Специфика демократии в Японии: Политический и аксиологический аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Биричевский, Дмитрий Анатольевич

  • Биричевский, Дмитрий Анатольевич
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 164
Биричевский, Дмитрий Анатольевич. Специфика демократии в Японии: Политический и аксиологический аспекты: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Москва. 1999. 164 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Биричевский, Дмитрий Анатольевич

СОДЕРЖАНИЕ

Введение с,

Глава 1 Некоторые аспекты японской политической истории до 1868 г. с

1.1.Происхождение японцев. Влияние буддизма

на формирование японской государственности. с

1.2.Политические реформы в Японии в 7-17 с. 13 веках.

1.3. Влияние религии на мировоззрение японцев с. 29 Глава 2 Становление демократии в Японии с. 33 (1868-1932 гг.).

2.1. Открытие страны. Политические с. 33 преобразования в эпоху Мэйдзи

2.2. Особенности «демократии Тайсё» с. 56 Глава 3 Оккупационная политика США. с. 66 Политические процессы в Японии (1945- 55гг.)

3.1.Первые послевоенные политические с.66 преобразования. Возникновение новых партий

3.2. Формирование системы 1955 года с.76 Глава 4 Особенности японской демократии на с. 88 современном этапе

4.1. Особенности системы 1955 года с

4.2 Распад системы 1955 года. Реформы с. 110 избирательной системы

4.3. Формальные признаки демократии в Японии с

4.4. Национально-психологический фактор с. 135 эволюции демократии в Японии

Заключение с

Библиография с

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Специфика демократии в Японии: Политический и аксиологический аспекты»

ВВЕДЕНИЕ

Япония - страна со своеобразной, даже таинственной культурой, резко отличающейся от всех других мировых культур, -в настоящее время является экономическим гигантом, стоящим в авангарде многих достижений человеческой цивилизации. О японском экономическом чуде много писали и говорили, политическая система страны как таковая также достаточно хорошо изучена, однако такой феномен, как "японская демократия" обсуждается российскими японоведами-политологами сравнительно с недавних пор, хотя это явление представляет огромный интерес и заслуживает особого внимания и изучения.

В настоящей работе предпринята попытка проследить ход японской политической истории с целью показать особенности политической жизни этой страны. Пожалуй, все исследователи едины в том, что в Японии существуют формальные основания демократии западного типа, однако особенности национальной психологии, основанной на традициях, уходящих в глубокую древность, религии, способах организации общества не позволяют японцам полностью принять западную модель демократии.

В самом общем виде под демократией обычно понимают форму правления, в рамках которой политические решения принимаются большинством голосов представителей, избранных всем народом, и гражданские права личности - свобода слова, совести, собраний, передвижения и другие - конституционно гарантируются. Более полное название такой формы правления -либеральная (конституционная) представительная демократия.

Сегодня российское общество близко к тому, чтобы воспринять именно такое, во многом оптимальное, понимание демократии.

Демократия предполагает борьбу за голоса избирателей. Лучше всего приспособлены для этого партии парламентского типа, не скованные никакими идеологическими постулатами, готовые учитывать интересы избирателей в целях получения их поддержки. В целом же парламентская демократия сродни рынку в том смысле, что, как и последний, имеет сильный механизм саморегуляции, изначально не совместимый с идеологической зашореннностью.

Демократия - это то, что в европейской политологии обозначается как возможность всех социальных слоев и групп косвенно или прямо участвовать в политическом процессе и влиять на него. Но очевидно, что демократий много, они разнообразны не только по характерам и формам, но некоторые из них носят явно выраженные национальные особенности. Важнейший момент -соотношение между юридическими и практическими аспектами демократий. Например, конституционно закрепленные демократические нормы или даже целостная демократическая система иногда оказывается полностью деформированной политической практикой.

Из чего слагается реальное народовластие - прямое и неограниченное и в то же время свободное от насилия большинства над меньшинством? Наконец, что принимать за условную, но столь важную грань, за которой свобода волеизъявления переходит в анархию и безответсвенность, способные представлять реальную опасность для общества? И кто устанавливает этот рубеж?

Относительно отчетливы лишь некоторые самые общие критерии. Из них первым4 следует, наверное, назвать наличие развитых представительных институтов, правовой базы, надежно гарантирующей право на выбор во всех сферах общественной жизни - от экономики до семейных отношений, равно как и реальные механизмы осуществления этого права. Именно наличие реального выбора - главный признак демократии.

Если говорить непосредственно о японской демократии, то очевидно, что конституционные и иные юридические основания демократического процесса в японском обществе были заложены при огромнейшей роли американской администрации. Однако их дальнейшая судьба, степень их упрочения в социуме, формы их реализации - все это целиком и полностью зависело от самих японцев, особенно после прекращения оккупации.

