Современная кабардинская поэзия: жанровая парадигма, проблематика, художественно-эстетическое своеобразие тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Кодзокова, Лилия Руслановна

  • Кодзокова, Лилия Руслановна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, Нальчик
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 0
Кодзокова, Лилия Руслановна. Современная кабардинская поэзия: жанровая парадигма, проблематика, художественно-эстетическое своеобразие: дис. кандидат наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Нальчик. 2018. 0 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кодзокова, Лилия Руслановна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. НАЦИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИСТОКИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ КАБАРДИНСКОЙ ПОЭЗИИ

1.1. Проблема периодизации отечественной литературы

1.2. Фольклор как художественно-эстетическая основа национальной младописьменной литературы

1.3. Этапы развития кабардинской поэзии и их отличительные

признаки

ГЛАВА II. СООТНОШЕНИЕ МИФО-ФОЛЬКЛОРНЫХ ТРАДИЦИЙ И ИСТОРИЧЕСКИХ РЕАЛИЙ В СОВРЕМЕННОЙ КАБАРДИНСКОЙ ПОЭЗИИ

2.1. Отражение национальной картины мира в лирике

2.2. Мифопоэтические традиции и новаторство в творчестве современных поэтов

2.3. Историческое прошлое и проблемы современности

ГЛАВА III. ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ

КАБАРДИНСКОЙ ПОЭЗИИ

3.1. Видо-родовые особенности лирических жанров

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

178

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современная кабардинская поэзия: жанровая парадигма, проблематика, художественно-эстетическое своеобразие»

ВВЕДЕНИЕ

Рубеж ХХ-ХХ1 веков в российской культуре характеризуется социально-исторически обусловленными изменениями в массовом сознании, нашедшими свое отражение в различных формах творческой деятельности в первую очередь в литературе. Уход советской эпохи и переход к новой модели общественного устройства закономерно привел к разрушению ситуации литературоцентризма и формированию современной художественной парадигмы, основанной на переосмыслении предшествующего эстетического опыта. Постмодернистские тенденции, отчетливо проявившиеся в российской литературе, не столь заметны в северокавказских литературах, традиционно более сдержанных в плане выбора метода и стиля. Но тем не менее обзор современной кабардинской литературы позволяет говорить об обновлении художественной парадигмы, проявившемся в заметных концептуальных трансформациях мировоззренческих ориентиров.

Общеизвестно, что на коренные изменения в социуме в первую очередь реагирует, как литературный род, лирика в силу своей эмоциональности и более простой формы. Исследуемый нами период не стал исключением, жанровая и стилевая динамика развития национальных литератур показывает, что инновационные художественные процессы проявились в северокавказской лирике достаточно ярко и многообразно. Но здесь актуализируется проблема традиций и преемственности, которая особенно важна для младописьменных культур, не имеющих столь объемного художественного наследия и опыта. В истории северокавказских литератур нет прецедента отказа от культурного наследия, либо примеров резкой ломки устоявшихся художественных принципов. Поэтому, опираясь на специфику национального сознания и менталитета, мы ставим задачу исследования современной кабардинской лирики с двух взаимосвязанных позиций - традиции и художественные инновации.

Под современностью мы понимаем период конца XX - начала XXI вв., означающий не просто смену веков в хронологическом плане, а период глубочайших перемен в российском обществе, соответственно, и в культуре.

Любая национальная художественная культура в условиях глобализации стремится к самосохранению, научному осмыслению своих этнокультурных корней, без чего дальнейшее духовное развитие немыслимо, и в то же время она, как открытая система, объективно не может оставаться в стороне от новых процессов.

Современная кабардинская поэзия в этом плане не является исключением. С одной стороны, весь ее художественный арсенал подвергается неизбежному влиянию модернизации, поскольку «новая эпоха так называемого информационного «взрыва» требует адекватной поэтики» [165, с.398]. А с другой стороны, как любая северокавказская субкультура, она детерминирована сильными архетипическими основаниями, уходящими в глубь культурной истории этноколлектива, постоянной апелляцией к эпическому памятнику «Нарты», его образно-смысловому и символическому дискурсу. «Корни» диктуют соблюдение определенных эстетических канонов, которые в конечном счете определяют самобытный, неповторимый характер национальной словесности.

Изложенные наблюдения логично подводят к постановке проблемы диссертационного исследования: как между этими двумя магнитными полюсами традиционного и инновационного развивается современная кабардинская поэзия, каков доминантный вектор ее развития с учетом генетического, типологического, контекстуального наследия и вызовов новой художественной парадигмы. Необходимость выявления, анализа и научного осмысления особенностей развития современной кабардинской лирики определяет актуальность настоящего исследования, в котором предполагается решение целого комплекса вопросов, связанных с художественно-эстетическими и мировоззренческими особенностями современной кабардинской поэзии, ее жанрово-стилевой парадигмы, соотношением в ней мифо-фольклорных традиций и исторических реалий, а также полифонией художественных методов.

Цель работы состоит в систематизации и изучении современной кабардинской поэзии в аспекте специфики ее жанровой палитры, проблематики и поэтики стилей, разнообразия художественно-эстетических методов.

Заявленная тема может получить полноценное научное осмысление на фоне литературного контекста, охватывающего типологически сходные явления в других национальных литературах Северного Кавказа, которые мы намерены привлечь в качестве вспомогательного материала.

Для достижения намеченной цели требуется решение следующих задач:

• охарактеризовать взаимодействие мифо-фольклорных традиций, исторических реалий и новых литературных тенденций в современной кабардинской поэзии;

• установить жанрово-стилевую парадигму современной кабардинской поэзии;

• определить приоритеты идейно-тематического комплекса;

• проанализировать особенности философско-эстетической и художественной концепции мира в современной кабардинской поэзии;

• выявить основные художественные проблемы кабардинской поэзии рубежа XX-XXI веков;

• рассмотреть особенности современной кабардинской поэзии для детей.

Научная новизна работы. В диссертационной работе впервые предпринята попытка монографического исследования жанровой парадигмы, проблематики и поэтики современной кабардинской поэзии в контексте ее национальной специфики и художественно-эстетической направленности. Научная новизна работы состоит также в новой литературоведческой методологии: мифопоэтические традиции кабардинской поэзии и философско-эстетическая концепция мира в современной поэзии рассматриваются на базе компаративистского подхода в их органическом единстве. На наш взгляд, такое комплексное филологическое исследование современной кабардинской поэзии способствует ее более глубокому постижению как целостной художественной системы во взаимосвязи традиций и инноваций.

Объект исследования. В качестве объекта исследования нами выбраны произведения современных кабардинских поэтов - Р. Ацканова, Х. Бештокова, Б. Кагермазова, А. Оразаева, Х. Кажарова, А. Псигусова, З. Мирзоева, Дж.

