"Сознательное" и "бессознательное" в философской антропологии: социально-философский аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Куевда, Инна Александровна

  • Куевда, Инна Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2011, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 176
Куевда, Инна Александровна. "Сознательное" и "бессознательное" в философской антропологии: социально-философский аспект: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Краснодар. 2011. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Куевда, Инна Александровна

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. «СОЗНАТЕЛЬНОЕ» И «БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ» В ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.

1.1. Проблема «сознательного» и «бессознательного» в классической философии.

1.2. «Сознательное» и «бессознательное»: неклассический подход.

1.3. Сознательное и бессознательное в свете антропологического поворота в философии.

ГЛАВА 2. СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ: ЛИЧНОСТНЫЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ.

2.1. Сознательное и бессознательное в контексте основной. антропологической проблемы.

2.2. Сознательное и бессознательное: социальный аспект.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Сознательное" и "бессознательное" в философской антропологии: социально-философский аспект»

Актуальность темы диссертационного исследования.

Социально-философское исследование «сознательного» и «бессознательного» имеет солидную историческую традицию, будучи поставленным в качестве специальной, особо заостренной в философско-антропологическом аспекте проблемой 3. Фрейдом, К. Юнгом и Э? Фроммом.

Актуальной задачей социальной философии в изучении предмета противоречивой связи «сознательного» и «бессознательного» на современном этапе является анализ а скрытых, глубинных основ человеческой-деятельности и человеческих взаимоотношений. Обращение к глубинным; слоям человеческого сознания й подсознания« имеет актуальное значение-для познания? антропологической стороны сущности, современного человека, и; современной цивилизации. Особой актуальностью названное направление исследований

- " ' [ обладает в условиях постсоветской российской* науки, обретшей;: возможность свободного развития в данном направлении лишь в последние два десятилетия.

Вместе с тем, необходимо отметить, что вопросы связи сознательных и бессознательных импульсов:в; человеческом; личном и социальном:самоопределении были предметом изучения задолго до того, как названную;проблему специально артикулировал 3. Фрейд, в том числе, и в условиях российской-научной традиции. В частностиj русские мыслители XIX столетия уже обращали внимание на рассматриваемую пробл ему, причем, не только в социальном, ной в антропологическом аспектах. Так, к примеру, народник A.B. Шел-гунов сетовал: «Наша многовековая историческая жизнь была жизнью только факта и бессознательного мышления, двигали нас обстоятельства налево — мы шли налево; двигали направо — шли направо». «Мыслящий; класс — самое слабое место нашей истории.»1. Формулируя? проблему сознательного и бессознательного для русской истории, прежде всего, в социальном аспекте, A.B. Шелгунов концентрировал внимание на необходимости преодоления

1 Шелгунов A.B. Очерки русской жизни. СПб., 1895. С. 589, 472, 896, 966, 969.

3 . бессознательной вольности» народной массы через формирование «мыслящего класса».

Несмотря на безусловность официального утверждения в СССР концепции социальной сущности человека, переводившей вопросы связи «сознательного» и «бессознательного» из аспекта анализа самой человеческой сущности в плоскость взаимоотношений «социальной сущности» и «живой природы» человека, в трудах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др. исследователей также поднимаются и рассматриваются вопросы «бессознательного» в качестве важного основания человеческой деятельности, деятельного лично-госоциального самоопределения.

Мозаичность мировоззренческой системы, утвердившейся в условиях России постсоветского периода, создает сложную ситуацию в системе «мир-человек». Обнаруживают себя, в частности, деконструкция традиционной культуры, потеря исторической памяти, болезненная расщепленность субъект-объектных связей. Среди факторов, называемых в качестве причин происходящего, чаще всего звучат темы современных технологий и потеря идеалов исторического прогресса. Налицо проблемная ситуация, актуализирующая активный научный поиск, в том числе и в^ сфере постановки и разрешения социально-философской проблематики связи «сознательного» и «бессознательного» в основаниях переживаемых современным человечеством процессов.

Стремление преодолеть кризисные явления обостряет потребность человека понять самого себя, понять себя-одновременно «высшим цветом живой природы» и началом чего-то совершенно иного. Как отмечает в данной связи К. Вальверде, «.решительный прогресс философской антропологии в последние годы есть бессознательный ответ на то чувство тоски и одиночества, растерянности и отчаяния, которое гнетет человека в современном мире»2.

Диалектика сознательного и бессознательного пронизывает все сферы человеческого личного и социального самоопределения. Вместе с тем, в условиях кризиса традиционного для социальной философии советского исто

Вальверде К. Философская антропология. М.: Христианская Россия, 2000. С. 53. 4 рического времени подхода, основанного на абсолютизации социальной сущности человека, в современных российских исследованиях данного вопроса достаточно нередко происходит противоположный крен, совершается фактическая подмена собственно социального аспекта в изучении предмета на психологический и психоаналитический. В частности, названная подмена имеет место в отношении изучения специфики такого этносоциального предмета, как «русский народ». Безусловно, пишет в данной связи В.В. Колесов, что такие психоаналитические ярлыки по отношению к русской ментально-сти, как «интровертивность», «параноидальность», «женственность» и пр. являются упрощениями и не выявляют действительную этносоциальную специфику российского народа.3

Изучение проблематики «сознательного» и «бессознательного» в социально-философских исследованиях обычно сочетает в себе моменты открытия нового мировоззренческого знания с обобщением достигнутых наукой и философией результатов. Вместе с тем, бурное развитие специальных исследований названного предмета подчас становится источником относительного отставания1 обобщающих работ. Ситуация эта имеет относительно устойчивый характер, обнаруживая временами обостряющееся* противоречие своих г сторон. Очередную актуализацию данного противоречия, в масштабе российских социально-философских исследований проблемы «сознательного» и «бессознательного», мы фиксируем в условиях начала XXI столетия. Происшедший на рубеже XX - XXI веков мировоззренческий поворот российской социальной философии от адекватной марксизму парадигмы рассмотрения сущности человека, как односторонне социальной, к парадигме социально-антропологического понимания названной сущности пока еще не получил своей необходимо полной реализации в отношении обобщения социально-философского аспекта проблемы «сознательного» и «бессознательного» в отношении именно социо-антропологической сущности человека. И это дополнительно актуализирует тему предпринимаемого в настоящей диссертал

См.: Колесов В.В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб., 2006. С. 14. 5 ционной работе исследования.

Степень разработанности проблемы.

Безусловно, на протяжении столетий проблема «сознательного» и «бессознательного» разрабатывалась и обобщенно излагалась в качественно различных аспектах, причем не только философскому но также в психологическом, биологическом, нейрофизиологическом, психиатрическом, невропатологическом и др. Несмотря на недостаточность числа, работ, обобщающих современный уровень социально-философского познания предмета^ «сознательного» и «бессознательного», тем не менее, в целом, , в истории философии имеется значительное число исследований, авторы которых с различных методологических позиций в различное историческое время? предпринимали опыты названного рода анализа. В частности, названный вопрос, так или иначе, являлся предметом; внимания как классической, так и неклассической философии (Платон, Аристотель, Аквинский, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербаха, К. Маркс, Ф. Энгельс,.В:И. Ленин, Г. Плейснер, А.Шопенгауэр, Ф. Ницше, Ж.П. Сартр, М: Хайдеггер, М. Шел ер,

A. Спиркин, Ml Мамардашвили и др;);.

Особое-внимание проблеме сознательного и: бессознательного уделяли представители фрейдизма и неофрейдизма. (3. Фрейд, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, А. Салливан). Близкое к этому понимание бессознательного обнаруживали также H.A. Бердяев; С.Л. Франк, И.О. Лосский, С.Н; Трубецкой,

B.В. Налимов.

