Современные тенденции развития средовой скульптуры Китая тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Сунь Лунбэнь

  • Сунь Лунбэнь
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2009, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 239
Сунь Лунбэнь. Современные тенденции развития средовой скульптуры Китая: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2009. 239 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Сунь Лунбэнь

Введение.

Глава I. Истоки монументальной и монументально-декоративной скульптуры Китая.

1.1. Религиозно-философская традиция и культурное наследие

1.2. Пространственные и образно-пластические особенности

Глава II. Скульптура Китая и развитие городской среды XX начала XXI века.

2.1. Освоение опыта западноевропейской скульптуры. 1912—

1949 годы.

2.2. Утверждение принципов реалистической скульптуры. Памятники и мемориалы. 1949-1978 годы.

2.3. Становление новых форм скульптуры. Конец XX — начало

XXI века.

Глава Ш. Скульптура Китая в средовом контексте. Основные тенденции развития.

3.1. Средовая скульптура Китая в ракурсе традиций и диалога культур.

3.2. Общественный характер средовой скульптуры.

3.3. Новый язык средовой скульптуры: от искусства до дизайна

3.4. Художественно-образная целостность средового пространства

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современные тенденции развития средовой скульптуры Китая»

Участие художника в создании духовной атмосферы города — большая ответственность перед обществом. Обладающие мировой известностью архитекторы, живописцы, скульпторы считают важной социальной миссией «творить жизнь», наполненную высоким художественным смыслом, создавать произведения, отвечающие актуальным тенденциям нового времени. Именно искусство незримыми нитями связывает историю с современностью. Скульптуре, сопровождающей мировую цивилизацию на всём пути её длительного исторического развития, принадлежит в этом процессе существенная роль.

Определяющей особенностью творческой деятельности современных китайских скульпторов является поиск способов, методов поддержки и развития культурной традиции в области решения окружающего человека пространства на основе новой архитектурно-художественной ситуации, складывающейся в конце XX - начале XXI века.

В настоящей диссертации рассматриваются тенденции развития средо-вой скульптуры Китая, характеризующие этот поиск.

Актуальность исследования

Художественные искания в области эстетического обогащения бурно развивающихся городов Китая призваны восстановить нарушенные в XX веке связи между искусством, человеком и пространственным окружением. Единство этих взаимоотношений воплощало в представлении древних китайцев целостную картину мироздания.

Современные города Китая являются продуктом глобализации мирового архитектурного процесса второй половины XX - начала XXI века. Он складывается в результате коллективных творческих усилий региональных школ и отдельных крупных мастеров, вырабатывающих эстетико-технологические эталоны общих признаков зодчества.

Утрата национальных особенностей в этом процессе очевидна, как очевидна невозможность остановить развитие общемирового технического прогресса. Возможным способом противостоять отмеченному нами противоречию является поиск характерных для данной страны (города, местности, области) приемов и способов формирования предметного и пространственного окружения человека, всей структуры эмоционально-визуальных и функциональных особенностей места. Необходимость решения этих проблем вызвала к жизни новое направление гуманитарных интересов пластического искусства.

К концу XX - началу XXI столетия в Китае, в связи с произошедшими изменениями в идеологии, в системе ценностей, в отношениях с миром, во взаимоотношениях между обществом и государством наметился поворот к переоценке представлений о роли искусства в городской культуре.

Интерес к единству предметно-образного мира, зародившийся в мировой архитектурно-художественной практике ещё в 60—70-е годы прошлого столетия, как следствие распространения постмодернистских тенденций, сказался на понимании китайскими художниками необходимости обновления творческих позиций, поиска новых форм искусства, соответствующих своему времени. Культурную ситуацию провоцируют и заметные перемены в массовом эстетическом осознании городского пространства: общество предъявляет претензии не только к качеству строительства, комфорту, но и к образности окружения.

По мере актуализации вопросов взаимодействия материально-пространственных и духовно-содержательных сторон городского организма в 80-е годы складывается идея средового подхода, направленная на решение этих проблем1.

