Современный танец в культуре XX века: смена моделей телесности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Курюмова, Наталия Валерьевна

  • Курюмова, Наталия Валерьевна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2011, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 176
Курюмова, Наталия Валерьевна. Современный танец в культуре XX века: смена моделей телесности: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Екатеринбург. 2011. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Курюмова, Наталия Валерьевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.

ТЕЛО И ТАНЕЦ В КУЛЬТУРЕ XX ВЕКА

1.1. Телесность как смысловая доминанта культуры XX века

1.2. Неклассический философский дискурс телесности в XX веке

1.3. Дискурс тела в танце XX века: от классического — к модернистскому и постмодернистскому танцу

ГЛАВА 2.

МОДЕЛИ ТЕЛЕСНОСТИ В МОДЕРНИСТСКОМ И ПОСТМОДЕРНИСТСКОМ ТАНЦЕ

2.1. Модели телесности в модернистском танце: «тело-симптом», «тело-машина»

2.2. От модернистского к постмодернистскому танцу: модели «повседневного тела», феноменологического тела» и «тела без органов»

2.3. Модели телесности в постмодернистском танце (contemporary dance): «реальное тело» и экстремальное тело»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современный танец в культуре XX века: смена моделей телесности»

Актуальность темы исследования: современный танец - одна из «горячих точек» современной художественной культуры, в том числе -отечественной. С одной стороны, феномен современного танца вызывает активный общественный интерес, наблюдается своеобразная мода на это искусство, а с другой — именно он провоцирует самые противоречивые реакции как со стороны зрителя, так и критики.

Между тем, теория современного танца и система методов его исследования находятся в начале процесса становления (во всяком случае, в специализированной литературе на русском языке). Традиционные методы, разработанные в балетоведении и истории классического танца, рассматривающие, в первую очередь, вопросы художественной формы, ее, законов и свойств, строения и структуры, особенностей языка и образно-символических значений, не дают адекватного понимания природы современного танца. Возникший в недрах неклассической культуры, нацеленный на сближение с эмпирической реальностью, преодоление установленных ранее художественных границ, современный танец, который чутко реагирует на изменения антропологических параметров человека в постоянно меняющейся культуре, требует более широкого, культурологического подхода.

В качестве методологической основы в данном исследовании используется инструментарий, сложившийся в философском дискурсе телесности XX в. Данный подход был продиктован спецификой явлений современного танца, который, возникнув на рубеже Х1Х-ХХ в., становится способом невербального, пластического «осмысления» происходящего в культуре «поворота» к телу и к телесному, тактильному восприятию мира. Сам же этот поворот становится следствием парадигмального сдвига от европейской культуры Нового времени - к культуре современной, модернистской; от классического типа рациональности - к неклассическому.

В искусстве танца этот сдвиг выразился в переходе от сложных хореографических форм классического балета, которые являются пластическим воплощением классического дуализма тела и души, тела и духа, к специфическим структурам современного танца, исследующим телесность современного человека; от тела, понимаемого функционально, в качестве инструмента создания идеального художественного образа, - к телу как субстанции, как самодостаточному источнику значений и смыслов.

Сопоставление двух изоморфных неклассической культуре дискурсов: философского дискурса телесности и, своего рода, невербального дискурса тела в современном танце — открывает новые исследовательские возможности для аналитики явлений современного танца как специфического и адекватного способа трансляции-конструирования значений соматизированной неклассической культуры.

Степень научной разработанности

В отечественной литературе получил всестороннее осмысление прежде всего феномен классического танца. Исследованиям его исторического становления, тематической, образной специфики посвящены монографии и статьи крупных историков и теоретиков хореографического искусства: Л. Д. Блок, А. Л. Волынского, В. М. Гаевского, Г. Н. Добровольской, П. М. Карпа, В. М. Красовской, М. Е. Константиновой, О. А. Петрова, Е. Я. Суриц; Ф. Блейер, А. Киссельгофф и др. Работы отечественных исследователей посвящены и философским аспектам танца: И. А. Герасимова рассматривает танец с точки зрения соотнесенности эстетически выраженной телесной динамики с мышлением и осознанием; П. Г. Лебедева - архитектонику и семантику классического балета с точки зрения теории архетипа психоаналитической философии К. Юнга.

Работ, посвященных современному танцу и различным подходам к нему, на русском языке гораздо меньше. Мы можем назвать в первую очередь монографию Е. Я. Суриц «Балет и танец в Америке», имеющую важное информационное и исторически-систематизирующее значение. Далее - монографию группы авторов В. В. Козлова, А. Е. Гиршона и Н. И. Веремеенко «Интегративная танцевально-двигательная терапия». Для нашего исследования особо ценными в этой работе являются обширные сведения о теории современного танца XX в. Книга «Диалоги о российском современном танце» Е. Васениной, написанная в жанре интервью, представляет попытку осмысления отечественного современного танца ведущими его представителями.

Большую часть текстов на русском языке, посвященных современному танцу, составляют критические статьи и рецензии отечественных критиков и журналистов, публикуемые в специализированных и неспециализированных периодических изданиях (печатных и электронных), например, публикации отечественных критиков О. Гердт, А. Гордеевой, М. Крыловой, Т. Кузнецовой, JI. Барыкиной, Н. Колесовой и др.

В зарубежном искусствознании тема современного танца разработана более основательно. В данном исследовании мы обращались в первую очередь к англоязычным изданиям и публикациям, проясняющим и уточняющим вопросы истории и теории американского и европейского модернистского танца, танца постмодерн, contemporary dance. Например, к работе Джека Андерсона (Jack Anderson) «Искусство без границ» («Art without boimdearies»), где представлена практически вся история интересующих нас направлений танца, его историческая периодизация, терминология и т. д. Уточнению периодизации и соотнесению модернистского и постмодернистского танца способствовали статьи Ника Кайе (Nick Кауе) «Танец модерн и модернистские работы» («Modern Dance and the Modernist Work»), «Коллапс иерархий и постмодерн танец» («The Collapse of Hierarchies and Postmodern Dance»), включенные в сборник «Постмодернизм и перформанс» («Postmodernism and performance»). Рассмотрению специфики американского танца модерн (на примере творчества Марты Грэхем, одной из крупнейших его фигур) посвящена книга «Формы танца модерн» («Modern dance forms») Луиса Хорста (Louis Horst).

