Сценарий - Дзаваттини, Де Сантис, Р.Сонего, Б.Фраикина Режиссер - Джузеппе Де Сантис Оператор - Отелло Мартелли

59. "Длинная ночь 1943 года"

Производство "Зуроннтернациональ-Фильмс",1961г. Сценарий - Флорестано Ванчини, Э.Де Кончини,

П.П.Пазолини Режиссер - Флорестано Ванчини Оператор - Карло ди Пальма

60. "Генерал Делла Ровере"

Производство "Зебра-Фильм" -"С.Н.Е.Гомон",1959г. Сценарий - И.Монтанелли Режиссер - Роберто Росселини Оператор - Карло Карлини

61. "Четыре дня Неаполя"

Производство "Титанус" - "Метро С.П.А.",1962г. Сценарий - К.Бернари, Н.Лой, В.Пратолини,П.Феста Режиссер - Наини Лой Оператор- Марчелло Гатти

62. "Бандиты из Оргозолы" Производство "Титанус - Фильм", 1961г. Сценарий - Вера де Сика, Витторио де Сика Режиссер и оператор - Витторио Де Сика

63. "Умберто Д"

Производство "Риддоли - Де Сика - Амато", 1948г. Сценарий - Чезаре Дзататтини Режиссер - Джузеппе Де Сантис Оператор - Грациато Р.Альдо

64. "Чувство"

Производство "Люкс - Фильм", 1953г. Сценарий - С.Чекки, Д"Амико, Дж. Проспери,

К.Алианелло и др. Режиссер - Лукино Висконти Оператор - Грациато Р.Альдо и Роберт Краскер

65. "Чудо в Милане"

Производство "Де Сика - ЭНИЧ",1950г.

Сценарий - Ч.Дзаваттини, Де Сика, С.Чекки,Д"Амико

Режиссер - Витторио Де Сика

Оператор - Г.Р.Альдо

66. "Земля дрожит"

Производство "Универсалия", 1948г. Сценарий и режиссура - Лукино Висконти Оператор - Г.Р.Альдо

67. "Сети"

Производство "Суперпродуксьон", Сексика, 1934г. Сценарий - А.В.Чавес, П.Стрепд Режиссеры - Фред Циннеман и Эмилио Гомес Мурюэль Оператор - Поль Стренд

68. "Мексиканская девушка" Производство Фильмекс, 1948г. Режиссер - Эмилио Фернандеш Оператор - Габриэль Фигероа

69. "Макловия"

Производство "Фильмекс",1948г. Сценарий - Мурисио Магдалено, Э.Фернандеш Режиссер - Эмилио Фернандес Оператор - Габриэль Фигероа

70. "Мария Кандеоярия"

Производство "Фильме Мундиалес",1944г. С,А.(Аугустин Х.Финк) Сценарий - И.Магдалено Режиссер - Эмилио Фернандес Оператор - Габриэль Фигероа

71. "Жемчужина"

Производство "Ф.А.М.А.- Ашла Продуксьон" Сценарий - Дж. Стейнбек, Джек Вагнер Режиссер - Э.Фернандес Оператор - Г.Фигереа

72. "Рио Эскондидо"

Производство "Рауль де Анда продуксьон",1948г. Сценарий - М.Магдалено Режиссер - З.Фернандес Оператор - Г.Финероа

73. "Буря над Мексикой" Монтажер - Сол Лессер Режиссер - С.М.Эйзенштейн Оператор - Э.К.Тиссэ Выпуск 1933 года

74. "Время под солнцем" Монтажер - Мэри Ситон Режиссер - С.М.Эйзенштейн Оператор - Э.К.Тиссэ

75. "Рыбачьи суда"

Производство "Трейд Юнит" Англия,1929г. Режиссер - Джон Грирсон Оператор -Бэзил Эммот

76. "Ночная почта" Производство А.Б.Ф.Д. "1936г. Режиссер - Бэзил Райт, Гарри Уотт Оператор - Джон Фоул

77. "Песня Цейлона"

Производство "Джон Грирсон",1935г. Режиссер и оператор - Безил Райт

78. "Четыре пера"

Производство "Лондон-Фильм",1939г. Сценарий - Р.С.Шерифф Режиссер - Золтан Корда

Оператор - Джордж Периналь,Осмонд Баррадейл

79. ". В котором мы служим" Производство "Ту Ситиз", 1942г. Сценарий - Ноэль Кауард Режиссеры - Н.Кауард, Дэвид Лин

