Современная чувашская проза о рабочем классе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Мефодьев, Александр Иванович

  • Мефодьев, Александр Иванович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1984, Саранск
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 207
Мефодьев, Александр Иванович. Современная чувашская проза о рабочем классе: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Саранск. 1984. 207 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Мефодьев, Александр Иванович

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Формирование идейно-эстетических традиций чувашской прозы о рабочем классе . 15

ГЛАВА ВТОРАЯ. Конфликты и характеры в современной чу-' вашской прозе . 82

ГЛАВА ТРЕТШ. Проблема положительного героя и художественная концепция личности в современной прозе о рабочем классе. 138

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современная чувашская проза о рабочем классе»

Рабочий класс - организующая и направляющая сила коммунистическогоительства, опора нашей партии во всей ее революционно-преобразующей деятельности. В.И.Ленин называл его "самым сильным и самым передовым классом цивилизованных обществ"^. Эта мысль вновь ярко подчеркнута в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ1 съезду партии: "Ведущей силой развития нашего общества, "его, говоря словами Маркса, "социальным разумом и сор циальным сердцем", был и остается рабочий класс" . Генеральный секретарь ЦК КПСС тов. К.У.Черненко в речи на внеочередном февральском /1984 г./. Пленуме Центрального Комитета партии, призывая коммунистов прислушиваться к слову, идущему из рабочей среды, держать совет с людьми труда, говорил: "Долг партии коммунистов - постоянно■сверять свой курс, свои решения, действия прежде всего с мыслями рабочего класса, с его громадным о социально-политическим и классовым чутьем" .

С первых дней своего существования литература социалистического реализма стремилась быть шесте с рабочим классом, вдохновлялась его революционными и трудовыми подвигами, помогала ему в осуществлении его исторической миссии. Утверждение самого творческого метода связано в первую очередь с появлением романа М.Горького "Мать". Пролетарский писатель первым в мировой литературе показал рабочих сознающими в процессе революционной классовой борьбы свои цели и задачи. Социалистическая идейность, единство помыслов и действий - вот тот стержень, который придает характерам его героев целостность

1 Ленин В.И. Великий почин. - Полн.собр.соч., т.39, с.16.

2 Материалы ГОТ съезда КПСС, М.; Политиздат, 1981, с.53.

3 См.: Правда, 1984, 14 февр. ; и определенность. Для великого художника человек труда всегда оставался главным героем времени и литературы. Горьковские традиции художественного воплощения рабочей темы плодотворно питали советскую литературу. В 20-30-е годы, в период напряженной борьбы за социализм, эта тема была органически связана с темой революции. В романах "Цемент" Ф.Гладкова, "Соть" Л.Леонова, "Люди из захолустья" А.Малышкина, "Время, вперед!" В.Катаева, "Гидроцентраль" М.Шагинян, повести "Танкер "Дербент" Ю.Крымова и других бился напряженный, пульс эпохи, чувствовался пафос пред военных пятилеток. В те годы участие в общем труде и в самой действительности становилось главным мерилом общественной ценности человека, и эти новые критерии обусловили пристальное внимание литературы к изображению труда, исследованию разнообразных взаимосвязей и взаимоотношений людей, возникающих в ходе производственной деятельности.

В годы войны проза, обращавшаяся к трудовым будням советского человека, сохраняла преемственность и продолжала развитие коренных черт и свойств нашей многонациональной литературы, которые с наибольшей силой выявились в книгах, посвященных героическим подвигам современников. Романы "Испытание" А.Первен-цева, "Огни" А.Караваевой, "Борьба за мир" Ф.Панферова, повесть "Клятва" Ф.Гладкова, очерки "Урал в обороне" М.Шагинян воспитывали глубокую веру в народ и давали примеры патриотизма и большого мужества.

В послевоенное десятилетие появились произведения широкого социального звучания, которые, изображая события индустриальной сферы жизни, раскрывали ход важнейших процессов в нашей действительности: "Далеко от Москвы" В.Ажаева, "Кружилиха" В.Пановой, "Журбины" В.Кочетова, "Искатели" Д.Гранина, "Битва в пути" Г.Николаевой. Писатели этой поры, воспевая и поэтизируя труд советского человека, стремились внести свой вклад в напряженный трудовой подвиг народа. С этим была связана, в частности, и чрезвычайно резко выраженная "производственная" конкретность проблематики.

В 60-е годы советская проза о рабочем классе продолжала и развивала накопленный опыт, осваивала новые проблемы, вызванные научно-техническим прогрессом. Интерес к вопросам НТР, к ее социальным последствиям отражены в таких разных по проблематике, художественному строго произведениях, как "На диком бреге" Б.Полевого, "Утоление жажды" Ю.Трифонова, "Разорванный круг" и "Обретешь в бою" В.Попова, "Истоки" Г.Коновалова.