В подобном исследовании вряд ли можно было обойти вниманием работы одного из влиятельных исследователей американского танцевального андеграунда 1960-х гг. Салли Бейнз (Sally Banes), а именно - сборник ее статей «Демократическое тело. Джадсоновский танцевальный театр, 19621964» («Democracy's body. Judson Dance Theater, 1962-1964») и монографию «Терпсихора в кроссовках: постмодерн-танец» («Terpsichore in Sneakers: PostModern dance»). Методологически близкими для данного исследования оказались также сборник статей «Представление тела. Представление текста» («Performing the body. Performing the text») и монография Эн Олбрайт (Ann Olbright) «Тело и его идентичность в современном танце» («The body and Identy in Contemporary Dance»). Сборник представляет ряд научных эссе, посвященных целому спектру современных визуальных практик (от боди-арта до минимализма), в т. ч. современному танцу; в монографии Энн Олбрайт, написанной в русле феминистских исследований, рассматривается возможность самидентификации через танец, «понимания танцующего тела в его очень специфической социальной ситуации»1.

Важным источником информации для нашего исследования стали периодические и непериодические издания (буклеты, проспекты; печатные и электронные), посвященные вопросам современного искусства и танца; интернет-порталы, рассказывающие о фестивалях, коллективах, школах и персоналиях современного танца.

Общие вопросы культуры и культурологической проблематики XX в., в том числе вопросы соотнесения понятий классической, модернистской и постмодернисткой культур, представлены в исследованиях таких зарубежных авторов, как Т. Адорно и М. Хоркхаймер, Р. Гвардини, Э Гроус, Ж. Ф. Лиотар, Ю. Хабермас, К. Яперс; отечественных исследователей: Л. А.

1 Olbright A. C. Choreographing difference: the body and Identy in Contemporary Dancc. USA, Middletown: Wesleyan University Press, 1997. P. XIX

Закса, И. П. Ильина, М. С. Кагана, С. Л. Кропотова, Т. А. Кругловой, Н. Б. Маньковской, А. Я. Флиера и др.

Философско-культурологический дискурс телесности в контексте неклассической рациональности открывают некоторые положения Л. Фейрбаха, Ф. Ницше, других представителей «философии жизни», а также 3. Фрейда. «Классическими» являются работы М. Мерло-Понти, разработавшем проблематику тела с точки зрения экзистенциальной феноменологии; М. Фуко, указавшего на связь социокультурных и телесных практик; Ж. Бодрийяра, вписавшего тело в контекст товарно-знаковых отношений постмодернистского общества; Ж. Л. Нанси, который сумел подвести некоторые итоги изучения дискурса телесности в XX в.

Значительный вклад в разработку данной проблематики внесли современные отечественные авторы: С. А. Азаренко рассматривает коммуникативные аспекты телесности; в работах И. М. Быховской особое внимание уделяется аксиологическим аспектам и социокультурному бытованию тела; с осмыслением телесности как понятия, интегрирующего структуру человека, связаны работы В. П. Зинченко; В. Л. Круткина. И. С. Кон исследовал социокультурные значения тела в различных социокультурных контекстах; в работах Л. А. Мясниковой, В. А. По дороги, Я. В. Чеснова тело рассматривается в феноменолого-экзистенциальном ключе; в работах С. С. Хоружего телесность предстает с точки зрения философской герменевтики; исследованием тендерных аспектов телесности заняты такие авторы, как Г. А. Брандт, А. Р. Усманова и др.

Прием рассмотрения художественных и культурных явлений сквозь призму телесности представлен в работах отечественных исследователей-культурологов: О. Булгаковой, О. Гавришиной, А. Г. Гениса, В. А. Подороги, М. Н. Эпштейна, М. Б. Ямпольского, а также - крупных зарубеленых теоретиков, в частности, в работах Ж. Делеза, Ж. Деррида, Р. Барта и др.

Однако, на наш взгляд, проблема телесности в танце и, в связи с этим, место современного танца в неклассической «телоцентрированной» культуре изучены недостаточно. Взаимосвязанность философских концепций тела, телесных практик в культуре и художественных практик современного танца требует междисциплинарного, интегративного подхода. В русле этого подхода в данном исследовании вводится понятие «телесной модели» -художественного алгоритма, объединяющего определенный характер движения, набор пластических средств - с определенными значениями и смыслами. Представляя собой, с одной стороны, «миметическое удвоение» характерных телесных проявлений эпохи (движений, жестов, особенностей телесной пластики и кинетики, взаимодействия тела с пространством и другими телами); с другой - образно-символическое воплощение определенных культурных значений тела, способ репрезентации психофизических состояний и опыта современного человека, «модели телесности» становятся операциональным инструментом аналитики современного танца в его связях с философией и культурой.

Объект диссертационного исследования: современный танец как феномен культуры.

Предмет исследования: выявление культурно-исторических моделей телесности в современном танце.

Цель работы: исследование эволюции современного танца как смены культурно-исторических моделей телесности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- представить телесность как смысловую доминанту культуры XX в.;

- выявить подходы к пониманию тела и модели телесности, сложившиеся в неклассическом философском дискурсе XX в.;

- представить трансформацию танца XX в. (от классического - к модернистскому и постмодернистскому) как невербальный дискурс тела;

- выявить культурно-исторические модели телесности в художественных практиках всех основных этапов становления современного танца (от модернистского - до постмодернистского танца (contemporary dance)).

Методологические и теоретические основы исследования определяются спецификой научной проблемы, целью и задачами исследования. Они предполагают применение разнообразных исследовательских приемов и рассмотрения с позиций разных научных методов.

Процесс осмысления культурных значений телесных моделей, выявляемых и конструируемых современным танцем, предполагает использование культурологического подхода.

Для соотнесения конкретных этапов становления современного танца (его разрыв с классическим танцем, ранний модернистский, модернистский, авангардный, переход от модернистского к постмодернистскому, contemporary dance), для рассмотрения его конкретных явлений потребовался, в первую очередь, подход, существующий в русле современных культуральных исследований (cultural studies), которые отказываются от элитистской культурной идеологии и интерпретируют культуру как многообразие культур, определяемых историческими, экономическими, социальными и прочими условиями жизни; понимают культуру как способ жизни, совокупность человеческих практик, в которых осваиваются и творятся культурные значения и смыслы; вводят то или иное явление в поле-контекст конкретной культуры; используют междисциплинарный подход при рассмотрении тех или иных явлений; нацелены на исследования актуальных явлений современности; разрабатывают логику и историю повседневности.

