Современная свадебная обрядность адыгов: социологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Калашаова, Дариет Аскербиевна

  • Калашаова, Дариет Аскербиевна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2009, Майкоп
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 152
Калашаова, Дариет Аскербиевна. Современная свадебная обрядность адыгов: социологический анализ: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Майкоп. 2009. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Калашаова, Дариет Аскербиевна

Введение.

Глава 1. Теоретико - методологические основы исследования свадебной обрядности адыгов.

1.1. Научное осмысление свадебной обрядности адыгов.

1.2. Этнокультурный феномен свадебной обрядности адыгов.

1.3. Традиция, обычай, инновация в свадебном комплексе адыгов.

Глава 2. Социокультурные условия в трансформационных процессах свадебной обрядности адыгов.

2.1. Влияние менталитета на сущность и специфику свадебной обрядности адыгов.

2.2. Динамика ценностей и ценностных ориентаций свадебной обрядности адыгов.

2.3. Трансформация института семьи как фактор эволюции свадебной обрядности адыгов.

2.4. Феномен «адыгагьэ» в свадебной обрядности адыгов. Заключение.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современная свадебная обрядность адыгов: социологический анализ»

Актуальность темы исследования. После распада Советского Союза произошли серьезные изменения в ментальности наших соотечественников, трансформировалась иерархия ценностных ориентаций жителей бывшего СССР. Эти процессы затронули и сферу семейно-брачных отношений.

Как известно, в кризисные моменты жизни народа усиливается интерес исследователей различных отраслей научного знания к этнокультурным проблемам с целью осмысления данных процессов, выявления их влияния на различные стороны жизни социума, а также прогнозирования дальнейших моделей развития. Началось формирование новой парадигмы семейных отношений. Так, свадебная обрядность адыгов как социальный институт в системе адыгской традиционной культуры претерпевает процессы трансформации, что проявляется в уменьшении красочности и зрелищности, присущей традиционному обряду адыгов. Отдельные элементы канонического свадебного комплекса трансформировались либо вовсе исчезли.

Выявление факторов, обуславливающих трансформацию свадебной обрядности адыгов, представляется весьма актуальным, так как её можно определить как комплекс, отражающий жизнь народа во всей сложности ее проявлений.

Степень научной разработанности проблемы. Междисциплинарный характер исследования, касающегося влияния социокультурных факторов на свадебную обрядность, обусловил обращение к целому ряду отраслей научного знания: социологии, философии, истории, этнологии, психологии, демографии. В данном случае особый интерес для выявления трансформациии свадебной обрядности адыгов в контексте современной реальности представляют работы, в которых осмысливаются процессы в условиях глобальных реформ, затрагивающие различные аспекты жизни этносов.

Это исследования ученых, посвященные осмыслению роли менталитета как социокультурного фактора, обуславливающего динамические процессы в социальной среде в период общественных преобразований (Л.М.Дробижева, И.Г.Дубов, И.К.Пантин, В.А.Тишков, Б.П.Шулындин Ф.С.Эфендиев.)

Реализация целей диссертационного исследования предопределила обращение автора к работам, посвященным описанию менталитета, национального самосознания различных народов. Это труды Н.А.Бердяева, Б.Г.Вышеславцева, И.А.Ильина, Л.П.Карсавина, А.Ф.Лосева, Н.О.Лосского, В.В.Розанова. Особое внимание привлекли работы северокавказских ученых А.А.Ашхамаховой, С.В.Костылева, Р.А.Ханаху1, анализирующих содержание понятия «кавказская ментальность» и особенности менталитета адыгов.

Трансформация ценностных ориентаций как фактора, детерминирующего эволюцию свадебной обрядности адыгов, обусловила обращение к работам по аксиологической тематике (Б.К.Капустин, И.М. Клямкин, Н.И.Лапин, Т.А.Рассадина, Г.Г.Силласте), а также к исследованиям, проведенным в Республике Адыгея (AJO. Шадже, Х.М.Казанов, И.Г.Дагамук и др.).

Серьезный интерес для реализации целей диссертационной работы представляют труды ученых, обратившихся к анализу традиций и инноваций в культуре: С.А. Арутюнова, Э.С. Маркаряна, И.В. Суханова, С.А. Токарева, К.В.Чистова.

Для изучения причин трансформации семейно-брачных отношений и сущности этих процессов автор обратился к трудам классиков социологии и

1 Ашхамахова А. А. Социально-философский анализ менталитета: общее и особенное: Автреф. дис. . докт. философ, наук. - Нальчик 2006;Костылев С.В. Менталитет адыгского этноса: проблемы становления и эволюции: Автореф. дис. .канд. философ. наук.-Краснодар, 2003; Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ).-Майкоп, 1997.

2 Шадже АЛО. Национальные ценности и человек (социально-философский аспект) — Майкоп, 1996; Казанов Х.М., Дагамук И.Г. Ценностные ориентации студенчества Республики Адыгея (по материалам социологического исследования)// Известия ЦСИ МГТИ: Философия, социология, политология.- Майкоп, 1999. философии: К.Маркса, Ф.Энгельса, М.Вебера, Э.Дюркгейма, М.М. Ковалевского, Т. Парсонса, П.А. Сорокина, Л. Моргана, Э. Гидденса.1

Выявление содержания свадебного обряда адыгов предопределило обращение к литературе, описывающей суть свадебного комплекса, звенья ритуала, их последовательность. Это работы кавказоведческой тематики: исторические источники, этнологические описания быта и семейного уклада адыгов. Описание свадебных обрядов адыгов находим в трудах путешественников и кавказоведов XIX в. В.В.Василькова, Д.Белла, Дюбуа де Монпере, Г.Клапрота, К.Коха, Л.Я.Люлье, Д.Лонгворта, К. Ф. Сталь, Тэбу де Мариньи, Ф.В. Юхотникова.

Особый интерес представляют работы адыгских писателей-просветителей, таких как: С. Хан-Гирей, К.М. Атажукин, Т.П. Кашежев, А-Г. Кешев, С. Крым-Гирей, П.И. Тамбиев и др.

В трудах историков и этнологов советского периода Б.Х. Бгажнокова, М.А. Джандар, И.Х. Калмыкова, М.А. Мер стуков а, Я. С. Смирновой2 исследовательский интерес сосредоточен на проблеме этнографического описания свадебной обрядности.

Маркс К. Сочинения.-M.: Политиздат, 1981.; Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.-М: Гос.изд.политич. литературы. 1989;Вебер М.Избранные произведения М.: Прогресс, 1990; Дюркгейм Э. Социологические эподы-СПб., 1998; Ковалевский М.М. Сочинения в 2т.-М.,1997; Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1991;Сорокин П.А. Система социологии. ТД.-М.: Наука,1993;Морган Л. Древнее общество - СПб., 1993,;Гндденс Э. Социология,-Эдаториал УРСС, 1999.