Представители психоанализа — В. Ангст, Mi Басх, Э. Берн, М. Кляйн, Э. Джонс, П. Розенфельдс, Дж. Тен-Броек, X. Кунц, Р; Уэлдер, Л. Стоун, А. Фрейд, В. Гиллесии, Дж. Рохлин, X. Рихтер, 11. Федерн, П. Хайманн К. Хор-ни, Р. Янг и другие, - в своих работах существенно способствовали раскрьь тию сложной природы человеческого конфликта, специфики человеческой сублимации, агрессивности и деструктивности.

Большую роль в исследовании проблематики «сознательного» и «бессознательного» сыграла конструктивная критика психоанализа: со стороны

6 ' ; психоаналитиков и философов (Т. Адорно, А. Грюнбаум, К. Прибрам, Ю. Хабермас, В.М. Лейбин, A.M. Руткевич и др.), а также постмодернистская реинтерпретация психоанализа (Ж. Лакана, Ж. Лиотара, Ж. Делеза, В. Руднева и др.). В итоге происшедшего переосмысления, сфера трактовки бессознательного оказалась существенно расширенной, включив в себя, в частности, «эстетическое бессознательное» (Ж. Рансьер)4, «политическое бессознательное»5 и др. Наступила своеобразная стадия «постпсихоанализа», в которой позитивность психоаналитических идей отсчитывается как бы в обратной перспективе6.

Противоположностью психоаналитического подхода в аспекте решения проблемы «сознания» и «бессознательного» является диалектико-материалистическая позиция*. Здесь сознательное и бессознательное рассматриваются в связи с историей развития нервной системы и высшей нервной деятельности, как проявление функции отражения действительности мозгом. При этом, само собой разумеющимся фактом^ считается рациональная природа человека, доминанта на сознательных поступках и отношениях.

В современной отечественной гуманитарной^ науке «сознательное» и «бессознательное» также находится в центре внимания мыслителей. Философское и философско-психологическое рассмотрение характерно, в частности, для работ Н.С. Автономовой, Ф.В. Бассина, Д.И. Дубровского, В.П. Зин-ченко, Л.Н. Бойко, Т.И. Бармешевой, Г.Н. Велиева, П.С. Гуревича, А.Н. Дмитриева, A.M. Коршунова, В.М. Лейбина, Е.Б. Масловой, Л.Е. Мотори-ной, М.К. Мамардашвили, Е.А. Никитиной, A.A. Новикова, М.Н. Панова, Н'.И. Сидоренко, А.Н. Леонтеьева, А.Г. Спиркина, П.В. Симонова, М.Г. Ярошевского, Г.Х. Шингарова и др. В социально философском плане особо существенными являются мировоззренческий, методологический, и социаль

4Рансьер Ж. Эстетическое бессознательное. СПб.; M.: Machina, 2004.

5См. напр.: Жеребкина И. Женское политическое бессознательное. СПб.: Алетейя,

2002.

6 См.: Делез Ж. Критика и клиника. СПб.: Machina, 2002; Юран А. и др. Лакан и

Космос. СПб.: Алетейя, 2006 и др. но-исторический аспекты философско-антропологического подхода.

На современном этапе развития гуманитарной науки социальное бессознательное нередко рассматривается также и под углом зрения космоплаа нетарной универсумной и энергоинформационной парадигм . В частности, «массовое бессознательное» стало одним из главных предметов исследования в постнеклассической универсумной социологии, разработанной В.Г. Немировским8. Есть также ряд диссерационных работ, так или иначе близких к теме нашего исследования9.

Вместе с тем, несмотря на многочисленность специальных и обобщенных исследований социально-философского аспекта «сознательного» и «бессознательного», предпринятых зарубежными и отечественными авторами в XX столетии, необходимо признать, что цельного систематического анализа социально-философского аспекта проблемы «сознательного» и «бессознательного», адекватного состоянию изученности вопроса в начале XXI столетия, в современной отечественной социальной философии пока еще нет.

Объект исследования: «сознательное» и «бессознательное» в философской антропологии.

Предмет исследования: социально-философское понимание «сознательного» и «бессознательного» в философской антропологии.

Основная цель диссертационного исследования — провести обобщающий социально-философский анализ исследований проблемы взаимосвязи «сознательного» и «бессознательного» в философской антропологии, адекват

Болгов В.И. Социологический анализ новых форм социокультурной жизни // Социологические исследования. 2003. № 2. С. 28-39; о

Немировский В.Г., Невирко Д.Д., Гришаев C.B. Социология. Классические и пост-неклассические подходы к анализу социальной реальности: учеб. пособие. М., 2003.

9Бороненкова Я.С. Генезис, содержание и основные векторы развития психоаналитической социальной философии: дис. канд. филос. наук: 09.00.11. М., 2010; Савченкова Н.М. Аналитика психического опыта. Проблема психической предметности в фундаментальной философии XX века и психоанализе: автореф. дис. . д-ра филос. наук: 09.00.01. СПб., 2010. 33 е.; Бармашова Т.И. Проблема бессознательного в основных системах философского теоретизирования: дис. . д-ра филос. наук: 09.00.11 Красноярск, 2006. 378 е.; Юлаев Д.Ф. Бессознательное и картина мира: сущность, структура и взаимодействие: дис. . канд. филос. наук: 09.00.11. Пермь, 2005. 214 с. но уровню, достигнутому в изучении данного вопроса к началу XXI столетия.

На основе поставленной цели в диссертации формулируются и решаются следующие задачи:

- проанализировать постановку проблемы «сознательное» и «бессознательное» в классической философии;

- провести критическую оценку понимания «сознательного» и «бессознательного» в их неклассической формулировке;

- оценить трансформацию проблемы соотношения сознательного и бессознательного в связи с антропологическим поворотом в философии;

- осуществить анализ взаимосвязи-сознательного и бессознательного в аспекте основной антропологической проблемы.

Методология и теоретические основы исследования.

Методология исследования обусловлена спецификой изучаемого объекта и задачами диссертации. Основным методологическим ориентиром является традиция гуманистической-философии и науки - К. Маркса, М. Шелера, М. Вебера, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.М. Бахтина, Э. Фромма, и др.

В диссертационной работе использовались общелогические методы, принципы диалектики и системного подхода. Важнейшим теоретическим базисом исследования служат труды С. Аверинцева, М. Бахтина, А. Гусейнова, П. Гуревича, Э. Ильенкова, В. Степина, А. Лосева, М. Мамардашвили, М. Шелера, В. Федотовой, Э. Фромма, др. классиков отечественной и зарубежной философии.

Концептуально значимыми для данной работы стали основные понятия из области психоанализа К. Юнга, Э. Фромма, марксистской философии.