Получение адекватного ответа на вопрос о степени демократичности японского общества нередко затрудняется значительным "национальным колоритом" японской демократии, бросающимися в глаза проявлениями ее специфики по отношению к американской и западноевропейской моделям, весьма заметной модифицированностью институтов, привнесенных извне, под воздействием сугубо "местных" факторов. Здесь крайне важно не преувеличить и не преуменьшить как родство японской демократии с "классической" западной, так и их различия.

Как уже отмечалось выше, Япония - экономический гигант, стремящийся усилить свое политическое влияние в мире. Кроме того, это сосед Российской Федерации, ее партнер в торгово-экономической и культурной областях. Сотрудничество между нашими странами развивается по нарастающей, а знаний друг о

друге еще крайне мало. Таким образом, очевидна актуальность избранной темы диссертации, поскольку в работе рассматриваются внутренние структуры государства, которое занимает ведущие позиции в АТР и является второй в мире экономической державой.

Россия семь десятилетий жила вне мира демократии. Япония вступила на путь демократического развития также относительно недавно - после второй мировой войны. Россия, как и Япония имеет свою специфику развития, но у Японии опыта немного больше. Кроме того, Япония уже многого достигла в плане применения демократических ценностей и инструментов. Знание японского опыта, учет его достижений и ошибок дает возможность говорить и о практической значимости предпринятого исследования.

Научная новизна исследования обусловлена следующим:

■ данная тематика освещалась весьма однобоко по известным причинам в советское время и недостаточно полно освещена в российской и зарубежной литературе. Монографий, полностью посвященных проблемам японской демократии не обнаружено.

■ Кроме того, в данной работе впервые предпринята попытка рассмотрения японской демократии с акцентом на культурно-психологические особенности нации. В последние 5-6 лет предпринимались отдельные попытки увязать особенности политических процессов в Японии с культурно-религиозным фактором (в основном они принадлежат перу крупнейших российских японоведов - Саплину, Саркисову и Еремину), однако монографических исследований на эту тему до сих пор нет, хотя мы полагаем, что именно данный фактор определяет ход политических процессов и оказывает постоянное влияние на

выстраивание политической системы послевоенной Японии, несмотря на огромное влияние и давление американцев после второй мировой войны.

■ Новым является также применение исторического метода анализа политических процессов при соотнесении их с историкокультурной ситуацией.

Предмет исследования - специфика демократии в Японии, связь политических процессов с культурно-психологическим особенностями нации.

Цели исследования:

1. Рассмотреть основные политические события в Японии, начиная с периода раннего средневековья и заканчивая 1868 годом -годом Реставрацией Мэйдзи; в особенности уделить внимание роли религиозного фактора.

2. Проанализировать политические процессы в Японии в эпохи Мэйдзи и Тайсё, дать этнокультурные харатеристики особенностей становления демократии.

3 . Дать описание и оценку политических процессов в первые 10 лет после второй мировой войны.

4 . Показать специфику японской демократии на современном этапе, сделав акцент на системе 1955 года и политических реформах кабинета Хосокава.

Работа состоит из четырех глав и библиографии. В первой главе рассматриваются политические, религиозные и культурные особенности средневековой Японии. Во второй главе дан анализ становления и развития демократии в периоды Мэйдзи и Тайсё, а также возврата от демократии к тоталитаризму. В третьей главе

описывается развитие политических событий в Японии в период американской оккупации, указаны особенности восприятия японцами западных ценностей. В заключительной четвертой главе предпринята попытка выявить специфику японской демократии в настоящее время, опираясь на ход политических процессов, правовые обоснования демократии, реформы начала 90-х годов, культурно- психологические особенности нации. Делаются выводы об уникальности такого явления, как японская демократия.

В процессе написания работы был проработан ряд работ крупнейших российских японоведов и политологов, использованы материалы японских и американских авторов.

Политические процессы в Японии весьма динамичны. Меняется психология людей, меняется и облик демократии. Нам представляется, что уже в первые годы будущего тысячелетия взгляд на демократию в Японии будет иметь несколько иной ракурс, и интерес к данной проблематике будет только усиливаться.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Биричевский, Дмитрий Анатольевич

Заключение

Подводя итоги данной работы, представляется необходимым сделать ряд выводов и обобщений.

1.Японская демократия - феномен исторически своеобразный. Нельзя не видеть, что исполнительная власть в стране сильнее представительных институтов. Парламент Японии далеко не так могуч, как итальянский, британский или же американский конгресс. Правительство располагает рядом преимуществ перед законодателями, делающими его менее восприимчивым к воздействию общественного мнения и выборного органа.

