Современный университет как социальный феномен: концептуальный подход тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Сафронова, Виктория Викторовна

  • Сафронова, Виктория Викторовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Кемерово
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 126
Сафронова, Виктория Викторовна. Современный университет как социальный феномен: концептуальный подход: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Кемерово. 2006. 126 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Сафронова, Виктория Викторовна

Введение.

Глава I. Университетская деятельность как социообразовательный феномен

1.1 Эволюция идеи университета.

1.2 Социальные предпосылки эволюции современного университета как феномена.

Глава II. Социообразовательная специфика современного университета

2.1 Стратеги современного университета как социального феномена.

2.2 Специфика, задачи и функции современного университета.

Глава III. Основные тенденции развития современного университета

3.1 Эволюция технического и классического университета.

Элитарность как тенденция современного университета.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современный университет как социальный феномен: концептуальный подход»

Актуальность темы исследования.

Любая из сфер бытия человека подвержена сегодня существенным трансформациям. Кардинальные изменения претерпевает и сфера мышления, радикально меняются основания и тип научных культур. В этой, по сути своей драматичной, ситуации возникает новый тип исторической эпохи, и университетское образование должно отразить этот дух времени. Несомненно, прогресс и социальные изменения создали потребность в качественно новом образовании, но отвечает ли университет этим современным требованиям?

В условиях кардинальных социальных преобразований и общего усложнения общественной жизни, образование все в большей степени доказывает свою особую роль, и человечеством это осознано в полной мере; осознан и кризис, в котором оказалась сегодня сфера образования, в том числе и сфера университетского образования. Эту сложную ситуацию невозможно изменить лишь посредством обращения к новациям, находящимся за пределами мировоззренческой концептуальности. Необходимо формирование новой целостности, новой системности применительно к предлагаемым сегодня моделям образования, в том числе и моделям университета. Мы исходим из того, что образованность - это не только общая культура в сочетании с профессионализмом, - это духовная ценность, фундирующая все виды социальных практик. Попытки охарактеризовать параметры образованности, с неизбежностью должны быть ориентированы на методологическую целостность подходов.

Образование, получаемое в университете, должно помочь человеку не только стать специалистом, готовым к профессиональной деятельности в быстро меняющемся мире, но и помочь реализовать потенциальные возможности, научить социальной ответственности. На приоритетные позиции в системе университетского образования сегодня выдвинут процесс формирования личности, что неизбежно сопряжено с такими проблемами, как гармонизация мира человека, мира и человека, понимание человеческого статуса в Универсуме, взаимосвязи биосферы и Вселенной, необходимости научения жизни в условиях информационной среды. Естественно полагать, что система университетского образования потенциально может быть рассмотрена в качестве того, посредством чего возможно ответить на эти вопросы.

На рубеже тысячелетий осознана несомненная роль институтов образования как необходимых условий преодоления кризиса техногенной цивилизации и гуманизации социального прогресса, что сосуществует, однако, с ситуацией, обозначенной ЮНЕСКО как институциональный кризис образования. Обществу предстоит преодолеть кризис классической образовательной модели. Уже сформулирован ряд принципов, которые могли бы способствовать этому: демократизации, открытости, гибкости, непрерывности, интернационализации, диверсификации, плюрализации (рост полисубъективности учреждений образования), индивидуализации, и гуманитаризации.

Сегодня вопрос о статусе университетского образования и его потенциальных возможностях актуален как никогда. Важно сформировать университетские практики, адекватные потребностям нового века, «новый тип образованности», характеризующейся в числе прочего, формированием фундаментальности и гуманизации, личностной направленности образования.

И определяя доминирующую цель образования как «воспроизводство родовой субстанции человека», утверждая, что целью университетского образования является создание нового типа социокультурной реальности и жизнедеятельности, направленной на саморазвитие и самосовершенствование личности будущего специалиста, мы должны сказать: ко}щептуальная модель современного университета как социообразовательного феномена не сформирована.

Осознание данной гносеологической ситуации ставит исследователя перед необходимостью изучения тенденций развития современного университета, его природы и потенциала, его целостного анализа как социообразовательного феномена.

Проблема исследования. Эмпирическая фиксация невозможности исполнения современным университетом присущих ему мировоззренческих функций требует перевода задачи осмысления специфики университетских практик в ранг проблемы. Проблема настоящего исследования заключается в наличии противоречия между двумя подходами к пониманию Университета и, следовательно, между двумя концепциями обоснования его природы и миссии - дисперсной и холистической.

Согласно первому варианту конструирования и интерпретации университетской деятельности, университет есть определенного рода профессионально-образовательный институт, не редуцируемый к какому-либо конкретному мировоззренческому основанию. Это -коммуникационные информационные сети, включенность в которые позволяет получать знания, «очищенные» от каких-либо философских, моральных и идеологических нагрузок.

Второй вариант (холистический) рассматривает университет как институциональную форму социализации граждан, в рамках которой, помимо приобщения к определенного рода знанию, формируются такие концепты мышления («Я-Другой», «Я-Другой-Мир» и им подобные), которые позволяют конструировать мировоззренческие принципы, ориентированные на общечеловеческие смыслы и образы бытия. В данном случае, университет предстает как домен культуры.