Кошубаева, З. Кануковой, М. Кочесоковой, О. Бжамбеевой, Л. Хавжоковой, З. Куготовой и других. Отдельные имена вводятся нами в научный оборот впервые. Творчество современных кабардинских поэтов исследуется в сравнительно-типологическом ракурсе в сопоставлении с ведущими тенденциями развития адыгских и других северокавказских литератур. Отбор произведений поэтов обусловлен возможностью на их примере изучить жанровую специфику, проблематику, поэтику и вектор движения современной кабардинской поэзии.

Предметом исследования выступает национально-художественное своеобразие современной кабардинской поэзии во всей ее жанровой, проблемно-тематической, художественно-эстетической, философской и идейной направленности, анализируемой в контексте развития общероссийской поэзии. Более узкая предметная область включает вопросы художественных направлений и стилевых течений, а также мифо-фольклорных традиций в их современной переработке.

Степень научной разработанности темы. При определенной изученности теории и истории кабардинской поэзии в современном литературоведении нет специальных научных исследований, посвященных ее жанровой парадигме, проблематике и художественно-эстетическому своеобразию. При этом заявленная нами проблематика в том или ином аспекте затрагивается в трудах северокавказских литературоведов. У.М. Панеш в монографии «Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур» (1990), рассматривая в широком культурологическом и национальном контексте общую картину развития и взаимодействия северокавсказских литератур, обращает внимание и на своеобразие адыгской лирики. А.А. Схаляхо в монографии 2000-го года «На пути творческого поиска» анализирует в компаративистском ключе творчество известных адыгейских поэтов - И. Цея, Ц. Теучежа, Х. Андрухаева, М. Паранука, А. Гадагатля, Г. Схаплока, Ю. Абреча. Л.А. Бекизова в своей монографии «Литература в потоке времени» (2008) посвящает поэтическим

вопросам адыгских литератур раздел «Слово о поэтах и поэзии». В трехтомном издании известного адыгейского литературоведа К.Г. Шаззо «Избранные труды» (2014) отдельный том (III) посвящен адыгской поэзии. Начиная свое изложение со времен Великой Отечественной войны, автор анализирует движение национальной лирики поэтапно, в ракурсе нового времени.

Работы ряда других адыгских и северокавказских литературоведов, в той или иной степени, касаются вопросов национальной поэзии. В частности, З.Х. Толгуров в труде «В контексте духовной общности» (1991), исследуя процесс развития литератур народов Северного Кавказа на материале поэтических и повествовательных жанров, приходит к ряду выводов об общих закономерностях их эволюции, а также специфике национальных проявлений. Он отмечает, что национальные литературы характеризуются наличием общих доминантных черт, но при этом каждая из них проявляет свою особенность посредством различных стилевых типов, форм, приемов и средств отображения жизни.

О необходимости осмысления адыгских литератур (кабардинской, адыгейской, черкесской) в русле единого процесса размышляет Х.И. Баков в статье «Адыгский литературный процесс сегодня» (1995): «В основе данных литератур лежат единый фольклор, национальная психология, богатейший кодекс «адыгэ хабзэ», общие для всех адыгов этические, религиозные, философские взгляды, не говоря уже о языке» [120, с. 371]. В своей монографии «Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии» (1994) Х.И. Баков, используя обширный поэтический материал, созданный как адыгами, проживающими на исторической родине, так и представителями диаспоры, обращает внимание на диалектически взаимосвязанные проблемы национального своеобразия и творческой индивидуальности.

В работе И.А. Кажаровой «Человек и история в адыгской поэзии 19701990-х гг. (Художественно-философский аспект)» (2009) рассматривается проблема интерпретации исторических событий в художественных произведениях представителей черкесской (Мухамед Нахушев), кабардинской (Афлик Оразаев, Хабас Бештоков) и адыгейской литератур (Нальбий Куек).

Автор анализирует специфику лирического персонажа в историософской лирике, уделяет внимание приемам мифологизации, выявляет культурные основы художественной историософии адыгов. В научном труде Е.А. Куянцевой «Художественные образы мира в кабардинской лирике» (2006) проанализированы образы мира в кабардинской лирике 1960-80-х гг. на примере поэтического материала Адама Шогенцукова и Руслана Семенова с выходом на широкие обобщения по вопросам закономерностей развития кабардинской поэзии. В диссертационном труде этого же автора «Кабардинская лирическая поэзия ХХ века: культурно-эстетическая основа, поэтика жанров и стилей» (2009) рассматривается лирика поэтов, наиболее ярко отразивших художественное своеобразие XX века. Е.А. Куянцева проводит системное исследование кабардинской лирической поэзии XX века в аспекте поэтики жанров, стилей, эстетической основы, философской направленности, а также особенностей мировидения и творческой индивидуальности поэтов Б. Пачева, А.А. Шогенцукова, А. Кешокова, Б. Куашева, Ад. Шогенцукова, Р. Семенова, И. Кашежевой, X. Тхазеплова посредством анализа отдельных поэтических образов, определения роли и места народных поэтических традиций в их творчестве, способов формирования и путей развития лирических жанров в национальной поэзии. Монография З.Н. Торогельдиевой «Поэзия Инны Кашежевой: проблемы традиций, жанров, поэтики» (2009) посвящена комплексному изучению творчества русскоязычной кабардинский поэтессы и переводчика.

Эти и другие работы послужили научной и теоретической базой для нашего исследования.

В решении теоретического аспекта исследования нами применяются компаративистские и сравнительно-типологические методологии, в рассмотрении отдельных художественных произведений - методы структурно-семантического и текстологического анализа.

Общенаучной основой работы стали ориентация на целостное восприятие литературного процесса и идеи о взаимовлиянии и взаимообогащении северокавказских и русской литератур.

При формировании теоретической базы настоящего диссертационного труда мы опирались на монографические труды классиков и современных представителей отечественного литературоведения: М.М. Бахтина, Г.Д. Гачева, Л.Я. Гинзбурга, В.Е. Гусева, В. М. Жирмунского, Е.М. Мелетинского, К.К. Султанова, Н.Д. Тамарченко, В.Е. Хализева, В.К. Чумаченко, Б.М. Эйхенбаума и др., а также северокавказских литературоведов: Х.И. Бакова, А.Р. Боровой, Л.А. Бекизовой, ГГ. Гамзатова, А.М. Гутова, Н.Г. Джусойты, И.А. Кажаровой, З.А. Кучуковой, А.Х. Мусукаевой, З.М. Налоева, У.М. Панеша, Ю.М. Тхагазитова, К.Г. Шаззо и других.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке одной из актуальных проблем современного кабардинского литературоведения - жанрового многообразия, проблематики и поэтики современной кабардинской поэзии. На материале кабардинской поэзии конца XX - начала XXI веков делаются обобщения и выводы об эволюционных закономерностях развития художественной мысли народа, о проблемах преемственности в решении философских, нравственно-эстетических вопросов в национальной лирике. Результаты исследования могут стать основой для дальнейшего изучения жанрово-стилевых и художественно-эстетических особенностей кабардинской поэзии рубежа XX -XXI веков.