2 Бгажноков Б.Х. Черкесское игрище.-Нальчик, 1991; Джандар М.А. Песня в семейных обрядах адыгов-Майкоп, 1991.; Калмыков И.Х. Черкесы. Историко-этнографический очерк.-Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1974.;Меретуков М.А. Семья и брак адыгских народов (XIX - 70 годы XX в.)-Майкоп,1987; Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа (вторая половина ХЕХ-ХХ в.)-М.: Наука 1983.

Эволюция семьи и межсемейных отношений рассматривается в работах таких исследователей, как С.И. Голод, Т.А.Гурко, Х.В. Дзуцев,

A.Н. Елизаров, А.А. Магомедов, М.С. Мацковский.1

В последние годы исследователи юга России, в том числе северокавказского региона, обратились к изучению различных аспектов функционирования семьи как социального института и малой группы (С.А. Байкулова, Н.К. Бинеева, Д.О. Бондаренко, И.А. Кабарухина,

B.Г.Канкин, В.Н. Мирошниченко, В.А. Уварова, JI.A. Часовская.)2

Особый интерес по рассматриваемой проблеме вызвало диссертационное исследование Л.А. Деловой, выявившей социокультурные факторы межэтнической брачности в Республике Адыгея в период затяжного системного кризиса всех сфер российского общества. М.А. Зейтунян выявила место межэтнического брака в иерархии социокультурных ценностей студенчества Республики Адыгея.4

Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ,- Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1998;Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи: Социологические исследования,-1995.-.N210; Дзуцев Х.В. Эволюция осетинской семьи и межсемейных отношений: этносоциологический анализ-Владикавказ: Проект Пресс, 1998; Магомедов А.А. Семейно-брачные отношения у народов Северного Кавкавза: комплексное социологическое исследование: Автореф. дис. .докт. социолог, наук - Ставрополь; Елизаров A.H.K проблеме поиска основного интегрирующего фактора семы г-Вестник МГУ, Сер. 14 Психология.-1996.-Лг»1; Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики,-М.:Наука.1989. Психология,-1996.-№1; Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики.-М.:Наука,1989.

2 Байкулова С.А. Трансформации семьи в условиях реформирования российского общества (на примере Республики Адыгея): Автореф. дис. . канд. социол. наук. - Майкоп, 2004.; Бинеева Н.К. Проблемная семья: специфика семейно-брачной н половой социализации: Автореф. дис. . канд. социол. наук —Ростов-на-Дону, 2001.; Бондаренко Д.О. Проблемы молодой семьи и региональная молодёжная политика: Автореф. дис. . канд. социол. наук. - Пятигорск, 2007.; Кабарухина И.А. Социальная адаптация российской семьи в современных социально-экономических условиях: Автореф. дис. . канд. социол. наук. - Ростов-на-Дону, 2007; Канкин В.Г. Неблагополучная семья в социальном контексте современной России: Автореф. дис. . канд. социол. наук. - Краснодар, 2005.; Мирошниченко B.H. Функциональная трансформация института семьи в современном российском обществе: Автореф. дис. . канд. социол. наук. - Ростов-на-Дону, 2007; Уварова В.А. Динамика системы семейных ценностей в российской культуре конца XX — начала XXI века: Автореф. дис. . канд. социол. наук. - Ростов-на-Дону, 2004.; Часовская Л.А. Семья как фактор формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения: Автореф. дис. . канд. социол. наук,-Ставрополь, 2004.

3 Делова А.А. Социокультурные факторы межэтнической брачности (на примере Республики Адыгея). Социологический анализ.-Дне. . канд. социолог, наук. — Майкоп, 2001.

4 Зейтунян М.А. Межэтнический брак в системе социально - ценностных взаимодействий студенческой молодёжи Республики Адыгея. — Дис. . канд. социол. наук, 2006. - Майкоп, 2006.

В последние годы влияние этнических традиций на различные аспекты функционирования современного общества изучалось молодыми учеными нашего региона: З.Х. Гучетль, Н.А. Ильиновой и др.1

Для выявления факторов, обуславливающих трансформацию свадебного обряда, автор обратился к работам, в которых анализируется содержание феномена «адыгагъэ». Это исследования А.А.Ивановой, С.А.Ляушевой, Р.А.Ханаху, А.Ю.Шадже.2

Вместе с тем, крайне мало работ, осмысливающих эволюцию свадебного комплекса адыгов в условиях реформирующегося социума. Данные процессы почти не получили освещения в научной литературе.

Цель данного диссертационного исследования заключается в выявлении социокультурных факторов, обусловивших эволюцию свадебной обрядности адыгов в контексте современной реальности.

Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи исследования:

- проанализировать существующие методологические подходы к изучению феномена свадебной обрядности;

- уточнить социологическое содержание понятий «свадебная обрядность», «свадебный комплекс», «свадьба» и проанализировать их соотношение;

- рассмотреть свадебный комплекс адыгов как изменяющийся феномен культуры;

- выявить сущность и специфику современной свадебной обрядности адыгов;

1 Гучетль З.Х. Этнические традиции как социально-культурный феномен в процессе социализации молодёжи (на примере Республики Адыгея): Автореф. дис. . канд. социол. наук.-Майкоп, 2006.; Ильинова Н.А. Этнокультурные ценности и традиции как фактор социализации личности в современных условиях (на материалах Республики Адыгея): Автореф. дис. . канд. социол. наук. - Майкоп, 2003.

2 Иванова А.А. Психология этнической идентичности.-Краснодар: Изд-во КубГУ,2001 ;Ляушева С.А. Религиозные аспекты феномена «адыгагьэ» (история и современность): Автореф. дис. . канд. философ, наук. - Москва, 1997;Ханаху Р.А. Морально-этический феномен «адыгагьэ»-основа народной культуры// Мир культуры адыгов - Майкоп 2002; Шадже АЛО. Национальные ценности и человек (социально-философский аспект) — Майкоп, 1996.

-произвести анализ влияния социокультурных факторов на трансформацию свадебной обрядности адыгов.

Объект исследования - традиционная культура адыгов.

Предмет исследования - свадебный обряд в традиционной адыгской культуре.

Гипотеза исследования. Эволюция свадебной обрядности адыгов в условиях трансформирующегося общества обусловлена процессами изменения общественного сознания, детерменированного изменениями менталитета, в частности, этносоциофеномена «адыгагьэ», и иерархии ценностей.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Междисциплинарный характер диссертационной работы потребовал использования методов философии, социологии, культурологии, этнологии.

Теоретико-методологическую базу составили принципы системного анализа, культурологический, аксиологический, исторический подходы.

В работе используются работы классиков социологии, философии, а также исследования современных социологов, философов, демографов, историков, этнологов, внесших свой вклад в изучение обозначенной проблемы.