Так, наблюдаемый в современном танце интерес к незнаковым, случайным или естественным проявлениям тела; его постоянная нацеленность на нарушение ранее установленных границ художественного, поиск все новых способов сближения с рутиной и хаосом реальности, формирование, в связи с этим, определенных моделей телесности поставили нас перед необходимостью прояснения взаимоотношений современного танца и повседневности; того, как танцующее тело «работает» на границе художественного-внехудожественного. Для этого было необходимо взглянуть на современный танец с точки зрения социальной феноменологии и «практического поворота», понимая танец как особый вид социокультурно ориентированных телесных практик. Тема повседневности стала исследовательской рамкой в теоретических работах П. Бурдье, П. Бергера, Т. Лукмана, М. Мосса, А. Шюца; С. Бойм, В. В. Волкова, О. В. Хархордина и Т. д.

Рассмотрение специфики contemporary dance в его оппозиции консьюмеристской культуре общества потребления сделало необходимым обращение к исследованиям, разрабатывающим методологию и критический анализ последней, в первую очередь - к ставшими уже классическими трудам Ж. Бодрийяра и отечественных исследователей культуры: А. Гениса, Л. Г. Ионина, Б. В. Маркова, Г. Л. Тульчинского и др.

Для превращения понятия «телесность» в инструмент аналитики,; прилагаемый к современному танцу, и выявления культурно-исторических «моделей телесности» использовались сложившиеся в неклассическом философском дискурсе XX в. методологии: «философия жизни», психоанализ, феноменология, постструктурализм, философская антропология, теория практик, современные социокультурные исследования тела и телесности.

Для рассмотрения явлений танца как специфически художественных использовался философско-эстетический и историко-искусствоведческий подход (история и теория танца, театра, изобразительного искусства), представленный, в том числе, в работах Е. Ю. Андреевой, В. Беньямина, В. В. Бычкова, Е. Ю. Деготь, Л. А. Закса, С. Зонтаг, М. С. Кагана, О. А. Кривцуна, В. И. Максимова, В. И. Мартынова, Б. Оливы, X. Ортеги-и

Гассета, В. 3. Паперного, В. П. Руднева, М. К. Рыклина, С. О. Хан-Магометова, Т. В. Чередниченко и др.

Методологически полезным оказалось обращение к некоторым театральным концепциям (В. Э. Мейрхольда, Б. Брехта, А. Арто, Е Гротовского, Ж. Лекока), а также - авангардным художественным практикам XX в. (экспрессионизм, конструктивизм, абстракционизм, поп-арт, минимализм, хепенинг и перформанс), акцентирующим пластическую, пространственно-кинетическую и смысловую роль тела. Разработанные в этих практиках сложные синтетические перформативные формы, новые способы взаимодействия со зрителем оказали большое влияние на современный танец (в том числе, в формате танц-театра и физического театра), его способы работы с телом и его репрезентации.

Научная новизна исследования:

- феномен современного танца рассматривается с культурологических позиций и в связи с проблематикой телесности;

- введено понятие «модель телесности»;

- выделены основные культурно-исторические модели телесности в культуре XX в.;

- впервые трансформация танца в культуре XX в. (от классического - к модернистскому и постмодернистскому) представлена как смена моделей телесности;

- впервые танец рассмотрен как специфический дискурс тела, изоморфный актуальным культурным процессам и значениям.

Основные положения исследования, определяющие его научную новизну и выносимые на защиту:

1. В отличие от нововременной классической культуры и связанным с ней утверждением духовности, идеала в качестве главных культурных ориентиров, в неклассической и постнеклассической культуре посткультуре) XX в. тело и производное от него понятие телесности становятся доминирующими культурными понятиями.

2. Современный танец может быть рассмотрен как специфический невербальный дискурс тела, в котором, по мере развития танца, оформляются все новые способы работы с телом, выявляются актуальные культурно-исторические модели телесности.

3. Философский дискурс телесности и дискурс тела в танце являются релевантными способами осмысления и моделирования меняющихся представлений о человеческом теле в современной культуре.

4. Культурологический анализ классического танца, рассматриваемого в качестве оппозиционного современному танцу, позволяет выявить следующую модель телесности «идеальное тело».

5. Культурологический анализ раннего модернистского (свободного) танца позволяет выявить модель телесности «тело-порог».

6. Культурологический анализ модернистского танца позволяет выявить следующие модели телесности: «тело-машина», «тело-симптом».

7. Культурологический анализ танца постмодерн позволяет выявить следующие модели телесности: «повседневное тело», «феноменологическое тело», «тело-без-органов».

8. Культурологический анализ так называемого «contemporary dance» позволяет выявить следующие модели телесности: «реальное тело» и «экстремальное тело» тело.

Научно-практическая ценность исследования

Апробированный в данном исследовании метод выявления культурноисторических моделей телесности в определенных явлениях современного танца:

- более полно раскрывает природу этих явлений, предлагая рассматривать и оценивать их художественные качества и значимость исходя из устанавливаемых ими самими критериев терминальности, субстанциональности тела;

- может быть применен для анализа гораздо более обширного диапазона явлений и направлений танца и хореографических систем, смежных художественно-телесных практик.

Результаты исследования могут быть использованы

- в аналитическом и критическом рассмотрении тех или иных явлений танца;

- в курсах «Культурология», «Мировая художественная культура», «Теория и история хореографического искусства».

Апробация результатов исследования

Основные идеи диссертации, методология и результаты обсуждались на аспирантских семинарах кафедры социально-гуманитарных наук Гуманитарного университета с 2008 по 2011 гг. Материалы диссертации стали основой доклада на научно-практической конференции УрГУ «Культурный диалог Германия - Россия» (2004 г.), докладов на научно-практических конференциях Гуманитарного университета «Власть и властные отношения в современном мире» (2006 г.), «Человеческая жизнь: ценности повседневности в социокультурных программах и практиках» (2007 г.), «Современная Россия: путь к миру - путь к себе» (2008 г.).

На основе материалов диссертации разработан курс «История и теория хореографического искусства» для студентов факультета современного танца Гуманитарного университета, цикл лекций «Видеоданс», проводимый автором на базе Свердловского Дома Актера с 2002 г. и по настоящее время. По теме диссертации опубликовано 9 работ.

14

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Курюмова, Наталия Валерьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Переосмысление тела в XX в. происходит параллельно в двух сферах культуры — философии и искусстве, причем, возможно, наиболее непосредственно в таком виде искусства, как танец, онтологически связанном с телом. Таким образом, неклассический философский дискурс телесности и невербальный дискурс тела в современном танце взаимодополняют друг друга и одновременно становятся своего рода «симптомами» происходящих антропологических изменений в современной культуре.