С точки зрения методики средового подхода среда, понимаемая как совокупность или множество городских слагаемых, становится основой «жиз

1 Линч Кевин. Совершенная форма в градостроительстве. - М.: Стройиздат, 1984. - 264 е.; Эстетические ценности предметно-пространственной среды. Под общ. ред. А. В. Иконникова // Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики. Сборник научных трудов. - М.: Стройиздат, 1990. -239с. ненного бытия искусства» (А. Г. Раппапорт).

Привлечение категории среды к определению тех форм искусства, которые входят в сферу её «целостного социально-культурного феномена» (Н. И. Барсукова), позволяет отнести скульптуру к одному из важнейших составляющих средового искусства.

Термин «средовая скульптура» стал общеупотребительным для обозначения пластических произведений, расположенных в открытом пространстве архитектурной и природной среды. Чаще всего, это объёмные художественные объекты, которые создаются в согласованности с окружающей средой.

Если оценивать объективно, средовая скульптура Китая, формирующаяся сегодня в условиях свободы самовыражения, ориентированная на поиск и новаторство, достигла за последние годы определённых успехов. Способствует этому и то обстоятельство, что в высших художественных школах разных городов Китая появилась новая специализация - «общественное искусство» («паблик-арт»). Она направлена на изучение проблем искусства, предназначенного непосредственно для пребывания в городской среде, ориентированного на коммуникацию с городским пространством.

В 1982 году Союз Художников Китая представил доклад «Предложения по созданию средовой скульптуры в ключевых городах КНР», который вскоре был одобрен центральным правительством. В тот же год были созданы руководящая группа по планированию скульптуры в городах страны и Комитет городской скульптуры Китая. Вслед за этим управляющий Комитет городской скульптуры выдал ведущим скульпторам Китая «Свидетельство о квалификации проектировщика городской скульптуры», чтобы гарантировать высокий уровень дизайна городской среды.

Тем не менее китайское искусство создания средовой скульптуры в процессе своего становления столкнулось как с высокими стандартами в области освоения мировой практики, так и с ограничениями, связанными с отечественными реалиями. Наряду с ускорением урбанизации, ведущей к преобразованию окружающего пространства, в стране отсутствует общая концепция художественно-интегрированного освоения городской среды.

Таким образом, актуальность работы определяется необходимостью теоретического обоснования основных направлений становления современной китайской средовой скульптуры, развивающейся в качественно новых социокультурных условиях.

Степень разработанности проблемы

Начало 80-х годов XX столетия ознаменовалось мощным всплеском активности художественной жизни в Китае. Издаются многочисленные журналы, обзорные и критические статьи которых отражают актуальные проблемы развития современного китайского искусства — «Мэйшу», «Мэйшу Яньцзю», «Чжонгохау», «Маньхуа» и др. В центре внимания оказались проблемы гуманизации городской среды, повышения её эстетического уровня. Обсуждались многочисленные аспекты, затрагивающие тему искусства и города. С 1995 года начинает издаваться всекитайский журнал «Дяосу» («Скульптура» - редактор Фань Вэйминь), в публикациях которого отразились проблемы средового искусства. Эти материалы предоставили скульпторам платформу для научного обмена опытом, стали важным стимулом для развития средового пластического искусства.

Период острых дискуссий и критических статей сменился появлением ряда исследований, таких как «Введение в публичное искусство» Ван Чжуна (2007), «Скульптура городской среды» Лю Цзюаньминя (2002), «Планирование публичного искусства» Лю Сэньминя (2002), «Понимание городской скульптуры» Го Шаоцзуна (2001), «Пространство скульптуры» Сунь Чжэнхуа (2002), «Свободная скульптура» Ден Лэ (2002), «Городская скульптура» Лю Чюбиня (2004) и др. В этих работах поднимаются как общие, так и конкретные вопросы взаимоотношений китайской скульптуры и окружающей среды, анализируются отдельные этапы истории публичного искусства, утверждается, что публичное искусство является главным «носителем» современной городской культуры. Появление подобных работ свидетельствует о растущем интересе в Китае к проблемам средовой скульптуры, что подтверждает актуальность избранной темы исследования.