Материалом для исследования послужили тексты отечественных и иностранных философов, психологов, психоаналитиков, литературные произведения отечественных и зарубежных авторов.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

- на основе анализа литературных источников продемонстрировано в уточненном виде, что в классической философии «сознательное» и «бессозна9 тельное» характеризуют основное антропологическое (душа-тело и пр.) и социальное (разум-страсти) противоречие; кроме того, оно характеризует иерархические отношения Универсума и гносеологический процесс (разум-интуиция и пр.);

- показана инверсия? проблемы «сознательное-бессознательное»: в неклассической философии по отношению к классической в связи с коренным пересмотром сущности человека и общества;:

- уточнено отличие;традиционного: отечественного понимания соотношения сознательного и бессознательного от психоаналитической трактовки, поскольку в российской традиции бессознательное трактуется как неотъемлемая характеристика сознания, обеспечивающая его эффективную работу; .

- предложено особенное решение /основной антропологической', проблемы в аспекте «сознательное-бессознательное» на; путях междисциплинарного подхода и связанное с коэволюцией генетических' и; культурных про-. грамм в телесной организации младенца;

- обосновано» что в общественном »сознании современного российского общества функционируют бессознательные механизмы- ведущим среди«которых является «большой миф»— нефабульнаяшторичнаямоделирующая^систе-ма, обладающая свойством форматирования общественного сознания в некое целое образование, в, котором соседствуют обыденное сознание, наука, религия, искусство, мораль, право и которое: функционирует с помощью современных информационно-коммуникативных технологий и семиотических средств. ' ■ "

В ходе проведения диссертационного исследования, были сформулированы следующие положениягвыносимые на защи^

- в классической философиш сознание рассматривалось преимущественно как субстанциальное образование человека:, его субстанциальное начало; сознательное считалось свойством, проявлением сознания; Бессознательное в классической антропологической философии имело преимущественно второстепенное значение, как, недостаточность сознания. Если сознание и

10 сознательность обладали антропологическим содержанием, то бессознательное имело преимущественно гносеологическое или трансцендентальное определение. Впервые сознательное и бессознательное были развернуто представлены в рамках метафизических систем Лейбница (учение о «врожденных идеях» и принцип непрерывности, в соответствии с которыми бессознательное органично взаимосвязано с сознательным как на индивидуальном, так и на социальном уровне) и Шеллинга — бессознательность тождества мышления и бытия, божественное откровение;

- в неклассической философии бессознательное занимает место ведущей антропологической субстанции: примат воли и онтология бессознательного в «философии жизни» (Шопенгауэр, Ницше) послужили исходной точкой для'философии бессознательного Э. Гартмана (бессознательное есть все: им движется и живет мир, или — оно и есть мир). 3. Фрейд построил систему радикального монизма и редукционизма, так как бессознательное предстало как энергетический и интенциональный источник активности индивида. Он сформулировал эту проблему в имманентной для1 антропологии форме, как проблему Я, его внутренней расщепленности и многомерности. Сознание и сознательность в неклассической постановке превратились в функцию-бессознательного, мозга, энергетической субстанции, социальной материи, социальной деятельности, социокультурных механизмов и структур;

- традиционное отечественное понимание сознания, сознательного и бессознательного отлично от психоаналитической трактовки. В российской традиции бессознательное трактуется как неотъемлемая характеристика сознания, обеспечивающая его эффективную работу. Проявляясь в разных формах, сознательное и бессознательное взаимодействуют информационно и когнитивно и социокультурно дополняют друг друга с функциональной и онтологической точек зрения. Социально-философский анализ позволяет на современном этапе, благодаря междисциплинарности, интегрировать эпистемологический, информационный, социокультурный и антропологический подходы. Анализ сознательного и бессознательного с социально

11 философской позиции, с одной стороны, раскрывает их современный потенциал на общественном и личностном уровне, а с другой стороны, позволяет вскрыть идеологическую опасность современных технократических утопий конструирования новой личности;

- в решении основной антропологической проблемы (противоречия) существуют две основные тенденции. Первая объявляет решающим1 фактором антропологического развития природно-биологические, генетические, материально-энергетические и информационные факторыг (механистический материализм, Фрейд, психоанализ, бихевиоризм, нейрофилософия и др.). Вторая — считает доминирующим трансцендентальные факторы, Дух, культурно-исторические программы (Платон, Гегель, марксизм, культурно-исторические теории и др.). Диалектика сознательного и бессознательного традиционно-развертывается также в рамках этой антиномии. Сопоставление этих позиций, с учетом данных современных наук (психологии, нейропсихологии, патопсихологии, лингвистики, когнитивной антропологии и др.) приводит нас к выводу, что человек представляет собой не функцию бессознательной энергии и не результат духовной эманации или социализации, а результат коэволюции природно-генетического, природно-телесного материала и культурно-исторического, семиотически закодированного опыта. Решающим местом встречи сознательного и бессознательного и их синергетической конвергенции является младенческий возраст. Младенец есть место встречи и синергетической коэволюции биологических и психических генетических программ и языка, вторичных моделирующих систем, «семенного логоса», из взаимодействия которых и рождается человеческая одухотворенная телесность (психосома). Рождение человеческой индивидуальности происходит как синергетический процесс коэволюции природного и культурного начал, при участии технологий и практик самовоспроизводства души и тела в конкретно-исторических формах воспитания, обучения, социального контроля и управления;

- в современном общественном сознании (в частности, и прежде всего, —

12 российском), наряду с локальными идеологическими, обыденными и пр. мифами существует «большой миф». Он является нефабульной гипертекстовой системой, которая способами своего функционирования имеет семиотические средства современной цивилизации (СМИ, телевидение, информационно-компьютерные технологии). Особенность «большого мифа» в способности к конвергенции форм общественного сознания - политического, религиозного, научного и пр. - в единое целое. Его механизмами являются также менталитет и архетип — такие способы интеграции, форматирования социума, которые обеспечивают воспроизводство культурной' матрицы социума, и непрерывность исторического процесса. Свойства «большого мифа» корреля-тивны свойствам культуры постмодерна, что говорит об их общей ценностной и семиотической природе. Механизмами взаимосвязи, циркуляции бессознательного и сознательного являются различные знаковые образования (символические системы, вторичные моделирующие системы) и герменевтические виды деятельности (гуманитарные науки, проповеди, речи политиков, художественные произведения и пр.).

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Материалы, теоретические положения «и выводы диссертационного исследования могут использоваться для дальнейшего изучения сознательного и бессознательного в социально философских и гуманитарных научных исследованиях, а также в учебных целях при преподавании соответствующих тем и разделов в вузовских курсах социальной философии, философской антропологии, социологии, культурологии и др.

Настоящая работа представляет не только теоретический интерес. Результаты исследования могут быть использованы в практической жизни, в частности, при определении оптимальных путей и способов управления социальными процессами, способствуя успешному решению задач, стоящих перед обществом, в том числе связанных с формированием научного мировоззрения, выработкой активной жизненной позиции, гармонизацией внутреннего мира личности и межсубъектных отношений в целом и др.