Для решения задач, поставленных в диссертационной работе, использованы метод глубинного интервью, анкетирование, метод включенного наблюдения, анализ результатов социологических опросов.

Эмпирическую базу исследования составили результаты социологического исследования по проблемам свадебной обрядности и семейно-брачных отношений адыгов, проведенного автором в 2006-2007 г.г.

Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе методами анкетирования и интервьюирования были опрошены 700 человек адыгов, проживающих в городе Майкопе и различных территориальных образованиях Республики Адыгея. На втором этапе были опрошены 500 человек из числа адыгской молодежи республики.

Соискателем использованы результаты масштабного исследования «Культурно-этический феномен «адыгагъэ» в современном сознании и поведении адыгов», проведенного отделом философии и социологии Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований имени Т.М. Керашева (руководитель Р.А. Ханаху) в течение пяти лет на территориях с компактным проживанием адыгов: в Причерноморской Шапсугии, Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской республике, Карачаево-Черкесской республике, в Турции, Сирии, США, Иордании.1

Также использованы результаты опросов ведущих социологических центров России, материалы органов Государственной статистики Российской Федерации и Республики Адыгея, других субъектов России, материалы всероссийских и региональных научно-практических конференций по проблемам семьи и брака, трансформации социальных институтов.

Кроме того, эмпирической базой послужили результаты социологического исследования «Наши ценности сегодня», проведенного Н.И. Лапиным (Институт философии РАН).

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

- уточнено социологическое содержание понятия «свадебная обрядность адыгов»;

- осуществлен анализ эволюции свадебной обрядности адыгов в условиях глобальных общественных изменений;

- выявлены социокультурные факторы, обуславливающие трансформацию свадебного комплекса адыгов;

- изучены процессы изменения общественного сознания в сфере семейно-брачных отношений, детерминирующие эволюцию свадебного комплекса адыгов.

На защиту выдвигаются следующие положения:

1 Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени(социально-философский анализ).-Майкоп: Издательство «3ихи»,1997.

1) За годы глобальных общественных трансформаций произошли значительные изменения в свадебном комплексе адыгов, проявившиеся в утрате или трансформации части звеньев традиционного ритуала, появлении элементов, не свойственных ранее свадебному обряду адыгов.

2) Изменения в свадебном комплексе адыгов в значительной степени детерменированы социокультурными факторами (менталитет, изменение соотношения модернизированных и традиционных ценностей и др).

3) В сознании современных адыгов происходит трансформация представлений о семейно-брачных отношениях, что обуславливает изменения в свадебном обряде.

4) Трансформационные процессы в свадебной обрядности адыгов связаны не только с изменениями в духовной сфере общества, но, в первую очередь, с социально-экономическими факторами и межкультурными взаимодействиями, оказывающими огромное влияние на традиционную культуру в целом.

Теоретическая и практическая значимость представленной работы определяется тем, что ее результаты могут быть использованы при дальнейшем изучении и осмыслении как феномена свадебной обрядности, так и влияния социокультурных факторов на трансформацию различных сфер жизни этносов в современных условиях.

Идеи и выводы автора могут найти применение при разработке лекционных курсов, спецкурсов по социологии семьи, этносоциологии, культурологии, культуре адыгов, этнической психологии.

Апробация работы. Отдельные положения диссертационного исследования отражены в докладах, тезисах и сообщениях на IV Всероссийской конференции молодых ученых «Наука, образование, молодежь» (Майкоп, февраль 2007) и региональных научных конференциях.

Основные положения диссертации отражены автором в пяти научных публикациях общим объемом 5,5 п.л.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Калашаова, Дариет Аскербиевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За годы радикальных реформ, связанных с кардинальной сменой идеологических парадигм, подверглись трансформации все сферы жизни российского общества.

После распада СССР произошли серьезные изменения в общественном сознании, в менталитете, в иерархии ценностных ориентаций наших соотечественников. Трансформация затронула и семейно — брачные отношения.

Такой этносоциокультурный феномен, как свадебная обрядность адыгов, будучи социальным институтом, являясь элементом семейно - брачных отношений, также претерпел процессы трансформации.

Концентрация исследовательского интереса в предыдущие годы на этнологическом аспекте проблемы оставила за чертой внимания целый ряд немаловажных вопросов, в частности, в чем заключается трансформация свадебного обряда адыгов, проявившаяся особенно активно за годы глобальных изменений, произошедших в последние десятилетия в России, и какими причинами она обусловлена.

Суть трансформации свадебного цикла адыгов заключается в том, что он стал менее зрелищным, красочным, значительно короче по времени, чем в каноническом описании. Некоторые обряды утрачены либо подверглись изменениям, появились новые элементы, не свойственные традиционному свадебному комплексу адыгов.

Так, многодневное ранее празднество - «джегу» - зачастую сводится лишь к европеизированному банкету с некоторыми национальными элементами.

Другие элементы традиционного свадебного цикла также претерпевают эволюцию.

Социокультурными факторами, как выявлено в результате данного исследования, являются изменения в общественном сознании, вызванные в свою очередь, глобальными общественными реформами.

Данные изменения вызваны комплексом причин, обусловленных политическими, экономическими, социальными факторами.

Одним из социокультурных факторов, обуславливающим трансформацию традиционного свадебного обряда адыгов, является менталитет.

Менталитет — динамическое образование.

В условиях глобальных реформ российского общества менталитет граждан страны претерпевает существенные изменения. Динамика менталитета тесно связана с внешними воздействиями на личность и социетальную общность.

Менталитет адыгов подвержен изменениям, находясь в постоянном состоянии диалектического процесса становления и эволюции. Одни ментальные особенности отрицаются, другие, способные интегрироваться в другую ментальную парадигму, но с сохранением доминантных ценностей, рождаются.

Наиболее существенными чертами этнического менталитета адыгов являются специфические семейные отношения, основанные на традициях морально - этических комплексов, выступающих в качестве морально -нравственных императивов и несущие значительную мировоззренческую нагрузку.

Этносоциофеномен «адыгагъэ» задает множество императивов, создающих жесткий «каркас» мышления и поведения.

Адыгагъэ» - это принцип осознания бытия, следовательно, и принцип формирования мировосприятия, осознания и самосознания адыгов.

Результаты проведенного автором эмпирического исследования позволяют сделать следующий вывод: этносоциофеномен «адыгагъэ» претерпевает трансформацию, что обусловило, в свою очередь, и трансформацию обычаев и традиций, в частности, свадебного ритуала.

В сознании некоторой части современных адыгов выполнение всех предписаний по части исполнения традиционного свадебного обряда представляется устаревшим, ненужным.

В результате проведенного автором эмпирического исследования выявилось, что часть респондентов принимает в качестве нормы происходящие изменения в свадебном обряде адыгов (31,2% опрошенных высказались за европеизацию свадебного обряда, 62, 5% - за сохранение свадебного ритуала в изначальной форме).