С нашей точки зрения, именно второй вариант релевантен запросам современного цивилизованного общества.

Конкретизация данной проблемы приобретает следующие направления: чем обусловлено различие двух подходов? В чем причина плодотворности холистического подхода? Какова аргументация в пользу плодотворности холистического подхода к формированию университетских практик?

Концептуализация университетской деятельности интересна прежде всего как теоретический схематизм, который дает методы и средства осмысления и преодоления кризисных ситуаций, связанных с функционированием современного университета. Речь идет не столько о кризисе, сколько о потребности осмыслить футуристические горизонты университета, выявить условия появления новых университетских образовательных парадигм и их содержание.

Таким образом, познавательная ситуация сформировала гносеологическую стратегию исследования: осуществить анализ базисных тенденций развития современного университета как социообразователыюго феномена.

Степень теоретической разработанности проблемы.

Отправным пунктом в проведении данного исследования послужили, прежде всего, результаты теоретических изысканий классиков, разрабатывавших теорию элиты (В. Парето, Г.Моска, Дж. Бернхэма, С Келлера, Т. Дайя, X. Цайглера, К. Манхейма) и идею университетского элитного образования (Дж. Ньюмена, В. Губальта, X. Ортеги-и-Гассета, К.Ясперса, Э. Дюркгейма, М.Вебера, К. Керра, А. Уайхеда, В Тейлора), а также труды авторов, работающих над решением актуальных современных проблем высшего образования - разработке проблем, связанных со статусом современного университета, доминирующих характеристик и тенденций развития университетской образовательной среды, разработке проблемы реализации культурной миссии университета как центра эталонного знания, проблемы реализации в образовательной практике университета антропного принципа, синтезирующего гуманитарную и естественнонаучную составляющую. Речь идет о работах Басовской Н.И., Вашко Т., Вейланда И., Вербицкой Л., Голубевой О.Н., Долженко О., Еркович С., Захарова И.В., Ляхович Е.С., Игамбердиева А., Карпова Н.В., Короткова Э.М., Кинелева В. Г., Козловой О.Н., Ладыжец Н.С., Леднева B.C., Майер Э., Белогурова А., Петровой Г.И., Розова Н.С., Савицкого И.С., Татура Ю.Г., Шукшунова В.В., Взятышева В.Г., Романова Л.Н. В трудах вышеперечисленных авторов ведется поиск образовательных параметров, определяющих специфичность образовательного пространства современного университета, поиск форм университетского образования, адекватных сложившейся ситуации. Уже сегодня можно говорить о направлении научных исследований, в предметном поле которого формируются принципы, важные для формирования модели современного университета. Это работы А. Амарала, В.И. Аршинова, А. Барбляна, А. Барцеля, Г.П. Бахтина, В.П. Беспалько, В. Буглаева, В. Легерева, Т.Вашко, А.И. Гагалана, А.Д. Гладунко, О.Н. Голубевой, К.К. Гомоюнова, О.В. Долженко, С. Ерковича, А. Игамбердиева, Г.Л. Ильина, Н.В. Карлова, В.Г. Кинелева, Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмова, B.C. Кузнецова, В.А. Кузнецовой, Н.С. Ладыжца. Автором использованы и работы общего философско-методологического плана, в которых осуществлен анализ философских вопросов университетского образования. Это работы Ляхович Е.С, Н.С. Ладыжца, Кинелева В.Г., А. Алексанрова, А. Амарала, Барбляна А., Д. Бока, И. Вейланда, Ю.А. Гонтарева, Р Диез-Хохляйтнера, И.В. Захарова, и др. Важнейшей проблемой всех, кто занят теорией и практикой университетского образования, является исследование единых принципов качественного преобразования университетского образования, поиск принципов и стратегий этих преобразований на основе созданных стратегических ориентиров новых образовательных технологий, анализ специфики и путей реализации этих технологий. Речь идет о поисках путей формирования концептуальных принципов целостной модели современного университетского образования, специфичность которой заключена в практической ориентированности. Исследователи ориентированы на проектные варианты решения вышеназванных проблем, что позволит сформировать новые стратегические ориентиры системы университетского образования.

Объектом исследования являются социальные институты и нормы воспроизводства знания.

Предметом исследования являются сущностные характеристики и тенденции развития университета как социального института воспроизводства знаний.

Целью диссертационной работы является анализ современного университета как социального феномена, связанного с воспроизводством знания и личности, исследование его концептуальной природы; механизма и гносеологического потенциала тенденций развития университетского образования; и формирование на этой основе философско-методологического подхода к построению модели новой образовательной парадигмы современного университета.

Целевая установка исследования обусловила постановку ряда задач, в числе которых:

1. исследование эволюции идеи университета;

2. изучение университета как социального феномена воспроизводства знаний и личности;

3. анализ влияния социального контекста на стратегические составляющие университета: воспроизводства знания и воспроизводства личности;

4. выявление специфики антропоцентристской ориентации современного университетского образования, как момента становления нового гуманизма (глобальная этика и глобальная ответственность), нового университета (университет как домен культуры) и нового сознания (ноосферного);

5. исследование эволюции технического и классического университета как социообразовательного феномена в контексте императивов эпохи;

6. исследование основных тенденций развития современного университета как социообразовательного феномена.