В большой по объему литературе, касающейся указанной проблематики, например: «Экологическое искусство» (2005), «Фэншуй и архитектура» (2001), «Психология окружающей среды (2009), «Культурная антропология» (2005), «Экологическая скульптура» (2006) и др., исследуются вопросы достижения всеобщей и повсеместной гармонии человека, природы, искусства.

Публикаций, непосредственно посвящённых современной китайской скульптуре, в русскоязычной искусствоведческой литературе нет. Хотя трудно переоценить значимость, вклад русских ученых в изучение древней и средневековой культуры и искусства Китая, древнекитайской философской мысли. Выдающиеся труды В. М. Алексеева, Н. А. Виноградовой, М. Е. Кравцовой, В.В. Малявина, Е. А. Торчинова, Г. А. Ткаченко, М. Л. Титарен-ко и многих других оказались неоценимыми при проведении той части исследования, которая была обращена к истории. Среди них основополагающими оказались книги Н. А. Виноградовой «Искусство Китая» (1988) и М. Е. Кравцовой «История искусства Китая» (2003), в которых рассматривается развитие и состояние культуры Китая от глубокой древности до наших дней во всех образующих её традициях и духовных ценностях.

Проблемы культуры новейшей истории Китая (в ракурсе поднимаемых в диссертации проблем) отражены в работах В. Ф. Сорокина. Так, в статье «Политика в области культуры КНР на современном этапе. Некоторые направления и проблемы» (1985) автор отмечает расширение круга изучаемых и дискутируемых вопросов, связанных с принципиальными изменениями подходов к культуре в целом и изобразительному искусству, в частности, которые начали складываться в 80-е годы XX века.

Наиболее близким к избранной сфере исследования оказался научный аспект средовой проблемы, разрабатываемый русскими учёными начиная с 70-80-х годов XX века. Особая заслуга в этой области принадлежала А. В. Иконникову. В работах С. О. Хан-Магомедова, В. JI. Глазычева, А. Г. Раппа-порта, A.B. Рябушина, М. С. Кагана, Г. Г. Каганова и др. подробно исследовались категории понятия среды, средового искусства, определялись дефиниции.

Рассмотрение городской среды как особого предметно-пространственного единства, целостного объекта исследования характерно для работы С. Б. Базазьяни «Художник, пространство, среда» (1983). В ней обозначены глубокие изменения, произошедшие в конце XX века, во взаимодействии архитектуры и пластических искусств, отмечены эстетические критерии, влияющие на появление новых композиционных средств и приёмов. В исследовании И. А. Азизян «Вопросы взаимодействия искусств: композиционно-методологический аспект проблемы (1975) единство монументально-декоративного искусства в системе архитектурно-градостроительного организма моделируется по четырем видам связей - функциональной, пространственной, пластической, колористической.

Еще один аспект, разрабатываемый в те годы советскими учеными, оказался важнейшим для автора данной диссертации, а именно - социологической. В работах А. А. Стригалева (1974), Д. Б. Дондурея и В. И. Лайдмяэ (1978) приводятся неоспоримые доказательства важности проведения разносторонних исследований в области контактов монументального искусства со зрителями.

Значительную помощь при написании диссертации оказало знакомство с глубоким исследованием Н. И. Барсуковой «Дизайн среды в проектной культуре постмодернизма конца XX - начала XXI веков» (2008). В своей работе автор выявляет художественно-эстетические и гуманистические ценности, выработанные проектной культурой постмодернизма, и определяет тенденции, которые отражают современный этап этого процесса в средовой ситуации.

Существенным обстоятельством, побудившим автора диссертации обратиться к данной теме, явилось его непосредственное участие в художественном процессе создания средовой скульптуры в разных городах и провинциях Китая.

Объект исследования: скульптура Китая.

Предмет исследования: процесс развития современной средовой скульптуры Китая, его определяющие тенденции.

Цель исследования: изучение и анализ художественной практики китайской средовой скульптуры, выявление тенденций, которые отражают и формируют современный этап её развития.