В последние десятилетия советская литература немало сделала, чтобы показать различные стороны стремительно происходящих качественных перемен в рабочем классе, в его труде, социальной жизни и быту. В эти годы советский рабочий класс обрел новые черты, обогатившие его как ведущую социальную силу в новой исторической общности - советском народе. Этот передовой класс смело и убежденно пошел на штурм вершин науки и техники. Из своей среды он выдвинул замечательных мастеров, которые овладевали важнейшими профессиями и специальностями, превратив труд рабочего в разновидность инженерного труда. В числе произведений, посвященных исследованию этих черт рабочего класса - романы "В полдень на солнечной стороне".В.Кожевникова, "Вечный зов" А.Иванова, "Судьба" и "Имя твое" П.Проскурина, "И это называется будни" В.Попова, "Сказание о директоре Прончатове", "И это все о нем." В.Липатова, "Территория" О.Куваева, "Техника безопасности" Ю.Скопа, "Берег любви" 0.Гончара, "Нурек" Ю.Ако-бирова, "Право выбора" М.Колесникова, "Грядущему веку" Г.Mapкова, "И дольше века длится день" Ч.Айтматова, получившие хорошие отзывы критиков и читателей""".

Итоги Всесоюзного конкурса на лучшее произведение прозы о современном рабочем классе и колхозном крестьянстве, проведенного в 1982 и 1983 годах Президиумом ВЦСПС и секретариатом правления Союза писателей СССР, еще раз убедительно подтвердили, что образ человека труда, подвиг рабочего класса, находятся в центре внимания всей многонациональной советской литературы.

И вполне закономерно, что исследования таких крупных ученых-литературоведов, как Г.Ломидзе, Л.Новиченко, Л.Якименко, В.Озеров, Ф.Кузнецов, В.Щербина, Г.Бровман, А.Власенко, Ю.Андреев и ряда других, связаны именно с аналитическим осмыслением того мощного слоя многонациональной советской литературы, в котором доминирующее место занимает характер человека труда.

Советская литература складывается из литератур национальных , имеющих свое лицо, свою историю и свои традиции. "Литература, рисуя созидательный труд рабочего человека в обстановке национальных условий и традиций, расширяет представление о советской жизни, о нравственной силе социалистического патриотизр ма, о ведущей роли рабочего класса в нашем обществе" .

Чувашская литература - неотъемлемая часть многонациональт

См.: Марков Г. Упорно изучать действительность. - В кн.: Содружество литературы и труда /Материалы Всесоюзных творческих конференций писателей и критиков 1978-1980 гг./ М.: Сов.писатель, 1981, с.280; Андреев Ю. Наша жизнь, наша литература. Л.: Сов.писатель, 1974, с.103; Кедрина 3. Конфликт производственный? Нет, нравственный. - Лит.газ., 1976, 21 июля. р

Марков Г. Доклад на УП съезде писателей СССР. 30 июня -4 июля 1981 г. -Лит. газ., 1981, 1-8 июля. ной советской литературы. Ее идейно-художественные искания коренным образом определяются "чувством семьи единой". С каждым годом все смелее и успешнее обращаются чувашские писатели к производственной теме. Созданы стихи, поэмы, очерки, рассказы, пьесы, повести и романы, отображающие жизнь национального рабочего класса, стремительные темпы создания в республике новой промышленности.

Рабочая тема привлекала внимание чувашских писателей еще до революции. Немало впечатляющих художественных картин и поэтических строк, полных сочувствия и уважения к человеку труда, можно найти в произведениях таких передовых, демократически мыслящих писателей, как С. Михайлов, В.Магницкий, М.Акимов, Таэр Тимкки.

После Великого Октября эта тема нашла отражение в творчестве поэтов - М.Сеспеля, И.Агаха и Г.Тал-Мрзы, большой заслугой которых явилось создание образа нового человека - участника социалистической революции, воплощающего в себе черты рабочего класса и крестьянства. Пафос первых пятилеток, создания социалистической индустрии отчетливо ощутим в литературе предвоенного десятилетия. Труд в произведениях той поры раскрывается как могучий стимул и действенный фактор перестройки сознания, перевоспитания человека, преодоления индивидуалистских навыков и привычек, воспитания новых, коллективистских взглядов и представлений. Чувашские писатели, осваивай новую тему, учились мастерству у русских советских классиков - М.Горького, В.Маяковского, Ф.Гладкова и других.

В послевоенное время прозаики более глубоко и заинтересованно обращались к изображению трудовой деятельности рабочих, к исследованию характера современника в самых его существенных проявлениях, не боясь затрагивать специфические вопросы производства. Они остро ощущали реальную необходимость самого пристального изучения "дела" избранного героя и видели в этом необходимое условие творческой работы.