2. Другая специфическая японская черта - процедура принятия решений, в соответствии с которой движение к консенсусу, без которого так не любят обходиться японские политики, происходит скрыто, закулисно, путем многократных неофицальных обсуждений и согласований, позволяющих подчас бесконтрольно влиять на этот процесс многим формально отдаленным от власти организациям - от Федерации предпринимательских организаций (Кэйданрэн) до профсоюзов. Все это несколько напоминает отношения внутри корпорации, увеличенной до маштабов страны. И, конечно, эта корпоративная демократия - не вполне демократия в западном смысле слова.

3.Уровень демократизма зависит не только от юридических норм. Подлинно демократическим, как представляется, можно считать лишь тот тип общества, для которого демократизм стал необратимым, неотчуждаемым состоянием. Иными словами, демократические процессы должны естественно вытекать из структуры социально-политического, экономического и национально-психологичческого укладов.В Японии качественного сдвига в этом направлении пока нет.

Чтобы утвержать обратное , необходимо твердо знать, что в широчайших слоях общества присутствуют устойчивые, воспроизводимые в буквальном смысле через генетический код преставления об индивидуальной свободе в любых ее проявлениях как о важнейшей жизненной необходимости, отсутствие или ограничение которой яаляется невосполнимым нарушением жизненных стандартов. Именно эти представления, например, позволяют самому простому американцу, даже и не отягощенному бременем хорошего образования, с гордостью говорить о своей родине:"Это свободная страна". И никаких сомнений нет в том, что для говорящего это означает, что его страна и есть самая лучшая. Здесь же источник американского патриотизма, готовности защищать идеалы свободы и демократии, иногда, конечно, стереотипно понимаемые.

4.Что главное в восприятии родины для японца? Ответить на этот вопрос весьма не просто. Однако представляется сомнительным, что именно демократизм и свобода самовыражения - это определяющие черты видения Японии, японского общества изнутри. Индивидуальная свобода, неограниченный выбор или 1 все же самоограничение в национально-традиционалистком духе и материальное благополучие доминирует в системе японских фундаментальных ценностей?. Скорее все-таки последнее.

Во всяком случае, реальная японская демократия не соответствет современному стандарту либерализма. И дело не в кознях "японских монополий", а в том, что западная демократия, испытавшая совершенно иные изначальные импульсы и уходящая корнями в вековые традиции народных собраний, которые закреплены в видоизмененных формах в обычном праве христианских религиозных обществ в Европе и Америки, плохо ложится на японское традиционное мышление, само- и мировосприятия. В той мере, в какой она с ними совместима, западная демократия и приживается на японской почве. Там же, где она испытывает скрытое противодействие инерции национального характера, возникают отличия, специфика, воспринимающиеся носителями евроамериканского сознания, как ограничения демократии и авторитарность.

5.В рамках единого архетипа возникли две относительно самостоятельные модели демократии: западная - с фиксированием внимания на защите индивидуума от давления общества и государства -и восточная с акцентом на самоограничение личности, стремлении контролировать ее порывы, встраивать их в системы общественных и государственных интересов1.

Послевоенная демократия в Японии имеет очень интересные особенности и грани. Американские семена демократии ложились на японску почву, и то, что выросло, естественно, отличалось от того,

1 См Демократия в Японии: опыт и уроки (выступление А. Богатурова). М., 1992. что было заложено в генетическом коде семян. В принципе можно говорить о неком гибриде, по жизнестойкости и продуктивности превосходящем, быть может, оригинал2.

6. Японская демократия, очевидно, - не в чистом виде западная демократия. Традиционный социокультурный момент и этико-психологические особенности национального генотипа внесли коррективы в японскую демократию, которую типологически трудно причислить к "классической". Япония - это открытое общество весьма закрытых групп. Другими словами, американская демократизация Японии создала демократическую макроструктуру в виде конституции, парламентской демократии, многопартийности и прочих атрибутов классической демократии, но глубоко в социальные группы она проникнуть не смогла из-за того, что сработали японские традиционные структуры. Причем отнюдь не потому, что они консервативны, а потому, что на данном этапе они социально эффективнее.

7. Хорошо известно, что внутренние структуры японского общества довольно жесткие, в них нет демократичности в классическом смысле слова, существует довольно четкая система соподчиненности; иерархичность или соподчиненность вовсе не означает произвола, угнетения личности, пренебрежения ею или ее унижения. На микроуровне действует внутренняя демократия, обусловленная рационализмом и прагматизмом для решения социально-производственных задач.

2 См.там же (выступление К. Саркисова).

Здесь мы встречаемся с более, чем где-либо, высоким уровнем доверия начальства подчиненным, что трудно представить себе в странах классичской демократии. Здесь действует знаменитый принцип принятия решения "нэмаваси", предполагающий участие в принятии решения и учет мнений практически всех участников процесса. Наконец, японская социально-производственная микромодель вообще строится на человеческом факторе, на человеческом капитале.