На вопрос: «Сожалеете ли Вы, что с течением времени традиции меняются в худшую сторону?» - 46,3 % респондентов ответили, что новшества в свадебном обряде приводят к нарушению вековых обычаев и обрядов адыгов; 53,7 % опрошенных оправдывают изменения в свадебном ритуале, считая, что сокращение количества звеньев обряда приводит к уменьшению затрат, что немаловажно с учетом материальных трудностей нынешнего времени.

Таким образом, важным фактором, детерминирующим трансформацию свадебного комплекса адыгов, является всеобъемлющий этнофеномен «адыгаъэ», обуславливающий мировосприятие адыгов.

Другим социокультурным фактором, обуславливающим трансформацию традиционного свадебного обряда адыгов, является, как выявлено нами в ходе исследования, трансформация иерархии базовых ценностей, в том числе национальных.

Как известно, ценности и ценностные ориентации являются основой мировоззрения и ядром мотивации жизненной активности членов социума.

Система ценностей служит важным фактором поведения отдельного человека и социальной регуляции взаимоотношений между людьми.

Ценности, являясь представлениями людей о каких - либо нормах поведения, воплощают исторический опыт и концентрированно выражают смысл культуры отдельного этноса и всего человечества. На основе представлений, существующих в сознании каждого человека о нормах поведения в данной культуре, складываются конкретные типы поведения.

Однако радикальное политическое и экономическое реформирование и начало активной интеграции России в мировое сообщество в условиях глобализации способствовало тому, что структура прежних ценностей рухнула, стали возникать новые ценности. Начал формироваться новый баланс новаций и традиционных ценностей. Данный процесс весьма важен, т. к. способствует решению противоречий в ценностной системе.

Именно возникновение новых ценностей обусловило трансформацию свадебной обрядности адыгов, что подтверждают результаты проведенного автором эмпирического исследования. Так, на вопрос: «Считаете ли Вы, что свадебные обряды адыгов имеют глубокий смысл и обязательны для исполнения?» - 62,5% респондентов ответили: «Не обязательны, это лишь слепая дань традиции», 37,9% опрошенных уверены, что невозможно сохранение свадебной обрядности в полном объеме.

Актуализация ценностей, не свойственных менталитету кавказских народов, в частности, адыгов, постепенное вытеснение традиционных ценностей приводит к деструктивным изменениям в ценностной сфере. Так, происходит доминирование прагматических, материальных ценностей, постепенное вытеснение моральных, духовно - нравственных ценностей.

Таким образом, трансформация традиционных ценностей в сфере свадебной обрядности адыгов обусловлена кризисным состоянием современного общества, это результат глобальных реформ. И хотя, как показывают результаты проведенного автором эмпирического исследования, в сфере свадебной обрядности ценности традиционной культуры преобладают, однако происходит размывание прежней ценностной системы и выбор новых, модернистских ценностей.

Трансформация ценностных ориентации;, являясь социальным фактором, оказывает влияние на функционирование такого этносоциокультурного феномена, как свадебная обрядность адыгов.

Немаловажным социокультурным фактором эволюции свадебной обрядности адыгов является повсеместно происходящая трансформация брачно-семейных отношений, частью которых является свадебный ритуал.

Автором диссертационного исследования проведено изучение у респондентов - адыгов в возрасте от 18 до 30 лет отношения к трансформации института современной семьи.

Результаты опроса и органов Федеральной службы государственной статистики по Республике Адыгея свидетельствуют как о возрастании количества разводов (в 2006г. в республике заключено 3254 брака и произведено 1583 развода), так и о принятии развода в качестве нормы жизни, а в 2007г. - 3286 брака и 1701 развода.

10,6% женщин-респонденток считают, что развод дает свободу от семейной рутины.

Материалы опроса подтверждают, что в сознании современной адыгской молодежи наблюдается интеграция ценностей разного типа обществ. С одной стороны, широко распространившиеся ценности западного мира, которые эффективно усваиваются адыгской молодежью, с другой - заметна серьезная тенденция разочарования в «новых» идеалах и ценностях, так как они не всегда соответствуют особенностям национального менталитета.

Реализация целей исследования позволяет констатировать, что в условиях глобальных реформ, формирования рыночных отношений растет значимость социокультурных факторов, их влияние на все сферы жизни общества.

В то же время отмечается формирование новой ценностной системы, обуславливающей изменения в функционировании различных социальных институтов. Такой этносоциокультурный феномен, как свадебная обрядность адыгов, находится в процессе адаптации к новым социальным условиям, чем и обусловлена его трансформация.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Калашаова, Дариет Аскербиевна, 2009 год

1. Актуальные проблемы семей в России (Ред. Т.А. Гурко). М: Институт социологии РАН, 2006. - 223с.

2. Александренков Э.Г. Этническое самосознание и этническая идентичность //Этнографическое обозрение. 1996. - №3.-С.13 -23.

3. Алёшина Ю.Е. Цикл развития семьи: Исследования и проблемы// Вестник Моск. ун-та. сер.14. Психология. 1987,- № 2. - С. 60-72.

4. Андреенкова А.В. Материалистические постматериалистические ценности в России// Социологические исследования. 1994. - № 11 - С. 73-81.

5. Антонов А. Н. Действительно ли небо упало на землю? (комментарии к дискуссии американских социологов об упадке семьи в США) // Вестник Московского Университета. Сер. 18. Социология и политология. 1996. - №3 -С.60 - 65.

6. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. -160 с.

7. Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиция //Советская этнография. 1981. -№2.- С.97- 99.

8. Арутюнян Ю.В. Дробижева JI.M. Сусоколов А.А. Этносоциология. М.: Аспект Пресс. - 1998. - 215 с.

9. Афасижев Т. И. Социология. Учебное пособие. Майкоп: ООО «АЯКС», 2003,- 252 с.

10. Афасижев Т.И. Становление социологии в Адыгее: история и современность. Майкоп: ООО «Аякс», 205. - 93с.

11. Ашхамахова А.А. Социально-философский анализ менталитета: общее и особенное. Автореф. дис. докт. философ, наук. — Нальчик, 2006.- 47с.

12. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. -М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. 448с.

13. Баргесян И.А. О классификации форм культурной традиции //Советская этнография. 1981. - 3 №2. - С. 102-103.

14. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика.- Нальчик:: Издательский центр «Эль-фа», 1999.-96с.

15. Бгажноков Б.Х. Черкесское игрище.-Нальчик:Эльбрус, 1991.- с. 188.

16. Бгажноков Б.Х. Черкесское игрище. -Нальчик: Эльбрус, 1991.-c.188.

17. Беккер Г., Босков А Современная социологическая теория. М., 1961. -282с.

18. Бернпггейн Б. М. Традиция и социокультурные структуры //Советская этнография. 1981. -№2. -С.107-109.