13

Апробация работы. Ход исследования, его основные положения и результаты обсуждались на заседаниях кафедры философии и политологии КГУКИ. Материалы диссертации представлялись автором на всероссийских, региональных, межвузовских научно-практических конференциях. Результаты исследования изложены в десяти публикациях, две из которых опубликованы в изданиях ВАК, общим объемом 4,3 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 2 глав, включающих 5 параграфов, заключения, списка литературы, состоящего из 170 наименований, в том числе - 11 на иностранном языке .

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Куевда, Инна Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Впервые исторически постановка проблемы бессознательного происходит в философии стран Древнего Востока и греко-римской Античности. Первоначально проблема ставится преимущественно в космологически-онтологической трактовке. Используя понятие бессознательного, древнеиндийские и античные философы стремились, решать различные мировоззренческие вопросы, но прежде всего вопросы, теории^ познания; При этом;, бессознательное в этих учениях трактуется то, как специфический момент познания, в том числе, его высший момент — интуиция; (йога Патанджали), то, как сама душа - всепроникающая мистическая сущность; («Ньяя»), трансцендентальное состояние души (Платон).: .

Точка зрения на: роль.бессознательного, изложенная в трудах Платона, оставалась господствующей и в средневековой1 патристике и схоластике. В указанный. период понятие бессознательного; истолковывалось главным; образом в религиозно-идеалистическом,.мистическом смысле, а ее научное решение находилось в стадии становления. • .

Впервые, в своей- разверну той № взвешенной форме, проблема была! сформулирована Лейбницем; Мыслитель:считает связь «сознательное-бессознательное» органической формой существования монад, души и Универсума.!

Радикальную и развернутую форму постановка проблемы получила в! философии-Шеллинга, который на уровне самого Универсума сместил? ак-| цент божественного провидения с сознательного на бессознательное, вплоть! до того, что заменил даже обозначение своего' учения: с «философии тожде-1 ства» на «философию откровения».■•■■- '•-•"• ' \

Для Гегеля характерно признание наличия непосредственного, бессоз-| нательного постижения истины, которое он характеризует как результат про-! > цесса познания, как привычку, становление которой опосредовано деятель-* ! ностью, учебой и многими другими моментами; В контексте воззрений фило-! софа, на уровне человеческого познания всякое непосредственное знание; опосредовано в самом широком смысле этого слова. Такое решение пробле

164 мы соотношения сознательного и бессознательного в познании было большим шагом вперед по сравнению с предшествующей Г. Гегелю философией.

Г. Гегель, продолжая,традиции своих предшественников, рассматривает проблему «сознательного-бессознательного» под углом зрения умозрительного рационализма.

Основной ракурс постановки и решения проблемы в классической философии заключался в том, что сущность человека, его души характеризовалась с помощью атрибута разумности, а атрибут страстности, аффективности соседствовал с бессознательным. В философии рационализма (Декарт, Спиноза), в теории Юма дилемма «сознательное-бессознательное» приобрела характер основного социального противоречия. Источник социальной смуты виделся в аффектах, а источником порядка рассматривался разум. Просветительская идеология также рассматривала прогресс человечества как необходимое движение по ступеням разума.

Л. Фейербах, в оппозиции к Г. Гегелю, перевел акцент с панлогизма Мирового Духа на персонализм. Он также переносит точку опоры в* определении сущностного начала личности с разума, мышления и сознания на любовь и-чувственно-нравственные отношения человека к человеку.

Если Р. Декарт, как один из зачинателей философии самосознания, свел антропоцентризм к субъективизму, а классическая философия самосознания исходила из того, что внешний мир "дан лишь через посредство самосознания, то К. Маркс рассматривает сознание как функцию воспроизводста социальных систем и индивида, общественных отношений и трудовой деятельности. Сознание становится моментом предметной деятельности по преобразованию человеком мира и самого себя. Сознание предстает в разнообразных формах социального Универсума: социального детерминизма, социального фетишизма и символики' социального в познании, теории идеологии, теории науки и духовного производства, исторического действия. Сознательное и бессознательное превращаются в факторы исторического процесса, в диалектику сознательного и объективного, рационального и иррационального, стихийного и планомерного в общественно-историческом процессе.

Анализ показал, что в неклассической философии Шопенгауэра, Ниц-ще и у Гартмана мы встречаемся уже с современной постановкой проблемы сознательного и бессознательного в природе человека. В этот же период, встречается и современная постановка проблемы сознательного и бессознательного в социальных процессах и социальной среде.

Если в античной, новоевропейской и классической немецкой философии понятие бессознательного использовалось в попытках решить гносеологические вопросы и толковалось как исходный* или заключительный момент познания (постижение сущности, всеобщего), то в неклассической философии оно используется и при решении первой стороны основного вопроса философии. Бессознательное теперь объявляется первичным и определяющим по отношению к сознательному и всему существующему. При этом, абсолютизация бессознательного имеет своей целью принизить роль разума, интеллекта в жизни человека. Таким образом, осуществилось оборачивание дилеммы «сознательное- бессознательное» при переходе от классики к неклассике. ! Постановка проблемы «сознательное-бессознательное» в неклассической философской антропологии коренным образом отличается от классической формулировки. Во многом, позиция неклассической философии является альтерантивным решением этой проблемы. Акценты смещаются с рационального на иррациональное, с сознательного на бессознательное; с разума на волю, с дискурсивного на интуитивное, с объекта на субъект.1 Надо признать, что если классический анализ строился на физикалистских, механистических моделях человека и реальности, то неклассический подход склоняется в сторону биологизаторских моделей. Доминирующими принципами антропологического субъекта и онтологии становятся воля, воля к жизни, воля к власти, отношения волевого'господства, жизненный порыв и пр.

Философия Гартмана является своеобразным итогом умозрительной положительной теории бессознательного. Гартман описал основные принци

166 пы теории бессознательного в систематической форме и изложил это в виде монографии. То, что впоследствии стало теорией психоанализа, у Гартмана. уже было как бы в предпосылочном варианте. Он выступил с антиредукционистской позицией, сводящей психику к сознанию, обосновал существенность бессознательного в - общественной жизни, разработал концепцию взаимосвязи сознательного и бессознательного через относительное бессознательное. Таким образом, была осуществлена систематическая подготовка психоанализа.

3. Фрейд совершил своеобразный «коперниканский переворот» в философской антропологии. Этот переворот заключается; в том, что дилемма «сознательное-бессознательное», характерная 'для классической^ рациональной традиции была подвергнута оборачиванию и предстала как «бессознательное-сознательное». Но, произошло не формальное оборачивание; а коренным; образом сменились, акценты и интеллектуальные доминанты в; познании сущности человека и определении его. онтологической' природы. С нашей: точки зрения, рельефность постановки и решения проблемы «сознательное-бессознательное» Фрейда заключается в том, что, с одной стороны, он вовлек в круг рассматриваемых проблем; такие аспекты, которые ранее были маргинализированы общественным сознанием: сексуальность,, патология. С другой стороны, Фрейд использовал: тот метод, который в литературе называют гиперболизацией. - Но, гиперболизация служила: всегда, важным способом познания человека. Гиперболизация эротического^ инстинктивного, невротического, самостного начала привела к построению новой модели многомерной личности, которая коренным образом отличалась' от классической идеализации. После:' этого,; человек и общество предстали ■ как • более сложные образовния, чем ранее, а противоречие природы, и культуры превратилось в коренную внутреннюю интенцию само движения^ личности.