В 50-х годах в сфере сугубо производственной выпуклее стали проступать проблемы морально-этические. Причем конфликтная суть и содержание их в прозе той поры значительно изменились. Если в 30-е годы писатели осваивали жизненные пласты, связанные с созданием социалистической индустрии, заводских и фабричных коллективов, собственных инженерно-технических кадров, то отныне возникают не менее сложные, но уже качественно иные проблемы развития производства - его усовершенствование, автоматизация, механизация, новый стиль руководства предприятиями. Это проявилось в столкновении героев повестей А.Талвира, И.Григорьева, П.Щипцова и других, в так называемом конфликте "новатор-консерватор" .

В лучших произведениях, созданных в последние десятилетия, нашо свое отражение дальнейшее углубление социального и психологического анализа, возрос интерес к истории и современности, повысилось стремление понять прошлое и настоящее в их тесной органической взаимосвязи, в духе преемственности революционных, боевых и трудовых традиций народа.

В чувашской литературе, как и в татарской, мордовской, марийской и других литературах поволжско=приуральского региона, сложилась целостная художественная история эволюции рабочего характера. Если в произведениях В.Краснова-Асли, М.Данилова-Чалдуна, С.Толмасова-Шыпчыка, Г.Алендея, Й.Агаха внимание авторов концентрировалось на показе роста классового сознания рабочих, то острие художественного исследования у А.Талвира и

П.Хузангая направлено на изображение отсталых и пережиточных явлений в психологии сознательных строителей новой жизни. Герои Г.Краснова, Л.Таллерова, М.Юхмы, И.Григорьева, В.Чебоксарова уже выступают как непоколебимые, активные представители основной общественной силы - рабочего класса. В образах рабочих-с подчеркнутой нравственностью, выведенных в произведениях эти?с авторов о жизни крупных промышленных предприятий и строек, зримо представлены характеры современных людей труда. Глубокий идейно-художественный анализ доминирующих черт в характере рабочих, изучение процессов, связанных с их изменениями в ходе ста. новления общества развитого социализма является важной задачей литературоведения.

Усиление интереса писателей к рабочей теме за последние годы вызвано новым подъемом индустрии Чувашии. Сегодня промышленность республики производит изделия свыше полутора тысяч наименований и поставляет их во все экономические районы Советского Союза и более чем в восемьдесят стран мира. Здесь развернулось строительство объектов всесоюзного масштаба - завода мощных промышленных тракторов и Чебоксарской ГЭС, прокладывается часть ' газ о провода "Урейгой-Ужгоро д", меняется облик Нечерноземья. Все это дает писателям большой материал для художественного осмысления жизни и труда, характера и психологии современного рабочего. Мобилизация творческих усилий в этом направлении принесла ощутимые результаты. Так, только за последние годы выпущены два коллективных сборника, опубликованы один роман, пять повестей, десятки рассказов и очерков, пьес и поэм, посвященных строителям этих гигантских предприятий.

Многие романы и повести, например, А.Талвира, В.Ухли, М.Юхмы, И.Григорьева и Г.Краснова, изданы на русском языке и стали достоянием всесоюзного читателя. На пленуме правления Союза писателей РСФСР, состоявшемся в марте 1982 года, С.Михалков на!~-з вал среди лучших произведений на рабочую тему и роман А.Талвира "Фундамент"*. Отдельные произведения.чувашских писателей о рабочем классе отмечены всесоюзной критикой в работах А.Власенко,

В.Литвинова, Н.Буханцова, Л.Кудреватых, Р.Мустафина, Б.Леонова р и других . Кроме того, имеется ряд произведений, которые пока не переведены на русский, но уже получили признание у чувашского читателя. Среди них . роман . А.Афанасьева "Гуси-лебеди улетают повести и прилетают", Л.Таллерова "Колыбельная", ВЛебоксарова "Огонь и сталь". Изучение теш рабочего класса в современной чувашской прозе приобретает самостоятельное и важное теоретическое и историко-литературное значение.

Произведения, посвященные этой важнейшей теме, всегда были в центре внимания литературной общественности. Однако серьезный теоретико-литературоведческий анализ тенденций и закономерностей развития темы рабочего класса в чувашской литературе начинается лишь в конце 50-х годов. Первые подобные шаги были сделаны М.Сироткиным в книге "Очерк истории чувашской советской литературы" Д956/. Именно в ней была заложена основа Михалков С. Единство и многообразие литератур народов РСФСР. Доклад на пленуме правления Союза писателей РСФСР. - Лит. Россия, 1982, 19 марта. р