Для достижения этой цели в диссертации решаются следующие задачи:

- сбор, систематизация и обобщение фактологического материала — произведений скульптуры, участвующих в художественной организации окружающего человека пространства;

- уточнение термина «средовая скульптура» для дальнейшего его применения в исследовательской и практической деятельности;

- выявление фундаментальных для древнекитайской цивилизации мировоззренческих и религиозно-философских представлений, повлиявших на сложение канонов и способов функционирования скульптуры в природном и предметно-пространственном контексте;

- выявление принципов сложения традиционной средовой культуры, востребованных современной художественной практикой;

- исследование композиционно-пространственных, образно-стилевых и тематических особенностей средовой скульптуры Китая в процессе её исторического развития и становления современных форм;

- выявление архитектурно-художественных приёмов взаимодействия скульптуры и пространства в процессе интенсивной урбанизации Китая конца XX - начала XXI века;

- осмысление мирового опыта создания средовой скульптуры;

- изложение основных предпосылок сложения художественно-образной целостности средового пространства.

Методологическую базу диссертации составили труды теоретиков, историков искусства Востока и Запада, посвящённые проблемам изучения вопросов взаимодействия архитектуры и искусства, в которых основное внимание уделялось исследованию проблем формирования эстетической целостности городской среды как пространства художественной деятельности.

Методика исследования основана на совокупности историко-художественного, сравнительного, художественно-стилистического анализа памятников средовой скульптуры, а также на их натурном обследовании с фотофиксацией.

Границы исследования подчинены смысловым координатам работы и определены тремя уровнями рассмотрения проблемы:

- географический обозначен территорией материкового Китая;

- хронологически рамки диссертации включают древний, средневековый и классический периоды развития скульптуры Китая, начиная с династии Ся (2070-1600 гг. до н. э.), вплоть до последней династии Цин (16441911 гг. до н. э.); искусство XX века анализируется исходя из общепринятого деления этапов его нового и новейшего времени: 1912—1949 гг., 1949-1978 гг., 1979 - по настоящее время;

- предметно работа ограничена исследованием памятников пластического искусства, пребывающих в архитектурной и природной среде.

Научная новизна работы

Диссертация представляет собой первый опыт целостного исторического исследования китайской монументальной и монументально-декоративной скульптуры XX века;

- впервые на основе литературных и документальных источников, натурного обследования и авторской фотофиксации собран, систематизирован и обобщён обширный материал по современной средовой скульптуре Китая;

- впервые в научный оборот российского искусствознания вводятся имена художников и произведения, отражающие современный этап развития монументальной и монументально-декоративной скульптуры Китая;

- впервые проведён последовательный анализ композиционно-пространственных, образно-стилевых и жанровых особенностей средовой скульптуры Китая — от многообразных форм реалистического творчества до современных новаторских решений;

- новизна заключается и в выявлении основных тенденций развития средовой скульптуры Китая на основе социокульурных, историко-художественных и пространственно-пластических факторов.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в комплексности постановки научных проблем, объединенных на основе искусствоведения, истории философии, культурологии, архитектурологии и др. Выводы и положения диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейших теоретических разработках, посвященных вопросам взаимодействия пространственных видов искусства.

Значимым является и то, что своеобразие современной китайской средовой скульптуры раскрыто на материалах малоизвестной в российском искусствознании научной литературы Китая, а также на основе конкретной художественной практики.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что её обширный документальный и иллюстративный материал может быть использован в учебных процессах художественных вузов при составлении курсов изучения современного искусства Китая, написании методических пособий и проведении практических занятий по архитектурно-декоративной пластике. Апробация и внедрение результатов исследования Основные теоретические положения диссертации нашли отражение в 10 научных статьях, а также в сообщениях на конференциях: научно-практической конференции «Месмахеровские чтения» в СЕОГХПА им. А. Л. Штиглица (Санкт-Петербург, июнь, 2007); международной российско-китайской научно-практической конференции «Современное состояние и перспективы развития художественного образования в России и Китае» (Санкт-Петербург, 15 июля, 2007) в РГПУ им. А. И. Герцена; международной научно-практической конференции «Диалог культур. История и современность» (Берлин, 25 марта, 2008); межвузовской научно-практической конференции аспирантов и студентов «Предметы и пространства искусства» (Санкт-Петербург, 11 февраля, 2009).