Дает ли это нам право говорить об этой модели как о демократичной? В классическом смысле - может быть и нет. Но если исходить из того, что у демократии разные пласты, то это - японская демократия, т.е. такая форма, при которой в политическом или другом социальном процессе принимает участие максимальное число людей. Хорошо известно принципиальное отличие японского кпиталистического предприятия от западного. Оно состоит в первую очередь в различных системах распределения прибыли. В США и Западной Европе основная часть прибыли выплачивается в виде дивидендов владельцам акций. В Японии она уходит на совершенствование и расширение производства, причем с согласия акционеров. Это совершенно иной социальный договор. Кроме того, в Японии все вопросы производства находятся в исключительной компетенции тех, кто работает на данном предприятии. Собрание владельцев акций не вмешивается в производственные дела. Где больше демократии? Трудно сказать. Это просто разные демократии.

8. Насильственное введение демократии увенчалось успехом, однако, как и все пришлое в Японии, демократия также приобрела свою специфику, отличающую японский вариант от его американского прообраза. Так, в США абсолютное верховенство имеет закон, единый для всех. Он регулирует жизнь, к нему аппеллируют граждане. В Японии тоже существуют законы, но здесь гораздо реже, чем в США прибегают к защите закона. Доведение дела до суда - мера крайняя. Японцы предпочитают использовать сначала все традиционные возможности улаживания конфликта, не нарушая гармонии в данной социальной общине, стараясь не нанести ущерба престижу друг друга. Таким же путем готовятся и важные политические решения. Их инициаторы никогда не будут обращаться сразу открыто к общественному мнению за советом. Сначала в дело вступает традиционные механизм согласования, и уж на той стадии, когда достигнут консенсус между теми, от кого зависит решение, наступает стадия формального обращения к обществу.

Японская демократия ограничена с точки зрения самовыражения личности, ее свободы действия, мотивации поступков собственным решением и оценкой индивида. Однако сохранение традиционной семейно-общинной структуры не только в обществе, но и в сознании, психологии позволяет поддерживать очень живой и динамичный организм, с одной стороны, и избегать резких конфликтов и потрясений - с другой. Вероятно, объяснение удивительному сочетанию быстро прогрессирующего общества с редкой для таких стремительных перемен социальной и политической стабильностью следует искать именно в органически сложившемся симбиозе классической демократии и традиционных структур.

9. Японской политической системе присущи все основные элементы западной демократии, в том числе всеобщее избирательное право, многопартийная система, разделение властей, гарантия равноправия граждан. Как ни важны все эти демократические институты сами по себе, они все же являются предпосылкой, базой для нормального функционирования политической, экономической, социальной систем человека, возникновения атмосферы взаимного доверия и терпимости.

При всей универсальности принципов демократии они испытывают в каждом обществе постоянное воздействие со стороны его политической культуры, традиций, религии, причем это воздействие особенно значительно в азиатских обществах. Последние обычно довольно быстро воспринимают внешние формы демократии, но нередко вкладывают в нее исторически сложившиеся представления о взаимодействиях между народом и властью, о принципах справедливости, добре и зле. Поэтому при исследовании демократического процесса в Японии необходимо не только акцентировать внимание на западных элементах демократии, но и выделить тенденции, которые позволяют говорить о существовании демократии японского типа.

10. Другая проблема, связанная со специфическим развитием демократического процесса в Японии, имеет отношение к влиянию демократических институтов на послевоенное экономическое процветание страны, что ставит под сомнение вывод некоторых сторонников перехода к рыночным отношениям в рамках авторитарного правления.

Следует отметить, что после определенного периода резкой поляризации политических сил в Японии (примерно до начала шестидесятых годов) начала складываться политическая структура, которую, по мнению некоторых японских политологов, можно назвать "управляемой демократией". Именно эта структура в наибольшей степени способствовала экономическому и социальному развитию Японии. Для этой стуктуры наиболее показательны следующие явления.

Во-первых, это относительно гармоничные отношения между трудом и капиталом. С 70-х годов резко снижается популярность так называемых классовых профсоюзов и, наоборот, возрастает роль реформистских профцентров, которые поставили своей основной задачей активное участие трудящихся в управлении производством, чтобы на этой основе добиваться защиты интересов рабочего класса.

Во-вторых, в указанный период происходит сближение позиций всех политических партий (за исключением компартии). Именно отсутствие оппозиции европейского типа привело к образованию в Японии фактически однопартийной структуры и созданию "системы власти ЛДП" на базе отрудничества между политиками, высшей бюрократией и руководителями деловых кругов.

Определенный консенсус, достигнутый между всеми политическими партиями Японии в отношении наиболее важных проблем, стоящих перед страной, позволяет японскому правительству относительно быстро и эффективно решать важнейшие вопросы структурной перестройки в экономической и социальной сферах, вопросы которые в демократических странах

Запада вызывают острые катаклизмы. В Японии вряд ли можно ожидать в ближайшем будующем появления двухпартийной системы по западному образцу. По всей видимости, процесс будет идти по пути создания альянсов между ЛДП и оппозиционными партиями и усиления роли гражданских движений.