Теоретике - методологические основания исследования обусловлены спецификой объекта исследования и решаемых исследовательских задач. В осуществленном исследовании автор ориентировался на гносеологический потенциал системного подхода; именно этот подход позволил выработать эффективную стратегию изучения феномена университета как системы, стратегию, позволившую раскрыть целостность изучаемого объекта - университета как способа воспроизводства знания и как социального явления - и обеспечивающую эту целостность механизмов. Методология системного анализа, позволяет рассмотреть университетское образование, как множество, в пределах которого взаимосвязь обуславливает целостные свойства этого множества. Предполагается, что тенденции развития университетского образования определяются особыми системообразующими, интегративными связями университетского образования как объекта. Исходными методологическими установками в исследовании явились культурно-антропологический подход и метод сравнительного анализа. Теоретико -методологические основания исследования определены спецификой объекта исследования и спецификой решаемых исследовательских задач, -в этом плане в исследовании применены исторический метод и метод структурно-генетического анализа.

Научная новизна и основные результаты исследования.

1. Предложена и аргументирована системно-концептуальная модель современного университета как социообразовательного феномена, определены ее сущностные параметрические характеристики: фундаментализация знания, гуманитаризация познания и экологизация мышления. Модель интерпретирует университет как единое когнитовное пространство, формирующее знания, навыки мышления и реализующее проект экологического императива.

2. Обоснована стратегия фундаментализации университетского образования, которой отведена роль приоритетного вектора. Автором доказано, что реализация принципа фундаментализации органически связана с формированием инновационной (прогнозно-проектной) культуры, в пространстве которой только и возможно становление нового типа университета (университет как домен культуры), нового типа образования {холистического) и нового типа сознания (,ноосферного).

3. Показано, что лежащий в основе университетского образования принцип гуманизма есть рефлексировный антропоцентризм, объектом которого является самоценность человека как первичная и высшая цель; исходя из этого, автор утверждает: университетское образование в первую очередь должно быть ориентировано на когнитивные потребности личности. Одновременно университет должен ориентироваться на осуществление через учебный процесс аксиологической интерпретации взаимосвязи природы, человека и общества; последнее имеет статус необходимого условия реализации культурно-гуманистической функции университетского образования.

4. Установлено, что фундаментализация, гуманизация и экологизация университетского образования являются стратегическими ориентирами, формирующими нормы нового гуманизма: глобальную этику и глобальную ответственность.

5. Определена и аргументирована система концептуальных оснований образовательной парадигмы университета в формировании модели элитного образования. Показано, что приоритетными среди них являются ориентации на инновации и культивирование инновационных способностей личности.

Положения выносимые на защиту

1. Предназначение (миссия) современного университета заключается в формировании норм нового гуманизма: глобальной этики и глобальной ответственности личности, что неизбежно связано с формированием нового типа образования (холистического) и нового типа сознания (ноосферного).

2. Атрибутивными концептуальными характеристиками деятельности современного университета являются: гуманитаризация познания, фундаментализация знания и экологизация мышления. В большей мере эти характеристики представляют собой идеальные горизонты, т.е. то, к чему должен стремиться университет, нежели то, что можно эксплицировать в сфере непосредственного бытия.

3. Университетские формы воспроизводства знания и личности обусловлены системой образовательных потребностей, которые находятся в ряду фундаментальных общественных потребностей, поскольку непосредственно связаны с воспроизводством социального бытия.

4. Приоритетной образовательной моделью университета является проектно-ориентированная, в горизонтах которой формируется новый тип образовательной парадигмы - инновационная.

Теоретическая и значимость исследования.

Выводы диссертационного исследования позволяют концептуально оформить и прояснить университетскую деятельность в ее исторических горизонтах и в условиях современной социальной реальности, а также определяют возможные перспективы развития университетских практик. Диссертационное исследование является вкладом в осмысление проблем институциональных способов воспроизводства знания и личности. Кроме того, результаты данного диссертационного исследования могут рассматриваться как теоретическая платформа для рефлексивной критики в области организационных и содержательных форм деятельности различных институтов воспроизводства знания.

Практическая значимость исследования

Положения и выводы диссертации могут быть использованы как в подготовке и чтении учебных курсов, посвященных современной постановке проблемы коммуникационной и социообразовательной деятельности, так и в разработке практических мероприятий (семинаров, тренингов, диспутов).

Также, результаты, полученные в работе, могут быть использованы при подготовке и чтении спецкурсов по институциональным проблемам воспроизводства знания и личности; в преподавании культурологии, социологии, социальной философии, а также при разработке методических пособий по совершенствованию технологии университетской деятельности и структуры.

Апробация работы.