2. Разработанные неклассической философией подходы к телесности (философия жизни, психоанализ, феноменология, социокультурный конструктивизм и др.) релевантны моделям телесности, воплощаемым в практиках современного танца. Это дает возможность оперировать при их рассмотрении такими моделями, как «идеальное тело», «тело-порог», «тело-объект», «тело-машина», «тело-симптом», «тело без органов», тело «повседневное», «феноменологическое», «реальное» и «экстремальное».

3. Современный танец становится одним из важнейших трансляторов и, одновременно, генераторов актуальных культурных значений и смыслов; «дискурс тела», который оформляется в его практиках, становится обобщением истории человека в культуре XX в.

Таким образом, принципиальный разрыв между классическим и современным танцем как двумя противоположными способами художественно-телесного моделирования мира обозначает кризис, столкновение двух культурных парадигм - классической (традиционной) и модернистской. При сопоставлении системы классического танца с множественными системами современного танца (модели «идеального тела» с разнообразными моделями современного танца) становятся очевиднее культурные и антропологические изменения, происходившие в XX в.

Основные системы современного танца, возникающие на стыках культурных эпох, фиксируют все большую степень свободы тела, демонстрируя все большее разнообразие, дифференциацию и гибкость принципов работы с ним. Происходит это в соответствии с общими тенденциями либерализации, бурного технического и экономического развития общества, изменением и расширением естественно-научных представлений о мире. Возникающее на границе классической-неклассической культуры в выразительном (свободном) танце «тело порог» свидетельствует об освобождении от устаревшего, неактуального порядка, воплощаемого «идеальным телом»; выход на поверхность и преобладание телесных, стихийных сил.

Модернистская система Р. фон Лабана предоставляет телу новые пространственно-временные возможности, все большее разнообразие форм движения. Введение телесного, физического аспекта как не менее значимого, чем душа и дух, сближает сущность танца с эйнштейновской формулой: движение осмысленного, выразительного тела, наделенного массой, обретает такие качества, как динамика, энергийность, интенсивность; объединяет пространство и время. Приобретая все большую автономность, танцующее тело становится как бы центром Вселенной - относительным для нее, абсолютным для себя.

Принцип случайности, который лежит в основе системы М. Каннингхема, открывающей эпоху постмодернистского танца, становится художественным выражением вовлеченности множества тел в пространство действия независимых от них сил, алгоритмом всеусложняющегося, децентрированного порядка наступающей постиндустриальной реальности.

Что же касается телесных моделей, возникающих в рамках представленных систем, то они фиксируют разные состояния человека, но в первую очередь обострившиеся в XX в. противоречия: как внутренние (между природным и культурным), так и внешние (между личным, индивидуальным и социальным).

Трансформацией «идеального тела» в неклассическую эпоху становятся моделируемые, конструируемые современным танцем «тело-машина» и «тело-объект». И если первое возникает как ответ нарастающим вызовам индустриальной цивилизации, становясь своего рода метафорой экспериментов над человеком в его новейшей истории, то последнее означает итог бесчеловечной цивилизации, утраченных иллюзий классической европейской культуры. Следствием осознания невозможности гармоничного существования в жестком, отчужденном от личности мире и мучительных попыток человека преодолеть свои собственные, внутренние конфликты и дуальность становятся конвульсии и гротескная пластика в модели «тела-симптома».

Телесная феноменология, декларируемый интерес исключительно к физическим параметрам телесности в экспериментах американского танца постмодерн, ставшего своего рода ответом на идеи контркультуры, становятся очередной попыткой дать образ бесконфликтного и нерефлексивного существования в среде, в лишенном драматургической событийности «жизненном мире». Контактная импровизация предлагает алгоритм гармоничной социальной интерсубъективности. Но в дальнейшем развитии современного танца, в период contemporary dance (соответствующем постмодернистской парадигме), модели «реального» и «экстремального» тела с новой силой обозначают конфликтные состояния человека, будучи генетически связанными с моделями «повседневного», «феноменологического» тела, «тела без органов». Этими моделями зафиксированы, с одной стороны, непосильный груз социальных предписаний и ограничений, усложняющаяся структура повседневного бытия и проблемы с самоидентификацией, а с другой - стремление ко все большей телесной свободе, к поиску все более острых телесных «приключений», к выходу за границы собственного тела (антропологическому пределу) и растворению в неких изначальных, витальных силах организма человека постмодерной действительности.

4. Освоение и конструирование все новых телесных моделей, которые никуда не исчезают, но сохраняются и трансформируются в многообразии явлений современного танца на рубеже ХХ-ХХ1 вв., предоставляет самому танцу возможность постоянного обновления и развития собственного языка. Процесс его образования связан с постоянным двунаправленным движением: 1) все более глубокое погружение в тело, исследование разнообразных феноменов телесности, стремление, в терминологии Ж. Делеза, уйти от «языка-эффекта» к «языку-аффекту», от дискурсивной структурности отточенных танцевальных па - к реальным, несимволическим телесным жестам, позам, миметическим реакциям тела; 2) фиксация и закрепление полученного опыта во все новых моделях телесности, представляющих высокую степень художественного обобщения происходящих с человеком изменений.

Завершая данное исследование, необходимо подчеркнуть, что современный танец не случайно является сегодня столь привлекательным для большого количества людей. Являясь специфической телесной практикой, он становится для многих способом культурного преображения и одухотворения тела, предлагая, в конечном счете, телесную модель человека будущего.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Курюмова, Наталия Валерьевна, 2011 год

1. Адорно Т. Философия новой музыки / Теодор Адорно ; перевод с нем. Б. Скуратова. М. : Логос, 2001. - 352 с.

2. Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты /Теодор Адорно ; Макс Хоркхаймер ; пер. с нем. М. Кузнецова. М. : Медиум ; СПб. : Ювента, 1997. - 311 с.

3. Алкемайер Т. Социология спорта. Телесные практики субъективации и самоинсценировки / Томас Алкемайер ; перевод с нем. В. Калиниченко //Логос.-2006. -№ 3. С. 141-146.

4. Альтернативная культура. Энциклопедия / сост. Дмитрий Десятерик. -Екатеринбург: Ультра-Культура, 2005. 240 с.

5. Азаренко С. А. Сообщество тела / С. А. Азаренко. М.: Академический Проект, 2007. - 239 с.

6. Андреева Е.Ю. Постмодернизм / Е. Ю. Андреева. СПб.: Азбука-классика, 2007.-488 с.

7. Андреянов А. Новый танец или новый театр? / Александр Андреянов // Притяжение : альманах / под. ред. А. Е. Гиршона. СПб, 2001. - вып.З. -С. 7-11.