Операторы - Гай Грин. Рональд Ним, Дуглас Вулси,

Деррик Вильяме

80. "Начались пожары"

Производство "Краун Фильм Юнит",1942г. Сценарий и режиссура - ХЭМФРИ Дженпингс Оператор - С.Паннингтон - Ричарде

81. "Сан Деметрио - Лондон" Производство "Илинг ",1943г. Сценарий - Р.Хамер, Ч.Френд Режиссер - Чарльз Френд Оператор - Эрнст Палмер

82. "Девять человек" Производство "Иллинг",1942г. Сценарий - Дж. Кери Режиссер - Гарри Уатт Оператор - Рой Келлино

83. "Мамочка не позволяет"

Производство Б.Ф.И. Экспериментал" - "Продакши Фонд" Сценарий и режиссура - Тони Ричардсон и Карел Рейсц Оператор - Уолтор Лессели

84. "В субботу вечером, - в воскресенье утром" Производство "Вудфол",1960г.

Сценарий - Аллан Силлиотоу Режиссер - Карел Рейсц Оператор - Фредди Френсис

85. "Том Джонс"

Производство "Юнайтед Артисте",1963г. Сценарий - Джон Осборн Режиссер - Тони Ричардсон Оператор - Уолтер Лессели

86. "Эта спортивная жизнь"

Производство "Джулиан - Уинтл Лесли" - Паркин

Индепендент Артисте",1962г.

Сценарий - Дэвид Стерн

Режиссер - Линдсей Андерсен

Оператор - Денис Куп

87. "Человек из Арана"

Производство фирмы "Майкл Бэлкон,Генсборо",1934г.

Режиссер - Роберт Флаэрти

Операторы - Роберт Флаэрти, Дж, Голдман

88. "Зюдерзее"

Производство "КАПИ",1930г. Режиссер и оператор - йорис Ивенс

89. "Дождь"

Производство "КАЛИ", Голландия,1929г. Режиссер и оператор - Йорис ИЕенс

90. "Страсти Жанны Д"Арк"

Производство "Сосьете Женераль де фильм", Франция,1928г. Сценарий - Жозей Дельтейль, Карл Дрейер Режиссер - Карл Дрейер Операторы - Рудольф Матэ, Котула

91. "Великая иллюзия"

Производство "Де Ре лизасьон Д"Ар Синематографик",1937г.

Сценарий - Жан Ренуар и Шарль Спаак

Режиссер - Жан Ренуар

Оператор - Кристиан Матра, Клод Ренуар

92. "Марсельеза"

Производство "Сосьете Jl'a Марсельеза", 1936г. Режиссер - Жан Ренуар

Операторы - Бургуен, А.Дуарину, Мйоль, Ж.Луи,

Альфран

93. "Битва на рельсах" Производство К.1.Д.С.Ф.,1947г. Режиссер - Рене Клеман Оператор - Анри Алекан

94. "Если парни всего мира"

Производство /Фильм Ариан", "Фильм Сонор", "Синетиль",1955г.

Сценарий - Жак Реми,Анри-Жорж Клузо Режиссер - Кристиан Жак Оператор - Арман Тирар

95. "Набережная туманов"

Производство "Сине-Альянс-Грегор Рабинович",1938г. Сценарий - Симон Шиффрин Режиссер - Марсель Карнэ

Операторы - Эжен Шюфтан,Люсьен Паж,Фоссар,Алекан

96. "Конец дня" Производство "Режина",1949г. Сценарий - Шарль Спаак, Ж.Дювивье Режиссер - Марсель Карне

Оператор - Кристиан Матра, Илиар, Боро

97. "Жервеза"

Производство Делае Продуксьон", "Сильвер Фильм" С.И.С.С."