Практическая ценность исследования состоит в том, что содержащиеся в нем выводы и литературоведческий материал могут использоваться в процессе преподавания в школе и высших учебных заведениях дисциплин по теории и истории кабардинской литературы, в разработке спецкурсов по истории кабардинской лирики, а также в научных работах по исследованию творчества отдельных современных поэтов.

Положения, выносимые на защиту:

1. На раннем этапе формирования кабардинской литературы лирика находилась под ощутимым влиянием фольклора, вследствие чего тяготела к описательному стилю, что объективно приводило к жанровой и стилевой стандартности и однообразию. Эволюция современной поэзии просматривается в углублении и расширении идейно-тематического блока и мировоззренческой, философской глубины постижения окружающего мира, а также в отходе от основополагающего влияния фольклорной поэтики. В стилевом плане современная поэзия усиливает лирическое начало, ставя в центр художественного мира поэтического текста внутренний мир современного человека, его духовные, нравственные, эстетические, мировоззренческие искания и проблемы.

2. В период 1940 - 1960-х годов в отечественной литературе, оказавшей серьезное влияние на северокавказские литературы, четко обозначился интерес к художественной разработке исторической темы. Паралелльно эта тематика актуализировалась и в кабардинской лирике, в частности поэты обратились к национальным истокам, к прошлому народа, к теме войны. После периода литературного застоя, с 1990-х годов, тема национальных корней получает новое осмысление с позиций освобожденного от идеологизации художественного мышления.

3. Пути развития кабардинской поэзии 1980 - 90-х годов отмечены движением к тематическому многообразию, к обогащению содержания, к активным жанровым поискам, к яркому выражению стилевой авторской индивидуальности. Под влиянием глобальных изменений в общественной и культурной жизни значительно вырастает интерес к личности, что определяет новый этап развития лирической поэзии, нацеленный на отражение внутреннего мира современного человека. Усиление роли лирического начала и изменение образа лирического персонажа, связанное с ростом самосознания этноса, наглядно проявилось в философском наполнении и жанрово-стилевом разнообразии поэзии.

4. Национальная картина мира у адыгских народов сформировалась на основе мифологии и нартского эпоса. Влияние фольклора и мифопоэтического сознания народа на литературу бесспорно. Но отметим, что влияние мифа и его реалистическое восприятие наиболее сильно на ранних стадиях развития культуры этноса. Роль мифопоэтических традиций в современной поэзии следует оценивать с учетом изменившегося сознания и восприятия мира индивидом, мировоззрение которого обусловлено влиянием информационной среды.

5. В постсоветской кабардинской поэзии сформировались две ведущие тенденции. Во-первых, появилась возможность писать правду о национальной истории: появляются произведения о Кавказской войне, трагедии махаджирства адыгов в Турцию и арабские страны. Эта тематика наиболее полноценно раскрывается в лиро-эпическом жанре поэмы. Во-вторых, значительным транформациям подверглась форма лирического текста: появились произведения в стилистике авангарда со значительно усложненной многослойной интертекстовой структурой. В целом новейшая кабардинская поэзия характеризуется наличием в ней двух полярных направлений - традиционного, неоклассического (Л. Хавжокова, О. Бжамбеева и др.) и тяготеющего к авангардизму и постмодернизму (М. Кочесокова, Дж. Кошубаев и др.).

Апробация результатов исследования. Основные положения и научные результаты исследования обсуждены на заседаниях кафедры русской и зарубежной литератур Кабардино-Балкарского государственного университета, апробированы в выступлениях на конференциях различного уровня: Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива-2010» (Нальчик: КБГУ, 2010); XII Международная научно-практическая конференция «Наука и современность-2011» (Новосибирск: НГТУ, 2011), XI Международная научно-практическая конференция «Новое в современной филологии» (Москва, 2013), XXVII Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук» (Москва, 2016), XXVII Международная научно-

практическая конференция «Современная филология: теория и практика» (Москва, 2017), VI международная научная конференция «Кросс-культурное пространство литературной и массовой коммуникации» (Майкоп, 2018).

По теме диссертации опубликовано 11 научных статей, в том числе три статьи в научных журналах, включенных в Перечень ВАК.

Структура диссертации. Цель и задачи исследования определили структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, основного корпуса, включающего три исследовательские главы, заключения и библиографического списка, включающего 229 источников.

ГЛАВА I. НАЦИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИСТОКИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

ЭВОЛЮЦИИ КАБАРДИНСКОЙ ПОЭЗИИ

1.1. Проблема периодизации отечественной литературы

Проблема периодизации литературы как структурно-методологическая проблема предполагает некую «открытость». Это обусловлено тем, что данный вопрос связан с развитием литературоведческой науки, углублением знаний об особенностях историко-литературного процесса, что в свою очередь создает предпосылки для нового подхода к рассмотрению вопросов, которые решались ранее. Выделение определенных периодов развития той или иной литературы возможно на основании выявления неких закономерностей, обозначение которых, в свою очередь, предполагает исследование различных литературных тенденций, фактов, их осмысление, классификацию.

Данная проблема остается актуальной, так как и сегодня ведется полемика, касающаяся критериев периодизации. Общесоветская отечественная наука представлена такими исследователями, как Ю. Суровцев, Л. Якименко, А. Бочаров, Ч. Гусейнов, А. Бучис, И. Бассель, которые определяют 1917 г. как историческое начало отечественной литературы ХХ в. Представленная Ю. Суровцевым периодизация основана на проблемно-стилевом подходе и обозначена тремя этапами развития литературы в целом. Первый этап - 1920-е -первая половина 1930-х гг., когда наблюдается борьба методов и стилей; второй этап - вторая половина 1930-х - середина 1950-х гг.; третий этап - начиная с 1956 г., когда отмечается активность личности. Обращает также на себя внимание труд Н.Л. Лейдермана и М.Н. Липовецкого «Современная русская литература: 1950-1990-е гг.». Отсчет русской литературы ХХ в. трационно ведется с начала 1890-х гг. и завершается в конце 1990-х. Исследователи указывают на то, что под понятием «современная русская литература» обозначается не только хронологический отрезок внутри столетия (с середины 1950-х гг.), а «выделяют важную составляющую часть художественной эпохи, ее завершающий цикл» [64, с. 8]. Авторы обозначают взаимосвязь и существование

внутри данного литературного периода различных направлений, таких как социалистический реализм, традиционный реализм, модернизм и новое направление «постреализм». Книга состоит из трех частей, которым соответствуют этапы развития современной русской литературы. Первая часть посвящена литературе «оттепели» (середина 1950 - конец 1960-х гг.); вторая -так называемым семидесятым годам (конец 1960 - середина 1980-х гг.); часть третья посвящена постсоветскому периоду (середина 1980 - конец 1990-х гг.). Данное исследование сочетает в себе обзорные и монографические главы.