8. Акиндинова Т.А. Стратегии телесности в философии постмодернизма и их отражение в пластическом искусстве / Т. А. Акиндинова, Е. А. Пицуха // Метафизические исследования. Поиск тела : альманах. -СПб: Изд-во СПб ГУ, 2008. Вып. 215. - 360 с.

9. Айседора. Гастроли в России : сб статей . М.: APT, 1992. - 269 с.

10. Арто А. Театр и его двойник. Театр Серафима. / Антонен Арто ; пер. фр., коммент. С.А. Исаева. -М. : Мартис, 1993. 192 с.

11. Бакштейн И. Как нам опознать современное искусство / Иосиф Бакштейн // Искусство кино. 2007. - №3. - С. 89 - 99.

12. Барковская Е. Современное пространство? / Елена Барковская // Притяжение : альманах / под. ред. А. Гиршона. СПб, 2001. - вып.З. -С. 13-14.

13. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Ролан Барт ; пер. с фр. и вступ. ст. Г. К. Косикова. -М.: Прогресс, 1989. 615 с.

14. Бауман 3. Текучая современность / Зигмунд Бауман ; пер. с англ. под ред. Ю.В. Асочакова. СПб. : Питер, 2008. - 240 с.

15. Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве. Работы 1920-х годов / М.М. Бахтин. -Киев : Next, 1994. 384 с.

16. Беньямин В. Произведения искусства в эпоху их технической воспроизводимости : избранные эссе / Вальтер Беньямин ; под ред. Ю. А. Здорового ; предисл., сост., пер. и примеч. С. А. Ромашко. М.: МЕДИУМ, 1996.

17. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / Питер Бергер, Томас Лукман ; пер. с англ. Е. Руткевича. — М.: Медиум, 1995. 323 с.

18. Бергсон А. Собрание сочинений в 4-х т. Т. 1 : Материя и память / Анри Бергсон ; пер. с фр, предисл. И.И. Блауберг. М.: Моск. клуб, 1992. -С. 50- 159.

19. Бергсон А. Собрание сочинений в 4-х т. Т. 1 : Опыт о непосредственных данных сознания / Анри Бергсон ; пер. с фр, предисл. И.И. Блауберг. -М.: Моск. клуб, 1992. С. 160-316.

20. Бердяев Н. А. Кризис искусства / Н. А. Бердяев. — М.; СПб. : Интерпринт, 1990.— 48 с.

21. Блауберг И. И. Анри Бергсон и философия длительности : вступительная ст. / И. И. Блауберг // Бергсон А.: Собр. сочинений в 4-х т. Т.1. / Анри Бергсон. М.: Моск. клуб, 1992. С. 6 - 49.

22. Блок JI. Д. Классический танец. История и современность / Любовь Дмитриевна Блок ; вступ. ст. В. М. Гаевского. М. : Искусство, 1987. -556 с.

23. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Жак Бодрийяр ; пер. с фр., послесл. ; примеч. Е. П. Самарской. — М. : Республика ; Культурная революция, 2006. 269 с.

24. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Жак Бодрийяр ; пер. с фр. и вступ. статья С. Н. Зенкина. М. : Добросвет, 2000. - 387 с.

25. Бойм С. Общие места. Мифология повседневной жизни / Светлана Бойм. М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 311 с.

26. Брандт Г. А. Философская антропология феминизма / Галина Андреевна Брандт. Екатеринбург : Изд-во Гуманитарного ун-та, 2004. -204 с.

27. Булгакова О. Фабрика жестов / Оксана Булгакова. М. : Новое литературное обозрение, 2005. - 304 с.

28. Бурдье П. Практический смысл / Пьер Бурдье ; пер.с фр. под редакцией Н. А. Шматко. М. : Ил статут экспериментальной социологии ; СПб. : Алтейя, 2001. - 562 с.

29. Быховская И.М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела / Ирина Марковна Быховская. М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 208 с.

30. Бычков В. В. Предельные метаморфозы культуры итог XX века /

31. В. В. Бычков // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / под ред. В. В.Бычкова. — М.: РОССПЭН, 2003. — 607 с.

32. Ваганова А. Я. Основы классического танца / А. Я. Ваганова ; вст. ст. В. Чистяковой. -М., Л.: Искусство, 1963. С. 178.

33. Васенина Е. Российский современный танец. Диалоги / Екатерина Васенина. М.: Emergency Exit, 2005 - 262 с.

34. Власов В. Г. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм: терминологический словарь / В. Г. Власов, Н. Ю. Лукина. СПб. : Азбука-классика, 2005-320с.

35. Волков В.В. Теория практик / Вадим Волков, Олег Хархордин. СПб.: Изд-во Европейского ун-та, 2008. - 298 с.

36. Волошин М. О смысле танца // Лики творчества / Максимилиан Волошин ; предисл. С. С. Наровчатого. Ленинград : Наука, 1988. - С. 395-399.

37. Волконский С. М. Выразительный человек / Сергей Михайлович Волконский. СПб.: Аполлон, 1913. — 214 с.37. . Волынский А. Л. Книга ликований. Азбука классического танца / Аким

38. Львович Волынский. М.: APT, 1992. - 294 с.

39. Волынский А. Л. Статьи о балете / А. Л. Волынский ; под ред. Г. Н.

40. Добровольской. СПб.: Гиперион, 2002. - 400с.

41. Вонсовский С. В. Современная естественно-научная картина мира / Сергей Васильевич Вонсовский ; дополнение В. Ю. Ирхин, М. И. Кацнельсон. Екатеринбург : Изд-во Гуманитарного ун-та, 2005. - С. 7 -447.

42. Гаевский В. М. Дивертисмент / Вадим Моисеевич Гаевский. М., Искусство, 1981. - 383 с.

43. Гаевский, В. М. Дом Петипа / Вадим Моисеевич Гаевский. М.: APT, 2000. - 432 с.

44. Гаевский В. М. Разговоры о русском балете. Комментарии к новейшей истории / В. М. Гаевский, П. Д. Гершензон. М.: Новое издательство, 2010.-292 с.

45. Гвардини Р. Конец нового времени / Романо Гвардини // Феномен человека: антология. М.: Высш. шк. - 1993. С. 240 - 296.

46. Генис А. Г. Вавилонская башня: искусство настоящего времени / А. Г. Генис. -М.: Независимая газета, 1997. 124 с.

47. Герасимова И. А. Философское понимание танца / И. А. Герасимова // Вопросы философии. 1998. - № 4. - С. 50 - 63.