См.: Власенко А. Героика созидания. Тема рабочего класса в литературе. М.; Современник, 1978, 349 е.; Литвинов В. Характер - это судьба. М. ,* Сов.писатель, 1976, 344 е.; Бухан-цов Н. Главный герой - человек труда. Заметки о некоторых произведениях современной многонациональной российской прозы. - Наш современник, 1982, № 12, с.164-166; Кудреватых Л. На чувашской земле. - Знамят 1977, № 4, с.248 и др. историко-литературного изучения данной проблемы с точки зрения ее идейно-тематической содержательности. В монографиях "Чувашский роман" /1966/ и "Современная чувашская литература" Л 971/ Г.Хлебникова, "Чувашская советская литература" Л972/ содержатся отдельные попытки рассмотрения произведений на рабочую тему в историко-литературном и социально-нравственном аспектах. В исследовании "В русле времени"/1979/ Е.Владимирова были проанализированы некоторые романы и повести о рабочих в плане их идейно-тематической общности с произведениями братских литератур. Ряд произведений на эту тему исследован в кандидатских диссертациях "Особенности развития повествовательных жанров в чувашской советской литературе" В.Эзенкина, "Становление социалистического реализма в чувашской литературе" Ю.Артемьева. Но в этих работах не ставилась цель обобщить пути развития темы рабочего класса в современной чувашской прозе. Фрашентарные на-; б людения об ее эстетических и художественных особенностях в 30-5С годах, связанных с влиянием на нее научно-технического прогресса, уровнем творческого мастерства писателей, содержатся в очерке В.Алагера "Тема рабочего класса в чувашской литературе" / Ялав , 1958, $ 8/, а также в книге Ип.Иванова "Борцы, созидатели" /1976/, поднимающей проблему нравственных исканий и вопросы обогащения внутреннего мира человека труда, его духовного потенциала.

Все это говорит о том, что в чувашской критике и литературоведении тема рабочего класса отдельно еще не исследована, она рассматривалась лишь в общем ряду других вопросов. К тому же, отдельные произведения писателей пока не получили объективного отзыва и нет у исследователей единого мнения в их оценке. По утверждениям Е.Мешалкина и В.Эзенкина, например, повесть

A.Талвира "Ветер с Волги" заметна лишь несовершенством формы, непродуманностью содержания"*, а Ип.Иванов усмотрел в ней "'"хорошее знание автором производства и создание на этой основе интересных образов положительных героев Ухтайкина, Кашкаровой р и Тарутиной". По-разному высказывались критики и о его романе "Фундамент". Если одни - С.Михалков, А.Власенко, Н.Буханцов, Л.Кудреватых, Б.Леонов, В.Литвинов - относили роман к числу выдающихся произведений, то другие, например, Г.Беляев, находили в нем лишь "поверхностность мысли, бедность его философской оснастки"4. Различные суждения высказывались и о романе

B.Ухли "Ткут девушки шелка". Народный писатель Чувашии В.Ален- . дей подверг автора критике за недостаточное внимание к динамике характеров положительных героев, неубедительный показ их непосредственно на производстве, отсутствие подлинных конфликтов, с рыхлость сюжета и композиции . В то же время критики 0.Глады-шева, В.Арсюхин, Ип.Иванов, В.Эзенкин оценили этот роман и с положительной стороны.

См.: Мешалкин Е. Ветер с Волги. - Советская Чувашия, 1972 , 23 сент.; Эзенкин В. Вкус хлеба. - В кн.: Молодые о молодых. М.: Мол.гвардия, 1974, с.209-210. р л Иванов Ип. Борцы, созидатели. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, I976, с•51—52• о

См.: Власенко А. Героика созидания, с.349: Литвинов В. Характер - это судьба, с.344; Буханцов Н. Главный герой - человек труда. - Наш современник, 1982, J6 12, с.164-166; Кудреватых JI. На чувашской земле. - Знамя, 1977, J8 4, с.248 и др.

4 Беляев Г. Проблемы современного развития прозы молодых литератур /Литературы Поволжья и Приуралья/. до с. канд. фил о л. наук. —М.: 1978.

5 Алендей В. Второй шаг писателя. - Ялав, 1975, В 9, с.30-31.

6 См.: Гладышева 0. Литературная жизнь Поволжья. - Волга, 1973, № 8, с.172-173; Арсюхин В. Борясь за мечту. - Советская Чувашия, 1973, 17 aim.; Эзенкин В. Вкус хлеба, с.210-212; Иванов Ип. Образ коммуниста в чувашской литературе. -Ялав 1975

Тема рабочего класса в чувашской литературе, таким образом, еще не изучена, закономерности ее развития не обобщены, а типология намечена лишь отрывочно. Этот факт также свидетельствует об актуальности и важности данного исследования.

В настоящей работе анализируются как известные произведения о рабочем классе, вызвавшие в свое время споры среди литературоведов, так и новые романы и повести, рассказы и очерки, которые еще не были подвергнуты детальному критическому разбору. На основе их изучения делается попытка дать объективную оценку произведениям чувашских писателей о рабочих, определить их вклад в развитие не только национальной, но и всей советской прозы.