Основные положения, аналитические разработки диссертационного исследования отражены в опубликованных научных работах и выступлениях на Всероссийской научно-практической конференции «Социальные процессы и социальные отношения в современной России»

Сургут, 2004); 2-ой Всероссийской научно-практической конференции «Развитие региональных систем экологического образования в России» (Пермь, 2004) ; Региональной научной конференции "Образ гуманитарных и социальных исследований в XXI веке» (Новосибирск, 2004); Региональных научных чтениях "Социальная модернизация. Сущность и содержание» (Сургут, 2005); 9-ой ежегодн. научно-методич. межвузовской конференции «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе» (С.-Петербург, 2005). Материалы диссертации обсуждались на курсах повышения квалификации социальных работников Окружного центра социального образования ХМАО.

Диссертация в полном объеме обсуждалась на кафедре философии Кузбасского государственного технического университета (г. Кемерово).

Структура диссертации определяется целью работы, последовательностью решения задач и состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка используемой литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Сафронова, Виктория Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Институт университетского образования на рубеже XX-XXI века находится в череде социальных реформ, а образовательная практика требует переосмысления уже сложившихся ориентиров в ракурсе нового мышления, соответствующего тенденциям развития постклассической науки, аксиологическим параметрам современного жизненного пространства, существующей картине мира. Задолго до рубежа второго и третьего тысячелетия В. И. Вернадский, Тейяр де Шарден предугадали приход новой философии образования, связанной, в частности, с радикальными преобразованиями в существующих научных картинах мира.

Трансформация образовательных систем вызвана рядом важнейших обстоятельств, среди которых - ставшая очевидной исчерпанность традиционного способа бытия человека в культуре, равно как и исчерпанность существующего ранее способа мышления. Как писал Л.С. Выготский, наиболее важное открытие философской антропологии состоит в том, что сущностью человека является его способность строить самого себя, а значит постоянно изменять ответа на вопрос о его собственной сущности.

Формирование новых, соответствующих времени рубежа тысячелетий, характеристик образовательной парадигмы вызвано и новым взглядом на человека, - и здесь богатейший комплекс идей предлагают персонализм, экзистенциализм, гуманистическая психология [Выготский, Маслоу]. Эта ситуация верно схвачена в тезисе Ж.-П. Сартра: человек не предзадан себе как данность, а дан себе в долженствовании. Человек не является тем, чем он должен быть. Он должен созидать свое бытие. Сущностью человека становится его самостановление, отрицание себя как чего-то утвердившегося и ставшего, стремление к уникальности и самобытности. Экзистенциальный или феноменологический подход к человеку заключается в том, чтобы рассматривать и понимать человека «каков он есть», онтологизировать сам феномен человека. Действительно, невозможно сегодня оставаться на ступени образовательной парадигмы, направленной на интенции разума, и уделяющей несравненно меньшее внимание ценностям человеческого бытия. Необходима выработка новых антропологических оснований образовательной парадигмы. Поскольку личность уникальна, постольку самообразование должно быть ориентировано не столько на задачу преобразования универсума, сколько на самосовершенствование человека, его самореализацию, самоактуализацию.

Выполненная работа - попытка раскрыть специфику и сущностные характеристики современного университетского образования как социообразовательного феномена, проанализировать принципы формирования образовательной системы современного университета; попытка раскрыть механизм работы принципа гуманизации в его связи с такой сущностной характеристикой университетского образования, как его фундаментализация. Исследование выполнено в пределах границ философии образования - области знания, обретающей статус дисциплинарного гражданства, в пределах этой сферы, как мы полагали, и стало возможно сформировать парадигму человеческих идеалов образованности, ценностей и идеалов университетского образования, раскрыть культурно-историческую ценность университетского образования. Мы исходим из того, что существуют различия между философскими проблемами образования. В ситуации с философией образования, важно, чтобы философская рефлексия осуществлялась в единстве содержательного и ценностного в образовании, в соответствии с процессами, протекающими в культуре, в единстве духовного и функционального на уровне отдельного индивидуума. Так, в рамках философии образования может вестись речь о формах и методах обучения в соответствии с целевыми установками образовательной практики, о кризисе образования и его основаниях. И задача этой новой предметной сферы в том, чтобы осуществить философскую рефлексию тех областей культуры, в рамках которых может быть проведена интерпретация этих областей в категориях образования человека. Философия образования выступает как философия жизни человека, приобщающегося к культуре, обретающего возможности для реализации своих сущностных сил. Философия образования концентрируется на проблеме существования и воспроизводства человека в духовном и образовательном пространстве, на предназначении, целях, смысле образования.

Предметно обособившись, философия образования обрела сегодня свое проблемное поле, ориентированное на такие вопросы, как связь образования и общества, образования и личности, изучение целей и методов образования, изучение содержания образования и его ценностей. В пределах этого предметного поля система университетского образования рассматривается как система социальная, сам университет интерпретирован как социообразовательный феномен, в контурах которого возможен анализ развития образования как института воспроизводства и развития культуры.

Именно сегодня философия образования призвана обеспечить ориентацию на новые образовательные ценности, новые этические принципы. Реформа высшей университетской школы предполагает социальное экспериментирование, участие разных субъектов культуры, сложную социальную технологию. И переоценить роль и значение философии образования в разработке этой социальной технологии чрезвычайно трудно.