Авторы сборника «Очерки истории кабардинской литературы» (1968) делят национальную литературу на два периода: дореволюционную и советскую, исходя из чего в книге представлены два соответствующих раздела. В первой главе говорится о том, что в формировании «младописьменных» адыгских литератур - кабардинской, адыгейской и черкесской - художественные традиции фольклора сыграли значительную роль. Вторая глава обозначает отдельный период - советскую кабардинскую литературу, указывая на 1920 г. как на дату рождения кабардинской художественной литературы. Вторую часть авторы представили в виде циклов развития кабардинской литературы на основе хронологического принципа периодизации. З.Х. Толгуров в своей работе «В контексте духовной общности» (1991) выделяет в развитии литератур народов Северного Кавказа два главных этапа. Первый этап - с 1920-х гг. до первой половины 1950-х гг., характеризующийся не только тематической общностью, но и общностью конфликтов, приемов, средств художественного изображения при недостаточной выраженности потенциальных возможностей национальных литератур. Второй этап - 1960-1980-е гг., когда многие народы Северного Кавказа вновь обрели потерянную Родину, а их литературы встали вровень с более развитыми литературами [89, с. 8].

Важными представляются и другие труды адыгских ученых по вопросу периодизации. К примеру, в основе исследований А.А. Схаляхо лежит историко -хронологический принцип периодизации, который позволил выделить следующие периоды адыгейской литературы: 1920-1930-е гг. - период

зарождения и становления; адыгейская литература 1930-х гг.; 1941-1945-е гг. -литература периода Великой Отечественной войны; 1946-1956 гг. -послевоенная адыгейская литература; 1957-1978 гг. - современный этап адыгейской литературы. У.М. Панеш представляет новый подход к периодизации литературы, в большей части прозы. Анализируя работы, методы и аспекты исследования литературного процесса Ю. Суровцева, З. Хайруллина, Н. Лейдермана и накопленный литературоведческий опыт, У.М. Панеш в своей статье «Об актуальных вопросах периодизации и структурно-типологической классификации отечественной литературы ХХ в.» подводит итоги и обозначает следующую градацию литературного процесса. Первый этап - начало 1920-х -середина 1930-х гг., отличающийся творящей историю активной личностью, формированием социалистического реализма. Второй этап - середина 1930-х -середина 1950-х гг., где особое место занимает военная тематика, способствовавшая формированию новых стилей. Третий - середина 1950-х -середина 1980-х гг., когда кризис социалистического реализма сопровождается формированием новой концепции личности. Четвертый этап - середина 1980-х -2000-е гг., отмеченный многообразием жанровых форм, новыми структурно-стилевыми исканиями, расширенной проблематикой. Х.И. Баков указывает на то, что «периодизация У. Панеша на сегодняшний день является наиболее правильной, но она не лишена идеологических и политических ориентиров. Автор ограничивается одной прозой, а между тем периодизация должна охватывать все роды и жанры литературы» [9, с. 14].

Исследование национальной литературы невозможно без временнОй ориентации в развитии художественного процесса, выявления ее начала и определенных циклов. В то же время конкретное обозначение периодизации национальной литературы (как и литературы в целом) является задачей сложной. «Здесь переплетается целый ряд социально-экономических, общественно-исторических, идеологических, эстетико-литературных факторов, что учесть все это в их полной совокупности не представляется возможным», - указывает в своей статье Р.Г. Мамий [53, с.6].

Опираясь на достижения ученых, воспринимая адыгскую литературу как часть общероссийской действительности, мы понимаем под «современной кабардинской поэзией» последнее десятилетие XX в. и начало XXI в. и нового тысячелетия. За это время в жизни общества, страны произошли события, изменившие ценностные ориентации, повлиявшие на литературу, искусство, а также на духовно-нравственный мир человека.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кодзокова, Лилия Руслановна, 2018 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I

1. Абаев В.И. Нартовский эпос осетин. - Цхинвали: Ирыстон, 1982. - 106 с.

2. Абуков К.И. Расул Гамзатов: особенности философской лирики. Национальные и общечеловеческие нравственно-этические ценности. - Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2003. - 111 с.

3. Адыгская (Черкесская) энциклопедия. - М.: Фонд им. Б.Х. Акбашева, 2006. - 1248 с.

4. Актуальные проблемы литератур Кабардино-Балкарии. Сборник статей. - Нальчик: Нарт, 1994. - 176 с.

5. Аристотель. Об искусстве поэзии. - М.: Гослитиздат, 1957. -

183 с.

6. Асеев Н.Н. Разговор о поэзии. - М.: Советская Россия, 1962. -

96 с.

7. Ахлаков А.А. Исторические песни народов Дагестана и Северного Кавказа. - М.: Наука, 1981. - 231 с.

8. Ашхотов Б.Г. Традиционная адыгская песня-плач (гъыбзэ). -Нальчик: Эль-Фа, 2002. - 235 с.

9. Баков Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. - Майкоп: Меоты, 1994. - 253 с.

10. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М: Прогресс, 1994. - 616 с.

11. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. - М.: Художественная литература, 1986. - 534 с.

12. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Наука, 1975. - 416 с.

13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - 423 с.

14. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. - Нальчик: Эль-Фа, 1999. - 96

с.

15. Бекизова Л.А. Литература в потоке времени: литература черкесов - адыгов ХХ века. - Черкесск: Карачаево-Черкесское республиканское книжное издательство, 2008. - 416 с.

16. Бекизова Л.А. От богатырского эпоса к роману. - Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1974. - 288 с.

17. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 9 тт. - М.: Художественная литература, 1978. - Т. 3. - 610 с.; т. 4. - 654 с.

18. Белинский В.Г. Избранные сочинения. - М.-Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1949. - 1096 с.

19. Бештоков К.Х. Родник адыгской словесности. Сб. ст. -Нальчик: Эльбрус, 2009. - 236 с.

20. Бехер И. Любовь моя, поэзия. О литературе и искусстве. - М.: Художественная литература, 1965. - 329 с.

21. Биографический словарь. - М.: Наука, 1993. - 516 с.

22. Борев Ю.Б. Эстетика. - М.: Политиздат, 1988. - 496 с.

23. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. - М.: РГГУ, 2001. - 230

с.

24. Будур Н.В. и др. Зарубежная детская литература: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 304 с.

25. Веселовский А.Н. Избранное. Историческая поэтика. - СПб.: Университетская книга, 2011. - 648 с.

26. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. - М.: Наука, 1976. - 508 с.

27. Вовк О.В. Энциклопедия знаков и символов. - М.: Вече, 2006. - 528 с.

28. Гадагатль А. Героический эпос «Нарты» адыгских (черкесских) народов. - Майкоп: Краснодар. кн. изд-во Адыг. отд-ние, 1987. - 406 с.

29. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основные черты философской герменевтики. - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

30. Гачев Г.Д. Ментальности народов мира. - М.: Эксмо, 2003. -

544 с.

31. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. -М.: Наука, 2007. - 448 с.

32. Гачев Г.Д. Ускоренное развитие литературы (На материале болгарской литературы первой половины XIX в.). - М.: Наука, 1964. - 312 с.

33. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. - М.: ФЛИНТА, 2008. - 288 с.

34. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4 тт. - М.: Искусство, 1971. - Т. 3. -

621 с.

35. Гинзбург Л.Я. О лирике. - Л.: Советский писатель, 1974. - 407

с.