Сценарий - Жан Оранш,Пьер Бост Режиссер - Рене Клеман Оператор - Робер Жюнар

98. "Хроника одного лета" Производство "Аргос-фильм", 1961г. Сценарий - Ж.Руш, Эдгар Марен Режиссер - Жан Руш

Операторы - Рауль Кутар, Роже Морийор, Жан-Жак Тарб, Мишель Бро

99. "Прекрасный май" Производство "Софрасима",1963г. Сценарий - Катрин Врлин Режиссер - Крис Маркер,Пьер Льомм

Операторы - Этьен Бекер, Дени Клерваль,Пьер Вийемен

100. "Большие маневры"

Производство "Фильм-Сонор", "Риффоли - фильм",

С.Е.К.А. Синеталь"

Сценарий и режиссура - Рене Клер

Оператор - Робер ле Февр

101. "Большой парад"

Производство "Метро-Голдвин/Майер",США, 1925г. Сценарий и режиссура - Кинг Видор Оператор - Чарльз Энгер

102. "Толпа"

"Производство "Метро-Голдвин-Майер",1928г. Сценарий - Джон Учевер,К.Видор Режиссер - Кинг Видор Оператор - Генри Шарп

103. "Осведомитель"

Производство "Рко-Радио Пикчерс",1935г. Сценарий - Даддли йикколс Режиссер - Джон Форд Оператор - Джозеф Август

104. "Жизнь для науки"

Производство фирмы братьев Уорнер, 1935г.

Сценарий - Шеридан Джибней

Режиссер - Уильям Диттерле

Операторы - Пьер Коллино и Гаэтано Гаудино

105. "Я обвиняю"

Производство фирмы братьев Корнер, 1937г. Сценарий - Норман Рейли Райн,Генц, Гарольд Режиссер - Ульям Диттерле Оператор - Гаэтано Гаудио

106. "Хлеб наш насущный" Производство "Кинг Видор", 1934г. Сценарий - Элизабет Хэлл Режиссер - Кинг Видор

Оператор - Роберт Планк, Регги Лэннинг

107. "Гроздья гнева"

Производство "20-й век Фокс",1940г. Сценарий - Наннали Джонсон Режиссер - Джон Форд Оператор - Грегг Толанд

108, "Табачная дорога"

Производство "Фокс 20-й век", 1941г. Сценарий - Наннали Джонсон Режиссер - Джон Форд Оператор - Артур Миллер

"Долгий путь домой" Производство "Юнайтед Артисте",1940г. Сценарий - Диддли Никколс Режиссер - Джон Форд Оператор - Грегг Толанд

"Плуг, который вспахал землю" Производство "Россеттлмент администрейшн",1936г. Сценарий и режиссура - Пэрэ Лоренц Операторы - Ральф Стейнер, Поль Стренд, Лео Гурвиц

III. "Родная земля"

Производство "Фронтир - Фильм", 1942г. Режиссеры - Лео Гурвич и Поль Стренд Оператор - Поль Стренд

Список литературы диссертационного исследования Голдовская, М. Е., 1968 год

1. Самое важное из искусств. Ленин о кино.Сборник документов и материалов, М. » Искусство»!, 1963г.2. ф. Энгельс. Диалектика природы .Маркс и фр. Энгельс. Соч.20

2. Г.В. Плеханов. Судьбы русской критики. Соч. М. 19 25 т. XX.

3. В.И. Ленин. Детская болезнь левизны » в коммунизме". В.И Ленин,Соч. Изд. 4-ое т. 31.

4. В.И. Ленин. Партийная организация и партийная литература.Соч. изд. 4-ое т. 10.

5. Ленин о культуре и искусстве, м. «Искусстве1,' 1956.

6. Материалы XXili съезда КПСС. Изд. политической' литературы,м. 1966

7. Луночарский о кино. М., "Искусство», 1984 г.

8. С.М. Эйзенштейн. Избранные произведения, т. 1-4. М.чйасусством.

9. С.М. Эйзенштейн. Избранное, м. » Искусство", 1956.

10. В.И. Пудовкин. Избранные статьи. М, " Искусство", 1955г.

11. Н.Г1. Абрамов. Дзига Вертов. №. и Искусство», 1962г.

12. Е. Андриканис. Заметки кинооператора. Из опыта работы над фильмом и Великий воин Албании Скандерберг", М., "Искусство», 1956г.

13. Дзига Вертов. Статьи, дневники, замыслы. И. » Искусство», 1966г.

14. И. Вайсфельд. Крушение и созидание. М. » Искусство», 1964г.

15. С. Гинзбург. Кинематография дореволюционной России М."Искусство» 1363р.