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы последовательно рассмотреть идейно-художественное развитие теш рабочего класса в чувашской литературе, выявить ее основные тенденции и пути формирования жанровых и стилевых особенностей. В соответствии с этим определены и главные задачи: показать истоки и становление традиций в прозе о рабочем классе, определить степень сопряженности художественных конфликтов и характеров с- реальным жизненным материалом, вскрыть типологические черты современного положительного героя - человека труда, извлечь из анализируемых произведений те эстетические уроки, которые могли бы быть использованы в творческой практике писателей, осваивающих рабочую проблематику. Произведения чувашских прозаиков исследуются в контексте многонациональной советской литературы, что позволяет выделить в них как типологически сходные черты и при— знаки,так и национально-специфические особенности художественного мышления, их поэтики и стиля.

Методологической основой исследования проблемы стали труды основоположников марксизма-ленинизма, руководителей Коммунистической партии Советского Союза, решения съездов партии, июньского (1983 г.) и февральского (1984 г,) Пленумов ЦК КПСС, постановления Центрального Комитета "О литературно-художественной критике",- "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы", "О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства", "О работе партийной организации Белорусского государственного академического театра имени Янки Купалы". В работе использованы и общетеоретические положения классиков русской литературы - М.Горь кого, В.Маяковского, А.Фадеева и других. Автор опирался также на опыт видных советских ученых - Г.Ломидзе, М.Храпченко, Ю.Лукина, Ф.Кузнецова, В.Озерова.

Исследование особенностей формирования темы рабочего класса в чувашской литературе и путей ее идейно-художественного обогащения велось с учетом конкретных явлений, происходящих в социальной и культурной жизни чувашского народа, а также воздействия на данный процесс опыта и тенденций развития русской и советской прозы о рабочем классе. Путем сравнительно-исторического изучения сходных явлений в национальных литературах, в частности - поволжско-приуральского региона, выявлялось общее и особенное в развитии рабочей теш в чувашской литературе.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые проведен целостный анализ путей зарождения и становления чувашской литературы о рабочем классе, прослежена эволюция различных этапов художественного воплощения образа рабочего, начиная с 50-80 годов прошлого столетия и кончая современностью. Уяснены признаки своеобразия чувашской прозы о рабочем классе и наиболее важные закономерности развития жанровой структуры.

Опираясь на принципы системного подхода, намечены типологические сходные явления в развитии рабочей теш в литературах поволжско-приуральского региона, что дало возможность осмыслить национальную прозу как органическую часть сложной литературно-художественной системы целого региона. Выяснена роль прозы о рабочем классе в формировании метода социалистического реализма, как открытой эстетической системы, а также отмечены некоторые стилевые тенденции внутри этого направления. Проанализированы литературно-критические исследования о развитии рабочей теш в чувашской литературе. Впервые обобщенно рассмотрены произведения чувашских писателей, ранее обойденных критикой и литературоведением.

Отдельные положения данного исследования учтены при составлении учебников для учащихся УШ-Х классов национальной средней школы, при разработке некоторых актуальных вопросов чувашского литературоведения в "Очерках истории чувашской советской литературы" . Они также легли в основу лекции "Человек труда - главный герой литературы", которая читается на всех потоках курсов повышения квалификации партийных и советских работников при Чувашском обкоме КПСС.

Работа может быть использована при разработке вузовского курса истории чувашской литературы, а также она может оказать помощь лекторам общества "Знание" и исследователям историко-со-циальных проблем, связанных с рабочим классом. Обобщения и выводы исследования могут стать полезными рекомендациями литераторам, посвятившим свое творчество разработке образов современников.

Результаты исследований, выполненных по теме, отражены в 12 публикациях, докладывались и обсуждались на кафедрах чувашской литературы Чувашского государственного университета имени И.Н.Ульянова и советской литературы Мордовского ордена Дружбы народов государственного университета имени Н.П.Огарева. Основные выводы исследования доложены на научной сессии по вопросу "Актуальные проблемы истории рабочего класса автономных республик РСФСР" /1976/ в г.Чебоксарах, в беседе за круглым столом редакции журнала "Дружба народов" по теме "История и современность в литературах республик Поволжья, Коми АССР и Калмыцкой АССР" /1980/, на итоговых научных конференциях в Чувашском государственном университете имени И.Н.Ульянова /1972-1977/. Исследовательская работа автора положительно отмечена в докладе С.Баруздина "Ответственность за судьбы мира и прогресса" на всесоюзной конференции в г.Харькове /I960/1. т

См.: Содружество литературы и труда. Материалы всесоюзных творческих конференций писателей и критиков 1978-1980 годов. М.: Сов.писатель, 1981, с.305.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Мефодьев, Александр Иванович