36. Гринберг И.Л. Три грани лирики. Современная баллада, ода, элегия. - М.: Художественная литература, 1985. - 397 с.

37. Гроссман Л.Г. Собрание сочинений в 5 тт. - М.: Современные проблемы, 1928. - Т. 4. - 349 с.

38. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. -М.: Гослитиздат, 1957. - 451 с.

39. Гуртуева Т.Б. Маленький человек с большой буквы. Поэзия Северного Кавказа в контексте постмодернизма. - Нальчик: Эльбрус, 1994. - 207 с.

40. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. - Л.: Наука, 1967. - 347 с.

41. Гутов А.М. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса. -М.: Наука, 1993. - 207 с.

42. Гутов А.М. Константы в культурном пространстве: Публицистика. Фольклор. Литература. - Нальчик: Эльбрус, 2011. - 216 с.

43. Далгат У.Б. Литература и фольклор. Теоретический аспект. -М.: Наука, 1981. - 304 с.

44. Добин Е.В. Жизненный материал и художественный сюжет. -СПб.: Наука, 2006. - 340 с.

45. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. - М.: Наука, 1978. - 310 с.

46. Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы. -М.: Прогресс, 1979. - 318 с.

47. Егорова Л.П. Литература народов Северного Кавказа. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 311 с.

48. Есин А.Б. Литературное произведение. Типологический анализ. - М.: Наука, 1992. - 280 с.

49. Жачемух З.Р. Сатира и юмор в малых жанрах адыгейской литературы / Культурная жизнь Юга России - №1. - Краснодар, 2007. - С. 45-47. - 96 с.

50. Жидков В.С., Соколов К.Б. Искусство и картина мира. - СПб.: Наука, 2005. - 464 с.

51. Жирмунский В.М. Теория стиха. - Л.: Советский писатель, 1975. - 664 с.

52. Жюльен Н. Словарь символов. Иллюстрированный справочник. - Челябинск: УРАЛ LTD, 1999. - 512 с.

53. История адыгейской литературы в 3-х тт. - Майкоп: Адыг. республ. кн. изд-во, 2006. - Т.3. - 639с.

54. История советской многонациональной литературы в 6 тт. -М.: Наука, 1970. - Т.1. - 563 с.

55. Кажарова И.А. Человек и история в адыгской поэзии 19701990-х гг. - Нальчик: КБИГИ, 2009. - 106 с.

56. Кажарова И.А. Модусы художественности: Сборник научных статей об адыгской литературе. - Нальчик: Печатный двор, 2016. - 176 с.

57. Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. - Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2013. - 408 с.

58. Кауфов Х. В зеркале социальной жизни. - Нальчик: Эльбрус, 1980. - 256 с.

59. Квятковский А.П. Поэтический словарь. - М.: Сов. энцикл., 1966. - 80 с.

60. Кирло Х. Словарь символов. - М.: Центрполиграф, 2007. - 525

с.

61. Крупнов Е.Н. Древняя история Северного Кавказа. - М.: Наук, 1960. - 376 с.

62. Кудаева З.Ж. Мифопоэтическая модель адыгской словесной культуры. - Нальчик: Эльбрус, 2008. - 296 с.

63. Куянцева Е.А. Художественные образы мира в кабардинской лирике. - Нальчик: Эльбрус, 2005. - 148 с.

64. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е гг. в 2-х тт. - М.: Академия, 2003. - Т.2. - 688 с.

65. Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М.: НПК «Интелвак», 2001. - 799 с.

66. Луговской Б. Раздумья о поэзии. - М.: Художественная литература, 1960. - 310 с.

67. Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. - М.: Наука, 1999. - 236 с.

68. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. -М.: Искусство, 1976. - 367 с.

69. Мелетинский Б.М. Поэтика мифа. - М.: Наука, 1976. - 408 с.

70. Мифы народов мира: энциклопедия в 2-х тт. - М.: Советская энциклопедия, 1987. Т.1. - 671 с.; 1988. Т.2. - 719 с.

71. Михайлов А.В. Методы и стили литературы. - М.: ИМЛИ РАН, 2008. - 176 с.

72. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология. - Нальчик: Эльбрус, 1993. - 192 с.

73. Надъярных Н.С. Аксиология перечтений. - М.: Наука, 2008. -

335 с.

74. Николина Н.А. Филологический анализ текста. - М.: Академия, 2003. - 256 с.

75. Очерки истории кабардинской литературы. - Нальчик: Эльбрус, 1968. - 302 с.

76. Паранук К.Н. Мифопоэтика и художественный образ мира в современном адыгском романе. - Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2012. -352 с.

77. Писатели Кабардино-Балкарии. XIX - конец 80-х гг. ХХ в. Биобиблиографический словарь. - Нальчик: Эль-Фа, 2003. - 441 с.

78. Полная энциклопедия символов. - М.: Мир книги, 2004. - 416

с.

79. Поспелов Г.Н. Лирика: Среди литературных родов. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 208 с.

80. Поспелов Г.Н. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 1978. - 351 с.

81. Путилов Б.Н. Русский героический эпос: сравнительно-типологическое исследование. - М.: Наука, 1971. - 311 с.

82. Пшемурзов В.Х. Адыги: история, культура, ментальность. -Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2003. - 116 с.

83. Пшиготыжев А.З. Кабардинское стихосложение. - Нальчик: Эльбрус. 1981. - 142 с.

84. Султанов К.К. От Дома к Миру. Этнонациональная идентичность в литературе и межкультурный диалог. - М.: Наука, 2007. -302 с.

85. Словарь литературных персонажей. - Смоленск: Русич, 2001.

- 624 с.

86. Словарь мифов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 432 с.

87. Словарь терминов межкультурной коммуникации / И.Н. Жукова, М.Г. Лебедько, З.Г. Прошина, Н.Г. Юзефович; под ред. М.Г. Лебедько и З.Г. Прошиной. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. - 632 с.

88. Тамарченко Н.Д. Теория литературных жанров. - М.: Академия, 2011. - 256 с.

89. Толгуров З.Х. В контексте духовной общности. - Нальчик: Эльбрус, 1991. - 288 с.

90. Толгуров З.Х. Формирование социалистического реализма в балкарской поэзии. - Нальчик: Эльбрус, 1974. - 227 с.

91. Тресиддер Дж. Словарь символов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

- 448 с.

92. Тхагазитов Ю.М. Духовно-культурные основы кабардинской литературы. - Нальчик: Эльбрус, 1994. - 284 с.

93. Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов. - Нальчик: Эльбрус, 2006. - 280 с.

94. Урусбиева Ф.А. Избранные труды. - Нальчик: Эльбрус, 2001.

- 175 с.

95. Хакуашев А.Х. Али Шогенцуков. - Нальчик: Эльбрус, 1993. -

320 с.

96. Хакуашев А.Х. Кабардинское стихосложение. - Нальчик: Эльбрус, 1988. - 288 с.

97. Хакуашева М.А. Литературные архетипы в художественных произведениях адыгских писателей. - Нальчик: ИГИ Правительства КБР и КБНЦ РАН, 2007. - 378 с.

98. Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 2004. -

398 с.

99. Хуако Ф.Н. Исповедь личности как объект художественного и философского осмысления в северокавказской лирической прозе ХХ в. Ч. II: Вторая половина ХХ в. - Майкоп: изд-во МГТУ, 2007. - 174 с.

100. Чумаченко В.К. Русская поэзия второй половины ХХ столетия: Учебное пособие. - Краснодар, 2005. - 160 с.

101. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. - Тбилиси: Мецниереба, 1978. - 238 с.

102. Шаззо Ш.Е. Художественное своеобразие адыгейской поэзии (эволюция, поэтика, стилевые искания). - Майкоп: Качество, 2003. - 379 с.

103. Шогенцукова Н.А. Лабиринты текста. - Нальчик: Эльбрус,

2002. - 224 с.

104. Шортанов А.Т. Адыгские культы. - Нальчик: Эльбрус, 1992. -

165 с.

105. Шортанов А.Т. Адыгская мифология. - Нальчик: Эльбрус, 1982. - 196 с.

106. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. - Л.: Советский писатель, 1969. -

552 с.

107. Элиаде М. Священное и мирское. - М.: Наука, 1994. - 311 с.

108. Энциклопедический словарь символов / Авт.-сост. Н.А. Истомина. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»,

2003. - 1056 с.

109. Эпштейн М.Н. Природа, мир, тайник вселенной. - М.: Высшая школа, 1990. - 303 с.

110. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны. О литературном развитии Х1Х-ХХ веков. - М.: Высшая школа, - 303 с.

111. Юнг К.Г. Алхимия слов. Четыре архетипа. - СПб.: Тимошка, 1997. - 352 с.

112. Якобсон Р.О. Работы по поэтике. - М.: Прогресс, 1987. - 460 с.

II

113. Алхасова С.М. Процессы возрождения адыгской литературы в постсоветский период // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 7 (37), часть 1. - С. 21-23.

114. Алхасова С.М. После всех запретов // Литературная Россия. 2009. №42. - URL: http://old.litrossia.ru/2009/47/04718.html

115. Ахмадова З.М. Рефрен в лирике Руслана Семенова // Вопросы кавказской филологии. Вып. 9. - Нальчик: Издательский отдел КБИГИ РАН, 2013. - С. 68-75.

116. Ахматова М.С. Нескончаемая песня (О поэте Адаме Шогенцукове) // Культурная жизнь Юга России. - №5. - Краснодар, 2006. - с. 48-49.

117. Ахметова Л. К юбилею Марии Виндижевой // Литературная Кабардино-Балкария. - 2000. - №6. - С. 92-93.

118. Ахохова Е.А., Катанчиев З.М. Мифологема души в адыгской традиционной культуре // Материалы IV Международной научно-теоретической конференции. Книга 2. - Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2013. - С. 50-60.

119. Багова И.Б. Поэзия А. Бицуева. (Основные мотивы и жанры): автореферат на соискание ученой степени кандидата филологич. наук. -Нальчик, 2005.

120. Баков Х.И. Адыгский литературный процесс сегодня // Проблемы адыгской литературы и фольклора. - Вып. 9. - Майкоп, 1995. -С. 371-383.

121. Баков Х.И. Хабас Бештоков и некоторые проблемы современного литературного процесса // Вестник КБИГИ. - Вып. 15. -Нальчик: Изд. отдел КБИГИ, 2008. - С. 305-327.

122. Большакова А.Ю. Литературный архетип. // Литературная учеба. 2001. - №6. - С. 169-177.

123. Боров А.Х. «Path dependence», или «творческая амнезия»: Северный Кавказ в цивилизационном процессе современной России // Научная мысль Кавказа. - № 4. - Ростов н/Д, 2013. - С. 21-27.

124. Гамзатов ГГ. Двадцатый век как эпоха национальных литератур и региональных литературных общностей // Международные Ломидзевские чтения. Изучение литератур и фольклора народов России и СНГ: Теория. История. Проблемы современного развития. (Материалы Международной научной конференции). - М.: ИМЛИ РАН, 2008. - С. 1021.

125. Гедгафова Э. Все, личное увиденное и пережитое // Кабардино-Балкарская правда, 5.12.2007.

126. Гедгафова Э.М. Художественно-стилевые тенденции кабардинской поэзии 1970-1990-х годов: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологич. наук. - Нальчик, 2009.

127. Гинзбург Л.Я. Пушкин и реалистический метод в лирике // Русская литература. - 1962. - № 1. - С. 27-38.

128. Гочияева О.М. Образ акации в творчестве М.Ю. Лермонтова и М.Х. Емкужева: художественные параллели // Лермонтов в исторической судьбе народов Кавказа. Сборник научных статей по итогам Всероссийской научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Часть I. - Краснодар, 2014. - С. 233-243.

129. Гриценко В.П. Культура: взаимодействие глобализации и регионализации // Культурная жизнь Юга России. - №3. - Краснодар, 2013. - С. 7-11.

130. Гутов А.М. Вступительная статья к роману-мифу Х.К. Бештокова «Каменный век» // Литературная Кабардино-Балкария. - 2005. - №5. - С. 55-58.

131. Кажарова И.А. К вопросу о мифологической основе кабардинской поэзии (символика поэмы X. Бештокова «Каменный век») //

Вестник КБГУ. Серия филологические науки. - Вып. 5. - Нальчик, 2002. -С. 75-80.

132. Канаметова Е.Н. Нравственно-философские проблемы в кабардинской поэзии о Великой отечественной войне: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологич. наук. -Нальчик, 2010.

133. Канукова З.С. Диалог культур в поэзии Инны Кашежевой // Культура. Искусство. Образование. Материалы IV Международной научно-теоретической конференции. Книга I. - Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2013. - С. 109-114.

134. Карамурзова З.С. Алим Кешоков и лермонтовская школа поэзии // Лермонтов в исторической судьбе народов Кавказа. Сборник научных статей по итогам Всероссийской научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Часть II. -Краснодар, 2014. - С. 113-123.

135. Карпов А.С. Национальный образ мира как константа художественности творчества // Национальные образы мира в художественной культуре: материалы Международной конференции. -Нальчик: КБГУ, 2010. - С. 10-19.

136. Кауфов Х. Приглашение в поэзию // Кабардино-Балкарская правда, 11.01.2010.

137. Купцов В.И. Мировоззрение: единство с миром и противостояние ему // Философия науки и научно-технической цивилизации. - М.: Полиграф-Информ, 2005.

138. Котлярова А.В. Кавказ как семиотическое пространство: диалог универсального и уникального // Культурная жизнь Юга России. -№4. - Краснодар, 2008. - С. 23-25.

139. Кучукова З.А. Детская антропология: ребенок-нарратор в американской прозе ХХ века // Антропоцентрическая парадигма в

филологии: Материалы Международной научной конференции. Часть I. -Ставрополь, 2003. - С. 112-116.