16. А.Д. Головня. Свет в искусство оператора. М., Госкиноиздат, 1945г

17. А.Д.Головня. Мастерство кинооператора. М. "Искусство", 1965 г.

18. А.Грошев. Советское кинов послевоенные годы. ВГИК, I960 г.

19. С.Дробашенко. Кинорежиссер Иорис Ивенс. М.,Искусство", 196® г.

20. Ю.А.Желябужский, Изобразительная композиция фильма. М."Искусство", I960 г.

21. Р.Ильин. Юрий Екельчик. М., "Искусство".

22. В.Колодяжная. Кино США в годы войны. ВГИК, 1961 г.

23. С.Комаров. История зарубежного кино. М. "Искусство", 1965 г.

24. С.Комаров. Развитие кинематографии в Германии. ВГИК, 1962 г.

25. Е.Карцева. Сделано в Голливуде. М., "Искусство", 1965 г.

26. А.Левицкий. Рассказы о кинематографе. М., "Искусство", 1964 г.

27. А.Марьянов. Всеволод Пудовкин. М.Госкиноиздат, 1951 г.

28. Е.Нильсен. Изобразительное построение фильма М.Кинофото-издат, 1936 г.

29. В.И.Пудовкин. Кинорежиссер. Кинопечать, 1926 г.

30. А.А.Федоров-Давыдов. Изобразительная культура фильмов Пудовкина. (Рукопись. Материалы кабинета советского кино ВГИК).

31. С.Фрейлих. Фильмы и годы. М., "Искусство", 1964г.

32. Е.Чвялев. Советские фильмы за границей. Теакинопечать,1929г.

33. В.В.Шитова. Лукино Висконти.,М."Искусство", 1965г.

34. Р.Юренев. "Броненосец Потемкин" Сергея Эйзенштейна, М. "Наука", 1965г.

35. С.Юткевич. О киноискусстве. Изд.АН СССР,1962г.

36. Г.Аристарко. История теорий кино. М.,"Искусство",1966г.

37. Рудольф Арнхейм. Кино как искусство. Изд. Иностранной литературы. С.,1960г.

38. Бела Балаш. Видимый человек. Всероссийский Пролеткульт,М. 1925г.

39. Бела Балаш.Культура кино. Государственное изд. Ленинград,1925г.

40. Бела Балаш. Искусство кино, М.Госкиноиздат,1945г.

41. Чезаре Дзаваттини. Некоторые мысли о киноискусстве. Предисловие к сценарию "Умберто Д", М., "Искусство", I960 г.

42. Карло Лидзани. Итальянское кино. М.^'Искусство",1956г.

43. Джон 1ОЕард Лоусон. Кинофильмы е борьбе идей. Изд. Иностранной литературы, М. 1954г.

44. Джон Говард Лоусон. Фильм творческий процесс. М."Искусство", 1965г.

45. Э.Линдгрен. Искусство кино., М.Изд.Иностранной литературы,1956г.

46. Марсель мартен. Язык кино. М. "Искусство",1956г.

47. Карел Рейсц. Техника киномонтажа. М. /'Искусство",1961г.

48. Жорж Садуль. История киноискусства. М. изд. Иностранной литературы,1957г.

49. Жорж Садуль. Всеобщая история кино т.т. 1,2,3,6. М."Искусство",

50. Джузеппе Феррара. Новое итальянское кино. М.,Изд.Ино-странной литературы, 1959г.

51. Грегг Толанд. Композиция в кинофильмах. Материалы кабинета операторского мастерства ВГИК

52. Грегг Толанд, Кинооператор. Реализм в "Гражданине Кейне".Материалы кабинета кинооператорского мастерстваВГИК.

53. Е.Андриканис. Рождение операторского образа. Сборник Мосфильма. М."Искусство", 1959г.

54. Умберто-Барбаро. Так мы росли. "Искусство кино", £ 6, 1958г.

55. Жан Вивье. Техника на службе искусства во французской кинематографии. "Техника кино и телевидения", Л 9, 1963г.

56. Кино и время. Бюллетень Госфильмофонда СССР На правах рукописи, М. 1962г.

57. Вопросы кинодраматургии, выпуск 5. Сюжет в кино.М. "Искусство", 1965г.

58. Вопросы киноискусства. Анатолий Головня один из первых.Искусство кино" Л 10, 1960г.