ЗАКЯ10ЧЕБИЕ

Современная чувашская литература, как и вся многонациональная советская литература, развивается под растущим воздействием двух взаимосвязанных и глобальных процессов. Это - вступление советского общества в период развитого социализма и научно-техническая революция. Влияние этих процессов на сегодняшнюю литературу особенно заметно в произведениях на "производственную" тему. Современная чувашская проза о рабочем классе плодотворно использует и развивает собственные художественные ресурсы и с высокой степенью творческой эффективности осваивает богатый опьп братской русской литературы. Она переживает период как количественного, так и качественного роста. Под количественным ростом подразумевается в первую очередь численный рост писателей, разрабатывающих "производственную тему, увеличение количества издаваемых книг. В последние два десятилетия зазвучали голоса целой плеяды молодых прозаиков - Г.Краснова, М.Юхмы, ВЛебокса-рова, И.Лисаева, Г.Ангера, Л.Кузьмина, Н.Петровской и других, большинство из которых вскоре выдвинулось в первые ряды национальной литературы. В то же время 60-70-е годы были ознаменован! ростом творческой активности писателей старшего поколения, таких как А.Талвир, В.Ухли, И.Григорьев, С.Шавлы, Ф.Уяр, представившие на суд читателей свои новые романы, повести, рассказы и очерки, которые вынашивались ими давно. За последние три года чувашскими писателями написано и издано три романа, семь повестей, десятки очерков и рассказов.

Качественный же рост чувашской прозы о рабочем классе определяется возросшим мастерством и зрелостью эстетического мышления художников. Этим связаны постоянно углубляющийся историзм б осмыслении действительности и стремление писателей к отображению жизненных явлений во всем их сложном многообразии.

Усиление аналитического духа отражается прежде всего в изображении образа положительного героя. Проза стала ближе к человеку труда, проявляет повышенный интерес к его социальному и нравственному облику. Важнейшим ее обретением явился заметный рост внимания писателей к проблеме духовности. Этот интерес подсказан, очевидно, еще тем обстоятельством, что наша партия в своей Программе в повестку дня поставила задачу, по образному выражению А.Твардовского, нравственного обогащения коммунизма, воспитания строителей общества будущего идейно и нравственно развитыми личностями. В докладе на июньском Д983 г. / Пленуме ЦК КПСС тов.К.У.Черненко так определил важнейшую задачу всей советской культуры: "Формировать, возвышать духовные потребности человека, активно влиять на идейно-политический и нравственный облик личности.

Правдивое изображение советского труженика немыслимо без проникновения в то, что составляет суть его жизни - творческий труд. Следуя указаниям М.Горького, чувашские писатели в целом, и прежде всего А.Талвир, И.Григорьев, Г.Краснов, В.Чебоксаров, стоят на правильном пути изображения производственной деятельности представителей рабочего класса. Показывая героя в труде, в действии, писатели добиваются достоверного и мотивированного раскрытия его характера в развитии. В конечном счете это обстоятельство способствует углублению реалистического анализа в литературе. Для Кирилла и Сергея Чигитовых, Харьяс Харитоновой т

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г., М.: Политиздат, 1983, с.35.

Фундамент"/, Ковалева /"Волны не сливаются"/, Айдака /"Молодость не повторяется"/, Салугина /"Все от любви"/, Кузнецова /"Огонь и сталь"/ труд - не цель к достижению материальных благ, а сфера активного проявления коммунистической убежденности, нравственных принципов развитого социализма, для них труд - духовная потребность.

В ряде произведений чувашских прозаиков в последнее время четко обозначилась центральная проблема "личность и коллектив". В романах "Ткут девушки шелка" В.Ухли, "Молодость не повторяется", "Все от любви"Т.Краснова, повестях "Огонь и сталь" В.Че-боксарова, "Не ради денег" А.Талвира на первый план выдвинуты вопросы, связанные со становлением рабочего коллектива, показом деятельности общественных организаций по воспитанию молодежи. В этих произведениях немало интересных образов людей разных национальностей, а также старых рабочих, коммунистов, ветеранов и молодых заводских тружеников. В этом находят отражение черты социалистического интернационализма, черты революционной и трудовой преемственности поколений рабочего класса нашей страны.

В литературе 70-х годов, по сравнению с предыдущими этапами ее развития, глубокие изменения претерпел художественный конфликт. Если в прозе 30-40-х годов отражение трудовой жизни советских людей не отличалось эстетической целостностью конфликт и характер в то время не выступали в достаточно органичном сопряжении, то сегодня этот недостаток в основном преодолен. Коллизии, в недавнем прошлом упиравшиеся исключительно в производство, понемногу стали переплетаться с конфликтами морально-этического характера. И здесь мы солидарны с критиком А.Панковым, утверждающим, что "конфликт в наши дни стал . более нравственным"*. Характер конфликта в каждом конкретном произведении зависит от характера жизненных противоречий в данной исторической обстановке, от жанровой формы, творческой индивидуальности писателя и других факторов. В современной чувашской прозе находят отражение в основном три вида конфликтов: это многослойный конфликт, т.е. обусловленность основного конфликта в произведении побочными, второстепенными конфликтами; конфликт между героями, не находящимися в непосредственном нравственном контакте; конфликт, возникающий в результате внутренней борьбы отдельных героев, их сомнений, колебаний и т.д.