140. Куянцева Е.А. Образ души в сборнике Х. Тхазеплова «Избранное»: изображение, восприятие, истолкование, символика // Культурная жизнь Юга России. - №6. - Краснодар, 2007. - С. 46-50.

141. Максидов А. Послесловие историка // Литературная Кабардино-Балкария. - 2009. - №2. - С. 106-109.

142. Мамий Р.Г. Поиски новых путей // История адыгейской литературы. В 3 тт. Т. 3. - Майкоп: Адыг. республ. кн. изд-во, 2006. - С. 562.

143. Мелетинский Е.М. Архетипы // Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 тт. Т.1. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - С. 110-111.

144. Мусукаева А.Х. Художественный этнографизм адыгской прозы. Функции. Специфика // Нация. Личность. Литература. Выпуск 2. -М.: ИМЛИ РАН, 2003. - С. 250-264.

145. Налоев Дж. Поэты Кабарды и Балкарии // Первые писатели Кабардино-Балкарии. - Нальчик, 1968.

146. Налоев З.М. Кабардинская литература 30-х годов (1930-1941) // Очерки истории кабардинской литературы. - Нальчик, 1968. - С. 105-125.

147. Налоев З.М. Творчество Али Шогенцукова // Очерки истории кабардинской литературы. - Нальчик, 1968. - С. 125-143.

148. Паранук К.Н. Женские архетипы в образной системе современного адыгского романа // Вестник Адыгейского гос. университета. Серия 2. - №2. - Майкоп, 2007. - С. 213-218.

149. Паранук К.Н. Характер мифологизма романа Х. Бештокова «Каменный век» // Литературная Кабардино-Балкария. - 2008. - №3. - С. 106-114.

150. Сквозников В.Д. Лирика // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении: Роды и жанры литературы. - М.: Наука, 1964. - С. 173- 237.

151. Смирнова Н.А. «Поле несовместимости» Адама Шогенцукова: этический кодекс поэта и человека // Из сердца извлекаю звуки. Всероссийская научно-теоретическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения А.О. Шогенцукова. Двадцатые Эльбрусские чтения. - Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2016. - С. 73-84.

152. Смирнова Н.А. Русский фактор в культуре Кавказа // Вопросы культурологи. - №8. - М.: Издательский Дом «Панорама», 2012. - С. 1922.

153. Сокуров М.Г. Ощущение красоты бытия // Кабардино-Балкарская правда, 28.12.1985 г.

154. Торогельдиева З.Н. Национальная память в поэмах И. Кашежевой // Культурная жизнь Юга России. - №4. - Краснодар, 2007. -С. 56-58.

155. Тхагапсоев Х.Г. Диалог русской и кавказских культур как механизм культурогенеза // Культура Южной России. Поликультурное пространство Российской Федерации в семи книгах. Книга 2. - Санкт-Петербург: Петрополис, 2012. - С. 128-148.

156. Фидарова Р.Я. Развитие художественного сознания народов Северного Кавказа и проблема характера // Вопросы осетинской литературы и фольклора. - №4. - Орджоникидзе, 1984.

157. Хакуашева М.А. Новый роман-миф Х. Бештокова «Каменный век» (1985) // Хакуашева М.А. Литературные архетипы в произведениях адыгских писателей. - Нальчик: КБИГИ, 2007. - С. 146-151.

158. Хакуашева М.А. О поэтическом творчестве Х. Бештокова // Вопросы кавказской филологии. - №6. - Нальчик, 2008. - С. 41-49.

159. Хакуашева М.А. Формирование и развитие архетипических образов в кабардинской литературе: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологич. наук. - Нальчик, 2008.

160. Хакуашева М.А., Тхагазитов Ю.М. Новый роман-миф Х. Бештокова «Каменный век» (1985) // Вестник Пятигорского лингвистического университета. - 2008. - №2. - С. 184-189.

161. Хакуашева М.А. Этнохудожественная культура как пространство российской социально-культурной идентичности // Философские науки. Спецвыпуск 1. - М.: Гуманитарий, 2011. - С. 125-133.

162. Хализев В.Е. Эпос // Введение в литературоведение. Под ред. Л.В. Чернец. - М.: Высшая школа, 2004. - С. 142-147.

163. Хаупа Дж. Песни и их авторы должны быть похожими // Шомахов Х.М. Вспомни обо мне. - Нальчик: Эльбрус, 2008. - С. 5-7.

164. Хацукова М.Х. Происхождение этнонима «Хабзэ»: архетипический символизм // Мир культуры адыгов. - Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. - С. 185-198.

165. Хежева Л.Х. К проблеме традиционализма в современной кабардинской лирике // Язык, культура, этикет в современном полиэтническом пространстве. Материалы Международной конференции. - Нальчик: КБГУ, 2011. - С. 393-400.

166. Цей Б.А. «Путь к человеку» тропою детских стихов (из творческого наследия Нальбия Куека) // Актуальные проблемы общей и адыгской филологии: материалы VIII международной научной конференции. - Майкоп: редакционно-издательский отдел Адыгейского государственного университета, 2013. - С. 378-381.

167. Чуякова Н.М. Адыгское народное острословие // Культурная жизнь Юга России. - №2. - Краснодар, 2008. - С. 97-98.

168. Шайтанов И.О. Классическая поэтика неклассической эпохи // Веселовский А.Н. Избранное: Историческая поэтика. - М.: РОССПЕН, 2006. - С. 28-42.

169. Шульженко В.И., Шульгина И.С. Антропологические штудии: случай «кавказского текста» // Историко-функциональное изучение литературы и публицистики: истоки, современность, перспективы.

Материалы Международной научно-практической конференции. -Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного университета, 2012. - С. 250-252.

170. Эфендиев С.И. Осмысливая великие творения мастеров Востока // Предисловие к сб.: Хасани. Алмазная башня. - Нальчик: Эльбрус, 2009. - С. 5-10.

171. Эфендиев С.И. Следуя традициям Востока // Предисловие к сб.: Хасани. Караванщик: Рубаи. - Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2013. -С. 4-11.

172. Якименко В. Границы и возможности // Вопросы литературы. - 1978. - №11. - С. 82-104.

173. Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». - М., 1975. - С. 193-228.

174. Яропольский Г. Не там, где тонко, рвется // Канукова З. Тонкие связи. - Нальчик, 2009. - С. 5-16.

III

175. Аброкова Б. Середина (Купсэ). - Нальчик: Тетраграф, 2011. -

112 с.

176. Ацканов Р.Х. На круги своя (Къэгъэзэжыгъуэ). - Нальчик: Эльбрус, 2009. - 471 с.

177. Ахматова (Казанчева) М. Что в сердце моем. Стихи. -Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2007. - 80 с.

178. Бемурзов М.Х. Снег на солнечной стороне (ДыгьафЬ уэс). -Нальчик: Эльбрус, 1993. - 184 с.

179. Березгова М. Первая птица. Книга для детей. - Нальчик: Тетраграф, 2013. - 32 с.