Диссертация была заслушана на совместном заседании кафедры теории и истории архитектуры и искусств и архитектурно-декоративной пластики СПГХПА им. А. Л. Штиглица.

Отдельные положения исследования нашли также применение в педагогической деятельности диссертанта в Институте искусств города Линьи, провинция Шандунь (Китай), и в практической работе над рядом памятников и декоративных пластических композиций, установленных в ряде городов Китая.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Средовая скульптура Китая конца XX - начала XXI столетия отражает современный процесс интеграции градостроительной культуры, искусства и научно-технического прогресса.

2. Развитие современной китайской средовой скульптуры тесно связано с активным процессом урбанизации Китая. Городская среда как квинтэссенция гармонии окружающего пространства, духовной культуры, общественных интересов становится основой содержательности и эстетической выразительности средовой скульптуры.

3. Принципы достижения целостности подхода к проблеме участия современной средовой скульптуры в предметной и природной среде обусловлены традиционной, выработанной веками культурой Китая, её художественной и мировоззренческой универсальностью.

4. Определяющим фактором развития средовой скульптуры Китая является влияние современности, формирующее характерные черты искусства новой эпохи, его новые пластические переживания, его связь с мировой художественной культурой.

Структура диссертации определена в соответствии с целью работы и задачами исследования.

Во введении приведено обоснование актуальности, новизны, теоретической и практической значимости данного исследования, определены цель, задачи и методы работы, обозначена степень разработанности научной проблемы, а также сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Истоки монументальной и монументально-декоративной скульптуры Китая» рассматривается развитие скульптуры в контексте религиозной и философской традиций. Обращается внимание на особенности формирования художественно-эстетической мысли Древнего Китая. Прослеживается эволюция форм пластического искусства и приемы их взаимодействия с архитектурным и природным окружением.

Глава завершается выводом о необходимости, в русле современных новаторских исканий, осмысления традиционных ценностей культурного наследия.

Во второй главе «Скульптура Китая и развитие городской среды XX - начала XXI века» исследуются особенности формирования важнейших этапов развития монументальной и монументально-декоративной пластики нового времени, прослеживаются приемы и способы формирования средового пространства. Отмечаются тенденции к переосмыслению пластических традиций древнего и классического Китая, характерные для первой половины XX века. Анализируется процесс освоения китайской скульптурой западноевропейского и русского реализма. Дается оценка творческой деятельности китайских художников в период «культурной революции», начало которой было положено в 1966 году. Основное внимание в главе уделяется современному периоду становления новых форм средовой скульптуры, проблемам её взаимодействия с окружением.

В третьей главе «Скульптура Китая в средовом контексте. Основные тенденции развития» на основе социокультурных и пространственно-пластических факторов рассматриваются доминирующие направления в современной художественной практике. Анализируются и выявляются наиболее значимые тенденции развития средовой скульптуры Китая. К ним автор диссертации относит: сохранение традиционных ценностей культурного наследия; изучение, переосмысление и включение в арсенал выразительных средств китайского скульптурного мастерства достижений мирового пластического искусства; поддержание общественного характера средовой скульптуры; поиск нового языка средовой скульптуры, отражающего логику движения современного художественного процесса; стремление к достижению художественной образной целостности средового пространства.

В Заключении приведены основные выводы диссертации, её результаты.

Объем работы: основной текст 129 страниц. Список использованной литературы на русском и китайском языках состоит из 139 источников. Примечания и ссылки включены в объем основного текста в виде постраничных сносок.

Приложение состоит из 20 иллюстраций и заключает в себе творческие работы автора исследования в области средовой скульптуры.

Альбом иллюстраций насчитывает 166 рисунков.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Сунь Лунбэнь

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Собран, систематизирован и изучен обширный исторический и современный материал по монументальной и монументально-декоративной скульптуре Китая.

2. Представлен широкий круг имен китайских скульпторов и их произведений, отражающих современный этап развития пластического искусства Китая.

3. Исследованы этапы историко-культурных, религиозно-философских и художественно-стилевых процессов сложения природной и городской среды Китая с участием средств скульптурной пластики.