19. Болотоков В.Х., Кумыков А. М. Национально психологические проблемы в социологии русского зарубежья. - Нальчик: Логос, 1996.-156с.

20. Бурлачук Л. Ф., Коростылёва Л.А. Психологические особенности лиц, испытывающих затруднения при вступлении в брак (на материале службы знакомств) // Психологический журнал. 1995. - Т. 16. - № З.-С. 37.-145.

21. Бутенко А. П., Колесниченко Ю.В. Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественно-политический смысл//Социологические исследования. -1996.-№ 5-С. 92.-102.

22. Борисов В. А. Демография: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1999. -117 с.

23. Быстров А.А. Концепция семьи: марксизм и советская социологическая школа// Социологические исследования. 2006. - № 11. - С. 73-81.

24. Бэлл Джеймс. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837-1839 годов. Т. I. Нальчик: «Эль-фа», 2007. - 407 с.

25. Вандескрик К. Демографический анализ. М.: Академический проект, 2005.-272 с.

26. Вардомацкий А.П. Сдвиги в ценностном измерении // Социологические исследования.- 1993. № 4. - С.46-55.

27. Варламова С.Н., Носкова А.В., Седова Н.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян// Социологические исследования. 2006. - № 11. - С. 61-73.

28. Васильева К.К. Менталитет: онтоэтнологическое измерение: На примере бурятского этноса. М.: Русский мир, 2002.- 200с.

29. Васильков В.В.Очерки быта темиргоевцев. // СМОМПК, 1901. Вып. XXIX. - 80 с.

30. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.-808 с.

31. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. Пер. с чешек./ Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. -М.: Прогресс, 1988. 144с.

32. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т, Пародоксальный молодой человек //Социологические исследования. 2006. - №6. - С. 26 - 36.

33. Власова В. Б. Об исторических типах традиционной ориентации // Советская этнография. 1981. -№2. - С. 112 - 114.

34. Волков А.Г. Почему изменилась российская семья? // Семья в России. -1999. -№2.-С.37-42.

35. В поисках парадигмы нации (нациологические очерки) / Под общ. ред. В.Х. Болотокова и В. М. Семенова. — Москва Нальчик, 1997. - 260с.

36. Герасимов И.В.Модернизация России как процесс трансформации ментальности// Российская история: проблемы менталитета. Тезисы докладов научной конференции. 4-6 октября 1994 г. -М., 1994. С. 10.

37. Гидденс Э. Социология.- Эдигориал УРССД999.- 704 с.

38. Голод С. И. Будущая семья: какова она? (Социально-нравственный аспект). -М.: Знание 1990.- 64 с.

39. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ-Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1998. 272 с.

40. Голод С.И. Стабильность семьи. JL: Наука, 1984. - 136с.

41. Голофаст В. Социология семьи. Статьи разных лет. СПб: Алетейя, 2006. -432с.

42. Горяинов В.П. Эмпирическая классификация жизненных ценностей россиян в постсоветский период/ЯТолис. 1996. - № 4. - С. 21-24.

43. Гукова Е.Г. Устойчивость брака и критерии его качества // Семья в России. 1994.-№2.-С.77-81.

44. Гурко Т.А., Игнатова И.В. Особенности брачного выбора в начале 90-х годов // Семья в России. 1997. - №3. -С. 17 -20.

45. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи// Социологические исследования. 1995.- № 10. - С. 95-99.

46. Гозман Л.Я., Алешина Ю. Е. Социально психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1985.4. С. 10 - 20.

47. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). М.: РОСПЭН, 2000. - 307с.

48. Дармодехин С.В., Елизаров В.В. Комплексная научная программа «Семья»: опыт междисциплинарных исследований // Семья в России. 1994. - №2. —С. 15 -17.

49. Дармодехин С.В., Елизаров В.В. Проблемы семьи и семейной политики// Социально-политический журнал. 1994. - № 9-10. - С. 43-53.

50. Делова Л.А. Семья в условиях трансформации ценностных ориентаций// Известия ЦСН МГТИ: философия, социология, политология. Вып. 3. — Майкоп,2001. С. 102-107

51. Делова Л.А. Социокультурные факторы межэтнической брачности. Дис. . канд. социол. наук. Майкоп, 2001. - 176с.

52. Делова Л.А. Трансформация института семьи в условиях переходного периода // Демократические процессы и семейная политика в Республике Адыгея. Майкоп: ГУРИПП «Адыгея». - С. 43 - 45.

53. Делова Л. А Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях укрепления рынка (Программа исследования) // Известия ЦСИ МГТИ. Философия, социология, культурология. Вып. 1. Майкоп, 1999 - С48 - 52.

54. Денисова Г.С. Уразгельдиева Н.К. Семья в процессе модернизации российского общества // Проблемы современного общества. Ростов — на -Дону.-1996.-С. 152-166.

55. Джандар М.А. Песня в семейных обрядах адыгов. Майкоп: Адыг. кн. изд., 1994. - 144 с.

56. Дзуцев Х.В. Эволюция осетинской семьи и межсемейных отношений: этносоциологический анализ. Владикавказ: Проект - Пресс, 1998. - 265с.

57. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. Т. 1. — М.: ИНФРА М, 2003. - 908с.

58. Докторов Б.З. Россия в европейском социокультурном прстранстве // Социологический журнал. 1994. - №3. -С.4 - 19.

59. Долгова Т.П., Симонова Е.В. Проблемы комплексного изучения семьи // Социологические исследования.- 2000. № 4. - С. 137-139

60. Долгоруков A.M. Практикум по общей социологии (Под ред. Н.И. Лапина). М: Высшая школа, 2006. - 432с.

61. Дряхлов Н.И., Давыденко В.А. Социокультурные ценности россиян: вчера, сегодня, завтра // Социологические исследования. 1997. -№7. -С. 143-149.

62. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. - №5. - С.20-29.

63. Думанов Х.С., Смирнова Я.С. Старые и новые трактовки некоторых брачно-семейных обычаев народов Кавказа// Этнографическое обозрение. -1999.- №4.-С. 18-27.

64. Дюбуа де Монпере. Путешествие по Кавказу к черкесам и абхазам, в Колхидию, Грузию, Армению и в Крым // Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов. Нальчик: Эльбрус, 1974. - С.435-457.

65. Дюркгейм Э. Социальные этюды.- СПб., 1998.- 496 с.

66. Елизаров А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи//Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1996.- № 1. - С. 42-49.

67. Елизаров А.Н. Роль духовных ценностных ориентаций в процессе интеграции семьи // Вест. Моск. университета. Сер.14. Психология. 1997.- №3. -С. 59-67.

68. Иванова Е.И., Михеева А.Р. Внебрачное материнство в России // Социологические исследования. 1999. - №6. - С. 23 - 33.