1 Почему именно концепция Фрейда, а! не Гартмана или Лебона сыграла парадигмальную роль в гуманитарном познании? Это обусловлено рядом обстоятельств. В области психологии он преодолел дилемму дотоле сложив-.:.■•. ■ . ■ -.167 . • ■ . . . г • шихся объяснительного и описательного подходов, используя потенциал накопленный еще в классике — аналитический метод. Этот метод также проявил свою междисциплинарную продуктивность, преодолевая преграды естественнонаучного и культурологического объяснения. Как это ни парадоксально, но иррационализм проявил жизнеспособность там, где тупиковыми оказались позиции рафинированного рационализма. Человек и общество в новой парадигме предстали как более сложные явления, лишенные своей механистической одномерности и однозначности.

Экзистенциализм и структурализм дали новую развертку проблеме сознательное-бессознательное в социальном и персональном плане. Неклассические позиции единодушно пессимистичны в отношении роли сознаниям цивилизационном процессе и более фундаментальную роль отводят бессознательному, жизненному порыву, экзистенциальному обретению себя. Человек и социум в этих оценках выглядят как достаточно несовершенные образования, а антропологическая перспектива западного5 человека рассматривается как проблематичная.

В философской антропологии Запада традиционно основной проблемой (противоречием) является антиномия материального и духовного, души и тела в рамках человеческого существа. Однако, природа этой антропологической проблемы связана с онтологической традицией западной философии. Это объясняется тем, что в западной традиции универсум* также двойственен, например, дуализм материи и формы, в философии Аристотеля является особенностью не только человека, но и природы в целом. Диалектика сознательного и бессознательного традиционно развертывается также в рамках этой антиномии. С одной стороны, она имеет эмпирическую, материалистически редукционистскую позицию, когда материя, телесность, чувственность, материальная энергетика и информация^ рассматриваются как исходные субстанции, в своем развертывании порождающие психическое, ментальное, сознание. Противоположная позиция исходной точкой делает априорное, трансцендентное, дух, культуру и сознание рассматривает не как эпифеномен

168 • бессознательного, а как ведущий фактор; при этом бессознательное объявляется или вообще несущественным, нехарактерным, либо второстепенным фактором. Сопоставление этих концепций как психоаналитической и культурно-исторической приводит нас к выводу о том, что человек представляет собой не функцию бессознательной энергии и не результат духовной эманации или социализации, а результат коэволюции природно-генетического, природ-но-телесного материала и культурно-исторического, семиотически закодированного опыта. В младенчестве очевидны тенденции взаимодействия, согласования, притирки этих факторо в через эмоциональную стихийную волевую интенцию ребенкаи сознательно-конструируемый опыт взрослого. Сознательное и бессознательное взаимодействуют в рамках психосомы как фактор тела и фактор души, как фактор природы и фактор культуры (духа). С каждым ребенком сознание, дух, человечество рождается вновь. Но рождается оно как продукт взаимно тянущихся друг к другу интенций природы и культуры, биологической информации и матриц культуры, закодированных в слове.

В историческом материализме миф paccмaтpивaлcяv как архаическая, пережиточная форма общественного сознания. Менталитет и архетип не имели существенного'концептуального статуса в этой концепции общественного сознания. В то же время, мы попытались доказать, что концепция общественного сознания может быть дополнена категориями, конкретизирующими механизм социальной преемственности и трансляции духовного опыта.

С нашей точки зрения, в свете современного опыта осмысления истории, миф это не сумма суеверий, а один из важнейших механизмов организации социальной, хозяйственной и культурной жизни коллектива (наряду наукой, религией и искусством). Историческое сознание, массовое сознание, массовая культура мифологичны по своей природе. Ментальность и архетип, это также элементы мифосознания, элементы мифологической организации социального процесса.

Миф продолжает жить как форма сознания и механизм организации сознания и социальных отношений. Такого рода миф стоит отличать от ло

169 кального мифа, как некоего идеологического приема и уловки. Современный миф — это некоторый метаязык форм в общественном сознании, они порождаются единым типом мышления, в них проявляется некий единый структурный принцип, «но на поверхностном уровне он не складывается в единую «фабульную» систему, подобно греческой или какой угодно другой развитой мифологии».

Вопрос о генезисе социальных архетипов не является тривиальным. Логично предполагать, что архетип возникает в результате некоего первоначального события, оказавшего вследствие каких-либо причин чрезвычайно сильное воздействие на коллективную психику, фиксируется в ней в виде устойчивого алгоритма, оказывая действие на сознательное. Но затем эта форма начинает организовывать как разнообразные мифы, коллективные образы и представления, культурные символы, фигуры творческой фантазии, так и вытекающие из этих форм коллективной психики всевозможные действия, поступки, ритуалы, обычаи и другие элементы внешней истории. Дальнейшая эволюция идет через многократный взаимопереход внутреннего во внешнее и многократную взаимодетерминацию архетипического и социального.

Таким образом, генезис социального архетипа, проявляющегося в виде нормы, образца, ценности, символа есть итог запечатления некоего значимого события в коллективной памяти этноса. Как элементы социальной памяти эти прасобытия определяют последующую > историю этноса как программа деятельности, осуществляющаяся как воспоминание через механизмы социальной памяти. В тех ментальных структурах, которые побуждают акторов осуществлять события, наряду с рациональной, присутствует весьма сильная иррациональная составляющая. Само-детерминирующее событие не существует в чистом виде, а представляет собой мифологизированное, мистифицированное, эмоционально ярко презентируемое событие.

Механизмы мифосознания - менталитет, архетип - такие способы интеграции, форматирования социума, которые обеспечивают воспроизводство культурной матрицы социума и реализацию исторического процесса.

170

С нашей точки зрения, понятие «архетип», имеющее смысл в социальных и гуманитарных науках, нельзя отождествлять с психоаналитическим содержанием. В социальной памяти, то есть, культуре социума существуют идеи, ценности, концепции, программы, которые периодически ВЫВОДЯТСЯ: из активной памяти на уровень социального подсознания, но продолжают функционировать как механизмы автокоммуникации: социума; подобно традиции. Такие социальные смыслы, и программы, которые действуют скрыто, латентно, в виде автоматизмов; привычек;, традиций и можно именовать архетипами. Но они продолжают активно функционировать в социуме благодаря тому, что являются у частниками большого мифа: истории-социума (этноса); Для, перевода их из социально неосознаваемого состояния в социально осознанное состояния; существуют специальные -семиотические механизмы социума. Такими семиотическими механизмами? являются; с нашей точки зрения; вторичные моделирующие системы;

Вторичные моделирующие системы — это языковые системы мифа, религии, искусства, науки, политики, права, морали, которые возникают на базе естественного, языка и с помощью своих языковых средств дают дополнительные возможности познания и преобразования природной и социальной среды. Считается, что все человеческие культуры включают хотя бы две вторичные МОДЄт лирующие системы: символические и: иконические. Эта универсальная бинар-ность человеческой культуры была объяснена В.В. Ивановым,.как результат бинарной структуры, человеческого мозга; Но, за пределами этого универсального бинарного порядка каждая; культура по-своему строит иерархию своих вторичных моделирующих систем.