В ситуации перехода от модели «поддерживающего обучения» к модели «инновационного обучения», интенсивно проявляет себя процесс диверсификации образования, начата реализация принципов структуры высшего образования, реализуются принципы гуманизации и фундаментализации образовательной парадигмы современного университета, расширяется университетский сектор высшей школы. Очевидно, насколько важна в этих условиях разработка философско-методологических аспектов университетского образования, что является условием и предпосылкой становления философии образования. Развитие философии образования, на наш взгляд, даст возможность определить содержание и стратегию образовательных реформ, раскрыть социальную роль образования в системе социальных отношений, сформировать стратегические цели общего развития личности.

Возрастание сложности университетского образования в условиях его функциональной перестройки, превращение его в сложноорганизованный объект ставит проблему многоаспектного анализа образовательного процесса. Эта многоаспектность исследования проявила себя через расширение исследования до связей образования и других социальных институтов, что позволило найти объяснение некоторым тенденциям в эволюции университетского образования. Это свидетельствует о начале применения системного подхода, принципа системности к исследованию проблем социального функционирования университетского образования. Предметом анализа сделались те социальные связи, которые сформировали социальный институт университетского образования; само же применение системной методологии позволило осуществить анализ феномена университетского образования как целостности. Это та ступень в познании университетского образования как социообразовательного феномена, пришедшая на смену параметрическому и морфологическому описанию университетского образования. Параметрическому описанию феномена образования соответствует банк эмпирических наблюдений, касающихся отдельных, конкретизированных свойств и отношений образования как социального объекта; морфологическое описание университетского образования характеризуется сложностью, поскольку предполагает исследование взаимосвязи свойств, признаков и отношений - это субстратное, поэлементное описание. На этом уровне невозможно изучить функциональные зависимости в рамках университетского образования как социальнообразовательного феномена; последнее и определило необходимость структурно-функционального описания как одного из этапов системного анализа, в рамках которого функции элементов университетского образования как социообразовательного феномена являются производными от социального института образования как целостности.

Сфера университетского образования являет собой чрезвычайно сложную систему, одним из направлений деятельности которой выступает обеспечение непрерывности духовной связи, отношения преемственности между прошлым и будущим. Контуры концепции образования сформированы в Законе Российской Федерации - «Об образовании». Однако процесс реформирования образовательной сферы сопряжен с рядом трудностей, среди них - необходимость регуляции взаимодействия традиционных и принципиально новых образовательных структур, преодоления консерватизма, столь характерного для сферы университетского образования, превращения высшего образования в фактор, несущий обществу дестабилизацию и напряженность. Не отработан и механизм использования образования в качестве средства социальной консолидации. Возникший интерес общества к проблемам высшего образования имеет прочное основание: это интерес общества к будущему.

Система современного университетского образования оказалась перед необходимостью нового самоопределения. Как сделать его оптимально эффективным? Как сформировать тот образовательный механизм, реализуя который можно было бы превратить образовательное пространство современного университета в сферу воспроизводства человека?

Вопрос этот и явился той доминантой и тем основанием, на котором возникла тема исследования.

В диссертационном исследовании рассмотрен образовательный феномен университета. Автор исходит из необходимости анализа проблем, которые, взятые в целостности и совокупности, работали бы на построение (в перспективе) концептуальной модели университета как социообразовательного феномена. Исследование ориентировано на системообразующие характеристики университета как феномена. На основании анализа базовых системообразующих характеристик современного университета как социообразовательного феномена в исследовании раскрыта специфика концептуальной модели, лежащей в основе университетской образовательной системы, проанализировано существо исходных принципов университетского образования, взятых в единстве и взаимообусловленности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Сафронова, Виктория Викторовна, 2006 год

1. Агапова О., Кривошеев А., Ушаков А. Проектно-созидательная модель обучения // Alma mater. - № 1,- 1994.

2. Александров А.О сущности университета // Alma mater. № 5. - 1990.

3. Альтбах Ф.Дж. Модели развития высшего образования в преддверии 2000 г. // Перспективы: Вопросы образования. № 3. - 1995.

4. Амарал А. Университет и технологический трансфер // Alma mater. № 3.- 1994.

5. Аршинов В.И. Синергетическое познание в контексте проблемы единства двух культур // Высшее образование в России. № 4. - 1994.

6. Барблян А. Европа и университеты // Alma mater. № 1. - 19994.

7. Барблян А. Иерархия знания // Alma mater. № 1. - 1994.

8. Батюкова З.И. Интеграция России в мировое образовательное пространство // Педагогика. № 3. - 1996.

9. Белогудов А., Елканова Т. Общегуманный базис современной системы образования (попытка концептуально-теоретической модели) // Высшее образование в России. № 4. - 1995.

10. Ю.Беспалько В.П. Проблемы образовательных стандартов в США и России // Педагогика. № 1. - 1995.

11. П.Бим-Бам Б.М. Образование в контексте социализации // Педагогика. -№ 1.- 1996.