4. Проведен анализ композиционно-пространственных, образно-стилевых и тематических особенностей средовой скульптуры Китая в процессе её исторического развития и становления современных форм.

5. Выявлены основные архитектурно-художественные приемы взаимодействия скульптуры и средового пространства в новых и исторически сложившихся городах Китая.

6. Изложены основные предпосылки достижения художественно-образной целостности современной предметно-пространственной среды.

7. На основе социокультурных, историко-художественных и пространственно-пластических факторов выявлены основные тенденции развития современной средовой скульптуры Китая.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Деятельность художника в области создания средовой скульптуры — ответственная работа, требующая отдачи творческих сил. В процессе этой работы используются определенные способы и материалы, определенные эстетические подходы.

Формальный язык произведений современной городской скульптуры созвучен живописи, архитектуре, даже танцам, музыке и другим искусствам; ее стиль и стиль смежных искусств имеют много общего. Все они своими особенностями побуждают человека к духовному возвышению. Средовая скульптура - продукт деятельности художника - результат глубокого понимания им природы этого вида искусства. Искусство происходит из жизни и возвышается над жизнью. Творческое отражение жизни средствами искусства глубже, точнее и выразительнее обычной языковой коммуникации. В пространстве городской среды скульптура, отражая глубокие идеи, пробуждает у человека богатые ассоциации. Воплощая структуру, форму, цвет и другие элементы, художники выражают основные законы искусства скульптуры, используя сравнения, гармонию, равномерность, ритм, подчиняя их влиянию физиологических, психологических и физических факторов.

Художник вкладывает в произведение и свои эстетические мечты, отражает в нем тот мотив искусства, понимание которого дает человеку духовное потрясение. Скульптурное искусство не механически описывает природные и жизненные явления, оно является результатом творческих ассоциаций и философского мышления.

Искусство городской скульптуры не только подчеркивает художественные свойства среды, но и уделяет большое внимание ее образно-эстетическим мотивам. Конечная ценность средовой скульптуры не зависит только от пластического мастерства, она должна раскрыть душу идеи и чувства художника. Средовая скульптура несет в себе определенные культурные особенности. Чувство отдельной личности, дух места и национальная специфика занимают в воплощении этого вида искусства особое место. В подобном аспекте произведения скульптуры, благодаря своим эмоционально-художественным особенностям, вызывают повышенный отклик у зрителей, рождают у них разнообразные впечатления. Например, китайские буддийские пещеры, видимые на фоне гор и скал, соединяют скульптуру и природу в целое, создают атмосферу удаления от мира и вызывают у людей возвышенные чувства. Люди высоко оценивают духовный мотив этих творений. Такой мотив в свое время оказывал большее воздействие, чем эстетическая сущность самих скульптур. Таким образом, искусство скульптуры, синтез ее с определенным пространством не только доставляет людям зрительное наслаждение, но и эмоционально воспитывает, возбуждает глубокие чувства, скрытые в душе человека, и повышает его эстетический уровень.

Дизайнерский подход является основой для решения архитектурного пространства средствами искусства. У искусства и дизайна есть много общих принципов. Особое внимание к дизайну и творческий опыт художника содействуют достижению порядка и гармонии.

В процессе планирования окружающей среды должно ярко проявиться видение художника, следящего за тенденциями современного дизайна, ис кусства архитектуры, искусства ландшафта окружающей среды и пр. Кроме того, дизайнерское понимание законов решения предметно-пространственного окружения должно отражать специфику средовой скульптуры, чтобы её стиль, размер, материал и цвет были в гармонии с окружением в целом.

Дизайн средовой скульптуры — это соединение искусства и техники. Проектирование среды и творческое воплощение пластического художественного замысла тесно связаны друг с другом. Если дизайнер не работает в тесном содружестве со скульптором, то его работа представляет собой не больше, чем нарисованный идеальный проект. Другими словами, дизайнеру надо овладеть характером соответствующего материала и технологией производства, законами искусства и техники, эффективно соединяя их. Знание особенностей разных материалов, знакомство с технологическим процессом и усвоение техники могут гарантировать осуществимость проекта и взаимодействие скульптуры и окружающей среды. Скульптор может и должен обогащать свои изображения приемами дизайна. В результате экспериментов образуется новая пластическая форма, её своеобразный стиль. В планировании следует обращать внимание на окружающие сооружения и объекты, искать соотношения между их функциями и масштабом, и учитывать их в создании образа скульптуры.