69. Ивченко Е.Г., Усенко Л.В. Русская семья: опыт и ценностные ориентации // Проблемы современного общества: лекции по социологии. Ростов — на — Дону: Издательство Ростовского пед. института. - 1996. - С. 35 - 49.

70. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. - №4, - С. 102 - 110.

71. Ионин Л.Г. Социология культуры. -М.: Логос, 1998. 280 с

72. Казанов Х.М., Дагамук И. Г. Ценностные ориентации студенчества Республики Адыгея (по материалам социологического исследования) // Известия ЦСИ МГТИ: Философия, социология, политология. Майкоп, 1999. -ВыпЛ.-С. 46-50.

73. Казанов Б.Х. Социокультурные факторы генезиса личности. Дис. канд. социологич. наук. Майкоп, 2007. - 143с.

74. Калмыков И.Х. Черкесы. Историко — этнографический очерк. Черкесск: Карачаево - Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1974.-343с.

75. Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горикова, Ф.Э. Шерги. -М.: Политиздат, 1990. -288 с.

76. Капустин Б. Г., Клямкин И.М. Либеральные ценности в сознании россиян // Полис. 1994. - №1. - С. 25 - 32.

77. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества// Социологические исследования. 2003. -№ 7. — С. 92- 109.

78. Карцева Л.В. Семья в условиях трансформации российского общества: теоретическая модель и эмпирическая реальность: Дисс.докт. социол. наук. Казань.,2002.

79. Кашежев Т. П. Свадебные обряды кабардинцев // Избранные произведения адыгских прсветителей. Нальчик: Эльбрус, 1980. - С. 220 - 232.

80. Кельберг А.А. Историческая психология как знаковая система. (К вопросу о национальном менталитете). СПб., - 1994. - 248 с.

81. Кешев А-Г. Характер адыгских песен // Избранные произведения адыгских просватителей. Нальчик: Эльбрус, 1980. - 229с.

82. Клапрот Г.Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807 -1808 г.г. // Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIXb.b. - Нальчик: Эльбрус, 1974. - С. 458 - 590.

83. Ковалевский М.М. Сочиненияв 2т.-М.,1997.

84. Клецин А. Внебрачные и альтернативные (немодельные) формы семьи: Форма и содержание // Социологические исследования. — 1991. №6. — С.52 -55.

85. Клейнер Г.Б. Эволюция инстуциональных систем. М.: Наука, 2004. - 240с.

86. Климова Г.С. Изменение ценностных оснований идентификации (80 90- е годы) // Социологические исследования. - 1995. - №1 - С. 59 - 72.

87. Ковалевский М. М. Сочинения в 2 т./-М.,1997.- 286с.

88. Комаров М.С. Социология: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2003. — 462с.95 .Косова Л.Б. Динамика ценностных ориентаций, анализ результатов эмпирического исследования //Социологические исследования. 1994. - №2. -С. 11-118.

89. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. М.: Изд-во восточной литературы, 1961.-260 с.

90. Костылев С.В. Менталитет адыгского этноса: проблемы становления и эволюции. Автореф. дис. канд философ, наук. Краснодар, 2003. - 24с.

91. Кравченко А.И. История общественной социологии. Учеб. пособ. М. Акад. проспект, 2005. —62 с.

92. Краткая философская энциклопедия. М: Издательская группа «Прогресс- энциклопедия», 1994. 576с.

93. Краткий словарь по социологии / Под общ ред Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. Сост. Э.М. Коржева, Н.Ф.Наумова. М.: Политиздат, 1989. - 479с.

94. Кузнецов А .Г. Ценностные ориентации современной молодежи / МВД РФ. Сарат. Высш. Шк. Саратов, 1995. -139с.

95. Кузнецов И.М. Адаптивность этнических культур и этнокультурные типы самоопределения личности//Советская этнография. 1988. - № 1. - С. 15-27.

96. КултыгинВ.П. Классическая социология. -М.: Наука, 2000. 526с.

97. Кунов Н.А. Моздокские кабардинцы. ( Историко этнографическое исследование). - Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 202. - 159с.

98. Ладыженский A.M. Обычное семейное право черкес // Новый Восток, 1928.-№22.-С. 224-239.

99. Лапин Н.И. , Беляева Л.А., Здравомыслов А.Г., Наумова Н.Ф. Динамика ценностей населения реформируемой России.-М.: Издание института философии РАН, 1996. -221с.

100. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. — 1996. №5. — С.3-23.

101. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социологические исследования. 1994. - №5. - С. 3-8.

102. Ю.Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. М.: Издание института философии РАН, 2000. — 194с.

103. Лапинский Т. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. -Нальчик: Эльбрус, 1995.-286 с.

104. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс культурную психологию. -М., 1999.

105. З.Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции //Вопросы философии. 1996. - № 4. - С. 15—26.

106. Леш К. Семья убежище в бессердечном мире // США: Проблемы семьи. -М. АН СССР ИНИОН. Центр по изучению проблем народонаселения. Экономич. факультет МГУ. 1990. - С.93-102.

107. Лобачёва Н.П. Что такое свадебный обряд? (опыт изучения содержания брачно-свадебной обрядности) // Этнографическое обозрение. 1995. - № 4. — С.55-64.

108. Лосский Н.О. Ценности и бытие //Бог и мировое зло. М. 1994. - С. 250 -315.

109. Люлье Л.Я.: Историко — этнографическме статьи. — Краснодар: Общество изучения Адыгейской А.О., 1927.-47 с.

110. Ляушева С.А. Культурно-этнические аспекты ислама у адыгов // Известия ЦСН МГТИ. Философия, социология, культурология. 2001. - Вып.З. - С.64-69.

111. Ляушева С.А. Религиозные аспекты феномена «адыгагъэ» (история и современность). Автореферат дис. канд. философ, наук.-Москва, 1997.-23с.

112. Магомедов А. А. Семейно брачные отношения у народов Северного Кавказа: комплексное социологическое исследование. Автореф. . дис. . докт. социолог, наук. - Ставрополь, 2000. - 48с.

113. Мальбахов Б.К., Эльмесов А. М. Средневековая Кабарда // Внутренние и внешние аспекты истории. Нальчик: Эльбрус, 1994. — 352с.

114. Мамбетов Г.Х. Роль семьи в сохранении и передаче этнических традиций // Современная семья. М., 1982. - С.63 - 64.

115. Маркарян Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции //Советская этнография. 1981. - №2. - С. 87-96.

116. Маркс К. Сочинения.-М.: Политиздат, 1981.- 631 с.

117. Мафедзев С. X. Обряды и обрядовые игры адыгов в XIX начале ХХвека. -Нальчик: Эльбрус, 1979. - 203с.

118. Мацковский М.С., Гурко Т.А. Молодая семья в большом городе. М.: Знание. - 448 с.

119. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. -М.: Наука. 1989.-116 с.

120. Медков В.М. Демография: Учебник. М.: ИНФРА, 2004. 227 с.