Важным видом языковых кодов, который способствует общей интеграции сознания и культуры в диверсифицированном социуме становится метаязык культуры. Это принцип, который оргайизует, иерархизирует и определяет культуру в глазах ее носителей. С'нашей точки зрения, современный большой миф, как некое порождающее начало, предстает такой метаязыковой системой, способной стоять над всеми формами сознания и способной в условиях общей . . 171 расщепленности создавать некоторую упорядоченную целостность для индивида. Это мифосознание действует не в чистом виде, а с помощью философии, политики и др. идеологических средств. Современное мифосознание является средством спасения индивида в условиях общей расщепленности. Мифосознание как метаязыковое порождающее средство, не как фабула, а как совокупность приемов создания общего гипертекста культуры, общей картины мира является таким современным интегратором общественного сознания.

С нашей точки зрения, важно подчеркнуть то, что вторичные моделирующие системы это такие языки, которые порождают модели жизни, жизненных ситуаций, проигрывают их в самых различных и невероятных ситуациях. С помощью них конструируется как бесконечные варианты возможного будущего, так и прошлого и настоящего. Тем самым, обеспечивается информационная избыточность человеческого сознания перед актуальной неизвестной или противоречивой ситуацией, которую надо преодолеть.

Вторичные моделирующие системы играют также важную роль в циркуляции общественного бессознательного в социальной памяти и общественном сознании в целом. С помощью них осуществляется рефлексия над бессознательно используемыми символами, схемами и сценариями общественной жизни, их перевод с уровня бессознательного на уровень осознанного. Можно предполагать, что гуманитарные науки — это и есть те 'формы герменевтического сознания> в обществе, которые обеспечивают прояснение смыслов терминов, слов, знаков, порожденных текстами культуры - первичными и вторичными моделирующими системами. Этим они отличаются от социальных наук, изучающих социальную реальность объективными методами.

В архаичных социумах архетипическим образцом были мифические события, имевшие космогонический смысл. Место пребывания этих событий - вечность, а сами они цикличны и неизменны. Считалось, что благодаря их репродуцированию в ритуале община и само Мироздание продолжают существовать как целое. С переходом к истории место таких организующих универсалий-архетипов занимают значимые события, подвиги новых героев, т.н.

172 знаковые события. Термин «знаковые события» недаром распространен в политической лексике, так как это является свидетельством функционирования механизмов мифомышления в современном политическом и общественном сознании. Наряду с ними, в современном большом мифе функционируют другие семиотические (знаковые) механизмы мифопорождения. Сюда относятся механизмы именования, «мирового дерева», «бинарных оппозиций», символического кодирования.

Архетип и менталитет оказываются особыми, специфическими элементами общественного мифосознания. Они недискретны, они обеспечивают непрерывность трансляции культуры социума из прошлого в-будущее. Эта их континуальность приводит к другому определенному качеству - исторической инерционности. Благодаря этому они, с одной стороны, обеспечивают стабильность социума, а с другой, могут вести к потере его адаптационных свойств, к потере гибкости. В современном обществе функционирует развитая семиотическая машина - пропаганды, рекламы, массовой культуры - которая с помощью средств новой мифологии синкретически соединяет несоединимое. Таким образом, даже из разрозненных фрагментов может сложиться целое. Небывалые качества мифа обусловлены тем, что он соединяет в себе несоединимое с рациональной точки зрения. В частности, в мифе сознательное и бессознательное оказываются неразделимо переплетенными в виде взаимодействий рационального и иррационального, эмоционального и рационального, фактического и мистического, выдуманного и реального. Поэтому, современному мифу оказывается доступно все: широта охвата, масштабы компенсаторных воздействий, калейдоскопичность взаимообращений части и целого, формы и содержания, слова и дела. Миф не только позволяет создать человеку удобную, антропоцентричную картину мира, но и является главным1 социальным компенсатором, порождает ощущение полноты бытия, уравнивает социально неоднородных, поддерживает надежду в условиях непреодолимых обстоятельств. Примером современного порыва к архетипическому может служить российская консервативная идеология, которая стано

173 вится все более модной в рамках современного большого политческого «новая Россия».

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Куевда, Инна Александровна, 2011 год

1. Акулинин В.Н. Философия всеединства: От B.C. Соловьева к; П.А. Флоренскому. Новосибирск: Наука, 1990.

2. Антология мировой философии. Т. 2. М., 1970.

3. Аристотель. О душе / Аристотель. Соч. в 4 т: Т. 1. М.: Мысль, 1976.

4. Артемьева Т.В., Микеишн М;И. Европейская идентичность и российская ментальность // Вопросы философии. 2002. № 2.

5. Аршинов В.И., Савичева Н.Г. Гражданское общество как проблема коммуникативного действия // Синергетическая> парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности; М;: Прогресс-Традиция,, 2003.

6. Бармашова Т.И! Проблема бессознательного в основных системах философского теоретизирования: дис. . д-ра филос. наук : 09.00.11 Красноярск, 2006. 378 с.

7. Барулин B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретения себя / моногр. СПб.: Алетейя, 2000. ■ ' ■•

8. Батракова С.П. Искусство и миф: Из истории'живописи XX века. М.,2002. / • • •

9. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник. 1984-85. Mv, 1986. !

10. Богданова Э.Н. Процессы взаимодействия самоорганизации и управления в сложных эволюционирующих системах. Пятигорск: ИНЭУ, 2009.

11. Болгов В.И. Социологический анализ новых форм- социокультурной жизни // Социологические исследования. 2003. № 2. С. 28-39;

12. Бранский В.П., Пожарский С.Д; Глобализация и1 синергетйческий историзм: синергетическая теория глобализации. СПб., 2004. 400 с.

13. Бызов Л.Г. Новый политический консенсус в России. От'государства «смуты» к государству «термидора» // Россия и современный мир, № 3.

14. Вальверде К. Философская антропология. М.: «Христианская Россия»,2000. • '175

15. Василькова B.B. Архетипы в индивидуальном и общественном сознании // Социально-политический журнал, в/91. С. 231.

16. Войцехович Э.В. Мировоззрение III тысячелетия // Philosophy between two centres. Sofia. 2001.

17. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. М., 1982-1984. Т. 1-6. Т.2.

18. Гартман Э. Сущность мирового процесса, или философия бессознательного. М., 1875.

19. Гачев Г. Ментальности народов мира. М.: Алгоритм, Эксмо, 2008. -544 с.

20. Гегель Г. В.Ф. Соч. Т. IV. М., 1959.

21. Гегель Г. В.Ф. Соч. Т. 1. М.-Л., 1930.

22. Гегель Г. В.Ф. Соч. Т. 3. М., 1956.

23. Гегель Г. В.Ф. Философия истории // Сочинения. Т. 8. М. -Л., 1935.

24. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987.

25. Глотова Г.А. Человек и знак: Семиотико-психологические аспекты он тогенеза человека. Свердловск, 1990.I

26. Гордеева О.В. О некоторых ограничениях разработки проблемы созi нания в марксистской психологии (на материале трудов С.Л. Рубин1штейна) // Вести. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1997. № 1.

27. Гриндель О.М. Межцентральные отношения в коре большого мозга погпоказателю когерентности ЭЭГ при восстановлении сознания и речи после длительной комы // Журнал высшей нервной деятельности. 1985. Т. 35. № 1.С. 60-87.