48. Гердт О. Искусство задавать вопросы Электронный ресурс . : сайт фестиваля Tanz-театр / О. Гердт. СПб, 2003 г. - Режим доступа : http://www.arteria.ru/tanz theater/index.htm (Дата обращения: 15.04. 2011).

49. Гротовский Е. Перформер Электронный ресурс . / Ежи Гротовский ; сайт Александра Гиршона. Режим доступаhttp://www.girshon.ru/txt/eji.htm (Дата обращения : 24.02. 2011).

50. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. Гуссерль. М.: Лабиринт, 1994. - 112 с.

51. Гроусс Э. Изменяя очертания тела / Э. Гроусс // Введение в тендерныеисследования. 4.1 : учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. -Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С. 600 - 621.

52. Делез Ж. Логика смысла / Жиль Делез ; пер. с фр. Я. Я. Свирского : научный редактор А. Б. Толстов. М. : Раритет ; Екатеринбург : Деловая книга, 1998. - 480 с.

53. Делез Ж. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения / Жиль Делез, Феликс

54. Гваттари ; пер. с фр. Д. Кралечкин. Екатеринбург : У-Фактория, 2008. -672 с.

55. Деррида Ж. Письмо и различие / Жак Деррида ; под ред. В.Ю. Кузнецова. пер. с фр. Д.Ю. Кралечкина. - М.: Академический проект, 2000. - 430 с.

56. Дункан А. Танец Будущего. Моя жизнь / А. Дункан. Встречи с Есениным / И. Шнейдер. Ростов-н/Д: Изд-во Феникс, 1998. - 445 с.

57. Емельянов Б. В. Проблема человеческой телесности в контексте диалога

58. Запада и Востока / Б. В. Емельянов, В. Е. Кемеров, П. П. Коновалова. Восток и Запад: динамика диалога. - Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 2003. - С.39 - 51.

59. Жак-Далькроз, Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз. Москва: Классика - XXI, 2006.-245 с.

60. Закс Л.А. Художественное сознание / Лев Абрамович Закс. -Свердловск : изд-во Урал, ун-та, 1990. 212 с.

61. Закс Л. А. Судьбы мировоззрения в XX в.: пиррова победа материализма / Л. А. Закс // Философское мировоззрение и картина мира : материалы Всероссийской научной конференции / Отв. ред. В.В. Ким. Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 2009. - Т.1. - С. 74-85.

62. Зинченко В. П. Тело как слово, образ и действие / В. П. Зинченко // Человек. 2010. - № 2. - С. 34-47.

63. Зинченко В.П. Между телом и душой / В. П. Зинченко // Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви.- М. : АСТ, 2007. С.166-193.

64. Зонтаг С. Мысль как страсть / Сьюзен Зонтаг ; сост., общ. ред., пер. с франц. Б. Дубина ; переводы с англ. В. Голышева. — М.: Русское феноменологическое общество, 1997. — 208 с.

65. Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм /И.

66. П. Ильин. -М.: Интрада., 1996. 262 с.

67. Ильин И. П. Постмодернизм. Словарь терминов / И. П. Ильин. М. :1. Интрада, 2001.- 384 с.

68. Ионин Л. Г. Социология культуры : учеб. пособие для вузов / Л. Г. Ионин; ГУ ВШЭ. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. - 427 с.

69. Ирхин В. Ю. Естественно-научный и гуманитарный подходы ксовременному мировоззрению / В. Ю. Ирхин, М. И. Кацнельсон // Современная естественно-научная картина мира / С. В. Вонсовский. -Екатеринбург : Изд-во Гуманитарного ун-та, 2005. С. 447-671.

70. Каган М. С. Морфология искусства / М. С. Каган. JI. : Искусство, 1972. - 440 с.

71. Каган М. С. Искусство как феномен культуры / М. С. Каган // Искусствов системе культуры : сб. науч. ст. / сост. и отв. ред. М.С. Каган, предисл. Э.С. Маркарян. Л. : Наука, 1987. - С. 6-22.

72. Кандинский В. В. Точка и линия на плоскости / В. В. Кандинский.

73. СПб.: Азбука, 2003. 240 с.

74. Кандинский В. В. О духовном в искусстве / В. В. Кандинский. М.:1. Архимед. 1992, 108 с.

75. Капроу А. Искусство, которое не может быть искусством / Алан Капроу // Художественный журнал. Москва. - 1997. - С. 5-6.

76. Карп П.М. О балете / Поэль Меерович Карп. М. : Искусство, 1967. -226 с.

77. Категории «материальное» и «телесное» в социальной философиисовременные толкования и подходы) : сб. ст. / под ред. В.М. Лукина. -СПб : Изд-во с-петерб. ун-та, 2010. 140 с.

78. Красовская В.М. Западно-европейский балетный театр : очеркиистории. Романтизм / В.М. Красовская. М.: APT, 1996. - 432 с.

79. Красовская В. М. Нижинский / Вера Михайловна Красовская. Л.: Искусство, 1974. - 208 с.

80. Константинова М. Е. Спящая красавица / М. Е. Константинова. М.: Искусство, 1990. 239 с.

81. Краткий философский словарь / под ред. А.П. Алексеева. М. :1. Проспект, 1997. 400 с.

82. Кривцун О. А. Эстетика: учебник / О. А. Кривцун. М.: Аспект Пресс, 2000.-434 с.

83. Кропотов С. Л. Экономика текста в неклассической философииискусства Ницше, Батая, Фуко, Деррида / С. Л. Кропотов. -Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 1999. 404 с.

84. Кропотов, С.Л. Модернизм Авангард -Соцреализм - Постмодернизм / С. Л. Кропотов // Авангардные направления в советском изобразительном искусстве: история и современность. Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 1993. - С.6-13.

85. Круглова Т.А. Советская художественность, или Нескромное обаяниесоцреализма Т. А. Круглова. Екатеринбург : Изд-во Гуманитарного ун-та, 2005. - 383 с.

86. Круткин В. Л. Телесность человека в онтологическом измерении // Общественные науки и современность, 1997. № 4. - С. 143-151.

87. Козлов В. В. Интегративная танцевально-двигательная терапия / В. В. Козлов, А. Е. Гиршон Н. И. Веремеенко. СПб.: Речь, 2006. - 286 с.

88. Контексты современности. Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории : хрестоматия / пер. с англ. и нем. Казань : Изд-во Казанского ун-та, 2000. - 176 с.

89. Ламетри Ж. О. Человек-машина. // Сочинения / Ламетри Жюльен Офре ;предисл. В. М. Богуславский. М. : Мысль, 1976. - 552 с.