В-третьих, созданию в Японии "управляемой демократии" способствуют также особенности политической культуры, групповое и иерархическое сознание народа, гомогенный характер японской нации, подъем неонационалистических настроений, связанных прежде всего с экономическими успехами страны. В то же время существуют и сдерживающие факторы, которые не позволят управляемой демократии превратиться в авторитарный режим . К ним относятся в первую очередь чрезвычайно активное вовлечение Японии в мирохозяйственные связи, начавшийся процесс интернационализации японского общества, осознание японской элитой, что только наличие общих с западными демократиями ценностных ориентаций даст Японии возможность выжить как процветающей державе.

Японцам не свойственно рушить "до основания" старое и на развалинах возводить нечто принципиально новое. Япония не терпит четких альтернатив, когда приходится однозначно выбирать либо черное, либо белое. Эти элементы традиционного менталитета, уходящие корнями в глубокую древность, всегда помогали Японии не растерять старых, проверенных временем традиций и одновременно воспринимать все новое, прогрессивное. Эту японскую особенность можно часто наблюдать в самых разных областях жизни страны и общества, в том числе и в политике последних десятилетий. Можно не сомневаться, что традиционная японская способность двигаться вперед без резких скачков, не теряя по дороге собственные ценности и не проходя мимо могущего пригодиться чужого опыта сослужит стране добрую службу и в этот сложный переходный период.

Подводя итоги, необходимо, на наш взгляд, отметить следующее. В последнем десятилетии XX века политическая система Японии претерпевает важные изменения, которые в самом общем виде можно охарактеризовать как отказ от "системы 1955 года" и начало формирования новой. Рассматривая период 1993-1995 годов как стартовый этап этого процесса, в японском обществе пытаются найти хотя бы ориентировочные, предположительные институты новой системы. Под таким углом зрения анализируются актуальные политические проблемы, учитываются опыт и уроки прошлого.

В 1993 году впервые за последние 38 лет либерал- демократы не смогли сформировать правительство. Власть приобрела коалиционный характер. Сначала это была коалиция "без ЛДП", а затем коалиция "с ЛДП", включающая также СДПЯ и Новую партию (Сакигакэ). Большинство противостоящих правящей коалиции сил объединились в Новую прогрессивную партию, которая является более сильным оппонентом по отношению к ЛДП, чем в прошлом СПЯ. В целом феномен Новой прогрессивной партии заслуживает внимательного изучения. Она являет собой конгломерат выходцев из разных партий, что затрудняет выработку позиции по принципиальным вопросам. Нередко выходцы из Комэйто противостоят выходцам из Партии обновления и ПДС и сводят на нет ряд интересных идей.

По состоянию на март 1995 года, правящая коалиция имела в палте представителей 291 место из 511, в палате советников - 153 из 252. Таким образом, правящая коалиция располагает большинством в каждой из палат. В 1996 году после парламентских выборов ЛДП, заручилась поддержкой СДПЯ и Сакигакэ и вновь после трехлетнего перерыва сумела сформировать однопартийное правительство во главе с Хасимото Рютаро, а в с августа 1998 года, во главе с Обути Кэйдзо.

Дальнейший ход политического процесса будет зависеть во многом от поведения отдельных влиятельных групп (бизнес, средства массовой информации) и общества в целом. Практически все общество осознает безальтернативность эволюционного пути к новой политической системе. Заметно тяготение его части к сильному лидеру. Сказывается неуверенность некоторых граждан в возможности выйти из сегодняшних трудностей без более твердой руки. Однако государство и общество Японии смогут построить новую политическую систему, главными отличительными чертами которой будут высокая степень демократичности в смысле максимального отражения воли народа, решительное расширение участия в решении общих дел низовых ячеек государственных и общественных стуктур, преврщение политической системы в инструмент социального прогресса, практически свободный от наносных явлений, препятствующих эффективному выполнению этой функции.

Почти все отечественные исследователи придерживаются мнения, что эволюция внутренних структур в Японии должна идти по пути их демократизации, поскольку исторически японский культурно-психологический социум формировался в отдалении от основных центров цивилизации и носил черты чрезмерного конформизма. Отчасти этому способствовала гомогенность. Интернационализация, или глобализация, японской роли потребует от японского общества дальнейшего углубления демократизации внутренних структур. Причем это должно коснуться и духовного мира японцев.

На наш взгляд, Япония должна пойти по пути "оттачивания" демократических механизмов, применяя рецепты западных демократий. При этом культурно-психологичкеские особенности японского народа, его традиции будут вольно или невольно мешать копированию западных моделей. Нам представляется, что умелое сочетание европейских знаний и японской души, уже проверенное историческим опытом, и должно стать основой общественного развития страны в грядущем веке.