Усиление аналитического начала сказалось и на жанровой природе современной чувашской прозы о рабочем классе, в которой получили развитие формы романа, повести и очерка. Частое обращение писателей к крупным повествовательным формам объясняется повышением их творческого мастерства и зрелостью национальной прозы на "производственную" тему. Тяга писателей к публицистике говорит о возросшем доверии к факту, жизненным реалиям. Она подтверждает и то, что в художественную литературу все увереннее входит документалистика, "фактический" материал экономики и социологии, что жизнь эпохи бурных научных открытий и технических достижений обогащает литературу новым содержанием, которое не в состоянии была бы создать самая богатая фантазия.

Активизация творческих исканий писателей наложила свой отпечаток на стилевую структуру прозы о рабочем классе. В ней обнаруживается несколько стилевых течений. Так, ведущие черты одного из них отчетливо выражены в прозаических произведе

См.: Дементьев В., Педенко С. Пути творческого роста. -Лит.

Россия, 1981, 13 ноября. ниях А.Талвира и В.Ухли. Что же для них характерно? Их романы "Фундамент", "До войны, на войне, после войны", "Ткут девушки шелка" нацелены на эпическое раскрытие истории советского общества в его важнейших общенародных событиях и процессах. У этих писателей повышенное внимание к проблемам "истоков". Изображая жизнь современников, они делают экскурс в их родословную, описывают социально-нравственные портреты их родителей, дедов и бабушек /матери Кирилла и Харьяс /"Фундамент"/, деда Сутея, тети Крахъян /"Ткут девушки шелка"/. Своеобразными экскурсами в прошлое своих героев, многочисленными вставными эпизодами и размышлениями писатели раздвигают рамки времени и места своих произведений, наполняют их картинами и голосами жизни республики и страны. Это ведет к хронологически широкому охвату жизни. Прозаики стремятся показать, как под воздействием бурных темпов урбанизации жизни современный человек глубже осознает свою кровную связь с историей и духовным наследием родного народа и хочет слиться с ними, чтобы чувствовать себя духовно сильной и цельной личностью. Для этого стилевого ряда прозы показательны изображение становления характеров людей труда в острых социальных, бытовых и производственных конфликтах, ясность авторской позиции, выпуклый показ борьбы нового со старым. Особенности стиля первого из этих прозаиков верно замечены Е.Владимировым: "В книгах А.Талвира редки статичные герои: его интеI ресует человек с его думами, действиями, роль обстоятельств в процессе формирования его характера, его развитие и становление" Так, в книге "До войны, на войне, после войны" характер Микки Кулдаева получает развитие и становление в производственной среде, трудовом коллективе; в творческом труде на заводе раскрыт

Владимиров Е. В русле времени, с.201. вается талант молодого изобретателя Михаила Убасьникова; тернистыми путями, преодолевая свои личные слабости, ошибки и промахи приходит к намеченной цели Тарас Ухтайкин и т.д.

Наиболее яркими представителями второго течения являются Г.Краснов, Л.Таллеров, И.Григорьев, В.Чебоксаров. Этих писателе£ импонируют сложные и противоречивые явления действительности, и .люди, которым почастую нелегко дать однозначное объяснение и оценку. События в произведениях укладываются в предельно короткое время. А место действия, развитие центральных сюжетных линий ограничено территорией завода, фабрики, стройки, рамкой бригады и цеха. Их главных героев не всегда можно отнести к чисто "идеальным". Они, эти герои /Кивейкин - "Все от любви", Айдак - "Молодость не повторяется", Турунов - "Колыбельная", Ковалев - "Волны не сливаются", Кузнецов - "Огонь и сталь"/, -в первую очередь люди со всеми плюсами и минусами, светлыми и теневыми сторонами.

Представителями третьего стилевого течения являются М.Юхма, А.Афанасьев, Ф.Уяр, С.Шавлы. Их объединяет пристальный подход к повседневному и обыденному в рабочих буднях, в которых они обнаруживают нечто важное и актуальное. Их произведения пронизаны исконной народной мудростью, фольклором, здесь налицо стремление авторов философски осмыслить борьбу добра и зла. Они отличаются присутствием лирического начала, нередко и мягким юмором.

Проза двигается, преодолевая расхожие художественные штампы и схематизм в раскрытии конфликтов, построении образов, подборе изобразительных приемов и красок. Естественно поэтому, что здесь еще не обходится без потерь и издержек. В ряде произведений чувашских прозаиков легко обнаружить контрастное противопоставление персонажей, воплощающих одни отрицательные или одни положительные черты. "Такой схематизм,- как правильно подчеркивает С.Петров, - не всегда говорит о художественной бедности автора произведения, а свидетельствует о воздействии на него традиций фольклора, дяя которых характерны такие контрасты"*. Но, видимо, сегодня многие традиции, идущие от фольклора, требуют переосмысления применительно к современности.