28. Губанов H.H. Менталитет и образование в системе движущихся сил развития общества// Социология образования. 2010. № 1.

29. Губанов H.H. Эвристичность категории менталитет // Вестник Российского философского общества. 4 (56). 2010. С. 103.

30. Губанов H.H. Эвристичность категории менталитет // Вестник Российского философского общества. 4 (56). 2010.

31. Губанов H.H. Эпистемологический статус категории менталитета // Вестник Воронежского госуниверситета. 2009. № 2.

32. Гуревич А.Я. Жак Jle Гофф и новая историческая наука во Франции. Послесловие. // Ж. Ле Гофф. Цивилизации средневекового Запада: пер. с фр. Ml: Прогресс-Академия, 1992.

33. Гуторов В.А. Необходим ли консерватизм посткоммунистической России? Солонин Ю.Н. (ред.) Философия и социально-политические ценности консерватизма в общественном сознании России. СПб., 2004. С. 302.

34. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

35. Декарт Р. Избранные произведения. М-Л., 1950.

36. Делез Ж. Критика и клиника. СПб.: Machina, 2002.

37. Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством. М., 1999. С. 258.

38. Дуплинская Ю.М. От мифа к логосу и от логоса к мифу: Дискурс современности между мифом начала и мифом заката. Саратов, 2004. С. 10-11.

39. Еременко A.M. История как событийность: в 2 т. Т.1. Луганск, 2005.

40. Жеребкина И. Женское политическое бессознательное. СПб.: Алетейя, ■ 2002.

41. Жидков B.C., Соколов К.Б. Десять веков российской ментальности: картина мира и власть. СПб.: Алетейя, 2001. 640 с.

42. Замошкин Ю.А. Частная жизнь, частный интерес, частная собственность // Вопросы философии. 1991. № 2. С. 10.

43. Зенкин С.Н. Ролан Барт — теоретик и практик мифологии 7/ Р.1 Барт. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. С. 21.

44. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Изучение высших психических функций и категория бессознательного // Вопросы философии. 1991. № 10. С. 34-41.

45. Зорина З.А., Смирнова A.A. О чем рассказали «говорящие» обезьяны: Способны ли высшие животные оперировать символами? М., 2006.

46. Зотов А.Ф. Мировоззрение на рубеже тысячелетий // Вопросы философии. 1989. № 9. С. 11.

47. Иванов В.В. Чет и нечет. Асимметрия мозга и заковых систем: М.: Советское радио, 1979.

48. Измайлов Ч.А., Шехтер Е.Д., Зимачев М.М. Сознание и его отношение к мозговым информационным процессам. // Вестник МГУ. Сер. 14. псих. 2001. № 1.С. 34-50.

49. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

50. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры / пер. с греч. по рус.: Изд-во СПб., 1894.-М.: Братство св. Алексия; Ростов н/Д; Приазовский край, 1992.

51. Калина Н.Ф. Основы психоанализа. Серия "Образовательная библиотека" М: "Рефл-бук", К.: "Ваклер". 2001. 352 с.

52. Кант И. Соч. в 6 т. Т. 3. М., 1964. ' * 11

53. Кимелев Ю.А. Западная философская'антропология на рубеже XX-XXI вв. Аналитический обзор. / РАН ИНИОН. Центр гуманит. научн-инф. иссл. Отдел философии. Отв. ред. Панченко А.И. М., 2007. С. 3472.

54. Кирабаев Н.С. Мультикультурализм // Глобалистика: Энциклопедия. М.: ОАО Изд-во «Радуга», 2003. С. 640.

55. Колесов В.В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2006. 624 с.

56. Колесов В.В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб., 2006.178 • >

57. Кольев А.Н. Нация и государство. Теория консервативной реконструкции. М., 2005.

58. Конорский Ю. Интегративная деятельность мозга. М., 1970.

59. Косилова Е.В. Энергетическая онтология психоанализа // Аспекты: Сб. статей по философским проблемам истории и современности: вып. IV. М.: Современные тетради, 2006. С. 44-57.

60. Костандов Э.А. Сознание и бессознательное как проблема высшей нервной деятельности человека // Журнал высшей нервной деятельности. 1984. Т. 34. № 3. С. 403-411.

61. Костылева Т.В. По дорогам культуры индивидуальных миров // От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации. (Сб. статей) / под ред. Е.В. Дукова, Н.И. Кузнецовой. М., 1998.

62. Кутырев В.А. Философия постмодернизма. Нижний Новгород.: Изд-во НГУ, 2005.

63. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М., 1995.

64. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу, пер. с фр. Н.С. Автономовой. М.: Высш. шк., 1996.

65. Лебедев C.B. Система ценностей философии русского консерватизма второй половины XIX века. СПб., 2004. С. 33.

66. Ле-Бон Гюстав. Психология социализма. СПб., 1908.

67. Леви Строе К. Первобытное мышление: пер. с фр. М.: Республика, 1994.

68. Лейбин В.М. Психоанализ: проблемы, исследования, дискуссии: науч. ' моногр. М.: Канон+; Реабилитация, 2008. Афинский Ксенофонт. Со• кратические сочинения. М., 1936.

69. Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разуме. М.- Л., 1936.

70. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

71. Локк Дж. Избр. филос. произв. в 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1960. С 394.

72. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С. 461, 455.179

73. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996.

74. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф имя — культура // Труды по знаковым системам. ВыпЛТ. Тарту, 1973. С. 286- 296.

75. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969.

76. Лурия А.Р. Мозг и психические процессы. Т. 1. М., 1963.

77. Мамардашвили М. Анализ сознания в работах К. Маркса // М. Мамар-дашвили. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990.

78. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. Разд. 1; Маркс К. Предисловие. «К критике политической экономии» . // Маркс К., Энгельс Ф.,Т. 13.

79. Мелетинский Е.М. Общее понятие мифа! и мифологии. / Мифология. Большой энциклопедический словарь. / гл. ред. Е.М. Мелетинский. — 4-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

80. Меркулов И.П. Когнитивная эволюция. М., 1999. С. 46-50.

81. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 т. Т. 2. Ч. 1. М.: Прогресс культура, 1994.

82. Мир культуры адыгов. Майкоп: ГУРИПП Адыгея, 2002. 516 с.1

83. Молнар М. Лука Синьорелли: луч улики // Комментарии. № 7. М., ; 1995.

84. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс: пер. с фр. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998.

85. Мюллер М. Смысловые толкования истории // Философия истории. Антология. М., 1995. С. 278-279.

86. Наринский М., Карев В. Общие истоки европейской цивилизации // Европейский альманах. М., 1991. С. 18-29.

87. Неклюдов С.Ю. Структура и функция мифа // Мифы и мифология вIсовременной России / под ред. К. Аймермахера, Ф. Бомсдорфа, Г: Бор-дюкова. М., 2000. С. 17-38.

88. Ницше Ф. Собр. соч. Т. IX. СПб., 1910.

89. Общественное бытие и общественное сознание. // Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. С. 448.

90. Огурцов А.П. Тектология A.A. Богданова и идея коэволюции // Системный подход в современной науке. М.: Прогресс-Традиция, 2004. С. 191-201.