Новая идеология современного китайского искусства выявляет новые факторы художественной деятельности, подчеркивает воображение и творческую силу скульптора. В то же время, соединение искусства средовой скульптуры Китая, с активными современными мировыми эстетическими воззрениями и технологическими знаниями может повысить уровень этого вида искусства. Надо иметь творческую смелость в применении современных художественных идей, пристально исследовать сущность поведения скульптуры в окружающей ее среде, следить за тенденциями нового времени, слить искусство скульптуры и дизайна воедино и, таким образом, повысить эстетическую ценность окружающей среды.

Средовая скульптура сегодня — это, пожалуй, один из самых важных элементов, придающих окружающему человека пространству эстетический и духовный смысл. Художественная форма такой скульптуры зависит от особенностей этого пространства, то есть от особенностей самой среды, от современных идей, от последних достижений науки и техники, от потребностей современной жизни. Никакое новаторство в искусстве средовой скульптуры не может претворяться в жизнь, не согласуясь с диалектикой этих составляющих.

Выявленные нами в результате проведенного исследования концептуальные позиции и основные тенденции развития китайской средовой скульптуры могут стать основанием создания общей теоретической концепции художественно-интегрированной среды новых городов Китая XXI века. Под художественной концепцией развития городской среды подразумевается комплекс или круг вопросов, включающих образно-художественное и архитектурно-пространственное решение всех составляющих её элементов. Это и определение содержания отдельных планировочных узлов и городских фрагментов, и графический материал с нанесением на схемы города мест основных художественных акцентов, с расположением наиболее важных произведений монументально-декоративного искусства.

В концепцию художественно-интегрированной среды должны быть включены требования по органичному взаимодействию всех её компонентов, включая городской дизайн, рекламное оформление, подземные пространства, а также требования по созданию высокого уровня ландшафтного искусства, озеленения и благоустройства.

Подобный документ как импульс для реализации продуманного творческого поиска не ограничивает авторское право художника на уникальное видение своего произведения, завершающего художественно-образную целостность средового пространства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Сунь Лунбэнь, 2009 год

1. Анисимова А. Л. Питер Паркер дипломат и миссионер : (Из истории политики США в Китае в сер. XIX в.) / Хабар, гос. пед. ин-т. - Хабаровск, 1990. - 33 с. - Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР № 42901 от 25.09.90.

2. Азизян И. А. Композиционные основы взаимодействия // Архитектурная композиция.-М.: Стройиздат, 1970.-С. 175-179.

3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / пер. с англ. — М.: Прогресс, 1974.-С. 392.

4. Азизян И. А. Вопросы взаимодействия искусств: (композиционно-методологический аспект проблемы) // Советское искусствознание, 74. — М.: Советский художник, 1975. С. 284-296.

5. Артамонов Б. А. Город и монумент. М.: Стройиздат, 1974. - С. 224.

6. Азизян И. А. Взаимодействие архитектуры с другими видами искусства / Автор.дис. д. иск. М., 1987. 40 с.

7. Актуальные проблемы истории китайской философии. — М., 1983. — С.214.

8. Асс Е. В. Средовая типология и городской дизайн // Дизайн городской среды. Типологические аспекты. Труды ВНИИТЭ. Техническая эстетика. Вып. 44. - М., 1984. - С. 69-84.

9. Базазьянц С. Б. Художник, пространство, среда. (Монументальное искусство в его роль в формировании духовно-материального окружения человека. Художник и его город). М.: Советский художник, 1983. — С.230. Ил.226.

10. Беляева Е. Л., Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. Автореф. . дис. канд.арх. М., 1974. - С. 21.

11. Бежин Л. Е. «Под знаком ветра и потока»: Образ жизни художника в Китае в Ш-У1 вв.-М., 1982.

12. Бринкман А. Э. Пластика и пространство как основные формы художе13

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.