Становление и развитие прозы происходило в процессе более широкого и глубокого отображения действительности и большей концентрации идеи и социального содержания в образе. При этом в ряде произведений обнаруживается неумение авторов показать героя в труде, связать воедино общественную и личную стороны его жизни. Отсюда недостаточность социального анализа и оценки к действий и поступков персонажа, стремление мотивированию перемен в его характере и мировоззрении преимущественно одними лишь морально-этическими факторами. Сегодня литераторы республики располагают гигантским жизненным материалом. Например, история и опыт, весь богатейший материал Всесоюзных ударных строек - завода промышленных тракторов, Чебоксарской ГЭС, чувашского участка газопровода "Уренгой-Ужгород" - еще не полностью использованы для масштабного художественного - обобщения образа современного рабочего и инженера - образа большой социальной важности. В некоторых произведениях события этих гигантских объектов служат лишь фоном. Авторы их еще не сумели уловить те производственные конфликты, которые возникли именно в этих крупных многонациональных производственных коллективах. Не создан еще герой, который вобрал бы в себя типичные и самые яркие черты рабочего именно нынешнего дня с его более обострен

1 Петров С. Социалистич^реализм. :М'*Просвещение,. 1977, с.245. ным, нежели когда бы то ни было, чувством личной ответственности за порученное дело. Нет еще запоминающегося образа современного рядового рабочего, который непосредственно занят в производстве. Подчас бедновато выглядит внутренний мир так называемых положительных героев, которые должны олицетворять прогрессивные тенденции развития нашего общества.

Однако было бы неправомерным видеть во всем этом только личные просчеты и изъяны отдельных авторов. Пожалуй,недостатки следует рассматривать и как трудности, которые неизбежно возникают, когда литература приступает к освоению нового жизненного материала. А чувашская проза о рабочем классе, как и другие литературы волжско-приуральского региона, переживает сейчас именно такой этап развития.

Главное в том, что на страницах книг, тех, о которых у нас пша речь, да и многих других, все увереннее занимает место герой современный, сложный, сочетающий социальную и деловую активность с богатством внутренней жизни. Чувашская проза, судя по произведениям последних лет, приступила к поискам героя, живущего в условиях развитого социализма. Она ищет подходы к воплощению его в типичных образах.Можно утверждать, что осуществлен хороший задел, дающий возможность выйти на качественно новую ступень художественного творчества.

Процессы, идущие в чувашской литературе о рабочем классе,-суть, следствие и своеобразное выражение тенденций и закономерностей, характерных для всего современного советского словесного искусства, осваивающего производственную тему.

Чувашским прозаикам, осваивающим "материк" рабочей темы, предстоит подняться на еще большую высоту. Думается, путь к этому по-прежнему лежит через исследование интеллектуального и духовного мира современника, через "более глубокое проникновение в характер человека труда, правдивое его изображение"1.

Создать яркий образ нашего современника можно только при условии внимательного и заинтересованного изучения жизни передовых производственных коллективов. Ведь крупная стройка, завод - это всегда школа жизни, школа нравственного воспитания, горнило, где выковываются интересные, крупные и сильные характеры.

Чувашским писателям предстоит немало поработать, чтобы довести свои произведения до полного художественного совершенства. Центральной для прозы о рабочем классе сейчас является проблема жанра и его трансформация в соответствии с замыслом, эстетическими возможностями литературы в отображении действительности, художественного новаторства в связи с новаторством содержания. К сожалению, она еще не осознана в качестве главной. и

Поэтому даже лучше романы и повести не свободны от огрехов. Так, в романе Г.Краснова "Все от любви" проблематика выявлена с большой наглядностью. Однако совершенно справедливы упреки в известной несогласованности сюжетной и лирической линий, перегруженности очерковым материалом, в избытке повторяющихся сюжетных ходов. Причина, на наш взгляд, в том, что некоторые писатели еще не осознали до конца необходимость дальнейшего совершенствования и преобразования жанра романа, повести, рассказа. Жанровая форма берется как нечто готовое, застывшее и заполняется тем или иным содержанием. А жанр должен чутко улавливать своеобразие замысла, гибко видоизменяться.

Дальнейшее развитие чувашской прозы о рабочем классе, за* Материалы УП съезда Союза писателей СССР. -Лит. газ., 1981, 8 июля. воевание ею новых художественных высот во многом связано с необходимостью более глубокого постижения современной действительности, более плодотворного освоения традиций национальной литературы и богатого опыта русской классической и советской литературы. При этом по-прежнему главной задачей художника остается яркое отображение образа нашего современника, глубокое раскрытие его сложного духовного мира и нравственного облика в неразрывной связи с его трудовой созидательной деятельностью.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.