В заключение отметим, что в последние годы в российской политологии в целом и, в частности, японоведении наметились контуры программы действий - общий курс и ряд проблем для исследования. Сейчас стало для всех очевидно, что изучение японской демократии важно не только само по себе, но и для осмысления глобальных и внутрироссийских процессов, для выявления пригодных для заимствования институтов, для совершенствования концептуальных основ политики Российской Федерации в отношении Японии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Биричевский, Дмитрий Анатольевич, 1999 год

Библиография

Официальные документы

1. Конституция Японии. Бюллетень информационного отдела Посольства Японии в РФ. М., 1996.

2. Совместный сборник документов по истории территориального _ размежевания между Россией и Японией. МИД РФ, МИД Японии, 1992.

3. Коккай бинран (Парламентский справочник). Токио, 1995.

4. Косёку сэнкёхо канкэй хорэй сю (Сборник законов

и постановлений, касающихся Закона о выборах на общественные должности). Токио, 1995.

5. Нихон кокусэй дзуэ (Статистический сборник по экономическому и политическому положению Японии). Токио, 1994.

6. Син роппо (Новый сборник законов). Токио, 1995. Литература

7. Александров Г. Аристотель М., 1940.

8. Алиев Р. Ш.-А. Внешняя политика Японии в 70-х - начале 80-х годов. М., 1986.

9. Алпатов В.Л. Япония: Язык и общество. М., 1988. Ю.Амиров В. Эволюция роли Японии в экономике АТР (взгляд из

региона). М., 1998. 11 .Арин О. Азиатско-тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и

реальность. М., 1997. 12.Богатуров А. Демократия в Японии: опыт и уроки (круглый стол советских японоведов). М., 1992.

13.Бугаева Д.П. К вопросу о "самовыражении" в японских мемуарно-автобиографических сочинениях нового времени. Япония: история, культура, литература. М., 1989.

14.Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. М, 1990.

15.Бунин В.Н. Япония в противостоянии транснациональным угрозам ( в контексте обеспечения безопасности ) М., 1998.

16.Бунин В.Н. Обновленный японо-американский союз и Китай. М., 1998.

17.Бунин В.Н. Принятие новой программы национальной обороны Японии на период с 1996 г. М., 1998.

18.Бунин В.Н. Новый среднесрочный план оборонного строительства Японии на 1996 - 2000 гг. М., 1998.

19.Вербицкий С.И. Япония на пороге XXI века. М.,1988.

20.Вербицкий С.И. Япония в поисках новой роли в мировой политике. М., 1992.

21.Выборнов В.Я. Развитие и безопасность. М., 1997.

22.Гаджиев К.С. Политическая наука М., 1996.

23Хаджиев К.С. Геополитика. М., 1997.

24.Горегляд В.Н. Общественная мысль и религии в эпоху Эдо. Сб. Из истории общественной мысли Японии XVII-XIX вв. М.,1990.

25 .Горфункель М.Г. Крах системы 1955 года. Политические реформы кабинета Хосокава. СПбГУ, 1996.

26.Григорьева Т.П. К эпохе Мэйдзи (1886-1912) Кн.: Бугаева Д.П. Японские публицисты 19 века. М., 1978.

27.Даль Р. Введение в теорию демократии. М., 1992.

28.Демидов А.И., Федосеев A.A. Основы политологии. М., 1995.

29. Демократия в Японии: опыт и уроки (круглый стол советских японоведов) М., 1990.

30.Демидов А.И., Малько А. В. Политология в вопросах и ответах. М., 1998.

31. Денисов Ю.Д. Политика в области науки и техники. М., 1998.

32.Державин И.К. Сока Гаккай - Комэйто. Религиозно- политическое движение в послевоенной Японии. М., 1972.

33.Еремин В.Н. Основные черты политической системы Японии. Актуальные проблемы политики и экономики современной Японии. М., 1991.

34.Еремин В.Н. Политическая система современного японского общества. М., 1992.

35.Еремин В.Н. Правовая реформа как часть преобразований в послевоенной Японии (Исторические корни и социально-политическая роль) Япония: Лики страны в разные времена. М., 1994.

36.Еремин В.Н. Политическая система Японии на рубеже столетий. Япония: конец века. М., 1996.

37.Еремин В.Н. Административно-финансовая реформа. М., 1998. 38.Загорский A.B. Япония и Китай: Пути общественного развития в

оценке японской историографии. М., 1991. 39.Загорский A.B. Опыт перехода от тоталитаризма к демократии: японский опыт (1945-50гг.). Япония: лики страны в разные времена. М., 1994. 40.Загорский А. Возможности реформы партийной системы. М., 1998.

41.Идейно-политические проблемы в Японии. Выпуск 2. М., 1990.