180. Бештоков Х.К. Золотая осень (Бжьыхьэ дыщафэ). - Нальчик: Эльбрус, 2006. - 232 с.

181. Бештоков Х.К. Каменный век (подстрочный перевод автора) // Литературная Кабардино-Балкария. - 2005. - № 5. - С. 58-116.

182. Бештоков Х.К. Одинокое дерево над рекой. (Псым щхьэщыт жыг закъуэ). - Нальчик: Эльбрус, 1991. - 200 с.

183. Бештоков Х.К. Пора роз (Розэм и чэзущ). - Нальчик: Эльбрус, 1973. - 96 с.

184. Бештоков Х.К. Стихи // Интересная встреча: Стихи и рассказы / Сост. Абазов А.Ч., Бозиева Н.Б. - Нальчик: Эльбрус, 2012. - С. 19-21.

185. Бештоков Х.К. Ракетодромы (Ракетодромхэр). - Нальчик: Эльбрус, 1969. - 99 с.

186. Бештоков Х.К. Удивительный мир (Дуней телъыджэ). -Нальчик: Эльбрус, 2003. - 544 с.

187. Бицуев А. М. Распахнутые двери: Стихотворения и баллады (К1уэц1рык1ыбжэ: усэхэмрэ, балладэхэмрэ). - Нальчик: Эльбрус, 2008. -155 с.

188. Виндижева М.Н. Дорога детства: Стихи для детей. Нотное издание (Сабийгъуэ гъуэгу). - Нальчик: Эль-фа, 2005. - 102 с.

189. Гергов А.Х. Жанна и нана: Стихи для детей младшего возраста (Жаннэрэ нанэрэ). - Нальчик: Эльбрус, 2015. - 28 с.

190. Истины: Из народного творчества Кабардино-Балкарии. -Нальчик: Эльбрус, 1981. - 248 с.

191. Кагермазов Б.Г. Вечерний свет (Пер. с кабард.). - Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2004. - 376 с.

192. Кагермазов Б.Г. Носитель огня (Маф1эзехьэ). Стихи. -Нальчик: Эльбрус, 2003. - 164 с.

193. Кагермазов Б.Г. Очевидец (Щыхьэт). - Нальчик: Эльбрус, 2006. - 300 с.

194. Кагермазов Б.Г. Сила дождя: Стихотворения (Уэшхым и къару). - Нальчик: Эльбрус, 2010. - 32 с.

195. Кажаров Х.Х. Избранное. Стихотворения и баллады. -Нальчик: Эльбрус, 1998. - 320 с.

196. Камергоев Т. Урок: Стихи для детей (Дерс). - Нальчик: Эльбрус, 2002. - 76 с.

197. Канукова З. Тонкие связи: Стихотворения (Пер. с кабард. Г. Яропольского). - Нальчик: Эльбрус, 2009. - 176 с.

198. Кешоков А.П. Избранное: Стихотворения (Пер. с кабард.). -Нальчик: Эльбрус, 2014. - 344 с.

199. Кешоков А.П. Избранные произведения: Стихи, поэмы в 2 тт. (Пер. с кабард.). - Москва: Художественная литература, 1972. Т. 2. - 256 с.

200. Кештов М.Х. Зарево: Стихи, поэмы. - Нальчик: Эльбрус, 1997.

- 350 с.

201. Кештов М.Х. Корни. - Нальчик: Эльбрус, 1994. - 179 с.

202. Кирий О. Адыгейские народные песни и легенды. Адыге (поэма). - Краснодар: Экоинвест, 2016. - 208 с.

203. Кошубаев Дж.П. Иное небо. Стихотворения. Поэмы. -Нальчик: Эльбрус, 2012. - 208 с.

204. Кошубаев Дж.П. Прозрачные тени. - Нальчик: Эльбрус. 2016.

- 136 с.

205. Куготова З. Стихи // Сб. «КъудамэщЬ» (Молодая ветвь). -Нальчик: Эльбрус, 2009. - 176 с.

206. Куев Ш.И. Избранное. Стихотворения и поэмы. - Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2008. - 271 с.

207. Куек Н.Ю. Вино мертвых: роман в новеллах (пер. с адыг. авт.).

- Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2002. - 293 с.

208. Люблю я Кавказ. Поэтический сборник. - М.: Современник, 1988. - 495 с.

209. Манн Т. Собрание сочинений в 10 тт. - М.: Гослитиздат, 1960. Т.9. - 688 с.

210. Мирзоев З.У.-Б. Стихи. - Нальчик, 2005. - 99 с.

211. Нарты. Адыгский героический эпос. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1974. - 415 с.

212. Оразаев А.П. Наследие: Стихотворения (Л1эужь). - Нальчик: Эльбрус, 2013. - 192 с.

213. Оразаев А.П. Старый холм: стихи, поэмы (1уащхьэжь: усэхэр, поэмэхэр). - Нальчик: Эльбрус, 1997. - 247 с.

214. Псигусов А.Х. Стихи и поэмы в 2 тт. - Нальчик, 2002. - 308 с.

215. Синие горы Кавказа. Стихи. - Нальчик: Эльбрус, 1985. - 440 с.

216. Страницы кабардинской и балкарской поэзии. - Нальчик: Эльбрус, 1980. - 208 с.

217. Тхагазитов З.М. Стихи и поэма (Усэхэмрэ поэмэрэ). - Нальчик: Эльбрус, 2014. - 128 с.

218. Тхагазитов З.М. Стихи и поэмы (Усэхэмрэ поэмэхэмрэ). -Нальчик: Эльбрус, 2005. - 704 с.

219. Хавжокова Л. Нить любви (Гухэлъ налъэ). - Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2011. - 108 с.

220. Хавжокова Л. Стихи. // Журнал «!ущхьэмахуэ» (Эльбрус) (На каб. яз.). - Нальчик: 2017. - С. 151-161.

221. Хасани. Караванщик: Рубаи. - Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2013. - 232 с.

222. Хатуев П.М. Осенний блюз (Бжыхьэ удж). - Нальчик: Эльбрус, 2008. - 96 с.

223. Хахов С.Г. Свежесть: Стихи. Поэма. (Пер. с кабард.). -Нальчик: Эльбрус, 1982. -113 с.

224. Чуковский К.И. Собр. Соч. в 15 тт. - М.: Терра - Книжный клуб, 2001. - Т. 2. - 640 с.

225. Шогенцуков А.А. Избранные произведения / сост. А.Х. Хакуашев. - Нальчик: Эльбрус, 2000. - 432 с.

226. Шогенцуков А.О. Всю ночь шел дождь. Стихи и поэмы. - М.: Советский писатель, 1991. - 176 с.

227. Шогенов Л. Свет наших очей (Нэхунэ ц1ык1ухэр). - Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2007. - 103 с.

228. Эльгаров К.М. Раздумья: стихотворения (Хэплъэгъуэ: усэхэр). - Нальчик: Эльбрус, 2009. - 73 с.

229. http://notamag.ru/poyeziya-maryany-kochesokovoy/ -Литературный журнал «Буква». Поэзия Марьяны Кочесоковой.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.