90. Лебедева Г. Д. Балет: семантика и архитектоника./ Г. Д. Лебедева.

91. СПб. : Лань; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2007. 160 с.

92. Лекок Ж. Мим и пантомима Электронный ресурс. / Жак Лекок. -Режим доступа : Шр://\ууу\у. еепаёу-ташсЬеу.паго&пйгапБМюшЛесосдие.Ыт (Дата обращения 05.04.2011).

93. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под ред. В.В.Бычкова. М.: РОССПЭН, 2003. - 607 с.

94. Лессчив Ж. Танцовщик и танец : фрагменты книги / Ж. Лессчив //

95. Балет. 1990. - № 6. - С. 46-49.

96. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. VIII, кн. I. М.: Искусство,1992.-636 с.

97. Лиотар Ж-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар ; пер. с фр. Н. А. Шматко. М. : Институт экспериментальной социологии ; СПб.: Алетейя, 1998. - 160 с.

98. Максимов В. И. Век Антонена Арто : монограф. / В. И. Максимов.

99. СПб.: Лики России, 2005. 383 с.

100. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская.

101. СПб.: Алетейя, 2000. С. 347.

102. Марков Б. В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры /

103. Б.В.Марков. Спб.: «Алетейя», 1999 - 304 с.

104. Маркузе Г. Эрос и Цивилизация. Философское исследование учения Фрейда / Герберт Маркузе ; под общ. ред. А. А. Жаровского ; пер., предисл. А. А. Юдина. Киев: Гос. библиотека Украины для юношества, 1995. - 310 с.

105. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / Морис Мерло-Понти ; пер.с фр. под ред. И.С. Вдовиной, С.Л, Фокина. СПб. : Ювента ; Наука, 1999. - 606 с.

106. Мерло-Понти М. Око и дух / Морис Мерло-Понти : перевод с фр. А. Густыря // Французская философия и эстетика XX века. / предисл. П. Морель; коммент. А. В. Густырь, И. С. Вдовина. -М. : Искусство, 1995. -С. 215-253.

107. Мосс М. Техники тела / Марсель Мосс // Общества. Обмен. Личность :труды по социальной антропологии / пер. с франц., послесл. и коммент. А. Б. Гофмана. М. : Восточная литература : РАН, 1996. - 360 с.

108. Мясникова Л. А. Тайна и смысл индивидуального бытия / Л. А. Мясникова. Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 1983. - 218 с.

109. Наков А. Б. Русский авангард / А. Б. Наков. М.: Искусство, 1991. — 187 с.

110. Нанси Ж. Л. Corpus / Жан Люк Нанси ; перевод с фр. ; сост., общ. ред. и вступ. ст. Е. Петровской. М. : Ad Marginem., 1999. - 255 с.

111. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей // Избранные сочинения в 3-х т. Т. 1 / Фридрих Ницше ; перевод с нем.; предисл. Г. Рачинский. М. : REFL-book, 1994. - 352 с.

112. Пави П. Словарь театра / Патрис Пави ; перевод с фр. под ред. Г. Беляевой. -М. : Прогресс, 1991. 504 с.

113. Пакстон С. Заметки по внутренней технике : Притяжение : альманах. Вып.1. / ред. А. Гиршон ; пер. англ. А. Андреянов. СПб.: 1999. С. 17 -23.

114. Паперный В. 3. Культура два / В. 3. Паперный. 2-е изд., испр., доп. -М.: Новое литературное обозрение, 2006 - 408 с.

115. Петров О. А. Пространство идеала // Русская балетная критика второй половины XIX в. / О. А. Петров. Екатеринбург: Сфера, 1995. - 416 с.

116. Подорога В. А. Феноменология тела: введение в философскую антропологию : материалы лекционных курсов 1992-1994 годов / Валерий Подорога. Москва : Ad Marginem, 1995. - 340 с.

117. Постмодернизм. Энциклопедия / ред.-сост. А. А Грицанов, М. А. Можейко. Минск : Интерпресссервис; Книжный дома 2001. - 1040 с.

118. Психология телесности между душой и телом : сб. науч. статей / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М. : ACT, 2007. - 732 с.

119. Реньяр П. Умственные эпидемии / Поль Реньяр ; пер. с фр. Эл. Зауэр. -М.: Emergency Exit, 2004. 296 с.

120. Репрезентации телесности : сб. науч. ст. / сост. и отв. ред. Г. И. Зверева. -М. : Изд-во РГГУ, 2003. 272 с.

121. Руднева С.Д. Опыт по музыкальному развитию эстетической активности методом музыкального движения / С. Д. Руднева, А. В. Пасынкова// Психологический журн. 1983. - №3. - с. 84-91.

122. Руднев В. П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты / В. П. Руднев. М.: Аграф, 1997. - 384 с.

123. Руднев В.П. Характеры и расстройства личности. Патография и метапсихология / В. П. Руднев. М.: Класс, 2002. — 272 с.

124. Руднев В. П. Полифоническое тело. Реальность и шизофрения в культуре XX века / В. П. Руднев. М. : Гнозис, 2010. - 400 с.

125. Рудницкий К. JI. Режиссер Мейерхольд : монограф. / К. Л. Рудницкий. -М.: Наука, 1969.-525 с.

126. Сартр Ж. П. Экзистенциализм это гуманизм / Ж. П. Сартр // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. - С . 319-344.

127. Сорокин П. А. Американская сексуальная революция : научное издание / П. А. Сорокин ; под ред. Н. Е. Марковой ; пер. с англ. Г.Ф. Войтенкова. М. : Проспект, 2006. - 152 с.

128. Спиноза Б. Избранные произведения. / Б. Спиноза. Ростов н/Д : Феникс, 1998. -606 с.

129. Судзуки Т. Основы дзэн-буддизма. Дзэн-Буддизм / Дайсэцу Тайтаро Судзуки. Бишкек : Одиссей, 1993. - 265 с.

130. Суриц Е. Я. Балет и танец в Америке : очерки истории / Елизацета Яковлевна Суриц. Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2004. -392 с.

131. Суриц Е. Я. Леонид Федорович Мясин: фрагменты монографии / Е. Я. Суриц // Моя жизнь в балете / Л. Ф. Мясин Л.Ф. М.: APT, 1997. - 366 с.

132. Телесность человека: междисциплинарные исследования : сб. ст. М.: 1991.-171 с.

133. Усманова А. Р. Генедрная проблематика в парадигме культурных исследований/ Усманова П. Р. // Введение в тендерные исследования. 4.1 : учебное пособие / под ред. И. А. Жеребкиной Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - 432 - 440 с.