42.Из истории общественно-политической мысли Японии 17-19вв. М., 1990.

43.Информационный бюллетень. Актуальные проблемы современной Японии. Выпуск 7. М., 1989.

44.История Японии 1945-1975. М., 1978.

45.История Японии М., 1998.

46.Козлов A.A. Роль Японии в становлении АТЭС. М„ 1998.

47.Копылова Я.В. Некоторые аспекты формирования экологического мировоззрения японцев. М., 1998.

48.Копылова JI.B. Воздействие техносферы на японское общество. М., 1998.

49.Кравцевич А.И. Политика защиты внутреннего рынка и либерализации внешнеэкономических связей. М., 1998.

50.Кравцевич А.И. Налоговая политика. М., 1998. 51 .Крупянко М.И. Япония 90-х. М., 1997.

52.Кузнецов Ю.Д. Социально-классовая структура современной Японии. М., 1983.

53.Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г.Б., Сырицын И.М. История Японии. М., 1988.

54.Кунадзе Г. Милитаризм в Японии: вопросы методологии и анализа. - МЭ и МО. 1989, N2.

55.Латышев И.А. Правящая Либерально-демократическая партия. М., 1967.

56.Латышев И.А. Японская бюрократия. М., 1968.

57.Лебедева И.П. Промышленная политика.М., 1998

58.Леонтьева Е. Японская экономика:регламентации и дерегулирование. М., 1998.

59.Макаров A.A. Политическая власть в Японии. М., 1988.

60.Макиавелли Н. Государь. М., 1990.

61.Марков А.П. Формирование политики Японии в ATP М., 1998.

62.Матрусова Т.Н. Формирование трудовой политики. М., 1998.

63.Маркарьян С.Б. Политика обеспечения продовольственной безопасности. М., 1998.

64.Молодякова Э.В. Политика в сфере образования. М., 1998.

65.Молодякова Э., Маркарьян С. Перманентная реформа образования. М., 1998.

66.Молодяков В. Моделирование образа Японии. М., 1998.

67.Монтескье Ш. Избранные произведения М., 1975.

68.Мухаев Р.Т. Основы политологии. М., 1996.

69.Нагата Хироси История философской мысли Японии. М.,1991.

70.Накасонэ Я. Политика и жизнь М., 1994.

71.Носов М. Над страницами японской внешней политики. М., 1998. 72.Остроухов О. Китайский фактор в японской внешней политике

после окончания "холодной войны". М., 1998. 73.Общая и прикладная Политология М., 1997. 74.Опыт Японии в решении социально-экономических проблем.Сб. под ред. Петрова Д.В. М.,1995.

75.Павлятенко В.Н. Российско-японские отношения: курс на XXI век М., 1998.

76.Панарин A.C. Философия политики М., 1996.

77.Панов А.Н. Вопрос об императорской системе в Японии на :: завершающем этапе второй мировой войны и начале оккупации. Проблемы востоковедения: Научные труды, вып. 4, М., 1973.

78.Петров Д.В. Япония в мировой политике. М., 1973.

79.Платон Собрание сочинений. Том 3 М.Д994.

80.ПодпаловаГ.И. Социалистическая партия Японии: 1945-1972. М., 1975.

81.Политология. Курс лекций (под ред. Радугина A.A.). М., 1996.

82.Правящие круги Японии: механизм господства. М., 1984.

83.Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. Этнопсихологические очерки. М., 1985.

84.Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1986.

85.Рамзес В. К новым системам. М.,1998.

86.Саплин В. А. Демократия в Японии: опыт и уроки (круглый стол советских японоведов). М., 1990 с.23.

87.Саркисов К.О. Япония на кануне 21 века. Актуальные проблемы политики и экономики современной Японии. М.,1991.

88.Саркисов К.О. Культурно-психологический генотип японцев на рубеже веков, Япония: конец века. М., 1996.

89.Саркисов К.О. Демократия в Японии: опыт и уроки (круглый стол советских японоведов). М., 1992.С.8,21-23.

90.Саркисов К.О. Политика сохранения национальной культуры. М., 1998.

91.Семин A.B. Современное состояние и перспективы японо-китайских отношений. М., 1998.

92.Стрельцов Д.В. Современный японский парламент. М.,1994.

93.ТетеркинаМ.Ю. Современные японо-тайваньские отношения. М., 1998.

94.Тимонина И.Л. Механизм регионадльной экономической политики. М., 1998.

95.Тихоцкая И.С. Политика в отношении "стареющего общества". М., 1998.

96.Таити Сакаия. Что такое Япония? М.,1992.

97.Того Сигэнори Воспоминания японского дипломата. М., 1996.

98.Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1994.