12. Буданов В.Г. Концепция естественно научного образования гуманитариев: эволюционно-синергетический подход // Высшее образование в России. № 4. - 1994.

13. Вашко Т. Междисциплинарность и системный подход: дополнение или противоречие // Alma mater. № 5. - 1991.

14. М.Вейланд И. Университетское образование после 1992 г. // Alma mater. -№2.- 1990.

15. Вейланд И. Университеты и новый облик Европы // Alma mater. № 4. -1991.

16. Водопьянова Е.В. Перспективы образования будущего // Образование в Сибири. № 1 1994.

17. Высшее образование в Европе. ЮНЕСКО, Европейский центр по высшему образованию, 1993.

18. Галан А.И. Подготовка и использование инженерно-технических кадров в США. -М.: НИИПВШ, 1985.

19. Гегель Л.А., Москвичесва JI.H. Стереотипы соснания студенческой молодежи. М.: НИИВО, 1994.

20. Геллерт К. Высшее образование: проблемы исследований // высшее образование в Европе. № 3 - 1991.

21. Гершунский Б.С., Березовский В.М. Методологические проблемы стандартизации в образовании // Педагогика. № 1. - 1993.

22. Гладун А.Д. Роль фундаментального естественнонаучного образования в становлении // Высшее образование в России. № 4. - 1994.

23. Голубева О.Н. Концепция фундаментального естественнонаучного курса в новой парадигме образования // Высшее образование в России. № 4.- 1994.

24. Гомоюнов К.К. О фундаментализации технического образования // Alma mater. № 4. - 1989.

25. Гонтарев Ю.А. технические университеты США. М.: Высшая школа, 1981.

26. Гусев М.В. Парадигма биоцентризма и фундаментальное образование // Высшее образование в России. № 4. - 1994.

27. Дмитриенко В.А., Люрья Н.А. Образование как социальный институт. Тенденции и перспективы развития: Монография. Красноярск, 1989.

28. Диез-Хохляйтер Р. Университеты в контексте глобальных проблем современности // Alma mater. №№ 5,6. - 1994.

29. Дмитриенко В.А., Люрья Н.А. Образование как социальный институт. Тенденции и перспективы развития. Красноярск, 1989.

30. Днепров Э.А. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России // Педагогика. №5. - 1996.

31. Долженко О.В., Розин В.М. Судьбы образования и человека в истории и на пороге XXI века // Современная высшая школа. № 3. - Варшава, 1989.

32. Долженко О.В. Несколько замечаний об инженерном образовании // Alma mater. №№ 5,6. - 1994.

33. Долженко О.В. Бесполезные мысли или ещё раз об образовании // Alma mater. -№ 8.-1991.

34. Долженко О.В. Образование в России: сегодня, вчера и завтра // Alma mater. №№4,6. - 1992.

35. Долженко О.В. Очерки по философии образования. М.: ПромМедиа, 1995.

36. Долженко О.В., Шатуновский В.Л. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе. -М.: 1991.

37. Еркович С. Массачусетский технологический институт // Вестник высшей школы. № 6. - 1991.

38. Ефименко В.Ф., Резник А.Д., Резник Н.И. Межпредметные связи: методологические функции // Вестник высшей школы. № 9. - 19987.

39. Захаров И.В., Ляхович Е.С. Джон Ньюмен и его модель идеального университета // Alma mater. № 1. - 1993.

40. Захаров И.В., Ляхович Е.С. Культурная миссия университета или социальная педагогика как политическая программа // Alma mater. № 10. -1991.

41. Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре.- М.: Фонд «Новое Тысячелетие», 1994.

42. Захаров О.В., Перрио Ж. Ретроспективный анализ инноваций // Реферативный журнал. Общественные науки за рубежом. Серия 8,1. -1987.

43. Иванов Е.И., Орехов Б.И., Ольховский А.Ф. Технология «Ритм» в многоуровневой системе высшего образования // Высшее образование в России. -№ 4.- 1993.

44. Игамбердиев А. Антропный принцип: единство гуманитарного и естественнонаучного // Alma mater. № 8. - 1991.

45. Ильин Г.Л. Исторические предпосылки и теоретические основы проективного образования // Рабочие материала диссертации на соискание степени доктора педагогических наук. 1993.

46. Ильин Г.Л. Образование и культура: поиски взаимного соответствия (текст лекций). -М.: ИЦ, 1992.

47. Инженерное образование и гуманитаризация (по материалам круглого стола) // Вестник высшей школы. № 9. - 1987.

48. Каган М. Что должно быть в основе? // Alma mater. № 10. - 1991.

49. Карлов Н.В. О фундаментальном и прикладном в науке и образовании, или «Не возводи свой дом на песке» // Вопросы философии. № 11.- 1995.

50. Карлов Н.В. Синтез гуманитарного и естественнонаучного. В сб.: Гуманитарная подготовка студентов негуманитарных вузов и специалистов гуманитарного профиля. М., 1992.

51. Кихльман Т. Общечеловеческая ответственность инженера // Alma mater. № 7.-1991.

52. Кларин М.В. Личностная ориентация в личностном образовании // Педагогика. № 2. - 1996.

53. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Сенергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования // Высшее образование в России-№4.- 1994.

54. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994.

55. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с Пригожиным // Вопросы философии. № 12. - 1992.

56. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии. № 2. - 1994.

57. Козлова О.Н. О концепции развития образования в России // Alma mater. -№ 5.-1991.

58. Концептуальные вопросы развития высшего образования: Сб. научных трудов. -М., 1991.

59. Крылова Н.Б., Мигалин Л.Н., Суркова Л.Б. и др. Пути совершенствования гуманитарной подготовки специалистов в высшей школе. -М., 1987.

60. Крылова Н.Б. Формирование культуры бывшего специалиста. М., 1990.

61. Кузнецов B.C., Кузнецова В.А. О соотношении фундаментальной и профессиональной составляющих в университетском образовании // Высшее образование в России. № 4. - 1994.

62. Кузнецова В.А. Бакалавриат и формирование творческой личности // Высшее образование в России. № 4. - 1994.

63. Куцев Г. Гуманитаризация образования и перестройка преподавания социально-политических наук // Alma mater. № 1.-1991.

64. Ладенко И.С., Волкова Г.П. Методологические проблемы исследования и культивирования рефлексии // Программа учебного курса. -Новосибирск, 1994.

65. Ладыжец Н.С. Университеты Европы // Alma mater. № 9. - 1991.

66. Ладыжец Н.С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации. Ижевск, 1992.

67. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М.: Высшая школа, 1991.

68. Логачев В., Гаранина О. Гуманитарная подготовка инженеров // Высшее образование в России. № 4. - 1996.

69. Люрья Н.А. Исторические формы развития образования как социального института // Образование и культура. История и современность. Томск, 1989.

70. Люрья Н.А. Ценностно-деятельностная природа образованности и культурно-исторические условия изменения её типа // Социальные проблемы в образовании. М., 1992.

71. Ляхович Е.С. Гуманизация высшего образования: социально-философский аспект проблемы // Современная высшая школа. № 3. -1991.

72. Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. М., 1994.

73. Майер Э. Гуманитарные и социальные науки в инженерном образовании // Alma mater. № 12. - 1990.

74. Малахов В., Полин Е. Каким быть перечню специальностей? // Alma mater. -№ 7.- 1998.

75. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 13.

76. Мелик-Гейказян И.В. Теория самореализации основа современного экологического образования // Образование в Сибири. - № 1 - 1994.

77. Меркурьев С.П. Концепция естественнонаучного образования: цели и структура // Высшее образование в России. № 1. - 1993.

78. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности // Сборник научных статей М., 1982.

79. Мишед J1. Идея университета // Alma mater. № 9. - 1991.

80. Моисеев Н.И. Цивилизация XXI века роль университетов // Alma mater. - № 5.- 1994.

81. Несколько мнений и гуманизации (по материалам дискуссии) // Alma mater. -№ 12.- 1990.

82. Николаенко Н., Синченко Г., Шкарупа В. От техницизма к экоразуму //Alma mater. -№ 1.-1991.

83. Образование и наука на пороге третьего тысячелетия. Новосибирск, 1995.

84. Образование: проблемы реформирования // Парламентские слушания // Alma mater. № 1. - 1998.

85. Паульсен Ф. Германские университеты. Санкт -Петербург, 1904.

86. Паульсен Ф. Исторический очерк развития образования в Германии. -М., 1908.

87. Перес Вера Э. Реформа испанского университета // Высшее образование в Европе. № 3. - 1987.

88. Петрова Г.И. Антропологические предпосылки образовательной деятельности // Образование в Сибири, 1995.

89. Петрова Г.И. Человек и его отношение к миру стрежневая проблема философии // Философия как учение о человеке. -Томск, 1995.

90. Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии. № 8. -1989.

91. Прохоров А.В., Разголов К.Э., Рузин В.Д. Культура будущего иысячелетия // Вопросы философии. № 6. - 1089.

92. Ретрелла Р. Университет как место производства знаний // Alma mater. -№3.- 1994.

93. Роджерс К Творчество как усиление себя // Вопросы психологии № 1.- 1990.

94. Розин В.М. Кризис культуры и образования, и цели перестройки высшей школы // Современная высшая школа. № 1. - 1989.

95. Розин В.М. Философия образования: предмет, концепция, основные темы и направления изучения // Философия образования для 21-го века. -М., 1992.

96. Розов Н. Ценности и образование // Alma mater. № 9. - 1991.

97. Розов Н. Философия образования в России: опасности становления и перспективы развития // Alma mater. № 1. - 1993.

98. Руберти А. Фундаментальная роль университетов в развитии европейского общества // Alma mater. № 3. - 1994.

99. Руссо Жан Жак. Трактаты. М., 1969.

100. Савицкий и. Философия образования для XXI в.: кризис образования- необходимость принципиально новых воззрений // Современная высшая школа. -№ 1.- 1990.

101. Савицкий И. Философия образования для XXI в.: анализ философских педагогических концепций // Современная высшая школа. -№2.- 1990.