59. А.З.Гальперин. Анатолий Головня один из первых "Искусство кино" $ 10,1960г.

60. Г.Козинцев. Андрей Москвин. Журнал "Советское кино", Л 11,1935г.

61. А.Головня. Об искусстве кинооператора. "Искусство кино", Л I, 1947г.

62. Головня. Пейзаж в фильме "Советское искусство", 12.ХП.1944 г.

63. А.Головня. Цвет на экране. "Кино" Л 14/693 от 5.XI.1935г.

64. А.Головня. Пудовкин на съемках. "Искусство кино", Л 6, 1953г.

65. Л.Дыко. Творческие поиски Сергея Урусевского "Искусство кино" Л 7, 1961г.

66. Л.Дыко. Новые работы кинооператоров. "Искусство кино", Л 2,1958г.

67. Ю.Екелъчик. Оператор художник цветного фильма. "Советское искусство", 21.У1-1951г.

68. Р.Ильин. Почерк кинооператора. "Искусство кино".Л 5,1962г.

69. В.Кагарлицкий. Маргарита Пилихина. "Советский экран",Л 5, 1960г.

70. А.Караганов "Октябрь и мировое кино", "Искусство", Л 11-12,1967г.

71. Г.Козинцев. Андрей Москвин, журнал "Советское кино" Л 1,1935 г.

72. А.Каменский. Воплощение зрительного образа. Сборник Мосфильма. М. "Искусство", 1961г.

73. М.Меркель. О приемах технических и творческихИскусство кино", Л 9, 1959 г.

74. В.Монахов. Место кинооператора. "Искусство"

75. В.Нильсен. Три мастера. Киногазета Л 59, 1934г.

76. В.Нильсен, Э.Тиссэ. О творчестве кинооператораСоветское кино", Л 7, 1933г.

77. В.Пудовкин. "Конец Санкт-Петербурга", "Советский экран" Л 46, 15.XI.1927г.

78. С.Полуянов. Итоги пяти работ. Сборник Мосфильма. М."Искусство", 1961г.

79. С.Полуянов. Выразительность простоты. "Искусство кино", Л II, 1966г.

80. Э.Тиссэ. Техника съемки "Броненосца Потемкина", Киножурнал АРРК Л 2/14,1926г.

81. А.Шеленков. Оператор и фильм. Сборник Мосфильма. М. "Искусство", 1961г.

82. А.Шеленков. Пути развития изобразительной формы. Сборник Мосфильма. М., "Искусство", 1959г.

83. С.Юткевич. Мировое значение "Броненосца Потемкина", "Искусство кино", л I, 1956г.

84. С.Юткевич. Размышления о киноправде и кинолжи.Искусство кино", Л I, 1964г.

85. С.Урусевский. О форме. "Искусство кино", Л 6, 1966г.

86. Бюллетень комиссии по международным связям СРК Л 5, 1963г.87. "Комсомольская правда", 28/1,1926г.

87. John Alton, Painting With uight. new York, I954

88. Charles G.Clarke. Professional Cinematography. *»ew York, ±965

89. Carlos Fernandez Cuenea. Panorama del Cine en Russia, iuadrid,

90. Carlos xemaadez Cuenca. La Qbra de S.M.lisenstein, Jfedrid, I965 5« Pio С это. baa Eatructuras Fundament alee del Cine. Mexico