99.Федосеев A.A. Введение в политологию. СПб., 1994. ЮО.Хлынов В.Н. Формы и методы стимулирования труда на

крупных предприятиях Японии. М., 1998. 101 .Хлынов В.Н. Изучение и использование японского опыта

управления наемным персоналом крупных предприятий. М., 1998. 102.Цветова И.А. Партия новых рубежей: от рождения до распада. М., 1998.

103 .Цветова И.А. Демократическая партия - новая политическая сила

Японии. М., 1998. Ю4.Шлындов A.B. Соотношение национально-государственных

интересов России и Японии М., 1998. 105.Эволюция политической системы Японии. Сб. Под ред. Петрова Д.В.М., 1995.

Юб.Япония. Идеология, культура, литература. М., 1989.

107.Япония: культура и ощество в эпоху НТР. М., 1985.

108.Япония наших дней. М., 1983.

Ю9.Япония и проблемы безопасности в АТР. Сб. Под ред.Бунйна В.Н. 1996.

llO.Fukutake Т. The Japanese Social structure. Tokyo, 1982. 11 l.Gen Itosaka Gates to Japan. Tokyo, 1986. 112.Huntington S. The third wave. Oklahoma, 1991. 113.0zaki R. The Japanese - the cultural portrait. Tokyo, 1978. 114.Reischauer E. Japan - The story of a nation. Tokyo, 1981.

115.Sansom. G. Japan - a short cultural history. Stanford, 1931.

116. Vie M. Histoire du Japon - Des origines a Meiji. Paris, 1969

117.Абэ Хитоси, Синдо Мунэюки, Кавато Садафуми Гайсэцу. Гэндай нихон-но сэйдзи (Общий курс современной японской политики). Токио, 1990.

118.Готода М. Сэй то кан. (Политика и бюрократия) Токио., 1994.

119.Ватанабэ Ёдзо Нихон сякай ва доко э ику (Куда движется японское общество). Токио, 1990.

120.Ёкибэ М. Бэйкоку-но нихон сэнрё сэйсаку. Сэнго нихон-но кэйкакудзу. (Оккупационная политика США в Японии. Планирование устройства послевоенной Японии). Токио, 1985, Т. 1-2.

121.Игараси Такаёси, Огава Акио Гикай. Канрё сихай-о коэтэ. (Преодолеть господство бюрократов в парламенте). Токио, 1995.

122.Кэнсё. Сёсэнкёку сэй (Критический анализ системы малых округов). Токио, 1994.

123.0дзаваИтиро Нихон кайдзо кэйкаку. (План обновления Японии). Токио, 1993.

124.Масамура Кимихиро Сэнго си (История послевоенной

125.Японии). Токио, 1990.

126.Нака Мамору Сэйдзи-но нани-о каэру но ка (Что надо менять в политике). Токио, 1993.

127.Накамура Такафуса Сёва си. т.1 1926-1945 История эпохи Сёва). Токио, 1993.

128.Накасонэ Я., Умэхара Т. Сэйдзи то тэцугаку (Политика и философия) Токио, 1996.

129.Нихон-но ронтэн (Японские вопросы). Токио, 1994. 130.0тиаи Нобухико Нихон но сётай (Истинное лицо Японии). Токио, 1994.

131. Сава Такамицу Хэйсэй фукё но сэйдзикэйдзайгаку

132.(Политическая экономика застоя эпохи Хэйсэй). 13 З.Токио, 1994.

134.Сасаки Такэси Сэйдзи ва доко э мукау ка (Куда

135.движется японская политика?). Токио, 1992.

136.Сато Н. Кайко хатидзюнэн (80 лет в воспоминаниях). Токио, 1963.

137.Такада Кадзуо Сэнго сэйдзи но аюми (Развитие послевоенной политики). Токио, 1990.

138.Рояма Масамити Нихон-но рэкиси (История Японии), Токио, 1974, т.26.

139.Хамада Коити Нихон-о дамэ ни сита кюнин но сэйдзика (Девять политиков, которые опозорили Японию). Токио, 1993.

140.Ябуно Юдзи "Нихон сэйдзи-но мирай косо (Будущее

141.японской политики). Токио, 1994.

142.Ямагути Дзиро "Сэйдзи кайкаку (Политическая реформа). Токио, 1993.

143.Ямада Хироси, Китаниси Макото, Итикава Тайти, Такада Кадзуо Сэнго сэйдзи но аюми (Развитие послевоенной политики). Токио, 1990.

144 .Периодические издания

145.Знакомьтесь - Япония 1996-1998.

146.Япония. Ежегодник. 1988-1997.

147.Япония о себе и мире. Дайджест 1993-1994. М., 1993-1994.

148.Japan Times 1993-1998.

149.Асахи симбун 1992-1995.

150.Майнити симбун 1992-1995.

151.Ёмиури симбун 1992-1995.

152.Сюкан бунсюн 1992-1995.

153.Бунгэй сюндзю 1992-1995.

154.Тюо корон 1992-1995.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.