121. Медков В.М. Стратегия фамилистических исследований в России во второй половине 90-х годов // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1996. - № 3. - С. 79-82.

122. Мендра А. Основы социологии: Учебное пособие для вузов. М.: Издательский Дом НОТА BENE, 1999. - 344с.

123. Меретуков Н. Введение в историю адыгов. Казань, 1912 (перевод с арабск.) Рукопись, архив АГИГИ, ф.1, папка 189, д. 19. -46с.

124. Меретуков М.А. Семья и брак у адыгских народов. Майкоп: Адыг. отделение Краснодар, кн. изд-ва, 1987. - 368 с.

125. Морган JI. Древнее общество. Спб.,1993.

126. Моисеева Н.А., Сороковикова В.И. Менталитет и национальный характер (о выборе метода исследования) // Социологические исследования. 2003.- № 2.-С. 45-55.

127. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. Т. 1. Составители Барагунов В. X., Кардангушев З.П. М.: Издательство «Советский композитор», 1980. - 223с.

128. Нго Тхи Туан Зунг. Роль социально-психологических факторов в стабилизации молодой семьи во Вьетнаме // Психологический журнал. 1992. -Т. 13. -№6.-С.90 -92.

129. Ногмов Ш. Б. История адыгейского народа. Нальчик: Эльбрус, 1982.

130. Носкова А.В. Семья в России: тысячелетняя история глазами социолога. -М.: Изд во Российского государственного социального университета, 2004. — 308с.

131. Овсянников В. Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989. 136с.

132. Парсонс Т. Система современных обществ.- М.: Аспект Пресс, 1998.- 270 с.

133. Пантин И.К. Российская ментальность (материалы «круглого стола») //Вопросы философии. 1994. - №1. - С.ЗО - 35.

134. ПатароваГ.Г. Методология анализа данных в социологии. М.: Стратегия, 1998.-223с.

135. Пахомов А.А. Особенности трансформации семьи и государственной политики. На примере Республики Саха (Якутия) // Социологические исследования. 2005.- № 12. - С. 101-103.

136. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер. с англ., нем. М.: Смысл, 1993. - 332с.

137. Першиц А.И.,Смирнова Я.С. Свадебные антогонизмы //Природа. — 1998. -№5. С. 61-69.

138. Плахов В.Д. Западная социология XIX — XX в.в : От классики до постклассической науки: Эпистемалогическое обозрение: Учебное пособие.-СПб.: Изд-во юридич: ин-та, 2003.- 384с.

139. Полякова Т.М. Менталитет полиэтнического общества. (Опыт России) // Под ред. М.Н. Губогло. М.: Изд - во ИЭА РАН, 1998. - 424с.

140. Полякова Т.М. Менталитет полиэтнического общества как фактор политического процесса в России. Автореф. дис. . докт. политич. наук. -М, 1998.-69 с.

141. Попеное Д. Упадок американской семьи (1960 1980): обзор и оценка (фрагменты статьи) // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология политология. - 1996. - №3 - С.65-79.

142. Рассадина Т.А. Нравственные ориентации жителей российской провинции //Социологические исследования. 2004.- № 7. - с. 95-101.

143. Рассадина Т.А. Трансформации традиционных ценностей россиян в постперестроечный период// Социологические исследования. — 2006. № 9. — С. 95-102.

144. Рековская И.Ф. Проблемы семьи в советской социологической литературе // Эволюция семьи в современном обществе. Реферативный сборник. М., 1989. - С.38-42.

145. Розин В.М. Судьба молодой семьи : Психологические размышления о современной любви и семье. М.,1990. - 109с.

146. Российская ментальность // Материалы «круглого стола» Вопросы философии. - 1994. - №1. - С.25 - 53.

147. Рукавишников В.О. Социологические аспекты модернизации России и других посткоммунистических обществ // Социологические исследования. -1995.- №1. С.38 - 39.

148. Рыбцова JI.JT. Жизненные ценности женщин//Социологические исследования. 1997. - № 10. - С.45-48.

149. Савельев А.Н. Ценностное пространство кризисного социума (попытка методологической интерпретации) // Полития. Вестник фонда «Российский политический центр». № 3. — 1997. — С. 79-87.

150. Савинов Л.И. Социокультурная детерминация ценностных ориентаций семьи. Дис. докт. социологич. наук. -М, 1996. -496с.

151. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Л., 1979. - 280с.

152. Сяпина И. А. Информация, коммуникация в социокультурных процессах современного общества. Автореф дис. . доктора культурологии. Краснодар, 2001.

153. Сарингулян К.С. О регулятивных аспектах культурной традиции // Советская этнография. 1981. - №2. - С.99-101.

154. Семенов В.К. Ценностные ориентации современной молодежи/УСоциологические исследования. 2007. - №4. - С. 37-43.

155. Семья в представлениях современного человека: Сб. ст. / Отв. ред. М. С. Мацковский-М.: Институт социологии РАН, 1990. С.20-24.

156. Семья в Россйской Федерации. М.: Госкомстат России, 1994. -189с.

157. Семья: Традиции и современность / Отв. Ред. : Ганцкая О. А., Гришаев И. А. -М.: Ин т этнол. и апнтропол. АН СССР. 1990. - 256с.

158. Сорокин П.А. Система социологии. Т.-М.: наука, 1993.

159. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских: Социологический очерк. М.: Механик, 1996. - 204с.

160. Сикевич З.В. Социологическое исследование. Практическое руководство -СПб.: Питер, 2005.-319с.

161. Силласте Г.Г. Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социокультурной ситуации // Социологические исследования. 1995. - №10. -С. 88 - 95.

162. Силласте Г.Г. Эволюция социальных позиций женщин в меняющемся россйском обществе // Социологические исследования. 1995. - № 4. - С. 2226.

163. Смагина JI.B. Психологический механизм любовного чувства // Современная семья: проблемы и перспективы / Под ред. А.И. Тащева и др. -Ростов на - Дону. - 1994. - С. 42-45.

164. Смирнов Л.М. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей // Психологический журнал. 1996. - Т. 17. - № 1. - С. 157168.

165. Смирнова Я.С. К типологии обычаев умыкания (по материалам Северного и Западного Кавказа) // Проблемы типологии в этнографии. М., 1979. - 240 с.

166. Смирнова Я.С. Новые черты в адыгской свадьбе // Советская этнография. -1962. -№5. С. 127 -168.

167. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа (вторая половина XIX-XX в.). М.: Наука, 1983.-263 с.

168. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт // Тер Саркисянц А.С. Семья и семейный быт // Материалы к серии « Народы и культуры». Выпуск XXVII. Народы Кавказа. - Книга 3. - Ч I: (Формирование, тип и структура). - М. 1995. -270с.

169. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. -432 с.

170. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. Вильнюс: Минтис, 1977. - 226с.

171. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992.-543с.

172. Сорокин П.А. Кризис современной семьи // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. — 1997. №3. - С. 15-18 .

173. Сорокин П.А. Система социологии: в 2т./ П.Сорокин.- М.: Наука, 1993.-Т.2: Социальная аналитика.-688 с.

174. Социологический энциклопедический словарь / Ред. Г.В. Осипов. М., 2000.-448 с.

175. Социология семьи (Под ред. Антонова А.И.)- М: Инфра- М., 2005. 640с.

176. Социология социальных трансформаций (Под ред. Сералиевой З.Х.). Н. Новгород: Изд - во НИСОЦ, 2003 - 596с.

177. Социальные трансформации в России: теории, практика, сравнительный анализ ( Под ред. Ядова В. А.) М., Изд - во МПСИ, 2005. - 524с.

178. Спенсер Эдмонд. Путешествия в Черкесию. Майкоп: РИПО «Адыгея», 1994. - 153 с.

179. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. — М.: Институт психологии РАН, 1999. -320с.

180. Суетина Н.М. Ценности старшего поколения как фактор социальной реальности (на материалах Республики Адыгея). Автореф. . дис. канд. социолог, наук. Майкоп, 2006. — 22с.

181. Сукунов Х.Х., Сукунова И.Х. Черкешенка. Майкоп: РИПО «Адыгея», 1992. -305с.

182. Сысенко В.А. Разводы, динамика, последствия // Социологические исследования. 1982. -№ 2 .- С. 101 - 105.

183. Тэбу де Мариньи. Поездки в Черкесию. Нальчик: «Эль-фа», 2006. - 208 с.

184. Текуева М. А. Проблемы воспроизводства традиционной культуры в современных условиях (гендерный аспект ) // Мир культуры адыгов. Майкоп: ГУРИПП « Адыгея», 2002. - С. 371-376.

185. Тийт Э.М. Проблемы выбора будущего спутника жизни у молодёжи // Современная семья. М.: Финансы и статистика, 1982. - С.25-39.

186. Титаренко В.А. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. - 352 с.

187. Токарев С. А. Аксиологический подход к культурной традиции // Советская этнография. 1981. -№2. - С. 104.

188. Унежев К.Х. Культура адыгов (черкесов) и балкарцев.-Нальчик: Издательский центр «Эль-фа», 2003. -51 с.

189. Фабрика А.А. Семья в стрессовой ситуации // Семья в России. 1994. - № 2.-С. 179-182.

190. Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова. -6-е изд., перераб. и доп. -М.: Политиздат. 1991. — 560с.

191. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М, Ковалев, В.Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840с.

192. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. - 2 - е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1989.-815с.

193. Фотеева Е.В. Семья в современном буржуазном мире. М.: Мысль. -1988.-206 с.

194. Фролов С.С. Социология: Учебник. М.: Наука, 2003. - 344с.

195. Ханаху Р. А., Ляушева С. А., Цветков О. М., Мусхаджиев С. X. Ислам у адыгов Северо Западного Кавказа. Учебное пособие. - Майкоп, 2001. - 48с.

196. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). — Майкоп: Издательство «Зихи», 1997. 194 с.

197. Ханаху Р.А. Традиция в жизни общества // Известия ЦСИ МГТИ: Философия, социология, политология. Майкоп, 1999. - Вып. 1. - С. 2-13.

198. Ханаху Р.А., Цветков О.М. Некоторые типологические характеристики традиционной культуры адыгов ( к проблеме ментальности) // Философия и социология. №4. - Майкоп. - 1996. - С.44 - 60.

199. Ханаху Р.А., Цветков О.М. Феномен адыгагъэ (К постановке исследовательской проблемы) // Философия и социология в Республике Адыгея. Майкоп: Издательство АРИГИ, 1994. - №1. -С 21-28.

200. Хан Гирей С. Записки о Черкесии. Вст. статья и подготовка текста к печати В.К. Гарданова и Г.Х. Мамбетова. - Нальчик: Эльбрус, 1978. -333с.

201. Харузина В.К. К вопросу о почитании огня // Этнографическое обозрение, 1906.-№3-4.-С.70-79.

202. Ханаху Р.А. Морально этический феномен адыгагъэ — основа народной культуры // Мир культуры адыгов. - Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. — С. 177 -184.

203. Харчев А.Г. Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы (социально демографические исследования). - М.: Статистика, 1978. - 224с.

204. Харчев А.Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа // Социологические исследования. 1986. - №8 - С. 58 — 60.

205. Цветаева Н.Н. Ценности в биографическом дискурсе : от романтизма к прагматизму// Социологические исследования. — 2005. № 9 . - С. 116-122.

206. Ценности социальных групп и кризис общества // Сб. статей. Отв. ред. Н.И.Лапин. -М.: Институт философии АН СССР, 1991. 152с.

207. Черняк Е.М. Социология семьи. М.: Издательский дом Дашков и К, 205. -238с.

208. Чистов К. В. Традиция, «традиционные общества» и проблема варьирования // Советская этнография. 1981. - №2. - С. 105-107.

209. Чунтыжева Т.Я. Свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов как этнопедагогическая ценность. Майкоп, 1998. - 249с.

210. Чуйко Л.В. Браки и разводы. М.: Статистика, 1975. - 175с.

211. Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек (социально-философский аспект) Майкоп: Изд-во Адыгейского государственного университета, 1996. — 168 с.

212. Шадже А. Ю. Феномен кавказской идентичности // Очерки кавказской культуры / Под ред. А. В. Дмитриева. Майкоп: Изд - во Адыг. гос. ун-та, 2001.-С. 128-146.

213. Шерейдер Ю.А. Человеческая рефлексия и две системы этнического сознания // Вопросы философии. 1990.- № 7. - С. 22-32.

214. Шортаева И.Х. Проблемы изучения семьи и семейного быта кабардинцев на современном этапе // Вестник Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований. Нальчик, 2005. - С.98-118.

215. Шпак JI.JI. История отечественной социологии. Учебн. пособ. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. — 310с.

216. Шулындин Б.П. Российский менталитет в сценариях перемен // Социологические исследования. 1999. - №12. - С.50 - 53.

217. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.-М.: Политиздат, 1989. -222с.

218. Энциклопедия обрядов и обычаев // Сост. Брудная Л. И. и др. СПб.: Респекс,1996. - 552с.

219. Это моя нация. Из- под пера Рашима Рушди. Черкес рассказывает о своём народе. Нальчик: Издательский центр «Эль-фа». - 1993. - 94 с.

220. Эфендиев А.Г. Общая социология. М.: Инфра- М., 2005. - 654 с.

221. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. Нальчик: «Эль-фа», 1999. -303 с.

222. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.: Наука, 1989. - 192с.

223. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, понимание социальной реальности.-М.: Добросвет, Книжный дом университет, 1998.-596 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.