91. J.Dickinson & C.da la loehe. Soviet Cinema. London, 194-8

92. T.Dickinson. This Documentary Business. Film Culture, IT3, 1957

93. Pulton. Motion Pictures. University of Oklahoma, Press Publishing Department, 19©

94. Knterviste con Sergei Urusevsky Eduardo Manet. Cine Cubano,ano 4, If 20

95. Film. An Anthology. Edited by Talbot, New Ifcrk, I959

96. Fifty Years of tTjrltrt Italian Film /1904-1904/, Hew York, I954

97. Sara GoddBian. The Fifty Year Decline and Fall of Holliwood.Few York, I96I

98. George-Michel Bovsy. Cinema. Un oeil ouvert sur le monde. Idioions Clairefontaine, Lausanne, 1952

99. William Hunter. Scrutiny of Cinema. Wishart & CO, London, I932

100. Humanisms et Cinema. Centre d'ltudes et de Becherches Marxistes,Paris, 1961

101. Lewis Jacobs. Introduction to the Art of the Bbvies, Hew York,1.60

102. Lewis Jacobs. The Rise of the American Film. Hew York, 1941

103. John Grierson on Documentary. Edited by Forsyth Hardy, London,1946

104. Arthur Knight. The Liveliest Art. MacMill&m, Hew York, 1957

105. Jey Leida. Kino. A Hist try of the Sues i an and Soviet Film.1.ndon, I960

106. Pierre Leprohon. Histoire flu Cinema. I partie, 1963, t-rae*Art, Paris, 1963

107. Pierre Leprohoa. uistoire du Ciaema. II partie, 1-me Art,Paris, 1963

108. Lo Duca. xiistoire du Ciaema. .Tress TJhiversit aires de FraneqParis, I95623. mrcel Martin, be ^engage Cinematographique. 7-ae Art,Paris, 196224* Маг0el Martin. r^norama du Cinema bovietique. Marton -Brussel, Mtnsuel Janvier, I96O

109. Aivor Montagu. Introduction to the Memorial Edition.1.ndon, Iу57

110. Leon aoussinac . Sergei M.Heenstein. Paris, 196427* Jean MLtry. S.M.Xisenstein. Edition» Universitaires,Paris, 1955

111. Leon loussinao. Le Cinema Sovietique. Paris, I928

112. L.I. Memoes on. The Soviet Cinematography. Beprinted fromthe Journal of the Society of Motion Pictures Engeneer* vol.XV, U4, 1930

113. Programme of the British Film Society, 10ДI 1929

114. Programme of the British Film Institute for the show ofBattleship "Potemkine" /2/VI 15/VII - I962/

115. V.I.Poudevkine. Film Technique and Film Aoting. MemorialEdition, London, 1957

116. Paul Hotha. The Film Till Now. London, 193°

117. Paul Botha. Documentary Film. New York, 1939

118. РаЛ Sotha. Celluloid. The Film To-day. London Hew York,193136. lailie Garcia Hierra, SI Cine Mexican©. Mexico, 1963

119. Revision Critica del Cie Brasiliero, Ediciones de ICAIC,1. Habana, 196523S.

120. Mary Seton. S.M.liseastein. A Difinitive Biography. London, 19b

121. Jean et Luda Schnitzer. V.I.l'oudovkiB». Cinema d' aujourd1 hui,Paris, 1966

122. Soviet Cinematography. Bombay, 1950

123. George Sadoul. Lee Merveillee du Cinema. Lea Editeurs FrancaisReunis, 1957

124. Spottiswoed. Grammar og the Film. London, 1935

125. Twenty Years of British Film. London,1948

126. Wollenberg, Anatomy of the Film. London, 1947

127. Winifred Bryher. Film Problems of Soviet Russia. Territet,192 У

128. Allen livkin & Laura Kerr. Hello, Holywood. Hew York, 1962

129. Siegfried Cracauer. From Caligari to , Hitler. London, I956

130. American Cinematography, July, 193349. Film Culture, n.28, I96350. Film Culture, n.30, I9&351. Film Culture, n.20, 195952. Film Culture, n.2, 1956

131. Film Quarterly, n.3, Sprang ±964 54. iviims aaa Filming, February 1965

132. Films and Filming, august 1959

133. Films and Filming, august I966

134. Films and Filming, february 1963

135. Cloee-up, Territ et, К 4, 193©

136. Close-up, Territet, К 4, april 1931

137. Close-up, Territet, vol.VI, n.I, 193©

138. Close-up, vol.VI, и.З, 1930

139. Cine-Club, Paris, Septembre, it.2, Paris, 1948

140. Cahiers du Cinema, n.I47, septembre I963

141. Daily Worker, New York, 4/II- I$55

142. JJ'ilms in Review, n.4, iy6i

143. Sight and Sound, summer 1958

144. Sight and Sound, winter I965/66

145. Sight and Sound, summer iy6i Sight and wound, winter x962/6370. uight and oound, spring 196271. Cinema, avril, n.45» i96072. Cinema, avril, n.26, 195873» -^ilias and filming, august 1Э5Э74. j.i1iq3 and filming, augest ^.966

146. Films and Filming, february 196376. Theatre Arts, June 194377. iiumanitA , avril, 1962, Samuel Lachize, Le Cuirassfe i'otemkine

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.