91. Пенфилд У., Джаспер Г. Эпилепсия и функциональная анатомия головного мозга человека. М., 1958.

92. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994.

93. Платон. Соч.: в 3 т. Т. 3.4.1. М., 1971.

94. Подберёзкин А.И., Кислицын С.А. Русский путь и соборность. Кислицын С.А. (ред.) Российская историческая политология. Ростов-на-Дону, 1998.

95. Поливанова К.Н. Периодизация детского развития, опыт понимания // Вопросы психологии. 2004. № 11.

96. Потебня A.A. Мысль и язык. Киев, 1993.

97. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

98. Радхакришнан. Индийская философия. Т.2. М., 1957.

99. Рансьер Ж. Эстетическое бессознательное. СПб; Москва: Machina,2004.

100. Ремизов М. Опыт консервативной критики. М., 2002.

101. Рубинштейн C.JL Бытие и сознание. М., 1957.

102. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. С. 280. ■

103. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М., 1989. Т.1.105: Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997. С. 169.

104. Савченкова H. М. Аналитика психического опыта. Проблема психи' ческой предметности в фундаментальной философии XX века и психоанализе. Специальность: 09.00.0Г — онтология и теория познания. Автореф. дис. . д-ра филос. наук. СПб, 2010. 33 с.

105. Саркисян H.A. Сознательное и бессознательное в изучении политического сознания. // Социология. 1998. № 10. С. 27-44.

106. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии; М., 1993.1091 Сергеева A.B. Русские: стереотипы поведения, традиции, менталь-ность/ А.В.Сергеева. 6 изд. М.: Флинта: Наука, 2008.

107. Смирнов М.Ю. Российское общество между мифом и религией: Ис-торико-социологический очерк. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2006.

108. Смирнов М.Ю. Российское общество между- мифом. и религией: Ис-горико-социологический очерк. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2006;

109. Соколов Е.Н; Нейрофизиологические механизмы сознания. // Журн. ВНД. 1990. Т. 40. Вып. 6.1131 Соколов E.H. Проблема гештальта в нейробиологии. // Журн:. ВНД. 1996. Т. 46. Вып. 2. • ■

110. Соссюр Ф. де.:Труды:по языкознанию: Mí, 1977. •

111. Спиноза Б; Избр. произв. Т. 1; М:: Политиздат, 1957. 116: Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. Ml, 1972.

112. Старовойтов B.B; современный психоанализ: интеграция субъект-объектного и субъект-субъектного подходов. М!: ИФ РАН, 2004. Су-бетто А;И: Социогенетика: системогенетика,общественный интеллект, образовательная! генетика и-мировое развитие: М., 1994.

113. Субетто А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония. Этюды креативной онтологии. М., 19921

114. Тезисы к проблеме «Искусство • в ряду моделирующих систем» // 1 1 Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия

115. Мир искусств") СПб;: Академический проект , 2002. С. 274-293.

116. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., Прогресс, 1991. С. 567.

117. Топорков A.JI. Миф: традиция и психология восприятия. // Мифы и мифология в современной России. М., 2000. С. 45-46.

118. Трубецкой E.H. Старый и новый национальный мессианизм // Русская идея. М., Республика. 1992.

119. Уорф Б.Л. Лингвистика и логика // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 1.М., 1960.

120. Уорф Б.Л. Наука и языкознание // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 1.М., 1960.

121. Философские проблемы современной психологии: Материалы Всероссийского форума. М.: Российское философское общество, 2009.

122. Фрейд 3. "Я" и "Оно":Труды разных лет: в 2 кн.Тбилиси, 1991. Кн. 1.

123. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 1989.

124. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. М., 1922

125. Фрейд 3. Методика и техника психоанализа // Фрейд 3. Психоанали тические этюды. Минск, 1991.

126. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1925.

127. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.

128. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. М., 1923.

129. Фрейд 3. Человек Моисей и монотеистическая религия // Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992. ^

130. Фурст Дж. Б. Невротик его среда и внутренний мир. М., 1957.

131. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1992.

132. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. 1990. №7. С. 143-176.

133. Холдер А. Фрейдовская теория психического аппарата // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. М., 1998. С. 226-266. ' 1

134. Хомская Е.Д. Сознание как проблема нейропсихологии. // Вестн.

135. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1999. № 4.183

136. Цапкин В.Н. Семиотический подход к проблеме бессознательного // Бессознательное. Многообразие видения. Новочеркасск, 1994.

137. Чудинова Е.В; Развитие крика младенца // Журнал Высшей нервной деятельности. T. XXXVI. 1986, № 3. С. 441-449.

138. Шарден П.Т.де Феномен человека. Преджизнь, жизнь, мысль, сверх жизнь. М.: Наука, 1987. 240 с.

139. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб.: Лань, 1997. 192 с. ' , '•:

140. Шахназаров Г.Х. В поисках утраченной идеи: К новому пониманию социализма, М., 1990.146; Шелгунов A.B. Очерки русской жизни. СПб., 1895.

141. Шеллинг Ф. Система'трансцендентального идеализма: Л., 1936.

142. Шилков Ю.М. Психосоматические структуры сознания. // Метафизи1 ческие исследования: СПб.; 1998: № 6> " •

143. Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов-на-Дону, 1994.

144. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т 2. М., 1901.

145. Шпет Г.Г. Искусство как вид знания: Избр. тр. по философии культуры. М., 2007. . •' / . : I : ' : • . ;■■.•.:•■:•

146. Эдельман Дж., Маунткастл В; Разумный мозг. М., 1981.

147. Элиаде М. Космос.и история. Mi, 1987.

148. Юлаев Д.Ф. Бессознательное и» картина мира: сущность, структура и взаимодействие: дис.канд. филос. наук: 09.00.11. Пермь, 2005. 214 с.

149. Юм Д. Соч.: в 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1965.

150. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

151. Юнг К.Г. Понятие коллективного бессознательного // Юнг К.Г. Бог и бессознательное. М., 1998.

152. Юнг К.Г. Психологические аспекты архетипа матери // Юнг К.Г. Бог и бессознательное. М., 1998.

153. Юран А. и др. Лакан и Космос. СПб.: Алетейя, 2006.

154. Andre В. La neurophilosophie. P.: Presses univ. de France, 1998.

155. Foulkes S.H., Anthony EJ. Group psychotherapy: the psychoanalytic approach. Baltimore, 1957. P.41-42, 56.

156. Fromm E. The anatomy of Human Destructiveness. N.Y., 1973.

157. Jaspers K. Philosophie, II, Berlin, 1932.

158. Kant I. Vorlesungen über Logik, Werke.B.III. Berlin, 1923.

159. Lumsden C.J., Wilson E.O. Genes, Mind and Culture: The Coevolutionary Process. Cambridge. Mass., 1981.

160. Marcel D. Presence et immortalité. Paris, 1959.

161. Sartre Jean-Paul. Critique de la raison dialectique. Preface. Paris, 1960.

162. Sartre Jean-Paul. L'Etre et la Néant. Paris, 1947.

163. Subiri X. El hombre y Dios. Madrid, 1984.

164. Trevarthen C. Early Attempts at Speech // R. Lewis (ed.). Child Alive.1.ndon, 1975. P. 62-80.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.