134. Фейербах Л. Против дуализма тела и души, плоти и духа // Избранные философские произведения в 2-х т. Т. 1. / Людвиг Фейербах : пер. с нем. ; общ. ред. и вст. статья М.М. Григорьяна. М.: Госполитиздат, 1955.-С. 211-239.

135. Флиер А. Я. Культурология для культурологов: уч. пособие / А. Я. Флиер . М.: Академический Проект, 2000. — 496 с.

136. Фокин М. М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи. Письма / М. М. Фокин ; ред.-сост, авт. вст. ст. Ю. И. Слонимский. Л. ; М.: Искусство, 1962. - 640 с.

137. Фрейд 3. Я и Оно / 3. Фрейд // История психологии. XX век : хрестоматия / под ред.: П. Я. Гальперин, А.Н. Ждан. Изд 4-е. - М. : Академический Проект ; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. С. 316 -350.

138. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции / Зигмунд Фрейд. М. : Наука. 1991.-451 с.

139. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни / Зигмунд Фрейд. СПб. : Азбука, 2011.-224 с.

140. Фрейд 3. Истерия и страх // Собрание сочинений в 10 т. Т. 6 . / Зигмунд Фрейд ; пер. с нем. А. Боковиков. М . : СТД, 2006. - 320 с.

141. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / Мишель Фуко ; пер. с франц. В.Наумова под ред. И. Борисовой. М.: Ас1 Ма^пет, 1999.-477 с.

142. Фуко М. История безумия в классическую эпоху / Мишель Фуко ; пер. с фр. И. К. Стаф, вступительная статья 3. А. Сокулер. СПб. : Университетская книга, 1997. - 576 с.

143. Фуко М. Археология знания / Мишель Фуко ; пер. с фр. С. Митина, Д. Стасова ; под общ. ред. Бр. Левченко. Киев : Ника-Центр, 1996. - 208 с.

144. Хабермас Ю.Философский дискурс о модерне / Юрген Хабермас ; пер. с нем. -М .: Весь Мир, 2003.-416 с.

145. Ходгсон Д. Мастерство движения: жизнь и работа Рудольфа Лабана электронный ресурс.: сайт А. Гиршона ; пер. В. Бурова. Режим доступа : http://wvyw.girshon.ru/txt/laban.litm. (Дата обращения 06.05. 2011).

146. Хоружий С.С. Герменевтика телесности в духовных традициях и современных практиках себя / С.С. Хоружий // Психология телесности между душой и телом / Ъед.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М. : ACT, 2007.- С.166-193.

147. Цвейг С. Вчерашний мир: Воспоминания европейца / Стефан Цвейг ; пер. с нем. Г. Каган. Москва : Вагриус, 2004. - 346 с.

148. Чеснов Я. В. Телесность человека: философско-антропологическое понимание / Я. В. Чеснов. М. : ИФ РАН, 2007. - 213 с.

149. Шахадат III. Инсценированные страсти Интернет-ресурс. // Логос : философско-лит. журн. Электрон, версия. М, 1999. - № 12. - Режим доступа : http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999 02/1999 203.htm (Дата обращения: 25.09. 2009).

150. Шматко H.A. На пути к практической теории практики : послесл. / Н. А. Шматко // Практический смысл / Пьер Бурдье ; пер. с франц. под ред. Н. А. Шматко. М. : Институт экспериментальной социологии ; СПб: Алтейя, 2001.-562 с.

151. Школа театрального танца: // Ридер по книге Новерра Ж.-Ж. Письма о танце и балетах с комментариями Абрамова Г.М. / Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2007. 92 с.

152. Шторк К. Э. Жак-Далькроз и его система / К. Шторк ; пер. с нем. -Петроград, 1924. 124 с.

153. Шюц А. Структура повседневного мышления / А. Шюц ; пер. с англ. Е. Руткевича // Социологические исследования. 1988. - № 2. - С. 129137.

154. Эпштейн М. Н. Философия тела / М. Н. Эпштейн. Тело свободы / Тульчинский Г. Л,- СПб.: Алетейя, 2006. 432 с.

155. Эко У. Отсутствующая структура : Введение в семиологию / Умберто Эко ; пер. А. Г. Погоняйло, В. Г. Резник. СПб. : Петрополис, 1998. -432 с.

156. Ямпольский М. Б. Демон и лабиринт : Диаграммы, деформации, мимесис / М. Ямпольчкий. М. : Новое литературное обозрение, 1996. -335 с.

157. Ямпольский М. Б. Лицо и тело // Язык-тело-случай: кинематограф и поиски смысла / М. Б. Ямпольский. -М.: НЛО, 2004. С. 141-244.

158. Ясперс К. Духовная ситуация времени / К. Ясперс // Смысл и назначение истории : пер. с нем. 2-е изд. - М.: Республика, 1994. -527 с.

159. Anderson J. Art without boundearies / J. Anderson. Iowa sity : University of Iowa press, 1993. - 346 p.

160. Banes S. Terpsichore in Sneakers: Post-Modern dance / S. Banes. Boston : Houghton Mifflin Company Boston, 1978. - 292 p.

161. Banes S. Democracy's body. Judson Dance Theater, 1962 1964 : studies in the Fine Arts: The Avant-Gard, No. 43 / S. Banes.- N.-Y. : UMI Research Press an imprint of New York University, 1980.-27Op.

162. Bentivoglio L. Dance of the Present Art of the Future // Ballet International. Handbook, 1986.

163. Brannigan, E. Yvonne Rainer Internet. / E. Brannigan // Senses of Cinema online journal. Issue № 27. - http://www.sensesofcinema.com/20Q3/great-directors/rainer/ (Date : 24.02. 2011).

164. Horst L. Modern dance forms / Lois Horst, Carroll Russel. University of California : Dance Horizont, 1977. - 149 p.

165. Kaye N. Modern Dance and the Modernist Work / Nick Kaye // Postmodernism and performance. N.-Y. : St.Martin's Press, 1994 - P. 71 -90.

166. Kaye, N. The Collapse of Hierarchies and Postmodern Dance / Nick Kaye // Postmodernism and performance. N.-Y. : St.Martin's Press, 1994 - P. 90 -118.

167. Olbright A. C. Choreographing difference: the body and Identy in Contemporary Dance / A. C. Olbright. USA, Middletown: Wesleyan University Press, 1997. 216 p.

168. Performing the body. Performing the text / Edited by Jones, A. and Stephenson, A. London. : Routledge 11 New Fetter Lane, 1999. - 306 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.