102. Савицкий И. О философии глобального образования // Философия образования для XXI в. М., 1992.

103. Садовничий В.А. Роль университетов в формировании естественнонаучного образования // Высшее образование в России. № 1.- 1993.

104. Садовничий B.A., Белокуров В.В., Сущно В.Г., Шикин Е.В. Университетское образование. Приглашение к размышлению. М.: Изд-во МУ, 1995.

105. Сазонов В.П. Воспитание на основе потребностей человека // Педагогика. № 2. - 1993.

106. Самигулина К.К. Система образования в Японии. М.: НИИВШ, 1981.

107. Сачков Ю.В. Полифункциональность науки // Вопросы философии. -№ 11.- 1995.

108. Сергиевский В., Полищук О. Размышления о фундаментальном блоке образования // Alma mater. № 4. - 1996.

109. Сидоренко В.Ф. Образование: образ культуры // Социально-философские проблемы образования: Сб. -М.,1992.

110. Система негосударственного образования в России // Российское образование. № 3-5. - 1996.

111. Система высшего образования стран Запада: Справочник. Ч. I и Ч. II. -М.: Изд.-во УДН, 1991.

112. Соломинцев Ю.М. Отойти от узких инженерных разработок // Alma mater. -№ 5.- 1987.

113. Сперанский Н. Кризис русской школы. -М., 1914.

114. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1997.

115. Степин B.C. Естественнонаучное образование в гуманитарных вузах // Высшее образование в России. № 1. - 1993.

116. Стоценко Н.М. Фундаментализация образования // Alma mater. № 3. - 1993.

117. Стройк Дж. Становление науки США. М., 1981.

118. Субетто А.И. К основаниям становления неклассической философии образования // Alma mater. № 11. - 1997.

119. Суханов А.Д. Целостность естественнонаучного образования // Высшее образование в России. № 4. -1994.

120. Суханов А.Д. Концепция фундаментального образования и её отражение в ГОСТах // Высшее образование в России. № 3. - 1996.

121. Тартарашвили Т.А. Проблемы университетского образования развитых стран 1980-х г.г. М.,1994.

122. Тартарашвили Т.А. Роль и значение гуманитарного образования в подготовке специалистов инженерно-технологического профиля (Опыт вузов США).-М., 1992.

123. Татур Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке. Часть 1 // Высшее образование в России. № 3. - 1994.

124. Татур Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке. Часть 2 // Высшее образование в России. № 4. - 1994.

125. Татур Ю.Г. Диверсификация высшего образования в России: начало пути // Alma mater. № 4. - 1992.

126. Татур Ю.Г. Прогноз на завтра // Высшее образование в России. № 3,4-1994,1-1995.

127. Толстая М.А. и др. Обеспечивается ли связь фундаментального и профессионального образования? // Alma mater. № 3. - 1992.

128. Тондр Ф. Межрегиональное сотрудничество в Европе как основа межуниверситетского обмена // Высшее образование в Европе. T.XV, № 1.- 1990.

129. Урсул А. Ноосфера основа мировоззрения // Alma mater. - № 4. -1992.

130. Федоров Е.К. Взаимодействие общества и природы. JI., 11982.

131. Философия образования в изменившемся мире для XXI в. М.,1993.

132. Философия образования для XXI в. М., 1992.

133. Философия образования: новые идеи, ценности, цели // Современная высшая школа. № 4. - 1990.

134. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы. Материал «Круглого стола» // Вопросы философии. № 11. - 1995.

135. Фролов Э. Судьба гуманитарных наук // Alma mater. № 5. - 1990.

136. Хаген Г. Синергетика. М„ 1980.

137. Хайнеман С.П. Образование в странах Восточной Европы и средней Азии: политика реформ // Педагогика. № 1. - 1995.

138. Хазова JI.B. Социально-философские основания, опыт и перспективы в современном образовании: гуманистические и гуманитарные аспекты. -Томск, 1997.

139. Хыосен Г. Образование в 200 году. М.,1997.

140. Хьюсен Г. Идея университета: эволюция, функции, проблемы // Перспективы: Вопросы образования. № 3. - 1992.

141. Челышев Е.П. Об усилении связей академической науки с высшей школой // Высшее образование в России. № 4. - 1994.

142. Шадриков В. Структурно-содержательные реформы и качество образования // Высшее образование в России. № 1. - 1996.

143. Шеферд. Г. Соотношение фундаментального и специального образования в университетах будущего // Высшее образование в России. -№4.- 1994.

144. Шишова Л.П. Высшие инженерно-технические учебные заведения Франции. = М.: ВНИИВШ, 1980.

145. Шукшунов В.Ф., Взятышев В.Ф., Савельев А .Я., Романкова Л.И. Инновационное образование (парадигма, принципы реализации, структура научного обеспечения) // Высшее образование в России. -№ 2. 1994.

146. Ягин С. Инновации и задачи подготовки инженера // Alma mater. № 3.- 1993.

147. Ярошевский М.Г. Междисциплинарность как фактор научного творчества // Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества.-М., 1990.

148. Ясперс К. Идея университета в XX в // Alma mater. № 4. - 1993.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.